Повторные выборы: что это такое, описание и особенности

Повторное голосование, выборы и дополнительные выборы

ПГ. В случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов, ИК назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов.

Избранным считается кандидат, получивший большее число голосов по отношению к числу голосов, полученных другим кандидатом.

Если один из кандидатов, снял свою кандидатуру, либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах.

Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, приявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.

ПВ. Повторные выборы в ФОГВ проводятся в сроки, установленные ФЗ. Если основные выборы в ЗПОГВ субъекта РФ или ПО МО, либо основные выборы выборного ДЛ проводились во второе воскресенье сентября и по их результатам соответствующий орган не был сформирован в правомочном составе либо выборное ДЛ не было избрано, повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня голосования на основных выборах. В остальных случаях повторные выборы проводятся на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов ГД – в день голосования на этих выборах либо в иной день, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избираемых действий могут быть сокращены на одну треть.

Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 3 дня со дня его принятия.

ДВ. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному ИзО, назначаются дополнительные выборы. ДВ назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов ГД – на день голосования на этих выборах.

Если дополнительные выборы не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному ИО.

Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий ЗПОГВ, ПО МО остались в неправомочном составе, ДВ проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня такового досрочного прекращения полномочий. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному ИзО, ДВ назначаются и проводятся, если в округе замещено менее 2/3 депутатских мандатов.

Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. В случае выбытия нескольких депутатов в срок, когда проведение ДВ не предусмотрено (т.е. когда депутаты не могут быть избраны на срок более одного года), а ЗПОГВ, ПО МО остался в неправомочном составе, проводятся новые основные выборы.

Опубликование результатов выборов

ИК, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по ИзО в СМИ в течение суток после определения результатов выборов. Официальное опубликование общих результатов выборов, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов) осуществляется ИК не позднее чем через 1 месяц со дня голосования. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов в ФОГВ осуществляется в течение 3 месяцев, а о результатах выборов в РОГВ, ОМС – в течении 2 месяцев со дня голосования. В течение 3 месяцев со дня официального опубликования (обнародования) полных данных о результатах выборов в ОГВ РФ данные, которые содержатся в протоколах всех ИК об итогах голосования и о результатах выборов, размещаются в информационно-коммуникационной сети общего пользования «Интернет».

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, производятся ИК за счет средств соответствующего бюджета (федерального, регионального, местного).

Ассигнования на подготовку и проведение выборов предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Главными распорядителями данных средств являются ИК, организующие выборы, финансирование которых осуществляется в 10-дневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Если финансирование выборов не осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств, подготовка и проведение выборов осуществляются за счет кредитов банков, которые представляются на конкурсной основе. Гарантия возврата дается Правительством РФ, РОИВ, ОМС.

Отчеты о расходовании бюджетных средств на выборы предоставляются:

1. ЦИКа РФ в Палаты ФС РФ

2. РИКа в ЗПОГВ субъекта РФ

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды (ИФ) для финансирования своей избирательной кампании.

Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, не вправе создавать собственные ИФ.

Избирательные фонды могут создаваться за счет:

  • Собственных средств кандидата, ИО
  • Средств, выделенных кандидату выдвинувшим его ИО
  • Добровольных пожертвований граждан и ЮЛ
  • Средств, выделенных кандидату, ИО соответствующей ИК.

Запрещается вносить пожертвования в ИФ:

  • Иностранным государствам и ЮЛ
  • ИГ (исключение – разрешенные случаи участия иностранцев выборы)
  • ЛБГ
  • Гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет на день голосования
  • Российским ЮЛ с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 10% и их организациям
  • Международным организациям и общественным движениям
  • ОГВ и ОМС
  • Гос. и мун. учреждениям и организациям
  • ЮЛ, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30% и их организациям
  • Организациям, учрежденным гос. и мун. органами
  • Воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам
  • Благотворительным организациям, религиозным объединениям и учрежденным ими организациями
  • Анонимным жертвователям (гражданам, не указавшим любое из следующих сведений: ФИО, адрес м/ж или указавшим недостоверные сведения; ЮЛ, не указавшим любое из следующих сведений: ИНН, название, банковские реквизиты или указавшим недостоверные сведения)
  • Юр лицам, зарегистрированным менее чем за один год до голосования.
Читайте также:
Патентная пошлина: что это такое, описание и особенности

Законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в ИФ средств, а также предельные размеры расходования средств ИФ.

Например, по ФЗ «о выборах Президента РФ»:

  1. Собственные средства кандидата в совокупности не могут превышать 10 % от предельной суммы всех расходов ИФ.
  2. Средства, выделенные кандидату выдвинувшей его ПП, в совокупности не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходов ИФ.
  3. Добровольные пожертвования каждого гражданина не должны превышать 1,5 % от предельной суммы всех расходов ИФ.
  4. Добровольные пожертвования каждого ЮЛ не должны превышать 7% от предельной суммы всех расходов ИФ.

Все денежные средства, образующие ИФ, перечисляются на специальный избирательный счёт (ИС), открытый в филиале Сберегательного банка РФ, а при его отсутствии – в других кредитных организациях, расположенных на территории ИзО

В случае отсутствия кредитных организаций кандидат, ИО определяют по согласованию с соответствующей ИК кредитную организацию, в которой открывается ИС.

Средства ИФ имеют целевое значение. Они могут использоваться на:

  • Финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора.
  • Предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера.

Соответствующая ИК до дня голосования периодически направляет в СМИ сведения о поступлении и расходовании средств ИФ.

Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны публиковать данные сведения в течение 3-дней со дня получения.

Отчеты. Кандидат, ИО обязаны представить в соответствующий ИК не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них – не позднее, чем за 10 дней до дня голосования, а итоговый – не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов) о размерах своего ИФ, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах.

Неизрасходованные денежные средства, находящиеся на ИС после дня голосования, кандидаты, ИО обязаны перечислить гражданам и ЮЛ, осуществлявшим пожертвования либо перечисления в их ИФ пропорционально вложенным средствам.

Контроль. Гос. органы и уполномоченные органы и организации, осуществляющие гос. регистрацию ЮЛ, по представлениям ИК обязаны в 5-дневный срок осуществить проверку достоверности сведений, указанных ЮЛ – жертвователями в ИФ и сообщить о результатах проверки в соответствующие ИК.

Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, их правильным учетом и использованием, а также для проверки финансовых отчетов создаются контрольно-ревизионные службы при соответствующих ИК с привлечением специалистов из гос. и иных органов и учреждений.

Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы

Повторные, а также дополнительные выборы отличаются от повторного голосования (которое предусматривается на выборах Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации) тем, что при их проведении заново совершается весь цикл избирательных действий. При проведении повторных выборов допускается сокращение сроков выполнения отдельных избирательных действий, но не более чем на одну треть. Дополнительные выборы проводятся в случае прекращения полномочий депутата представительного органа государственной власти или депутата представительного органа местного самоуправления.

Повторное голосование является стадией одних и тех же выборов, существенным элементом применяемой при выборах избирательной системы. В данном случае выборы разворачиваются в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов.

6 Это нововведение Федерального закона от 2002 г. стало реакцией на достаточно распространенную практику, когда при голосовании незаверенные листы списков избирателей распределялись между членами участковых избирательных комиссий, производившими выдачу бюллетеней. То есть до окончания голосования и скрепления отдельных листов списка избирателей самого списка избирателей как юридически оформленного документа не существовало.

7 Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под многомандатным округом понимается только избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально. Проведение выборов по партийным спискам осуществляется по единому избирательному округу, то есть округу, включающему в себя всю территорию, на которой проводятся выборы. Формально данный округ не называется многомандатным.

8 К «другим местам временного пребывания», в частности, относятся следственные изоляторы, изоляторы временного содержания.

9 Данное правило вступает в силу после проведения первых выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации после вступления в силу Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. (декабрь 2003 г.).

10 К таковым относятся муниципальные образования со средней нормой представительства избирателей менее 10000.

11 В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы в Российской Федерации» к государственным должностям категории «А» относятся должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие).

Читайте также:
Посессионные мануфактуры: что это такое, описание и особенности

12 Данное определение приводится в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации. 2000. №3. С. 11.

13 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 675.

14 В настоящее время утратила силу.

15 К числу таких ограничений, в частности, относится запрет, сформулированный в пункте 5 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…», согласно которому запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенных результатов на выборах.

16 Единственное исключение из правила об обязательности создания избирательных фондов установлено для избирательных округов с небольшой численностью избирателей (не более 5 тысяч). Однако если кандидат не создает избирательный фонд, он не вправе осуществлять какое-либо финансирование собственной избирательной кампании.

17 Pinto-Duschinsky M. Loopholes.ACE Рroject. Oct. 1998.

18 Голосование вне помещения для голосования с использованием переносных ящиков для голосования может проводиться ранее дня выборов в том случае, если оно представляет собой досрочное голосование в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день выборов в плавании, на полярных станциях.

19 Указанный минимальный процент может быть повышен законом для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что минимальный процент от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов местного самоуправления состоявшимися не устанавливается.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 539 ; Мы поможем в написании вашей работы!

ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ

Смотреть что такое ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ в других словарях:

ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ

выборы, проводимые в случаях, если предшествующие выборы признаны несостоявшимися (напр., по причине низкой явки избирателей) или недействительными (см. смотреть

ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ

выборы, назначаемые и проводимые в случае, если первоначальные выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися, недействительными. См. Несостоявшиеся выборы, Недействительные выборы. Повторные выборы назначаются также в случае, если кандидат, набравший (все кандидаты по многомандатным избирательным округам, набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица. Повторные выборы назначаются в порядке и сроки, предусмотренные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что повторные выборы не назначаются и не проводятся в случае, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. В соответствии с указанными законодательными актами повторные выборы могут быть отложены на срок, не превышающий одного года. Это допускается только в случае, если проведенные повторные выборы в установленные сроки были признаны не состоявшимися в результате низкой активности избирателей (в них приняло меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующим законом для признания выборов состоявшимися) либо превышения числа голосов, поданных против всех кандидатов, над числом голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее голосов по отношению к другим кандидатам. В соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации при проведении повторного голосования по кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов избирателей, может не устанавливаться требование об участии определенного числа избирателей в выборах для признания их состоявшимися. . смотреть

ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ

Повторные выборы Повторные выборы – выборы, проводимые в случаях, если предшествующие выборы кассированы или признаны несостоявшимися. Срок проведени. смотреть

ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ

ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ — выборы, проводимые в случаях, если предшествующие выборы признаны несостоявшимися (напр., по причине низкой явки избирателей) или недействительными (см. Кассация выборов). Срок проведения П.в. устанавливается избирательным законом или решением компетентных избирательных органов.

ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ

ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ – выборы, проводимые в случаях, если предшествующие выборы признаны несостоявшимися (напр., по причине низкой явки избирателей) или недействительными (см. Кассация выборов). Срок проведения П.в. устанавливается избирательным законом или решением компетентных избирательных органов.
. смотреть

ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ

– выборы, проводимые в случаях, если предшествующие выборы признаны несостоявшимися (например, по причине низкого процента явки избирателей) или, кассированы (см. КАССАЦИЯ ВЫБОРОВ). Срок проведения П.в. устанавливается избирательным законом или решением компетентных избирательных органов.
. смотреть

ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ

выборы, проводимые в случаях, если предшествующие выборы признаны несостоявшимися (например, по причине низкого процента явки избирателей) или, кассированы (см. КАССАЦИЯ ВЫБОРОВ). Срок проведения П.в. устанавливается избирательным законом или решением компетентных избирательных органов. смотреть

Выделяются четыре основные классификации видов выборов. Во-первых, выборы делятся на

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:
Читайте также:
Односторонний акт: что это такое, описание и особенности

Выделяются четыре основные классификации видов выборов. Во-первых, выборы делятся на очередные ( основные ) и внеочередные . Очередные выборы – это выборы, которые назначаются и проводятся в связи с истечением срока полномочий избираемого органа или должностного лица. Внеочередные (досрочные) выборы проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий избираемого органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий закрепляются в законодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус органа государственной власти, органа местного самоуправления, выборного должностного лица. Избирательное законодательство устанавливает для досрочных выборов возможность сокращения сроков осуществления избирательных действий по сравнению с очередными выборами.

Во-вторых, выборы бывают основными и дополнительными . Данная классификация применима только к выборам депутатов представительных (законодательных) органов. На основных выборах избирается весь состав представительного органа. Основанием проведения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий (выбытие) депутата представительного органа, избранного по мажоритарной избирательной системе по одному из территориальных округов.

В-третьих, выделяются общие и частичные выборы . Общими выборами являются одновременные выборы всех депутатов представительного (законодательного) органа. Частичные (ротационные) выборы проводятся в случае, если представительный орган формируется путем ротации, которая предполагает разновременное избрание части депутатского корпуса представительного органа (либо одной из его палат). В настоящее время ротация предусмотрена на выборах законодательных (представительных) органов ряда субъектов Российской Федерации. В частности, избирательным кодексом Свердловской области подобный порядок установлен для выборов депутатов Областной Думы – палаты Законодательного Собрания Свердловской области. По закону выборы депутатов проводятся один раз в два года. На каждых выборах избирается половина состава депутатского корпуса, при этом все депутаты имеют срок полномочий четыре года.

В-четвертых, выборы делятся на первоначальные и повторные . Первоначальные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий либо досрочным прекращением полномочий избираемого органа (выборного лица). Повторные выборы проводятся в случаях, если результаты первоначальных выборов были признаны несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы следует отличать от повторного голосования – факультативной стадии, происходящей в пределах того же избирательного процесса, в рамках которого осуществлялось первоначальное голосование. Повторные выборы – самостоятельный избирательный процесс, включающий все стадии, в том числе выдвижение кандидатов.

Особенности выборов при различных политических режимах

В мире трудно найти страны в которых не проводились бы выборы в органы политической власти. Однако далеко не все выборы можно отнести к демократическим. выделим типы выборов в зависимости от характера взаимодействия государства и гражданского общества.

Так, выборы, при которых гражданское общество подчинено государству, характерны для различных авторитарных режимов. Все основные решения о составе депутатов, о содержании предвыборных программ принимаются заранее политическим руководством страны (хунтой, олигархией, монопольной партией и т. п.). Кандидаты, как правило, анонимны, так как избиратели не знают ни их самих, ни их программ. Они выступают не как представители избирателей, а как представители правящих партийно-государственных структур. Тоталитарная политическая система, за идеологическими прикрытиями прячет свое действительное содержание и претендует на выражение народной воли, воплощение демократии высшего типа. Она использует так называемые безальтернативные формы демократии, создающие видимость всенародной поддержки, но не позволяющие оказывать реального влияния на процесс принятия решения.

Понятно, что невелика роль выборов и в тех странах, где механизм выборов подчинен силе патриархальной традиции, которая определяет и способ голосования и выбор кандидатов. В этих условиях выборы являются лишь формой общинных и клановых механизмов мобилизации социальной активности.

Второй тип выборов, при неустойчивом равенстве сил государства и гражданского общества. Он часто встречается в странах, где демократические режимы еще не имеют глубоких корней, а демократические устремления лидеров государства наталкиваются на противодействие антидемократических сил. При этом избранные народом представительные органы власти нередко прекращают свое существование в результате насильственных действий.

Анализ опыта мирной демократизации в южно-европейском и латиноамериканском регионах, показывает, что наиболее вероятный способ успеха заложен в “серии [c.255] мелких реформ” и в готовности оппозиции делиться на первых порах ограниченным полем действия, предоставляемой ей авторитарной системой в начальной фазе процесса. Преимущества такого процесса заключаются в том, что конкурирующие силы получают время, чтобы привыкнуть к атмосфере демократических выборов, а оппозиционные партии и политики получают возможность обрести собственное политическое лицо, вкусить конкуренции и управленческой работы на местном уровне. В то же время, авторитарные режимы, как только они признают демократию наиболее легитимной формой правления и конечным результатом планируемой политической эволюции, тем самым сразу же подрывают базу своей легитимации. Таким образом переход общества от авторитаризма к демократизму связан с решением политической дилеммы: постепенность перехода прежнего режима к новому в условиях потери поддержки населения. Решение этой непростой задачи требует оптимизации перехода через ряд этапов, через политические технологии в том числе и через многократно повторяемый избирательный процесс. Постепенный переход к демократии связан с выборами в органы государственной власти различных уровней:

– избрание местных структур самоуправления;

– формирование политической арены предвыборной борьбы на местном и региональном уровнях путем создания партий и движений, и выборы их руководящих органов;

– избрание руководителей исполнительной власти.

Итак, технология развертывания гражданского общества происходит через демократические выборы. Продолжительность же перехода от авторитаризма к демократии исчисляется десятилетиями, поколениями и сериями демократических выборов. Чем меньше практического опыта многопартийности, чем неблагоприятнее социально-демократические условия, способствующие выработке политической терпимости, тем необходим больший временной интервал. Поспешность некоторых стран, считающих что переход к демократии – происходит в мгновение, которое нельзя упускать, зачастую приводит к скорому восстановлению авторитаризма .Кроме того, несовершенное законодательство, отсутствие демократических традиций и механизмов общественного контроля за ходом выборов, характерное для стран с неустойчивым равновесием между государством и гражданским обществом, могут приводить к многочисленным фальсификациям результатов голосования. Для таких стран каждые действительно демократические выборы представляют собой маленький, но необходимый шаг на трудном пути становления правового государства.

Читайте также:
Правопреемство правительств: что это такое, описание и особенности

Третий тип выборов при демократических режимах, когда государство подчинено гражданскому обществу.

Условием развития гражданского общества выступает равновесие, равенство прав, равное развитие государства, общества и индивида. Все вероятные конфликты межу ними регулируются не дисциплиной страха и господства, а правовыми и политическими средствами, властью государства, которая сама подотчетна созданными ею законам.

Можно выделить и несколько общих характеристик, обусловленных природой демократии как основанного на выборах политического соперничества. Это: взаимное доверие между претендентами на власть, традиционное уважение правил формирования властвующих элит через свободные демократические выборы.

Поведение избирателей и кандидатов в депутаты в странах с развитой демократией характеризуется как автономное и целерациональное. В то же время, общественное мнение не всегда в состоянии воздействовать на государство и высших должностных лиц, которые устанавливают различные цензы, правила и способы проведения выборов. В такого рода обществах выборы выступают как реальный механизм формирования политических элит. Они позволяют населению воздействовать на официальный политический курс, модифицируя его в соответствии со своими потребностями. Здесь выборы в органы власти представляют собой легитимные каналы взаимодействия официальных и неофициальных субъектов, в ходе чего достигается общественный порядок и социальная стабильность.

В конституционном обществе (правовом государстве) развит либерально-демократический или конституционалистский тип легитимности, основанный на свободном волеизъявлении граждан, формировании отношений государственного представительства путем выборности всех центральных органов власти народом. Этот тип легитимности – результат долгой социо-экономической и социокультурной эволюции западных обществ, выступает сегодня ведущей тенденцией мирового развития

Избирательное право – это система законов, регулирующая процедуру выборов, т.е. кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведение итогов голосования.

Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право гражданина лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных выборах гражданин избирает выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность. Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительские органы или на выборную должность.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Принцип всеобщности предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, религии, места жительства и т.д. имеют право участвовать в выборах. Существует большое количество форм и методов ограничения действия принципов избирательного права, в первую очередь через цензы. Цензы – это установленные законом обязательные условия и требования, которым должен отвечать гражданин для получения права на участие в голосовании. Так, на деле всеобщее избирательное право ограничено участием в выборах только электората (от лат. eleсtor – избиратель), т.е. граждан, которые по закону обладают правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста не совпадают, так как часть граждан в силу тех или иных причин лишена права участвовать в голосовании.

Принцип прямых выборов является наиболее распространенным и демократичным и предполагает, что граждане напрямую выбирают все вертикали власти, т.е. отдают свои голоса непосредственно за конкретного кандидата или список кандидатов. Таким путем обычно избираются нижние палаты парламентов, президенты Франции, Австрии, Беларуси и других стран, органы местного самоуправления и т.д.

Принцип тайного голосования исключает контроль за волеизъявлением избирателей. Голосование осуществляется тайно, т.е. никто, без ведома самого гражданина, не вправе знать, за кого он голосовал. Для этого предусмотрен такой порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении (кабине) и лично опускает его в урну.

Принцип равенства избирательного права предполагает выполнение следующих требований: каждый избиратель должен иметь одинаковое количество голосов; все избиратели голосуют на равных условиях; каждый депутат должен представлять примерно равное число избирателей.

Способы избрания государственных должностных лиц в условиях демократии могут очень сильно различаться. На уровне страны, например, законодатели могут избираться по округам, каждый из которых выбирает по одному представителю. Иными словами, при такой системе “победитель получает все”. В другом варианте, при системе пропорционального представительства, каждая политическая партия представлена в законодательном органе согласно общему проценту голосов, набранных в масштабах страны. Выборы в провинциях и на местах могут отображать эти общенациональные модели.

Избирательная система – это совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. Избирательная система определяет общие принципы организации выборов. Основное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства, которое детализирует основное положение, зафиксированное в конституции страны.

Читайте также:
Общая правоспособность: что это такое, описание и особенности

Мажоритарная система (от фр. majorite – большинство) – такой порядок определения результатов голосования, когда избранным считается кандидат или список кандидатов, получивших на выборах большинство голосов в округе или всей страны. Собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. Впервые введена в Англии для избрания депутатов в нижнюю палату парламента в 1429 г. При мажоритарной системе голосования действуют различные правила подсчета голосов. Выбор правила, как и в целом системы голосования, имеет принципиальное значение. Применяя различные правила при одной и той же шкале предпочтений избирателей мы будем иметь различные итоги.

Правило относительного большинства. Определение – побеждающая альтернатива должна набрать хотя бы на один голос больше, чем каждая из последующих альтернатив. Каждый избиратель может подавать только один голос за одну альтернативу для одного места. Правило относительного большинства во втором туре. Определение: побеждающая альтернатива должна получить как минимум 50% + 1 голос. Если нет альтернативы, набравшей в первом туре необходимую квоту голосов, то проводится второй тур голосования, в котором принимают участие только две альтернативы, набравшие в первом туре наибольшее количество голосов. Во втором туре победитель определяется по правилу относительного большинства. При этом также каждый избиратель может подавать только один голос за одну альтернативу для одного места.

Правило абсолютного большинства в последнем последовательном туре.

Определение: побеждающая альтернатива должна получить как минимум 50 % + 1 голос. Если нет альтернативы, получившей в первом туре необходимую квоту голосов, то проводятся последовательные туры голосования без альтернативы с минимальным количеством голосов в предыдущем туре до осуществления необходимой квоты голосов. При этом каждый избиратель подает только один голос за одну альтернативу для одного места. (Австралия, всеобщие выборы члены палаты представителей, выборы сената в Канаде, Испании).

Определение: пропорциональная избирательная система это такой порядок определения результатов голосования, при котором депутатские места распределяются между партиями или избирательными коалициями в зависимости от количества голосов, которые они получила на выборах.

Пропорциональная система выборов имеет две особенности: создаются, как правило, многомандатные округа, и в выборах принимают участие в основном только кандидаты определенных партий, независимые кандидаты могут вообще отсутствовать (Швеция, Австрии). Пропорциональная система изобретена в 40-е гг. XIX в. В настоящее время применяется более чем в 60 странах.

Разновидностей пропорциональной системы гораздо больше, чем мажоритарной. Наиболее часто применяется пропорциональная избирательная система с закрытым партийным списком (голосование за партию).

Технология ее реализации состоит в следующем. Накануне выборов каждая партия, принимающая участие в выборах формирует собственный список кандидатов по округам. Фамилии кандидатов списка размещаются в нем в порядке убывающей значимости. Данные списки могут не публиковаться и не вноситься в бюллетени. Избиратель голосуют за определенную партию и тем самым поддерживает список ее кандидатов в целом. В Чили, Финляндии партийных списков нет вообще.

В ряде стран применяются смешанные избирательные системы, то есть системы, которые по замыслам законодателей, должны вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной и пропорциональной избирательной системы. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется по соответствие с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая же часть мандатов распределяется в соответствие с принципами пропорциональной избирательной системы, позволяет представить наиболее широкий слой политических партий и, следовательно, наиболее полно выразить политическую волю населения. Нередко смешение этих систем происходит таким образом, что одна из палат парламента избирается по мажоритарной избирательной системе, другая – по пропорциональной.

Повторная экспертиза: что это такое, описание и особенности

VI. Повторное проведение государственной экспертизы

44. Проектная документация (часть проектной документации в случае, предусмотренном подпунктом “г” пункта 13 настоящего Положения) и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 раза и более) на государственную экспертизу:

а) после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы;

б) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

в) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, предусмотренных частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, – по инициативе заявителя.

(п. 44 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

(см. текст в предыдущей редакции)

44(1). Повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением для проведения первичной государственной экспертизы, за исключением проведения экспертного сопровождения, которое осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 45(2) – 45(10) настоящего Положения.

(п. 44(1) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

44(2). К заявлению о проведении повторной государственной экспертизы прилагается справка, подписанная главным инженером проекта, в которой описываются внесенные изменения в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий.

В случае если недостатки, послужившие основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы, устранимы без возврата документов, представленных на бумажном и (или) электронном носителе, в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 18 настоящего Положения, и заявитель не настаивает на возврате таких документов, организация по проведению государственной экспертизы в порядке и сроки, которые определены договором, устанавливает срок для устранения таких недостатков. В этом случае документы, представленные на государственную экспертизу, заявителю не возвращаются. После их доработки в порядке, определенном договором, заявитель представляет в организацию по проведению государственной экспертизы часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с внесенными изменениями и справку с описанием этих изменений.

Читайте также:
Общие принципы: что это такое, описание и особенности

(п. 44(2) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45. Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза, за исключением случаев, установленных в пункте 45(1) настоящего Положения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы второй – третий утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948.

(см. текст в предыдущей редакции)

45(1). Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий подлежат экспертной оценке в полном объеме в случае, если после проведения первичной (предыдущей повторной) государственной экспертизы такой проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в законодательство Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми государственная экспертиза должна осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы.

При проведении государственной экспертизы проектной документации, в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости, проектная документация подлежит экспертной оценке в полном объеме в случае, если при проведении первичной (предыдущей повторной) государственной экспертизы такой проектной документации оценка, предусмотренная подпунктом “а” пункта 27 настоящего Положения, или проверка сметной стоимости в соответствии с подпунктом “б” пункта 27 настоящего Положения не проводились.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1590)

(п. 45(1) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(2). При проведении оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения осуществляется оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая оценку совместимости изменений, внесенных в проектную документацию, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.

(п. 45(2) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(3). При выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения в случае, установленном в подпункте “б” пункта 17(4) настоящего Положения, осуществляется проверка сметной стоимости.

(п. 45(3) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(4). Экспертное сопровождение начинается после заключения договора об экспертном сопровождении и представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы в соответствии с договором об экспертном сопровождении.

Оценка соответствия в рамках экспертного сопровождения начинается после представления заявителем документов, указанных в пункте 17(3) настоящего Положения, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения.

(п. 45(4) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(5). Подготовка заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения начинается со дня представления документов, указанных в пункте 17(4) настоящего Положения, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, включенного в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну).

(п. 45(5) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(6). При подготовке заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения в случае, указанном в подпункте “б” пункта 17(4) настоящего Положения, может осуществляться оперативное внесение изменений в смету на строительство, реконструкцию, но не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока проведения государственной экспертизы.

(п. 45(6) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(7). Срок проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения составляет не более 10 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 17(3) настоящего Положения. Указанный срок может быть продлен организацией по проведению государственной экспертизы в случае, если изменения в проектную документацию, представляемые на оценку соответствия, внесены в 2 и более раздела проектной документации, но не более чем на 10 рабочих дней.

(п. 45(7) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(8). Срок направления (вручения) заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения не может превышать 15 рабочих дней со дня представления в организацию по проведению государственной экспертизы заявления, указанного в подпункте “а” пункта 17(4) настоящего Положения, и 35 рабочих дней со дня представления в организацию по проведению государственной экспертизы документов, указанных в подпункте “б” пункта 17(4) настоящего Положения.

(п. 45(8) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(9). Результатом оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения является заключение, содержащее выводы о подтверждении (положительное заключение) или неподтверждении (отрицательное заключение) соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.

Читайте также:
Психическое расстройство: что это такое, описание и особенности

(п. 45(9) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(10). В случае представления заявления, указанного в подпункте “а” пункта 17(4) настоящего Положения, заявителю выдается заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) внесенных в проектную документацию изменений требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.

В случае представления заявления, указанного в подпункте “б” пункта 17(4) настоящего Положения, заявителю выдается заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) внесенных в проектную документацию изменений требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились, а также о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции.

(п. 45(10) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(11). В случае внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проводится оценка таких изменений на предмет их соответствия требованиям, на соответствие которым оценивалась проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий при первоначальном проведении государственной экспертизы, по результатам которой было получено положительное заключение государственной экспертизы.

В случае, когда в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика на проектирование внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлено в соответствии с требованиями, вступившими в силу после выдачи указанного положительного заключения государственной экспертизы, проводится оценка изменений, внесенных в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, на предмет соответствия требованиям, вступившим в силу после выдачи положительного заключения государственной экспертизы.

(п. 45(11) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(12). В случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы сметные нормативы, федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, к сметным нормам и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление документов для проведения повторной проверки сметной стоимости в соответствии с подпунктом “б” пункта 27 настоящего Положения осуществляется после корректировки сметной документации в части, подвергшейся изменениям в результате изменения физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, с учетом утвержденных сметных нормативов федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, и (или) определенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сметных цен строительных ресурсов на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы, при этом остальная часть сметной документации не корректируется.

(п. 45(12) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(13). В случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по решению застройщика внесены изменения в сметную документацию без изменений физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием на проектирование в зависимости от содержания работ), в связи с применением:

а) новых сметных норм, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, утвержденных в установленном порядке после даты получения положительного заключения государственной экспертизы, а также индексов изменения сметной стоимости к таким федеральным единичным расценкам или сметных цен строительных ресурсов, такая сметная документация подлежит направлению на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости;

б) индексов изменения сметной стоимости строительства или сметных цен строительных ресурсов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, проверка сметной стоимости не проводится. Такая сметная документация может быть направлена на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости по решению застройщика.

Читайте также:
Лицензирующие органы: что это такое, описание и особенности

(п. 45(13) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)

45(14). В случае принятия Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн. рублей и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 1 июля 2021 г., в отношении объектов, указанных в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 “О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий”, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении такого контракта, и внесения соответствующих изменений в проектную документацию таких объектов проводится повторная государственная экспертиза проектной документации указанных объектов в части проверки достоверности определения сметной стоимости с выдачей соответствующего заключения. Для проведения такой повторной государственной экспертизы представляется сметная документация, рассчитанная в уровне цен на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы в порядке, определенном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. При подготовке такой сметной документации не допускается изменение физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ).

Стоимость такой повторной государственной экспертизы проектной документации определяется с учетом положений пунктов 57(1) и 58 настоящего Положения, срок ее проведения не может превышать 14 рабочих дней.

(п. 45(14) введен Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315)

Дополнительная и повторная экспертиза

Дополнительная или повторная экспертиза может быть назначена как по ходатайству сторон , так и по инициативе суда . Их назначение регламентируется ст. 87 ГПК . В случае недостаточной ясности или неполноты заключения назначается дополнительная экспертиза , которая может быть поручена как тому же эксперту , который проводил первичную экспертизу, так и другому эксперту ( ч. 1 ст. 87 ГПК ; ч. 1 ст. 20 ФЗ № 73 ).

Повторная экспертиза назначается в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения или при наличии противоречий в заключении нескольких экспертов ( ч. 2 ст. 87 ГПК ). Ст. 20 ФЗ № 73 указаний на противоречия в заключениях нескольких экспертов как основания назначения повторной экспертизы не содержит . Это не может быть признано правильным.

Противоречия между заключениями экспертов могут иметь место:

  1. при производстве каждым из них самостоятельной экспертизы;
  2. при производстве комиссионной или комплексной экспертизы ( ст. 82 ГПК , ст. 83 ГПК ; ст. 22 и ст. 23ФЗ № 73 ), если эксперты не пришли к единому выводу.

В любом случае достаточно важно иметь в качестве основания назначения повторной экспертизы факт противоречий в заключениях экспертов по одним и тем же вопросам. Такое положение не снимает с суда обязанности оценить каждое из заключений по существу.

Однако нельзя не учитывать, что при назначении и проведении повторной экспертизы , эксперты (а повторная экспертиза осуществляется комиссионно ( ст. 20 ФЗ № 73 ), придя к выводу, отличному от выводов предыдущей экспертизы, должны указать в своем заключении причину различий в выводах. Такое сообщение, несомненно, поможет суду в оценке заключений.

Производство как дополнительных и повторных, так и комиссионных и комплексных экспертиз регулируются нормами ГПК ( ст. 87, ст. 83, ст. 82 ) и Федеральным законом ( ст. 20, ст. 22, ст. 23 ФЗ № 73 ).

Основания для назначения дополнительной экспертизы

Основаниями для назначения дополнительной экспертизы являются:

  • Недостаточная ясность экспертного заключения;
  • Неполнота экспертного исследования (когда не все объекты были представлены для исследования, не все поставленные вопросы получили разрешение)
  • Наличие неточностей в заключении и невозможность их устранения их путём опроса эксперта в судебном заседании;
  • Если при вызове в суд эксперт не ответил на все вопросы суда и сторон;
  • Если возникли новые вопросы в отношении ранее исследованных обстоятельств (например, в случае неверного установления обстоятельств, имеющих значение для дела, или при уточнении таких обстоятельств в связи с изменением исковых требований).

Под недостаточной ясностью следует понимать невозможность уяснения смысла и значения терминологии, используемой экспертом, методики исследования, смысла и значения признаков, выявленных при изучении объектов, критериев оценки выявленных признаков, которые невозможно устранить путем допроса в судебном заседании эксперта, производившего экспертизу.

Неполным является такое заключение, в котором отсутствуют ответы на все поставленные перед экспертом вопросы, не учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения поставленных вопросов.

Основания для назначения повторной экспертизы

Основаниями для назначения повторной экспертизы являются:

  • Недостаточная квалификация эксперта (экспертиза проведена некомпетентным лицом);
  • Вероятный (предположительный) характер выводов эксперта;
  • Наличие противоречийв выводах эксперта или комиссии экспертов;
  • Необоснованность этих выводов;
  • Если выводы эксперта противоречат иным частям заключения, н.п. его исследовательской части;
  • Если последующее заключение специалиста (эксперта) опровергает выводы эксперта;
  • Заключение эксперта противоречит другим доказательствам по делу;
  • Имеются доказательства прямой или косвенной зависимости, либо заинтересованности эксперта от сторон (эксперт ранее находился в служебной зависимости от одной из сторон, или эксперт ранее работал в одном учреждении с представителем одной из сторон);
  • Указание на дефекты в описательной (исследовательской) части заключения: непредоставление эксперту достаточныхматериалов (недостаток сравнительного материала для исследования – количества свободных, условно-свободных и экспериментальных образцов подписей) и надлежащих объектов исследования(вместо оригиналов оспариваемых документов эксперту представлены их копии) и др.
Читайте также:
Перевод денежный: что это такое, описание и особенности

Необоснованным, в том числе следует считать такое заключение эксперта, в котором недостаточно аргументированы выводы, не применены или неверно применены необходимые методы и методики экспертного исследования.

Суд также вправе по собственной инициативе, или по ходатайству стороны назначить повторную экспертизу, если установит факты нарушения процессуальных прав участников судебного разбирательства при производстве первичной судебной экспертизы, которые повлияли или могли повлиять на содержание выводов экспертов.

Повторная экспертиза: когда и как ее можно добиться

Согласно общему правилу, если суд сомневается в правильности уже имеющегося экспертного заключения, судья может назначить повторное исследование (ст. 87 ГПК и ст. 87 АПК). Но точного перечня оснований в процессуальных кодексах нет. Чаще всего суды идут на такой шаг, если специалисты конкретно не ответили на один из вопросов суда, имели недостаточную квалификацию или их выводы противоречат другим доказательствам по делу, перечисляет юрист. Подобные моменты имели место и в споре Андрея Ильина* с ИП Ларисой Стукаловой, которая занимается продажей мебели.

Неудачный заказ

Началось все с того, что Ильин заказал кухонный гарнитур авторской работы за 295 000 руб. Но то, что привезли, ему не понравилось. Потребитель утверждал, что фасад гарнитура выполнен не так, как он просил: и размер совсем другой, и расцветку он заказывал другую. Но ИП Стукалова с этим не согласилась. Мирно конфликт решить не удалось, поэтому дело закончилось судебным процессом. Ильин принес на заседание заключения специалистов, которые указывали, что цвет и структура деталей произведенного гарнитура не соответствуют изначальному заказу. Но суд не стал их учитывать, сославшись на то, что специалистов спорных исследований не предупреждали об уголовной ответственности за дачу ложного заключения.

Первая инстанция назначила судебную экспертизу в ООО «ЦСЭ Прайм». Его специалисты не нашли видимых дефектов в отделке. Кроме того, эксперты обратили внимание на то, что заказ был авторский и проверить такую нестандартную работу на соответствие ГОСТам сложно. Этими выводами исследование и ограничилось. Сам гарнитур работники общества «ЦСЭ Прайм» не осматривали.

Тогда Ильин попросил суд назначить повторную экспертизу, потому что выводы первой он счел неопределенными. Суд отказал, ведь результатов первоначального исследования и так достаточно для четкого вывода: дефектов у гарнитура нет, а экспертов предупредили об уголовной ответственности за ложные выводы. Иск оставили без удовлетворения, а апелляция и кассация с этим согласились (дело № 33-15118/2019).

Оспаривание в ВС и мнения юристов

Покупатель подал жалобу в Верховный суд. ВС признал акты нижестоящих инстанций некорректными, ведь они «безмотивно» отказались назначать повторную экспертизу. ВС обратил внимание: первая инстанция сослалась лишь на то, что нет оснований не доверять уже имеющемуся заключению судебного эксперта. Но он не ответил, соответствуют ли цвет и структура фасада изначальному заказу истца. Именно на это жаловался Ильин, подчеркнули судьи (дело № 41-КГ20-11-К4).

Вместо того чтобы проверить претензии покупателя к фасаду гарнитура, специалисты просто проверили, есть ли брак. Указывая на перечисленные обстоятельства, тройка судей под председательством Сергея Асташова отменила выводы апелляции и кассации и отправила дело на новое рассмотрение обратно в Ростовский областной суд (пока еще не рассмотрено).

Суды массово придают заключению судебного эксперта значение «супердоказательства» и фактически устраняются от его оценки, говорит о проблеме партнер Ost legal Ost legal Федеральный рейтинг. группа Природные ресурсы/Энергетика группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство × Иван Суздалев. Причины такого отношения могут быть разные, но чаще всего судьи не хотят разобраться сами и пытаются переложить ответственность на «специалиста с корочками», объясняет юрист. Одним словом, складываются ситуации, когда выводы эксперта предопределяют решение суда, констатирует Ольга Дученко из Качкин и Партнеры Качкин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании × .

Суды часто относятся к судебной экспертизе как к сакральному документу. Хотя это ошибка: зачастую экспертизы проводятся некачественно, а фактическое перекладывание судом ответственности за решение на эксперта противоречит сути правосудия.

Айнур Ялилов, партнер Шаймарданов, Ялилов и Сабитов Шаймарданов, Ялилов и Сабитов Региональный рейтинг. ×

«Но заключение вовсе не обязательно для суда, а доказательства он должен оценивать по своему внутреннему убеждению, основанному на исследовании всех материалов дела», – говорит Дученко. Но тогда суду нужно обосновать несогласие с выводами эксперта (ч. 3 ст. 86 ГПК), а это требует значительных усилий. Проще согласиться, подчеркивает Суздалев.

Читайте также:
Переводный вексель: что это такое, описание и особенности

«Да и оспорить выводы эксперта, как правило, крайне сложно. Суды традиционно ссылаются на то, что нет оснований не доверять эксперту, поскольку его предупредили об уголовной ответственности». Как итог – суды отказываются назначать еще одну экспертизу, а «внесудебные» заключения специалистов с другими выводами просто не приобщают к материалам дела, делится Дученко.

Когда нужно добиваться назначения повторной экспертизы

Добиться повторной экспертизы сложно, но можно. Суздалев советует готовиться к ней еще с момента, когда суд выбрал для исследования эксперта, которого предложил оппонент. По закону список оснований для назначения еще одной экспертизы открытый, поэтому причины для нее могут быть самые разные. Так, ВС в деле № 26-КГ18-30 разъяснил, что повторное исследование нужно, если при первоначальной экспертизе свободные образцы подписей взяли с копий документов, а не с их оригиналов. Кроме того, не лишним будет более тщательно проверить сделку в банкротстве, которая выглядит подозрительно, но судебная экспертиза не нашла в ней странностей (дело № А12-44790/2015). А главное – если заключение неполное, нечеткое или противоречивое, тогда точно следует назначить еще одно судебное исследование (дело № 41-КГ 17-2).

– эксперт ссылается на обстоятельства, не подтвержденные материалами дела;

– эксперт неверно применил методики в своем исследовании;

– эксперт оказался неквалифицированным в спорной области;

– нет подписи эксперта о том, что его предупредили об уголовной ответственности;

– эксперт самостоятельно собирал материалы для проведения экспертизы;

– эксперт лично общался с участниками процесса;

– экспертизу провели без сторон и не известили их;

– эксперт лично не осматривал объект исследования.

Список подготовлен на основе комментариев Ивана Суздалева и Айнура Ялилова.

Какие доказательства помогут

Добиться назначения повторной экспертизы лучше всего поможет подробная рецензия на первоначальное заключение, указывает Ялилов. Но сама по себе отрицательная рецензия автоматически не приведет к назначению другого исследования, если выводы рецензента слабые и неубедительные, предупреждает Суздалев. По его словам, документ должен убедительно и логично демонстрировать ошибки судебного эксперта. Желательно, чтобы его подготовил более «титулованный» специалист. Подобная рецензия помогла истцу добиться повторной экспертизы в деле № А40-73410/2015. Иногда повторной экспертизы помогает добиться допрос эксперта, если тот не сможет убедительно и мотивированно ответить на претензии к его заключению, говорит партнер INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 15 место По количеству юристов 24 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 40 место По выручке Профайл компании × Роман Речкин.

Заинтересованной стороне нужно активно доказывать «дефекты» в экспертном заключении, резюмирует Александра Стирманова из S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал 3 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10 место По выручке 24 место По количеству юристов × .

Если суд посчитает выводы уже проведенной экспертизы обоснованными, то он откажется инициировать повторное исследование, даже если с этим заключением будет спорить одна из сторон дела, подчеркивает Ялилов. Ведь по закону назначение повторной экспертизы является правом, а не обязанностью суда.

Нужно ли что-то менять в правилах

Мнения о том, нужно ли подробнее регламентировать процедуру назначения повторной экспертизы, разделились. Суздалев считает, что достаточно и нынешнего регулирования. По его словам, суть проблемы в том, что суды необоснованно считают отдельные доказательства приоритетными, не анализируют их в совокупности и не мотивируют свои выводы.

Все прописать и учесть невозможно, это и не нужно, замечает Ялилов. С коллегой соглашается и Светлана Иванова из FTL Advisers FTL Advisers Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Частный капитал группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) × . Право суда назначить повторную экспертизу как особый способ проверки вытекает из принципа его самостоятельности. То есть суд устанавливает доказательства и оценивает их по своему внутреннему убеждению, которое основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (Определение Конституционного суда от 25 октября 2016 года № 2283-О).

Тем не менее у Суздалева есть идея, как все исправить.

Проблему в рамках гражданского процесса можно решить, если наделить каждого участника дела правом представить заключение привлеченного эксперта. Исчезнут трудности с выбором первоначального эксперта и назначением повторной экспертизы. Суд будет принимать взвешенное решение на основании двух заключений и допросов двух экспертов.

Иван Суздалев, партнер Ost legal Ost legal Федеральный рейтинг. группа Природные ресурсы/Энергетика группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство ×

А вот Дученко уверена, что нужно подробнее регламентировать процедуру назначения еще одного судебного исследования: «Надо изменить процессуальное законодательство так, чтобы суд не мог произвольно отказываться назначать повторную экспертизу».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: