Правительственный кризис: что это такое, описание и особенности

Политические кризисы: понятие, типология, формы, пути преодоления.

Политический кризис – это высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятельностью политико-властных структур.

несколько типов политических кризисов:

Правительственный кризис – отражает неспособность правительства управлять обществом;

парламентский кризис – связан с неспособностью представительных органов власти выполнять свои функции;

конституционныйкризис – отражает несовершенство конституционных норм государства;

общенациональный кризис – знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Как правило, он разрешается «сменой» властвующей элиты. Однако не исключается и другой исход. Социально-политические противоречия могут быть смягчены или преодолены посредством реформ, изменения политического курса государства, корректировки поведения органов власти;

внешнеполитический кризис – характеризуется обострением
противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом. Примером внешнеполитического кризиса может служить война США и Великобритании против Ирака в 2003 году, вызвавшая массовые протесты мировой общественности.

В зависимости от особенностей (характера) проявления принято выделять 5 основных форм политических кризисов:

Кризис легитимности отражает несоответствие политического режима ожиданиям и запросам общества, в результате резко снижается политическое влияние властных структур государства, растет недоверие к ним граждан.

Кризис участия характеризуется нарушениями принципов равенства политического участия общественных групп и углублением в связи с этим социальных и идеологических разногласий.

Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминировавшей в обществе политической культуры.

Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ.

Кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центральными и местными государственными органами, их стремлении к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу.

Политическая культура: понятие, структура, функции, типология.

Политическая культура – это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм и методов политического поведения всех субъектов политического процесса.

1. познавательный компонент: доминирующие в обществе представления и знания о политической действительности.

2. эмоциональный – психологический компонент: чувства и эмоции, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни общества

3. оценочный компонент: оценка политических явлений.

4. поведенческий компонент: мотивы и модели политического поведения.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Познавательная функция подразумевает усвоение гражданами необходимых общественно- политических знаний и формирование у них компетентных политических взглядов.

Коммуникативная функция способствует передачи из поколения в поколение политического опыта, традиций

Интегративная функция обеспечивает достижение согласия в обществе на основе общепринятых политических ценностей

Мобилизационная функция организует граждан на решение определенных политических и социальных задач.

Нормативно-регулятивная функция способствует регулированию политических отношений на основе политических решений государственных органов и сформировавшихся у граждан политических ориентаций и ценностей.

Социализирующая функция проявляется в обретении человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать свои гражданские права, политические функции и интересы.

3 основных типа политической культуры:

1. Патриархальная политическая культура. Данную культуру характеризует политическая неразборчивость, отсутствие интереса к политике, неучастие в политической жизни.

2. Подданническая политическая культура. Характеризуется сильной позитивной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью личного участия.

3. Активистская политическая культура. Отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах, что предполагает и высокий интерес к политике и политическую активность индивида.

Международные отношения: сущность, уровни, виды, формы.

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Масштабные уровни

Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.

групповые уровни:

Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.

Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Политические (правовые, дипломатические, организационные и т.д.);– играют главенствующую роль и находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений.

Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений

Экономические и научно-технические (финансовые, торговые, кооперативные). В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

Читайте также:
Уголовная ответственность несовер шеннолетних

Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами.. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Существуют и специфические нормы, которые регулируют специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).

Военно-стратегические отношения-это отношения связанные с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств

Культурные отношения связаны с процессами интернационализации общественной жизни, взаимопроникновением и обогащением культур, систем образования, бурным развитием средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

43 Геополитика.

Геополитика – это наука, которая изучает роль и воздействие природно- пространственных, географических факторов на политику любого государства.Зарождение геополитических идей.Мысли о влияниигеографической среды (климата ,почвы, рек, морей), географического положения страны на историю и человека высказывали Геродот, Гиппократ, Парменид, Полибий, Аристотель и другие античные мыслители.Формирование и развитие геополитических концепций (XVI – XIX вв.)Ш.Монтескье впервые разработал основные принципы географического направления в социологии, согласно которым географическая среда определяют дух народа и характер общественного развития.Формирование геополитики как самостоятельной науки (XIX- XX вв.)Появились научные школы, изучающие и по-разному трактующие геополитические проблемы. Со второй половины XX в предмет геополитики значительно расширился. В центре ее внимания глобальные проблемы человечества, тенденции развития международных отношений и внешней политики государств

Основным объектом геополитических исследований является географическая среда страны, которая характеризуется рельефом, размером и расположением территории в мировом геополитическом пространстве

Важную роль в формировании геополитического пространства играют так называемые геостратегические линии. Под ними понимают оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе

Кризисы в тенденциях макро– и микроразвития

Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление

Государственная власть, будучи по своей сущности социальной, публичной, общественной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы.

Институт власти как понятие означает образование:

1) не естественноприродным образом возникшее, а специально создаваемое людьми;

2) в силу появления какихлибо общих, публичных потребностей, интересов и для их удовлетворения;

3) на основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов;

4) имеющего возможность оказывать властноуправляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы.

Орган государственного управления – учрежденная в установленном (официальном, юридическом) порядке структура, выполняющая от имени государства какуюлибо его функцию в соответствии со своим назначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые входят в его ведение), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей), которые он должен реализовывать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности. Органом государственного управления может быть должностное лицо или специализированная структура, уполномоченные государством на реализацию властноуправленческих функций.

Органы государственного управления представляют собой совокупность всех субъектов государственно-управленческой деятельности, включая субъекты государственной власти. Они создаются как рабочий механизм представительной, исполнительной и судебной властей, т. е. государственный аппарат, обеспечивающий их лучшую организацию и функционирование. Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы государственной власти – не одно и то же. Механизмом выявления воли большинства являются референдумы по важнейшим государственным проблемам, демократические выборы.

Ресурсы государственной власти могут быть также финансовыми, экономическими, природными, демографическими, социальными, информационными, идеологическими, силовыми. В арсенале важнейших ресурсов государственной власти – право, дающее возможность управляющего воздействия, знание и компетентность, определяющие способность лиц, облеченных властными полномочиями, принимать решения. Ресурсы позволяют поощрять и наказывать, стимулировать и принуждать, убеждать и использовать все приемы, все средства для властвования. Таким образом, государственная власть и управление как способ ее реализации – это:

1) право и обязанность государственных органов воздействовать на всю совокупность социально-экономических взаимоотношений в стране;

2) система органов государственной власти;

3) деятельность лиц, облеченных соответствующими властными полномочиями.

Кризис государственного управления – это особая форма политической системы общества, органов государственной власти, сопровождающаяся нестабильностью, снижением уровня управляемости социальноэкономическими процессами, разбалансированностью политических институтов, обострением политических конфликтов, нарастанием противоречий в обществе.

Сущностными признаками кризиса государственного управления являются следующие: обострение экономических и социальных конфликтов; неспособность государственной власти управлять разрастающимися конфликтами, регулировать социальноэкономические процессы и отношения прежними традиционными методами. Кризис государственного управления развивается поэтапно.

Первый, начальный этап характеризуется многочисленными конфликтами в обществе. Второй этап – развитие конфликтных ситуаций в обществе до такой степени, когда они уже не могут быть разрешены путем компромиссов и отражают функциональное расстройство механизмов деятельности государственной власти, общественных институтов, несоответствие структур, форм и методов управления изменившимся социально-экономическим условиям. Третий этап – развитие и обострение кризиса, включающие распад существующих политических структур и ведущие к рассеянию, обесцениванию государственной власти, утрате властными органами своего сущностного качества – оказывать управляющее воздействие на общественные процессы. В переходный период развития общества в качестве основной конфликтной доминанты выступает всеобъемлющий социальнополитический конфликт, пронизывающий все важнейшие сферы общественной жизни.

Читайте также:
Что делать, если мне не возвращают долг?

Суть переходного периода в том, что на встречных курсах протекают два процесса – демонтаж традиционных государственных институтов, привычек и стереотипов в реализации властных функций, с одной стороны, и наращивание совершенно новых, нетрадиционных институциональных структур, а также правил и норм политического поведения – с другой. Переходный период означает также и глобальный поворот, когда в экономическом и политическом пространстве одновременно сосуществуют носители разных, подчас противоположных интересов и ценностей. Это и обнаруживается в конфликтах. Специфика социально-политических конфликтов переходного периода заключается в том, что если в условиях общественной стабильности они носят преимущественно горизонтальный характер (борьба в рамках режима), то в переходный период – вертикальный – борьба против режима, за установление нового.

В переходный период существенно возрастает и зачастую становится определяющей роль сознания, надстроечных механизмов, политикоидеологических факторов. Ломка старых и утверждение новых установок в общественном сознании сопровождается стадией поляризованной культуры, когда крайне радикальные течения доминируют над центристскоумеренными.

В целом конфликт государственного управления, или политический конфликт, – это всегда противоборство по поводу организации, осуществления или перераспределения власти. Разрешение и устранение этих конфликтов, нахождение компромисса и согласия в той конкретной ситуации является важнейшим императивом, «настоятельной потребностью» государственной власти. Напряженность наступает изза неумения вовремя контролировать и регулировать этот процесс. Последовательность тактических действий по управлению конфликтом может выглядеть следующим образом: институциализация – установление норм и правил разрешения конфликта; легитимизация – постановка институциональной процедуры в жесткую зависимость от добровольной ответственности большинства участников конфликта соблюдать предложенные нормы и правила; структурирование противоборствующих групп; редукция конфликта, т. е. его постепенное ослабление за счет перевода на другой уровень.

Конечно, правительство не обязано всякий раз вмешиваться в любые формы конфликтов.

Существуют и другие институты, способствующие разрешению конфликтов «в обход» государства. Вмешательство государственно-административных органов необходимо в том случае, если конфликты угрожают интересам индивидов, не являющихся их участниками, если возникает угроза правовому порядку в случае совершения субъектами конфликта актов незаконного насилия, если создается угроза национальной безопасности.

Общесистемный кризис означает, что важнейшие составляющие общества пришли в такое взаимное несоответствие, что разбалансированность системы не устраняется без кардинального изменения существующего социальноэкономического строя.

Составляющие элементы политического кризиса на этапе раскола общества по «вертикали»: конституционноправовой кризис – разрыв правового пространства, ограничение или фактическое прекращение действия Конституции; правительственный кризис – потеря респектабельности и авторитета, снижение управляемости государственной системы и уменьшение государственно-административного управляющего воздействия; кризис партийной системы; идеологический кризис; внешнеполитический кризис.

Упорядочению конфликтов органами государственной власти и управления способствует правовое обеспечение их деятельности, установление демократической процедуры законотворчества, действие всех государственных органов в рамках и на основе закона, соблюдение правовых процедур разрешения споров – все, что составляет фундаментальную основу и вектор движения общественно-политической системы к правовому государству, цивилизованному правопорядку.

Другим не менее важным средством профилактики кризисных ситуаций является упорядочение правового статуса государственных органов, политических партий, общественных организаций и движений, местного самоуправления.

Специфика кризисов в России проявляется в том, что кризисы государственного управления обычно возникают при исчерпании кредита доверия нижестоящих инстанций вышестоящим и имеют ярко выраженный эмоциональный (иррациональный) характер.

Косвенным подтверждением этого является активное использование, а нередко и превалирование именно моральной лексики («обманувший доверие», «потерявший совесть» и т. д.).

Для вертикального (патерналистского) общества конфликты чаще развиваются в плоскости: центр – регион, директор – рабочий, администрация – местные жители при серьезной блокировке обратной связи и путей нахождения консенсуса. В результате получается замкнутый круг: реальное снижение социальной напряженности в конкретном городе, на предприятии за счет использования конфронтационных ритуалов разрешения конфликтов, провоцируется рост напряженности в обществе в целом.

Другим крупным источником конфликтности между государственной властью и населением является отчуждение на почве разнонаправленности интересов граждан и чиновников (политических и государственно-административных должностных лиц), которые, по мнению большинства населения, руководствуются интересами не только (и не столько) рядовых граждан, сколько ведомственными, корпоративными и собственноличными.

Исследователи-государствоведы вычленяют не только источники, но и непосредственные факторы, причины, углубляющие недоверие граждан к органам власти. Первую группу причин условно можно назвать технологическими, когда органы государственной власти в силу тех или иных обстоятельств (отсутствие соответствующих структур и специалистов) не берутся или не могут разъяснить гражданам цели и методы конкретной политики, аргументировать (оправдать) характер и содержание своей деятельности в условиях, в которых они вынуждены работать и принимать решения.

Читайте также:
Как зарегистрировать предприятия?

Вторая группа причин культурноисторического характера, в частности пролонгация негативного отношения граждан к политикобюрократической номенклатуре, присвоившей себе все и вся и сохранившей за собой все институты государства РФ.

Третья группа причин – организационного характера, связанная с неумением госаппарата в силу его низкой компетентности, непрофессионализма и других, более глубоких причин организовать практическое выполнение принимаемых государственных решений. В этой группе причин особую значимость приобретают стиль и методы работы органов госслужбы.

Четвертая группа причин – политикоидеологического характера. Преодолеть отчуждение общества и власти помогает создание программ реального подъема экономики, общественной жизнедеятельности в других сферах, объединяющих разрозненные социальные силы на достижение общезначимых и перспективных целей.

Реформа – это глубокое преобразование политических, экономических и социальных отношений, проводимое государственной властью в целях качественного обновления системы государственного управления. Реформы осуществляются как эволюционное развитие общества, с опорой на традиции, сложившиеся государственно-общественные устои, это преобразования прогрессивноконсервативного характера, когда часть «прошлого» сохраняется не ради прошлого, но ради будущего. Если реформы по своим методам и средствам приводят к прерыванию эволюционного развития, разрыву традиций, такая ускоренная модернизация может быть определена как «революция сверху».

Провал социально-экономических реформ, неспособность системы государственной власти самоорганизоваться и выполнить общественные функции приводят к той критической точке, из которой структурнофункциональный кризис перерастает в дисфункциональный, общесистемный. Это опасный вид кризиса, избежать которого возможно только в условиях антикризисного управления.

Правительственный кризис: что это такое, описание и особенности

Экономические реформы, осуществляемые в России, сопровождались растущим и нередко обостряющимся недовольством широких слоев населения, их социальными издержками. Это периодически приводило к правительственным кризисам. Первый такой кризис возник в конце 1992 года и разрешился сменой главы Правительства России, которое возглавил В. Черномырдин, представитель так называемого директорского корпуса (хозяйственная элита, сложившаяся еще в экономических недрах советской системы). Он сменил Е. Гайдара, возглавлявшего Правительство страны на раннем этапе реформ. Эта смена, как и многие последующие перестановки в Правительстве, отражали временные компромиссы между старой номенклатурой, вовлекавшейся в процесс реформ, и представителями радикально либеральной части новой элиты России, стремившейся утвердить себя в качестве идеологов и практических политиков, руководящих процессом формирования в России новой социально-экономической и общественно-политической системы. В дальнейшем разногласия между этими силами нивелировались, и на смену им пришли противоречия между социально-политическими силами, возникшими в процессе самих реформ.
В 1996 году начал развиваться конфликт между собственниками крупных финансовых капиталов (в политической публицистике их стали называть «олигархами») и представителями государственной бюрократии. В основе этого конфликта лежал передел го-сударственной собственности. Щедрое финансирование со стороны «олигархов» президентской избирательной кампании 1996 года, казалось, позволяло им предписывать правительству «правила игры» в процессе приватизации государственной собственности. Сложность ситуации определялась и тем, что государственная бюрократия и прежде всего ее элита, представленная правительством, фактически отстаивали в этой борьбе не интересы общества, а интересы тех или иных групп финансовой олигархии, остро конкурировавших между собой в процессе передела собственности. Эта борьба фактически парализовала деятельность правительства в конце 1997 — начале 1998 гг. Следствием этого стала отставка всего кабинета В. Черномырдина и острый кризис правительства, усиленный конфликтом между президентом и Государственной думой по вопросу о персональном составе правительства и его главе.
Кризис разрешился в апреле – мае 1998 года, когда у России появилось новое правительство, возглавляемое С. Кириенко. Президентская сторона оценивала отставку прежнего правительства и создание нового как своего рода «антиолигархическую peволюцию». Однако августовские события 1998 года вскоре привели к отставке и этого правительства. 17 августа 1998 года правительство выступило с заявлением о введении экстренных мер по нормализации финансовой и бюджетной политики, возможность которых прежде решительно отвергалась. Фактически правительство в одностороннем порядке замораживало выплату внутреннего и внешнего долга. Общество отреагировало паническими настроениями, заговорили о фактическом финансовом банкротстве государства, о неизбежном дефолте – отказе государства от долговых обязательств. Все это привело к финансовому хаосу: невозможности возвращения вкладов граждан, снижению жизненного уровня населения, сопоставимого с аналогичным снижением начала 1992 года.
После упорного противостояния Президента России, дважды выдвигавшего на пост премьера В.С.Черномырдина, и депутатов Государственной думы, не пожелавших вновь утверждать опального премьера, была найдена альтернатива, устроившая всех – Е.М.Примаков. Новый курс правительства основывался на поддержке отечественной промышленности и сельского хозяйства. Отвергался монетаристский подход в экономике, которая становилась социально ориентированной. Рыночные отношения, как и приватизацию государство брало «под свой контроль», путем разработки правовой базы реформ. Создавались основы правового государства и ослаблялся произвол чиновников. Прежняя приватизация признавалась нечестной, но результаты пересмотру не подлежали в связи с возможными социальными катаклизмами. Была предпринята попытка оттеснения от государственной власти влиятельных бизнесменов.
Предпринятые правительством Е.Примакова меры стабилизировали обстановку в стране. Премьер-министр начал обретать самостоятельную политическую позицию, обнаружившую определенные отличия от политической линии президента. Это привело к «непредсказуемой» отставке правительства Е.Примакова по причине отсутствия «у кабинета необходимого динамизма в решении экономических проблем». Общественность восприняла отставку Е.Примакова как чисто политическое решение.
В качестве нового председателя правительства был утвержден С.Степашин, занимавший прежде должности руководителя силовых структур в правительствах В.Черномырдина и Е.Примакова. Экономическая программа нового правительства была похожа на основные положения предыдущего правительства. Это подтверждало тот факт, что смещение Е.Примакова носило личностный характер и было обусловлено политическими расчетами и интересами президентского окружения. Мнение общественности об усилении роли «семьи» подтверждалось новыми назначениями в верхних эшелонах власти (А.Волошин, Н.Аксененко). Эти факты послужили СМИ основанием для новой кампании критики олигархического перерождения Б.Ельцина.
С.Степашин продержался в кресле премьера менее двух месяцев. Его смещение в начале августа не вызвало прежнего шока в обществе, примирившегося с тем, что, пока Б.Ельцин остается у власти, непредсказуемые и труднообъяснимые смещения руководителей правительства неизбежны. В.Путина, нового председателя правительства, занимавшего должность руководителя ФСБ, восприняли как преходящую политическую фигуру, а его правительство как «техническое».
Назначая В.Путина премьер-министром Б.Ельцин объявил о том, что видит в нем своего преемника. Российская общественность, отнесшаяся к этому высказыванию с недоверием, к концу года поняла, что новый премьер пришел всерьез и надолго.
Огромное значение для будущего России имеет еще один кризис, развивавшийся в вялотекущей форме, но способный обостриться с катастрофическими последствиями для страны. Это кризис российского федерализма. Формирование обновленной Федерации, осуществляемое в сложной ситуации социально-экономического кризиса, переживаемого Россией, породило немало острых проблем. В их основе поиск оптимизации экономических и политических отношений между федеральным центром, национальными республиками и регионами России. Острые формы этот кризис приобрел в отношениях между федеральным центром и Чеченской республикой, сопровождаясь кровопролитным вооруженным конфликтом. От разрешения этого кризиса зависит государственная целостность России. Окончательный выход из этого кризиса возможен только на основе развития того федерализма, который обеспечивает оптимальное сочетание общих интересов страны и ее регионов.
Таким образом, Россия не вышла еще из периода «родовых мук» нового общества, ее политическое развитие несет в себе потенциал конфликтности. Крайне важно, чтобы разрешение каждого политического кризиса работало на стабилизацию государственности России, ее политической системы, не вело к нарастанию социально-политической энтропии.

Читайте также:
Как детям добиться доли в родительской квартире

Системный кризис государственного управления

Общесистемный кризис означает, что основные компоненты общества — технический базис, экономика, социальная сфера, политика, право и др. — пришли в такое взаимное несоответствие, что эта разбалансированность системы не может быть преодолена в рамках (без изменения) существующего социально-экономического строя.

Признаки проявления данного кризиса могут быть определены следующим образом:

· длительный, скрытый или явный паралич государственной власти, полная потеря государственными структурами возможностей, потенциала управляющего воздействия, стратегической инициативы и творчества, частое прибегание властных лиц к популистским обещаниям, смене курса, кадровой «чехарде», в целом — «зигзаговой» политике;

· повышенная критическая активность, напор недовольных масс;

· абсолютное и относительное обнищание значительной части населения, резкое падение уровня жизни, разрушение привычного образа жизни людей, лишившихся работы, достаточного материального благополучия.

Составляющие элементы политического кризиса на этапе раскола общества по «вертикали»:

· конституционно-правовой кризис — разрыв правового пространства, ограничение или фактическое прекращение действия Конституции;

· правительственный кризис — потеря респектабельности и авторитета, разрыв вертикали единой исполнительной ветви власти и сокращение государственно-административного управляющего воздействия;

· кризис партийной системы — раскол в партиях, движениях, потеря авторитета и доверия у масс ведущими политическими силами, правящими партиями;

· идеологический кризис — крушение принципов, устоев, нравственности, возрастание амплитуды преступности;

· внешнеполитический кризис — падение престижа и международного влияния у государства, появление угрозы разного рода международных конфликтов и войн.

Определяющей доминантой развития общества на этом этапе является достижение критической точки, за которой предел терпения (кредит доверия власти) переходит в свою противоположность. А это уже грозит социальным взрывом.

Остановимся на основных характеристиках составляющих системного кризиса государственной власти в России, с тем чтобы осмыслить, на каком его «радиусе» мы находимся, а также причины тотальной неподготовленности власти РФ к новой ситуации.

Большинство конфликтов, наблюдаемых сегодня в российском обществе, носит нормативный характер. «Игра без правил» — это название в действительности является выражением системного хаоса. Даже статьи Конституции РФ дают основание для конфликтов законодательных норм и субъектов политических и правовых отношений, ибо допускают перекосы в распределении полномочий между ветвями государственной власти, реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали.

Читайте также:
Информационные ресурсы: что это такое, описание и особенности

Здесь одна из конфликтологических доминант — баланс конституционных полномочий президентской, представительной и исполнительной ветвей власти. Проблемой является правовое регулирование роли Администрации Президента РФ, необходимость пересмотра функций ее служб и структуры, принципов взаимоотношений с парламентом и Правительством. Иначе углубление конфликта институциализации власти может разрушить сложившуюся форму государственной власти неправовыми методами, привести к суперпрезидентскому авторитарному режиму.

Заложенная Конституцией РФ смешанная (президентско-парламентская) модель государственной власти на практике оказалась остроконфликтной именно по причине двойной легитимности. Президент и парламент избираются на основе всеобщего голосования и имеют все основания приписывать себе представительство интересов народа, ссылаться на полученный от народа мандат. Собственно, практически во всех странах, где так или иначе практиковалась смешанная республиканская форма правления, возникали серьезные государственно-политические кризисы и конфликты, президент и парламент имели недостаточно стимулов и желания к объединению усилий во имя общего блага. В нашей стране ситуация отягчается кризисными обстоятельствами переходного периода. По сути, борьба президентских и парламентских структур идет не только за ключевую роль в выборе путей развития общества, но и за монополию в процессе передела власти и собственности. И эта борьба создает кризис государственности, разрушая конституционный каркас формы организации государственной власти.

Составными элементами кризиса государственности в России и заметными его проявлениями являются парламентский и правительственный кризисы.

Кризис парламента как института власти имеет двоякую природу. Во-первых, это результат исключения из его ведения важнейших сущностных полномочий, ослабление его статусной роли. Так, по Конституции РФ Федеральное Собрание лишилось многих контрольных функций, а следовательно, укоротился радиус его политического влияния на исполнительную власть. Желая восполнить потерю, российский парламент, а точнее, одна из его палат — Государственная Дума стремится как можно активнее использовать свои конституционные права, найти достойную нишу в системе власти, инициирует (иногда слишком часто и конфликтно) проверку своего доверия Правительству, возможность исполнения Президентом своих полномочий или его отставки.

Кризис парламента может развиваться и в случае, если внутри состава палат конфликты множатся, накладываются друг на друга и политическое решение становится невозможным. Конфликты возникают в парламенте между партийными фракциями, между парламентом и Правительством, между парламентом и Президентом, между парламентом и группами давления, между палатами парламента и др. Проявлениями этих конфликтов могут быть длительное отсутствие необходимого кворума для принятия решения, острая конфронтация парламентских фракций, не позволяющая принять общее решение. При таких обстоятельствах парламент не может выполнять свои законотворческие функции, что по сути дела означает паралич представительной ветви власти. Преодолению патовой ситуации служит роспуск парламента Президентом страны и назначение новых парламентских выборов. Однако эта чрезвычайная мера связана с не предвиденными бюджетом расходами и, главное, способна взорвать мирное социальное пространство.

Правительственный кризис — также результат действия объективных причин и субъективных факторов. Перекос конституционных полномочий в пользу президентской власти создает двусмысленное нестабильное положение исполнительной власти. Правительство РФ не определено Конституцией высшим исполнительным органом, статья 110, п.1 предусматривает осуществление им исполнительной власти, т. е. проведение разработанных Администрацией Президента основных направлений политики и исполнение принятых Федеральным Собранием законов. Именно такая двойная зависимость Правительства делает проблематичной самостоятельность исполнительной власти в оперативной деятельности. Правительство в его конфликтах с парламентом опирается на поддержку Президента, что как будто усиливает позиции исполнительной власти, но при этом оно не застраховано от того, что одним росчерком пера Президент в любой момент может отправить его в отставку. Российскому обществу примеры хорошо известны.

Есть еще один объективный источник кризиса исполнительной власти. Фактически оказалась разорванной ее вертикаль, ибо Конституция РФ (ст. 11, п. 2; ст. 12; ст. 73; ст. 74, п. 1) заложила правовые основы формирования органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, не обеспечив при этом механизм системного управляющего воздействия исполнительной власти, возможность осуществления единой государственной политики на всей территории страны. Губернаторы областей, к примеру, будучи избранными населением соответствующих территорий, оказались в роли «двуликого Януса» (политического лидера и должностного лица), исполняя то одну, то другую из этих ролей с учетом обстоятельств. Если к этому добавить глубококонфликтное несоответствие конституций и уставов субъектов РФ Федеральному Основному закону, по сути отсутствие единого правового поля и законодательной системы на территории России, следует признать глубочайший кризис исполнительной власти и управления.

Читайте также:
Держатель реестра акционеров: что это значит

Таким образом, нынешняя Конституция РФ утратила в значительной степени потенциал правового механизма урегулирования политических конфликтов в системе государственной власти, из-за чего они зачастую принимают деструктивный характер, создают новый конституционный кризис.

Судьба государственности и прогнозы развития системного кризиса — в сторону его нарастания или угасания — находятся в прямой зависимости от динамики процессов непосредственно в обществе, как фундаменте и каркасе государственного дома, который может выдержать и пережить ломку верхних этажей (кризис верхов) или дать трещину, а то и эффект «землетрясения» (кризис низов), что разрушит все здание государственности.

В основе системного кризиса современной России лежит основное противоречие, которое существует в обществе — противоречие между субъектами власти, осуществляющими реформы, с одной стороны, и основной массой граждан, с другой, а это ведет к сужению социальной опоры правящего режима, появлению у людей отчужденно-враждебного отношения к государству.

Нарастание конфликта между властью и обществом объясняется прежде всего тем, что падает уровень жизни. Значительная часть респондентов указывает на абсолютное ухудшение материального положения. Отметим различие оценок масштабности обеднения народа, они всегда приблизительны уже потому, что остается вне обследований масса людей без постоянного места жительства, нищих и других обитателей «социального дна».

Увеличивается эффект «вторичного недовольства», вызываемый гигантским неравенством и относительным ухудшением положения масс при возрастании разрыва между обнищанием большинства и богатством других.

Ряды социально уязвимых людей пополняются за счет средней прослойки населения – здоровых, работоспособных, квалифицированных индустриальных рабочих, ИТР, работников народного образования, здравоохранения и культуры. Среди них растет доля малообеспеченных и остронуждающихся, лишившихся достойных и, главное, стабильных средств к существованию. Эти люди острее воспринимают свое положение социальных аутсайдеров, чем пенсионеры и нетрудоспособные, и чувство социальной несправедливости у этих, скажем, влиятельных слоев населения заставляет их стать действующей политической силой.

Впрочем, в политизированном обществе подчас трудно определить, какие факторы оказывают преимущественное влияние на настроение конкретных социальных групп – экономическое положение, степень социальной защищенности, политические убеждения или что-то другое. Очевидно, совокупность всех факторов создает нестабильность.

Эмпирическим индикатором нестабильности является социальная напряженность – это определенная фаза вызревания социального конфликта, особое социально-психологическое состояние общества, для которого характерно латентное или открытое неприятие сложившихся общественных условий, наличие движения против действий и решений властных структур.

Именно отсутствие политических субъектов, способных организовать и возглавить протестное движение, объединить депрессивное общество, взять ситуацию под контроль, создает опасность социального взрыва (не путать с социальной революцией, которая требует организации).

Социальный взрыв, повод для которого может возникнуть неожиданно, — это неуправляемый социальный выброс, могущий принять форму «русского бунта — бессмысленного и беспощадного». Он так же может ни к чему не привести (как и революция и сверху и снизу), кроме дальнейшего распада общества и государства.

Можно, конечно, представить происходящее на политической сцене России иначе. Идут нормальные процессы в обществе. Распалась одна система — создается другая. После распада всякой системы происходит период определенного хаоса. Нужно время, чтобы в этом хаосе возникли центры тяготения, началась кристаллизация новых публичных структур. Тогда и оттуда должны появиться партии, новые элиты и т.д. Нужно время. Но время — ресурс исчерпаемый и дефицитный. Люди же хотят жить хорошо сегодня, а не ожидать неопределенного будущего. Значит, задача в том, чтобы побыстрее найти цивилизованные формы и способы преодоления конфронтации, достижения национального согласия; цивилизованные, ибо стабильность может достигаться двумя путями: на основе насилия («железом и кровью» — О. Бисмарк) или на демократической основе («а мы попробуем с любовью» — Вл. Соловьев).

В условиях кризиса генеральным вектором теории и практики государственного управления становится не ориентация на конечные, пусть даже очень прогрессивные цели (типа — «построения правового государства»), а разработка антикризисной программы оперативного реагирования, внедрение в жизнь оптимальных процедур поиска и согласованного принятия управленческих решений всех уровней, предусмотрение в этих процедурах реальных возможностей корректировки ошибок и учета случайностей.

Антикризисные меры должны приостанавливать, минимизировать разрушение образа жизни людей, предусматривать компенсацию потерь, вызванных управляющим воздействием на экономическую, финансовую, духовную среду обитания. Каждому управленцу необходимо осознать: важным обобщающим показателем социальной эффективности управления являются прогрессивные изменения в образе жизни населения. Государственная политика, противоречащая этому началу, оказывается недееспособной. Думается, назрела объективная необходимость в серьезной корректировке критериев оценки эффективности деятельности властно-управляющих структур, закрепление их в соответствующих законодательных актах, придание им тем самым юридической силы.

Говорить о необходимости не упускать из виду национальный вопрос — жизненно острый, конфликтогенный — значит ломиться в открытую дверь. Центральная Россия стала местом прибежища не только русских, но и многих представителей других народов, бежавших от войны, позора, страха за свою жизнь и жизнь своих детей. Приютив их, Россия пытается решить непростые вопросы с жильем, работой. И не всегда успешно, умело.

Читайте также:
На Яндекс.деньги потерялись деньги

Современная национальная политика — это процесс взаимодействия не только с национально-государственными (республиками) и с национально-территориальными (автономными областями) образованиями, но и с таким специфическим, новым для российской действительности явлением, как национальные диаспоры. И это в первую очередь касается тех областей, которые традиционно считались российскими.

Выборы в демократическом обществе — это выбор альтернативы дальнейшего развития в соответствии с волей большинства электората, частичная или полная смена элиты, корректировка реформ. Через общественное мнение избирателей осуществляется коррекция взаимопритязаний гражданского общества и государства. Характерная особенность избирательных кампаний как социального регулятора состоит в том, что они вносят изменения в отношения субординации, перемещая центр власти в гражданское общество, когда публичная власть решает судьбы власти государственной. Таким образом, выборы — не панацея, но важнейшая политическая составляющая стабилизации общества. Конечно, при условии, что эти выборы — демократические, проводятся на основе принципов периодичности, конкурентности (кандидатов и их программ), представительности электората путем общего голосования.

Незамедлительное совершенствование избирательной системы, демократизация выборов представительных органов государственной власти — важнейшее направление программы выхода государственной власти из кризиса. Беда в том, что для власти стало необязательным добиваться абсолютного большинства, что необходимо для консенсуса в его традиционном понимании, а просто — относительного большинства, а то и просто некоторого участия избирателей. Необходимо выявить и устранить причины девальвации самой идеи выборов, разработать новую законодательную базу, новые избирательные технологии.

Идея объединения, консолидации общественных сил разделяется многими людьми — миллионами беспартийных и членами многочисленных партий. В теории и на уровне бытового сознания партия — это авангард, наиболее сознательная часть класса, определенной социальной группы, общества, объединенная общими ценностями, идеалами, интересами и во имя этого борющаяся за власть либо за участие в ней.

Процесс политической стабилизации во многом определяет политическая элита — доминирующие общественные группы, в руках которых сконцентрированы значительные властные ресурсы и функции организации государственного управления. Ввиду зыбкости созданной в стране законодательной базы избирательной системы политическая элита России являет собой во многих случаях как бы когорту временщиков, заботящихся главным образом о том, чтобы побольше взять от общества и государства «здесь и сейчас», не слишком думая о завтрашнем дне.

Создание новой авторитетной специализированной политической элиты — дело длительного времени, и не все здесь поддается целенаправленному регулированию. Но без обретения таких авторитетов невозможна стабилизация политической системы. Таким образом, это вопрос высшей степени сложности. А до тех пор очищению элиты могло бы содействовать активное участие в политической жизни виднейших и пользующихся моральным авторитетом интеллектуалов, которые уклонились у нас от этой роли, ссылаясь на свой политический дилетантизм или заявляя о своем отвращении к номенклатурной субкультуре и ее методам. Поле, оставленное функционерам, не слишком плодоносит. Вряд ли такие национальные лидеры, как драматург В. Гавел в Чехии, философ Ж, Желев в Болгарии или писатель А. Генц в Венгии, могут быть сочтены профессионалами в политике, однако они обеспечили поддержание моральных стандартов в этой области. А это — задача исключительной важности.

Актуальность проблемы обострения политических противоречий вынуждает ученых, обществоведов, политологов, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов искать пути оздоровления ситуации. При этом научные разработки аналитиков должны быть подняты на уровень принятия политических решений. Нужна опирающаяся на научный объективный анализ ситуации общегосударственная система мер, нацеленная на проведение сбалансированной внешней и внутренней политики.

Дата добавления: 2016-01-20 ; просмотров: 850 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Правительственный кризис

Правительственный кризис внражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то в странах с парламентской формой правления высший законодательный орган может отказать ему в поддержке и отправить правительство в отставку. Чаще всего правительственные кризисы случаются в тех странах, где правительство формируется на многопартийной основе. Тогда выход части министров из правительства может вызвать правительственный кризис. [1]

Правительственный кризис в Нидерландах приближается [ по-видимому ] к своему разрешению; достигнуто соглашение о программе и распределении портфелей для [ формирования ] левоцентристского правительства. Правительство будет [ как предполагается ] состоять ( букв, оно объединит) из 6 министров христианских демократов, шести социалистов, а также трех либералов. [2]

Маркс пишет две статьи о правительственном кризисе в Берлине – Министерство дела и Министерский кризис, – которые публикуются в Neue Rheinische Zeitung 9 и 10 июля. [3]

Читайте также:
Процесс о деньгах: что это значит

Американские исследователи отслеживают историю ПР в своей стране по правительственным кризисам . Френк Джефкинс признает, что если ПР на правительственном уровне в Британии появилась 200 лет назад, то консультации по ПР в Британии возникли позднее, чем в Америке. [4]

Совещание 21 июля, названное эсерами и меньшевиками историческим, было созвано Временным правительством в связи с правительственным кризисом , вызванным уходом из состава правительства кадетов и заявлением Керенского об отставке. [5]

Всероссийская партийная конференция ( известная в истории партии как Апрельская конференция) состоялась спустя 10 дней в условиях назревания правительственного кризиса . Нота Милюкова от 18 апреля 1917 г. с обещанием соблюдать обязательства, данные союзникам царским правительством, вызвала бурю протестов, что привело к его вынужденной отставке. На конференции обстановка еще больше изменилась в пользу Ленина. [6]

Новый правительственный кризис привел к отставке Львова и назначению Керенского на пост премьер-министра. [7]

Обстановка в Республике Сан-Марино трудная и сложная. Она характеризуется глубоким экономическим, социальным, политическим и моральным кризисом, наиболее отчетливо проявившимся в правительственном кризисе , который продолжался более трех месяцев и закончился безрезультатной перекройкой старой, дискредитировавшей себя коалиции христианских демократов и социалистов. [8]

Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального ( и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса. Значит, для революции надо, во-первых, добиться, чтобы большинство рабочих ( или во всяком случае большинство сознательных, мыслящих, политически активных рабочих) вполне поняло необходимость переворота и готово было идти на смерть ради него; во-вторых, чтобы правящие классы переживали правительственный кризис , который втягивает в политику даже самые отсталые массы ( признак всякой настоящей революции: быстрое удесятерение или даже увеличение во сто раз количества способных на политическую борьбу представителей трудящейся и угнетенной массы, доселе апатичной), обессиливает правительство и делает возможным для революционеров быстрое свержение его. [9]

Лишь тогда, когда пизы не хотят старого и когда верхи по могут по-старому, лишь тогда революция может победить. Значит, для революции надо, во-первых, добиться, чтобы большинство рабочих ( или во всяком случае большинство сознательных, мыслящих, политически активных рабочих) вполне поняло необходимость переворота и готово было идти на смерть ради пего; во-вторых, чтобы правящие классы переживали правительственный кризис , который втягивает в политику даже самые отсталые массы. [10]

Правительственный кризис внражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то в странах с парламентской формой правления высший законодательный орган может отказать ему в поддержке и отправить правительство в отставку. Чаще всего правительственные кризисы случаются в тех странах, где правительство формируется на многопартийной основе. Тогда выход части министров из правительства может вызвать правительственный кризис. [11]

Предусмотрен конституциями ФРГ, Словении, Папуа-Новой Гвинеи и некоторых других стран. Позволяет избегать частых правительственных кризисов . [12]

Но, с другой стороны, активизировались и правые силы, которые сплачиваются, чтобы вызвать правительственный кризис и затем образовать угодное им правительство, готовое осуществить поворот политики вправо. Итак, политическая ситуация в нашей стране обостряется. [13]

ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ – в парламентской практике выраженное ( как правило, нижней палатой парламента) неодобрение политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра. Инициатива постановки вопроса о В.н. может исходить от правительства, от парламентских фракций или групп депутатов. Выражение В.н. правительству на практике приводит либо к уходу его в отставку и формированию нового ( правительственному кризису ) либо к роспуску парламента ( нижней палаты) и проведению досрочных выборов. [14]

Реальная оценка финансовых возможностей государства вынудила правительство принять чрезвычайные меры: оно объявло 17 августа 1998 г. о моратории на 90 дней по всем расчетам, по внешнему долгу и о прекращении операций по ГКО и ОФЗ с условием последующей реструктуризации внутреннего государственного долга. В результате правительство Кириенко было отправлено Президентом РФ в отставку и к экономическому и финансовому кризису добавился правительственный кризис . [15]

Посольский приказ: образование, структура, функции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Образование Посольского приказа

Посольский приказ был институтом центрального правительства в Москве в 1549-1720 годах, отвечавшим за отношения с иностранными государствами, за обмен пленными, за управление рядом территорий на юго-востоке страны и некоторыми категориями военнослужащих.

Датой образования Посольского приказа считается 1549 год. Основанием для этого послужили документальные свидетельства передачи посольских дел в этом году Ивану Висковатому, который считается первым главой Посольского приказа. Думские посольские дьяки, как назывались сотрудники нового учреждения, имели ряд обязанностей. Они отвечали:

  • за работу с документами,
  • за ведение предварительных переговоров с иностранцами,
  • за посещение дипломатических приемов и составление инструкций для российских послов.
Читайте также:
Как оформить дарение квартиры от брата, если он за границей?

К XVII веку Посольский приказ стал эффективным инструментом для решения дипломатических проблем. Даже во время Смуты, сменявшие друг друга главы российского государства не сомневались в необходимости создания данного института, хотя практически каждый из них параллельно вел свою тайную дипломатию.

С приходом династии Романовых значение Посольского приказа только возросло. Перед учреждением была поставлена задача восстановить разрушенные во время Смуты внешнеполитические связи. В связи с этим были:

  • расширены функциональные возможности приказа,
  • сформирована его организационная структура,
  • увеличен штат,
  • сформированы правила проведения дипломатических церемоний, делопроизводства и хранения документации,
  • унифицированы формы ведения дипломатических переговоров и связанные с ними документы.

Вторая половина XVII века – время расцвета Посольского приказа.

Структура Посольского приказа

В XVII веке в Посольском приказе были организованы структурные подразделения – повытья. Три из них работали со странами Западной Европы, два – со странами Азии: вели с ними переписку, выстраивали работу посольств России.

Посольский приказ отвечал за все вопросы, связанные с пребыванием иностранных граждан в России. Помимо прямых функций, на распоряжение в разное время были возложены и другие функции, не связанные с внешнеполитической деятельностью. Такой объем работы потребовал значительного количества персонала. По сохранившимся документам прослеживается, что учреждение функционировало весьма эффективно.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура Посольского приказа:

  • думный дьяк – руководитель Посольского приказа;
  • второй дьяк или товарищ – заместитель думного дьяка (их количество в конце XVII века достигло пяти);
  • подьячие – наиболее распространенная должность, подьячие подразделялись на старых, средних и молодых. Старые руководили повытьями, а молодые и средние отвечали за дипломатическую переписку и делопроизводство;
  • толмачи и переводчики, говорящие на иностранных языках. Толмачи отвечали за устный перевод, а переводчики вели документы;
  • золотописцы, расписывающие дипломатические грамоты золотом и другими цветами.

На службе у Посольского приказа находились также гонцы послы, приставы и др. Все сотрудники Посольского приказа получали государственное жалование, самое высокое по сравнению с другими приказами. Чтобы попасть в Посольский приказ необходимо было сдать экзамен, ведь служба там считалась престижным и высоким статусом в обществе.

Сотрудниками Посольского приказа были образованные люди, так как им было необходимо составлять большое количество документов.

Основными документами были:

  • столбцы,
  • грамоты,
  • посольские книги.

Афанасий Ордин-Нащокин, возглавлявший приказ с 1667 по 1671 год, называл вверенное ему учреждение «оком всей России». Благодаря приказу царское правительство было в курсе всех важных событий международной жизни. Но дипломатическая документация была источником не только глобальной политической и экономической информации, но также источником географических, исторических этнографических сведений. Российские дипломаты, работающие в разных странах, составили статейные списки статей – подробные отчеты, описывающие не только переговоры и международные дела, но и путешествия. Сотрудниками Посольского приказа обрабатывались и сохранялись все составленные документы.

Функции Посольского приказа

Перед Россией XVI и XVII веков стояли сложные внешнеполитические задачи, которые требовали умелой и продуманной дипломатической стратегии, поскольку затрагивали интересы не только России, но и соседних государств. Для их решения были отправлены посольства России во многие страны. Дипломатам часто удавалось укрепить репутацию России как серьезного политического игрока. Среди наиболее важных достижений российских дипломатов:

  • Столбовский мир со Швецией (1617 г.);
  • Андрусовское перемирие (1667 г.), а затем «Вечный мир» (1686 г.) с Речью Посполитой;
  • усиление государственных позиций на Востоке;
  • вступление России в антиосманскую Священную лигу.

Чтобы оживить Священную лигу, русская дипломатия подготовила Великое посольство (1667-1668). На рубеже веков Россия уже была главной силой европейской антитурецкой политики. Несмотря на успехи, Петр Великий считал сложившуюся дипломатическую систему медленной. Он использовал другие методы работы, сам участвовал во внешнеполитических процессах, вел переговоры и принимал решения. При Петре Великом все еще существовала Посольская походная канцелярия, которая, постепенно расширяясь, превратила Посольский приказ во второстепенное учреждение. В 1720 году Посольский приказ был упразднен, а на его месте была создана Коллегия иностранных дел.

За время своей работы Посольский приказ активно способствовал росту влияния России на международной арене, заложил основы и принципы российской дипломатии, которые постоянно дополнялись и совершенствовались. Благодаря профессиональному подходу к ведению и хранению документации архивы Посольского приказа сохранились до наших дней и стали ценнейшим источником исторической информации.

Посольский приказ: структура и функции

Приказы – прообразы современных министерств и ведомств. Первое упоминание о них датировано 1512 годом, в грамоте Василия Третьего Владимирскому Успенскому монастырю.

Название произошло от «приказывать» людям заниматься определенными делами. То есть уже в 16-м веке вводилось разделение государственной службы по отраслям. Одним из ключевых ведомств Московского государства являлся Посольский приказ. О нем подробнее в статье.

Читайте также:
Поименное голосование: что это такое, описание и особенности

Возникновение

Посольский приказ – это первый аналог министерства иностранных дел в 16-м веке. Первое письменное упоминание о нем датировано 1549 годом. Именно тогда ведомство возглавил Иван Михайлович Висковатый, а носило оно название не приказ, а посольская изба. Находилась она в Кремле, и только во второй половине 17-го века Посольский приказ перенесли в Китай-город.

Функции

Функции посольского приказа:

  • Осуществление дипломатии, организация международных встреч, прием иностранных послов.
  • Перевод «летучих листков» – международных посланий и писем. Именно на их основе появилась первая русская рукописная газета для царя и приближенных – “Куранты”.
  • Дела, связанные с проживанием и бытом иностранных послов, купцов, ремесленников.
  • Выкуп и обмен пленных.
  • В его подчинении находились некоторые города и области на юге и востоке страны.
  • Ведал некоторыми таможенными сборами.
  • Осуществлял надзор за кабаками, следил за их доходами, проводил ревизию.

Возможно, традиция бюрократизма и чиновничьей волокиты в нашей стране возникла именно с организации приказов. Особенность их была в том, что не было четкого разграничения. Из вышеперечисленных функций видно, что посольский приказ ведал не только международными делами, но и другими, абсолютно не связанными с ними. Это порой запутывало не только граждан, но и самих чиновников (дьяков, подьячих). Функции ведомств переплетались настолько, что решить, какой именно приказ должен решать ту или иную проблему, было невозможно. Это приводило к тому, что люди месяцами подавали челобитные безрезультатно.

Об этом однажды заявлял один из умнейших руководителей посольского приказа – Ордин-Нащокин, дипломат и политик в царствование Алексея Михайловича. Он заявлял, что нельзя одновременно и заниматься великими государственными делами, и вести бухгалтерию кабацких ларьков.

Разделение приказа по повытьям

Во второй половине 17-го века Московское государство разрослось, окрепло. Оно присоединило много территорий, наладило международные связи почти со всеми крупными европейскими и восточными государствами. Кроме этого, посольскому приказу стали подчиняться некоторые территориальные приказы:

  • Малороссийский.
  • Смоленский.
  • Приказ Великого княжества Литовского.

Приказ разрастался. Произошло его разделение по повытьям (отделам). За каждым закреплялись определенные страны:

    За первым повытьем – папский престол, Англия, Франция, Испания, Германия (носило название Священной Римской империи).

Из списка видно, что страны группировались по значимости. В первые повытья вошли самые развитые на тот период государства.

Посольский приказ в России, вернее, в Московии, хранил всю важнейшую документацию. То есть выполнял роль государственного архива. Также здесь находились различные печати.

Центральное место отводилось все же дипломатии и международным делам.

Посольский приказ: структура

Глава приказа носил титул думного дьяка.

Думному дьяку помогали несколько дьяков, а тем, в свою очередь, подьячие. Они возглавляли повытья, вели документацию.

В Посольском приказе работали переводчики (работали с иностранными документами), толмачи (выполняли устный перевод) , золотописцы (создавали особые грамоты и документы), писари. Государство ценило эти категории рабочих, поощряло в их среде преемственность, хорошо оплачивало их работу.

Толмачи и переводчики

Толмачи и переводчики, как правило, были из числа «детей боярских» (бояр без земельных вотчин) и городских дворян. Большинство из них побывало в плену, где они и выучили языки. Самыми многочисленными были специалисты по татарскому языку.

В 1871 году наблюдается сокращение толмачей и переводчиков. Это связано с тем, что татарский и калмыцкий языки стали менее значимыми. Толмачи по ним более не нужны государству. Особо начали цениться европейские языки: французский, итальянский, испанский, португальский, немецкий, английский, польский.

Также произошел отказ от «случайных языков»: языки малых народов, стран, с которыми отсутствовали серьезные дипломатические отношения.

Золотописцы

Золотописцы оформляли красками, золотом, серебром грамоты, указы, дипломы. Они изготовляли рукописные книги, жалованные грамоты.

Приставы

Приставы появились во второй половине 17-го века. Их задача – поиск и взятие под стражу ответчиков в суде. Находились в ведении посольского приказа, несмотря на существование разбойного.

Итоги

Итак, Посольский приказ создан в середине 16-го века. Его основная задача – международные дела и дипломатия. Однако среди его функций наблюдаются менее значимые внутренние дела.

Служба в приказе была престижной. Оклад выше, чем в других, но и должности были узкоспециальные, недоступные большинству: толмачи, переводчики, золотописцы, советники. В них поощрялась преемственность, поэтому не каждый мог сюда попасть даже при знании языков.

Приказ существовал до 1720 года. Впоследствии был упразднен, а его функции перешли к коллегии иностранных дел.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: