Поражение в правах: что это значит

Почему в СССР лишенцы становились изгоями общества

Первая Конституция РСФСР давала гражданам новой страны множество прав и свобод. Но вместе с тем она ограничивала права отдельных категорий, превращая их в практически мёртвых для общества людей.

В 1926 году число людей, пораженных в правах, достигло одного миллиона. А уже в следующем году увеличилось втрое. Так кто становился лишенцами и чего они лишались вместе с избирательным правом?

Долой любые контрреволюционные элементы

Термин «юридическая смерть» существует с древних времён и был в ходу в германских и римских правовых документах. Такому наказанию подвергали опасных преступников, отлучая их от посещения религиозных обрядов и собраний. Юридически мёртвый не мог общаться с другими людьми и жить вместе с ними. К тому же, его мог убить любой человек и избежать наказания. В России же при Петре I в. Воинском уставе было введено положение о шельмовании — лишении провинившегося гражданских прав. Получивший такое наказание военный почитался всюду «яко же умре». Любое преступление, кроме убийства, совершённое в отношении подвергнутого шельмованию, не наказывалось законом. Шельмование просуществовало несколько веков и не исчезло с приходом к власти большевиков. Наоборот, ограничения в правах стали жёстче и строже.

В первой Конституции РСФСР, написанной в 1918 году, была статья под номером 65. В ней указывались отдельные категории граждан, к которым применялись поражения в правах. Так, не могли избирать и не могли быть избранными кулаки, бывшие офицеры царской армии, полицейские, жандармы и охранники царской семьи. К лишенцам причислили и тех, кто использовал труд наёмных работников или жил на нетрудовые доходы, например, проценты от вклада в банке. Лишились прав и священнослужители, в том числе и монахи. Наравне с ними в категорию лишенцев входили и душевнобольные, и находящиеся под опекой, и преступники, совершившие тяжкие преступления. Попадали под 65 статью и те, кто открыто не поддерживал новый строй. Словом, в СССР пытались избавиться от всех контрреволюционных элементов, угрожающих новой власти.

Через два года после принятия Конституции СССР в категории юридически мёртвых оказались более миллиона человек. А в 1927 году их количество возросло втрое и достигло трёх с лишним миллионов. При этом к лишенцам причислялись и члены их семей, не учтённые в переписи. Так что фактически эта цифра была в несколько раз больше. Этим миллионам людей жилось несладко. Мало того, что их лишили избирательного права, так и остальные их права существенно ограничили. Единственным способом вернуть себе права была подача апелляции в избирательную комиссию. Но делать это надо было быстро. Подать заявление можно было только в течение недели со дня публикации списка лиц, лишённых избирательного права. Конечно, мало у кого это получалось, поэтому число несчастных лишенцев постоянно росло.

«Лишенцы». И. Владимиров

Чем юридическая смерть оборачивалась для гражданина СССР

Лишение политических прав гражданина накладывало отпечаток на всю его жизнь и карьеру. Можно сказать, что лишенцы в СССР становились сродни париям в Индии, к которым запрещено было приближаться. Лишённые избирательных прав не могли участвовать в партийных собраниях и выдвигать свою кандидатуру на пост. Не могли они и получить повышение на работе, подав заявление о переводе на более высокую должность. Лишенцы утрачивали право состоять в профсоюзах, следовательно, теряли множество льгот. Вместе с тем они не могли получать пособия, в том числе и по безработице, и даже пенсии. Ощущая острую нехватку денег, лишенцы и их семьи часто голодали. Но особенно туго им пришлось после 1928 года.

В 1928 году в Советском Союзе были введены в обращение карточки на продукты. Но те граждане, в отношении которых была применена юридическая смерть, не могли ими воспользоваться. Лишенцам карточки не выдавали. Или же выдавали, но самой низкой категории. К тому же, в двадцатые годы прошлого века в СССР началась масштабная кампания выселения лишенцев из коммуналок.

Миллионы людей оказались на улице, лишь немногих приютили сердобольные родственники. Кровную связь с лишенцами предпочитали скрывать всеми способами, чтобы не попасть в эту же категорию. Но, например, дети избежать этой участи никак не могли.

Нелёгкая участь детей лишенцев

Вся семья человека, попавшего под лишение избирательного права, также становилась лишенцами. Дети не могли получить нормального среднего и специального образования. Редко когда им разрешали доучиться до пятого класса. А в двадцатые детей лишенцев и вовсе исключали из школ. Вообще формально им не запрещалось получать образование, в том числе и высшее. Просто вначале в техникумы и вузы принимали детей трудящихся, а детей из семьи лишенцев — в последнюю очередь. Разумеется, мест для всех не хватало. А куда мог податься молодой парень, не принятый в учебное заведение? Правильно, в армию. Но в хорошие отряды лишенцам путь был заказан. Как правило, сыновья юридически мёртвых родителей попадали в тыловое ополчение.

Читайте также:
Постановление кассационной инстанции: что это значит

Во время гражданской войны служащие тылового ополчения занимались строительством военных и гражданских объектов. А после окончания войны «тыловики» фактически стали невоенизированными командами обслуживания. Все служившие в тыловом ополчении получали не красный билет, а белый. К тому же, они обязаны были платить военный налог, съедавший практически всю сумму жалования. Кстати, налоги с лишенцев тоже взимались и были существенно выше, чем для обычных граждан. Прочие платежи тоже были значительно выше. Одним словом, лишенцы были голодны, бедны и порицаемы обществом.

А в разгар Большого террора многие лишенцы, попадавшие под определение «бывших людей» (аристократы, священники, царские офицеры, кулаки) и вовсе лишились жизни. Но в то же время оставшиеся в живых юридически мёртвые граждане были восстановлены в правах.

Как лишенцы стали нормальными гражданами в СССР

Конституция СССР 1936 года, а следом и за ней Конституция РСФСР 1937 года предоставила всем гражданам избирательные права. В том числе и лишенцам. Однако фактически все их права, кроме избирательного, так и остались ущемлены. Дети не могли поступить в вузы, родители — занимать должности, вступать в профсоюзы и так далее. Более того, ещё тридцать лет в анкетах, заполняемых при приёме на работу, был унизительный для лишённых юридических прав пункт. В анкете обязательно нужно было ответить на вопрос: «Лишались ли вы права голоса, когда и за что?» Включали в анкеты этот пункт не случайно.

Всё дело было в том, что до начала 1961 года в Уголовном Кодексе РСФСР и Кодексах республик СССР сохранялось положение о поражении в правах. Тогда лишенцем мог стать преступник. Такая мера наказания, как юридическая смерть применялась в качестве меры социальной защиты. В современном российском законодательстве нет пункта о лишении избирательного права, и полноценным лишенцем никто стать уже не может. Однако 47 статья УК РФ устанавливает наказание в виде лишения определённых прав.

Человек, заслуживший это наказание, лишается права занимать некоторые должности и заниматься определённой деятельностью. Например, преступник не сможет занимать должность в государственных органах или органах местного самоуправления, работать врачом или учителем. Юридическая смерть гражданина в России имеет временные ограничения. Срок наказания составляет от одного года до пяти лет. Но в качестве дополнительного вида наказания в отношении преступника, совершившего насильственные действия с совершеннолетним, срок может быть увеличен до 20 лет.

Поражение в правах: что это значит

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

5) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.

Читайте также:
Особые территориальные режимы: что это значит

(п. 5 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 404-ФЗ)

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

23. ПОРАЖЕНИЕ ПРАВ

Уголовным законодательством РСФСР предусматривается поражение политических и отдельных гражданских прав (п. «д» ст. 20 УК РСФСР). В соответствии со ст. 31 УК РСФСР установлены следующие виды пораже­ния прав: а) избирательного права, б) права занимать выборные должности в общественных организациях, в) права занимать государственные должно­сти, г) права носить почетные звания, д) родительских прав, е) права па пенсию, выдаваемую в порядке социального страхования и государственного обеспечения.

Поражение прав может назначаться и как самостоятельная, и как дополнительная мера наказания. Хотя Уголовным кодексом РСФСР и преду­сматривается, что с условным осуждением и общественным порицанием не может соединяться поражение прав, однако, в соответствии с постановлением 20-го Пленума Верховного суда СССР от 8 мая 1928 г., которое было утверждено Президиумом ЦИК СССР 26—31 октября 1928 г., «вполне допу­стимо правопоражение в качестве дополнительной меры к условному лише­нию свободы». Исходя из общих принципов советского законодательства, следует считать, таким образом, что условное осуждение может быть соеди­няемо с правопоражением.

Приговаривая осужденного к лишению свободы на срок свыше года, суд обязан рассмотреть вопрос о поражении его в правах (ст. 34 УК РСФСР). Поэтому в приговоре к лишению свободы свыше одного года должно быть обязательно указано: «лишить прав на такой-то срок» или «без поражения в правах». Когда по обстоятельствам дела необходимо было лишить осужден­ного избирательных прав, но суд этого не сделал, это неизбежно повлечет за собой отмену приговора и новое рассмотрение дела.

Поражение прав может назначаться полностью (все перечисленные в ст. 31 УК РСФСР права) или по отдельным предусмотренным в ст. 31 УК категориям.

Лишать родительских прав суд может, только установив злоупотребление этими правами со стороны осужденного. Следует иметь в виду, что в соот­ветствии с Кодексом законов о браке, семье и опеке (ст. 33), независимо от применения судом основной меры наказания, суду предоставляется право лишать родителей их прав. Это может иметь место в случаях невыполнения родителями своих обязанностей или неправомерного осуществления ими своих прав по отношению к детям, а также в случаях жестокого обращения с детьми. При этом суд выносит решение об отобрании детей у родителей и о передаче их на попечение органам опеки и т. д. (ст. 46). Лишение роди­тельских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей (ст. 51). Лица, лишенные родительских прав, не могут назначаться опекунами.

Поражение прав, предусмотренных п. п. «а», «б» и «в» ст. 31 УК РСФСР, сопровождается лишением орденов, и в этих случаях суд обязан по вступлении приговора в законную силу войти с соответствующим представ­лением в Президиум Верховного Совета СССР. Лишение прочих знаков отли­чия и почетных званий производится приговором суда (к числу почетных,

согласно ст. 33 УК РСФСР, относятся звания: заслуженного деятеля науки, искусства и техники, народного артиста, заслуженного артиста и т. д.). Об­щим положением об орденах СССР предусмотрено, что лица, «награжденные орденами СССР, лишаются этих орденов лишь по специальным постановлениям. на основании судебных приговоров за порочащие данного гражданина. поступки» (ст. 25).

Лишение права на пенсию, предусмотренное ст. 31 УК РСФСР, может иметь место только при осуждении: а) за государственные преступления (контрреволюционные и особо опасные для Союза ССР преступления против порядка управления), б) за корыстные преступления, если в качестве нака­зания было назначено лишение свободы или ссылка, в) если в качестве дополнительной меры наказания была применена конфискация всего имуще­ства и г) при осуждении за воинские преступления (в мирное время только за преступления, предусмотренные ст. ст. 1933, 1934, 1937, 1939, 19312, 19313, 19317, 19320, 19328, а в военное время — при осуждении за все воинские преступления).

Срок поражения прав не может превышать пяти лет. При назначении в качестве основного наказания лишения свободы поражение прав согласно ст. 32 УК РСФСР имеет силу на все время нахождения в заключении и сверх того в течение срока, определенного приговором.

Срок поражения прав может быть сокращен в порядке, предусмотренном ст. 461 УПК РСФСР, в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РСФСР от 9 июля 1924 г.

Читайте также:
Право собственности на землю

Судебная практика в условиях военного времени показала, что в ряде случаев лица, отбывшие основную меру наказания и подлежащие по возрасту призыву или мобилизации в Красную Армию или в Военно-Морской Флот, не могут быть призваны или мобилизованы в связи с тем, что остает­ся в силе дополнительная мера наказания в виде поражения в правах. Пленум Верховного суда СССР в своем постановлении от 7 января 1943 г. «О порядке досрочного снятия поражения в правах в отношении лиц, отбыв­ших основную меру наказания и подлежащих по своему, возрасту призыву или мобилизации» указал, что в условиях военного времени было бы явно нецелесообразно лишать возможности выполнить свой воинский долг тех лиц, которые отбыли наказания за преступления, не представляющие исключи­тельной общественной опасности, тем более что, как правило, эти лица сами выражают желание отправиться на фронт и там загладить свою вину перед родиной; поэтому суду, вынесшему приговор, а также соответствующим ему но компетенции судам по местонахождению лица, отбывшего наказание, предоставлено право выносить, применительно к ст. 461 УПК РСФСР, опре­деление о досрочном снятии поражения в правах. Такое определение может быть вынесено по представлению военкомата, по заявлению самого осужден­ного или по представлению администрации мест лишения свободы с заклю­чением военкомата. Это постановление Пленума Верховного суда СССР не распространяется на лиц, отбывших наказание за контрреволюционные преступления (кроме недоносительства) и за бандитизм.

Адвокат Кудряшов Константин. Личный блог

Телефон и WhatsApp 8-916-579-33-83 (Москва)

ФЗ “О полиции”: Ст 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 – Статьи Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ “О полиции”

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ “О полиции”
Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.
4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.
7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).
2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.
3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.
4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина.
6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.
7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.
8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.
9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Читайте также:
Добросовестный приобретатель ценных бумаг

Статья 20. Применение физической силы
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
2) специальные газовые средства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
3) средства ограничения подвижности – в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
4) специальные окрашивающие и маркирующие средства – в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
5) электрошоковые устройства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
6) светошоковые устройства – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
7) служебных животных – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
8) световые и акустические специальные средства – в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
9) средства принудительной остановки транспорта – в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
10) средства сковывания движения – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5 части 1 настоящей статьи;
11) водометы – в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
12) бронемашины – в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, – в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
14) средства разрушения преград – в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;
15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам – в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.
3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Читайте также:
Независимая медицинская экспертиза: что это значит

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:
1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;
2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:
1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;
2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;
3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;
4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.
3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.
4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:
1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;
5) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.
4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.
5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.
6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Читайте также:
Таможенное законодательство РФ: что это значит

Поражение в правах: что это значит

253. Поражение в правах [1] . Объявление бесчестным влекло за собою, естественно, и ограничение в правах, которыми пользовалось лицо в государстве, изменение его юридического положения. Поэтому рядом с наказанием лишением чести выросло и наказание лишением прав, но с той лишь разностью, что, относясь к сфере государственного положения личности, вполне доступной для применения кары, это наказание и поныне занимает видное место в лестнице наказаний всех современных европейских законодательств. В своем историческом развитии наказание лишением прав прошло две существенно различные ступени.

Высшая форма, в которой мы встречаем ограничение прав личности, была фикция юридической смерти преступника, встречавшаяся и в римском, и в германском, и в древнеславянском праве. Тяжкий преступник, пренебрегший обращенным к нему требованием закона, навлекший на себя гнев богов и людей, в свою очередь становился чужим для общества; он не мог приблизиться к алтарям, чтобы умилостивить разгневанных богов, он был отлучен от общения с другими людьми, лишен возможности делить с ними кров и пищу ( aquae et ignis interdictio ). Высказавши пренебрежение к закону, он становился вне его охраны, он лишался того мира, который охраняло государство за своими сочленами ( Friedlosigkeit ). Подобно дикому зверю, волку ( Vargus — древнегерманского права), преступник мог сделаться добычей каждого; как существо бесправное, он подлежал «потоку и разграблению». Мало того, община нередко обещала прощение всякому лишенному мира, если он убьет несколько подобных ему бездомных скитальцев, назначала плату за их головы и т. п.

С развитием общежития, со смягчением суровости казней ограничились и правопоражения сего рода, оставаясь, однако, по существу своему тем же вымиранием личности. С такой, несколько смягченной формой встречается этот институт у нас в рассмотренных выше постановлениях Воинского устава Петра Великого о шельмовании. Ошельмованный, как говорилось в указах того времени, почитался «яко же умре».

С теми же характеристическими признаками, хотя и в смягченной форме, является поражение прав в некоторых кодексах нового времени. Такова, например, mort civile [2] во Французском кодексе 1810 г., бывшая последствием вечных наказаний. Гражданская смерть производила все те же юридические последствия, как и смерть физическая: брак разрушался и жена становилась наложницей, а прижитые после того дети незаконными; всякое приобретенное имущество после смерти осужденного поступало в казну как выморочное; но так как осужденный оставался живым, то его личность все-таки пользовалась охраной, а потому такое состояние d ‘ un mort vivant [3] приводило к бесконечным противоречиям и являлось, как говорит Гарро, учреждением противообщественным, противоюридическим и противохристианским, которое могло существовать разве только в государствах, допускающих рабство. Гражданская смерть была отменена в Бельгии в 1830 г. и во Франции в 1854 г. Такой же тип поражения в правах мы встречаем в некоторых партикулярных немецких кодексах; так, в Баварии гражданская смерть была отменена в 1849 г., а в Ольден-бурге — в 1852 г. Но и в этой смягченной форме этот вид правопоражений остается и принципиально несостоятельным, и практически нецелесообразным. Юридическое понятие «живого мертвеца» по необходимости приводит к неразрешимым противоречиям: потерявший имущество и имущественную правоспособность тем не менее является собственником, даже с первого дня ссылки; исторгнутый навсегда из семейного и родственного союза, он, однако, не только является семьянином, но даже получает возможность вступить в новый брак, даже на более льготных условиях, чем не последовавший за ним супруг. Своей всеобъемлемостью лишение всех прав захватывает и такую сферу личности, которая не разрушается или может не разрушаться преступлением; своей бесповоротностью оно противодействует в самом корне принципам пенитенциарным, уничтожая для наказанного всякую возможность рассчитаться со своим прошлым, загладить свою вину.

Взамен этой фикции вымирания личности доктрина выдвинула теорию ограничения юридических прав и дееспособности. Совершение преступлений особенно тяжких, указывая на опасность преступника для общества, на отсутствие в нем нравственных принципов, уважения к праву и т. д., естественно, отражается и на его юридических отношениях к другим. Оно лишает виновного доверия государства и, следовательно, лишает его права занимать такие должности, заниматься такой деятельностью, которая предполагает особое доверие к исполнителю; проявленная преступником порочность лишает его тех почестей и прерогатив, того особого положения, которое он занимал в государстве вследствие ли его прежних личных заслуг или заслуг его предков. Равным образом существенно изменяет его юридическое положение и сам акт отбытия наказания, особенно долгосрочного лишения свободы, ставя наказанного в такие условия, при коих пользование многими правами гражданскими представляется невозможным.

Читайте также:
Общая собственность супругов: что это значит

Но эта новая постановка вопроса о правопоражении далеко не вполне установилась даже в новейших кодексах, которые в этом отношении представляют значительное различие [4] .

Всего ближе к старой системе стоит ныне действующее французское законодательство, которое знает несколько видов поражения прав: la degradation civique, l’interdiction legale, l’interdiction de certains droits . La degradation ci vique [5] употребляется как наказание самостоятельное и как дополнительное. Она заключается: 1) в лишении всех прав политических и служебных, как-то: в лишении всякой занимаемой виновным публичной должности или публичного звания, в лишении права на участие в выборах, в службе государственной, военной [6] , в лишении знаков отличия, права носить оружие и т. д.; 2) в лишении многих прав общественных, как то: права быть экспертом, свидетелем под актами, требующими свидетельской скрепы, права давать в уголовных делах свидетельства под присягой, права содержать публичные школы, быть в них воспитателем, преподавателем и т. д.; 3) в лишении некоторых прав семейных, как то: права быть опекуном, попечителем, членом семейного совета [7] . Как наказание дополнительное, эта мера сопровождает: les travaux forces , la detention , la reclusion и le bannissement [8] ; она неделима, пожизненна, и ее применение всегда обязательно для суда. L ‘ interdiction legale хотя и названо наказанием, но в действительности является гражданским последствием наказания. Оно заключается в лишении права управлять и пользоваться своим имуществом во все время заключения, почему к имуществу виновного назначается опека; виновному не могут быть передаваемы никакие денежные суммы, никакая часть его дохода; но с окончанием наказания опека прекращается, и все имущественные права осужденного восстановляются [9] . Эта мера сопровождает : les travaux forces, la detention и la reclusion. Наконец, l’interdiction de certains droits [10] заключает в себе почти все те правопоражения, которые входят в degradation civique , но, во-первых, назначение этого правопоражения необязательно для суда; во-вторых, отдельные виды поражения прав, входящие в это наказание, могут быть назначаемы не только совместно, но и порознь, и, в-третьих, оно может быть назначаемо не только пожизненно, но и срочно [11] . Независимо от сего, в тех случаях, когда до Закона 1854 г. назначалась гражданская смерть, т. е. при travaux forces ä perpetuite , deportation [12] и при смертной казни, сохранены еще три вида правопоражений, смягченные для приговоренных к депортации Законом 25 марта 1873 г. о положении ссыльных в Новой Каледонии и Законом 10 марта 1877 г. о наследовании после ссыльных, а именно: недействительность духовного завещании осужденных, лишение их права распоряжаться имуществом посредством дарения и лишение права приобретать имущество по завещанию и дарению, за исключением алиментов. Наконец, в Законах гражданских содержится еще несколько указаний о последствиях присуждения к peine afflictive et infamante [13] , a именно относительно ограничения прав мужа по отношению к жене, о праве просить фактического расторжения брака, т. е. отлучения от стола и ложа. Кодекс бельгийский знает: 1) потерю должности, знаков отличия и титулов как последствие наказаний до- reclusion включительно; 2) interdiction legale [14] , с прямой оговоркой о сохранении права делать завещание и 3) лишение служебной правоспособности, и притом или пожизненно (при каторге), или срочно, причем по отношению к приговоренным к тюрьме только в особо указанных в законе случаях.

Значительный шаг вперед по вопросу о поражении прав представляет Кодекс германский, стремящийся, хотя и не вполне последовательно, с одной стороны, провести тот принцип, что поражение прав должно иметь своим основанием не род отбытого наказания, а свойство преступления, а с другой — вводящий начало дробимости и срочности правопоражений. Правопоражение распространяется на публичные права (Ehrenrechte), и притом права приобретенные поражаются навсегда, а правоспособность — на срок; к первым относятся: потеря занимаемой должности, звания, титула, ордена, почетных отличий, прав, приобретенных по выборам [15] ; ко вторым — права вступать в военную, гражданскую или общественную службу; участвовать в выборах и быть избираемым; носить национальную кокарду; быть свидетелем под документами, требующими скрепы; быть опекуном, попечителем, членом семейного совета; поражение правоспособности может быть назначаемо на срок от 1 до 5 или от 2 до 10 лет. В случае присуждения к смертной казни и к заключению в Zuchthaus суду предоставляется право назначить, сверх главного наказания, и лишение почетных прав; то же допускается и при назначении тюрьмы на срок свыше 3 месяцев, но лишь при особом указании на то закона. Присуждение к заключению в Zuchthaus во всяком случае влечет навсегда потерю права служить в войске и занимать государственные и общественные должности [16] .

Читайте также:
Суд по форме: что это значит

Кодекс венгерский как дополнительные наказания знает: 1) служебные правопоражения, совмещающие потерю звания, должности, пенсии и иных служебных преимуществ, а равно и служебной правоспособности, при проступках на срок от 1 до 3 лет, а при преступлениях — от 3 до 10 лет; 2) временное лишение политических прав, причем оба вида правопоражений не соединяются обязательно ни с каким наказанием, а применение их поставлено в зависимость от указаний Особенной части.

Еще с большей последовательностью проводит ту же систему Голландский кодекс (§ 28—31), так как он ставит правопоражение в прямую зависимость от свойства преступных деяний и назначает эти правопоражения только на известный срок; ту же систему принимает Норвежский проект. Наше действующее Уголовное уложение усвоило в этом отношении, как мы видели, старую систему бессрочности и безусловности большинства правопоражений.

[1] Объяснительная записка к проекту Общей части Уголовного уложения И. Фойницкий, «Необходимость реформы постановлений русского уголовного законодательства во вопросу о лишении прав», в «Журнале гражданского и уголовного права» за 1874 г., № 5; приведенные выше брошюры A . Wick и Е. Rethwisch ; Wahlberg, Die Ehrenfolgen der strafgerichtlichen Ve-rurtheilung, 1864 г.; Gross , Ueber die Ehrenfolgen der strafgerichtlichen Verurtheilung, 1874 г.; O. Marcuse, Die Ehrenstrafe, 1899 г.; специально по отношению к французскому праву— Des-quiron, Traite de la mort civile en France , 1822 г.; Humbert , Des consequences des condamnations penales relativement ä la capacite des personnes en droit romain et en droit frangais , 1855 г., и в особенности Nüsse, Etude sur les droits civils des condamnes aux peines du grand criminel , 1876 г., Lavallee, Les peines infamantes , 1899 г. Подробно изложен этот отдел у Гарро, I .

[2] Гражданская смерть (фр.).

[3] Живого мертвеца (фр.).

[4] Крайне разнообразные постановления по вопросу о поражении прав немецких партикулярных кодексов сгруппированы у Кестлина, System . Сопоставление поражения прав по отдельным законодательствам сделано в объяснительной записке к действующему Уголовному уложению. Ср . также Marcuse.

[5] Лишение гражданских прав, лишение осужденного имущественных прав, лишение некоторых прав (фр.).

[6] По Закону 1889 г. осужденные не могут служить в армии, но отдаются в распоряжение морского министра.

[7] Подробное изложение этих правопоражений у Molinier , т. II , стр. 366 и след.; разбор и доказательства несостоятельности всей системы правопоражений по французскому законодательству у Normand , № 247, Lavallee Закон 1889 г. о покровительстве брошенным детям значительно расширил случаи ограничения родительской власти.

[8] Каторжные работы, заключение в тюрьму, лишение свободы, ссылка (фр.).

[9] Относительно объема правопоражений лица, находящегося под interdiction legale, во Франции существуют крайне различные взгляды, которые Гарро (стр. 545) сводит к трем: по мнению одних (F. Helie, Morin), наказанный лишен только права управления имуществом, другие ( Ortolan , Trebutien , Villey , Demolombe , Normand , Garraud и Французский кассационный суд) полагают, что он лишен и права распоряжения им, например, права отчуждения, залога; . третьи ( Boitard , Bertauld , Troplong ) считают его лишенным права совершать все юридические действия, выполняемые непосредственно, каково, например, право делать завещания.

[10] Лишение некоторых прав (фр.).

[11] Кроме того, французское законодательство знает еще ограничение некоторых отдельных прав, основывающееся на постановлениях специальных законов. Ср. перечень их у Ortolan , № 1559-1561; Garraud , I , № 342. Проект Французского уложения различает три вида поражения прав: 1) interdiction des droits; 2) interdiction des sejours и 3) interdiction legale [1) поражение в правах; 2) запрещение проживания в определенной местности; 3) лишение имущественных прав (фр.)]. Поражение прав объемлет: лишение права избирать или быть избираемым; исполнять какие-либо публичные должности, функции или поручения; быть членом семейного союза; пользоваться правами родительскими, быть опекуном или попечителем, присяжным заседателем, экспертом или свидетелем по актам, быть свидетелем под присягой. Все эти правопоражения применяются или порознь, или совместно, на срок не менее 5 лет и не свыше двойного срока главного наказания. L’interdiction legale состоит в лишении осужденного права управлять или распоряжаться его имуществом, за исключением права завещать (кроме приговоренных к смертной казни и к пожизненному лишению свободы); к имуществу такого лица назначается опекун.

[12] При пожизненных каторжных работах, ссылке (фр.).

[13] Телесное и позорящее наказание (фр.).

[14] Лишение осужденного имущественных прав (фр.).

[15] Потеря дворянства, допускавшаяся прежде по партикулярным немецким законодательствам, исключена из Германского уложения.

[16] Систематический обзор правопоражений по Германскому уложению у Berner.

Поражение в правах: что это значит

ПОРАЖЕНИЕ В ПРАВАХ

Возможно, люди старшего поколения помнят значение слова «пораженец». Это вовсе не тот, кто потерпел поражение в бою, хотя и в таком значении оно иногда употреблялось, а чаще это было производное от юридического термина «поражение в правах». До сих пор оно существует в современном праве, но в самой мягкой своей форме, запрещающей преступнику, после вступления приговора в силу, занимать определенные должности или управлять транспортом. В первой конституции России 1918 года, в которой провозглашалась диктатура пролетариата, целые сословия, в число которых входило все дворянство, духовенство, буржуазия, офицерство, а также владельцы недвижимости и те, кто использовал наемный труд, лишались своих политических прав. В том числе не могли участвовать в выборах. Вот их-то и называли «пораженцами». По мере того, как социализм укреплялся, степень ожесточения к собственным гражданам смягчалась, и уже в третьей сталинской конституции никаких ограничений на участие в выборах по сословным признакам не стало.

Читайте также:
Непрерывный трудовой стаж: что это значит

Однако может так случиться, что жители города Братска вскоре будут поражены в своих избирательных правах, поскольку нынешний состав городской думы намерен внести изменения в городской устав и отказаться от всеобщих и прямых выборов мэра. Взамен братчанам предлагают согласиться с тем, что из имеющихся депутатов нам изберут мэра-председателя. Чуть позже по конкурсу предполагается определиться и с управляющим городом, которого станут именовать сити-менеджером.

Все эти болезненные операции, похоже, проводятся в назидание горожанам, которые на прошлых выборах «неправильно» проголосовали и выбрали «не того» мэра. И, вероятно, в своих заблуждениях продолжают упорствовать.

Нынешний председатель гордумы K . Климов в своих недавних выступлениях сетовал на то, что ситуация у нас больно нестабильная, нет явного лидера, и для того, чтобы все нормализовать, следует население исключить из выборного процесса. На память невольно приходят воспоминания о смутных временах, семибоярщине… Что-то тогда не очень все хорошо получилось. Вряд ли выйдет и сейчас.

В годину испытаний (дай бог, чтобы их не случилось) кто выйдет к народу? Мэр-председатель? Что скажет? За меня проголосовало больше 20 человек… И это стабилизирует ситуацию?

Но может быть партия власти заинтересована в том, чтобы выборов мэра не было. Позвольте в этом усомниться. При падающем влиянии «Единой России» проще сконцентрироваться на выборах городского головы, нежели на нескольких десятках кандидатах в депутаты, которых гораздо сложнее контролировать. И если распространить эту практику повсеместно, то ЕдРо больше потеряет, чем приобретет. И это ясно хотя бы по небольшому опыту Ангарска.

Может быть, выигрыш может достичь при разделении политической и экономической составляющих в управлении городом. Увы, в современных российских реалиях трудно представить аполитичного хозяйственника, добивающегося каких-то невероятных успехов на муниципальном поприще.

Теперь встанем на позицию простого горожанина, заинтересованного только в том, чтобы спокойно жить в безопасном и уютном окружении. Пока его ожидания будут сбываться, власть может быть спокойна, но как только что-то пойдет не так, ей припомнят все предыдущие прегрешения. И, конечно же, недостаточную легитимность. Сегодня ничто не свидетельствует о том, что нас ожидают беззаботные времена, потому и градус политической активности будет оставаться высоким. А нужно ли дополнительно раскачивать лодку непопулярными решениями?

Председатель гордумы К. Климов в своих выступлениях характеризует ситуацию, сложившуюся в Братске, как необычную, нетипичную, вызванную чрезвычайными обстоятельствами. То есть она не является обычной, но не выглядит неразрешимой и потому не требует чрезвычайных способов вмешательства в нее, тем более имеющих такие далеко идущие последствия. Если город хотят вылечить от насморка, то не надо для этого вскрывать ему брюшную полость. И как выясняется, это не нужно никому, кроме тех, кто не связан с Братском ничем, кроме бизнеса.

Итак, горожан продолжают подготавливать к частичной гражданской смерти, поражению в правах. Но тут стоит иметь в виду одно обстоятельство: наши свободы – это настолько тонкая вещь, что их можно потерять, даже не заметив. С утра или после обеда. Вот только, как правило, их завоевывают кровью.

Помещение для голосования: что это значит

Статья 61. Помещение для голосования

1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, – командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.

3. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень:

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень;

б) если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, – слова “выдвинут избирательным объединением” с указанием наименования этого избирательного объединения;

Читайте также:
Инвестиционный налоговый кредит: что это значит

(пп. “б” в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, – слово “самовыдвижение”;

(пп. “в” в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) утратил силу. – Федеральный закон от 09.02.2009 N 3-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией;

е) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется).

3.1. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) участковая комиссия размещает на информационном стенде сведения о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации, представленных кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренные подпунктами “а” – “г” пункта 1.2 статьи 38 настоящего Федерального закона. Информационные материалы, содержащие указанные сведения, также могут предоставляться участковой комиссией каждому избирателю непосредственно.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 238-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 61 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.

4. Если у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, имелась или имеется судимость, на информационном стенде размещаются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, – также сведения о дате снятия или погашения судимости. Если зарегистрированный кандидат, в том числе в составе списка кандидатов, является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, на информационном стенде размещается информация об этом.

(в ред. Федеральных законов от 21.02.2014 N 19-ФЗ, от 20.04.2021 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу. – Федеральный закон от 25.07.2006 N 128-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При проведении референдума на информационном стенде размещаются информационные материалы о вопросах референдума, включая текст нормативного акта, вынесенного на референдум.

7. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

7.1. Для информирования избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами по зрению, на информационном стенде размещаются материалы, указанные в пунктах 3, 4 и 6 настоящей статьи, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, участки референдума, на информационных стендах которых размещаются такие материалы, определяются решением организующей выборы, референдум комиссии, а на выборах в федеральные органы государственной власти – решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 143-ФЗ)

8. На информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах, образцы бюллетеней для голосования на референдуме, в которых должны быть приведены варианты заполнения бюллетеня (бюллетеней).

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации.

10. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом “б” пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 21.12.2013 N 364-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.

12. При оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться предусмотренные законодательством Российской Федерации условия для беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, и голосования в нем. При проведении голосования осуществляется оказание помощи таким лицам в целях реализации ими активного избирательного права с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

(п. 12 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: