Право государственное: что это такое, описание и особенности

Государственно-правовые нормы, их особенности и виды

Государственное право, как и иная отрасль права, состоит из норм, что и определяет его нормативный характер. Правовые нормы, составляющие в своей совокупности государственное право, называются государственно-правовыми нормами.

Исполнение ее обеспечивается авторитетом государства, а при необходимости и принудительной силой. В государственно-правовой норме непосредственно проявляется государственная воля, сформулированная как официальное установление.

По сравнению с нормами других отраслей права, нормы государственного права имеют некоторые особенности.

Специфические черты государственно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью. К числу таких особенностей следует отнести:

  1. Своеобразие вида государственно-правовых норм . В государственном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, а не конкретно регулятивного характера. К таким нормам относятся: нормы-определения, с помощью которых вносится ясность в понятие основных государственно-правовых институтов и терминов государственного права – в ст. 94 Конституции дается определение Федерального Собрания как представительного и законодательного органа Российской Федерации.
  2. Нормы-принципы – значительная часть таких норм содержится в главе I-ой Конституции, которая закрепляет приверженность Российской Федерации идеям народного суверенитета, разделения властей, правового государства и т.д. (ст. ст. 3, 4, 8, 10, 13 и др.);
  3. В государственном праве есть нормы – цели, нормы – задачи, нормы – программы . Так, в статье 7 Конституции дано определение России не только как социального государства, но и устанавливается положение о том, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Существует особая категория норм-разъяснений о времени применения тех или иных положений. Такие нормы чаще всего встречаются в федеральных законах, когда определяется время вступления федерального закона или отдельных его статей в силу.

Можно также выделить нормы, в которых адресат четко определен (Президент Российской Федерации) и нормы, которые не имеют четко выраженного адресата (человек и гражданин). Многие государствоведы, проводящие соответствующую классификацию, выделяют и другие особенности государственно-правовых норм.

Однако вряд ли можно согласиться с И.А. Конюховой относительно наличия в государственном (конституционном) праве норм-символов. В качестве примера приводятся федеральные конституционные законы от 25 декабря 2000 года о государственных символах Российской Федерации.

Сразу же возникает вопрос: с каких это пор федеральный конституционный закон является символом?

Символ – это знак или опознавательная примета.

Герб , действительно, эмблема, с помощью которой придается символическое значение, выражающее исторические, национальные и иные традиции владельца, а государственный герб – это официальная эмблема государства и ее описание устанавливается государственно-правовыми нормами.

Государственно-правовым нормам присущ учредительный характер содержащихся в них предписаний. Именно государственно- правовыми нормами определяется наименование государства, форма его правления, форма государственного устройства.

Государственно-правовые нормы первично устанавливают наименование нормативных правовых актов всех других государственных органов, порядок их принятия, их юридические свойства, порядок их опубликования и вступления в силу; определяют компетенцию государственных органов и органов местного само- управления; права, свободы и обязанности человека и гражданина и др.

Особый механизм реализации государственно-правовых норм

Также одна из особенностей государственно-правовых норм. Многие государственно-правовые нормы в процессе реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния.

Например, состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации, быть студентом высшего учебного заведения и др.

Государственные нормы отличаются от норм других отраслей права своей структурой. Обычно правовая норма состоит из трех частей:

  • диспозиции;
  • гипотезы;
  • санкции.

Однако, трехчленная структура правовой нормы – это лишь образец. Что касается государственно-правовых норм, то их специфика состоит в том, что они в своем подавляющем большинстве не содержат всех трех указанных элементов. Структура одних государственно-правовых норм может соответствовать традиционной модели, структура других, а таких большинство, может быть представлена в виде различных модификаций.

Что такое право — определение, признаки, принципы и отрасли права, правовые нормы и его источники

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы рассмотрим понятие, которое немного абстрагировано от конкретных вещей и имеет обобщенное толкование.

Проанализируем, что такое право, на какие отрасли оно подразделяется, дадим этому термину определение и посмотрим что же такое правовые отношения.

Определение права — что это

Это понятие имеет как минимум два значения:

  1. субъективное право — возможность какого-либо лица (физического или юридического) совершать или не совершать определенные действия. Например, все мы имеем право учиться или не учиться, работать или отдыхать, голосовать на выборах или нет и т.д.
  2. объективное право — это термин из сферы юриспруденции (юридической науки). Они объективны, потому что существуют независимо от нашего желания и отношения к ним. Они могут нам нравиться или не нравиться, но нам придется им следовать. В противном случае мы будем наказаны.

Право — это совокупность обязательных к исполнению норм и правил, установленных государством и задающих порядок отношений в обществе.

Сегодня мы рассмотрим об объективном варианте, именно как понятии юриспруденции.

Право призвано регулировать отношения в обществе во всех сферах деятельности физических и юридических лиц.

Люди постоянно взаимодействуют между собой, при этом их интересы далеко не всегда совпадают, а бывают и полностью противоположны друг другу. Одним из способов упорядочения социальной жизни, сглаживания конфликтов является нормативное регулирование.

Проще говоря, люди договариваются о том, что будут придерживаться определенных правил. Эти правила либо кто-то устанавливает (тот, кто имеет возможность заставлять их придерживаться), либо они скрадываются стихийно.

Нормы — это часть человеческой культуры. Люди не рождаются с заложенными представлениями о том, что хорошо, а что плохо. Они их усваивают от предыдущих поколений (это обычаи, традиции, табу, правила этикета, моральные и религиозные нормы и нормы права).

Признаки права

Право характеризуется следующими признаками:

  1. Правовые нормы неразрывно связаны с государством, они устанавливаются им самим либо оно их санкционирует (узаконить уже существующие в обществе правила, признать правильным, утвердить). Обеспечивается принудительными мерами со стороны государства, т.е. выполнение установленных норм гарантируется государством. Проще говоря, невыполнение правовых норм влечет наступление ответственности;
  2. Право нормативно, то есть состоит из норм, определяющих правила поведения в определенных ситуациях. Определяет норму поведения людей (в форме официальных сводов законов), т.е. имеет признак нормативности. Устанавливается и санкционируется (разрешается) государством. Каждое государство имеет свою систему права (это как?). Как правило, данные системы схожи во всех странах, находящихся на одной ступени развития;
  3. Распространяется на всех (или большинство) членов общества, т.е. является общеобязательным. Например, все обязаны соблюдать Уголовный Кодекс (УК) РФ, но только дееспособные лица могут нести наказание за его нарушение (см. что такое преступление);
  4. Исполнение норм должно осуществляться всегда, когда наступают регулируемые ими ситуации. Вне зависимости от времени и места. Они многократно применяются, как только возникает данная ситуация.
  5. Выражает способность людей понимать, осознавать и направлять свои действия и поступки, т.е. имеет интеллектуально-волевой характер. К примеру, члены цивилизованного общества понимают, что людей есть нельзя, а в некоторых племенах, до сих пор живущих по нормам первобытного строя, существует каннибализм.

Эти люди не понимают, почему каннибализм – это неприемлемо, у них нет соответствующей нормы поведения (правило «не укради» есть, а правила «не ешь себе подобных» — нет). Следовательно, нет осознания – нет нормы права;

  • Формальность — все правовые нормы оформляют в официальных юридических актах. Благодаря письменной фиксации удается добиться предельной четкости и ясности, исключая возможность искажения смысла. Для передачи сути норм используется специальная терминология.
  • Системность — то есть упорядоченность и логичность. Так, административные правила сведены в административное право, трудовые – в трудовое законодательство. Нормы должны быть упорядочены и не противоречить друг другу. Не должно быть правового нигилизма, когда исполняя одну норму ты нарушаешь другую.
  • Только совокупность перечисленных признаков может определить свод каких-либо норм и правил как право.

    Принципы права

    Системность правовых норм обеспечивается наличием общих принципов (что это?) права. Это те основополагающие положения, в которых отражается направленность всего этого регулирования (его душа), представление общества о справедливости и целесообразности.

    1. Принцип всеобщности — все должны иметь равные права и обязанности, а также в одинаковой степени нести ответственность перед законом. Для какой-то социальной группы могут вводиться послабления или ограничения (например, для детей), но они опять же охватывают всю группу, а не отдельных ее представителей.
    2. Принцип законности — все (и граждане, и государство) должны неуклонно соблюдать законы.
    3. Принцип гуманизма — право должно быть основано на человеколюбии, уважении личности, создавать все условия для существования и развития человека. Задача правовой системы не запретить как можно больше и установить тотальный контроль, создать нормальные условия для каждого члена общества.
    4. Принцип справедливости — правовые нормы не могут вступать в противоречие с моральными воззрениями, господствующими в данном обществе. Только в этом случае можно ожидать осознанного исполнения законов. Несправедливый закон — это не закон.
    5. Принцип демократизма — граждане должны иметь возможность участвовать в обсуждении и принятии правовых норм, а также влиять на практику их применения. Как пример, это всенародное голосование по принятию Конституции РФ и права обращения в Конституционный суд.

    Отрасли и институты в системе права

    Одним из правовых признаков мы называли системность — нормы должны быть упорядочены и не должны противоречить друг другу.

    Если систему права рассматривать по вертикали, то можно выделить три ее уровня:

    1. Отрасли
    2. Институты
    3. Нормы

    Отрасль права — это совокупность правовых норм, которые регулируют определенную сферу общественных отношений.

    Классифицируют 10 отраслей права:

    1. Конституционное право (КП) – свод законов, которые декларируют государственный строй, права и обязанности граждан страны, структуру государственной власти. КП зафиксировано в Конституции.
    2. Трудовое право – свод правовых актов, регламентирующих трудовые отношения. Устанавливает права и обязанности работника и работодателя, возникающие в процессе установления, действия или прекращения трудовых отношений.
    3. Административное право – устанавливает нормы общественных отношений.
    4. Гражданское право – регулирует имущественные отношения.
    5. Семейное право – регламентирует отношения внутри семьи, например, заключение и расторжение брака.
    6. Частное право – регулирует отношения, касающиеся частной собственности.
    7. Избирательное — возможность избирать и быть избранным в органы власти.
    8. Гражданское — регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами.
    9. Налоговое — регулирует отношения в области налогообложения (см. что такое налоги)
    10. Уголовное право — регулирует область общественных отношений, связанных с совершением преступлений (вынесения и осуществления наказания)

    Институты права

    Это тоже группы правовых норм, но более мелкие, чем отрасли.

    Например, в гражданском праве выделяют институты:

    1. Наследования
    2. Дарения
    3. Залога
    4. Проведения игр и пари

    Нормы в системе права

    Нормы права — это конкретное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством.

    Например, когда речь идет о наследовании (это институт в гражданской отрасли), то устанавливают нормы очередности наследования по закону, срок вступления в наследство и так далее.

    Классических элементов правовой нормы три:

      Гипотеза — этот термин часто встречается, когда речь идет о науке (это предположение о результатах исследования).

    В правовой же норме гипотеза — это указание на некие жизненные обстоятельства (в которых будет применяться правовая норма) и на юридические факты, при которых возникнут, изменятся или прекратятся правовые отношения.

  • Диспозиция — для юриста, это основная часть правовой нормы (право, обязанности, запреты, рекомендации, то есть правила поведения, которые нужно выполнять).
  • Санкция — это мера воздействия на нарушителя (карательные санкции) или возмещения убытков пострадавшему (правовостановительные санкции). Есть еще предупредительные санкции — это задержание подозреваемого в совершении преступления. Есть еще и санкции ничтожности, например, для признания сделки недействительной.
  • Нормы строятся по принципу: Если (гипотеза) — То (диспозиция) — Иначе (санкция). То есть, сначала оговариваются условия применения нормы, потом излагается ее суть, ну, и в конце говорится о наказании за ее несоблюдение.

    Правда, правовые нормы не всегда могут содержать все три элемента. Например, могут отсутствовать санкции.

    Правовые нормы разделяют на виды в зависимости от выбранного критерия:

    Источники права

    Источник права — это формы, с помощью которых воля государства возводится в ранг общеобязательной и становится правовой нормой.

    1. Правовой обычай — неписанное правило поведения, которое санкционируется государством и поддерживается его карательной силой. Этот источник лежал в основе первых сборников законов первых правовых государств. Это могут быть и религиозные нормы и традиции. Например, нормы шариата (свода религиозных, юридических и бытовых правил основанных на Коране).
    2. Нормативно правовой акт — документ определенной формы, принятый тем органом, который имеет полномочия его приниматься (и в соответствии с установленной законом процедурой). Эти документы принято разделять на:
      1. Законы
      2. Подзаконные акты — указы, постановления, инструкции и так далее.
    3. Судебный прецедент — используется в основном в англосаксонской правовой системе. Это судебное или административное решение по какому-либо делу, которым потом как образцом руководствуются при разрешении подобных ситуаций.
    4. Договор — это соглашение одного или более лиц об установлении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Нормы, установленные договором, действуют лишь в течении времени, которое самим договором и обозначено.

    Правовые источники в нашей стране

    В нашем государстве право существует в форме свода нормативных актов, т.е. в виде документов органов власти и управления. Каждый такой документ содержит определенные нормы или правила, подлежащие к выполнению.

    Нормативные акты классифицируются в зависимости от юридической силы, т.е. от сферы направленности и обязательности исполнения. Основной закон государства – Конституция, это высшая ступень иерархии нормативных правовых актов.

    Ни один из актов более низкой ступени иерархии не может противоречить законам более высокого уровня. Например, закон, принятый в республике Адыгея, не может противоречить Конституции РФ.

    Классификация нормативно правовых актов (источников права)

    Рассмотрим дифференциацию нормативных актов на схеме:

    Теперь немного подробней по источникам права разного уровня (по мере их убывания):

    1. Конституция – основа законодательства, имеет высшую юридическую силу;
    2. Федеральные конституционные законы – законодательные акты, затрагивающие вопросы, о которых идет речь в Конституции. Например, закон «О Верховном суде РФ»;
    3. Федеральные законы – регламентируют наиболее важные стороны жизни общества и государства, принимаются Государственной думой с одобрения Совета Федерации, после чего подписываются Президентом РФ;
    4. Устав субъекта РФ (Конституция субъекта республиканского значения) — основной закон конкретного региона;
    5. Законы субъекта РФ – нормативные акты, принимаемые для внутреннего исполнения в конкретном субъекте РФ;
    6. Указы Президента РФ – правовые акты, выражающие волю Президента в отношении вопросов, решение которых находится в его компетенции. Например, вопросы кадровых назначений, помилований, предоставления гражданства и т.д.;
    7. Постановления правительства РФ – издаются для исполнения конституционных и Федеральных законов, Указов Президента;
    8. Приказы и инструкции исполнительной власти – издаются для исполнения федеральных законов, Указов Президента и Постановлений правительства;
    9. Акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления – издаются для выполнения законов регионального значения;
    10. Локальные акты организаций – издаются для руководства деятельностью конкретной организации.

    Что такое правовые отношения

    Отношения между членами какого-либо общества, определенные и регулируемые нормами права, называются правовыми отношениями.

    Следовательно, стороны (субъекты права: физические и (или) юридические лица), вступившие в правовые отношения, наделяются правами, обязанностями и ответственностью за возможное их нарушение.

    Исходя из сказанного, можно сделать вывод: поведение субъекта правовых отношений может быть:

    1. правомерным, т.е. находящимся в полном соответствии с установленными нормами;
    2. неправомерным, если субъект правоотношений нарушил какую-либо установленную норму (диспозицию). Подобное поведение влечет наказание (санкцию), предусмотренное для конкретного правонарушения (что это?).

    ” alt=””>

    Правовые отношения регулируются специальными сводами (Кодексами) законов. В них описаны нормы поведения и меры ответственности за их нарушение. Ниже представлен список Кодексов, регламентирующие правоотношения в РФ:

    Хотите знать больше? Читайте наш блог, и получение знаний окажется совсем не скучным процессом.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    Во всём мире понятие «право» до сих пор никем не определено. Некоторыми людьми это признаётся, а невежды пытаются приводить доводы и уже на основании этой липы судить о неопределённом понятии.

    У нас о своих правах любит кричать всякие маргиналы! По факту, это всякие яжемамки и иждевенцы. Закон как бы на их стороне, но как только нормальные люди попытаются воспользоваться трудовым или частным правом, смотрят как на преступников!

    У меня почему-то это слово ассоциируется с каким-то недостижимым будущим. В конституции у нас много прав, как у граждан. В разных должностных инструкциях тоже. Как потребители продукции, мы имеем права. Но что на деле? Одни обязанности.

    Понятие, признаки и функции права

    Понятие, признаки и функции права

    Право, как и государство, является результатом общественного развития. В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

    1. Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право наций на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
    2. Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это – право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «международное право» и т.д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа.
    3. В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагают физическое или юридическое лица, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации обладают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.
    4. В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смыслах. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.
    1. Понятие права
    2. Признаки права
    3. Нормативность
    4. Системность
    5. Общеобязательность
    6. Формальная определенность
    7. Государственная обеспеченность
    8. Регулятивность
    9. Представительно-обязывающий характер
    10. Интеллектуально-волевой характер
    11. Сущность права
    12. Функции права

    Понятие права

    В каком смысле употребляется термин «право» в каждом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.

    Надо помнить также, что термин «право» употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права; права членов общественных объединений, партий, союзов; права, возникающие на основании обычаев, и т. д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятию «право», установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.

    В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права.

    Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее его определение.

    Право – это система общеобязательных формально определенных норм – правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных или санкционированных государством и охраняемых им от нарушения с помощью мер государственного принуждения.

    Понятие, признаки и функции права

    Признаки права

    Рассмотрим важнейшие признаки права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.

    Нормативность

    Нормативность – реализация правовых предписаний в форме социальных норм; наличие у права всех признаков, свойственных социальным нормам, – правила поведения, обеспеченные средствами социального принуждения, рассчитанные на применение в типичных массовых ситуациях и обращенные к неопределенному кругу субъектов.

    Системность

    Право представляет собой упорядоченную стройную систему правил, содержащихся в правовых актах и иных источниках. Каждое правовое предписание не находится в отрыве от других, но имеет собственное место во всей системе, связано иерархическими связями с другими нормами права и подлинное содержание каждого предписания раскрывает только в толковании его в связи с иными норами права.

    Все нормы права должны находится в отношениях логической согласованности друг с другом и упорядоченности в рамках всей системы права. Право представляет собой сложное системное образование.

    В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право.

    1. Первый элемент – естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – права человека или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину.
    2. Второй элемент – позитивное право. Это – законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп.
    3. Третий элемент – субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

    Общеобязательность

    Все лица, которых касается действие норм права, обязаны неукоснительно соблюдать и исполнять предписания норм. При этом незнание закона не освобождает субъектов от ответственности за несоблюдение запрета или неисполнение обязанности.

    Формальная определенность

    Выделяют два аспекта:

    • внутренний – формулировка правового предписания должна быть четкой, ясно выраженной, понятной всем субъектам права, на которых распространяется действие нормы права. Веление должно быть сформулировано доступно, формально четким языком, не допускающим разнообразных толкований, все специальные понятия должны быть раскрыты в определениях – правовых дефинициях, все оценочные категории должны быть также определены в законе;
    • внешний – нормы права должны быть доступны для ознакомления, содержаться в письменных источниках, из статуса которых понятны юридическая сила нормы и ее место в системе права, быть открытыми, то есть каждое лицо должно иметь возможность ознакомиться со своими правами и обязанностями.

    Государственная обеспеченность

    Здесь, так же стоит затронуть два аспекта:

    • нормы права исходят от государства, то есть принимаются и вводятся в действие институтами государственной власти в строго определенных процедурах либо институтами гражданского общества или местного самоуправления с санкции государственной власти при посредстве процедур делегирования государственных полномочий;
    • нормы права охраняются от нарушения силой государственной власти при помощи мер государственного принуждения.

    Регулятивность

    Право выступает средством регулирования общественных отношений по своему социальному назначению, и целью права является формирование общественного порядка. Право занимает специфическое место в системе иных нормативных социальных регуляторов, действующих в данном обществе.

    Представительно-обязывающий характер

    Право использует специфический, присущий только ему, метод нормативного регулирования – наделение одних субъектов правами, а других –корреспондирующими обязанностями. Эти субъекты оказываются соединены юридической связью, правовым отношением, в котором каждому праву противостоит обязанность соблюдать это право другими лицами либо способствовать своими активными действиями реализации этих прав.

    В этом состоит сущность юридического образа регулирования – высшего типа нормативного регулирования.

    Интеллектуально-волевой характер

    • С одной стороны, право имеет интеллектуальное содержание, так как обусловлено предварительным познанием разумом человека закономерностей поведения людей и выбором оптимальной модели. Право реализуется посредством формулировки правил поведения.
    • С другой стороны, право имеет волевое содержание, так как отражает волю общества на установление избранных моделей поведения в качестве всеобщих, отражает желание достижения эффективных последствий права, необходимость ввести его в действие.

    Понятие, признаки и функции права

    Сущность права

    Сущность права – главное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

    Право основано на трех «китах»: нравственность, государство, экономика.

    1. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования.
    2. Государство придает ему официальность, гарантированность, силу.
    3. Экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

    Нравственность, государство и экономика – внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода.

    Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер: духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека и организации.

    Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

    Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

    Понятие, признаки и функции права

    Функции права

    Выделяют следующие функции права:

    1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъективности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. Чем шире раздвинуты эти границы, тем люди более свободны в своих действиях.
    2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т. д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.
    3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.
    4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий.

    Обществознание. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. ПРАВО. Понятие, признаки, источники, функции, правовая норма, система права и правовая система.

    ПРАВО. Понятие, признаки, источники, функции, правовая норма, система права и правовая система.

    10 вопросов — 10 ответов.

    1.Что такое нормы, какие нормы существуют в обществе?

    Нормы — это стандарты, образцы, общеобязательные правила поведения человека в обществе.

    В обществе существуют нормы:

    • правовые,
    • религиозные – соблюдаются только верующими людьми,
    • этические нормы – нормы культурного поведения,
    • эстетические нормы – отражают законы красоты,
    • технические, санитарные и многие другие.
    2.Что такое право и каковы его признаки?

    Право – это возможности совершать, осуществлять что- либо, предоставленные государством (например, право на труд, на образование и т.д.).

    Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках. Они являются общеобязательным критерием правомерного поведения.

    Признаки права:

    • системность и упорядоченность(законы чётко кодифицированы, приведены в систему по отраслям права или по иному другому признаку);
    • нормативность(имеет нормативное закрепление) – норма права;
    • всеобщность и общеобязательность;
    • формальная определённость(то есть существуют соответствующие документы);
    • регулятивность(право регулирует наиболее важные отношения);
    • государственная санкционированность и обеспеченность (право создаётся государством и им же обеспечивается, контролируется в обществе).
    3.Каковы функции права?

    Функции права – это направления воздействия права на общество.

    Специально-юридические:

    • закрепляющая— закрепляет основы существующего строя;
    • регулирующая— вносит порядок в общество, регулирует поведение и деятельность людей;
    • обязывающая— обязывает совершать активные положительные действия, способствует развитию общества;
    • воспитательная— способствует воспитанию, развивая чувство справедливости и добра;
    • оценочная– является критерием правомерного и неправомерного поведения людей, является основанием для применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

    Общесоциальные:

    • политическая – правовое регулирование всех политических процессов и отношений в обществе;
    • культурно-историческая— сохранение духовных ценностей, передача их из поколения в поколение (справедливость, права человека, демократия и др.);
    • воспитательная– воспитывает, развивая чувство справедливости и добра, необходимости строить отношения по правовым нормам;
    • экономическая – юридически обеспечивает надёжность экономической деятельности;
    • информационная— информирует о нормах поведения и деятельности людей в обществе.
    4.В чём сходство и отличие права от морали?

    Сходство права и морали:

    • являются сводом правил, норм;
    • главная задача – регулировать общественные отношения.

    Отличие права от морали.

    • Право устанавливается государством, мораль формируется в процессе развития общества.
    • Правовые нормы формально выражены, то есть имеются соответствующие юридические документы; нормы морали – это неписаные законы общества, нет документов.
    • В праве выражена воля государства, в нормах морали отражено общественное мнение.
    • Право поддерживается силой государственного принуждения, а внутренний гарант морали — совесть.
    • Праву свойственна конкретность содержания, формулировок; в нормах морали – меньшая конкретность содержания, возможность трактовать по-разному.
    • Право регулирует только основополагающие стороны общественной жизни; мораль регулирует все стороны поведения человека, в любой ситуации (например, отношение к старшим, к женщине и другие).
    5.Что такое правовая норма и каковы её виды?

    Правовая норма – общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определённых предписаниях, охраняемое органами государства путём контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.

    Виды правовых норм в зависимости от назначения:

    • Регулятивные – содержат предписания, предоставляю­щие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.
    • Охранительные — устанавливают и регламен­тируют меры юридической ответственности и другие принуди­тельные меры защиты прав.

    Виды правовых норм по характеру предписываемых правил.

    • Обязывающие— предписывают лицам совершать определенные положительные действия (обязанность палить налоги, охранять природу и т.д.)
    • Запрещающие– нормы, устанавливающие обязанность лица воздержаться от того или иного действия (это те же запрещающие знаки дорожного движения).
    • Управомочивающие– содержат права на совершение тех или иных действий по желанию человека (например, право на труд, на участие в выборах и др.)

    Виды правовых норм по форме предписания:

    • императивные– от правил которых отступать нельзя (это обязывающие и запрещающие нормы);
    • диспозитивные– могут быть изменены по усмотрению сторон, (это управомочивающие нормы).

    Виды правовых норм в зависимости от отрасли права:

    • административно-правовые
    • гражданско-правовые
    • уголовно-правовые
    • нормы трудового права
    • нормы экологического
    • нормы конституционного и пр.

    Виды правовых норм по юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего норму права.

    • Законы. Закон – это норма, т. е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев и обладающее высшей юридической силой.
    • Подзаконные акты— это правотворческие акты компетентных органов. Подзаконные акты – ниже по юридической силе, чем закон. На Федеральном уровне к ним относят: Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, акты Центробанка, министерств и других органов исполнительной власти, постановления палат Федерального Собрания, решения судов
    • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

    Другие виды правовых норм:

    • постоянного и временного действия,
    • общего действия (распространяющиеся на всех) и акты ограниченного действия(например, на должностных лиц),
    • акты исключительного действия(в исключительных ситуациях – военное, чрезвычайное положение).

    6.Какова структура нормы права?

    Структура нормы права:

    • диспозиции – само правило поведения;
    • гипотезы – указания на условия применения норм;
    • санкции– неблагоприятные юридические последствия за неисполнение или нарушение правовой нормы.

    Подсказка: если. то…, иначе…

    Пример:

    • Если человек переходит дорогу на красный свет светофора ( гипотеза),то нарушает правила для пешеходов ( диспозиция), иначе, в результате чего на него может быть наложен штраф ( санкция).
    7.Что такое источники права и каковы они?

    Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

    Источники права:

    • Правовой обычай– это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
    • Юридический прецедент— решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
    • Нормативно-правовой акт— властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
    • Нормативно-правовой договор— правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет (например, брачный договор).
    8.Что такое система права и каковы её элементы?

    Система права — структура права, представляющая собой согласованность и единство юридических норм, разделение их на отрасли, подотрасли и институты.

    Элементы системы права.

    • Норма права– это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, которое рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обращённое ко всем и к каждому, оказавшемуся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.
    • Отрасль права— совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений (трудовое, семейное, гражданское право и т.д.)
    • Подотрасль права– это группа правовых норм, которые в составе отрасли права регулируют близкие отношения определённого вида. Например, в гражданском праве- подотрасль авторское право.
    • Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (например, в трудовом праве- институт заработной платы, в гражданском- институт наследования и т.д.)
    9.Что такое правовая система?

    Правовая система — вся правовая жизнь страны, вся правовая организация общества. Категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в том числе структуру законодательства — систему законодательства.

    Правовая система охватывает:

    • систему права,
    • источники права,
    • правосознание,
    • юридическую науку в целом,
    • юридическую практику как практику правотворчества.

    Правовая система включает в себя все явления, связанные с правом в рамках отдельно взятого государства или общества и в связи с этим носит комплексный характер.

    10.Какие правые системы существуют и к какой относится правовая система РФ?

    Виды правовых систем.

    Романо-германская правовая система (в основе – римское право) (Россия, страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция).

    • Основной источник права – нормативный акт.
    • Высшей юридической силой обладает конституция.
    • Источники права – нормативные акты, договоры, в некоторых случаях правовые обычаи.
    • Право делится на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Очень много терминов произошло от рисского права.
    • Основные законодательные акты выступают в виде кодексов по отдельным отраслям и институтам права.
    • Суды лишены права на правотворчество. Суды имеют право толковать законы.

    Англо-саксонская правовая система (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.)

    • Огромную роль в формировании общего права играют суды. В результате деятельности судов создаются прецеденты, на основе которых решаются другие аналогичные дела.
    • Важным источником англосаксонского права являются статусы (законы), принимаемые высшими законодательными органами.
    • Соотношение статусов и прецедентов неоднозначно: закон может реализоваться в прецедентах, он должен «обрасти» прецедентами и только тогда будет действующим.
    • Источником права являются и правовые обычаи.
    • Нет деления на частное и публичное право, на отрасли и подотрасли.

    Религиозное право (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм).

    • Построено на религиозных источниках.
    • Общественные отношения регламентируются религиозными нормами.

    Социалистическая правовая система (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба).

    • Правовая система чрезвычайно идеологизирована;
    • право декларирует и формально закрепляет власть народа, социальное равенство и справедливость.
    • Роль государства в такой системе — всеобъемлюща.
    • На практике в государствах социалистической правовой семьи утверждается монополизм одной партии, избирательная система и процесс принятия законов начинают обслуживать интересы партийно-государственного аппарата.
    • Жизненно важные вопросы зачастую регулируются не законами, а подзаконными актами, инструкциями, иногда полусекретными или секретными.

    Система традиционного (обычного) права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

    • Форма регламентации общественных отношений основана на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев).
    • Обычай является важным регулятором общественных отношений, основным источником права.
    • Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

    Вето Президента Российской Федерации: понятие и значение. Право вето

    Слышали ли вы хоть раз в новостях о том, что Президент наложил вето на законопроект, принятый парламентом? Наверняка фраза эта кажется многим исключительно знакомой, хотя и не всегда понятной. В целом ситуация ясна – депутаты что-то приняли, а главный человек в стране выразил несогласие с предложением. О том, что Президент обладает правом вето, рассказывают даже школьникам в средней школе. Но вот о том, как работает этот исключительно важный государственный механизм создания справедливых законов, известно далеко не всякому гражданину. Мало кто знает, на какие законы не распространяется вето Президента, каковы особенности наложения запрета, и как его можно снять.

    Общая информация

    Что такое вето Президента? Под этим термином скрывается право первого человека в государстве, декларированное действующей Конституцией. Распространяется оно на такую ситуацию, когда Федеральное Собрание постановило принять некоторый проект закона, а вот Президент считает, что проект подлежит доработке. В этой ситуации первый человек государства отклоняет проект и перенаправляет его в палаты, чтобы документ прошел дополнительные процедуры рассмотрения. Такой механизм вето Президента РФ прописан в действующих основополагающих правовых актах нашего государства.

    Между прочим, терминология бывает различная. Если одни предпочитают называть эту возможность «право вето», другие считают более корректным использование термина «право негативного контроля». Впрочем, от выбора конкретной формулировки суть не меняется, влияние на законы одинаково, а именно, проект направляется на доработку и переработку.

    Вето Президента на закон – это важно

    Из Конституции и общего представления о правах, возможностях и обязанностях Президента следует, что именно вето представляет собой одну из наиболее значимых преференций в распоряжении главного человека в РФ, по крайней мере, с точки зрения процесса формирования законодательной правовой базы страны. При этом по закону возможно преодоление вето Президента, если выполняется ряд условий, декларированных положениями Конституции.

    С точки зрения юридических наук, вето представляет собой шанс для главного государственного деятеля страны оценить, насколько качественно поработали законодательные органы, настолько эффективный, полезный, результативный продукт они представили на подпись. Президент оценивает, соответствует ли проект ожиданиям как юристов, специалистов права, так и простых граждан. Кроме того, первое лицо страны изучает юридическую форму, проверяя ее совершенство, и при нахождении недостатков может наложить вето.

    Права и обязанности: все задекларировано

    О том, как работает система прав и обязанностей Президента, можно узнать из 107-ой статьи Конституции нашей страны, описывающей, что представляет собой вето президента и повторное рассмотрение закона. Именно отсюда следует, что в нашем государстве у первого человека есть право суспензивного, отлагательного вето.

    Запрет, накладываемый Президентом, распространяется только на такие федеральные законы, которые уже были приняты Думой и прошли процедуру получения одобрения членов Совета Федерации. В то же время наложить вето можно только до того момента, когда закон вступает в силу, но не после этого.

    А если проще?

    Что же такое вето Президента (понятие и значение)? Фактически, это право отклонить проект закона, уже принятого ответственными за законотворчество депутатами более низкого уровня. Из Конституции следует, что прибегнуть к данному праву можно на этапе, когда проект направляют на подписание, то есть на заключительном шаге.

    Из 107-ой статьи также следует, что право это носит отлагательный характер. Если Президент использовал право вето, тогда Федеральное Собрание повторно начинает рассматривать проект документа. При этом депутаты могут по итогам мероприятия оставить проект без изменений. При наложении вето Президент формулирует определенные аргументы, декларируя, чем его не устраивает направленный проект. Депутаты более низкого уровня могут выразить несогласие с указанными аргументами, что и выразится в сохранении прежних формулировок.

    Между прочим, за период с 1993 года по 1999 практически треть всех проектов законов была «завернута» Президентом посредством права вето.

    Законы, правила, порядки

    Право вето Президента можно наложить в срок до 14 дней. Этот временной промежуток декларирован Конституцией. Отсчет начинается с того дня, когда проект закона поступил на рассмотрение. Известны случаи, когда за установленный временной промежуток Президент так и не определился с мнением по обозначенному вопросу. Из Конституции следует, что в такой ситуации проект направляется на публикацию в официальном порядке.

    В 1996 году эта ситуация дополнительно привлекла внимание Конституционного суда, вследствие чего 22 апреля было принято постановление. В нем прямо указано, что решение об отклонении проекта закона, принято по истечении 14 дней, не является вето Президента и соответствующего последствия не имеет.

    Закон «завернули»: что дальше?

    Конечно, в идеальном варианте законопроект, направленный Президенту, без длительных размышлений подписывается, так как является юридически грамотным и правильным, справедливым по своей сути. Но эта идеальная ситуация на практике случается далеко не всегда, в силу чего вето Президента действительно актуально и позволяет в достаточно высокой степени гарантировать сохранение законности в нашем обществе, справедливости правовых нормативов.

    Если Президент пользуется данным ему правом, тогда проект перенаправляют на повторное рассмотрение. Эта процедура довольно-таки сложная и имеет ряд юридических тонкостей. В частности, начинается она с речи представителя Президента. Его главная задача – сообщить депутатам, входящим в Парламент, по какой причине документ «завернули», какие коррективы в него необходимо внести. Основная цель представителя – внятно, четко, аргументированно сформулировать точку зрения первого человека в стране, чтобы доказать слушателям обоснованность «придирок».

    А что дальше?

    Когда Парламенту доходчиво объяснили, в чем состоит несовершенство проекта закона, а также предложили пути решения проблемы, стартует следующий этап – голосование. В качестве объекта рассмотрения представляют тот документ, который был составлен под личным контролем Президента, то есть переработанный проект закона с изменениями, правками, внесенными главным лицом государства.

    Из результатов голосования становится ясно, потребуется ли дополнительная работа над документом или он подготовлен в достаточной степени, чтобы стать действующим федеральным законом. Решение принимают, проведя голосование в парламенте и подсчитав его результаты. Если за ту версию, которая была подготовлена Президентом, проголосует более половины парламентариев, значит, документ принят. Если число голосов «за» окажется меньше, необходимо будет продолжить работу над спорной бумагой.

    Как это работает?

    Депутаты, считающие, что версия Президента подходит в меньшей степени, нежели оригинальный текст документа, голосуют за этот вариант. Принятие проекта возможно в том случае, когда желающих наберется не менее двух третей от общего числа членов Думы. Из Совета Федерации за старую версию должны высказаться половина участников или больше.

    Впрочем, указанный порядок распространяется на общие случаи принятия нормативных актов, но далеко не всякий потенциальный закон подходит под общие критерии. Довольно часто возникают специальные, особенные случаи. В частности, если речь идет о каких-либо вопросах, специально затрагиваемых действующей Конституцией, то применительно к этим законодательным актам в силу вступает особый порядок. Принимаемые по такой процедуре законы становятся федеральными конституционными. Их основная задача – гарантировать для Конституции стабильность посредством укрепления действующего в государстве строя. Принимать такие законы могут, в частности, если речь идет о чрезвычайном положении: его введении, прекращении. Кроме того, подобные законодательные акты принимаются, если вводится военное положение или в состав государства принимают новые регионы.

    Сила: не за просто так

    Федеральные конституционные законы страны обладают наибольшей юридической силой, именно их можно смело назвать самыми значимыми, основополагающими. Но подобная правовая мощь не дается просто так, процедура принятия подобных нормативов очень сложная, она существенно отличается от общего порядка.

    Чтобы закон вступил в силу, проводят голосование. Из квалифицированных голосов в пользу проекта должны высказаться не менее 3/4 участников Совета Федерации. Госдума принимает проект 2/3 положительно настроенных голосов. Президент должен подписать этот документ также за 14 дней с момента его поступления для рассмотрения. Едва бумагу подписывают, запускают механизм обнародования принятого нормативного акта. Президент страны может выразить несогласие с предложенным актом, тем не менее, подписывает его, после чего официальный документ публикуется. О таком механизме говорит Конституция страны.

    Вето: как это нельзя?

    Из описанного выше следует, что в ситуации, когда встает вопрос о принятии Федерального конституционного закона, Президент лишается права вето. Действительно, это так. Наложить вето можно только на такой проект, который предполагает принятие простого федерального закона.

    Что касается ФКЗ, то его необходимо подписать строго в той формулировке, которую разработали представители Совета Федерации, никакие изменения вносить в проект недопустимо, и сроки, данные в Конституции, предоставлены лишь на то, чтобы подписать и обнародовать бумагу, без дополнительных прений и сомнений. Основная идея такого механизма законотворчества заключается в том, что законодательные органы имеют прерогативы, распространяющиеся на решение общегосударственных вопросов.

    Передача Президенту: а что происходит до этого?

    О том, что такое право вето Президента, выше уже рассказано достаточно подробно. Но какие стадии и «мытарства» должна пройти бумага, чтобы попасть на стол к первому человеку нашей страны? Процедура довольно непростая. Сперва Госдума формирует документ и принимает решение относительно него, а затем перенаправляет дальше, и лишь при удачном стечении обстоятельств, нередко с правками, внесение которых длится годами и даже десятилетиями (да, известны и такие случаи!) попадает наконец к главному политику и депутату.

    Когда члены Госдумы приняли проект закона, они должны направить его в Совет Федерации. По законам у них есть на это всего лишь пять рабочих дней. Как только бумага попала в СФ, начинается обратный отчет времени, выделяемого на рассмотрение документа. Правовые нормативы предполагают, что достаточно 14 дней для изучения и оценки предложенной бумаги. Впрочем, СФ может воздержаться от рассмотрения. Таковая ситуация приравнивается к рассмотрению с положительным исходом, то есть бумагу можно направить Президенту, рассчитывая получить его подпись.

    Исключения: всегда есть

    106-я статья Конституции накладывает определенные ограничения на те законы, которые могут направляться в адрес Президента без достаточного внимания Совета Федерации. Речь идет о том, что некоторые категории федеральных законов слишком важны, чтобы можно было допустить их «просачивание» сквозь бюрократическую систему.

    Итак, специального подхода удостоились те потенциальные ФЗ, которые связаны с федеральным бюджетом, взиманием налогов, работой таможни и выпуском денежных знаков. Если РФ принимает участие в издании, ратифицировании действующих на международном уровне договоров, СФ обязан рассмотреть такой документ и сформулировать по нему свое мнение. Дополнительно особенного внимания заслуживают ФЗ, связанные с границей государства – ее статусом, мерами по защите. Конечно, военное и мирное положение – это также вопросы особенной важности, поэтому законы, связанные с декларированием таковых, всегда проходят через СФ с рассмотрением.

    Не дошел: возможно ли?

    Для любого проекта закона есть вероятность, что Совет Федерации посчитает документ слишком «сырым» и направит на доработку обратно в Госдуму. В этом случае бумага попадет на подпись первому лицу страны еще нескоро.

    Разногласия, появившиеся в ходе работы над проектом закона между представителями Думы и участниками Совета Федераций, можно преодолеть разными способами. Например, формируют специальную согласительную комиссию. В нее включают представителей обеих инстанций. Основная задача комиссии – сформировать такой текст, который бы удовлетворил всех заинтересованных. Впрочем, альтернативный вариант – возврат к исходному тексту, для принятия которого придется собрать не менее 2/3 положительных голосов. Если удается этого добиться, закон признают принятым и перенаправляют сразу в адрес президента, в обход СФ.

    Конечный этап

    Итак, вне зависимости от того, дал ли Совет Федерации добро на представленный проект или же бумага прошла через повторное рассмотрение Думой и затем попала на стол Президента в обход СФ, следующий этап – получение подписи главного лица страны. На это по закону выделяется 14 дней, в течение которых депутат и политик вправе как принять и подписать проект, так и отложить его, то есть воспользоваться правом вето.

    Повторное голосование помогает преодолеть вето. Для этого выразить свое мнение в пользу текста текущей версии должны большинство СФ либо участников Думы. Если СФ либо Дума повела себя таким образом, выбора не остается: придется подписать документ в срок до семи дней, опубликовать его, то есть ввести в законную силу. В некоторых случаях формируют согласительную комиссию, чтобы выработать такой текст закона, который в равной степени удовлетворит Президента и законотворческие органы государства.

    Вето президента в российском государстве

    Рубрика: Юриспруденция

    Дата публикации: 22.10.2022 2022-10-22

    Статья просмотрена: 151 раз

    Библиографическое описание:

    Абашина, А. А. Вето президента в российском государстве / А. А. Абашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (333). — С. 147-148. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74362/ (дата обращения: 21.12.2021).

    В статье анализируются вопросы, связанные с таким конституционным правом Президента РФ как право вето. Автор выявляет его особенности реализации и приходит к выводу, что в настоящее время оно недостаточно конкретизировано и не содержит ответов на важные вопросы (в частности, формы выражения права вето, оснований для его применения). В связи с этим, выявляются проблемы правового регулирования права вето и предлагаются пути их решения. Автор приходит к выводу о том, что имеется необходимость в принятии специального закона, который был бы посвящен реализации права вето Президента РФ.

    Ключевые слова: вето, Президент, законопроект, правотворчество, конституционное право.

    The article analyzes issues related to such a constitutional right Of the President of the Russian Federation as the right of veto. The author identifies its implementation features and comes to the conclusion that it is currently insufficiently specified and does not contain answers to important questions (in particular, the form of expression of the veto right, the grounds for its use). In this regard, the problems of legal regulation of the right of veto are identified and ways to solve them are proposed. The author comes to the conclusion that there is a need to adopt a special law that would be dedicated to the implementation of the veto power of the President of the Russian Federation.

    Key words : veto, President, bill, law-making, constitutional law.

    Одной из стадий правотворчества является подписание и официальное опубликование либо отклонение нормативного правового акта. Если обратиться к положениям Конституции РФ, то можно увидеть, что она закрепляет право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения [1]. Иными словами, речь идет о том, что одним из конституционных прав Президента РФ в правотворческой деятельности является право вето.

    В научной литературе вето понимается как акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения каких-либо органов. В конституционном праве России — это право главы государства не согласиться с законом, принятым Федеральным Собранием, но не вступившим в силу [4, c. 148].

    Стоит отметить, что законодатель не закрепляет в какой форме может быть выражено право вето: в устной или письменной? Данный вопрос остается открытым. Так, некоторые ученые считают, что вето представляет собой ни что иное, как наложение запрета (оно может найти своё выражение как в устной, так и письменной форме) [5, c. 321].

    Учитывая, что ст. 107 Конституции РФ не в полной мере определена, еще в 1996 году было обращение в Конституционный Суд РФ со стороны Президента, Государственной Думы и Совета Федерации с запросом о толковании положений ст. 107 Конституции РФ. На что Конституционный Суд РФ разъяснил, что отклонение федерального закона Президентом РФ «. означает принятое в течение четырнадцати дней с момента получения закона Решение Президента Российской Федерации об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа» [3]. Из этого следует, что право вето должно быть выражено в письменной форме с указанием мотивов такого отказа. Однако, это всего лишь предположения и для недопущения неоднозначного толкования необходимо внести соответствующие указания в саму конституционную норму.

    Кроме того, следует указать, что в действующем законодательстве также не содержится перечня обстоятельств, при наличии которых Президент РФ может применять право вето.

    Все указанные недостатки правовой регламентации права вето указывают на то, что уже давно назрела необходимость появления специального закона, который был бы воплощением всех особенностей реализации права вето Президента РФ. В том числе, необходимо урегулировать в какой форме выражается право вето (письменная, например, в форме Указа с указанием в нем мотивов отклонения, а также конкретные рекомендации по поводу внесенного законопроекта, т. е. указать, что с этим законопроектом не так и что возможно сделать для его принятия, одобрения со стороны Президента РФ), основания, которые бы давали Президенту РФ использовать право вето и т. д.

    Похожий законопроект уже был разработан и был предметом рассмотрения, но принят не был. Речь идет о Проекте Федерального закона № 97067903–2 «О праве «вето» Президента Российской Федерации» [2]. Представляется, что необходимо снова актуализировать вопрос, связанный с принятием данного закона, поскольку в настоящее время пробелы конституционного регулирования права вето дают большое усмотрение для Президента РФ в реализации данного полномочия и в какой-то степени это может также выражаться в злоупотреблении своим правом. С другой стороны, такая недоработка также сказывается отрицательно и для самого Президента РФ, поскольку, на наш взгляд, это необходимый и действенный инструмент в реализации его конституционного статуса как главы государства в государственном управлении страной, так и «арбитра». Используя право вето, Президент РФ может оперативно принимать решения, нацеленные на обеспечение безопасности страны, поэтому данное право должно быть реально с точки зрения его применения.

    Таким образом, Конституция РФ провозглашает, что одним из прав Президента РФ в законодательном процессе является право вето. Безусловно, что данное право, которое одновременно является и полномочием Президента, достаточно важно, например, для эффективной реализации системы сдержек и противовесов. Однако несмотря на достаточно длительное законодательное закрепление права вето оно до сих пор в полной мере не регламентировано, не конкретизировано, поэтому имеется много открытых вопросов, в частности, по самой реализации данного права. В связи с этим, на наш взгляд, имеется необходимость принятия закона, который был бы посвящен регулированию права вето, а в ст. 107 Конституции РФ была бы отсылка на такой закон.

    Право вето: что это такое, описание и особенности

    Добавлено в закладки: 0

    Что такое вето? Описание и определение термина.

    Вето – это (лат., от veto– запрещаю) право, которым обладает лицо или группа лиц и дает им возможность на отмену в одностороннем порядке принятого уже решения. Выделяют абсолютное и относительное вето. Абсолютным вето называют право на полный и всеобъемлющий запрет принятия или исполнения какого-либо решения или действия. Что касается относительного вето, то оно бывает «слабым» и «сильным». Слабым вето называют право, которое дает возможность повторно пересматривать принятие решения, чтобы его утвердить будет достаточно согласия большинства. Чтобы преодолеть сильное вето нужно использовать квалифицированное большинство, при этом принятие решения должно проходить по усложненной процедуре.

    Вето (от лат. veto — запрещаю) — это право, которое означает полномочие лица или группы лиц в блокировке в одностороннем порядке принятия того или иного решения.

    Вето бывает абсолютным (например, Совет Безопасности ООН, постоянные члены которого имеют право заблокировать любое решение, которое принято Советом), или суспензивным (отлагательным) (как Законодательная система США, где Палата представителей США и Сенат США имеют право собрав две трети голосов преодолеть вето Президента.)

    Сильное и слабое вето

    Относительным вето являются «сильное» и «слабое» вето.

    Слабое вето подразумевает, что парламент обязуется повторно заняться рассмотрением законопроекта. Для его преодоления хватит такого же большинства, как и для того чтобы принять обычный закон. Так президенты Франции и Италии наделены слабым суспензивным вето.

    Сильное вето можно преодолеть лишь квалифицированным большинством, порой придерживаясь усложнённой процедуры. Например у Президента США есть сильное вето. Стоить заметить, что вето дает возможность блокировать принятие решения и останавливать изменения, но его никак нельзя использовать для проведения каких-либо реформ. Вето – это механизм поддержания статуса-кво, а не возможность формировать политику.

    Право вето в виде общественного института появилось в Древнем Риме. Римская республика славилась тем, что каждый из двух консулов имел право заблокировать принятое военное или гражданское решение другого консула. Кроме того, каждый трибун обладал правом единолично отклонить закон, который был принят Сенатом.

    Практика применять право вето очень пестрая и сложно поддается однозначной оценке, потому что она притерпевала многократные изменения в зависимости от политической ситуации и соотношения сил партий в государстве. Первые семь президентов США не использовали право вето вовсе. После же Дж.А.Гарфилда ни один Президент не отказал себе в удовольствии использовать свое конституционное право, некоторые из них и не по одному разу.

    Право вето президента

    В 60-70-х годах право вето президенты стали использовать намного реже, чем в 30-50-х годах, что, в целом, является отражением эволюции во взаимоотношениях Президента и Конгресса. Сейчас же глава государства все чаще стал заручаться предварительной поддержкой парламента прежде чем притворять в жизнь свои законодательные программы. Кроме того Конгресс старается ограничивать возможности Президенту пользоваться данным правом.

    Кроме уже упомянутого “наездника”, парламент иногда регулирует законодательный процесс таким образом, чтобы не дать Президенту возможности применить “карманное вето”.

    Стоит отметить, что право вето – это очень эффективное средство, потому что Конгресс в итоге преодолевает всего только около 7%. Законопроекты, которые подверглись данной процедуре, часто подвергаются пересмотру парламентом и затем принимаются в варианте, который приемлем Президенту. Особенно эффективно использовать вето главы государства во время блокирования бюджетных инициатив Конгресса, именно поэтому в США парламент занимается приемом бюджетного закона дважды. Первый раз – билль, который санкционирует издание бюджетного закона, второй раз – закон об ассигнованиях. Это дает возможность президенту воспользоваться правом вето дважды.

    Часто сама угроза применения вето может оказать на конгрессменов необходимое воздействие. Однако, по замечанию профессора А.А.Мишина, право вето – это прежде всего оборонительное, негативное оружие, при помощи которого глава государства может только сорвать законодательную инициативу Конгресса, однако не может реализовать свою. “Президенту, который имеет позитивную программу законодательных мер, право вето мало чем может помочь”. Поэтому “вето или даже угроза его применения это часть сложного процесса политических уступок, в котором Президент располагает существенными полномочиями”.

    Право вето в Европе

    В отличие от США Президент Германии не имеет право вето. Конституция наделяет его только правом оформления законов при помощи контрассигнации. Это нельзя назвать чисто техническим действием, потому как глава государства может проверить соответствует ли этот закон на Конституции. Но так как на Федеральный конституционный суд возложена роль за тем, чтобы следить, чтобы не нарушалась Конституция, необходимости чтобы реализовывать указанное право у Президента обычно не возникает. Но все таки, не имея права вето и возможности отклонить уже вступивший в силу закон, Президент Германии все же может предотвратить его действие применив отказ от оформления. Решиться на подобный шаг президента могут побудить весомые сомнения, грубые ошибки, которые содержатся в законе.

    Злоупотребления, которые могут исходить со стороны Президента, в данной ситуации исключены, потому что уже сам его отказ оформить закон проверяет Конституционный суд. Поэтому авторы немецкого курса государственного права назвали оформление закона Президентом ФРГ так называемым государственно-нотариальным действием, в котором глава государства засвидетельствует подлинность текста.

    Во Франции Законы обнародуются декретом Президента. Глава государства может потребовать чтобы в течение 15 дней закон или его части были повторно обсуждены. Основанием для этого требования мугут быть технические причины или проявление политического несогласия.

    На практике процедура повторного обсуждения закона в V Республике, в отличие от IV Республики, была применена лишь несколько раз. Правительство пытается решать спорные проблемы на стадии рассмотрения закона, а не промульгации. Президент Ф.Миттеран (1981-1995) лишь два раза использовал это право (Закон о Всемирной выставке 1989 года). Конституция предусматривает невозможность отказа Президента от подписания декрета о промульгациии после нового обсуждения закона или истечения 15-дневного срока.

    Право вето в России

    Президент России обладает правом вето, реализуемое им довольно часто. Около 30% общего количества законов попадают под вето главы государства. Если зарубежная практика во главу угла президентского вето ставит политические и экономические основания, то в России реализованы правовые. Так к примеру, Президент Ельцин обосновывал это те что законы имеют низкое юридическое качество, часто противоречат Конституции, федеральным законам, а также часто отсутствуют заключения правительства по законопроектам, которые требуют дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

    Наряду с юридически-техническими огрехами и упущениями в принятых законах встречаются сложные правовые коллизии. Часто они затрагивают различные интерпретации Президента и парламента ключевых положений Конституции. Среди них принцип разделения властей, правовые основы организации государственной власти, полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной властей.

    Применение вето весьма противоречиво и непоследовательно. Отсутствие традиций разрешения споров политического характера заводит иногда процесс создания законов в тупик. Иногда причинами применения вето являются совершенно непонятные факторы, которые носят очень уж общий характер. И все таки, по мнению российских ученых, право вето может стимулировать повышение качества законов, которые принимаются, а его частое использование может быть оправдано на этапе становления профессионального парламента, когда остро недостает квалифицированных юристов.

    Кроме отклонения закона с его последующим повторным рассмотрением в парламенте (это метод называют отлагательным вето), Президент России может возвратить закон в парламент не рассматривая его по существу, если нарушены требования Конституции к принятию таких актов. Это право не предусматривается Конституцией. Если Президент усмотрит в процессе принятия или одобрения федерального закона нарушение какого то условия или процедуры, он не подпишет его, а это автоматически сделает закон не принятым.

    Преодоление вето

    Вето Президента в России можно преодолеть в единичных случаях, это можно объяснить как необходимое условие нормального функционирования системы разделения властей. В случае когда процедура, которая действует может позволить парламенту с легкостью преодолеть возражения президента, то у депутатов может возникнуть соблазн, чтобы навязать ему свою волю.

    Большинство законов, которые отклонил глава государства, дорабатывается с учетом его замечаний. Для достижения этой цели Государственная Дума создает специальные комиссии, в составе которых имеются и представители главы правительства. Российская практика знала случаи, когда Б.Ельцин, не имея желания обострять отношения с парламентом, все таки шел на поводу у парламента и подписывал законы, которые, по его мнению, содержали положения, которые противоречили Конституции.

    Стоит отметить, что конституционный механизм реализации права вето в России очень похож на американский, а не западноевропейский. Но при этом есть и свои особенности. Первое, политическая практика США не знает случаев неподписания или не опубликования законов главой государства, поскольку после преодоления президентского вето “законопроект становится законом”. В России такие случаи были, это бесспорно являлось явным нарушением Конституции (Закон о реституции ценностей). К сожалению, в Россия не обладает механизмом, обеспечивающим действие закона,который не подписан Президентом.

    Другая особенность – это отсутствие у российского Президента “карманного вето”. А если бы глава государства был наделен подобным правом это было бы очень полезным для России, которая в последние дни сессий парламента принимает по несколько десятков законов в одно чтение. Это, бесспорно, не может не сказаться на их качество.

    Карманное вето

    Кажется, что наиболее совершенной конструкцией реализации права вето обладает Конституция Республики Беларусь, потому что глава государства обладает постатейным и “карманным” вето. Президент имеет право вернуть на повторное голосование не только весь законопроект со своими возражениями, но и отдельные части этого закона. В таком случае закон подписанный главой государства с оговоркой о несогласии с отдельными его частями и вступает в силу. Не вступают в силу лишь те положения по которым имеются возражения.

    Реализация “карманного вето” имеет большие отличия от США. Глава Беларуси в таких случаях и после истечения 14-дневного срока принимает окончательное решение: либо подписывает закон, либо возвращает его, внеся свои возражения в Палату представителей, после этого он рассматривается, беря начало не с первого чтения, а придерживаясь особой процедуры рассмотрения возражений Президента . Эта практика является весьма позитивной, потому что позволяет добиться процессуальной экономии законодательной деятельности. К тому же законодательство Беларусь, в отличие от российского, налагает на главу государства обязательство подписать закон, который принят парламентом после преодоления президентского вето. Все это может способствовать более тесному сотрудничеству властей в законодательном процессе и исключать их конфронтацию.

    Мы коротко рассмотрели понятие вето, виды вето, право на вето. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

    Читайте также:
    Паевой фонд: что это такое, описание и особенности
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: