Полное алиби: что это такое, описание и особенности

Понятие алиби, его виды, тактические особенности проверки алиби

Понятие алиби и его виды

Алиби традиционно трактуется как доказательство невиновности, основанное на том, что заподозренное или обвиняемое в совершении какого-либо преступления лицо в момент его совершения находилось в другом месте, и, следовательно, не могло участвовать в этом деянии.

Таким образом, в алиби, как в логической системе, присутствуют три основных элемента:

    1. место совершения исследуемого по делу пре­ступления;
    2. время совершения данного преступления;
    3. место, где в этот момент находился человек, заявивший о своем алиби.

Установление алиби не всегда может быть истолковано однозначно в пользу заподозренного лица. Практика свидетельствует, что установ­ление факта отсутствия заподозренного на месте происшествия во время совершения преступления еще не означает, что это лицо вообще не причастно к содеянному. Оно могло, что и нередко случается по делам о групповых преступлениях, не выступать в качестве непосред­ственного, физического исполнителя преступления, а являться его со­участником в качестве организатора, инициатора, пособника .

Современные технические возможности, находящиеся на «воору­жении» преступников, средства прямой и обратной радиотелефонной связи позволяют организатору преступления, даже находясь за преде­лами места происшествия, обеспечивать активное управление процес­сом совершения преступного деяния, контролировать криминальную ситуацию, координировать, направлять деятельность своих сообщни­ков по мере получения от них экстренных сообщений и выработки на основе их оперативного анализа соответствующих корректирующих указаний.

При проверке алиби может быть опровергнуто. Установление лож­ности алиби является важным доказательством виновности заподо­зренного .

Виды алиби

Криминалистика различает следующие виды алиби:

  1. Полное алиби – однозначно исключает возможность физического участия в исполнении преступления, потому что точно установлен факт пребывания человека в определенное точно установленное время, в определенном точно установленном месте.
  2. Частичное алиби – ситуация не исключает предположения о совершении преступлении этим лицом, поскольку сведения о времени его пребывания в определенном месте недостаточно убедительны и они перекрывают возможность его нахождения на месте преступления во время совершения.
  3. Квалифицированное алиби – заранее подготовлено и создано фиктивными обстоятельствами (предварительная подготовка свидетелей, лже-документов).
  4. Простое алиби – голословная ссылка на факты.

Квалифицирован­ное и простое относятся к ложным алиби .

Выдвижение ложного алиби, а оно чаще всего обеспечивается пре­ступниками еще до того, как они попадают в поле зрения органов дозна­ния и предварительного следствия, — одна из наиболее распространен­ных форм противодействия расследованию в целях уклонения от ответственности за преступление. Смысл этой акции сводится к форми­рованию правонарушителем или его сообщниками, другими незаинте­ресованными в его ответственности за содеянное лицами, системы лож­ных доказательств, реабилитирующих его в глазах следствия и общест­венности (принятие мер по недопущению в уголовно-процессуальное доказывание достоверной информации, адекватно отражающей его причастность к содеянному и роль в нем, по нейтрализации возможных улик и направлению следствия по ложному пути).

Фабрикация мнимого алиби может осуществляться самим преступ­ником непосредственно (как в одиночку, так и совместно с сообщника­ми) либо его связями по его просьбе или по их собственной инициа­тиве.

В ходе этой деятельности нередко совершаются другие преступле­ния типа должностного подлога, взяточничества, хищения бланков до­кументов каких-либо предприятий, организаций и учреждений, под­делки документов, подстрекательства к даче ложных показаний.

Тактические особенности проверки алиби

В ходе исследования алиби выясняется:

    • где конкретно находился заявивший об алиби в момент соверше­ния преступления и чем там занимался в это время;
    • откуда, с кем, с какой целью туда прибыл, когда, с кем, в связи с чем, в какое время покинул это место, какой период времени находился в этом месте;
    • кого он там видел, в какой обстановке, кто его видел, с кем всту­пал в контакт, что делали те, кто находился в этом месте;
    • на фоне каких природно-климатических явлений (состояние по­годы, наличие осадков и т.д.) протекало его пребывание на месте, какие события социального характера происходили в месте пребывания и за его пределами;
    • кому, помимо непосредственных очевидцев, было известно о на­мерении побывать в данном месте, в данное время, кому и каким обра­зом стало известно, что он там находился;
    • с помощью каких фиксированных носителей информации может быть подтвержден исследуемый факт алиби;
    • причины несвоевременного сообщения об алиби, если для заяв­ления о нем имелась реальная возможность или даже необходимость;
    • в какой одежде, обуви пребывал заявитель на месте своего на­хождения во время совершения расследуемого преступления, какие вещи имел при себе, в какой одежде, обуви, с какими вещами убыл оттуда.

В том случае, когда алиби нашло объективное подтверждение, необ­ходимо выяснить причины и обстоятельства появления в деле доказательств, ошибочно уличающих заявителя алиби в совершении преступ­ления, если, разумеется, такие доказательства имеются.

Читайте также:
Непотребляемые вещи: что это такое, описание и особенности

В качестве типовых общих версий при исследовании алиби прове­ряются следующие:

    1. алиби реально (имеет место);
    2. алиби надуманно (ложно).

В случае объективного подтверждения алиби может возникнуть необходимость в глубоком и всестороннем исследовании причин и об­стоятельств появления в уголовном деле доказательств, позволивших заподозрить невиновное лицо в совершенном преступлении.

Этому способствует построение и проверка версий о том, что неви­новное лицо попало в число подозреваемых, обвиняемых лиц в силу:

    • добросовестного заблуждения следователя , а также каких-либо лиц, допрошенных по делу (например, в результате ошибки при иден­тификации, в результате неудачного стечения обстоятельств и т.д.);
    • злого умысла и козней со стороны кого-либо (с целью отмщения, устранения конкурента и т.д.);
    • иных причин.

При проверке версий о ложном алиби могут быть выдвинуты част­ные версии:

    1. по целям и субъектам (ложное алиби выдвинуто преступником с целью избежать личной уголовной ответственности за содеянное; лож­ное алиби выдвинуто с целью помочь другому лицу избежать уголов­ной ответственности за совершенное им преступление и т.д.);
    2. по связи с деятельностью по подготовке ложного алиби (алиби заранее подготавливалось, алиби выдвинуто спонтанно без предвари­тельной подготовки);
    3. по кругу участников сфабрикованного алиби (ложное алиби сфабриковано одним человеком, в фабрикации ложного алиби участво­вало несколько лиц);
    4. по способу воздействия на лиц, подтвердивших ложное алиби (фабрикация ложного алиби сопряжена с шантажом, подкупом, угово­рами, с использованием добросовестного заблуждения лиц, подверг­шихся незаконной обработке, с иными видами воздействия);
    5. по действиям , охваченным умыслом на фабрикацию ложного алиби (создание мнимого алиби сопровождалось подстрекательством к даче ложных показаний, создание мнимого алиби включало лишь фаб­рикацию дезориентирующих следствие вещественных доказательств. создание мнимого алиби базировалось на комплексе доказательств того и другого вида).

В ходе расследования могут быть выдвинуты и проверены и другие версии, вытекающие из особенностей криминалистической характе­ристики содеянного и сложившейся следственной ситуации (например, в случае установления ложного алиби, проверяется версия о том, что эта акция разработана по инициативе и под руководством преступ­ника еще до возбуждения уголовного дела либо его преступными свя­зями, родственниками после того, как на него пало подозрение).

Порядок исследования алиби:
    1. проведение обстоятельного допроса заявителя алиби;
    2. построение по этим показаниям субъективной мысленной моде­ли ситуации, в которой оказалось допрошенное лицо, ее изучение и выведение из нее следствий, которые необходимо проверить;
    3. разработка на этой основе плана проверки и его реализация;
    4. допрос лица, заявившего о своем алиби, по вопросам, вытекаю­щим из результатов проделанной работы, предъявление его в необхо­димых случаях для опознания другими лицами (или наоборот), произ­водств очных ставок с лицами, показания которых расходятся с показа­ниями проверяемого;
    5. построение на основе полученных данных фактической (объек­тивной) модели исследуемой по делу ситуации, связанной с алиби;
    6. осуществление сравнительного анализа субъективной и объек­тивной моделей и формирование вывода о их сходстве и различии.

Проведение обстоятельного допроса заявителя алиби осуществляется по поводу места, где он находился во время совершения преступления, а также имевшейся здесь ситуации (всего того, что он видел, слышал, узнал иным способом; о том, что здесь происходило с его участием и без него, по маршруту его следования на это место и убытия отсюда; целей при­бытия на место, способов и механизма их достижения; документов, иных объектов, в которых отражено его появление и жизнедеятель­ность).

Разработка на этой основе плана проверки и его реализация решается поэтапно. С помощью работников органов до­знания или лично следователю необходимо осуществить сбор инфор­мации по поводу события, фактов, обстоятельств, названных заявите­лем на допросе, а также тех из них, которые не были последним назва­ны, но имели место в данной обстановке. В этих целях могут быть выяснены во всех необходимых деталях особенностти событий, явле­ний, процессов социального, экономического, природного, климати­ческого и иного характера, с которыми должен был столкнуться прове­ряемый, если бы он действительно находился в данном месте во время совершения преступления, признаки всего того, что находилось, проис­ходило по маршруту следования на это место и маршруту убытия отсю­да. Делается это путем:

    • осмотра данного места;
    • получения и ана­лиза нужных сведений из средств массовой информации, сведений, поступающих от работников контролирующих, правоохранительных органов, должностных лиц, иных работников предприятий, организа­ций, учреждений, из других официальных и неофициальных источни­ков;
    • выявления и допроса свидетелей, находившихся в данное время в данном месте, проезжавших или проследовавших через него иным образом, способных представить в распоряжение следствия информа­цию по интересующим его вопросам;
    • допроса лиц, которые могли или должны были видеть заявителя алиби, контактировать с ним на той или иной основе, в том числе тех, на кого он указал в своих показаниях;
    • обнаружения, изъятия и изучения документов, в которых нашли отражение устанавливаемые обстоятельства.
Читайте также:
Нематериальные активы: что это такое, описание и особенности

Вывод о сходстве сравниваемых моделей означает, что алиби под­тверждено, является истинным.

В случае несовпадения признаков моделей необходимо дать соот­ветствующую оценку характеру, содержанию и степени различия выяв­ленных расхождений.

При этом следует иметь в виду, что обнаруженные расхождения, несовпадения моделей далеко не во всех случаях можно однозначно трактовать как основание для вывода о ложности, мнимом характере алиби.

Такой вывод неправомерен при частном, второстепенном, несуще­ственном характере противоречий, вполне допустимых и объяснимых при условии истинности алиби. Основание для противоположного вы­вода дает наличие существенного противоречия, которое нельзя объяс­нить случайными причинами.

Положительное решение вопроса о том, что алиби ложное, что оно опровергнуто, возможно лишь в таких слу­чаях:

    1. в фактической модели, т.е. реальной действительности, как это установлено, объективно отсутствуют важные элементы (факты, собы­тия, обстоятельства, следы), в отношении которых заявитель алиби дал показания, утверждая, что они имели место;
    2. указанные заявителем на допросе факты, события, обстоя­тельства имели место в реальной действительности, однако фактическая их характеристика в части большинства или отдельных, но принципиально важных существенных сторон, параметров, призна­ков, очевидных для тех лиц, которые воспринимали их непосредст­венно, значительно расходится с той характеристикой, которая им дана заявителем алиби;
    3. установлено наличие таких очевидных обстоятельств, как важ­ных элементов фактической модели, о которых не мог не знать заяви­тель, но на допросе он отверг возможность их существования либо ничего определенного по их поводу сказать был не в состоянии.

Алиби

А́либи (от лат. alibi — где-либо в другом месте) — юридический термин, применяемый в уголовном праве, понимаемый, как наличие объективных обстоятельств, свидетельствующих о непричастности обвиняемого или подозреваемого к инкриминируемому преступлению, в силу того, что во время, когда совершалось инкриминируемое ему преступление, он не мог находиться в месте совершения преступления, так как находился в ином месте.

Согласно положениям Презумпции невиновности, если стороной защиты заявлен довод о наличии Алиби, то обязанность по сбору доказательств, подтверждающих или опровергающих Алиби, лежит на Стороне обвинения. Однако в отдельных источниках [1] прямо указано, что доказательство алиби лежит на обвиняемом.

Довод защиты, основанный на алиби обвиняемого, может считаться опровергнутым только если суду были представлены твердые доказательства того, что в момент преступления обвиняемый действительно находился в месте инкриминируемого преступления. [источник не указан 116 дней]

Иногда также выделяется субъективное алиби, под которым понимается невозможность совершения преступления в связи с особенностями личности обвиняемого, особенностями личности потерпевшего, спецификой инкриминируемого преступления и т. д.. Однако, в строгом толковании термина, называть подобные обстоятельства «алиби» – некорректно.

Официальное толкование

Правовые акты РФ

Примечания

  1. Большая Советская энциклопедия. Алиби

Ссылки

  • Алиби // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Энциклопедический словарь экономики и права. Алиби
  • Большая Советская энциклопедия. Алиби

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Акцепт
  • Аллонж (право)

Полезное

Смотреть что такое “Алиби” в других словарях:

АЛИБИ — (alibi) подозреваемого в преступлении нахождение его в момент совершения преступления в друг. месте, где он не мог его совершить. Доказать alibi есть лучший способ оправдаться. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков … Словарь иностранных слов русского языка

алиби — Алиби, это слово, восходящее к латинскому alibi – «в другом месте», является юридическим термином и означает, что во время совершения преступления подозреваемый находился в другом месте и потому не может быть признан виновным. Поэтому правильно… … Словарь ошибок русского языка

Алиби — (иноск.) невиновность подозрѣваемаго въ преступленіи по поводу пребыванія его гдѣ нибудь въ другомъ мѣстѣ (а не тамъ, гдѣ было совершено преступленіе). Ср. Благодаря цѣлому ряду высокообдуманныхъ alibi я успѣлъ выйти изъ дѣла неповрежденнымъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

АЛИБИ — АЛИБИ, нескл., ср. (лат. alibi в другом месте) (юр.). Отсутствие обвиняемого на месте преступления в момент его совершения, как доказательство его непричастности к преступлению. Обвиняемому удалось установить свое алиби. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

алиби — отмазка, отмаз, оправдание Словарь русских синонимов. алиби сущ., кол во синонимов: 3 • оправдание (16) • … Словарь синонимов

Читайте также:
Оговорка патентная: что это такое, описание и особенности

алиби — (неправильно алиби) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

АЛИБИ — (от лат. alibi в другом месте) в криминалистике факт нахождения обвиняемого или подозреваемого вне места преступления в момент его совершения, установленный доказанным присутствием его в это время в другом месте … Юридический словарь

Алиби — подтверждаемое отсутствие подозреваемого или обвиняемого на месте преступления в момент его совершения, как доказательство непричастности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

АЛИБИ — (от латинского alibi в другом месте), в уголовном процессе факт нахождения обвиняемого или подозреваемого вне места совершения преступления в момент, зафиксированный как время преступления … Современная энциклопедия

АЛИБИ — (от лат. alibi в другом месте) факт нахождения обвиняемого или подозреваемого вне места совершения преступления в момент, зафиксированный как время преступления … Большой Энциклопедический словарь

АЛИБИ — АЛИБИ, нескл., ср. (спец.). Нахождение обвиняемого в момент, когда совершалось преступление, в другом месте как доказательство непричастности его к преступлению. Доказать свое а. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Вопрос 38 Понятие и общая характеристика алиби

Термин «алиби» и в настоящее время отсутствует в российском законе, однако, широко используется в уголовном процессе и криминалистике. На наш взгляд, наиболее аргументированными являются взгляды тех авторов 1 , которые считают, что алиби – факт нахождения обвиняемого в то время, когда совершалось преступление, в другом месте (вследствие чего это преступление физически не могло быть совершено данным лицом).

Алиби – это факт нахождения обвиняемого или подозреваемого вне места совершения преступления в момент, зафиксированный как время преступления 2 .

Под этим термином обычно понимается наличие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности нахождения обвиняемого или подозреваемого в момент совершения преступления в месте преступления. В частности, алиби обвиняемого может быть признано доказанным, если будет достоверно установлено, что он находился в момент преступления в другом месте. Такое алиби называется объективным. Иногда также выделяется субъективное алиби, под которым понимается невозможность совершения преступления в связи с особенностями личности обвиняемого.

Алиби (от лат. alibi – в другом месте) – весьма популярное оправдательное доказательство, основанное на том, что обвиняемый или подозреваемый в момент совершения преступления находился не в том месте, где совершалось преступление, и потому физически не мог в нем участвовать. Существуют следующие виды алиби: полное, частичное, ложное, мнимое, алиби неприкосновенности и т.д. Понятие это не столько процессуальное, сколько криминалистическое, потому законодатель употребляет его нечасто 3 .

Алиби традиционно трактуется как доказательство невиновности, основанное на том, что заподозренное или обвиняемое в совершении какого-либо преступления лицо в момент его совершения находилось в другом месте и, следовательно, не могло участвовать в этом деянии. Таким образом, в алиби, как в логической системе, присутствуют три основных элемента:

Быстрый поиск по Банку Рефератов: | Описание работы | Похожие работы

1) место совершения преступления;

2) время совершения данного преступления;

3) место, где в этот момент находился человек, заявивший о своем алиби.

Различают полное и частичное алиби. В первом случае речь идет о том, что факт пребывания заподозренного в совершении преступления лица в определенное, точно установленное время и в определенном, точно установленном месте однозначно исключает возможность его физического участия в исполнении данного преступления. Что касается алиби частичного, то под ним подразумевается ситуация, не исключающая полностью предположения о совершении преступления заподозренным лицом, поскольку сведения о времени его пребывания в определенном месте лишь частично «перекрывают» возможность его нахождения на месте преступления во время его совершения. Установление полного алиби также не всегда может быть истолковано однозначно в пользу заподозренного лица.

Практика свидетельствует, что установление факта отсутствия заподозренного на месте преступления во время его совершения еще означает, что это лицо вообще не причастно к содеянному. Оно могло, что нередко и случается по делам о групповых преступлениях, не выступать в качестве непосредственного, физического исполнителя преступления, но являться его соучастником в качестве организатора, инициатора, пособника.

Современные технические возможности, находящиеся на «вооружении» преступников средства прямой и обратной радиотелефонной связи позволяют организаторам преступления, даже находясь за пределами места происшествия, обеспечивать активное управление процессом совершения преступного деяния, контролировать криминальную ситуацию, координировать, направлять деятельность своих сообщников по мере получения от них экстренных сообщений и вырабатывать на основе их оперативного анализа соответствующие корректирующие указания 4 . При проверке алиби может быть опровергнуто.

Читайте также:
Пограничный режим: что это такое, описание и особенности

Установление ложности алиби является важным доказательством виновности заподозренного. Выдвижение ложного алиби, а оно чаще всего обеспечивается преступниками еще до того, как они попадают в поле зрения органов дознания и предварительного следствия, – одна из наиболее распространенных форм противодействия расследованию в целях уклонения от ответственности за преступление. Смысл этой акции сводится к формированию правонарушителем или его сообщниками, другими незаинтересованными в его ответственности за содеянное лицами системы ложных доказательств, реабилитирующих его в глазах следствия и общественности (принятие мер по недопущению в уголовно-процессуальное доказывание достоверной информации, адекватно отражающей его причастность к содеянному и роль в нем, по нейтрализации возможностей существующих против него улик и направлению следствия по ложному пути). Ложное алиби может быть заранее подготовленным и не подготовленным. Подготовленное ложное алиби может быть квалифицированным, сопряженным с созданием фиктивных доказательств, и простым (заранее обдуманная, но голословная ссылка на какие-либо обстоятельства, факты). Фабрикация мнимого алиби может осуществляться самим преступником непосредственно, как в одиночку, так и совместно с сообщниками, либо по его просьбе или по их собственной инициативе. В ходе этой деятельности нередко совершаются другие преступления типа должностного подлога, взяточничества, хищения бланков документов каких-либо предприятий, организаций и учреждений, подделки документов, подстрекательства к даче ложных показаний 5 .

Понятие алиби, его виды, тактические особенности проверки алиби

Алиби – это факт нахождения обвиняемого или подозреваемого вне места совершения преступления в момент, зафиксированный как время преступления. Под этим термином обычно понимается наличие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности нахождения обвиняемого или подозреваемого в момент совершения преступления в месте преступления. В частности, алиби обвиняемого м.б. признано доказанным, если будет достоверно установлено, что он находился в момент преступления в другом месте. Такое алиби называется объективным. Иногда также выделяется субъективное алиби, под которым понимается невозможность совершения преступления в связи с особенностями личности обвиняемого.

Существуют следующие виды алиби: полное, частичное, ложное, мнимое, алиби неприкосновенности и т.д. Понятие это не столько процессуальное, сколько криминалистическое, потому законодатель употребляет его нечасто.

При расследовании преступлений следователю нередко приходится исследовать алиби подозреваемых, в связи с этим возникает необходимость рассмотрения процесса исследования алиби.

В ходе исследования алиби выясняется:

– где конкретно находился заявивший об алиби в момент совершения преступления и чем там занимался в это время;

– откуда, с кем, с какой целью туда прибыл, когда, с кем, в связи с чем, в какое время покинул это место, какой период времени находился в этом месте;

– кого там видел, в какой обстановке, кто его видел, с кем вступал в контакт, что делали те, кто находился в этом месте; – на фоне каких природно-климатических явлений (состояние погоды, наличие осадков и т. п.) протекало его пребывание на этом месте, какие события социального характера происходили в месте пребывания и за его пределами;

– кому, помимо непосредственных очевидцев, было известно о намерении побывать в данном месте в данное время, кому и каким образом стало известно, что он там находился;

– с помощью каких материально фиксированных носителей информации может быть подтвержден исследуемый факт алиби.

Проверка алиби обвиняемого сводится к тщательному допросу лиц, на которых сослался обвиняемый в подтверждение своих показаний, причем следователь должен стремиться к тому, чтобы помимо названных обвиняемым лиц найти и допросить иных свидетелей, исследовать документы, которыми обвиняемый подтверждает свое алиби на предмет установления возможной подделки, проводить следственные эксперименты (например, для установления возможности проехать или пройти расстояние до места нахождения обвиняемого в указанное им время) и т. д.

Если между показаниями обвиняемого по обстоятельствам алиби и материалами их проверки возникнут противоречия, следует тщательно допросить обвиняемого в связи с такими противоречиями, используя при этом очные ставки, заключения экспертов об исследовании документов и т. д. При данной тактике допроса обвиняемого, выставившего ложное алиби, он неотвратимо будет изобличен во лжи.

Если обвиняемый на допросе признает лишь отдельные эпизоды или обстоятельства расследуемого преступления, причем наименее существенные, но отрицает наиболее важные факты и обстоятельства, то после детального выяснения и фиксации в протоколе показаний, относящихся к фактам и обстоятельствам, признаваемым им, обвиняемому следует поставить ряд последовательных вопросов, выяснение которых приведет его к наиболее существенным фактам и обстоятельствам дела. В одних случаях вопросы целесообразно формулировать по обстоятельствам, предшествовавшим или сопутствовавшим основным фактам, подлежащим выяснению, в других — они могут касаться поведения, обвиняемого после того события или действия, которое он признал на допросе. Если следователь решил выяснить поведение обвиняемого после того или иного события или действия, то это надо делать шаг за шагом, причем в случае дачи обвиняемым по этим моментам ложных показаний по ходу допроса целесообразно постепенно использовать имеющиеся показания свидетелей, документы и иные доказательства, задавая соответствующие вопросы после предъявления каждого доказательства. Столкнувшись несколько раз с тем, что его ответы опровергаются собранными доказательствами, и не зная, какие еще доказательства имеются, обвиняемый, дающий ложные показания, вынужден будет изменить позицию.

Читайте также:
Отзывная грамота: что это такое, описание и особенности

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Полицейское право

Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Во многих странах именуется управленческим правом.

В дореволюционной России данная отрасль права именовалась также полицейским правом. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления». [1]

Содержание

Предмет административного права

Административное право – отрасль права, урегулирующая общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления (управленческие правоотношения). Они и составляют предмет административного права.

В управленческих правоотношениях в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически-властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.

Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами свойственными для них средствами (методами). В её рамках осуществляется деятельность различных по характеру органов государственного управления (не все из которых являются непосредственными субъектами исполнительной власти, хотя, несомненно, относятся к числу исполнительных органов, например: отраслевые департаменты министерств, администрация государственных корпораций, холдингов и концернов), а также должностных лиц. Кроме субъектов исполнительной власти, руководство некоторыми из этих процессов является функцией субъектов законодательной (представительной) власти, а также исполнительных органов системы местного самоуправления.

Классификация административно-правовых отношений

В зависимости от субъектов административных отношений:

  • Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами
  • Различными органами неподчинёнными друг другу.
  • Отношения между государственными и негосударственными органами.
  • Органами государственного управления и гражданами

В зависимости от характера отношений:

  • Отношения связанные с непосредственным управлением.
  • Отношения не связанные с непосредственным управлением.

По областям деятельности:

  • В сфере управления народным хозяйством.
  • В сфере социально-культурного строительства.
  • В сфере административно-политического строительства.

Метод административного права

Метод административного права — это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.

Считается, что в административном праве используются три юридических возможности:

  • Предписание — возложение на лиц прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;
  • Запрет — возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;
  • Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Функции административного права

К основным функциям административного права традиционно относятся:

  • Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти;
  • Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;
  • Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права;
  • Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;
  • Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Источники административного права

Источниками административного права являются внешние формы выражения административно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).

Источники административного права классифицируют на:

  • Межгосударственные соглашения
  • Законодательные акты (конституция, законы)
  • Подзаконные акты (указы, акты правительств, ведомств)
  • Акты руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных органов)
  • Федеральные акты
  • Акты субъектов федерации
  • Акты местного самоуправления

Система административного права

Система административного права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Читайте также:
Протест векселя: что это такое, описание и особенности

Система административного права как отрасли права:

  • Общая часть
    • предмет
    • формы и методы
    • субъекты административного права
    • ответственность по административному праву
    • административный процесс
  • Особенная часть
    • экономическая сфера
    • социально-культурная сфера

Административное право различных государств

Административное право России

В доктрине российского административного права основным событием смены советского строя на современный видится переход в главном вопросе о предмете административного права от концепции «государственного управления» к концепции «исполнительной власти».

Отход от концепций государственного руководства обществом означает переход к общественно-служебной концепции административного (публичного) права.

В смежной с административным материальным правом области административного судопроизводства просматривается обновление концепции административного права в доктрине и в законодательстве. Публичная администрация признана стороной спора, а не абсолютно-властной стороной; стороной спора признаётся уже не конкретный чиновник, а орган публичной власти. Более того, на публичную администрацию возложено законом бремя доказывания правомерности своих актов. Административные споры рассматриваются в России судами, а не особыми присутствиями самой администрации. Не обязательно досудебное обжалование административных актов по подчинённости. У судов имеется возможность не просто признать незаконный акт администрации таковым, но и сразу же восстановить нарушенные материальные права, например, обязать возвратить удерживаемую переплату налога, не прибегая для этого к формальному самостоятельному рассмотрению вопроса; тем самым признаётся, что публичное управление не сводится к распорядительным действиям самим по себе, а может касаться конкретных материальных прав, которые затрагиваются именно в публично-правовом, административно-правовом отношении.

В другой смежной области, в вопросе об административных правонарушениях (в некоторых странах, регулируемых уголовным правом, но в России, напротив, рассматриваемых как один из основных институтов административного права), в качестве общего правила сохраняется инквизиционный подход к рассмотрению дел.

§ 3. Система полицейского права

Структурные элементы и критерии построения системы полицейского права. Под системой понимают определенный порядок в расположении отдельных частей какого-нибудь явления. Система административного права есть такое распределение нормативного материала и построение его, позволяющее наглядно увидеть основные блоки (части) данной отрасли: управленческое право, полицейское право и административно-юсти-ционное право. Каждая из названных частей представляет собой подотрасль административного права, нормативный материал которой может быть также систематизирован и распределен на части. Поэтому об административном праве можно сказать, что оно представляет собой систему систем.

В теории права (С.С. Алексеев) справедливо отмечается, что исследование системы отрасли права необходимо начинать с предварительного решения вопроса о ее структурных элементах и критериях системы. Под структурой системы понимается единство элементного состава системы и взаимодействие составляющих ее элементов. Структура — это способ связи элементов в системе, обеспечивающих ее направленное функционирование и устойчивость. Представляется, что это суждение относится и к исследованию системы подотрасли права, как производной °т отрасли, хотя и имеющей свои особенности.

1 См.: Разгильдыев Б.Т. Задачи уголовного права Российской Федерации и Их Реализация. С.55; Ардашкин В.Д. К теории правоохранительного механизма //Правоведение. 1998. № 1. С. 12.

Часть I. Догма полицейского права

При анализе системы полицейского права следует выделять структурные элементы не двух, а трех уровней: а) полицейского права как подотрасли административного права в целом, которая расчленяется на самостоятельные подсистемы или блоки (части); б) каждого блока, в свою очередь расчленяемого на структурные элементы — правовые институты; в) отдельного правового института, складывающегося из правовых предписаний — норм. Структурные элементы оказывают непосредственное воздействие на построение системы полицейского права, на ее общий вид и панораму.

Система полицейского права — это научно организованная совокупность норм полицейского права, распределенных по группам — блокам и правовым институтам. Дать наглядный обзор полицейского права, позволяющий увидеть весь строй обозначенных подразделений и помогающий легко ориентироваться в нормах полицейского права при их применении, изучении и научной разработке, — важнейшая теоретическая и практическая задача. Проблема системы полицейского права также тесно связана с кодификацией полицейского законодательства, которая должна осуществляться на основе правильного распределения нормативного материала. Недаром известный русский правовед Г.Ф.Шершеневич отмечал, что «теоретические, педагогические и практические причины приводят к необходимости расчленить действующее право по отделам»1.

Понимая под системой полицейского права распределение юридических норм по блокам и правовым институтам, а затем их построение в единое нормативное образование, необходимо сказать, что такого рода дифференциации и построения возможны на основе различных классификационных критериев. Атак как таких критериев может быть несколько, то правильнее говорить не о системе, а о системах полицейского права. Поэтому задача исследователя-административиста заключается в том, чтобы найти такие критерии в правовой деятельности, на основе которых можно было бы построить основную систему полицейского права, отвечающую следующим требованиям: эта система дает наиболее полное и объективное представление об административном праве; составляет удобную основу для систематизации полицейского законодатель-

Читайте также:
Отрасль законодательства: что это такое, описание и особенности

1 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып.З. М., 1912. С.513. 56

Глава 2. Предмет и система полицейского права

ства, его кодификации. Думается, что применительно к полицейскому праву в административном праве на сегодняшний день имеют место несколько классификационных критериев, в разной степени учитывающие названные требования: предметный, процессуальный и др.1

При решении вопроса об основной системе полицейского права помочь может предметный критерий, выражающий своеобразие данной совокупности правовых норм, их связь с теми жизненными отношениями, которые они регулируют. А так как предмет подотрасли (как и отрасли права в целом) предопределяет ее функции, то критерий предмета обусловливает соответствующее функциональное построение системы полицейского права и распределяет нормы полицейского права на три основных блока. Блок в полицейском праве — это относительно самостоятельное укрупненное подразделение полицейского права, состоящее из компактной системы взаимосвязанных и распределенных по правовым институтам норм. Система полицейского права, базирующаяся на предметном критерии распределения правовых норм, включает в себя следующие блоки: первый охватывает группы норм, устанавливающих объекты полицейской охраны; второй блок охватывает правовые институты, нормы которых устанавливают перечень субъектов полицейской деятельности; третий блок содержит правовые нормы, определяющие способы полицейской деятельности. Таким образом, в основу построения системы полицейского права могут быть положены элементы институционной трихотомии: Personal, Res, Actiones или применительно к полицейскому праву — объекты, субъекты, методы (действия) полицейской деятельности. Этим трем разделам может быть предпослана общая или догматическая часть, в которую войдут правила, применяемые во всех «рабочих» разделах и которая освобождает эти разделы от повторений. Помимо этого названные разделы может завершать блок правовых норм, регулирующих общественные отношения в области контроля над полицейской деятельностью.

Основные блоки (части) правовых норм системы полицейского права. Содержащиеся в первом блоке правовые нормы устанавливают объекты полицейской охраны, т.е. ценности, кото-

1 См.: Бельский К.С. О системе административного права // Гос. и право. 8 №3. С.3-8.

Часть I. Догма полицейского права

рые подлежат охране и без существования которых немыслимо функционирование государства и нормальная жизнь общества. Объекты, подлежащие охране органами полиции, должны быть исчерпывающе определены, перечислены в соответствующих нормативных актах, охрана каждого объекта должна регламентироваться соответствующими нормами права. Этой охране подлежат как объекты, охраняемые нормами уголовного права (ст.2 УК РФ), так и объекты, охраняемые нормами полицейского права (ст. 1.2 КоАП РФ). К таким объектам относятся: общественный порядок, общественная безопасность, общественное благоустройство, конституционные права и свободы гражданина и т.д. В соответствии с объектами полицейской деятельности устанавливающие их правовые нормы подразделяются на группы — правовые институты: охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, обеспечения (поддержания) общественного благоустройства и т.д. При этом следует иметь в виду, что из-за очень тесной взаимосвязи объектов полицейской деятельности предметный критерий не является здесь абсолютно точным и жестким, а поэтому уровень качественной обособленности правовых норм в данном блоке носит условный характер.

Второй блок (часть) полицейского права включает группы норм, устанавливающих перечень субъектов полицейской деятельности, т.е. тех структур, как государственных, так и негосударственных, которые наделены полицейскими полномочиями. Данные группы правовых норм будут правовыми институтами субъектов полицейской деятельности. Среди них первостепенное значение имеет правовой институт органов полиции, в свою очередь, подразделяющийся на субинституты: милиции, пожарного надзора, налоговой полиции (милиции), федеральной службы безопасности, таможенного надзора и т.д. Своеобразное место в перечне полицейской деятельности занимает частная полиция, возникшая и функционирующая на основе Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Существенное значение имеет третий блок системы полицейского права, содержащий правовые нормы, регламентирующие методы полицейской деятельности. В этот блок входит достаточно обширное объединение правовых норм, подразделяющихся на группы, из которых каждая регламентирует отдельный

Глава 2. Предмет и система полицейского права

метод полицейской деятельности и представляет правовой институт. Назовем некоторые из этих институтов: административный надзор, полицейская помощь, прямое административное принуждение, административная юрисдикция, лицензирование и т.д. Это — важная часть системы полицейского права, нормы которой призваны точно, детализированно и с учетом особенностей правоприменителя очертить каждый метод полицейской деятельности, так как его использование затрагивает область прав и свобод граждан. В этом плане следует отметить институт административного принуждения, представляющий собой эффективный, но вместе с тем достаточно острый метод полицейской деятельности, требующий от правоприменителя высокой правовой культуры, профессионального мастерства и такта. Однако нормы, объединяющиеся в институт административного принуждения, могут быть в свою очередь дифференцированы на: 1) нормы, устанавливающие меры прямого принуждения; 2) нормы, устанавливающие меры административной ответственности; 3) нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях. Названные группы норм, как было сказано выше, принято называть субинститутами. Аналогичное можно сказать о другом правовом институте этого блока, нормы которого предусматривают использование метода специальных административно-правовых режимов. Он также складывается из субинститутов, включающих режим чрезвычайного положения и режим военного положения.

Читайте также:
Правопреемство государств: что это такое, описание и особенности

Что касается догматической части, то содержащиеся в ней правовые нормы устанавливают основные понятия и категории полицейского права, имеющие инструментальное значение и использующиеся для формирования последующих «рабочих» блоков рассматриваемой подотрасли. Эти категории являются правовыми стандартами, образующими понятийный аппарат полицейского права. К основным категориям полицейского права относятся следующие понятия: «полиция», «полицейская деятельность», «нормы полицейского права», «полицейские правоотношения», «метод полицейского права», «административная ответственность» и т.д. Особенностью многих юридических категорий является их закрепление в законе. Они объективируются в нормах полицейского права, т.е. включаются в состав нормативно-правового акта. В качестве примера можно назвать ставший памятником права Закон РФ от 24 июня 1993 г. «О фе-

Часть I. Догма полицейского права

деральных органах налоговой полиции», который включил в себя такие категории, как «полиция», «экономическая безопасность», «административная ответственность». Поэтому догматическая часть полицейского права включает в свой состав относительно самостоятельные группы норм, представляющие собой правовые институты. Среди них чрезвычайно важным является институт полицейской деятельности, который можно назвать стартовым, одним из первых в шеренге правовых институтов полицейского права.

Отдельным и завершающим блоком системы полицейского права можно считать объединение правовых норм, регулирующих общественные отношения в области контроля над полицейской деятельностью и полицейской службой. Эти нормы также группируются и обособляются в правовые институты: парламентского контроля, административной юстиции, предполагающего контроль за полицейской деятельностью в ходе рассмотрения жалобы или административного иска гражданина. Правда, нормы, входящие в данный блок, по природе своей являются пограничными: их в одинаковой степени можно отнести как к полицейскому праву, так и к другим отраслям права (конституционному), к подотраслям административного права — управленческому и административно-юстиционному.

С помощью процессуального критерия образуется процессуальная система полицейского права. На основе этого критерия, подразделяющего нормы по характеру разрешения индивидуально конкретных дел в области полицейской деятельности, различаются нормы материального полицейского и, что особенно существенно, процессуального полицейского права. Полицейские процессуальные нормы объединяются в относительно крупное подразделение (блок) полицейского права, складывающееся их таких правовых институтов, как производство по делам об административных правонарушениях, по административным жалобам и искам, принятию полицейских актов, а также других производств и процедур.

Процессуальная система полицейского права отграничивает обширную группу процессуальных норм, без которых невозможна правильная и эффективная реализация норм полицейского права и которые способствуют укреплению законности в сфере полицейской деятельности. Однако основной системой полицейского права является функциональная система, лучше и

Глава 2. Предмет и система полицейского права

рельефнее отражающая реальности «полицейского мира»1 и дифференцирующая нормы полицейского права в соответствии с ними, более наглядно и панорамно показывающая данную подотрасль административного права.

С учетом сказанного попытаемся сформулировать определение системы полицейского права: это — научно обоснованное построение правовых норм, предполагающее их группировку на укрупненные подразделения — блоки и деление входящих в блок правовых норм на правовые институты по предметному признаку регулирования.

Система полицейского права воспроизводится в системе (систематизации) полицейского законодательства. Между этими понятиями много общего, и, тем не менее, они не адекватны друг другу и соотносятся примерно так, как нормы права и нормативные акты. Иначе говоря, полицейское право как подотрасль административного права имеет не только свой предмет, метод правового регулирования, систему права, но и обособленную организацию нормативного материала. В 1984 г. был принят КоАП РСФСР, который затем был заново отредактирован и в новом качестве, как Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), принят 30 декабря 2001 г., получив фактически статус одного из главных источников полицейского права. В 90-е годы XX в. в условиях нового общественно-политического и экономического строя были приняты законы РФ о милиции, безопасности, чрезвычайном положении, федеральных органах налоговой полиции, пожарной безопасности, федеральные законы об оружии, о внутренних войсках Министерства внутренних дел и другие, что в целом завершило формирование полицейского права в самостоятельную подотрасль административного права.

Читайте также:
Правовая информатика: что это такое, описание и особенности

См.: ОриуМ. Основы публичного права. С.247.

Возникновение и развитие административного (полицейского) права

Административное право в большинстве стран определяется как отрасль права (совокупность норм), регулирующих административную деятельность государства, т.е. государственно-управленческую деятельность.

Первоначально эти нормы объединялись понятием «полицейское право» (от греческого «полис» – город). Для полицейского права было характерно закрепление прав государства и установление соответствующих им обязанностей (предписаний) граждан. То есть полицейское право формировалось как право для администрации. Напомню, что первоначально наука административного права развивалась как административная наука, камералистика, наука государственного управления. В 18 веке камералистика стала развиваться, ее предмет расширился, а теоретические основы углубились. В университетах Европы были созданы кафедры камералистики, а со второй половины 19 века камералистика стала преподаваться и в университетах России.

1. Основным периодом, с которого ученые-административисты Германии начинают описывать государственное (публичное) управление, считается управление в абсолютистском государстве XVII-XVIII вв. Государственное управление этого периода характеризуется стремлением монархов в противостоянии с дворянством сосредоточить в своих руках максимальное количество властных полномочий. Основой для такого всеобъемлющего и активного управления было, с одной стороны, желание собрать финансовые средства для содержания армии и двора с помощью поддержки ремесел и экономики. С другой стороны, в обществе сохранялись патриархальные представления о государстве, считалось, что оно должно заботиться о благополучии не только всего общества (о всеобщем благе), но и о благе («полном счастье», «блаженстве») отдельного человека. Абсолютистское государство того периода часто обозначают как государство «всеобщего блага», или «полицейское государство». При этом словом «полиция» охватывается вся сфера внутреннего управления. Таким образом, государственное управление данного периода отличается всеохватывающим и чрезвычайно активным, даже интенсивным характером. Это естественным образом сочеталось с отсутствием законодательных рамок для административной власти, то есть отсутствием правовой связанности государственного управления.

2. Либеральная буржуазия 19 века выступила против опеки и регламентации со стороны государства, которое олицетворяли монархи их чиновничество. Она требовала уменьшения государственного вмешательства и распространения его только на охрану общественной безопасности, порядка, а также (что особенно важно) ограничения деятельности государственной администрации в этих областях законом. Должны были выделиться для свободного от государственного вмешательства развития частная, общественная и экономическая сферы жизни.[10]

Конституции 19 века в Европе закрепили компромисс между монархом и буржуазией. Главным было то, что до сих пор ничем не ограниченная власть монарха ограничивалась. Это осуществлялось путем закрепления основных прав граждан и участием народных представителей в принятии законов. Управленческая власть оставалась у монарха, но его вмешательство в частную жизнь граждан допускалось лишь на основании закона. Тем самым были сформированы типичные для либерального государства правовые категории: понятие прав и свобод, ограничение вмешательства в права и свободы, правовая связанность действий администрации и т.д. С образованием новых общественных отношений и нового государственно-правового порядка началось формирование науки административного права.

Постепенно, с закреплением в законе прав и обязанностей административной власти, с середины 19 века появляется наука административного права. Возникновение административного права в его современном понимании связано с принципиально иным подходом – с признанием верховенства прав человека и гражданина, с идеями правового государства, с либеральными представлениями о целесообразности минимального государства в роли «ночного сторожа». Основной толчок к этому дали буржуазные революции в Европе, в первую очередь – во Франции. Главная идея – ограничение государственной деятельности рамками права. Возникновение административного права как самостоятельной отрасли обычно связывают с возникновением во Франции особых административных судов и, следовательно, административной юстиции. Накануне революции королевские парламенты оказали сопротивление реформам, в первые годы после революции судам общего права было запрещено вмешиваться в дела администрации и привлекать к суду государственных чиновников. При Наполеоне Бонапарте обосновывается концепция самостоятельности администрации и учреждается специальная судебная система для контроля за администрацией. Так появляется административное право, изначально созданное как право контроля за администрацией, право защиты гражданина от произвола со стороны административных властей.

В этот период административно-правовая наука была нацелена на поиск наиболее эффективных форм и методов государственного управления. Ученые стали исследовать опыт государственного управления в разные периоды в разных государствах. Сформировалось историко-сравнительное направление в науке. Классическим учебником стал учебник Лоренца фон Штейна «Теория государственного управления» (1866-1884 г.г.).

Читайте также:
Простая гипотеза: что это такое, описание и особенности

К концу 19 века сформировалась континентальная система административного права, можно назвать ее характерные черты:

– четкая законодательная регламентация управленческих структур;

– регламентация процедур и процессов;

– формирование общих принципов публичного управления;

– развитый понятийный аппарат.

Начало 20 века сопровождалось расширением политических прав граждан, управление страной перестало быть делом исключительно элитарным. Представительные органы стали ненадежными и потенциально опасными для правящих кругов. Понадобилось найти другие инструменты обеспечения стабильности государственной власти. Появились теоретические исследования – в США и во Франции о том, что следует разделить политику и государственное управление (администрацию). Административная власть должна стать нейтральной относительно политической. Это было связано и с усложнением государственного управления. Что требовало профессионализма. Поэтому стало развиваться административное право и в странах англосаксонских системы. В США в 1887 г. было учреждено первое независимое агентство – Комиссия по междуштатной торговле. В отличие от иных существовавших до того органов исполнительной власти Комиссия наделялась не только исполнительными, но и нормотворческими и квазисудебными полномочиями. Однако это положение противоречило жесткой идее разделения властей. Поэтому агентства были выведены за сферу исполнительной власти в конституционном смысле, и было признано необходимым для их контроля создать специальное законодательство – административное право.

В конце 19 – начале 20 века наука административного права и административная наука продолжают развиваться параллельно, но изданный после первой мировой войны учебник В.Еллинека «Административное право» объединил два существовавших отдельно подхода – учение о государственном управлении как общественную науку и правовые методы. Таким образом, на дальнейшее развитие административного права Германии (а затем и иных европейских стран) повлияли административная наука и административное право Франции.

Следующий важный этап развития науки административного права данного периода связан с изменением подходов к сущности и понятию государственного управления. Традиционное понимание государственного управления как односторонне властного воздействия дополняется понятием позитивного, предоставляющего публичные услуги государственного управления. Немецкий ученый Э. Форстхофф ввел понятие «Daseinvorsorge» (дословно – «забота о существовании») и описал администрацию как субъекта, предоставляющего публичные услуги.

Во второй половине 60-х г.г. усиливается дискуссия о влиянии конституции и новых задач, стоящих перед государственным управлением, на задачи, методы и понятия административно-правовой науки. П. Бадура предложил наиболее полное описание государственного управления в условиях либерального правового государства.

В целом в странах англосаксонской системы административное право развивалось на основе юридической практики, преимущественно в целях защиты интересы индивида. На основе рассмотрения и разрешения конфликтов между гражданином и властью формировалось административное право.

Современное административное право Европы исходит из положений о сущности и задачах социального правового государства. Такое государство должно заботиться о социальной защищенности каждого человека и одновременно учитывать проблемы современного индустриального общества. Оно должно предоставлять гражданам услуги в различных областях общественной жизни, воздействовать на формирование экономических и иных общественных процессов. Новейшими тенденциями являются процессы так называемой «приватизации» – дополнения традиционных форм и методов государственно-управленческой деятельности частноправовыми элементами. Государственные органы могут действовать как государственно-властными методами и в публично-правовых формах, так и методами диспозитивными в формах, предусмотренных нормами частного права. Государственные органы могут сами действовать частноправовыми методами или предавать осуществление своих функций субъектам частного права, сохраняя при этом за собой контроль. Кроме того, эти процессы повлекли за собой и необходимость совершенствования государственно-управленческой деятельности путем применения профессиональных начал, в том числе, приемов профессионального менеджмента из сферы бизнеса.

Таким образом, обширные задачи социального государства выглядят в первую очередь как задачи именно государственного управления. Как отмечают исследователи, обусловленное этим дальнейшее расширение и возрастание управленческой деятельности привели к тому, что «сегодняшнее государство можно охарактеризовать именно как управленческое (или административное) государство (Verwaltungsstaat)».

В учебниках административного права отмечается, что 20 век ознаменовался триумфальным шествием административного права по странам и континентам. Во второй половине 20 века даже английские ученые, до этого отвергавшие административно-правовые нормы и институты, вынуждены были констатировать возникновение и необходимость административного права. Таким образом, в странах континентальной системы административного права развивалось от общего к частному, в странах континентальной системы – от частного к общему.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: