Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

СТ 277 УК РФ.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях
прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую
деятельность, –
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением
свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к Ст. 277 Уголовного кодекса

1. Потерпевшим является государственный или общественный деятель. К государственным деятелям относятся руководители и служащие органов государственной власти различного уровня, которые в рамках своей деятельности реализуют политику государства. К общественным деятелям относятся известные правозащитники, руководители и видные участники политических партий, общественных объединений, иные лица, оказывающие значительное влияние на политику государства.

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия (бездействия) – посягательства на жизнь потерпевшего, т.е. в его убийстве или покушении на убийство.

3. Преступление признается оконченным с момента совершения действий (бездействия), непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего, независимо от наступления его смерти. Квалификация деяния по ст. 277 со ссылкой на ч. 3 ст. 30 УК возможна только в случае фактической ошибки в потерпевшем.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом и специальной целью прекращения его государственной, иной политической деятельности или мотивом мести за такую деятельность. Если указанные действия совершаются из мести за осуществление потерпевшим служебной деятельности или выполнение им общественного долга либо по мотивам политической, идеологической, национальной или религиозной ненависти или вражды, то деяние квалифицируется по соответствующему пункту ч. 2 ст. 105 УК.

5. Данное преступление следует отличать от преступлений, предусмотренных ст. 295 и 317 УК.

6. Субъект общий: лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лицо, совершившее указанные действия в возрасте от 14 до 16 лет, подлежит уголовной ответственности по п. “б” ч. 2 ст. 105 УК (ч. 3 ст. 30).

Второй комментарий к Ст. 277 УК РФ

1. Основным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения и интересы, связанные с обеспечением конституционного принципа политического многообразия и многопартийности; в качестве дополнительного непосредственного объекта выступает жизнь человека — государственного или общественного деятеля.

2. Объективная сторона преступления выражается в убийстве государственного или общественного деятеля или в покушении на его убийство. Государственным деятелем может быть признано лицо, занимающее достаточно высокий пост в государстве. Это представители высшего руководства РФ, члены правительства, министры либо руководители других ведомств, члены парламента и другие подобного масштаба руководящие работники, занимающие государственные должности.

Преступление признается юридически оконченным с момента покушения на жизнь потерпевшего вне зависимости от фактического наступления смерти.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является цель — прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего, либо мотив — месть за указанную деятельность.

4. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.

Третий комментарий к статье 277 УК РФ

1. Объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля выступает политическая система России, а также жизнь и здоровье потерпевшего. В соответствии со ст. 205.1 посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля рассматривается как преступление террористического характера (см. комментарий к указанной статье).
Потерпевшими от рассматриваемого преступления могут выступать только государственные или общественные деятели, т.е. лица, проявившие себя в какой-либо области общественной или государственной деятельности.
К государственным деятелям относятся руководители и ответственные работники высших и местных органов власти и управления, депутаты всех уровней, руководители министерств и ведомств, главы администраций республик и областей, ответственные работники Администрации Президента РФ, аппарата правительственных структур и т.п., которые последовательно и активно осуществляют свои государственные и политические функции.
К общественным деятелям относятся лица, активно участвующие в работе общественных объединений, партий, независимо от их должностного положения.
Посягательства на близких родственников и членов семьи указанных лиц не образуют данного преступления и квалифицируются по соответствующим статьям УК как преступления против личности.

2. С объективной стороны преступление выражается в посягательстве на жизнь соответствующих категорий потерпевших.
Посягательство на жизнь означает совершение действий, непосредственно направленных на убийство государственного либо общественного деятеля независимо от того, увенчались они успехом или нет. Здесь законодатель, с учетом исключительной опасности действий, момент окончания преступления перенес на стадию покушения (“усеченный состав”). Фактическое наступление смерти или причинение вреда здоровью любой тяжести либо полное отсутствие таковых охватываются признаками данного состава преступления и не требуют дополнительной квалификации при наступлении вредных последствий по статьям об убийстве (статья 105 УК РФ) либо умышленном причинении вреда здоровью (ст. ст. 111, 112 УК).
Не влияя на квалификацию, наличие или отсутствие вредных последствий учитывается при оценке степени вины субъекта и назначении ему меры наказания.
Если в процессе совершения террористического акта было использовано незаконно приобретенное либо хранящееся оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, то действия виновного подлежат квалификации по совокупности со ст. 222 УК РФ.

Читайте также:
Общество с ограниченной ответст венностью

3. Субъективная сторона преступления предполагает вину в форме прямого умысла, когда субъект осознает общественно опасный характер посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля и желает его совершить. Обязательными признаками субъективной стороны при этом являются наличие либо цели – прекратить государственную или иную политическую деятельность потерпевшего, либо мотива – месть за такую деятельность. Следовательно, в этом случае преступный акт выступает “ответной мерой” за ту активную государственную и политическую деятельность, которую проводил потерпевший, либо местью за ее осуществление.

4. Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к Ст. 277 УК РФ

1. Под объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля понимаются те общественные отношения, которые складываются по поводу и в связи с охраной конституционных основ государства, ее политической системы, обеспечивают беспрепятственность осуществления своих полномочий государственным и общественным деятелем. При этом дополнительным объектом данного деяния выступает жизнь человека (здоровье не является дополнительным объектом данного деяния, поскольку даже при причинении вреда здоровью любой тяжести необходимо наличие умысла на убийство, что исключает квалификацию за причинение вреда здоровью).

Потерпевшими по комментируемой статье могут быть государственные деятели, к числу которых относятся Президент РФ, члены Правительства РФ, судьи КС РФ, ВС РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, члены Совета Безопасности, советники и помощники Президента РФ, его полномочные представители, уполномоченные при Президенте РФ, депутаты и сенаторы федеральных и региональных уровней, руководители министерств, служб, агентств и их заместители и другие государственные служащие, которые своей деятельностью реализуют государственно-властные функции на федеральном и региональных уровнях. К государственным деятелям также относятся официально зарегистрированные кандидаты в президенты, кандидаты в законодательные и исполнительные органы власти РФ и субъектов РФ, их доверенные лица, члены избирательных комиссий и т.п.

Общественные деятели — это лица, активно участвующие в руководстве зарегистрированными политическими партиями и общественными объединениями, незапрещенными религиозными конфессиями, профессиональными союзами и иными общественными организациями.

Потерпевшими от данных преступлений могут быть признаны общественные деятели, в том числе и оппозиционных партий, движений и организаций, существующих в правовом поле РФ, т.е. зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие свою деятельность в соответствии с российским законодательством.

При решении вопроса об ответственности за рассматриваемое преступление важно иметь в виду, что потерпевшим по комментируемой статье не может быть гражданин иностранного государства или международной организации.

В том случае, если виновный причинил вред здоровью такого лица или готовился или покушался на такое причинение, при отсутствии признаков посягательства на жизнь, ответственность наступает по иным нормам Особенной части УК, равно как и в тех случаях, когда преступление против жизни и здоровья совершено в отношении родственников такого лица.

Посягательство на жизнь и здоровье иных категорий государственных служащих или представителей общественных организаций в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением общественного долга наступает по иным общим и специальным нормам Особенной части УК (п. «б» ч. 2 ст. 105, ст. ст. 317, 318).

2. Конструкция объективной стороны данного состава преступления является усеченной, т.е. момент окончания преступления перенесен на стадию покушения. Преступление признается оконченным при совершении виновным лицом любых действий, направленных на непосредственное выполнение объективной стороны данного деяния. Последствия в виде смерти или причинения вреда здоровью, при наличии признаков посягательства на жизнь, не влияют на квалификацию и не являются обязательными .
———————————
Такой вывод соответствует Определению КС РФ от 19.02.2003 N 72-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тимирбулатова С.Х. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 57 и статьей 317 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Приготовительные действия следует оценивать с учетом правил, предусмотренных ст. 30 УК. Дополнительной квалификации, в случае причинения вреда здоровью при покушении на жизнь, с соответствующими статьями Особенной части УК не требуется.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

При решении вопроса об ответственности за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля обязательным является установление умысла у виновного, направленного на причинение смерти, наличие такого умысла определяется в соответствии с критериями, приведенными в Постановлении Пленума ВС РФ от 27.01.1999 N 1.

Читайте также:
Администрация не кладет асфальт: куда жаловаться

Наряду с виной конструктивными признаками преступления являются также цель и мотив, а именно желание прекращения политической деятельности государственных или общественных деятелей, а также месть за такую деятельность. Поэтому обязательным является доказывание направленности умысла, установление целей и мотивов преступления. Важно, чтобы посягательство осуществлялось именно за политическую деятельность потерпевшего.

4. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В случае если лицо не достигло возраста уголовной ответственности по комментируемой статье, при этом выполнило объективную сторону данного деяния, ответственность наступает по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК при наличии всех оснований, в том числе субъективных (возрастная вменяемость).

При совершении посягательства наемным убийцей вопрос о его ответственности решается исходя из принципов вины и соучастия. Если исполнитель не знал и не мог знать подлинных целей заказчика преступления, то он подлежит ответственности за убийство по общей норме (ч. 2 ст. 105 УК). Если же исполнитель знал о целях преступления, то он подлежит ответственности за его исполнение, а заказчик — за подстрекательство или организацию посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля.

5. В отличие от государственной измены и шпионажа, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, как особо тяжкое преступление, наряду с лишением свободы на срок от 12 до 20 лет предусматривает наказание в виде пожизненного лишения свободы, что обусловлено дополнительным объектом посягательства.

Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность , –
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к статье 277 УК РФ

1. Государственные деятели – это руководители и иные должностные лица высших государственных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также органов прокуратуры РФ, субъектов РФ, чья деятельность носит политический характер (Президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ, руководители министерств, федеральных агентств и служб, лица, занимающие аналогичные должности субъектов РФ, прокуроры, судьи и др.).

Общественные деятели – лица, возглавляющие руководящие органы, входящие в их состав или активно участвующие в работе политических партий, общественных движений и объединений, фондов, профессиональных союзов как на федеральном, так и на региональном уровнях.

2. Посягательство включает в себя как убийство, так и покушение на государственного или общественного деятеля (в том числе вред, причиненный при этом здоровью). Оно считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. Фактическое причинение смерти квалифицируется по нормам комментируемой статьи.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательными являются цель – прекратить государственную или иную политическую деятельность и мотив преступления – месть потерпевшему за такую деятельность.

4. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия лица в возрасте от 14 до 16 лет подпадают под признаки, указанные в п. “б” ч. 2 ст. 105 УК.

Другой комментарий к статье 277 Уголовного Кодекса РФ

1. Объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля выступает политическая система России, а также жизнь и здоровье потерпевшего. В соответствии со ст. 205.1 посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля рассматривается как преступление террористического характера (см. комментарий к указанной статье).

Потерпевшими от рассматриваемого преступления могут выступать только государственные или общественные деятели, т.е. лица, проявившие себя в какой-либо области общественной или государственной деятельности.

К государственным деятелям относятся руководители и ответственные работники высших и местных органов власти и управления, депутаты всех уровней, руководители министерств и ведомств, главы администраций республик и областей, ответственные работники Администрации Президента РФ, аппарата правительственных структур и т.п., которые последовательно и активно осуществляют свои государственные и политические функции.

К общественным деятелям относятся лица, активно участвующие в работе общественных объединений, партий, независимо от их должностного положения.

Посягательства на близких родственников и членов семьи указанных лиц не образуют данного преступления и квалифицируются по соответствующим статьям УК как преступления против личности.

2. С объективной стороны преступление выражается в посягательстве на жизнь соответствующих категорий потерпевших.

Посягательство на жизнь означает совершение действий, непосредственно направленных на убийство государственного либо общественного деятеля независимо от того, увенчались они успехом или нет. Здесь законодатель, с учетом исключительной опасности действий, момент окончания преступления перенес на стадию покушения (“усеченный состав”). Фактическое наступление смерти или причинение вреда здоровью любой тяжести либо полное отсутствие таковых охватываются признаками данного состава преступления и не требуют дополнительной квалификации при наступлении вредных последствий по статьям об убийстве (ст. 105 УК) либо умышленном причинении вреда здоровью (ст. ст. 111, 112 УК).

Читайте также:
Североатлантический совет: что это такое, описание и особенности

Не влияя на квалификацию, наличие или отсутствие вредных последствий учитывается при оценке степени вины субъекта и назначении ему меры наказания.

Если в процессе совершения террористического акта было использовано незаконно приобретенное либо хранящееся оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, то действия виновного подлежат квалификации по совокупности со ст. 222 УК РФ.

3. Субъективная сторона преступления предполагает вину в форме прямого умысла, когда субъект осознает общественно опасный характер посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля и желает его совершить. Обязательными признаками субъективной стороны при этом являются наличие либо цели – прекратить государственную или иную политическую деятельность потерпевшего, либо мотива – месть за такую деятельность. Следовательно, в этом случае преступный акт выступает “ответной мерой” за ту активную государственную и политическую деятельность, которую проводил потерпевший, либо местью за ее осуществление.

4. Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста.

Комментарии и консультации юристов по ст 277 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 277 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 277 УК РФ. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (новая редакция с комментариями)

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к ст. 277 УК РФ

1. Под посягательством на жизнь государственного или общественного деятеля следует понимать либо убийство, либо покушение на убийство указанных лиц в связи с осуществлением ими государственной или иной политической деятельности.

В связи с этим объектом данного преступления являются как общественные отношения, складывающиеся по поводу и в связи с охраной конституционных основ государства, его политической системы, так и жизнь государственного или общественного деятеля (дополнительный объект).

Причинение тяжкого и иного вреда здоровью комментируемая статья не предусматривает. Следовательно, в том случае, если виновный причинил вред здоровью такого лица, или готовился, или покушался на такое причинение, при отсутствии признаков посягательства на жизнь ответственность наступает по иным нормам Особенной части УК РФ.

2. В понятие государственных и общественных деятелей включены не только деятели, поддерживающие существующую власть и проводящие в жизнь ее политику, но и деятели, в том числе оппозиционных партий, движений и организаций, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие свою деятельность в соответствии с российским законодательством.

Потерпевшими по комментируемой статье могут быть государственные деятели, к числу которых относятся Президент РФ, члены Правительства РФ, судьи КС РФ и ВС РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, члены Совета Безопасности, советники и помощники Президента РФ, его полномочные представители, уполномоченные при Президенте РФ, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации РФ, члены законодательных органов региональных уровней, руководители министерств, служб, агентств и их заместители и другие государственные служащие, которые своей деятельностью реализуют государственно-властные функции на федеральном и региональных уровнях. К государственным деятелям также относятся официально зарегистрированные кандидаты на должность президента, кандидаты в законодательные органы власти РФ и субъектов РФ, их доверенные лица, члены избирательных комиссий и т.п.

Общественные деятели — это лица, активно участвующие в руководстве зарегистрированными политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными союзами и иными общественными организациями.

Вместе с тем гражданин иностранного государства или международной организации не может быть потерпевшим по комментируемой статье, что следует иметь в виду при решении вопроса об ответственности за рассматриваемое преступление.

Посягательство на жизнь и здоровье иных категорий государственных служащих или представителей общественных организаций в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением общественного долга наступает по иным общим и специальным нормам Особенной части УК РФ.

3. С учетом особой опасности действий, направленных на лишение жизни государственных и общественных деятелей, состав предусмотренного комментируемой статьей преступления сформулирован таким образом, что для признания его оконченным достаточно совершения виновным лицом соответствующих действий и не требуется обязательного наступления такого общественно опасного последствия, как смерть указанных в ней лиц.

Читайте также:
Страховой взнос: что это такое, описание и особенности

Следовательно, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля является оконченным с момента причинения смерти или с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего.

Дополнительной квалификации в случае причинения вреда здоровью при покушении на жизнь по соответствующим статьям Особенной части УК не требуется.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Целью посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля является прекращение политической деятельности государственных или общественных деятелей или месть за такую деятельность, независимо от характера и направленности этой деятельности. Месть в данном случае можно рассматривать и как мотив, и как цель преступления, важно, что она осуществляется за политическую деятельность потерпевшего.

В том случае, если убийство государственного или общественного деятеля совершено с иной целью или по иным мотивам, деяние квалифицируется по ст. 105 УК РФ.

5. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14-летнего возраста (ч. 2 ст. 20 УК РФ).

Если посягательство совершается лицом по найму, вопрос об ответственности должен решаться следующим образом: если указанное лицо не знало и не могло знать подлинных целей заказчика убийства, оно будет нести ответственность за умышленное убийство; если лицо знало о целях убийства, оно подлежит ответственности за его исполнение, а заказчик — за подстрекательство или организацию посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля.

Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность , –
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к статье 277 УК РФ

1. Под объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля понимаются те общественные отношения, которые складываются по поводу и в связи с охраной конституционных основ государства, ее политической системы, обеспечивают беспрепятственность осуществления своих полномочий государственным и общественным деятелем. При этом дополнительным объектом данного деяния выступает жизнь человека (здоровье не является дополнительным объектом данного деяния, поскольку даже при причинении вреда здоровью любой тяжести необходимо наличие умысла на убийство, что исключает квалификацию за причинение вреда здоровью).

Потерпевшими по комментируемой статье могут быть государственные деятели, к числу которых относятся Президент РФ, члены Правительства РФ, судьи КС РФ, ВС РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, члены Совета Безопасности, советники и помощники Президента РФ, его полномочные представители, уполномоченные при Президенте РФ, депутаты и сенаторы федеральных и региональных уровней, руководители министерств, служб, агентств и их заместители и другие государственные служащие, которые своей деятельностью реализуют государственно-властные функции на федеральном и региональных уровнях. К государственным деятелям также относятся официально зарегистрированные кандидаты в президенты, кандидаты в законодательные и исполнительные органы власти РФ и субъектов РФ, их доверенные лица, члены избирательных комиссий и т.п.

Общественные деятели – это лица, активно участвующие в руководстве зарегистрированными политическими партиями и общественными объединениями, незапрещенными религиозными конфессиями, профессиональными союзами и иными общественными организациями.

Потерпевшими от данных преступлений могут быть признаны общественные деятели, в том числе и оппозиционных партий, движений и организаций, существующих в правовом поле РФ, т.е. зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие свою деятельность в соответствии с российским законодательством.

При решении вопроса об ответственности за рассматриваемое преступление важно иметь в виду, что потерпевшим по комментируемой статье не может быть гражданин иностранного государства или международной организации.

В том случае, если виновный причинил вред здоровью такого лица или готовился или покушался на такое причинение, при отсутствии признаков посягательства на жизнь, ответственность наступает по иным нормам Особенной части УК, равно как и в тех случаях, когда преступление против жизни и здоровья совершено в отношении родственников такого лица.

Посягательство на жизнь и здоровье иных категорий государственных служащих или представителей общественных организаций в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением общественного долга наступает по иным общим и специальным нормам Особенной части УК (п. “б” ч. 2 ст. 105, ст. ст. 317, 318).

2. Конструкция объективной стороны данного состава преступления является усеченной, т.е. момент окончания преступления перенесен на стадию покушения. Преступление признается оконченным при совершении виновным лицом любых действий, направленных на непосредственное выполнение объективной стороны данного деяния. Последствия в виде смерти или причинения вреда здоровью, при наличии признаков посягательства на жизнь, не влияют на квалификацию и не являются обязательными .

——————————–
Такой вывод соответствует Определению КС РФ от 19.02.2003 N 72-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тимирбулатова С.Х. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 57 и статьей 317 Уголовного кодекса Российской Федерации”.

Читайте также:
Частный детектив: что это такое, описание и особенности

Приготовительные действия следует оценивать с учетом правил, предусмотренных ст. 30 УК. Дополнительной квалификации, в случае причинения вреда здоровью при покушении на жизнь, с соответствующими статьями Особенной части УК не требуется.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

При решении вопроса об ответственности за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля обязательным является установление умысла у виновного, направленного на причинение смерти, наличие такого умысла определяется в соответствии с критериями, приведенными в Постановлении Пленума ВС РФ от 27.01.1999 N 1.

Наряду с виной конструктивными признаками преступления являются также цель и мотив, а именно желание прекращения политической деятельности государственных или общественных деятелей, а также месть за такую деятельность. Поэтому обязательным является доказывание направленности умысла, установление целей и мотивов преступления. Важно, чтобы посягательство осуществлялось именно за политическую деятельность потерпевшего.

4. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В случае если лицо не достигло возраста уголовной ответственности по комментируемой статье, при этом выполнило объективную сторону данного деяния, ответственность наступает по п. “б” ч. 2 ст. 105 УК при наличии всех оснований, в том числе субъективных (возрастная вменяемость).

При совершении посягательства наемным убийцей вопрос о его ответственности решается исходя из принципов вины и соучастия. Если исполнитель не знал и не мог знать подлинных целей заказчика преступления, то он подлежит ответственности за убийство по общей норме (ч. 2 ст. 105 УК). Если же исполнитель знал о целях преступления, то он подлежит ответственности за его исполнение, а заказчик – за подстрекательство или организацию посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля.

5. В отличие от государственной измены и шпионажа, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, как особо тяжкое преступление, наряду с лишением свободы на срок от 12 до 20 лет предусматривает наказание в виде пожизненного лишения свободы, что обусловлено дополнительным объектом посягательства.

Другой комментарий к статье 277 УК РФ

Основным объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля являются общественные отношения, складывающиеся во внутриполитической сфере реализации государственного суверенитета. В качестве дополнительного объекта выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни потерпевшего.

Потерпевшим от преступления является государственный или общественный деятель. Нормативного определения данных понятий не существует; признаки государственного или общественного деятеля справедливо рассматривать в качестве оценочных, поскольку определяющим в характеристике потерпевшего является не столько его должностное или общественное положение, сколько характер его служебных функций, масштабность и активность их осуществления, значимость деятельности потерпевшего для реализации тех или иных направлений внутренней или внешней политики государства.

К государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов РФ и другие высокопоставленные лица, в частности, занимающие государственные должности категории “А”. К государственным деятелям следует относить также депутатов, официально зарегистрированных кандидатов для избрания в органы власти, их доверенных лиц, членов избирательных комиссий и т.п.

Не могут выступать потерпевшими от анализируемого преступления представители власти (сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры и др.), которые не являются государственными деятелями. Посягательство на жизнь указанных лиц предусмотрено в самостоятельных статьях уголовного закона (ст. ст. 317, 318 УК РФ).

Общественные деятели – это руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.

Государственный или общественный деятель в смысле ст. 277 УК РФ не должен являться представителем иностранного государства или сотрудником международной организации, пользующимся международной защитой (их перечень определен Конвенцией ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.). Посягательства на жизнь указанных лиц рассматриваются УК РФ в качестве преступлений против мира (ст. 360 УК РФ).

Посягательство на жизнь близких государственному или общественному деятелю лиц, совершенное в целях прекращения его политической деятельности, не может быть согласно закону квалифицировано по ст. 277 УК РФ. Такое деяние заслуживает правовой оценки по п. “б” ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Обязательным признаком состава рассматриваемого преступления является связь посягательства именно с государственной или иной политической деятельностью потерпевшего. В связи с этим, например, посягательство на жизнь общественного деятеля из числа представителей средств массовой информации или науки, совершенное в связи с их профессиональной (журналистской, научной) деятельностью, не образует признаков состава преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ. Характер деятельности потерпевшего является одним из основных признаков, позволяющих отграничивать анализируемое преступление от убийства, совершенного в связи с выполнением потерпевшим служебной деятельности или общественного долга (п. “б” ч. 2 ст. 105 УК РФ). Государственная или общественная деятельность – более широкое по своему объему и содержанию понятие, нежели понятие служебной деятельности и общественного долга, и присуще только узкой группе лиц – государственным или общественным деятелям.

Читайте также:
Тайное голосование: что это такое, описание и особенности

По каждому делу данной категории необходимо выяснять, были ли действия потерпевшего, в связи с которыми осуществлено посягательство на его жизнь, законными. В случае установления факта незаконности действий государственного или общественного деятеля правоприменитель при наличии к тому оснований должен решить вопрос о квалификации содеянного виновным по соответствующей статье УК РФ, предусматривающей ответственность за преступление против личности .

——————————–
По аналогии с рекомендациями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991 г. N 3 “О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка”.

С объективной стороны посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля может быть выражено в убийстве или покушении на убийство; покушение на убийство образует оконченный состав посягательства на жизнь . Преступление имеет усеченный состав и признается оконченным с момента начала действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля, независимо от наступившего результата .

——————————–
По аналогии с Определением Судебной коллегии Верховного Суда по делу Угурчиева // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 8.
По аналогии с Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по делу Казака и Куликова // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 3. Правомерность такой конструкции состава подтверждена в Определении Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2003 г. N 72-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тимирбулатова Салаудина Хасмагомадовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 57 и статьей 317 Уголовного кодекса Российской Федерации”, в котором Суд указал, что с учетом особой опасности действий, направленных на лишение жизни сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких, состав предусмотренного ст. 317 УК РФ преступления сформулирован законодателем таким образом, что для признания его оконченным достаточно совершения виновным лицом соответствующих действий и не требуется обязательного наступления такого общественно опасного последствия, как смерть указанных в ней лиц.

В силу этого причиненный в процессе посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля вред его здоровью (в ситуации, когда посягательство не привело к наступлению смерти) не требует дополнительной квалификации по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против здоровья, он полностью охватывается диспозицией ст. 277 УК РФ. Отсутствие фактического вреда здоровью государственного или общественного деятеля (например, в ситуации, когда виновный, совершая выстрел, промахнулся) не исключает квалификации содеянного при наличии иных требуемых законом признаков по ст. 277 УК РФ. Вместе с тем характер и объем реально наступивших последствий может учитываться судом при назначении уголовного наказания.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля может образовывать совокупность с иными преступлениями. Например, если посягательство совершается гражданином РФ по заданию иностранной разведки, содеянное может быть дополнительно квалифицировано как государственная измена; если посягательство на жизнь главы государства сопровождалось захватом власти – по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 278 УК РФ; если посягательство совершено путем взрыва и преследует, помимо прочего, цель оказания воздействия на принятие решения органами власти – по совокупности со ст. 205 УК РФ.

Субъективная сторона посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъект, совершая посягательство, всегда осознает общественную опасность лишения жизни государственного или общественного деятеля, предвидит наступление его смерти и желает этого .

——————————–
По аналогии с Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по делу Садиева // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 6.

Данное преступление не может быть совершено с косвенным умыслом, поскольку ст. 277 УК РФ в качестве обязательных признаков субъективной стороны состава преступления предусматривает специальную цель – прекращение деятельности потерпевшего или мотив – месть за указанную деятельность.

При квалификации посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля важно установить, что умысел виновного был направлен именно на лишение жизни потерпевшего. При решении вопроса о направленности умысла виновного следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, способ и орудие преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранения жизненно важных органов человека), а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1 “О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)”). Если будет установлено, что умысел виновного был направлен не на убийство потерпевшего, а на причинение вреда его здоровью, содеянное должно быть квалифицировано по соответствующим статьям закона об ответственности за преступления против здоровья личности.

Читайте также:
Суспензивное вето: что это такое, описание и особенности

В содержание умысла входит также осознание того, что совершаемое деяние направлено именно против государственного или общественного деятеля. Если лицо, имея умысел на лишение жизни частного лица, по ошибке причиняет смерть государственному или общественному деятелю, содеянное квалифицируется в соответствии с направленностью умысла как преступление против личности. В иной ситуации, когда, имея умысел на убийство государственного или общественного деятеля, виновный причиняет смерть частному лицу, содеянное должно квалифицироваться по правилам совокупности преступлений как преступления против безопасности государства и против личности.

Субъектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Лица, достигшие четырнадцатилетнего, но не достигшие шестнадцатилетнего возраста, в случае совершения анализируемого преступления несут ответственность по соответствующим статьям об ответственности за преступления против жизни и здоровья личности (ст. ст. 105, 111 и др. УК РФ). Если такие подростки действовали в соучастии с лицами, достигшими шестнадцатилетнего возраста, то квалификация их действий как преступления против личности не исключает ответственности иных соучастников по ст. 277 УК РФ.

Статья 277 УК РФ. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, –

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст. 277 УК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

“О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 1 “О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности” и от 28 июня 2011 года N 11 “О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности”

“О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности”

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УК РФ

“О применении судами норм главы 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств по заключению прокурора”

“О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам”

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

Законы Российской Федерации по ст. 277 УК РФ

“О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”

“О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)

“О противодействии терроризму”

Законы Российской Федерации по УК РФ

“О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов”

“О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”

“О Российском Фонде Прямых Инвестиций”

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по УК РФ

“О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы”

“Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации” (вместе с “Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации”, “Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации”, “Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации”)

“Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге” (вместе с “Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге”)

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ст. 277 УК РФ

“Об утверждении Правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом”

“О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийским банком развития о сотрудничестве и взаимной помощи в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”

“О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным банком экономического сотрудничества о сотрудничестве и взаимной помощи в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по УК РФ

“Об утверждении Федерального плана статистических работ” (вместе с “Федеральным планом статистических работ”)

“О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964”

Читайте также:
Твердая смета: что это такое, описание и особенности

“О проекте федерального закона “О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации””

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 277 УК РФ

“Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 06.07.2020 N 58844)

“Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 06.07.2020 N 58843)

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по УК РФ

(утв. Президиумом Верховного суда 08.12.2021)

“О некоторых вопросах объявления органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения” (вместе с “Порядком объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо

“Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 03.09.2021 N АКПИ21-435, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 3, 4 Методических рекомендаций о критериях существенного отклонения цены, спроса и предложения неликвидных ценных бумаг, утв. Банком России 11.03.2019 N 8-МР”

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Отграничение от убийства

Объект преступления – конституционный принцип политического и идеологического многообразия и многопартийности (политическая система РФ), а также жизнь человека.

Объективная сторона – посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Посягательство на жизнь – убийство или покушение на убийство.

Государственный деятель – лицо, занимающее высокий пост в системе органов гос-ой власти, которое своей деятельностью активно проводит в жизнь политику гос-ва в различных сферах деятельности. Потерпевший только гос-ый или общественный деятель.

Общественные деятели – руководители или видные члены различных общественных организаций и партий, массовых движений, профсоюзов, а также видных деятелей науки, культуры и.т.д.

Посягательство на жизнь считается оконченным, с момента совершения общественно опасных действий направленных на лишение потерпевшего жизни, если наступила смерть потерпевшего, было совершено покушение на его жизнь.

Этот состав можно назвать форально-материальным

Посягательство на жизнь рядовых государственных служащих или рядовых представителей общественных и др организаций охватывается составом убийства по ст. 105 УК РФ, либо составами посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование. Ст. 295. или посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа . ст.317.

Субъективная сторона- вина в форме прямого умысла. Виновный осознает, что посягает на жизнь не частного лица, а именно гос-го или общ-го деятеля, предвидит неизбежность или возможность наступления смерти потерпевшего и желает ее причинить. При этом он преследует цель – прекратить гос-ую, общ-ую или иную политическую деятельность потерпевшего. Устранить политического противника, либо конкурента в борьбе за высший пост в органах гос.власти. Именно такие мотивы исключают совершение такого преступления с косвенным умыслом.

Если убийство гос-го или общ-го деятеля совершено с другой целью или по другим мотивам, то деяние квалифицируется по ст.105 УК.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16 лет, если несовершеннолетнее лицо в возрасте от 14 до 16 лет за данное преступление несут ответственность по п. «б» ч.2 ст. 105 УК.

55. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Вооруженный мятеж. 278, 279

Объект преступления- политическая система РФ, в части легитимности гос. власти, конституционного порядка установления и функционирования гос. власти и ее органов. М.б. дополнительный объект – здоровье, телесная неприкосновенность, честь и достоинство лиц, пострадавших от насильственных действий.

Объективная сторона – Их две.

1. Действия направленные на насильственный захват либо насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ. Это попытка неконституционного способа прихода политических партий, движений и др. политических сил к власти, либо попытка удержания власти в нарушение Конституции РФ в РФ или ее субъектах без изменения конституционного строя РФ. Только один способ захвата и удержание власти – насилие. Оно означает побои, причинение вреда здоровью лиц, представляющих органы гос.власти, сформированные в соответствии в конституцией и законами РФ. Насильственное удержание власти – отказ уступить власть вопреки результатам выборов, голосования, референдума и т.д. соединенный с применением насилия к представителям политических сил, к которым должна перейти гос.власть.

2.Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Рф. Это деяния – насильственные действия, преследующие цель изменить общественный строй, политическую систему или гос-ое устройство РФ. Это попытка насильственно изменить основы конституционного строя РФ и его основные политические институты. Насилие м.б. с применением оружия.

Читайте также:
Счет ностро: что это такое, описание и особенности

Состав преступления яв-ся формальным. Преступление считается оконченным с момента совершения действий направленных на насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, либо действий направленных на насильственное изменение конституционного строя РФ, независимо от того удалось или ет виновным осуществить преступные планы .

Если в результате применения насилия причиняется смерть человека, то она охватывается составом данного преступления и требует дополнительной квалификации по ст.277 (посягательство), 317 или 105.

Субъективная сторона – прямой умысел и специальная цель. Виновный осознает насильственный характер своих действий и их противоречие Конституции РФ и желает их совершить. Им преследуется цель неконституционного захвата власти, ее удержания или изменения конституционного строя РФ.

Субъект – лицо, достигшее 16 лет.

Специальный субъект – представитель органов власти, сформированных в соответствии с конституцией РФ, но обязанных в соответствии с нею передать гос власть политическим силам, которые пришли к власти конституционным путем.

279 Вооруженный мятеж.

Объект преступления- политическая система РФ в части незыблемости основ конституционного строя и нерушимость территориальной целостности РФ.

Объективная сторона- организация вооруженного мятежа или активное участие в нем.

Мятеж – стихийное восстание, вооруженное преступление против власти, спровоцированное, организованное вооруженное выступление против законной власти, конституционного строя РФ.

Организация мятежа – действия по пропаганде вооруженного мятежа, вербовке его участников, снабжению мятежников оружием, планировании вооруженных операций и т.д.

Активное участие в вооруженном мятеже – совершении насильственных действий совместно с другими участниками с применением оружия или попыткой его применения.

Вооруженный мятеж является оконченным преступлением с момента первого вооруженного выступления мятежников. Если действия были направлены на организацию мятежа, но фактически не привели к нему, то следует квалифицировать как приготовление к вооруженному мятежу.

Субъективная сторона- прямой умысел и специальная цель. Виновный осознает, что организует вооруженный мятеж и активно участвует в нем. Желает совершить эти действия. При этом обязательно ставит цель : свергнуть конституционный строй, насильственно изменить конст строй, нарушить территориальную целостность.

Субъект-лицо достигшее 16 лет.

56. Диверсия. Отличие от умышленного уничтожения или повреждения имущества, от терроризма.281.

Объект– экономическая безопасность и обороноспособность РФ.

Экономическая безопасность – состояние защищенности важнейших экономических интересов РФ, слаженная и бесперебойная работа отдельных звеньев экономики как единого комплекса.

Обороноспособность – защищенность от возможного нападения внешнего агрессора и включает экономический и военный потенциал РФ, боевая подготовка и профессионализм личного состава вооруженных сил РФ, мобилизационная готовность гражданского населения.

Объективная сторона – взрыв, поджог или иные действия (устройство аварий, катастроф, затоплений и т.д.), направленные на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.

Обязательный признак диверсии – направленность на разрушение или повреждение перечисленных народно-хозяйственных объектов. Их физическое уничтожение.

Состав диверсии –формальный. Преступление окончено с момента совершения взрыва, поджога и т.д., даже если объекты фактически не были разрушены или повреждены.

Если в результате диверсии есть человеческие жертвы, то деяние образует совокупность диверсии с убйиством при отягчающих обстоятельствах.

Субъективная сторона- прямой умысел. Виновный осознает фактическое содержание совершаемых действий (взрыв, поджог) и их направленность на разрушение или повреждение объекта и желает их совершить. Обязательным признаком будет являться цель – подрыв экономической безопасности и обороноспособности РФ.

Субъект- лицо, достигшее 16 лет. Если преступление совершает гражданин РФ по заданию иностранных служб, то оно квалифицируется дополнительно как государственная измена.

Квалифицированный состав диверсии – совершение ее организованной группой.

57. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Отграничение от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем.174, 174.1

Впервые норма об уг ответственности была введена УК РФ вступившим в силу с 1.01.1997 г. Но состояние фин контроля было таково, что не требовалось преступникам отмывать деньги. Они строили дорогие дома, покупали дорогие авто и т.д. не опасаясь быть привлеченным за это к уг ответ-ти. В феврале 2002 г. Вступил в силу ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» Новый з-н требует буквального толкования.

Объект- общественные отношения в сфере перераспределения мат.благ.

Предмет преступления по ст.174 – ден ср-ва или иное им-во, заведомо приобретенное др лицами преступным путем. По ст. 174.1- ден ср-ва или иное им-во, заведомо приобретенное лицом в результате совершения им преступления.

То преступление, которое явилось источником дохода, называется основным. Лицо, совершившее основное преступление, может умереть до его осуждения, но это не освобождает его от ответственности за отмывание денег.

Составы обоих преступлений формальные, альтернативные (приобретение и сбыт им-ва).

Читайте также:
Положены ли пособия после освобождения от ИК

Объективная сторона– 174 – совершение в крупном размере фин операций и др сделок с указанными предметами.

Фин операция – это сделки и др действия с денежными средствами, ценными бумагами, плат документами, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Сделка – действия граждан и юр лиц , направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

По ст.174.1 – объект сторона – совершение в крупном размере не только финансовых операций и др сделок, но и в использовании указанных предметов для осуществления в предпринимательской или иной экон-ой деятельности. Использование указанных предметов влечет ответственность не зависимо от стоимости этих предметов. Фин операции и сделки влекут ответственность, когда они совершены в крупном размере (свыше 2000мрот). Они м.б. законными или незаконными Способы отмывания денег на квалификацию содеянного не влияют

Субъективная сторона- обоих преступлений – прямой умысел. Должна быть цель придания правомерного вида владению, пользованию, распоряжению им-ом.

Субъект– ст.174 лицо, достигшее 16 лет, кроме лица отмывающего имущество, приобретенного им самим в результате преступления. Ст. 174.1 – лицо, достигшее 16 лет, отмывающее приобретенное им самим имущество, в результате совершения преступления.

-группа лиц по предварительному сговору,

– использование служебного положения.

Организованная группа- особо квалиф-ий признак.

Статья за приобретение и сбыт им-ва, заведомо добытого преступным путем применяется только при отсутствии признаков отмывания денег (сумма сделки не превышает 2000 мрот или отсутствует цель придания правомерного вида владению)

Отличие в предмете преступления (имущество добытое преступным путем) По суб стороне им-во д.б. заведомо добыто преступным путем. Субъект, просто лицо 16 лет.

58. Разглашения государственной тайны. Утрата документов, содержащих государственную тайну. Отличие от государственной измены. 283, 284.

Объект- экономическая безопасность и обороноспособность РФ.

Экономическая безопасность- защищенность жизненно важных интересов РФ в области финансов, науки, производства торговли и т.д.

Обороноспособность – совокупность политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите от внутренних и внешних посягательств.

Объективная сторона– разглашение гос-ой тайны. Предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка сведений, составляющих гос.тайну, вследствие чего они становятся известны другим лицам, не имеющим доступа к соответствующей информации. Оставление без надзора секретных документов, которые могут стать известны другим людям может образовать состав указанного преступления. При этом необходимо наличие косвенного умысла, или двух форм вины.

Сведения содержащие гос-ую тайну – сведения, защищаемые государством в области военной, внешнеполитической, экономической , разведывательной, контрразведывательной, оперативно- розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Разглашение м.б. как устным, так и в письменным (СМИ). Может выразиться не только в действии но и бездействии (оставление документов в доступном для посторонних месте)

Обязательный признак отсутствие у виновного осознания того, что огласка или передача секретных сведений способна нанести ущерб внешней безопасности РФ.

Преступление яв-ся оконченным, когда указанные сведения стали достоянием постороннего лица.

Субъективная сторона – вина в форме прямого или косвенного умысла.

Субъект- лицо, достигшее 16 лет.

Специальный субъект – лицо, которому разглашенные сведения были доверены или стали известны по службе или работе.

Мотивами разглашения м.б. болтливость, бахвальство, желание показать свою значимость, принуждение со стороны криминальных структур

– тяжкие последствия – случаи разглашения сведений, когда они стали достоянием иностранных разведок.

– по отношению к наступившим последствиям вина характеризуется только неосторожностью (легкомыслием ли небрежностью) Двойная форма вины.

Объект- экономическая безопасность и обороноспособность РФ.

Объективная сторона– нарушение правил обращения с документами, содержащими гос.тайну, и предметами, сведения о которых составляют гос.тайну.

Обязательным признаком яв-ся последствия в форме утраты документов содержащих гос. тайну, предметов, сведения о которых составляют гос.тайну, а также иные тяжкие последствия (материальный состав).

Утрата – выход документов, содержащих гос.тайну, или предметов, сведения о которых составляют гос. тайну, из владения лица имеющего допуск к гос. тайне. Уничтожение документов утраты не образует, так как это исключает возможность ознакомления с ними других лиц. В таких случаях деяние квалифицируется как должностное преступление или преступление против собственности.

Преступление окончено с момента утраты документа или предмета и наступления тяжких последствий. Тяжкие последствия – когда в результате разглашения сведений они стали достоянием иностранных разведок.

Субъективная сторона – вина в форме неосторожности (легкомыслие,небрежность).

Субъект –лицо, достигшее 16 лет.

Специальный субъект – лицо, имеющее допуск к гос.тайне.

Отличия – объект при гос.измене – внешняя безопасность РФ,

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: