Правоохранительная деятельность: что это такое, описание и особенности

Правоохранительная деятельность

Вы будете перенаправлены на Автор24

В последнее время грамотно спланированное проведение правоохранительной деятельности становятся все более востребованным среди рядовых граждан. Правоведение как наука пользуется огромной популярностью у абитуриентов, о чем свидетельствуют огромные очереди в приемные комиссии в соответствующих вузах и достаточно высокая конкуренция среди поступающих.

Это можно объяснить привилегиями сотрудников правоохранительной системы и престижностью самой работы, возможностью стремительного карьерного роста и внутренними убеждениями молодого гражданина своего государства. Для того чтобы связать свою жизнь с этой специальностью, необходимо знать некоторые специфики и функции правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность – это работа специально уполномоченных государственных структур, которая проводится с целью охраны права

Само понятие рассматривается специалистами в широком и узком смысле. Первый – это функционал всех институтов государственного подчинения, занимающихся обеспечением соблюдения свобод и прав граждан. Второй подразумевает деятельность специально-уполномоченных структур, основной целью которых выступает охрана права от грубых нарушений, обеспечение полноценной свободы. Осуществление указанных обязанностей производится в пределах законах и строго установленном порядке.

На сегодняшний день выделяют такие признаки правоохранительной деятельности:

  • Все правовые действия проводятся исключительно в соответствии с законом;
  • Строго прописан порядок действий, регулируемый законодательством;
  • Юридические меры точно определены и включают конкретный список полномочий, которые можно обосновать правом.

Понимание обеспечения режима легальности и государственной дисциплины помогает ответить на такие вопросы: как и кем, какими методами и средствами обеспечивается и поддерживается должный уровень законности и дисциплины в государстве? Ответом на данную дилемму служит сложная и многогранная система правоохранительной деятельности конкретной страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи и функции правоохранительной деятельности

Определение задач и функций правоохранительной деятельности – отправная точка построения эффективной правоохранительной системы.

Рисунок 1. Цели и задачи правоохранительной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Традиционно в официальных документах указываются такие государственные институты:

  • Органы оперативно-розыскной деятельности;
  • Судовые инстанции;
  • МВД и Минюст По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственное управление юстицией подробнее ;
  • Таможня;
  • Прокуратура и общественные организации определенного типа работы.

Основное предназначение правоохранительной деятельности заключается в обеспечении режима законности в демократическом обществе, подразумевающего неукоснительное соблюдение и выполнение всех существующих юридических норм, особенно тех, которые прописаны в законах, а также всех правовых предписаний гражданами, должностными лицами, и государственными органами.

Можно выделить и общие понятия, которые в обязательном порядке отвечают на конкретный признак. Это принципы соответствуют функционалу институтов, правовых структур, а также их прямых полномочий и направлений. Необходимо также знать, для чего предназначается правоохранительная деятельность. Ее функции выступают одним из главных предметов обязательного изучения.

Среди ключевых задач можно выделить следующие:

  • Предоставление контроля за соблюдением всех прав Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее ;
  • Установление и поддержание правосудия;
  • Организационное обеспечение комплексной работы судов на высоком уровне;
  • Расследование и выявление грубых преступлений;
  • Юридическая профессиональная помощь, охрана законодательства от имени общества, защита свобод и прав граждан;
  • Нотариальная защита всех интересов общества.

Каждую из вышеуказанных целей должен выполнять определенный орган, однако все они тесно взаимосвязаны, и деятельность одних непременно влияет на результат работы других прямо или косвенно.

Виды правоохранительных органов

В общем, все виды правоохранительной системы можно разделить на три главных группы, каждая из которых выполняет определенный вид правовой деятельности, а именно: выявление и оперативное расследование преступлений, обеспечение порядка и безопасности и юридическое консультирование.

В этом случае, первая группа занимается только досудебным этапом, то есть пытается раскрыть преступление и обозначит его мотивы. Также в юрисдикции данных органов находится судебное дознание и следствие. Контроль за порядком осуществляют сотрудники полиции, центральная задача которых заключается предотвращении преступлений, их выявлении и пресечении. Кроме того, к основным функциям указанной структуры можно добавить предоставление охраны определенных социальных объектов, административный мониторинг разных сфер деятельности.

Читайте также:
Ответственность долевая: что это такое, описание и особенности

В настоящее время существует интернациональная полиция, деятельность которой осуществляется по всему миру и имеет больше реальных возможностей для объективного расследования особо важных дел. Последний вид – это институты юридической помощи. В их состав входят нотариат и адвокатура, нотариат. Спорным моментом является мнение об отнесении к указанным правительственным органам адвокатуры и определенных частных детективных или охранных служб.

Определяя место судебных и правоохранительных органов в концепции работы органов государства, стоит исходить из принципа грамотного разделения власти. Посредством такого принципа место правовых структур определяется функциями конкретного вида государственной деятельности, которые обеспечивают выполнение стоящих перед ними ключевых задач: защита общества, личности и государства.

Правоохранительная деятельность – средство обеспечения порядка в обществе

Правопорядок, который базируется на праве и законе жизнедеятельности общества и государства, обязательно включают в свою основу беспрекословное соблюдение норм и требований законности абсолютно всеми его субъектами.

В понятие правовой дисциплины входят два взаимодополняющих главных элемента: во-первых, присутствие и соблюдение определенной системы правил и норм поведения людей; во-вторых, практическое выполнение этих правил всеми обязанными субъектами. Отсутствие любого аспектов полностью исключает само понятие дисциплины в этом социуме.

Выделяют много разновидностей дисциплины по отраслевому, субъективному и функциональному признакам, в зависимости от того, для кого и кто устанавливает эти правила.

Гражданское право определяет правила жизнедеятельности общества, которые складывались исторически, на основе обычаев, традиций и конфессиональных верований, отражающих специфику профессионального и национального менталитета социума. В ее состав входят: ритуальная дисциплина, общежитейское общение субъектов определенного социума, религиозная сфера, неписаные кодексы профессиональной гордости и другие.

Соотношение и взаимодействие категорий легальности и государственной дисциплины таковы: требования правовой дисциплины должны быть закреплены в законодательстве и подзаконных актах; их выполнение можно отнести одновременно и к сфере законности, и государственной дисциплине; исполнение нужд некоторых правовых систем охватывается только понятием законности.

Одним из главных элементов содержательных свойств категорий государственной дисциплины и законности выступают реальный режим состояния легальности в жизнедеятельности определенного общества и государства, а также методы обязательного обеспечения порядка правоохранительной деятельности на конкретном этапе исторического развития современного общества.

Правила и нормы поведения, которые устанавливаются для участников и членов разнообразных общественных объединений их соответствующими руководящими органами, стоит рассматривать как виды общественной дисциплины: профсоюзной, партийной, дисциплины членов многочисленных профессиональных общественных структур, творческих организаций, клубов по интересам и органов общественной самодеятельности.

Сущность правоохранительной деятельности

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 10.12.2020 2020-12-10

Статья просмотрена: 389 раз

Библиографическое описание:

Понкратова, С. А. Сущность правоохранительной деятельности / С. А. Понкратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 288-289. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76369/ (дата обращения: 21.12.2021).

Понятие правоохранительной деятельности вызывает много споров в научных кругах и не имеет однозначного толкования. В последнее время растет интерес к проблемам правоохранительной деятельности, активизировался поиск ее отличительных особенностей и характеристик, поэтому сложились различные подходы к определению задач, целей, предмета, объектов, методов и форм правоохранительной деятельности, предусмотренных действующим законодательством.

В Конституции РФ понятие и сущность правоохранительной деятельности не раскрывается, однако в содержание правоохранительной функции государства в соответствии с п. «б» ст. 72 Конституции РФ входит обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности [4, с. 28].

Следует отметить, что в определении правоохранительной деятельности многие государства ориентируются на главную цель правоохранительной деятельности — охрану права и обеспечении общественной безопасности [4, с. 28]. Понятие общественной безопасности формируется с учетом принципов сбалансированности жизненно важных интересов личности, общества и государства и взаимной ответственности личности, общества и государства за состояние безопасности [2, с. 73].

Читайте также:
Недостатки товаров: что это такое, описание и особенности

Состояние защищенности классифицируется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной обстановкой в РФ, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями [4, с. 29], то есть под общественной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Следует заметить, что ключевое место в общественной безопасности занимает охрана общественного порядка. Под общественным порядком следует понимать систему общественных отношений, которые закреплены нормами права, морали и правилами общежития, определяющих права и обязанности участников этих отношений, обеспечивающих реализацию прав и свобод граждан, охрану государственного и общественного имущества, поддержание условий, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан [1, с. 56].

Правоохранительная деятельность, в общем смысле, есть деятельность, направленная на реализацию права и прав личности или особый вид социальной активности, имеющая существенные особенности, связанные с основаниями ее наступления, целями осуществления, участвующим в ее реализации субъектным составом и распределением их полномочий [1, с. 56].

Правоохранительная деятельность, как и любая охраняемая законом деятельность, имеет свойственные ей признаки. Так, одним из них является применяемые юридические меры воздействия в ходе осуществления правоохранительной деятельности. Данные меры должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов. Такими актами являются: акты прокурорского регулирования на нарушения закона, исковые заявления в суд, процессуальная деятельность (возбуждение уголовного преследования, ведение административного процесса) [3, с. 340].

Следующий признак правоохранительной деятельности заключается в ее реализации в установленном законом порядке с соблюдением определенных процедур [3, с. 57]. Также признаком считается то, что ее реализация возлагается на специально уполномоченные органы — субъекты правоохранительной деятельности, к ним относятся органы прокуратуры, Следственного комитета, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, подразделения органов государственной безопасности, пограничного и таможенного контроля, Комитета судебных экспертиз [4, с. 30].

Как уже отмечалось выше в современном законодательстве отсутствует нормативное определение дефиниции «правоохранительная деятельность», по мнению И. Э. Мартыненко, правоохранительная деятельность — это организационно-правовое оформление правоохранительной функции государства как специализированного направления государственной деятельности, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности [1, с. 57]. Н. И. Свечников определяет правоохранительную деятельность как одну из главных объективно обусловленных функций государства, выступающего в роли субъекта управления, организующего жизнедеятельность общества, успешность которого возможна только в условиях обеспеченности должного правопорядка [4, с. 32]. Как видно, автор дает развернутое понятие правоохранительной деятельности, в котором данная деятельность представляет собой опирающиеся на устои законности и правопорядка функции по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка, конституционного строя от преступных посягательств и правонарушений, а также предупреждение (профилактика) преступлений, где данные функции присущи государственным органам и общественным объединениям (организациям) [4, с. 58].

Следует заметить, что правоохранительная деятельность из-за своей многогранности и решаемых задач подразумевает активные действия не только специализированных государственных органов и служб, но и других учреждений и организаций, которые осуществляют различные государственные и негосударственные полномочия, например, экологические (Гринпис), социальные (Союзы воинов-ветеранов), культурные (землячества) и многие другие. Не существует государственного органа или общественной организации, которые не были бы заинтересованы в эффективной правоохранительной деятельности.

Читайте также:
Привилегированная акция: что это такое, описание и особенности

Таким образом, правоохранительная деятельность подразумевает под собой правовой институт, направленный на охрану права, прав, свобод и законных интересов личности и обеспечения правопорядка, которые реализуются с помощью применения юридических мер воздействия, предусмотренных действующим законодательством.

  1. И.Э. Мартыненко. Развитие теоретических взглядов о сущности правоохранительной деятельности/Развитие судебной власти в РФ.-2018.-№1.-С.56.
  2. Ю.В. Мишиев К вопросу о сущности и содержании правоохранительной деятельности/ Гуманитарный вестник.-2018.-№ 4 (23).-С. 73.
  3. Н.А. Москвина. Понятие и сущность законности в деятельности правоохранительных органов/ Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение.-2018.-№3.-С.340.
  4. Н.И. Свечников. Сущность правоохранительной деятельности/ Lex Russica.-2017.-№7 (116).-С.29.

Понятие, основные признаки, задачи и цели, направления правоохранительной деятельности

Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности

Одно из центральных мест в деятельности государства занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи — предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в ст. 2 Конституции недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”. Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”.

По своей сути приведенные и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли названные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать любыми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, содействовать им в этом.

Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается круг органов, которые давно принято именовать органами охраны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка), т. е. органами, которые призваны охранять обусловленный экономическими, социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие “ правоохранительные органы ”. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

Правоохранительная деятельность – вид государственной деятельности, самым непосредственным образом связанной с охраной права, обладающей рядом существенных признаков:

  • имеется в виду охрана права, которая может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия (регламентируемых законом мер государственного принуждения и взыскания);
  • применяемые при ее осуществлении юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона (только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание; орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания);
  • реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур;
  • ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы.

Таким образом, правоохранительная деятельность – это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Читайте также:
Правовое воспитание: что это такое, описание и особенности

Следует иметь ввиду, что сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка . Право должно охраняться не только от подобных, явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. В не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали — российскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, какому-то должностному лицу, коммерсанту, государственной или негосударственной организации.

Задачи правоохранительной деятельности

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, в целом пока что в законодательном порядке четко не решен.
Однако о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной степени решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судебной системе, Закон о судоустройстве, ГПК, УПК и некоторые другие. На основании анализа этих законов вполне допустим вывод о том, что задачи правоохранительной деятельности целесообразно подразделять на две группы:

  1. задачи общие , характерные для всех ее направлений;
  2. задачи конкретные, специфические для отдельных направлений.

Основное содержание общих задач – то, что сказано в ст. 1 Закона о безопасности, где подчеркнуто, в частности, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, в том числе правоохранительных, являются: “личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность”.

Для конкретных видов правоохранительных органов и реализации возложенных на них полномочий законодательство предусматривает свои, специфические задачи: для Конституционного Суда РФ — одни, для судов общей юрисдикции — другие, для арбитражных судов — третьи, для прокуратуры — четвертые, для милиции — пятые и т. д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности.

Основные направления (функции) правоохранительной деятельности

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии конкретных направлений (функций), из которых она слагается.

Направления (функции) правоохранительной деятельности:
  • конституционный контроль (устранение нарушений предписаний Конституции РФ);
  • правосудие (разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях);
  • организационное обеспечение деятельности судов (создание условий для нормальной деятельности судов);
  • прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования);
  • выявление и расследование преступлений (раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде);
  • оказание юридической помощи (предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг).

Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Правосудие — функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Конституционный контроль в не меньшей мере оказывает активное влияние на осуществление других направлений (функций) правоохранительной деятельности. Его реализация — это прежде всего обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.
Поэтому о правосудии и конституционном контроле, не умаляя ни в коей мере значения других правоохранительных функций, можно говорить как о сердцевине, центральном звене их системы в целом и т.п.

Читайте также:
Пневматическое оружие: что это такое, описание и особенности

Правоохранительная деятельность: что это такое, описание и особенности

В действующем законодательстве РФ нет однозначного определения понятий:

правоохранительная деятельность и

Вместе с тем данные термины часто применятся в различных нормативных документах, например, в Конституции РФ, в официальном правовом законодательстве.

Правоохранительная деятельность:

это деятельность государственных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами – правоохранительными органами

путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных законодательством процедур.

Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности:

обеспечение в обществе режима законности,

под которой понимается неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

Правоохранительную деятельность можно также рассматривать как:

  • деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан.
Признаки правоохранительной деятельности:

правоохранительная деятельность реализуется в определенном порядке, установленном законом:

контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций,

предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав,

принятие мер к устранению нарушений прав граждан, применение к виновным мер воздействия;

правоохранительная деятельность осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия:

к юридическим мерам воздействия принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом;

правоохранительная деятельность носит установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, которые должны строго соответствовать предписаниям закона;

правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;

реализация правоохранительной деятельности возлагается прежде всего на специально уполномоченные органы – правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства;

обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы;

возможность беспрепятственно обжаловать решения правоохранительных органов в установленном законом порядке, а также

установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.

Главная цель правоохранительной деятельности в РФ – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Структурно к системе правоохранительной деятельности относятся следующие направления деятельности:

деятельность по выявлению, предупреждению и расследованию преступлений;

деятельность по обеспечению охраны участников уголовного судопроизводства;

деятельность по защите государственной (национальной) безопасности, государственной границы и правопорядка.

Правоохранительная система РФ

Правоохранительную функцию (деятельность) государство в значительной мере осуществляет в рамках специально создаваемой им правоохранительной системы. В юриспруденции нет четкого понятия правоохранительной системы.

В среде научного юридического сообщества существует мнение:

что правоохранительная система – это понятие более объемное,

в отличии от системы правоохранительных органов.

В понятие правоохранительной системы входят:

не только специальные правоохранительные органы,

но и другие государственные органы, обладающие правоохранительной функцией,

а также правовые нормы, юридические средства и методы правовой охраны.

Главной целью правоохранительной системы является охрана человека, защита его прав.

В этом смысл правоохранительной системы. Права человека и его интересы должны стоять выше всех иным прав, свобод и интересов, если они не ограничивают, а тем более если не нарушают законные права, свободы и интересы других.

Таким образом, правоохранительная система в РФ обслуживает, в первую очередь, человека, участвуя в реализации его прав и свобод, закрепленных законом, во вторую очередь, её функционирование должно быть направлено на удовлетворение интересов коллективов, организаций и государства.

Читайте также:
Оспоримые сделки: что это такое, описание и особенности

Правоохранительные органы

Правоохранительные органы – государственные органы:

осуществляющие правоохранительную деятельность,

обладающие соответствующей компетенцией и

необходимыми для этого материальными ресурсами.

Признаки правоохранительных органов:

уполномочиваются законом для осуществления правоохранительной деятельности;

осуществляют свою деятельность с соблюдением установленных законом правил и процедур;

в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение;

принятые ими законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

В систему правоохранительных органов РФ входят следующие виды правоохранительных органов:

суды – федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ;

прокуратура – Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, военные и иные специализированные (транспортная, природоохранная и др.) прокуратуры, прокуратуры городов и районов;

органы юстиции – включают также ФССП (службу судебных приставов), ФСИН (службу исполнения наказания);

органы внутренних дел – полиция, система следственных органов, внутренние войска;

органы безопасности – Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ, Федеральная пограничная служба (ФПС) РФ;

органы государственной охраны – Федеральная служба охраны (ФСО) РФ;

таможенные органы – таможни, таможенные посты;

нотариат (от лат. notarius — писец) – нотариусы, занимающиеся частной практикой, государственные нотариальные конторы;

адвокатура (от лат. advocatus — призывать на помощь) – адвокатский кабинет — адвокат осуществляет деятельность индивидуально; коллегия адвокатов; адвокатское бюро — работают два и более адвоката на основе партнёрского договора, юридическая консультация;

налоговые органы – налоговые инспекции, Налоговая полиция.

Все эти правоохранительные органы можно разделить на три вида:

органы выявления и расследования правонарушений;

органы юридической помощи и

органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Основные функции правоохранительных органов

Выполнение задач по правоохранительной деятельности, возложенных на правоохранительные органы, достигается реализацией следующих основных функций:

Наименование правоохранительного органа Основные функции правоохранительного органа
Суды Осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства:
– осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
– разрешение конфликтов и споров на основании закона;
– защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
– применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния.
Прокуратура Осуществление прокурорского надзора:
– надзор за исполнением законов органами исполнительной власти РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, должностными лицами;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание;
– осуществление уголовного преследования;
– возбуждение уголовного дела;
– производство предварительного следствия следователями прокуратуры;
– действия прокурора, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступления (дача указаний о возбуждении уголовного дела;
– применение меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, поддержание государственного обвинения в суде);
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– участие в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами;
– участие в правотворческой деятельности — специальном виде деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены нормативных правовых актов;
– международное сотрудничество по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью.
Органы юстиции – участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ;
– проведение экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ;
– организационно-правовое обеспечение судебной реформы;
– государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, здания, сооружения, многолетние насаждения, леса, воздушные и морские суда и др.) и сделок с ней;
– регулирование сферы правового обслуживания;
– осуществление контроля за исполнением законодательства.
Органы внутренних дел Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер:
– по защите прав и свобод человека и гражданина;
– по защите объектов, независимо от форм собственности;
– по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
Организация и осуществление мер:
– по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
– по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.
Органы безопасности – осуществление контрразведывательной деятельности: выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;
– осуществление борьбы с преступностью: оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные меры по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя РФ;
– осуществление разведывательной деятельности в целях получения информации об угрозах безопасности РФ. Обеспечение защиты государственной границы на суше, море, реках, иных водоемах, в пунктах пропуска через государственную границу;
– обеспечение высших органов государственной власти достоверной и независимой информацией, необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, международных отношений.
Органы государственной охраны – выявление угрозы жизненно важным интересам, объектам государственной охраны (Президент РФ, лица, занимающие государственные должности РФ, федеральные государственные служащие, главы иностранных государств и правительств и др.),
– осуществление мер по её предотвращению, обеспечение безопасности объектов государственной охраны.
Таможенные органы – обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды;
– пополнение доходной части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей;
– стимулирование отечественной экономики: защита интересов национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов.
Нотариат Охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений.
Охрана всех форм собственности. Предупреждение правонарушений посредством:
– удостоверения сделок, для которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма (договоры, завещания, доверенности);
– выдача свидетельств на право собственности, доли в общем имуществе;
– свидетельства верности копии документа, подписи и перевода;
– удостоверения разного рода фактов.
Адвокатура Оказание юридической помощи гражданам и организациям.
Содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности посредством:
– предоставления консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
– составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
– представление интересов доверителя в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, в третейском суде и иных органах разрешения конфликтов;
– представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
– выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
Налоговые органы – осуществление учета налогоплательщиков;
– осуществление проверки соблюдения налогового законодательства;
– применение налоговых санкций за нарушение налогового законодательства.
Читайте также:
Морской агент: что это такое, описание и особенности

Организация деятельности каждого правоохранительного органа (суда, прокуратуры, ФСБ и др.) регулируется специальными законами федерального уровня.

Понятие, признаки и классификация правовых стимулов

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопос­лушному поведению, создающее для удовлетворения собствен­ных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки правовых стимулов заключаются в следую­щем:

1) они связаны с благоприятными условиями для осуществле­ния собственных интересов личности, так как выражаются в обе­щании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо сни­жении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают, субъектив­ные права, законные интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают собой положительную правовую мотивацию;

4) предполагают повышение позитивной активности;

5) направлены на упорядоченное изменение общественных от­ношений, выполняют функцию развития социальных связей.

В этих признаках заключается их необходимость и социаль­ная ценность.

Правовые стимулы классифицируются по многим основаниям. В зависимости от элемента структуры нормы права можно выде­лить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция).

В своей деятельности люди учитывают, что желаемые или нежелаемые ими правовые последствия обусловлены определен­ными юридическими фактами. Поэтому в одних случаях они стре­мятся к возникновению юридических фактов, а в других же, наобо­рот, препятствуют их появлению. Например, согласно ТК РФ, для получения пенсии необходим соответствующий трудовой стаж. Следовательно, лицо, рассчитывающее получить пенсию, вы­нуждено согласовывать свое поведение с закрепленными в норме юридическими фактами, прежде всего, учитывать необходимость накопления соответствующего трудового стажа. Таким образом, юридический факт стимулирует определенное поведение, высту­пая в роли факта-стимула.

На уровне диспозиции стимулирующим элементом выступает субъективное право,которое выражает возможность действия и связано с удовлетворением собственных интересов.

Наряду с субъективным правом стимулирующим средством в диспозиции может быть и законный интерес(охраняемый законом интерес), который является разновидностью дозволений и направ­лен на удовлетворение собственных интересов.

Наряду с субъективным правом стимулирующим средством в диспозиции может быть и законный интерес (охраняемый законом интерес), который является разновидностью дозволений и направ­лен на удовлетворение собственных интересов.

Читайте также:
Профессиональная трудоспособность: что это такое, описание и особенности

Вместе с тем законный интерес и субъективное право — раз­личные правовые дозволения. Субъективное право — дозволение, которое возводится в правовую возможность, обеспеченную юри­дической необходимостью. Законный интерес тоже может считать­ся возможностью, но преимущественно фактической. Это лишь разрешенность действий. Следовательно, законный интерес есть про­стая правовая дозволенность, в которой отсутствует указание дей­ствовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц, ей не противостоит конкретная юридическая обязанность. Данное положение может служить главным критерием для разграничения субъективных прав и законных интересов.

Льгота выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или об­легчении условий их выполнения. Льгота тем самым стимулирует конкретное поведение лиц.

Поощрениевыступает в роли стимула на уровне санкции, ведь санкции могут быть не только отрицательными, но и положитель­ными. Не противоречит, а напротив, соответствует такому делению и одно из этимологических значений слова “санкция” – “одобрение”. “Слово “санкция”, — верно замечено Л. Фридмэном, — пре­дусматривает нечто большее, чем наказание. Оно включает также поощрение. Положительная сторона санкций (поощрения, стимули­рование) менее широко известна, потому что литература пугает криминальной стороной. Но стимулирование есть важнейшая со­ставная часть правовой системы”[37]. За выделение специальных по­ощрительных санкций высказываются многие авторы[38].

В зависимости от отраслевой принадлежности правовые сти­мулы подразделяются на конституционные, гражданские, экологи­ческие и т. п.; в зависимости от объема — на основные (субъектив­ное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льго­та); в зависимости от времени действия —- на постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия); в зависимости от содержания — на материально-правовые (заработная плата) и мо­рально-правовые (благодарность).

Правовой стимул

Признаки реализации правовых стимулов:

1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

Читайте также:
Присяжный стряпчий: что это такое, описание и особенности

3) обозначают собой положительную правовую мотивацию;

4) предполагают повышение позитивной активности;

5) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов:

– в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

– в зависимости от предмета правового регулирования стимулы делятся на конституционные, гражданские, экологические и т.п.;

– в зависимости от объема можно выделить основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота) стимулы;

– в зависимости от времени действия стимулы делятся на постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);

– в зависимости от содержания они бывают материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

  • Правовой статус
  • Правовые акты государственного управления

Полезное

Смотреть что такое “Правовой стимул” в других словарях:

Правовой стимул — (англ. legal stimulus) в теории права правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Общие признаки реализации П.с: а) они связаны с благоприятными… … Энциклопедия права

Правовой стимул — (англ. legal stimulus) в теории права правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Общие признаки реализации П.с: а) они связаны с благоприятными… … Большой юридический словарь

Правовая культура — является одной из приоритетных составлющих теоретической конструкции ( теоретическим телом (проф. Ю.М.Дмитриенко) более сложных форм правовых культур (например, религиозной, политической, национальной и др. (асп. И.В. Дмитриенко), которые чаще… … Википедия

Федеральная резервная система США — (Federal Reserve System) Федеральная резервная система США это система банков, выполняющая роль центробанка США Федеральная резервная система США: предпосылки и история создания, закон о Федеральном Резерве, функции, Центробанк США, связи с ЦБ РФ … Энциклопедия инвестора

Право — имеет своей задачей регулировать взаимные отношения людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения ( юридических норм ), поддерживаемых принудительным воздействием со стороны государственной или общественной власти. Определенность … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЛИБЕРАЛИЗМ — (от лат. свобода ) в общем смысле слова совокупность интеллектуальных и культурно нравственных установок, ориентированных на признание личности, ее свободы и самореализации высшей ценностью культуры и общества. В таком качестве Л. является не… … Современный философский словарь

ТРУД — ТРУД. Содержание: Общая постановка проблемы. 881 Рационализация труда . 893 Рабочее время. 901 Женский труд. 911 Труд несовершеннолетних. 9? в Охрана труда и законодательство о … Большая медицинская энциклопедия

Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Послание Президента России Федеральному собранию — Послание Президента России Федеральному Собранию ежегодное обращение Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Является программным политико правовым документом, выражающим видение главой государства… … Википедия

Международная финансовая помощь — (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора

Стимулы и ограничения в праве

Учитывая, что правовое регулирование не имеет ни вещественной, ни энергетической формы, а осуществляется исключительно на информационном уровне, важно рассмотреть прежде всего информационно-психологический аспект действия права. Ведь право способно регулировать поведение только тогда, когда адресуемая информация воспринята и усвоена субъектом, его сознанием. Существенная черта информационно-психологического механизма воздействия права на общественные отношения состоит в том, что правовые средства способствуют формированию и действию мотивов поведения, предписываемого или дозволяемого юридическими нормами.

Читайте также:
Патентная оговорка: что это такое, описание и особенности

В информационно-психологическом плане правовыми средствами выступают не сами нормы права, договоры или правоприменительные акты, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся. Это – субъективные права и обязанности, льготы и приостановления, поощрения и наказания и т.п., которые, в свою очередь, подразделяются на две большие группы: правовые стимулы и правовые ограничения.

Стимулы в праве

Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки правовых стимулов:
    1. связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности (выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей, например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);
    2. сообщают о расширении объема возможностей, свободы (формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения);
    3. обозначают собой положительную правовую мотивацию;
    4. предполагают повышение позитивной активности;
    5. направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей.
Виды правовых стимулов (в зависимости от):

1) элемента структуры нормы права:

    • юридический факт-стимул (гипотеза),
    • субъективное право,
    • законный интерес,
    • льготу (диспозиция),
    • поощрение (санкция);

2) предмета правового регулирования:

    • конституционные,
    • гражданские,
    • экологические и т.п.;

3) объема:

    • основные (субъективное право),
    • частичные (законный интерес);
    • дополнительные (льгота);

4) времени действия:

    • постоянные (право на собственность);
    • временные (разовая премия);

5) содержания:

    • материально-правовые (зарплата);
    • морально-правовые (благодарность).
Ограничения в праве

Правовое ограничение – это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности.

Общие признаки правовых ограничений:
    1. связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта (направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите);
    2. сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.;
    3. обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;
    4. предполагают снижение негативной активности;
    5. направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
Виды правовых ограничений (в зависимости от):

1) элемента структуры нормы права:

    • юридический факт-ограничение (гипотеза),
    • юридическую обязанность,
    • запрет,
    • приостановление и пр. (диспозиция),
    • наказание (санкция);

2) предмета правового регулирования:

    • конституционные,
    • гражданские,
    • экологические и т.п.;

3) объема:

    • полные (ограничение дееспособности детей);
    • частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

4) времени действия:

    • постоянные (установленные законом избирательные ограничения);
    • временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

5) содержания:

    • материально-правовые (лишение премии);
    • морально-правовые (выговор).

Именно стимулы и ограничения в конечном счете являются значимыми для поведения, связанными в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта.

Если правовые стимулы призваны побуждать к правомерному поведению, выгодному и для личности, и для общества, то правовые ограничения – сдерживать от противоправного удовлетворения ее собственных интересов, которое может быть выгодно для личности, но не выгодно, а даже, наоборот, вредно для других граждан, общества в целом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: