Право народов: что это такое, описание и особенности

Конституционно-правовой статус народа

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 17.06.2015 2015-06-17

Статья просмотрена: 1261 раз

Библиографическое описание:

Побережец, В. А. Конституционно-правовой статус народа / В. А. Побережец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 610-614. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20407/ (дата обращения: 21.12.2021).

Конституция Российской Федерации начинается с преамбулы: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».. [1]

А кто же относится к этому многонациональному народу? Что несет в себе понятие «народ»? Значит ли это, что все люди, находящиеся на территории Российской Федерации, попадают под значение категории «народ»?

Термин “народ” мы употребляем постоянно, порой даже не замечая. В российской Конституции именно народ считается высшей инстанцией, придающей легитимность государственной системе. К мнению народа отсылают нас политики и чиновники, журналисты и специалисты по социологии.

Обратимся к истории.

В годы советской власти под народом понималась определённая историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся, либо включать в себя и те социальные слои, которые не относились по своему социальному положению к трудящимся, но, тем не менее, объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия народ открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

Сейчас под понятием «народ» понимается — население, объединенное принадлежностью к одному государству, жители страны. [2, с. 589]

На основании анализа действующего законодательства и конституционно-правовой доктрины необходимо признать за народом наличие конституционной правосубъектности. Казьмина Е. И. понимает под народом «социальную общность, представляющую собой совокупность граждан Российской Федерации вне зависимости от места их проживания, а также (если вести речь о политико-правовом аспекте этой категории) иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, обладающих политическими правами и выражающими свою политическую волю в отношении Российской Федерации». [3, с. 3]

Что касается структуры конституционного статуса народа с точки зрения закона, то она включает в себя совокупность следующих элементов: конституционная правосубъектность; принципы правового статуса народа; суверенные права и обязанности; конституционная ответственность; гарантии правового статуса.

Среди принципов конституционного статуса российского народа выделяются следующие: принцип гармоничного сочетания личных интересов и интересов народа в целом, принцип приоритета общенародных интересов перед интересами органов власти, принцип обеспечения законодательного закрепления воли народа, принцип неотчуждаемости воли народа, принцип гарантированности статуса народа, принцип соответствия статуса народа основам конституционного строя государства.

Чем народ отличается от населения?

Население — это те люди, которые поселились, прижились, обустроились на определённом месте. Если быть точнее, то совокупность всех народов, проживающих на одной территории. Народ — это не просто отдельные люди и семьи. Это единый организм. Это иное состояние, иное качество. Тут совсем другой уровень силы, который и объединяет, и защищает, и взращивает своих участников. Это иная организация жизни, иная организация быта и взаимоотношений. Справиться с населением большого труда не составляет. С народом справиться значительно труднее, объединяющая сила имеет мощное сопротивление внешнему воздействию.

Народу есть на что опираться. Есть символика, есть традиции, есть знания, есть опыт. [4, с.14]

Народ, являясь источником государственной власти, формализует и легитимизирует ее [5, с. 77], а также выступает в качестве основы государственной деятельности [6, с. 301].

Чем отличаются понятия «народ» и «нация»?

Эти определения схожи, но не являются равнозначными, так как нация — это общность локальная, обособленная культурно и территориально, несколько таких наций, проживающий на одной территории принято объединять общим названием народ. Таким образом, во внутригосударственном пространстве каждая нация может иметь свои черты и индивидуальные особенности, но на международной арене эти черты и особенности теряют свою значимость и весь мир видит единый и неделимый народ государства, коллективный субъект права, который участвует в правоотношениях по поводу реализации и защиты своих национальных интересов. Резюмируя сказанное, с юридической точки зрения, понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. [7, с. 249]

Приведем наглядный пример в подтверждение сказанному. В Бельгии живут две нации — фламандцы и волоны, и так исторически сложилось, что они не очень ладят друг с другом. Волоны говорят по-французски, а фламандский — это, в сущности голландский язык. С голландским у него минимальное различие, лишь в нескольких буквах, но эта разница не имеет существенного значения. Так вот, если гражданин какого-либо другого государства приедет в Бельгию, то никто из бельгийских граждан ему не скажет: «Я бельгиец». Они обязательно скажут: «Я волон» или «Я фламандец», но перед лицом внешнего мира они ощущают себя бельгийцами. То есть, две нации, а народ — один. Так что, народ — понятие более широкое, чем нация.

Стороной правоотношения от имени народа, выражая его волю, выступают созданные им органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения. Они обладают собственной государственно-правовой правосубъектностью, собственными потребностями и интересами, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут войти в противоречие с волей народа. При недостаточном уровне развития народовластия и контроля деятельности элементов политической системы со стороны народа такое расхождение способно привести к сверхнормативной самостоятельности публично-властных структур и к ущемлению прав народа (политический субъективизм, популизм и пр.)

Но и в этом случае вопрос о дееспособности народа может быть решен положительно. Поскольку государственная власть производна от власти народа, то государственные и муниципальные органы лишь осуществляют ее от имени народа, но не являются ее носителями. Не могут они претендовать и на суверенность ее осуществления. Следовательно, сам народ вправе оценивать и контролировать эту власть. Институционально это проявляется в формировании и действии таких «народных» органов или «органов гражданского общества», как Общественная палата РФ, различные комиссии при Президенте РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и др. В юридической науке обладание дееспособностью обоснованно связывается с деликтоспособность, т. е. способностью нести юридическую ответственность. Поскольку форм юридической ответственности, где бы эксплицировалась специфика коллективных субъектов и индивидуальной ответственности в рамках коллективной деятельности или социального бытия, не создано, то народ может выступать лишь в качестве потерпевшего. Например, в связи с нарушением права народа на самоопределение народ вправе обратиться в международные правозащитные органы. [8, с. 570]

Читайте также:
Правовая аксиома: что это такое, описание и особенности

Какие же права есть у многонационального народа Российской Федерации?

Народ в Российской Федерации пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры, местного самоуправления и других областях.

Народ РФ пользуется равными правами на самоопределение, т. е. прежде всего на избрание формы своей государственности. В настоящее время согласно статье 65 Конституции РФ в состав России входят 23 республики, 1 автономная область и 4 автономных округа. Это говорит о том, что десятки народов приобрели в Российской Федерации свою государственность, а, следовательно, реализовано право народов на самоопределение.

Особая вера в право всех народов на самоопределение возникла после второй мировой войны, когда мир стал свидетелем растущего национализма. Ключевым моментом в официальном признании права народов на равноправие и самоопределение и его превращении в принцип международного права стало принятие и вступление в силу Устава ООН в 1945 году, утвердившего веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций.

Определение данного принципа было официально закреплено на XV сессии Генеральной Ассамблеей ООН, где была принята Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Дальнейшее развитие права народов на равноправие и самоопределение получило в двух наиболее известных в сфере регулирования прав человека пактах: Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) [9] и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) [10].

Так как дружественные отношения могут складываться только на основе равноправия, признание права народов на самоопределение является ключевым фактором содействия развитию дружественных отношений. Статус права народов на самоопределение как принципа международного права подтверждается в Декларации о принципах международного права от 24.10.1970 г. [11], касающейся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. В данном документе право народов на самоопределение не просто обозначается, как принцип, закреплённый в Уставе ООН, но и находят отражение юридические разъяснения сферы применения и распространения этого права. В Декларации прослеживается необходимость незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имеется в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу ООН. Кроме того, подчёркивается важность содействия мирового сообщества в решении проблем, возникающих при реализации права народов на самоопределение, и неправомерность использования в этих целях каких-либо насильственных действий. [12, с. 5]

Говоря о правах и свободах человека, правах народа, закреплённых в Конституции РФ и других международно-правовых актах, необходимо упомянуть и о гарантиях, которые предусматривает государство для защиты своих граждан. Конституция — единый, обладающий особым юридическим статусом нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм её осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

К сожалению, не каждая Конституция реально гарантирует исполнение этих прав. Истории известны Основные законы, содержащие в себе лишь декларативные установления, которые не имели место в реальной жизни. Такие Конституции именуют фиктивными. В значительной мере таковыми являлись советские конституции, которые утверждали народовластие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности, на деле же все было иначе.

Что касается современной России, то, с тех пор, как ее провозгласили демократическим государством, а ее многонациональный народ носителем суверенитета и единственным источником власти, Конституция Российской Федерации закрепила и положения, позволяющие в той или иной степени реализовать данные нормы. Тот факт, что народ наделен правом осуществлять свою власть в двух формах: непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления, — позволяет говорить о народе как субъекте конституционного права России и наделять его различными правами и даже обязанностями.

Анализ современного законодательства позволяет относить к народу не только граждан Российской Федерации независимо от места их проживания, но и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории России. Это обусловлено наличием ряда политических прав у этих лиц, позволяющего активно участвовать в политической жизни государства и влиять на нее. К таким правам можно отнести право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, право на участие в местном референдуме, право организации и участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, право на обращение. При этом необходимо отличать категорию «народ» от категорий «население» и «нация», под которыми понимают соответственно совокупность лиц, постоянно проживающих на общей территории, включающую в себя как граждан государства, так и иностранных граждан, и лиц без гражданства, независимо от их участия в политической жизни общества; и соответственно социальную общность, основанную на общем происхождении и этнической принадлежности. Понятие народа также не тождественно понятию избирательный корпус, так как несправедливо исключать из состава российского народа лишенных избирательных прав по различным причинам, а также детей, которые не включаются в число избирателей в силу недостижения необходимого возраста. [13, с. 74]

Актуальным остается вопрос о правовом статусе народа, содержание которого нельзя сводить исключительно к деятельности избирательного корпуса, и который представляет собой совокупность следующих элементов: Конституционный статус народа включает в себя ряд элементов: правосубъектность, которая включает в себя правоспособность (применительно народа совпадающую с дееспособностью) и деликтоспособность; принципы правового статуса; права и обязанности; конституционная ответственность; гарантии правового статуса. [14, с. 37]

А что касается гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, то эта проблема остаётся одной из актуальных для нашего общества на сегодняшний день. Но следует отметить, что предпринимается множество действий для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина со стороны государства, что заметно влияет на правовое благосостояние Российской Федерации, позволяет существенно сблизить народ и государство, повысить уровень ответственности отдельных граждан перед нынешним и будущими поколениями, а также влечет за собой и ответственность государства перед народом за политику, проводимую им в последние годы и в будущем.

Читайте также:
Незаконное врачевание: что это такое, описание и особенности

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237, 25 дек.; СЗ РФ. 2014, N 31, ст. 4398.

2. См.: Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000, с. 589.

3. Казьмина, Е.А Народ как субъект конституционного права Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2011.

4. См.: Клиросов, О. Ю. Народ и население –М, 2013, С. 11

5. См.: Конева, Н.С., Сероус А. В. Народовластие как конституционная ценность // Вестн. Южно-Урал. гос. ун-та. Сер. Право. 2013. Т. 13, № 3. С. 77–80.

6. См: Эбзеев, Б. С. Введение в Конституцию России. М.,2013. 560 с.

7. См.: Горбунов, В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: Генезис, тенденции // Социально-гуманитарные знания. — 1999. — 2. — С. 249

8. См.: Дураев, Т.А., Тюменева, Н. В. К вопросу о конституционно-правовом статусе народа // Известия Саратовского Университета, 2014, том. 14, выпуск 3, С. 570

9. О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 12, 1994.

10. Об экономических, социальных и культурных правах: Международный Пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 12, 1994.

11. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles (дата обращения: 5.06.2015).

12. См.: Трофимов, В. Д. Права народов в России: состояние и перспективы // Доклад на IV съезде поморов г. Архангельск, 2010.

13. См.: Авакьян, С. А. Почему «наместники» лучше «баринов» // Конституционное и муниципальное право. № 2, 2004.

14. См.: Казьмина, Е.А «Народ как субъект конституционного права Российской Федерации: автореферат дисс. … канд. юрид. наук. М., 2011, с. 37.

Самоопределение народов

Самоопределение народов как один из основных принципов международного права означает право каждого народа самостоятельно определять свой политический статус, форму государственного существования, пути экономического, социального и культурного развития.

Принцип самоопределения народов связан не только с процессом перестройки внутренних политико-правовых устоев большинства государственных образований, имеющих многовековую историю, но и во многом определил становление более ста новых государств, что явилось частью единого процесса, охватившего все мировое пространство и не обошедшего стороной фактически ни одно государство.

Принцип самоопределения является правом, но не обязанностью, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств. Если же народ создает орган, который его официально представляет и выполняет публично-правовые функции, то всякие насильственные действия, препятствующие извне процессу самоопределения, могут рассматриваться как нарушение принципа суверенного равенства государств и принципа невмешательства во внутренние дела государств.

Становление принципа самоопределения народов

Корни современной концепции самоопределения народов могут быть найдены в идеях Декларации Независимости США 1776 г., в которой провозглашалось, что «людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых» и, далее, «в случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее». Принцип самоопределения народов был поддержан лидерами Французской революции, выдвинувшими доктрину народного суверенитета, суть которого — верховенство народа как единственного законного и правомерного носителя власти в государстве.

В середине XIX века к идее «свободы народов» стали апеллировать национальные и революционные движения — борцы за независимость Польши, Греции и испанских колоний в Америке, итальянские патриоты и силы, выступавшие за объединение Германии. В последних двух случаях эта идея выступала в форме ирредентизма — объединения разрозненных земель, на которых проживали представители одного народа, в единое государство.

Сам термин «самоопределение наций» впервые прозвучал на Берлинском конгрессе 1878 года, приблизительно тогда же в оборот вошло и понятие «право наций на самоопределение». Идея вскоре получила широкое признание и заняла прочное место в программных положениях многих либеральных и социалистических движений. В 1896 году «право наций на самоопределение» было признано Конгрессом II Интернационала.

Новый импульс развития принцип равноправия и самоопределения народов получил в связи с окончанием Первой мировой войны, когда термин «самоопределение» стал приобретать большую актуальность в международной жизни. В январе 1918 года президент в США В. Вильсон выступил с программой мирного послевоенного урегулирования, известной как «14 пунктов Вильсона» – тезисы, заложившие основу проекта Версальского мирного договора 1919 года. Несмотря на то что в этой программе принцип самоопределения не был сформулирован как всеобщий (Вильсон не подвергал сомнению существование колониальной системы), ее применение по отношению к народам, находившимся до сих пор под властью Османской империи и Австро-Венгрии, привело к тому, что он вошел в каноны мышления послевоенного мирового порядка.

Лига Наций, учрежденная в 1919 г. с целью развития сотрудничества между народами и обеспечения коллективной безопасности, ограничилась лишь введением системы мандатов для колоний государств, проигравших Первую мировую войну, с целью не допустить их чрезмерной эксплуатации. В целом большинство идей Вильсона Лига Наций не приняла.

Многотысячный марш за независимость Шотландии в Глазго. 5 октября 2019 г.

Принцип самоопределения народов как международно-правовая норма впервые оформлен и закреплен в 1945 г. Уставом ООН. В соответствии со ст.1 Устава, для поддержания дружественных отношений между государствами и для укрепления всеобщего мира все члены организации обязаны действовать на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.

Решающим шагом в укреплении прав человека было принятие Международных пактов 1966 г. В Международном пакте о гражданских и политических правах в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах было подтверждено, что все народы имеют право на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Особую роль в процессе становления принципа равноправия и самоопределения народов сыграла принятая в 1970 г. Декларация о принципах международного права. Декларация конкретизировала содержание права на самоопределение, раскрывая возможные формы его осуществления:

  • создание суверенного и независимого государства;
  • свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;
  • установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Содержание права народов на самоопределение

Содержание права народов на самоопределение в ходе своего развития претерпело значительные изменения. Так, на протяжении XX века к праву на самоопределение различные движения и группы обращались в контексте деколонизации, революций и переворотов, ирредентизма, сепаратизма и автономизма.

Читайте также:
Постоянный нейтралитет: что это такое, описание и особенности

Исходя из анализа документов и доктрины действующего международного права, можно выделить следующие основные элементы содержания принципа самоопределения:

  • запрещены подчинение народов иностранному господству и их эксплуатация;
  • все народы могут свободно выбирать свой политический статус (суверенное государство, ассоциированное государство, союз или объединение с другим государством и т. д.);
  • все народы имеют возможность беспрепятственно выбирать форму своего государства (т.е. форму правления, государственного устройства, политического режима);
  • все народы имеют возможность свободно определять характер социально-экономического строя и пути своего развития;
  • все народы имеют право самостоятельно формировать свои нравственные ориентиры и культурные ценности;
  • все народы могут свободно распоряжаться своими природными богатствами и ресурсами;
  • все государства обязаны содействовать осуществлению народами их права на самоопределение и воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы этого права.

Совершенно очевидно, что эти элементы взаимосвязаны: один выбор предопределяет другой. Например, вхождение народа (или нации) в состав какого-либо государства означает и выбор существующего там социально-экономического строя.

Формы реализации права народов на самоопределение

В настоящее время в теории международного права выделяют две формы реализации права народов на самоопределение: внутреннюю и внешнюю:

Внутренняя форма реализации права народов на самоопределение

Внутреннее самоопределение — это выбор определенной формы самоопределения народа внутри государства, без стремления к отделению. Одной из наиболее очевидных форм самоопределения в данном случае становиться предоставление этносу (народу) автономии. Под автономией понимается предоставление обособленной этнической (национальной) группе определенной степени самостоятельности в вопросах этнокультурного и хозяйственного характера.

В современной науке принято различать национально-территориальную и национально-культурную автономию:

  • Национально-территориальная автономия — относительно самостоятельный регион государства с особым национальным составом населения, своеобразной культурой, традициями и языком. Основы правового положения территориальной автономии обычно регулируются конституциями или спец. законами, определяющими ее статус, систему автономных органов, их компетенцию, взаимоотношения с центр. органами власти, порядок рассмотрения споров между автономными образованиями и центром.
  • Национально-культурная автономия — общественное объединение, в рамках которого этническим группам гарантируется право пользоваться наследием своей культуры, исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, в процессе обучения, изучать свою историю, традиции и культуру; предоставляются возможности издавать собственные средства массовой информации, возрождать свои промыслы и ремесла; создаются условия для сохранения самобытности этнических групп, их участия в разработке и осуществлении государственной национальной политики.

Кроме того, одним из наиболее эффективных способов снижения конфликтности в многонациональных государствах является федерализм. В федеративном государстве часть полномочий государства делегируется: регионам предоставляется право самостоятельно разрабатывать программы своего социально-экономического и культурного развития, определять порядок их финансирования, осуществлять контроль за их исполнением.

Внешняя форма реализации права народов на самоопределение

Внешнее самоопределение подразумевает реализацию права народа на самоопределение через создание независимого государства или присоединение к другому государству. Этот тип самоопределения является предметом многочисленных дискуссий. В первую очередь такая форма самоопределения использовалась во времена деколонизации. После завершения данного процесса встал вопрос о применимости внешнего самоопределения в условиях современной системы международного права.

По мнению известного юриста-международника, С.В. Черниченко, право на самоопределение предполагает право на отделение в четырех случаях:

  1. народ находится в колониальной зависимости;
  2. территория, на которой проживал какой-то народ, подверглась аннексии после 1945 г.;
  3. конституция государства предусматривает возможность выхода из состава государства территории, населенной определенным народом;
  4. государство не соблюдает в отношении живущих на его территории народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечивает представительство всех слоев населения в органах власти.

Таким образом, международное право не исключает право на самоопределение через отделение от материнского государства, но допускает только в исключительных случаях: в случае незаконного захвата власти, государственном перевороте или иных действий центральной власти, направленные на дискриминацию населения, порождение этнической предвзятости и нетерпимости.

Субъекты права на самоопределение

Одним из самых дискуссионных и противоречивых вопросов в содержании принципа самоопределения является его субъект, то есть тот, кому принадлежит право на самоопределение.

Народы, находящихся под колониальной зависимостью

Колониализм с точки зрения международного права есть явление, препятствующее реализации основных прав человека, мешающее развитию зависимых народов и в связи с этим подлежащее скорейшей элиминации. Многочисленные декларации и резолюции главных органов ООН однозначно признают право находящихся под колониальной зависимостью народов на самоопределение.

Демонстрация за независимость от Бельгии в Леопольдвиль, Конго. 1960 г.

14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в которой существенно конкретизируется содержание принципа равноправия и самоопределения относительно данных народов. Так, в декларации утверждается, что колониально-зависимые народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Процессу достижения данными народами независимости не могут помешать ни этнические и религиозные особенности, ни численность народа, ни недостаточный уровень их социального, экономического или политического развития.

Коренные и малочисленные народы

Коренные народы отличаются тем, что сохраняют традиционную хозяйственную деятельность и свою культуру, тесно связанную с определенной территорией. Принятая 13 сентября 2007 г. Декларация о правах коренных народов гарантирует коренным народам право на сохранение и развитие своих политических, экономических и социальных систем или институтов. Также этим народам гарантируются право участвовать в управлении суверенным государством, на территории которого они проживают.

Формой осуществления права на самоопределение коренных народов может являться создание широкой автономии, поскольку таким образом обеспечивается сохранение их традиционного образа жизни и социально-политического устройства. Соблюдение права на самоопределение должно способствовать развитию гармоничных и базирующихся на сотрудничестве отношений между государством и коренными народами, основанных на принципах справедливости, демократии, уважения прав человека, недискриминации и добросовестности.

Национальные меньшинства

Обладают ли национальные меньшинства правом на самоопределение — еще одни спорный вопрос в теории международного права. Под меньшинством понимается этническая группа, члены которой, являясь гражданами государства проживания, по своему происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения страны.

По общему правилу, национальные меньшинства не обладают правом на самоопределение. Хотя на международном уровне приняты специальные акты, защищающие права нацменьшинств, такие как Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994 г.), однако право на самоопределение как таковое в них не упоминается.

Читайте также:
Противозаконное сожитие: что это такое, описание и особенности

Тем не менее, из-за неясности и отсутствия четких определений таких базовых понятий, как «народ», «нация», «национальное меньшинство», некоторые ученые отстаивают точку зрения, согласно которой национальные меньшинства обладают правом на самоопределение наряду с другими группами индивидов, образующими вместе «народ».

Соотношение принципов равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности государств

Одним из наиболее сложных и спорных в международном праве и мировой политике является вопрос о том, как принцип самоопределения народов соотносится с международным принципом территориальной целостности государств.

Как полагают одни авторы, право на самоопределение не означает право на сецессию и на практике принцип самоопределения должен быть подчинен принципу территориальной целостности. Не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, они исходят из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека.

Другие считают, что право на самоопределение является одним из фундаментальных коллективных прав человека, принадлежащих народу как единому целому. Исходя из принципа наивысшей ценности прав человека, они рассматривают государство как механизм, с помощью которого общество обеспечивает интересы своих членов. Поэтому, если какая-то территориальная группа не желает входить в состав данного государства, то не существует каких-либо оснований, которые могли бы обосновать насилие над ней.

Большинство специалистов, однако, придерживаются мнения, что в соответствии с положениями международного права право на «внешнее» самоопределение относится только к народам, находящимся в колониальной или иной иностранной зависимости, или в условиях иностранной оккупации.

Акцент в плане практической реализации должен делаться на «внутреннее» самоопределение, т.е. на развитие демократических институтов и механизмов группового представительства, позволяющих всем членам общества и всем группам эффективно участвовать в управлении и распределении ресурсов, в частности, предоставляющих народам определенную самостоятельность и независимость в решении собственных проблем в рамках федерации или автономии.

Вопрос о реализации права на самоопределение в форме отделения от существующего государства может ставиться только тогда, когда государство допускает массовые и систематические нарушения прав человека, не соблюдает принцип равноправия и самоопределения народов, не обеспечивает без дискриминации представительство всех слоев населения в органах власти и не имеет воли или желания изменить сложившееся положение.

Права человека и гражданина / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВА НАРОДОВ

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВА НАРОДОВ

Народ — это совокупность граждан конкретной страны или конкретного государства. Народ страны может состоять из нескольких этносов (народностей), исконно проживающих на соседних друг с другом территориях. Такой народ считается многонациональным. Оптимальный вариант его государственности – федерация. Иност­ранцы, лица без гражданства к народу данной страны не относятся. Население — более широкое понятие. Это все те, кто проживает в данный момент на территории государства, на­селяет его, независимо от своего гражданства, национальной и го­сударственной принадлежности. И народ, и население страны мо­гут состоять из представителей разных этносов.

Любой народ (и как политическая, и как национально-этничес­кая общность) существует только в единственном числе. Т.е. народ олицетворяется с той частью этноса, которая проживает, руководствуясь системой собственных ценнос­тей, в ареале его постоянного (исторического) заселения. Индивиды и группы индивидов, очутившиеся в другой социально-этничес­кой среде, если даже они продолжают говорить на родном языке, придерживаться обычаев и традиций народа, из среды которого они вышли, являются частью этого народа — диаспорой (от греч. diaspora — «рассеяние»).

К числу фундаментальных относятся права народов на существо­вание и самоопределение; на равноправие; на суверенитет природ­ных ресурсов в ареале проживания; на создание (отдельно или в фе­дерации с другими народами) своей государственности в той или иной форме; на выражение своей воли при определении форм сво­его государственного устройства; на компенсацию в случае нанесения ущерба национальным и государственным интересам; на раз­витие своей культуры; на мир и на самозащиту.

Права народов на равенство, самоопределение и суверенитет. На принципах равноправия должны строиться отношения не только между людьми, но и между народами.

Каждый народ имеет свой ареал заселения, где сменяющие друг друга поколения людей живут компактно на протяжении тысячеле­тий. Он имеет право на исключительное или преимущественное пользование и распоряжение ресурсами и дарами природы в этом ареале. В зависимости от географических, природных и иных фак­торов народ формирует свой образ жизни, выбирает свой собствен­ный путь общественной и государственной организации, в наиболь­шей мере отвечающий менталитету тип социального строя. Отсюда — естественное право народа на самоопределение.

Во взаимоотношениях между собой народы должны руковод­ствоваться принципом равноправия.

Принцип самоопределения подтвержден декларацией Органи­зации Объединенных Наций 1 января 1942 г. и ст. 1 Устава ООН, где он отождествлен с равноправием. Устав ООН провозглашает равен­ство прав больших и малых наций.

В целях практической реализации провозглашенных в Уставе ООН принципов взаимоотношений между народами ГА ООН при­нимает в 1960 г. декларацию «О предоставлении независимости ко­лониальным странам и народам». В ее преамбуле говорится о при­знании равных прав больших и малых народов. Признаются законность стремления всех зависимых народов к свободе и их ре­шающая роль в достижении и поддержании своей независимости.

Вслед за Декларацией о предоставлении независимости колони­альным и зависимым народам ГА ООН принимает резолюцию (15 де­кабря 1960 г.), в которой она рекомендовала уважать суверенное право каждого государства распоряжаться его природными богат­ствами и ресурсами. А 14 декабря 1962 г. ГА ООН одобряет специ­альную резолюцию под названием «Постоянный суверенитет над при­родными ресурсами».

О праве народов на самоопределение как о важнейшем праве говорится в Декларации о принципах международного права по уста­новлению дружественных отношений и сотрудничества между странами в соответствии с Хартией ООН (1970). Право на самоопределение закреплено в общей для двух международных пактов о правах чело­века первой статье. Это самостоятельное коллективное право, в отличие от права на самоуправление, являющегося индивидуальным правом, реализуемым в содружестве с другими индивидуумами. Субъектами права на самоуправление являются человек или группа людей. Субъектами права на самоопределение являются этнос, на­род, нация.

Право народов на мир и на самозащиту. Декларация ООН «О праве народов на мир», провозглашая это право священным, объявляет, что защита данного права и содействие его реализации составляют фундаментальные обязательства каждого государства-члена ООН. При этом подчеркивается, что право народов на мир требует, чтобы политика государств была направлена на устранение угрозы войны, на отказ от использования силы в международных отношениях и урегулирование международных споров мирным пу­тем. Декларация призывает все государства и международные орга­низации сделать все возможное, чтобы помочь реализовать право народов на мир путем принятия соответствующих мер как нацио­нального, так и международного уровня.

Читайте также:
Относительное право: что это такое, описание и особенности

К естественным правам народов относится и их право на свою защиту от тех, кто покушается на их мир и безопасность, в том числе и вооруженным путем.

Отношения между народами и государствами должны основы­ваться на принципе международной демократии. Согласно Всеоб­щей декларации о демократии этот принцип означает не только равноправное или справедливое представительство государств. Он распространяется также на экономические права и обязанности го­сударств. Принцип международной демократии означает также, что поведение всех государств должно соответствовать международно­му праву, они в равной степени должны воздерживаться от исполь­зования силы или угрозы силой, а также от любого поведения, ко­торое подвергает опасности или нарушает суверенитет, политичес­кую или территориальную целостность других государств.

Право народа и социума на выражение своей воли. В основе са­моуправления и самоопределения лежат воля народа или его право на выражение своей воли путем тайного голосования (выборы, референдумы или плебисцит). Это право провозглашает ВДПЧ (ст. 21, п. 3).

Ста­тья 3 1-го протокола к Европейской конвенции о защите прав чело­века и основных свобод конкретизирует это право, возлагая на под­писавшие его государства обязательство «проводить свободные выборы через разумные интервалы времени путем тайного голосования на ус­ловиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа в выборе чле­нов органов законодательной власти».

Государства — члены ОБСЕ на своей II конференции по чело­веческому измерению в Копенгагене (июль 1990 г.) договорились от­носительно содержания понятия «воля народа как основа власти правительств». Оно включает:

• проведение свободных выборов с разумными интервалами, ус­тановленными в соответствии с законом;

• принцип, в соответствии с которым по крайней мере в одной из палат национального законодательного органа все места сво­бодно оспариваются путем народного голосования;

• гарантии всеобщего голосования взрослых граждан путем тай­ных выборов с честным подсчетом избирательных бюллетеней и официальным обнародованием результатов;

• уважение права граждан быть избранными в политические и общественные органы как индивидуально, так и в качестве представителей политических партий и организаций, без вся­кой дискриминации;

• уважение права индивидуумов и групп людей учреждать сво­бодно их собственные политические партии или организации и обеспечение им законных гарантий для соперничества на рав­ных правовых основаниях;

• гарантии в том, что политические кампании проводятся в сво­бодной атмосфере, в которой ни административные действия, ни насилие (запугивание) не мешают партиям и кандидатам свободно излагать свои взгляды и не препятствуют избирате­лям изучать и обсуждать их или отдавать за них свои голоса без опасения возмездия;

• гарантии в том, что никакие юридические или административ­ные барьеры не будут стоять на пути доступа всех политичес­ких группировок и индивидуумов, желающих участвовать в из­бирательном процессе, к средствам информации;

• кандидаты, получившие необходимое по закону количество голосов, исполняют свои служебные обязанности до истечения срока их мандата или прекращают их только в соответствии с законом, согласующимся с конституцией.

Право народов на самоопределение: история развития и воплощения идеи

Принцип самоопределения в Уставе ООН

В документах, принятых Организацией Объединенных Наций, идея самоопределения получила новую поддержку. Однако в ходе их принятия неоднократно возникали жаркие дискуссии, связанные с двойственностью толкований тех или иных терминов. Так, во время подготовки Устава ООН на VI заседании Комитета I Комиссии на Конференции в Сан-Франциско 15 мая 1945 года рассматривалась поправка к пункту 2 статьи 1, в которой говорилось о «праве народов на самоопределение». Поправка была отклонена, поскольку юристы увидели в ней множество противоречий и неясностей. Например, двояко мог толковаться термин «народы»: непонятно, что имелось в виду – национальные группы или группы, идентичные с населением государств. Это же относилось и к термину «нация». Некоторые эксперты опасались, что положение о праве народов на самоопределение, выдвигаемое в качестве основы дружественных отношений между нациями, может создать юридические основания для вмешательства извне. Анализируя значение предлагаемых принципов «равноправия» и «самоопределения» народов, Комиссия пришла к выводу, что это элементы одной нормы; их соблюдение есть основа для всякого развития; «существенным элементом является свободное и подлинное изъявление воли народа, а не так называемое изъявление народной воли, какое имело место в последние годы в Германии и Италии для достижения определенных целей».

Идея самоопределения нашла воплощение и в других документах ООН. На VII сессии Генеральной Ассамблеи 16 декабря 1952 года была принята резолюция 637 (VII) «Право народов и наций на самоопределение», в которой подчеркивалось, что право наций на самоопределение является предпосылкой для пользования во всей полноте правами человека; каждое государство – член ООН должно уважать и поддерживать это право в соответствии с Уставом ООН; население несамоуправляющихся и подопечных территорий имеет право на самоопределение, а государства, отвечающие за управление этими территориями, должны применять практические меры для реализации этого права. Таким образом, статус идеи самоопределения повышался с «принципа» до «права». На этой же сессии было решено создать Специальный комитет по изучению вопроса – достигли ли территории определенной степени самоуправления.

Резолюция ГА ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 года

В Ст.2 резолюции 1514 (XV) говорится о том, что «все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие», в Ст.6 записано, что «всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций». Перед мировым сообществом неминуемо встает вопрос о том, как совместить декларирование идеи самоопределения народов с предотвращением сепаратизма. Попытка дать на него ответ была предпринята при разработке, принятой ГА ООН в качестве резолюции 2625 (XXV) «Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций».

Декларация суммирует все основные положения о самоопределении, изложенные к 1970 году в других документах ГА ООН: о «праве всех народов на самоопределение», о необходимости для государств воздерживаться от действий, ведущих к нарушению этого права, и пр. В ней уточняются – следом за резолюцией 1514 (XV) – возможные формы самоопределения: «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение». В тексте косвенно указывается, что «право на самоопределение» применимо к колониальным ситуациям: «Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, согласно Уставу, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею; такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами». «Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различий расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории».

Читайте также:
Положительный акцепт: что это такое, описание и особенности

Таким образом, признается, что правом на «внешнее» самоопределение обладают народы, находящиеся в колониальной или иностранной зависимости; косвенно признается, что часть населения независимой страны может воспользоваться этим правом при невозможности осуществления «внутреннего» самоопределения, то есть участия на равных в управлении государством.

Новейшие тенденции

В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года «право распоряжаться своей судьбой» признано за всеми народами. Эта же формула приводилась и в более поздних документах СБСЕ. В практике ООН внешнее самоопределение приравнено к деколонизации, однако ни в одном документе нет прямого отождествления этих двух понятий. Хельсинкский Заключительный акт укрепил позиции тех, кто считал, что «внешнее» самоопределение может быть законным не только в колониальном контексте.

Вместе с тем, Хельсинкский Заключительный акт привлек широкое внимание к принципу нерушимости границ как к универсальной обязывающей норме, противостоящей «внешнему» самоопределению. Принцип взаимного признания и недопустимости насильственного изменения государственных границ закреплен во множестве двусторонних договоров и в ряде региональных актов: Уставе Организации американских государств (1948), Уставе Организации африканского единства (1963) и др.

Некоторые правоведы обращают внимание на то, что в Конвенции Международной организации труда № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах» аборигенные народы определены достаточно широко, фактически как этнические группы, выделенные в особую категорию и обладающие групповыми правами. Несмотря на оговорку в пункте 3 статьи 1: «Использование термина» народы » в настоящей Конвенции не рассматривается как несущее какой-либо смысл в отношении прав, могущих заключаться в этом термине по условиям других международных правовых актов», Конвенция МОТ № 169 свидетельствует об определенном сдвиге в подходах к выделению субъекта групповых прав.

Позиция, изложенная в резолюции ГА ООН 2625 (XXV), была подтверждена в итоговом документе проведенной под эгидой ООН Всемирной конференции по правам человека 1993 года – Венской Декларации и программе действий, где подчеркивалась недопустимость нарушения или ослабления территориальной целостности государств, но оговаривалось право добиваться независимости для народов, находящихся под колониальной и иными формами зависимости.

Практическое завершение в глобальном масштабе процесса деколонизации, воссоединение Германии и распад СССР, СФРЮ и Чехословакии привели к все более широкому распространению мнения о том, что «внешнее» самоопределение не должно увязываться только с колониальными ситуациями. Многие эксперты отмечают общую тенденцию все более широкого толкования идеи права народов на самоопределение международными организациями и профессиональным сообществом специалистов в области международного права.

Содержание теоретических дебатов

По вопросам, связанным с идеей права народов на самоопределение (ПНС), высказываются не только юристы, но и этнологи, философы, политологи. Размытость основных дефиниций, противоречивость накопленного опыта, специфика дисциплинарных подходов и политическая ангажированность обусловливают значительное расхождение мнений по целому ряду аспектов. В центре внимания оказываются вопросы, связанные с определением политического статуса территорий.

Среди юристов нет единства в мнении о том, каков статус идеи самоопределения народов в современном международном праве. Некоторые полагают, что право народов на самоопределение является высшей императивной нормой международного права jus cogens (Р.Тузмухамедов, H. Gros Espiell, K.Rupesinghe), другие считают, что ПНС может признаваться только при определенных условиях и в увязке с другими правовыми нормами (J.Crawford, A.Cassese). Распространено мнение, что самоопределение народов является не правовым, а политическим или моральным принципом. Многие полагают, что идея самоопределения народов не только не вписывается в правовые рамки из-за неопределенности связанных с ней дефиниций (прежде всего такого понятия, как «народ»), но и провоцирует деструктивные и не поддающиеся регулированию процессы, такие, как сепаратизм и этнические конфликты, вступая тем самым в противоречие с целями Устава ООН (J.Verzijl, R.Emerson, N.Glazer, C.Eagleton, A.Etzioni).

Большинство специалистов придерживаются мнения, что в соответствии с положениями международного права (наиболее четко зафиксированными в резолюции ГА ООН 2625 (XXV) 1970 года и Венской Декларации 1993 года) и сложившейся практикой право на «внешнее самоопределение» относится только к народам, находящимся в колониальной или иной иностранной зависимости или в условиях иностранной оккупации.

Высказываются мнения, что в иных случаях «внешнее» самоопределение (сецессия) может считаться законной, если власти государства делают невозможным «внутреннее» самоопределение, то есть допускают массовые нарушения прав человека или систематическую дискриминацию, и если нет иного способа изменить сложившееся положение. Все более распространяется мнение, что в плане практической реализации ударение должно переноситься с «внешнего» на «внутреннее» самоопределение, то есть на строительство демократических институтов и механизмов группового представительства (федерализм, автономия и пр.), позволяющих всем членам общества и всем группам эффективно участвовать в управлении и в распределении ресурсов.

Директор Норвежского института прав человека А.Эйде подчеркивал, что существуют международные документы, тексты которых допускают широкое и неопределенное толкование идеи самоопределения. В то же время большинство юристов понимают ПНС определенно: народы могут реализовывать это право, только находясь в колониальной зависимости или под оккупацией.

Авторы Доклада Центра по правам человека и народов при Падуанском университете, представленного на вторую Хельсинкскую гражданскую ассамблею, проходившую в Братиславе в 1992 году, следуя за другими специалистами, например, А.Риго Суреда, выделяют внешний и внутренний характер самоопределения. Первым называется такой тип самоопределения, когда народы самостоятельно, без внешнего вмешательства, определяют свой политический статус в системе международных отношений: «или создавать новое государство, или присоединяться, на федеративной или конфедеративной основе, к другому предсуществующему государству». Внутреннее самоопределение осуществляется в рамках одного государственного образования.

«Существует дилемма в концепциях суверенитета и права, причем идея всеобщих прав человека – на стороне необязательного права. С другой стороны, принцип наций на самоопределение колеблется внутри этой дилеммы. К нему взывают суверенные государства, когда им угрожают внешние силы, к нему же взывают внутренние силы, стремящиеся к автономии или отделению, которым угрожают репрессии государственных властей. Требование самоопределения с одной стороны постоянно сталкивается с соответствующими требованиями с другой. Соображения порядка, исходящие из того факта, что международные отношения основаны на государственной системе, больше склоняются в пользу суверенитета».

Читайте также:
Присяжные заседатели: что это такое, описание и особенности

Есть расхождения в вопросе о том, как должно трактоваться понятие «народ» – как этническое или территориальное сообщество. Некоторые специалисты высказывают идеи, относящиеся к области националистического дискурса, – о том, что правом на политическое самоопределение должны обладать так называемые «исконные» или «коренные» этнонации, населяющие определенные территории или административные образования. В основе такой позиции лежит представление об этнических группах как базовых структурных единицах человечества, о «воле народа» как высшей ценности и о необходимости удовлетворять все притязания «народа» на самоопределение, если им будет заявлено об отделении от государства, в котором он проживает, и создании собственного государственного образования.

Крайности (в данном случае этнонационализм и либерализм) сходятся. Некоторые политические философы рассматривают идею самоопределения с «либеральных» позиций. Например, Х.Беран (H.Beran) считает, что если ответственное решение может принимать индивид, то такой же способностью обладает, и группа ему подобных. Следовательно, группа является «коллективным индивидом», а государство представляет собой союз индивидов и групп, который должен быть основан на согласии. Если это согласие теряется, то у любой группы есть полное право на создание собственного государства.

Дмитрий ГРУШКИН, Московский государственный университет

Государственное право

Коственные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина (в том числе избирательную систему), а так же иных лиц.

Содержание

Конституция

Ядром конституционного права является конституция — правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой и регулирующая основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина [1] .

Конституция является основным законом государства, обладает наивысшей юридической силой, является как политической, так и идеологической доктриной:

  • Как политический документ, конституция отражает определённое соотношение политической силы в обществе на момент её разработки и принятия.
  • Как идеологический документ, конституция выражает определённое мировоззрение, декларирует важнейшие ценности.

Регулируемые общественные отношения

Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между его сторонами в основном в результате наступления юридических фактов)

Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя и судоустройства, избирательной системы, закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права.

Методы регулирования

В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий, предписывающий или запрещающий характер.

Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).

Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.

В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом праве).

Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права:

  • формально-юридического анализа
  • сравнительно-правовой
  • системный
  • правового моделирования
  • статистический
  • конкретно-социологический
  • диалектический

Субъекты регулируемых отношений

К числу субъектов конституционного права относят:

Структура

Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих крупных блоков норм права:

История развития

В отличие от таких традиционных отраслей права, как гражданское или уголовное право, Конституционное право как самостоятельная отрасль выделилась сравнительно недавно.

Несмотря на то, что ещё в Древнем Риме конституциями назывались некоторые из декретов императоров, в современном понимании конституциями они не являлись.

Такое положение, когда не существовало основного закона, закрепляющего общие правила государственного устройства и основные права и обязанности государства и гражданина, сохранялось до принятия первых писанных конституций (США в 1787, Франции и Польши в 1791). Эти правовые акты явились результатом развития идей конституционализма, «естественного права», борьбы населения против феодального права — «права-привилегий», абсолютизма, борьбы за права личности.

В некоторых странах (например, в Германии) в качестве синонима К.п. используется термин «государственное право», в основном там, где Конституция (как основный закон) появилась позднее уже сформировавшейся системы норм права, регламентирующей государственное устройство.

Кроме того в «государственном праве» акцент в изучении и регулировании общественных отношений смещается в сторону государства и его деятельности.

В России до революции 1905 также использовался термин «государственное право», однако после принятия Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и внесения изменений в Основные государственные законы Российской империи стал употребляться термин «конституционное право». В советское время по мотивам исторического и идеологического характера применялся термин «государственное право».

Источники права

Основное место К.п. в системе отраслей права закрепляется её основным источником — Конституцией государства. С принятием на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ она стала основным источником российского конституционного права. Кроме Конституции другими источниками К.п. являются законы по наиболее важным вопросам государственного устройства — (избирательный закон, законы о партиях и общественных организациях, судоустройстве), решения, принятые путём референдума, декларации прав, решения, принятые в порядке судебного конституционного контроля, в ряде стран — конституционные обычаи, в мусульманских государствах — предписания Корана.

Примечания

  1. Демичев Д. М. Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. — Мн.: Вышэйшая школа, 2004. — 351 с.

Ссылки

  • Нормативные документы по конституционному праву РФ
  • Электронная библиотека по конституционному праву РФ
  • Конституционное право. B.E. Чиркин. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2001. ISBN 5-7975-0429-4.

Смотри также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Государственное собрание Башкортостана
  • Государственное унитарное предприятие

Полезное

Смотреть что такое “Государственное право” в других словарях:

Государственное право — совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан, основы социально экономического, политического и территориального устройства государства.… … Политология. Словарь.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — отрасль права, которую образуют совокупность государственно правовых норм, закрепляющих основы общественного строя и политики, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, устройство и систему государственных органов власти.… … Финансовый словарь

Государственное право — (англ. constitutional law) в РФ, некоторых европейских и др. государствах понятие, обозначающее отрасль права, которую образуют государственно правовые нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики, правового положения граждан, их… … Энциклопедия права

Читайте также:
Портовые сборы: что это такое, описание и особенности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — термин, в основном аналогичный термину конституционное право ; употребляется в РФ, немецкоязычных и некоторых других странах для обозначения отрасли права, регулирующей основы социально экономического, политического и территориального устройства… … Юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — ГОСУДАРСТВЕННОЕ право, совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного устройства, систему представительных органов государства, порядок их избрания, избирательную систему и т.п. В современный период распространено более… … Современная энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — понятие, в основном аналогичное термину «конституционное право» (см.); употребляется в РФ, и ряде других стран для обозначения отрасли права, регулирующей основы социально экономического, политического и территориального устройства государства,… … Юридическая энциклопедия

Государственное право — см. Конституционное право. * * * ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО, совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан, основы… … Энциклопедический словарь

Государственное право — совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя данной страны. Советское Г. п. закрепляет те общественные отношения, которые составляют основы социально экономической системы и политической… … Большая советская энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — – в СССР совокупность юридических норм, закрепляющих в соответствии с интересами трудящихся общественное и государственное устройство СССР, систему, принципы организации и деятельности советских гос. органов и основы правового положения граждан в … Советский юридический словарь

Государственное право — в обширном смысле слова тождественно с правом публичным (см.), а в тесном смысле означает совокупность правовых норм, определяющих устройство и формы деятельности государственной власти, и совокупность правовых отношений между правящими и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Правовое государство: понятие, примеры, признаки, функции

Что такое правовое государство?

Правовым называют государство, система права которого считает главной ценностью права и свободы человека, а деятельность всех органов власти направлена на защиту и соблюдение этих прав и свобод. Его основными признаками принято считать верховенство права, стабильность системы права, отсутствие произвола со стороны представителей государства и независимость разных ветвей власти.

Всем людям, находящимся на подвластной ему территории, правовое государство даёт такие гарантии как:

  • безопасность (в том числе от государственного произвола);
  • защита прав и свобод;
  • защита достоинства;
  • равенство прав;
  • справедливый суд.

В правовом государстве личность и государственная власть несут взаимную ответственность. Все обязаны подчиняться существующему правовому порядку, и любые нарушения как со стороны государства, так и со стороны жителей, должны пресекаться. Основная идея правового государства состоит в том, чтобы исключить любые проявления произвола со стороны государственной власти и различных органов, действующих от её имени.

На сегодняшний день считается, что правовым может быть только демократическое государство.

Конечно, практически любое государство в современном мире называет себя правовым. Однако нельзя просто провозгласить себя таким. Необходимо выстроить строгую и стабильную систему, защищающую людей и организации от любых действий со стороны представителей власти, которые нарушали бы их права и свободы.

Впервые идея правового государства была озвучена в 18 веке. Это был период роста антифеодальных настроений в Европе, поскольку представителям всех сословий надоело отношение властей. Основными авторами и идеологами данной концепции выступили Джон Локк (1632-1704) и Шарль де Монтескьё (1689-1755). В своих работах они описывали модель государства, все отношения внутри которого построены на уважении к человеческим правам и свободам.

Признаки правового государства

Чтобы государство можно было назвать правовым в современном понимании данного термина, оно должно обладать такими признаками как:

  • Верховенство права. Данный принцип должен соблюдаться во всех сферах жизни общества и быть обязательным для всех. Власть, люди и организации должны уважать и соблюдать правовые нормы.
  • Гарантия прав и свобод. Государство обязано следить за соблюдением прав и свобод человека, считая их высшей ценностью.
  • Ответственность государства перед людьми. Соблюдать действующие правовые нормы обязаны не только граждане, но и государство и все органы, представляющие его и действующие от его имени.
  • Разделение властей. Ветви власти должны быть самостоятельными, но при этом требуется так называемая система сдержек и противовесов, необходимая для недопущения произвола и противоправных действий со стороны этих ветвей.
  • Защита частной собственности.Правовое государство гарантирует защиту частной собственности, полученной законным путём.
  • Свобода экономической деятельности.Люди и организации имеют право заниматься любой экономической деятельностью, не нарушающей действующее законодательство.

Примеры правового государства

В 2010 году международная организация WJP (World Justice Project) начала вести рейтинг правовых государств. Для составления данного рейтинга специалисты WJP рассчитывают индекс верховенства права в конкретной стране. Для расчётов используется сложная формула, включающая данные различных экспертных оценок и результаты опросов.

В частности, учитываются такие аспекты как:

  • открытость власти;
  • соблюдение прав и свобод;
  • уровень коррупции;
  • правопорядок в стране;
  • регулятивное, гражданское и уголовное правоприменение;
  • соблюдение правовых норм государственной властью.

Лидерами этого рейтинга в 2020 году стали следующие страны:

  • 5 место: Нидерланды.По многим рейтингам эта страна считается одной из наиболее благоприятных для жизни. В ней не только уважительно относятся к правам и свободам людей, но и практически отсутствует социальная стратификация. В рейтинге WJP Нидерланды заняли пятое место с индексом верховенства права 0,84.
  • 4 место: Швеция.Низкий уровень преступности, мощная система образования и социально-ориентированная экономика обеспечили этой стране 4 место в рейтинге с индексом 0,86.
  • 3 место: Финляндия. Эта страна также занимает первые строчки в различных рейтингах, посвященных качеству жизни граждан. В рейтинге WJP она заняла третье место с индексом 0,87.
  • 2 место: Норвегия. Ключевой параметр, за счёт которого Норвегия вырвалась на второе место с индексом 0,89 – это эффективность гражданского правосудия.
  • 1 место: Дания. Возглавила рейтинг Дания с индексом 0,90. Первое место ей обеспечили эффективность гражданского правосудия и одна из лучших в мире правоохранительных систем.

России в этом рейтинге досталось 93-е место. В 2021 году в пятёрке лидеров произошли перемены – Германия вытеснила Нидерланды с 5-го места на 6-е. Россия в 2021 году переместилась на 101-ю строку.

Организация власти в правовом государстве

Рассмотрим ряд характерных особенностей, которые свойственны организации власти правового государства.

1. Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм – это концепция, подразумевающая законное существование различных точек зрения, в том числе и противоречащих друг другу. В правовом государстве человек имеет возможность высказать субъективное мнение, не боясь уголовной или административной ответственности.

Читайте также:
Покупка преимущественная: что это такое, описание и особенности

Наличие идеологического и политического плюрализма подразумевает, что в стране не должно быть господствующей идеологии, а власть не должна быть сосредоточена в руках одной партии. Даже если одна партия получила большинство в парламенте благодаря народной поддержке, возможности других партий не должны ограничиваться.

Также признаком правового государства является плюрализм мнений в СМИ. В частности, оппозиция должна иметь возможность критиковать решения действующей власти и иметь для этого свободный доступ ко всем средствам массовой информации, включая государственные.

2. Принцип выборности

Органы власти избираются посредством всенародного голосования. В разных странах оно устроено по-разному, но сводится к тому, что все правоспособные (или дееспособные) граждане могут повлиять на исход выборов, проголосовав за предпочитаемого кандидата. Как правило, совместно с принципом выборности используется принцип сменяемости, подразумевающий, что власть избирается на небольшой срок, после которого происходят повторные выборы.

3. Обеспечение правопорядка и стабильность права

Правовое государство обязано обеспечивать правопорядок, гарантируя людям безопасность. Эту функцию выполняют правоохранительные органы и система правосудия. Кроме того, государство само должно уважать и соблюдать правовые нормы, защищая людей не только от преступности, но и произвола собственных представителей.

Принципы законности должны соблюдаться одинаково по отношению ко всем людям, независимо от социального статуса, должности, заслуг перед обществом и прочих факторов.

Кроме того, государство должно выстраивать максимально стабильную и устойчивую систему права. Обычно с этим не возникает проблем, государство действительно считает права и свободы высшей ценностью. Если же законодательная деятельность государства направлена на их подавление, это снижает стабильность системы права.

4. Недопущение монополизма

Любая монополия вредна, поскольку ограничивает свободу выбора и исключает альтернативы. Политическая монополия фактически подразумевает захват власти, а экономические монополии негативно сказываются на экономике страны, доступности соответствующей продукции и благополучии граждан. Поэтому правовое государство должно следить за тем, чтобы не возникало как политических, так и экономических монополий.

Функции правового государства

Правовое государство выполняет те же функции, что и любое другое государство, но при этом гарантирует защиту прав и свобод. Рассмотрим в этом ключе 5 основных функций правового государства:

  • Политическая. Данная функция направлена на обеспечение всем гражданам равных возможностей для участия в политической жизни страны, а также на формирование и свободное существование различных политических партий.
  • Экономическая. Регулирование экономической сферы – одна из важнейших функций государства. Оно обеспечивает честную конкуренцию на рынке, следит за уровнями инфляции и безработицы, предпринимает меры для предотвращения серьёзных последствий различных кризисных явлений.
  • Социальная. Данная функция подразумевает регулирование социальной сферы жизни общества. В частности, государство стремится обеспечить доступность образования и здравоохранения.
  • Правоохранительная. Эта функция направлена на поддержание правопорядка, защиту гражданских прав и свобод, защиту частной собственности.
  • Культурная. Данная функция связана с духовной сферой жизни общества. Правовое государство обеспечивает культурную свободу и плюрализм, давая гражданам возможность свободно обмениваться культурными ценностями, создавать и потреблять их.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство не может быть создано сразу. Чтобы его построить, необходимо обеспечить соответствующие условия. В частности, это такие условия как:

  • суверенитет народа (народ является единственным носителем или источником власти);
  • наличие гражданского общества;
  • свобода предпринимательства и наличие частной собственности;
  • стабильная, единая и согласованная система законов;
  • высокий уровень правосознания у граждан.

Таким образом, любое государство, стремящееся стать правовым, должно планомерно работать над внедрением различных принципов, подразумеваемых данным статусом. Ни одно государство не может просто провозгласить себя правовым, не будучи таковым – для этого необходимо соответствовать рассмотренным выше критериям.

Правовое государство в России в наше время

В Конституции РФ закреплены все базовые принципы правового государства. В частности, она называет главной ценностью права и свободы людей. Также Конституция гарантирует разделение властей, свободу слова, защиту частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.

В статье 1 прямо сказано, что РФ – правовое государство. Таким образом, основной закон прямо провозглашает, что российское государство стремится быть правовым. Здесь стоит отметить, что «правовое государство» – это некий идеал, к которому с разным успехом стремятся все современные страны. России на пути к этому идеалу предстоит решить некоторые проблемы, в частности, сформировать зрелое гражданское общество.

Заключение

Правовое государство – это государство, в котором наивысшей ценностью являются права и свободы людей, а деятельность политических и социальных институтов направлена на то, чтобы максимально полно реализовать эти права и свободы. В современном мире каждое государство стремится получить статус правового, однако просто принять соответствующее решение недостаточно. Создание правового государства – это долгий процесс, в котором должны принимать участие и политические элиты, и простые граждане.

Понятие правового государства

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Читайте также:
Перевод долга: что это такое, описание и особенности

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: