Правительство субъекта РФ: что это значит

Правительство субъекта рф

(англ Government of subject of RF) – исполнительный орган гос-ной власти в некоторых субъектах РФ. Правовое положение П. с. РФ не одинаково в разных субъектах РФ. В конституциях одних республик статус правительства устанавливается в отдельных главах, в других – в главе о президенте, который определяет его структуру и деятельность.

Правительства в областях, краях образуются далеко не всегда. Во многих случаях в таких субъектах Федерации действует администрация как своего рода суммарный орган исполнительной власти. Совет или коллегия расширяют коллегиальную основу принятия актов главы администрации либо администрации (напр., гл. 12 Устава Нижегородской области).

Правительства созданы и действуют в ряде областей. Напр., исполнительным органом гос-ной власти Ярославской области является Правительство, образуемое губернатором и выполняющее оперативно-управленческие функции (ст. 93 Устава Ярославской области). Компетенция Правительства и его председателя установлена в ст. 99, 100 Устава. В пределах своей компетенции Правительство как коллегиальный орган принимает на своих заседаниях только постановления. Постановление считается принятым, если за него проголосовало более половины назначенных членов Правительства области. Постановления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы. В Калужской области действует закон о правительстве, в котором определен статус областного правительства, виды и порядок принятия его актов.

Своеобразен статус правительств городов федерального значения. Согласно ст. 43 Устава г. Санкт-Петербурга Правительство является коллегиальным органом администрации. Его цель – рассмотрение наиболее важных вопросов, относящихся к компетенции администрации (проекты планов, программ, бюджета, законов). Но это скорее консультативно-совещательный орган, что подтверждает содержание ст. 48 Устава об актах администрации: губернатор издает распоряжения как нормативные правовые акты и приказы как нормативные или индивидуальные акты по вопросам организации работы администрации. Правительство принимает постановления как правовые акты рекомендательного характера по вопросам, отнесенным к его компетенции.

В соответствии с Законом г. Москвы «О Правительстве Москвы» Правительство Москвы является коллегиальным органом Московской городской администрации, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность органов исполнительной власти Москвы. Правительство правомочно решать все вопросы гос-ного управления, отнесенные к ведению исполнительной власти в Москве – субъекте РФ, кроме тех, которые входят, согласно законодательству РФ и Москвы, в компетенцию федеральных органов исполнительной власти и Мэра Москвы. Правительство является органом городского (местного) самоуправления и обладает всеми законодательно установленными полномочиями указанного органа при решении вопросов городского значения. Правительство является юридическим лицом, имеет печать и официальный бланк с изображением герба Москвы. Структура Правительства, его компетенция, порядок деятельности и отношения с др. гос-ными органами определяются этим Законом на основе законодательства РФ, Устава и иных законодательных актов Москвы.

Решения Правительства Москвы, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и др. текущим вопросам издаются в форме распоряжений Премьера Правительства либо распоряжений первых заместителей Премьера Правительства в пределах их компетенции. Постановления Правительства подписываются Премьером Правительства или лицом, его заменяющим. Первые заместители и заместители Премьера Правительства в пределах своей компетенции издают распоряжения, имеющие обязательную силу для курируемых ими организаций. Постановления Правительства, распоряжения Премьера Правительства, его первых заместителей и заместителей могут быть отменены или приостановлены Мэром. Постановления Правительства, принимаемые в пределах его компетенции, и распоряжения Премьера Правительства являются обязательными для исполнения всеми органами исполнительной власти, всеми физическими и юридическими лицами на территории города. Правительство Москвы осуществляет контроль за исполнением принятых им решений непосредственно или через подведомственные ему органы исполнительной власти.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Правительство субъекта федерации и его аппарат. СТР.85-86

Правительство (администрация) субъекта Федерации является коллегиальным исполнительным и распорядительным органом государственной власти, подотчетным президенту республики (главе республики) и законодательному и представительному органу республики. Правительство может иметь статус высшего органа исполнительной власти.В краях и областях выделяется два вида организационно-правового статуса правительства: во-первых, правительство может являться самостоятельным исполнительным органом государственной власти, обладать собственной компетенцией, быть организационно обособленным от главы исполнительной власти (Свердловская область, Ярославская область); во-вторых, правительство может быть организационно включено в структуру администрации субъекта Федерации, и, не обладая функционально-правовой самостоятельностью, реализовывать часть компетенции администрации. В этом случае первый заместитель главы администрации (губернатора) возглавляет правительство, а другие члены правительства являются должностными лицами администрации (Краснодарский край, Мурманская область).Структура администрацииобласти (края) утверждается главой исполнительной власти или по его предложению законодательным и представительным органом государственной власти субъекта Федерации. Выделяются следующие типичные элементы структуры администрации: а) руководители администрации – глава администрации (губернатор), первый заместитель (вице-губернатор или председатель правительства), заместители главы администрации;б) правительство области (края) – руководящий коллегиальный орган, создаваемый в некоторых субъектах Федерации для решения наиболее важных вопросов, отнесенных к компетенции администрации;в) коллегия – совещательный орган при главе администрации, создаваемый для коллективного рассмотрения определенных вопросов, связанных с подготовкой и реализацией проектов планов и программ развития региона;г) структурные подразделения, образующие аппарат администрации и не обладающие организационной самостоятельностью, – отделы, комитеты и управления;д) структурные подразделения специальной компетенции, обладающие организационной самостоятельностью и осуществляющие отраслевое и межотраслевое государственное управление – министерства, департаменты, комитеты, главные управления (управления);е) территориальные структурные подразделения, осуществляющие государственную исполнительную власть на территории городов, районов и иных административно-территориальных образований.Функции и полномочия, которые закрепляются за органом исполнительной власти общей компетенции, могут быть подразделены на общие и специальноотраслевые. К первым относятся издание постановлений и распоряжений, обязательных для исполнения на территории республики; осуществление оперативного руководства нижестоящими органами исполнительной власти; образование подведомственных органов и учреждений и утверждение положений о них; отмена или приостановление актов нижестоящих органов исполнительной власти; назначение на должность и освобождение от должности руководителей органов исполнительной власти и иных государственных организаций.Органами исполнительной власти специальной компетенциив республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, управления, а в областях (краях) – министерства, государственные комитеты, департаменты, управления и иные органы, входящие в структуру исполнительной власти. Они действуют на основании положений, которые утверждает глава исполнительной власти, правительство субъекта Федерации или соответствующий федеральный орган.Структура органов специальной компетенции предопределяется, во-первых, составом и структурой федеральных органов исполнительной власти и создаваемых ими территориальных органов, во-вторых, статусом субъекта Федерации, в-третьих, социально-экономическим развитием субъекта Федерации и его финансово-бюджетными возможностями.Система местных органов государственной исполнительной власти субъектов Федерациизависит от административно-территориального устройства субъекта Федерации и от территориальной основы местного самоуправления.В структуре местной администрации выделяетсяаппарат, состоящий из руководства администрации (главы администрации и его заместителей), оперативных и функциональных отделов и служб, а также отделы, управления, комитеты, являющиеся самостоятельными структурными подразделениями и находящиеся в совместном подчинении главе местной администрации и руководителю органа специальной компетенции субъекта Федерации – отдел внутренних дел, культуры, образования, финансовый отдел, комитет по управлению государственным имуществом, комитет по физкультуре, спорту и туризму.

Читайте также:
Альтернативная гражданская служба: что это значит

2. Муниципальные правовые акты: характеристика и значение в системе муниципального управления.СТР.217-223

В рамках созданных муниципальных управленческих отношений реализуются функции, компетенция и полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. Главным и заключительным этапом такой деятельности являются подготовка и издание правовых актов управления. Практически невозможно решать вопросы местного значения без института муниципальных правовых актов управления, т. е. без принятия органом местного самоуправления и их должностными лицами нормативных или индивидуальных правовых актов управления, поскольку задачи и функции местного самоуправления не могут быть в конечном счете решены без использования такой формы управления, как издание правовых актов управления.

Под системой правовых актов местного самоуправления, как правило, понимаются действия и документы, совершаемые (или принимаемые) в рамках конституционного права граждан на местное самоуправление всеми субъектами местного самоуправления. Таким образом, правовые акты органов местного самоуправления и их должностных лиц являются одним из видов в системе всех правовых актов, принимаемых на территории муниципального образования и имеющих поэтому свои административно-правовые, или управленческие, особенности.

Поскольку акты управления принимаются органами местного самоуправления, то институт административных актов автоматически становится муниципально-правовым институтом. Однако с этим едва ли можно согласиться, ибо акт управления посвоим основным признакам и характеристикам, а главное, по своему назначению и роли в сфере публичного (будь то государственного или муниципального) управления — типичный институт административного права (хотя его можно рассматривать и в курсе муниципального права). Поэтому в современных учебниках муниципального права не случайно анализируется такая проблема, как «местное нормотворчество».

В нормативных актах — продуктах местного нормотворчества изъявляется воля самого населения муниципального образования или должностных лиц органов местного самоуправления. Муниципальные (местные) нормативные акты либо принимаются непосредственно населением, либо издаются органами местного самоуправления. Правовые акты управления, являясь источниками как административного, так и муниципального права, представляют собой «управленческий продукт» муниципального правотворчества. Государство делегировало органам местного самоуправления (что устанавливается в федеральных и региональных законах) осуществление в определенных пределах на основе закона и подзаконных нормативных правовых актов органов государственной власти полномочия по изданию административных актов.

Законодатель установил, что по вопросам местного значения органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, т. е. создавать соответствующие общеобязательные на территории данного муниципального образования правовые нормы. При этом имеются в виду регулятивные правовые нормы, т. е. нормы, не имеющие административных санкций, создание которых является прерогативой государства — Российской Федерации и ее субъектов. Глава 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает перечень вопросов так называемого местного значения. Принятые в муниципальном образовании нормативные правовые акты по вопросам местного значения являются на территории этого муниципального образования общеобязательными для исполнения и соблюдения.

Читайте также:
Теория разделения властей: что это значит

В самом общем виде подзаконные правовые акты муниципального образования и его органов можно традиционно разделить на два вида:

—–нормативные правовые акты муниципального образования, т. е. акты, содержащие правовые нормы, общеобязательные для исполнения на соответствующей территории неограниченным кругом субъектов права. Эти акты составляют важную часть системы правовых основ местного самоуправления; —-индивидуальные правовые акты управления, т. е. акты, принятые органами местного самоуправления и их должностными лицами для решения конкретного вопроса или административного спора и действующие в отношении четко установленных субъектов права. Данный вид правовых актов управления не входит в систему правовых основ местного самоуправления, ибо их регулирующее воздействие — эпизодическое и относится к индивидуальным субъектам (лицам), определяет содержание индивидуально-конкретного правоотношения (права, обязанности, полномочия, ответственность, иные положения).

Основной нормативный правовой акт муниципального образования — это его устав, своеобразная «конституция» (в известном смысле «кодекс») самого муниципального образования.

К другим наиболее распространенным актам местного самоуправления относятся акты, принимаемые:

населением муниципального образования на местных референдумах или на собраниях (сходах) граждан;

муниципальным советом (представительным органом муниципального образования);

главой муниципального образования (главой местной администрации, руководителем исполнительного органа местного самоуправления);

подразделениями органов местного самоуправления (местного аппарата).

Как известно, в структуру аппарата местной администрации входят глава администрации, его заместители, оперативные и функциональные отделы, службы, управления и комитеты. Должностные лица этих подразделений, осуществляя местное самоуправление в рамках предоставленных им полномочий, используют такую правовую форму муниципального управления, как издание правовых актов управления.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории РФ. За их неисполнение граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Виды административных актов и их основное содержание устанавливаются в уставах муниципальных образований (например, в уставе города). Как уже отмечалось, главы местных администраций (например, главы городских администраций) могут принимать постановления и распоряжения по вопросам, отнесенным к их компетенции и ведению соответствующей местной администрации. Те акты местной администрации, которые имеют нормативный характер, затрагивают права и обязанности граждан, а также связаны с решением крупных вопросов экономического и социального характера, с отношениями собственности, охраной общественного порядка, использованием финансовых ресурсов, как правило, принимаются в форме постановлений. Постановления, которые касаются прав и обязанностей граждан, подлежат обязательной публикации. Распоряжения глав администраций обычно издаются по вопросам правоприменения и организации деятельности местной администрации. Представительный орган, входящий в систему местного самоуправления, в установленном порядке получает издаваемые местной администрацией административные акты.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, закрепленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 43 | Нарушение авторских прав

Конституционно-правовой статус регионального правительства в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Томилина Елена Сергеевна

В статье рассматриваются основы конституционно-правового статуса регионального правительства в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что существенную роль в структуре органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации выполняет региональное правительство действующий на постоянной основе орган исполнительной власти субъекта Федерации.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Томилина Елена Сергеевна

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой статус регионального правительства в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»

Томилина Елена Сергеевна, магистр юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск. (cool. elena2203@mail. ru)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕГИОНАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются основы конституционно-правового статуса регионального правительства в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что существенную роль в структуре органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации выполняет региональное правительство -действующий на постоянной основе орган исполнительной власти субъекта Федерации.

Читайте также:
Залог вещей в ломбарде

Ключевые слова: региональное правительство, конституционно -правовой статус, российская федерация.

Tomilina Elena Sergeevna, Master 1 courses of the department of law in Ogarev Mordovia State University, Saransk.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF GOVERNMENT IN THE SYSTEM OF EXECUTIVE AUTHORITIES OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article discusses the constitutional and legal status of regional

government in the system of Executive authorities of constituent entities of the

Russian Federation. The author comes to the conclusion that a significant role in the

structure of Executive authorities of subjects of the Russian Federation performs the regional government is working on permanent basis, the Executive authority of the Federation.

Key words: regional government, constitutional and legal status, Russian Federation.

Современные внутриполитические процессы, происходящие в России, нацелены на построение правового государства, представляющего собой систему социально-правовых институтов и органов, которые обеспечивают нормальное функционирование институтов гражданского общества на базе основных прав и свобод человека и гражданина, экономического подъема экономики страны и духовного развития нации. Особенностью федеративного устройства России является сложная структура исполнительной власть в субъектах Федерации, где, наряду с главой региона, есть правительство, которое также выполняет управленческие задачи. Свободный процесс установления и образования правового статуса большинства правительств в субъектах России актуализирует проблему систематизации и специального исследования их системной и структурной характеристики.

В контексте темы исследования отметим, что изначально с начала существования новой России существенную роль в структуре органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (РФ) играет высший орган исполнительной (государственной) власти субъекта Федерации -региональное правительство.

Название высшего органа исполнительной (государственной) власти в субъекте Федерации, а также его полномочия, структура, порядок формирования закреплены в Конституции, Уставе или ином нормативно-правовом акте региона в силу национальных, исторических, социально -культурных или иных традиций.

К примеру, если обратиться к статье 94 Конституции Республики

Татарстан Кабинет Министров в указанном субъекте РФ формируется

непосредственно главой региона (президентом). Он предлагает свои кандидатуры в Госсовет региона, касающиеся такой должности как премьер-министр Республики Татарстан [1].

Президент Республики Татарстан при согласовании с Госсоветом Республики Татарстан назначает:

– заместителей премьер-министра, некоторые из которых сочетают работу по управлению профильным министерством (министр информатизации и связи, министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, министр промышленности и торговли и др.);

– отраслевых министров (в Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство лесного хозяйства, Министерство транспорта и дорожного хозяйства и др.);

– председателей государственных комитетов (в Государственный комитет по архивному делу, в Государственный комитет по закупкам, в Государственный комитет по тарифам, в Государственный комитет по туризму, Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам);

– руководителей других органов исполнительной власти региона, которые входят в состав Кабинета Министров изучаемого субъекта РФ [1].

Президент Республики Татарстан вправе освободить от занимаемой должности премьер-министра региона, а также членов его Кабинета Министров. Глава Татарстана также выдвигает свои предложения о формировании либо упразднении министерств, ведомств и государственных комитетов региона.

Согласно статьям 48 и 51 Конституции Республики Марий Эл, Глава

региона предлагает на утверждение Законодательного Собрания (Госсобрание

Республики Марий Эл) состав правительства, назначает руководителей

органов государственной власти (отраслевых министров, ведомственных

руководителей, председателей комитетов и иных уполномоченных лиц).

Однако кандидатуры председателя правительства (премьер-министра),

министра экономики и министра финансов обсуждаются с депутатами

Госсобрания региона. Премьер и указанные министры назначаются Главой региона только в том случае, когда получено согласие большинства от избранных депутатов регионального парламента [2].

В компетенцию регионального правительства обычно входят вопросы государственного управления, которые отнесены к предмету ведения субъекта Российской Федерации и не составляют сферу деятельности высшего органа исполнительной власти в регионе (руководителя субъекта РФ), а также регионального парламента. Нормативно-правовыми актами регионального правительства выступают по аналогии с федеральным правительством распоряжения и постановления, которые принимаются для исполнения законодательных актов конкретного субъекта Российской Федерации.

Отраслевые министерства, ведомства, комитеты на уровне субъекта РФ выполняют отраслевое и межотраслевое управление, имея, как правило, двойное подчинение – как председателю правительства региона, так и руководителю субъекта России. При этом помимо управленческих задач, Кабинет Министров отвечает за отраслевое развитие региона, состояние социальной сферы и т.д.

Новеллой в практике конституционно-правового регулирования в системе органов исполнительной власти между федеральным центром и регионами РФ являются соглашения о передачи некоторых полномочий от первого (федерального центра) вторым (органам исполнительной власти в регионах). Анализируемые соглашения являются безусловным стимулом развития федерализма поскольку:

Читайте также:
Факторы среды обитания: что это значит

– способствуют повышению эффективности деятельности региональных правительств, управляемости региональными процессами;

– обеспечивают взаимную согласованность интересов федерального центра и регионов;

– позволяют более точно учесть природные, географические, экономические, демографические и прочие аспекты регионов России;

– способствуют апробации новых правовых и экономических механизмов

по перераспределению полномочий между федеральной и региональной властью.

В период возникновения и развития федеративных отношений в середине 1990-х годов в отсутствии детального законодательного регулирования, касающегося вопросов делегирования и разграничения в полномочиях федеральных и региональных органов исполнительной власти, именно соглашения позволили закрыть правовые недоработки и процедурные рассогласования, что позволило наладить эффективный диалог по линии «федеральный центр – субъект федерации». На основе постоянного анализа достигнутых соглашений и практического их применения федеральным органам исполнительной власти удалось собрать недостающий фактический материал, который впоследствии стал основой большей части федерального законодательства, регулирующего взаимные отношения федеральных и региональных органов исполнительной власти. На сегодняшний день, даже не смотря на доминирующую практику законотворчества по делегированию полномочий от центра к регионам, формы согласительного взаимодействия сохраняются и развиваются.

Основными формами взаимодействия являются как передача части своих полномочий от федеральных органов исполнительной власти в региональным, так и обратная форма – передачи части полномочий от региональных органов исполнительной власти федеральным властям. На практике в процессе развития федеративных отношений в стране «односторонняя» передача части полномочий со стороны регионального правительства по отношению к федеральному правительству пока не нашла своего проявления. Более характерной является ситуация, при которой принимаются соглашения, касающиеся взаимного делегирования (фактически, передаче друг другу) части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами власти субъектов Федерации [3, а 117].

Основная цель передачи части своих полномочий от региональных

правительств федеральным структурам заключается в стратегическом

укреплении внутренних федеративных связей, поддержка Правительства РФ при решении социально и экономически значимых региональных проблем. Вместе с тем практика делегирования полномочий свойственна не всем субъектам РФ, однако этот факт, касающийся того, что регионы не заключают соглашения о передачи части своих полномочий органам исполнительной власти федерации, не говорит о нарушении принципов равного партнерства. При этом следует учитывать, что фактический объем взаимных прав и обязанностей федеральных и региональных исполнительных органов власти может различаться.

Таким образом, изучив конституционно-правовой статус регионального правительства в системе органов государственной власти, выделим следующие основные аспекты:

– изначально с начала существования новой России существенную роль в структуре органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (РФ) играет высший орган исполнительной (государственной) власти субъекта Федерации – региональное правительство;

– название высшего органа исполнительной (государственной) власти в субъекте Федерации (Правительство, Кабинет Министров и т.д.), а также его полномочия, структура, порядок формирования закреплены в Конституции, Уставе или ином нормативно-правовом акте региона в силу национальных, исторических, социально-культурных или иных традиций;

– в компетенцию регионального правительства обычно входят вопросы государственного управления, которые отнесены к предмету ведения субъекта Российской Федерации и не составляют сферу деятельности высшего органа исполнительной власти в регионе (руководителя субъекта РФ), а также регионального парламента;

– по аналогии с федеральным правительством нормативно-правовыми актами регионального правительства выступают распоряжения и постановления, которые принимаются для исполнения законодательных актов

конкретного субъекта Российской Федерации;

– отраслевые министерства, ведомства, комитеты на уровне субъекта РФ выполняют отраслевое и межотраслевое управление, имея, как правило, двойное подчинение – как председателю правительства региона, так и руководителю субъекта РФ.

1. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. [Электронный ресурс] : http://constitution.garant.ru/region/cons_tatar/ (дата обращения: 26.01.2018).

2. Конституции Республики Марий Эл от 24 июня 1995 г. [Электронный ресурс] : http://constitution.garant.ru/region/cons_mariy/ (дата обращения: 09.05.2017).

3. Шахрай С. М. Конституционное право Российской Федерации / С. М. Шахрай. – М. : Статут, 2017. – 624 с.

Председатель Правительства субъекта РФ – юридический миф или незаконная реальность.

Правоведы и политики давно подмечают, что Россия лидирует по числу проводимых реформ. Одной из таких реформ является процесс нахождения оптимального варианта системы государственных регионов.

Казалось бы, федеративная реформа должна была закончена с принятием Конституции РФ, однако, именно после этого началась активная фаза поиска такой оптимальной системы региональных органов.

В ныне действующей Конституции, в отличии от прежней, не содержится специальная глава о региональных органов власти. Поэтому, реформа, таких федеративных отношений осуществляется на основе Федерального закона «Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (далее – ФЗ «Об общих принципах…)[1]

Данный закон регламентирует три основных блока отношений: организации парламентских и исполнительных органов, а также порядок разграничений предметов ведения между Российской Федерации и её субъектами. Но мы обратим внимание лишь на проблему организации высших исполнительных органов субъектов

Читайте также:
Сокращенная продолжительность рабочего времени

В соответствии с федеральным законом «об общих принципах организации…» и по практике в субъектах существует высший исполнительный орган. Как правило, данный орган признается коллегиальным органам и как любой коллегиальный орган он должен иметь единоличного руководителя. Здесь и начинается путаница.

Федеральный закон ввел понятие « Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)». Из этого определения и из смысла норм закона вытекает, что таким руководителем коллегиального органа является высшее должностное лицо субъекта, то есть глава субъекта[2].

Не где закон прямой не устанавливает другую руководящую должность в этом высшем исполнительном органе. Косвенные указания есть, но они не могут быть признанным доказательством легитимности наличие другого руководителей высшего исполнительного органа. Несмотря на это, некоторые регионы все-таки ввели должность Председателя Правительство наряду с высшим должностным лицом. Цель нашей работы показать не законность этих должностей.

Так в качестве аргумента за дополнительную руководящую должность в высшем исполнительном органе (Председателя Правительство субъекта РФ) может выступать следующая норма. В соответствии со статьей 19 п.9 закона «об общих принципах…» , президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Из смысла данной нормы вытекает, что таким лицом – и.о. главы субъекта, может быть тот самый председатель правительство субъекта РФ. Однако, согласитесь, вводить отдельную должность на случае мажора не следует.

Факт отсутствия должности председателя Правительство субъекта РФ подтверждается и в конкретизирующих данный закон актах. Под статьей 2.1 закона «об общих принципах…» перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации. Последний раз такой акт Президент издал 04.12.2009 в форме Указа.

Указ устанавливает следующие должности:

1. Первый заместитель, заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

2. Член высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Председатель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Первый заместитель, заместитель председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Председатель конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

8. Заместитель председателя конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

9. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

10. Председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

11. Заместитель председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

12. Секретарь избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

13. Член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.

14. Председатель, заместитель председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации.

15. Аудитор (член) контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации.

16. Уполномоченный по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте Российской Федерации.

17. Мировой судья[3].

Как видно и этот акт, во-первых, не устанавливает должность председателя Правительство субъекта, во-вторых, как и закон, передает функцию управления высшим исполнительным органам главе субъекта.

Можно подчеркнуть, что и закон «об общих принципах…» и указ Президента носит общий характер и субъекты могут вводить такие должности, как председатель Правительство. Однако, в этом случае, где резон в действии 77 статьи Конституции, которая гласит, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Поэтому введение этой должности может расцениваться как нарушение этих принципах.

Таким образом, на законодательном уровне было доказано, что должность Председателя Правительство субъекта не соответствует общим принципам организации власти в регионов.

Но данная тема имеет и достаточно большие научные основания. Начнем с того, что большинство правоведов, выступающие за введение в субъектах должности Председателя Правительство субъекта РФ. При этом они приведет два аргумента в свою пользу: 1, такие должности могут устанавливаются в обязательном порядке в республиках, а в других регионов по желанию, 2 субъекты РФ должны копировать федеральную систему власти.

Относительно первого аргумента можно сказать, что федеральный закон «об общих принципах…» не устанавливает каких либо отличий по виду субъектов в вопросе организации региональных органов государственной власти.

А относительно копирования федеральной схемы исполнительной власти на региональном уровне, очень хорошо высказался Т.А. Гришина: . Нельзя механически переносить, проецировать федеральные государственные органы на субъект Федерации. На федеральном уровне допустимо выделение высшего должностного лица как самостоятельного института в системе органов государственной власти, не входящего ни в законодательную, ни в исполнительную власть. Хотя это в какой-то степени отрицательно сказывается на реализации конституционного принципа разделения властей. Если на федеральном уровне выделению высшего должностного лица государства можно найти объяснение из-за большого объема полномочий в сфере представительства государства в международных отношениях, баланса между исполнительной и законодательной властью, делегированного законодательства и т.д., то на уровне же субъектов Федерации вышеназванный круг полномочий весьма ограничен[4].

Читайте также:
Право собственности юридических: что это значит

Существует также мнение правоведов отрицающие наличие легитимность у должности Председателя Правительство регионов на основе незначительности его полномочий. Например, профессор Дзидзоев Р.М констатирует: «Если высшее должностное лицо субъекта РФ является руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, то при такой конструкции совершенно излишне становится должность Председателя Правительства республики, во всяком случае, с самостоятельным статусом.» Между тем, в республиках в составе России эта должность функционирует весьма успешна, она не сливается с должностью главы республики. В Республике Северная Осетия-Алания должность Председателя Правительства и главы республики никогда не соединялись в одном лице, они всегда были разделены. Конституция Республики Северная Осетия-Алания формирует статус Председателя республиканского Правительства по аналогии со статусом федерального премьера, придавая ему значение государственного руководителя, второго лица республики. И эти законоположения никогда не опротестовывались органами федеральной власти. Ни прокуратура республики, ни суды никогда оспаривали правомерность подобной ситуации[5].

И действительно, если посмотреть законодательные положения конституции республик в составе России, то полномочия этого должностного лица не имеют столь важное государственное значение. Полномочие Председателя Правительство либо вообще не указываются в конституции республики (например, РСО-Алания) либо имеют чисто технический характер.

Например, Конституционный закон Республики Северной Осетии «о Правительстве РСО-Алания установил следующие обязанности Председателя Правительство Республики:

представляет Правительство Республики Северная Осетия-Алания в Российской Федерации;

ведет заседания Правительства Республики Северная Осетия-Алания, обладая правом решающего голоса;

подписывает акты Правительства Республики Северная Осетия-Алания;

представляет Главе Республики Северная Осетия-Алания предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания, министров, председателей государственных комитетов и других членов Правительства, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

распределяет обязанности между членами Правительства Республики Северная Осетия-Алания;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные конституционными законами Республики Северная Осетия-Алания, законами Республики Северная Осетия-Алания, указами Главы Республики Северная Осетия-Алания и постановлениями Правительства Республики Северная Осетия-Алания [6]

Но мы настываем на том, что все эти полномочья имеют чисто технический характер. Например, Председатель правительство даже не имеет право созывать внеочередное заседания, не говоря уже и право контроля за деятельностью своего кабинета. А эти полномочья следовала бы зафиксировать в конституционном законе и ссылка в иным актами не помогают здесь.

Профессор Авакьян С.А классифицирует введения должности Председателя Правительство субъектов как игнорирования установок федерального закона об объединение должностей главы субъекта и главы правительство[7].

На основание и законодательных положений и научных разработок, мы попытались доказать конституционную не легитимность должности Председателя Правительство субъекта РФ. Мы считаем, что субъекты должны перевести систему своих исполнительных органов в соответствии с федеральным законодательством и ликвидировать должности Председателя Правительство субъекта РФ. Таким образам будет реализована 77-ая статья Конституции РФ и это будет элементом модернизации в региональном государственно-правовом аспекте.

Органы исполнительной власти субъектов РФ: правовой статус, структура, функции.

Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией субъекта РФ

В Конституции РФ закреплено (ч. 1 ст. 77), что система органов исполнительной власти субъектов РФ определяется субъектами самостоятельно.

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя:

Читайте также:
Сертификат о происхождении товара

1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ);

2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов;

3)центральные и отраслевые органы исполнительной власти

4) территориальные органы федеральных министерств и ведомств

В структуре органов исполнительной власти субъекта РФ важное место занимают органы исполнительной власти, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти (органы внутренних дел), в которых объединены начала централизации и децентрализации, ибо они являются органами «двойного» подчинения:

– по вертикали – одноименному федеральному министерству

-по горизонтали – высшему органу исполнительной власти

Органы исполнительной власти, которые ведают вопросами, составляющими предмет совместного ведения России и ее субъектов, сохраняют основное содержание области их управленческой деятельности. К ним относятся: министерства, департаменты, управления.

Исходя из норм ст. 72, 73, 77 Конституции РФ следует выделить два вида органов исполнительной власти субъектов РФ:

1. Органы, входящие в единую систему органов исполнительной власти вместе с федеральными органами исполнительной власти по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения России и ее субъектов;

2. Органы исполнительной власти субъектов РФ, образуемые по предметам «исключительного» ведения субъектов

В структуре органов исполнительной власти субъекта РФ важное место занимают органы исполнительной власти, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти (органы внутренних дел), в которых объединены начала централизации и децентрализации, ибо они являются органами «двойного» подчинения:

– по вертикали – одноименному федеральному министерству

-по горизонтали – высшему органу исполнительной власти

Органы исполнительной власти, которые ведают вопросами, составляющими предмет совместного ведения России и ее субъектов, сохраняют основное содержание области их управленческой деятельности. К ним относятся: министерства, департаменты, управления.

В систему органов исполнительной власти субъектов РФ также входят органы, образованные субъектом в целях осуществления контроля за выполнением требований законодательства данного субъекта, органы в сфере дорожного хозяйства данного субъекта, коммунального хозяйства, водного хозяйства и др.

Правительство (администрация) субъекта Федерации является коллегиальным исполнительным и распорядительным органом государственной власти, подотчетным президенту республики (главе республики) и законодательному и представительному органу республики. Правительство может иметь статус высшего органа исполнительной власти.

В краях и областях выделяется два вида организационно-правового статуса правительства:

1. правительство может являться самостоятельным исполнительным органом государственной власти, обладать собственной компетенцией, быть организационно обособленным от главы исполнительной власти

2. правительство может быть организационно включено в структуру администрации субъекта Федерации, и, не обладая функционально-правовой самостоятельностью, реализовывать часть компетенции администрации. В этом случае первый заместитель главы администрации (губернатора) возглавляет правительство, а другие члены правительства являются должностными лицами администрации.

В состав правительства входит председатель правительства, заместители председателя правительства и члены правительства. Заместители председателя правительства и члены правительства, как правило, являются руководителями соответствующих отраслевых министерств, госкомитетов, департаментов или территориальных органов исполнительной власти (в некоторых областях и городах федерального значения). Они назначаются главой исполнительной власти с участием законодательного и представительного органа государственной власти.

Основные функции современной исполнительной власти:

1.исполнительная (правоприменительная), т. е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2.«правозащитная», т. е. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

3.социально-экономическая, т. е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4.функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5.регулирующая, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование;

6.нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов; 7.право-охранительная, означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаютсянормы законодательства.

37. Основные направления государственной социально-экономической политики РФ.

Современном обществе две линии развития – экономическая и социальная – тесно переплетаются.

Главной целью социально-экономической политики РФ является последовательное повышение уровня жизни населения и обеспечение социальных гарантий. Данные социальные гарантии определяются обязательствами государства, установленными статьями Конституции РФ, а также Уставами субъектов РФ; Федеральными и региональными законами.

Основными «болевыми точками» являются: 1. Демографическая ситуация. 2. Здоровье нации. 3. Старение населения. 4. Качество жизни населения. 5. Иммиграция. 6. Социально-экономическое неравенство и бедность. 7. «Провалы» рынка труда и промышленной политики. 8.Территориальные диспропорции в социально-экономическом развитии. 9. Экология, природные катаклизмы. 10. Финансово-экономические кризисы. 11. Низкий общий уровень культуры в обществе.

Основные цели социально-экономической политики РФ:

Рост экономики, улучшение экономической обстановки в стране;

§ 5. Правительства в субъектах Федерации и их роль в управлении

В подавляющем большинстве субъектов РФ полномочия правитель­ства, как уже отмечалось, выполняет глава субъекта (губернатор и др.). Глава субъекта РФ периодически созывает руководство департамен­тов, управлений администрации и других должностных лиц на сове­щания, которые имеют консультативный характер. Решения на них принимаются не коллегиально, а главой субъекта.

Читайте также:
Право собственности на находку

Как самостоятельный орган исполнительной власти правительст­во, возглавляемое премьер-министром, существует в единичных субъ­ектах РФ (Карелия, Татарстан и др.). Положение правительства субъ­ектов РФ в системе управления неодинаково. В тех субъектах, где нет должности главы субъекта РФ, руководитель правительства, созда­ваемого при участии местного парламента, выполняет некоторые пол­номочия главы субъекта РФ, а остальные полномочия осуществляет правительство. В большинстве субъектов РФ, где правительство по существу не является самостоятельным органом, им непосредственно руководит глава субъекта РФ (губернатор, мэр и др.), совмещающий должность главы субъекта РФ с должностью фактически премьер-ми­нистра. Должность последнего в штатном расписании (регистре) должностей многими субъектами РФ даже не предусмотрена. Там, где такая должность существует отдельно от должности главы субъек­та РФ, фактическим руководителем местного правительства является президент, губернатор субъекта РФ. Премьер-министр субъекта РФ нередко проводит заседания местного правительства, и предлагаемые им решения принимаются без голосования, но это касается тех заседа­ний правительства (без участия главы субъекта РФ), на которых обсу­ждаются и решаются менее существенные вопросы.

Правительство субъекта РФ (как правило, совместно с главой субъекта) осуществляет полномочия, во многом аналогичные полно­мочиям Правительства РФ, в сфере экономики, социальных отноше­ний, образования и науки, охраны природы, правопорядка и т.д. По определенным вопросам оно принимает решения по своему усмотре­нию, по другим вопросам, относящимся к совместной компетен­ции, — только в том случае, если вопрос не урегулирован актами Правительства РФ, другими федеральными органами. В отличие от Правительства РФ местное правительство субъекта РФ не решает самостоятельно вопросы обороны, государственной безопасности, иностранных дел, но оно занимается этими вопросами, выполняя по­становления Правительства РФ.

Глава 11

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

§ 1. Роль судебной власти в государственном управлении

Понятие судебной власти. В различных странах, в том числе в России, действует множество юридических органов: органы расследования, прокуратура, адвокатура, нотариат и др. Некоторые из них могут быть только государственными (например прокуратура), другие имеют и государственный, и частный характер (государственные и частные но­тариусы). Адвокатура представляет собой самоуправляющуюся орга­низацию. Особое место среди юридических органов занимает суд.

Судебная власть является ветвью государственной власти. Об­щественные суды (товарищеские, третейские и др., церковные суды в России — архиерейские суды митрополичьих округов, Священный Синод) такой власти не имеют Решения общественных судов для принудительного исполнения требуют подтверждения со стороны го­сударственного суда (решения церковных судов к рассмотрению го­сударственными судами не принимаются). Другие юридические уч­реждения (в том числе государственные), должностные лица, находя­щиеся на юридической службе (включая аппарат судов), судебной властью не обладают. Они либо в той или иной форме сотрудничают с судами, либо обслуживают деятельность судов. В федерациях (в том числе в России) существует целостная система судов, у субъ­ектов федераций своей судебной системы, как правило, нет, сущест­вуют только отдельные суды по определенным вопросам (исключе­ние — США, где каждый штат имеет свою судебную систему, хотя и в США суды штатов применяют федеральное законодательство, а решающую роль играют федеральные суды, окончательные решения принимает Верховный суд США).

Муниципальные образования (в отличие от нормотворческих и ис­полнительных органов) своих судов не имеют (действующие в лих суды являются судами государства или субъектов РФ (мировые судьи).

Судебная власть существенно отличается от законодательной и ис­полнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), как это делает парламент (исключением являются лишь прецеден­ты в странах англосаксонского права), он не занимается исполнитель­ной деятельностью. Власть суда имеет конкретный характер. Дейст­вуя в особой процессуальной форме (ее значение подчеркивается тем, что нарушение формы процесса может повлечь за собой отмену реше­ния суда, которое правильно по существу), суд рассматривает и реша­ет конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательст­ва совершения преступления и выносит приговор; гражданские, в ко­торых решает имущественный или иной спор между сторонами (физи­ческими и юридическими лицами); административные (как правило, споры между гражданами и органами управления); трудовые (споры между работодателями и работниками) и др. Принимая решения по таким делам, суд разрешает конфликты в обществе, используя госу­дарственную власть. Решение конфликтов в обществе — особый при­знак судебной власти. Суд осуществляет правосудие, обеспечивает гос­подство права, защиту прав граждан. Он устанавливает также наибо­лее значимые юридические факты. Суд принимает решения в соответ­ствии с законом и внутренним убеждением, сложившимся у судьи, судебной коллегии в процессе рассмотрения дела.

Государственная судебная власть принадлежит не судебному уч­реждению как таковому, включающему штатный персонал судей, секретарей, работников канцелярии (в некоторых зарубежных стра­нах — судебных следователей (следственных судей) и прокуроров), а судебной коллегии, судебному составу (иногда это один судья), когда заседание суда официально открыто и формализовано для рассмот­рения дела. Судебная власть осуществляется в судебном процес­се, в форме особой процедуры. Заседание суда может состоять из профессиональных судей (не менее трех) либо одного или несколь­ких судей и определенного числа народных заседателей (обычно — двух) в сохранившихся странах тоталитарного социализма 1 , заседате­лей (ассизы, шеффены) или присяжных заседателей (обычно 12, но в США бывает и больше, и меньше). Гражданские иски рассмат­риваются обычно коллегией профессиональных судей (мелкие иски — одним судьей), хотя в некоторых штатах США и в граждан­ских делах участвуют присяжные заседатели. Народные или присяж­ные заседатели всегда входят в состав суда при рассмотрении сущест­венных уголовных дел, а при рассмотрении дел, влекущих суровое наказание, участвует более широкий состав присяжных (во Фран­ции — три судьи и девять заседателей, в США — один судья и в неко-

Читайте также:
Благоприятные условия жизнедеятельности человека

В России народных заседателей не существует. Исключение составляет Чечен­ская Республика, где этот институт временно сохраняется.

торых штатах до 24 присяжных). Народные заседатели (в ряде стран – заседатели) имеют одинаковые права с судьей, участвуя в постановлении решения, определении наказания. Присяжные прини­мают лишь решение по вопросам: имело ли место деяние, совершил ли его ответчик (обвиняемый) и, главное, виновен ли он, а также о смягчающих вину обстоятельствах (в некоторых странах). Наказание назначает судья. Он же принимает решение и по гражданскому иску, если дело рассматривается с участием присяжных заседателей (США, Швеция и др.).

Положение и роль суда в обществе. Положение суда в общест­ве противоречиво. С одной стороны, суд, участвуя в управлении об­ществом и государством, обладает широкими полномочиями, кото­рых лишена и законодательная, и исполнительная власть. Прини­мая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни, отобрать у физического или юридического лица иму­щество (конфискация), закрыть газету, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить принятое реше­ние и возместить лицу или организации ущерб, причиненный неза­конными действиями должностных лиц, лишить родителей роди­тельских прав и т.д. С другой стороны, это сравнительно слабая власть. Она не опирается непосредственно на поддержку граждан- избирателей, как законодательная власть, не имеет таких силовых механизмов, как исполнительная власть (роль судебных приставов не так велика, к тому же последние — это аппарат не судов, а Мини­стерства юстиции). Сила судебной власти коренится в уважении суда гражданами и должностными лица ми, в непререкаемости су­дебных решений, их неуклонном исполнении.

Противоречиво положение суда и в политическом аспекте. В от­личие от законодательной и исполнительной власти, непосредствен­но участвующих в политике (партийные фракции в парламенте, пар­тийное правительство), при осуществлении судебной власти полити­ческое давление должно быть исключено. Суд не должен руково­дствоваться политическими или иными мотивами при рассмотрении конкретного дела. В то же время суд часть общества, и государст­венная политика не может не оказывать на него влияние. Особенно это относится к высшим и конституционным судам. Некоторые ре­шения Конституционного Суда РФ (например, о компартии, об отно­шениях Федерации и ее субъектов и др.) приняты не без влияния по­литических мотивов. С учетом политических мотивов принимались некоторые решения Верховного Суда РФ в избирательных кампани­ях (о регистрации, отказе от регистрации кандидатов, избирательных объединений), Высшего арбитражного суда (по делам некоторых осо­бенно крупных акционерных обществ).

Противоречиво положение суда и с точки зрения его роли в об­ществе. С одной стороны, суд, выполняя прежде всего охранитель­ную функцию, по своим качествам, кадровому составу и положе­нию в государственном механизме имеет консервативную природу, характеризуется высокой степенью бюрократизма. С другой стороны, суд защищает права индивида от произвола государства и давления «большинства», отстаивает законные интересы «меньшинства», обе­регая тем самым свободу личности.

Своими решениями суд поддерживает и укрепляет существую­щий порядок, легитимность государственного управления, содейст­вуя тем самым его большему контролю над обществом. Будучи же органом государства, он может противопоставить себя ему и его уч­реждениям, когда они выходят за пределы законов, норм, созданных ими же. Тем самым суд ограничивает государство, содействуя разви­тию демократических начал.

Решая споры, поддерживая позитивные социальные нормы в об­ществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая разного рода мошенниче­ство, суды укрепляют экономическую стабильность в обществе. Они поддерживают политическую стабильность, наказывая участ­ников путчей и заговоров, объявляя незаконными террористические организации, партии, цели которых противоречат конституционно­му строю.

Суд играет значительную идеологическую роль, воспитывает у граждан уважение к закону, принятым в обществе стандартам пове­дения.

Все эти задачи суд может выполнять только в условиях его пра­вильной ориентации, соответствия принципов его деятельности об­щечеловеческим ценностям. Напротив, извращенные формы суда (например чрезвычайные суды, действующие как органы прямого по­давления), неправосудные решения оказывают деструктивное влия­ние на общество.

Читайте также:
Предмет правового регулирования: что это значит

Судебная ветвь власти имеет свои органы судейского самоуправ­ления. Во многих зарубежных странах это Советы магистратуры (в число магистратов входят судьи, судебные следователи (следст­венные судьи) и прокуроры, в России — съезды судей, советы судей, избранные квалификационные коллегии судей. Только по решениям квалификационных коллегий назначаются судьи (кроме высших су­дов, назначаемых в соответствии с Конституцией РФ Советом Феде­рации), судьи освобождаются от должности, перемещаются в другие суды, могут быть преданы суду по обвинению в преступлении (такие процессы имели место, в том числе в 2004 г. в отношении трех мос­ковских судей). –

Правила Дорожного Движения

Пра́вила доро́жного движе́ния (сокращенно: ПДД) — свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.

Содержание

История

Древний Рим

Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин. Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил, в неё набирали в основном бывших пожарных, из числа вольноотпущенников. Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Многие перекрёстки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу — они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда хозяина.

Современность

История современных правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель — Дж. П. Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное — сигнал «стоп» и опущенные под углом 45 градусов — можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако техническая реализация устройства оказалась неудачной: скрежет цепи подъёмного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не проработав и месяца, 2 января 1869 года семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен.

Прототипами современных дорожных знаков можно считать таблички, на которых указывалось направление движения к населённому пункту и расстояние до него. Решение о создании единых европейских правил дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже, ввиду увеличения числа автомобилей, роста скоростей и интенсивности движения на городских улицах. Следующим важным шагом стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» в 1931 году в Женеве, на Конференции по дорожному движению, в которой среди прочих стран принял участие и Советский Союз.

Содержание правил дорожного движения Российской Федерации

  1. Общие положения
  2. Общие обязанности водителей
  3. Применение специальных сигналов
  4. Обязанности пешеходов
  5. Обязанности пассажиров
  6. Сигналы светофора и регулировщика
  7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
  8. Начало движения, маневрирование
  9. Расположение транспортных средств на проезжей части
  10. Скорость движения
  11. Обгон, встречный разъезд
  12. Остановка и стоянка
  13. Проезд перекрестков
  14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
  15. Движение через железнодорожные пути
  16. Движение по автомагистралям
  17. Движение в жилых зонах
  18. Приоритет маршрутных транспортных средств
  19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
  20. Буксировка механических транспортных средств
  21. Учебная езда
  22. Перевозка людей
  23. Перевозка грузов
  24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных

Приложение 1. Дорожные знаки (по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004) Приложение 2. Дорожная разметка и ее характеристики (по ГОСТу Р 51256-99 и ГОСТу Р 52289-2004)

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

Приложение. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: