Право убежища: что это такое, описание и особенности

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 “Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища” (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746
“Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища”

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г., 7 декабря 2016 г., 19 декабря 2018 г.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. N 763 “Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст. 3095).

Президент Российской Федерации

21 июля 1997 года

Положение
о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища
(утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746)

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г., 7 декабря 2016 г., 19 декабря 2018 г.

Настоящее Положение определяет порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

I. Общие положения

1. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются – лица) с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Положением.

2. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

3. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

4. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

5. Утратил силу с 19 декабря 2018 г. – Указ Президента России от 19 декабря 2018 г. N 731

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 6 внесены изменения

6. Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

выезда на жительство в третью страну;

добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

7. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

II. Порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 8 внесены изменения

8. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту своего пребывания с письменным ходатайством. Указанное ходатайство не может быть подано в форме электронного документа. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Абзац утратил силу с 19 декабря 2018 г. – Указ Президента России от 19 декабря 2018 г. N 731

Информация об изменениях:

На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации. Справка не может быть выдана в форме электронного документа. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.

9. В ходатайстве на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах, указанных в пункте 2 настоящего Положения, а также необходимые автобиографические сведения.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 10 изложен в новой редакции

10. Министерство внутренних дел Российской Федерации рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

11. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 12 внесены изменения

Читайте также:
Потребительский кооператив: что это такое, описание и особенности

12. Срок рассмотрения ходатайств в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

III. Порядок исполнения указов Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища

13. Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 14 внесены изменения

14. Министерство внутренних дел Российской Федерации в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 12 июля 2012 г. N 978 в пункт 15 настоящего Положения внесены изменения

15. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Свидетельство не может быть выдано в форме электронного документа.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 16 изложен в новой редакции

16. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, вид на жительство.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 17 изложен в новой редакции

17. Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Право убежища: понятие, элементы и основания предоставления.

Международно-правовые нормы закреплены Всеобщей декларацией прав человекаи Декларацией ООН о территориальном убежище 1967 г. Всеобщая декларация закрепила право каждого искать в других странах убежище от преследований и пользоваться этим убежищем. Европейская Конвенция о территориальном убежище 1977 года

Убежище — специальный международно-правовой институт, который заключается в оказании покровительства государством лицу, вынужденному покинуть страну своего гражданства или пребывания. Элементы, составляющие этот институт, таковы:
— гарантии безопасности лица;

— невыдача и невысылка его в страну, где лицо может подвергнуться преследованию;
— предоставление лицу основных прав и свобод человека.

Право убежища – предоставление политическому эмигранту права безопасного проживания в иностранном государстве при гарантии ему демократических прав человека и основных свобод со стороны государства-убежища. Основные черты: предоставление его только политическим эмигрантам, право безопасности проживания эмигрантов (т. Е. Невыдача и невысылка их), предоставление им демократических прав человека и основных свобод. Вместе с тем, на наш взгляд, в приведенное определение следует внести некоторые уточнения. Под политическим эмигрантом следует понимать лицо, которое подвергается или имеет основание считать, что будет подвергаться преследованию в отечественном государстве или государстве своего постоянного местожительства за свои прогрессивные политические убеждения и деятельность, направленную на защиту свободы и демократии или на осуществление политических или общественных преобразований в этом направлении.

Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. П.

Территориальное убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.

Дипломатическое убежище– предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле.

Предоставление убежища – это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но если государство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лиц убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.

Основания и процедура (судебная, административная) предоставления политического убежища, а также статус лиц, получивших убежище, зависят от внутреннего законодательства государства. В отечественной практике для определения лиц, получивших политическое убежище, употребляется термин “политические эмигранты”.

Право искать и пользоваться убежищем не признается за лицом, в отношении которого имеются серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, как они определяются в международных документах.

Нередко на политическое убежище претендует лицо, которое в государстве, им оставленном, считается политическим преступником. В связи с этим возникает вопрос о том, кому принадлежит право оценки, является ли данное лицо политическим преступником или не является, может ли оно вообще претендовать на получение политического убежища. Здесь часто возникают конфликтные ситуации. Принцип, который закреплен в Декларации о территориальном убежище, сводится к тому, что в конечном счете данный вопрос решает государство, предоставляющее убежище.

Политическое убежище прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили политэмигранта искать убежище, или если политэмигрант натурализовался в государстве, предоставившем ему убежище. В последнем случае это государство может сохранить за ним те или иные льготы, которые оно предоставляет лицам, получившим на его территории убежище.

Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получив­шее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище.

Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству го­сударства, предоставившего убежище.

Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголов­ных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертиро­вавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.

Статус беженцев. Стандартное международно-правовое определение «беженец» содержится прежде всего в Конвенции 1951 года о статусе беженцев и включает в себя следующие принципиальные

Читайте также:
Правовой акт: что это такое, описание и особенности

Беженец – лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает ей пользоваться вследствие таких опасений.

Компоненты:
— нахождение вне пределов своей страны;

— отсутствие защиты со стороны своего государства;

— обоснованное опасение человека за свою жизнь, свободу и безопасность

— наличие или возможность преследования по признаку расы, религии, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе;

— невозможность или нежелание, вследствие указанных причин, вернуться в свою страну

В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совер­шении:

Преступления против мира, военного преступления или преступ­ления против человечности;

Тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище;

Деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли.

Государства выдают беженцам удостоверения личности и обязу­ются облегчать натурализацию беженцев. Беженцы обязаны подчи­няться законодательству страны своего места нахождения. Государ­ства не должны применять дискриминационных мер к беженцам по признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы (если только Конвенция не предоставляет более благо­приятного положения).

Беженцы, согласно Конвенции, имеют право на имущество, ав­торские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и рабо­тать по найму и другие права.

Государства выезда обязались:

Осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и меж­национальных конфликтов, предоставляя возможность для его бес­препятственного добровольного выезда на территорию одной из сто­рон Соглашения;

Обеспечивать личную и имущественную безопасность эвакуиру­ющихся, добиваясь прекращения огня, соблюдения охраны общест­венного порядка во время эвакуации;

Решать вопросы финансового, материально-технического, продо­вольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуи­рующихся.

Государство, предоставившее убежище, берет на себя обязатель­ства:

Обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев в мес­тах их временного размещения необходимые социально-бытовые ус­ловия;

Оказывать беженцам и вынужденным переселенцам содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым в каждом из государств-участников законодательством о занятости населения.

Содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истре­бовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством, свидетельств о браке, рождении, трудо­вых книжек и других документов, необходимых для решения вопро­сов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, вы­езда за границу и т.д.

Государство выезда возмещает беженцам и вынужденным пере­селенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его терри­тории жилья и другого имущества, компенсирует ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры материальной компенсации определяют­ся по расценкам государства выезда.

63. Право международных договоров: понятие и источники.

Международные договоры образуют правовую основу межгосу­дарственных отношений, являясь средством поддержания всеобщего мира и безопасности, развития международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и сво­бод человека, в обеспечении законных интересов государств и других субъектов международного права.

Право международных договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.

Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

Политическое убежище

Политическое убежище — особый правовой статус, предоставляемый лицу, которое по определённым причинам преследуется у себя на родине.

Обычно, за политические, религиозные и иные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение; право на въезд и пребывание на территории данного государства.

Содержание

Политическое убежище в ХХ — XXI в

Политическое убежище в США

Подать документы на статус “политического беженца” можно только находясь на территории США.

Оказавшись в США, необходимо обратиться в иммиграционную службу с соответствующим заявлением. Политическое убежище предоставляется, если человек находится в США (по туристической или другой визе, и даже нелегально) и боится возвращаться на родину в связи с прошлыми преследованиями (past prosecution) или опасается возможных преследований (future prosecution).

Страх преследований может быть основан на [источник не указан 908 дней] :

  • принадлежности человека к определённой расе,
  • принадлежности человека к определённой национальности,
  • религиозных взглядах,
  • политических взглядах,
  • принадлежности человека к определённой социальной группе.

Заявление о предоставлении политического убежища должно быть подано в течение года после приезда в США. Если кандидат пропустил этот срок, то ему нужно будет доказать, что он не мог подать заявление вовремя ввиду исключительных обстоятельств или что политическая ситуация на его родине существенно изменилась в худшую сторону.

Лицо, подавшее заявление о предоставлении политического убежища, называется «asylum applicant», а лицо, уже получившие убежище называется «asylee», не путать с беженцем («refugee») — это другая правовая процедура.

Заявление будет максимально эффективным, если оно подкреплено документами, подтверждающими, что кандидат действительно подвергался в своей стране преследованиям и репрессиям.

  • Медицинские справки (о том, что кандидат подвергался побоям, и ему оказывалась медицинская помощь; что у него был сердечный приступ или обострение хронического заболевания; что он содержались в психиатрической больнице; что аналогичные проблемы со здоровьем были у его близких родственников).
  • Документы из правоохранительных органов — прокуратуры, органов внутренних дел и государственной безопасности [источник не указан 1013 дней] (повестки с требованием явиться в полицию или прокуратуру; постановления о возбуждении уголовного дела в отношении него; постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по его заявлению; протоколы обысков и изъятий; другие документы, подтверждающие проведение правоохранительными органами процессуальных действий относительно него; аналогичные документы, касающиеся его близких родственников).
  • Письменные свидетельства родственников, друзей, знакомых или коллег, что кандидата преследовали в его стране (свидетельства желательно заверить нотариально).
  • Членские билеты правозащитных организаций, оппозиционных политических партий, религиозных организаций.
Читайте также:
Прожиточный минимум: что это такое, описание и особенности

Политическое убежище предоставляется на неопределенное время; через год после предоставления убежища и при условии постоянного проживания в США, можно подать документы на получение статуса постоянного жителя (permanent resident status), в просторечии это называют «грин-картой». Отметим, что после того, как кандидат подает заявление и до получения самого статуса, он может легально находиться на территории США, сколько бы долго ни пришлось ждать решения. Кандидат сможет легально работать через 180 дней после подачи заявления.

Лицо, получившее статус политического убежища, кроме прав постоянного жителя, получает ещё существенный набор социальных льгот [источник не указан 908 дней] . Кроме этого, оно может вызвать в США свою супругу (супруга) и своих детей до 21 года на постоянное жительство [источник не указан 908 дней] . Лица, получившие убежище, могут выезжать из США за границу, предварительно оформив travel document, в просторечии «травел-паспорт». Лица, получившие политическое убежище, не должны возвращаться в страну, где они подвергались преследованиям. В противном случае они могут потерять свой статус.

Получив политическое убежище, можно ходатайствовать о предоставлении американского гражданства через пять лет со дня получения статуса постоянного жителя, указанного в грин-карте. Ссылки:

  • Часто задаваемые вопросы о политическом убежище в США [1]
  • Application for asylum by individuals in the United States

Политическое убежище в России

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746. Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают ТО ФМС России. [1]

В списке самых привлекательных для беженцев стран Россия стоит на 19-м месте. В России за статусом беженца в 2008 году обратились 3 тысячи 970 иностранцев – на 18% больше, чем в прошлом году [2] .

Политическое убежище в Ирландии

Политическое убежище в Австрии

Политическое убежище в Канаде

Политическое убежище в Израиле

Политическое убежище в Китае

Политическое убежище в Норвегии

Политическое убежище в странах ЕС

В 2009 году политического убежища на Западе искало почти 318 тысяч человек. [источник не указан 167 дней] Однако статус “политических беженцев” получила только четверть соискателей. По данным Eurostat, это на три тысячи человек больше, чем в предыдущем году. [источник не указан 167 дней] В 2009 году самой большой группой признанных беженцев стали выходцы из Сомали – 13 425 человек, за ними следуют граждане Ирака – 13 тысяч, и Афганистана – чуть более семи тысяч. Больше всех беженцев в минувшем году приняла Великобритания – двенадцать с половиной тысяч человек, за ней следует Германия, принявшая чуть более двенадцати тысяч беженцев, на третьем месте Франция – 10 000 человек. [источник не указан 167 дней]

Россияне оседают в Польше, Австрии, Франции и Бельгии [источник не указан 167 дней]

Россиян в общем потоке беженцев, приехавших в Европу в 2009 году, эксперты насчитали более 5,7 тысячи человек. При этом более полутора тысяч из них сумели получить убежище в Австрии [источник не указан 167 дней] , более одной тысячи – во Франции [источник не указан 167 дней] , 335 выходцев из России осели в Бельгии [источник не указан 167 дней] . Несколько десятков эмигрантов из РФ остались в республиках Балтии. Но больше всего российских беженцев получили политическое убежище в Польше: в 2009 году их было более двух с половиной тысяч человек. [источник не указан 167 дней]

Эксперты полагают, что срабатывало узаконенное положение, когда беженец должен попросить убежище не в стране, в которую он стремился в конечном итоге, а в “первой безопасной” за пределами его Родины. [источник не указан 167 дней] На пути в Западную Европу такой страной для многих беженцев из России была Польша. [источник не указан 167 дней]

По словам председателя Германо-Кавказского общества Эккехарда Маса (Ekkehard Maaß), в Германии участились случаи отправки в Россию чеченских беженцев, которым грозит опасность на Родине. [источник не указан 167 дней] “Причем, среди тех, кого отправляют назад,- подчеркивает Мас,- немало людей, проживших в Германии уже десять и более лет. Их дети ходят в немецкие школы, интегрированы в немецкое общество, неплохо говорят по-немецки”.

Претендентам на статус политических беженцев нередко предоставляют временное право на проживание, пока соответствующие ведомства не примут решения о признании или непризнании за ними такого статуса. В течение всего времени ожидания, которое может растянуться на многие годы, у претендентов на политическое убежище нет права на работу, на курсы по немецкому языку, они живут в изоляции от немецкого общества, отмечает Эккехард Мас.

Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Чеченские беженцы опасаются мести Рамзана КадыроваПричины отказа в предоставлении убежище, по его убеждению, во многих случаях кроятся в том, что чеченцы, прибывающие в Германию, боязливы и не доверяют чиновникам. “Некоторые чеченцы бояться рассказывать о конкретных случаях их преследования, потому что не уверены в том, что эта информация не будет передана через германские органы российским спецслужбам. А родственникам, оставшимся в Чечне, по их мнению, будет грозить опасность”,- говорит Мас.

Более того, по словам Маса, чеченским мужчинам часто гордость не позволяет рассказывать в подробностях о том, как их преследовали, унижали и подвергали пыткам на родине. Иногда они, пытаясь скрыть какую-то личную информацию, дают довольно противоречивые объяснения причин своего бегства из Чечни. В ответ на это немецкие чиновники отказывают им в предоставлении статуса политических беженцев.

Читайте также:
Ответственность материальная: что это такое, описание и особенности

“Я лично знаком с чеченским беженцем, которому в Чечне во время пыток отбили почку, сломали ногу, – рассказал Эккехард Мас корреспонденту Deutsche Welle. – Однако во время собеседования с сотрудником Федерального ведомства по делам миграции и беженцев, чеченец не стал об этом рассказывать, потому что ему не позволяла кавказская гордость”. Когда претендентам на статус беженцев приходит отказ, они по рекомендации друзей или консультантов опротестовывают это решение, и в ход запускаются бюрократические механизмы, которые могут затянуть рассмотрение дела на долгие годы.

В Германии, по данным председателя Германо-Кавказского общества, на сегодняшний день проживает около 15 тысяч выходцев из Чечни, но далеко не всем из них удалось получить статус беженцев, а многим грозит депортация на родину.

Эккехард Мас утверждает, что тем, кого ждет высылка из Германии, грозит опасность в Чечне. В России они чаще всего вынуждены жить нелегально, на них не распространяются социальные льготы, медицинские страховки, у них нет жилья, нет официальной работы, они практически предоставлены самим себе.

“На родине, в Чечне, есть опасность, что депортированных из Германии или других стран ЕС беженцев заподозрят в том, что они не поддерживают диктатора Кадырова. Одного этого уже достаточно, чтобы попасть в тюрьму и даже лишиться жизни”,- уверен Эккехард Мас,выступающий в защиту чеченских террористов.

Политическое убежище в Южной Корее

Южная Корея в 2008 году принял около 9 тысяч беженцев из Сомали, Ирака, Афганистана и России. Чтобы подать заявление о предоставление убежище, заявитель должен находится на территории Южной Кореи.

Политэмигранты из России

Согласно докладу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Россия занимает третье место в мире (после Ирака и Сомали) по числу поданых её гражданами просьб о предоставлении политического убежища за рубежом: в 2008 году около 20 тысяч 477 россиян обратились с просьбами о предоставлении политического убежища — это на 9 % больше показателя 2007 года. Чаще всего россияне искали убежища в Польше (6647 человек), Франции (3579), Австрии (3436), Бельгии (1615), Норвегии (1078), Швеции (933). В этом списке для россиян стали куда менее привлекательными бывшие ранее безусловными лидерами Германия (768) и США (691). [3]

Часто институт политического убежища пытаются использовать для ухода от правосудия. Так, попытки криминального авторитета Сергея Буторина получить в Испании политическое убежище провалились. Он был экстрадирован в Москву из Испании. Испанский суд отказал ему в этом праве и выдал его российскому правосудию [4] .

Международное публичное право

Право убежища

Понятие и содержание института убежища. Право убежища принадлежит государству, которое предоставляет его на своей территории. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозглашает право каждого человека искать и пользоваться убежищем от преследования в других странах (п. 1 ст. 14). Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает право индивида покидать любую страну, включая свою собственную (п. 2 ст. 12). В связи с этим убежище представляет собой определенную форму защиты права человека на жизнь и физическую неприкосновенность и обеспечения свободы его передвижения.

В международном праве сложился институт политического убежища , под которым понимается предоставление государством иностранным гражданам или лицам без гражданства возможности: 1) укрыться от преследований по политическим мотивам, которые они испытывают в стране своею гражданства или обычного местожительства; 2) не подвергаться выдаче в страну, где им может угрожать опасность такого преследования; 3) пользоваться основными правами и свободами человека в стране пребывания. Преследование по политическим мотивам включает в себя преследование не только за политические убеждения, но и за общественную деятельность, религиозную, расовую или национальную принадлежность, отношение к определенной социальной или гендерной группе. По своему происхождению международно-правовые нормы, направленные на регулирование отношений по предоставлению убежища, являются обычными.

Существуют такие формы покровительства, как территориальное и дипломатическое убежище . Под первым понимается предоставление убежища лицу, находящемуся непосредственно на территории государства. Второе означает предоставление убежища в помещении дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства или на иностранном военном корабле. Пункт 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает, как общее правило, использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с его функциями. Страны Латинской Америки признают этот институт, опираясь на региональную практику и содержание Каракасской конвенции Организации американских государств (ОАГ) о дипломатическом убежище 1954 г. Статья 1 этой Конвенции устанавливает, что «государство, осуществляющее территориальную юрисдикцию, должно уважать убежище, предоставляемое в представительствах, на военных судах, в военных лагерях или на воздушных судах лицам, разыскиваемым по политическим причинам или за политические правонарушения». Истории известны случаи использования такой формы защиты, как религиозное убежище. Беглецы получали его в помещении храмов, считавшемся неприкосновенным, что исключало возможность их преследования и задержания до тех пор, пока они оставались там.

Убежище является самостоятельным институтом в международном и внутригосударственном праве. Международно-правовая регламентация убежища связана с закреплением общих прав и обязанностей принимающего государства по отношению к индивиду. В этой области регулирования отсутствуют предписания по установлению принимающим государством каких-либо правил и процедур, связанных с признанием статуса лица, получившего убежище. Требование к стране, предоставившей убежище, состоит в том, что она не должна позволять лицам, его получившим, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН (ст. 4 Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г.).

Внутригосударственное регулирование убежища , как правило, включает: определение круга лиц, имеющих право на убежище, процедуры его предоставления и основы правового статуса индивидов, его приобретших. Зачастую право иностранных граждан и лиц без гражданства на убежище содержится в конституционном законодательстве. Так, п. 1 ст. 63 Конституции РФ предусматривает предоставление им политического убежища в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Пункт 2 ст. 63 не допускает выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения. Любое государство вправе решать вопрос о предоставлении убежища, исходя из своего суверенитета, поэтому само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает его автоматического предоставления. Детальная регламентация порядка обращения за получением убежища и правового положения заявителя содержится, как правило, в иммиграционном или административном законодательстве.

Читайте также:
Пенсионный договор: что это такое, описание и особенности

Универсальные и региональные подходы к институту убежища. Порядок обращения за предоставлением политического убежища в РФ. Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1967 г. резолюцией 2312/XXII приняла Декларацию о территориальном убежите, содержащую рекомендательные нормы. Конференции ООН по территориальному убежищу 1977 г. в связи с принципиальными различиями позиций стран- участниц не удалось прийти к единому проекту Конвенции по этому вопросу. Приоритет принципа государственного суверенитета нашел свое выражение в и. 1 ст. 1 Декларации: «Убежище, предоставляемое каким-либо государством в порядке осуществления своего суверенитета. должно уважаться всеми другими государствами». Оценка оснований для его предоставления «лежит на предоставляющем это убежище государстве» (п. 3 ст. 1). Международно-правовые последствия предоставления индивиду убежища проявляются прежде всего в гарантиях от высылки и принудительного возвращения в страну, где он может подвергнуться преследованию (п. 1 ст. 3). Пункт 2 ст. 2 Декларации 1967 г. закрепил принцип сотрудничества государств по поводу разделения бремени (Burden-sharing) в сфере убежища. Если для одного из них предоставление убежища затруднено, то другие «раздельно или совместно, или через ООН должны рассматривать в духе международной солидарности надлежащие меры для облегчения бремени, лежащего на этом государстве».

Нормы, регламентирующие институт убежища, содержатся в ряде региональных международно-правовых актов. Так, п. 7 ст. 22 Американской конвенции о правах человека 1969 г. говорит о праве каждого лица «искать и получать убежище на иностранной территории в соответствии с законодательством этого государства и международными конвенциями в случае обвинения его в политическом или сходном с ним преступлении». Пункт 3 ст. 12 Африканской хартии прав человека и народов 1981 г. указывает на право индивида «в случае преследования искать убежища и получать его в других странах в соответствии с законами этих стран и международными конвенциями». Декларация о территориальном убежище 1977 г., принятая в рамках Совета Европы, исходит из права государств-членов предоставлять убежище любому лицу, преследуемому по причинам его расы, вероисповедания, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, либо лицу, которое нуждается в нем по гуманитарным причинам (ст. 2). Указанная Декларация также содержит положение о том, что предоставление убежища должно расцениваться как мирный и гуманный акт, но не как действие, недружественное по отношению к любому другому государству, и уважаться всеми странами (ст. 3). Каракасская конвенция ОАГ о территориальном убежище 1954 г. включает норму о признании права каждого государства на его предоставление «в отношении лиц, въезжающих в него из государства, где их преследуют за их убеждения или политическую принадлежность либо за деяния, которые могут быть признаны политическими правонарушениями» (п. 1 ст. 2). Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., подобно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., предлагает общую формулировку о праве каждого человека покидать любую страну, включая свою собственную (п. 2 ст. 22).

Приведенный обзор международно-правовых норм, связанных с предоставлением убежища, показывает стремление региональных объединений государств создать унифицированные подходы к этому институту. Тем не менее каждое отдельно взятое государство определяет свою собственную процедуру предоставления политического убежища во внутренней правовой системе. Так, в Российской Федерации действует Положение о порядке предоставления политического убежища, утвержденное Указом Президента от 21 июля 1997 г. № 746. Пункт 2 ст. 1 Положения устанавливает, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим его и претендующим на защиту от преследования «за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права». Политическое убежище предоставляется ходатайствующему лицу Указом Президента РФ. Иностранному гражданину или лицу без гражданства, которое его получило, выдается свидетельство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, на основании которого территориальные органы Федеральной миграционной службы оформляют ему вид на жительство. Предоставление убежища распространяется и на членов семьи такого лица при условии их согласия с его ходатайством. В ходатайстве, поданном заявителем на имя Президента РФ, должны быть изложены обстоятельства, которые подтверждают факты преследования лица, направленного непосредственно против него, и необходимые автобиографические сведения. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ рассматривает ходатайства и материалы по ним и вносит свои предложения для принятия решения о предоставлении убежища заявителю. Вышеуказанное положение действует вместе с Административным регламентом Федеральной миграционной службы по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, который утвержден приказом ФМС от 5 декабря 2007 г. № 451.

Международно-правовые ограничения в предоставлении убежища. Перечень оснований, запрещающих предоставление убежища в отношении отдельных категорий лиц, закреплен нормами международного права. Прежде всего, право на убежище не может быть использовано индивидом «в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН» (п. 2 ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.). Пункт 2 ст. 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г. устанавливает, что право искать и пользоваться убежищем не принадлежит лицу, «в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества», по смыслу тех международных документов, которые были выработаны мировым сообществом в этой сфере. Составы указанных преступлений и основы межгосударственного сотрудничества по обеспечению мер ответственности за подобные деяния первоначально нашли отражение в Уставе Международного военного трибунала (трибунал был образован в соответствии с Лондонским соглашением союзных держав от 8 августа 1945 г.), четырьмя Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. и Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.

Специальные договоры, выработанные в рамках ООН, систематизировали составы таких международных преступлений, как геноцид, апартеид, расовая дискриминация, и определяют механизмы их пресечения (Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., о предупреждении преступления апартеида и наказания за него 1973 г.). К деяниям, подпадающим под юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС), относятся геноцид, преступления против человечности, военные преступления и акты агрессии (ст. 5 Римского статута МУС 1998 г.). Все преступные действия, формирующие их составы, детально определены этим документом.

Читайте также:
Особое производство: что это такое, описание и особенности

Лица, получившие убежище, в силу издавна существовавшего международно-правового обычая не подлежали выдаче заинтересованному в ней государству. Они также исключались из-под действия двусторонних договоров о выдаче преступников. Как правило, покровительство принимающей стороны предлагалось противникам иностранного государственного режима, с которым она находилась в оппозиции. Это обстоятельство позволяло закрепить право принимающего государства на невыдачу политических беглецов , которые в собственной стране зачастую объявлялись политическими преступниками. Сложившаяся обычным путем международная норма о защите в форме невыдачи сегодня сохранилась в ряде региональных соглашений. К примеру, ст. 4 Каракасской конвенции о территориальном убежище 1954 г. говорит о запрете выдачи иностранных граждан, которые «разыскиваются за политические правонарушения или за обычные правонарушения, совершенные в политических целях, либо когда выдача запрашивается преимущественно по политическим мотивам».

Тем не менее далеко не всегда совершение политического преступления лицом является достаточным основанием для предоставления ему убежища. Как известно, к преступлениям против государственной власти принадлежат терроризм, подрыв основ конституционного строя, организация вооруженных беспорядков. В связи с этим возникает вопрос об оценке деятельности лица, претендующего на получение убежища, предоставление которого может приводить к конфликтным ситуациям на межгосударственном уровне. Общим принципом, установленным Декларацией о территориальном убежище 1967 г. и региональными международными договорами по вопросам убежища, является усмотрение государства, предоставляющего убежище, и оценка им обстоятельств, указанных заявителем .

Институт убежища не используется в отношении лиц, совершивших общеуголовные преступления. Укрывательство индивида от правомерного государственного преследования противоречит принципам международно-правового сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Европейская конвенция о выдаче, принятая государствами – членами Совета Европы в 1957 г., исходит из этого принципа и одновременно содержит некоторые исключения из него. В ч. 2 ст. 3 предусмотрен запрет выдачи в случае, если запрашиваемая сторона имеет основания считать, что запрос о выдаче в связи с общеуголовным преступлением был подан с целью преследования лица по мотивам его расовой принадлежности, религии, национальности или политических убеждений. Противодействуя терроризму, ч. 3 ст. 3 Конвенции не рассматривает убийство или покушение на убийство главы государства или членов его семьи как политическое преступление, что означает возможность выдачи лиц, совершивших эти деяния.

Получение политического убежища на территории Российской Федерации исключается, если заявитель: преследуется за действия, признаваемые в Российской Федерации уголовным преступлением, или виновен в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН; представил заведомо ложные сведения; прибыл из страны, где ему не грозило преследование; имеет гражданство третьего государства, где он не преследуется; его обращение продиктовано экономическими причинами или голодом, эпидемией либо чрезвычайной ситуацией в стране происхождения (п. 5 ст. 1 Положения о порядке предоставления РФ политического убежища).

Таким образом, институт убежища является формой реализации естественных и политических прав человека и сочетает в себе международно-правовые принципы и нормы, необходимые для обеспечения безопасности индивида вне пределов своего государства, и внутригосударственное регулирование, предназначенное для определения его правового статуса на территории принимающей страны. Перспективным направлением межгосударственного сотрудничества могло бы стать принятие правовых норм, направленных на получение убежища по гуманитарным соображениям и на регламентацию основ временного убежища , предоставляемого государством в условиях массового притока иностранных граждан.

Право. 11 класс

Конспект урока

Урок №3. Право собственности и его виды. Защита неимущественных прав. Гражданско-правовая ответственность

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое право собственности?

2. Каковы основания возникновения права собственности?

3. В чем особенность интеллектуальной собственности?

Глоссарий по теме:

Имущественные права – это права участников имущественных правоотношений, то есть отношений, которые связаны с владением, пользованием, распоряжением имуществом.

Право собственности – совокупность правовых норм, устанавливающих, как можно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, а также предусматривающих защиту этих правомочий.

Вещное право – совокупность правомочий в отношении имущества.

Интеллектуальная собственность – собственность на результаты творческой деятельности.

Ключевые слова: Имущественные права; право собственности; владение; пользование; распоряжение; вещное право; право собственности на землю; право интеллектуальной собственности.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 61 – 79с. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, что такое право собственности.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ, касающихся вопросов собственности

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Собственность как экономическая категория появилась вместе с возникновением человеческого общества. В настоящее время собственность может пониматься как отношение к принадлежащей вещи как к своей.

Содержание права собственности складывается из трёх правомочий — владения, пользования и распоряжения.

Владение означает обладание вещью. При этом не обязательно находиться рядом с ней. Уезжая далеко от своей собственности, например дачи, не передавая никому своих правомочий, собственник по-прежнему продолжает ею владеть.

Есть общая долевая собственность и совместная. В первом случае собственники разделяют имущество в фиксированных долях. Во втором объект общей собственности — неразделенный.

Пользование предполагает возможность извлекать из вещи её полезные свойства, например: на своей машине можно ездить, а по телевизору смотреть кино. Пользователь вещи может и не быть собственником. Так, арендовав дачу, человек проводит лето за городом. Но распоряжаться этой дачей он вряд ли сможет.

Право постоянного (бессрочного) пользования является вещным правом лиц, не являющихся собственниками.

Пожизненно наследуемое землевладение на участки земли, как правовая категория – это своеобразное право собственности на землю, имеющее определенные ограничения.

Распоряжение — возможность определять юридическую судьбу вещи (продавать её, дарить или даже завещать). Некоторые говорят: что хочу, то и делаю. Это не совсем так. Закон, предоставляя большие возможности собственнику, тем не менее его ограничивает. Например, нельзя в квартире жилого дома создавать промышленное производство.

Субъектами права собственности могут быть физические и юридические лица, Российская Федерация, её субъекты, муниципальные образования.

Читайте также:
Общественный порядок: что это такое, описание и особенности

В соответствии с законодательством в России признаются и защищаются:

а)частная собственность (собственность физических и юридических лиц);

б) государственная собственность (федеральная собственность и собственность субъектов Федерации);

в)муниципальная собственность (собственность муниципальных образований — городов, сёл и т.д.). Могут быть и иные формы собственности.

Знатоки права считают, что существует немало способов стать собственником вещей, а потому предложили выделить первоначальные и производные основании приобретения права собственности. В первом случае — первоначальные основания — у собственника не было никакого правопреемника, то есть его собственность никому не принадлежала, никто не «господствовал» над ней. В том случае, когда существовал правопреемник, Юристы констатируют производные способы возникновения права собственности. Так, стать собственником можно путём национализации или приватизации. В первом случае собственность переходит из рук частных лиц — государству, а во втором — всё происходит наоборот.

В случае аварий, эпидемий или массовых беспорядков имущество по решению государственных органов может быть изъято у собственника. При этом ему выплачивается стоимость изымаемого. Это реквизиция. А вот конфискация носит безвозмездный характер и может рассматриваться как санкция за правонарушение.

Большую роль в современной юридической практике играет право собственности на землю. Лица, которые имеют земельный участок как собственники, вправе продавать его, дарить, сдавать в аренду и пр. В общем, они вольны им распоряжаться по своему усмотрению.

Право интеллектуальной собственности считают подотраслью гражданского права.

Интеллектуальная собственность включает ряд объектов, имеющих общее начало: все, они созданы творческим трудом человека. Это относится к произведениям литературы, живописи, к исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, к изобретениям, научным открытиям, рационализаторским предложениям, программам для ЭВМ, базам данных, ноу-хау, торговым секретам, товарным знакам, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям, знакам обслуживания.

Законодатель разделил все объекты (то есть то, что защищает это право) интеллектуальной собственности на несколько групп:

• объекты авторского права (произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ, базы данных);

• объекты смежного права: исполнения, фонограммы, исполнения в эфире или по кабелю;

• объекты патентного права: изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

• средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования места происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения;

•нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности (селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, ноу-хау).

Основанием предоставления прав на эти нематериальные объекты может быть либо факт создания объекта (авторское право и смежные права), либо факт регистрации объекта (патентное право и средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг) в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент).

В четвёртой части Гражданского кодекса РФ закреплены нормы интеллектуального права. Оно охватывает все виды абсолютных прав на результаты интеллектуальной деятельности и включает: исключительные права, личные неимущественные права, иные права (это авторское право, право доступа, право следования).

Под исключительными правами понимается право автора осуществлять или разрешать что-либо делать другим, запрещать осуществлять определённые действия, которые различаются применительно к разным субъектам.

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, архитектуры, градостроительства и др.

Смежными с авторскими правами — смежными правами — являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности, па фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач, на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, — также личные неимущественные права.

Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности регулирует отношения, связанные с созданием и использованием селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, ноу-хау. Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), которые имеют коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам и которые являются коммерческой тайной.

Патентное право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Любой человек может стать автором какого-либо произведения, например исторического романа. Автору в отношении его произведения принадлежит исключительное право на использование произведения в любой форме и любым способом. Он может его публиковать в виде книги или представлять по радио, размещать в Интернете. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав бессрочно.

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

•право признаваться автором произведения (право авторства),

*право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

*право обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование);

*право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на неприкосновенность произведения).

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв). При этом он должен возместить пользователю убытки, включая упущенную выгоду.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, языки программирования.

Среди различных средств защиты права собственности большую роль играют иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Такие иски называются виндикационными.

Существует несколько условий удовлетворения такого иска. Прежде всего следует выяснить, добросовестен ли приобретатель вещи.

Чтобы забрать вещь у добросовестного приобретателя, необходимо разобраться в том, как приобретена вещь — возмездно или безвозмездно. Если вещь была подарена тем, кто не имел права это делать (безвозмездное отчуждение), то собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

Если имущество приобретено добросовестно возмездно, то возможность его истребования зависит от того, как выбыло имущество из владения собственника. Собственник вправе требовать возвратить имущество, если оно выбыло от него помимо его воли, например было похищено или утеряно.

А вот если собственник вручает своё имущество другому, а тот продаёт имущество третьему лицу, виндикационный иск собственника к такому третьему лицу удовлетворению не подлежит. Здесь законодатель защищает того, кто приобрёл имущество. Ведь очевидно, что, передавая добровольно свои вещи, собственник должен был быть знаком с тем, кому он их доверяет.

Читайте также:
Перевод произведения: что это такое, описание и особенности

Во многих случаях нарушаются права собственника, хотя его никаким образом не лишили владения. В таких случаях защитить своё право можно с помощью негаторного иска.

Пользование своим участком земли, где выращиваются фрукты и овощи, может быть затруднено тем, что соседи постоянно складывают строительный материал на дороге, высадили деревья, не позволяющие свободно проходить на участок, и т.д. Иск может быть заявлен лишь до тех пор, пока длится правонарушение или не ликвидированы его последствия.

В жизни случаются ситуации, когда люди теряют все документы, подтверждающие их собственность на дом, дачу или иное имущество. Это может произойти в результате пожара, давности и пр. Как поступить в этом случае? Закон позволяет предъявить иск о признании права собственности.

Разбор типового тренировочного задания

Распределите предложенные примеры по столбцам.

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите виды собственности с предложенными примерами.

Раздел II. Право собственности и другие вещные права (ст. 209 – 306)

Раздел II. Право собственности и другие вещные права

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, см.:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13

См. схему “Право собственности и другие вещные права”

  • Глава 13. Общие положения (ст. 209 – 217)
    • Статья 209. Содержание права собственности
    • Статья 210. Бремя содержания имущества
    • Статья 211. Риск случайной гибели имущества
    • Статья 212. Субъекты права собственности
    • Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц
    • Статья 214. Право государственной собственности
    • Статья 215. Право муниципальной собственности
    • Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками
    • Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества
  • Глава 14. Приобретение права собственности (ст. 218 – 234)
    • Статья 218. Основания приобретения права собственности
    • Статья 219. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество
    • Статья 220. Переработка
    • Статья 221. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей
    • Статья 222. Самовольная постройка
    • Статья 223. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору
    • Статья 224. Передача вещи
    • Статья 225. Бесхозяйные вещи
    • Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался
    • Статья 227. Находка
    • Статья 228. Приобретение права собственности на находку
    • Статья 229. Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь
    • Статья 230. Безнадзорные животные
    • Статья 231. Приобретение права собственности на безнадзорных животных
    • Статья 232. Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них
    • Статья 233. Клад
    • Статья 234. Приобретательная давность
  • Глава 15. Прекращение права собственности (ст. 235 – 243)
    • Статья 235. Основания прекращения права собственности
    • Статья 236. Отказ от права собственности
    • Статья 237. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника
    • Статья 238. Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать
    • Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится
    • Статья 239.1. Отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка
    • Статья 239.2. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 240. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей
    • Статья 241. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними
    • Статья 242. Реквизиция
    • Статья 243. Конфискация
  • Глава 16. Общая собственность (ст. 244 – 259)
    • Статья 244. Понятие и основания возникновения общей собственности
    • Статья 245. Определение долей в праве долевой собственности
    • Статья 246. Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности
    • Статья 247. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности
    • Статья 248. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности
    • Статья 249. Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности
    • Статья 250. Преимущественное право покупки
    • Статья 251. Момент перехода доли в праве общей собственности к приобретателю по договору
    • Статья 252. Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли
    • Статья 253. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности
    • Статья 254. Раздел имущества, находящегося в совместной собственности, и выдел из него доли
    • Статья 255. Обращение взыскания на долю в общем имуществе
    • Статья 256. Общая собственность супругов
    • Статья 257. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства
    • Статья 258. Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
    • Статья 259. Собственность хозяйственного товарищества или кооператива, образованного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
  • Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю (ст. 260 – 287)
    • Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю
    • Статья 261. Земельный участок как объект права собственности
    • Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок
    • Статья 263. Застройка земельного участка
    • Статья 264. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков
    • Статья 265. Основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком
    • Статья 266. Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения
    • Статья 267. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении
    • Статья 268. Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
    • Статья 269. Владение и пользование землей на праве постоянного пользования
    • Статья 270 (утратила силу)
    • Статья 271. Право пользования земельным участком собственником недвижимости
    • Статья 272. Последствия утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком
    • Статья 273. Переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений
    • Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
    • Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок
    • Статья 276. Прекращение сервитута
    • Статья 277. Обременение сервитутом зданий и сооружений
    • Статья 278. Обращение взыскания на земельный участок
    • Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 281. Возмещение за изымаемый земельный участок
    • Статья 282. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда
    • Статья 283 (утратила силу)
    • Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению
    • Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской Федерации
    • Статья 286. Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации
    • Статья 287. Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками
  • Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения (ст. 288 – 293)
    • Статья 288. Собственность на жилое помещение
    • Статья 289. Квартира как объект права собственности
    • Статья 290. Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме
    • Статья 291. Товарищество собственников жилья
    • Статья 292. Права членов семьи собственников жилого помещения
    • Статья 293. Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение
  • Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления (ст. 294 – 300)
    • Статья 294. Право хозяйственного ведения
    • Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении
    • Статья 296. Право оперативного управления
    • Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия
    • Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения
    • Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
    • Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику
  • Глава 20. Защита права собственности и других вещных прав (ст. 301 – 306)
    • Статья 301. Истребование имущества из чужого незаконного владения
    • Статья 302. Истребование имущества от добросовестного приобретателя
    • Статья 303. Расчеты при возврате имущества из незаконного владения
    • Статья 304. Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения
    • Статья 305. Защита прав владельца, не являющегося собственником
    • Статья 306. Последствия прекращения права собственности в силу закона
Читайте также:
Провокация взятки: что это такое, описание и особенности
>
Общие положения (ст. 209 – 217)
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Что такое общая собственность?

Общая собственность – это право двух или нескольких лиц на одну и ту же вещь. Общая собственность может быть долевой или совместной. Основная разница этих режимов в том, как пользуются и распоряжаются имуществом.

Общая собственность – это право двух или нескольких лиц на одну и ту же вещь.

Общая собственность может быть долевой или совместной. Основная разница этих режимов в том, как пользуются и распоряжаются имуществом.

Например, при совместной собственности, чтобы продать свою часть, нужно сначала определить долю, потом выделить ее и только затем продавать. А при долевой собственности доля уже определена.

По умолчанию собственность долевая, с равными долями у всех сособственников.

Что понимается под правом общей собственности

Право общей собственности – это принадлежность имущества одновременно двум или нескольким собственникам (п. 1 ст. 244 ГК РФ).

При этом само имущество не делится между ними в натуре.

Сособственники не образуют между собой юридического лица. Можно сказать, что каждый участник общей собственности получает право на “совладение”, “сопользование” и “сораспоряжение” всем общим имуществом (см., например, “Российское гражданское право”, отв. ред. Е.А. Суханов).

Свои права на имущество сособственники, как правило, должны осуществлять по соглашению между собой (п. 1 ст. 246, п. 1 ст. 247, п. п. 1, 2 ст. 253 ГК РФ).

Что такое право общей долевой собственности

Это общая собственность с определением доли каждого собственника (п. 2 ст. 244 ГК РФ).

Обратите внимание, на доли делится не сама вещь, а право собственности на нее.

Право собственности каждого участника общей долевой собственности охватывает всю вещь, а не какую-либо ее часть. Это значит, что нельзя иметь, например, в собственности 50% автомобиля, но можно иметь 50% в праве собственности на него.

По умолчанию общая собственность является долевой, если закон не предусматривает образование совместной собственности на имущество (п. 3 ст. 244 ГК РФ).

Что такое доля в праве общей долевой собственности

Это часть в праве собственности на общее имущество (п. 2 ст. 244 ГК РФ).

Доля в праве собственности не означает физическую часть вещи.

Например, если какая-то часть автомобиля будет случайно повреждена, то расходы на его восстановление должны понести все собственники соразмерно их долям.

Такой вывод встречается в научной литературе, но его можно сделать также из ст. 249 Гражданского кодекса РФ.

Эта норма обязывает каждого сособственника соразмерно своей доле участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества.

Вне зависимости от размера доли каждый сособственник может владеть, пользоваться и распоряжаться вещью вместе с другими сособственниками по их соглашению. Кроме того, он может распорядиться своей долей – например, продать (ст. 246, п. 1 ст. 247 ГК РФ).

Как определить размер доли в праве общей долевой собственности

Доли участников равны, если их нельзя определить по закону и сособственники не установили их размер соглашением (п. 1 ст. 245 ГК РФ).

Все участники могут установить порядок определения и изменения долей в зависимости от их вкладов в образование и приращение общего имущества (п. 2 ст. 245 ГК РФ).

Например, двое сособственников здания с долями по 50% могут договориться, что один из них за свой счет сделает пристройку к зданию, после чего его доля увеличится до 60%, а доля второго уменьшится до 40%.

Доля сособственника может увеличиться, если он за свой счет осуществил неотделимые улучшения имущества и при этом не нарушил установленный порядок его использования, то есть другие собственники дали на это согласие.

Отделимые улучшения по общему правилу являются собственностью сделавшего их участника и не увеличивают долю (п. 3 ст. 245 ГК РФ, п. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2017)).

В каком порядке владеют и пользуются имуществом в общей долевой собственности

Сособственники владеют и пользуются имуществом по соглашению, а если они не могут договориться, порядок установит суд (п. 1 ст. 247 ГК РФ).

Читайте также:
Производственный фактор: что это такое, описание и особенности

Например, сособственники нежилого здания могут договориться, какие помещения кто из них использует.

Участник общей долевой собственности может владеть и пользоваться частью общего имущества, соразмерной его доле. Если это невозможно, он может требовать компенсации от других участников, которые владеют и пользуются имуществом, приходящимся на его долю (п. 2 ст. 247 ГК РФ).

В частности, такую компенсацию может попросить сособственник, доля которого крайне незначительна.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества тоже являются общими и распределяются между собственниками соразмерно их долям, если они не договорились об ином (ст. 248 ГК РФ).

Например, так распределяется арендная плата, которую сособственники получают от сдачи общего имущества в аренду.

Что такое право общей совместной собственности

Это такой вариант общей собственности, при котором у вещи два или более собственника, но их доли не определены (п. 2 ст. 244 ГК РФ).

У кого может быть право общей совместной собственности

Право общей совместной собственности на имущество можно получить, когда образование такой собственности предусмотрено законом.

По умолчанию общая собственность – долевая (п. 3 ст. 244 ГК РФ). Например, имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное (п. 3 ст. 6 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).

Но самый распространенный пример участников совместной собственности – супруги.

Такой собственностью, за некоторыми исключениями, является имущество, нажитое ими во время брака, если только они брачным договором не изменили этот режим.

Например, к совместно нажитому имуществу относятся доходы супругов от трудовой и предпринимательской деятельности, пенсии, пособия супругов, приобретенная за счет общих доходов недвижимость (п. п. 1, 2 ст. 34, п. 1 ст. 42 СК РФ).

Чем общая совместная собственность отличается от общей долевой

В совместной собственности, в отличие от долевой:

• чтобы продать свою часть, нужно сначала определить доли, а потом – выделить свою долю или разделить имущество. Доли изначально предполагаются равными (п. п. 1, 2 ст. 254 ГК РФ);

• предполагается согласие сособственника на распоряжение имуществом (п. 2 ст. 253 ГК РФ). Однако для некоторых сделок с супружеским имуществом все же нужно нотариально удостоверенное согласие другого супруга (п. 4 ст. 253 ГК РФ, п. 3 ст. 35 СК РФ);

• закон не содержит возможности подать в суд, чтобы разрешить спор о владении и пользовании общим имуществом. Он предусматривает такую возможность только для долевой собственности (п. 1 ст. 247 ГК РФ).

По каким основаниям возникает право общей собственности

Общая собственность возникает, если (п. 4 ст. 244 ГК РФ):

• в собственность двух или нескольких лиц поступило имущество, которое нельзя разделить без изменения его назначения (неделимые вещи) либо нельзя разделить по закону. Например, когда два покупателя приобретают автомобиль;

• закон или договор предусматривает общую собственность на делимое имущество. Например, при объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки (п. 3 ст. 11.6 ЗК РФ).

По каким основаниям прекращается право общей собственности

Право общей долевой собственности прекращается по общим для права собственности основаниям. Законодательство не делает для него исключений.

Например, сособственники могут продать имущество. Кроме того, его может изъять государство, когда для этого есть законные основания.

Право общей долевой собственности прекратится и в случае, если все участники, кроме одного, свое право утратят, поскольку право общей собственности имеет место только тогда, когда имущество принадлежит двум и более лицам (п. 1 ст. 244 ГК РФ).

Например, если имущество принадлежит двум собственникам и один продает долю второму или получает от него компенсацию взамен своей доли, выбывший собственник утрачивает право на долю в общем имуществе (п. 2 ст. 246, п. 1 ст. 235, п. 5 ст. 252 ГК РФ). Второй остается единственным собственником имущества.

Еще вариант: имущество принадлежит двум собственникам, но по требованию одного из них производится выдел его доли в натуре, то есть фактически происходит раздел общего имущества между двумя сособственниками.

По смыслу п. 2 ст. 252 ГК РФ выдел доли представляет собой переход части имущества в единоличную собственность участника общей собственности и прекращает для него права на долю в общем имуществе.

Соответственно, у оставшейся части имущества также остается единственный собственник, а право общей долевой собственности прекращается. Такую позицию можно встретить в судебной практике (см. например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2022 N Ф05-16741/2019).

По каким основаниям прекращается право общей долевой собственности на земельный участок

Право общей долевой собственности на земельный участок может прекратиться в тех же случаях, что и право собственности на любое имущество, исключений для него нет.

Это только основания, предусмотренные гражданским и земельным законодательством, в частности, отчуждение участка другому лицу или отказ от права собственности на него (п. 1 ст. 235 ГК РФ, ст. 44 ЗК РФ).

Например, земельный участок, находящийся в долевой собственности, как правило, можно по соглашению сособственников разделить на несколько новых участков. Исходный участок обычно прекращает свое существование, как и право на него, и участники долевой собственности по общему правилу получают право общей собственности уже на вновь образованные участки (п. п. 1, 2, 5 ст. 11.2, п. п. 1, 3 ст. 11.4 ЗК РФ).

Общая совместная собственность прекращается в тех же случаях, что и долевая, но есть еще одно основание – преобразование совместной собственности в единоличную или долевую. Например, в результате заключения брачного договора (п. п. 1, 4 ст. 256 ГК РФ, п. 1 ст. 42 СК РФ).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: