Постановление прокурора: что это такое, описание и особенности

Требования и представления прокурора по уголовным делам: понятие и отличия

Одним из участников уголовного судопроизводства является прокурор, на которого возложены две основные функции:

  • надзор за соблюдением законов при проверке сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел, рассмотрении уголовных дел судами и при исполнении приговоров и иных судебных решений;
  • утверждение обвинительного заключения (обвинительного акта, обвинительного постановления, постановления о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера) и поддержание обвинения в суде.

В рамках осуществления своих полномочий прокурор при установлении фактов нарушения действующего законодательства выносит и направляет в адрес руководителя следственного органа требования и представления. Несмотря на то, что в основе обеих названных форм прокурорского реагирования лежат факты нарушений закона, они различаются между собой как нормативным регулированием, так и назначением.

  1. Требование прокурора по уголовному делу это предусмотренная УПК РФ форма прокурорского реагирования на допущенные нарушения уголовно-процессуального законодательства при расследовании конкретного уголовного дела, выраженная в адресованном руководителю следственного органа обязательном для исполнения указании об устранении допущенных нарушений. Основания и порядок вынесения прокурором требования в области уголовного судопроизводства регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Закон «О прокуратуре РФ» хоть и указывает на обязательность требований прокурора, но не выделяет требование как отдельную формы прокурорского реагирования, подразумевая под требованием лишь инструмент истребования прокурором необходимых сведений и информации от должностных лиц, граждан и организаций.

Прокурором направляются требования об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.

Согласно ст. 21 УПК РФ требования прокурора в пределах его полномочий обязательны для исполнения. Между тем, требования прокурора, адресованные им руководителю следственного органа, могут не исполняться.

Так, согласно части 4 ст. 39 УПК РФ требования прокурора рассматриваются руководителем следственного органа в срок не позднее 5 суток. По результатам рассмотрения требования возможны два варианта развития событий, которые зависят от того, согласен ли руководитель следственного органа с поступившим требованием.

Если следователь, расследующий уголовное дело, а также руководитель следственного органа согласен с сутью требований прокурора, то выявленные нарушения устраняются, а руководитель следственного сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений.

Если следователь, расследующий уголовное дело не согласен с поступившим требованием, то он обязан направить руководителю следственного органа письменные возражения (ст. 38 УПК РФ), которые доводятся до сведения прокурора. Согласно пункту 7 части 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение.

При несогласии с требованием руководителем следственного органа последний выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

Согласно ч. 6 ст. 37 УПК РФ при поступлении прокурору постановления руководителя следственного органа о несогласии с требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к руководителю вышестоящего следственного органа вплоть до Председателя СКР, руководителя Следственного департамента МВД РФ, руководителя Следственного управления ФСБ РФ. Также прокурор может обратиться в подобном случае к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

  1. Представление прокурора. Порядок внесения прокурором представления регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Представление прокурора по уголовному делу – это предусмотренный ФЗ «О прокуратуре РФ» акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения уголовно-процессуального законодательства, имеющие системный характер, адресованный руководителю следственного органа и содержащий предложения как к устранению нарушений закона, так и причин и условий, способствовавших совершению нарушений закона, а также по привлечению к ответственности виновных лиц. В более общем понимании представление прокурора это предусмотренный ФЗ «О прокуратуре РФ» наряду с протестом, постановлением и предостережением один из актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Согласно ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Отличие требования прокурора от представления прокурора по уголовному делу.

Таким образом, в рамках уголовного судопроизводства основное отличие требования прокурора и представления прокурора заключается в следующем:

  1. Требование прокурора вносится при установлении нарушений в рамках расследования конкретного уголовного дела, рассмотрения конкретного сообщения о преступлении и нацелено на отмену незаконного и необоснованного процессуального решения, устранение конкретных нарушений, совершение конкретных действий по устранению нарушения закона. Представление вносится при установлении нарушений, имеющих системный, общий характер, например, по результатам нарушений, выявленных при расследовании нескольких уголовных дел, и нацелено не только на устранение нарушений, но также и причин и условий, способствовавших появлению нарушений, а также на привлечение виновных лиц к ответственности.
  2. Требование прокурора по уголовному делу, порядок его рассмотрения регламентируется УПК РФ, а представление – Законом «О прокуратуре Российской Федерации».
  3. Срок рассмотрения требования и сообщения прокурору о результатах – 5 суток, а представление подлежит немедленному рассмотрению с сообщением прокурору о принятых мерах в течение одного месяца.
Читайте также:
Прокурорский надзор: что это такое, описание и особенности

Немного статистики: по итогам 2018 года органами прокуратуры России направлено 294 731 требований в рамках уголовного судопроизводства, а в 2019 году – 316 820 требований. В 2018 году внесено 85 790 представлений, а в 2019 году – 86 160. То есть, требований направлено в 3.5 раза больше, чем внесено представлений.

Функции и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации

Предназначение прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяется точностью и полнотой состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач. Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет предмет, структуру, содержание и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа, являются ее функции.

Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры. Закон раскрывает его через основную функцию – надзор за исполнением законов. При этом подчеркивается, что “прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами”. В другой норме определяется, что “на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами” (ст. 3).

В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится по существу перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем не содержится общее определение понятия функции. Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств их реализации. Названные элементы, характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности должно неизбежно влечь корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью каждой функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершенность и которые должны иметь четкую правовую форму.

Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является полнота, внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций. Такая взаимообусловленность вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка. Главной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 Закона о прокуратуре. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы органов управления, органов предварительного расследования, органов исполнения наказаний и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя их вместе с тем различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств. К числу таких подфункций относятся:

  • надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше органами и лицами.

Одна из сущностных характеристик надзора прокурора состоит в его деятельности по проверке исполнения законов, установлении правонарушений, их правовой оценке и в требовании (предложении) к компетентным органам и должностным лицам принять меры к устранению выявленных нарушений. В некоторых сферах правовых отношений в связи с их спецификой прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение дознавателя, передать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому и т.п.).

Читайте также:
Рабочий день: что это такое, описание и особенности

Надзорные подфункции тесно между собой связаны, находятся в системной взаимосвязи и обусловленности. В совокупности они составляют единый прокурорский надзор, осуществляемый от имени России на всей ее территории и во всех сферах правовых отношений, на которые распространяется надзорная компетенция прокуроров. Наряду с общим предметом, каждая из отраслевых подфункций надзора имеет относительно самостоятельный предмет ведения или предмет надзора, который отражает специфику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере правовых отношений. Это обстоятельство нашло свое закрепление в Законе о прокуратуре, в котором в соответствующих главах выделяются специальные нормы, определяющие особенности предмета надзора при осуществлении соответствующей надзорной деятельности (ст. 21, 26, 29, 32).

В сфере судопроизводства предмет деятельности, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются соответствующим процессуальным законодательством РФ. Прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. По основаниям и в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законом, выделяется задача вносить представления (жалобы, протесты) на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность деятельности прокурора в сфере судопроизводства. В связи с этим следует подчеркнуть, что прокуроры надзор за судами не осуществляют. При отправлении правосудия суды независимы и подчиняются только закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения.

Признаками самостоятельной функции обладает осуществляемое прокуратурой уголовное преследование за совершение преступлений. Его основным содержанием является полномочие проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства и требовать от этих органов устранения допущенных ими нарушений. Прокурор полномочен давать органу дознания письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, изымать любое уголовное дело у органа дознания и предварительного следствия, а также передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому. Только прокурор утверждает обвинительное заключение (обвинительный акт) по уголовному делу, а в ходе судебного производства по нему поддерживает государственное обвинение.

Самостоятельной функцией является координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Она состоит в обеспечении согласованной взаимоувязанной деятельности правоохранительных органов, осуществляемой каждым из них в соответствии с особенностями своих целей и задач, полномочий и средств их реализации. Координация преследует цель наиболее успешного осуществления мер по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принятия или рекомендации компетентным органам мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Предметом координации является упорядочение, оптимизация взаимодействия правоохранительных органов при выполнении ими общей задачи, но осуществляемой посредством присущих каждому из этих органов правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов. Координация зачастую позволяет достигать такой кооперации, взаимодополнения, сложения сил и средств, которая позволяет получать качественно новые по своему содержанию и значимости результаты в сфере борьбы с преступностью.

В последнее время наметилась тенденция определения актами Президента РФ и Правительства РФ координаторов из числа правоохранительных органов, объединяющих усилия органов исполнительной власти по борьбе с определенными видами преступлений, в конкретной сфере правовых отношений (ФСКН России, ФСБ России, таможенная, миграционная службы и др.). Так, для организации борьбы с терроризмом, экстремистскими проявлениями создан Национальный антитеррористический комитет при координирующей роли ФСБ России. Для противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ создан Государственный антинаркотический комитет под председательством директора ФСКН России. В этих условиях возрастает значимость координационной роли прокуратуры как “координатора координаторов”. Координационные полномочия прокуроров усиливаются путем осуществления надзора за исполнением этими органами законодательства об исполнении возложенных на них обязанностей по координации деятельности в закрепляемой за ними сфере общественных отношений.

Другой самостоятельной, но тесно связанной с надзорной функцией прокуратуры является ее участие в правотворческой деятельности. Эта функция состоит в том, что прокурор в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий с целью совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы или принятия иных нормативных правовых актов, соответствующего и нижестоящего уровней, предложения об их принятии, изменении, дополнении или отмене. Предназначение ее предопределяется тем, что характер задач, возложенных на прокуратуру, содержание деятельности ее органов, распространенность прокурорского надзора практически на все сферы отношений, урегулированные нормами законодательства, объективно делают прокуратуру широко осведомленной не только об исполнении законов, но и о состоянии правового регулирования. Такая информированность прокуратуры отвечает интересам обеспечения правового регулирования в соответствии с потребностями общества и государства. Было бы крайне расточительным для государства не использовать имеющуюся у прокуратуры разностороннюю информацию о недостатках и потребностях правового регулирования, получаемую прежде всего в результате осуществления надзора за исполнением законов.Прокуроры не только вправе, но и обязаны вносить такие предложения, если их принятие будет способствовать укреплению законности, развитию общественных отношений, защите прав человека и гражданина, т.е. выполнению задач прокуратуры.

Читайте также:
Портовая буксировка: что это такое, описание и особенности

Специфической формой участия Генпрокурора РФ в правотворческой деятельности является согласование, совместное издание с иными государственными органами нормативных актов в случаях и порядке, определенных федеральным законом. Форма согласования используется как способ правового контроля за соответствием требованиям закона данного нормативного правового акта или решения управомоченного органа и принятия мер к устранению имеющихся в проекте недостатков. Так, согласно Федеральному закону от 15.07.1995 N 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” данные лица содержатся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания. Осужденные, отбывающие наказание в колониях и тюрьмах, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться на их территории изолированно от осужденных, отбывающих наказание. Перечень таких тюрем и исправительных учреждений министр юстиции согласовывает с Генпрокурором РФ (ст. 10). Согласование с Генпрокуратурой РФ нормативных правовых актов осуществляется и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Самостоятельным видом государственной деятельности прокуратуры является функция участия представителя прокуратуры во всех видах судопроизводства, установленных Конституцией РФ, с целью содействия соответствующему суду в принятии законного, обоснованного, объективного и справедливого решения. С учетом особенностей конкретных видов судопроизводства (конституционное, административное, гражданское, уголовное) эта задача прокурора не меняется. Однако изменяются виды процессуальных режимов, возникает существенная специфика оснований участия и полномочий прокуроров, правовых средств их реализации, что дает основание отнести участие прокурора в каждом из названных видов судопроизводства к относительно самостоятельным функциям прокуратуры. Так, в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

В гражданском судопроизводстве прокурор, не имея собственных интересов, но от имени государства инициирует или вступает в уже начатый процесс по делу в роли истца с “особым” статусом в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также в защиту неопределенного круга лиц и законных интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований.

Помимо функций используется и такое понятие, как “основные направления деятельности органов прокуратуры (приоритеты)”. Эти понятия тесно между собой связаны, но четко различаются. Дело в том, что прокуратура не должна и не может подменять другие государственно-правовые структуры по обеспечению законности, с одинаковой интенсивностью осуществлять надзор за исполнением всех законов, во всех сферах правовых отношений. В этом зачастую и нет необходимости. Здесь должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в районе, городе, субъекте РФ, в стране в целом. Такие приоритетные направления деятельности прокуратуры и являются основными. Они реализуются с помощью названных выше надзорной и иных функций прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке, могут составлять основное содержание деятельности органов прокуратуры в определенные периоды. В разные периоды в зависимости от изменений в состоянии, структуре и динамике преступлений и иных правонарушений такими основными направлениями выделяются борьба с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией и др.

Постоянным приоритетом надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры является обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В ряде случаев приоритетность в деятельности прокуратуры непосредственно вытекает из требований закона (например, Федерального закона “О противодействии коррупции”), из прямых поручений Президента РФ, в том числе сформулированных в его ежегодных посланиях, в иных выступлениях и документах, основанных на глубоком, комплексном анализе положения дел в стране. Приоритеты деятельности органов прокуратуры находят отражение в организационно-распорядительных актах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ, прокуратуры города, конкретизируются в планах их деятельности.

Прокурорская проверка. Часть III – Предоставление документов по требованию (запросу) прокурора

В связи с многократным увеличением в последнее время случаев обжалвоания действий и решений прокурорских работников в суды, юристами АНО “Глобус” постоянно анализируется законодательство и судебная практика в данной сфере, что позволяет более качественно отстаивать интересы лиц, обратившихся к нам за защитой своих прав.

Прокурорская проверка может быть документарной или выездной. В обоих случаях прокурор (или его помощник, см. письмо Генеральной прокуратуры РФ от 11.01.2016 N 72/1-р-2016) вправе истребовать необходимые ему документы, материалы, статистические и иные сведения ( абзацы 2 , 3 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре), которые предоставляются ему бесплатно ( п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре). Если документы для изучения запрашиваются в преддверии выездной проверки, то прокурорам запрещено истребование излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место ( п. 15 Приказа N 195).

Читайте также:
Подмена ребенка: что это такое, описание и особенности

В любом случае прокурору запрещено требовать предоставления документов (их копий), материалов и сведений:

– которые официально опубликованы в СМИ или размещены на официальном сайте органа или организации, если создание такого сайта предусмотрено ее учредительными документами (абз. 3 п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре). Если прокурор запросил именно такие документы, то в ответе на запрос следует указать, в каком СМИ или на какой веб-странице опубликованы документы, и актуальны ли они на момент запроса (п. 2.4 ст. 6 Закона о прокуратуре);

– которые могут быть получены у других госорганов или из открытых источников (абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П);

– которые уже передавались в прокуратуру в связи с ранее проводимой проверкой (абз. 3 п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре, абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П). Если прокурор запросил именно такие документы, то в ответе на запрос следует указать сведения о проверке, в рамках которой передавалась запрошенная информация, и ее актуальность (п. 2.4 ст. 6 Закона о прокуратуре);

– которые проверяемое лицо не обязано иметь в соответствии с законодательством (абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П;

– которые выходят за пределы конкретной проверки (абз. 2 п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре, абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П, абз. 2 п. 15 Приказа N 195).

При этом, согласно закону, некоторые из документов, которые прокурор не может запрашивать (из “прошлой” проверки и официально опубликованные), проверяющие лица все же обязаны ему предоставить, если требования прокурора обусловлены необходимостью проведения исследований для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проводимой проверки, либо наличием ЧС или угрозы причинения вреда жизни или здоровью, имуществу, окружающей среде, безопасности государства ( п. 2.5 ст. 6 Закона о прокуратуре). Отметим, однако, что сформулированный в Постановлении N 2-П запрет на требование документов и информации не предполагает подобных изъятий.

Прокуратуре также запрещено требовать от проверяемого лица формировать те документы, которые не имелись на момент предъявления требования ( абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П).

Срок предоставления истребуемых документов будет указан в требовании (запросе). Если же нет, то документы нужно предоставить прокурору в течение двух рабочих дней с момента поступления требования, если проводится проверка в рамках надзора за исполнением законов, и пяти рабочих дней – если это проверка в рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина ( п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Если проверка приостановлена, то те документы и материалы, которые были изъяты непосредственно у проверяемого лица (а не запрошены у третьих лиц), возвращаются проверяемому лицу . исключения составляют случаи, когда изъятые материалы используются для решения вопроса об уголовном преследовании или для проведения исследований, результаты которых могут повлиять на выводы проводимой проверки ( п. 10 ст. 21 Закона о прокуратуре).

По вопросу оказания юридической помощи обращайтесь по лефонам:

  • 8-909-392-34-24 (WhatsApp, Viber, Telegram,Signal)
  • 800-101-55-04 (Бесплатный звонок по России)

Генпрокуратура уточнит особенности участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства

Генеральная прокуратура подготовила проект приказа генпрокурора об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

Документом предусматривается присутствие прокуроров в судебных разбирательствах уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, за расследованием которых они осуществляли надзор. Планируется равномерно распределить нагрузку на государственных обвинителей с учетом их квалификации и опыта работы, сложности и объема уголовных дел, по которым поддерживается государственное обвинение.

Предполагается, что поручение о поддержании обвинения будет дано подчиненным прокурорам в письменной форме. Не будут допускаться обстоятельства, исключающие участие государственного обвинителя в производстве по уголовному делу в соответствии со ст. 61 и 62 УПК. Гособвинителей будут назначать заранее, чтобы они могли подготовиться к судебному разбирательству. Они не смогут выбирать дела, по которым будут поддерживать обвинение, а немотивированная замена прокурора станет невозможна.

Как отметил адвокат КА «Трепашкин и Партнеры» Виктор Бородин, проектом предусматривается, что о замене гособвинителя уведомляется вышестоящий прокурор. «Однако мы, адвокаты, не знаем причин такой замены. Суд всегда говорит, что удостоверился в том, что замена мотивированна. Возникает вопрос: как адвокату отследить, имеется у прокурора поручение или нет? Я часто вижу в процессе молодых помощников прокуроров, которые не понимают, о чем идет речь, которые не читали материалы дела», – указал он.

Читайте также:
Оперативный лизинг: что это такое, описание и особенности

Проектом приказа предусматривается, что в суде присяжных будет участвовать прокурор, «обладающий соответствующими личностными и профессиональными качествами». Советник ФПА Сергей Насонов заметил, что это положение несколько отличается от положения действующего приказа, согласно которому для поддержания государственного обвинения по этой категории дел направляются наиболее опытные прокуроры, обладающие соответствующими профессиональными навыками.

«Одна из причин изменения редакции этого пункта приказа, на мой взгляд, состоит в том, что распространение суда присяжных на районные суды объективно вызвало участие в таких процессах прокуроров без опыта работы по этой категории дел. А так как нет отработанных профессиональных навыков поддержания обвинения, буквальное выполнение положений указанного пункта стало затруднительным и потребовало его корректировки, – посчитал советник ФПА, – профессиональные же компетенции, необходимые для поддержания государственного обвинения в суде присяжных, могут быть сформированы у прокурора вне зависимости от наличия предшествующего опыта, по итогам специализированного обучения».

Сергей Насонов заметил, что в дореволюционном пособии Августина Левенстима «Речь государственного обвинителя в уголовном суде» (1894 г.) отмечалось, что к необходимым качествам прокурора в суде присяжных относятся физические («красивый, звучный и сильный голос», «ясная и спокойная дикция»), умственные (обширный кругозор, умение логично и убедительно аргументировать позицию) и профессиональные (глубокое знание норм материального и процессуального права, владение тактическими приемами) качества. Он полагает, что эти суждения актуальны и для защитника в суде присяжных.

В проекте, отмечает Сергей Насонов, впервые указывается на личностные (т.е., в том числе, нравственные) качества государственного обвинителя. К таким качествам можно отнести честность, объективность, беспристрастие, убежденность в правоте своей позиции. По его мнению, в судебной практике эти качества обвинителя нередко вызывают нарекания участников процесса, а иногда необходимость обладания ими прокурором опровергается решениями судов. Например, в Определении Судебной коллегии по уголовным делам ВС от 14 мая 2019 г. № 93-АПУ19-1СП утверждается, что к прокурору, являющемуся в судебном разбирательстве суда первой инстанции государственным обвинителем, уголовно-процессуальный закон не предъявляет требований объективности. «К сожалению, перестали быть единичными случаи намеренного нарушения прокурорами запретов, действующих в суде присяжных, “вбросов” информации, запрещенной к исследованию с участием присяжных, оскорбительных суждений в адрес подсудимого и т.д. Остается надеяться, что новая редакция указанного пункта приказа генерального прокурора ослабит проявления этих негативных явлений», – заключил он.

В проекте приказа также указывается на недопустимость принуждения гособвинителей отстаивать выводы органов предварительного расследования, не подтвержденные исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами. «В случае принципиального несогласия с позицией государственного обвинителя, исходя из законности и обоснованности предъявленного обвинения, своевременно решать вопрос о замене обвинителя либо самому поддерживать обвинение», – подчеркивается в документе.

Адвокат АБ «Бородин и партнеры» Ольга Туренко посчитала, что данный пункт проекта наряду с некоторыми другими призван нивелировать обвинительный уклон и однополярность участия прокуроров в уголовном судопроизводстве.

Согласно проекту при наличии оснований для предъявления гражданского иска в соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК, если он не был предъявлен до начала судебного разбирательства, гособвинитель должен информировать об этом прокурора, обладающего соответствующими полномочиями.

В проекте приказа указывается, что о выявленных обстоятельствах, которые могут повлечь прекращение уголовных дел по реабилитирующим основаниям либо вынесение оправдательного приговора, необходимо своевременно ставить в известность вышестоящего прокурора.

Согласно документу особое внимание необходимо уделять повышению профессионального уровня гособвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. Также важно организовать систему профессиональной учебы, постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая к участию в проведении учебных мероприятий наиболее опытных работников прокуратуры, ученых-юристов, особое внимание уделять методике и тактике поддержания государственного обвинения в суде с участием присяжных заседателей.

Ольга Туренко заметила, что в целом документом подчеркивается важность активного участия прокурора в исследовании доказательств, способствования принятию судом законного, обоснованного и справедливого решения, соблюдению прав, свобод и законных интересов участников процесса, требований закона о разумном сроке уголовного судопроизводства. «Внушительный объем проекта посвящен регламентированию норм, направленных на повышение уровня и четкости системы контроля за деятельностью прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства и на оптимизацию документооборота и организации работы в структуре», – подчеркнула она.

Адвокат АП Новосибирской области Вячеслав Денисов в свою очередь заметил, что проект приказа является компиляцией выдержек из УПК и Закона о прокуратуре и представляет собой его раздел IV, но «с комментариями», наличие и существо которых не вызваны необходимостью: «Прокурору указывается, например, руководствоваться требованиями закона при даче подсудимым согласия на рассмотрение уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства. Трудно представить, что руководствоваться при этом можно чем-то другим».

Читайте также:
Патентное ведомство: что это такое, описание и особенности

По мнению адвоката, приказ относится к «мертворожденным» документам: он констатирует форму, но не совершенствует содержание и ни на шаг не двигает вперед разрешение проблем, накопившихся в прокуратуре, что и подтверждает появление на свет этого, бесперспективного в смысле жизни, документа.

«Очевидно, что комплекс проблем в прокуратуре существует по всем указанным пунктам, нарушения приняли масштабы “промышленного производства”, но их исправление видится мне не в констатации того, как должно быть, ибо все читать умеющие способны получить информацию из более подробных источников права, на которые и ссылается указанный документ, а в указании, каким образом и в какие сроки эти проблемы должны быть разрешены», – указал эксперт.

Вячеслав Денисов полагает, что приказ не станет основанием для каких-либо изменений, поскольку все его положения давно закреплены в императивной форме в уголовно-процессуальном законе и Законе о прокуратуре, имеющих юридическую силу куда большую, чем приказ. «Однако это не мешает прокурорам являться в судебные заседания в форме без погон или впервые знакомиться с материалами уголовного дела, по которому они поддерживают обвинение, во время судебного заседания», – подчеркнул адвокат.

Виктор Бородин отметил, что нигде, в том числе в проекте приказа, не указано, что обвинение могут поддерживать помощники прокуроров – всегда это прокурор. При этом в районных судах зачастую поддерживают обвинение именно помощники прокуроров.

Ольга Туренко заметила, что на протяжении многих лет участие прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства имело пассивный характер и, по сути, сводилось к автоматическому поддержанию позиции, изложенной в обвинительном заключении. Проект приказа призван напомнить и призвать прокуроров к осознанному участию в уголовном судопроизводстве, к формированию собственного профессионального мнения и его отстаиванию.

В проекте, отмечает Ольга Туренко, особенно подчеркивается недопустимость зависимости деятельности прокуроров в уголовном судопроизводстве от позиции органов следствия, а также право быть не согласным с позицией, изложенной в обвинительном заключении. «На практике отказ от обвинения происходит достаточно редко, и приказ четко говорит, что отказ от обвинения возможен после тщательного изучения всех доказательств», – заключила она.

Посольское Право

Древнейшая отрасль международного права, включающая в свой состав принципы и нормы, которыми устанавливается юридический статус дипломатических. Агентов и дипломатических представительств одних государств на территории стран и регулируется режим деятельности тех и других. Складывавшийся в течение многих тысячелетий на базе международных обычаев нормативный состав П.п. Ныне упорядочен и кодифицирован Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. Конвенцией о специальных миссиях 1969 г., Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Особое месте занимает Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. Регламентирующая специальную область внешней деятельности государств, а также Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.

И Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947г. Вопросы правового положения дипломатов и дипломатических представительств – также объект регулирования двусторонних международных договоров и национального законодательства. Основополагающий элемент П.п. – обеспечение личной безопасности и неприкосновенности дипломатических агентов. Неприкосновенности помещений. Архивов, транспортных средств и корреспонденции дипломатических представительств, наделение их рядом преимущественных прав, привилегий и иммунитетов в целях всемерного содействия развитию дружественных отношений между государствами, прогрессу международного сотрудничества. Пример заботы международного сообщества о безопасности послов – Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц.

Пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. Волосов ME..

совокупность правовых норм, определяющих порядок назначения и отозвания дипломатических представителей, их ранги, функции и правовое положение. Нередко П. П. Называют раздел международного права, касающийся дипломатических привилегий и иммунитетов (см. Иммунитет дипломатический). Длительное время нормы П. П. Являлись главным образом обычно-правовыми. Основные правила, установленные протоколами Венского конгресса 1814—15 (См. Венский конгресс 1814-15) и Ахенского конгресса 1818, позднее стали об..

В объективном смысле означает ту часть международного права, которая трактует о правах и обязанностях дипломатических агентов. П. Правом в субъективном смысле называется право отправлять (активное П. Право) и принимать (пассивное П. Право) дипломатических агентов.. ..

Совокупность принципов и норм международного права, регулирующих статус и деятельность постоянных дипломатических представительств в иностранных государствах и их сотрудников. П.п. Является отраслью дипломатического права. Оно начало складываться в глубокой древности и в течение многих веков состояло из обычных норм. В настоящее время основным источником П.п. Является многосторонний международный договор. Первыми попытками официальной кодификации П.п. Являются решения Венского (1815 г.) и Лакейс..

Читайте также:
Обычное право: что это такое, описание и особенности

– совокупность принципов и норм международного права, регулирующих статус и деятельность постоянных дипломатических представительств в иностранных государствах и их сотрудников. П.п. Является отраслью дипломатического права. Оно начало складываться в глубокой древности и в течение многих веков состояло из обычных норм. В настоящее время основным источником П.п. Является многосторонний международный договор. Первыми попытками официальной кодификации П.п. Являются решения Венского (1815 г.) и Лак..

Соучастник преступления (ст. 33 УК). П. Признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами. Указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника. Средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем. А равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.. ..

В соответствии со ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Дипломатический агент (представитель) 1-го класса, аккредитуемый в качестве представителя главы направившего его государства при главе государства пребывания соответствующего дипломатического представительства. По протокольному уровню в рамках дипломатического корпуса страны пребывания П. Соответствует классу нунциев. Данный класс дипломатических представительств в СССР установлен Указом Президиума Верховного Совета о..

Одна из применяемых в практике межгосударственных отношений форм улаживания споров, конфликтов и военных столкновений с помощью дипломатических средств. Первый международно-правовой акт, закрепивший П. В качестве процедурной формы, – Конвенция о мирном решении международных столкновений (Гаага. 1907 г.), согласно которой задача П. Состоит в согласовании “противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни” между конфликтующими государствами. Посреднические услуги не обязательны для участ..

См. Договор поставки. ..

Древнейшая отрасль международного права, включающая в свой состав принципы и нормы, которыми устанавливается юридический статус дипломатических. Агентов и дипломатических представительств одних государств на территории стран и регулируется режим деятельности тех и других. Складывавшийся в течение многих тысячелетий на базе международных обычаев нормативный состав П.п. Ныне упорядочен и кодифицирован Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. Конвенцией о специальных миссиях 1969 г., ..

Дополнительный поиск Посольское Право

2. Посольское право и посольский церемониал

Больше всего внимания обращалось на вопросы посольского права и, в соответствии с требованиями времени, на вопросы придворного посольского церемониала. “Реляции” Кантемира проливают яркий свет на эти вопросы. Особенно поучительны в этом отношении инструкции 27 декабря 1731 г., составленные Остерманом для отправлявшегося к английскому двору Кантемира*(273).

Ранг дипломатического агента часто служил предметом обсуждения и переговоров. Прилагалось старание, чтоб дипломатические агенты – отправляемые в иностранное государство и прибывающие оттуда – были в ином ранге (характере). Назначение дипломатического агента в более высоком ранге было знаком особого расположения к иностранному двору. В верительной грамоте от 17 июля 1733 г., которою Кантемир назначался полномочным министром (до того он был в звании резидента), сказано, что это делается из нежелания “неотменные наши склонности во всяких случаях вяще и вяще засвидетельствовать”*(274). Это соблюдение равенства рангов было предметом постоянных забот дипломатии того времени.

Но больше всего, конечно, обращал на себя внимание вопрос о правах и преимуществах дипломатических агентов, особенно их права на неприкосновенность, которая нарушалась арестом и высылкой. Много пищи в этом отношении дало нашумевшее дело о высылке из России 6/17 июня 1744 г. представителя Франции маркиза де ла Шетарди. Высылка эта, на которой перед Елизаветой Петровной настоял тогдашний вице-канцлер Бестужев-Рюмин, требовала оправдания перед общественным мнением и перед иностранными правительствами. Составленный им оправдательный документ (“Декларация”) представляет целый трактат об иммунитете дипломатических представителей*(275). На нем необходимо остановиться.

“Министр иностранный, – читаем в этом документе, – есть яко представитель и дозволенный надзиратель поступков другаго Двора, для уведомления и предостережения своего Государя о том, что тот Двор чинить или предприять вознамеревается; одним словом, министра никак лучше сравнять нельзя, как с дозволенным у себя шпионом, который, без публичного характера, когда где поймается, всякому наипоследнейшему наказанию подвержен”. Иностранного министра от этой участи спасает его “публичный характер”, делая его неприкосновенным, пока он, пользуясь своими привилегиями, не выходит за известные пределы.

“Гистория светская”, продолжает Бестужев, “наполнена примерами, коль далеко всякаго министра такая пред прочими привилегия распространяется, и каким образом, в случае выступления из тех пределов, послы и каждаго характера министры арестованы и в скорости из государств высыланы бывали, не упоминая уже о тех самодревних временах, в коих обиженные стороны, несмотря на святость персоны к ним присланых министров, сами сатисфакцию по их преступлению бирали”.

Читайте также:
Нормативный договор: что это такое, описание и особенности

По мнению Бестужева, министр выходит за указанные пределы, когда ему могут быть поставлены в вину главным образом следующие действия: 1) “поношение освященных государственных персон, качеств или склонностей их и прочая”; 2) “всякое народное противу государя возмущение, подкупление чутких подданных и заведение тем себе партии и следственно опровержение ему противной, яко такия перемены единственно в государевой воле состоять имеют”; 3) “посылка о состоянии того государства, в котором он резидирует, ко двору своему ругательных и предосудительных реляций”. “По второму из сих пунктов”, говорит Бестужев, “не точию самодержавными государями, но и республиками, в конце минувшего века Гишпанский из Венеции посол в 24 часа за возмущение; в Польше во время выбора в короли Августа Втораго, за подкупление и заведение партии Французский посол – высланы; а на памяти всех нынешнии в Швеции первый министр граф Гилленбург, будучи тогда министром в Лондоне, а во время регенства Дюка д’Орлеана Гишпанский посол принц Целамар в Париже и с письмами у них бывшими – заарестованы и из государств высланы ж”.

“По третьему, во Всероссийской империи, под государствованием высокоблаженныя памяти государя Петра Великаго, в 1719-м году, по его Величества указу, за ругательныя реляции (коим оригинально на почте несколько одержано) у Голландскаго резидента де Бие все письма, чрез одного секретаря Коллегии иностранных дел с несколькими гранадеры (он резидент будучи в то время призван в Конференцию), взяты ему при выходе из оной Конференции домовый арест сказан, вскоре выслан и жалоба на него Генеральным Статам принесена”.

“Право и преимущество каждого министра совершенно не начинается прежде принятия тем двором, к которому он прислан, верющеи об нем грамоты; а до того, хотя многия отличности и отмены, яко знаемой вперед быть персоне, государя своего репрезентующей, показываются, и с ним, как с просто путешествующим иностранцем, поступлено быть не может, однако оных прав и преимуществ себе испрашивать министру не токмо нельзя, но пределы его должности еще наивящие само собою, по без характерству его, умаляются и сокращаются так, что проступки такого века еще меньше везде простительны и терпятся”.

“Находящийся ныне здесь войск французских бригадир Шетарди, противу всех трех вышеоглавленных пунктов, как-то разобранныя с цыфири его письма значат (кроме народнаго возмущения), так погрешил, что подлинно, без всякаго налегания и противу его пристрастия, он наивняйшему обругания сам себя подвергнул и достоин: и разсужднии не толико тои высочайшей милости, которую Ея Императорское Величество в прежнюю бытность к нему показывать изволила, но наипаче и той, с каковою он ныне, будучи безхарактерным и простым человеком, принят; почему ежелиб в нем, Шетардии хотя малая благодарность и чиста совесть была, не должен ли бы он опомниться и почувствовать, о какой Великой Монархине он толь дерзостно и нигде в свете непозволительно ко Двору своему пишет”?

Немалая опасность грозила “от подкупления французского разных придворных и духовенства персон”, “и следовательно излишне доказывать, сколь по таким непозволительным каверзным проискам корень того зла пресечь и онаго избавиться нужно. К чему, хотя так безответственно перед Богом, как беззазорно перед всем светом, довольно таких резонов в руках имеется, кои не инако, за суще-справедливые и законные от каждаго, кто бы ни сведал об оных, неспоримо признаны быть имеют; однако видится неприлично с подробностями все его Шетардиевы о Величестве дерзостныя поношения в свет пускать, яко и без того, закуплением людей и старанием его о заведении партий для низвержения министерства, со излишеством доказательств останется”.

Автор предлагает 1) отправить курьера в Париж к Гроссу с предписанием сообщить французскому министерству о поведении Шетарди; о его письмах во Франции знают по оригиналам; сообщить также о принятых мерах; 2) копию письма к Гроссу отправить ко всем дипломатическим представителям России – “пристойно объявить о причине высылки его Шетардиевой”; 3) через три дня отправить к Шетарди двух лиц с предписанием покинуть столицу в 24 часа.

Из других инцидентов, имеющих отношение к нарушению посольской неприкосновенности, можно указать на инцидент с посланником венгерской королевы Марии Терезии, маркизом де Ботта д’Адорно. Маркиз де Ботта “принимал большое участие” в заговоре, сообщали Кантемиру из Петербурга в рескрипте от 3 сентября 1743 г.; “этим он оскорбил не только нас, но и свою королеву, и мы уверены, что она не оставит его без наказания и даст нам сатисфакцию”, – добавляет рескрипт*(276). В Австрии с ответом медлили. “Доселе мы не получали удовольственнаго ответа от венгерской королевы на счет Ботта:”, – сообщали Кантемиру в рескрипте от 8 ноября.

Читайте также:
Продажа недвижимости: что это такое, описание и особенности

Кантемир в реляции от 4/15 декабря доносит о впечатлении, которое инцидент произвел в Париже: “При министерстве здешнем весьма мало нужды доводить, сколь его (Ботты) маркизовы оправдания слабы и сколь по меньшей мере преждевременны королевы венгерской в его пользу пристрастныя извинения”. Сами министры обвиняют его, “и в народе здешнем, как и при чужестранных министрах, изданные от королевы венгерской в газетах рескрипты и оправдания маркиза Ботты весьма противную удачу имеют, чем венский двор ожидал:”*(277). Нуждаясь в помощи Елизаветы против своего врага Фридриха II, Мария Терезия вынуждена была уступить*(278).

Были инциденты, касающиеся свиты дипломатических агентов. Один из них произошел в Англии, другой – во Франции. Потерпевшими в том и в другом случае оказались служители А.Д. Кантемира.

В Лондоне 17 февраля 1731 г. арестован был служитель Кантемира англичанин Джон Элтон. Кантемир сделал по этому поводу представление министру Гаррингтону с указанием, что арест произведен “против неприкосновенности и привилегии, которыми, согласно международному праву, должны пользоваться иностранные министры, их служители и все то, что им принадлежит”*(279). Этот инцидент Кантемир подробно описывает в своей реляции от 20 апреля 1733 г. и сообщает, что он письменно требовал освободить Элтона и “сатисфакцию мне дать в том, что человек мой арестован с моим пашпортом противу прав народных”. Элтон был освобожден, но “сатисфакцию” получить было невозможно, ибо в парламентском акте сказано, что “чужестранным министрам сатисфакции требовать нельзя, если арестованный их человек не записан в росписи, которую тем актом обязаны подавать в статскую канцелярию”, а этого по отношению к Элтону сделано не было*(280).

Другой случай имел место в Париже по поводу ареста служившего у Кантемира “сахарника” Занини. Кантемир подробно рассказывает о нем в своих реляциях от 30 сентября – 11 октября и 3/14 октября 1742 г.*(281)

Переговоры велись и по поводу освобождения дипломатических агентов от таможенных пошлин и других сборов*(282).

Много внимания было обращено на придворный дипломатический церемониал, который сильно интересовал как Анну Ивановну, так и Елизавету Петровну. В своем донесении 15/26 ноября 1731 г. английский агент в России Рондо сообщал, что “нет двора, требующего от представителей иностранной державы больших издержек, чем русский двор, который сам держится с чрезвычайным великолепием и любит, чтоб все окружающие следовали его примеру”. Елизавете Петровне хотелось завести версальский придворный церемониал. Кантемиру заказывают его описание. “Хотя, – говорится в рескрипте к нему от 19 декабря 1742 г., – уже присланы вами сюда описания церемониалов тамошняго двора, касательно послов и других чужестранных министров; теперь асе нам желательно иметь такое же описание и прочих при тамошнем дворе обыкновениях и поведениях в публичных торжествах, как коронациях, так и других случаях, и вообще обо всем, что касается тамошняго этикета и церемониала”.

8 декабря 1747 г. был отправлен рескрипт всем нашим дипломатическим представителям при иностранных дворах, в котором было сказано: “мы обстоятельно ведать желаем, каким образом при всех дворах с послами и с министрами второго ранга поступают, когда они приезжают ко двору, ведут ли разговоры дипломатические агенты с самим королем, бывают ли при королевском столе за обедом, бывают ли приглашены и в карты играть и танцовать и в прочем какие им отличности в обхождениях при дворе показываются”. По этому поводу обширную записку прислал русский дипломатический представитель в Англии, гр. П.Г. Чернышев*(283).

Много церемониальных вопросов возбудил во время своего пребывания в Петербурге французский посол маркиз де ла Шетарди. “Г. Маркиз, – писал о нем Кантемир, – плодовит к вымышлению затруднений”*(284).

Посольский приказ: структура и функции

Приказы – прообразы современных министерств и ведомств. Первое упоминание о них датировано 1512 годом, в грамоте Василия Третьего Владимирскому Успенскому монастырю.

Название произошло от «приказывать» людям заниматься определенными делами. То есть уже в 16-м веке вводилось разделение государственной службы по отраслям. Одним из ключевых ведомств Московского государства являлся Посольский приказ. О нем подробнее в статье.

Возникновение

Посольский приказ – это первый аналог министерства иностранных дел в 16-м веке. Первое письменное упоминание о нем датировано 1549 годом. Именно тогда ведомство возглавил Иван Михайлович Висковатый, а носило оно название не приказ, а посольская изба. Находилась она в Кремле, и только во второй половине 17-го века Посольский приказ перенесли в Китай-город.

Читайте также:
Необходимость крайняя: что это такое, описание и особенности

Функции

Функции посольского приказа:

  • Осуществление дипломатии, организация международных встреч, прием иностранных послов.
  • Перевод «летучих листков» – международных посланий и писем. Именно на их основе появилась первая русская рукописная газета для царя и приближенных – “Куранты”.
  • Дела, связанные с проживанием и бытом иностранных послов, купцов, ремесленников.
  • Выкуп и обмен пленных.
  • В его подчинении находились некоторые города и области на юге и востоке страны.
  • Ведал некоторыми таможенными сборами.
  • Осуществлял надзор за кабаками, следил за их доходами, проводил ревизию.

Возможно, традиция бюрократизма и чиновничьей волокиты в нашей стране возникла именно с организации приказов. Особенность их была в том, что не было четкого разграничения. Из вышеперечисленных функций видно, что посольский приказ ведал не только международными делами, но и другими, абсолютно не связанными с ними. Это порой запутывало не только граждан, но и самих чиновников (дьяков, подьячих). Функции ведомств переплетались настолько, что решить, какой именно приказ должен решать ту или иную проблему, было невозможно. Это приводило к тому, что люди месяцами подавали челобитные безрезультатно.

Об этом однажды заявлял один из умнейших руководителей посольского приказа – Ордин-Нащокин, дипломат и политик в царствование Алексея Михайловича. Он заявлял, что нельзя одновременно и заниматься великими государственными делами, и вести бухгалтерию кабацких ларьков.

Разделение приказа по повытьям

Во второй половине 17-го века Московское государство разрослось, окрепло. Оно присоединило много территорий, наладило международные связи почти со всеми крупными европейскими и восточными государствами. Кроме этого, посольскому приказу стали подчиняться некоторые территориальные приказы:

  • Малороссийский.
  • Смоленский.
  • Приказ Великого княжества Литовского.

Приказ разрастался. Произошло его разделение по повытьям (отделам). За каждым закреплялись определенные страны:

    За первым повытьем – папский престол, Англия, Франция, Испания, Германия (носило название Священной Римской империи).

Из списка видно, что страны группировались по значимости. В первые повытья вошли самые развитые на тот период государства.

Посольский приказ в России, вернее, в Московии, хранил всю важнейшую документацию. То есть выполнял роль государственного архива. Также здесь находились различные печати.

Центральное место отводилось все же дипломатии и международным делам.

Посольский приказ: структура

Глава приказа носил титул думного дьяка.

Думному дьяку помогали несколько дьяков, а тем, в свою очередь, подьячие. Они возглавляли повытья, вели документацию.

В Посольском приказе работали переводчики (работали с иностранными документами), толмачи (выполняли устный перевод) , золотописцы (создавали особые грамоты и документы), писари. Государство ценило эти категории рабочих, поощряло в их среде преемственность, хорошо оплачивало их работу.

Толмачи и переводчики

Толмачи и переводчики, как правило, были из числа «детей боярских» (бояр без земельных вотчин) и городских дворян. Большинство из них побывало в плену, где они и выучили языки. Самыми многочисленными были специалисты по татарскому языку.

В 1871 году наблюдается сокращение толмачей и переводчиков. Это связано с тем, что татарский и калмыцкий языки стали менее значимыми. Толмачи по ним более не нужны государству. Особо начали цениться европейские языки: французский, итальянский, испанский, португальский, немецкий, английский, польский.

Также произошел отказ от «случайных языков»: языки малых народов, стран, с которыми отсутствовали серьезные дипломатические отношения.

Золотописцы

Золотописцы оформляли красками, золотом, серебром грамоты, указы, дипломы. Они изготовляли рукописные книги, жалованные грамоты.

Приставы

Приставы появились во второй половине 17-го века. Их задача – поиск и взятие под стражу ответчиков в суде. Находились в ведении посольского приказа, несмотря на существование разбойного.

Итоги

Итак, Посольский приказ создан в середине 16-го века. Его основная задача – международные дела и дипломатия. Однако среди его функций наблюдаются менее значимые внутренние дела.

Служба в приказе была престижной. Оклад выше, чем в других, но и должности были узкоспециальные, недоступные большинству: толмачи, переводчики, золотописцы, советники. В них поощрялась преемственность, поэтому не каждый мог сюда попасть даже при знании языков.

Приказ существовал до 1720 года. Впоследствии был упразднен, а его функции перешли к коллегии иностранных дел.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: