Полицейское право: что это такое, описание и особенности

Права и обязанности сотрудников полиции

Законодательством РФ регулируются права и обязанности полиции.

В ФЗ-№ 3 «О полиции» от 07.02.2011 г. обозначено более 40 обязанностей сотрудников полиции, которые касаются не только уполномоченных лиц, но и каждого гражданина. Ведь любой из нас может столкнуться с правонарушением.

Что обязаны делать полицейские, каковы их права и обязанности в 2021 году?

Обязанности сотрудника полиции

Органы полиции входят в систему МВД и призваны обеспечивать правопорядок в стране и защищать права её граждан. Обязанности полиции обозначены в ст. 12 вышеупомянутого закона.

Перечислим основные из них:

  • Приём и регистрация всех сообщений о правонарушениях, преступлениях и происшествиях, а также заявлений от граждан. При этом сотрудники полиции обязаны информировать гражданина о ходе рассмотрения его заявления и о результатах проверки.
  • Незамедлительное прибытие на место происшествия или совершения преступления и принятие мер для безопасности общества.
  • Обеспечение порядка в общественных местах.
  • Оказание первой помощи пострадавшим.
  • Обязанности сотрудника полиции в случае обращения к нему гражданина

    Сотрудник полиции обязан в этом случае:

    • Назвать свои фамилию, должность, звание.
    • Внимательно выслушать гражданина, принять соответствующие меры в рамках своих полномочий или объяснить, к кому можно обратиться с данным вопросом.
    • Обеспечить гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы.

    Права сотрудника полиции

    Для выполнения своих обязанностей полицейскому предоставлены следующие права (ст. 13 ФЗ-№3):

  • проверять удостоверяющие личность документы;
  • патрулировать общественные места;
  • доставлять в медучреждения лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения;
  • доставлять безнадзорных несовершеннолетних в специализированные центры, районные отделения полиции и пр.;
  • посещать любые учреждения, организации и предприятии (по предъявлении служебного удостоверения), знакомиться с необходимыми документами (в том числе содержащими персональные данные граждан) и материалами.
  • Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие в случаях, указанных в ст. 23 ФЗ «О полиции».

    Служащие правоохранительных органов в основном применяют оружие для защиты себя и граждан от умышленных действий сторонних лиц. Чаще всего оружие применяется в ходе задержания преступников, совершивших злодеяние.

    Перед применением оружия полицейский обязан предупредить нарушителя/подозреваемого о том, что произойдёт в случае неподчинения.

    Не допускается применение оружия в отношении детей, беременных, инвалидов, за исключением случаев, когда это опасно для людей. Нельзя применять оружие, если это может повлечь опасные последствия для окружающих.

    Применение физической силы полицейским будет считаться правомерным, если является реакцией на сопротивление правонарушителя; при этом отсутствует хотя бы малейшая возможность несилового воздействия.

    Имеет ли право сотрудник полиции проверять документы на улице?

    Проверка документов полицией – ситуация достаточно привычная в наши дни. И всё же эту процедуру нельзя назвать приятной.

    Полицейский вправе проверять документы, если:

    • гражданин подозревается в совершении преступления;
    • предполагается, что гражданин находятся в розыске;
    • имеются основания к возбуждению дела об административном правонарушении;
    • имеются основания для задержания в порядке, предусмотренном статьей 27.3 КоАП РФ или ст. 91 УПК РФ.

    Просмотр документов полицейским возможен с целью проверки подозрительной личности по «ориентировке», отработки местности и пр.

    Сотрудник полиции вправе проверить у гражданина документы, даже если тот спокойно идёт по своим делам.

    Ст. 13 не оговаривает, что сотрудник полиции должен располагать сведениями, достаточными для установления причастности проверяемого лица к совершению правонарушения. Для проверки достаточно минимального внешнего сходства с находящимся в розыске лицом.

    Так что законопослушным гражданам можно порекомендовать относиться к таким ситуациям с пониманием, ведь в конечном счёте — это забота об их же безопасности.

    Может ли сотрудник правоохранительных органов забрать паспорт?

    Да, может, но только сотрудник органов ОВД или Следственного комитета и при условии, что лицо подозревается в совершении преступления. В остальных случаях гражданин вправе не давать в руки полицейского свой паспорт.

    Имеет ли право полиция обыскивать на улице?

    Защитники правопорядка вправе проводить досмотр граждан на публично-массовых мероприятиях. Цель обыска в данном случае – наличие у граждан оружия или запрещённых веществ.

    Читайте также:
    Профессиональное заболевание: что это такое, описание и особенности

    Как действовать при обыске на улице:

  • Во-первых, заявите о своих правах. Согласно ст. 5 ФЗ-№3, полицейский обязан представиться, сообщить цель и причину своего обращения, разъяснить ваши права и обязанности.
  • Во-вторых, требуйте понятых. При обыске должны присутствовать свидетели. Желательно вести видеосъёмку. Необходимое для этого условие: обыск/досмотр проводит лицо аналогичного пола.
  • В-третьих, прочитайте протокол, письменно обозначьте, с чем не согласны, добавьте при необходимости свои комментарии, обязательно перечеркните все свободные поля и только после всего этого распишитесь. Если не согласны, не расписывайтесь.
  • Имеет ли право полиция задерживать на улице без причины?

    Все основания для задержания граждан полицией перечислены в ст. 14 вышеуказанного закона. Задержать могут при подозрении в совершении деяния, за которое предусмотрено лишение свободы.

    При этом должно иметься одно из таких оснований:

    • лицо застигнуто при совершении преступного деяния или сразу же после его совершения;
    • очевидцы или потерпевшие указали на данное лицо как на преступника;
    • на человеке или его одежде, в его жилище обнаружены следы преступления.

    Другие основания для задержания:

    • лицо пыталось скрыться;
    • не имеет постоянного места жительства;
    • личность гражданина не установлена;
    • сходство внешности с ориентировкой. Или, например, нахождение данного лица в помещении, где согласно оперативным данным скрывается преступник.

    Безосновательно задерживать гражданина сотрудник полиции не имеет права.

    Имеет ли право полиция допрашивать несовершеннолетнего без родителей?

    Полицейский вправе допросить несовершеннолетнего (без психических отклонений), которому не исполнилось ещё 16 лет, без участия родителей, если на допросе присутствует педагог или психолог.

    Несовершеннолетний, которому уже исполнилось 16, может быть подвергнут допросу без участия педагогов, психологов и родителей.

    Имеет ли право полиция останавливать машину?

    Остановка автомобиля возможна, если:

  • водитель нарушил правила дорожного движения;
  • полицейский заметил явную неисправность авто;
  • инспектор владеет сведениями, что водитель причастен к ДТП или к преступлению;
  • авто находится в розыске;
  • сотруднику ГИБДД необходим свидетель для оформления протокола при ПДД;
  • перевозимый груз создаёт аварийную ситуацию на дороге.
  • Имеет ли право сотрудник полиции проверять документы на машину?

    По закону любой сотрудник полиции при необходимости обладает полномочиями для остановки автотранспорта и проверки документов. Некоторые полагают, что данные действия может производить только инспектор ГИБДД, но это ошибочное мнение.

    Имеет ли право полиция заходить в квартиру?

    В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в дом гражданина против его воли, за исключением случаев, установленных законом, или на основании решения суда.

    Без разрешения хозяев в квартиру может войти уполномоченный участковый, но опять же – если на то имеются основания. К примеру, было совершено или необходимо пресечь преступление, или если в данном доме находятся люди, которым требуется неотложная помощь.

    В ст. 15 ФЗ «О полиции» прописано, что проникновение полицейских в жилые или иные частные помещения, а также на земельные участки, допускается:

    • для спасения или обеспечения безопасности граждан;
    • для задержания подозреваемых в совершении преступления лиц;
    • для пресечения преступления;
    • для выяснения обстоятельств несчастного случая.

    В этих случаях полиция вправе произвести взлом запирающих устройств, препятствующих проникновению. При этом сотрудник полиции, осуществляющий проникновение в жилое помещение, обязан предварительно уведомить граждан об основаниях своих действий, за исключением случаев, если промедление создаёт угрозу жизни всем окружающим или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.

    В то же время любой гражданин задаётся вопросом: «Имею ли я право не открывать дверь полиции?». Прежде чем открыть двери полицейскому, вы можете:

    • Попросить представиться и показать служебное удостоверение через глазок или накинутую цепочку.
    • Переписать данные и сообщить близким по телефону ФИО и звание рвущегося к вам сотрудника. Закон даёт гражданам такое право, чтобы позаботиться о своей безопасности.
    • Потребовать назвать причину визита.

    Если полицейский отказывается сообщить данные о себе, вы вправе не открывать ему дверь. В этом случае позвоните по номеру 112, участковому или в дежурную часть отделения полиции.

    При отказе полицейского озвучить причину визита у вас имеется полное право не открывать ему дверь. Сообщите полицейскому о неправомерности его действий и превышении полномочий, предложите оставить вам повестку.

    Читайте также:
    Радиационная безопасность: что это такое, описание и особенности

    Имеет ли право сотрудник полиции снимать на телефон?

    Инспектор полиции имеет право вести съёмку, причём не только на служебный видеорегистратор, но и на свой телефон, а также на любое другое устройство.

    Такие съёмки могут выступать в суде доказательствами например, неадекватного поведения или отказа от медицинского освидетельствования и других неправомерных ситуаций.

    В то же время граждане часто задаются вопросом: «Имею ли я право снимать на видео сотрудника полиции?» В этом случае позиция МВД РФ однозначна: гражданам разрешено производить съёмку, если это не мешает полицейскому выполнять свои служебные функции (ст. 24 Конституции РФ).

    Однако имеются и некоторые ограничения. Сотрудник полиции может попросить гражданина прекратить съёмку в ходе осуществления охранных либо оперативно-розыскных мероприятий, а также в целях защиты охраняемой законом тайны, прав граждан и организаций. Также съёмка может быть запрещена в регионе, где введён режим контртеррористической операции.

    Имеет ли право полицейский проверять телефон?

    По общему правилу проверять содержимое мобильного телефона и других технических устройств гражданина полицейский может только при проведении спецопераций с целью поиска предметов, использованных при совершении преступлений или административных правонарушений.

    Однако такой досмотр должен фиксироваться протоколом. Во всех остальных случаях у сотрудника полиции нет полномочий просматривать данные мобильного телефона или компьютера.

    Знание прав и обязанностей полицейских позволит гражданам вести себя правильно при столкновении с правонарушениями, защищать сои права и наказывать тех сотрудников, которые превышают свои полномочия или выполняют свои обязанности недобросовестно.

    Права полиции Их понятие и классификация

    Как и обязанности, права полиции составляют часть правового статуса полиции. Права полиции определяют меру и пределы возможного (т.е. дозволенного) поведения полиции (в отличие от обязанности – меры должного поведения, и запрета – меры недопустимого поведения).

    В целях реализации возложенных на полицию обязанностей, ей предоставляется и широкий круг прав, которые предусмотрены в статье 13 ФЗ «О полиции».

    В частности, сотрудник полиции в рамках исполнения определенной обязанности может использовать право или совокупность прав по собственному усмотрению.

    Классификация прав, предоставленных полиции:

    1. Права полиции, реализуемые в рамках контрольно-ревизионной деятельности полиции:

    – требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

    – требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия;

    – проверять документы, удостоверяющие личность граждан;

    – запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию;

    – патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;

    – применять в процессе контроля (надзора) меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

    – требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах.

    2. Права полиции по обеспечению безопасности дорожного движения:

    – останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполне-ния возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;

    – запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения;

    – задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

    – временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения;

    – временно ограничивать или запрещать дорожное движение.

    3. Права, направленные на реализацию лицензионно-разрешительной деятельности:

    – проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов;

    Читайте также:
    Провокация взятки: что это такое, описание и особенности

    – продлевать и переоформлять выданные лицензии и разрешения, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом; принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию.

    4. Права полиции, направленные на обеспечение общественной безопасности и охрану общественного порядка:

    – направлять представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений;

    – осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;

    – проводить при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации проверки соблюдения правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов;

    – применять в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 3029 ; Мы поможем в написании вашей работы!

    Полиция, ее роль и функции в системе государственной власти: описание

    Содержание:

    Полиция – это орган государственной власти, охраняющий общественный порядок. Относится к категории гос. служб, участвует в организованной борьбе с преступностью. Функции полиции предполагают наличие вооруженных отрядов, специализированных технических и транспортных средств. Представители службы – полицейские, строго контролируют соблюдение установленных норм и правил поведения на разных уровнях общественной жизни.

    Как полиция относится к органам государственной власти

    Полиция – это правоохранительный орган исполнительного управления. Гарантирует гражданам государств охрану свободы и права, борется с нарушением законодательства, обеспечивает порядок и безопасность в общественных местах. Кабинет Министров, Министр Внутренних Дел направляет и координирует деятельность правоохранительной структуры. Основные задачи:

    • Обеспечивать общественный порядок, публичную безопасность;
    • Контролировать соблюдение норм и требований закона;
    • Охрана свободы и права человека, государства, общества;
    • Противодействие преступности;
    • Оказание поддержки гражданам, попавшим в сложное социальное, экономическое положение, в установленных рамках.

    Отвечая на вопрос: полиция – какой орган государственной власти, следует отметить, что это структура, регулирующая все направления жизни граждан. Относится к правоохранительным органам исполнительной власти.

    Полиция в системе органов государственной власти – функции

    Законодательство утверждает: свобода и право гражданина – высшая ценность. Полиция – это орган власти, охраняющий данную ценность. Он нормирует предусмотренный законом порядок, определяет случай, когда человек прав или является нарушителем. Определяя, полиция – это какой орган власти, отметим ее основные функции:

    • Предотвращает или предупреждает, пресекает, выявляет, раскрывает правонарушения, преступления;
    • Обеспечивает поддержание общественного порядка;
    • Предупреждает аварийные ситуации;
    • Регулирует дорожное движение;
    • Осуществляет административный контроль, надзор в разных направлениях деятельности;
    • Приводит в исполнение решения иного государственного органа власти.

    Сотрудник полиции отвечает за осуществление и проведение спасательных мероприятий, принимает участие в оказании помощи пострадавшим ввиду несчастных случаев. Основные инструменты для выполнения функций: статья закона, принудительное воздействие на нарушителей, уголовный, правовой, гражданский кодексы.

    Функции и требования полиции

    Теория указывает на особые требования, которые полиция предъявляет ко всем гражданам государства. Это профилактические меры, позволяющие купировать нарушения и преступления. Со своей стороны работники:

    • Пропагандируют правовой образ жизни, основанный на соблюдении законодательства;
    • Проводят профилактические беседы с молодежью;
    • Оказывают первую помощь гражданам, пострадавшим в результате стихийного бедствия, несчастного случая, неправомерных действий, если сотрудники специализированной помощи отсутствуют на месте;
    • Пресекают нарушения, влияющие на общественную безопасность;
    • Прибывают на места совершения преступлений, принимают и регистрируют заявления от граждан.

    Полиция – какой орган власти, полномочия

    Сотрудники службы имеют ряд полномочий:

    • Проверка документов, удостоверения личности, прав на владение транспортным средством;
    • Патрулирование общественных территорий, населенного пункта;
    • Доставка людей в наркотическом, алкогольном опьянении по месту проживания или в участок, медицинское учреждение;
    • Поиск и возврат детей младшего и среднего возраста в интернаты, специальные школы;
    • Остановка противоправных действий. При необходимости допускается использование табельного оружия;
    • Досмотр личных вещей граждан при наличии подозрений на угрозу общественному порядку.
    Читайте также:
    Потребительская корзина: что это такое, описание и особенности

    Полиция – это какая власть, подразделения

    Все сотрудники полиции, независимо от подразделения, обязаны защищать права граждан, пресекать нарушения и преступления. Кроме активных и профилактических мер они отвечают за создание и выпуск информационных материалов, проведение лекций, бесед. Различают три основных подразделения:

    • Оперативно-розыскная группа. Защищает гражданские свободы, препятствует совершению преступлений. Основа – информационно-аналитическая работа, сбор данных о людях, общение со знакомыми и близкими преступников;
    • Участковые. Охрана общественного, правового порядка, принятие и рассмотрение жалоб, обращений, оформление протоколов;
    • Патрульная бригада. Присутствие на массовых скоплениях граждан, выявление нарушителей, патрулирование населенных пунктов, проверка документов.

    Полиция социальная или политическая: особенности

    В социальной сфере полицейские выполняют роль гарантов безопасности. Обеспечивают уважение и соблюдение прав человека, его социального статуса. Правоохранительные структуры регулируют отношения между представителями различных классов общества.
    В политической сфере правоохранители отвечают за следование нормам и требованиям законодательства, контролируют политические процессы – голосование, выборы, демонстрации, принятие и соблюдение законопроектов.

    ​​Права полицейского

    Права и обязанности есть у любого гражданина России, в том числе, и у сотрудников полиции. При этом последние ещё должны соблюдать свои должностные инструкции при выполнении служебных обязанностей. К сожалению, некоторые блюстители правопорядка превышают свои полномочия. Это может выражаться в проведении личного досмотра, препровождении в отдел полиции и даже задержании. Подобные требования не всегда законны.

    Попробуем разобраться, как именно нужно вести себя с полицией, и рассмотрим ситуации, когда сотрудники этого ведомства превышают полномочия.

    Права сотрудников полиции

    Для начала рассмотрим действия полицейских, которые больше всего волнуют граждан.

    Имеет ли сотрудник право остановить человека на улице

    Да, имеет. Обычно это делается для проверки документов. Если обратиться к положениям закона «О полиции», такие действия сотрудников регламентированы в четырёх случаях:

    1. Гражданин подозревается в совершении уголовного преступления;
    2. Есть подозрение, что гражданин объявлен в розыск;
    3. Проверка на причастность к совершению административных правонарушений;
    4. Имеются основания для задержания.

    При этом блюститель правопорядка обязан представиться по всей форме, и предъявить служебное удостоверение. В противном случае, гражданин не обязан предъявлять для проверки никаких документов.

    Остановка такси для проверки пассажиров

    Эта обязанность возлагается на сотрудников ГИБДД, и они наделены правами, останавливать любые транспортные средства, в том числе, и такси. Для такой проверки необходимы веские основания, однако, этот момент закон не конкретизирует. В частности, работник ДПС может остановить автомобиль по подозрению, что за рулём находится пьяный водитель или машина находится в розыске.

    В любом случае, причина остановки должна быть озвучена полицейским. Проверка пассажиров возможна в ситуациях, когда они подозреваются в совершении преступления, употреблении запрещённых препаратов, хранении оружия и боеприпасов.

    Может ли полицейский проводить обыск на улице

    Да, может. Согласно действующему законодательству, работники полиции могут проводить осмотр и досмотр граждан. Несмотря на схожесть определений, между этими процедурами есть существенная юридическая разница.

    В частности, осмотр проводится на добровольной основе. Такая практика применима для обеспечения безопасности общественных мероприятий: концертов, футбольных матчей и пр. Суть осмотра сводится к тому, что гражданина просят предъявить содержимое сумочек и рюкзаков, чтобы проверить, нет ли там алкоголя, взрывчатки и других запрещённых предметов. При этом гражданин не обязан давать разрешение на осмотр, но в этом случае, за полицией сохраняется право не пропускать этого человека на мероприятие.

    Досмотр не требует согласия гражданина. Эта процедура применяется в случаях, если человек подозревается в совершении преступления, хранении наркотиков, оружия, боеприпасов и пр. Проводится личный досмотр где угодно, в том числе, и на улице.

    Читайте также:
    Обязательная сертификация: что это такое, описание и особенности

    Важно! При досмотре обязательно присутствуют понятые, и проводится данная процедура строго под протокол. Отметим, что досматривать может только сотрудник полиции, одного пола с гражданином. Это означает, что досмотр женщин производится только сотрудницами полиции.[/su_note]

    Право на разблокировку телефона

    Закон не наделяет полицейских таким правом, поэтому гражданин не обязан сообщать блюстителю правопорядка свой пароль или снимать блокировку с устройства. Более того, действующее законодательство защищает личную жизнь граждан и тайну переписки от любых посягательств посторонних лиц. Такое возможно только с разрешения суда при наличии веских оснований, поэтому при рядовой проверке документов, проведении осмотра или досмотра, у полицейского наверняка нет соответствующей санкции.

    Однако при осмотре/досмотре всё равно придётся передать смартфон в руки сотрудника. При этом полицейский не может разбирать или ломать устройство. Отсюда следует, что отказ снять пароль не может расцениваться в качестве неповиновения сотруднику полиции.

    Что делать, если за отказ снять блокировку меня хотят забрать в отделение

    Ничего. Если полиция собирается задержать гражданина, то снятие блокировки никак не повлияет на это решение. Однако в этом случае, нужно требовать соответствующего оформления всех документов. Если у сотрудников полиции нет оснований для задержания, их действия являются неправомочными, поэтому их можно оспорить в судебном порядке.

    Отказ от освидетельствования на наркотики

    Гражданин может отказаться от прохождения освидетельствования, но тем самым, совершает административное правонарушение. В качестве наказания за это действие, закон предусматривает арест до 15 суток или штраф в размере 4 000-5 000 рублей.

    Полицейский может предложить пройти освидетельствование в случае, если есть основания считать, что гражданин употреблял наркотические или психотропные вещества. К таким признакам относятся:

    • Неадекватное поведение;
    • Нарушение координации движений;
    • Расширенные зрачки;
    • Специфический запах.

    По аналогичной схеме проводится и освидетельствование водителей. Если человек находится за рулём в пьяном виде, он гарантированно лишается прав, независимо от того, согласился он пройти медосвидетельствование или отказался.

    С кем связаться, если полиция пытается доставить в отдел

    С любым человеком, который поможет отстоять гражданские права. Однако у большинства граждан нет личных адвокатов или знакомых правозащитников. В этом случае можно позвонить друзьям или родственникам. Можно позвонить на горячую линию ОВД-Инфо: 8(800)707-05-28.

    Особенности проверки документов

    Проверка документов сотрудниками полиции — рядовая процедура. Однако здесь есть ряд особенностей, о которых нужно знать гражданам.

    Основания

    Для проверки документов, закон предусматривает три основания:

    • Подозрение в совершении уголовного преступления;
    • Подозрение в совершении административного правонарушения;
    • Подозрение, что гражданин находится в розыске.

    Есть и более расплывчатая формулировка: в иных случаях, предусмотренных Федеральным законодательством. В любом случае, полиция не может останавливать всех подряд для проверки документов. Для этого нужны основания, предусмотренные законом «О полиции» и иными нормативно-правовыми актами. В противном случае, проверка документов признаётся неправомерной, и действия полицейских можно обжаловать через вышестоящее руководство или в суде.

    Если есть ориентировка, должен ли полицейский её показать

    Это довольно скользкий вопрос, выпадающий из зоны правового регулирования. С одной стороны, представитель власти обязан ознакомить гражданина с любыми материалами и документами, затрагивающие права и свободы последнего. Кроме того, если человек похож на лицо в ориентировке, это является законным поводом для проверки документов и даже задержания.

    С другой стороны, нет ни одного подзаконного акта, обязывающего работников полиции носить с собой ориентировки на розыск подозреваемых. Она может находиться в отделении, следовательно, ознакомить с ней гражданина могут и там.

    [/su_note]Важно! Законопослушному гражданину лучше предъявить документы по этому требованию. Не стоит усложнять жизнь себе и сотрудникам полиции.[/su_note]

    Какие документы считаются удостоверением личности

    К таким документам относятся:

    • Российский паспорт;
    • Паспорт моряка;
    • Военный билет: для военнослужащих, проходящих службу по призыву или на контрактной основе;
    • Офицерское удостоверение;
    • Свидетельство о рождении: только для лиц, не достигших 14-летнего возраста.

    [/su_note]Важно! Водительское удостоверение в приведённый список не входит, хотя Верховным Судом было подчеркнуто, что в этом документе присутствуют все сведения, необходимые для идентификации гражданина.

    Читайте также:
    Назначение наказания: что это такое, описание и особенности

    Если удостоверения личности нет

    В этом случае, можно сообщить полицейскому свои данные: адрес постоянной регистрации, фамилию, имя и отчество. Патрульные экипажи оснащены компьютерами, что позволяет «пробить» гражданина по базе данных.

    Могут ли забрать в полицию для установления личности

    Да, могут. Если у гражданина нет при себе паспорта, а другими способами подтвердить личность невозможно, придётся прогуляться/проехать до ближайшего отделения полиции.

    На какой срок могут задержать для установления личности

    Срок административного задержания не должен превышать 3-х часов. Время отсчитывается с момента, когда гражданина доставили в отделение, и составили протокол. Однако для выяснения обстоятельств дела либо для удостоверения личности задержанного, этот срок может увеличиваться до 48-ми часов.

    Куда жаловаться при нарушениях, допущенных сотрудниками ППС

    Жалобу можно отправить в следующие инстанции:

    • Вышестоящему начальству;
    • Прокуратуру;
    • Управление собственной безопасности при УВД;
    • Суд.

    В жалобе нужно обязательно указать время и место, когда сотрудниками патрульно-постовой службы было допущено правонарушение. Даже если вы не запомнили фамилии полицейских, это можно выяснить через маршрут патрулирования.

    Права граждан

    Закон наделяет блюстителей правопорядка широким перечнем прав и полномочий. Учитывая специфику службы, это вполне объяснимо. Однако при выполнении должностных обязанностей, полиция не должна нарушать права граждан. Рассмотрим, как это выглядит на практике.

    Право на представление

    Подходя к гражданину, полицейский обязан представиться: сообщить своё звание, фамилию. Служебное удостоверение предъявляется по первому требованию. Это правило действует и в случаях, когда гражданин обращается к полицейскому по какой-либо причине.

    Право не носить документы

    Нет ни одного закона или подзаконного акта, обязывающего граждан постоянно иметь при себе паспорт либо другой документ, удостоверяющий личность. Поэтому сам факт отсутствия паспорта не является правонарушением, следовательно, не влечёт за собой штрафа и другого административного наказания.

    Однако здесь есть нюанс: при наличии оснований, полиция может забрать человека в отделение для выяснения личности. Эту особенность нужно учитывать.

    Право на уважение

    Это означает, что полицейский не вправе проявлять неуважение к гражданину, его национальным традициям, вероисповеданию и национальности. Сотрудники полиции обязаны обращаться на «вы», даже если человек совершил что-то противозаконное. Любые проявления неуважения можно расценивать как основание для составления жалобы.

    Право на соблюдение законности

    Полицейский не может без веских оснований проверить документы или забрать человека в отделение. Для этого должна иметься причина, и полный перечень таких оснований прописан в законе «О полиции».

    Однако грань между законностью и неподчинением полиции очень тонкая. С одной стороны, человек не обязан предъявлять паспорт, если полицейский решил проверить документы просто так. Однако если дело дойдёт до суда, Фемида вполне может принять сторону стража правопорядка. Поэтому добропорядочным гражданам лучше не обострять такие ситуации.

    Право получить извинения

    Это касается ситуаций, когда полицейский превысил свои полномочия, общался грубо и неуважительно, применил силу и пр. В этом случае, он должен принести пострадавшему извинения. Приносятся извинения только в письменном виде, в некоторых случая, публично.

    Отказ от показаний

    Гражданин вправе объяснить полицейскому свои действия или не говорить ничего. Это закреплено 51-ой статьёй Конституции РФ. При этом объяснения вовсе не означают, что гражданин избежит наказания за содеянное, но в некоторых случаях, могут смягчить вину.

    Право на частную жизнь

    Любые следственные действия подразумевают вторжение в частную жизнь. В ходе таких мероприятий, полицейские обычно узнают много информации о подозреваемом, но разглашать эти сведения они не имеют права.

    Допустим, сотрудник ДПС остановил для проверки машину известного в городе человека, который ехал не с женой, а скажем так, с подругой. Этот полицейский не вправе сообщать кому-либо о любовных интрижках гражданина, постить эти сведения в соцсетях и пр. За подобные действия возможно привлечение к уголовной ответственности.

    [/su_note]Важно! Понятие частной жизни охватывает жизнедеятельность гражданина, которая не противоречит закону и не контролируется государством. Например, разместить в соцсетях пост, что человек злостно не платит алименты, можно. Однако если у этого гражданина имеется пара любовниц — частная жизнь, не подлежащая огласке.[/su_note]

    Читайте также:
    Призывная комиссия: что это такое, описание и особенности

    Право не быть понятым

    Попросить стать понятым, могут любого человека. Однако это именно право, а не гражданская обязанность. Поэтому человек может спокойно отказаться от этого предложения, без каких-либо правовых последствий для себя.

    Право на составление протокола

    Это касается ситуаций с проведением досмотра. При этом протокол составляется до досмотра, а не после его проведения. Отсутствие протокола является процессуальным нарушением, дающим право оспорить штраф и избежать наказания. Однако наличие этого документа и понятых является гарантом того, что полицейские действуют по закону, и не превысят свои полномочия.

    Право на замечания

    Это касается ситуаций с составлением протокола. Гражданин, в отношении которого составлен документ, должен внимательно его изучить и вправе внести любые замечания. Кроме того, можно отказаться подписывать протокол, однако, это не делает его недействительным. Просто полицейский сделает пометку о том, что гражданин отказался от подписи.

    Право на информирование

    Под этим определением скрывается подробное разъяснение прав и обязанностей гражданина при задержании. Кроме того, граждане обладают правом ознакомления с результатами экспертиз, составленными протоколами и ходом дела по написанному заявлению.

    Право на защиту

    Пользоваться услугами адвоката можно с первой минуты задержания. Без правозащитника гражданин может не давать показаний, не подписывать документы и пр.

    Право на звонок

    Воспользоваться им можно в течение 3-х часов с момента задержания. Например, позвонить домой, и сообщить, что находитесь в таком-то отделении полиции по подозрению или без веских оснований.

    Право на предупреждение

    Это касается ситуаций, когда гражданин отказывается подчиняться законным требованиям. В этом случае, закон допускает применение сотрудниками полиции силы, спецсредств, в исключительных случаях — оружия. При этом полицейский обязан предупредить о применении силы. В случае с использованием табельного оружия — сделать предупредительный выстрел.

    [/su_note]Важно! Сила, оружие и спецсредства не применяются по отношению к несовершеннолетним, инвалидам и беременным женщинам. Единственное исключение — возникновение угрозы жизни.

    Право на участие в митингах и демонстрациях

    Это касается тех мероприятий, которые согласованы. При этом митингующие не перекрывают дорожное движение, не создают угрозу безопасности окружающих. Принять участие в санкционированном митинге может любой желающий: это законодательно не запрещено.

    Право фиксировать действия полиции

    Такая съёмка не запрещена, если речь не идёт о разглашении государственной тайны или деталей спецопераций. Поэтому при осмотре, досмотре и задержании, сотрудников полиции можно снимать на мобильный телефон. Это условие зеркальное: за стражами правопорядка сохраняется аналогичное право.

    Право на обжалование

    На любое неправомерное действие/бездействие полицейского можно и нужно жаловаться. Обращаться по этому поводу можно к вышестоящему руководству, УСБ, прокуратуру и суд. К слову, если в суде действия сотрудника будут признаны неправомочными, это даёт истцу право на подать иск о компенсации ущерба.

    Понятие и признаки полицейского государства

    Полицейское гос-во – разновидность авторитарного режима. Следовательно, ему присущи следующие признаки:

    1. Одним из признаков государства, в том числе и полицейского, является власть. В полицейском государстве односторонние централизованные властные начала: безусловное принудительное подчинение властным решением центральных органов, жесткая дисциплина и безоговорочная ответственность подвластных.

    2. Разделение властей в полицейском государстве, скорее лозунг, чем реалия. Вся государственная власть «замыкается», как правило, на одном или немногих. Именно они осуществляют высшую законодательную, исполнительную и правительственную власть. Народ как источник власти полностью игнорируется.

    3. Ядро государственной системы образуют силовые органы и структуры, а само гос-во приобретает расширенные функции (в т. ч. хозяйственную, воспитательную и т. п.)

    4. Метод управления – централизованный, запретительный, силовой.

    5. Непременным спутником такого государственного управления является расширение государственного формализма и бюрократизма.

    6. В общественной жизни действует принцип «разрешено только то, что прямо установлено в законах государства». В отличие от правового государства, где «разрешено все, что не запрещено».

    7. В полицейском государстве заложена тенденция к подробной регламентации и регуляции всех общественных отношений (в т. ч. брак, воспитание, религия, одежда, образование, строительство, наука, здравоохранение, а кое-где и выражение лиц).

    Читайте также:
    Передача вещи: что это такое, описание и особенности

    8. Социальная цель подобного режима – достижение и поддержание определенного единообразия поведения людей с помощью т. н. полицейских мер – строгого контроля за местопребыванием, передвижением населения, введения института прописки, массовым нарушением тайны переписки, ведением досье на неугодных лиц и пр.

    9. В полицейском государстве правительственная деятельность практически всегда определяется не столько правовыми нормами, сколько соображениями «пользы и целесообразности». Причем мнения и взгляды, а тем более возможные возражения со стороны граждан, власть просто не интересуют. Целесообразным признается все то, что соответствует «видам правительства».

    10. Теория и практика полицейского государства свидетельствуют, что собственности либо вовсе отказывают в праве на существование, либо ее призывают служить интересам нации и государства. Силовое перераспределение собственности, жесткий контроль за ней, по идее сориентированы на достижение благородной цели – формирование общества с неким усредненным стандартом жизни, не знающим нищеты и сверхбогатства. Вместе с тем подобные идеи почти всегда приводят только к одному – обществу коллективной бедности.

    11. Полицейское государство характеризуется принудительным единомыслием. Одно из важнейших прав человека – свобода слов и убеждений – приносится в жертву «политической стабильности». Полицейское государство не терпит либерализма не только экономического, но и политического, идеологического, культурного и т.п. Государство должно быть организовано в монолитный союз, проникнутый психологией единства, где каждый его член сознает свои обязанности по отношению к государству и свои интересы готов подчинить общему делу.

    В полицейском государстве (в отличие от правового):

    – не признаются и не гарантируются естественные права каждого человека,

    – не обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

    – отсутствует развитое гражданское общество.

    Полицейское государство

    Полице́йское госуда́рство — образное выражение, используемое для общественного строя, при котором власть жёстко (в том числе, с помощью репрессий) стремится контролировать социальную, экономическую и политическую жизнь граждан.

    В полицейском государстве законодательная и исполнительная власти слабо разделены; такое государство зачастую имеет признаки тоталитаризма или авторитаризма.

    Признаки полицейских государств являются спорными; сами государства не называют себя так. Обычно термин «полицейское государство» используется внутренними и внешними противниками существующего режима.

    Содержание

    История происхождения термина

    Термин нем. Polizeistaat активно употреблялся в немецком языке уже в конце XVIII — начале XIX веков как образ жёсткого административного контроля, особенно в отношении религии [1] [2] [3] . В то время значение слова нем. Polizei отличалось от современного и обозначало административную власть вообще, а слово нем. Polizeistaat вызывало образы абсолютных монархов прошлого и противопоставлялось верховенству закона в правовом государстве (нем. Rechtsstaat ), предложенному Кантом.

    Термин применялся с 1851 года в Австрии для обозначения всевластия полиции, сложившегося в эпоху реакции после подавления революции 1848-49 годов [источник не указан 586 дней] .

    В русском языке термин появился во второй половине XIX века, опять-таки как противопоставление правовому государству (в то время иногда называвшемуся также «правомерным») [4] .

    Примеры полицейских государств

    К примерам полицейского государства можно отнести ЮАР в эпоху апартеида, или Германию времён Третьего рейха, а также любое государство, в котором действует военная хунта.

    Существует мнение [кого?] , что идеальным [уточнить] полицейским государством был сталинский СССР, а на данный момент таковым является Северная Корея.

    Некоторые западные критики говорят о том, что США и Великобритания находятся на пути к полицейскому государству, отмечая введение индивидуальных электронных номеров, принудительные прививки, возможность длительного нахождения под стражей без суда, биль HR 347, жесткие действия со стороны полиции во время акции ,,Захвати Уол Стрит. [5] [6] .

    «„Является ли Америка полицейским государством?“ Мой ответ: „Может быть ещё нет, но она быстро к этому идёт“.» [7]

    Многие [кто?] критики считают, что Россия при установившемся в 2000 г. режиме является полицейским государством или стремительно превращается в таковое. Уже в 2004 г. крупные российские социологи Лев Гудков и Борис Дубин считали признаком «нового социального состояния — возникновения полицейского государства» «кажущуюся ограниченную дееспособность или неэффективность милиции, суда, правоохранительных органов», в чем они видели вопреки официальной пропаганде не «временные трудности», а систему чиновничье-полицейского произвола [8] . Впоследствии Россию характеризовали в качестве полицейского государства не только представители российской оппозиции [9] [10] [11] , но также ряд депутатов Европарламента [12] , западные СМИ, включая «Ньюсуик» и «Вашингтон Пост» [13] [14] [15] [14] [15] [16] , а также российские журналисты [17] [18] Основанием для этого служило фактически бесконтрольное, по мнению критиков, положение силовых структур (милиция, ФСБ) в системе российского государственного управления, отсутствие независимой судебной власти, а также ряд конкретных мер, законов и законопроектов, расширяющих права и полномочия силовых органов за счет прав граждан.

    Читайте также:
    Ответственность дисциплинарная: что это такое, описание и особенности

    Ряд представителей грузинской оппозиции считают полицейским государством Грузию [19] [20] [21] .

    Вымышленные полицейские государства

    В новелле Джорджа Оруэлла «1984» описывается Британия, находящаяся под властью тоталитарного социалистического режима и ведущая нескончаемую войну. Война является поводом для подавления всяческих прав и свобод, проведения полицейских операций. Вследствие такой политики в государстве подавлена не только свобода действия, но и свобода мысли.

    Страна неизвестных отцов в романе «Обитаемый остров» представляло собой государство, в котором несколько анонимных правителей манипулировало общественным сознанием большинства граждан с помощью специальных башен. Излучение башен не манипулировало сознанием так называемых «выродков», которыми являлись все неизвестные отцы и некоторые немногочисленные граждане, которые сопротивлялись этим правителям. Однако при включении башен выродки испытывали ужасную головную боль. На землян башни не действовали никак.

    Роман-антиутопия Евгения Замятина «Мы» рассказывает об обществе, находящемся под тотальным контролем государства. Люди живут в домах со стеклянными стенами, что позволяет контролировать даже интимную жизнь, имена и фамилии заменены номерами, единственный способ получать информацию — подцензурная правительственная газета.

    Тема полицейского, тоталитарного государства была основной также в известных произведениях Синклера Льюиса «Это не может случиться здесь», Алана Мура «V — значит вендетта» (и одноимённом фильме).

    Понятие и признаки полицейского государства, как одного из типов государств

    Полицейское государство

    Полицейское государство представляет собой один из самых распространенных типов государства. К его разновидностям вполне могут быть отнесены какие-либо восточные деспотии, абсолютные монархии европейских корней (XV-XVIII веков), государства тоталитарного характера XX века – в роли которых выступают Германия, Италия, Испания, Португалия, Япония, СССР.

    Потребность в создании государства полицейской направленности была основана на идее неспособности людей самостоятельно заниматься организацией своей личной жизни для достижения счастья. В качестве такого организующего начала выступает специальное организационное государство в лице императора, монарха, вождя, основной целью которых является обеспечение блага народа.

    «Французская нация, – как в свое время отмечал король Людовик XIV, – не составляет самостоятельного тела, она полностью заключается в особе короля». Тем не менее счастья всеобщего характера, а также благополучия можно достичь только благодаря жесткой регламентации всех сфер деятельности человека, четкому определению того, что тому или иному человеку вообще стоит делать, а чего не стоит, пониманием что является злом. «Народу, – по мнению императора немецкого происхождения Фридриха Великого (который родился в 1152, а умер 1190 году), – как ребенку, который болеет, следует указывать, что ему необходимо есть и, что потребуется пить».

    В процессе осуществления такой достаточно благородной цели, как счастье народа, считалось, что любые средства, которые будут использоваться хороши. Для того чтобы достигнуть данную цель устанавливалась специальная всеобъемлющая опека чиновничества и полиции над всем населением. Осуществляя описание работы такого государства, историк из Франции А. Токе иль (1805-1859) отметил:

    Для того чтобы осуществлять руководство всем в Париже. потребуется изобрести тысячи способов контроля. Переписка со своими размерами уже громадна, а медленность процедуры административного характера настолько велика, что я никогда ранее не встречал ситуации, когда приход получал бы конкретное разрешение починить какую-либо колокольню или дом священника раньше, чем через год после подачи данной просьбы.

    Читайте также:
    Потребительская корзина: что это такое, описание и особенности

    Деятельность государства

    Государство в свою очередь занималось тем, что постоянно вторгалось в частную жизнь граждан, для того чтобы максимально ее контролировать. Так, в Пруссии (в 18 веке) специальный закон предписывал, как именно следует изготовлять те или иные товары, занимался определением времени работы и торговли, где должна стоять лампа в гумне, и доме, какое количество бутылок вина допустимо выпить во время крестьянского застолья, какое приданое должно быть дано новобрачной и т.д. Полиция тайной направленности отправляла на смерть тысячи людей без судебного разбирательства и какого-либо следствия, шпионство, а также доносы носили массовый характер.

    Деятельность государства полицейского правопорядка не контролировалась правовыми нормами, она определялась свойственной ей целесообразностью, то есть тем, что было выгодно королю и его приближенным. Именно поэтому, уже при Людовике 14 достаточно широко применялись открытые бланки, которые содержали в себе определенный формальный приказ об аресте, подписанный самим королем. Распоряжались такими бланками высшие сановники. Стоило только написать на бланке фамилию конкретного человека, чтобы обречь его на бессрочное заключение в тюрьме.

    Что же касается власти чиновничества, то она была настолько великой, а личность была настолько бесправна, что человек превращался в то, что позже Сталин назвал «винтиком государственного механизма», в его неотъемлемую часть и попросту не мог существовать самостоятельно. Из полицейского государства один из теоретиков – Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) предполагал: «В том случае, если какой либо гражданин отказывается подчиняться воле общего характера, то он будет к этому принужден всем организмом (в качестве организма в то время понималось именно государство), а это в свою очередь означало, что его силой принудят быть свободным.».

    Отсюда можно сделать вывод, что государство полицейского характера можно описать определенным чрезмерным развитием конкретной карательной функции, которую в свое время осуществляет специальная система разветвленной направленности государственного насилия: армия, органы, которые занимаются защитой правопорядка и безопасности, тюрьмы.

    Развитие полицейской теории

    Самое большое развитие теория полицейского государства нашла в практике определенных тоталитарных режимов. Государство тоталитарной направленности является специальной разновидностью полицейского, оно появилось в далекие 30-е годы 20 века. Сущность данного государства можно показать словами лидера итальянских фашистов Муссолини (1883-1945): «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства». Другими словами, ничто человеческое не может существовать само по себе, еще в меньшей степени оно обладает какой-либо определенной ценностью за пределами данного государства.

    Установление «государства тотального характера» (оно в свою очередь занимается полным контролем всего: мысли, чувства, какие-либо действия и различные поступки людей, организаций) возможно в обществе, которое в свое время раздирает вечная борьба, а также конфликты, экономические кризисы и нестабильность, где существует определенная угроза распада целостности государства, опасность его завоевания соседями. В данных условиях происходит концентрация всей полноты власти государственного характера в руках лидера (также его называют вождем), которого рассматривают в качестве спасителя нации.

    Под данным предлогом запрещаются все партии политического порядка, кроме специальной правящей партии, распускается парламент, отменяются конкретные статьи, которые служат гарантией прав человека.

    Свойственной чертой «тотального государства» является некий массовый террор по отношению к политическим противникам режима и всем несогласным с ним. Поэтому, если в Италии при Муссолини (1927-1933) по определенным политическим мотивам было вынесено 329 приговоров смертной направленности, то в Германии во время правления Гитлере (1933-1939) – уже целых 10 тысяч.

    Но все таки несмотря на черты отрицательного характера, специальное полицейское государство создает конкретные предпосылки для осуществления процесса перехода к правовому, что особенно характерно для периода феодальной раздробленности. Прежде всего это выражается в утверждении целостности, а также единства государственной власти, в преодолении политической и, конечно, экономической нестабильности.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: