Постоянный нейтралитет: что это такое, описание и особенности

Постоянный нейтралитет в международном праве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.10, кандидат юридических наук Кондаков, Александр Валентинович

  • Специальность ВАК РФ 12.00.10
  • Количество страниц 150

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Кондаков, Александр Валентинович

Глава I. Теория нейтралитета

Нейтралитет во время войны

Права и обязанности нейтрального государства

Права и обязанности постоянно нейтрального государства

Оформление постоянного нейтралитета

Гарантия постоянного нейтралитета

Глава II. Постоянный нейтралитет Швейцарии

История образования Швейцарии

Постоянный нейтралитет Швейцарии до 1815 г.

Акты Венского конгресса 1815г. 78 Постоянный нейтралитет Швейцарии после Венского конгресса

Постоянный нейтралитет Швейцарии в 90-е гг.

Глава III. Постоянный нейтралитет Австрии

Развитие постоянного нейтралитета Австрии после 1955 г.

Глава IV. Постоянный нейтралитет Туркменистана

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Международное право, Европейское право», 12.00.10 шифр ВАК

Институт нейтралитета в международном праве: вопросы теории и практики 2011 год, кандидат наук Умеренко, Юрий Александрович
Роль нейтральных государств в формировании системы европейской безопасности 2003 год, кандидат политических наук Щербинин, Павел Викторович
Постоянный нейтралитет Австрии: становление, трансформация и перспективы 2009 год, кандидат исторических наук Кружков, Владимир Анатольевич
Внешняя политика Второй Австрийской Республики, 1945-1989 гг. 1990 год, кандидат исторических наук Игошкин, Георгий Степанович
Внешняя политика Австрии и развитие советско-австрийских отношений в 80-е годы 1988 год, кандидат исторических наук Ермаков, Олег Анатольевич

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Постоянный нейтралитет в международном праве»

Актуальность темы исследования. Появление понятия «нейтралитет» восходит еще к периоду античности. Согласно наиболее общим определениям, нейтралитет – это «особый международно-правовой статус государства»’. Первоначально под нейтралитетом понимался нейтралитет того или иного государства во время войны, однако в дальнейшем возникли такие его разновидности, как позитивный и постоянный нейтралитет.

Именно рассмотрению постоянного нейтралитета и посвящена данная работа, ибо, данная разновидность нейтралитета обладает той особенностью, что, как правило, устанавливается государством с одобрения международного сообщества и гарантируется им; то есть государство не может в одностороннем порядке упразднить статус постоянного нейтралитета. Другой особенностью постоянного нейтралитета является то, что государство, обладающее таким статусом, обязано придерживаться его не только во время войны, но и в мирное время. В связи с этим данный институт приобретает важное значение для поддержания мира и предотвращения военных конфликтов.

1 Дипломатический словарь, Москва, 1986.

В настоящее время постоянно нейтральным являются Австрия, Швейцария, Мальта, Лаос и Камбоджа. Что касается Швейцарии, то она является первым государством, установившим для себя статус постоянно нейтрального государства 184 года назад и неукоснительно придерживающимся его с тех пор. Австрия же установила для себя этот статус сравнительно недавно – после второй мировой войны, однако ее пример не менее важен для понимания сущности и значения постоянного нейтралитета в современном мире. Это же касается и трех других государств.

Тема диссертации тем более актуальна, что в последнее время постоянный нейтралитет испытывает значительный прессинг со стороны таких процессов, как глобализация, европейская солидарность, а также в свете необходимости коллективного подхода по противодействию международному терроризму. В этой связи четкое уяснение правовой сути постоянного нейтралитета, как представляется, будет способствовать пониманию того, насколько он совместим с вышеперечисленными тенденциями.

Степень разработанности темы. В российской юридической литературе понятие постоянного нейтралитета получило весьма скромное освещение, в основном на уровне периодических изданий2. Основной их

2 См, например, статьи В.Д.Дорохина «Австрийский нейтралитет не вечен?», Международная жизнь, №3 1998 г. В.А.Кружкова «Нейтралитет в европейском политическом поле», Международная жизнь, №6, особенностью является рассмотрение сути и перспектив постоянного нейтралитета в свете политической ситуации в Европе. Кроме того, данные работы посвящены не столько анализу эффективности данного статуса в силу его правовой специфики, сколько анализу возможных внутри- и внешнеполитических раскладов, которые решат судьбу постоянного нейтралитета. По этому смело можно утверждать, что в российской юридической литературе сколько-нибудь детального и комплексного изучения данная тема не получила.

Между тем проблематика постоянного нейтралитета получила освещение еще в дореволюционный период. При написании работы были активно использованы положения работ Ф.Ф.Мартенса и Б.Э.Нольде. Основной же массив работ по проблематике постоянного нейтралитета приходится на советский период. В ходе исследования автор опирался на теоретические и практические положения и выводы, сформулированные в работах таких российских юристов-международников, как Ю.М.Прусаков, Б.В.Ганюшкин, А.П.Мовчан, В.Н.Дурденевский, О.В.Афанасьева, Г.И.Тункин, О.И.Тиунов, М.Махер, И.П.Ильинский. Из зарубежных авторов следует упомянуть Л.Штрэссле, М.Хагемана, Л.Оппенгейма, Т.Хопарда, Э.Дж.Герлиха, Э.Бонжура и А.Фердросса.

Читайте также:
Правоспособность гражданина: что это такое, описание и особенности

Методология. Основу методологии диссертационного исследования составили труды перечисленных выше советских юристов-международников. Комплексный характер темы исследования обусловил необходимость изучения не только отечественной и зарубежной литературы, но и научных трудов по теории международного и государственного права, политологии. При анализе юридической сущности постоянного нейтралитета автор опирался на значительный круг международных договоров и внутригосударственных актов.

Объект исследования. Объектом настоящего исследования является постоянный нейтралитет в качестве самостоятельного института международного права.

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, чтобы, изучив международные документы и внутреннее законодательство рассматриваемых стран, а также доктрину, показать роль и место постоянного нейтралитета в системе международного права и сделать выводы относительно его перспектив. Общая цель конкретизируется и достигается решением ряда задач, важнейшими из которых являются:

1. Показать историю формирования концепции нейтралитета в 3-х его основные формах – нейтралитет во время войны, постоянный и позитивный нейтралитет.

2. Проследить процесс формирования концепции постоянного нейтралитета, а также вытекающие из этого статуса специфические правоотношения.

3. Провести анализ постоянного нейтралитета как специфического института международного права.

4. Проиллюстрировать развитие и специфику постоянного нейтралитета на примере стран, его установивших.

Методы исследования. При исследовании проблем автор руководствовался следующими методами и приемами познания: формальнологическим и сравнительно-правовым.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней дается анализ постоянного нейтралитета как самостоятельного института международного права с учетом произошедших в 80-90-х гг. 20 века изменений на международной арене.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно позволяет определить место и роль постоянного нейтралитета в системе международного права, а также сделать определенные выводы относительно его перспектив.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей научной разработке концепции постоянного нейтралитета как в теоретическом плане, так и применительно к государствам, установившим данный статус. Работа представляет интерес для научных работников, занимающихся проблемами международного и регионального сотрудничества. Основные положения диссертации могли бы применяться в процессе преподавания международного права и стать основой специального курса лекций для студентов высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования. Основные положения данной научной работы отражены диссертантом в научной статье и брошюре.

Разработка темы диссертационного исследования позволила автору сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту.

1. Анализ развития и специфических черт постоянного нейтралитета позволяет с уверенностью констатировать, что он сложился в самостоятельный институт международного права. Это доказывают как особые формы его установления, так и специфика правоотношений вытекающая как для постоянно нейтральных государств, так и для тех стран, которые признали этот статус.

2. Рассмотрение особенностей постоянно нейтралитета позволяет дать ему четкое определение – это международно-правовое положение суверенного государства, которое в силу одностороннего волеизъявления или международного договора обязано не участвовать во всех войнах, кроме случаев самообороны, а в мирное время проводить политику, препятствующую втягиванию его в войну, то есть не вступать в военные союзы, не допускать размещения на своей территории иностранных военных баз, не заключать договоров, способствующих экономической или политической подготовке войны.

3. Практика установления постоянного нейтралитета такими государствам, как Австрия и Туркменистан позволяет сделать вывод о том, что гарантия постоянного нейтралитета со стороны международного сообщества не является необходимым условием его существования, хотя все постоянно нейтральные страны стремились к признанию своего статуса другими государствами.

4. Анализ практики швейцарского миротворчества позволяет утверждать, что подключение Швейцарии к режимам санкций ООН и ЕС невоенного характера совместимо с ее постоянным нейтралитетом, т.к. во-первых, такая модель имеет целью поддержание международного мира и безопасности, и, во-вторых, не приведет к втягиванию страны в военные блоки и непосредственно в военные действия.

5. Соображения, приведенные в п.4 позволяют также доказать допустимость возможного будущего членства Швейцарии и действующего членства других постоянно нейтральных государств в ООН – организации, основной целью которой является поддержание международного мира и безопасности. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении членства постоянно нейтральных государств в других международных организациях невоенного характера, если только из него не вытекают обязательства, однозначно несовместимые с постоянным нейтралитетом. В этом плане показательно членство Австрии в ЕС в свете усиления военной компоненты последнего.

Читайте также:
Приобретательная давность: что это такое, описание и особенности

6. На основании анализа международных документов и доктрины можно с уверенностью констатировать, что постоянный нейтралитет Туркменистана не является гарантированным, что, однако, не препятствует его существованию и значению для всего региона. Речь идет об универсальном признании туркменского нейтралитета со стороны международного сообщества в лице ООН.

Структура работы обусловлена объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, 4-х глав, подразделяющихся на параграфы, заключения и списка использованных источников.

Постоянно нейтральные государства.

Порядок провозглашения постоянного нейтралитета государством. Их права и обязанности.

Постоянный нейтралитет — это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в ка­ких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь та­кое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтраль­ные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории ино­странных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообще­ства в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничест­ва между государствами. Таким образом, постоянный нейтра­литет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса является за­ключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наде­ляемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком — он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам посто­янно-нейтральное государство должно соблюдать правила ней­тралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухопутной вой­не (Пятая конвенция) и морской войне (Тринадцатая конвен­ция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не мо­жет допускать использования своей территории, включая воз­душное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недо­пустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь свою армию и военные укрепления, необходимые для самообо­роны.

Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым ак­том государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указан­ного права является выбор государством способов установле­ния статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполага­ет, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних ак­тов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Авст­рия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтвер­ждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, под­писавшие Соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейца­рии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о вос­становлении независимой и демократической Австрии, в кото­ром союзные в ходе Второй мировой войны великие держа­вы — СССР, США, Англия, Франция — заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Авст­рии в том виде, как это установлено названным Договором. Ав­стрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного ут­верждения своей внешней независимости и неприкосновенно­сти своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в Зако­не закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать созда­ния военных опорных пунктов чужих государств на своей тер­ритории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

Читайте также:
Рабочее время: что это такое, описание и особенности

На международном совещании в Женеве 14 стран по урегу­лированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники сове­щания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единст­во и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, ка­сающееся суверенитета, независимости, территориальной цело­стности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Дру­гие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтрали­тета нашла отражение в Законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным госу­дарством и отказывается от участия в каких-либо военных сою­зах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте ино­странных вооруженных сил.

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана», принятыми в 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамб­леи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.

В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержа­ние указанных документов и закрепляется положение, согласно которому «признанный сообществом нейтралитет Туркмени­стана является основой его внутренней и внешней политики».

Таким образом, только полноправный субъект международ­ного права — государство — может обладать статусом постоянно­го нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоян­но-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоян­но-нейтральное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных конфлик­тах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе действий.

Современное международное право, ликвидировавшее «пра­во на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблю­дения международных обязательств, создает тем самым для го­сударств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополни­тельные гарантии его обеспечения.

НЕЙТРАЛИТЕТ

НЕЙТРАЛИТЕТ – правовой статус государства, при котором оно воздерживается от действий, способных вовлечь его в международный военный конфликт.

По­ня­тие нейтралитета как юри­дического ин­сти­ту­та, оп­ре­де­ляю­ще­го в пол­ном объ­ё­ме вза­им­ные пра­ва и обя­зан­но­сти воюю­щих и не уча­ст­вую­щих в вой­не го­су­дарств, скла­ды­ва­ет­ся в Но­вое вре­мя, ко­гда фор­ми­ру­ет­ся ме­ж­ду­народное со­об­ще­ст­во го­су­дарств. Пер­во­на­чаль­но обя­зан­но­сти ней­траль­но­го го­су­дар­ст­ва ог­ра­ни­чи­ва­лись воз­дер­жа­ни­ем от воо­руженного уча­стия в вой­не, но оно мог­ло пре­дос­тав­лять свою тер­ри­то­рию для про­хо­да войск од­но­го из воюю­щих и т. д. Позд­нее нейтралитет стал пред­по­ла­гать пол­ное воз­дер­жа­ние от ка­ко­го бы то ни бы­ло со­дей­ст­вия го­су­дар­ст­ву, ве­ду­ще­му вой­ну, и стро­го бес­при­стра­ст­ное от­но­ше­ние к обе­им воюю­щим сто­ро­нам. В современном пра­ве раз­ли­ча­ют воо­руженный нейтралитет, нейтралитет в воо­руженном кон­флик­те и по­сто­ян­ный ней­тра­ли­тет.

Воо­ру­жён­ный ней­тра­ли­тет – со­стоя­ние го­тов­но­сти ней­траль­ной дер­жа­вы или груп­пы ней­траль­ных дер­жав за­щи­щать свою морскую тор­гов­лю от воюю­щих на мо­ре го­су­дарств при по­мо­щи воо­руженных сил. Впер­вые прин­цип воо­руженного нейтралитета был вы­дви­нут Рос­си­ей в пе­ри­од борь­бы североамериканских ко­ло­ний Ве­ли­ко­бри­та­нии за свою не­за­ви­си­мость. Рос­сия вы­сту­пи­ла с дек­ла­ра­ци­ей от 28.02(10.03).1780 года, ад­ре­со­ван­ной Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции и Ис­па­нии, в ко­то­рой зая­ви­ла о сво­их це­лях – за­щи­те тор­гов­ли от на­сильственных дей­ст­вий британского фло­та в этой вой­не.

В дек­ла­ра­ции бы­ли вы­дви­ну­ты основные по­ло­же­ния, об­ра­зо­вав­шие прин­цип во­оруженного нейтралитета: 1) ней­траль­ные го­су­дар­ст­ва име­ют пра­во тор­гов­ли с воюю­щи­ми державами, а так­же пра­во сво­бод­но­го пла­ва­ния ней­траль­ных су­дов у бе­ре­гов воюю­щих государств; 2) соб­ст­вен­ность не­при­яте­ля, на­хо­дя­щая­ся на ней­траль­ном ко­раб­ле, ес­ли она не яв­ля­ет­ся во­енной кон­тра­бан­дой, не­при­кос­но­вен­на и не мо­жет быть за­хва­че­на воюю­щи­ми державами; 3) во­енной кон­тра­бан­дой при­зна­ют­ся толь­ко гру­зы, пред­на­зна­чен­ные не­по­сред­ст­вен­но для ве­де­ния во­енных дей­ст­вий (ору­жие, аму­ни­ция); 4) бло­ки­ро­ван­ным воюю­щей сто­ро­ной счи­та­ет­ся толь­ко та­кой порт ней­траль­но­го го­су­дар­ст­ва, вход в ко­то­рый пред­став­ля­ет яв­ную опас­ность вслед­ст­вие уг­ро­зы со сто­ро­ны рас­по­ло­жен­ных вбли­зи во­енно-морских су­дов бло­ки­рую­ще­го го­су­дар­ст­ва. Принципы вооруженного нейтралитета нашли отражение и в Гаагских конвенциях 1907 года (о захва­те торговых нейтральных судов), а также в Лон­донском протоколе 1936 года и Ни­он­ском со­глашении 1937 года (о действиях под­вод­ных лодок по отношению к тор­говым судам в военное время).

Читайте также:
Похищение человека: что это такое, описание и особенности

Ней­тра­ли­тет в воо­ру­жён­ном кон­флик­те – пра­во­вое по­ло­же­ние го­су­дар­ст­ва, при ко­то­ром оно не уча­ст­ву­ет в вой­не и не ока­зы­ва­ет не­по­сред­ст­вен­ной по­мо­щи воюю­щим сто­ро­нам. Со­глас­но Кон­вен­ции о пра­вах и обя­зан­но­стях ней­траль­ных дер­жав и лиц в слу­чае су­хо­пут­ной вой­ны (1907 год), тер­ри­то­рия ней­траль­ных дер­жав не­при­кос­но­вен­на. Воюю­щим вос­пре­ща­ет­ся: про­во­дить че­рез тер­ри­то­рию ней­траль­ной дер­жа­вы вой­ска или обо­зы с во­ен­ны­ми или съест­ны­ми при­па­са­ми, уст­раи­вать на тер­ри­то­рии ней­траль­ной дер­жа­вы стан­ции бес­про­во­лоч­но­го те­ле­гра­фа или при­спо­соб­ле­ния, пред­на­зна­чен­ные слу­жить сред­ст­вом со­об­ще­ния с вою­ющи­ми как на мо­ре, так и на су­ше; поль­зо­вать­ся со­ору­же­ни­ем по­доб­но­го ро­да, ус­та­нов­лен­ным ими пе­ред вой­ной на тер­ри­то­рии ней­траль­ной дер­жа­вы в це­лях ис­клю­чи­тель­но во­ен­ных и не от­кры­тым для на­доб­но­стей об­ще­го поль­зо­ва­ния; на тер­ри­то­рии ней­траль­ной дер­жа­вы в поль­зу воюю­щих не мо­гут быть фор­ми­руе­мы во­енные от­ря­ды и от­кры­вае­мы уч­ре­ж­де­ния для вер­бов­ки.

Кон­вен­ция о пра­вах и обя­зан­но­стях ней­траль­ных дер­жав в слу­чае морской вой­ны (1907 год) обя­зы­ва­ет воюю­щих ува­жать вер­хов­ные пра­ва ней­траль­ных дер­жав и воз­дер­жи­вать­ся на ней­траль­ной тер­ри­то­рии или в ней­траль­ных во­дах от вся­ких дей­ст­вий, ко­то­рые со­ста­ви­ли бы со сто­ро­ны дер­жав, ко­то­рые их до­пус­ка­ют, не­со­блю­де­ние их ней­тра­ли­те­та. Вос­пре­ща­ют­ся вся­кие вра­ж­деб­ные дей­ст­вия, вклю­чая за­хват и осу­ще­ст­в­ле­ние пра­ва ос­мот­ра гражданских су­дов, со­вер­шае­мые во­енными су­да­ми воюю­щих дер­жав. Вос­пре­ща­ет­ся воюю­щим соз­да­вать из ней­траль­ных пор­тов и вод ба­зу морских опе­ра­ций про­тив сво­их не­при­яте­лей. Ней­траль­ное го­су­дар­ст­во мо­жет раз­ре­шить пе­ре­воз­ку по сво­ей тер­ри­то­рии ра­не­ных и боль­ных, при­над­ле­жа­щих к воюю­щим ар­ми­ям, под ус­ло­ви­ем, чтоб ве­зу­щие их по­ез­да не пе­ре­во­зи­ли ни войск, ни во­енных при­па­сов. В этом слу­чае ней­траль­ное го­су­дар­ст­во обя­за­но при­нять не­об­хо­ди­мые ме­ры пре­д­ос­то­рож­но­сти и над­зо­ра.

По­сто­ян­ный ней­тра­ли­тет – ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вой ста­тус го­су­дар­ст­ва, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым оно обя­за­но в слу­чае вой­ны не всту­пать в неё на сто­ро­не какого-либо воюю­ще­го го­су­дар­ст­ва и не ока­зы­вать воюю­щим не­по­сред­ст­вен­ную во­енную по­мощь. По­сто­ян­но ней­траль­ные го­су­дар­ст­ва не при­ни­ма­ют уча­стия в во­енно-по­ли­тических сою­зах, от­ка­зы­ва­ют­ся от раз­ме­ще­ния на сво­ей тер­ри­то­рии иностранных во­енных баз, вы­сту­па­ют про­тив ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния, не вме­ши­ва­ют­ся во внутренние де­ла др. го­су­дарств и т. д.

Ста­тус по­сто­ян­но­го нейтралитета не ли­ша­ет го­су­дар­ст­ва пра­ва на са­мо­обо­ро­ну. Та­кой ста­тус за­кре­п­ля­ет­ся ме­ж­ду­народным до­го­во­ром или национальным за­ко­но­да­тель­ст­вом. В XXI веке по­сто­ян­но­го нейтралитета при­дер­жи­ва­ют­ся Ав­ст­рия (За­кон о по­сто­ян­ном ней­тра­ли­те­те от 26.10.1955 года), Кам­бод­жа (Со­гла­ше­ние, ка­саю­щее­ся су­ве­ре­ни­те­та, не­за­ви­си­мо­сти, тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти, не­при­кос­но­вен­но­сти, ней­тра­ли­те­та и национального един­ст­ва от 23.10.1991 года), Ла­ос (Дек­ла­ра­ция о ней­тра­ли­те­те от 23.07.1962 года), Маль­та (Дек­ла­ра­ция от­но­си­тель­но ней­тра­ли­те­та от 14.05.1981 года), Турк­ме­ния (За­кон о по­сто­ян­ном ней­тра­ли­те­те от 27.12.1995 года) и Швей­ца­рия [Акт от­но­си­тель­но при­зна­ния и га­ран­тии по­сто­ян­но­го ней­тра­ли­те­та Швей­ца­рии и не­при­кос­но­вен­но­сти ее тер­ри­то­рии от 08(20).11.1815 года].

ПОСТОЯННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

Смотреть больше слов в « Экономике и праве »

Смотреть что такое ПОСТОЯННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ в других словарях:

ПОСТОЯННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

ПОСТОЯННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

ПОСТОЯННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ, см. Нейтралитет.

ПОСТОЯННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

– устанавливаемое путём международного соглашения обязательство государства не участвовать в какой бы то ни было войне, кроме случаев вооружённой защит. смотреть

ПОСТОЯННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

устанавливаемое путем международного соглашения обязательство государства не участвовать в какой бы то ни было войне, кроме случаев вооруженной защиты собственной территории от нападения или от попыток воюющих государств включить ее в орбиту войны. Участниками такого соглашения являются нейтрализующиеся страны и заинтересованные в нейтрализации государства, – как правило, великие державы. Различают П. н. гарантированный и признанный. В первом случае участники соглашения обязуются вооруженной силой воспрепятствовать покушениям на нейтралитет и, таким образом, выступают в качестве гарантов П. н. Во втором случае договорные страны ограничиваются обязательством воздерживаться от всяких действий, способных вовлечь нейтрализованное государство в войну. Постоянно нейтральное государство не только не имеет права участвовать в войне, но оно обязано также воздержаться от совершения в мирное время таких действий, которые в случае возникновения войны могут вовлечь его в военные действия. Постоянно нейтральное государство, как правило, имеет право содержать вооруженные силы, оборонительные сооружения (укрепления на границе, крепости и пр.) и в случае покушения на его нейтралитет использовать эти средства для своей защиты. Территория постоянно нейтрального государства не может быть расширена без согласия остальных участников соглашения. Из статута П. н. для остальных участников соглашения вытекает обязанность воздерживаться от нарушений неприкосновенности нейтрализованного государства. Такое нарушение рассматривается как международный деликт и дает право на санкции против нарушителя. В случае если в соглашении о П. н. предусмотрены коллективные гарантии, державы-гаранты обязаны совместными мерами воспрепятствовать нарушению П. н. Ликвидация статута П. н. может произойти, как правило, только с согласия всех участников договора. Впервые П. н. был провозглашен 20. XI 1815 Венским конгрессом в отношении Швейцарии. Гарантами П. н. выступили Австрия, Англия, Испания, Португалия, Пруссия, Россия, Франция и Швеция. В 1919 Швейцария с согласия держав Антанты вступила в Лигу наций, сохранив свой статут П. н. Договорами от 26. VI и 15. XI 1831 был провозглашен П. н. Бельгии, отделившейся от Голландии. Австрия, Англия, Пруссия, Россия и Франция, подписывая договор, заявили, что все статьи его “находятся под их гарантией”. Договор, заключенный между Бельгией и Голландией 19. IV 1839, повторил эти положения. Во время первой мировой войны нейтралитет Бельгии был нарушен Германией. В 1937 Бельгия провозгласила свое намерение возвратиться к П. н., который был аннулирован Версальским мирным договором (ст. 31). Англия, Франция и Германия формально заявили о готовности уважать бельгийский П. н. В начале второй мировой войны нейтралитет Бельгии был снова нарушен Германией. После войны Бельгия окончательно отошла от политики нейтралитета, включившись в т.н. “западный блок” и Северо-атлантический союз. 11. V 1867 на Лондонской конференции великими державами был гарантирован П. н. великого герцогства Люксембургского. В отличие от условий П. н. Бельгии и Швейцарии Люксембургу было предложено разоружиться и срыть крепости. Вопреки желанию Люксембурга Версальский договор (ст. 40) лишил его статута П. н. В декабре 1944 Люксембург официально заявил о своем отказе от политики П. н. и позднее, как и Бельгия, вошел в агрессивный “западный блок” и Северо-атлантический союз. П. н. провозглашался в отношении Конго (1885), Гондураса (1907), Албании (1913) и Исландии (1918). В настоящее время статут П. н. этих стран отменен. На Парижской мирной конференции 1946 (см.) в мирном договоре с Италией (Приложение VI к мирному договору) был установлен П. п. Свободной территории Триест: “Свободная территория будет демилитаризована и объявлена нейтральной” (п. 1 ст. 3). смотреть

Читайте также:
Производственный фактор: что это такое, описание и особенности

ПОСТОЯННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

– международно-правовой статус государства, в соответствии с которым оно обязуется в случае войны не вступать в нее на стороне какого-либо воюющего государства, не оказывать воюющим непосредственную военную помощь. Другие государства обязаны уважать П.н. государства. В мирное время постоянно нейтральное государство не должно вступать в военные союзы и блоки. П.н. может быть договорным и декларативным; в основе статуса П.н. государства могут быть многосторонний международный договор или декларация. Ныне статусом договорного П.н., объявленным декларацией Венского конгресса от 20 ноября 1815г., пользуется Швейцария. Статусом П.н. пользуется т.ж. Австрия по федеральному конституционному закону о нейтралитете от 26 октября 1955 г. В истории известны П.н. Бельгии (по Лондонским договорам 1831 и 1839 гг), Люксембурга (по Лондонскому договору 1807 г), Конго (по Берлинскому трактату 1885 г.). П.н. Бельгии, объявленный “вечным”, и П.н. Люксембурга были отменены Версальским и Сен-Жерменским мирными договорами.
. смотреть

ПОСТОЯННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

permanent (perpetual) neutrality* * *permanent neutrality

Постоянное представительство: что это такое, описание и особенности

НК РФ Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации

1. Положениями статей 306 – 309 настоящего Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.

2. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе – отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

Читайте также:
Общественный порядок: что это такое, описание и особенности

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

Деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации в целях настоящего Кодекса также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией – оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

(абзац введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)

3. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности. В случае, если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный установленному пунктами 2 – 4 статьи 308 настоящего Кодекса.

4. Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

1) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

2) содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

3) исключен. – Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

4) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

4.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. – Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории Российской Федерации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, сам по себе не может рассматриваться для такой иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

Факт осуществления на территории Российской Федерации управляющим лицом иностранного инвестиционного фонда (компании), указанным в пункте 14 статьи 25.13 настоящего Кодекса, а также нанятыми им лицами, их сотрудниками и (или) представителями функций по управлению активами такого фонда (компании) и факт осуществления функций, указанных в пункте 3 статьи 246.2 настоящего Кодекса, в отношении фонда или организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), а также иной деятельности, непосредственно связанной с реализацией указанных функций, сами по себе не могут рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации указанного фонда (компании), иностранных организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), и (или) прямых или косвенных акционеров (участников, пайщиков, партнеров) указанного фонда (компании).

Читайте также:
Разрытие могил: что это такое, описание и особенности

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

6. Факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

7. Факт направления иностранной организацией своих работников для работы на территории Российской Федерации или иной территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в другой организации по договору о предоставлении труда работников (персонала) при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, направившей своих работников, если такие работники действуют исключительно от имени и в интересах организации, в которую они были направлены.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Осуществление иностранной организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, если такая организация осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, управляющее лицо иностранного инвестиционного фонда (компании), указанное в пункте 14 статьи 25.13 настоящего Кодекса, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.

П. 11 ст. 306 (в ред. ФЗ от 20.04.2022 N 101-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.

11. Деятельность UEFA (Union of European Football Associations) и дочерних организаций UEFA в период по 31 декабря 2022 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерних организаций FIFA, указанных в Федеральном законе “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2022 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и являющихся иностранными организациями, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

Читайте также:
Охрана труда: что это такое, описание и особенности

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 101-ФЗ, от 20.04.2022 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Осуществляемая на территории Российской Федерации деятельность конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, производителей медиаинформации FIFA (Federation Internationale de Football Association), поставщиков товаров (работ, услуг) FIFA, коммерческих партнеров UEFA, поставщиков товаров (работ, услуг) UEFA, определенных Федеральным законом “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2022 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории Российской Федерации, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

(п. 12 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Осуществляемая на территории Российской Федерации по соглашению с FIFA (Federation Internationale de Football Association) или UEFA (Union of European Football Associations), дочерними организациями FIFA деятельность вещателей FIFA и вещателей UEFA, определенных Федеральным законом “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2022 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории Российской Федерации, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

(п. 13 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Оказание иностранной организацией услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, не приводит к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.

(п. 14 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

15. Факт осуществления на территории Российской Федерации иностранной организацией, указанной в подпункте 4 пункта 6 статьи 246.2 настоящего Кодекса, а также нанятыми ею лицами, ее сотрудниками и (или) представителями функций по управлению такой организацией, ее деятельностью, связанной с эксплуатацией морских судов, судов смешанного (река – море) плавания, воздушных судов и (или) деятельностью по международным перевозкам грузов, пассажиров и их багажа и по оказанию иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, сам по себе не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации указанной иностранной организации, иностранных организаций, в которых прямо или косвенно участвует такая организация, и (или) прямых или косвенных акционеров (участников, пайщиков, партнеров) указанной организации.

(п. 15 введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ)

ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

a) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или отгрузки товаров или изделий, принадлежащих этому лицу с постоянным местопребыванием;

b) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих лицу с постоянным местопребыванием, исключительно для целей хранения, демонстрации или отгрузки;

c) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих лицу с по стоянным местопребыванием, исключительно для целей переработки другим лицом;

d) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для этого лица с постоянным местопребыванием;

e) содержание постоянного места деятельности только для целей осуществления для лица с постоянным местопребыванием любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера в интересах исключительно этого лица;

f) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей подготовки заключения или просто подписания коммерческих и иных контрактов от имени этого лица;

g) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации вышеупомянутых видов деятельности. В соглашениях обычно определяются те случаи, когда деятельность через посредника (агента, брокера) приводит к тому, что образуется постоянное деловое учреждение для целей налогообложения.

Как правило, если деятельность агента ограничивается демонстрацией и отгрузкой товаров, содержанием запаса товаров исключительно для целей демонстрации или отгрузки, или для целей переработки другим лицом, или закупкой товаров или изделий, или сбором информации исключительно для иностранного лица, или агент осуществляет деятельность подготовительного или вспомогательного характера, или готовит проекты контрактов для этого лица; если осуществляя свои агентские функции, он не выходит за рамки своей обычной коммерческой деятельности, если он не имеет полномочий на заключение контрактов, или, даже имея такие полномочия, он их обычно не использует, то иностранное лицо не будет иметь постоянного представительства для целей налогообложения. Дочерние, материнские и иные взаимосвязанные и взаимоконтролируемые компании не рассматриваются автоматически как постоянные представительства друг друга. Нормы, определяющие понятие «постоянное представительство», могут содержаться в статьях соглашений «Представительство», «Постоянное представительство», «Доходы постоянного представительства». В отдельных соглашениях, заключенных СССР, постоянное представительство рассматривалось в качестве самостоятельного субъекта налогообложения (налогоплательщика), а доходы такого представительства выделялись в качестве самостоятельного объекта налогообложения иностранного лица. Впоследствии от такого подхода отказались, и в ряде соглашений, заключенных СССР, в Типовом соглашении и соглашениях, заключаемых Российской Федерацией, доходы, полученные через постоянное представительство, непосредственно рассматриваются как доходы лица, получаемые из источников на территории другого государства. Указанные доходы в этих соглашениях трактуются как прибыль от коммерческой деятельности. Для целей Модели двустороннего соглашения об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения выражение «постоянное представительство» означает постоянное деловое учреждение, в котором предприятие осуществляет всю или часть своей деятельности (п. 1 ст. V Модели). Выражение «постоянное представительство», в частности, означает:

Читайте также:
Портовая буксировка: что это такое, описание и особенности

а) главное управление;

d) промышленную установку;

е) магазин или другую торговую точку;

f) постоянную выставку, на которой принимаются или запрашиваются заказы;

g) предоставление услуг, включая консультативные услуги, предприятием, действующим с помощью наемного или другого персонала, когда такого рода деятельность продолжается потому же самому проекту, или по связанному с ним проекту, на территории того же государства (п. 2 ст. V Модели).

Независимо от вышеприведенных положений не считается, что имеется постоянное представительство, если:

а) учреждение используется исключительно для целей хранения или экспозиции предметов, принадлежащих предприятию;

b) предметы, принадлежащие предприятию, оставлены лишь на хране ние или для экспозиции;

с) предметы, принадлежащие предприятию, складированы лишь для переработки другим предприятием;

d) постоянное деловое учреждение используется лишь для покупки имущества, приобретения прав или сбора информации для предприятия;

е) постоянное деловое учреждение используется предприятием лишь в целях рекламы, информации, научных исследований или аналогичной деятельности, которая имеет подготовительный или вспомогательный характер (п. 3 ст. V Модели). Независимо от положений п. 1 и 2 ст. V Модели, лицо, действующее в одном из Договаривающихся Государств от имени предприятия другого Договаривающегося Государства — кроме посредника, пользующегося независимым статусом, рассматривается как «постоянное представительство» в первом государстве:

а) если это лицо обычно располагает в данном государстве полномочия ми заключать контракты от имени предприятия, если только деятельность этого лица не ограничивается покупкой имущества или приобретением прав для предприятия;

b) если, не располагая такими полномочиями, это лицо обычно располагает в первом государстве запасами, из которых оно регулярно берет товары для поставок от имени предприятия (п. 4 ст. V Модели). Предприятие Договаривающегося Государства не признается имеющим постоянное представительство в другом Договаривающемся Государстве лишь на том основании, что оно осуществляет в нем свою деятельность через посредника, коммиссионера, литературного агента или любого другого посредника, пользующегося независимым статусом, при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности. Однако, если деятельность этого посредника осуществляется исключительно или почти исключительно в интересах этого предприятия в течение более чем . месяцев подряд, то он не рассматривается как независимый агент для целей настоящей статьи (п. 5 ст. V Модели). Тот факт, что какоелибо общество, которое находится в одном Договаривающемся Государстве, контролирует или контролируется другим обществом, которое находится в другом Договаривающемся Государстве или которое осуществляет в нем свою деятельность (через посредство постоянного представительства или нет), не является сам по себе достаточным, чтобы считать какоелибо из этих обществ постоянным представительством другого (п. 6 ст. V Модели).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Этапы эволюции понятия “постоянное представительство” и его развитие на современном этапе: международный опыт

Понятие “постоянное представительство” не является догматизированным и окостенелым, оно
находится в процессе постоянной эволюции и адаптируется к меняющимся политическим,
социально-экономическим, технологическим и иным условиям. Несмотря на терминологическую
преемственность, содержание данного понятия за многие годы претерпело существенные изменения.

Читайте также:
Муниципальная должность: что это такое, описание и особенности

Зарубежные исследователи выделяют три этапа в развитии понятия “постоянное
представительство”: с середины XIX в. по 1918 г.; с 1919 по 1945 гг.; с 1946 г. по настоящее время. Институт постоянного представительства имеет гражданско-правовые корни и впервые появился в национальном законодательстве Германии.

Примерно с середины XIX в. это понятие использовалось в гражданском законодательстве Пруссии, в том числе в Промышленном кодексе, для обозначения места ведения предпринимательской деятельности. С 1869 г. этот термин использовался в целях налогообложения, а в 1891 г. в национальном налоговом законодательстве Пруссии впервые было приведено его официальное определение.

В соответствии с этой Конвенцией под постоянным представительством понимались: “образования филиалов, заводы, порты, места, в которых осуществлялись закупки или продажи, а также другие места деятельности, через которые собственник, партнер, управленец или иной постоянный представитель осуществляет свою обычную предпринимательскую деятельность”.

Указанное определение было положено в основу ряда договоров по вопросам двойного
налогообложения, заключенных в 1901 – 1905 гг. государствами Центральной Европы, включая
Австро-Венгрию, Баварию, Саксонию, Швейцарские кантоны. Таким образом, в начале XX в. понятие “постоянное представительство” вышло за рамки одного государства.

После окончания Первой мировой войны толчком к развитию института постоянного представительства послужили заседание в 1920 г. Международной торговой палаты и Брюссельская финансовая конференция 1920 г., предложившие Лиге Наций разработать меры, направленные на избежание двойного налогообложения.

Первый проект модели международного соглашения, разработанный налоговым комитетом Лиги
Наций в 1927 г., содержал следующее определение постоянного представительства (ст. 5): “Под
постоянным представительством понимаются фактические центры управления, аффилированные компании, филиалы, фабрики, агентства, склады, конторы, порты.

Ведение предпринимательской деятельности через добросовестного агента с независимым статусом (брокера, комиссионного агента и т.д.) не создает в стране постоянного представительства”. Это определение содержало несколько существенных отличий от определения, приведенного в Конвенции 1899 г.

Так, термины “партнер” и “управленец” были исключены и заменены синонимичным
понятием “агент”. Кроме того, было определено, что не все агенты создают постоянное
представительство. Исключение было сделано для добросовестных агентов с независимым статусом.

При этом в комментарии к проекту Конвенции 1927 г. указывалось, что под добросовестным агентом с независимым статусом следует понимать “абсолютно независимого агента как с юридической, так и экономической точки зрения.

Вознаграждение такого агента не может быть ниже обычного”. В основе такого определения постоянного представительства лежит полагание того, что ведение существенной предпринимательской деятельности невозможно без размещения на местности, поскольку передвижение средств производства, трудовых ресурсов и капитала может быть практически
не ограничено в рамках одного государства, однако весьма затруднено на международном уровне.

Данная позиция базировалась на распространенных в 1920-х гг. экономических взглядах, согласно которым по признаку мобильности предприятия делились на три группы. В первую группу входили предприятия добывающих отраслей, деятельность которых была неразрывно связана с земельными ресурсами и определенной территорией.

Во вторую группу входили прочие промышленные предприятия (заводы, фабрики и т.д.), которые также отвечали признаку территориальной обособленности. К третьей группе были отнесены предприятия, применявшие оборудование, использование которого возможно при
его размещении на конкретной территории в течение определенного времени.

Деятельность предприятий, использовавших переносное оборудование, в те годы не
квалифицировалась, поскольку ей не придавалось большого значения. Таким образом, как справедливо указывает О. Коннов, на данном этапе преобладал формальный подход к понятию “постоянное представительство”.

Некоторые изменения в определение постоянного представительства были внесены в 1928 г. по
итогам рассмотрения проекта Конвенции 1927 г. на Генеральной ассамблее правительственных
экспертов по вопросам двойного налогообложения и уклонения от налогообложения в Женеве. В
частности, был изъят термин “аффилированные компании”.

Это подтверждает вывод о том, что аффилированные лица не обязательно образуют постоянное представительство. К постоянному
представительству были отнесены нефтяные месторождения и рудники

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: