Право международных договоров: что это значит

Право международных договоров: что это значит

* Конвенция вступила в силу 27 января 1980 года. В ней участвуют 76 государств, в том числе Россия – с 29 апреля 1986 года.

Государства – участники настоящей Конвенции,

учитывая важнейшую роль договоров в истории международных отношений,

признавая все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе,

отмечая, что принципы свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание,

подтверждая, что споры, касающиеся договоров, как и прочие международные споры, должны разрешаться только мирными средствами и в соответствии с принципами справедливости и международного права,

напоминая о решимости народов Объединенных Наций создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров,

принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие, как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех,

полагая, что кодификация и прогрессивное развитие права договоров, осуществленные в настоящей Конвенции, будут способствовать достижению указанных в Уставе целей Организации Объединенных Наций, а именно поддержанию международного мира и безопасности, развитию дружественных отношений между народами и осуществлению их сотрудничества друг с другом,

подтверждая, что нормы международного обычного права будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях настоящей Конвенции,

договорились о нижеследующем:

Часть I. ВВЕДЕНИЕ

Статья 1
Сфера применения настоящей Конвенции

Настоящая Конвенция применяется к договорам между государствами.

Статья 2
Употребление терминов

1. Для целей настоящей Конвенции:

a) “договор” означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования;

b) “ратификация”, “принятие”, “утверждение” и “присоединение” означают, в зависимости от случая, имеющий такое наименование международный акт, посредством которого государство выражает в международном плане свое согласие на обязательность для него договора;

c) “полномочия” означают документ, который исходит от компетентного органа государства и посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять это государство в целях ведения переговоров, принятия текста договора или установления его аутентичности, выражения согласия этого государства на обязательность для него договора или в целях совершения любого другого акта, относящегося к договору;

d) “оговорка” означает одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству;

e) “участвующее в переговорах государство” означает государство, которое принимало участие в составлении и принятии текста договора;

f) “договаривающееся государство” означает государство, которое согласилось на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли договор в силу или нет;

g) “участник” означает государство, которое согласилось на обязательность для него договора и для которого договор находится в силе;

h) “третье государство” означает государство, не являющееся участником договора;

i) “международная организация” означает межправительственную организацию.

2. Положения пункта 1, касающиеся употребления терминов в настоящей Конвенции, не затрагивают употребления этих терминов или значений, которые могут быть приданы им во внутреннем праве любого государства.

Статья 3
Международные соглашения, не входящие
в сферу применения настоящей Конвенции

Тот факт, что настоящая Конвенция не применяется к международным соглашениям, заключенным между государствами и другими субъектами международного права или между такими другими субъектами международного права, и к международным соглашениям не в письменной форме, не затрагивает:

a) юридической силы таких соглашений;

b) применения к ним любых норм, изложенных в настоящей Конвенции, под действие которых они подпадали бы в силу международного права, независимо от настоящей Конвенции;

c) применения настоящей Конвенции к отношениям государств между собой в рамках международных соглашений, участниками которых являются также субъекты международного права.

Статья 4
Настоящая Конвенция не имеет обратной силы

Без ущерба для применения любых норм, изложенных в настоящей Конвенции, под действие которых подпадали бы договоры в силу международного права, независимо от Конвенции, она применяется только к договорам, заключенным государствами после ее вступления в силу в отношении этих государств.

Статья 5
Договоры, учреждающие международные организации,
и договоры, принятые в рамках международной организации

Настоящая Конвенция применяется к любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, и к любому договору, принятому в рамках международной организации, без ущерба для соответствующих правил данной организации.

Часть II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВСТУПЛЕНИЕ ДОГОВОРОВ В СИЛУ

Раздел 1. Заключение договоров

Статья 6
Правоспособность государств заключать договоры

Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры.

1. Лицо считается представляющим государство либо в целях принятия текста договора или установления его аутентичности, либо в целях выражения согласия государства на обязательность для него договора, если:

a) оно предъявит соответствующие полномочия или

b) из практики соответствующих государств или из иных обстоятельств явствует, что они были намерены рассматривать такое лицо как представляющее государство для этих целей и не требовать предъявления полномочий.

2. Следующие лица в силу их функций и без необходимости предъявления полномочий считаются представляющими свое государство:

a) главы государств, главы правительств и министры иностранных дел – в целях совершения всех актов, относящихся к заключению договора;

Читайте также:
Физическое или психическое принуждение

b) главы дипломатических представительств – в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы;

c) представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации, или в одном из ее органов, – в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе.

Статья 8
Последующее подтверждение акта, совершенного
без уполномочия

Акт, относящийся к заключению договора, совершенный лицом, которое не может на основании статьи 7 считаться уполномоченным представлять государство с этой целью, не имеет юридического значения, если он впоследствии не подтвержден данным государством.

Статья 9
Принятие текста

1. Текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его составлении, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2.

2. Текст договора принимается на международной конференции путем голосования за него двух третей государств, присутствующих и участвующих в голосовании, если тем же большинством голосов они не решили применить иное правило.

Статья 10
Установление аутентичности текста

Текст договора становится аутентичным и окончательным:

a) в результате применения такой процедуры, какая может быть предусмотрена в этом тексте или согласована между государствами, участвующими в его составлении; или

b) при отсутствии такой процедуры – путем подписания, подписания ad referendum или парафирования представителями этих государств текста договора или заключительного акта конференции, содержащего этот текст.

Статья 11
Способы выражения согласия на обязательность договора

Согласие государства на обязательность для него договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условились.

Статья 12
Согласие на обязательность договора,
выраженное подписанием

1. Согласие государства на обязательность для него договора выражается путем подписания договора представителем государства, если:

a) договор предусматривает, что подписание имеет такую силу;

b) иным образом установлена договоренность участвующих в переговорах государств о том, что подписание должно иметь такую силу; или

c) намерение государства придать подписанию такую силу вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

2. Для целей пункта 1:

a) парафирование текста означает подписание договора в том случае, если установлено, что участвующие в переговорах государства так условились;

b) подписание ad referendum договора представителем государства, если оно подтверждается этим государством, означает окончательное подписание договора.

Статья 13
Согласие на обязательность договора, выраженное путем
обмена документами, образующими договор

Согласие государств на обязательность для них договора, состоящего из документов, которыми они обмениваются, выражается посредством этого обмена, если:

a) эти документы предусматривают, что обмен ими будет иметь такую силу; или:

b) иным образом установлена договоренность этих государств о том, что этот обмен документами должен иметь такую силу.

Статья 14
Согласие на обязательность договора, выраженное
ратификацией, принятием или утверждением

1. Согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если:

a) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией;

b) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации;

c) представитель государства подписал договор под условием ратификации; или

d) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

2. Согласие государства на обязательность для него договора выражается принятием или утверждением на условиях, подобных тем, которые применяются к ратификации.

Статья 15
Согласие на обязательность договора,
выраженное присоединением

Согласие государства на обязательность для него договора выражается присоединением, если:

a) договор предусматривает, что такое согласие может быть выражено этим государством путем присоединения;

b) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились, что такое согласие может быть выражено этим государством путем присоединения; или

c) все участники впоследствии договорились, что такое согласие может быть выражено этим государством путем присоединения.

Статья 16
Обмен ратификационными грамотами и документами
о принятии, утверждении или присоединении или
депонирование таких грамот и документов

Определение судом применимого права к договору с иностранным элементом при отсутствии прямо выраженной воли сторон

Заключая внешнеэкономическую сделку стороны вправе оговорить как место разрешения споров, так и национальное законодательство, которое будет регулировать правоотношения сторон сделки.

Однако я в своей практике несколько раз сталкивался с ситуациями, когда контрагенты выбирают, например, российский арбитражный суд в качестве места разрешения споров, но при этом упускают из вида вопрос о применимом праве, оставляя его неурегулированным прямо.

В случае возникновения спора и при отсутствии волеизъявления сторон в отношении применимого к договору права, выбор применимого права будет осуществлять суд, компетентный рассматривать данный спор, в рассматриваемом примере – российский арбитражный суд.

Клиент в такой ситуации задает закономерный вопрос: право какой страны применит суд, разрешая спор?

С практической точки зрения ответ на этот вопрос не всегда будет однозначным. Попробуем выделить основные подходы к определению применимого права к договору с иностранным элементом, содержащиеся в российских коллизионных нормах и выработанные судами при применении этих норм.

Суду доступен ряд тестов, по результатам одного или нескольких таких тестов суд осуществляет выбор применимого права.

  1. Тест на решающее исполнение (формальный подход).

Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 № 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации» (далее – Постановление № 24) судом при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяются положения статьи 1211 ГК РФ.

Читайте также:
Неправомерные действия при банкротстве

Пункт 1 данной статьи говорит о том, что при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве, к договору применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.

Неисчерпывающий перечень лиц, осуществляющих решающее исполнение по той или иной сделке, содержится в пункте 2 данной статьи. К примеру, в договоре купли-продажи лицом, осуществляющим решающее исполнение, является продавец, в договоре займа – займодавец (кредитор), в договоре подряда – подрядчик и т. д.

На примере договора займа применение теста на решающее исполнение можно проиллюстрировать постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.07.2018 № Ф05-10552/2018 по делу № А40-239807/17:

Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается сторона, являющаяся, в частности заимодавцем (кредитором) – в договоре займа (кредитном договоре). В данном случае займодавцем выступил резидент Республики Украина… Однако, как усматривается из решения третейского суда, третейский суд применил к спорным правоотношениям сторон право Российской Федерации, тем самым нарушил соглашение сторон о праве, подлежащем применению.

При этом нельзя не отметить формальность данного подхода, поскольку данный подход не учитывает всей совокупности обстоятельств из взаимоотношений сторон. Вместе с тем в российских судах (в особенности первой инстанции) преобладает именно такой формальный подход.

Тем не менее коллизионная норма о решающем исполнении не является безусловной к применению, поскольку закон позволяет применять иные способы определения права, исходя из конкретных обстоятельств дела.

  1. Тест на тесную связь с правом конкретной юрисдикции.

Из смысла пункта 9 статьи 1211 ГК РФ следует, что если из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела явно вытекает, что договор более тесно связан с правом иной страны, чем та, где находится сторона, осуществляющая решающее исполнение, то к договору подлежит применению право той страны, с которой договор более тесно связан.

В пункте 36 Постановления № 24 также указано, что в исключительных случаях суд не применяет коллизионные нормы о решающем исполнении.

Там же Верховный суд разъясняет, что суду следует указать причины, по которым он считает договор явным образом более тесню связанным с правом иной страны. Учитывая необходимость обеспечения предсказуемости и определенности договорного статута, суду при оценке совокупности обстоятельств дела, по общему правилу, следует принимать во внимание только те обстоятельства, которые сложились на момент заключения договора, а не появились позднее.

Проанализировав судебную практику, я выявил следующие обстоятельства, которые могут свидетельствовать суду о более тесной связи договора с правом конкретной юрисдикции.

  • место заключения и исполнения договора

Договор более тесно связан с правом той юрисдикции, на территории которой он заключен и исполнялся, постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.02.2019 № Ф05-455/2019 по делу № А41-24493/2018:

поскольку во внешнеэкономических контрактах сторонами не определено применимое право, контракты заключены на территории Российской Федерации, равно как и спорные договоры цессии, исполнение договоров происходило на территории Российской Федерации, из совокупности обстоятельств дела следует, что спор подлежит рассмотрению по законодательству Российской Федерации на основании п. 9 ст. 1211 ГК РФ.

  • приоритет языка договора

Язык, приоритетный для договора, может свидетельствовать о более тесной связи договора с правом соответствующей юрисдикции, постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.12.2017 № Ф05-17821/2017 по делу № А40-255169/16:

содержание договоров займа свидетельствует о тесной связи с [правом] Российской Федерации, так как . [в том числе] установлен приоритет русского текста договора над английским

  • место нарушения обязательства

Договор более тесно связан с правом той юрисдикции, на территории которой произошло нарушение обязательств, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 № 10АП-3218/2017 по делу № А41-58150/16:

Поскольку в Контракте сторонами не определено применимое право, а настоящий спор вызван исключительно неисполнением обязанности ответчика – покупателя по Контракту оплатить поставленный товар, следовательно, из совокупности обстоятельств дела следует, что спор подлежит рассмотрению по законодательству Российской Федерации на основании пункта 9 статьи 1211 ГК РФ.

  • место ведения бизнеса

Договор более тесно связан с правом той юрисдикции, для осуществления деятельности на территории которой он был заключен (перекликается с местом исполнения договора), постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2018 № 15АП-12665/2018 по делу № А53-1846/2018:

исполнение обязательства предполагалось на территории Российской Федерации, и для целей осуществления истцом хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, по нормам российского права. Никакой иной связи с иностранным элементом, кроме места регистрации поставщика, при этом не имеется. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что спорные правоотношения более тесно связаны с правом Российской Федерации, нежели с правом страны регистрации поставщика или перевозчика, следовательно, в данном случае подлежат применению нормы российского права.

Таким образом, суд в отдельных случаях может отступить от императива решающего исполнения и применить к правоотношениям право той юрисдикции, с которым договор более тесно связан. Необходимо отметить, что все вышеперечисленные выработанные судебной практикой критерии применялись судами в совокупности со всеми иными обстоятельствами конкретного дела. Набор таких обстоятельств остается открытым и индивидуальным для каждого спора.

  1. Тест на подразумеваемое право.

Согласно пункту 2 статьи 1210 ГК РФ соглашение о применимом праве либо должно быть прямо выраженным, либо определенно вытекать из условий договора или совокупности обстоятельств дела (то есть подразумеваемое, также известное как «молчаливое», соглашение о применимом праве).

В соответствии с пунктом 27 Постановления № 24 в соглашении о применимом праве стороны вправе использовать любые термины и формулировки, указывающие на выбор ими того или иного права (например, указание на применение права, законодательства, законов, нормативных актов или норм определенной страны).

Читайте также:
Морские научные исследования: что это значит

Верховный суд уточняет, что, устанавливая наличие воли сторон, направленной на выбор применимого права, суд вправе констатировать подразумеваемое соглашение о применимом праве, в частности, в случае, если стороны в тексте договора ссылались на отдельные гражданско-правовые нормы определенной страны либо если стороны при обосновании своих требований и возражений (например, в исковом заявлении и отзыве на него) ссылаются на одно и то же применимое право.

Иными словами, суд вправе констатировать наличие подразумеваемого соглашения о применимом праве, даже если это прямо не следует из буквального прочтения договора.

О наличии подразумеваемого соглашения о применимом праве, исходя из судебной практики толкования и применения статьи 1210 ГК РФ, может свидетельствовать следующее:

  • в тексте договора есть ссылки на нормы права конкретной юрисдикции

Например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.06.2019 № Ф07-4084/2019 по делу № А05-17605/2017:

договор о переуступке прав требования содержит ссылки на положения Гражданского кодекса Литовской Республики… суды правомерно применили к данной сделке положения законодательства Литовской Республики.

Или постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 № 21АП-2545/2017 по делу № А83-4179/2017:

Как следует из содержания Кредитного договора, при его заключении стороны руководствовались материальным правом Украины, о чем свидетельствуют ссылки на положения законодательства Украины (п. 4.3.1, 4.3.2, 4.4.1, 4.5.1, 6.1, 8.3.3, 8.4.3, 9.3 Кредитного договора и другие), получение Заемщиком кредитных средств в банке, учрежденном и осуществляющим свою деятельность в Украине в соответствии с требованиями законов Украины.

  • в ходе судебного разбирательства при обосновании своих требований и возражений стороны ссылаются на одно и то же применимое право

Суды квалифицируют данную ситуацию как отсутствие спора о применимом праве и рассматривают спор по указанному истцом и ответчиком применимому праву.

Например, определение Верховного Суда РФ от 08.05.2019 № 305-ЭС19-5179 по делу № А40-227033/2017:

Судом округа также был отклонен довод жалобы Общества о необоснованном неприменении судами норм иностранного права, поскольку при рассмотрении дела по существу в судах нижестоящих инстанций ответчик соответствующих возражений не представил, а в обоснование позиции по спору ссылался на нормы российского законодательства.

В частности, отсутствие возражений стороны о применимом праве также квалифицируется как подразумеваемое соглашение о применимом праве. К примеру, в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.11.2016 № Ф03-5353/2016 по делу № А51- 24587/2015 указано следующее:

Истец в исковом заявлении мотивировал свое требование ссылками на нормы российского права. При рассмотрении дела в суде первой инстанции довод о том, что к правоотношению должно применяться иное право, нежели российское, ответчик не заявлял; в апелляционной и кассационной жалобах в обоснование своих доводов апеллянт также ссыпался на положения ГК РФ.

О том же в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.01.2018 № Ф07-13757/2017 по делу № А21-5628/2016:

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего спора в судах первой и апелляционной инстанции довод о том, что к спорным правоотношениям должно применяться иное право, нежели российское, не заявлялся. Из материалов дела следует, что в обоснование своих доводов Компания в заявлении о включении требования в Реестр, в пояснениях относительно заявленных возражений и в отзывах на апелляционные жалобы ссылалась на нормы исключительно российского права. Поскольку должник также не указывал на применение норм иностранного права при рассмотрении настоящего спора, то следует сделать вывод, что соглашение о применении права Российской Федерации между сторонами было достигнуто.

Замечу, что суд может проявить инициативу и предложить сторонам непосредственно в судебном заседании фактически заключить соглашение о применимом праве, как, например, в деле № А53-33523/2016 (цитата из постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.08.2017 № Ф08- 5109/2017):

Кроме того, в судебном заседании апелляционный суд предложил сторонам выразить согласие либо несогласие с произведенным судом первой инстанции рассмотрением спора по праву Российской Федерации. Стороны выразили свое согласие на рассмотрение спора по праву Российской Федерации, что отражено в протоколе судебного заседания…

Таким образом, по результатам теста на подразумеваемое право суд может констатировать наличие между сторонами соглашения о применимом праве с учетом их поведения в процессе.

Подводя некоторый итог обобщению сложившихся в правоприменительной практике подходов к определению применимого к договору права в отсутствие прямо выраженной воли сторон, можно сделать следующие выводы:

  • закон достаточно четко регламентирует выбор судом применимого права к поименованным договорам, опираясь на место решающего исполнения;
  • такой подход является достаточно формальным и часто требует отступления от него в силу особенностей тех или иных правоотношений;
  • в этом случае вопрос о применимом праве переходит к дискреции суда, на которую, впрочем, стороны могут повлиять своим процессуальным поведением (конклюдентными действиями или в устной форме).

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ – от­расль ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва, пред­став­ляю­щая со­бой со­во­куп­ность ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих от­но­ше­ния го­су­дарств и других субъ­ек­тов ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва по по­во­ду за­клю­че­ния, ис­пол­не­ния и пре­кра­ще­ния ме­ж­ду­на­род­ных до­го­во­ров.

Объ­ект права международных договоров – соб­ст­вен­но до­го­вор ме­ж­ду­на­род­ный как ме­ж­ду­народное со­гла­ше­ние, за­клю­чён­ное субъ­ек­та­ми ме­ж­ду­народного пра­ва в письменной фор­ме и ре­гу­ли­руе­мое ме­ж­ду­народным пра­вом не­за­ви­си­мо от то­го, со­дер­жит­ся ли та­кое со­гла­ше­ние в од­ном до­ку­мен­те, в двух или не­сколь­ких свя­зан­ных ме­ж­ду со­бой до­ку­мен­тах, а так­же не­за­ви­си­мо от его кон­крет­но­го на­име­но­ва­ния. Ме­ж­ду­народный до­го­вор – основной ис­точ­ник ме­ж­ду­народного пра­ва, важ­ный ин­ст­ру­мент осу­ще­ст­в­ле­ния внеш­ней функ­ции го­су­дарств. В си­лу это­го право международных договоров за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто в сис­те­ме ме­ж­ду­народного пра­ва, яв­ля­ясь од­ной из ве­ду­щих его от­рас­лей. Ме­ж­ду­народные до­го­во­ры оп­ре­де­ля­ют вза­им­ные пра­ва и обя­зан­но­сти сто­рон в по­ли­тической, эко­но­мической, на­уч­но-тех­нической, куль­тур­ной и других об­лас­тях. Ос­но­во­по­ла­гаю­щий прин­цип право международных договоров – прин­цип «до­го­во­ры долж­ны со­блю­дать­ся» (pacta sunt servanda). Он не толь­ко со­дер­жит тре­бо­ва­ние со­блю­де­ния до­го­во­ра, но и ус­та­нав­ли­ва­ет по­ря­док его вы­пол­не­ния в ду­хе доб­ро­со­ве­ст­но­сти. К прин­ци­пам право международных договоров так­же от­но­сят­ся прин­цип ра­вен­ст­ва сто­рон и прин­цип от­вет­ст­вен­но­сти за на­ру­ше­ние ме­ж­ду­народного до­го­во­ра.

Читайте также:
Вкладчик товарищества на вере

В со­от­вет­ст­вии с ме­ж­ду­народным пра­вом пра­во­спо­соб­ность за­клю­чать ме­ж­ду­народные до­го­во­ры яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мым пра­вом субъ­ек­та ме­ж­ду­народного пра­ва, важ­ней­шим эле­мен­том его ме­ж­ду­народной пра­во­субъ­ект­но­сти. Сто­ро­ной до­го­во­ра мо­жет быть лю­бой субъ­ект ме­ж­ду­народного пра­ва. Од­на­ко на прак­ти­ке встре­ча­ют­ся мно­го­сто­рон­ние до­го­во­ры, в ко­то­рых на­ря­ду с го­су­дар­ст­ва­ми уча­ст­ву­ют не­субъ­ек­ты ме­ж­ду­народного пра­ва (например, ме­ж­ду­народные или национальные юри­ди­че­ские ли­ца). Пра­во субъ­ек­та ме­ж­ду­народного пра­ва быть уча­ст­ни­ком то­го или ино­го до­го­во­ра (дву­сто­рон­не­го, уни­вер­саль­но­го, ре­гио­наль­но­го) за­ви­сит от ви­да до­го­во­ра и за­ин­те­ре­со­ван­но­сти субъ­ек­та в пред­ме­те до­го­во­ра.

В за­ви­си­мо­сти от чис­ла уча­ст­ни­ков до­го­во­ры де­лят­ся на дву­сто­рон­ние и мно­го­сто­рон­ние. Мно­го­сто­рон­ние до­го­во­ры, в свою оче­редь, под­раз­де­ля­ют­ся на об­щие (или уни­вер­саль­ные) и ло­каль­ные. Об­щие мно­го­сто­рон­ние до­го­во­ры – до­го­во­ры, ко­то­рые ка­са­ют­ся ко­ди­фи­ка­ции и про­грес­сив­но­го раз­ви­тия ме­ж­ду­народного пра­ва, или до­го­во­ры, объ­ект и це­ли ко­то­рых пред­став­ля­ют ин­те­рес для ме­ж­ду­народного со­об­ще­ст­ва в це­лом. Та­кие до­го­во­ры долж­ны быть от­кры­ты для все­об­ще­го уча­стия. Ло­каль­ны­ми счи­та­ют­ся до­го­во­ры, в ко­то­рых уча­ст­ву­ет ог­ра­ни­чен­ное чис­ло го­су­дарств (например, го­су­дар­ст­ва од­но­го гео­гра­фического ре­гио­на).

Лю­бой ме­ж­ду­народный до­го­вор яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том со­гла­со­ва­ния воль го­су­дарств или других субъ­ек­тов ме­ж­ду­народного пра­ва. В за­ви­си­мо­сти от ор­га­нов, за­клю­чаю­щих ме­ж­ду­народные до­го­во­ры, раз­ли­ча­ют­ся меж­го­су­дар­ст­вен­ные, меж­пра­ви­тель­ст­вен­ные и меж­ве­дом­ст­вен­ные до­го­во­ры.

В со­от­вет­ст­вии со статьей 7 Вен­ской кон­вен­ции 1969 гла­вы го­су­дарств, гла­вы пра­ви­тельств и ми­ни­ст­ры иностранных дел мо­гут пред­став­лять своё го­су­дар­ст­во без предъ­яв­ле­ния спец. пол­но­мо­чий. К та­кой ка­те­го­рии лиц от­но­сят­ся так­же гла­вы ди­пло­ма­тических пред­ста­ви­тельств, но толь­ко в це­лях при­ня­тия тек­ста до­го­во­ра; для под­пи­са­ния до­го­во­ра им нуж­ны спец. пол­но­мо­чия, ко­то­рые долж­ны вы­да­вать­ся ком­пе­тент­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ст­ва в со­от­вет­ст­вии с его внут­ри­го­су­дарственным пра­вом. Вы­да­ча пол­но­мо­чий долж­но­ст­ным ли­цам ме­ж­ду­народных ор­га­ни­за­ций ре­гу­ли­ру­ет­ся внутренним пра­вом ка­ж­дой ор­га­ни­за­ции.

Ме­ж­ду­народный до­го­вор – ро­до­вое по­ня­тие, то есть ох­ва­ты­ва­ет все ме­ж­ду­народные со­гла­ше­ния (до­го­вор, кон­вен­ция, со­гла­ше­ние, пакт, ме­мо­ран­дум и так далее ). Ос­нов­ны­ми ста­дия­ми за­клю­че­ния до­го­во­ра яв­ля­ют­ся со­гла­со­ва­ние его тек­ста, ус­та­нов­ле­ние ау­тен­тич­но­сти тек­ста, под­пи­са­ние до­го­во­ра, ра­ти­фи­ка­ция (при­сое­ди­не­ние) и ре­ги­ст­ра­ция до­го­во­ра. До­го­вор пред­став­ля­ет со­бой еди­ную сис­те­му взаи­мо­свя­зан­ных норм, ко­то­рые все вме­сте и ка­ж­дая в от­дель­но­сти обя­за­тель­ны для сто­рон. До­го­вор, как пра­ви­ло, со­сто­ит из трёх основных час­тей: пре­ам­бу­лы (ука­зы­ва­ет мо­ти­вы за­клю­че­ния до­го­во­ра и его цель), со­дер­жа­ния до­го­во­ра (ста­тьи, оп­ре­де­ляю­щие пред­мет до­го­во­ра, пра­ва и обя­зан­но­сти сто­рон) и за­клю­чительной час­ти (по­ста­нов­ле­ния о по­ряд­ке всту­п­ле­ния до­го­во­ра в си­лу, сро­ке дей­ст­вия и его пре­кра­ще­нии). Ино­гда име­ет­ся чет­вёр­тая, до­пол­ни­тель­ная часть до­го­во­ра – при­ло­же­ния (со­дер­жит тех­ни­ко-юри­дические нор­мы по вы­пол­не­нию ус­ло­вий до­го­во­ра). Ме­ж­ду­народное пра­во не со­дер­жит пред­пи­са­ний об обя­за­тель­ном язы­ке до­го­во­ров. Текст дву­сто­рон­не­го до­го­во­ра ча­ще все­го со­став­ля­ет­ся на язы­ках обе­их до­го­ва­ри­ваю­щих­ся сто­рон. Оба язы­ко­вых ва­ри­ан­та при­зна­ют­ся при этом ау­тен­тич­ны­ми, то есть имею­щи­ми оди­на­ко­вую си­лу, рав­но­под­лин­ны­ми. Мно­го­сто­рон­ние до­го­во­ры мо­гут быть со­став­ле­ны на к.-л. од­ном язы­ке, на офиц. язы­ках ООН или на всех язы­ках го­су­дарств-уча­ст­ни­ков. В со­от­вет­ст­вии с прин­ци­пом pacta sunt servanda лю­бой уча­ст­ник до­го­во­ра, во-пер­вых, обя­зан доб­ро­со­ве­ст­но и не­укос­ни­тель­но вы­пол­нять свои обя­за­тель­ст­ва; во-вто­рых, не име­ет пра­ва за­клю­чать до­го­во­ры, про­ти­во­ре­ча­щие ра­нее за­клю­чён­ным им до­го­во­рам; в-треть­их, не мо­жет ссы­лать­ся на по­ло­же­ния сво­его внут­рен­не­го пра­ва в ка­че­ст­ве оп­рав­да­ния для не­вы­пол­не­ния до­го­во­ра. Раз­рыв ди­пло­ма­ти­че­ских или кон­суль­ских от­но­ше­ний ме­ж­ду уча­ст­ни­ка­ми до­го­во­ра не влия­ет на пра­во­вые от­но­ше­ния, ус­та­нов­лен­ные ме­ж­ду ни­ми до­го­во­ром.

До­го­вор или часть до­го­во­ра при­ме­ня­ет­ся вре­мен­но до всту­п­ле­ния до­го­во­ра в си­лу в двух слу­ча­ях: ес­ли это пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся са­мим до­го­во­ром; ес­ли уча­ст­во­вав­шие в пе­ре­го­во­рах го­су­дар­ст­ва до­го­во­ри­лись об этом каким-либо иным об­ра­зом.

В за­ви­си­мо­сти от сро­ка дей­ст­вия ме­ж­ду­народные до­го­во­ры мож­но объ­е­ди­нить в три груп­пы: сроч­ные, бес­сроч­ные и не­оп­ре­де­лён­но-сроч­ные. До­го­вор, за­клю­чён­ный на оп­ре­де­лён­ный срок, ав­то­ма­ти­че­ски пре­кра­ща­ет своё дей­ст­вие по ис­те­че­нии это­го сро­ка. К бес­сроч­ным до­го­во­рам, как пра­ви­ло, от­но­сят­ся мир­ные до­го­во­ры, до­го­во­ры о тер­ри­то­ри­аль­ном раз­гра­ни­че­нии и другие. В не­оп­ре­де­лён­но-сроч­ных до­го­во­рах ус­та­нав­ли­ва­ет­ся, что по ис­те­че­нии пер­во­на­чаль­но­го сро­ка дей­ст­вия до­го­вор бу­дет ав­то­ма­ти­че­ски про­дле­вать­ся на оп­ре­де­лён­ные пе­рио­ды, ес­ли од­на из сто­рон до ис­те­че­ния со­от­вет­ст­вую­ще­го сро­ка не на­пра­вит уве­дом­ле­ние о на­ме­ре­нии пре­кра­тить его дей­ст­вие.

Пре­кра­ще­ние дей­ст­вия ме­ж­ду­народного до­го­во­ра оз­на­ча­ет, что он ут­ра­тил свою обя­зательную си­лу в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду его уча­ст­ни­ка­ми и пе­ре­стал по­ро­ж­дать для них пра­ва и обя­зан­но­сти. Пре­кра­ще­ние дей­ст­вия до­го­во­ра или вы­ход сто­рон из не­го мо­жет иметь ме­сто по ис­те­че­нии сро­ка, на ко­то­рый был за­клю­чён до­го­вор, в слу­ча­ях ис­пол­не­ния ме­ж­ду­народного до­го­во­ра, де­нон­са­ции, ан­ну­ли­ро­ва­ния, на­сту­п­ле­ния от­ме­ни­тель­но­го ус­ло­вия, пре­кра­ще­ния су­ще­ст­во­ва­ния го­су­дар­ст­ва, ко­рен­но­го из­ме­не­ния об­стоя­тельств и так далее.

В со­от­вет­ст­вии со статьи 15 Кон­сти­ту­ции Российской Федерации ме­ж­ду­народные до­го­во­ры Российской Федерации яв­ля­ют­ся со­став­ной ча­стью её пра­во­вой сис­те­мы. Ес­ли ме­ж­ду­народным до­го­во­ром ус­та­нов­ле­ны иные пра­ви­ла, чем пре­ду­смот­ре­ны за­ко­ном, то при­ме­ня­ют­ся пра­ви­ла ме­ж­ду­народного до­го­во­ра. В Кон­сти­ту­ции пре­ду­смот­рен по­ря­док за­клю­че­ния и вы­пол­не­ния ме­ж­ду­народных до­го­во­ров. Кон­сти­ту­ци­он­ные ос­но­вы до­го­вор­ной дея­тель­но­сти Российской Федерации рег­ла­мен­ти­ро­ва­ны в Фе­де­раль­ном за­ко­не «О ме­ж­ду­на­род­ных до­го­во­рах Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (1995 год).

Право международных договоров: что это значит

Принят Государственной Думой 16 июня 1995 года

(В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 25.12.2012 № 254-ФЗ, от 12.03.2014 № 29-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Читайте также:
Сельскохозяйственный производственный кооператив: что это значит

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры – существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации.

Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

2. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров).

3. Настоящий Федеральный закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства – продолжателя СССР.

Статья 2. Употребление терминов

Для целей настоящего Федерального закона:

а) “международный договор Российской Федерации” означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее – иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования; (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

б) “ратификация”, “утверждение”, “принятие” и “присоединение” означают в зависимости от случая форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора;

в) “подписание” означает либо стадию заключения договора, либо форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора в том случае, если договор предусматривает, что подписание имеет такую силу, или иным образом установлена договоренность Российской Федерации и других участвующих в переговорах государств о том, что подписание должно иметь такую силу, или намерение Российской Федерации придать подписанию такую силу вытекает из полномочий ее представителя либо было выражено во время переговоров;

г) “заключение” означает выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора;

д) “полномочия” означают документ, который исходит от компетентного органа Российской Федерации и посредством которого одно лицо или несколько лиц назначаются представлять Российскую Федерацию в целях:

принятия текста договора или установления его аутентичности;

выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее договора;

совершения любого другого акта, относящегося к договору;

е) “оговорка” означает одностороннее заявление, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к Российской Федерации;

ж) “международная организация” означает межгосударственную, межправительственную организацию;

з) “депозитарий” означает государство, международную организацию или ее главное исполнительное должностное лицо, которым сдается на хранение подлинник международного договора и которые выполняют в отношении этого договора функции, предусмотренные международным правом;

и) “уполномоченная организация” означает организацию, уполномоченную в соответствии с федеральным законом представлять Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации предложения о заключении, выполнении и прекращении международных договоров Российской Федерации. (Подпункт введен – Федеральный закон от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

Статья 3. Международные договоры Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

2. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера). (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

Статья 4. Международные договоры Российской Федерации, затрагивающие полномочия субъекта Российской Федерации

1. Международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.

2. Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направляются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями органам государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция. Поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта договора. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

3. При осуществлении согласования вопросов заключения международного договора Российской Федерации органы государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция, уведомляются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями о предельных сроках направления предложений, составляющих не менее двух недель. Непредставление в указанный срок ответа не препятствует внесению предложения о заключении международного договора Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

4. Вопросы участия представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации в подготовке проекта международного договора, затрагивающего вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, или его полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в переговорах и процедуре его подписания решаются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

Читайте также:
Общества взаимного кредита: что это значит

Статья 5. Международные договоры Российской Федерации в правовой системе Российской Федерации

1. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Пункт введен – Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 6. Выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора

1. Согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем:

обмена документами, образующими договор;

присоединения к договору;

применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

2. Решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной власти Российской Федерации или уполномоченными организациями в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

Статья 7. Информирование Федерального Собрания Российской Федерации о международных договорах Российской Федерации

1. Министерство иностранных дел Российской Федерации информирует Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации международных договорах Российской Федерации, а также о прекращении таких договоров или приостановлении их действия.

2. По запросам палат Федерального Собрания Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает предоставление информации о готовящихся к подписанию международных договорах.

РАЗДЕЛ II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 8. Рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации

1. Рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации могут представляться в зависимости от характера затрагиваемых вопросов на рассмотрение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации, субъектами Российской Федерации в лице их соответствующих органов государственной власти.

Такие рекомендации могут представляться также Верховным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека по вопросам их ведения. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

2. Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации или по их поручению федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации в месячный срок дают ответ на рекомендацию. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

Статья 9. Предложения о заключении международных договоров Российской Федерации

1. Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются Президенту Российской Федерации, а предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, представляются в Правительство Российской Федерации.

2. Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются Президенту Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Другие федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации представляют Президенту Российской Федерации предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию, совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации или по согласованию с ним. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

Подлежащие представлению Президенту Российской Федерации предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации, требующие предварительного рассмотрения их Правительством Российской Федерации, вносятся в Правительство Российской Федерации. Решения Правительства Российской Федерации о представлении Президенту Российской Федерации предложений о заключении международных договоров от имени Российской Федерации принимаются в форме постановления.

Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, представляются в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи.

3. Предложения о заключении международных договоров от имени Правительства Российской Федерации представляются в Правительство Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Другие федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации представляют в Правительство Российской Федерации предложения о заключении международных договоров от имени Правительства Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию, совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации или по согласованию с ним. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

4. Предложения о заключении международных договоров Российской Федерации межведомственного характера представляются в Правительство Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями по вопросам, входящим в их компетенцию, совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации или по согласованию с ним. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

5. Предложения о заключении международных договоров Российской Федерации до их представления Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти Российской Федерации, уполномоченными организациями, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

Читайте также:
Социально опасное положение несовершеннолетнего

Предложение о заключении международного договора должно содержать проект договора или его основные положения, обоснование целесообразности его заключения, определение соответствия проекта договора законодательству Российской Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий заключения договора.

6. Федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации вправе проводить по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации консультации с соответствующими органами иностранных государств, международных организаций или иных образований в целях подготовки проектов международных договоров для представления в порядке, установленном пунктами 1 – 5 настоящей статьи, предложений об их заключении Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

Статья 10. Функции Министерства юстиции Российской Федерации в связи с заключением международных договоров Российской Федерации

1. Предложения о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, представляются Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

2. Министерство юстиции Российской Федерации дает, в частности если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или является необходимым условием вступления его в силу, заключения по вопросам соответствия положений договора законодательству Российской Федерации и их юридической силы в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора.

Статья 11. Решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров Российской Федерации

1. Решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров Российской Федерации принимаются:

а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, – Президентом Российской Федерации, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, – Правительством Российской Федерации;

б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства Российской Федерации, – Правительством Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации принимает решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, если это вызывается необходимостью.

3. Правительством Российской Федерации принимаются решения о проведении переговоров о заключении международных договоров Российской Федерации межведомственного характера.

Решения о подписании международных договоров межведомственного характера принимаются федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими договорами, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

4. Правительство Российской Федерации принимает решения о подписании международных договоров межведомственного характера, если соответствующие вопросы имеют важное значение для государственных интересов Российской Федерации.

Статья 12. Ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий

1. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий.

2. Председатель Правительства Российской Федерации как глава правительства и министр иностранных дел Российской Федерации в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут переговоры и подписывают международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий.

3. Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписыва

Право международных договоров

В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, действия, действительности, основания и прекращения действия договора.

Эти нормы и принципы в своей совокупности и составляют особую отрасль международного права – право международных договоров, т.е. определяют участие государств в договорном процессе. Договорное право– как отрасль международного права , можно назвать базовой отраслью, ибо путем заключения договоров регулируются (регламентируются) отношения государств в различных сферах сотрудничества (международное сотрудничество и связи; внешнеэкономическая деятельность: торговля товарами, работами и услугами; вопросы мира и безопасности и др.).

Без международного договора невозможно дальнейшее развитие международного права.

Немаловажное значение в регламентации договорной деятельности государств имеет внутригосударственное законодательство.

Однако основными (исходными) источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года; Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями от 21 марта 1986 года. Венская конвенция 1978 года предусматривает правопреемство государств в отношении договоров (вступила в силу 6 ноября 1996г.). Все конвенции действуют в качестве общих норм.

Под международным договором понимается (ст.2 Венской конвенция 1969 и 1986 гг.), регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того содержится ли такое соглашение в одном, двух, или более связанных между собой документах, а так же независимо от конкретного наименования (договор о дружбе, соглашение о военном сотрудничестве, обмен нотами или письмами, пакт, устав, протокол, хартия, конвенция, собственно договор и т.д.). Сама конвенция означает- договор нескольких государств и действует в качестве общих норм.

Договорами в международном праве считаются только соглашения между субъектами международного права, соглашение между государством и транснациональными компаниями.

Договоры классифицируются: по кругу участников и по объему международного договора. По кругу участников могут быть односторонние и многосторонние, как универсальные (общие) так и с ограниченным числом участников.

Договоры могут быть закрытыми (как правило уставы международных организаций или двусторонние договоры) так и открытыми.

Читайте также:
Покушение на преступление: что это значит

Законодательством РФ предусматриваются межгосударственные (от имени РФ); межправительственные (от имени Правительства) и межведомственные ( министерства и ведомства РФ) договора, заключенные в пределах своих полномочий. Все они являются договорами России и создают права и обязанности России в целом.

Форма договора может быть письменной и устной (получившая название «джентельменское соглашение»). Однако договор олицетворяет собой определенную структуру, т.е. имеет форму и реквизиты: название (это может быть соглашение, протокол, конвенция, пакт, хартия, устав, нота, письмо и т.д.); преамбула (в ней формируются цели договора, объект договора); основная часть (условия, предмет договора, права и обязанности Высоких сторон, заключительные положения, подписи сторон).

Сторонами договора являются субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью: государства, межгосударственные организации, субъекты федераций – ( для субъектов РФ принят ФЗ от 04.01.1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»);

Договорный процесс – процесс заключения международного договора представляет собой документ, который охватывает стадии заключения договора: от проявления инициативы до вступления его в силу и проходит определенные последовательные действия.

Сложным моментом заключения договора (длительность) определяется степенью участников идти на уступки и компромиссы, что увеличивает сроки заключения договор по времени (длительность).

Стадии заключения договора:

1. Проявление инициативы.

Назначаются представители (или создается рабочая группа) от имени субъекта международного права, которым выдаются специальные документы-полномочия с заданием на совершение каких-либо действий (ведение переговоров, принятие текста, заключение контракта о намерениях или поставках и т.д.). Этими актами (документами) могут быть указ или распоряжение Президента, постановление или распоряжение Правительства.

Аналогичными полномочиями наделяют конституции государств и Венская конвенция о праве международных договоров: глав государств; глав Правительств; министров иностранных дел; глав дипломатических представительств; представителей в международных организациях и конференциях. Следует заметить, что правом подписи договора обладают исключительно только : Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министр иностранных дел РФ, федеральный министр органа исполнительной власти, остальные ведут переговоры в целях принятия текста (ст. 13,12 ФЗ «О международных договорах РФ, 1995г.).

2. Подготовка текста договора – осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных конференциях и в международных организациях, выставках, салонах (например, Московский авиакосмический салон-2003г, где были заключены контракты на поставку авиационной техники).

3. Принятие текста договора – является необходимой процедурой. В практике международного права существуют различные формы принятия текстов. Это парафирование (скрепление инициалами уполномоченных лиц, каждой страницы договора в знак согласия с текстом) и подписание или путем голосования на конференциях 2/3 государств присутствующих и участвующих (ст. 9 Венская конвенция 1969г.).

В международных организациях текст договора прилагается к прилагаемой резолюции. В международных организациях или конференциях текст может быть принят путем консенсуса – без голосования, если нет официальных возражений стороны любого участника.

Форма окончательного принятия текста договора – подписание. Оно порождает юридические последствия т.е. дает право подписавшему государству выразить согласие на обязательность договора; обязывает государства не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу.

4.Аутентичность текста договора(это требование ст.10 Венской конвенции 1969 г.), означает что данный текст является подлинным и достоверным. После того как установлена аутентичность, текст договора не подлежит изменению.

Согласие на обязательность договора выражается : в подписании договора; обмене документами, ратификации (акте официального подтверждения), утверждении, принятии, одобрении, присоединении к договору. Данные способы отличаются друг от друга по уровню и процедуре их осуществления.

Подписи, наиболее распространенная форма принятия договора (или текста) и одновременно согласие на обязательность договора.

Обмен документами (письма, ноты) означает согласие на обязательность этих положений.

Ратификация –согласие государства на обязательность договора. Ратификация осуществляется высшим органом государственной власти – парламентом, либо Президентом ( в РФ это прерогатива Федерального собрания – Совета Федерации) и осуществляется в форме федерального закона (ст.4 ФЗ «О международных договорах»).

Принятый Советом Федерации федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания. Согласно российскому законодательству обязательной ратификации подлежат: права и свободы человека, о государственной границе, исключительной экономической зоне и континентальном шельфе т.е. их территориальное разграничение, вопросы обороны, обеспечение мира и безопасности в т.ч. разоружение, мирные договоры о коллективной безопасности, участие России в межгосударственных союзах, международные договоры РФ в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драг. камней (ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).

Одновременно с принятием решения о ратификации международных договоров составляется ратификационная грамота. После обмена грамотами они сдаются на хранение депозитарию. Депозитарий – хранитель подлинного текста договора, т. е. аутентичного текста. Депозитарий – определяется самими участниками договора и ими могут быть: государство, несколько государств, международная организация (например ООН) или главное должностное лицо.

5. Утверждение. Упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Например, постановлением Правительства РФ от 22. 11.97. утверждено «Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств – участников СНГ» , подписанное 3.11.95 г.

6. Присоединениеозначает, что если государство по каким-либо причинам не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Присоединение осуществляется как правило путем депонирования ратификационной грамоты или иного документа (письмо, нота). Оно может быть выражено в форме ратификации или утверждения. Так Ливия в 2003г присоединилась к «Договору об отказе в производстве, хранении и использовании химического и бактериологического оружия».

7. Международное право признаетоговоркисубъектов международного права. Под оговоркой понимается (ст.2 Венской конвенции 1969 и 1986 гг.) одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией, т.е. желание выполнить или изменить формулировку.

Оговорка, возражение против оговорки и согласие с ней должны быть сделаны в письменной форме и доведены до договаривающихся сторон.

Читайте также:
Свободная таможенная зона: что это значит

8. Регистрация и опубликование договоров. Устав ООН (ст.102) предусматривает, что члены ООН должны при первой возможности зарегистрировать любой международный договор. Регистрация может быть произведена одной из сторон. Подлежит регистрации только вступивший в силу договор.

Законом о международных договорах РФ, регистрация возлагается на МИД РФ в Секретариате ООН. Регистрацию договоров производят и другие международные организации (ИКАО, МАГАТЭ, МОТ).

Статья 30 закона «о международных договорах РФ» указывает, что международные договоры, принятые в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию в сборнике законодательства РФ (Бюллетене международных договоров). Закон так же предусматривает создание Единой государственной системы регистрации и учета международных договоров РФ при МИДе РФ.

Право международных договоров

Вы будете перенаправлены на Автор24

Международный договор – это соглашение, регулируемое международным правом, заключенное между государствами или другими субъектами международного права.

Понятие права международных договоров и его источники

Право международных договоров представляет собой отрасль международного права, состоящую из совокупности правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права по вопросам заключения, действия, изменения, отмены и действительности договоров.

Объектом права выступает сам международный договор, представляющий соглашение между субъектами международного права. Это основной источник международного права, через который реализуется одна из внешних функций государства. Именно поэтому право международных договоров является одной из ведущих отраслей международного права. Посредством международных договоров определяются взаимные права и обязанности в самых разных областях (экономике, политике, культуре, науке и т.д.). В основе любого международного соглашения лежит принцип – «договоры должны соблюдаться». Речь идет не просто о формальном исполнении, но и его качестве – добросовестности. Другим принципом, лежащим в основе права международных договоров, является принцип равенства сторон и принцип ответственности за нарушение договора.

Субъект международного прав обладает правоспособностью заключать договора международного характера. Кодификация права международных договоров представляет собой приведение норм международных соглашений в общую согласованную систему на основе общепризнанных принципов. Попытки кодифицировать международные нормы были предприняты еще Лигой Наций По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Возникновение и начальная деятельность Лиги Наций подробнее , но только после создания ООН удалось создать ряд универсальных договоров, являющихся сейчас источниками права международных договоров.

К источникам права международных договоров относятся:

  • Венская конвенция о праве международных договоров (1969 год): международный договор предстает как средство мирного взаимодействия между странами, независимо от их социально-политических различий; раскрываются основные вопросы договорного права, в том числе заключение, разрешение споров и т.д. Это основной источник права договоров;
  • Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 год): регламентация правопреемства, в основном при участии в многосторонних соглашениях;
  • Венская конвенция ООН о праве договоров между государствами и международными организациями (1986 год).

Готовые работы на аналогичную тему

Согласно Конституции РФ международные договора являются составной частью правовой системы России, поэтому если в международном договоре установлены иные правила, чем в законе РФ, то применяются нормы международного договора. Однако внесенные поправки в Конституцию, голосование по которым пройдет в 2020 году, предполагают внесение изменений в это положение. Так, решения международных органов, принятые на основании международных договоров РФ, если они вступают в противоречие с Конституцией РФ, не подлежат исполнению Российской Федерации. Таким образом, в ситуации спора, когда международные нормы расходятся с российскими, в случае если это может повлечь нарушение прав и свобод граждан или создать угрозу конституционному строю, международные нормы Россией исполняться не будут.

Международный договор: понятие, структура, классификация

Международный договор является письменным соглашением, которое регулируется международным правом и заключающийся между государствами или иными субъектами международного права. При этом важно отметить, что международный договор может составлять не один документ, а несколько связанных между собой, а также иметь вариации в конкретном названии. Это может быть договор, соглашение, декларация, конвенция, устав, протокол и т.д.

Существуют разные классификации международных договоров:

  • по объекту регулирования: экономические, политические, научные и т.д.;
  • по количеству участников: двусторонние и многосторонние;
  • по характеру регулирования: универсальные и региональные;
  • по способу присоединения: закрытые, открытые, полуоткрытые (с согласия участников);
  • по характеру представительных органов: межгосударственные, межправительственные, межведомственные;
  • по юридическому характеру: правомерные и неправомерные.

Существует своя градация в наименовании принимаемого международного акта, выработанная международной практикой. Так, наиболее значимые основополагающие акты принято называть договорами, они касаются наиболее важных сфер международных отношений. Соглашения касаются относительно менее значимых вопросов. Если стороны пытаются достичь морально-политическое взаимопонимание, то акт носит название пакта. Договоры, регулирующие деятельность международных организаций, носят название уставов. Дополнительные международные соглашения, вносящие поправки к основному договору, называются протоколами.

В структуру договора входит его название, состав участников, их права и обязанности. Договор начинается с преамбулы, в ней часто формулируется цель договора, далее следует основная часть, разделенная на статьи. В заключительной части называются условия вступления в силу и прекращения. Договор может включать приложения в качестве протоколов или дополнительных соглашений. Последний элемент структуры – подписи сторон.

Заключение международных договоров

Процедура заключения или принятия договоров включает в себя несколько этапов. Первый этап начинается с подготовки текста. На этом этапе один из будущих участников выступает с договорной инициативой. Также на этом этапе происходит согласование воли государств относительно содержания текста. Обсуждение происходит либо по дипломатическим каналам, либо на международных конференциях.

Выражение согласия участия в договоре является его подписание. Подписание может быть условном, это означает, что в дальнейшем договор нуждается в последующем подтверждении государством или соответствующей организацией. Существует такое понятие как парафирование, что обозначает постраничное подписание текста представителями государств.

Читайте также:
Убийство матерью новорожденного ребенка

Третья стадия – ратификация. Она подразумевает утверждение договора высшим органом государственной власти. Это влечет обязательный характер договора для данного государства. Ратификации подлежат договора, если сами договаривающиеся стороны это предусмотрели. Кроме того, ратифицируют договора, затрагивающие такие вопросы, как территориальные разграничения между государствами, разграничение экономической зоны, права и свободы человека, по вопросам обороноспособности государства, в том числе разоружению, договоры о коллективной безопасности, участие в межгосударственных союзах.

Последняя стадия – регистрация и опубликование договора. Для регистрации международные договора отсылают в Секретариат ООН, так устанавливается преграда для создания тайных договоров и соглашений. Неопубликованные международные договоры не принимаются международными органами правосудия, потому невозможно ссылаться на них в спорах.

Госдума разъяснила, как инициатива становится законом

robuart / Depositphotos.com

На официальном сайте нижней палаты парламента появился соответствующий материал. В нем поясняется, кто имеет право внести законопроект на рассмотрение Госдумы, сколько чтений проходит документ и в чем особенности каждой из них, кто подписывает финальный вариант текста.

Так, подчеркивается, что не каждая инициатива становится законом. Также перечисляются лица, которым принадлежит право законодательной инициативы. К ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации – однако только по вопросам, касающимся их ведения (ст. 104 Конституции Российской Федерации).

Поступающий в Госдуму законопроект и материалы к нему направляются на имя Председателя Госдумы, регистрируются в Управлении документационного обеспечения Аппарата Госдумы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Госдумы с присвоением уникального регистрационного номера. В свою очередь, в Системе обеспечения законодательной деятельности на документ заводится электронная регистрационная карта, в которой отражается необходимая информации о проекте (начиная с даты его поступления, списка инициаторов и сведений о прохождении в Госдуме и заканчивая данными об одобрении Госдумой или о принятии и рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и о подписании Президентом РФ).

Затем документы направляются в профильный комитет, который проверяет их на соответствие установленным требованиям, после чего поступают в Совет Госдумы. Последний может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору, либо сразу включить его в примерную программу работы Госдумы, назначив при этом ответственный за документ комитет (или несколько комитетов), который проведет основную работу над законопроектом (с привлечением экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, созданием рабочих групп для анализа предложений по совершенствованию инициативы, проведением парламентских слушаний, круглых столов и т. д.). Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению депутатами законопроект подлежит рассмотрению на пленарных заседаниях.

Процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии:

  • первое чтение (рассматривается концепция законопроекта, оценивается его актуальность и практическая значимость, соответствие Конституции РФ, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении – если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным);
  • второе чтение (предусматривает более детальное обсуждение законопроекта с различными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц, в случае принятия законопроекта во втором чтении он направляется в ответственный комитет для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, а после этого вместе с заключением Правового управления Аппарата Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы, который включает его в проект порядка работы Госдумы для рассмотрения в третьем чтении);
  • третье чтение (заслушивается доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций, проводится голосование за принятие документа в целом).

Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства РФ и иными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Госдумы и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать – это будет означать согласие с их принятием.

Наконец, последним этапом является подписание и обнародование закона Президентом РФ в течение 14 дней после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. При этом, если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то Президент должен будет подписать его и обнародовать в течение семи дней.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания Президентом. Что касается вступления законов в силу, то, по общему правилу, они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Однако в самом документе может быть указан иной срок вступления его в силу (в виде конкретной даты или периода, по истечении которого нормы закона начнут действовать).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: