Поощрительная норма: что это такое, описание и особенности

Премирование работников: правила оформления

Ст. 191 Трудового кодекса предусматривает, что за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель может поощрять своих работников. Как в этом случае все правильно оформить?

О том, какие премии выплачиваются в компании, работник должен узнать при приеме на работу. Причем это касается не только производственных премий, которые могут быть положены за выполнение каких-то обязательств, но и разовых премий — к свадьбе, рождению ребенка, окончанию вуза и другим событиям.

В ст. 68 ТК РФ говорится, что до подписания трудового договора работодатель обязан ознакомить работника под роспись с Правилами внутреннего распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, коллективным договором, в котором, помимо всего прочего, может содержаться информация и о премировании.

Если компания заключает с работником договор ГПХ, то есть нанимает его как исполнителя, который выполняет обязанности по договору возмездного оказания услуг, то ни о какой премии речи быть не может. Поэтому, если при заключении договора ГПХ работодатель использует слово «премия», он сильно рискует — такой договор может быть переквалифицирован в трудовой. Поощрить человека, с которым заключен договор ГПХ, работодатель может, написав об изменении цены по договору.

Работник должен знать, как считается премия и что ему необходимо сделать, чтобы ее получить. Это важно, поскольку в ст. 252 НК РФ сказано, что все начисления принимаются в качестве расходов в том случае, если они отражены в трудовых и (или) коллективных договорах.

Работодатель должен отразить премирование одним из способов:

  • непосредственно в трудовом договоре;
  • сделать в трудовом договоре отсылку на коллективный договор, где говорится о премировании;
  • сделать в трудовом договоре отсылку к Положению о премировании;
  • написать в трудовом договоре, что нужно смотреть коллективный договор, а в коллективном договоре сделать отсылку к Положению о премировании.

В любом случае действует один принцип: взяв в руки коллективный договор, мы должны через Положение о премировании или через коллективный договор выйти на порядок начисления премий.

Иногда организация прописывает в трудовом договоре, что премия начисляется по решению руководителя. Однако этот вариант — рискованный, и он не является гарантией того, что налоговый эксперт лояльно отнесется к такой формулировке.

Виды премий

Можно выделить два вида премий:

1. Премии, которые предусмотрены системой оплаты труда на основании конкретных показателей и условий премирования, разработанных в компании.

Такие премии — часть материальной мотивации работников, они обладают стимулирующим характером. Выплачиваются с периодичностью (ежемесячная, годовая, квартальная и др.) и обычно устанавливаются в определенном размере.

2. Разовые премии, которые не входят в систему оплаты труда.

Выплачиваются сотруднику за определенные достижения, многолетнюю добросовестную работу, выполнение срочного и важного задания или к знаменательным событиям (например, к юбилеям и профессиональным праздникам).

Выплата разовой премии осуществляется по одностороннему усмотрению работодателя. Основанием является Приказ руководителя.

Удобное и безошибочное ведение кадрового учета в веб-сервисе

Приказ на премию

Приказ руководителя оформляется по унифицированным формам, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1: Форма Т-11 или Форма Т-11А (для премирования группы работников).

В Указаниях по применению и заполнению форм говорится, что Форма Т-11 и Форма Т-11А:

  • применяются для оформления и учета поощрений за успехи в работе;
  • составляются на основании представления руководителя структурного подразделения организации, в котором работает сотрудник;
  • подписываются руководителем или уполномоченным лицом;
  • объявляются работнику под расписку.

На основании приказа вносится запись в личную карточку работника (Форма Т-2 или Форма Т-2ГС (МС)) и его трудовую книжку.

При оформлении всех видов поощрений, кроме денежных вознаграждений (премий), допускается исключение из Формы Т-11 реквизита «в сумме ______ руб. _____ коп».

При заполнении Формы Т-11 указываются ФИО, структурное подразделение, вид поощрения (благодарность, ценный подарок, премия и т.д.). Если речь идет о материальной помощи и ценных подарках как элементах премирования, то, согласно п. 28 ст. 217 НК РФ, НДФЛ не исчисляется, если материальная помощь не достигла 4 000 руб. в год, а если достигла, то НДФЛ начисляется только с превышения и отдельно льготируется, тоже в размере 4 000 руб., нарастающем с начала года, подарок.

Арбитражная практика показывает, что подарок — это не деньги, а вещь. Тем не менее иногда налоговая расценивает как подарок и деньги. Поэтому нужно быть готовыми к неоднозначному подходу налоговой к подобным ситуациям.

Алгоритм премирования сотрудников

Если с работником заключается трудовой договор, то нужно учитывать несколько важных деталей. Согласно ст. 57 ТК РФ, условия оплаты труда, в том числе надбавки, доплаты и поощрительные выплаты, являются обязательными для включения в трудовой договор.

Трудовой договор должен ясно давать понять, при каких условиях и в каком размере будет выплачиваться премия.

Правильно обозначить в трудовом договоре условия о премировании можно следующими способами:

  • Указать премию в трудовом договоре.

Такой вариант используется редко, так как не дает возможности при необходимости изменить текст трудового договора. Работодатель может это сделать только в том случае, если точно будет уверен в готовности работника подписать измененный вариант.

Если работодатель все же принимает решение включить премию в трудовой договор, то он должен указать ее размер: сумму или порядок ее определения — формулу. Это может быть сумма, которая умножается на определенные коэффициенты, зависящие от того, какие работы выполняются сотрудником, где он работает (допустим, на Крайнем Севере).

Если премия прописана в трудовом договоре, то не выплатить её компания не имеет право. В противном случае работник может обратиться в суд.

  • Прописать в трудовом договоре, что премии выплачиваются в соответствии с коллективным договором.

При этом в коллективном договоре указывается, кто, как и за что премируется. Однако внести изменения в коллективный договор еще сложнее, чем в трудовой договор. Поэтому большинство организаций выбирают третий вариант.

  • Разработать Положение о премировании.

Документ удобен тем, что не является двусторонним и подписывается одним лицом. Но в трудовом договоре обязательно должна быть ссылка на Положение.

Читайте также:
Реализация товаров: что это значит

Положение о премировании

Положение о премировании пишется на всю организацию, соответственно, распространяется на всех работников. При этом в одной организации может быть несколько Положений о премировании. Так, например, можно разработать документ для каждого филиала компании.

Содержание Положения о премировании:

  • общие положения (кто имеет право на получение премий, по каким правилам они распределяются и др.);
  • источники премирования (если премии выплачиваются за счет средств специального назначения или целевых поступлений, то указывать источники премирования необходимо, так как такие премии не учитываются в расходах для целей исчисления налога на прибыль (п. 22 ст. 270 НК РФ);
  • показатели премирования;
  • круг премируемых лиц (бухгалтерия, отдел сбыта, филиал в Самаре, ремонтное подразделение и др.);
  • периодичность премирования (у разных кругов премируемых лиц могут быть разные периоды начисления премии — ежемесячные, ежеквартальные и т.д.);
  • сумма премии или процент;
  • условия снижения и невыплаты премии (опоздание, невыполнение должностной инструкции, нарушение техники безопасности и др.).

Иногда в Положении о премировании пишется основание для депремирования. Однако, чтобы у трудовой инспекции не возникало лишних вопросов, лучше избегать слова «депремирование», а использовать термины «повышающий коэффициент» и «понижающий коэффициент».

Лишение премии за нарушение дисциплины

В Информации Роструда от 10.12.2018 уточняется, что при начислении премии работодатель вправе установить условия ее полного лишения или снижения ее размера. Одним из таких условий может быть дисциплинарный проступок.

«Установление критериев для лишения премии или снижения ее размера относится к компетенции работодателя, за исключением случаев, когда, например, условия премирования определены в соглашении», — разъясняет Роструд.

В то же время суд может взыскать невыплаченную премию, если будет доказано, что к дисциплинарной ответственности работник привлечен незаконно.

Как учитываются премии при расчете среднего заработка

Расчет среднего заработка определяется ст. 139 ТК РФ и Постановление Правительства от 24.12.2007 № 922. Этот вопрос, в частности, детализируется в п. 15 Постановления.

Постановление определяет не больничные, а отпускные и командировочные, поскольку во время командировок начисляется средняя заработная плата. Поэтому п. 15 пункт относится к этим двум случаям.

В п. 15 сказано, что при определении среднего заработка учитываются:

  • ежемесячные премии, фактически начисленные в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода

Если в расчетном периоде было начислено несколько премий за один показатель, то включается какая-то одна премия. Допустим, у менеджеров по продажам в зависимости от продаж начисляются три премии: 1 % с объема продаж, 0,5 % от продаж как поощрение особо успешных менеджеров и 5 % от продаж из фонда премирования. Соответственно, в данном случае будет включаться в расчет только одна премия, так как все перечисленные премии выплачиваются по одному и тому же основанию.

Если у вас одна премия начисляется за продажи, а вторая — за выход на работу в выходные, тогда включать нужно обе премии, потому что эти выплаты идут по разным показателям.

  • премии за период работы, превышающий один месяц (например, квартальные), но не более расчетного периода (одного года)

Такие премии включаются, если были начислены за какой-то период больше месяца, но не больше расчетного периода. Включаются по одной за каждый показатель (например, если выплачивалась премия по итогам работы за квартал и еще была премия отдельным сотрудникам за выполнение срочных заданий).

  • премии за период больше расчетного

Такие премии включаются в расчет в размере месячной части за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода.

Например, это может быть премия по окончании большого проекта, который длился несколько лет. В этом случае за год расчет будет включен в размере 1/3.

  • премия по итогам года

Как правило, такая премия начисляется в феврале. В связи с этим нередко возникает вопрос: что делать, если сотрудник уволился в конце января? Нужно ли начислять ему премию в этом случае? Ответ на вопрос содержится во внутренних документах компании. Если в них прописано, что премия выплачивается по итогам года, то работник, отработавший 12 месяцев и уволившийся по окончании года, должен ее получить.

Если же во внутренних документах прописано, что работник, который уволился до начисления премии, не имеет права на нее, то работник не вправе претендовать на выплату. Законодательство по этому вопросу не дает указаний.

Согласно Постановлению № 922, вознаграждение по итогам работы за год, начисленное за предшествующий событию календарный год, учитывается независимо от времени его начисления.

Нужно ли платить годовую премию работнику, уволившемуся в октябре?

В Апелляционном определении Верховного суда Республики Карелия от 25.09.2018 № 33-3344/2018 рассматривается ситуация, когда работодатель, издав приказ о годовой премии, которая выплачивалась с учетом отработанного времени, не внес в списки сотрудника, уволившегося за два месяца до окончания года.

Суд посчитал, что такие действия имеют дискриминационный характер (сотрудника поставили в неравное положение с остальными) и взыскал с компании премию.

Подпишитесь на наш канал в Telegram , чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

научная статья по теме ОСОБЕННОСТИ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ НОРМ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА (НА ПРИМЕРЕ УГОЛОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА) Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

ПОПОВА ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ОСОБЕННОСТИ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ НОРМ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА (НА ПРИМЕРЕ УГОЛОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)»

Уголовное право и уголовный процесс

ОСОБЕННОСТИ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ НОРМ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПУБЛИЧНОГО

ПРАВА (НА ПРИМЕРЕ УГОЛОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)

ПОПОВА Виктория Викторовна,

преподаватель кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России.

E-mail: Viktoriia13@yandex.ru; сот. тел.: 8-965-873-22-17

Краткая аннотация: в данной статье выделяются поощрительные нормы уголовного и административного законодательства. Дается понятие поощрительных норм права. Определяются особенности поощрительных норм публичного права, а также отмечается необходимость данных норм в механизме правового регулирования общественных отношений.

Читайте также:
Как закрыть ИП без документов?

This article highlights the incentive rules of criminal and administrative law. There is a concept of incentive law. It’s determined by the particular merit of public law, as well as the need for data standards in the mechanism of legal regulation of social relations.

Ключевые слова: заслуга; поощрительные нормы права; поощрение; уголовный кодекс; административное законодательство.

Merit; encouraging the rule of law; promotion; the criminal code; administrative legislation.

Поощрительные нормы встречаются в различных отраслях современного российского законодательства. Но, тем не менее, они не всегда находят должного отражения в механизме правового регулирования общественных отношений. Рассмотрим особенности поощрительных норм в публичном праве на примере таких отраслей права, как уголовное и административное право.

В сфере уголовного права выделяется ряд поощрительных норм об освобождении лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, при условии их позитивного посткриминального поведения. Действующий Уголовной кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) охватывает поощрительные нормы, предусмотренные, например, следующими статьями:

– в Общей части УК РФ: ст. 31 «Добровольный отказ от преступления»; ст. 73 «Условное осуждение»; ст. 76 «Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим» и др.;

– в Особенной части УК РФ (содержатся в примечаниях к статьям): ст. 126 «Похищение человека»; ст. 1271 «Торговля людьми»; ст. 205

«Террористический акт»; ст. 208 «Организация незаконного вооруженного формирования»; ст. 223 «Незаконное изготовление оружия»; ст. 291 «Дача взятки» и др.1

С.В. Балмочных считает, что поощрительные нормы Общей части Уголовного кодекса можно условно разделить на две группы:

а) нормы, поощряющие позитивное, социально активное, изначально правомерное поведение лица (ст. 37 «Необходимая оборона», ст. 39 «Крайняя необходимость», ст. 38 «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление», ст. 41 «Обоснованный риск»);

б) нормы, поощряющие социально полезное, правомерное и одобряемое посткриминальное поведение лица (ст. 75 «Деятельное раскаяние», ст. 76 «Примирение с потерпевшим», ст. 73 «Условное осуждение»).2

Если нормы, стимулирующие социально

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [Электронный ресурс]: в ред. Федерального закона от 16 октября 2012 г. № 172-ФЗ – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-плюс».

2 Балмочных С.В. Необходимая оборона в системе уголовно-правового поощрения // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008 № 1. С. 189.

полезное и одобряемое посткриминальное поведение субъектов уголовного права признаются большинством авторов, то нормы, закрепляющие право на необходимую оборону и иные обстоятельства, исключающие преступность деяния, оцениваются неоднозначно. Так, одни авторы признают поощрительными нормами необходимую оборону и иные обстоятельства, исключающие преступность деяния,1 а другие не рассматривают нормы, закрепляющие обстоятельства, исключающие преступность деяния с позиции уголовно-правового поощрения.2 Нам представляется неверным говорить о существовании в уголовном праве норм, поощряющих социально активное, правомерное поведение, к числу которых относятся, например, необходимая оборона, крайняяСнпрайхоялимоостъэиэгомл у поводу отмечает Х.Д. Аликперов, что объединяются в одну группу качественно разнородные нормы, «одни из которых устанавливают правовые последствия активных действий (например, необходимая оборона), а другие «принимают к сведению» наличие обстоятельств, делающих бессмысленным наказание лица (например, давность привлечения к уголовной ответственности)».3 В приведенных нормах допускается возможность применения компромисса с виновным в интересах целей уголовно-правовой борьбы с преступностью, определяемых с позиции общественной безопасности.

Широкое толкование понятия поощрительных норм уголовного права приводит к неверному пониманию целей поощрительных норм права, таких как насущная потребность в социально полезном и активном поведении субъектов права в различных сферах жизнедеятельности (социально-экономической, духовно-творческой, политико-юридической).

Проблема разграничения поощрительных норм уголовного права видится нами в отсутствии четкого представления о том, что является поощрительной нормой права в общем

1 Елеонский В.А. Поощрительные нормы уголовного права и их значение в деятельности органов внутренних дел: Уч. пособие. Хабаровск: Хабаровская высшая школа МВД СССР, 1984. С. 2629.

2 Галкин В. М. Система поощрений в советском уголовном праве // Сов. государство и право. 1977. № 2. С. 95.

3 Аликперов Х.Д. Преступность и компромисс.Баку: Элм, 1992. С. 52.

и поощрительной уголовно-правовой нормой в частности. Под поощрительной нормой права по нашему мнению следует понимать правила поведения, установленные государственными органами для регулирования общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности, направленные на стимулирование необходимого, желательного или социально активного правомерного поведения.

Основанием поощрения, в том числе уголовно-правового, служит заслуга лица. В тех ситуациях, когда совершается общественно полезное деяние по социально одобряемым мотивам, мы имеем дело с заслугой. Существование в уголовном праве поощрительных норм считается необходимым и важным, поскольку цель поощрения состоит в осознании лицом, совершим преступление общественной опасности, своего поступка и в стремлении встать на путь исправления.

Поощрительные нормы уголовного законодательства всегда имеют два адресата -личность и орган государства. При этом поощрение адресуется только лицу, в социально полезном поведении которого заинтересованы общество и государство. Поэтому поощрение является личным в связи с тем, что оно определяет, какое конкретно уголовно-правовое обременение будет устранено или смягчено в тех случаях, когда наступит одобряемое законом индивидуальное социально полезное поведение человека. Имея в качестве одного из адресатов личность, поощрительная норма уголовного законодательства, во-первых, содержит призыв к индивидуальному необходимому или желательному поведению, а во-вторых, определяет характер устраняемого или смягчающего обременения.

На другого адресата – государственный орган – поощрительная норма возлагает обязанность осуществить предусмотренное законом поощрение. Следует подчеркнуть, что речь идет об обязанности государственного органа применять установленное законом поощрение. Причем обязанность осуществлять поощрение адресуется не только судам, как может показаться на первый взгляд. К числу адресатов поощрительной нормы уголовного права относятся, кроме суда, органы прокуратуры, органы

Уголовное право и уголовный процесс

следствия, которые, на наш взгляд, обязаны в пределах своих полномочий осуществлять уголовно-правовое поощрение.

Использование возложенной на государственный орган обязанности осуществлять уголовно-правовое поощрение обеспечивается определенной системой правовых гарантий. Одной из таких гарантий является, прежде всего, субъективное право лица, поведение которого одобряется, требовать при наличии указанных в законе оснований и условий предоставления ему уголовно-правового поощрения.1 Поэтому, с нашей точки зрения, верно закрепление в уголовном законодательстве обязанности должностных лиц поощрять лиц при наличии на то оснований для поощрения (в виде заслуги лица).

Читайте также:
Могу ли я не хранить свою мед. карту в регистратуре поликлиники?

Кроме того, поощрительные нормы права содержатся и в административном законодательстве.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечения безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством. Государственные награды, как правило, вручаются Президентом Российской Федерации.2

Также, например, в ст. 55 «Поощрения за гражданскую службу» Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывается, что за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие различные поощре-

1 Елеонский В.А. Поощрительные нормы уголовного права и их значение в деятельности органов внутренних дел: Уч. пособие. Хабаровск: Хабаровская высшая школа МВД СССР, 1984. С. 1012.

2 О мерах по совершенствованию государственной наградной

системы Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 // СЗ РФ. 2010. № 37. Ст. 4643. С. 9606.

ния и награждения:

Основанием применения в административном праве поощрения является также как и в уголовном праве, заслуга, которая определяется в законе как безупречная и эффективная служба. Законодатель совершенно обоснованно указывает основание применения мер поощрения (заслугу) заключающуюся не только в сверхисполнении лицом своих обязанностей, но и безупречная служба.

Кроме как в федеральных законах поощрительные нормы содержатся и в указах

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»

АНТОНОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА, СТРУСЬ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2014 г.

§ 3. Поощрительные нормы российского права и их значение в деятельности органов внутренних дел

Поощрительная норма российского права – обеспеченное государством указание общего характера о возможном или должном представлении определенной меры поощрения (дополнительного блага) за полезный для государства вариант поведения, состоящий в добросовестном выполнении юридических или общественных обязанностей либо в достижении установленных результатов, превосходящих обычные требования, в целях повышения социальной активности отдельных граждан и их коллективов в различных сферах жизни российского общества.

Среди разнообразных делений правовых норм встречаются и такие критерии, которые отражают существенные особенности российского права, позволяют глубже и полнее понять его творческую, регулятивно-воспитательную роль. Именно с таких позиций необходимо ставить и решать вопрос о выделении поощрительных норм российского права в особую разновидность. Классификационными критериями при этом могут служить:

а) своеобразный способ их воздействия на волевое поведение отдельных лиц и коллективных образований; б) особое содержание данных норм; в) специфика их социального назначения.

Поощрительные нормы образуют особую и все более разрастающуюся разновидность норм российского права и выступают нормативной основой самостоятельного стимулирующего метода правового регулирования. Поощрительные нормы права – такой вид государственного руководства юридически значимыми социальными процессами, такой вид государственного воздействия, который не подчиняет, а направляет, побуждает волю лица на действия, желательные, полезные для интересов самого гражданина, коллектива, общества и государства.

Поощрительные нормы российского права представляют собой один из ведущих позитивно-стимулирующих элементов механизма правового регулирования.

Поощрительные нормы российского права выступают в качестве: а) стимулятора социальной активности индивидуальных и коллективных субъектов права; б) средства обеспечения реализации многих социальных правил, некоторых технико-юридических и эстетических норм: в) фактора упрочения различных видов государственной дисциплины; г) способа согласования общественных и личных интересов российских граждан с государственными потребностями; д) средства воспитания правосознания; е) положительного катализатора развития общественных отношений: ж) фактора мотивации правомерного поведения; з) разновидности социального контроля.

Поощрительные нормы права – мера государственного одобрения, которая устанавливается за заслугу. Заслуга – позитивная оценка социально-активного добросовестного поведения, в основе которой лежат цели и мотивы юридически значимой деятельности, а также ее реальные результаты. Заслуга – главное фактическое основание для государственного поощрения.

Поощрительные российского права – государственные установления активного плана. Эти нормы являются средством активного воздействия на общественные отношения с целью, во-первых, развития прогрессивных общественных отношений, во-вторых вытеснения, упразднения вредных консервативных вариантов юридически значимой деятельности. Механизм правового поощрительного воздействия, таким образом, можно рассматривать как своеобразный волеформирующий стимулятор позитивного юридически значимого поведения.

Важно и то, что реализация поощрительных норм права, независимо от сферы использования и применения, при правильной организации создает благоприятный, доброжелательный морально-психологический климат, способствует либерализации политико-правового режима в обществе, смягчению многих социальных конфликтов.

Сфера общественных отношений, регулируемых поощрительными нормами российского права весьма широка.

Поощрительные нормы российского права устанавливаются и применяются для:

– повышения производительности и экономии труда, улучшения качества товаров и услуг, стимулирования (через льготные условия налогообложения и кредитования) создания и использования объектов интеллектуальной и промышленной собственности, усиления научно-технического прогресса.

– развития различных форм собственности, предпринимательской деятельности,

– официального одобрения успешной работы в особых условиях государственной службы.

– развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

– укрепления государственной дисциплины, охраны законности и правопорядка.

– решения миграционных и демографических проблем общего и локального характера, повышения рождаемости.

– активизации деятельности по рациональному природопользованию и охране природы.

– воспитания и исправления осужденных (ст. ст. 71,78, 113, 114, 119 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), стимулирования правомерного посткриминального поведения,

Читайте также:
Может ли клиент подать в суд, если работаем через интернет?

– увековечения памяти геройски погибших военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов

Новый УК РФ содержит юридические нормы, предусматривающие самые разные поощрительные меры. Это и назначение более мягкого наказания лицу, заслуживающему особого снисхождения (ст. ст. 61, 64, 65), и освобождение от уголовной ответственности с связи с деятельным раскаянием (ст. 75). Однако, введя эти поощрительные нормы, законодатель не подкрепляет их соответствующими гарантиями. Слишком велико судейское усмотрение. Государство должно стимулировать виновного максимально уменьшить вред от преступления и гарантировать, что такие его действия не останутся без внимания.

Поскольку процесс расширения правовых норм поощрения активно идет в настоящее время и будет продолжаться в будущем, одной из важных задач российской юридической науки и правовой практики является изучение и разработка вопроса о том, какие общественные отношения нуждаются в урегулировании поощрительными нормами права.

Ныне имеется настоятельная потребность в создании действенных правовых поощрительных норм, которые бы в достаточной мере стимулировали качественную разработку, быстрое внедрение и эффективное функционирование в государственных учреждениях и частных фирмах автоматизированных систем управления. ЭВМ, новаторских управленческих технологий. Не менее важно сейчас издание норм права, поощряющих

активные действия граждан и организации по охране природной среды, обеспечению ядерной безопасности

Исключительно важны меры юридического поощрения для лиц, безупречно выполняющих свои обязанности нанимателей жилья, сохраняющих жилой фонд и улучшающих его состояние. Требуется введение системы мер федерального государственного поощрения граждан, способствующих раскрытию преступлений, особенно совершенных организованными преступными группами. При всей скудности государственного бюджета есть ре зон по опыту Австралии предоставить федеральному парламенту право назначать и выдавать субъектам РФ “финансовое поощрение” на условиях, какие он найдет нужным, что может оказать серьезное влияние на осуществление субъектами совместных или самостоятельных полномочий. При этом можно предусмотреть меры, препятствующие тому, чтобы финансовое поощрение не стало средством общего политического контроля над деятельностью субъектов федерации.

Авторитетность и эффективность поощрительных норм права зависят от множества объективных и субъективных факторов справедливости, соразмерности, выполняемости, отсутствия вредных побочных последствий, согласованности с другими видами социального регулирования.

Явным дефектом механизма реализации поощрительных норм российского права являются ситуации, когда официально отмеченные государством граждане демонстративно отказываются от получения наград, премий, почетных званий.

Поощрение воспринимается как справедливое если оно а) назначается за действительные заслуги перед демократическим государством и истинно гражданским обществом, б) по своему размеру (значению) соответствует усилиям, затраченным на совершение полезного действия, в) выделяется всем, кто достиг поощряемых государством результатов, г) предоставляется за результаты, достигнутые средствами, соответствующими требованиям законности и морали.

Очень важно с воспитательной точки зрения соблюдать принцип справедливости при депоощрении. Лишение той или иной меры поощрения (особенно государственной награды) предполагает точный учет виновности лица, или организации, подлежащим этому виду санкционного воздействия.

Требуется установление оптимального соотношения между поощрительными нормами права и нормами о юридической ответственности.

Связи между правовым поощрением и ретроспективной ответственностью в общем плане могут и должны совершенствоваться по следующим направлениям.

Прежде всего нормы о юридической ответственности должны обеспечивать участникам общественной жизни возможность выполнять поощряемые российским государством действия Речь идет о том, чтобы существовала реальная юридическая ответственность должностных ниц и организаций, умышленно или из-за халатности не создающих необходимых условии для

беспрепятственного достижения субъектами права результатов, подлежащих поощрению.

Во-вторых, желательно введение новых и расширение уже существующих мер юридической ответственности за назначение, выдачу и получение незаслуженного поощрения.

В-третьих, и в дальнейшем целесообразно развивать такую форму связи между государственным поощрением и юридической ответственностью, когда тот или иной вариант полезного действия поощряется за счет средств, получаемых от реализации норм ответственности. Речь идет о практике отчисления определенных сумм для премирования работников правоохранительной системы от средств, получаемых от штрафов.

В-четвертых, важно развивать и такую форму связи между юридическим поощрением и ответственностью, при которой государственным поощрением за совершение положительных действий выступает уменьшение правовой ответственности или освобождение от нее.

Связь мер юридической ответственности и мер правового поощрения следует строить таким образом, чтобы правомерный путь реализации интереса личности был всегда более выгодным для субъекта, чем нарушение права.

Значение поощрительных норм российского права для деятельности органов внутренних дел в современных условиях многопланово.

Статьи 36, 37, 39 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (вступило в силу 13 января 1993 года), предусматривающие поощрения за успехи в служебной деятельности располагаются в главе IV “Служебная дисциплина”. Это существенно снижает возможности и роль государственного поощрения многообразной деятельности ОВД.

Система государственного поощрения высоких результатов милицейской работы в целом сложилась, но нуждается в дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности.

Так, до сих пор не срабатывают предлагаемые формы правового поощрения за помощь следствию, поскольку в государстве слаба защита свидетелей и велика боязнь криминалитета. Малоэффективна система государственного поощрения лишь за количественные показатели милицейской деятельности.

Действующее российское поощрительное законодательство нуждается в кодификации и систематизации Удачные образцы такой систематизации в России имеются. Так, Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года № 1341 “Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации” 1 .

упорядочил в едином нормативно-правовом акте многочисленные законодательные и ведомственные правовые акты, регламентировавшие этот вид государственного поощрения. 6 января 1999 года Указом Президента России была утверждена новая редакция Положения о государственных наградах РФ 1 , которое не только систематизировало, но и усовершенствовало статусы высшей формы поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.

Желательно принятие подобного плана обобщающих актов о присуждении Почетного диплома и выдвижении благодарности Президента РФ статусе премий Правительства РФ.

Ныне сложилась практика издания отдельных Постановлений Правительства РФ по конкретным направлениям поощряемой деятельности (24 февраля 1999 года утверждено Положение о премиях Правительства РФ в области качества. 31 декабря 1999 года – Положение о премии Правительства РФ имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства).

Читайте также:
Как получить компенсацию за приобретенные лекарства?

5 мая 2000 года принято Постановление Правительства Российской Федерации № 384 “Об утверждении перечня международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в науке и технике, образовании, культуре, литературе и искусстве, суммы которых, полученные физическими лицами, не включаются в их совокупный доход за налогооблагаемый период” 2 .

Целесообразно подобные налоговые льготы распространить на все без изъятия виды государственных, общественных и частных поощрений.

Реализация поощрительных норм на государственной службе: состояние и перспективы развития

Страницы в журнале: 70-74

В.В. Волкова,

кандидат юридических наук, доцент Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия Россия, Краснодар www.truba.ru@mail.ru

Рассматривается вопрос о состоянии и перспективах развития института поощрительных норм на государственной службе. Формулируется вывод, что реализация поощрительных норм на государственной службе тесным образом связана с возможностью дальнейшего раскрытия правовыми методами всего стимулирующего потенциала. Крайне необходимо детальное определение таких понятий, как «заслуги государственного служащего», «безупречная и эффективная гражданская служба», «поощрение государственного служащего» и т. п., которое ограничит возможности субъективизма в поощрительной деятельности и придаст реальную действенность применению мер поощрения на государственной службе. Эволюция системы государственной службы должна быть связана с внедрением системы мотивации, ориентированной на развитие как внешних, так и внутренних мотивационных факторов государственных служащих.

Ключевые слова: поощрительные нормы, поощрение на государственной службе, меры поощрения, стимулирование, государственный служащий, поощрительные санкции, заслуга, поощрительное законодательство, основания поощрения, развитие поощрения.

Деятельность нашего государства по обеспечению безопасности и правопорядка осуществляется системой государственной службы Российской Федерации, эффективность которой зависит от установления в законодательстве и реализации на практике системы поощрительных норм. Реализация на практике такой системы называется поощрительно-правовой политикой государства [18, с. 381—388].

Важнейшим фактором обеспечения эффективной и добросовестной деятельности государственных служащих (далее также — госслужащие) является мотивация. Использование моральных и материальных мотивационных факторов на современной гражданской службе явно недооценено. Отсутствуют системный подход и критерии мотивации гражданских служащих, позволяющие адекватно оценить потенциал конкретного госслужащего и сформировать для него наиболее эффективную карьерную траекторию. Составленная таким образом карьерная траектория должна использоваться кадровыми службами государственных органов при составлении плана профессионального развития, рассмотрении в ходе аттестации гражданского служащего вопроса о включении в кадровый резерв в порядке должностного роста, а также определении форм и размеров материального стимулирования.

Зачастую механизмы материального стимулирования, обеспечивающие поддержку мотивационной составляющей, применяются несистемно, что не обеспечивает не только развитие кадрового состава, но и справедливую оценку результатов труда.

На государственной службе важнейшее значение имеет не только императивное обязывание, но и применение мер поощрения, являющихся мотивирующим, стимулирующим и побудительным фактором для каждого государственного служащего. Именно реализация поощрительных санкций способна стимулировать деятельность госслужащих, направленную не только на добротное выполнение своих служебных обязанностей, но и на достижение высоких результатов. Также косвенным образом меры поощрения предупреждают возможность совершения правонарушений на государственной службе [2, с. 62—65].

Одной из проблем и в то же время перспектив развития законодательства о поощрении госслужащих является детальная правовая регламентация процедуры применения указанных мер, определение оснований их применения. По каждому виду государственной службы принято изрядное количество нормативных правовых актов не только федерального, но и регионального уровня, регулирующих порядок применения мер поощрения.

В первую очередь правоприменителю трудно понять смысл и содержание терминов, через которые раскрываются основания для поощрения служащих. Для исследования данной проблемы обратимся к Федеральному закону от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ) [14] и Закону Краснодарского края от 31.05.2005 № 870-КЗ «О государственной гражданской службе Краснодарского края» (далее — Закон № 870-КЗ) [6]. Статья 55 Закона № 79-ФЗ и ст. 29 Закона № 870-КЗ содержат одинаковую правовую дефиницию, выступающую в качестве основания применения мер поощрения и награждения — «безупречная и эффективная гражданская служба». Обратимся к ст. 48 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 342-ФЗ) [17], согласно которой к сотруднику органов внутренних дел применяются меры поощрения «за добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности».

Содержание понятий «безупречная и эффективная служба», «добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности», а также «успешное выполнение задач повышенной сложности» не раскрывается в анализируемых законах. Поэтому в настоящее время правоприменитель в той или иной степени поступает по своему усмотрению. И.В. Панова задается вопросом о том, будет ли поощрительное законодательство более продуктивным и упорядоченным, если ввести единый критерий оценки деятельности госслужащих — «выше среднего уровня» [10, с. 13—14]. В частности, следует полагать: такое основание применения поощрения к государственному служащему, как «безупречная и эффективная гражданская служба», что закреплено в ст. 55 Закона № 79-ФЗ и в ст. 29 Закона № 870-КЗ, не соответствует стимулирующим целям поощрения. Ведь на самом деле за безупречную и эффективную профессиональную деятельность государственный служащий получает заработную плату.

Именно заслуга должна стать главным основанием применения мер поощрения [3, с. 83—85], выступать юридическим условием применения поощрения, т. е. своеобразной гипотезой, стержнем всех поощрительно-правовых норм.

В качестве позитивного момента можно отметить, что некоторые нормативные правовые акты идут по правильному пути применения заслуги как условия в механизме поощрения служащих: в Федеральном законе от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» [13] уделяется внимание заслуге, а в Положении о государственных наградах Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 02.03.1994 № 442) [16] выделяются различные виды заслуг, такие как заслуги перед Отечеством, военные заслуги, выдающиеся, исключительные, особые заслуги и др. Но в настоящее время ни законодательство, ни юридическая наука не выработали содержание понятия «заслуга».

Читайте также:
Что делать, если отказывают в дачной амнистии

Пример дефекта законодательства можно увидеть в Законе № 79-ФЗ. Так, несмотря на то что в этом нормативном акте не раскрывается дефиниция «заслуга государственного гражданского служащего», в ст. 60 указано: формирование кадрового состава гражданской службы обеспечивается с учетом заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств.

Далее следует отметить отсутствие логичности в правовом регулировании продвижения по службе, которое часто применяется как вид поощрения. Например, такой вид поощрения прямо предусмотрен для служащих органов внутренних дел (пункты 7 и 8 ч. 1 ст. 48 Закона № 342-ФЗ) и военнослужащих [8]. Согласно этим нормам процедура продвижения по службе как поощрение реализуется путем досрочного присвоения очередного звания или посредством присвоения очередного звания на одну ступень выше звания, предусмотренного штатом для занимаемой должности.

К сожалению, такие механизмы не реализованы в Законе № 79-ФЗ. В указе Президента РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» [15] закреплено, что федеральному гражданскому служащему может быть присвоен классный чин за особые отличия в гражданской службе. Однако и здесь возникает вопрос о том, что следует считать особыми отличиями. В таких условиях решение вопроса о продвижении по службе — субъективная точка зрения непосредственного начальника. Субъективное отношение к применению поощрения может вызвать обратный эффект, спровоцировав недовольство на самом деле заслуживших поощрение госслужащих. На наш взгляд, целесообразно закрепить в ст. 55 Закона № 79-ФЗ с детальными разъяснениями порядок применения таких поощрений, как присвоение очередного классного чина в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы либо повышение в должности за особые заслуги государственного гражданского служащего.

По мнению А.А. Гришковец, несмотря на значительный пласт поощрительно-правовых норм в системе законодательства о государственной службе, существует так называемая группа неформальных поощрений [4, с. 174], т. е. поощрений, явно не названных в законодательстве, но активно используемых на практике. На данную проблему обращает внимание профессор С.Н. Братановский, указывая, что часто на практике бывают случаи, когда руководство поощряет своих подчиненных, предоставляя им дополнительные отгулы, отдельные кабинеты, новую офисную технику и мебель. Кроме того, оказывается, что неформальные меры поощрения часто бывают более эффективными, чем те, которые предусмотрены законом [1, с. 136].

Развивая проблематику реализации поощрительно-правовых норм на государственной службе, необходимо выяснить, располагает ли государственный служащий таким правом, как право на поощрение? В.М. Манохин в своей работе приходит к выводу о наличии такого права у государственного служащего [7, с. 196—197]. Но в таком случае возникает логичный вопрос: если такое право есть у госслужащего, то почему нет ни законодательного закрепления этого права, ни гарантий по реализации этого права в действительности. На самом деле в процессуальном законодательстве Российской Федерации не содержится указаний на возможность госслужащего в судебном порядке оспорить решение начальства о применении или неприменении мер поощрения.

При таком положении дел открывается широкое поле для руководства при использовании неформальных мер поощрения не на основе закона, а по своему усмотрению, что уже отмечалось. Проанализировав в целях исследования данной проблематики ст. 55 Закона № 79-ФЗ, можно уловить обратную мысль законодателя о наделении полномочием применения мер поощрения не госслужащего, а «представителя нанимателя» госслужащего, что тоже не отвечает истинным целям и задачам поощрительно-правовой политики.

Рассмотрим другой вид неформального поощрения, когда поощряющим субъектом выступает должностное лицо либо орган, не указанный в законе. Так, постановлением главы администрации Краснодарского края от 09.01.2002 № 7 «О поощрении сотрудников прокуратуры края» [11] за многолетнюю добросовестную службу, высокий профессионализм, большой вклад в укрепление законности и правопорядка в крае и в связи с 280-летием со дня образования российской прокуратуры были награждены различные работники прокуратуры края. Такая форма поощрения для сотрудников прокуратуры не предусмотрена Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [12], но на практике применяется.

Перспективы развития поощрительно-правовой политики России не оставлены без внимания не только научными работниками, но и органами государственной власти. Так, Министерством труда и социальной защиты РФ подготовлен проект указа Президента РФ «О федеральной программе “Развитие государственной службы Российской Федерации” и плане мероприятий по развитию системы государственной службы Российской Федерации до 2018 года» [9], согласно которому одной из базовых задач является развитие многофакторной системы мотивации госслужащих.

Основные проблемы создания многофакторной системы мотивации служащих носят долговременный и комплексный характер и обусловлены отсутствием взаимосвязи материальной и нематериальной мотивации, слабым использованием мотивационных возможностей оплаты труда и преобладающим компенсационным характером государственных социальных гарантий. Уровень материального обеспечения одного вида государственной службы (например, гражданской) по сравнению с иными видами государственной службы и между государственными органами значительно различаются, что не мотивирует служащих к эффективной служебной деятельности, не способствует противодействию коррупции.

В системе оплаты труда на гражданской службе сложилась уникальная для мировой практики ситуация, когда должностной оклад гражданского служащего составляет около 20—35% денежного содержания, при этом совокупный размер денежного содержания формируется за счет большого числа надбавок и дополнительных выплат, по сумме существенно превышающих должностной оклад. В результате выплата надбавок и премий гражданским служащим потеряла свой изначальный смысл и носит четко выраженный компенсационный характер с целью удержания их на замещаемых должностях, а не выступает мотивацией и стимулированием к достижению высоких результатов в профессиональной деятельности. Существующая система оплаты труда не позволяет широко применить современные технологии кадровой работы в отношении тех гражданских служащих, которые непосредственно оказывают государственные услуги, и ориентировать их на достижение качественных результатов.

Современное состояние материальной мотивации гражданских служащих характеризуется диспропорцией в предоставлении государственных гарантий гражданским служащим различных категорий и государственных органов, в том числе неодинаковым уровнем оплаты по аналогичным должностям гражданской службы в различных государственных органах, недостаточным объемом финансирования для обеспечения гарантированного законодательством уровня предоставления ряда значимых государственных гарантий гражданским служащим различных категорий и групп должностей.

Читайте также:
Меня не вывели из состава участников, хотя я им давно не являюсь

Диспропорции в уровне оплаты труда гражданских служащих и в обеспечении государственными гарантиями нарушают принцип единства условий прохождения гражданской службы, установленный Законом № 79-ФЗ; препятствуют мотивации большинства федеральных гражданских служащих к эффективной и добросовестной работе; повышают коррупционные риски и теневую нагрузку на бизнес; стимулируют отток наиболее квалифицированных кадров с федеральной гражданской службы в бизнес-структуры, которые могут предоставить конкурентоспособную заработную плату и «социальный пакет» [5, с. 72—74].

В этой связи предлагается с учетом бюджетных возможностей оптимизировать предусмотренные законодательством механизмы мотивации гражданских служащих, которые могут стабилизировать кадровый состав как в целом корпуса гражданских служащих, так и на конкретных должностях с обеспечением эффективной профессиональной деятельности гражданских служащих. Указанные механизмы включают усовершенствованную систему оплаты труда, развитую систему государственных социальных гарантий, вариативную систему наград и поощрений, гибкую систему присвоения классных чинов, участие в принятии управленческих решений.

Реализация мероприятий по данному направлению программы предусматривает достижение следующих результатов:

— государственные органы будут использовать мотивационные стратегии, интегрирующие профессиональный и личностный потенциал гражданских служащих, выявленный посредством современных технологий комплексной оценки, с элементами материального и морального стимулирования;

— будет усовершенствована система оплаты труда гражданских служащих и предоставления им социальных гарантий в виде дифференцированного «социального пакета», установлено их пропорциональное соответствие иным видам государственной службы;

— будут разработаны методики материального стимулирования гражданских служащих, учитывающие результативность и эффективность их деятельности.

К сожалению, пока данные мероприятия являются лишь планируемыми и вероятность их воплощения невысока.

Таким образом, перспективы реализации поощрительных норм на государственной службе тесным образом связаны с возможностью дальнейшего раскрытия правовыми методами всего стимулирующего потенциала. Крайне необходимо детальное формулирование таких понятий, как «заслуги государственного служащего», «безупречная и эффективная гражданская служба», «поощрение государственного служащего», которое ограничит возможности субъективизма в поощрительной деятельности и придаст реальную действенность применению мер поощрения на государственной службе. Наличие в правоприменительной практике мер поощрения, не предусмотренных законом, являющихся эффективными, дает надежду на то, что развитие системы поощрений на государственной службе будет направлено и на расширение перечня мер стимулирования и поощрения государственных служащих всех видов государственной службы. Эволюция системы государственной службы должна быть связана с внедрением системы мотивации, ориентированной на развитие как внешних, так и внутренних мотивационных факторов государственных служащих.

1. Братановский С.Н., Стрельников В.В. Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации / под ред. С.Н. Братановского. Саратов, 2007. С. 136.

2. Волкова В.В. О механизме применения мер поощрения к государственным служащим // Бизнес в законе. 2012. № 6. С. 62—65.

3. Волкова В.В. Основание для применения поощрения государственных служащих // Современное право. 2013. № 6. С. 83—85.

4. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2003. С. 174.

5. Гукова Ж.А. Эффективность механизма поощрения государственных гражданских служащих // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 72—74.

6. Кубанские новости. 2005. 4 июня.

7. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997. С. 196—197.

8. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации): указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 47 (ч. 1). Ст. 5749.

9. О федеральной программе «Развитие государственной службы Российской Федерации (2015—2018 годы)» и плане мероприятий по развитию системы государственной службы Российской Федерации до 2018 года: проект указа Президента РФ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Панова И.В. Продвижение по государственной службе // Государство и право. 1998. № 2. С. 13—14.

11. Сборник законов и нормативно-правовых актов Краснодарского края. 2002. № 2.

12. Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

13. Собрание законодательства РФ. 2002. № 10. Ст. 964.

14. Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

15. Собрание законодательства РФ. 2005. № 6. Ст. 440.

16. Собрание законодательства РФ. 2010. № 37. Ст. 4643.

17. Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

18. Сытюгина В.А. Доктрина наградной политики современной России: проблемы теории и практики // Вестник ТГУ. 2013. № 11 (127). С . 381—388.

Какие бывают виды премий и вознаграждений работникам?

  • Выплаты стимулирующего характера (премирование) как форма оплаты за труд
  • Есть ли отличия в понятиях «денежное вознаграждение» и «оплата труда»
  • Какие бывают премии и как еще может выражаться поощрение работника
  • В чем заключаются отличия бонуса от премии, регулярной премии от гарантированной
  • Как осуществляется налогообложение премии к профессиональному празднику или к юбилею в 2021 году
  • Как оформить приказ, если сотрудникам фирмы выписали премию (образец)
  • Итоги

Выплаты стимулирующего характера (премирование) как форма оплаты за труд

Действующее законодательство о труде (ст. 129 ТК РФ) позволяет работодателю устанавливать у себя систему оплаты за труд, состоящую из нескольких частей:

  • платы за выполняемую в соответствии с трудовыми обязанностями работу;
  • компенсирующих выплат, учитывающих условия, в которых осуществляется труд;
  • доплат стимулирующего назначения, призванных повысить заинтересованность работника в труде.

Принимая такую систему оплаты труда, работодатель получает возможность:

  • оказывать влияние на интерес работника к результатам своей деятельности;
  • регулировать объем расходов на оплату за труд, учитываемых при расчете базы по налогу на прибыль.

Виды премий и вознаграждений, используемых в качестве доплат стимулирующего назначения, находят свое отражение во внутреннем нормативном акте, разрабатываемом у работодателя (ст. 135 ТК РФ). Этот акт устанавливает:

  • перечень видов применяемых поощрений;
  • условия и периодичность их начисления;
  • круг лиц, к которым относится каждый из видов поощрений;
  • перечень показателей, позволяющих работнику претендовать на соответствующее вознаграждение и лишающих его такой возможности;
  • систему оценки показателей, дающих право на вознаграждение, результатом обработки которой станет денежное выражение вознаграждения;
  • процедуру рассмотрения результатов оценки и оспаривания ее результатов.
Читайте также:
Совет федерации: что это такое, описание и особенности

Однако стимулирующие доплаты при включении их в систему оплаты за труд становятся обязательными для работодателя, если соблюдены все условия для применения поощрения.

О том, как может быть оформлен внутренний нормативный акт о премировании, читайте в статье «Положение об оплате труда работников — образец 2020-2021».

Есть ли отличия в понятиях «денежное вознаграждение» и «оплата труда»

Термин «денежное вознаграждение» можно применить к любой выплате, осуществленной деньгами, независимо от ее назначения. То есть это может быть как вознаграждение за труд, так и любая иная выплата. Доплаты стимулирующего назначения, осуществляемые за трудовые достижения работника, представляют собой часть зарплаты и при их выдаче деньгами расцениваются как денежное вознаграждение, выданное в счет оплаты за труд.

Но помимо выплат, имеющих связь с трудовыми достижениями, работодатель может использовать и иные доплаты, не обусловленные трудовыми функциями работника. Обычно они имеют разовый характер и не регулярны по срокам начисления. Примером таких доплат служат премии, выплачиваемые к юбилейным или праздничным датам. Они вполне соответствуют термину «денежное вознаграждение, не связанное с оплатой труда».

Какие бывают премии и как еще может выражаться поощрение работника

Поощрения, служащие цели стимулирования работников, делятся на 2 основных вида:

  • материальные (денежные или в натуральной форме), представляющие собой различные виды доплат;
  • нематериальные, которые могут выражаться в объявлении благодарности, помещении на доску почета, присвоении почетного звания, награждении грамотой, медалью или памятным знаком.

Среди материальных поощрений ведущая роль отводится премиям. Но могут иметь место и иные виды денежных выплат, выраженные, например:

  • в надбавках к окладу или тарифной ставке, устанавливаемых на какой-то определенный период;
  • доплатах за выслугу лет.

Среди премий по отношению к регулярности их выплаты выделяются 2 основные группы:

  1. Регулярные (систематические), начисляемые и выплачиваемые с определенной периодичностью (месяц, квартал, год). Все вопросы, связанные с такими премиями, регулирует внутренний нормативный акт работодателя, посвященный выплатам стимулирующего назначения. Специальные указания (решения) для начисления подобных премий не нужны. При выполнении условий, предусмотренных внутренним нормативным актом о премировании, они должны начисляться в обязательном порядке.
  2. Нерегулярные (разовые), которые могут быть поименованы во внутреннем нормативном акте о премировании как входящие в систему оплаты труда, но для их начисления требуется возникновение дополнительной информации по показателям, существенным для премирования. Поэтому по таким премиям необходимо оформление отдельного документа, обосновывающего право работника на премирование, и принятие отдельного решения по этому документу руководителем организации.

По источникам, за счет которых начисляют премии, их можно разделить:

  • на учитываемые в расходах, уменьшающих базу по налогу на прибыль, — сюда попадут премии, связанные с трудовыми достижениями работника, как включенные в систему оплаты труда, так и не поименованные в этой системе;
  • относимые за счет чистой прибыли — такое отнесение касается премий непроизводственного назначения, выплачиваемых не за трудовые достижения (письмо Минфина России от 24.04.2013 № 03-03-06/1/14283).

О том, какие премии попадают в расчет среднего заработка, читайте в материале «Учитывается ли премия при расчете отпускных?».

В чем заключаются отличия бонуса от премии, регулярной премии от гарантированной

В отношении слов «премия» и «бонус» словари финансовых терминов приводят весьма сходные толкования, подразумевающие под собой одно и то же понятие — «вознаграждение». Поэтому их можно считать тождественными. Хотя некоторые нюансы пояснений, дающихся в словарях, позволяют считать бонус выплатой неожиданной (подарком), что делает его по смыслу более близким к нерегулярным (разовым) премиям.

К числу регулярных видов премий работникам относятся премии, включенные в систему оплаты труда (т. е. ставшие обязательными для работодателя), начисляемые и выплачиваемые с установленной периодичностью. В определенных обстоятельствах они могут не начисляться (например, при неудовлетворительных финансово-экономических показателях работы организации за период или в отношении работника, лишенного премии в соответствии с правилами премирования), но это оказывается, скорее, исключением, чем правилом.

Гарантированными следует считать те регулярные премии, которые установлены в фиксированной сумме и не зависят ни от результатов труда работника, ни от фактически отработанного им времени.

Как осуществляется налогообложение премии к профессиональному празднику или к юбилею в 2021 году

Премии, выплаченные за трудовые достижения, расцениваются как оплата за труд и так же, как обычная зарплата, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.

Но стимулирующие выплаты, не связанные с трудовыми достижениями, такие как премия к юбилею сотрудника или премия по случаю праздника, тоже являются доходом работника. И их так же, как и зарплату, нужно обложить НДФЛ и страховыми взносами (ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Причем взносы, в отличие от самой суммы такой премии, можно учесть в расходах при определении базы по налогу на прибыль (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 09.06.2014 № 03-03-06/1/27634).

Как отразить премии в форме 6-НДФЛ, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Как оформить приказ, если сотрудникам фирмы выписали премию (образец)

Для оформления приказа о премировании существуют унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1:

  • Т-11, оформляемая при премировании одного работника;
  • Т-11а, составляемая при поощрении группы работников.

Однако эти формы не обязательны к применению и ничто не препятствует оформлению работодателем подобных приказов по разработанной самостоятельно форме.

Основанием для оформления приказа послужат:

  • утвержденные руководителем организации итоги распределения регулярных (систематических) премий;
  • имеющая положительную резолюцию руководителя организации служебная записка о представлении работника на нерегулярную (разовую) премию.

Образец заполнения приказа на премирование, составленный на бланке формы Т-11, можно увидеть на нашем сайте.

Итоги

Одну из составных частей системы оплаты за труд могут образовывать выплаты стимулирующего характера. Основная роль среди этих выплат отводится премиям. Премии могут быть регулярными и разовыми, относимыми на затраты и выплачиваемыми за счет чистой прибыли. Но налогообложение их осуществляется по одним и тем же правилам с начислением НДФЛ и страховых взносов. Выплату премии необходимо оформить приказом.

Читайте также:
Массовая информация: что это такое, описание и особенности

Домашняя правовая энциклопедия. Страхование. Страховой полис

Страховой полис (свидетельство, сертификат, квитанция) – документ, который подтверждает факт заключения договора страхования. Полис фактически является стандартной формой договора страхования, предлагаемого данным страховщиком клиентам по данному виду страхования. Он должен содержать следующие реквизиты:

– наименование, место нахождения и банковские реквизиты страховщика;

– фамилию, имя, отчество или наименование страхователя, его место жительства (если помимо страхователя в договоре имеются также выгодоприобретатель, застрахованное лицо – их аналогичные данные);

– объект страхования (страховой интерес);

– размер страховой суммы;

– размер страховой премии (взносов), а также сроки и порядок их уплаты;

– срок действия договора страхования;

– порядок изменения и прекращения договора;

– другие условия, в том числе дополнения к правилам страхования или исключения из них;

Полис может быть разовым и генеральным. Разовый оформляется на простые операции по страхованию (с одним предметом). Генеральный распространяется на несколько однородных операций по страхованию имущества (в отношении группы предметов).

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Домашняя правовая энциклопедия

Доступно в App Store

Доступно в Google Play

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос или хотели бы увидеть новый раздел в энциклопедии – присылайте свои вопросы, пожелания и предложения в редакцию. Мы обязательно учтем их в развитии издания.

Вы можете написать письмо в редакцию Домашней правовой энциклопедии, заполнив форму с обращением на нашем сайте или отправить Ваш запрос по электронной почте на адрес dpe@garant.ru.

См. вступительное слово Советника Президента Российской Федерации, сопредседателя Ассоциации юристов России, члена-корреспондента Российской академии наук В. Ф. Яковлева к книжному изданию Домашней правовой энциклопедии.

Домашняя правовая энциклопедия дает ответы на вопросы, которые могут возникнуть в жизни любого человека, гражданина России или же проживающего в России.

Круг освещаемых тем охватывает все важнейшие сферы жизни современного человека – семейные отношения, воспитание детей, взаимоотношения с банками, автомобиль, туризм, вопросы гражданства, работа, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, служба в армии и многое другое. Практически любой человек, независимо от его возраста, семейного положения и благосостояния, найдет в книге полезную для себя информацию.

Энциклопедия основана на действующем российском законодательстве, написана понятным языком и излагает содержание важнейших законов и других документов, регулирующих нашу жизнь. Материал структурирован таким образом, чтобы максимально облегчить нахождение нужной информации.

При подготовке Домашней правовой энциклопедии использованы авторские материалы, предоставленные: Полонским П. Б., Алимовой Н. А., Байбородиным А., Беляниновой Ю. В., Букаевой Н. Н., Васильчиковой Н. В., Гаврюшенко П. И., Гатиным А. М., Гречушкиной Е. А., Карповичем В. Д., Касьяновой О. В., Климаковым Л. Л., Колоколовым Г. Р., Новиковым Д. А., Петровым М. И., Пономаревой Н. Г., Поплавской Г.П., Прудниковым А. С., Рафиковой О. Ю., Селяниным А. В., Суховеенко Ю. В., Фомичевым С. С., Щиголевым Ю. В., Якубенко Н. О., Янович Е. Ю.

Над обновлениями Домашней правовой энциклопедии работали: Амирова Л. В., Бадалян Ю. В., Васильев А. С., Воронова Е. В., Демченко Д. М., Дроздова А. В., Иванов А. В., Кошелев С. В., Мазухина А. С., Прибыткова М. В., Рижская М. П., Родюшкин С. П.

ВИЧ – Вирус иммунодефицита человека

ВС РФ – Верховный Суд РФ

Вуз – Организация высшего образования

ГВЭ – Государственный выпускной экзамен

ГД – Государственная Дума

ГИА – Государственная итоговая аттестация

ГИБДД, ГАИ- Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГК – Гражданский кодекс

ГПК – Гражданский процессуальный кодекс

ГЭК – Государственная экзаменационная комиссия

ДТП – Дорожно-транспортное происшествие

ЕГЭ – Единый государственный экзамен

ЕДВ – Ежемесячная денежная выплата

ЖК – Жилищный кодекс

ЖСК – Жилищно-строительный кооператив

ЗК – Земельный кодекс

ИКТ – Информационно-коммуникационные технологии

КАС – Кодекс административного судопроизводства

КИМ – Контрольные измерительные материалы – комплексы заданий стандартизированной формы при проведении ГИА

КС РФ – Конституционный Суд РФ

МВД – Министерство внутренних дел

МРОТ – Минимальный размер оплаты труда

МСЭ – Медико-социальная экспертиза

НДФЛ – Налог на доходы физических лиц

НК – Налоговый кодекс

ОГЭ – Основной государственный экзамен

ОСАГО – Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев

ПДД – Правила дорожного движения

ПТС – Паспорт транспортного средства

ПФР – Пенсионный Фонд России

РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

РФ – Российская Федерация

СК РФ – Семейный кодекс РФ

СНГ – Содружество Независимых Государств

СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета

СССР – Союз Советских Социалистических Республик, Советский Союз

СТС – Свидетельство о регистрации транспортного средства

СФ – Совет Федерации

ТК – Трудовой кодекс

ТС – Транспортное средство

УК – Уголовный кодекс

УПК – Уголовно-процессуальный кодекс

ФЗ – Федеральный закон

ФКЗ – Федеральный конституционный закон

ЦБ РФ, ЦБР – Центральный банк РФ, Банк России

ЧАЭС – Чернобыльская атомная электростанция

Что такое страховой полис

При заключении договора на оказание услуг в любой страховой компании клиент получает на руки страховой полис. Это и есть документ, который подтверждает факт договорных отношений и будет требоваться при наступлении страхового случая. Это важная бумага, которую нужно хранить в течение всего срока жизни оказания услуги.

Страховые полисы — это документы именного типа, выданные конкретному получателю услуги. Точное содержание бумаги будет зависеть от того, о каком виде страхования идет речь. Подробная информация об этом — на Бробанк.ру. Здесь же — как отменить действие полиса и отказаться от услуги.

Читайте также:
Иностранные лица: что это такое, описание и особенности

Виды страхования для физических лиц

Какой бы вид договора вы не заключили со страховщиком, отношения всегда регламентируются. И страховой полис — это подтверждение того, что стороны обговорили условия оказания услуги, клиент ознакомился со всеми аспектами и согласился с ними.

При каких видах страховых услуг выдается этот документ:

  • личное страхование жизни, здоровья;
  • туристические. Всем, кто отправляется за границу, всегда предлагается соответствующая страховка, которая защитит в случае непредвиденных обстоятельств;
  • имущественное. То есть в этом случае договор защищает от утраты или порчи какого-либо имущества, чаще всего — недвижимости;
  • ответственности. Например, защита соседей на случай, если у вас случится потоп или пожар;
  • от потери работы. Стандартно применяется при заключении кредитных договоров с банками, особенно при ипотеках;
  • КАСКО, ОСАГО, хорошо знакомые владельцам авто.

Это основные виды услуг, оказываемые гражданам страховыми компаниями. И при каждом заключении договора формируется полис, который передается на хранение клиенту. При наступлении страхового случая человек обращается за компенсацией с пакетом документов, в который обязательно входит полис.

Содержание страхового полиса

Это документ, который отражает все ключевые аспекты оказания услуги. Например, если речь идет о страховании недвижимости, содержание будет следующим:

  • данные о страхователе. То есть о том, кто по факту страхует имущество. Соответственно, это сам клиент;
  • данные о выгодоприобретателе. То есть, кто получит компенсацию при наступлении страхового случая. Обычно это и есть страхователь;
  • реквизиты компании, которая оказывает услугу;
  • территория страхования, место нахождения объекта. Здесь же может отражаться какая-то дополнительная информация. Например, что объект не используется для коммерческих целей;
  • характеристика самого имущества, на которое накладывается защита. Обычно при таком страховании на объект выезжает представитель страховщика;
  • размер страховой премии и страховой суммы;
  • перечень страховых случаев (может указываться как в полисе, так и в приложенному к нему договору на оказание услуги);
  • дата действия документа.

По факту вид и содержание страхового полиса не регламентированы законодательно. Страховщики сами создают собственные бланки, но содержание у них всегда идентичное — полное разъяснение услуги.

Точный вид документа и его содержание также зависят и от типа страховки. Например, тот же полис ОСАГО имеет несколько другой вид. В нем отражаются данные автомобиля и лиц, допущенных к его управлению.

Комплексные договоры страхования

Часто клиентам предлагаются не единичные продукты, а сразу комплексная услуга. Порой такие договоры называют коробочными, потому что один полис может защищать сразу от нескольких непредвиденных обстоятельств. Понятно, что такой документ будет более содержательным и объемным.

Многие банки предлагают заемщикам, особенно при оформлении к ипотеки, подключение к комплексному страхованию. Например, одновременно будет действовать страхование жизни и защита на случай потери работы. При этом два полиса оформляется редко, обычно все регламентируется одним.

Что является функцией страхового полиса

В первую очередь это документ, подтверждающий факт оказания услуги. Что клиент заплатил за нее и может в случае чего обращаться за компенсацией. Чтобы претендовать на выплату, клиент обязательно предоставляет эту бумагу, это словно паспорт услуги.

Но бывает так, что полис утерян, с такой ситуацией может столкнуться любой человек. Это дело поправимое. Для восстановления необходимо обратиться в страховую компанию, там по заявлению клиента выдадут дубликат, который будет иметь идентичную силу. Процедура простая, обычно действие выполняется сразу при обращении клиента.

Можно ли отменить действие документа

Мы рассмотрели, что такое страховой полис. Это документ, который выдается всем гражданам и компаниям, которые решили воспользоваться страховым услугами. Но порой бывает так, что человек желает отменить действие полиса и вернуть уплаченные за него деньги.

Так часто случается с банковскими заемщиками и клиентами МФО. Оформление кредита всегда неразрывно связано с предложением страховых услуг. Банки и страховщики заключают партнерские соглашения, и первые продвигают продукты партнера, получая за это вознаграждение.

К сожалению, ситуация складывается так, что часто страховки буквально навязываются заемщикам, продаются обманным путем. И люди, осознавая ситуацию на холодную голову, часто хотят отказаться от услуги, которая им совершенно не нужна.

О периоде охлаждения в страховании

Центральный Банк прекрасно осознавал ситуацию, поэтому решил на законодательном уровне разрешить покупателям страховок отказываться от полисов, аннулировать их и возвращать деньги.

Был введен период охлаждения, который изначально составлял 5 дней, а сейчас увеличен до 14 дней. То есть у покупателя есть время, чтобы обдумать, нужна ли ему эта услуга. Если он понимает, что нет, тогда может обратиться к страховщику и вернуть деньги.

Речь идет о 14-ти календарных днях с момента подписания договора.

Какие полисы страхования можно отменить:

  • защиты жизни и здоровья, от несчастных случаев и болезней;
  • имущества;
  • гражданской ответственности;
  • КАСКО, ответственность владельца транспорта (не ОСАГО);
  • ДМС;
  • защита финансовых рисков.

Все эти договорные отношения можно аннулировать, если уложиться в заданные рамки периода охлаждения. Невозможно отказаться от полиса, защищающего заложенное банку имущество, туристической страховки

Порядок отказа от услуги

Если вы приняли решение отказаться от страховки, обращаться нужно к компании, которая обслуживает полис. То есть если его выдал банк, все равно нужно выходить на обслуживающую фирму: банк — только посредник.

Хорошо, если отделение страховщика есть в вашем городе, тогда можете взять паспорт, реквизиты счета и страховые документы и обратиться туда лично для написания заявления. Если офиса рядом нет, законом допускается отправка документов почтой. Предварительно рекомендуем позвонить страховщику и уточнить, какие точно документы от вас нужны.

В течение 10-ти дней после приема заявления организация обязана направить на указанные заявителем реквизиты деньги. Это уплачена страховая премия, но за минусом дней, при которых полис работал. Например, если отказ был оформлен через 5 дней после покупки, за эти 5 дней плата будет взята.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: