Портовые обычаи: что это такое, описание и особенности

Свидетельствование обычаев, сложившихся в сфере предпринимательской деятельности, в том числе обычаев морских портов

Согласно статье 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. Обычай является источником гражданского права и упорядочивает отношения, которые оказались не урегулированными нормативными актами, исходящими от государства (законами, подзаконными актами). Кроме того, согласно пункту 1 статьи 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации, обычаи могут применяться в гражданско-правовых отношениях с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей.

ТПП РФ наделена полномочиями по свидетельствованию обычаев, сложившихся именно в сфере предпринимательской деятельности, включая обычаи морских портов. Эти полномочия закреплены в пункте 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и пункте 24 статьи 12 Устава ТПП РФ.

В 2001 году ТПП России был засвидетельствован обычай делового оборота в сфере вексельного обращения. В 2012 году Правила Инкотермс в редакции 2010 года были признаны обычаем делового оборота. В 2014 году ТПП РФ было выдано свидетельство на свод обычаев морского порта Анадырь. 24 июня 2022 года были засвидетельствованы в качестве обычая, сложившегося в сфере предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, «Правила Международной торговой палаты для использования национальных и международных торговых терминов «Инкотермс 2022».

Свидетельствование обычаев ТПП РФ осуществляет в соответствии с Положением о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обычаев, сложившихся в сфере предпринимательской деятельности в Российской Федерации (Приказ от 16.11.2018 г. № 100 «О свидетельствовании ТПП РФ обычаев, сложившихся в сфере предпринимательской деятельности»). Что касается свидетельствования обычаев морских портов, то оно осуществляется в соответствии с Положением о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обычаев морских портов в Российской Федерации (Постановление Правления ТПП РФ от 24.12.2009 г. № 67-7).

Обычаи морских портов – это не предусмотренные законодательством Российской Федерации правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в порту. Обычаи морских портов не должны противоречить действующему российскому законодательству, а также общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации. Они должны носить определенный и устойчивый характер.

На основании Закона РФ от 7 июля 1993 года № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Федерального закона от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обычаи морских портов в Российской Федерации свидетельствуются ТПП России.

Регламент

  • Стоимость услуги определяется в соответствии с действующими тарифами
  • Оплата в форме наличного и безналичного расчета
Свидетельствование обычая, сложившегося в сфере предпринимательской деятельности (в том числе обычаев морского порта), с выдачей Свидетельства

13 000 руб. 00 коп.*

  1. Первичное (общее) консультирование об условиях свидетельствования обычаев морских портов
  2. Рассмотрение оригинального текста обычаев морского порта с приложенным к нему комплектом документов, необходимых для свидетельствования обычаев. Для рассмотрения обычаев морских портов создана постоянно действующая рабочая группа для проведения экспертизы и согласования обычаев морских портов, представленных для свидетельствования. Состав Рабочей группы и план ее работы утверждается ТПП России.

В течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения полного комплекта документов ТПП России направляет всем участникам Рабочей группы копии поступившего заявления с приложенными к нему документами для подготовки предложений и замечаний. В течение 30 (тридцати) рабочих дней после получения полного комплекта документов участники Рабочей группы направляют в ТПП России свои предложения и замечания по обычаям морского порта. Не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней после получения от участников Рабочей группы замечаний и предложений ТПП России обобщает поступившие материалы, а также назначает дату и место проведения заседания Рабочей группы. На заседании Рабочей группы ее участниками обсуждаются поступившие замечания и предложения по обычаям морского порта, после чего принимается одно из следующих решений:

  • обычаи морского порта соответствуют требованиям, установленным действующим российским законодательством и Положением;
  • обычаи морского порта должны быть доработаны с учетом замечаний и предложений участников Рабочей группы. В этом случае ТПП России направляет данные замечания заявителю с предложением внести соответствующие изменения. При этом повторная подача заявления о свидетельствовании обычаев морского порта и вынесение по данному заявлению решения осуществляется в порядке, предусмотренном Положением;
  • обычаи морского порта не соответствуют требованиям, установленным действующим российским законодательством и Положением.

  • Выставление счета и подтверждение оплаты
  • В случае отсутствия замечаний и предложений, а также соответствия обычаев морского порта требованиям, установленным действующим российским законодательством и Положением, осуществляется свидетельствование обычаев морского порта путем выдачи свидетельства
  • Консультирование по вопросам свидетельствования обычаев морских портов и рассмотрение необходимых документов, наряду с ТПП России, осуществляется территориальными торгово-промышленными палатами, на территории деятельности которых находится соответствующий порт.

    • Предоставление неполного комплекта документов, необходимого для свидетельствования обычаев морского порта, предусмотренного Положением о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обычаев морских портов в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ТПП России №67-7 от 24 декабря 2009 года (Положение)
    • Обычаи морского порта не соответствуют требованиям, установленным действующим российским законодательством, противоречат действующему российскому законодательству, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.
  • В случае отказа в свидетельствовании обычаев морского порта ТПП России направляет Заявителю мотивированный ответ.
  • Читайте также:
    Процентные бумаги: что это такое, описание и особенности

    Обычаи — что это такое, их функции, виды и примеры обычаев

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человеческая психика стремится уменьшить инстинктивное чувство тревоги, связанное с желанием выжить.

    Для этого люди осознанно и бессознательно организуют вокруг себя понятную, предсказуемую реальность: вся наша жизнедеятельность выстроена на основе определенных правил и закономерностей.

    Это те самые традиции и обычаи, суть которых мы уясняем еще начиная с детских лет. Но что такое обычай? Какие их виды различают, как они возникли и зачем нужны? Сегодня мы как раз об этом и поговорим, и, конечно же, посмотрим примеры обычаев разных стран и народов.

    Обычай — это то, что все всегда делали

    Обычай представляет собой как раз один из способов контроля и регулирования бытия, представляющий собой исторически сложенные и закрепленные в массовом сознании поведенческие привычки. Они могут быть закреплены в социуме, отдельной группе или семье.

    Многократное повторение одного и того же действия (или деятельности) превращает его в автоматизм. Обычаи не рефлексируются, мы делаем что-либо «на автопилоте», потому что так надо, так все делают, так заведено и так далее. Мало кто задумывается над природой автоматического действия и задает себе вопрос «А почему я собственно делаю так, а не иначе?».

    Чтобы лучше понять, что такое обычай, выделим его основные характеристики:

    1. воспроизводится автоматически, так как заложен в общественном сознании (даже глубже, чем морально-нравственные правила);
    2. возникает спонтанно, складывается в результате многочисленных повторений;
    3. представляет собой конкретную модель отношений;
    4. обеспечивается через привычку и мнение общества;
    5. имеют широкую сферу воздействия – по местности или объектам.

    Часто обычаи являются формой других социальных правил: морально-нравственных норм, политических, гигиенических, правовых и т. п. Социальные нормы, становясь обычаем, теряют свой индивидуальный механизм. Например, оценочный характер морали нивелируется (что это значит?), ведь привычка – это бездумное действие, не требующее оценки.

    Виды обычаев

    Обычаи пронизывают все сферы человеческой жизнедеятельности. В связи с этим выделяют их разные типы:

    1. нравы – это обычаи, в основе которых лежит мораль;
    2. традиции – это сознательно созданные ценности и идеи, передаваемые из поколения в поколение;
    3. деловые обычаи – это стереотипы поведения, возникшие в результате государственной, хозяйственной и коммерческой деятельностях;
    4. правовые – подкрепленные на законодательном уровне. Право и обычаи тесно связаны: первое ликвидирует вредные по воздействию обычаи, последние, оказываясь сверхценными для общества, наделяются правовыми санкциями;
    5. обряды и ритуалы – сложные процедуры, имеющие место в семейной, бытовой и религиозной сферах.
    6. церемониал – торжественные и официальные обряды.

    Возникновение и исчезновение обычаев

    Изначально они формировались стихийно с целью выживания. Например, чтобы не умереть от голода дикие мужчины взяли за правило охотиться 2 раза в неделю, а женщины шили одежду из шкур добытых животных, чтобы не замерзнуть в холодное время года.

    Современный человек живет по другим законам: бытие стало более сытым и приятным. Нам не нужно выживать среди дикой природы.

    Поэтому наши обычаи направлены не на биологические потребности, а на повышение уровня жизни, ее качества, душевного комфорта.

    В погоне за этим самым комфортом многие из таких привычек перестали отвечать законам здравой логики и при разборе кажутся бессмысленными. Приметы, как форма обычая, иногда доходят в своей смысловой нагрузки до маразма (это как?).

    Как пример: поедание трамвайного билетика, скручивание дули при виде черной кошки или махание трусами в окно для привлечения хорошей погоды. Вернувшись домой за забытой вещью, люди смотрятся в зеркало. А пустая бутылка на столе? Смешно? А многие в это верят и практикуют, веря, что так жизнь станет лучше и счастливей.

    Возможно, когда-то всем этим глупостям было разумное объяснение, отвечающее уровню умственного развития людей, их придумавших. Но время течет, сознание меняется, цивилизация (что это?) развивается, прогресс бодро шагает и, по идее, такие обыкновения должны уходить из сознания людей. Но мы продолжаем их придерживаться, забыв для чего они и откуда.

    Первый признак того, что с обычаем стоит попрощаться – его бесполезность, потеря к нему общественного интереса. Так исчезли свидетели с процедуры регистрации брака, хотя когда-то они считались чуть ли не членами семьи. Почти ушли в небытие девчачьи рождественские гадания и другие привычные ритуалы.

    Зачем они нужны

    В каждой стране существуют свои национальные обычаи, отражающие сознание общественности. Зачем они нужны? Чтобы оставаться разными, сохранять свою культуру и историю. Русские люди отличны от других самобытностью, речью, менталитетом (что это такое?).

    Мы гордимся своими корнями, достижениями и подвигами предков. Заимствуя поведенческие привычки у других народов, мы перестанем быть теми, кем являемся: забудем свое прошлое, изменим мышление и станем частью чужого общества.

    В настоящий момент во всем мире происходит глобальная американизация. Еще каких-нибудь 20 лет назад русский человек не знал, что такое фаст-фуд и свитшот, а сегодня вместо знакомого «хорошо» мы говорим «ок».

    Большая часть потребляемых нами продуктов из разных сфер деятельности не являются нашими (пища, слова, технологии, искусство и т.д.). Никто не спорит, что обмен опытом сам по себе полезен. Главное, не переходить грань и понимать, где свое, а где чужое.

    Примеры обычаев разных народов

    Как писалось выше, стереотипное поведение становится автоматическим и не подвергается логическому анализу.

    В связи с этим многие из этих поведенческих актов потеряли историю своего возникновения.

    Читайте также:
    Полу анклав: что это такое, описание и особенности

    Приведем примеры обычаев, заодно вспомним, как они появились:

    1. В мужском обществе принято здороваться через рукопожатие. Если дело происходит в холодное время года, то перчатки полагается снимать. В наши дни такой жест считается проявлением уважения. Однако, изначально, руки оголялись, чтобы продемонстрировать другому отсутствие оружия и чистоту своих намерений. Это означало «я пришел с миром».
    2. Каждый год в конце зимы русский человек празднует Масленицу – народные гуляния, посвященные проводам зимы и встрече весны. Сжигание чучела символизирует прощание с холодным временем года. В старые времена влюбленные юноши и девушки прыгали через костер, сцепившись руками: если руки не распускались в процессе прыжка, то их ожидало счастливое будущее. Сейчас такой ритуал отменен в силу его небезопасности.
    3. А вот тайцы ежегодно в один из ноябрьских дней пускают по реке лодки с цветами и благовоньями, отдавая дань и проявляя уважение к духам воды.
    4. Есть замечательный обычай в Кении: первый месяц после свадьбы молодой муж выполняет всю женскую работу по дому. Делается это для того, чтобы он в дальнейшем понимал, что быть домохозяйкой отнюдь не так легко, как кажется, и никогда не упрекал супругу за то, что она не работает.
    5. На Кавказе до сих пор живет обычай кровной мести. На законодательном уровне такие действия запрещены, но слуги народа часто закрывают на это глаза и оправдывают мстящих под любым предлогом.
    6. На французских вокзалах запрещено целоваться, потому что когда-то пероны были очень узкие и обнимающиеся люди чинили препятствия окружающим. Сейчас и вокзалы уже расстроили, а обычай до сих пор существует и подкреплен законом (можно схлопотать штраф).
    7. Если в Греции вы соберетесь идти к кому-нибудь в дом, то знайте, что в нем ничего нельзя хвалить. По их обычаю хваленную вещь тут же должны подарить гостю. Представляете что получится, если начать расхваливать все вокруг? Поэтому хвалить чужое добро у греков считается неприличным.
    8. В норвежских школах учителя никогда не озвучивают оценки учеников перед всем классом: эта информация считается конфендициальной. Так сложилось из соображений сохранения чести и достоинства учащихся. Озвученная при всех двойка может унизить личность ребенка и подорвать его самооценку.
    9. В Южной Корее коренные жители привыкли есть очень острую пищу, от которой на глазах наворачиваются слезы. Если вы оказались в гостях и не заплакали во время трапезы, то хозяин дома может оскорбиться, сочтя, что его угощения недостаточно острые для вас.
    10. Турецкие мужчины перед сватовством должны накупить понравившейся девушке драгоценностей на сумму не менее 10 тысяч американских долларов. Тем самым жених демонстрирует свой материальный достаток и убеждает родителей будущей жены, что сможет содержать их дочь достойно.

    Традиция и обычай – что это и отличия

    В течение всей жизни люди ни один раз слышат такие слова, как традиции и обычаи. Что это такое объяснить могут не многие. Сложнее сказать, какими отличиями обладают рассматриваемые термины. Всем известно, что у каждого человека или семьи имеются действия, которые он совершает постоянно или по привычке. Не многие задумываются над тем, какой истинный смысл скрывается за этими бытовыми действиями. Для того чтобы лучше понять их, нужно провести сравнение.

    Определение понятий

    Отмечать праздники мы все привыкли с раннего детства. Яркие украшения, ожидание подарков, приготовления и сервировка стола – часть действий, которые осуществляются в любой семье постоянно. Ежедневно большинство людей желают друг другу доброго утра или спокойной ночи, уходя, присаживаются на несколько секунд на стул, а возвращаясь, смотрят в зеркало. Подобные правила поведения возникли благодаря именно традициям и обычаям, которые сформировались в той местности, где родился и вырос человек. Некоторые правила поведения являются признаками хорошего воспитания, но и они также возникли под влиянием культурных норм, принятых в обществе.

    Традицией называется комплекс ритуалов, особых действий, который включает в себя обряды, ежедневные повторяющиеся действия, правила поведения в обществе. Они передаются новым поколениям и сохраняются на протяжении длительного периода времени. Главной отличительной особенностью является универсальность использования, принятие всеми в обществе и социуме. Традиции также имеют привязку к местности, стране или определенной нации. Традиции, как культурный элемент, никому не принадлежат. Они могут соблюдаться или игнорироваться.

    Обычаи – это действие, поступки и явления, укоренившееся в общественном сознании. Они имеют особенность к частому повторению. К этой категории действий можно отнести правила, сформировавшиеся в определенной сфере деятельности. Ими являются: спорт, политика, повседневное общение. Подчиняется обычаям быт, экономика, право, религия, культурная сфера. В большинстве случаев все люди должны соблюдать их. Если последует отказ, то возникнет негативное следствие – общественное порицание. В некоторых случаях человека принудят выполнить принятый обычай.

    Можно рассматривать традиции и обычаи в качестве понятий в большинстве своем равнозначных. Если не вдаваться в подробности, то найти различия достаточно сложно, но они присутствуют. К основным особенностям относится тот факт, что традиция является более глубоким, устоявшимся обычаем, выполняемым на протяжении многих лет, поколениями. Традиции являются неотъемлемой и полноценной частью культуры. Они могут затрагивать различные сферы человеческой жизни. Обычаи являются также широко распространенными в обществе. Традиции присутствуют в профессиональной сфере, в семейных отношениях и в быту. На их появление оказывает влияние уклад и привычки. Объединяет обычаи и традиции то, что они находят одобрение и поддержку в массах. Связано это с тем, что в подобных действиях люди могут найти для себя способ отдохнуть от привычной жизни, погрузиться в мир таинственного, магического, непознанного. Многие традиции демонстрируют людям расположение и доброту к ним со стороны окружающих, другие призваны оберегать от опасностей. Важно помнить, что народные обычаи и привычки могут затормозить процесс развития в обществе, поэтому необходимо гармонично встраивать их в современность.

    Читайте также:
    Предпринимательский риск: что это такое, описание и особенности

    Глубокие традиции, уходящие своими корнями в века, свидетельствуют о культуре народа, его длительной жизни, насыщенной истории и развитии. Обычаи демонстрируют окружающим уважение к предкам, тому наследию, которое они сохранили и передали своим потомкам.

    Выводы

    На основе приведенных определений и сравнения по важным параметрам можно сделать вывод о том, что же такое традиции и обычаи. Если рассматривать глубину каждого из терминов, то обычаи будут восприниматься в качестве явления, более широкого и объемного, чем традиция. Обычаи могут быть народными, принятыми в определенной стране или на территории. Традиции же более узкие – семейные, личные, профессиональные. По уровню восприятия в обществе эти термины также различаются. Обычай является привычкой, повторяющийся на уровне автомата. Традиция же направленность и осознанная деятельности, более сложная и многогранная, чем обычай. Укоренение в сознании отсюда — также фактор, по которому можно искать различия. Обычаи могут забываться быстрее, некоторые являются временными.

    Традиции тесно связаны с поколениями, исторической памятью. Если обычаи сохраняются и передаются, как часть культурного наследия будущим поколениям, они становятся традициями. Соблюдение традиций в большей степени направлено на информирование народов, проживающих на определенной территории или в стране. Обычай является прежде всего способом активного действия, направленного на то, чтобы получить определенную практическую цель.

    5 главных отличий между обычаем и традицией

    различия между обычаями и традициями, хотя их трудно интуитивно понять невооруженным глазом, они очевидны и защищают совершенно другую концепцию.

    Это два термина, которые представляют собой идентичность социальной группы и могут охватывать различные области; из небольшой группы, такой как семья, племя, город, регион, страна или континент.

    Термины обычай и традиция использовались на протяжении всей истории, особенно людьми в неформальной обстановке, как взаимозаменяемо, так и по отдельности..

    Это затруднило или стало неточным классифицировать одну или несколько идей, особенностей и культуры с одним или другим термином, оба из которых тесно связаны с существующим временем и которые были применены.

    Один из способов определения обычая и традиции и, следовательно, их возможных различий, заключается в выявлении их этимологических корней..

    Таким образом, слово «обычай» происходит от латинского «потребительский», что означает «привычка – это наша вторая натура». Хотя традиция происходит от латинского глагола «tradere», что означает «передавать или доставлять».

    Таким образом, мы можем сказать, что обычаи – это привычки, которые могут возникнуть в младенчестве человека, хотя животные также имеют обычаи и относятся к поведению, которое совершается на регулярной основе, то есть не обязательно является сознательным действием..

    С другой стороны, в традициях будут рассматриваться все идеи, ритуалы, социокультурные проявления и т. Д. которые передаются в социальных группах любого размера в течение нескольких поколений, считая себя, наконец, частью идиосинкразии социально и культурно подобной группы.

    Различия между обычаем и традицией

    1- Время

    обычай: для того, чтобы действие или поведение классифицировалось как обычай, требуется определенное количество времени, которое может варьироваться в зависимости от частоты его исполнения или социального одобрения, которое оно имеет..

    Очень важным примером обычая является язык или языки, на которых говорят в группе, регионе, стране и т. Д..

    Для того, чтобы язык был принят и считался обычаем, потребовался бы ряд поколений, чтобы говорить на нем привычно, но, точнее, новому человеку требуется время, чтобы принять этот код в качестве основного средства выражения..

    По этой причине более эффективно классифицировать как обычные слова или выражения, обычно используемые человеком или группой людей, вместо того, чтобы использовать один и тот же язык, при этом существуют заметные различия между разными культурами, которые говорят на одном языке..

    традицияТрадиции требуют определенного количества времени, культурного принятия и принятия культуры по отношению к ним, чтобы считаться таковыми. То есть они зависят от большей диффузии, хотя и не обязательно от большего исполнения.

    В этом смысле некоторыми примерами традиции могут быть праздники или одежда, используемая в определенных профессиях или профессиях..

    Оба примера представляют собой часть идентичности социальной группы, и, хотя в случае с одеждой, это может быть изменено в зависимости от полезности, оба распространяются с течением времени.

    Таким образом, традиция не обязательно потребует больше времени, чем обычай, чтобы считаться таковым.

    Но поскольку большинство из них представляют собой серию идей, не обязательно связанных с повседневной жизнью, необходимо иметь доверие и их постоянное воплощение в течение определенного периода времени, чтобы они считались традициями..

    2- Среда передачи

    обычайдля шотландского философа Дэвида Юма обычаи связаны или сопоставимы с привычками, то есть с поведением, регулярно повторяемым с совестью или без его исполнения.

    Имея это в виду, обычай может быть приобретен через взаимодействие между людьми в обществе, но он также может быть создан человеком, который, повторяя указанное поведение, делает его общей частью своей идентичности.

    В лингвистической области слова, фразы, идиомы и региональные выражения, используемые в языковом или языковом разнообразии, обычно передаются из поколения в поколение, когда молодой человек, или новичок в определенной социальной или культурной группе, подвергается этим применениям языка, и что может окончательно завершить также с использованием и, наконец, передачи.

    Читайте также:
    Необходимость крайняя: что это такое, описание и особенности

    традициятрадицию можно рассматривать как средство передачи, так как она взята из латинского происхождения, «tradere», что означает передачу, что представляет собой одну из трудностей, когда речь идет о дифференциации обычая от традиции.

    Однако величайшим средством передачи традиций является устный. Религия в случае стран или регионов, где религия является преобладающей, как в случае католицизма в Латинской Америке, является хорошим примером традиции.

    Эта религия была распространена из колонии, пока она не считается верной религией для многих людей, из-за многолетней практики, которую она имеет.

    3- Средства проявления

    обычай: если принять во внимание точку зрения на привычку, такую ​​как привычка или поведение, постоянно применяемое на практике, это тесно связано с человеком, который ее выполняет.

    Это связано с тем, что на примере языковых вариаций, возникающих в определенных регионах и / или группах людей; это зависит от эмитента и устного или письменного языка (или языка жестов), который должен быть проявлен, что подразумевает действие, выполненное непосредственно из способностей человека.

    традиция: Традиции, выраженные в обычаях, могут проявляться через способности человека.

    Но это не единственное средство выражения традиций, потому что они связаны с интеллектом, идеями и убеждениями.

    Если мы возьмем праздник, например, в День святого Валентина, отмечается любовь, которая существует между двумя или более людьми, и ее проявление может варьироваться в зависимости от человека, от подарков, вечеринок или проявлений физической привязанности, среди других..

    4- Социальная группа

    обычай: обычай может быть приобретен или принят отдельным человеком или многочисленным населением в зависимости от его происхождения или общественного признания, так что он не обязательно зависит от количества людей, которые применяют его на практике.

    То есть обычай может рассматриваться как таковой, даже если он выполняется одним человеком.

    традицияКак и обычаи, традиции не обязательно зависят от больших социальных групп, которые должны рассматриваться как таковые..

    Как правило, они приводят к групповым проявлениям вследствие их унаследованного, переданного или принятого характера, что подразумевает принятие и в большинстве случаев осознание того, что они применяются на практике..

    5- Расположение

    обычайобычай, как правило, тесно связан с местом, где он возник или в котором он проявляется, но нет особых условий для его возникновения, потому что каждое пространство требует разных установок или поведения.

    традицияАналогичным образом, традиция также обычно связана с местом ее происхождения, хотя она неизвестна и может быть адаптирована как конкретный регион или социокультурная группа, не являясь местом ее зачатия..

    Статья 9. Морские порты. Портовые власти. 1. Под морским торговым портом в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.

    2. Под морским рыбным портом в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности – комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
    3. Под морским специализированным портом в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (леса, нефти и других).
    К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов.
    4. Под портовыми властями в настоящем Кодексе понимаются соответствующие администрации морских портов, осуществляющие административно – властные и другие возложенные на них Правительством Российской Федерации полномочия.
    5. Деятельность морских портов, указанных в пунктах 1 – 3 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Законом о морских портах Российской Федерации.
    Комментарий к статье 9
    § 1. КТМ не содержит подробных норм, регламентирующих деятельность морских портов. Согласно п. 5 комментируемой статьи она будет регулироваться специальным законом о морских портах Российской Федерации. Такой закон еще не принят, но правовой режим морских портов уже получил определенную регламентацию в Законе о внутренних морских водах.
    § 2. КТМ проводит деление морских портов на три категории: морской торговый порт, морской рыбный порт и морской специализированный порт. Такое же деление установлено Законом о внутренних морских водах. По сравнению с КТМ 1968 г. классификация портов претерпела одно изменение: рыбные порты выделены в отдельную категорию и уже не рассматриваются в качестве специализированных. Последствия такого изменения до принятия закона о морских портах недостаточно ясны, однако из сопоставления определений морских портов, содержащихся в п. п. 1 – 3 комментируемой статьи, можно прийти к следующему выводу: организации, находящиеся в морских торговых портах, осуществляющие операции с грузами, пассажирами и оказывающие другие услуги судам, используемым в целях торгового мореплавания, являются коммерческими организациями общего пользования и обязаны заключать договоры по оказанию услуг в отношении каждого, кто к ним обратится (публичный договор – ст. 426 ГК). Морские рыбные порты осуществляют обслуживание судов, выполняющих лишь часть деятельности, относящейся к торговому мореплаванию, т.е. судов рыбопромыслового флота. Выделение этих портов из категории специализированных связано со спецификой отрасли и наделением Госкомрыболовства определенными функциями в области государственного надзора за торговым мореплаванием. Однако такое обособление, на наш взгляд, не исключает отнесения морских рыбных портов к предприятиям общего пользования в области комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота и их обязанностей заключать договоры на такое обслуживание с любым гражданином или юридическим лицом, осуществляющим деятельность с использованием судов для промысла водных биологических ресурсов.
    Все сказанное относится и к морским специализированным портам с учетом того, что в них осуществляются лишь некоторые контрольные функции (см. комментарий к ст. 77).
    § 3. Согласно ст. 5 Закона о внутренних морских водах правовой режим морских торговых и рыбных портов, а также специализированных портов является единым для всех портов, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
    § 4. Морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства РФ. Перечень портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в “Извещениях мореплавателям”. В качестве общего правила установлено (ст. 6 Закона о внутренних морских водах), что иностранные суда (кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях) независимо от их назначения и форм собственности могут заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов. Это не означает, что такой заход может быть осуществлен без конкретной цели, связанной с торговым мореплаванием, за исключением вынужденного захода.
    Вынужденным считается заход, осуществленный в силу чрезвычайных обстоятельств (авария, стихийное бедствие, тяжелые ледовые условия, доставка спасенных людей, необходимость оказания срочной медицинской помощи и т.п.). Правом вынужденного захода в морские порты пользуются все иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда без какой бы то ни было дискриминации в соответствии с нормами международного права. Так, международное право признает право судна, терпящего бедствие, на заход в любой порт независимо от того, является ли он открытым для захода иностранных судов.
    § 5. Капитан иностранного судна (командир военного корабля) в случае вынужденного захода обязан немедленно сообщить об этом капитану морского порта. В этом сообщении указывается название судна (корабля), государство флага, причина вынужденного захода, потребность в помощи и ее характер и другие сведения. В частности, указывается наличие на борту ядерных или иных опасных или ядовитых по своей природе веществ или материалов (в вынужденном заходе может быть отказано, если эти вещества или материалы могут нанести ущерб Российской Федерации, ее населению, природным ресурсам и окружающей среде значительно больший ущерб, чем ущерб, угрожающий такому иностранному судну).
    § 6. Оценку причин вынужденного захода иностранного судна (корабля) осуществляет должностное лицо Федеральной пограничной службы самостоятельно или с привлечением специалистов морского порта. Это же лицо принимает решение об отказе в осуществлении права вынужденного захода.
    После прекращения обстоятельств, вызвавших вынужденный заход, иностранное судно (корабль) обязано покинуть морской порт после получения соответствующего разрешения.
    § 7. На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажа во время пребывания указанных судов в морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция прибрежного государства, в частности Российской Федерации. В то же время на судне продолжают действовать и законы государства флага. На этот потенциальный конфликт юрисдикций было обращено внимание много лет назад, и постепенно были выработаны принципы, которыми государства руководствуются в своей договорной практике. В настоящее время в двусторонние договоры или соглашения о морском торговом судоходстве Российской Федерации с рядом стран (Франция, Великобритания, Нидерланды, Греция, Италия, Бельгия, Испания, Португалия, Скандинавские страны и др.) включены положения об уголовной юрисдикции. В указанных соглашениях приводятся основания для вмешательства прибрежного государства. Наиболее полно эти основания получили отражение, например, в Соглашении с Нидерландами. Согласно п. 2 ст. 13 этого Соглашения если член экипажа судна одной из сторон совершит правонарушение на борту этого судна во время нахождения судна во внутренних водах другой стороны, власти этой другой стороны не преследуют его по закону без согласия компетентного дипломатического или консульского должностного лица, если, по мнению уполномоченных властей:
    1) последствия правонарушения не распространяются на территорию государства, в котором находится судно; или
    2) правонарушение не затрагивает общественный порядок в этом государстве или его безопасности; или
    3) правонарушение не совершено против какого-либо иного лица кроме члена экипажа этого судна; или
    4) преследование не является необходимым для борьбы против запрещенной торговли наркотиками; или
    5) правонарушение не является тяжким преступлением по законам этого государства.
    В соответствии со ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых минимальное наказание, предусмотренное Кодексом, превышает пять лет лишения свободы, а максимальное – не превышает десяти лет лишения свободы.
    Компетентные власти должны тщательно и всесторонне рассматривать каждое правонарушение, происшедшее на борту судна, прежде чем решить вопрос о применении юрисдикции, так как неоправданное вмешательство может причинить ущерб международному судоходству.
    § 8. Согласно сложившейся практике, закрепленной в международных договорах, прибрежное государство, как правило, не вмешивается в вопросы внутреннего распорядка судна, гражданские и трудовые споры моряков, возникающие в связи с их службой на судах. В соглашениях о морском судоходстве используются различные формулы, относящиеся к внутреннему распорядку судна. Например, согласно Соглашению с Норвегией о судоходстве от 18 марта 1974 г. (ст. 14) власти не вмешиваются в вопросы внутренней службы на судне, если на это нет просьбы консула или его согласия, и вообще не будут рассматривать спорные вопросы (или вмешиваться в их решение) между капитаном и членами экипажа судна относительно оплаты труда и трудового договора. Такие же положения содержатся в соглашениях с Италией, Финляндией, Грецией, Данией, Испанией. В Соглашении с Нидерландами указывается, что судебные власти принимают к производству иски, связанные с соглашением о работе в качестве члена экипажа на борту судна, только с согласия компетентного дипломатического или консульского лица страны флага судна. Подобная формулировка используется во многих соглашениях, в частности с Бельгией, Ираком, Португалией, африканскими странами. В Договоре с Великобританией установлено (ст. 16), что судебные власти не будут принимать к производству любое гражданское дело, возникающее из иска капитана или члена экипажа в отношении оплаты труда и трудового договора, без предварительного уведомления соответствующего консульского должностного лица и отклонят требование о возбуждении судопроизводства, если это лицо выдвигает возражение (см. также комментарий к ст. 416).
    § 9. Конституция РФ (ст. 62) устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
    Российские организации и граждане могут предъявлять к иностранным судовладельцам, чьи суда находятся в порту, иски, основанные на различных гражданско – правовых основаниях (например, иски по возмещению ущерба, причиненного столкновением, нанесением личного вреда, спасанием, ненадлежащим исполнением договорных обязательств и т.п.).
    Вопросы гражданской юрисдикции получили отражение как в двусторонних, так и в многосторонних договорах России, причем в последних договорах, как правило, решаются вопросы гражданской юрисдикции применительно к конкретным обязательствам.
    § 10. В области административной юрисдикции действует принцип полной компетенции государства флага. Во всех морских соглашениях Российской Федерации, в которых предусмотрены определенные изъятия из юрисдикции, специально оговаривается, что такие изъятия не затрагивают прав компетентных властей в том, что касается применения законодательства и правил, относящихся к доступу иностранцев, таможенному контролю, здравоохранению и другим мерам контроля, касающимся безопасности судов и портов, охраны человеческой жизни и сохранности грузов (см. комментарий к ст. 74 – 84). Разумное применение власти к иностранным судам и лицам, находящимся на них, соответствует принципам международного права. Согласно п. 4 ст. 6 Закона о внутренних морских водах иностранные суда при заходе в морские порты, во время пребывания в указанных портах и при выходе из них обязаны соблюдать пограничные, санитарные, таможенные, налоговые (фискальные), иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные и другие правила, правила въезда в морские порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан и лиц без гражданства, а также правила, установленные для морских портов.
    § 11. КТМ содержит узкое определение портовых властей. В отличие от встречающегося на практике понятия портовых властей, включающего все действующие на территории порта государственные власти, в КТМ под портовыми властями понимаются только соответствующие администрации морских портов, осуществляющие административно – властные и другие полномочия, возложенные на них Правительством РФ.
    Морские администрации портов (МАП) учреждены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 1993 г. N 1299. На МАП были возложены функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров по торговому мореплаванию, осуществлению надзора за технической эксплуатацией закрепленных за ними портовых сооружений и объектов, обеспечению их ремонта, развития и строительства. Ремонт, развитие и строительство портовых сооружений и объектов, а также содержание МАП производится за счет средств, получаемых от портовых сборов, сдаваемого в аренду государственного имущества и оказываемых услуг. В настоящее время в морских торговых портах взимается корабельный, маячный, канальный, причальный, якорный, экологический, лоцманский и навигационный сборы. Ставки сборов с судов в морских торговых портах Российской Федерации утверждены Минэкономики 4 августа 1995 г. и введены в действие с 1 сентября 1995 г.
    § 12. МАП действуют на основании уставов, утверждаемых Минтрансом. Обычно в уставе указываются зона ответственности, цели и предмет деятельности. Так, МАП разрабатывают и согласовывают в установленном порядке генеральные схемы, стратегические планы и технико – экономические обоснования развития, реконструкции, модернизации и технического перевооружения транспортно – технологических перегрузочных комплексов порта; осуществляет функции генерального заказчика по строительству, реконструкции, модернизации и т.п.; организует ведение технического и авторского надзора за строительством; организует и осуществляет работу по обеспечению конкурентоспособности порта и содействию развития в порту предпринимательской деятельности.
    § 13. МАП устанавливают порядок захода судов в порт и выхода из порта, создают условия для обеспечения безопасности плавания и стоянки судов в порту, на рейдах, осуществляют регулирование движения судов. В этих целях МАП издают обязательные постановления по портам, в которых указываются границы порта, акватории и территории, правила входа судов в порт и выхода из порта, правила стоянки в порту, правила пользования средствами связи, вопросы лоцманской проводки и т.д. Обязательные постановления издаются в соответствии с Инструкцией о порядке издания обязательных постановлений, утвержденной Приказом Минморфлота СССР от 7 июля 1978 г. N 152. Следует иметь в виду, что основным нормативным актом, определяющим общие для всех морских портов положения, являются Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденные Минтрансом и Госкомрыболовством в 1993 г. В этих правилах регламентированы: порядок входа и выхода; плавание судов в портовых водах; особые случаи плавания; правила стоянки; порядок охраны и движения по территории порта; противопожарный режим; порядок возведения строений, портовых устройств и сооружений и их эксплуатации.
    § 14. Морскую администрацию порта возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Минтрансом по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположена МАП.
    Функции по обеспечению мореплавания и порядка в порту осуществляет капитан морского порта (см. комментарий к ст. 74 – 84).
    § 15. В морских рыбных портах Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 487 (СЗ РФ. 1994. N 3. Ст. 238) были созданы государственные администрации морских рыбных портов, которые действуют на основании типового Положения о них, утвержденного совместным распоряжением Госкомрыболовства и Госкомимущества от 9 июня 1994 г. N 15ц/1451-р. Основными задачами администрации являются обеспечение порядка в порту, осуществление контроля за безопасностью мореплавания, включая надзор в пределах установленной компетенции за соблюдением законодательства и международных договоров в отношении судов рыбопромыслового флота, за технической эксплуатацией закрепленных за ними портовых сооружений и объектов, обеспечение ремонта, развития и строительства этих сооружений и объектов, а также организация эффективного использования закрепленного за ними другого государственного имущества.
    Функции администрации в основном соответствуют функциям МАП Минтранса. Администрация утверждает постановления в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов 1993 г., обязательные для всех судов, судовладельцев и других организаций, пользующихся услугами порта. Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту осуществляет капитан морского рыбного порта (см. комментарий к ст. 74 – 84). В морских рыбных портах взимаются судовые портовые сборы и сборы за оказываемые услуги. К судовым портовым сборам относятся: корабельный, причальный, якорный, лоцманский и за пользование СУДС, маячный и швартовый, канальный сбор. Положение о портовых сборах, сборах за услуги в морских рыбных портах РФ утверждено Приказом Госкомрыболовства от 12 октября 1995 г. N 161 с доп., внесенными Приказом Минсельхозпрода от 25 декабря 1997 г. N 79.

    Читайте также:
    Плательщик сборов: что это такое, описание и особенности

    Организация портовой власти: мировой опыт

    Возможно, для внедрения в России более всего подходит опыт организации портовых властей во Франции. К такому выводу пришел, проанализировав модели управления портовым хозяйством в различных странах мира, помощник капитана порта Санкт- Петербург Александр Назаров.

    Развитие и становление моделей портовых властей

    Представляется интересным обозначить возможные пути применения на практике системы управления портами.

    Кому бы ни были подчинены портовые власти (федеральным структурам в качестве государственных учреждений, обладающих административно-властными и иными полномочиями, или местным властям), им приходится находить баланс между интересами как федеральных, так и местных властей. По этой причине структура управления портом в значительной степени зависит от политических и культурных традиций страны. Но в целом, согласно исследованиям независимого эксперта Ж. Гродидье де Матона в его работе “Droit, Economie et Finances Portuaires (Law, Economics and Port Finance) – basic treatise – 1995” (Закон, экономика и портовые финансы), в истории мирового портового хозяйства можно выделить три основные формы управления:

    – форма, закрепленная на основах римского права, имеющая сильную позицию во Франции, других странах с латинскими традициями и франкоговорящих странах Африки;

    – англо-саксонская форма, закрепленная в Великобритании и других странах Британского содружества;

    – американская форма, сильно отличающаяся от двух предыдущих.

    При этом в течение XIX века и в первой половине XX века формы управления портами в этих странах эволюционировали в направлении, которое привело их к весьма сходным по структуре моделям, существующим на данном этапе.

    Так, во Франции традиции сохранения сильной централизованной власти привели к возникновению автономных портов – государственных учреждений, счета, инвестиции и решения которых тщательно контролируются государственной властью. Порты (портовые власти) владеют перегрузочным оборудованием, так как в ходе дискуссий было признано, что Коммерческая палата не в состоянии обеспечить равнодоступность услуг и добросовестную конкуренцию в портах в целях наилучшего обеспечения развития порта в целом.

    В Великобритании в связи с тем, что после либерализации портовых перегрузочных средств в течение XVIII века и части XIX века в частном секторе появилась сверхприбыль, в то время как муниципалитеты не могли обеспечить инвестиции в развитие портов, возникла система трастовых портов (trust ports), являющихся государственными индустриально-коммерческими учреждениями. Слово “trust” в названии предполагало учет публичных интересов в развитии портов. При такой системе портовые власти вынуждены находить баланс между прибылью и расходами и действовать в большей степени на удовлетворение публичных, а не частных интересов. Именно в этих целях в 1857 году и было основано первое из таких учреждений Mersey Docks and Harbour Board.

    Читайте также:
    Оговорка инфляционная: что это такое, описание и особенности

    В США в большинстве штатов (за исключением, например, Луизианы) исторически доминировало мнение, что частные интересы не в состоянии обеспечить публичные, а следовательно, частные операторы не должны самостоятельно определять будущее порта. В соответствии с этим в 1910 году были созданы публичные (государственные) портовые учреждения, которые заменили и муниципальные и частные. Однако до конца эта идея реализована так не была.

    В некоторых европейских странах, как еще одна разновидность форм управления портами, нашли отражение ганзейские традиции Северной Европы. Это характерно для таких портов, как Антверпен, Роттердам, Гамбург. Поскольку торговля для свободных ганзейских городов являлась основным источником средств на собственное содержание, в них сложилась муниципальная система управления портами, которая наилучшим образом отражает общее предназначение целей порта и города и объединяет порт с городом. Интересно, что сегодня портовые власти в этих городах стремятся дистанцироваться от муниципальных, считая, что, руководствуясь исключительно муниципальными интересами, порт вынужден действовать в ущерб собственному развитию. Так, в Роттердаме была сделана попытка подчинить порт интересам всего региона, а в Антверпене создание автономного муниципального портового учреждения позволяет продвигать интересы только порта, без учета общих интересов города. Это сделано с целью вложения полученной прибыли именно в порт, а не в развитие города в целом, так как в настоящее время, в условиях все усиливающейся конкуренции, особенно на международном контейнерном рынке, для развития любого порта требуются значительные инвестиции, особенно на строительство и развитие контейнерных терминалов.

    Во всех приведенных примерах прослеживается один вектор движения портовых властей – к автономии от муниципалитетов и государственных властей, какой бы ни была их организация, и в то же время к большему учету государственных интересов в тех странах, где портовые власти и порты были частными образованиями. При этом возникает вопрос: а кто же будет платить за развитие порта? Для развития объектов инфраструктуры, прибыль на вложения в которые очень сложно получить в среднесрочной перспективе, требуется значительное участие публичного финансирования. Государство, обозначив свои политические интересы, должно решить, что важнее, и выбрать из конкурирующих портов своей страны объект для вложений капитала. Но этот регулирующий рычаг со стороны государства ослабевает вследствие стремления к уменьшению государственной задолженности. Во Франции в 1982 году это привело к еще большему усилению автономии портов. В настоящее время просматривается тенденция к повышению доли финансирования объектов инфраструктуры непосредственно пользователем – портовыми властями.

    Читайте также:
    Рабочее место: что это такое, описание и особенности

    Даже при условии, что местное законодательство разрешает приватизацию, как показывает практика, приватизируются маленькие убыточные порты. Так, США согласились с тем, что компания BENICIA PLC Group создаст частный порт на базе старого военно-морского ремонтного завода. Таким образом, случаи приватизации портов (портовых властей) до сих пор в мировом масштабе считаются нераспространенными.

    Полугосударственная компания является государственной акционерной компанией, которая осуществляет свою деятельность согласно законодательству, регулирующему вопросы частного предпринимательства. Обычно такие компании служат вспомогательным целям, но известны случаи, когда целый порт управлялся подобными компаниями. Например, Сирия для управления портом Латакия учредила компанию, в которой капитал, принадлежащий государству, составляет одну треть, и двумя третями капитала владеет частный сектор. Случаи более успешного управления при более тщательно продуманном законодательстве, построенном на подобной основе, можно найти в портах Новой Зеландии и в порту Генуя. В действительности создание полугосударственных компаний в портах имеет целью освобождение портовых властей от оказания части услуг для концентрации усилий на развитии порта в целом.

    Выбор между государственной коммерческой компанией и государственной администрацией на первый взгляд неразличим, но одна из них работает по коммерческим законам, относящимся к коммерческим акционерным компаниям, и ее доход частично используется для извлечения коммерческой прибыли. В случае если государство владеет 100% акций, разница действительно не столь ощутима.

    Государственная администрация подпадает под действие публичного законодательства и обладает административно-властными полномочиями. Ее автономия находится под строгим контролем центральных (или муниципальных) государственных органов. Главное правило при такой форме управления – государство осуществляет долгосрочные инвестиции в инфраструктуру. Учитывая тенденцию к сокращению государственных расходов, вполне реально ожидать перехода от государственных администраций к государственным коммерческим компаниям. Другим критическим моментом при данной форме управления является то, что, не обладая никаким собственным капиталом (будучи собственностью государства), портовые власти стремятся к продвижению своих индивидуальных интересов (отсутствует финансовая заинтересованность в конечном результате).

    Муниципальная форма власти в порту уже была описана выше, как и существующая тенденция к ее преобразованию в самостоятельную организацию. В настоящее время в Гамбурге, например, существует классическая модель муниципального управления портом, но уже ведутся разговоры о предстоящей реорганизации.

    Читайте также:
    Недостоверная реклама: что это такое, описание и особенности

    Государственные публичные конторы внедрены в некоторых странах с целью обеспечения распределения инвестиций в портовые структуры на национальном уровне. В течении 50-х и 60-х гг. прошлого века Всемирный банк поощрял создание управления по данной схеме (в Израиле, Йемене, Тунисе, Бразилии, Перу). В результате оказалось, что успешно развивать свои порты смог только Тунис. В Латинской Америке в Бразилии, Колумбии и Чили данные образования были заменены местными портовыми компаниями. В Канаде Национальный портовый совет, созданный в 1936 г., был в 1982 г. заменен на более децентрализованную модель: большие порты были признаны автономными компаниями, находящимися под контролем Канадского общества портов (Canadian society of ports), в то время как подавляющее число портов остается под управлением местных комиссий.

    Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно в подавляющем большинстве случаев отметить стремление государств к установлению сравнительно общей (за исключением некоторых деталей) формы управления портами. Эта форма предполагает публичную власть (наделенную административно-властными функциями и хозяйственными функциями по развитию порта) с определенными элементами коммерческой компании (предоставление государственных услуг в зоне публичной ответственности).

    В подавляющем большинстве случаев служба капитана порта, основной обязанностью которой является управление движением судов на акватории порта, входит в структуру такой компании, при этом законодательно оговариваются как особый статус капитана порта в плане обеспечения безопасности мореплавания (его прямая подчиненность по данным вопросам не главе властей, а напрямую центральным органам), так и равнодоступности всех пользователей порта (управление СУДС, в некоторых странах выделение государственных причалов), наряду с его действиями в чрезвычайных ситуациях (публичная функция).

    При этом снижение бюджетного бремени (обеспечение администрирования в области безопасности мореплавания и контроль за соблюдением законодательства и международных договоров) достигается за счет средств, собираемых морской администрацией (портовых сборов), а коммерческий статус компании дает администрации определенную свободу маневра в установлении должностных окладов, что представляет собой существенное преимущество при найме на работу морских специалистов.

    Как уже было отмечено раньше, во Франции очень сильны традиции централизации, поэтому опыт именно этой страны, возможно, является одним из наиболее подходящих для внедрения в России. Законом 1965 г. портовые власти во Франции определены как государственное учреждение без разделения административно-властных (надзор за акваторией, политика в области судоходства в портовых водах, полицейские функции) и хозяйственных функций (развитие порта на коммерческой основе). Советы директоров портов включают с свой состав представителей государства, местных властей, структур, работающих в порту, коммерческой палаты и независимых экспертов. Надзор за деятельностью совета при этом осуществляется представителем правительства, техническим экспертом и государственным контролером. Британским законодательством установлен примерно такой же баланс между частными и публичными интересами в управлении портами.

    Читайте также:
    Предметная подсудность: что это такое, описание и особенности

    Теперь постараемся отвлеченно взглянуть на задачи любой администрации порта.

    Главной задачей, несомненно, является стимуляция финансовых потоков, как внутрипортовых, так и внешнепортовых. Эти финансовые потоки обеспечивают реальную конкуренцию: внутрипортовые – между участниками портовой деятельности, внешнепортовые – между портами. Мы живем в мире рыночной экономики, где конкуренция играет все более определяющую роль. Поэтому стимулирование данных потоков обеспечивает двоякую зависимость и одновременно возможность порта для роста. Создав ФГУП “Росморпорт”, страна подавила внешнепортовую конкуренцию внутри страны (все портовые организации являются филиалами одного центра), и теперь данная структура подавляет конкуренцию внутрипортовую (целиком захватывая весь рынок портовых услуг). Такой путь неизбежно ведет к монополизации и, как следствие, к стагнации. Достигнута единственная задача – концентрация капитала, получаемого от портовых сборов со всей России. Такая концентрация капитала может иметь положительный эффект только в краткосрочной перспективе (для латания “дыр”). К сожалению ни в среднесрочной, ни, тем более, в долгосрочной перспективе такая стратегия положительных результатов не принесет.

    Тариф, устанавливаемый портовой властью на оказание государственных услуг, является инструментом управления портом в целом. Необходимо разобраться, хотим мы того, или нет, в нашей стране, чтобы эти сборы носили налоговый характер. Налоги в целом характеризуются отсутствием взаимосвязи между устанавливаемой ценой и уровнем качества предлагаемой услуги. Одной из основных характеристик налоговой природы устанавливаемых тарифов является абсолютная прерогатива центральной власти как по распределению структуры взимаемых сборов, так и по их уровню (при налоговом характере данные решения принимаются исключительно Министерством финансов).

    Так почему же должен превалировать принцип возмещения затрат по качеству предлагаемой услуги? Во многих портах вместо того, чтобы заставить пользователя оплачивать предоставление средств портовой инфраструктуры и “надстройки”, это бремя вынуждены нести налогоплательщики, что ведет к внедрению системы грантов, субсидий, технической помощи или специальных программ по оказанию помощи портам. В современной экономике такой подход является неприемлемым: он ослабляет или напрочь подрывает легитимную мощь портовых властей – властей, которые должны управлять портом в динамически изменяющейся обстановке и довольно жесткими рыночными методами, государственная помощь ослабляет степень коммерческой и финансовой ответственности портовой власти и перерастает в планирование ими запросов по государственным инвестициям.

    Как бы ни дифференцировались портовые сборы в различных государствах, превалирует разбивка на две основные группы: сборы с судов и сборы с грузов. В то же время, портовые власти не должны забывать, что портовые сборы не являются единственным источником их дохода. Например, в порту Гавр портовые сборы составляют 55% от общей суммы доходов портовых властей. Портовые сборы собираются только с судовладельцев (судоходных компаний и операторов линий), в то же время, существуют также сборы на перерабатываемые грузы (плательщики которых – грузополучатели или отправители, не путать с оплатой таможенных пошлин) и арендная плата операторов терминалов.

    Необходимо учитывать тот факт, что при установке тарифов на перевалку грузов в порту портовые власти должны предоставлять следующие услуги: оплата предоставления портовых средств, доступ к берегу (имеется в виду факт использования судном причальной линии), портовая “надстройка” (помещения, перегрузочное оборудование), бесплатное складирование, пожарная охрана, охрана органами правопорядка (полиция). В России данные функции, несомненно, относящиеся к сфере публичных интересов, частично переданы частным компаниям, но в целом, до разделения морских администраций и образования ФГУП “Росморпорт”, схема управления нашими портами довольно успешно вписывалась в рамки структуры Landlord port по классификации Всемирного банка. Для успешного функционирования этой структуре недоставало только статуса государственной коммерческой компании, который бы способствовал внедрению эффективных схем управления, основанных на заинтересованности портовых властей в конечном финансовом результате.

    В заключение необходимо добавить, что, все игроки на данном рынке заинтересованы в существовании одного эффективного и сильного государственного образования, осуществляющего свою деятельность по законам рынка, обеспечивающего равнодоступность всех участников и проводящего государственную политику – администрации порта, призванного решать задачи развития порта и создавать равные условия для ведения любого законного бизнеса на территории и акватории порта.

    Статья 9. Морские порты. Портовые власти

    (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ)

    1. Под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.

    Читайте также:
    Промышленный шпионаж: что это такое, описание и особенности

    2. Под портовыми властями понимаются соответствующие администрации морских портов, осуществляющие административно-властные и другие возложенные на них федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.

    3. Деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с федеральным законом.

    Комментарий 1

    Комментарий 2

    В отличие от прежней редакции статья не проводит деление морских портов на три категории: морской торговый порт, морской рыбный порт и морской специализированный порт. Такое деление было обусловлено положениями Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”.

    Администрации морских портов были учреждены Советом Министров – Правительством Российской Федерации с одновременным закреплением в установленном порядке за администрациями морских портов портового имущества, не подлежащего приватизации.

    При этом на администрации морских портов были возложены функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в портах, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров Российской Федерации по торговому мореплаванию, осуществлению надзора за технической эксплуатацией закрепленных за ними портовых сооружений и объектов, обеспечению их ремонта, развития и строительства. На Министерство транспорта Российской Федерации было возложено общее руководство деятельностью администраций морских портов и назначение их руководителей, а также определение порядка взимания и использования портовых сборов администрациями морских портов.

    В целях совершенствования системы государственного управления и эффективного использования федерального имущества в морских торговых и специализированных портах, обеспечения экономических интересов государства в области торгового мореплавания в 2002 году Правительство Российской Федерации установило, что административно-властные полномочия в сфере государственного управления морскими торговыми и специализированными портами, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют администрации морских портов, являющиеся федеральными государственными учреждениями. За администрациями морских портов закреплялось на праве оперативного управления федеральное имущество, необходимое для выполнения возложенных на них функций портовых властей.

    Тогда же по предложению Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации было принято решение о создании федерального государственного унитарного предприятия “Росморпорт” с закреплением за ним на праве хозяйственного ведения федерального имущества морских портов, не закрепленного за администрациями морских портов.

    В пункте 5 комментируемой статьи сделана весьма важная ссылка на то, что деятельность морских портов осуществляется в соответствии с Законом о морских портах Российской Федерации, который был принят ГД ФС РФ 16.10.2007 (Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ “О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

    В соответствии с указанным Федеральным законом административно-властные и иные полномочия в морских портах осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями. Администрации морских портов являются федеральными государственными учреждениями. При этом капитан морского порта возглавляет администрацию морского порта и является должностным лицом, осуществляющим установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функции по регистрации судов и выдаче соответствующих судовых документов, регистрации права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судов или строящихся судов и иных прав на них, выдаче соответствующих документов, обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту.

    Особенности осуществления административно-властных и иных полномочий в морском порту при наличии в нем морского терминала, предназначенного для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Администрация морского порта осуществляет следующие функции:

    1) обеспечивает безопасность плавания судов в акватории морского порта, на подходах к нему, а также стоянки судов в морском порту;

    2) обеспечивает порядок в морском порту;

    3) принимает меры по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в границах морского порта;

    4) взаимодействует с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления государственного портового, таможенного, пограничного, иммиграционного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного, экологического и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля и надзора в морских портах;

    5) руководит мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения;

    6) предпринимает меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участвует в организации работ по ликвидации таких ситуаций;

    7) организует спасание людей, судов в границах акватории морского порта, ликвидацию пожаров на судах, находящихся в морском порту;

    8) выдает разрешения на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;

    9) проводит мероприятия по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту;

    10) осуществляет в пределах своих полномочий контроль за безопасностью портовых гидротехнических сооружений;

    11) выполняет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В целях осуществления вышеуказанных функций, администрация морского порта издает акты ненормативного характера, подлежащие исполнению капитанами судов и лицами, которые находятся и (или) осуществляют деятельность в морском порту и которым указанные акты адресованы.

    Акты администрации морского порта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: