Посольское право: что это такое, описание и особенности

Создание Посольского приказа, его особенности и структура

Введение

«Дипломатия – искусство представительства и отношений между государствами. Слово это употребляется также для обозначения общего понятия о дипломатических агентах и вообще о представительстве того или другого государства. Прежде всего, это совокупность методов и способов осуществления внешней политики государств»- Большой энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. СПб.1890-1907. В более узком смысле умение добиваться своих внешнеполитических целей путем ведения межгосударственных переговоров. Таким образом, дипломатия – это целое искусство, и искусство, нужно сказать, очень сложное. Например, в средние века неопытный дипломат мог свести на нет все результаты многолетней и победоносной войны, а опытный в случае поражения свести к минимуму территориальные потери или вообще избежать их, поправить пошатнувшееся положение государства, заключить мир на приемлемых условиях и т.д. Зачатки дипломатии появились еще в родовом обществе. С тех пор она прошла огромный путь, постоянно совершенствуя свои методы и приемы, выходя на более продвинутый уровень. И то государство, которое умело использовало свои дипломатические возможности, несомненно, всегда добивалось успеха на внешнеполитической арене.

Создание Посольского приказа, его особенности и структура

Становление первых дипломатических учреждений и профессиональной дипломатической службы в России происходило в период становления централизованного государства. Исторические рамки этого процесса охватывают XV-XVII вв. и совпадают с общеевропейскими. В истории России начало этого периода это век свержения монголо-татарского ига, время правления потомков Дмитрия Донского московских князей Василия I (1389-1425), Василия II Темного (1425-1462), Ивана III (1462-1505). Именно во время правления Ивана III завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы.

В ХVI-XVII вв. Московское государство стремительно осваивало новые территории Сибири, Поволжья, Дикого поля (на реках Днепр, Дон, Средней и Нижней Волге, Яике). Активно развивались международные контакты.

В XVI веке Иван IV поставил перед собой две внешнеполитические задачи, реализации которых добивался весьма настойчиво: первая задача была связана с внешней политикой России на западе. На Балтике молодое русское государство в тот момент не имело выхода к морю, что существенно затрудняло экономические связи страны с Западной Европой. Вторая внешнеполитическая задача стояла перед Иваном IV на Востоке. Распавшаяся Золотая Орда оставила после себя осколки, которые мешали продвижению России в Сибирь. Объединив их вокруг крепнущего Московского государства, царь мог не только расширить территорию государства, но и получить доступ к богатым рынкам восточных стран. Решение всех этих задач требовало создания эффективного аппарата государственного управления, в том числе и по международным делам. Во внешнеполитической сфере важным элементом этого формирующегося механизма государственного управления стал Посольский приказ.

Традиционно внешней политикой в земле Русской занимался непосредственно Великий князь вместе с ближними боярами. Наиболее сложные вопросы выносились на рассмотрение всей Боярской думой. Сформированием централизованного государства Москва сталкивалась со все более сложными задачами, для решения которых требовалось учреждение особого органа для руководства дипломатическими сношениями. Ко второй половине XVI в., когда сформировались Стрелецкий, Пушкарский, Каменных дел, Аптекарский приказы, был создан и Посольский. Он начал действовать как государственное учреждение с 1549 г., с того момента, как было “приказано посольское дело Ивану Висковатому”, под началом которого работали 15—17 подьячих и несколько переводчиков. В XVII веке рост международного значения Русского государствавызвал существенное расширение функций Посольского приказа и его штатов (в 1689 году он включал уже 53 подьячих, 22 переводчика и 17 толмачей). Структурно он делился по территориально-государственному признаку на повытья. (5 повытий, 3 европейских и 2 азиатских).

На Посольский приказ было возложено общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатия: отправка русских посольств за границу, приём и отпуск иностранных посольств, подготовка наказов русским послам и переписка с ними, подготовка соглашений, ведение переговоров. Посольский приказ ведал иностранными купцами во время их пребывания в России и вообще всеми приезжими иноземцами, кроме военных. Кроме того, он занимался выкупом и обменом русских пленных, управлял вновь присоединяемыми территориями (Сибирь, Смоленская земля и др.), ведал служилыми татарами-помещиками центральных уездов. В Посольском приказе хранились государственные печати (которые прикладывались к дипломатическим и внутриполитическим актам), а также государственный архив, включавший важнейшую внешнеполитическую и внутриполитическую документацию.

Посольский приказ возглавляли думные дьяки. Помощниками думных дьяков были подьячие, которые делились на старших, средних и молодых. Средние и молодые подьячие вели делопроизводство и переписку Посольского приказа. Посольский приказ делился на отделы –повытья. Их число менялось в зависимости от времени. Во главе каждого такого отдела стоял старший подьячий.
Существовала четкая градация дипломатических представителей: «великие послы», «легкие послы», «посланники», «посланные», «посланцы», «гонцы». Как правило, послы избирались из бояр. Ранг отправляемого посла определялся важностью предстоящей ему миссии. Кроме того, в штат Посольского приказа входили вспомогательные работники, переводчики и толмачи, которых часто набирали из иностранцев. В XVII веке в ведомстве делали переводы с латыни, польского, итальянского, татарского, греческого, шведского, голландского, турецкого, персидского и других языков. Также в России складывалась система подготовки дипломатических кадров. Нередко детей бояр посылали за границу, чтобы они овладели иностранными языками и навыками, необходимыми для службы в сфере внешней политики.

В конце XV – начале XVI в. к дипломатической службе имели непосредственное отношение Боярская дума, Казна и Дворец. В круг обязанностей Посольского приказа входили в то время не только дипломатические сношения, но и другие дела, связанные с иностранцами, а именно: дела проживавших в России иноземных купцов и ремесленников; поселенных в России татар; московских слобод, заселенных иностранцами, и дворов для приема послов; дела, связанные с выкупом пленных. Кроме того, Посольскому приказу давались отдельные поручения.
Первый начальник Посольского приказа И. М. Висковатый именовался подьячим, затем дьяком, а его преемники ввиду важности занимаемого поста уже думными дьяками. “А лучится писати о чем грамоты во окрестные государства, и те грамоты прикажут готовить посольскому думному дьяку, а думный дьяк приказывает подьячему, а сам не готовит, только чернит и прибавливает что надобно и не надобно. А как изготовят и тех грамот слушают наперед бояре, и потом они же, бояре, слушают вдругоряд с царем все вместе”. Думный посольский дьяк, который, по словам современника, “хотя породою бывает меньше, но по приказу и по делам выше всех”, пользовался широкими полномочиями, присутствовал при “сидении” государя с боярами для доклада по своему ведомству, в случае несогласия с решением вопроса высказывал свое мнение. Думные посольские дьяки были яркими личностями, принадлежавшими к наиболее образованной части русского общества. Среди них уже упоминавшийся И. М. Висковатый, А. Я. Щелкалов, А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев, В. В. Голицын, Е. И. Украинцев. У думных дьяков были помощники (товарищи), или вторые дьяки. Некоторые из них со временем становились начальниками приказа, например, В. Я. Щелкалов, А. И. Власьев, Иванов Ерофей (Алмаз), Е. И. Украинцев. Помощниками думных и вторых дьяков были подьячие, которые составляли основной штат Посольского приказа. Как правило, из подьячих Посольского приказа, имевших опыт работы на дипломатическом поприще, и назначались посольские дьяки.

Читайте также:
Платежное средство: что это такое, описание и особенности

В XVII в. аппарат Посольского приказа значительно вырос в связи с тем, что в его подчинение вошли другие приказы, в том числе четвертные территориальные, или четверти (Новгородская, Галицкая, Владимирская, Устюжская), где собирались с подведомственных им территорий доходы. Посольский приказ стад заведовать почтой, делами донских казаков, судом, сбором таможенных и кабацких доходов, назначением воевод и приказных людей и др. Кроме того, в его обязанности входило управление, несколькими городами – Касимовым, Елатьмой, Романовым. Увеличение штата Посольского приказа сопровождалось изменением его структуры. Появились повытья- отделы. Три из них ведали сношениями с Западной Европой, два – с Азией. Во главе повытий стояли старые (старшие) подьячие. Были еще средние, молодые, которые вели делопроизводство и переписку. В начале 70-х годов XVII в. подьячие Посольского приказа получали следующее жалованье: 474 руб. окладного, 476 юфтей хлеба, 99,5 пуда соли, 117 руб. “в приказ”, 256,5 руб. праздничных. В переводе на деньги это составляло 925 руб. (в среднем на одного человека 40 руб.), что в 3 – 5 раз превышало жалованье подьячих другихприказов.
Штаты приказа выросли прежде всего за счет увеличения числа вторых дьяков. В первой половине XVII в. был один второй дьяк, в 1666 г. их стало три, в 1668 г. – четыре, в 1685 г. – пять. Намного больше стало толмачей – тех, кто занимался устными переводами, и переводчиков, которым поручалось письменное делопроизводство на иностранных языках. В конце XVII в. насчитывалось около 15 переводчиков и 40 – 50 толмачей, знавших латинский, польский, татарский, грузинский, немецкий, шведский, голландский, греческий, фарсовский (персидский), арабский, турецкий, волосский (румынский) и английский языки. В переводчики поступали находившиеся на русской службе иностранцы, бывшие в плену русские, нередко для изучения иностранных языков людей посылали специально за границу. В составе приказа появились золотописцы, сторожа, приставы. Золотописцы расписывали золотом и красками грамоты. В конце XVII в. в Посольском приказе служили пять золотописцев, которым вменялось в обязанность писать каймы и начальные слова. Приставы, которых в это время числилось шесть – девять человек, назначались для разбора судебных дел, производимых в приказе.

Все служащие Посольского приказа приводились к присяге. Текст присяги (крестоприводные записи) менялся в зависимости от конкретной внешней и внутриполитической ситуации, а также содержал специальные дополнения (приписи) для различных должностей. Например, думным чинам предписывалось сохранять секретность заседаний Боярской думы (“и мне тех речей и его думы не проносить никому”), подьячие обязаны “всякие дела делати вправду и тайных всяких государевых дел и вестей никаких никому не сказывати”, государевой казны не красть, о посольских делах никому не разглашать и, помимо наказа, ничего не делать.

Со второй половины XVII в. приказ стали возглавлять бояре, проводившие подчас самостоятельную политику, независимую от Боярской думы. В ведение главы Посольского приказа была передана государственная печать, и он получил титул “царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель”. В Русском государстве удостоверением подлинности грамот испокон века служило наличие подвешенной к ней на шнурке печати. Печать была важным атрибутом но только для грамот, посылаемых в иноземные государства, но и для документов, имевших хождение внутри страны: “на поместья и на вотчины всяких чинов людям и на гостинство гостем”. Государственных печатей было несколько: большая и малая, которые привешивались к грамотам, направляемым во все государства, за исключением Крыма; “кормленая”, которая прикладывалась к грамотам в Крым и к жалованным на “поместья, вотчины и гостинство”. На печатях был изображен двуглавый орел со всадником на копе, побеждающим змия.

3. Протокол приема иностранных послов.

Складывались постепенно и определенные посольские обычаи. Вот как встречали в сентябре 1536 г. в Москве крымского посла царевича Ислама: “И князь велики говорил с бояры: пригоже ли ему Исламова посла почтити, как царевых послов чтят: на Дорогомилово его встретити послати, и о здоровье вспросити, и на подворье к нему сына боярского послати о Исламове здоровьи вспросити, и шуба к нему и с ествами послати, – или ево так почтити, как калгинътх (калги – наследники хана) чтят”. Значение придавалось всему: и как встретить, и где. Обычно на границе послов встречал пристав, высланный навстречу воеводой пограничного города. Обе стороны зорко следили за тем, кто раньше снимет шапку, кто первый сойдет с лошади, наблюдали, чтобы не сделать лишнего шага навстречу друг другу и ехать “о высокую руку”, т. е. с правой стороны. “Приставы – это наши церемониймейстеры”, – писал австрийский дипломат Д. Бухов, посетивший Россию в 1575 году. По дороге приставы обеспечивали охрану, снабжение продуктами и фуражом, ночлег послов.

Читайте также:
Простая гипотеза: что это такое, описание и особенности

За отказ соблюдать установленные нормы посольского церемониала послов могли лишить “почетного корма”. Так, австрийскому посланнику И. Гофману, не желавшему титуловать Ивана IV царем, два дня не давали ни пищи, ни воды. В XVI в. послов, как правило, везли через города, куда специально собирали дворян и детей боярских, чтобы представить государство многолюдным и богатым. За несколько верст, не доезжая до Москвы, посольство останавливалось в ожидании разрешения на въезд в столицу. В назначенный день навстречу выезжали новые, теперь уже “московские”, приставы, а из царской конюшни высылались возки, кареты и верховые лошади. Часто разгорались жаркие споры о том, кому следует первому сойти с лошади. Имперский дипломат С. Герберштейн похвалялся тем, что обманул “московитов”, сделав вид, что готов первым сойти с лошади. Если это не удавалось, то все сходили одновременно. Затем пристав читал приветствие от имени царя и садился в карету к послу, предварительно поспорив, какое место в ней займет.

Для помещения особенно часто приезжавших в Москву послов – крымских, ногайских, польско-литовских и английских – уже в XVI в. существовали особые дворы, а с начала XVII в. в Китай-городе на Ильинке был устроен особый Посольский двор. Въезд в Москву и следование посольского поезда на аудиенцию обставлялись с поражавшей иностранцев пышностью. Впереди шли стрельцы, затем несли подарки царю – всякие заморские диковины. В 1692 г., например, среди подарков, привезенных персидскими послами, были лев и львица. Можно себе представить реакцию москвичей, заполнивших улицы. Чем выше ранг посла, тем торжественнее выглядело следование его во дворец. По словам Герберштейна, важно было “показать чужестранцам могущество князя, а таким посольствам от иностранных государей явить все его величие”.

Официально-деловой стиль речи: черты, примеры

Содержание:

Стилистика – раздел языкознания, в котором изучаются и исследуются принципы использования языковых средств в различных сферах человеческой жизни.

В русском языке существует 5 функциональных стилей речи:

  • публицистический;
  • научный;
  • художественный;
  • разговорный;
  • официально-деловой.

Официально-деловой стиль относится к группе книжных стилей, отличается от других относительной устойчивостью в использовании языковых средств.

Сфера обслуживания:

  • административно-правовая деятельность;
  • административно-хозяйственная деятельность;
  • международные отношения;
  • юриспруденция;
  • экономика;
  • военная отрасль;
  • рекламная отрасль;
  • общение в официальных учреждениях;
  • правительственная деятельность.

В отличие от других функциональных стилей официально-деловой подразделяется на подстили:

  • законодательный (управление государством, нормативные законодательные акты и документы);
  • канцелярский (все виды документов делопроизводства: деловые бумаги, документы учреждения и др.);
  • дипломатический (отношения между дипломатами, представителями высших эшелонов власти).

Законодательный подстиль

Цель: служит для создания и оформления документов рекомендательного и регулирующего государственные процессы характера.

Основные виды документов:

  • закон;
  • конституция;
  • постановление;
  • указ;
  • устав;
  • положение;
  • государственные акты;
  • инструкции.

Особенности законодательного подстиля:

  • краткость;
  • четкая формулировка мысли;
  • отсутствие эмоциональной лексики;
  • отсутствие многозначных слов;
  • чаще всего употребляется в письменной форме.

Языковые средства законодательного подстиля:

Языковые средства

Примеры

Нельзя не отметить, на сегодняшний день, является, осуществлять, выявление, по линии (предлог), в разрезе (предлог), на уровне (предлог)

Лексика, относящая к области юридической области, сфере права

Прокурор, кассация, истец, исковое заявление, судебный иск, нотариус, следователь, юриспруденция

Латинские слова и выражения

de facto, de jure

Должна быть оказана материальная помощь в размере 3000 рублей.

Сложные предложения разной конструкции

Если международным договором, ратифицированным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

Текст чаще всего подразделяется на пункты, подпункты

Пример текста официально-делового стиля, законодательного подстиля

Постановление Главного санитарного врача

  1. Административный персонал переводится на дистанционную форму работы с максимальным сокращением рабочего дня в зависимости от производственной необходимости.
  2. На входе на объект организуется проведение бесконтактной термометрии у сотрудников и посетителей, с допуском на объект лиц, не имеющих симптомов острых респираторных заболеваний (повышенная температура, кашель, наличие насморка).
  3. На объектах рекомендуется проведение обеззараживания воздуха с использованием кварцевых и бактерицидных ламп или рециркуляторов воздуха с бактерицидным эффектом (далее – рециркуляторы воздуха) согласно прилагаемой инструкции. Использование кварцевых и бактерицидных ламп осуществляется при строгом соблюдении правил, в отсутствии людей с обязательным проветриванием помещений. Рециркуляторы воздуха разрешается использовать в присутствии людей.

Канцелярский подстиль

Цель: служит для управленческой административной сферы, обслуживает деловые взаимоотношения внутри учреждений.

Основные виды документов:

  • уставы, положения, инструкции, организующие деятельность конкретного учреждения;
  • заявления;
  • объяснительные;
  • докладные и служебные записки;
  • автобиография;
  • анкеты;
  • договоры;
  • приказы;
  • распоряжения;
  • расписка;
  • резюме;
  • жалоба и др.

Особенности канцелярского подстиля:

  • практически каждый человек обязательно сталкивается с определенными видами канцелярских документов;
  • чаще всего используется в письменной форме;
  • документы могут иметь шаблоны, т.е. четко установленные образцы, что приводит к единообразию;
  • строгая официальность;
  • недопустимость экспрессивной лексики;
  • оформлением канцелярских документов занимается делопроизводитель.

Языковые средства канцелярского подстиля:

Языковые средства

Примеры

В качестве, в связи с, обеспечивать, предоставлять, с целью, на протяжении

Терминология, относящая к конкретной профессиональной области (профессионализмы)

Бухгалтерский учет, накладная, товарный чек, календарно-тематический план, тимбилдинг

Номенклатурные обозначения предприятий, часто сокращенные, аббревиатуры

Гриф, документооборот, индекс, реквизиты, штамп

Примеры текстов официально-делового стиля канцелярского подстиля

Дипломатический подстиль

Цель: обслуживает международные отношения в области политики и права.

Основные виды документов:

  • конвенция;
  • договоры;
  • коммюнике;
  • дипломатическая переписка;
  • заявление;
  • нота;
  • соглашение;
  • декларация и др.

Особенности дипломатического подстиля:

  • экспрессивность;
  • употребление в устной и письменной формах.

Языковые средства дипломатического подстиля:

Языковые средства

Примеры

Книжная торжественная лексика

Гуманизм, патриотизм, единение, избранник, Отчизна

Нота протеста, дипломатическая миссия, ультиматум, поверенный в делах, посол, посольство

Латинские слова и выражения

persona grata, status quo

Использование слов и выражений в переносном значении

Читайте также:
Особое мнение: что это такое, описание и особенности

Балансирование на грани войны, окно в Европу, разжигатели межнациональной розни

Штампы обращений к высокопоставленным лицам

Ваше Величество, Господин Министр, Посол России имеет честь сообщить, с уважением к политике

Употребление эмоционально окрашенных предложений, стилистических фигур (например, риторического вопроса)

Мы выражаем ноту протеста в связи с незаконным вмешательством в дела другого государства!

Разве можно принимать такие необдуманные решения?!

Сложные и осложненные причастными и деепричастными оборотами предложения

Теперь мы ведем великую Гражданскую войну, подвергающую нашу нацию или любую другую нацию, таким же образом зачатую и исповедующую те же идеалы, испытанию на способность выстоять.

Пример текста официально-делового стиля дипломатического подстиля

Мы встречаемся сегодня на великом поле брани этой войны. Встречаемся, чтобы сделать его часть последним пристанищем для тех, кто отдал свою жизнь во имя того, чтобы наша нация смогла выжить. Со всех точек зрения это уместный и совершенно верный шаг. Но в более широком смысле мы не можем посвящать, мы не можем благословлять, мы не можем почитать эту землю

Дипломатическая защита и консульское содействие: практические проблемы и эффективность

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и сущность дипломатической защиты и консульского содействия

Дипломатическая защита – это особого рода механизм (дипломатическая процедура), который государства используют для обеспечения защиты нарушенных в результате международно-противоправных деяний иных государств законных интересов и прав своих граждан и организаций, находящихся за рубежом.

Дипломатическая защита представляет собой процедуру, используемую государством гражданства физических лиц или национальности юридических лиц, которым был причинен вред, для обеспечения защиты этих лиц и получения возмещения за нарушение международного права, совершенный против них со стороны другого государства. Обычно подобного рода защиту государство в рамках дипломатии оказывает своим гражданам дабы добиться восстановления или обеспечения их интересов и прав, нарушенных иностранным государством.

Дипломатическая защита может быть применима лишь в особых случаях (рисунок 1).

Рисунок 1. Условия реализации дипломатической защиты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дипломатическая защита, в соответствии с нормами международного права, может и должна осуществляться исключительно мирными и законными средствами. К числу таких средств могут быть, в частности, отнесены:

  • проведение консультаций своих граждан по всем вопросам, которые относятся к их пребыванию в данной стране;
  • направление различных запросов относительно защиты интересов своего государства и его граждан;
  • протесты и представления властям страны пребывания и др.

Вообще, государство при осуществлении дипломатической защиты имеет право действовать на свое полное усмотрение и самостоятельно определять те меры защиты, которые считает адекватными. Выбор используемых средств дипломатической защиты определяется множеством факторов. Осуществляя дипломатическую защиту, государство может прибегать не только к дипломатическим мерам, но и к судебным разбирательствам.

Готовые работы на аналогичную тему

Все множество средств дипломатической защиты сегодня условно подразделяется на четыре группы – действия консульских учреждений и дипломатических представительств, дипломатические процедуры, контрмеры, а также обращение в международные судебные органы. На практике осуществление дипломатической защиты интересов и прав граждан и организаций, находящихся за рубежом, нередко требует консульского содействия.

Под консульским содействием или помощью принято понимать особую форму защиты прав, оказываемую консульскими учреждениями посредством мирного регулирования согласно нормам международного права гражданам и организациям, находящимся за рубежом, нуждающимся в такой помощи и не возражающим против ее оказания, в целях недопущения и/или предотвращения нарушения их прав иностранным государством. Помимо консульских учреждений подобного рода помощь может оказываться консульскими отделами диппредставительств, их должностными лицами, а также некоторыми другими официальными лицами и органами в пределах их компетенций.

Практические аспекты реализации дипломатической защиты и консульского содействия и их эффективность

В современном мире дипломатическая защита и консульское содействие нередко используются государствами для защиты прав и интересов своих граждан и организаций за рубежом. Несмотря на родственность этих правоотношений в практике международных отношений вопрос соотношения этих форм защиты вызывает определенные споры.

С практической точки зрения между дипломатической защитой и консульским содействием существуют определенные структурные различия:

  • Дипломатической защите присущ коррективный характер, а сама она направлена по большей части на оказание помощи лицам, уже пострадавшим в результате совершенного против них противоправного деяния. Консульская же помощь носит в основном превентивный характер, главной целью ее оказания считается недопущение либо предотвращение совершения международно-противоправных действий.
  • Нормативно-правовую основу консульского содействия составляют международные договоры, подписываемые на различных уровнях в то время как в основе осуществления дипломатической защиты лежат нормы обычного международного права.
  • Дипломатическая защита, как правило, реализуется в интересах государства, при этом защите одновременно подвергаются права индивида или организации. Консульское же содействие реализуется в пользу конкретных физических или юридических лиц без политического представительства.
  • Осуществление дипломатической защиты предполагает, что пострадавшее лицо уже исчерпало все внутренние средства правовой защиты в стране пребывания. В случае оказания консульского содействия необходимость в исчерпании внутренних средств правовой защиты отсутствует.
  • Реализация консульского содействия требует согласия физического или юридического лица, в отношении которых она оказывается, а дипломатическая защита может быть предоставлена без согласия.

В целом в отличие от дипломатической защиты консульская помощь менее формальна, но в то же время более приемлема для принимающего государства. С точки зрения общей эффективности, дипломатическая защита дает больше гарантий, но приоритет ее оказания несколько снижен. Осуществляется она в отношении особых категорий граждан и организаций.

Стоит также отметить, что консульское содействие на практике международных отношений может быть реализовано загранучреждениями без каких бы то ни было особых ограничений. Главное, что требуется, это соблюдение условий его реализации. В случае оказания дипломатической защиты всегда возникает вопрос, а возможно ли в принципе ее осуществление посредством зарубежных органов внешних сношений другого государства, ведь непрерывность гражданства, равно как и национальная принадлежность требований выступают одними из необходимых условий осуществления дипломатической защиты.

Читайте также:
Ордерный коносамент: что это такое, описание и особенности

До сих пор вокруг дипломатической защиты и консульского содействия ведется немало споров.

Посольское право: что это такое, описание и особенности

Существование и развитие государства как субъекта международного права и международных отношений не может происходить без внешних связей с другими субъектами международного права. Необходимость внешних связей требует их организации и регулирования международным правом.
Формой дипломатической деятельности субъектов международного права являются непосредственные переговоры, подготовка и заключение международных договоров и соглашений, дипломатическая переписка, повседневное представительство, участие в международных организациях, освещение позиции правительства в печати, публикация официальной информации, официальное издание международных актов и документов.
С развитием отношений между субъектами международного права могут возникать новые формы дипломатической деятельности, а как ее результат новые нормы, регулирующие эту деятельность.
По мнению Г. Никольсона, дипломатическое право появилось еще до возникновения государства, когда сложился определенный обычай, позже приведший к созданию института неприкосновенности посла. С образованием государства стали складываться отдельные обычаи, которые находили выражение и в договорах, регулирующих официальные сношения между государствами, отдельными суверенами. При этом следует отметить, что образовывающиеся обычаи определяли режим посла и его действий как временного представителя суверена.
Особый интерес вызывает индийский памятник первого тысячелетия до н. э. – Законы Ману, который вместе с такими произведениями древнейшего индийского эпоса, как “Рамаяна”, дает представление о задачах и положении послов древней Индии. В Законах Ману говорится о том, что дипломатическое искусство состоит в умении предотвращать войну и укреплять мир. В разделе “Царь” записано, что “мир и его противоположность (война) зависят от послов, ибо только они создают мир и ссорят. В их власти находятся те, из-за которых происходят мир или война». «Поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению” – гласили Законы Ману, так как посол находился под покровительством божества. Под покровительством божества находились также и помещения посольства.
В Древней Греции развитие внешних отношений приводит к появлению особых лиц, уполномоченных для ведения внешних сношений: “вестников” и “старейшин”, которых снабжали соответствующими грамотами (дипломами). Следует заметить, что институт “старейшин” возник позже и носил светский характер, в то время как институт “вестников” – это институт особых жрецов, которые вначале занимались всеми вопросами внешних отношений, затем сопровождали светское посольство, скрепляли клятвой договоры и занимались вопросами выдачи преступников.
С. Филипсон пишет, что в Греции послы со священной миссией были всегда и везде неприкосновенными, послы светского характера были неприкосновенны постольку, поскольку они выполняли посольские функции. Все они считались под покровительством Гермеса и в мирное время, и во время войны. Анализируя международно-правовые нормы Рима, С. Филипсон приходит к выводу, что помещения послов не пользовались иммунитетом, но вместе с тем они не могли служить убежищем для преступников [1].
В Древнем Риме появляется юридическое понятие святости посольства и договоров (jus et sacra legationis). Создаются специальные органы внешних сношений – особая жреческая комиссия – фециалы. Посольства назначаются специальными постановлениями сената. Посольство состояло, как правило, из нескольких послов, причем один из них был главой (princepes legationis). В дипломатической практике Рима различались послы (legati caduceatores), ораторы (oratores) и вестники (nuntii).
Так сказать, верительной грамотой, удостоверяющей качество посла, был особого вида золотой перстень, наличие которого давало право на льготы и привилегии. Послы должны были отчитываться перед сенатом в своей деятельности. Существовал особый церемониал приема иностранных послов дружественных и враждебных держав, причем послы последних ставились в худшие условия.
Международные отношения эпохи феодализма так же, как и в древности, не носили всеобъемлющего характера. Дипломатические отношения в основном ограничивались определенными районами (Европа, Ближний Восток и Северная Африка, Средний, Дальний Восток), хотя в это время можно говорить об отдельных связях между дальними районами. Лишь в императорскую эпоху создается особый аппарат, занимающийся внешними сношениями и подчиненный императору. Послы также назначались императором.
Особенностью дипломатической деятельности того времени являются созданные институты постоянного посольства и так называемая привилегия квартала. Городские кварталы были изъяты из юрисдикции государства пребывания в пользу иностранных послов. Это было главным образом в тех государствах, где имели место частые мятежи и смуты (например, в Риме, Мадриде, Лиссабоне, Генуе, Венеции и во Франкфурте-на-Майне). Однако в течение первой половины XVII в. “привилегия посольского квартала” была отменена по всей Западной Европе, кроме Мадрида (считается отмененной в 1684 г.) и Рима (считается отмененной в 1693 г., когда Людовик XIV формально отказался от этой привилегии). К 70-м годам XIX в. в Европе запретили предоставлять убежище в помещении дипломатического представительства. Некоторое время это сохранялось только в Испании и очень длительное время в ряде стран Востока, например, в Китае [2].
В этот же период складывается принцип полного изъятия дипломатического представителя из уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания.
Дипломатическое право возникло и развивалось, прежде всего, как посольское право, как совокупность норм, определявших положение посла. Только к началу XX в. можно говорить о процессе превращения посольского права в дипломатическое, в совокупность норм, регулирующих все официальные сношения государств. Дипломатическое право первоначально охватывало вопросы иммунитета, выделяя личный и представительский, и рангов глав представительств (Венский протокол от 7 марта 1915 г. и Аахенский протокол от 21 ноября 1918 г.).
Параллельно с формированием внутригосударственного правопорядка шло формирование международного правопорядка, складывались нормы и принципы междугосударственного общения, в частности, формировалось дипломатическое и консульское право, оказывающее большое влияние на организацию дипломатической и консульской служб. Нормы и принципы дипломатического права, касающиеся таких вопросов, как, например, правового положения дипломатических и консульских представительств, их функций, привилегий и иммунитетов, не могли не быть учтены каждым государством, участвующим в международном общении, при организации своих внешних сношений, своих дипломатических и консульских служб.
Новым моментом развивающегося дипломатического права следует считать образование и развитие международных организаций, комиссий, международных ассамблей, периодически или ежегодно созываемых, появляется новая категория дипломатов (международные должностные лица) и определяется их режим.
Исходя из вышеизложенного, дипломатическое право следует определить следующим образом: дипломатическое право – это совокупность устанавливаемых в результате соглашения и обеспечиваемых субъектами международного права норм, которые выражают волю народа, господствующих классов субъектов международного права, участвующих в международном общении, и регулируют положение и деятельность (статус и функции) официальных органов внешних сношений этих субъектов в целях поддержания и упрочения мира и мирного сосуществования [3].
Дипломатическим правом регулируются вопросы официальной деятельности субъектов международного права в области внешних сношений. К таким вопросам относятся вопросы регламентации внешних сношений государств, формы их представительства за границей, формы ведения переговоров, организация дипломатической службы (центральной, зарубежной), вопросы дипломатического этикета, подготовки и создания дипломатических актов, их классификация, подготовка дипломатических кадров и ряд вопросов гражданско-правового характера.
Предметом дипломатического права является дипломатическая деятельность, деятельность официальных органов внешних сношений, правовое регулирование которой охватывает как область международных отношений, так и область внутригосударственных отношений.
В советской литературе появился термин “право внешних сношений”, которым авторы определяли область правового регулирования дипломатической и консульской деятельности, а конкретные институты этого права как подотрасли права внешних сношений – дипломатическое право, консульское право, право специальных миссий, дипломатическое право международных организаций [4].
По-иному определяют дипломатическое право зарубежные юристы, считая, что “право дипломатии не есть часть международного права” [5]. А такие авторы, как П. Корбетт, Шварценбергер, Г. Моргентау утверждают, что дипломатия действует в пределах международного права, но может перейти за эти пределы и разорвать их, когда это выгодно [6-8].
Источниками дипломатического права являются международно-правовые нормы, содержащиеся в международных обычаях и договорах (политических, торговых, консульских и др.), регламентах и постановлениях международных конференций и организаций.
Когда в практике государств в настоящее время встают вопросы правового положения дипломатического представительства, представительства при международных организациях, делегаций на международные встречи и конференции и других зарубежных органов внешних сношений, прав и обязанностей их персонала, то обращаются, прежде всего, к действующим конвенциям многостороннего характера, которые определили их режим.
Комиссия международного права ООН на своей первой сессии в 1949 г. в числе ряда вопросов, подлежащих кодификации, назвала вопросы дипломатических и консульских сношений. В 1958 г. был составлен проект конвенции о дипломатических сношениях и иммунитетах, который лег в основу Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., принятой в Вене, а в 1961 г.- проект конвенции о консульских сношениях и иммунитетах, который лег в основу конвенции, сформулированной на конференции в Вене в 1963 г. Далее комиссия международного права ООН рекомендовала международному сообществу Конвенцию о правовом положении специальных миссий и Конвенцию о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, которые были приняты соответственно в 1969 и в 1975 гг. Следует отметить также Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой 1973 г.
Конвенциями универсального характера, оказывающими влияние на договорную практику государства по этому вопросу, являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. и Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.
К действующим многосторонним конвенциям, регулирующим вопросы дипломатической и консульской деятельности, кроме Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., прежде всего, относятся: Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г., Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г., Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г., Общая конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., регламенты международных встреч и конференций. В качестве примера конвенции регионального характера можно привести конвенции о правоспособности, привилегиях и иммунитетах СЭВ 1985 г. [9].
Кроме этого, нормы, посвященные вопросам дипломатического права, содержатся в двусторонних договорах, прежде всего, в многочисленных консульских конвенциях, торговых договорах, соглашениях об установлении дипломатических или консульских отношений, регламентах международных организаций и конференций.
В настоящее время Венская конвенция является основным международным правовым документом, определяющим статус и функции дипломатического представительства при главаре государств. Конвенция состоит из преамбулы и 53 статей.
Преамбула конвенции констатирует, что конвенция способствует развитию дружеских отношений между государствами независимо от различий в их государственном и общественном строе, то есть формулирует принцип мирного сосуществования. Далее в преамбуле специально подчеркивается соответствие данной конвенции целям и принципам Устава ООН в отношении суверенного равенства государств, поддержания международного мира и безопасности и содействия развитию дружественных отношений между государствами. Наконец, преамбула утверждает теорию функциональной необходимости привилегий и иммунитетов, поскольку здесь прямо говорится, что они предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций.
Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках и Гаванская конвенция о дипломатическом убежище 1928 г., а также Конвенция о дипломатических чиновниках от 20 февраля 1928 г. отражает обычаи и практику многих государств, содержит, как говорится в преамбуле, “принципы, в общем принятые всеми нациями”.
Участниками Конвенции на 1988 г. являлись следующие государства: Бразилия (1929), Мексика (1929), Панама (1929), Никарагуа (1930), Венесуэла (1932), Доминиканская Республика (1932-с оговорками), Коста-Рика (1933), Куба (1933), Уругвай (1933), Колумбия (1936), Эквадор (1936), Чили (1939-с оговорками), Гаити (1941), Перу (1941), Сальвадор (1956). Особенность действия этой конвенции заключается в том, что многие латиноамериканские государства – участники данной конвенции являются одновременно участниками общей конвенции о дипломатических сношениях и иммунитетах, выработанной в Вене в 1961 г. [10].
Следует отметить, что ряд положений этих конвенций аналогичны, ряд положений дополняют друг друга, а несколько положений отличаются друг от друга.
Многосторонние соглашения о режиме дипломатической деятельности основываются на общепризнанных принципах современного международного права: суверенное равенство, уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела, взаимность и ответственность за нарушение международного права.
В заключении хотелось бы отметить, что особенностью современных международных отношений является взаимозависимость государств перед лицом глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество и от решения которых зависит его выживание. Их решение возможно только на путях взаимной безопасности, на путях сотрудничества государств. Решать общечеловеческие глобальные проблемы силами одного государства или группы государств невозможно. Необходимо сотрудничество в общемировом масштабе, тесное конструктивное взаимодействие большинства стран. Сотрудничество на основе полного равноправия, уважения суверенитета каждого, на основе добросовестного выполнения принятых обязательств, норм международного права – таково категорическое требование времени, в котором мы живем.

Читайте также:
Ненадлежащая реклама: что это такое, описание и особенности

1. Phillipson С. The International law and Custom Ancient in Greece and Rome. – London, 1991. – P. 337.
2. Genet K. Traite de diplomatic et de droit diplomatigue. – Paris, 1931. – Vol. 1. – P. 16.
3. Сандровский К. К. Право внешних сношений. – Киев, 1986.
4. Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. – М., 1961. – Гл. XIX. – С.56.
5. Pradier-Fodere P. Cours de droit diplomatigue. – Vol. 1. – P. 4.
6. Corbett P. Law in Diplomacy. – Princeton, 1959. – P. 272.
7. Schwarzenberger G. A manual of International law. – 1952. – P. 4.
8. Morgentau H. Politics in the XX-th Century. – Chicago, 1962. – V. III.
9. Thayer Ch. The Diplomat. – N. Y., 1959. – P. 161.
10. Блищенко И. П. Дипломатическое и консульское права в практике стран Латинской Америки / /Международное право и Латинская Америка. – М., 1962.

Описание посольской канцелярии

Начиная, говорить о Посолькой канцелярии вспомним, что в начале XVIII века в результате реформ Петра I руководство внешними сношениями перешло от Посольского приказа к Посольской канцелярии .Посольский приказ – один из центральных государственных органов России в середине 16 начале 18 вв., осуществлявший общее руководство и текущую работу по сношениям с иностранными государствами. Образован в начале 1549 г. в связи с передачей “посольских дел” И. М. Висковатому. Главными функциями Посольского приказа были: отправка русских посольств за границу и приём иностранных посольств, подготовка текстов “наказов” русским послам, соглашений, ведение переговоров, с начала 18 в. – назначение и контроль за действиями постоянных русских дипломатических представителей за границей.

Посольский приказ ведал иностранными купцами во время их пребывания в России. Кроме того, Посольский приказ занимался выкупом и обменом русских пленных, управлял рядом территорий на Юго-востоке страны, ведал донскими казаками и служилыми татарами-помещиками центральных уездов. В зависимости от Посольского приказа во 2-й половине 17 в. находились Малороссийский приказ, приказ Великого княжества Литовского, Смоленский приказ.

Читайте также:
Отлагательное условие: что это такое, описание и особенности

Коллегия приказа в 17 в. обычно возглавляла Новгородскую четь, а также Владимирскую четверть и Галицкую четверть. В приказе хранились государственные печати (прикладывались к дипломатическим и внутриполитическим актам), государственный архив, включавший важнейшую внешнеполитическую и внутриполитическую документацию. С приказом связано возникновение в 17 в. ряда официальных историко-политических соч. В состав приказа помимо его коллегии (от 2-3 до 5-6 чел.), входили дьяки, подьячие, переводчики и золотописцы. Структурно Посольский приказ делился на повытья по территориально-государственному признаку. В 16-17 вв. Посольский приказ возглавляли виднейшие русские дипломаты – Висковатый, А. Я. и В. Я. Щелкаловы, А. И. Иванов, А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев, В. В. Голицын и др.

Наметив перенести на 1 января 1700 г. начало Нового года в России, Петр I решил с этого же времени начать и все административные преобразования, которые планировались им еще в период 1697-1699 гг. Реформу органов центрального управления необходимо было осуществлять как можно скорее, поскольку грозила возникнуть дисфункция старых учреждений (которыми Петр I все более пренебрегал, но которые никто не отменял) и новых, фактически незаконных и сугубо личных, группировавшихся вокруг персоны царя и составлявших его рабочий орган и его свиту. Лишь наличие самодержавной власти в России и решающее слово царя во всех делах государства сдерживали развитие тех практических противоречий, которые возникали между терявшими реальную власть и значение старыми Приказами как полноправными ведомствами и теми новыми структурами, которые возникали как личные кружки царя, с их мобильностью, крайне небольшим штатом компетентных людей и с постоянной поддержкой и контролем со стороны царя лично.

В первую очередь это касалось военных и внешнеполитических дел. Посольский приказ с его сложной и разветвленной структурой, включающей наблюдение не только за иностранными делами, но и за внутренними, хозяйственными, которые касались разного рода “автономных” членов Российской империи, нуждался в скорейшей реорганизации, ибо малая Посольская коллегия вокруг царя и под его управлением, фактически взявшая в свои руки наиболее важные текущие дела Посольского приказа, не могла далее функционировать как некое временное, неофициальное учреждение. Она должна была либо подчиниться Посольскому приказу и вести свои дела лишь от его имени, либо отделиться от него и даже ликвидировать его и встать на его место. Петр I пошел по менее радикальному пути: оставив за Посольским приказом ведение всех внутренних, хозяйственных и регионально-территориальных вопросов, касающихся Малороссии, Смоленщины и других имперских “молодых” территорий, он решил совершенно выделить актуальные внешнеполитические вопросы (Западная Европа, Прибалтика и Швеция, Турция, Польша) в ведение особого ведомства, назвав его Посольской канцелярией. При этом с 18 февраля 1700 г. и до июля 1709 г., т.е. до Полтавской битвы, происшедшей 27 июня – 8 июля 1709 г., новое внешнеполитиче-ское ведомство в официальных документах называлось Посольской походной Канцелярией, а с июля 1709 г. -просто Посольской Канцелярией, сохраняя это наименование вплоть до 15 декабря 1717г.

Читайте также:
Негаторный иск: что это такое, описание и особенности

В период с 1710 г. по 1718 г. Посольская канцелярия получила не только фактически, но и формально значение главного органа внешних сношений России. Однако Посольский приказ продолжал также существовать и работать, как штат чиновников с номинальными руководителями формально до 15 декабря 1717 г., а фактически вплоть до 13 февраля 1720 г., когда все его дела окончательно были переданы и приняты в Коллегию иностранных дел. Вот почему в ряде документов указания на Посольский приказ продолжают встречаться вплоть до 1720г., наряду с указаниями на Посольскую канцелярию, как на ведомство внешних сношений.

О структуре Посольской канцелярии как учреждения временного и переходного, да к тому же полуофициального сохранились крайне неясные сведения, поскольку нет документа о ее основании в виде Положения о Посольской канцелярии. Вместе с тем известно, что она состояла из:

четырех старых канцеляристов (начальников отделов);

семи молодых канцеляристов (их помощников).

Коллегия иностранных дел

15 декабря 1717г.-8 сентября 1802г.)

Образована в 1717 г. из посольского приказа для заведования сношениями России с иностранными государствами; в 1720 г. получила особый регламент. Президент ее именовался канцлером, вице-президент – вице-канцлером. В случаях особенной важности, когда сочинялись грамоты в иностранные государства, рескрипты министрам, резолюции, декларации и т. п., в присутствие коллегии приглашались для совещания все (или только некоторые, особо к тому назначенные) действительные тайные советники, а иногда присутствовал и сам государь; в этих случаях в заседании обыкновенно участвовал один только советник ; прочие же советники и асессоры не приглашались; подача голосов производилась большей частью письменно, редко словесно. Впрочем, приглашение посторонних членов практиковалось только при Петре I; при преемниках же его присутствие лишилось руководящего значения в иностранных делах и превратилось в исполнительный орган: важнейшие дела рассматривались или в совете, состоявшем при высочайшем дворе, или же путем личного доклада государю канцлера; во второй половине XVIII в. последний даже редко ездил в коллегию. Она разделялась на два департамента: первый департамент ведал собственно дела по иностранным сношениям и разделялся на 4 экспедиции, из которых каждая управлялась секретарем; второй ведал счетные дела и шедшие к ней от посольского приказа, на экспедиции не разделялся и состоял в ведении особого начальника и нескольких подчиненных ему асессоров. К функциям по внутреннему управлению принадлежали почтовое дело, отошедшее от нее в 1782 г., управление делами калмыков и уральских казаков и, наконец, высшее управление Малороссией. Последнее в 1734 г. перешло к сенату, но в 1749 г. снова передано коллегию, впрочем, лишь на короткое время: в 1756 г., по ходатайству гетмана графа Разумовского, высшее управление Малороссией предоставлено было сенату, при котором образована была для этого особая экспедиция. Кроме того, в коллегии производилась выдача заграничных паспортов, равно как и выдача паспортов иностранцам для проживания в России. Она имела контору в Москве, упраздненную в 1781 г. В 1796 г. учреждена экспедиция для управления делами голштинскими, ангальт-цербстскими и эвернскими, в 1797 г. – экспедиция для дел по сношениям с азиатскими народами (впоследствии азиатский департамент), в 1809 г. – экспедиция консульских дел. При учреждении министерств (1802 г.), иностранных дел, сохранив свое наименование и прежний порядок производства дел, была подчинена министру иностранных дел, при котором никаких других установлений образовано не было; при этом к ней перешли и дела церемониймейстерские. Коллегия прекратила свое существование в 1832 г., когда министерство иностранных дел образовано было на новых основаниях. Коллегия иностранных дел первая из государственных установлений России обусловила поступление на службу ее образовательным цензом: в силу указов 1806 и 1809 гг. в ней принимались – дворяне, не моложе 17 лет и по университетским аттестатам о познаниях в науках и иностранных языках, – в актуариусы, а дети приказных служителей, по испытанию в иностранных языках, – в студенты, т. е. без чина; копиисты же и канцеляристы для одной переписки на русском языке принимались на общем основании. Иностранной коллегии принадлежит почин в деле преподавания в России восточных языков, для каковой цели пригласила на свою службу ориенталиста Кера , а в 1798 г. при ней открыто было училище для обучения студентов языкам китайскому, маньчжурскому, персидскому, турецкому и татарскому. В 1811 г. при московском архиве ее учреждена комиссия печатания государственных грамот и договоров. Дела коллегии иностранных дел распределены между государственным архивом и московским главным архивом министерства иностранных дел

Президент Коллегии – канцлер.

Вице-президент Коллегии – подканцлер (до 1725 г.), с 1725 г. – вице-канцлер.

Совет Коллегии – Коллежский совет:

-й советник Коллегии;

-й советник Коллегии;

Канцелярия Коллегии в Петербурге (делилась на два департамента: Департамент по внешним сношениям и департамент счетных дел);

Московская контора Коллегии иностранных дел (до 4 ноября 1781г.);

Высшее управление Малороссией;

Управление делами калмыков и уральских казаков;

Экспедиция для управления гольштинскими – ангальтцербскими и эвернскими делами;

Контора по выдаче заграничных паспортов и видов для иностранцев на проживание в России;

Экспедиция для сношения с азиатскими народами;

Училище для обучения восточным языкам.


Внешняя политика Петра I

Великое посольство

Идея «Великого посольства» (март 1697 – август 1698 г.) формально имело целью посетить столицы ряда европейских государств для заключения союза против Турции. Великими послами были назначены генерал-адмирал Ф.Я. Лефорт, генерал Ф.А. Головин, начальник Посольского приказа, и думный дьяк П.Б. Возницын. В посольство входило 280 человек, в том числе 35 волонтеров, ехавших для обучения ремеслам и военным наукам, среди которых под именем Петра Михайлова был и сам царь Петр. Путь посольства лежал через Ригу и Кенигсберг в Голландию, бывшую в то время крупнейшей морской державой Европы (флот ее составлял 4/5 всего европейского флота), и Англию. Из Англии посольство возвратилось в Голландию, затем оно посетило Вену. В дальнейшем предполагалось направиться в Венецию[3].

Читайте также:
Оперативный штаб: что это такое, описание и особенности

Кроме переговоров и выяснения расстановки сил в Европе, Петр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела, знакомству с передовой военной техникой, различными сторонами жизни европейских стран. Он посещал верфи и арсеналы, мануфактуры и школы, монетные дворы и крепости, театры и музеи, парламент и обсерваторию. В течение нескольких месяцев Петр сам работал в качестве плотника на верфях Ост-Индской компании в Голландии, осваивая корабельное дело, и получил соответствующий диплом плотника-корабела. Построенный при участии царя корабль «Петр и Павел» несколько раз ходил в Ост-Индию. «Великие послы» активно стремились наладить торговые, технические и культурные связи с развитыми европейскими державами.

Между тем отношения в Европе в это время складывались не в пользу продолжения войны с Турцией, и вскоре (14 января 1699 г.) России, как и другим странам – членам «Священной лиги», пришлось пойти на перемирие, заключенное в Карловцах. Одновременно Петр убедился, что антитурецкая коалиция распалась, но сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка в борьбе за Балтику, так как крупнейшие европейские государства были заняты предстоящей войной за испанское наследство (1701-1714) -борьбой за обширные владения в Европе и Америке в связи с отсутствием прямого наследника после смерти испанского короля Карла II. Петр хорошо понимал, что именно через Балтийское море возможно установление прочных связей с развитыми странами Европы.

Летом 1698 г. Петру неожиданно пришлось прервать поездку. В Вене он получил донесение о новом стрелецком мятеже в Москве. Еще до приезда Петра мятеж был подавлен правительственными войсками. Стрелецкие полки, шедшие на Москву, были разбиты под Новым Иерусалимом (ныне район города Истры под Москвой). Более 100 стрельцов казнили, многие из них были наказаны кнутом и сосланы в различные города. Петр по возвращении заставил пересмотреть приговор. Он лично возглавил новое следствие. Была установлена связь восставших стрельцов с московским боярством и опальной Софьей. Казнили уже более 1000 стрельцов, в казнях участвовали сам царь и его приближенные.Софья, постриженная в монахини под именем Сусанны, под строжайшим надзором прожила до конца своей жизни в Новодевичьем монастыре (1704).

Северная война

Основным направлением внешней политики России в рассматриваемую эпоху стала борьба за выход к Балтийскому морю, а ее содержанием явилась длительная, занявшая почти все годы петровского правления Северная война (1700-1721). Однако, не отрицая столь серьезного и масштабного предприятия, как занятие русскими Прибалтики, следует сразу сделать одно немаловажное уточнение: Россия сражалась с державой, находившейся не в расцвете лет, а скорее на закате. Мощь Швеции была уже непоправимо подорвана и участием в тридцатилетней войне (163-1648) и рядом крупных потерь в воинской силе и военном флоте, понесенных во второй половине XVII в. от Польши.

Заключив перемирие с Турцией (1700), Россия в союзе с Саксонией, ее курфюрст Август II был одновременно польским королем, и Данией (так называемый Северный союз) объявила в 1700 г. войну Швеции. Однако небольшое шведское государство оказалось гораздо лучше готово к войне, чем его соперники. Во главе его армии стал молодой король Карл XII, замечательный полководец. В 1700 г. Карл, высадив под Копенгагеном десант, вынудил Данию капитулировать; после этого он перебросил войска в Прибалтику, атаковав с тыла русскую армию, безуспешно осаждавшую Нарву. Во время Нарвского сражения Петру было 28 лет, его противнику Карлу XII – 18 лет, у Петра было 35 тысяч солдат, у Карла -8 тысяч. И все же накануне битвы струсивший Петр покинул свою армию, доверив ее авантюристу графу де Круа, который в разгар битвы сдался шведам вместе с остальными иностранными проходимцами, командовавшими войсками Петра. Сколько же необходимо было войск для победы над 8-тысячным отрядом Карла XII. Ведь Петр и так имел воинов больше, чем Карл, в пять раз. Под Нарвой ведь были хваленые петровские войска. Северная война началась через 11 лет после восшествия Петра на престол. Этот срок совершенно достаточный, чтобы улучшить армию, при отце Петра окончательно добившую Польшу. И где, наконец, хваленый военный и организационный гений Петра?

Страшное поражение поставило Россию на грань катастрофы. Ценой неимоверных усилий создавались новые полки, офицерские кадры, укреплялись города. В условиях нехватки металла в переплавку шли церковные колокола. В 1704 г. власть в Польше перешла в руки шведского ставленника Станислава Лещинского, а в 1706 г. Карл вынудил польского короля Августа II к капитуляции и выходу из Северного союза. Россия осталась в одиночестве, лишившись последнего союзника. В 1708 г. главные силы шведской армии двинулись на Москву. Были заняты Минск, Могилев. Русская армия отступала. Однако идти далее на Смоленск и Москву Карл не решился. Он отвел армию на Украину, где, рассчитывая на поддержку изменника Ивана Мазепы, предполагал провести зиму, соединившись с шедшим к нему из Прибалтики с большим запасом боеприпасов и продовольствия корпусом генерала Левенгаупта. Однако этим планам не суждено было сбыться. 28 сентября 1708 г. у деревни Лесной (близ Могилева) корпус Левенгаупта был перехвачен и разбит отрядом Шереметьева (а вовсе не Петром I). В результате сражения у Лесной Карл XII лишился столь нужных ему подкреплений и обоза. Одновременно расчет Карла XII на усиление шведской армии в связи с переходом на ее сторону гетмана Украины И. Мазепы не оправдался: только незначительная часть казачества, обманутая гетманом, перешла на сторону шведов.

Утром 27 июня 1709 г. произошло сражение между войсками Петра I и Карла XII под Полтавой (Полтавская битва) вовсе надо сказать не грандиозное или того хуже эпохальное, тиражируемое в отечественной историографии. С русской стороны в Полтавском сражении участвовало непосредственно лишь десять тысяч солдат (и еще тридцать тысяч стояли в резерве). У шведов – шестнадцать тысяч. Против четырех шведских орудий были выставлены семьдесят два русских (а по другим данным – сто двенадцать). Нужно подчеркнуть, что речь идет о свежих русских частях и предельно измотанных шведских, которые действовали на враждебной им территории, не получая ни подкреплений, ни провианта, ни боеприпасов. Не зря В.О. Ключевский, которого никак нельзя заподозрить в русофобии, так и писал: «Стыдно было бы проиграть Полтаву. русское войско, им (Петром) созданное, уничтожило шведскую армию, т.е. 30 тысяч отощавших, обносившихся, деморализованных шведов, которых затащил сюда 27-летний скандинавский бродяга».

Читайте также:
Муниципальные лотереи: что это такое, описание и особенности

Казалось, наступило время для решительного удара по Швеции, но его не произошло. «У Петра зародился спорт, – пишет Ключевский, – охота вмешиваться в дела Германии. Разбрасывая своих племянниц по разным глухим углам немецкого мира, Петр втягивается в придворные дрязги и мелкие династические интересы огромной феодальной паутины. Ни с того, ни с сего Петр впутался в раздор своего мекленбургского племянника с его дворянством, а оно через братьев своих. поссорило Петра с его союзниками, которые начали прямо оскорблять его». Германские отношения перевернули всю внешнюю политику Петра, сделали его друзей врагами, не сделав врагов друзьями, и он опять начал бросаться из стороны в сторону, едва не был запутан в замысел свержения ганноверского курфюрста с английского престола и восстановления Стюартов. Когда эта фантастическая затея вскрылась, Петр поехал во Францию предлагать свою дочь Елизавету в невесты малолетнему королю Людовику XV/

Главная задача, стоявшая перед Петром после Полтавы решительным ударом вынудить мир у Швеции, разменялась на саксонские, мекленбургские и датские пустяки, продлившие томительную девятилетнюю войну еще на 12 лет. Кончилось это тем, что Петру. пришлось согласиться на мир с Карлом XII. «Петр обязался помогать Карлу XII вернуть ему шведские владения в Германии, отнятию которых он сам больше всех содействовал и согнать с польского престола своего друга Августа, которого он так долго и платонически поддерживал» .

Наконец 30 августа 1721 г. в финском городе Ништадте был подписан русско-шведский мирный договор. Северная война завершилась. Россия получала Ингерманландию, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию с городами Рига, Дерпт, Нарва, Выборг, Корела, острова на Балтике Даго и Эзель. За приобретенные земли Россия выплатила 1,5 млн. руб. Финляндия возвращалась в состав Швеции. За прибалтийским дворянством и горожанами, преимущественно немцами, были закреплены их права и привилегии. Целый месяц в Петербурге проходили торжества по случаю победы. По первому санному пути Петр выехал в Москву, где торжества были продолжены. Сенат удостоил Петра чином адмирала, титулом «отца Отечества императора Всероссийского Петра Великого».

Посольская канцелярия России и основополагающие принципы ее работы. Ф.А. Головин, П.И. Шафиров.

– государственный орган, ведавший иностранными делами в царствование Петра I.

Непрестанные поездки царя, особенно участившиеся с началом Северной войны, привели к созданию походной канцелярии, откуда исходили важнейшие государственные распоряжения. Так как главным предметом её деятельности явились иностранные дела, то она стала именоваться походной П. к. Создание П. к. относится приблизительно к 1700-1701. По отношению к продолжавшему существовать Посольскому приказу (см.) П. к. сразу же заняла положение вышестоящего правительственного органа. Значение П. к. ещё более утвердилось, когда в 1709 её глава Г. И. Головкин (см.) получил звание канцлера, а его заместитель П. П.Шафиров (см. )- вице-канцлера (или подканцлера).

Расширение и усложнение деятельности русской дипломатии: увеличение числа постоянных миссий за границей, учреждение консульств, рост иностранного дипломатического корпуса в России, приводили к расширению деятельности П. к., которая становилась всё более громоздким учреждением, обрастала штатом, обзавелась архивом, что делало неудобным её постоянные переезды за царём. С 1710 местом пребывания П. к. стал Петербург, она перестала именоваться “походной”. В 1716 П. к. получила коллегиальное устройство, а в 1718 была преобразована в Посольскую (или Иностранных дел) коллегию (см.).

ГОЛОВИН Фёдор Алексеевич [1650—30.7 (10.8).1706], русский государственный и военный деятель, дипломат, генерал-адмирал (1699), генерал-фельдмаршал (1700). Один из сподвижников Петра I, пользовался его большим доверием и расположением. Всемерно содействовал созданию русской регулярной армии и флота. В 1686 был послан великим и полномочным послом для ведения переговоров с Китаем, завершившихся в 1689 заключением Нерчинского договора. Участвовал в Азовских походах Петра I, командовал первой русской эскадрой в Азовском м. Был вторым послом в составе Великого посольства. Возглавлял Военно-морской приказ (1699), с 1700 управлял Посольским и Ямским приказами, а также Оружейной, Золотой и Серебряной палатами. Участвовал в редактировании первой рус. печатной газ. «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». В 1701 руководил осн. в Москве Навигационной школой — первым учеб, заведением в России, готовившим технически образоранных людей (моряков, инженеров, гидрографов, топографов, бомбардиров и др.). Прилагая большие усилия к укреплению антишведской коалиции, Г. способствовал заключению мира с Турцией (см. Константинопольский мирный договор 1700). Оказывал большое влияние на внеш. политику России в первые годы Северной войны, 1701—1721. По инициативе Головина был создан институт постоянных русских представителей за границей.

Шафиров Петр Павлович – российский государственный деятель и дипломат, вице-канцлер, сподвижник Петра I, барон (с 1710). Автор исторических сочинений о Северной войне 1700-21.

В 1691 г. Петр Шафиров, зная немецкий, французский и польский языки, начал службу в Посольском приказе, а до этого торговал в Москве в лавке купца Евреинова.

• В 1701 г. Шафиров принимал участие в заключении договора с польским королем Августом II.

• В 1704 г. получил титул тайного секретаря. Позже Головкин переименовал его в вице-канцлера.

Читайте также:
Посессионные мануфактуры: что это такое, описание и особенности

• В 1711 г. Шафиров заключил Прутский мир с турками и вместе с графом Шереметевым остался у них заложником.

• В 1714 г. вернулся в Россию.

• В 1715 г. заключил договор с Данией о взаимном содействии против шведов.

• В 1717 г. заключил договор с Пруссией и Францией – о сохранении мира в Европе.

• В 1717 г. был назначен вице-президентом коллегии Иностранных дел.

• В 1716 г. по поручению Петра I Шафиров написал известное “Рассуждение о причинах войны”, в котором борьба со шведским королем была представлена как необходимость, вызванная потребностями государства.

Карьера Петра Петровича неожиданно оборвалась в 1723 г. после скандала в Сенате, где он оскорбил Меншикова, Головкина, и обер-прокурора Скорнякова-Писарева. По приказу Петра его судила специально созданная комиссия. Приговор был очень строгим – казнить. Морозным утром 15 марта москвичи собрались посмотреть на казнь борона и сенатора. Осужденного привезли в простых санях, зачитали приговор суда, но, когда Шафиров, перекрестясь, положил голову на плаху палач вонзил свой топор в плаху – пришел царский указ о замене смертной казни ссылкой в Новгород. После смерти Петра Екатерина I вернула Шафирова из ссылки, ему отдали все, что было у него отнято. Потом он продолжал дипломатическую службу при Петре II и Анне Ивановне до последних своих дней.

В чем разница между консульством, посольством и канцелярией?

Автор: admin
Дата записи

Некоторые люди думают, что консульство, посольство и канцелярия — это одно и то же. Тем не менее, они являются отдельными органами, которые несут ответственность за несколько важных функций для страны. В этой статье мы объясним различия между каждым из них и дадим вам некоторые определения и примеры.

Ниже у вас есть индекс со всеми пунктами, которые мы собираемся рассмотреть в этой статье.

Посольство

Посольство является дипломатическим представительством высшего уровня и, следовательно, самым важным. Это официальное представительство одной страны в другой. В его функции входит обеспечение интересов вашего государства, содействие развитию отношений и деятельности между обеими территориями и организация государственных визитов.

Лидером является посолТаким образом, именно человек отвечает за защиту интересов вашей страны в государстве, в котором вы находитесь. Это посредник между правительствами двух стран.

Также термин посольство Обычно это также офисы и резиденция посла. В каждой стране есть только один штаб посольства, который обычно находится в столице.

С другой стороны, концепция совместное посольство Это относится к посольству, которое находится в одной стране, но действует до нескольких. Например, в Сантьяго, Чили, мы находим посольство Таиланда, которое работает одновременно в Панаме, Коста-Рике и Сальвадоре, поскольку на его территории нет тайского посольства.

консульство

Консульство или консульский отдел — это еще одно представительство страны на территории. Однако главное отличие посольства заключается в том, что, помимо того, что оно более низкого ранга, оно заботится сограждане Они живут в этой зарубежной стране.

Поэтому основными функциями, выполняемыми консульством и его максимальным представителем, консулом, являются:

  • Обновлять или выдавать паспорта и другие официальные документы
  • Помощь задержанным
  • Дайте важную информацию
  • Помощь в случае катастрофы или чрезвычайной ситуации
  • Оформление виз и разрешений для иностранных граждан

В отличие от посольств, на одной территории может быть несколько консульств, и они обычно расположены в главных городах. Генеральное консульство является наиболее важным, в то время как почетное консульство или консульское учреждение имеет ограниченные полномочия.

Точно так же почетный консул или с честью Это человек, который обычно не имеет гражданства страны, для которой он осуществляет свою деятельность, поэтому он ограничен в выполнении определенных функций. Человек, которому обычно делегируют консула, называется консульский агент,

Во многих случаях в посольствах мы находим консульский отдел, поэтому в этой части посольства выполняются функции, которые мы указали выше.

Если вы живете за границей, вы можете оформить регистрацию или консульскую регистрацию. Таким образом, вы можете получить доступ к различным услугам, таким как продление вашего паспорта или удаленное голосование.

канцелярия

Слово канцелярия Это может иметь разные значения в зависимости от страны, в которой мы находимся. В случае Испании министерство иностранных дел ссылается на помещения, в которых расположены посольства или консульские учреждения, или является специальным отделением в них.

Что касается канцлера, он является руководителем аппарата посольства или консульства. В отличие от приведенных выше цифр, это не дипломатично.

Аналогичным образом, в значительной части латиноамериканских стран, таких как Колумбия, Перу или Аргентина, это Министерство иностранных дел, В данном случае это тот человек, от которого зависят все послы.

С другой стороны, в Германии канцлер является главой правительства. Ранее это называлось имперский канцлер и на самом деле федеральный канцлер, За этим стоит вице-канцлер.

Вопросы пользователя

Что такое CAS американского посольства?

В посольствах США CAS является Центром внимания к заявителям. Это где вы должны пойти, чтобы подать заявку на визу для этой страны.

Что такое МЕКСИТЕЛЬ?

MEXITEL — это услуга, предлагаемая в мексиканских посольствах и консульствах, так что мексиканцы могут запросить консульскую регистрацию или выдачу любого официального документа.

Какие специальные дипломатические миссии?

Они являются временными соглашениями для государства по осуществлению дипломатической миссии в третьей стране, всегда с его согласия.

Эта статья была передана 67 раз.

Наконец, мы выбрали предыдущую и следующую статью блока «Неформат«так что вы можете продолжить чтение:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: