Порча земли: что это такое, описание и особенности

Уголовное право. Особенная часть (главы XI-XXI)

Порча земли (ст. 254 УК РФ)

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, –

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, –

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, –

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Часть 1 ст. 254 УК РФ устанавливает ответственность за отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшее причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

В 1997 г. было зарегистрировано 3, в 1998 г. – 6, в 1999 г. – 7, в 2000 г. – 10, в 2001 г. – 4, в 2002 г. – 13, в 2003 г. – 21, в 2004 г. – 12, в 2005 г. – 13, в 2006 г. – 83, в 2007 г. – 27, в 2008 г. – 27 случаев уголовно наказуемой порчи земли (включая и квалифицированные составы, предусмотренные ч. 2 и 3 данной статьи УК РФ).

Объект преступления — экологическая безопасность в сфере пользования (осуществления хозяйственной или иной деятельности) землей как составляющей окружающей среды.

Предмет преступления — земля, т.е. в данном случае ее поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Вид земли, ее назначение (сельскохозяйственные земли, земли лесного фонда, земли, на которых расположены промышленные объекты) для квалификации рассматриваемого преступления значения не имеют.

В соответствии со ст. 1 ЗК РФ земля является природным объектом, «охраняемым в качестве важнейшей составной части природы». При этом устанавливается «приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества», а также «приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты также решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат».

Нарушение указанных приоритетов может повлечь за собой ограничение и даже прекращение прав на землю (постоянного бессрочного пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования земельным участком). Так, ст. 45 ЗК РФ в числе оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком называет такие основания, как: использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неустранение совершенных умышленно следующих правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв.

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) деянием — действием или бездействием (отравлением, загрязнением или иной порчей земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке); 2) последствием (причинение вреда здоровью человека или окружающей среде), и 3) причинной связью между указанными деяниями и последствиями.

Читайте также:
Простое товарищество: что это такое, описание и особенности

Указанные разновидности порчи земли определяются подзаконными нормативными актами. Так, под отравлением земли понимается заболевание ее плодородного слоя в результате воздействия вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности, делающее невозможным дальнейшее использование земли. Под загрязнением — ухудшение ее качества в результате той же деятельности, проявляющееся, например, в увеличении (появлении) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их фоновыми значениями или на начало сравниваемого периода. Под иной порчей земли — ее захламление, засоление, заражение. Захламление земли — это размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных остатков). Засоление земли — повышение в ней содержания легкорастворимых в воде минеральных солей (хлоридов, сульфатов, карбонатов натрия, кальция и магния) и перевод земли в одну из следующих категорий почв: солончаки (сильно засоленные), солончаковые (менее засоленные) и солонцы (засоленные ниже пахотного слоя). Заражение земли заключается в привнесении в нее возбудителей бактериальных, паразитических, инфекционных и иных заболеваний (приложение к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной приказом Минприроды России от 25 мая 1994 г. № 160).

В соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 254 УК РФ уголовная ответственность за порчу» земли наступает в результате проникновения в нее вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с соответствующими веществами. При этом хозяйственной деятельностью является любая деятельность народнохозяйственного значения (промышленная, сельскохозяйственная и др.), а иной — любые другие виды деятельности (военная, научная и т.д.).

Правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке определяются в ряде законодательных и подзаконных нормативных актов (ЗК РФ, Закон об охране окружающей среды, Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»).

Удобрения — это органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений, применяемые в сельском хозяйстве и рыбоводстве для повышения урожайности культурных растений и рыбопродуктивности прудов.

Стимулятор роста растений — природные или синтетические вещества, позитивно влияющие на рост растений путем ускорения деления их клеток или растяжения клеток в длину.

Ядохимикаты — это пестициды, под которыми Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» понимает химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты). Федеральный закон предусматривает государственную регистрацию пестицидов, на основании которой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и регистрацию пестицидов, даст разрешение на их производство, применение, реализацию, транспортировку, хранение, уничтожение, ввоз в РФ и вывоз из РФ. Этот закон устанавливает также регламент применения пестицидов, т.е. обязательные требования к условиям и порядку» их применения.

Под иными опасными химическими или биологическими веществами понимаются вещества, не относящиеся к удобрениям, стимуляторам роста растений, ядохимикатам, но также используемые в сельском хозяйстве для иных целей, применение которых может причинить вред жизни и здоровью людей или окружающей среде (например, различного вида кормовые добавки).

Диспозиция ч. 1 ст. 254 УК РФ даст исчерпывающий перечень правил обращения с указанными вредными веществами, нарушение которых образует состав данного преступления. Это правила их хранения, использования и транспортировки.

Под обращением с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами понимается любая деятельность в отношении указанных веществ при их транспортировке, хранении и использовании (содержание последних было раскрыто при характеристике уголовно-правового запрета, предусмотренного ст. 247 УК РФ).

Вред здоровью человека (применительно к ч. 1 ст. 254 УК РФ) — это причинение лишь легкого (умышленного) вреда (ст. 115 УК РФ). Причинение при этом средней тяжести или тяжкого вреда (ст. 111 и 112 УК РФ) требует дополнительной квалификации.

Причинение вреда окружающей среде (существенный экологический вред) понимается так же, как в ст. 247 УК РФ. Это возникновение (в данном случае вследствие нарушения правил обращения с вредными для окружающей среды веществами) заболеваний и гибель водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожение рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовая гибель птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; изменение радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для жизни и здоровья человека, генетического фонда животных и растений. Признание наличия такого последствия зависит также от экологической ценности поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности, уровня деградации земель и т.п. (постановление Пленума ВС РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).

Читайте также:
Премия страховая: что это такое, описание и особенности

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое возложены обязанности соблюдать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.

Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной виной.

Часть 2 ст. 254 УК РФ предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Эти экологические понятия понимаются так же, как в ст. 247 УК РФ.

Часть 3 ст. 254 УК РФ конструирует состав при особо отягчающих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 этой статьи УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека. Неосторожная вина в этом случае возможна как в виде легкомыслия, так и небрежности. В целом субъективная сторона особо квалифицированного состава данного преступления характеризуется либо только неосторожной виной (в случае сети психическое отношение к деянию, образующему основной и квалифицированный составы, также характеризуется неосторожной виной), либо двойной формой вины (когда основной или квалифицированный составы характеризуются умышленной виной). Оговорка насчет двойной формы вины не распространяется на фактическое исполнение особо квалифицированного состава в виде порчи земли, повлекшее причинение вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 254 УК РФ), так как это последствие погашается причинением смерти человеку.

Статья 254. Порча земли Комментарий к статье 254

1. Предметом преступления выступает земля, под которой понимают поверхность, охватывающую плодородный слой почвы.

Статья 1 ЗК РФ определяет землю как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю.

3. Объективная сторона заключается в порче земли, которую законодатель определяет как отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Деяние по составу альтернативно представлено следующими формами: а) отравлением земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности; б) загрязнением земли этими продуктами; в) иной порчей земли указанными продуктами.

Обязательное условие уголовной ответственности, относящееся к деянию, – способ порчи земли. Деяние должно нарушать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Последствие выражается в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде.

4. Если представить себе состав порчи земли по порядку совершения действий и наступления последствий, получим следующее: нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, которое повлекло отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, которые, в свою очередь, повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Деяние, таким образом, уже выступает последствием, и применительно к составу порчи земли можно говорить о последствиях двух порядков.

5. В нормативную базу ст. 254 входят: ЗК РФ, Федеральные законы от 19 июля 1997 г. “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами”; от 30 марта 1999 г. “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”; от 10 января 2002 г. “Об охране окружающей среды” и др.

Читайте также:
Полное алиби: что это такое, описание и особенности

6. Правила, нарушение которых влечет порчу земли, регулируют порядок обращения: а) с удобрениями; б) стимуляторами роста растений; в) ядохимикатами; г) иными опасными химическими или биологическими веществами.

Под удобрениями понимают органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений. Удобрения применяются в сельском хозяйстве и рыбоводстве для повышения урожайности культурных растений и рыбопродуктивности прудов. В зависимости от химического состава удобрения делятся на органические и минеральные (неорганические); выделяют также бактериальные удобрения.

Стимуляторы роста растений – это природные или синтетические вещества, позитивно влияющие на рост растений путем ускорения деления их клеток или растяжения клеток в длину. К природным стимуляторам роста растений относятся фитогормоны (ауксины, абсцизовая кислота, гиббереллины, цитокинины и др.), к синтетическим – их аналоги (индолилуксусная, нафтилуксусная кислоты, морфактины и т.д.).

Ядохимикатами называют пестициды, т.е. химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты).

Под иными опасными химическими или биологическими веществами следует понимать вещества, не вошедшие ни в одну из вышеперечисленных групп (удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты), используемые в сельском хозяйстве, растениеводстве, животноводстве и для иных целей, применение которых может вызвать причинение вреда жизни и здоровью людей или окружающей среде (например, химические мелиоранты, кормовые добавки).

Под обращением понимают все виды деятельности с указанными веществами в рамках хранения, использования или транспортировки.

Хранение указанных веществ предполагает их нахождение в каком-либо месте.

Использование представляет собой применение для сельскохозяйственных или иных работ, других целей (производства товаров (продукции), оказания услуг).

Транспортировка удобрений, стимуляторов роста растений, ядохимикатов и иных опасных химических или биологических веществ традиционно понимается как их перемещение в пространстве, предпринятое с любыми целями, на любом виде транспорта (железнодорожном, автомобильном, водном, воздушном, гужевом и т.п.).

8. В числе конкретных правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами могут быть названы следующие:

– в интересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки состояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ в почве;

– запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду;

– не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ;

– оборот пестицидов ограниченного использования ввиду высокой вероятности негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду осуществляется по специальному разрешению и только гражданами со специальной профессиональной подготовкой;

– хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах.

– транспортировка пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально оборудованных транспортных средствах.

9. Соответственно, правила обращения считаются нарушенными, если: превышены нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве; применены неразрешенные химические вещества или токсичные химические препараты; применены неразрешенные в России пестициды и агрохимикаты; пестициды и агрохимикаты хранятся вне специализированных хранилищ или транспортируются не в специализированных транспортных средствах; к работе с пестицидами ограниченного использования допущены граждане, не имеющие специальной профессиональной подготовки, и т.п.

10. Общее понятие порчи земли определяется экологическим законодательством как равнозначное понятиям уничтожения или повреждения ее плодородного слоя, т.е. как полное или частичное его разрушение, сопровождаемое ухудшением физических или биологических свойств либо снижением природно-хозяйственной ценности земель.

11. Согласно прямому указанию законодателя порча земли по ст. 254 наступает от вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности.

Хозяйственная деятельность – это работа в любой сфере народного хозяйства (сельское хозяйство, промышленность, рыболовство, растениеводство и т.п.).

Под иной деятельностью следует понимать все остальные виды деятельности (например, учебную, научную, военную и т.д.).

12. Отравление земли представляет собой заболевание ее плодородного слоя в результате воздействия вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности.

13. Загрязнение земли определяется как ухудшение ее качества в результате антропогенной деятельности, характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их фоновыми значениями или на начало сравниваемого периода, либо – в отношении применяемых в сельском и лесном хозяйстве средств химизации – увеличением их содержания свыше предельно или ориентировочно допустимых концентраций в почве.

Читайте также:
Особая пошлина: что это такое, описание и особенности

Захламление земли – это размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных остатков). Засоление земли означает повышение в ней содержания легкорастворимых в воде минеральных солей (хлоридов, сульфатов, карбонатов натрия, кальция и магния) и перевод земли в одну из следующих категорий почв: солончаки (сильно засоленные), солончаковые (менее засоленные) и солонцы (засоленные ниже пахотного слоя). Заражение земли состоит в привнесении в нее возбудителей бактериальных, паразитарных, инфекционных и иных заболеваний.

15. Последствия второго порядка, предусмотренные в ч. 1 комментируемой статьи, альтернативно состоят в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде.

16. Субъективная сторона характеризуется умышленной и неосторожной виной.

17. Субъект – лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное соблюдать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.

18. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 254) предусматривает ответственность за порчу земли, совершенную в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (см. комментарий к ст. 247).

19. В ч. 3 ст. 254 содержится особо квалифицированный состав преступления – порча земли, повлекшая по неосторожности смерть человека.

20. Норма, предусмотренная комментируемой статьей, является общей по отношению к содержащейся в ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов). Применению в конкретном случае, например при порче земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами, пришедшими в негодность, подлежит ст. 247 УК РФ.

КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ
И МОНИТОРИНГ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ


УДК 631.61

Дифференциация порчи земель сельскохозяйственного назначения

Горбунов М.Ю., доцент, Плотников А.М., доцент, Уткин А.В., доцент,
Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, Россия

Рассмотрена проблема не достаточной дифференциации типов порчи земель современного законодательства, предложена универсальная классификация, позволяющая однозначно дифференцировать и описать известные причины и факторы деградации земель.

В действующей редакции Земельного кодекса РФ понятие “порча земель” не конкретизировано, и в нем встречается понятие “порча или уничтожение плодородного слоя почвы”. В Проекте федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и иные законодательные акты Российской Федерации (в части повышения ответственности за порчу земель сельскохозяйственного назначения)” прослеживается разграничение понятий “порча земель” и “порча плодородного слоя почвы”. Причем “порча земель” трактуется, как более широко, включая в себя “порчу плодородного слоя”. Так первоначальное понимание порчи земель, как самовольное снятие, перемещение, частичное или полное разрушение (уничтожение) поверхностного почвенного слоя, было расширено в Земельном кодексе РФ биогенным, радиоактивным, химическим загрязнением (отравлением), не рациональным использованием, нарушением правил применения средств защиты растений и удобрений, а также другими действиями, следствием которых является деградация земель.

Расширение перечня антропогенных факторов приводящих к деградации земель позволило увеличить спектр ответственности природопользователей. Однако, не смотря на расширение спектра действий, проблема детерминантности (ограниченности) такого подхода очевидна. Не возможно предусмотреть конечный набор действий природопользователя, который будет исчерпывающим для разрешения данной ситуации. Решение указанной проблемы представляется в создании универсальной дифференциации причин порчи земли с разработкой критериев их оценки.

В разработке оценки порчи земель сельскохозяйственного назначения и её дифференциации целесообразно использовать основную качественную характеристику почв, а именно почвенное плодородие.
В классическом отечественном земледелии плодородие почв трактуется, как способность обеспечивать растения основными факторами жизни, что в свою очередь обуславливает получение того или иного количества сельскохозяйственной продукции.

В связи со сложностью формирования плодородие почв рассматривается как эмерджентная категория. Для анализа сложных системных взаимодействий часто используют различные модели – в сельскохозяйственной практике именуемые видами плодородия:

  • естественное плодородие почв – плодородие, формируемое при осуществлении природного процесса почвообразования без вмешательства человека;
  • искусственное плодородие почв – плодородие, формируемое в результате целенаправленной антропогенной деятельности (деятельности человека);
  • эффективное (актуальное, экономическое) плодородие почв – плодородие почвы, реализуемое в урожае растений, как результат совместного выражения искусственного и естественного плодородия в конкретных экологических и социально-экономических условиях;
  • потенциальное плодородие – плодородие почвы, которое проявляется при оптимизации экологических и социально-экономических условий и реализуется в максимальном урожае растений. Формируется в результате суммации естественных почвообразовательных процессов и антропогенной деятельности.

Использование в практике различных видов плодородия позволяет провести обоснованную типизацию порчи земель, перейти от качественной оценки к количественной, в том числе рассчитать величину упущенной выгоды при ведении сельскохозяйственной деятельности, объемы затрат на восстановление свойств почвы до исходного уровня.

Порчу земель следует рассматривать как частичную утрату почвой плодородных свойств – снижение её эффективного плодородия. В различных ситуациях мы имеем дело с вмешательством в естественные почвообразовательные процессы (естественное плодородие) либо с нерациональной антропогенной деятельностью (искусственное плодородие).

Определение критериев порчи земель невозможно без обоснованной дифференциации типов негативного воздействия на почву.

Используя факторную классификацию антропогенных воздействий и их влияние на различные виды плодородия почвы можно получить довольно прозрачное обоснование и понимание сути данной типизации (таблица 1).

Таблица 1 – Типизация порчи земли

Фактор воздействия Вид (причины) порчи земли Вид плодородия Тип негативного воздействия
подвергнувшийся воздействию компенсационный
Физический:
снижение содержания гумуса полное изъятие, уничтожение почвенного покрова естественное естественное III тип. Уничтожение плодородного слоя
частичное изъятие почвенного покрова естественное искусственное II тип. Порча земли в части естественного плодородия почвы
разбавление плодородного слоя естественное искусственное II тип. Порча земли в части естественного плодородия почвы
Химический:
повышение концентрации солей вторичное засоление естественное искусственное II тип. Порча земли в части естественного плодородия почвы
не рациональное хранение и применение удобрений естественное искусственное II тип. Порча земли в части естественного плодородия почвы
не рациональное хранение и применение гербицидов не рациональное применение гербицидов искусственное искусственное I тип. Порча земли в части искусственного плодородия почвы
нарушение регламентов хранения гербицидов естественное искусственное II тип. Порча земли в части естественного плодородия почвы
не рациональное хранение и применение ГСМ токсический эффект нефтепродуктов естественное искусственное II тип. Порча земли в части естественного плодородия почвы
Биологический:
изменение структуры агрофитоценоза засорение почв вегетативными формами и семенами сорных растений искусственное искусственное I тип. Порча земли в части искусственного плодородия почвы
зарастание земель древесно-кустарниковыми видами растений искусственное искусственное I тип. Порча земли в части искусственного плодородия почвы
Пассивно-территориальный:
не санкционированные свалки мусора свалки с не продолжительным периодом размещения искусственное искусственное I тип. Порча земли в части искусственного плодородия почвы
свалки с длительным периодом размещения естественное естественное III тип. Уничтожение плодородного слоя

Анализ видов плодородия подвергнувшихся воздействию антропогенных факторов и видов плодородия, являющихся компенсационными позволяет выделить три типа негативного влияния на почву.

I тип. Порча земли в части искусственного плодородия почвы. Наименее выраженный тип порчи земли, характеризующийся значительным снижением искусственного плодородия. Восстановление, которого требует от природопользователя введения рациональной агрономической практики. Примерами I типа порчи земель являются: применение гербицидов без учета чувствительности культур севооборота, активное размножение на землях сельскохозяйственного назначения сорных растений, накопления избыточного количества семян сорных растений в почве, накопление в ценозе кормовых угодий малоценных видов растений, зарастание земель сельскохозяйственного назначения древесными видами и т.д.

II тип. Порча земли в части естественного плодородия почвы. Более выраженный тип порчи земли, характеризующийся воздействием антропогенных факторов на естественное плодородие, в ходе которого почва утрачивает часть своих свойств.

Однако уровень снижения естественного плодородия не так велик, чтобы отнести данный тип к полному уничтожению плодородного слоя и имеется возможность компенсации [утраченной части плодородия] за счет оптимизации агротехнологических факторов, являющихся основой искусственного плодородия. К данному типу порчи земли могут быть отнесены: частичная утрата плодородного слоя вследствие его прямого изъятия или перемешивания с материнской породой, вторичное засоление, нарушение регламентов хранения гербицидов и приготовления их рабочих смесей, приводящее к созданию локализаций с высокой концентрацией действующего вещества и т.д.

III тип. Уничтожение плодородного слоя. Данный тип воздействия характеризуется полной утратой землей плодородных свойств, полной утратой естественного плодородия. Для рекультивации таких земель необходимо восстанавливать именно естественное плодородие, т.к. говорить об искусственном в данном случае вообще не приходится, поскольку нет самой основы для его формирования – почвы. Примерами для данного типа являются: полное уничтожение плодородного слоя почвы вследствие его прямого изъятия, мощного химического (активаторы дегумификации, иные химические соединения) или физического (высокая температура) воздействия, сюда же следует отнести и размещение свалок на землях сельскохозяйственного назначения с длительным периодом локализации.

Таким образом, предложенная универсальная дифференциация типов порчи земель с формализованными критериями их идентификации позволяет четко определить степень деградации почв, что является значимым моментом в однозначной трактовке законодательных документов, определении мер ответственности. Кроме того использование данной классификации будет способствовать более точному прогнозу величин ущерба, стоимости рекультивации, оценке продолжительности последней.

Спасибо за внимание к представленному материалу. Вижу, что статья нашла отклик, видимо Вы занимаетесь схожими проблемами. К сожалению, Вы неверно истолковали предложенную классификацию. Поэтому позволю себе немного поправить Ваше высказывание.

Прошу обратить внимание на то, что в основу методики положен не причинный (факторный) принцип, хотя косвенно он был использован. Факторная классификация антропогенных воздействий и их влияние на различные виды плодородия почвы используется для обоснования и понимания сути данной типизации.

В основе предложенной типизации лежит принцип целевого воздействия антропогенных факторов на виды плодородия почвы. Данная типизация имеет открытую архитектуру и может корректно ассимилировать уточняющие параметры (например, те же факторы и их свойства).

Прошу также обратить внимание на последний абзац, в котором может быть слишком кратко, но, по крайней мере, четко сформулировано основное назначение предложенной типизации. Типизация имеет достаточно высокий уровень формализации и может быть корректно использована различными должностными лицами, не имеющими экспертного уровня знаний в области почвоведения.

Спасибо за внимание и лестную оценку.

По поводу организации мониторинга. Если речь идет о землях сельскохозяйственного назначения (а именно об этих землях идет речь в статье), то наблюдение за состоянием почв это прямая обязанность конкретной агрономической службы, конкретного землепользователя. Агроном занимается не только мониторингом, но и управлением параметров плодородия, ему, собственно говоря, за это и платят деньги.

Что касается анализов и их исполнителей. По заявлению физ или юр лица Россельхознадзор обязан провести своего рода расследование инцидента порчи земли. Сотрудники Россельхознадзора проводят обследование с составлением документов, актов отбора проб и собственно отбор проб. По представлению Россельхознадзора анализ проб проводится в аккредитованных лабораториях своей организационной ветки. Результаты используются как доказательная база неправомерных действий. Как показывает практика таких заявлений и следующих за ними расследований не так уж много, так что даже в масштабе РФ это далеко не космические цифры.

Что касается последнего вопроса – с чем сравнивать? В подавляющем большинстве речь идет о локальных деструктивных изменения почвенного покрова. Например, при прокладке газопровода воздействию подвергается хотя и протяженная, но узкая полоса земельного участка. В качестве эталона легко может быть использован материал в 2-3 метровом отступе от локализации повреждения. Конечно с более масштабными воздействиями сложнее, например, со вторичным засолением. Здесь либо предыдущий тур, либо нужно применять спецметодику – достаточно точную, но специфичную относительно природной зоны (чем собственно говоря мы и занимаемся).

Уголовная и административная ответственность за порчу земель: в чем отличие?

30 сентября 2020

Несмотря на схожесть по наименованию, статьи «порча земель» (административно наказуемое деяние) и «порча земли» (уголовно наказуемое деяние) имеют существенные различия.

За порчу земли предусмотрена ст. 254 статьей Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
Порча земли заключается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Отравление – насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате чего земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и пользование ею может вызвать их гибель. Загрязнение заключается в физическом, химическом, биологическом изменении качества почвы, которое превышает установленные нормативы вредного воздействия и создает угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.

Иная порча земли (как и отравление или загрязнение) связывается только с нарушением правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами. Поэтому к иной порче земли не относится засорение земли отбросами или отходами, устройство без разрешения свалки, полигонов, порча земли сточными водами и механическим путем (снос плодородного слоя, нарушение правил рекультивации земель, рытье канав, отсыпка отвалов, затопление, способствование образованию оврагов и ветровой эрозии и т.д.). Эти деяния могут повлечь только административную ответственность. К иной порче можно отнести приведение земли в негодность вследствие возникновения в ней опасных химических соединений после применения удобрений или ядохимикатов с нарушением правил, размножение опасных организмов, вредителей или уничтожение полезных организмов.

Осуществляются вышеуказанные деяния с помощью перечисленных в законе средств: удобрений, стимуляторов роста растений, ядохимикатов и иных опасных химических или биологических веществ.

В качестве квалифицирующих признаков, влекущих применение более строгого вида и размера наказания, частями 2 и 3 статьи 254 статьей УК РФ предусмотрены факт совершения тех же деяний в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (часть 2) или же повлекшие по неосторожности смерть человека (часть 3).

Для привлечения лица к уголовной ответственности недостаточно только совершения вышеуказанных действий – обязательно должны наступить предусмотренные уголовным законом последствия. Они выражаются во вреде здоровью человека либо во вреде окружающей среде, т.е. гибели растительности, растительноядных и иных животных, приведении почвы в состояние, непригодное для использования в сельском хозяйстве или для выполнения экологических функций.

За порчу земель статьей 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. В отличие от схожей по названию статьи, регулируемой уголовным законом, в административном законодательстве ответственность за порчу земель предусмотрена за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы (часть 1) и за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (часть 2).

Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы – это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы. Уничтожение плодородного слоя почвы может быть следствием механического воздействия, например, сноса плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т.п.

Порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления – это ухудшение ее качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п. Объективная сторона представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов, поэтому в предмет доказывания по рассматриваемом делу входит факт наступления последствий в виде порчи земель.

Санкция по уголовному законодательству предусматривает уголовное наказание в границе от штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев (по части 1) до лишения свободы на срок до 5 лет (по части 3). Санкция по административному законодательству – наказание в виде административного штрафа (для юридических лиц возможно и административное приостановление деятельности).

Таким образом, главное отличие 254 статьи УК РФ от статьи 8.6 КоАП РФ заключается в перечне уголовно наказуемых деяний, входящих в объективную сторону преступления, и в наступлении более тяжких неблагоприятных последствий.

Подготовлено прокуратурой Пронского района

Судебные поручения

Судебное поручение – это документ, составленный судом, осуществляющим судебное разбирательство по делу, который направляется иному судебному органу.

Судебное поручение: понятие, виды

Судебное поручение – это документ, составленный судом, осуществляющим судебное разбирательство по делу, который направляется иному судебному органу. Поручение содержит в себе требование о необходимости совершить определенные действия, имеющие процессуальный характер. Такое поручение направляется в иной судебный орган с целью получения оттуда необходимых для рассмотрения дела доказательств. Следовательно, понятие поручения заключается в том, что это исключительный способ сбора доказательств. Однако при этом, такой способ – это исключение из существующего принципа непосредственности и допускается он только в отдельных случаях, когда все требующиеся для судопроизводства доказательства не были предоставлены в судебный орган. Поручение подразделяется на виды в зависимости от основания его вынесения.

В качестве таких оснований могут выступать следующие ситуации:

  • необходимость получения определенных доказательств;
  • необходимость истребования с должника определенной суммы денежных средств;
  • необходимость истребования с должника его недвижимого имущества.

Оформление судебного поручения

Обеспечение доказательств для суда осуществляется по заявлению заинтересованного в этом лица. Ходатайство о судебном поручении, поданное заявителем, содержит в себе следующую информацию:

  • содержание дела;
  • сведения обо всех участниках процесса, месте их постоянного проживания или месте нахождения;
  • необходимые к обеспечению доказательства;
  • обстоятельства, для обеспечения которых требуется предоставление доказательств;
  • причины, по которым заявитель решил обратиться в суд.

Решение о направлении поручения принимается судьей единолично.

При этом он обязательно должен оповестить об этом всех участников судебного процесса по рассматриваемому делу и уточнить их точку зрения на данный счет. Судом принимается соответствующее определение о судебном поручении, в котором должна быть кратко изложена следующая информация:

  • суть дела;
  • обстоятельства, которые подлежат выяснению;
  • доказательства, которые необходимо собрать суду, исполняющему поручение.

Данное определение обязательно должно быть направлено в суд, вместе с судебным поручением. В свою очередь, данный судебный орган должен исполнить все возложенные на него обязанности в течение одного месяца с момента получения документов.

Направление судом поручения

Суд отправляет ходатайство о направлении судебного поручения или копию определения в порядке, урегулированном Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Такое определение должно быть вынесено судьей единолично, а при коллегиальном рассмотрении дела – коллегиально.

Гражданский процессуальный кодекс РФ содержит в себе требование, согласно которому направление поручения в суд в виде письма или запроса не допускается. Законодательство отдельно предусматривает требование о том, что судебное поручение подлежит направлению в судебный орган такого же уровня, что и суд, осуществляющий рассмотрение дела. К примеру, если рассмотрение дела занимается мировой судья, то и судебное поручение, составленное им, должен быть направлено мировому судье. Направление судебного поручения должно осуществляться в соответствии с положениями о подсудности. Передача судебного поручения в иной суд не допускается.

Выполнение поручения. Сроки, в которые необходимо выполнить судебное поручение

Суд, в который было направлено поручение, осуществляет его исполнение в судебном заседании в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса РФ. Неявка лиц, принимающих участие в деле, в зал судебного заседания для исполнения возложенного на судебный орган поручения, не является препятствием для его выполнения. Однако такая неявка не является основанием для освобождения суда от обязанности известить всех участников рассматриваемого дела о месте и времени, в которое будет проводиться разбирательство. Принимая во внимание данное требование закона, суд, который выносит поручение, обязательно должен сообщить в прилагаемом определении точные адреса всех участников процесса. Исполнение поручения должно проводиться коллегией судей или одним судьей единолично. При исполнении поручения важно соблюдать порядок, установленный арбитражным процессуальным законодательством РФ. Арбитражный процессуальный кодекс РФ содержит в себе требование о недопустимости передачи судебного поручения для исполнения работникам судебного аппарата. Кроме того, данный нормативно-правовой акт запрещает получение от участников процесса письменных объяснений вместо получения от них ответов по вопросам, содержащимся в судебном поручении. Отдельно стоит отметить тот факт, что лица, принимающие участие в судебном разбирательстве, имеют право давать показания как в письменном, так и в устном виде. В первом случае, все данные ими показания должны быть приложены к протоколу судебного разбирательства.

Все участники процесса должны быть уведомлены об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от их дачи.

Если в судебном поручении содержится требование об осмотре письменных и прочих вещественных доказательств, его исполнением также должен заниматься суд. Протокол, составленный судом по результатам рассмотрения дела, должен содержать в себе все обстоятельства, которые были поручены для выяснения суду по поручению. Помимо этого, протокол должен содержать в себе все сведения, которые, по мнению судьи, будут иметь значение для судебного разбирательства. Законом устанавливается срок в десять дней, в течение которых судебный орган должен исполнить отправленное ему судебное поручение. Исчисление данного срока начинается на следующий день, после поступления в суд определения о таком поручении.

Невозможность замены поручения

Гражданский процессуальный кодекс России содержит в себе перечень последствий, которые могут возникнуть при невозможности осуществить рассмотрение дела и сбор всех необходимых для окончательного решения доказательств одним и тем же судом, при невозможности осуществить замену судебного поручения. В соответствии с нормами данного законодательного акта, а также руководствуясь требованиями Арбитражного процессуального кодекса РФ, можно сделать вывод, что данные действия будут иметь следующие последствия:

  • нарушение сроков, предусмотренных законодательством для рассмотрения дела в рамках арбитражного судопроизводства;
  • препятствие своевременному разрешению сложившегося между сторонами спора;
  • продолжает волокиту с документами;
  • влечет за собой необоснованное отвлечение заинтересованных в судебном разбирательстве граждан от участия в общественном производстве;
  • лишает стороны осуществления их прав, установленных процессуальным правом.

Соответственно, на уровне законодательства определена невозможность осуществления замены поручения, чтобы избежать таких неблагоприятных для всех участников процесса последствий.

Статья 62 ГПК РФ. Судебные поручения

1. Суд, рассматривающий дело, при необходимости получения доказательств, находящихся в другом городе или районе, поручает соответствующему суду произвести определенные процессуальные действия.

2. В определении суда о судебном поручении кратко излагается содержание рассматриваемого дела и указываются сведения о сторонах, месте их проживания или месте их нахождения; обстоятельства, подлежащие выяснению; доказательства, которые должен собрать суд, выполняющий поручение. Это определение обязательно для суда, которому оно адресовано, и должно быть выполнено в течение месяца со дня его получения.

3. На время выполнения судебного поручения производство по делу может быть приостановлено.

Комментарии к ст. 62 ГПК РФ

1. Право на судебное поручение является исключительным способом собирания относящихся к делу доказательств и может применяться лишь в тех случаях, когда эти доказательства по каким-либо причинам не могут быть представлены в суд, рассматривающий дело.

2. В порядке комментируемой статьи может быть поручено лишь совершение определенных процессуальных действий, опрос сторон и третьих лиц, допрос свидетелей, осмотр и исследование письменных или вещественных доказательств.

3. Судья может дать поручение о производстве процессуальных действий по обеспечению доказательств в порядке ст. 66 ГПК РФ, если соответствующие процессуальные действия должны быть совершены в другом городе или районе.

4. В порядке судебного поручения не должны собираться письменные или вещественные доказательства, которые могут быть представлены сторонами или по их просьбе истребованы судом, рассматривающим дело.

5. Суд не вправе давать поручение об истребовании от истца данных, подтверждающих обоснованность исковых требований, а также иных сведений, которые должны быть указаны в исковом заявлении в соответствии со ст. 131 ГПК РФ.

6. Судебное поручение должно быть направлено в виде определения в точном соответствии с ч. 2 комментируемой статьи, вынесенного судьей единолично (при рассмотрении дела по существу такое определение выносит судья единолично или суд в коллегиальном составе, в зависимости от того, в каком порядке – единолично или коллегиально – рассматриваются дела). Направление судебных поручений в форме писем, запросов, отношений недопустимо.

7. В случае вынесения определения о судебном поручении судья вправе в соответствии со ст. 216 ГПК РФ приостановить производство по делу (определение о приостановлении выносится судьей в предварительном судебном заседании, о проведении которого составляется протокол (ч. 4 и 7 ст. 152 ГПК РФ)) .

См.: О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 9.

8. Исполнительные документы и судебные поручения, подлежащие исполнению судами г. Москвы и Московской области, не должны направляться в Министерство юстиции РФ.

9. Если неизвестны точное место нахождения или наименование суда, располагающегося на территории г. Москвы или Московской области, исполнительные документы и судебные поручения следует направлять для определения подсудности соответственно в управление юстиции г. Москвы по адресу: 103009, г. Москва, Вознесенский пер., д. 11, или управление юстиции администрации Московской области по адресу: 103012, г. Москва К-12, Новая площадь, д. 8/10 .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: О вопросах направления исполнительных документов и определений о судебных поручениях: письмо Министерства юстиции РФ от 11 ноября 1997 года N 06-07-09-97.

10. Месячный срок, установленный для выполнения судебного поручения, начинается на следующий день после поступления в суд копии определения о судебном поручении (ч. 3 ст. 107 ГПК РФ) .

См.: О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 года N 13 // Рос. газета. 2008. 2 июля.

11. Поручение другим судам произвести собирание необходимых доказательств при возможности получения их непосредственно судом влечет за собой нарушение сроков, препятствует своевременному разрешению споров, порождает волокиту, необоснованное отвлечение граждан от участия в общественном производстве, лишает стороны возможности осуществления их процессуальных прав.

12. См. также комментарии к ст. 63, 150, 415 ГПК РФ.

Поручение судебное: что это такое, описание и особенности

о палате

Процедура регистрации организации в Федеральной регистрационной службе Министерства юстиции РФ была завершена 26 мая 2010 года – основной государственный регистрационный номер 1107799017556.

нормативная база

  • Понятие, права и обязанности государственного эксперта
  • Права и обязанности руководителя ГСЭУ
  • Основание и порядок назначения экспертизы
  • Ответственность эксперта
  • Порядок производства экспертизы
  • Назначение повторной (дополнительной) экспертизы
  • Комиссионная экспертиза
  • Комплексная экспертиза
  • Заявление ходатайств лицами, участвующими в деле
  • Заключение эксперта
  • Вызов эксперта в суд
  • Отвод эксперта
  • Понятие доказательств
  • Допустимые (недопустимые) доказательства

книжная полка

Судебная экспертиза. Сборник документов

  • УПК РФ
  • ГПК РФ
  • АПК РФ
  • КоАП
Статья 74. Порядок выполнения судебного поручения
  1. Судебное поручение выполняется в судебном заседании арбитражного суда по правилам, установленным настоящим Кодексом. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к проведению заседания, если это не противоречит существу поручения.
  2. О выполнении судебного поручения выносится определение, которое со всеми материалами, собранными при выполнении судебного поручения, немедленно пересылается в арбитражный суд, направивший судебное поручение.
    При невозможности выполнения судебного поручения по причинам, не зависящим от суда, на это указывается в определении.
  3. Лица, участвующие в деле, свидетели, эксперты, давшие объяснения, показания или заключения арбитражному суду, выполнявшему судебное поручение, в случае своего участия в судебном заседании арбитражного суда, рассматривающего дело, дают объяснения, показания и заключения в общем порядке.
Статья 86. Заключение эксперта
  1. На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дает заключение в письменной форме и подписывает его.
  2. В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:
    1) время и место проведения судебной экспертизы;
    2) основания для проведения судебной экспертизы;
    3) сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение судебной экспертизы;
    4) записи о предупреждении эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
    5) вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
    6) объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы;
    7) содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
    8) оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование;
    9) иные сведения в соответствии с федеральным законом.
    Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.
    Если эксперт при проведении экспертизы установит обстоятельства, которые имеют значение для дела и по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
  3. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
    По ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе арбитражного суда эксперт может быть вызван в судебное заседание.
    Эксперт после оглашения его заключения вправе дать по нему необходимые пояснения, а также обязан ответить на дополнительные вопросы лиц, участвующих в деле, и суда. Ответы эксперта на дополнительные вопросы заносятся в протокол судебного заседания.
Статья 157. Последствия неявки в судебное заседание экспертов, свидетелей, переводчиков
  1. При неявке в судебное заседание экспертов, свидетелей, переводчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, арбитражный суд выносит определение об отложении судебного разбирательства, если стороны не заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
  2. В случае, если вызванные в судебное заседание эксперт, свидетель, переводчик не явились в суд по причинам, признанным судом неуважительными, суд может наложить на них судебный штраф в порядке и в размере, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.
  • О Партнерстве
  • Членство
  • Сертификация
  • Рецензирование
  • Мероприятия
  • Информация
  • Контакты
  • Главная
  • Карта сайта

Copyright © Национальная Палата
Судебной Экспертизы палата судебной экспертизы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: