Право вето: что это такое, описание и особенности

Что же такое «карманное» вето?

На сегодняшний день если не все, то большинство государств мира придерживаются принципа разделения властей, который со временем трансформировался в систему сдержек и противовесов, являющуюся неким тормозом в возвышении одной ветви власти над другой и направленную на недопущение узурпации власти.

В Конституциях различных стран власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые действуют независимо друг от друга. Каждая из них имеет определенный объем властных полномочий, однако чтобы со временем у какой-либо одной ветви власти он не увеличился в ущерб другой, каждая из ветвей власти может сдерживать другую, уравновешивать или контролировать, не допуская тем самым нарушения Конституции и законов государства.

Одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью и является вето (от лат. veto — запрещаю) главы государства, зачастую одновременно являющегося главой исполнительной власти, налагаемое им на принимаемые законодательным органом акты. Известны три вида этого института.

Отлагательное вето

Например, в Конституции США обозначено, что «всякое постановление, резолюция или решение, для которых необходимо согласие Сената и Палаты представителей», представляются Президенту для подписания «и только после его одобрения вступают в силу». Однако если данный проект не устраивает Президента, то закон возвращается в Конгресс без подписи главы государства, но обязательно с изложением мотивов своего отказа.
И всё же не зря вето называется отлагательным, потому что Конгресс может преодолеть вето, проголосовав за проект двумя третями голосов в каждой палате. Этот барьер удается преодолеть очень редко, со времени вступления Конституции в силу (1789 год) было преодолено всего 6% вето. Но всё же.

Выборочное вето

Это самый молодой вид вето, если так про него можно сказать. Это английское нововведение было известно уже в 1669 году и довольно часто применялось в Конгрессе США. В 80-х гг. оно было распространено в большинстве соединенных штатов и им могли воспользоваться губернаторы этих штатов.

Главной особенностью этого вида является то, что у главы государства появилась возможность отклонять не весь законопроект, а лишь отдельные его положения, не затрагивающие основной текст. И такая возможность у Президента США появилась лишь с принятием 9 апреля 1996 г. закона, введшего выборочное вето.

«Карманное» вето

Этот вид вето, наверное, можно назвать самым необычным. Весь смысл заключается в следующем. Используется он в немногих государствах, например, в Беларуси или в США. В последнем случае этому способствуют особенности деятельности Конгресса, который, как и многие парламенты государств, работает посессионно, после чего спокойно уходит на каникулы.

Президенту США сама Конституция предоставляет десятидневный срок подписания любого законопроекта. И если Конгресс направляет подготовленный документ главе государства менее, чем за десять дней до ухода на каникулы, у Президента появляется шанс применения «карманного» вето, не излагая при этом никаких мотивов. Этот документ не подписывается до прекращения работы Конгресса. Следовательно, он остается не принятым. Документ в буквальном смысле оседает в кармане главы государства навсегда. И Конгрессу ничего не останется, как принимать этот законопроект в следующую сессию с самого начала.

Вообще в истории президентства США существует множество интересных фактов. Так, президент Г. Кливленд за два срока президентства получил вполне заслуженное прозвище «Президент-вето», потому что он им воспользовался 584 раза. Но были и такие, кто ни разу не применял вето, например двадцатый Президент Гарфильд, после которого, к сожалению, а может наоборот, все Президенты использовали это право.

Были даже случаи, когда партии, представлявшие Президента в Конгрессе, специально затягивали слушания и чтения до последних дней сессии. Это было возможным по очень простой причине. В законодательном органе были плохо прописаны регламенты выступлений членов Конгресса. Каждый мог говорить о чём угодно. И доходило вплоть до того, что с трибуны постранично зачитывались толстые телефонные книги.

Читайте также:
Право собственности: что это такое, описание и особенности

Однако Конгресс тоже научился сопротивляться. В августе 1973 года он впервые в истории распустился на месяц, при этом отложив представление главе государства нескольких проектов, чтобы сделать это в последние дни перерыва и к моменту истечения десятидневного срока рассмотрения законопроекта Президентом начать новую сессию.

Конечно, право вето — очень хорошее средство регулирования законодательного процесса. Оно заставляет парламентариев делать меньше ошибок и уделять проблемам больше внимания, если они того требуют.

Очень жалко, что правом «карманного» вето не обладает . Тогда наш парламент, может быть, не принимал бы несколько десятков законов в последние дни сессии, да и законы стали бы более практичными, не требующими немедленной доработки.

Президентское вето. Суть права вето

2.4. Президентское вето. Суть права вето

Право вето является важной формой участия президента в законо­дательном процессе. Значимость этого права возрастает в силу того, что оно принадлежит президенту и является одним из традиционно закрепляемых за ним полномочий.

В большинстве демократических государств, имеющих президента с полномочиями главы государства, существует право вето как эффективное средство воздействия на деятельность парламента. Таким правом президента наделяют конституции президентских, полупрезидентских (смешанных), а также некоторых парламентских республик.

Право вето — это право главы государства не согласиться с законом, принятым парламентом, и еще не вступившим в силу. Право вето используется главой государства на стадии подписания закона или промульгации.

Конституционное право, выделяет две основные разновидности вето: абсолютное (или резолютивное) и относительное (или отлагательное). Аб­солютное, или резолютивное, вето состоит в том, что отказ главы государ­ства утвердить (подписать) закон, принятый парламентом, является окончательным и не может быть преодолен. Относительное, или отлага­тельное, вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой госу­дарства на закон, принятый парламентом, который может быть парламентом преодолен. В настоящее время абсолютное вето практически не применяется (в Англии последний случай абсолютного вето датируется 1707 г.), хотя формально и не исключается. Абсолютное вето непосредственным образом связано с понятием санкционирования закона, которое своими корнями уходит во времена борьбы между монархами и парламентами. Развитие конституционного права привело к тому, что глава государства утратил право по своему усмотрению отвергать принятый парламентом закон, а вето стало относительным (отлагательным). Ныне термин «санкционирование» сохранился в сравнительно немногих конституциях, и большинство из них говорит о подписании или о промульгации[43].

Как правило, вето распространяется на законопроект в целом, и не может распространяться на отдельные его положения. Это создает часто неудобства, так как президенту приходится либо одобрять законопроект целиком с неугодными ему статьями, либо опротестовывать весь законопроект по причине присутствия в нем статей, с которыми президент не согласен.

В России вето трудно назвать выборочным, поскольку Конституция говорит о праве Президента отклонить закон, не уточняя это право в отношении его отдельных положений и статей. Вместе с тем, как показывает практика реализации этого президентского полномочия, Президент может не согласиться как с законом в целом, так и с каким-либо его отдельным положением.

Конституции, не указывая подробных оснований для отклонения президентом закона парламента, при этом могут содержать требования об обоснованности и мотивированности президентского вето. Конституция РФ 1993 г. также не закрепляет перечня оснований для отклонения. Вместе с тем на практике наиболее частыми причинами отклонения Президентом РФ принятых Федеральным Собранием законов являются: несоответствие Конституции, неясность источников финансирования. Так, нередко выявляется несоответствие отдельных статей и положений закона статье 72 Конституции РФ (в части разделения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами), статьям 10 и 73 Конституции, когда наблюдается вторжение в компетенцию других ветвей власти или в компетенцию субъектов Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению.

Процедура преодоления вето в основных чертах закреплена в конституциях. Конституционные положения, регулирующие эту процедуру в разных странах, являются сходными по своей сути и, как правило, закрепляют следующее: конституционное право вето президента на стадии промульгации, заключающееся в отказе подписать закон, принятый парламентом, и возвращении его в парламент с мотивированными возражениями (относительное вето); срок, в течение которого президент может использовать право вето (применяются разные сроки, как правило, в пределах от 30 до 10 дней); право повторного рассмотрения парламентом возвращенного президентом закона; основной способ преодоления президентского вето в парламенте квалифицированным (в две трети, реже — в три четверти) большинством голосов либо простым большинством голосов (как правило, на пленарном заседании); наконец, конституционную обя­занность президента подписать закон в установленный срок, если вето преодолено парламентом. Подробно процедура преодоления вето в парламенте регулируется нормами регламентов.

Читайте также:
Нормы труда: что это такое, описание и особенности

Принятый парламентом закон направляется для подписи главе го­сударства, который в установленный срок (иногда этот срок точно не определен) может либо подписать его, либо отказать в санкции (подписи), т.е. наложить вето. Сам акт наложения вето состоит в том, что глава государства составляет послание, в котором излагаются его мотивированные возражения против закона. «Опротестованный» закон вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который может поступить двояко:

а) принять возражения главы государства и внести соответствующие изменения в закон, вновь отправив его для получения санкции;

б) отклонить возражения главы государства, для чего необходимо повторное одобрение закона, как правило, квалифицированным большинством голосов[44].

Однако, если в течение 10-дневного срока окончится сессия Конгресса, то все, не подписанные Президентом билли, считаются отклоненными. Такая форма отклонения носит название «карманного вето». Подобные случаи возникают, если Конгресс направляет Президенту закон менее чем за 10 дней до окончания работы своей сессии, а Президент не хочет его утверждать, то тогда глава исполнительной власти намеренно задерживает его у себя и не возвращает со своими возражениями в Конгресс. У Конгресса не остается времени для проведения повторного голосования по данному биллю, в результате чего он отклоняется, по крайней мере, до следующей сессии Конгресса. В этом случае карманное вето приобретает определенный эффект абсолютного вето.

В России подписание и обнародование принятого федерального закона является конституционной обязанностью Президента Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации после одобрения Советом Федерации федерального закона, последний в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту. Также Президенту направляются и те, принятые Государственной Думой федеральные законы, которые не были рассмотрены Советом Федерации в четырнадцатидневный срок. Однако Президент не должен подписывать федеральные законы в обязательном порядке, у него всегда имеется возможность отклонить феде­ральный закон, еще раз вернув депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации к его рассмотрению. Согласно статье 107 части третьей Конституции Российской Федерации, если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. В этом случае Президент использует свое право отлагательного вето. Конституция Российской Федерации, впрочем, как и ряд других конституций, термин «вето» не употребляет. Вместе с тем по существу это право вето предусмотрено частью третьей статьи 107. При повторном рассмотрении Федеральное Собрание может согласиться с доводами Президента, изменить закон или вообще отказаться от его принятия. Если же Федеральное Собрание настаивает на своем первоначальном решении, оно может преодолеть вето Президента, но для этого нужно квалифицированное большинство голосов, т.е. не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Если при по­вторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Читайте также:
Приходно-расходные книги: что это такое, описание и особенности

Из Конституции Российской Федерации не следует, что Президент может возвращать в палаты Федерального Собрания законы, принятые с соблюдением требований Конституции и предусмотренных ею условий и процедур, без рассмотрения, а значит, и без мотивов отклонения.

В то же время в случае нарушения установленного Конституцией порядка принятия федерального закона, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, Президент Российской Федерации вправе в силу части 2 статьи 80 и части 1 статьи 107 Конституции РФ вернуть его в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения названных конституционных требований. Президент РФ не может использовать свое право вето в отношении федеральных конституционных законов. Вместе с тем отсутствие такого права не означает, что в случае обнаружения в переданном на подпись федеральном конституционном законе несоответствия конституционным нормам Президент не вправе обратиться к палатам Федерального Собрания с предложением рассмотреть спорные вопросы. Президент в этом случае выступает как гарант Конституции Российской Федерации. Однако юридической силой вето такое обращение не обладает. Окончательно спор в подобных случаях должен быть решен Конституционным Судом Российской Федерации.

Русское вето в Совбезе, прощай?

Откажутся ли постоянные члены Совета безопасности ООН от права вето «добровольно»? Около сотни государств поддержали инициативу о добровольном отказе от применения вето при рассмотрении действий ООН в ответ на широкомасштабные преступления.

В июле 2017 года спикер украинской Верховной рады Андрей Парубий на встрече с генсеком ООН Антониу Гутеррешем (Гутерришем) потребовал лишить Российскую Федерацию права вето в Совете безопасности.

«Призвал ООН лишить Россию права вето в Совбезе ООН. Агрессор не имеет права решать в ООН вопрос в отношении государства, на которое он напал», — написал Парубий в «Твиттере».

После встречи с генсеком господин Парубий сказал, что «Украина крайне нуждается в сильной и действенной ООН». По мнению Парубия, Россия должна быть «лишена права вето по вопросам, которые касаются Украины».

Ранее, в феврале, о том же говорил глава МИД Украины Павел Климкин. По его словам, Россия должна быть лишена права вето в Совбезе при принятии решений, связанных с Украиной. Он призвал «прекратить злоупотребление правом вето».

Из российской Госдумы поступил комментарий. Член комитета Госдумы по делам СНГ Казбек Тайсаев расценил призыв Андрея Парубия как глупость.

«Никто слушать правительство, тем более парламент Украины, сегодня не будет. Это глупейшее заявление, которое можно было сделать», — заявил Тайсаев.

Прогноз, по-видимому, не сбылся, потому как около ста государств поддержали призыв к ограничению вето в Совбезе ООН. Правда, дело пока сводится к пропаганде так называемого добровольного отказа постоянных членов Совета безопасности ООН от права вето при рассмотрении действий в ответ на геноцид и другие преступления.

Инициатива Франции и Мексики, поддержанная почти сотней стран, включает положение о добровольном отказе постоянных членов Совбеза ООН от использования права вето при рассмотрении действий в ответ на геноцид и другие широкомасштабные преступления. Об этом заявил государственный секретарь при министре по делам Европы и иностранных дел Франции Жан-Батист Лемуан (Jean-Baptiste Lemoyne) на специальном заседании в штаб-квартире ООН, посвящённом вопросу права вето. «Почти 100 стран поддерживают эту инициативу, — цитирует его ТАСС. — Это означает, что больше половины государств — членов ООН понимают, насколько она выгодна».

Предложение Франции, по словам Лемуана, «чрезвычайно актуально», поскольку «нет никаких гарантий, что мы не столкнёмся с новыми трагедиями, подобными тем, что мы недавно видели в ходе долгих лет войны в Сирии».

Государственный секретарь напомнил также, что при поддержке Парижа в Совбезе выносилось на голосование несколько резолюций по Сирии, но все они провалились из-за «серии вето», наложенной Россией и Китаем.

Кроме того, мсье Лемуан напомнил, что Париж и Мехико уже четыре года продвигают инициативу об ограничении вето в случае геноцида, преступлений против человечности и широкомасштабных военных преступлений. Такого ограничения можно было бы достичь путём «неформальной, добровольной и коллективной договорённости пяти постоянных членов Совета безопасности», то есть устав менять «не нужно».

Читайте также:
Правоохранительная деятельность: что это такое, описание и особенности

Постоянные члены всего лишь добровольно самоограничатся в тех ситуациях, когда дело будет касаться массовых зверств.

Идея Франции и Мексики, подчеркнул инициатор, основана на «глубокой убеждённости в том, что вето — это не право или привилегия, а ответственность».

Идея Ж.-Б. Лемуана получила на сей раз продолжение. Как отмечает ТАСС, на том же заседании Аурелиа Фрик, возглавляющая МИД Лихтенштейна, сообщила, что 114 стран подписали «свод правил» для членов Совбеза. Этим «сводом» страны должны руководствоваться. реагируя на «массовые зверства».

Эту инициативу разработала «Группа за подотчётность, последовательность и открытость ООН». По мнению «Группы», государства, избираемые в качестве временных членов Совета безопасности, берут на себя добровольное обязательство не голосовать против резолюций, касающихся действий в ответ на геноцид и прочие преступления. По словам Фрик, «свод» дополняет французско-мексиканскую инициативу.

По словам госпожи Фрик, подобные инициативы злободневны в ситуациях, когда в Сирии, Йемене, Южном Судане, Мьянме совершаются массовые преступления «без адекватных действий со стороны Совета безопасности».

Была и ещё одна инициатива по реформированию Совбеза ООН. Она исходила от так называемой четвёрки.

Состав и функции Совета безопасности ООН унаследованы со времён Второй мировой войны, напоминает французский портал Ferloo.com со ссылкой на агентство «Франс-Пресс».

Такое положение уже много лет является предметом острой критики. Совет безопасности состоит из 15 членов, в том числе пяти постоянных: США, России, Китая, Франции, Великобритании. 10 непостоянных членов избираются на двухлетний срок.

В целях поддержания международной безопасности Совбез может налагать санкции и санкционировать применение силы. Его решения являются обязательными для 193 членов Организации Объединённых Наций. Принятые резолюции должны быть одобрены не менее чем девятью членами Совета безопасности и не должны быть запрещены через наложение вето.

В своём функционировании, отмечается в материале, Совет по-прежнему находится «под сильным влиянием пяти основных ядерных держав, которые часто проводят неофициальные встречи» для выработки «консенсуса», впоследствии одобряемого остальной частью Совета.

На прошлой неделе, в четверг, группа G4, состоящая из Германии, Японии, Индии и Бразилии, заявила о необходимости как можно скорее реформировать Совет безопасности в отношении постоянного членства.

Высший орган ООН «не отражает эволюцию мировой реальности», отмечается в их совместном заявлении. Он «должен отражать нынешний мир, чтобы иметь возможность дать ответ сложным проблемам». Реформа назрела, её нельзя более откладывать. Преобразования должны включать в себя изменения и в «методах работы».

G4, как и другие члены ООН, выступают за постоянные места для арабских и африканских стран.

Право вето, добавим, обсуждается в контексте темы реформирования Совета безопасности ООН уже давно, и нынешние инициативы, поддержанные многими странами — членами ООН, поэтому однозначно не приведут «к добровольному» отказу некоторых стран от права вето и уж тем более к отмиранию такого права.

И дело тут не только в России, которая раздражает «международное сообщество» использованием права вето по сирийской проблематике. Против изменений правил выступают также Китай и США. У Франции немного шансов настоять на своём, и особенно как раз в отношении «доброй воли». Парижу не одолеть Вашингтона, Пекина и Москвы, а последние не станут «добровольно» отдавать власть в Совбезе. Скорее уж будет проведена реформа Собвеза по рецепту G4, чем члены Совбеза начнут исполнять волю Парижа и Мехико. То, что мсье Лемуан продвигает свою идею уже 4 года, говорит в пользу этого предположения.

Что же такое «карманное» вето?

На сегодняшний день если не все, то большинство государств мира придерживаются принципа разделения властей, который со временем трансформировался в систему сдержек и противовесов, являющуюся неким тормозом в возвышении одной ветви власти над другой и направленную на недопущение узурпации власти.

Читайте также:
Общеобразовательное учреждение: что это такое, описание и особенности

В Конституциях различных стран власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые действуют независимо друг от друга. Каждая из них имеет определенный объем властных полномочий, однако чтобы со временем у какой-либо одной ветви власти он не увеличился в ущерб другой, каждая из ветвей власти может сдерживать другую, уравновешивать или контролировать, не допуская тем самым нарушения Конституции и законов государства.

Одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью и является вето (от лат. veto — запрещаю) главы государства, зачастую одновременно являющегося главой исполнительной власти, налагаемое им на принимаемые законодательным органом акты. Известны три вида этого института.

Отлагательное вето

Например, в Конституции США обозначено, что «всякое постановление, резолюция или решение, для которых необходимо согласие Сената и Палаты представителей», представляются Президенту для подписания «и только после его одобрения вступают в силу». Однако если данный проект не устраивает Президента, то закон возвращается в Конгресс без подписи главы государства, но обязательно с изложением мотивов своего отказа.
И всё же не зря вето называется отлагательным, потому что Конгресс может преодолеть вето, проголосовав за проект двумя третями голосов в каждой палате. Этот барьер удается преодолеть очень редко, со времени вступления Конституции в силу (1789 год) было преодолено всего 6% вето. Но всё же.

Выборочное вето

Это самый молодой вид вето, если так про него можно сказать. Это английское нововведение было известно уже в 1669 году и довольно часто применялось в Конгрессе США. В 80-х гг. оно было распространено в большинстве соединенных штатов и им могли воспользоваться губернаторы этих штатов.

Главной особенностью этого вида является то, что у главы государства появилась возможность отклонять не весь законопроект, а лишь отдельные его положения, не затрагивающие основной текст. И такая возможность у Президента США появилась лишь с принятием 9 апреля 1996 г. закона, введшего выборочное вето.

«Карманное» вето

Этот вид вето, наверное, можно назвать самым необычным. Весь смысл заключается в следующем. Используется он в немногих государствах, например, в Беларуси или в США. В последнем случае этому способствуют особенности деятельности Конгресса, который, как и многие парламенты государств, работает посессионно, после чего спокойно уходит на каникулы.

Президенту США сама Конституция предоставляет десятидневный срок подписания любого законопроекта. И если Конгресс направляет подготовленный документ главе государства менее, чем за десять дней до ухода на каникулы, у Президента появляется шанс применения «карманного» вето, не излагая при этом никаких мотивов. Этот документ не подписывается до прекращения работы Конгресса. Следовательно, он остается не принятым. Документ в буквальном смысле оседает в кармане главы государства навсегда. И Конгрессу ничего не останется, как принимать этот законопроект в следующую сессию с самого начала.

Вообще в истории президентства США существует множество интересных фактов. Так, президент Г. Кливленд за два срока президентства получил вполне заслуженное прозвище «Президент-вето», потому что он им воспользовался 584 раза. Но были и такие, кто ни разу не применял вето, например двадцатый Президент Гарфильд, после которого, к сожалению, а может наоборот, все Президенты использовали это право.

Были даже случаи, когда партии, представлявшие Президента в Конгрессе, специально затягивали слушания и чтения до последних дней сессии. Это было возможным по очень простой причине. В законодательном органе были плохо прописаны регламенты выступлений членов Конгресса. Каждый мог говорить о чём угодно. И доходило вплоть до того, что с трибуны постранично зачитывались толстые телефонные книги.

Однако Конгресс тоже научился сопротивляться. В августе 1973 года он впервые в истории распустился на месяц, при этом отложив представление главе государства нескольких проектов, чтобы сделать это в последние дни перерыва и к моменту истечения десятидневного срока рассмотрения законопроекта Президентом начать новую сессию.

Читайте также:
Обмен безвалютный: что это такое, описание и особенности

Конечно, право вето — очень хорошее средство регулирования законодательного процесса. Оно заставляет парламентариев делать меньше ошибок и уделять проблемам больше внимания, если они того требуют.

Очень жалко, что правом «карманного» вето не обладает . Тогда наш парламент, может быть, не принимал бы несколько десятков законов в последние дни сессии, да и законы стали бы более практичными, не требующими немедленной доработки.

Компетенция Правительства РФ: основные направления

Основные полномочия Правительства РФ

Правительство РФ в качестве высшего органа исполнения федеральной власти наделено обширным спектром полномочий.

Компетенция правительства РФ заключается в организации проведения политики страны внутреннего и внешнего характера; осуществлении регулирования экономики и социальной сферы; обеспечении единых аспектов исполнительной власти, направлении и контроле работы органов государства; разрабатывании целевых программ федерального уровня, обеспечении их реализации; проведении предоставленного права законодательной инициативы.

Основные направления деятельности рассматриваемого органа фиксирует и контролирует Председатель Правительства РФ. Он же призван систематически давать Президенту информацию о его работе.

Компетенция правительства Российской Федерации включает несколько полномочий:

  • осуществление политики государства, включая внутреннюю и внешнюю;
  • регулирование и контроль в социальной сфере и экономике;
  • обеспечение единого положения между системой исполнительной власти страны, контроль и направление действий соответствующих органов;
  • разработка целевых программ федерального уровня, включая обеспечение их работы;
  • законодательная инициатива.

Замечание 2

В соответствии с соглашениями органов исполнительной власти субъектов РФ рассматриваемый орган производит передачу для них определенных полномочий, что не должно вступать в противоречие с законодательством и Конституцией РФ.

Члены правительства осуществляют полномочия, которые передают им органы исполнительной власти субъектов на основе определенных соглашений.

Правительство каждый год направляет в адрес Госдумы отчетные документы о результатах своей работы, включая вопросы, которые поставила Госдума.

Также Правительством в палаты Федерального Собрания (ФС) направляются сведения, касающиеся разработки и предполагаемых сроках принятия нормативно-правовых актов, принятие которых предусматривают федеральные законы.

Правительство имеет право осуществлять делегирование части своих полномочий некоторым федеральным органам исполнительной власти. Это происходит в ситуациях, когда законодательно данные полномочия не отнесены в число исключительных. При наличии определенных соглашений с исполнительными органами власти, работающими в субъектах РФ, Правительство может передать им часть собственных полномочий или принять долю их полномочий.

Полномочия Правительства в разных сферах

В области экономики Правительство РФ регулирует экономические процессы, обеспечивая единое экономическое пространство и свободу экономической деятельности, свободу в перемещении продукции, услуг и финансовых средств в государстве. Также оно разрабатывает прогнозы социально-экономического развития, осуществляя программы развития приоритетных отраслей в экономике, вырабатывает инвестиционную и структурную политику страны, принимая меры в области ее реализации; управляет федеральной собственностью; реализует и формирует политику страны в сфере инвестиций и финансов, международного и экономического сотрудничества.

Правительством в области экономики осуществляется общее руководство таможней, принимаются меры по защите интересов российских производителей продукции, формируется мобилизационный план экономики РФ, обеспечивается работа оборонного производства.

В области финансов и бюджета Правительством РФ обеспечивается единая государственная политика, включая финансовую, кредитную и денежную. Оно производит разработку и предоставляет Госдуме федеральный бюджет, обеспечивая его исполнение, отчет об его исполнении; разработку и реализацию налоговой политики; обеспечение совершенствования бюджетной системы; принятие мер в области регулирования рынка ценных бумаг; управление внутренним и внешним долгом страны; осуществление валютного регулирования и валютного контроля; руководство валютно-финансовой деятельностью, которая ведется между странами и Российской Федерацией, разработку и осуществление мер, касающихся проведения единой политики цен.

Правительство осуществляет работу и в социальной сфере, где проводится единая государственная социальная политика, реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

Читайте также:
Предвыборная агитация: что это такое, описание и особенности

Правительство в этой области развивает социальное обеспечение и благотворительность; предпринимает меры в области реализации трудовых прав граждан; производит разработку программ по сокращению и ликвидации безработицы, обеспечивая их реализацию; обеспечивает единую государственную миграционную политику; осуществляет мероприятия по реализации прав граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие; решает проблемы семьи, материнства, отцовства и детства, реализует молодежную политику; взаимодействует с общественными и религиозными организациями и объединениями; производит разработку мер по развитию физкультуры, спорта и туризма, развивает санаторно-курортную сферу.

В области культуры, науки и образования Правительство РФ осуществляет:

  • разработку и внедрение мер поддержки развития науки со стороны государства;
  • обеспечение поддержки фундаментальной науки, приоритетных направлений прикладных отраслей, которые обладают общегосударственным значением;
  • обеспечение проведения в России общей политики в образовательной сфере с формированием основных аспектов развития и улучшения всех видов образования, включая развитие сферы бесплатного образования;
  • поддержка культуры со стороны государства и сохранение объектов культурного наследия общего государственного значения.

В области охраны окружающей среды и природных объектов Правительством обеспечивается осуществление единой государственной политики. Она заключается в обеспечении охраны и безопасности природы, экологии и среды, окружающей человека; принятии мер по осуществлению гражданских прав на благополучную среду жизни, обеспечении экологического равновесия; работа в области охраны и экономного использования ресурсов природы, развитие минеральной и сырьевой базы государства; координирование работы по предотвращению, уменьшению опасных последствий катастроф, стихийных бедствий и аварий.

Если рассматривать сферу обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, то здесь Правительство имеет следующие полномочия:

  • участие в формировании и проведении политики государства, которая направлена на обеспечение безопасности человека, общества и государства;
  • осуществление мер, касающихся обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и порядка в обществе, борьбы с преступлениями и прочими явлениями, которые представляют опасность для общества;
  • разработка и внедрение мероприятий, которые касаются укрепления кадров, развития и укрепления материально-технической базы правоохранительных органов;
  • осуществление мер, обеспечивающих работу органов судебной власти.

В области обороны и безопасности страны Правительством осуществляются меры, касающиеся обеспечения обороны и безопасности государства. Оно формирует оснащение военной техникой и вооружением, обеспечивает материальными средствами, услугами и ресурсами Вооруженные Силы РФ, другие войска и военные формирования РФ; выполнение целевых программ и планов развития государственного вооружения, программ гражданской подготовки военно-учетных специальностей; дает социальные гарантии военнослужащим и иным лицам, которые привлекаются в соответствии с федеральным законодательством к обороне или обеспечению безопасности страны. Также Правительство России разрабатывает мероприятия по охране государственной границы, производит руководство гражданской обороной.

Рассматривая сферу внешней политики и международных отношений, необходимо отметить несколько полномочий Правительства РФ в этой сфере:

  • внедрение и реализация мероприятий, касающихся внешней политики России;
  • обеспечение представительств страны в иностранных государствах и мировых объединениях;
  • заключение договоров с другими странами в рамках собственных полномочий, обеспечивая выполнение обязательств страны в этой сфере, включая наблюдение за исполнением этих договоров другими участниками;
  • отстаивание геополитических интересов РФ, включая мероприятия по защите российских граждан за пределами территорий страны;
  • регулирование и правительственный контроль внешнеэкономической деятельности, включая область международных культурных, научно-технических связей.

Особенности работы Правительства РФ

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы, осуществляемое с помощью внесения проектов законов в Госдуму. Правительство РФ имеет право осуществлять направление в Совет Федерации и Госдуму своих официальных отзывов проекты правовых актов и предложения о поправках к ним, рассматриваемые палатами. Любой официальный отзыв должен быть обязательно оглашен при рассмотрении проектов в определенных органах и в рамках заседаний.

Ст. 104 Конституции РФ рассматривает положение, что Правительство РФ должно давать заключения, касающиеся законопроектов о введении или отмене налоговых платежей, освобождении от уплаты налогов, о выпуске займов государства, об изменении его финансовых обязательств, а также по прочим законопроектам, которые предусматривают расходы, покрываемые с помощью средств федерального бюджета.

Читайте также:
Пневматическое оружие: что это такое, описание и особенности

Участники Правительства могут присутствовать на любом заседании палаты ФС, комитета и комиссии и их необходимо выслушать.

С целью представления внесенного Правительством проекта закона в палатах ФС должен быть назначен официальный представитель со стороны Правительства. Если депутаты Госдумы и участники ФС задают вопросы, которые касаются работы Правительства РФ (включая его Председателя, заместителя, федеральных министров), то участники Правительства вправе получить разъяснения о причине постановки подобных вопросов.

В рамках своей компетенции Правительством обеспечивается по положениям Конституции выполнение полномочий федеральной исполнительной власти в РФ, сочетание интересов субъектов РФ и Федерации в структуре исполнительной власти.

Правительство осуществляет руководство работой министерств и других федеральных органов исполнительной власти, контролируя их работу. Для данных полномочий оно вправе формировать территориальные органы с назначением соответствующих должностных лиц. Оно создает определенный порядок деятельности территориальных органов, включая сумму ассигнований, которая будет выделена для содержания аппаратов в пределах средств, которые предусмотрены для этих целей федеральным бюджетом.

Правительство имеет право осуществить учреждение организаций, образовать координационный, совещательный орган, включая органы при Правительстве РФ. Оно имеет право отменить или приостановить любой акт федеральных органов исполнительной власти.

В срок до 1 месяца Правительством могут рассматриваться предложения со стороны субъектов РФ, внесенные в установленном порядке. Они могут касаться предмета ведения Федерации, предмета их совместного ведения. В этом случае происходит сообщение им о результатах рассмотрения внесенных предложений. Правительство должно направить в адрес субъектов Федерации проекты собственных решений, касающихся предмета совместного ведения. В случае принятия определенных решений Правительством РФ, любое предложение субъекта РФ должно быть обязательно рассмотрено.

Правительство контролирует работу федеральных органов исполнительной власти, а по тем вопросам, которые отнесены к ведению РФ и совместному ведению субъектов и Федерации, также работу органов исполнительной власти каждого субъекта РФ. Тем самым происходит обеспечение соблюдения федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ, что влияет на их взаимодействие.

Правительство имеет полномочия на разрешение споров и устранение разногласий, которые возникают между исполнительными и федеральными органами власти в субъектах РФ. С целью разрешения подобных споров, включая устранение разногласий, Правительство формирует согласительные комиссии, включающие представителей всех заинтересованных сторон.

Правительством могут быть внесены предложения Президенту, касающиеся приостановки действия актов одного из органов исполнительной власти субъектов Федерации. Это происходит, когда акты нарушают гражданские права и свободы или противоречат законодательству РФ, включая Конституцию, федеральные законы, международные обязательства РФ и др.

Что касается Правил организации работы Правительства в области реализации его полномочий, то их формирует и регулирует Регламент Правительства РФ.

Большое число полномочий Правительства характеризуется его взаимодействием с другими органами власти в государстве. Это происходит в нескольких направлениях:

  • работа ФС;
  • работа Госдумы в области подготовки заключений, поправок и официальных отзывов;
  • парламентские запросы, запросы и обращения участников Совета Федерации и депутатов Госдумы;
  • взаимодействие с органами суда.

Особенности таких взаимоотношений конкретизирует Регламент Правительства РФ. Правительство взаимодействует с палатами ФС, судебными органами, что организуют участники Правительства РФ и его полномочные представители в палатах ФС.

Правительство Российской Федерации. Полномочия и структура

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года правительство России во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым подало в отставку. Президент Владимир Путин внес в Госдуму кандидатуру главы Федеральной налоговой службы (ФНС) России Михаила Мишустина на должность премьер-министра. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ о полномочиях и структуре правительства.

Общие сведения

Правительство Российской Федерации – высший исполнительный коллегиальный орган государственной власти. Свою деятельность осуществляет на основе конституции, закона о правительстве, других федеральных законов и нормативных актов.

Полномочия

– организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

– руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность;

Читайте также:
Ордерный коносамент: что это такое, описание и особенности

– осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику;

– разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

– управляет федеральной собственностью;

– осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности;

– проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

– обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.

Согласно ст. 115 Конституции, правительство издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Решения кабинета министров могут быть отменены российским президентом в случае их противоречия конституции и федеральным законам.

В свою очередь кабинет министров вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.

Правительство имеет право учреждать организации, образовывать координационные и совещательные органы. Кроме того, кабинет министров может создавать комиссии для расследования причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий.

О результатах своей работы правительство ежегодно представляет отчеты Государственной думе.

Структура

Правительство состоит из председателя, его заместителей (с мая 2018 г. – 10 человек) и федеральных министров. Главу кабинета назначает президент с согласия Государственной думы. Вице-премьеры и министры кабинета также назначаются главой государства по представлению премьер-министра. Для решения оперативных вопросов правительство по предложению председателя может образовать президиум. В его состав входят вице-премьеры вместе с министрами силового и экономического блоков, министром иностранных дел, здравоохранения, сельского хозяйства и др.

Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и ведомств (по состоянию на январь 2020 г. – 22 министерства, а также 50 федеральных служб и агентств).

Согласно ст. 112 Конституции, структуру правительства утверждает глава государства на основании предложений премьер-министра, которые тот направляет в течение недели после своего назначения на пост.

Помимо министерств и ведомств, в структуру кабинета входят его Аппарат, координационные и совещательные органы (советы и комиссии), а также различные организации при правительстве.

Аппарат правительства

Аппарат правительства является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности кабинета министров и его председателя. Среди задач структуры контроль за выполнением органами исполнительной власти принятых правительством решений, а также поручений премьера и его заместителей. Кроме того, Аппарат правительства готовит экспертные заключения на поступившие в кабинет министров проекты законов, организует заседания кабмина и его органов, координирует взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания, Конституционным и Верховным судами, рассматривает обращения граждан и др.

Аппарат правительства работает под руководством премьер-министра. Его возглавляет один из вице-премьеров или министров. В структуре – 36 подразделений, в том числе 11 секретариатов (премьер-министра и 10 вице-премьеров), 24 департамента (контроля и проверки выполнения решений правительства, промышленности и инфраструктуры, по формированию системы “Открытое правительство” и др.), а также аппарат коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.

По данным Росстата, в конце 2018 года в Аппарате правительства работали 1 тыс. 437 человек, их средняя ежемесячная заработная плата составляла 240 тыс. руб.

Совещательные органы, организации при правительстве

При кабинете министров действует 60 различных координационных и совещательных органов: комиссий, советов, коллегий. В их числе Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Правительственная комиссия по миграционной политике, Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, Морская и Авиационная коллегии и др.

Правительство напрямую управляет деятельностью 16 организаций и учреждений. Среди них Информационное телеграфное агентство России ТАСС, Аналитический центр при правительстве, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте, Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Международный детский центр “Артек” и др.

Премии и награды правительства

Правительством учреждены 16 различных премий. В их числе награды в области науки и техники, космической деятельности, образования, культуры, развития театрального искусства, туризма, СМИ, качества и др.

Читайте также:
Перевод произведения: что это такое, описание и особенности

Среди правительственных наград – медали П. А. Столыпина I и II степеней, а также Почетная грамота и благодарность кабинета министров.

Правительство России

Правительство России
( Правительство РФ )
Дом правительства Российской Федерации
Общая информация
Страна Россия
Дата создания 25 декабря 1993 года
Предшествующее ведомство Совет министров РСФСР
Штаб-квартира Москва, Краснопресненская набережная, 2
Число сотрудников 1453 (численность аппарата правительства, 2011) [1]
Председатель Владимир Путин
Сайт
government.ru

Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года [2] с позднейшими изменениями.

Правительство РФ имеет свой интернет-сайт и принимает обращения граждан в электронном виде. Почтовый адрес Правительства РФ для обращений в письменном виде: 103274, г. Москва, Краснопресненская набережная, 2.

Содержание

Полномочия

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой
  • обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Состав Правительства России

Правительство России состоит из Председателя Правительства России, заместителей Председателя Правительства России и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом России с согласия Государственной думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Президент России не имеет права распускать Государственную думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

Структура федеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации) утверждается указом Президента Российской Федерации на основании предложения Председателя Правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения (ст. 112 Конституции РФ).

В результате административной реформы 2004 года уточнен статус и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении Президента (так называемые силовые ведомства) и Правительства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: