Право подписи: что это такое, описание и особенности

Подлинность подписи: в каких случаях необходима

Свидетельствование подлинности подписи бывает необходимо и физическим, и юридическим лицам в самых разных ситуациях. Засвидетельствовать подлинность подписи можно практически на любом подписываемом документе. Свидетельствование подлинности подписи на документах необходимо, если требуется официально подтвердить, что документ подписан определённым лицом, как в случаях, прямо предусмотренных законом, так и в иных случаях. В частности, распространено свидетельствование подлинности подписи в ситуации, когда подписант не может лично подтвердить получателю документа его подписание (при отправке заявления или иного документа по почте, с доверенным лицом и др.).

Для физических лиц эта услуга актуальна, в частности, в случае, когда дело касается заявлений по наследственным делам (о принятии наследства, отказе от него и других), пересылаемых по почте или иным способом передаваемых нотариусу без личной явки заявителя, при подписании учредителем юридического лица заявления о регистрации юридического лица при создании (если учредитель не намерен лично представить данное заявление в органы ФНС России) и в ряде других случаев.

Для юридических лиц необходимость свидетельствования подлинности подписи является неотъемлемым этапом деятельности. Так, подлинность подписи свидетельствуется на заявлениях и уведомлениях в ФНС России в связи с регистрацией юридических лиц (в том числе изменений в сведения о юридическом лице, в его учредительных документах и др.), на банковских карточках (если их не заверяет сам банк) и т. д.

В соответствии с требованиями статей 42 и 43 Основ нотариус, прежде чем засвидетельствовать подлинность подписи, обязан установить личность гражданина, чья подпись свидетельствуется, и проверить полномочия представителя, если за совершением этого действия обратился представитель физического или юридического лица. В этих целях нотариус проверяет документы, удостоверяющие личность гражданина (чаще всего это паспорт; удостоверяющие личность документы представляются только в подлиннике), а также документы, удостоверяющие полномочия представителя физического или юридического лица.

Документы, необходимые для свидетельствования подлинности подписей:

Для гражданина (физического лица):

· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Для представителя физического лица:

· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

· документ о полномочиях представителя: свидетельство о рождении несовершеннолетнего ребёнка до 14 лет — для его родителей; документ о назначении опеки — для опекунов; доверенность или иная сделка, содержащая в себе доверенность, — в большинстве остальных случаев.

Для представителя российского юридического лица:

· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

· основной учредительный документ (обычно устав) организации — оригинал, копия, заверенная налоговым органом, либо копия, засвидетельствованная нотариально;

· выписка из реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Её может также получить и сам нотариус, если в момент обращения к нему работает сервис ФНС России по предоставлению электронных выписок из ЕГРЮЛ;

· протокол, решение или иной документ (в соответствии с положениями устава о назначении на должность единоличного исполнительного органа организации);

· приказ о назначении на должность главного бухгалтера, а также других должностных лиц, подписи которых необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке;

· в случае свидетельствования подлинности подписи представителя управляющей организации — аналогичные документы управляющей организации и договор об управлении.

В случае, если свидетельствуется подлинность подписи представителя иностранного юридического лица, нотариус проверяет полномочия представителя, исходя из той системы подтверждения полномочий, которая принята в соответствующем государстве. В числе подтверждающих документов могут быть различного рода выписки из торговых, коммерческих и прочих реестров; свидетельства, выдаваемые компетентными органами, протоколы заседаний органов юридических лиц, доверенности, договоры и др.

Свидетельствуя подлинность подписи, нотариус не удостоверяет факты, изложенные в документе, и законность его содержания, а только подтверждает, что подпись сделана определённым физическим лицом.

уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц). письменное полномочие, предоставляемое одним лицом другому лицу, на совершение сделки с третьим лицом действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Почерковедческая экспертиза: как штрихи, буковки и завитки помогают установить автора подписи

Сотрудники Института судебных экспертиз и криминалистики ответят на вопросы

: что такое почерковедческая экспертиза и почему сегодня, несмотря на всеобщую цифровизацию, она по-прежнему актуальна.

Шутки «про почерк, как у врача» и «начеркал тут, как курица лапой» скоро станут анахронизмом. Дети быстрее осваивают гаджеты, чем добираются до ручки и тетрадки. Прописи в школах еще остались, а вот уроки чистописания канули в Лету. И тем не менее человечество еще не разучилось писать, более того — подпись остаётся важнейшим реквизитом в документах.

Читайте также:
Прощение долга: что это такое, описание и особенности

Удивительно, но в судах не уменьшается, а растёт количество дел, для разрешения которых необходимы специальные познания экспертов-почерковедов. Этот рост обеспечивают, например, подозрительные подписи избирателей или вымышленных лиц-собственников ТСЖ. Почему так? Причина — в далёкой от совершенства процедуре проверки подписей. И когда возникает сомнение в подлинности подписи, судьи обращаются к экспертам. Увы, несмотря на то, что прецеденты с подписями возникают всё чаще, судебная практика по таким делам далеко не единообразна даже в пределах одного региона.

Давайте разбираться, что такое почерковедческая экспертиза, что изучают эксперты-почерковеды, почему экспертиза почерка является одной из самых распространённых, что такое образцы почерка и сколько их нужно для адекватного исследования.

Что такое почерковедческая экспертиза?

Судебно-почерковедческая экспертиза — это род криминалистической экспертизы.

Её суть — в исследовании почерка, которое проводят эксперты-почерковеды в соответствии со своими специальными познаниями, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством, чтобы установить фактические данные, входящие в предмет судебно-почерковедческой экспертизы.

Для методов судебного почерковедения характерны: множественность специальных технических и инструментальных приёмов и средств исследования, интеграция с другими науками (физиология, психология, физика, математика и пр.) и комплексность подхода.

  • конкретного исполнителя рукописи, подписи, цифровой записи;
  • условия, при которых выполнялись различного рода документы: физическое состояние пишущего, его поза при письме, намеренное искажение почерка, подражание почерку определенного лица при составлении документа от имени последнего и т.д.

Установление конкретного исполнителя исследуемой рукописи (текста, подписи) — самая распространённая задача судебной почерковедческой экспертизы.

Что исследует эксперт-почерковед?

В процессуальном смысле объектом почерковедческой экспертизы является документ как вещественное доказательство. В криминалистическом смысле — это рукопись, отображающая свойства почерка и являющаяся источником информации о нём.

При проведении почерковедческой экспертизы эксперт исследует:

  • Рукописный текст: вид рукописи, содержательная сторона которой зафиксирована с помощью буквенных или цифровых значений;
  • Подпись: вид рукописи, отражающий фамилию, нередко имя и отчество лица в виде букв или условных письменных знаков;
  • Краткую запись: вид рукописи, содержательная сторона которой зафиксирована с помощью одного-трех слов или одного-семи цифровых обозначений;
  • Записи, выполненные в необычных условиях, связанных с намеренным изменением.

Объектом исследования эксперта-почерковеда в 90% случаев является подпись.

Почему экспертизу подписи назначают так часто?

Экспертиза подписи является одной из самых распространённых. И это легко объяснить:

  1. Подпись — один из важнейших реквизитов документа (см. ГОСТ Р 7.0.97-2016). Она придаёт документу юридическое значение. Своей подписью автор заверяет факты и сведения, которые документ содержит. Подпись — это необходимое условие для заключения гражданско-правового договора в письменной форме (см ст. 160, п. 2 ст. 434 ГК РФ).
  2. Подпись — один из способов волеизъявления на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей.

Подпись — это удостоверительный знак определённого человека.

  1. Создавать и тиражировать документ очень просто: компьютер и принтер есть у каждого в офисе и почти у каждого дома. Подпись — единственный объект, позволяющий идентифицировать исполнителя или лицо, от имени которого составлен документ.
  2. Из-за доступности копировальной и множительной техники подделать документ может каждый. Фейки не только в новостях, но и в документах.

Как происходит исследование и что такое образец почерка?

Чтобы установить автора текста или подписи эксперт должен отобрать сравнительный материал, причем в большом объёме.

Сравнительный материал, или образец — это прописной текст и шрифт, которым написана рукопись.

Образцы почерка имеют различные характеристики и делятся на свободные, условно-свободные и экспериментальные.

  • Свободные образцы — подписи (записи), выполненные предполагаемым исполнителем в документах, изготовленных не в связи с делом, в рамках которого назначается экспертиза. Основное отличие: человек при выполнении этих документов не знал и не предполагал, что их будут использовать в качестве образцов подписи. Это могут быть различные документы: заявления, объяснения, доверенности, служебные письма, личная переписка и т. п.
  • Условно-свободные образцы — подписи (записи), выполненные в различных документах после начала рассмотрения дела, но не специально для экспертизы.
  • Экспериментальные — подписи (записи), выполненные проверяемым лицом специально для экспертизы.

Достаточным для экспертизы считается 10-15 документов в качестве свободных (условно-свободных) образцов и 2-3 листа экспериментальных образцов.

Читайте также:
Повторные выборы: что это такое, описание и особенности

В начале исследования эксперт-почерковед определяет, способен ли человек написать текст таким шрифтом. Затем человеку предлагают написать текст таким шрифтом: печатными буквами — 5-10 листов, скорописью — 6-9 листов.

Важно: текст должен состоять из той же лексики и слов, что и исследуемый документ.

Как подписи отличаются друг от друга?

Подпись, как и почерк, уникальна. В подписи условно выделяются четыре составные части:

  1. Начальная часть. Одна или несколько прописных букв фамилии, имени, отчества или монограмму.
  2. Средняя (или строчная) часть. Строчные буквы и безбуквенные элементы, исключая заглавные буквы и росчерк.
  3. Росчерк. Это заключительная часть подписи, выполняемая в виде деформированных букв или безбуквенных элементов различной конфигурации, сложности и увеличенной протяженности, служащая для усложнения либо украшения подписи. Человек выполняет росчерк в максимально быстром темпе, слитно с предыдущей частью подписи.
  4. Дополнительные штрихи. Безбуквенные элементы, находящиеся за пределами материальной части подписи и выполняемые, в основном, интервально от нее.

Подпись формируется совместно с почерком на базе частично сформированного письменно-двигательного навыка и связана с ним единством психофизиологических основ и приобретенных к тому времени графических и технических навыков письма.

Формирование подписи завершается к 25-30 годам

Для экспертизы подписи применяют систему идентификационных признаков: общих и частных.

В первую очередь эксперт-криминалист анализирует общие признаки подписи: транскрипцию, общий вид и четкость. Дополнительными (частными) признаками, отражающие метрические свойства подписи, являются: размер угловых и кривизна дуговых элементов подписи.

Эксперты также учитывают сбивающие факторы (естественные и умышленные), которые влияют на подпись. Естественными факторами могут быть поза, выбор материала или пишущего прибора. Умышленные факторы — это возрастные изменения, соматические и психические заболевания, необычное функциональное состояние, вроде, стресса или алкогольного опьянения.

Можно ли проводить экспертизу почерка по копии?

Да. «Если объектом исследования является не сам документ, а содержащиеся в нем сведения, в распоряжение эксперта в силу положений части 6 статьи 71 и части 8 статьи 75 АПК РФ могут быть предоставлены надлежаще заверенные копии соответствующих документов после того, как они были приобщены к материалам дела». (см. Пункт 9 абз 2 Постановления Пленума ВАС РФ № 23 от 4 апреля 2014 г.).

Должна ли личная подпись соответствовать подписи в паспорте?

Подпись в паспорте считают эталоном. Например, сотрудники банка могут проверить, визуально соответствует ли она подписи, которую вы ставите на документе. А как в правоприменительной практике?

На практике главенствует следующая позиция: подпись, выполненная лицом в документе, не обязательно должна визуально соответствовать подписи, содержащейся в паспорте, а само по себе визуальное несоответствие подписи паспорту, не свидетельствует о том, что подпись данному лицу не принадлежит.

Почерковед и графолог — это один и тот же человек?

Нет. Почерковедение — это раздел криминалистики, а графология — это психологическая дисциплина, задача которой установить связь между почерком и личностными особенностями конкретного человека.

По вопросу назначения и проведения почерковедческой экспертизы звоните на единый бесплатный номер 8 (800) 500-76-44 (Консультации бесплатно).

Институт судебных экспертиз и криминалистики или оставьте заявку и мы с вами свяжемся.

Право второй подписи главного бухгалтера на документах

  • Право второй подписи главбуха — что это такое
  • Может ли приказ о назначении на должность главбуха автоматически наделить его правом второй подписи
  • Кому передается право второй подписи в отсутствие главбуха
  • Итоги

Право второй подписи главбуха — что это такое

Право второй подписи главбуха — это полномочие на подписание определенных документов компании в условиях наличия первой подписи — руководителя или иного уполномоченного на эту процедуру сотрудника.

Кто по мнению налоговых органов вправе подписывать первичные учетные документы и как они контролируют эти полномочия при проверках, узнайте в Путеводителе от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

В настоящее время такими полномочиями главбуха может наделить только первое лицо фирмы — ее руководитель. Осуществить он это может 2 способами:

  • составить приказ, указав в нем виды документов, право подписания которых предоставляется, и срок действия делегированных полномочий;
  • оформить предоставленное главбуху право второй подписи доверенностью, прописав в ней обозначенные выше нюансы.

Как выглядят указанные распорядительные документы (на примере наделения полномочиями по подписанию счетов-фактур) — смотрите на нашем сайте:

Может ли приказ о назначении на должность главбуха автоматически наделить его правом второй подписи

В недавнем прошлом статус главбуха как одного из первых лиц компании признавался на законодательном уровне. Однозначно толковалось и право второй подписи главбуха.

Читайте также:
Лицензирующие органы: что это такое, описание и особенности

К примеру, в обозначенных ниже (на сегодня уже утративших силу) нормативных актах о праве подписи главбуха говорилось, что:

  • отсутствие подписи главбуха на денежных и расчетных документах, финансовых и кредитных обязательствах лишало указанные документы своего статуса — закон запрещал принимать их к исполнению (п. 3 ст. 7 закона «О бухучете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ);
  • право второй подписи принадлежало главбуху — такую формулировку содержал п. 7.6 инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И, посвященной процедуре открытия и закрытия банковских счетов.

Никто не подвергал сомнению статус второй подписи главбуха, если был оформлен приказ о его назначении на должность.

После того как на смену закону № 129-ФЗ и инструкции № 28-И пришла пара обновленных одноименных нормативных документов (закон № 402-ФЗ и инструкция Банка России от 30.05.2014 № 153-И), о законодательно закрепленных полномочиях главбуха в проставлении подписи на документах говорить не приходится по следующим причинам:

  • из текста инструкции № 153-И исчезло упоминание о второй подписи главбуха;
  • в законе № 402-ФЗ отсутствует отдельная, посвященная главбуху, статья и фраза о запрете в приеме к исполнению документов без его подписи.

Таким образом, в настоящее время вторая подпись главбуха на документах фирмы обязательна только в том случае, если право подписи конкретных документов предоставлено отдельным приказом или доверенностью.

При назначении на должность главбуха руководитель может лишить его права подписи документов (полностью или частично) или, наоборот, наделить его этим правом.

В любом случае данные решения руководства должны быть отражены в приказе или доверенности.

С разнообразными видами доверенностей знакомьтесь с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

Как составить приказ на право подписи счетов-фактур за директора и главного бухгалтера, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Кому передается право второй подписи в отсутствие главбуха

Если руководитель право подписи документов главбуху не предоставил, то передавать кому-либо это право в отсутствие главбуха не придется.

Если же право второй подписи предоставлено главбуху и закреплено приказом или доверенностью, уход главбуха в отпуск или на больничный, отъезд в командировку или наличие иных оснований для его отсутствия требуют от руководителя дополнительных действий — необходимо издать приказ или оформить доверенность на право второй подписи другому лицу.

Находясь, к примеру, в отпуске, наделенный правом второй подписи на платежной ведомости главбух подписать этот документ не вправе. Если полномочия на подписание никому не делегированы, главбуха необходимо формально отозвать из отпуска для подписания этого документа.

Такой вывод следует из общего определения времени отдыха и «отпускных» нюансов:

  • время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ);
  • период отпуска не считается рабочим временем (ст. 107 ТК РФ), за работником сохраняется только рабочее место на время отпуска и средняя зарплата;
  • проставление подписи на документах — это выполнение трудовой функции, которая подлежит оплате согласно трудовому договору.

Таким образом, при отсутствии главбуха закрепленное внутрифирменными актами право второй подписи на определенных документах необходимо делегировать другому сотруднику (финансовому директору, старшему бухгалтеру и др.).

Отпуск главбуха, наделенного правом подписи, дает право предприятию ходатайствовать о продлении срока представления документов или иной информации по запросу налоговой (п.3 ст. 93 НК РФ).

Итоги

Право второй подписи главного бухгалтера закрепляется в приказе или доверенности. Эти же документы используются, если при отсутствии главбуха право второй подписи необходимо делегировать другому сотруднику.

Право подписи документа

Бухгалтерские Вести, №33

Делегирование полномочий по подписанию документов в отсутствие руководителя на месте — очень важный инструмент для улучшения и оптимизации рабочего процесса. Главным в этом является правильное оформление документов на передачу права подписи.

Подпись – это собственноручная роспись должностного лица или иного уполномоченного лица организации, удостоверяющая подлинность или заверяющая копию документа. Подпись является обязательным реквизитом документа.

Рассмотрим более подробно передоверие полномочий по подписанию документов от имени юридического лица. Руководители организаций не всегда могут быть на месте и подписать документы, часто бывают в разъездах, командировках. Поэтому, нередко полномочия по подписанию документов делегируются другим сотрудникам, иным лицам.

Читайте также:
Незаконное врачевание: что это такое, описание и особенности

В соответствии с Приказом Министерства Финансов Российской Федерации № 34н от 29.07.1998 года, документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем юридического лица и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель юридического лица и по согласованию с главным бухгалтером.

Оформление права подписи приказом

Право подписи документов на иных уполномоченных лиц оформляется в виде соответствующего приказа или доверенности, в зависимости от того, состоит ли лицо, наделяемое правом подписи, в штате юридического лица. Так как приказ является внутренним документом, то передать право подписи по нему можно лишь работнику организации. В приказе должны быть указаны причина передачи полномочий, должность и фамилия лица, на которого возлагаются обязанности или дата начала исполнения обязанностей руководителя. Доверенность же предполагает передачу права подписи документов лицу, не связанному с организацией трудовыми отношениями. Доверенность от имени юридического лица может быть выдана только генеральным директором или учредителями данного юридического лица.

В соответствии с п.п. 7.5, 7.6 Инструкции Центрального Банка России № 28-И от 14.09.2006 года, на финансовых документах право первой подписи принадлежит руководителю юридического лица (единоличному исполнительному органу), а также иным лицам (за исключением лиц, указанных в пункте 7.6 данной Инструкции), наделенным правом первой подписи распорядительным актом юридического лица, либо на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру юридического лица и (или) лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета, на основании распорядительного акта юридического лица. Право подписи на документах руководитель организации может передать и другим лицам на основании соответствующего приказа или доверенности, выданной в законодательно установленном порядке. Как указано в Письме Центрального Банка Российской Федерации № 31-1-6/1244 от 14.06.2007 года, доверенность, должностная инструкция, а также приказ о назначении на должность будут надлежащими документами для подтверждения права первой или второй подписи только в том случае, если в них непосредственно указано, что данному лицу предоставлено право первой или второй подписи.

В случае если из представленных в целях подтверждения полномочий документов непосредственно не следует, что сотрудник наделен правом первой или второй подписи, однако наличие этого права является следствием занятия им определенной должности, должен быть представлен соответствующий документ (например, должностная инструкция), подтверждающий наличие у данного сотрудника права подписи. В ином случае необходимо наличие приказа (распоряжения) юридического лица, содержащего указание о наделении сотрудника правом первой или второй подписи либо соответствующей доверенности.

Право подписи может быть предоставлено как штатным сотрудникам, так и третьим лицам. Вместе с тем правом первой подписи не может быть наделен главный бухгалтер или другие лица, имеющие право второй подписи. Также не допускается наделение одного лица одновременно правом первой и второй подписи (в соответствии с п. 7.9 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 14.09.2006 года № 28-И).

В отсутствие в штате организации должности главного бухгалтера, его обязанности по ведению бухгалтерского учета с предоставлением права подписи на финансовых документах могут быть возложены на генерального директора. Возложение таких обязанностей оформляется соответствующим приказом.

В этом случае на финансовых документах, предоставляемых в банк, в банковской карточке с образцами подписей проставляется собственноручная подпись генерального директора, а в поле «вторая подпись» указывается, что лицо, наделенное правом второй подписи, отсутствует (в соответствии с п. 7.10 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 14.09.2006 года № 28-И).

В состав реквизита «Подпись» входят:

  • наименование должности лица, подписавшего документ;
  • личная подпись;
  • расшифровка подписи (инициалы, фамилия).

При оформлении подписи на документе имеет значение, на бланке издается документ или нет.

Если документ оформлен на бланке, в состав подписи входят наименование должности лица, подписывающего документ (наименование организации представлено на бланке), его подпись (роспись), инициалы и фамилия (расшифровка подписи).

Если документ оформлен не на бланке, в наименование должности включается наименование организации.

При подписании документа несколькими должностными лицами их подписи располагают одну под другой в последовательности, соответствующей иерархии должностей.

Оформление права подписи доверенностью

В соответствии с п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Адресуется лицам, перед которыми представитель будет представлять интересы юридического лица. Доверенность представляет одностороннюю сделку, может быть выдана на имя одного или нескольких лиц.

Читайте также:
Общее заболевание: что это такое, описание и особенности

Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (п. 1 ст. 186 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Доверенность, выданная в порядке передоверия, действительна только в случае нотариального удостоверения в соответствии с п. 3 ст. 187 Гражданского Кодекса Российской Федерации (за исключением отдельных случаев). Срок действия такой доверенности не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.

В соответствии со статьей 53 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации доверенность от имени юридического лица выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этого юридического лица.

Доверенность – это письменный документ, для признания действительным которого необходимо соблюдение ряда обязательных реквизитов:

  • Наименование документа – «Доверенность»;
  • Регистрационный номер – указывается порядковый номер, обычно в организация ведется реестр выдаваемых исходящих документов;
  • Место совершения доверенности – указывается населенный пункт, где выдана доверенность;
  • Дата совершения доверенности (указывается обязательно в силу ст. 186 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Если в доверенности отсутствует этот реквизит, то она изначально не будет иметь юридическую силу – станет ничтожной. Принято указывать дату совершения доверенности полностью словами (число, месяц, год), а не цифрами;
  • Текст доверенности – указываются данные организации (наименование, юридический адрес, ИНН), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации доверенного лица, объем полномочий, срок действия (если не указан, то срок действия считается 1 год с даты выдачи доверенности);
  • Подпись руководителя;
  • Печать юридического лица.

Если доверенность составляется на нескольких листах, ее следует прошить, а листы пронумеровать; на сшивке проставляется подпись лица, уполномоченного подписывать доверенности от имени организации, и проставляется оттиск печати.

В статье использованы документы:

  • Приказ Минфина РФ от 29.07.98 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». В ред. от 24.12.10.
  • Инструкция Банка России от 14.09.06 №28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)». В ред. от 25.11.09.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 №51-ФЗ. В ред. от 06.12.11, с изм. от 27.06.12.

6. Право народов

6. Право народов

Право народов (jus gentium) — разновидность римского гражданского права; право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это международное право.

Право народов возникло позже цивильного и было более прогрессивным. Оно отличалось большей свободой и упрощением формы. Принцип права народов: главное не то, что было сказано, а то, что имелось в виду.

Первоначально право народов состояло из договоров, заключенных Римом с иностранными державами.

Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли).

Со становлением Рима, центра международной торговли, появилась необходимость создать претора и по делам иностранцев. Он получил название «претор по делам перегрина» и разрешал споры между римскими гражданами и иностранцами или между самими иностранцами на территории Римского государства. Поскольку на перегринов не распространялось цивильное право, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, с другой стороны, — то, что относилось к праву, общему для всех народов. То, что было общее для всех народов, известных Риму, и было правом народов. В своем отправлении правосудия претор пользовался прежде всего понятием справедливости и международным правом. При этом складывались определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Постепенно эдикты претора перегринов образовали новую общность, новую правовую систему в рамках римского частного права. Поскольку это был Римский магистрат и поскольку право применялось на территории Римского государства — право это было Римское. С другой стороны, оно отличалось по своим подходам, по своим идеям, которые оно в себе заключало, по тем правилам, которые содержались в эдиктах, по тем формулам исков, которые там содержались, от цивильного права. Потому что оно приняло на себя еще одно поколение международного гражданского оборота, с одной стороны, с другой стороны — некоторые нормы, взятые из иностранного права. Преторы по делам перегринов занимались творчеством. Для решения споров с иностранными гражданами на территории Рима они создавали новые, более гибкие, более удачные, чуждые присущему цивильному праву формализму нормы.

Читайте также:
Праздничные дни: что это такое, описание и особенности

С течением времени цивильное право (jus civile) и право народов стали сближаться. При практическом применении обе системы находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Право народов влияло на цивильное право ввиду того, что первое больше отвечало потребностям хозяйственной жизни Рима. Некоторые нормы цивильного права проникали в систему права народов (например, по Законам XII Таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам). При Юстиниане цивильное право и право народов составили единую систему права, в которой преобладало право народов как право более развитое. Римское гражданское право стало правом международным, общим для всех граждан Римской империи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Л.В. Андриченко Международно-правовая защита коренных народов

Л.В. Андриченко Международно-правовая защита коренных народов Проблема защиты прав коренных народов носит как международный, так и внутригосударственный характер. При этом национальные средства их правовой защиты должны обеспечивать максимальный учет требований,

§ 2.3. Пути и формы возникновения государства у различных народов

§ 2.3. Пути и формы возникновения государства у различных народов Общие закономерности возникновения и развития государства специфически проявлялись в тех или иных регионах, в различных культурных и религиозных средах, у конкретных народов. Природно-климатические

Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Наиболее узкоспециальным видом контроля в отношении граждан в сфере

2. Право народов

2. Право народов Право народов (jus gentium) — третий элемент старого римского права.Оно сложилось из Законов XII таблиц, постановлений Народного собрания Рима, Сената, респонса римских юристов.Старое римское право называлось цивильными и делилось на две части: публичное и

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов

64. Декларация прав народов России

64. Декларация прав народов России Первые проекты национально-государственного устройства:1) формирование внутри страны национально-культурных автономий, т. е. государство само по себе должно быть унитарным;2) создание федеративного государства, в состав которого

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования 1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными

88. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

88. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы,

10. ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ

10. ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ Безусловное уважение прав каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. Это право отражено в принципе самоопределения народов.Принцип

18. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ НАЦИЙ И НАРОДОВ

18. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ НАЦИЙ И НАРОДОВ Современное международное право содержит нормы, закрепляющие право народов и наций на самоопределение. Одной из целей ООН является развитие дружественных отношений между нациями «на основе уважения принципа

Права народов в России

Конституция Российской Федерации дает как минимум три значения понятию «народ». Во-первых, это политическая общность граждан Российской Федерации, являющихся источником и субъектом публичной политики (преамбула и 3 ст. Конституции РФ). В этом смысле «народ» тождественен понятию «нация». Права нации регулируются гражданским правом.

Статьи 9, 69 71 Конституции также определяют «народ» как территориальную общность, проживающую на определенной территории, которая может быть истолкована как этнотерриториальное образование и сообщество. Так в статье 9 упоминаются народы, проживающие на соответствующей территории, основой жизни и деятельности которых является земля и другие природные ресурсы. Статья 69 упоминает категорию «коренных малочисленных народов», 71 статья определяет права «национальных меньшинств».

Читайте также:
Научный центр: что это такое, описание и особенности

Третье определение дает Преамбула и 5 ст. Конституции, определяющие народ как политико-территориальную общность, обладающую равноправием и правом на самоопределение. В последнем определении подчеркивается надэтнический, надконфессиональный внеклассовый характер, а также территориальный характер этой общности. То есть речь идет о региональном сообществе.

Таким образом, если права нации регулируются гражданскими правами, то права этнических, территориальных, региональных сообществ регулируются правами народов.

Наиболее важными принято считать пять основных групп прав народов: внутренне присущие права, политические, экономические, социальные и культурные.

К внутренне присущим правам относят, прежде всего, право на самоопределение.

Самоопределение народа включает не только право на отделение. Современное право предлагает многочисленные формы самоопределения для этнических групп. Некоторые народы могут самоопределиться вплоть до отказа от какой бы то ни было независимости. Другие – могут самоопределиться, отдав часть своих прав сообществу, а частью будут распоряжаться самостоятельно. Третьи – вообще откажутся от какого бы то ни было опекунства или протектората.

Реализация права народов на самоопределение должна осуществляться через явно выраженную волю (референдум). В 2000-х годах право на выход из состава России был изъят из закона о референдуме и конституций национальных республик в составе России в связи с тем, что появление новых государств в настоящее время приводит к появлению экономически несостоявшихся государств, поддержка которых становится обязанностью государств региональных и глобальных лидеров.

Полиэтническая специфика и особенности национальной политики в советский период привели к тому, что по духу конституции России при определении той или иной формы самоопределения основополагающим критерием является то, что что субъектом его должны быть не только конкретные «титульные» народы республик, а все их население, исторически проживающее на данной территории. На практике это не всегда удается реализовать. Также кроме сохранения своего этнонима в названии республики или автономного округа ничто другое не является исключительным правом «титульного» народа, за исключением второго государственного языка на данной территории (фактически – регионального языка).

Во многих случаях территориальное самоопределение возможно на относительно небольшой территории, которая становится районом в рамках субъекта Федерации. И политическое самоопределение сводится лишь к самоуправлению.

Региональные законодательные органы наделены правом определять особый статус поселков, городов и территорий, претендующих на самоопределение. Однако проблема заключается в том, как определить историческую территорию конкретного народа. В большинстве случаев региональные власти позволяют самоопределиться конкретным населенным пунктам, однако тундра, тайга и горы также являются исторической территорией коренных народов.

Отдельная проблема – самоопределение коренных малочисленных народов, общая численность которых составляет около 250 тыс. человек.

Определение дефиниции «коренные малочисленные народы» дано в федеральном законе № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохранившие традиционные уклад жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Так как чаще всего они не проживают компактными группами, в отношении них используется такая форма самоопределения как самоуправление, включающего в себя такие формы как национальные районы, национальные поселки, национальные сельские населенные пункты.

Через Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов», предусматривающий такую форму общественного самоуправления малочисленных народов как общины. Наряду с этим закон устанавливает право малочисленных народов создавать в местах их компактного проживания территориальное общественное самоуправление (ТОС) в целях социально-экономического и культурного развития, решения других вопросов своей жизнедеятельности.

Другую группу риска представляют этнические (национальные) меньшинства. Определение термина «национальные меньшинства» не содержат ни Конституция РФ, ни действующее законодательство.

Наиболее перспективной формой самоопределения этих народов является национально-культурная автономия, направленная на защиту, сохранение и развитие их культуры. Ее основная идея – найти способ соединения интересов личности, нации и многонационального сообщества, не нарушая при этом территориальной целостности государства и не препятствуя интеграционным процессам.

В настоящее время зарегистрированы и работают 14 федеральных НКА и более 350 региональных национально-культурных автономий.

На практике такой подход сопряжен с рядом трудностей. Во-первых, в «титульных» регионах администрация не всегда соблюдает пропорциональность представительства различных этнических групп. Группы, представляющие большинство населения, могут быть ограничены в представительстве и могут ощущать угрозу своей культуре, так как по закону не могут создать НКА.

Читайте также:
Провокация взятки: что это такое, описание и особенности

Право народов на родной язык относится ко второй обширной группе прав, к культурным правам. Без решения вопроса о языке невозможно обсуждать проблемы сохранения культуры, самобытности. В международно-правовом дискурсе обозначилась особая категория прав – языковых прав, которые, как показал анализ деятельности ООН и ОБСЕ, рассматриваются ныне в качестве неотъемлемой и важнейшей составляющей общей системы прав человека и народов.

Понятие «родной язык» используется Конституцией РФ. Согласно ч. 3 ст. 68 Конституции «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». Под родным языком понимается язык, на котором человек говорит с детства, а в некоторых случаях – национальный язык национального меньшинства.

Русский язык является государственным языком на территории России, республикам в составе России разрешено устанавливать свои государственные языки, действующие наравне с русским на данной территории. Это в целом согласуется с Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств. Однако в настоящее время недостаточно проработан механизм защиты тех жителей республик, для которых региональный язык не является родным. Незнание регионального языка используется региональными властями для ограничения участия нетитульного населения в управлении республиками.

Также многие этнические группы не имеют автономий, а некоторые из них в своих национально-территориальных образованиях составляют меньшинство. Отсутствие у ряда национальностей своей автономии ставит их в отношении гражданских прав, в частности права на использование родных языков, в неравные условия с титульными национальностями, что приводит в итоге к их ассимиляции и дезинтеграции.

Гарантия развития языка также не означает его сохранения, так как развитие языка предполагает его ежедневное практикование, которое часто не может обеспечить ни НКА, ни региональные власти.

Другие культурные права – неприкосновенность культовых сооружений, мест захоронения, усиление регионального компонента в образовании, возвращение этнической топонимики, дублирование на родной язык наименований и т.п.

Культовые объекты и объекты народного наследия занимают важнейшее место в духовной жизни народов. Несмотря на то, что у государства есть все основания объявлять эти объекты находящимися под его защитой, фактически нет возможности обеспечить их сохранность.

Учитывая право народов на безопасность, нет юридических препятствий для учреждения на базе МВД иррегулярных сил народной милиции, которая кроме безопасности на культовых объектах и местах культурного наследия, могла бы участвовать в пресечении межэтнических конфликтов и ликвидации последствий стихийных бедствий. Логика реформы МВД диктует дальнейшее учреждение подобных структур. Прототипами таких сил народной самообороны могут служить козаки, чеченские батальоны «Восток» и «Запад», курдские отряды «пешмерга».

Ликвидация регионального компонента в образовании, произошедшее в 2009 году – это нарушение прав народов. Это также шаг в сторону принудительной унификации народов России.

Необходимо вернуть региональный компонент в образовании, чтобы народы могли институционально воспроизводить свою культуру, язык и образ жизни. При этом федеральный компонент в образовании будет проверяться ЕГЭ и быть основанием для поступления в вуз.

В данный момент этого права народы России лишены.

Политические права народов составляют третью категорию прав. К ним относятся права народов на суверенитет и на власть.

Данная категория прав российским законодательством ограничивается.

Право на суверенитет угрожает проявлением авантюристской политики и появлением новых государств, угрожающих региональной безопасности, как я отмечал ранее.

Право на власть гарантировано в той части, в какой возможно квотированное участие национальных меньшинств и коренных народов в работе органов власти, хотя и здесь не во всех субъектах федерации региональная администрация идет на должное предоставление квот для различных населяющих регион этнических групп. Право на власть также ограничено тем, что законодательство не подразумевает создание этнических выборных органов власти, без решения которых невозможно принять решение в отношение данной этнической группы на федеральном и региональном уровне (например, в странах северной Европы действует саамский парламент, согласующий вопросы, касательно саамов этих стран).

Также значительно ограничены возможности для проведения референдума: прежде всего сроками проведения, сроками подготовки референдума, темами, которые можно затронуть на референдуме.

Экономические права также являются важным блоком прав народов. К экономическим правам относятся неотъемлемый суверенитет над своими природными богатствами, на свободное распоряжение ими.

Право на свободное распоряжение природными богатствами затронуто в Декларации ООН о правах коренных народов (Россией на подписана), Конвенции МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах». В Российской правоприменительной практике предусмотрено приоритетное использование водных, биологических и других ресурсов коренными народами, чья жизнь зависит от данных ресурсов. Однако, речь идет прежде всего о возобновляемых ресурсах, использование которых нередко в силу неразвитости инфраструктуры, дороговизны транспортировки и других условий возможно только в среде самих этих народов.

Читайте также:
Официальная инкорпорация: что это такое, описание и особенности

Таким образом, экономическое участие коренных многочисленных народов особым порядком не регулируется отдельно и проходит на общих основаниях, а экономическое участие коренных малочисленных народов в рамках общероссийского рынка сводится к созданию зон этнотуризма (экотуризма). Учитывая, что рынок экотуризма фактически уже поделен между уже существующими микрогосударствами и «новыми демократиями» и сам по себе недостаточно эластичен, развитие коренных малочисленных народов остается до сих пор под вопросом. Ситуацию могло бы изменить введение дополнительных квот на разработку природных ресурсов на территории коренных народов, и обеспечение гарантий получения дохода от добычи природных ископаемых коренными народами, как это происходит в Канаде.

Виталий Трофимов-Трофимов,
член Общественной палаты Санкт-Петербурга
Координатор Движения по защите прав народов

Вопрос 1.Отличительные черты права народов

Филиал ОУ ВО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

Экономики и права» в г. Красноярске

Контрольная работа

по дисциплине:Римское право

Вариант №5

Студент заочного отделения

Курс 1 группа Б011Т

Пименова Татьяна Сергеевна

Проверил: Щебляков Евгений Степанович,

Ст. преподаватель

Дата ______________ Группа ____________

Г. Красноярск

Год

Содержание

1.Отличительные черты права народов………………………………………………4

2.Способы возникновения и права собственности…………………………………..7

Список используемой литературы…………………………………………………. 12

Введение

Римское право – это система права, сложившаяся в наиболее

развитом государстве древнего мира — Древнем Риме, и ставшая основой для правовых систем большинства современных европейских государств. Оно получило наибольшее развитие в эпоху принципата (первые три века нашей эры).

Римское право включало две части:

Первые указания на форму обычного права Рима и его правовых институтов могут быть найдены в дошедших до нас заключениях по судебным делам. Первые дошедшие до нас источники писаного права Рима — законы римских царей. Один из наиболее значимых — Свод законов двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum), перенёсший многие положения Законов Солона, относится к середине V века до н. э. К III веку до н. э. римское право уже чётко отделялось от религиозных норм.

В 367 году до н. э. законом Цивилия Цекса была введена должность претора. Претор избирался ежегодно, кандидаты на эту должность составляли преторские эдикты, описывавшие их отношение к право применению и понимание его принципов. Претор мог в меру необходимости восполнять пробелы в источниках права и признавать старые законы несоответствующими современным реалиям. Преторское право внесло большой вклад в развитие Римской системы права.

Единственным памятником полной древнеримской научной системы права являются Институции Гая (II век н. э.). В 426 г. н. э. император Валентиниан III признал его мнения наряду с суждениями Папиниана, Ульпиана, Модестина и Павла источником права, которым надлежало пользоваться судьям при вынесении решений.

Дигесты Юстиниана на долгое время стали основным писаным источником права в Риме. Институциональная консервативность права в период Римской империи позволила развить чрезвычайно разработанную юридическую технику и составить высоко-систематизированные источники права, оказала благотворное влияние на правовую науку. Рецепция римского частного права сыграла ключевую роль в развитии романо-германской и производных правовых семей и позволила укрепиться европейской правовой науке.

Вопрос 1.Отличительные черты права народов

Римскому праву не было знакомо такое единое обозначение правовой отрасли, которое свойственно современности – гражданское право. Та область правового воздействия, для которой характерно было преимущественное применение дозволительных методов регулирования, включает в себя три части.

Право народов (jus gentium) – третий элемент старого римского права. Право народов – право, едино общее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. Оно сложилось из Законов XII таблиц, постановлений Народного собрания Рима, Сената, респонса римских юристов.

Ульпиан определял его следующим образом: «Право народов – это то, которым пользуются народы человечества». Далее в Дигестах, в фрагменте, принадлежащем Гермогениану, раскрывается содержание этого права . «Этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства, за исключением тех, которые введены цивильным правом». Важную характеристику сущности этого права находим во фрагменте, принадлежащем Гаю (Д.1.I.9): «. то же право, которое естественный разум установил между всеми людьми, соблюдается у всех одинаково и называется правом народов, как бы тем правом, которым пользуются все народы».

Читайте также:
Объект преступления: что это такое, описание и особенности

Право народов возникло позже цивильного и было более прогрессивным. Оно отличалось большей свободой и упрощением формы. Принцип права народов: главное не то, что было сказано, а то, что имелось в виду. По сравнению с цивильным правом право народов является более гибким.

Оно сложилось из правовых норм и торговых обычаев других стран античного мира, а также было заимствовано у стран, находящихся в торговых отношениях с Римом или попавших под его господство. Право народов римляне применяли в отношениях с соседними и покоренными государствами.

Правом народов разрешались войны, международная торговля, рабство и иные положения. Указанное право регулировало имущественные взаимоотношения между гражданами Рима и перегринами, между перегринами, которые находились на территории Римской империи, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли).

Со становлением Рима, центра международной торговли, появилась необходимость создать претора и по делам иностранцев. Он получил название «претор по делам перегрина» и разрешал споры между римскими гражданами и иностранцами или между самими иностранцами на территории Римского государства. Поскольку на перегринов не распространялось цивильное право, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, с другой стороны, – то, что относилось к праву, общему для всех народов. То, что было общее для всех народов, известных Риму, и было правом народов. В своем отправлении правосудия претор пользовался прежде всего понятием справедливости и международным правом. При этом складывались определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Постепенно эдикты претора перегринов образовали новую общность, новую правовую систему в рамках римского частного права. Поскольку это был Римский магистрат и поскольку право применялось на территории Римского государства – право это было Римское. С другой стороны, оно отличалось по своим подходам, по своим идеям, которые оно в себе заключало, по тем правилам, которые содержались в эдиктах, по тем формулам исков, которые там содержались, от цивильного права. Потому что оно приняло на себя еще одно поколение международного гражданского оборота, с одной стороны, с другой стороны – некоторые нормы, взятые из иностранного права. Преторы по делам перегринов занимались творчеством .

Для решения споров с иностранными гражданами на территории Рима они создавали новые, более гибкие, более удачные, чуждые присущему цивильному праву формализму нормы. С течением времени цивильное право и право народов стали сближаться. При практическом применении обе системы находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Право народов влияло на цивильное право ввиду того, что первое больше отвечало потребностям хозяйственной жизни Рима.

Некоторые нормы цивильного права проникали в систему права народов (например, по Законам XII Таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам). При Юстиниане цивильное право и право народов составили единую систему права, в которой преобладало право народов как право более развитое. Римское гражданское право стало правом международным, общим для всех граждан Римской империи.

Созданное преторами перегринов право народов было внутри-государственным правом, а не международным. Оно представляло собой наиболее совершенную и развитую часть римского права. Начиная со времени формирования права народов были надежно защищены экономические отношения (как только сформированные, так и развитые). В связи с этим цивильное и преторское право были сближены.

Римские юристы относили к праву народов определение рабства и отпущение рабов на волю, поскольку эти институты не были институтами римского права.

Кроме этого, к праву народов были отнесены некоторые гражданские правоотношения, возникновение отношений по поводу купли-продажи, найма или какого-либо обязательства, за исключением отношений, введенных римским правом.

Все народы пользовались и своим собственным правом, и правом, предусмотренным для всего народа. По этому поводу в той или иной ситуации возникали различные противоречия между применяемым правом. Например, письменная форма обязательств применялась первоначально у перегринов, а затем была заимствована римскими гражданами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: