Попечительский совет: что это такое, описание и особенности

Попечительский совет в ДОУ: основные функции и возможности

Особенность управления дошкольным образовательным учреждением в современных условиях становления рыночной экономики заключается в необходимости привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом, предприятий и семьи. Расширение общественных начал в управлении и предоставление большей самостоятельности субъектам управления – образовательным учреждениям – способствует широкому развитию разнообразных и специфических образовательных услуг применительно к условиям конкретного региона в соответствии с требованиями общества. Получившей в последнее время более широкое распространение формой самоуправления образованием являются попечительские советы образовательных учреждений.

Статьей 35 Закона РФ “Об образовании” установлено, что управление государственным и муниципальным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Среди возможных форм самоуправления назван попечительский совет, который осуществляет свою деятельность на принципах самофинансирования и создается по согласованию администрации с заинтересованными лицами.

Попечительский совет является дополнением к уже существующим органам самоуправления дошкольного образовательного учреждения: общему собранию дошкольного образовательного учреждения, педагогическому совету и др..

В условиях перевода образовательных учреждений на казначейскую систему исполнения бюджетов целесообразней создание попечительского совета ДОУ в качестве самостоятельной некоммерческой организации. Являясь юридическим лицом, попечительский совет сможет аккумулировать денежные средства на развитие ДОУ на своих расчетных счетах, не отчитываясь об их использовании перед чиновниками казначейства.

К тому же, в отличие от существующего сегодня в ряде учреждений практики сбора средств “черным налом”, создание попечительского совета ДОУ позволяет легализовать финансовые потоки и не бояться обвинений в вымогательстве денег и проверок налоговых органов и прокуратуры.

Функции попечительского совета

Попечительский совет – государственно-общественный орган управления образованием, обладающий правом распорядителя фонда развития образования; одна из форм самоуправления образовательного учреждения. Попечительский совет занимается совершенствованием деятельности и развития образовательного учреждения и осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе. Попечительский совет несет ответственность за невостребованность фонда развития образования; нецелевое использование получателем финансовых средств фонда развития образования; несвоевременное финансовое наполнение фонда развития образования.

Попечительский совет выполняет следующие функции:

– регламентирует поступление и распределение внебюджетных средств по внутренним фондам, созданным при Попечительском совете;

– содействует: совершенствованию материально-технической базы учреждения, благоустройству его помещений и территории, организации и совершенствованию образовательного процесса, поддержке социально не защищенных семей воспитанников, улучшению условий труда педагогических и других работников учреждения;

– участвует в организации соревнований, конкурсов и других массовых мероприятий образовательного учреждения.

Поскольку Попечительский совет является инновационным органом в деятельности дошкольных учреждений, то может рассматриваться как:

– самостоятельное юридическое лицо, зарегистрированное в установленном Законом порядке;

– орган, использующий счета благотворительных фондов;

– орган, использующий расчетные счета самого дошкольного учреждения.

Нормативно-правовая база деятельности попечительского совета ДОУ

К настоящему времени сформировалась достаточно обширная нормативно-правовая база деятельности попечительских советов образовательных учреждений.

1. Гражданский кодекс РФ, ст.52, ч. 1, гл. 4, параграф 5.

2. Закон РФ “Об образовании”:

– ст.2. “Принципы государственной политики в области образования”: “Государственная политика в области образования основывается на принципах: демократический государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений”;

– ст.13. “Устав образовательного учреждения”, п. 4: “Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его Уставу”;

– ст.35. “Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями”, п.2: “Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются … Попечительский совет… и др. формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются Уставом образовательного учреждения”;

– ст.41. “Финансирование образовательных учреждений”, п. 8: “Образовательные учреждения вправе привлекать в установленном Законом порядке РФ дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований, целевых взносов физических и юридических лиц”.

3. Указ Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 “О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ”: “В целях дальнейшего развития государственно-общественных форм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности образовательных учреждений ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Считать необходимым создание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Попечительских советов, имея в виду установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений.

4. Приказ Минобразования РФ от 10.09.99 г. № 275 “О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ”: “Во исполнение Указа Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 “О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ”.

5. Постановление Правительства РФ от 10.12.99 № 1379 “Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения”.

Упоминание о попечительском совете как форме самоуправления дошкольного образовательного учреждения есть и в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Министерством образования и науки РФ 27 октября 2011 г. № 2562. При этом Типовое положение предусматривает, что порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом ДОУ.

В связи с тем, что попечительский совет занимается благотворительной деятельностью, необходимо учитывать нормы Федерального Закона от 11.08.95 № 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”.

В случае создания Попечительского совета ДОУ в форме общественной организации его деятельность регулируется также Законом РФ “Об общественных объединениях” от 19.05.95 № 82-ФЗ с изменениями и дополнениями.

Читайте также:
Образовательный ценз: что это такое, описание и особенности

Совокупность вышеназванных документов образует правовую базу деятельности попечительских советов. Кроме этого, необходимо учитывать нормы налогового законодательства и знать правила ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, не являющихся бюджетными.

Возможные формы попечительского совета дошкольного образовательного учреждения

В связи с тем, что общественные объединения могут в установленном порядке регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица, сегодня возможны две основные модели создания попечительских советов образовательных учреждений – со статусом юридического лица и без него. Однако в любом случае попечительский совет будет являться некоммерческой организацией.

Поэтому независимо от правового статуса попечительского совета он является самостоятельной организацией и руководствуется только действующим законодательством, собственным уставом (положением) и своими решениями. В ст.17 Закона “Об общественных объединениях” установлено, что вмешательство органов власти и должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускается.

Некоммерческая организация – это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Такие организации, в соответствии с ФЗ “О некоммерческих организациях”, создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, попечительский совет дошкольного образовательного учреждения – это негосударственная общественная некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе граждан и юридических лиц в целях совершенствования и развития образовательного процесса в конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Для создания попечительского совета возможно использование одной из следующих организационно-правовых форм некоммерческой организации:

1. Без образования юридического лица:

– орган общественной самодеятельности.

2. С образованием юридического лица:

– орган общественной самодеятельности;

– автономная некоммерческая организация.

Деятельность попечительского совета в качестве органа общественной самодеятельности или общественной организации, созданного без образования юридического лица, не требует государственной регистрации, лицензирования и т.п., так же как и деятельность других органов самоуправления дошкольного образовательного учреждения – педагогического совета, родительского комитета и т.д.

Однако попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица, не может владеть объектами собственности, не является субъектом гражданских правоотношений, не может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и не может нести обязанности; не может быть истцом или ответчиком в суде и не может иметь счета в банках. Такой попечительский совет может иметь отдельный расчетный счет лишь в бухгалтерии образовательного учреждения (или в централизованной бухгалтерии), обслуживаемый конкретным работником (возможно за отдельную плату).

При решении вопроса о выборе организационно-правовой формы попечительского совета следует учитывать целый ряд факторов:

наличие налоговых льгот;

имидж той или иной формы в массовом общественном сознании;

возможность привлечения дополнительного финансирования;

возможность ликвидации организации по решению учредителей;

право на занятие предпринимательской деятельностью;

возможность признания организации несостоятельной (банкротом);

сложность управления и ряд других.

Следует также иметь в виду, что членские взносы могут собираться только в попечительских советах, являющихся членскими некоммерческими организациями. К этому виду организаций относятся: общественные организации, ассоциации, некоммерческие партнерства, а возможность взимания вступительных и членских взносов обязательно должна предусматривать уставом попечительского совета.

Поэтому более целесообразным представляется создание попечительского совета с образованием юридического лица. При этом, учитывая особенности организационно-правовых форм, наиболее практичным является создание попечительского совета в форме некоммерческого партнерства.

Что такое попечительский совет? Родительское собрание

  1. Деятельность попечительского совета школы
  2. Видео
  3. ПС: какими еще бывают
  4. Что важно знать учредителям
  5. ПС: кого включить в состав
  6. Влияем на учебный процесс
  7. Составляем положение о Попечительском Совете
  8. Основные задачи
  9. Как они взаимодействуют?
  10. Несостоявшийся турагент
  11. Вольфович: «Беженцы для Беларуси никакой угрозы не представляют»
  12. Решение опекунского совета

Деятельность попечительского совета школы

Как следует из названия этого общественного объединения, его основная функция – попечение, то есть обеспечение образовательного процесса дополнительными финансовыми ресурсами, привлечение и распределение этих средств.

Создание попечительских советов в школе – это добровольная инициатива общественности или решение совета школы, которым такая форма общественного управления также создается на добровольной основе. Как правило, это инициатива небезразличных родителей.

Цели создания попечительского совета школы:

  • укрепление и развитие материально-технической базы;
  • оперативное решение финансовых, материально-технических вопросов для обеспечения качества образовательного процесса и эффективности финансово-хозяйственной деятельности;
  • защита прав и интересов всех участников образовательного процесса;
  • развитие системы самоуправления.

Деятельность попечительского совета школы регламентируют:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете образовательного учреждения» от 10.12.1999г. № 1397;
  • Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» от 31.08.1999г. № 1134;
  • устав школы;
  • положение о попечительском совете школы.
Читайте также:
Патентная экспертиза: что это такое, описание и особенности

Ошибочно думать, что работа попечительского совета в школе ограничивается только вопросами изыскания дополнительных средств для развития материально-технической базы учебного заведения. В компетенции таких общественных объединений находится решение самых разных вопросов, в том числе:

  • контроль расходования внебюджетных средств;
  • реализация программ дополнительного образования для учеников;
  • материальная поддержка детей из малообеспеченных семей;
  • организация питания учащихся;
  • проведение разного рода мероприятий: образовательных, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, социально-культурных;
  • сотрудничество с фондами и иными финансовыми организациями;
  • установление и развитие международного сотрудничества в сфере образования.

Видео

ПС: какими еще бывают

Описанный вид ПС – далеко не единственный. Подобные органы создаются в самых разных некоммерческих организациях, фондах. Так, обязательно функционирует ПС в пенсионном фонде. Он контролирует, как организация работает, встает на защиту интересов участников. Закон, регулирующий деятельность попечительского совета в ПФ, называется «О негосударственных пенсионных фондах». ПС рассматривается в 31-й статье. В ней описано, как такой совет формируют, откуда берут участников и кого назначают руководителем.

Попечительский совет ПФ – это объединение лиц, представляющих интересы участников, вкладчиков. Чтобы решение было принято, необходимо не менее половины голосов в пользу конкретного варианта. В то же время участники ПС не получают оплату за свой труд в этом органе.

Что важно знать учредителям

Необходимо определиться с правовым статусом, который будет иметь попечительский совет. Что это такое? По закону все заработанные средства школа должна зачислять в доход бюджета и передавать в распоряжение казначейства. Впоследствии образовательное учреждение имеет право их вернуть (за минусом суммы удержанных налогов). И тогда попечительский совет вправе ими распоряжаться, если он имеет соответствующие полномочия. Но главными все равно остаются представители государства.

Грамотно выбранный статус позволяет совету построить более удачную схему. Для чего он должен создаваться при школе как самостоятельная некоммерческая организация со статусом юридического лица.

Что в этом случае? Финансовые поступления школы или детского сада делятся на два разных «потока». Бюджетными средствами по-прежнему заведует казначейство. А деньги, собранные родителями или прочими лицами, поступают в распоряжение совета, не имеют отношения к казначейству и не подлежат налогообложению.

Чтобы создать такой попечительский совет, прежде всего нужно определиться с его организационно-правовой формой. Некоммерческие организации бывают нескольких видов — фонд, автономная организация, некоммерческое партнерство. У всех свои преимущества и недостатки. Для школьного попечительского совета оптимальный выбор — некоммерческое партнерство. Именно потому, что оно имеет юридическое право принимать членские взносы и ими распоряжаться.

ПС: кого включить в состав

Практика показывает, что наиболее эффективны такие ПС, в составе которых есть бизнесмены. Хорошие результаты показывают советы, включающие в себя местных чиновников, работающих в областях, смежных со сферой деятельности организации. А вот «знаменитостей» рекомендовано по возможности не включать. Такие выводы были сделаны в ходе исследования, организованного фирмой «Процесс-Консалтинг» и центра «Гарант».

Надо сказать, что в последние годы многое изменилось. Если лет 7-8 тому назад в ПС довольно часто включали знаменитостей, реальной пользы делу от которых не было, то в последние годы подобная практика сошла на нет. Но многое зависит от особенностей конкретного фонда. Самый яркий пример – это фонд, председателем которого является президент страны. Это созданная в помощь инвалидам организация «Соединение». Она была сформирована с участием государства. Советов есть три. Один осуществляется управление и является высшим органом, другой – ПС, третий – экспертный, решающий вопросы финансирования.

Влияем на учебный процесс

Тесное сотрудничество попечительского совета со школьной администрацией не только по финансовым, но по многим другим вопросам, партнерство и полное взаимопонимание. Звучит заманчиво, но пока только звучит. Так должно быть. В идеале. На деле же педагоги не хотят подпускать «посторонних» к учебному процессу. Они готовы принимать материальную помощь, но не более: «Мы лучше знаем, чему и как учить своих учеников».

Подобная позиция лишь укрепляет веру родителей: «Ну, конечно, школу не волнует ничего, кроме поборов!» Тупиковая складывается ситуация, ведь обе стороны по-своему правы…

Но выход из нее есть. Необходимо четко, детально определить полномочия попечительского совета, закрепить их юридически.

Во-первых, Попечительский совет должен быть зарегистрирован как автономная от школы организация. Даже если представители школы против, стоит настоять и убедить. Если совет является лишь одним из подразделений школы, он недостаточно самостоятелен. Фактически зависит от администрации. Находится в подчиненном положении.

Во-вторых, все спорные моменты, права и обязанности совета нужно запротоколировать в уставе школы и положении о создании попечительского совета. Между учебным заведением и попечительским советом заключается договор о сотрудничестве.

Устав разрабатывается совместно администрацией и представителями родительского сообщества. В некоторых особо «продвинутых» школах в процесс вовлекаются сами ученики.

Родители, которые не входят в состав попечительского совета, имеют право в любой момент обратиться к его представителям за разъяснениями, помощью или поддержкой. Рассматриваются все поступающие предложения. С самыми интересными знакомят директора школы.

Что может попечительский совет с «расширенными» полномочиями?

  • Контролировать целевое использование средств внебюджетного характера. Пример: с учеников были собраны деньги на озеленение школьных помещений. Попечительский совет имеет право потребовать предоставления чеков из магазинов, пересчитать количество купленных растений.
  • Получать информацию от администрации школы о соблюдении финансовой дисциплины, выполнении государственной программы. Вы можете поинтересоваться не только судьбой собранных вами денег, но и тем, как израсходованы выделенные бюджетные средства.
  • Вносить предложения в план работы школы. То есть, посоветовать педагогу и директору обратить внимание на ту или иную учебную программу. Но окончательное решение — принадлежит не вам.
  • Организовывать разъяснительную работу среди населения, в целях привлечения средств для небюджетного финансирования школы. Сумеете привлечь в качестве спонсора местный завод, магазин или рынок — уменьшатся размеры взносов с родителей.
Читайте также:
Постоянная рента: что это такое, описание и особенности

Составляем положение о Попечительском Совете

Решение принято. Группа энтузиастов решила создать Попечительский совет.

Идеальный вариант — проконсультироваться с юристом, который поможет составить все необходимые бумаги.

Хотите быть самостоятельными во всем? Положение о попечительском совете должно содержать следующие пункты:

  • Общие положения. (Задача этого пункта — объяснить значения используемых понятий);
  • Порядок создания Совета (Должен содержать ответы на вопросы: Насколько часто избирается Попечительский совет? Кто и как может вступить в него?)
  • Цели Попечительского совета (Глобально. Например, защита прав школьников, обеспечение представления интересов школы в органах государственной власти и т.д.);
  • Задачи совета (конкретные дела — привлечение средств, совершенствование материально-технической базы, контроль за финансовыми потоками и.т.д.):
  • Права и обязанности ( Что обязан делать совет? На какие шаги в отношении администрации и школы, и в целом, он имеет право?).
  • Организационные моменты (Как часто будут проходить заседания Совета, кто является Председателем Совета Попечителей, как оформляется делопроизводство и т.п.).

Основные задачи

Положение о попечительском совете основными его функциями считает помощь в организации образовательного процесса, деятельности учащихся и педагогов учреждения, улучшение условий их труда. Содействие в проведении спортивных, культурных и экскурсионных мероприятий, благоустройство помещений и территории. Привлечение денежных средств (помимо бюджетных) для развития учреждения и повышения эффективности образовательного процесса. Контроль за безопасностью воспитанников и сотрудников

Таким образом, мы видим, что на вопрос: «Попечительский совет — что это такое?» в двух словах не ответишь. Функции его достаточно широки и разнообразны. Причем они вовсе не сводятся исключительно к распоряжению финансами.

Как они взаимодействуют?

Несостоявшийся турагент

Поговорили мы и с пожарным-спасателем 35-й части Алексеем Пискижовым.

Он рассказал, что служит уже почти восемь лет. Окончил колледж предпринимательства, где получил квалификацию «турагент, экскурсовод». Однако по специальности не работал ни дня — решил пойти в… МЧС.

Тoже взял пример с отца, кoтoрый был пожарным. В МЧС служит и его младший брат.

— Случайных людей в нашей части нет. Помогаем друг другу и на пожаре, и в жизни, — подчеркнул Алексей.

— Тяжело было сегодня? Вижу, вы промокли?

— Непросто. Дом большой, деревянный, горел открытым пламенем, но мы справились. Остаться сухим было практически невозможно. Правда, под боевой одеждой есть подстежка, но она все равно промокает и тяжелеет.

— Знаю, что по сигналу тревоги спасатели умеют собираться очень быстро.

— На сборы дается до минуты. Неважно, где ты перед тем находился и чем занимался: отрабатывал боевое развертывание или обедал. Боевую одежду надеваем за 16 секунд. Постоянно тренируемся и выполняем этот норматив на автомате.

Справочно

В состав Московского районного отдела по чрезвычайным ситуациям входят пожарные аварийно-спасательные части № 13, 19 и 35, пожарно-профилактическая часть № 38 (на объектах торгового центра «Столица») и пожарно-профилактический пост № 11.

Фото Ирины Малиновской

Вольфович: «Беженцы для Беларуси никакой угрозы не представляют»

Белорусская сторона делает все возможное для беженцев, находящихся на территории республики. Об этом в интервью телеканалу СТВ заявил государственный секретарь Совета безопасности Беларуси Александр Вольфович, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

По моей информации, пока никакой помощи Евросоюзом не оказывается, никаких денег не перечисляется. Сегодня все финансирует белорусская сторона. По-другому поступить мы не можем, так как думаем обо всех людях, которые находятся на территории нашей страны, — сказал госсекретарь Совбеза Беларуси.

По словам А. Вольфовича, беженцы для Беларуси никакой угрозы не представляют.

Они летят через туристические фирмы, оплачивают туристические услуги, гостиницы. Правонарушений, каких-то серьезных проблем с нахождением этих людей на территории Беларуси не было. Евросоюз пытается предпринять меры, обязав Ирак отправить самолеты и вывезти их, — отметил он.

Беженцев, находящихся в ТЛЦ, об этом информировали, однако не все из них желают возвращаться обратно на родину. Госсекретарь Совбеза Беларуси подчеркнул, что Евросоюзу необходимо одуматься, выполнить условия международных договоров, показать свои демократические ценности и пропустить этих беженцев в Европу.

Уверен, что эти люди не принесут какие-то большие проблемы Германии, Великобритании, Франции — туда, куда они направляются. Они будут трудиться, зарабатывать деньги на свое существование. Поэтому здесь я никакого риска и страха не вижу, — сказал А. Вольфович.

Смотрите также:

Решение опекунского совета

После рассмотрения пакета документов опекунский совет может дать разрешение «без условия» и «под условием». «Без условия» — если семья с ребенком выезжает на ПМЖ в другую страну. «Под условием» — если будет покупаться другая квартира, документы на которую добавлялись. Помните о том, что заниматься вопросами опекунского совета нужно заранее, чтобы не потерять задаток при продаже и покупке квартиры. Выделите не менее 1,5 месяца на данный вопрос, так как часто решение органа опеки и попечительства (опекунский совет) требует именно столько времени.

Читайте также:
Притворная сделка: что это такое, описание и особенности

Фонды – Попечительский совет фонда

Разъясним реальные функции попечительского совета фонда, которые он может исполнять в 2021 году в соответствии с действующим законодательством РФ. Какие полномочия имеет попечительский совет фонда, председатель, как попечительский совет принимает решения и как их оформить? Возможно ли формирование попечительского совета в других НКО? Ответы на эти и другие вопросы читайте в нашей статье.

Функции попечительского совета фонда

Одной из особенностей органов фонда является наличие в нем попечительского совета, который является органом, не реализующим функцию управления фондом, а осуществляющим надзор.

На нашем сайте в разделе «Структура управления фонда» статьи «Фонды» мы уже выяснили, что попечительский совет фонда является органом, осуществляющим надзор за:

  • деятельностью фонда;
  • принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения;
  • использованием средств фонда;
  • соблюдением фондом законодательства.

Указанное выше закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) и в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ о НКО). Оба закона также содержат указание на то, что попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах (иными словами, фонд не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам попечительского совета фонда за выполнение ими возложенных на них функций. Представляется, что данное правило не распространяется на компенсацию расходов, непосредственно связанных с участием в работе попечительского совета фонда), а ФЗ о НКО дополнительно содержит условие о том, что порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда.

Таким образом, закон указывает лишь на общие полномочия попечительского совета фонда, но не раскрывает содержание осуществляемых попечительским советом функций.

Состав попечительского совета фонда

Само слово «совет» предполагает коллегиальность, поэтому попечительский совет должен состоять минимум из двух членов. Численность такого совета можно изначально указать в уставе фонда, а можно ограничиться формулировкой: «Численность попечительского совета фонда и его персональный состав определяются решением высшего органа управления фонда».

Поскольку попечительский совет – это коллегиальный орган, то в уставе фонда также необходимо указать срок полномочий, компетенцию (в том числе исключительную), права и обязанности такого органа, порядок созыва, проведения и условия правомочности заседаний (собраний), их периодичность, порядок принятия решений и оформления протоколов.

Полномочия попечительского совета фонда

Компетенция попечительского совета фонда – это принадлежащие данному органу полномочия по решению определенного круга вопросов. Круг вопросов может быть, например, следующий:

  • рассмотрение информации по вопросам осуществления деятельности фонда, исполнения решений, принятых органами управления фонда, а также выработка рекомендаций для других органов управления фонда по итогам рассмотрения вопросов на заседаниях (собраниях) попечительского совета фонда;
  • рассмотрение информации единоличного исполнительного органа фонда о результатах деятельности фонда, выработка рекомендаций по итогам рассмотрения такой информации и др.

Права попечительского совета фонда могут быть сформулированы, например, следующим образом: попечительский совет фонда вправе запрашивать любую необходимую информацию от высшего органа управления и единоличного исполнительного органа фонда, а также приглашать для участия в заседаниях (собраниях) попечительского совета фонда третьих лиц и др.

Обязанности попечительского совета фонда могут быть сформулированы, например, следующим образом:

  • оказание всестороннего содействия в реализации программ фонда;
  • осуществление надзора за расходованием средств фонда;
  • реализация задач попечительского совета фонда строго в соответствии с требованиями устава фонда и действующего законодательства и др.

Регистрация НКО под ключ – 17500р

Сами готовим, подаем и получаем

Печать и расчетный счет в подарок

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Заседание попечительского совета фонда

Порядок созыва членов попечительского совета фонда для проведения заседания (собрания) может включать:

  • по чьей инициативе может быть созвано заседание (собрание);
  • время и место проведения заседания (собрания), а также предлагаемая повестка дня;
  • возможность ознакомления членами попечительского совета фонда до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами;
  • возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов;
  • обязательность сообщения членам попечительского совета фонда до начала голосования измененной повестки дня и др.

Порядок проведения заседания (собрания) попечительского совета фонда может охватывать такие вопросы, как:

  • проводится ли регистрация прибывшего на заседание (собрание) члена попечительского совета;
  • кем открывается заседание (собрание), кто проводит выборы председательствующего, кто ведет протокол и др.

Условия правомочности заседания (собрания) попечительского совета фонда – это такие условия, при которых такое заседание (собрание) будет считаться состоявшимся. Например: заседание попечительского совета фонда правомочно, если на заседании присутствует более половины (или не менее 2/3) его членов.

Периодичность проведения заседания (собрания) попечительского совета фонда – это обязательность проведения таких заседаний (собраний) в определенный промежуток времени. Можно установить, например, что заседания (собрания) попечительского совета фонда проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.

Порядок принятия решений попечительского совета фонда – это при каких обстоятельствах решение по вопросу повестки дня будет считаться принятым, например: решения попечительского совета фонда принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов попечительского совета. В случае, если попечительский совет фонда состоит из 2 (двух) членов, решения попечительского совета фонда принимаются единогласно.

Протокол попечительского совета фонда

Порядок оформления протоколов заседаний (собраний) попечительского совета фонда не должен противоречить положениям ГК РФ, а именно:

  • протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания;
  • в протоколе должны быть указаны: дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
Читайте также:
Литовский статут: что это такое, описание и особенности

Председатель попечительского совета фонда

В попечительском совете фонда можно предусмотреть наличие председателя и/или секретаря и наделить их необходимыми полномочиями. Например, председатель попечительского совета фонда:

  • организует работу попечительского совета фонда;
  • созывает заседания попечительского совета фонда;
  • председательствует на заседаниях (собраниях) попечительского совета фонда;
  • утверждает повестку дня заседаний (собраний) попечительского совета фонда, а секретарь попечительского совета фонда оформляет протокол заседания (собрания).

Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.

• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты

Позвонить сразу бухгалтеру: 8(800)100-42-36

*Стоимость в Москве и МО , СПБ и Лен.области составляет соответственно: 2000, 5000, 7000 рублей

Члены попечительского совета фонда

В уставе фонда могут содержаться и иные не противоречащие законодательству положения, касающиеся попечительского совета фонда и его членов, например:

  • об ответственности членов попечительского совета фонда, такое как – члены попечительского совета фонда обязаны не разглашать конфиденциальную информацию, ставшую им известной в связи с исполнением обязанностей членов попечительского совета фонда, как в период исполнения своих обязанностей, так и после прекращения членства;
  • о соблюдении фондом положений ФЗ о НКО о конфликте интересов, т.к. заинтересованность в совершении фондом тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц (а члены попечительского совета являются таковыми) и фонда.

Включение члена в состав попечительского совета возможно только с согласия приглашенного лица. Требований к кандидатам в члены попечительского совета фонда законом не предусмотрено, поэтому при необходимости такие требования можно также закрепить в уставе, например, наличие высшего образования, отсутствие непогашенной или неснятой судимости и проч. На практике часто встречается, что в состав попечительского совета фонда входят публичные люди – артисты, общественные деятели, писатели, ученые, журналисты, представители шоу-бизнеса.

Попечительский совет – орган управления

Наличие попечительского совета в фонде является обязательным (за исключением международных фондов, деятельность которых регулируется, в том числе Федеральным законом «О международных компаниях и международных фондах»), однако не во всех фондах этот орган выполняет надзорные функции. Например, в негосударственных пенсионных фондах попечительский совет является коллегиальным совещательным органом (статья 31 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»), а в Фонде перспективных исследований и Российском научном фонде попечительский совет является высшим органом управления (статья 11 Федерального закона «О Фонде перспективных исследований», статья 11 Федерального закона «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), следовательно, полномочия, которые перечислены в указанных законах для попечительских советов соответствующих фондов неприменимы к осуществляющим надзор попечительским советам иных фондов.

Что же касается наличия такого органа, как попечительский совет в других организационно-правовых формах некоммерческих организаций, то законодатель это никак не ограничивает. Кроме того, с учетом приведенных примеров, попечительский совет в других организационно-правовых формах некоммерческих организаций может быть не только надзорным, но и совещательным органом, а также высшим органом управления (например, в АНО) и решать все вопросы исключительной компетенции, которые отнесены законом к такому органу.

В заключение хотелось бы отметить, что территориальные органы Минюста требуют, чтобы попечительский совет был сформирован при создании фонда (хотя не так давно некоторые специалисты Минюста допускали формирование такого совета после регистрации фонда), обосновывая свою позицию положением пункта 3 статьи 50.1 ГК РФ, где установлено, что в решении об учреждении юридического лица указываются сведения, в том числе об избрании (назначении) органов юридического лица.

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Положение о попечительском совете фонда

  • 1. Общие положения
  • 2. Компетенция Попечительского совета
  • 3. Состав Попечительского совета
  • 4. Права и обязанности членов Попечительского совета
  • 5. Порядок работы Попечительского совета

Утверждено
[наименование высшего органа управления Фонда]
Протокол [номер и дата]

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций” и Уставом Фонда и определяет порядок формирования и деятельности Попечительского совета Фонда.

1.2. Попечительский совет является органом Фонда, осуществляющим контроль за его деятельностью.

Читайте также:
Рабочий год: что это такое, описание и особенности

1.3. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах. Члены Попечительского совета не вправе получать вознаграждение за выполнение возложенных на них функций.

2. Компетенция Попечительского совета

2.1. К компетенции Попечительского совета относится:

1) осуществление надзора за деятельностью Фонда, принятием другими органами Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом законодательства Российской Федерации;

2) рассмотрение отчетов исполнительного органа Фонда;

3) проведение мероприятий, способствующих повышению эффективности деятельности Фонда;

4) организация взаимодействия Фонда с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с коммерческими и некоммерческими структурами по вопросам деятельности Фонда;

5) предварительное согласование финансового плана Фонда и изменений в него;

6) определение назначения и целей использования дохода от целевого капитала, а также получателей дохода от целевого капитала, срока, на который сформирован целевой капитал, объема выплат за счет дохода от целевого капитала, периодичности и порядка их осуществления в случаях, если договором пожертвования или завещанием не определены указанные условия;

7) предварительное одобрение стандартной формы договора пожертвования, заключаемого с жертвователями при публичном сборе денежных средств на пополнение целевого капитала;

8) утверждение внутреннего документа, определяющего порядок осуществления контроля за выполнением финансового плана некоммерческой организации, в том числе порядок и сроки рассмотрения поступающих жалоб, обращений и заявлений, формы и сроки представления отчетных документов;

9) подготовка предложений о полномочиях Совета по использованию целевого капитала и их представление в высший орган управления Фонда для утверждения;

10) контроль за выполнением финансового плана Фонда и подготовка предложений о внесении в него изменений;

11) иные предусмотренные законом и Уставом Фонда полномочия.

3. Состав Попечительского совета

3.1. Учредители утверждают первоначальный состав членов Попечительского совета в составе [количество] членов. В дальнейшем Попечительский совет Фонда формируется за счет кооптации в него новых членов.

3.2. В Попечительский совет могут входить учредители (их представители), инвесторы, представители органов государственной власти и местного самоуправления, [вписать нужное].

Количество членов Попечительского совета не ограничено.

3.3. В Попечительский совет не могут входить лица, входящие в состав органов управления Фонда.

3.4. Попечительский совет возглавляет Председатель, избираемый на первом заседании Попечительского совета большинством голосов сроком на [вписать нужное].

3.5. Председатель Попечительского совета:

– готовит предложения по повестке дня заседания Попечительского совета;

– председательствует на заседаниях Попечительского совета Фонда;

– представляет Попечительский совет Фонда в органах управления Фонда, государственных, общественных и других организациях;

– обеспечивает контроль за реализацией информационной политики Фонда;

4. Права и обязанности членов Попечительского совета

4.1. Члены Попечительского совета вправе:

– участвовать в заседаниях Попечительского совета;

– участвовать в мероприятиях и программах Фонда;

– получать доступ к имеющимся в распоряжении Фонда информационным базам и ресурсам;

– получать консультационную, экспертную и иную помощь, соответствующую целям и задачам деятельности Фонда;

– вносить на рассмотрение органов управления Фонда предложения по вопросам деятельности Фонда;

– требовать отчеты о деятельности Фонда;

– пользоваться защитой своих интересов со стороны Фонда в рамках его правоспособности;

– выносить предложения на Совет Фонда о внесении изменений и дополнений в настоящее Положение;

– в любое время прекратить свое членство в Попечительском совете.

4.2. В обязанности членов Попечительского совета входит:

– личное участие в достижении целей и решении задач деятельности Фонда своими финансовыми, техническими и интеллектуальными ресурсами;

– содействие привлечению в Фонд добровольных пожертвований и взносов от граждан и юридических лиц;

– способствование распространению информации о деятельности Фонда;

– оказание всестороннего содействия в реализации программ Фонда;

– осуществление надзорных функций за использованием средств, полученных Фондом на целевые программы;

5. Порядок работы Попечительского совета

5.1. Заседания Попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже [вписать нужное].

5.2. Решение о созыве и проведении заседания Попечительского совета принимается Председателем Попечительского совета по собственной инициативе или по заявлению одного из членов Попечительского совета.

5.3. Члены Попечительского совета извещаются о созыве и проведении заседания Попечительского совета Фонда письменно не позднее чем за [срок] до дня его проведения.

Извещение о созыве и проведении заседания Попечительского совета Фонда осуществляется путем направления заказных писем, телеграмм, телефонограмм, посредством использования средств факсимильной и иной связи.

В данном извещении обязательно должно быть указано:

– время и место проведения заседания Попечительского совета;

– повестка дня заседания Попечительского совета Фонда.

К извещению прилагаются все необходимые материалы, связанные по вопросам повестки дня.

5.4. Заседание проводит Председатель Попечительского совета, а в случае невозможности его присутствия, член Попечительского совета, назначенный Председателем.

5.5. Решения Попечительского совета Фонда принимаются голосованием его членов, каждый из которых имеет один голос.

5.6. Решения по вопросам повестки дня принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов членов Попечительского совета, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена законом или Уставом Фонда.

5.7. Председательствующий на заседании Попечительского совета организует ведение протокола.

Протокол заседания Попечительского совета составляется не позднее трех рабочих дней со дня проведения заседания в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим и секретарем заседания Попечительского совета.

Читайте также:
Общее собрание: что это такое, описание и особенности

5.8. В протоколе заседания Попечительского совета указываются:

– место и время проведения заседания;

– общее количество членов Попечительского совета;

– количество голосов, которыми обладают члены Попечительского совета, принимающие участие в заседании;

– председатель, секретарь, повестка дня заседания.

В протоколе должны содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, принятые решения.

Помощник депутата: что это такое, описание и особенности

Статья 37. Помощники сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Сенатор Российской Федерации – представитель от субъекта Российской Федерации вправе иметь помощников по работе в Совете Федерации и по работе в субъекте Российской Федерации. Депутат Государственной Думы вправе иметь помощников по работе в Государственной Думе и по работе на территории, определенной депутату Государственной Думы в соответствии с частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона (далее – помощник депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории). Сенатор Российской Федерации – представитель от субъекта Российской Федерации, депутат Государственной Думы могут иметь до семи помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору. Число помощников сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации, депутата Государственной Думы, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе не может быть более двух.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 20.10.2011 N 287-ФЗ, от 19.12.2016 N 451-ФЗ, от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Сенатор Российской Федерации – представитель Российской Федерации, сенатор Российской Федерации – Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, вправе иметь до семи помощников по работе в Совете Федерации, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

2. Помощник сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе, работающий по срочному служебному контракту, является федеральным государственным гражданским служащим категории “помощники (советники)”, замещающим ведущую должность федеральной государственной гражданской службы. Законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации распространяется на таких помощников в полном объеме.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Помощники сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, работающие по срочному трудовому договору, могут работать как на постоянной основе, так и по совместительству.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до сорока помощников, работающих на общественных началах, по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе, а также по работе в субъекте Российской Федерации (для сенаторов Российской Федерации – представителей от субъектов Российской Федерации), на территории, определяемой в соответствии с частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона (для депутатов Государственной Думы).

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 20.10.2011 N 287-ФЗ, от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Помощником сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы может быть только гражданин Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Помощнику сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы выдается удостоверение. В удостоверении, выдаваемом помощнику сенатора Российской Федерации, указывается, что он является помощником сенатора Российской Федерации по работе в Совете Федерации или по работе в субъекте Российской Федерации (с указанием наименования субъекта Российской Федерации). В удостоверении, выдаваемом помощнику депутата Государственной Думы, указывается, что он является помощником депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе или по работе на соответствующей территории (с указанием наименования (наименований) субъекта (субъектов) Российской Федерации). В удостоверение помощника сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, работающего на общественных началах, вносится запись о его работе на общественных началах.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Помощникам сенатора Российской Федерации по работе в Совете Федерации, помощникам депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе предоставляется одно оборудованное рабочее место в помещении, предоставленном сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы соответственно в здании Совета Федерации или в здании Государственной Думы согласно статье 30 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Постоянным рабочим местом помощников сенатора Российской Федерации по работе в субъекте Российской Федерации, помощников депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории является надлежаще оборудованное помещение, предоставляемое соответствующим законодательным (представительным) или исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в здании законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо с согласия сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы – органом местного самоуправления в здании органа местного самоуправления.

Читайте также:
Обслуживающий кооператив: что это такое, описание и особенности

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае задержания, ареста, привлечения к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, помощника сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы соответствующие органы обязаны незамедлительно проинформировать об этом сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

Помощник депутата: права и обязанности. Как стать помощником депутата?

Словосочетание “помощник депутата” встречается сегодня довольно часто. Многие имеют весьма приблизительное представление о том, чем занимается человек, находящийся на этой должности. Кто-то видит в нём влиятельного заместителя, а некоторые считают, что это обычный гражданский служащий. Разберёмся, кто же он на самом деле и как им стать.

С чего начать? Юридический аспект

Поиски ответа на вопрос о том, как стать помощником депутата, нужно начинать прежде всего с детального изучения нормативно-правовых основ. Это может занять некоторое время. Поскольку законодательных актов различного уровня, регулирующих вопросы соответствия должности, трудоустройства, а также права и обязанности человека, занимающего должность «помощник депутата», достаточно много.

Первое требование, предъявляемое к помощнику – гражданство Российской Федерации, поскольку народные избранники представляют интересы не отдельно взятой личности или группы, а народа этой страны.

Среди всей массы нормативно-правовой документации, которая имеет отношение к этому вопросу, можно выделить два основных Федеральных закона. Первый регулирует статусы: членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Кроме того, здесь также содержатся нормы, оговаривающие некоторые аспекты деятельности помощников.

Второй определяет положения, касающиеся государственной гражданской службы. Ведь, как известно, статус помощника являет собой одну из должностных категорий реестра федеральной службы.

Необходимая квалификация

Поскольку должность «помощник депутата» относится к государственным, то и требования, предъявляемые к ней, соответствующие.

  1. Кандидат на должность непременно должен иметь высшее образование. Какое именно? На этот вопрос представители народных избранников дают разные ответы. Все зависит от предпочтений депутата. В числе наиболее востребованных: юридическое, экономическое, в ряде случаев – техническое. А ещё лучше, если их будет несколько.
  2. Наличие стажа работы. Он может иметь отношение к гражданской службе и в этом случае должен составлять не меньше двух лет. Также может приниматься во внимание наличие стажа по специальности. В этом случае он должен составлять более чем четыре года.
  3. Соответствующие этой профессии знания и практические навыки, которые позволят успешно справляться с поставленными задачами.

Как, собственно, и при приёме на любую работу, проводится собеседование. Делается это с целью определить какие-либо профессиональные навыки или знания, обсудить такие моменты, как условия труда, величина заработной платы, график работы и многое другое.

Определяющим моментом здесь выступают личностные предпочтения самого депутата. Его стиль руководства, активность и другие качества. Инода решающее слово остаётся за партией, членом которой является тот или иной депутат.

Регламент работы

Правила служебной деятельности, которую осуществляет помощник депутата Государственной думы, всегда регулируются и фиксируются соответствующим документом. Для этого создаётся такой нормативный документ, как должностной регламент. В его формировании, кроме депутатов Государственной думы, принимает участие руководитель аппарата нижней палаты парламента.

Кроме регламента, есть должностная инструкция. Однако следует заметить, что основные направления деятельности, которые должен реализовывать помощник депутата Госдумы, народный избранник вправе определять самостоятельно. И как часто бывает в этих случаях, поручения не ограничиваются регламентом или должностными инструкциями. Здесь самое время вспомнить о том круге обязанностей, который имеет помощник депутата.

Основные функции

Их определяет закон. Обязанности, которые должен выполнять помощник депутата, скромно уместились всего в шести пунктах. Но каждый из них включает целое направление деятельности. Например, в одном из пунктов говорится о том, что помощник должен вести делопроизводство. Разумеется, что в это понятие можно включить много различных действий, которые будут иметь отношение к документации, её созданию, хранению, своевременному уничтожению и т. д.

Эти пункты можно обобщить, представив все обязанности в виде нескольких функций:

  1. Организационная, которая заключается в подготовке и проведении встреч депутата с посетителями и избирателями.
  2. Информационная, аналитическая, справочная и другие, охватывающие все виды подобной помощи в осуществлении полномочий.
  3. Делопроизводственная – все, что касается документооборота и не только.
  4. Дополнительные функции, оговорённые в контракте или договоре.

Нет необходимости детализировать первое, третье и четвёртое направления, поскольку они будут определяться на основе предпочтений депутата и того количества помощников, которое у него есть. На втором следует остановиться подробнее.

Аналитическая работа

Именно здесь потребуются недюжинные таланты и громадная ответственность помощника, поскольку данный вид деятельности является в некотором роде творческим. Здесь нужно обладать интуицией, уметь прогнозировать развитие некоторых событий, учитывая при этом направленность политических и социальных действий народного избранника. Эти качества не только позволят быть незаменимым помощником, но и сделают возможной собственную политическую карьеру. Ведь давно известно, что политика – это неординарный вид деятельности. По мнению известнейших мыслителей прошлых веков, она являет собой не только призвание, но и особое искусство.

В работе с различного рода информацией помощнику нужно всегда помнить о том, что она имеет отношение к делам государственной важности. Поэтому, даже если и отсутствует гриф секретности, распространяться о делах по службе не следует. Разумеется, что подобной точки зрения придерживаются и сами депутаты. Поэтому особенно ценится тот помощник, который не выносит информацию за пределы кулуаров.

Читайте также:
Обязанность юридическая: что это такое, описание и особенности

Немного о правах

Сразу заметим, что некоторые из них могут реализовываться лишь по поручению депутата. Закон уместил права всего в нескольких пунктах. Итак, помощник депутата имеет право:

  • бесплатно перемещаться на автобусах и поездах в рамках территории, определённой нормативно;
  • беспрепятственно входить в помещения любых учреждений, в том числе и государственных органов, а также использовать их технику в случае необходимости;
  • для организации приёмов высокопоставленных лиц использовать помещения вокзалов, аэропортов и т. д.;
  • принимать корреспонденцию, адресованную депутату.

Разумеется, этот перечень далеко не полный, поскольку существующий круг полномочий самого народного избранника иногда выходит из ограниченных законом рамок, что определённым образом сказывается и на его помощниках.

Удостоверение и трудоустройство помощника депутата

Отношение у народа к документам у нас в стране особое. Ведь недаром гласит расхожая фраза, что без определённой «бумажки» человек для некоторых своих собратьев не представляет никакого интереса. Такая же ситуация и с документом, коим является удостоверение помощника депутата. Злоупотреблять его демонстрацией не стоит, поскольку это может негативно сказаться не только на имидже депутата, но и на репутации всей партии или фракции. Лучше быть осмотрительным.

Как помощник народного депутата может трудоустраиваться? Здесь закон предлагает несколько вариантов:

  • по контракту на определённый срок;
  • по трудовому договору также на срочной основе;
  • на общественных началах.

О том, на каких основаниях работает помощник, производится соответствующая запись в его удостоверении. Следует заметить, что в первых двух случаях количество помощников небольшое: от двух человек до пяти, а в третьем депутат может иметь до сорока помощников.

Деловые качества

Круг их достаточно широк. Народные избранники хотят видеть в помощнике человека разностороннего, который может если не все, то многое. Выделим основное:

  • навыки работы секретаря, которые включают умение работать с компьютерной техникой, ориентироваться в современном программном обеспечении;
  • хорошие организаторские способности, обеспечивающие выполнение как каждодневных операций, так и непредвиденных;
  • дальновидность, которая позволит опередить управленческие распоряжения и сэкономит время, освободив от необходимости тщательного планирования.

Деятельность народного депутата является сложной, разноплановой и требует от помощника соответствия всем этим условиям.

Личностные характеристики

Здесь тоже потребуется приложить усилия. Далеко не каждый народный избранник видит в своём подчинённом только лишь хорошего исполнителя. Учитывая особенности политической деятельности, работа помощник депутата требует активной позиции, которая подразумевает участие в дискуссиях, умение предложить что-то новое и аргументировать высказанную точку зрения. Подобный формат деятельности требует уверенности, активности, инициативности.

В то же время помощник депутата РФ должен быть дипломатичным. Если последовала критика каких-либо действий со стороны руководства, нужно спокойно реагировать, признавая, что она была обоснованной.

Работа с избирателями и посетителями требует коммуникативных навыков, а также сдержанного и опрятного внешнего вида.

Каковы шансы реализовать такое трудоустройство?

Если знакомство с вышеизложенным не умерило пыл и вопрос о том, как стать помощником депутата, не потерял своей актуальности, можно оценить реальные возможности. Для этого достаточно обратиться к нормам закона. В нём указано, что помощников у депутата может быть довольно много – сорок, однако есть несколько но.

Первое – это то, где планируется работа. Если речь идёт об одной из палат парламента, то их может быть всего двое.

Второе – вид трудоустройства. Если есть желание работать на общественных началах, то помощников может быть не более сорока. В случае оформления трудовых отношений по контракту или трудовому договору их число составит не более пяти человек.

То есть попасть в помощники проще, начав работать на общественных началах. На этом этапе нужно постараться хорошо зарекомендовать себя. Это, возможно, откроет путь к более высоким достижениям на данном поприще.

О работе помощника депутата и вопросах от населения

– Чем занимается помощник депутата?

– Помощник — это, образно выражаясь, дополнительные руки депутата. В мои обязанности входит выполнение всего документооборота, переписка с многочисленными органами местного самоуправления. Также я составляю график работы Александра Ивановича во время его приездов в Калининградскую область, организую встречи и т.д.

– Получается, Александр Иванович в основном работает в Москве, а вы — в Калининграде?

– Да. Три недели в месяц он работает в Москве, и на одну прилетает в Калининград. Поэтому у Александра Ивановича также есть два помощника в Москве. Их обязанности схожи с моими, разнится только регион.

– Сколько у депутата всего может быть помощников?

– У него может быть до семи помощников на постоянной основе. Кроме того, у депутата могут быть так называемые «помощники на общественных началах» — волонтеры, которые не получают финансовой компенсации за свою работу. Волонтеров может быть не более 40 человек.

– Как распределяются обязанности между помощниками?

– Кто чем занимается, решают коллегиально, однако последнее слово остается за депутатом. Например, мне ближе документооборот и организация мероприятий, поэтому я ими и занимаюсь. А другой помощник по Калининградской области также руководит печатным изданием, поэтому ей удобнее взаимодействовать со СМИ. Но какого-то строгого разграничения у нас нет, и при необходимости мы всегда можем подменить друг друга.

Читайте также:
Негласное товарищество: что это такое, описание и особенности

– Как проходит ваш рабочий день?

– Когда Александр Иванович в Москве, мой рабочий день выглядит следующим образом: я прихожу утром и сажусь обрабатывать документацию, которая успела прийти, а также работаю с заявителями. Если я понимаю, что вопрос решается на уровне депутата, передаю информацию Александру Ивановичу. Если это можно решить на уровне муниципалитета, субъекта федерации или каким-то иным образом, даю человеку консультацию, как именно ему стоит поступить.

Когда же Александр Иванович прибывает на территорию региона, мой рабочий день становится ненормированным. С утра до вечера мы принимаем граждан, встречаемся с руководителями муниципалитетов и общественных организаций, чтобы более четко и оперативно реагировать на запросы людей.

– С какими вопросами люди обычно обращаются к депутату?

– Чаще всего это вопросы, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства. На втором месте — здравоохранение.

– Как вы стали помощником депутата?

– Я долгое время работала на предвыборных кампаниях, где и познакомилась с Александром Ивановичем. На тот момент он был депутатом городского совета города Калининграда. Мы с ним прекрасно сработались, поэтому, когда ему предложили новую должность, он пригласил меня перейти с ним.

– Должен ли помощник депутата принадлежать к той же партии, что и депутат?

– Думаю, каждый помощник сам решает, в какую партию он хочет вступить и хочет ли он вообще это делать. Я, например, не принадлежу ни к какой партии.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать помощником депутата?

– Это может быть юриспруденция, поскольку значительная часть вопросов, с которыми обращаются граждане, решается в правовом поле. Это также может быть психология (у меня самой психологическое образование), поскольку бывает сложно отделить человека, который пришел за помощью, от того негатива, который он принес. Мне иногда приходится пользоваться своими знаниями психологии, и в соответствии с ними выстраивать диалог так, чтобы посетитель настроился на конструктивную беседу.

Помощнику депутата приходится активно вести деловую переписку, где не обойтись без культуры правописания. Поэтому подойдет образование филолога. Еще можно пойти учиться на политолога, особенно если есть желание и самому когда-нибудь стать депутатом.

– На какие предметы стоит делать упор старшекласснику, который хочет стать помощником депутата?

– Помощнику депутата важно уметь хорошо говорить и быстро реагировать. Для этого полезны русский язык и риторика. Также важно иметь широкий кругозор, для чего стоит обращать внимание на обществознание, историю, литературу.

– Какие личностные качества должны быть у помощника депутата?

– Ему нужно быть оперативным, ответственным, исполнительным и ловить на лету все, что говорит руководство. Потому что времени мало, а задачи нужно выполнять максимально быстро. И, конечно, нужно иметь желание помогать людям. Без него можно довольно быстро разочароваться в работе.

– Может ли человек, еще будучи студентом, получить опыт работы помощником депутата?

– Студент может пробовать себя в общественной деятельности, в социальных движениях (Комитете по спорту, Комитете по молодежной политике и т.д.) вступить в молодежный парламент, затем попробовать себя в качестве члена партии. С полученным опытом человеку будет проще потом устроиться на должность помощника депутата или понять, что это не его. Кроме того, можно устроиться в качестве помощника на общественных началах или прийти в Государственную Думу на практику от университета.

– Сколько получает помощник депутата?

– Существует зарплатный фонд, который каждый год индексируется заново. Этот фонд депутат делит между всеми своими помощниками. В результате получается средняя по региону зарплата.

– С какими трудностями может столкнуться помощник депутата?

– Основная трудность — это объемы работы. Александр Иванович — очень активный депутат. Он проводит огромное количество встреч, принимает множество жалоб, обращений и просьб от населения, и каждое из них я обрабатываю.

– Чем может заняться помощник депутата, решивший попробовать себя в чем-то новом?

– С полученным багажом знаний можно идти в различные органы власти, ведь за время работы успеваешь изучить проблемы в самых разных сферах.

– Существуют ли кружки, где школьник может ближе познакомиться с работой помощника депутата?

– Школьникам, которым это интересно, я бы рекомендовала съездить в калининградский лагерь «Балтийский Артек». Туда приезжают потрясающие спикеры со всей страны и читают лекции по политике, риторике, международным экономическим связям и т.д. После смены человек возвращается с огромным багажом знаний и полезными знакомствами не только со сверстниками, но и со спикерами. Также есть аналогичный лагерь «Селигер», который в последние годы сменил название на «Территория смыслов».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: