Повышение квалификации безработных: что это значит

Повышение квалификации безработных: что это значит

Статья 23. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

гражданин не имеет квалификации;

(абзац введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 8-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости за безработными гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. В указанный период оказание государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы безработным гражданам приостанавливается.

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

С 01.01.2022 п. 1.1 ст. 23 излагается в новой редакции (ФЗ от 28.06.2021 N 219-ФЗ). См. будущую редакцию.

1.1. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляются по направлению органов службы занятости по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) при условии обращения женщин указанной категории в органы службы занятости по месту жительства или по месту пребывания и предъявления ими паспорта или документа, его заменяющего, копии документа, связанного с работой и подтверждающего нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и свидетельства о рождении ребенка.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 414-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессиях см. Приказы Минтруда от 02.11.2015 N 832, от 26.10.2020 N 744.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются по направлению органов службы занятости по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) при условии обращения граждан указанной категории в органы службы занятости по месту жительства и предъявления ими паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, и документа, подтверждающего назначение страховой пенсии по старости.

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 162-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 31.07.2020 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок и условия направления органами службы занятости женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

2. Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования безработными гражданами, женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При направлении органами службы занятости безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая:

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно;

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

оплату найма жилого помещения на время обучения.

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

Порядок предоставления финансовой поддержки безработным гражданам и женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятым гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, направленным органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность, а также размеры указанной финансовой поддержки устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Читайте также:
Акты президента РФ: что это значит

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;

граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;

граждане, уволенные с военной службы;

жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;

выпускники общеобразовательных организаций;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы;

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

граждане, получающие государственную социальную помощь на основе социального контракта, при наличии в нем условия о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ)

жены (мужья) государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должности государственной гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 11.12.2018 N 461-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 205-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, по запросу органов службы занятости представляют им в пределах своей компетенции информацию о структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Что такое повышение квалификации

Это актуализация знаний в рамках вашей специальности (квалификации). Сегодня мало просто получить высшее образование — чтобы оставаться востребованным сотрудником, нужно регулярно совершенствовать навыки. Для некоторых специальностей повышение квалификации и вовсе обязательно по закону. Рассказываем, что это за форма образования, зачем она нужна и как проходит обучение

Что за форма образования — повышение квалификации, чем регламентируется

Сам термин «квалификация» появился в Трудовом кодексе меньше 10 лет назад. В Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ добавили статью 195.1, где было определено, что квалификация работника — это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.

Цель повышения квалификации — дать актуальные сведения о нововведениях и достижениях отрасли. Курсы должны привести практико-теоретические знания специалистов в соответствие с нормами профстандартов и ЕКСД (единого классификатора должностей).

Повышение квалификации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) “Об образовании в Российской Федерации”, в частности, статьей 76 “Дополнительное профессиональное образование”.

После курсов человек получает документ, подтверждающий повышение его квалификации.

Какие формы повышения квалификации бывают

Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.

Есть три основные формы курсов повышения квалификации:

Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.

Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.

Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.

Работодатель может выбирать курсы в зависимости от возможностей компании, целей, пожеланий персонала. Так, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Для руководителей зачастую проводят обучение в формате «кейс-стади» — когда решаются реальные проблемы компании, а также с применением «баскет-метода», предполагающего имитацию реальных событий.

Для чего нужно повышение квалификации

Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.

После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.

Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.

Отличие переподготовки от повышения квалификации

И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.

Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.

Самое важное, что в результате переподготовки работнику присваивается новая квалификация, которую подтверждает документ об образовании, – диплом.

Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.

Читайте также:
Постановление следственных органов: что это значит

Кто обязательно должен проходить повышение квалификации и с какой периодичностью

По Трудовому кодексу, работодатель сам вправе решать необходимость повышения квалификации сотрудников. Но некоторые работники обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Так, регулярно учиться обязаны:

медицинские работники и фармацевты;

сотрудники органов внутренних дел;

адвокаты и судьи;

водители городского и железнодорожного транспорта;

Эти специалисты должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года или раз в пять лет.

Рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), при поставке нового оборудования или обновлении программ, значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах.

Где можно пройти повышение квалификации и как это происходит, какой документ выдается

Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.

Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:

  • Краткосрочные — длятся 72 часа
  • Долгосрочные — продолжаются от 100 до 500 часов
  • Тематические семинары — проходят в течение 72-100 часов и посвящены какой-то узкой теме

После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела. По итогам слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации.

Как пройти повышение квалификации дистанционно и получить образование в Академии

Вкладываясь в повышение квалификации, вы инвестируете в свою карьеру и помогаете компании развиваться. Однако главное — правильно выбрать тех, кто будет проводить обучение.

Академия бизнеса и управления системами уже 23 года специализируется на повышении квалификации и переподготовке по государственной лицензии. Все программы соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», а также всем актуальным профстандартам.

Вы подаете заявку на сайте, после чего с вами свяжется менеджер и поможет заключить договор и начать дистанционное обучение. Дальше вас сопровождает персональный куратор, который отвечает на любые вопросы.

В АБиУС проходят повышение квалификации педагоги и воспитатели, специалисты в сфере закупок, кадровые делопроизводители, государственные служащие, риелторы.

В Академии можно учиться очно или дистанционно с понятной и удобной системой работы с материалом в интерактивном формате. Помимо актуальной информации по интересующей теме, слушателю доступна библиотека курса. После обучения слушатель в любом регионе России получает удостоверение о повышении квалификации.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработного лица по направлению органов службы занятости

Профессиональное обучение – это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

В отличие от профессионального обучения, имеющего своей целью прежде всего приобретение профессиональной компетенции, дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

  • Важно! До 31.12.2020 действуют Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 (далее – Временные правила).

На основании пункта 18 Временных правил центры занятости населения согласно статье 23 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” осуществляют направление безработных граждан на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в дистанционной форме или по индивидуальному учебному плану.

В период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости за безработными гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице. В указанный период оказание государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы безработным гражданам приостанавливается.

Пособие по безработице, выплачиваемое гражданам предпенсионного возраста в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, начисляется в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Профессиональное обучение – это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Читайте также:
Договор бытового подряда: что это значит

В отличие от профессионального обучения, имеющего своей целью прежде всего приобретение профессиональной компетенции, дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

  • Важно! Содействие в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании оказывается при условии признания гражданина безработным.

Оказание указанной государственной услуги осуществляют органы государственной службы занятости.

  • Содействие в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных граждан осуществляется бесплатно.

Органы службы занятости оказывают содействие в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных граждан, если:

  1. гражданин не имеет квалификации;
  2. невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;
  3. необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;
  4. гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

Основанием для рассмотрения вопроса о содействии в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных граждан является:

  • обращение безработного гражданина в орган службы занятости с соответствующим заявлением
  • согласие безработного гражданина с предложением, выданным органом службы занятости.

В предложении органа службы занятости указываются:

  • наименование органа службы занятости;
  • фамилия, имя, отчество гражданина;
  • фамилия, имя, отчество работника органа службы занятости, выдавшего предложение;
  • согласие/несогласие гражданина с предложением о предоставлении государственной услуги;
  • дата выдачи предложения.

В заявлении безработного гражданина должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) безработного гражданина;
  • дата обращения.
  • Внимание! Заявление может быть подано безработным гражданином:
  • при личном обращении в орган службы занятости или в МФЦ;
  • почтовой связью;
  • с использованием средств факсимильной связи или в электронной форме, с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.

    Вместе с заявлением о содействии в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработным гражданином должны быть представлены следующие документы:

    1. паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства;
    2. индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

    Важно! Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, должны иметь лицензию на право ведения соответствующей образовательной деятельности.

    Порядок содействия в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании включает следующие процедуры:

    1. информирование безработного гражданина о порядке предоставления государственной услуги, порядке и условиях выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
    2. определение по согласованию с безработным гражданином профессии (специальности), по которой будет осуществляться прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования, исходя из:
    3. сведений об образовании, профессиональной квалификации безработного гражданина, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
    4. требований к квалификации работника, содержащихся в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
    5. сведений о заявленной работодателями потребности в работниках в количественном и профессионально-квалификационном разрезе, о востребованных на рынке труда профессиях (специальностях);
    6. перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан;

    сведений о программах профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, профессиях (специальностях), содержащихся в перечне образовательных организаций осуществляющих образовательную деятельность;

    1. в случае затруднения безработного гражданина в выборе профессии (специальности) выдача ему предложения о предоставлении государственной услуги по профессиональной ориентации;
    2. приостановление оказания государственной услуги на время предоставления государственной услуги по профессиональной ориентации при согласии безработного гражданина с предложением о предоставлении государственной услуги по профессиональной ориентации;
    3. направление безработного гражданина на медицинское освидетельствование при выборе безработным гражданином профессии (специальности), требующей обязательного медицинского освидетельствования;
    4. приостановление оказания государственной услуги до получения результатов медицинского освидетельствования безработного гражданина;
    5. определение по согласованию с безработным гражданином иной профессии (специальности), по которой будет осуществляться прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования безработного гражданина в случае представления медицинского заключения о наличии противопоказаний к осуществлению трудовой деятельности по выбранной ранее профессии (специальности);
    6. подбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, исходя из перечня образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с выбранной безработным гражданином профессией (специальностью);
    7. организация заключения договора о профессиональном обучении или дополнительном профессиональном образовании безработных граждан при отсутствии в перечне образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сведений об образовательных программах по необходимой гражданину профессии (специальности);
    8. информирование безработного гражданина о содержании и сроках обучения по выбранной образовательной программе, об ожидаемых результатах освоения образовательной программы, о месторасположении организации, осуществляющей образовательную деятельность, схеме проезда, номерах контактных телефонов;

    оформление заключения о предоставлении государственной услуги, содержащего рекомендации о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования по выбранной образовательной программе с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо о продолжении поиска подходящей работы при посредничестве органов службы занятости по имеющейся профессии, специальности, квалификации;

    1. выдача заключения о предоставлении государственной услуги безработному гражданину, приобщение к личному делу получателя государственных услуг второго экземпляра заключения о предоставлении государственной услуги;
    2. оформление и выдача безработному гражданину направления в образовательную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в случае наличия в заключении о предоставлении государственной услуги соответствующих рекомендаций;
    3. оказание безработному гражданину при направлении его для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность финансовой поддержки.

    Важно! Под другой местностью понимается местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

    Финансовая поддержка безработным гражданам в случае их направления для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность включает:

    • оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;
    • суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно;
    • оплату найма жилого помещения на время обучения.
    • Важно! Порядок предоставленияфинансовой поддержки, а также ее размеры устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.
    • Важно! Некоторым категориям граждан закон предоставляет право пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование в приоритетном порядке.

    К лицам, имеющим право на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования, в приоритетном порядке относятся:

    Повышение квалификации безработных: что это значит

    Западный филиал РАНХиГС как структурное подразделение федерального оператора объявляет о старте набора для обучения по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».

    В течение 2021 года порядка 500 человек смогут пройти бесплатное обучение на базе Западного филиала РАНХиГС для последующего трудоустройства. Часть программ будет организована в онлайн-формате, что даст возможность пройти обучение вне зависимости от места проживания.

    В связи высоким уровнем заинтересованности граждан в прохождении программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки на базе федерального оператора РАНХиГС, Западный филиал подготовил инструкции для граждан – потенциальных участников, которые желают обучаться по проекту в филиале.

    КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, КОТОРЫЕ МОГУТ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОГРАММЕ:

    а) граждане, ищущие работу и обратившиеся в органы службы занятости, включая безработных граждан;

    б) лица в возрасте 50-ти лет и старше;

    в) лица предпенсионного возраста;

    г) женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;

    д) женщины, имеющие детей дошкольного возраста, не состоящие в трудовых отношениях.

    Отнесение граждан к определенной категории должно быть подтверждено соответствующими документами.

    НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

    1. Граждане, ищущие работу и обратившиеся в органы службы занятости:

    а) паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;

    б) справка о регистрации гражданина в качестве лица, ищущего работу.

    2. Безработные граждане:

    а) паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;

    б) копия трудовой книжки или документ, ее заменяющий;

    в) выписка из регистра получателей госуслуг в сфере занятости населения – физических лиц о регистрации гражданина в качестве безработного или документ, его заменяющий.

    3. Граждане в возрасте 50-ти лет и старше:

    а) паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий.

    4. Граждане предпенсионного возраста:

    а) паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;

    б) справка об отнесении к категории предпенсионера из Пенсионного фонда РФ.

    5. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет:

    а) паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;

    б) копия документа, связанного с работой и подтверждающего нахождение в отпуске по уходу за ребенком;

    в) свидетельство о рождении ребенка.

    6. Женщины, имеющие детей дошкольного возраста, не состоящие в трудовых отношениях:

    а) паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;

    б) свидетельство о рождении ребенка;
    в) справка об отсутствии статуса индивидуального предпринимателя из ФНС;

    г) справка о состоянии лицевого счета из Пенсионного фонда РФ.

    АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

    Шаг 1. Регистрация на портале «Работа в России» (https://trudvsem.ru/). Для упрощения процедуры рекомендуется использовать Единый портал «ГосУслуги».

    Шаг 2. Выбор категории. Выберите ту категорию, которая наиболее подходит вам.

    Шаг 3. Выбор региона. Выберите Калининградскую область.

    Шаг 4. Выбор компетенции (программы обучения). Выберите наиболее подходящую вам. В поле «Федеральный оператор» появится запись «РАНХиГС». Место обучения – Западный филиал РАНХиГС – будет определено автоматически в поле ниже.

    Западный филиал предлагает следующий набор компетенций (программ обучения):

    – Государственное и муниципальное управление (500 часов)

    – Управление персоналом (256 ч.)

    – Бухгалтер (256 ч.)

    – Управление закупками (256 ч.)

    – Программист (256 ч.)

    – Бизнес-старт: открой свое дело (252 ч.)

    – Таможенный декларант (108 часов)

    – Управление закупками (72, 108, 144 ч.)

    – Психология управления (72, 108 ч.)

    – Бизнес-старт: открой свое дело (144 ч.)

    – Горничная (108 ч.)

    – Администратор зала (108 ч.)

    – Операционная деятельность в сфере ритэйла: кассир торгового зала (144 ч.)

    – Секретарь судебного заседания (108 ч.)

    – Судебный пристав (144 ч.)

    – Кладовщик (120 ч.)

    – Оператор линии в производстве пищевой продукции (144 ч.)

    – Обработчик рыбы (72 ч.)

    Шаг 5. Загрузите необходимые документы в соответствии с категорией, к которой вы себя относите. Ожидайте в течение максимум 15 дней информационного письма от ИАС об одобрении/отказе участия в Программе. Возможно предложение участнику другой программы в соответствии с оценкой ситуации на рынке труда;

    Шаг 6. В случае одобрения участия в программе свяжитесь с Западным филиалом, контактный телефон: +7 (4012) 97-23-76

    После этого необходимо заключить договор на обучение с Западным филиалом РАНХиГС и далее приступить к обучению.

    РАБОТОДАТЕЛИ

    У Западного филиала РАНХиГС заключены партнерские соглашения с региональными органами исполнительной и судебной власти, муниципалитетами, предприятиями и организациями области:

    – Ассоциации индустрии гостеприимства Калининградской области;

    – Региональное представительство Федерации рестораторов и отельеров;

    – ООО “ЕвроРитейл” (сеть супермаркетов SPAR Калининград);

    – АО «Почта России»;

    – ОАО «Калининградский морской торговый порт»;

    – Управление Федеральной службы судебных приставов России по Калининградской области;

    – Калининградская областная таможня;

    – Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Калининградской области;

    – Рыбколхоз «За Родину».

    Центр дополнительного образования Западного филиала РАНХиГС: +7 (4012) 97-23-76

    Центр занятости населения Калининградской области: 8-800-201-39-00

    СПРАВКА:

    Постановлением Правительства № 369 осуществлять координацию программ переобучения на всей территории РФ в числе трех федеральных операторов будет Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. К реализации проекта будут привлечены 51 филиал вуза, в том числе Западный филиал РАНХиГС. Всего в 2021 году в рамках федерального проекта «Содействие занятости», согласно квоте Правительства РФ, РАНХиГС обеспечит переобучение и повышение квалификации по 582 образовательным программам для 56 255 российских граждан. Для Западного филиала определена квота в 497 человек.

    ЦЗН: как получить новую профессию бесплатно?

    В соответствии с постановлением правительства россиянки, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, смогут получить востребованную на рынке труда специальность. Для этого им необходимо обратиться в центр занятости населения. Переобучение осуществляется в рамках федерального проекта «Содействие занятости», рассчитанного на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2024 года.

    После того, как был принят закон о повышении пенсионного возраста, возникла проблема с трудоустройством работников, которые уже достигли предпенсионного возраста. И для решения возникшей ситуации был создан национальный проект «Демография» , который позволяет либо бесплатно получить новое образование, либо повысить свой уровень профессиональных компетенций.

    Сам проект начал реализовываться в 2019 году. За это время сотни специалистов по всей России прошли курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Но каким образом можно пройти бесплатное обучение – все еще остается актуальным вопросом. В данном материале мы дадим подробную инструкцию.

    Переобучение для молодых матерей

    В рамках проекта «Содействие занятости», который реализовывается с 1 января 2021 года по 31 декабря 2024 года, россиянки, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, смогут получить востребованную на рынке труда специальность. За направлением им нужно будет обратиться в центр занятости.

    Во время отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет россиянки смогут получить профессиональное или дополнительное образование. При этом пойти на курсы можно будет не только месту жительства, но и по месту фактического пребывания — это тоже теперь закреплено в законе.

    Доступные программы ДПО:

    • Программирование для сотрудников отделов кадров.
    • Интернет -маркетинг: Программирование для маркетологов.
    • Тестирование информационных систем и программного обеспечения.
    • Зерокодинг.
    • ИТ-рекрутинг.
    • Логистика на транспорте.
    • Сестринское дело.
    • Интернет-маркетинг.
    • Кадровое делопроизводство.
    • Ценообразование и сметное нормирование.
    • Управление персоналом, кадровый менеджмент.

    Перечень образовательных программ регулярно дополняется. Если не нашли необходимый курс, оставьте заявку и специалисты Академии подберут подходящую программу.

    Оставьте заявку на бесплатное обучение

    Наши консультанты готовы дать полную и бесплатную консультацию по обучению предпенсионеров!

    Кто такие предпенсионеры?

    Первым делом необходимо внести ясность относительно нового термина – «предпенсионер» . Согласно действующему законодательству, под этим понятием собрана группа лиц, которым до пенсии осталось пять и менее лет.

    К категории предпенсионеров были отнесены:

    • Женщины: 1964 – 1968 г.р. включительно
    • Мужчины: 1959 – 1963 г.р. включительно

    А так же лица, которые выйдут на пенсию досрочно:

    • многодетные матери;
    • жители Крайнего Севера;
    • работники производств с тяжелыми или вредными условиями труда;
    • педагогические и медицинские работники (при условии выработки необходимого трудового стажа).

    Каким образом осуществляется бесплатное обучение?

    Вам необходимо обратиться в ЦЗН по вашему месту жителсьства и предоставить пакет документов:

    • паспорт;
    • заявление о предоставлении финансовой помощи на оплату услуг по профессиональному обучению;
    • копию трудовой книжки с подписью и печатью работодателя;
    • копию документа об образовании/квалификации;
    • справку из ПФР об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста.

    При этом необходимо иметь в виду, что получить бесплатное образование в рамках проекта вы можете тремя способами:

    • получение образовательного сертификата;
    • направление от центра занятости (если предпенсионер в данным момент времени не работает);
    • направление от работодателя.

    В зависимости от выбранного направления последовательность шагов может претерпеть некоторые изменения.

    Об обучении по направлению территориального ЦЗН

    Такой способ получения бесплатного образования могут выбрать неработающие граждане предпенсионного возраста. При обучении по направлению основная работа по сбору и оформлению необходимой документации приходится на специалистов центра, также обучающимся могут назначить стипендию (но для этого необходимо дополнительное заявление).

    Этот способ включает в себя следующие шаги:

    • в ЦЗН подается заявление;
    • на конкурсной основе специалисты центра подберут образовательную организацию;
    • ориентируясь на текущий уровень компетенций и дальнейшую перспективу трудоустройства, потенциальному слушателю предлагается образовательная программа;
    • ЦЗН самостоятельно заключает с образовательной организацией договор на обучение предпенсионера, вносит необходимую сумму за курс.

    В этом случае соискатель предоставляет в центр занятости следующие документы:

    • заявление;
    • паспорт;
    • трудовая книжка;
    • документы, подтверждающие прекращение трудовой деятельности;
    • документ об образовании/квалификации;
    • СНИЛС.

    Кроме того, если у гражданина по итогам обучения нет вариантов для самостоятельного трудоустройства, в центре занятости ему смогут подобрать подходящие варианты.

    Об обучении предпенсионеров через работодателя

    Если же получить новую профессию хочет еще работающий гражданин, то пройти обучение он может через заявление от своего работодателя. Правда, в этом случае обучение фактически оплачивает сам работодатель.

    А происходит все следующим образом:

    • отдел кадров составляет список сотрудников предпенсионного возраста, которым необходимо пройти обучение;
    • работодатель вместе со списком и заявлением обращается в ЦЗН;
    • заключается трехсторонний договор между: работодателем, сотрудником и образовательной организацией;
    • работодатель оплачивает стоимость обучения;
    • после завершения обучения специалист предоставляет в центр занятости документы об образовании;
    • работодатель обращается в региональный комитет по труду и занятости, чтобы получить субсидию на возмещение затрат на обучение.

    В данном случае от гражданина требуются следующие документы:

    • паспорт;
    • заявление;
    • копия трудовой книжки;
    • копия документа об образовании;
    • справка из ПФР.

    Об обучении через образовательные сертификаты

    Самый простой и универсальный вариант для всех предпенсионеров, вне зависимости от того, как и где они работают. Для того, чтобы оформить образовательный сертификат необходимо:

    • выбрать центр ДПО, где вы будете проходить обучение, определиться с направлением и программой;
    • заключить с организацией договор на оказание образовательных услуг;
    • обратиться в ЦЗН, предоставить документы (паспорт, трудовая книжка, документ об образовании, справка из ПФР), а также заключенный договор с образовательной организацией и согласие на обработку персональных данных;
    • заключить договор об организации обучения с ЦЗН, получить сертификат.

    Номинал образовательного сертификата будет соразмерен стоимости обучения в выбранной организации ДПО. После завершения обучения в центр занятости необходимо будет предоставить документ, подтверждающий успешное освоение образовательной программы:

    • копию приказа или выписку из приказа;
    • копию документа об образовании (диплома, удостоверения или свидетельства);
    • акт об оказании образовательных услуг от образовательной организации и счет на оплату.

    После получения необходимых бумаг ЦЗН перечислит образовательной организации плату за обучение в объеме, указанном в образовательном сертификате.

    Данный способ получения нового образования дает гражданину большую свободу действий, поскольку он сам выбирает тип, направление обучения, руководствуясь своими желаниями и интересами.

    Напишите нам!

    Мы ответим на любые вопросы по обучению предпенсионеров!

    Исходя из своей жизненной ситуации, вы может выбрать: актуализировать и усовершенствовать свои знания или же освоить новый род деятельности.

    Вне зависимости от того, какой тип обучения вы выберете, в Современной научно-технологической академии вас ожидает качественная и объемная учебная программа, отвечающая всем требованиям образовательных и профессиональных стандартов. Обучение в СНТА реализуется в удобном дистанционном формате, что предполагает индивидуальный темп освоения курса и возможность ориентироваться исключительно на собственные нужды и потребности.

    Для того, чтобы стать слушателем Академии и пройти бесплатное обучение достаточно совершить несколько шагов:

    • выбрать программу обучения;
    • подать заявку (заполнить форму на сайте или позвонить 8 (800) 707-48-27);
    • заключить договор на оказание образовательных услуг;
    • оплатить счет.

    После завершения обучения вам необходимо предоставить в центр занятости документы, подтверждающие успешное окончание курса, чтобы ЦЗН компенсировал оплату.

    Начните обучение у нас! Ведь у нас:

      Огромный выбор программ для обучения Скидки при групповом обращении Персональный консультант по обучению Приглашения на бесплатные мероприятия Круглосуточная поддержка

    7 популярных направлений для переобучения:

    • Педагогика – по итогам обучения выпускники смогут работать в различных образовательных организациях. Программа курса, помимо профильных предметов, включает в себя теорию педагогической деятельности, психология, а также нормы законодательства в образовании и ФГОС.
    • Кадровое дело – квалифицированные специалисты по HR востребованы во всех компаниях. Обучение на курсах позволит в полной мере изучить специфику кадрового делопроизводства, а также особенности общения и взаимодействия с соискателями на вакантные места.
    • Строительство – отлично подойдет для тех, кто ранее уже получил образование по данному профилю. Обучение в Академии позволит как углубить и актуализировать свои знания, став конкурентоспособным специалистом, так и получить смежную специальность, тем самым расширить возможности дальнейшего трудоустройства.
    • Бухгалтерское дело – квалифицированные специалисты данного профиля будут востребованы всегда. В процессе обучения слушатели получают опыт работы с различными профессиональными задачами, которые имеют место быть в практике любого бухгалтера.
    • Менеджмент – образовательная программа объединила в себе сразу несколько направлений и поэтому включает экономические, управленческие, социальные и гуманитарные дисциплины. Выпускники курса в прямом смысле этого слова универсальными специалистами, способными решать большой пласт задач.
    • Транспорт – обучение по направлению предполагает целый ряд профессий. Освоение специальности, связанной с управлением транспортным средство или логистикой, предполагает изучение также и норм законодательства, требований профессиональных стандартов.

    Ваши вопросы остались неотвеченными?

    Наши консультанты готовы дать полную и бесплатную консультацию по обучению предпенсионеров!

    КС: Непредставление документа об образовании не препятствует признанию гражданина безработным

    Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление от 8 октября № 31-П по делу о проверке конституционности п. 1 и 2 ст. 3 Закона о занятости населения в РФ.

    Поводом к рассмотрению стала жалоба бывшего индивидуального предпринимателя из г. Воронежа Михаила Чайковского. В ноябре 2015 г. воронежский Центр занятости поставил его на учет, но не признал безработным из-за неполного комплекта документов. В частности, заявитель не представил справку о среднем заработке за последние три месяца (т.к. организация, где он работал, к тому времени была ликвидирована) и документ, удостоверяющий квалификацию. Стоит отметить, что этому предшествовало обращение Михаила Чайковского в Конституционный Суд РФ в 2015 г. Тогда КС в Постановлении от 6 октября 2015 г. № 24-П указал, что отсутствие справки о среднем заработке с последнего места работы как документа, предусмотренного п. 2 ст. 3 Закона о занятости, не является препятствием к признанию гражданина безработным.

    В апреле 2016 г. после очередного обращения в службу занятости и представления необходимых документов, включая диплом о высшем образовании, Михаил Чайковский был зарегистрирован в качестве ищущего работу, а спустя 10 дней – признан безработным.

    Суды поддержали позицию службы занятости

    В декабре 2016 г. Михаил Чайковский обратился в суд с иском к центру занятости, в котором просил признать его безработным со 2 ноября 2015 г. по 11 марта 2016 г., взыскать пособие по безработице за указанный период в размере 4250 руб., а также компенсацию морального вреда в 50 тыс. руб.

    Коминтерновский районный суд отказал истцу в удовлетворении требований. Как отмечалось в решении от 31 марта 2017 г., в указанный период истец состоял на регистрационном учете в качестве ищущего работу и не был признан безработным, так как не представил все документы, необходимые по закону. Таким образом, пособие по безработице за данный период взысканию в адрес истца не подлежит. Также суд отказал во взыскании компенсации морального вреда, поскольку не выявил нарушений прав истца ответчиком. При этом, как отмечается в решении, а нарушение права на получение пособия по безработице является нарушением имущественного права.

    Решение устояло в апелляции. В передаче дела на рассмотрение кассационной инстанции Воронежским областным судом также было отказано. Суды пришли к выводу, что хотя отсутствие справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы – с учетом выявленного КС конституционно-правового смысла положений п. 1 и 2 ст. 3 Закона о занятости (Постановление № 24-П по первой жалобе Чайковского) – не может препятствовать признанию гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначения ему пособия по безработице в размере минимальной величины, отказ органа службы занятости был обусловлен отсутствием еще одного из необходимых документов – удостоверяющего квалификацию заявителя.

    Доводы жалобы в КС

    Не согласившись с отказами, Михаил Чайковский обратился в КС. В жалобе (есть у «АГ») он указал, что примененные в его деле взаимосвязанные положения п. 1 и 2 ст. 3 Закона о занятости противоречат положениям Конституции РФ в той мере, в какой служат основанием для отказа органами службы занятости в признании безработными граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, к которым относится заявитель, при непредставлении документа, удостоверяющего квалификацию. По мнению заявителя, это нарушает конституционные принципы равенства и ограничивает право на защиту от безработицы.

    Там же отмечается, что законодатель, устанавливая в оспариваемой норме общие требования для всех категорий граждан, обращающихся в службу занятости, не учел наличие специальных норм, вводящих ограничения для граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Так, согласно п. 3 ст. 4 Закона о занятости оплачиваемая работа, включая временную и общественные работы, требующая (или не требующая) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства, считается подходящей для таких категорий граждан.

    Также в силу п. 2 ст. 30 Закона о занятости пособие по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, устанавливается в минимальном размере, при этом согласно п. 1 ст. 34 Закона пособие гражданам, признанным безработными и стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, а также бывшим ИП начисляется в размере минимальной величины, увеличенной на районный коэффициент.

    Следовательно, резюмируется в жалобе, требование документа, удостоверяющего квалификацию, применительно к гражданам указанной категории не влияет и не зависит на допустимость предлагаемой им работы в качестве подходящей.

    КС вновь указал на неправомерность отказа в признании заявителя безработным

    Рассмотрев материалы дела, Конституционный Суд со ссылкой на Правила регистрации безработных граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891, указал, что постановка на регистрационный учет осуществляется при предъявлении – наряду с паспортом, трудовой книжкой или документами, их заменяющими, а также справкой о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, – документов об образовании, об образовании и о квалификации, о квалификации, об обучении, об ученых степенях и ученых званиях. Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт и документ об образовании.

    При этом Суд сослался на собственную позицию, выраженную в Постановлении № 24-П, о том, что само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма соцзащиты, и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного ч. 3 ст. 37 Конституции, ни как умаление государственных гарантий его реализации.

    Вместе с тем, указал КС, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций и не создавать необоснованных затруднений в реализации права граждан на защиту от безработицы.

    С этой точки зрения требование о представлении гражданином, зарегистрированным в службе занятости, для принятия решения о признании его безработным документа об образовании и (или) о квалификации обусловлено подбором подходящей работы, каковой, по общему правилу, считается работа, в том числе временная, соответствующая профпригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

    При этом работа в соответствии с утвержденными Постановлением № 891 Требованиями должна подбираться с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы) гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника.

    Таким образом, подчеркивается в постановлении КС, требование о представлении документов об образовании и (или) о квалификации установлено в интересах самих граждан, ищущих работу. Непредставление таких документов хотя не исключает содействие органов занятости в поиске работы, тем не менее препятствует предложению работы, соответствующей уровню образования и профессионально-квалификационным характеристикам заявителей.

    Суд добавил, что для отдельных категорий безработных предусмотрено специальное регулирование, в том числе в части определения критериев подходящей работы, а также размера пособия. В частности, для граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, подходящей считается оплачиваемая работа, включая временную и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а назначаемое им пособие устанавливается в минимальномразмере.

    Подобное правовое регулирование, предполагающее дифференцированный подход к определению критериев подходящей работы, а также размера пособия в отношении безработных, состоявших в трудовых отношениях и уволенных по любым основаниям (за исключением нарушения трудовой дисциплины или других виновных действий, предусмотренных законодательством), с одной стороны, и иных безработных граждан, в том числе имевших статус ИП, а также лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, с другой стороны, основано на объективных критериях – например, отсутствии предшествующей трудовой деятельности или продолжительности ее перерыва. Соответствующая дифференциация, учитывающая, кроме того, различия в правовом статусе лиц, работающих по трудовому договору, и ИП, не может расцениваться как нарушающая конституционный принцип равенства или ограничивающая право на защиту от безработицы (Постановление № 24-П, определения от 21 декабря 2006 г. № 559-О, от 12 апреля 2011 г. № 550-О-О, от 29 мая 2012 г. № 1002-О, от 24 сентября 2013 г. № 1329-О и др.).

    Следовательно, резюмировал Суд, содействие в подборе подходящей работы гражданам указанной категории не требует от органов службы занятости обязательного установления наличия у заявителя образования определенного уровня и (или) квалификации, поскольку от этого не зависит допустимость предлагаемой им подходящей работы. В этой связи непредставление такими гражданами документов об образовании и (или) квалификации не препятствует не только надлежащему содействию им в подборе подходящей работы, но и предоставлению установленных законом мер соцподдержки в период безработицы.

    КС подчеркнул, что рассматривая вопрос о признании гражданина указанной категории безработным, орган службы занятости не вправе уклониться от принятия в отношении него правоприменительного решения, ссылаясь лишь на отсутствие документов, удостоверяющих квалификацию, необходимость представления которых предусмотрена п. 2 ст. 3 Закона о занятости. К тому же, добавил Суд, в п. 3 данной статьи перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, сформулирован исчерпывающе и не включает лиц, зарегистрированных в службе занятости, но не представивших документы, удостоверяющие квалификацию.

    С учетом данной позиции, правоприменительные решения по делу заявителя КС признал подлежащими пересмотру.

    Мнение судьи КС о значимости документов о высшем образовании

    Постановление содержит также мнение судьи КС Константина Арановского, в котором он подчеркнул, что при получении статуса безработного гражданин больше не обязан предъявлять диплом о высшем, в частности, образовании в доказательство профессиональной квалификации. Так, КС в Постановлении от 14 ноября 2018 г. № 41-П отметил, что наличием диплома не может быть строго обусловлено даже право на педагогическую деятельность (определенных видов), если ее успешно осуществляет лицо, соответствующее занимаемой должности.

    «Постановление ˂…˃ могло бы, наверное, состояться в несколько ином содержании, имей образовательные документы иную репутацию, чем теперь. Если бы профессиональное образование уверенно гарантировало квалификацию обладателей дипломов, то в конституционно-правовом балансе интересов и ценностей это имело бы иной, вероятно, вес, который дал бы больше оснований поддержать авторитет диплома, чтобы обладание им было условием осуществления свободы труда и связанных с нею прав», – сообщается в документе.

    Судья добавил, что тенденции, наблюдаемые в настоящее время в сфере высшего и пост-вузовского образования, таковы, что со строгой обязательностью дипломов в разных правоотношениях, возможно, придется повременить, пока не появятся веские доказательства тому, что вузы восстанавливают автономию.

    Эксперты «АГ» считают, что КС выступил «вышестоящей инстанцией» по делам гражданина

    Комментируя «АГ» постановление, руководитель практики ФБК Legal Александра Герасимова отметила, что противостояние Михаила Чайковского с Воронежским центром занятости «имеет длинную историю, во многом даже кафкианскую».

    Вместе с тем, добавила она, постановление вряд ли можно назвать прорывным. «Так, вывод об отсутствии оснований для отказа в предоставлении статуса безработного в случае не предоставления документа о квалификации и образовании лежит на поверхности, – пояснила она. – Более того, это уже второе аналогичное постановление по жалобе данного лица. КС в очередной раз выступил как некая “третья кассация”, устраняющая очевидные нарушения. Однако, как показывает практика, – с неясным результатом, учитывая текущую ситуацию с применением позиции по делу И. Дадина».

    Адвокат АП Нижегородской области Василий Шавин также считает, что постановление не является слишком примечательным, поскольку не решает вопроса, имеющего существенное значение для практики или правовой системы России. «Хотя, конечно, для некоторых граждан, столкнувшихся с похожей ситуацией, оно значимо, – пояснил он. – Повторюсь, что таковых, по моим оценкам, не так много, и случай нельзя отнести к массовым».

    Гораздо интереснее и более значимым для юристов, полагает эксперт, является контекст, в котором вынесено постановление, а также его значение для оценки состояния судебной системы в части судов общей юрисдикции. «Заявитель ровно четыре года назад уже получал постановление КС в свою пользу по схожему вопросу, где речь шла о справке о зарплате в том же разрезе, – подчеркнул Василий Шавин, – В обоих случаях КС указал, что данные документы не обязательны для признания гражданина безработным».

    Адвокат добавил, что заявителю пришлось дважды пройти круг по признанию безработным с привлечением Конституционного Суда, и предстоит еще и третий – когда, наконец, он добьется положенного ему по праву, Конституции и закону. «К сожалению, судьи трех инстанций продемонстрировали неспособность разобраться в “трех соснах” Закона о занятости населения, и дважды вынесли незаконные решения. Причем второй раз – уже при наличии правовой позиции КС. Как видно из обоих постановлений, речь в них шла именно о правовом анализе ситуации с весьма относительным привлечением Конституции для решения дела. По сути, КС выступил вышестоящей инстанцией по делам гражданина, но упрекать высшую инстанцию в этом не могу», – резюмировал он.

    В то же время, эксперты особо отметили мнение судьи Арановского.

    «Используя данное дело в качестве предлога, Константин Арановский рассуждает о проблемах, связанных с реформой российского образования и его качеством, внося утерянную долю важности и остроты проблем, затрагиваемых Конституционным судом», – пояснила Александра Герасимова. При этом эксперт добавила, что перенос полемичных вопросов из текста судебного акта в особые мнения является общей тенденцией, которая отмечается на протяжении последних лет.

    Василий Шавин подчеркнул, что поддерживает позицию судьи Арановского, который в большей степени выразил озабоченность состоянием дел в российском образовании.

    Повторное банкротство физических лиц

    Процесс признания физического лица банкротом – сложная и многоступенчатая процедура. Гражданин проходит её, чтобы списать задолженность. Но бывает так, что эта цель остаётся неосуществлённой. И возникает вопрос: возможно ли повторное банкротство, если долги в первый раз не были ликвидированы?

    Повторное банкротство гражданина

    Официальное банкротство физических лиц стоит разделять на процесс, который проходит в несколько этапов, и на результат в виде признания гражданина банкротом и списания его задолженности. Процесс может завершиться по разным причинам без желаемого результата. Например, суд может отказать в удовлетворении просьбы гражданина в связи с тем, что он не отвечает требованиям ФЗ № 127 «О несостоятельности(банкротстве)» – особенно, если речь идёт о грубых нарушениях, которые наказываются в уголовном (в соответствии со ст. ст. 195-197 Уголовного кодекса РФ») или административном (ст. ст. 14.12-14.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ») порядке.

    Дело также может быть приостановлено в связи с тем, что из него вышел финансовый управляющий, без которого его ведение невозможно, и ему не удалось найти замену. У гражданина могут закончиться и средства на компенсацию необходимых издержек (в том числе вознаграждение тому же управляющему, публикацию сведений в реестре и специализированных изданиях).

    Однако без списания задолженности процесс банкротства может завершиться и при успешном осуществлении плана реструктуризации, то есть перераспределении задолженности на более мягких условиях, или при заключении мирового соглашения — по сути альтернативном варианте реструктуризации. Ещё гражданин может быть признан банкротом, в отношении него возможно введение стадии реализации имущества, затем торги с продажей его собственности в порядке аукциона, с помощью которых удастся закрыть сто процентов всей задолженности. Тогда никакого списания не будет, поскольку списывать попросту нечего.

    Таким образом, говоря, о повторном банкротстве физлица, если его долги не были списаны, мы говорим о всех случаях, когда понадобился новый процесс — то есть и о случаях, когда результат в первый раз был достигнут, и о тех, когда не был. Соответственно, должник по завершению судебного разбирательства может перестать им быть, но накопить после этого финансовых обязательств и попытаться вновь повторить пройденный путь. Или может не получить желаемого списания и решить подавать документы ещё раз.

    Принцип повторного банкротства

    Закон, а именно п. 2 ст. 213.30 ФЗ № 127, однозначно отвечает на вопрос, когда возможно повторное банкротство для гражданина, а когда — нет. В нём сказано, что новое дело в отношении физического лица не будет возбуждено, если процедура реализации имущества была завершена или была начата, но прекращена. Соответственно, гражданин либо списал свою задолженность после проведения торгов, либо нет, но данная стадия официально стартовала. Это правило о повторном обращении действует в течение последующих пяти лет.

    Это по сути запрещает и списывать новую задолженность после списания старой, и ликвидировать ту же самую на протяжении пяти лет после завершения или прекращения стадии реализации имущества.

    Однако новое заявление о банкротстве в течение этого срока всё же может инициировать начало нового процесса, если заявителем является не должник, а кредитор или уполномоченный государственный орган, контролирующий внесение обязательных платежей. Если дело дойдёт до стадии реализации имущества, то будут и повторные торги. Но списания задолженности после них не последует. Кредиторы получат исполнительные листы и с гражданина по ним будут взыскивать денежные средства.

    При банкротстве, осуществляемом в упрощённом, внесудебном порядке ограничение, касающееся удовлетворения новой просьбы о признании несостоятельности в том же формате, действует в течение десяти лет.

    Последствия процедуры несостоятельности

    Последствия признания гражданина банкротом расписаны в указанной ст. 213.30 ФЗ № 127. Но под последствиями процедуры следует понимать и те ограничения, которые накладываются на гражданина после её инициации и до завершения — получается несколько более широкий спектр.

    Ограничения для банкрота

    Помимо невозможности удовлетворения требований о списании задолженности при повторной подаче заявления о проведении банкротства закон накладывает ряд других ограничений — какие-то из них весьма ощутимы, другие — для большинства граждан могут быть вовсе незаметны.

    Среди последствий, наступающих после объявления гражданина банкротом и указанных в ст. 213.30, помимо запрета второй раз получать этот статус, следующие:

    • Запрет в течение трёх лет участвовать в руководстве юридического лица, в том числе занимать должности в органах его управления;
    • Запрет в течение пяти лет участвовать в руководстве негосударственного пенсионного фонда, микрофинансовых, страховых организаций, инвестиционных фондов;
    • Запрет в течение десяти лет участвовать в руководстве кредитных организаций;
    • Обязанность в течение пяти лет сообщать о факте банкротства при желании взять кредит или займ.

    Запрет на распоряжение своим имуществом

    После завершения процедуры признания гражданина банкротом он вправе распоряжаться своим имуществом как угодно, но при банкротстве, то есть в ходе самой процедуры, это право ограничено. Так, ст. 213.11 ФЗ № 127 описывает последствия введения стадии реструктуризации. Помимо прочего, это запрет на самостоятельное совершение сделок, сумма которых превышает 50 000 рублей. Это касается купли, продажи движимого и недвижимого имущества, акций, долей в уставном капитале, ценных бумаг. Нельзя совершать и безвозмездные сделки, вносить своё имущество в качестве вклада или взноса в уставной капитал или паевой фонд организации, покупать доли в уставных капиталах или фондах.

    На протяжении этого времени гражданин не может без согласия финансового управляющего:

    • Распоряжаться деньгами, которые находятся на его банковских счетах и картах (за исключением специально открытого счёта);
    • Вносить своё имущество в качестве залога;
    • Давать поручительства и гарантии;
    • Уступать права требования;
    • Брать кредиты, брать и давать займы;
    • Переводить долг;
    • Предоставлять своё имущество в доверительное управление.

    Ограничения на этапе продажи имущества

    После признания гражданина банкротом его права в отношении собственности, включённой в конкурсную массу, переходят финансовому управляющему. Последний на протяжении стадии реализации имущества:

    • Распоряжается деньгами должника на счетах и вкладах;
    • Открывает и закрывает счета должника;
    • Осуществляет права должника как участника юридического лица – в то числе может голосовать на общем собрании участников.

    Регистрация обременения или перехода прав должника на имущество может происходить только по заявлению финансового управляющего. Третьим лицам запрещено передавать гражданину деньги и другие вещи по имеющимся обязательствам – это можно делать только в адрес управляющего. Должник не может сам открывать счета и вклады в банках и получать по ним прибыль. В течение одного рабочего дня после принятия решения о признании его банкротом гражданин должен отдать управляющему все свои банковские карты.

    Вето на выезд из страны

    Ограничение на выезд за границу принимается или не принимается на усмотрение суда. Обычно, если гражданин сам инициировал процесс своего банкротства и заинтересован в его дальнейшем движении, в такой мере нет необходимости. Основаниями для принятия данного ограничения чаще всего являются:

    • Подозрения, что должник может скрыться от выполнения финансовых обязательств перед кредиторами за рубежом;
    • Попытки вывести денежные средства за границу;
    • Неисполнение требований финансового управляющего и суда;
    • Соответствующее ходатайство кредиторов.

    Что будет с имуществом должника?

    После введения стадии реализации имущества оно распродаётся на электронных торгах, которые могут проходить в несколько этапов. За счёт средств, полученных в результате продажи, закрывается часть задолженности, остальная часть – списывается.

    Единственное жильё и другое имущество семьи

    В ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ в качестве исключений перечислено имущество, которое не может быть изъято у должника для продажи на торгах. В него входит единственное жильё гражданина, не находящееся в ипотеке, денежные средства в пределах прожиточного минимума, средства домашнего обихода и др.

    Сделки, заключённые за последние 3 года

    Перед тем как реализовать имущество гражданина на торгах финансовый управляющий проверяет, не было ли должником совершено подозрительных сделок. В качестве таковой может быть, например, передача в дар или продажа квартиры за бесценок близкому родственнику. Если будет доказано, что гражданин осуществил сделку, предполагая дальнейшее банкротство, с целью избежать его негативных последствий, она будет признана недействительной.

    Почему стоит подать заявку на банкротство на сайте Билетиз?

    Платформа Билетиз – это первая и пока единственная онлайн платформа по банкротству на территории Российской Федерации. С её помощью граждане могут проходить эту процедуру и списывать задолженность, буквально не выходя из дома. Для клиента всё происходит удалённо- необходимую работу выполняют наши сотрудники. Стоимость услуг фиксирована и включает в себя все издержки. Оплата осуществляется только за результат. Возможна рассрочка на индивидуальных условиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: