Постановочный договор: что это такое, описание и особенности

Постановочный договор: что это такое, описание и особенности

Человек с рождения живет в семье родителей, по достижению совершеннолетия, как правило, создает уже свою семью. И, как свидетельствует практика, в процессе супружеской жизни могут возникать и возникают семейные проблемы, которые не всегда разрешаются миролюбивым путем. Следовательно, проблема регулирования возникших противоречий в брачно-семейных отношениях между супругами всегда оставалась и остается животрепещущей.

В соответствии со ст. 40 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Цель брачного договора – это желание сторон изменить законный режим имущества супругов и заключить его на конкретных условиях свободно и самостоятельно.

Таким образом, брачный договор заключается супругами до вступления в брак или в период брака в целях определения имущественных прав и обязанностей, и в т.ч. для установления режима собственности на имущество супругов. Поэтому брачный договор определяет прежде всего правовой режим имущества супругов и иных имущественных взаимоотношений во время брака и в случае его расторжения.

Брачный договор как соглашение представляет собой основанное на равенстве сторон, выражающее их общую волю соглашение лиц, вступающих в брак, или супругов об установлении, изменении или прекращении их имущественных прав и обязанностей. Представляется, что по своей сути брачный договор – это двухсторонняя сделка (ст. 153, п. 1 ст. 420 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Брачный договор должен быть заключен в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение указанных правил влечет его ничтожность (п. 1 ст. 44 СК РФ, п. 1 ст. 165 ГК РФ).

Брачный договор можно заключать как в любое время в период брака, так и до его регистрации. В последнем случае брачный договор вступает в силу лишь с момента регистрации брака. Такой договор по мнению ряда исследователей является сделкой под отлагательным условием, поскольку в этом случае возникновение прав и обязанностей его сторон связано с обстоятельством, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Необходимо отметить, что заключение брачного договора – это прежде всего право сторон, а не обязанность. Закон лишь предоставляет будущим супругам и супругам право самостоятельно определять в брачном договоре свои имущественные взаимоотношения в браке, но не обязывает их к этому.

Посредством брачного договора супруги могут распорядиться как уже существующими имущественными правами, так и правами, которые у них возникнут в будущем (абз. 2 п. 1 ст. 42 СК РФ). В последнем случае, например, при разделе требования об уплате покупной цены из будущей купли-продажи общего автомобиля, распоряжение супругов вступает в силу в момент возникновения у них этого требования.

Брачный договор может быть направлен и на установление обязательства между супругами. Так, например, в нем может предусматриваться, что муж обязуется содержать жену до окончания ею вуза. В этом случае брачный договор представляет собой обязательственную сделку.

Наличие между супругами действующего брачного договора, в котором согласован режим собственности на все имущество (как имеющееся, так и будущее), исключает возможность раздела общего имущества по договору (соглашению) о разделе. В указанной ситуации по смыслу п. 1 ст. 42 СК РФ все имущественные права и обязанности супругов следует определять именно в соответствии с действующим брачным договором. В случае возникновения необходимости раздела имущества, на которое брачным договором установлен режим совместной собственности, супругам следует руководствоваться положениями брачного договора. Если же брачным договором не предусмотрен порядок такого раздела, стороны должны своим соглашением изменить условия договора с соблюдением нотариальной формы (п. 1 ст. 43 СК РФ).

Брачный договор не должен противоречить основным началам семейного законодательства, которые предусматривают осуществление регулирования семейных отношений в соответствии с принципами добросовестности брачного союза мужчины и женщины, равенство прав супругов в семье, разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласованию, приоритет семейного воспитания детей, заботу об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Читайте также:
Налоговый кодекс: что это такое, описание и особенности

При нарушении любого из этих начал брачный договор может быть оспорен заинтересованным супругом и в судебном порядке признан недействительным.

Перечень вопросов, которые супруги вправе урегулировать в брачном договоре, не является исчерпывающим, поскольку помимо перечисленного закон позволяет включить в договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

В любом случае необходимо помнить, что брачный договор не должен:

– ограничивать правоспособность или дееспособность супругов;

– ограничивать права супругов на обращение в суд за защитой своих прав;

– регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей;

– предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания;

– содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное.

Брачный договор в России может регулировать лишь имущественные отношения, что принципиально отличает российское законодательство в этой области от законодательства многих других стран.

Круг лиц, которые вправе заключать брачный договор, определен в СК РФ. Это две группы: супруги и лица, вступающие в брак. Согласно п. 2 ст. 10, п. 1 ст. 12 СК РФ супругами являются мужчина и женщина, достигшие брачного возраста и по взаимному добровольному согласию заключившие брак. Государственная регистрация заключения брака является обязательным условием для законности и правомочности брачного договора.

По общему правилу брачный договор является бессрочным, однако соглашение может носить срочный характер, т.е. заключаться на определенный срок, например, на пять или 25 лет.

Важной особенностью брачного договора является то, что он может быть заключен под условием, то есть могут быть предусмотрены условия, в зависимости от наступления или не наступления которых возникают те или иные права и обязанности супругов. Например, стороны могут включить в брачный договор условие о том, что в случае покупки супругами дачи в собственность жены переходит автомобиль.

Регламентация оснований изменения и расторжения брачного договора содержится как в Семейном (ст. 43), так и в Гражданском (глава 29) кодексах.

Брачный договор может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов путем составления письменного соглашения, содержащего новые положения и условия. Соглашение об изменении или расторжении брачного договора потребует нотариального удостоверения.

При отсутствии согласия между супругами по поводу новых условий изменить или расторгнуть брачный договор можно и через суд по требованию одного из них по основаниям и в порядке, которые установлены ГК РФ для изменения и расторжения договоров.

Важно помнить, что односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается. Поэтому если одного из супругов перестали устраивать условия заключенного брачного договора и достигнуть согласия с другим супругом по этому вопросу не удается, то он может требовать изменения или расторжения договора в судебном порядке, в том числе и при существенном нарушении договора вторым супругом.

Изменить или расторгнуть брачный договор по требованию одного из супругов можно при наличии одновременно следующих условий:

– в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

– изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения;

– исполнение договора настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

– из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Автоматически действие брачного договора прекращается с момента прекращения брака, за исключением тех обязательств, которые предусмотрены брачным договором на период после прекращения брака.

Таким образом, перед заключением брачного договора супругам необходимо договориться между собой и решить, на каких именно условиях они готовы заключить брачный договор и какие положения в него включить. Затем самостоятельно или при помощи соответствующего специалиста составить единый письменный документ. После этого обратиться к нотариусу для нотариального удостоверения данной сделки.

Наталья Воликова,

специалист-эксперт отдела

государственной регистрации недвижимости

Какие условия договора являются существенными

Существенные условия договора — это положения сделки, которые стороны обязательно должны согласовать. Если по тексту не указать эти положения — сделка считается незаключенной.

Читайте также:
Постоянное представительство: что это такое, описание и особенности

Что такое существенные условия контракта

Сделка — это письменные договоренности её участников о взаимных правах и обязанностях. Она содержит ряд характеристик, которые согласовали её участники.

Закон разделяет положения контракта на общие — не требующие обязательного согласования подписантами, и специальные — по которым соглашение участников обязательно. Без специальных положений документ не может существовать и иметь юридической силы.

Общие положения регламентируют права и обязанности, порядок выполнения работ, правила расторжения, иные правила. Если их не согласовать — документ не признают незаключенным, он сохранит юридическую силу. Большинство общих требований контрактов регламентирует закон, дублировать их в тексте не требуется.

Действующее законодательство закрепляет существенные условия договора в ГК РФ — понятие дано в ст. 432 . Это сведения о предмете контракта, иные требования, по которым законодательство обязывает стороны прийти к соглашению. Необходима конкретизация и детализация прав и обязанностей сторон, чтобы исключить двусмысленное толкование.

Виды контрактов регламентируют главы ГК РФ. В каждой главе названы пункты, которые необходимы в нём — обязательные условия договора, если их нет, то документ можно оспорить в суде по заявлению одной из сторон. Обязательные положения допустимо указать в приложениях.

Законодательством определено, при каких условиях договор считается заключенным: если по тексту прописаны обязательные пункты. При их отсутствии контракт ничтожен ( ст. 162 ГК РФ ). Например, если в купле-продаже не указать, какой товар продавец передаёт покупателю, — документ теряет смысл. При наличии цены, порядка и сроков передачи и в отсутствие указания на товар и его характеристики — не ясно, в отношении чего заключили контракт. Необходимо подробно описать передаваемый объект: указать характеристики, идентификационные номера и пр.

В действующем законодательстве указано, можно ли менять существенные условия договора: ст. 421 ГК РФ допускает изменения по согласованию сторон. Если стороны достигнут договоренности, то они вправе поменять положения документа. Например, допустимо по согласованию продавца и покупателя заменить один товар на другой, это не нарушение. Замену оформляют дополнительным соглашением.

Обязательные положения фиксируют:

  • в письменных переговорах;
  • в предварительном контракте;
  • в протоколе разногласий;
  • в основном документе;
  • в дополнительном соглашении к контракту;
  • в приложениях.

Существенные положения отдельных видов сделок

Для всех гражданско-правовых, трудовых и прочих сделок предмет договора является существенным условием договора, это закреплено в п. 1 ст. 432 ГК РФ.

Под предметом понимают цель заключения сделки: обязательство передать товар, выполнить работу, оказать услугу и пр.

Объект — это имущество, в отношении которого стороны совершают действия: помещение при аренде, квартира при найме, результат работ при подряде, товар при купле-продаже. Допустимо слияние предмета и объекта, например недвижимое имущество при купле-продаже.

На конкретных примерах: что относится к существенным условиям договора, помимо предмета.

Пример 1. Для поставки — наименование товара и условие о его качестве, срок поставки.

Пример 2. Для аренды — стоимость.

Пример 3. Для купли-продажи — предмет.

Пример 4. Для страхования — объект, страховой случай, срок действия, размер выплат.

Чтобы ответить на вопрос, является ли срок действия договора существенным условием, необходимо определить тип сделки. Срок необходим не для всех контрактов. Его согласование требуется для банковского вклада и кредита, срочного трудового договора, страхования, поставки и пр.

Положения закона об обязательных реквизитах сделок направлены на защиту интересов сторон. Без указания товара, объекта страхования, перечня услуг и пр. невозможно обеспечить защиту интересов сторон в суде. Суд не может вместо сторон определить, какой товар отчуждают, какие услуги оказывают и пр., поэтому при отсутствии конкретизации сделку признают незаключенной. Правила о недействительности не применяют, поскольку в таких случаях сделка фактически отсутствует ( пункт 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 ).

Создаем регламент договорной работы

Регламент нужен, чтобы построить договорную работу в организации, а также по возможности сбросить необходимость долгих переговоров и согласований (это самая непродуктивная и рутинная часть работы).

Читайте также:
Опубликование законов: что это такое, описание и особенности

Зачем нужен регламент договорной работы

Договорную работу нужно сформировать как бизнес-процесс: обеспечить ее эффективность, скорость принятия решений, взаимодействие всех заинтересованных лиц. В итоге должен получиться структурированный, продуманный результат — договор, который приносит экономические выгоды и страхует от рисков. Для этого нужен регламент договорной работы, который поможет:

Организовать бизнес-процессы договорной деятельности.

Оптимизировать сроки выполнения процедур составления и согласования договоров.

Улучшит качество подготовки договоров.

Снизит правовые риски.

Организует защиту интересов.

Повысит прозрачность деятельности и процессов принятия управленческих решений.

Два подхода работы с договорами в компании

Работу с договорами в организации можно вести двумя способами:

Централизованный подход подразумевает наличие специального структурного подразделения или рабочей группы, которая занимается договорами. Задача исполнителя — доставить проект договора в этот отдел, а согласованием, учетом и хранением занимаются специалисты.

Децентрализованный подход предполагает, что каждый исполнитель ведет свои договоры самостоятельно. Даже если в компании практикуется такой подход, хранить все оригинальные экземпляры договоров нужно в одном месте: у секретаря, юриста или в канцелярии.

Чтобы договорная работа проходила без ошибок, нужно внедрить в компании единые правила подготовки и заключения договоров. Когда есть система — становится неважно, кто занимается договором, потому что сотрудники следуют четкой пошаговой инструкции. Не забудьте разделить зоны ответственности структурных подразделений и сотрудников. Юристы, производственники, финансисты, руководители захотят добавить в договор пункты, важные для них.

Координируйте действия всех сотрудников и руководства на каждом этапе движения договора. Работу над договором всех заинтересованных подразделений должен контролировать один исполнитель. Желательно, чтобы это был коммуникабельный и уравновешенный человек.

Зафиксируйте общие правила документально:

  • В едином документе.
  • В нескольких связанных между собой локальных актах.
  • В отдельных документах, регулирующих отдельные этапы: положение о претензионно-исковой работе, порядок проверки контрагентов.
  • В отчетности об исполнении договора указывайте, эффективен ли он, какие появляются проблемы. Этот опыт поможет при разработке следующих договоров.

Начинаем работу над договором

Работа над договором начинается с переговоров с клиентами, контрагентами. Из обсуждений становится ясно, когда пора готовиться к сделке и начинать работать с проектом документа.

Сначала он отправляется на согласование — как с внутренними, так и с внешними клиентами (партнерами). Далее проходит этап подписания и, наконец, начинается этап исполнения. В процессе договор где-то должен храниться, но к нему нужно открыть доступ и проследить, что у всех заинтересованных сторон есть копии документа.

Если стоит вопрос о завершении короткой сделки или длящихся отношений, нужно продумать процедуру продления, подписания дополнительных соглашений.

Подготовка договоров: этапы и мероприятия

Схематично алгоритм действий по подготовке договоров выглядит так:

создание договора сотрудником — согласование договора с юристом — согласование договора с другими сотрудниками — подписание договора руководителем предприятия — регистрация договора — отсылка копии договора партнеру

Конечно, в реальности схема будет гораздо сложнее с учетом всех замечаний. Оптимальным решением будет выбрать способ заключения договора (например, заключить его с контрагентом напрямую или устроить конкурсную систему отбора партнера), разработать структуру договорных отношений (права, обязанности, ответственность). Потом подготовить текст и подтверждающие документы. Не забудьте утвердить ответственных за исполнение договора.

После сбора всех пожеланий вносятся изменения, утверждается окончательная редакция и договор подписывают.

Следующий этап — отслеживание исполнения договорных обязательств. Ответственные проводят инструктаж работников, участвующих в исполнении договорных обязательств, и разрабатывают меры по улучшению договорных отношений.

Что должно быть в регламенте договорной работы

В регламент договорной работы обязательно включают аспекты:

Порядок подготовки проектов договоров.

Процедуры проверки контрагентов.

Согласование условий с заинтересованными сотрудниками.

Согласование договоров с контрагентами.

Порядок подписания договоров уполномоченными лицами.

Организацию исполнения договоров.

Контроль за исполнением договоров.

Порядок претензионно-исковой работы.

Хранение и архивирование.

Важные моменты подготовки регламента договорной работы: чек-лист

Продумайте заранее:

Формат, в котором предоставляется проект договора для согласования. Например, для предварительного рассмотрения договор может быть передан в юридический отдел и другим подразделениям по электронной почте.

Читайте также:
Название судна: что это такое, описание и особенности

Кто несет ответственность за проверку контрагента и полномочий лиц, подписывающих договор.

Правила визирования договоров начальника юридического отдела и порядок исправления договора после замечаний юристов.

Сроки рассмотрения договоров юридическим отделом.

Порядок согласования договора с другими заинтересованными отделами.

Порядок обсуждения договоров, которые содержат сведения, относящиеся к коммерческой тайне.

Как поступать с договорами, по которым не было принято общее решение (например, юристы не могут одобрить, а контрагент отказывается менять текст).

Порядок внесения договоров в реестр договоров.

На что нужно также обратить внимание:

Учесть особенности и условия работы компании.

Определить перечень и функции подразделений предприятия, ведущих договорную работу.

Установить содержание выполняемых при этом действий, порядок и сроки их осуществления.

Закрепить схемы подготовки договорной документации и учета исполнения договоров.

Предусмотреть ответственность конкретных работников, их права и обязанности.

Что важно юристам:

Обеспечить соблюдение требований действующего законодательства, учет актуальной судебной практики.

Обеспечить соответствие договора интересам компании.

Проверить правоспособность и легитимность контрагента.

Составить исчерпывающий перечень дополнительных документов.

Подтвердить исполнение договора.

Продумать гарантии защиты прав и интересов компании.

Определить возможности и алгоритмы формирования доказательств в случае невыполнения партнером своих обязательств.

Основные риски

9 распространенных рисков, с которыми вы можете столкнуться при подготовке договоров:

Заключение договора с проблемными контрагентами.

Наступление неблагоприятных последствий, вызванных недостатками договора.

Превышение полномочий лиц, подписавших договор.

Истечение срока полномочий.

Изъяны в доверенности.

Отсутствие лицензий и других специальных разрешений на осуществление деятельности.

Потеря документов в процессе согласования исполнения.

Затягивание сроков согласования договорных документов.

Нарушение сроков и этапов исполнения договора.

Как противостоять рискам и бороться с нарушениями: 10 советов

Чтобы минимизировать угрозы, которые исходят от недобросовестных контрагентов или невнимательных сотрудников, следуйте этим правилам:

Анализируйте бизнес-процессы и методы работы компании: выявляйте проблемы, основания для судебных споров, организуйте претензионную работу.

Разработайте формы договоров и отчетной документации.

Разработайте алгоритм договорного документооборота с учетом задач по созданию, корректировке, заключению и исполнению договоров.

Определите участки ответственности и компетенций руководителей, юристов, финансистов, исполнителей.

Разработайте рабочие и должностные инструкции по договорной работе.

Проводите инструктаж и обучение сотрудников, связанных с договорным документооборотом, Например, на собрании определяйте, что делать с поступившим договором, как решать спорные моменты, на что обращать внимание.

Внедрите систему оптимизации договорной работы

Проводите аудит — регулярную проверку корректности работы системы, выявляйте проблемы.

Проводите консалтинг и обучение сотрудников.

Помните, что создание, отладка, проверка и совершенствование системы работы с договорной документацией требуют привлечения в договорной отдел квалифицированных юристов.

Смотрите также. Договорное право: предмет, условия договора

Текст: Светлана Щербак

Памятка потребителю. Абонентский договор – понятие, особенности заключения и исполнения абонентского договора

Памятка потребителю. Абонентский договор – понятие, особенности заключения и исполнения абонентского договора.

Согласно пункту 1 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации абонентским договором признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом (например, абонентские договоры оказания услуг связи, юридических услуг, оздоровительных услуг (посещение бассейна, фитнеса и др.) , технического обслуживания оборудования). Суть этого договора состоит в том, что одна из сторон ( абонент ) получает право в течение срока действия договора требовать от другой стороны исполнения в тот момент, в который ей это будет нужно, и в том объеме, который ей будет нужен.

Абонентский договор находит широкое применение в сфере бытовых услуг. На основе абонементного обслуживания строятся отношения по оказанию оздоровительных услуг (посещение бассейна, фитнеса и др.), когда покупается абонемент на определенный срок и даже если клиент реально не получает эту услугу, то деньги ему не возвращают. Аналогичное правило действует и в отношении жилищно-коммунальных услуг, когда собственники и наниматели жилых помещений должны их оплачивать независимо от того, пользуются они ими или нет (например, при вывозе мусора).

Абонентским договором может быть установлен верхний предел объема исполнения, который может быть затребован абонентом ( пункт 32 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»).

Читайте также:
Письменное доказательство: что это такое, описание и особенности

В соответствии с пунктом 2 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, затребовал ли он соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.

Особенностью данного вида договора является внесение оплаты по нему вне зависимости от того, было ли затребовано заказчиком соответствующее исполнение от исполнителя или нет, а также в стабильности размера оплаты за отчетный период, независимо от того, что объем и сложность встречного предоставления в каждом из отчетных периодов может сильно отличаться. Такие договоры предполагают возможность заказчика обратиться к исполнителю в любой момент времени и затребовать соответствующее исполнение (услугу), а оплата предусматривается именно за постоянное «состояние готовности» исполнителя в течение отдельного периода предоставить встречное предоставление заказчику.

Не совершение абонентом действий по получению исполнения (не направление требования исполнителю, неиспользование предоставленной возможности непосредственного получения исполнения и т.д.) или направление требования исполнения в объеме меньшем, чем это предусмотрено абонентским договором, по общему правилу, не освобождает абонента от обязанности осуществлять платежи по абонентскому договору. Иное может быть предусмотрено законом или договором, а также следовать из существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств ( пункт 2 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», также регулирующей правоотношения сторон, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Совокупность положений указанных норм права (статьи 429.4. Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей») свидетельствует, что при отказе от абонентского договора заказчик не вправе требовать перерасчета стоимости услуги, приходящейся на период до отказа от договора, поскольку право затребовать от исполнителя исполнения договора в указанный период сохранялось, в свою очередь, возврату заказчику подлежит стоимость услуги, приходящаяся на период после отказа его от договора, поскольку правовые основания для их удержания у исполнителя отсутствуют.

Таким образом, взысканием фактически понесенных расходов восстанавливаются права исполнителя, приступившего к исполнению, но не получившего от заказчика предусмотренной договором оплаты ввиду его отказа от договора.

Применительно к абонентскому договору затраты исполнителя компенсируются оплатой, полученной от заказчика за период до отказа от исполнения договора.

Отказ потребителя от исполнения договора является его правом, такой отказ допустим независимо от мотивов отказа.

Следовательно, особенностью данного вида договора является внесение оплаты по нему вне зависимости от того, было ли затребовано заказчиком соответствующее исполнение от исполнителя или нет, а также в стабильности размера оплаты за отчетный период, несмотря на то, что объем и сложность встречного предоставления в каждом из отчетных периодов может отличаться.

Условие об оплате услуг формулируется в таких договорах, как обязанность заказчика ежемесячно вносить одинаковую плату, если в этом месяце он не отказывался от потребления услуг.

В отличие от иных договоров, предусматривающих исполнение стороной заявок другой стороны (например, договора кредитной линии или договора поставки товара по заявкам), в рамках абонентского договора абонент платит заранее оговоренную плату (цену). Причем эта плата не зависит от того, вычерпал ли абонент возможные работы или услуги, которые он может затребовать в этот период времени, или нет. Соответственно, условие о такой оплате может формулироваться в договоре как обязанность заказчика периодически (ежемесячно, ежеквартально) вносить одинаковую плату, если в этом периоде заказчик не отказывался от потребления услуг. В силу специфики правовой природы рассматриваемого договора возврат платы в случае незатребования исполнения невозможен.

65. Постановление прокурора

65. Постановление прокурора

Читайте также:
Пробирный сбор: что это такое, описание и особенности

Одно из средств прокурорского реагирования – вынесение постановления. Постановления прокурора бывают двух видов: о возбуждении уголовного дела и о возбуждении производства об административном правонарушении. Наиболее принципиальным требованием к этим актам прокурорского реагирования является необходимость их мотивированности: прокурор может выносить постановление только в том случае, когда он твердо убежден в наличии признаков преступления или административного правонарушения.

1. Постановление о возбуждении уголовного дела. Порядок вынесения поста новления о возбуждении уголовного дела, его основания и поводы предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством. Для вынесения постановления необходимо наличие в выявленном правонарушении признаков преступления. Под таковыми понимаются (в соответствии с УПК):

– высокая степень общественной опасности;

В постановлении прокурора о возбуждении уголовного дела должны содержаться повод и основание к возбуждению дела, с указанием статьи УПК, по признакам которой возбуждается дело, направление для производства дальнейшего расследования – следователю или органу дознания. (В определенных исключительных случаев прокурор не указывает дальнейшего направления дела, а принимает его к своему производству.)

2. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Выносится прокурором после того как при осуществлении надзора он вы явил факт нарушения закона, обладающего признаками административного нарушения. В постановлении о возбуждении дела содержатся сведения о времени, месте свершения, содержании правонарушения, нормативном акте, который регулирует ответственность за данное правонарушение. Приложением к постановлению могут являться материалы и документы, подтверждающие правонарушение и виновность совершившего его лица.

Постановление подписывается как прокурором, так и совершившим правонарушение лицом, после чего направляется для дальнейшего рассмотрения органу или должностному лицу, имеющему соответствующие полномочия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

29. Дисциплинарная ответственность прокурора

29. Дисциплинарная ответственность прокурора За нарушение своего долга, проступки, порочащие честь работника прокуратуры, за пренебрежение своими обязанностями или ненадлежащее их исполнение каждый прокурорский работник может быть подвергнут дисциплинарному

62. Протест прокурора

62. Протест прокурора Самым распространенным актом прокурорского реагирования является протест прокурора , который вносится на несоответствующий закону правовой акт, изданный каким-либо из органов, организаций и должностных лиц, входящих в перечень объектов

64. Представление прокурора

64. Представление прокурора Представление – акт прокурорского реагирования, направленный на устранение нарушения закона, а также причин и условий, его вызвавших.Под нарушениями закона, для устранения которых предназначено прокурорское представление, понимают не

65. Постановление прокурора

65. Постановление прокурора Одно из средств прокурорского реагирования – вынесение постановления. Постановления прокурора бывают двух видов: о возбуждении уголовного дела и о возбуждении производства об административном правонарушении. Наиболее принципиальным

49. Правовой статус прокурора

49. Правовой статус прокурора Правовой статус прокурора – это совокупность прав, обязанностей, гарантированных государством, а также ответственность по прокурорской деятельности. Статус прокурора соответствует статусу гражданина, но имеются некоторые

Статья 66. Отвод прокурора

Статья 66. Отвод прокурора 1. Решение об отводе прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу принимает вышестоящий прокурор, а в ходе судебного производства – суд, рассматривающий уголовное дело.2. Участие прокурора в производстве предварительного

Статья 23. Протест прокурора

Статья 23. Протест прокурора 1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке,

Статья 25. Постановление прокурора

Статья 25. Постановление прокурора 1. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.2. Постановление прокурора о возбуждении производства об

Статья 27. Полномочия прокурора

Статья 27. Полномочия прокурора 1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;принимает меры

Статья 30. Полномочия прокурора

Статья 30. Полномочия прокурора 1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской

Статья 33. Полномочия прокурора

Статья 33. Полномочия прокурора 1. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц,

Читайте также:
Проба крови: что это такое, описание и особенности

Постановление прокурора: что это такое, описание и особенности

В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Особенность ее статуса состоит в том, что основными целями прокурорской деятельности являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Это свидетельствует не только о важности прокуратуры для государства, общества и отдельного гражданина, но и предъявляет повышенные требования к прокурорам, а также законодательству о прокуратуре. Этим обусловлено конституционное урегулирование основ статуса прокурорской системы Российской Федерации.

Отмеченное подтверждается тем, что Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в рамках внесенного 20.01.2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» внимание уделено прокуратуре.

В настоящее время в Конституции Российской Федерации предусмотрена статья 129, которая находится в главе 7 под названием «Судебная власть и прокуратура». До 2014 года данная глава имела наименование «Судебная власть».

Таким образом указано на особый самостоятельный статус прокуратуры в системе иных государственных институтов, отмечено повышенное социальное значение прокурорской деятельности.

Статья 129 Конституции Российской Федерации состоит из пяти частей, которые посвящены регулированию организационных вопросов преимущественно связанных с назначением на должность и освобождением от должности прокуроров в статусе руководителей органов прокуратуры.

Так, в соответствии с частью второй указанной статьи Генеральный прокурор Российской Федерации и все его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, как это определено частью третьей данной статьи, назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Решение об освобождении от должности данных прокуроров также принимает Президент.

Приравненные по статусу к прокурорам субъектов Российской Федерации специализированные прокуроры назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации назначение на должность и освобождение от должности прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров находится в ведении Генерального прокурора Российской Федерации.

Кроме того, в части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Следует обратить внимание еще на одну важную конституционную норму – это пункт «о» статьи 71, где установлено, что прокуратура находится в исключительном ведении Российской Федерации (то есть федерального центра). Следовательно, установление статуса прокуратуры, наделение ее функциями должно осуществляться именно на федеральном уровне.

С данными конституционными положениями полностью согласуются законодательные требования, установленные в ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», где предусмотрено,
что на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

К основным функциям прокуроров относятся:
– надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– надзор за исполнением законов судебными приставами;
– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами;
– участие в рассмотрении дел судами;
– участие в правотворческой деятельности. В силу ст. 9 Закона о прокуратуре прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. А также в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генпрокуратурой России порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 N 400 “Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов”).

Читайте также:
Орудие преступления: что это такое, описание и особенности

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ст. 10 Закона о прокуратуре).

В действующем Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры, что является подтверждением важного значения ее правозащитной роли на современном этапе развития нашей страны. Правозащитный потенциал прокуратуры проявляется как в разноплановой деятельности по надзору за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и в значительной профилактической направленности проводимых надзорных мероприятий в различных сферах жизнедеятельности государства и общества.

Правозащитная функция прокуратуры в целом проявляет себя в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина, в разрешении обращений граждан и организации, проведении приема граждан, деятельности по защите прав предпринимателей.

Надзорные функции прокуратуры составляют: надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, предварительное следствие и дознание; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор в сфере исполнения уголовных наказаний.

Правотворческая функция прокуратуры включает в себя участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, участия прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе посредством реализации права законотворческой (нормотворческой) инициативы (ст. ст. 7 и 9).

Координационная функция организационно закреплена в статье 8 Закона о прокуратуре и заключается в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, межведомственном взаимодействии.

Судебные функции органы прокуратуры выполняют при поддержании государственного обвинения в суде, а также в случаях обязательного участия прокурора в уголовном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве (раздел IV. Участие прокурора в рассмотрении дел судами).

Информационно-просветительские функции прокуратуры заключаются в реализации принципа гласности, закрепленного в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре, и реализуются посредством информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности, выступлений в средствах массовой информации, взаимодействия с институтами гражданского общества, проведения работы по правовому просвещению и разъяснению законодательства.

Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции выполняет международно-правовые функции: осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации, в экстрадиции уголовных преступников (ст. 2).

На основании положений п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре научные и образовательные организации, входящие в систему прокуратуры (Академия Генеральной прокуратуры РФ, институты и филиалы Академии), реализуют функции по подготовке квалифицированных юридических кадров и научному обеспечению прокурорской деятельности.

Читайте также:
Пенсионный взнос: что это такое, описание и особенности

Таким образом, отличительной особенностью правового статуса прокуратуры России является многообразие форм прокурорской деятельности, механизмов и способов взаимодействия с высшими органами государственной власти, судебными органами, органами местного самоуправления, международными организациями и иными субъектами правовых отношений, чем обусловлено возрастание роли прокуратуры в реализации правовой политики государства, одновременно с этим прокуратура перестает быть органом уголовного преследования (имеющиеся полномочия в уголовно-правовой сфере фактически сведены к надзорной, координационной и судебной функциям), что еще раз подчеркивает конституционную ценность и правозащитный характер деятельности данного государственно-правового института.

Информирует Старший помощник прокурора Нахимовского района города Севастополя С.А. Сурма

Андреевский муниципальный округ

Официальный сайт муниципального образования

Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Статьей 3 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” (далее – Закон) установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, данным Законом и другими федеральными законами, а также международными договорами РФ.

Конституция РФ в п. “о” ст. 71 относит прокуратуру к исключительному ведению России, что, по сути, исключает возможность регулирования вопросов организации и деятельности прокурорской системы на региональном и тем более местном уровнях. В силу п. “е.1” ст. 83 Конституции РФ Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуру Генпрокурора РФ, а также вносит в эту палату Парламента предложение об освобождении Генпрокурора РФ от должности. В свою очередь, согласно п. “з” ст. 102 Конституции РФ, Совет Федерации на основании внесенных главой государства представлений назначает на должность либо освобождает от нее Генпрокурора РФ. Наконец, ст. 129 Конституции РФ определено что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Законом, который в свою очередь наделяет её конституционно-правовым статусом, определяет как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ. Данная норма также воспроизводит названный выше порядок назначения на должность и освобождения от нее Генпрокурора РФ, устанавливает особый (сопряженный с согласованием региональными властями) порядок назначения на должность прокуроров субъектов РФ, закрепляет положения о назначении на должность иных прокуроров, а также предопределяет закрепление полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры РФ на уровне федерального закона.

Акты международного права также играют роль регуляторов деятельности прокуратуры. В Федеральном законе от 30.10.2007 N 237-ФЗ “О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года” имеется оговорка следующего содержания: “Российская Федерация в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Конвенции заявляет, что по вопросам передачи судопроизводства по уголовным делам с назначенными органами Договаривающихся государств сносится Генеральная прокуратура Российской Федерации”. Указом Президента РФ от 26.10.2004 N 1362 “О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, касающихся взаимной правовой помощи” Генпрокуратура РФ обозначена как центральный орган по уголовно-правовым вопросам. Согласно Указу Президента РФ от 18.12.2007 N 1707 “О центральных компетентных органах Российской Федерации, осуществляющих сотрудничество в рамках Соглашения между государствами – членами Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и об уполномоченном органе Российской Федерации, ответственном за координацию сотрудничества в рамках этого Соглашения” Генпрокуратура РФ фигурирует как один из центральных компетентных органов.

В Договоре между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о передаче осужденных 2002 г. центральным органом, представляющим российскую сторону, прямо названа Генпрокуратура РФ.

Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ “О чрезвычайном положении” при введении чрезвычайного положения на территории нескольких субъектов РФ Генпрокурором РФ может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Закон о прокуратуре содержит основные положения статуса прокурорской системы в целом и различных составляющих ее звеньев, определяет принципы организации и деятельности прокуратуры, перечисляет функции прокуратуры, закрепляет полномочия прокуроров различных уровней прокурорской системы по руководству подчиненными органами прокуратуры. В самостоятельных разделах Закона содержатся нормы, характеризующие отдельные виды (отрасли или подфункции) прокурорского надзора, их предмет и полномочия прокуроров по осуществления конкретного вида деятельности, уделяется внимание характеристике иных функций и направлений деятельности. Закон регулирует вопросы прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ, особенности материального обеспечения и социальных гарантий прокурорских работников.

Читайте также:
Научный центр: что это такое, описание и особенности

Процессуальное положение прокурора закрепляют такие законодательные акты, как УПК, ГПК, АПК, КоАП. Отдельные законы предусматривают особенности осуществления надзора, наделяя прокурора специфическими полномочиями. Характерными примерами являются федеральные законы от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и от 17.07.2009 N 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов”. В ряде законодательных актов прямо говорится об осуществлении надзора за их исполнением органами прокуратуры. В их числе федеральные законы от 10.06.2008 N 76-ФЗ “Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания” и от 28.12.2010 N 403-ФЗ “О Следственном комитете Российской Федерации”.

Постановления КС РФ вносят отдельные коррективы в вопросах применения положений законодательства о прокуратуре. Среди наиболее значимых из них следует назвать Постановления от 01.12.1999 N 17-П “По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела”, от 11.04.2000 N 6-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации” и ряд других.

Постановления и распоряжения Правительства РФ регулируют отдельные вопросы, касающиеся социального и материального обеспечения органов прокуратуры и прокурорских работников, т.е. имеют вспомогательный характер и в буквальном смысле не относятся к правовым основам деятельности прокуратуры.

Нормативные правовые акты Генпрокурора РФ. В соответствии с Законом о прокуратуре (п. 1 ст. 17) Генпрокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры России и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности системы прокуратуры. В комплексе с организационными вопросами Генпрокурору РФ предоставлено право определять порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Приказы Генпрокурора РФ издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников. В качестве таковых могут выступать: общие вопросы организации надзора и управления в органах прокуратуры; вопросы организации работы по надзору за исполнением законов; вопросы организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, органами дознания и органами предварительного следствия; вопросы организации надзора за исполнением законов на транспорте и др. Приказами Генпрокурора РФ разграничиваются сферы ведения территориальных и специализированных прокуратур, решаются другие организационно-правовые вопросы. Указания, как правило, регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры. В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов о приватизации, о ВЭД и др. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской практики или результатов конкретных проверок. Распоряжения связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера. Посредством распоряжений регламентируется статус структурных подразделений аппарата Генпрокуратуры РФ, наиболее крупных специализированных прокуратур, порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Инструкции определяют процедуру, своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности: организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов, вещественных доказательств и др.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: