Правопреемство государств: что это такое, описание и особенности

Правопреемство в международном праве, в том числе в отношении международных договоров

Понятие и особенности правопреемства

В целях укрепления мира и для осуществления международного сотрудничества главную роль играет последовательность в соблюдении субъектами международного права договоров, членства в международных организациях, обязательств по отношению к территориям. В первую очередь это касается государств, которые заключают международные договора или имеют обязательства.

Институт правопреемства в международном праве характеризуется сменой одного государств другим в процессе несения ответственности за международные отношения определенной территории.

Например, в 1992 году в ходе рассмотрения пограничного спора Гондураса и Сальвадора Международным Судом ООН было определено правопреемство стран в качестве одного из способов перехода территориального суверенитета от одной страны к другой.

Понятие «правопреемство» включает: предшественника (та страна, которая сменяется другой при правопреемстве) и правопреемника (страна, которая меняет предшественника). В основе возникновения правопреемства лежат передача доли территории другой стране, социальная революция, деколонизация, разделение (объединение) государств.

Регулирование правопреемства в МП

Длительный промежуток времени в основе института правопреемства лежали обычные нормы МП, но ближе к концу XX века в Вене были осуществлены международные конференции, касающиеся кодификации норм правопреемства. В 1978 году была разработана Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, а в 1983 году Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, гос. архивов и долгов.

Эти документы так и не вступили в силу, а наша страна в них не участвует. Наряду с этим, нормы поведения, которые нашли отражение в Конвенциях, стали использоваться как международные обычаи.

Вопросы правопреемства также находятся под регулированием соглашений соответствующих стран (Договора ГДР и ФРГ, касающиеся строительства германского единства, Соглашение Республики Молдова и РФ, касающееся регулирования правопреемства по отношению к внешнему государственному долгу и активов бывшего Союза ССР и др.).

Институт правопреемства в международной правовой системе имеет межотраслевой характер. Это обусловлено тем, что его нормы включены в право международной правосубъектности, международных организаций, нормы международных договоров и прочие источники международного права и др.

Объект правопреемства государств включает договоры, территории, собственность, долги и архивы государств, членство страны в международных организациях.

Правопреемство и международные договора

Правопреемство государств в отношении международных договоров затрагивалось в Венской конвенции 1978 года. Она регулировала правопреемство только по договорам, которые были заключены письменно и только между странами. Если рассматривать устные договоренности и договора между странами и другими международными субъектами, то в их отношении работают обычные нормы МП.

Можно выделить несколько правила правопреемства по отношению к договорам.

Если происходит деколонизация и создается новое независимое государство, то в действие вступает принцип «чистая доска» (tabula rasa), в соответствии с которым страна не связана договорами, которые были заключены бывшими державами в виде метрополий.

Новая независимая страна не имеет в числе обязанностей сохранение какого-либо договора и не должна становиться его участником только по той причине, что в момент правопреемства договор имел силу.

Новая страна может становиться членом любого многостороннего договора, имевшего силу на территории правопреемства. Это осуществляется с помощью уведомления о правопреемстве. Если до наступления момента правопреемства страна, которая являлась предшественником подписала договор при условии ратификации, принятия или утверждения, то в этом случае правопреемник может становиться участником договора путем его ратифицирования, принятия или утверждения, за исключением случаев несовместимости нового государства с объектами и целями договора.

В случае, когда часть территории страны становится частью территории другой страны, то в отношении нее происходит:

  • утрата силы договоров государства-предшественника, которые касаются территорий правопреемства;
  • приобретение силы договоров преемника в отношении территорий, которые являются объектом правопреемства (исключением являются случаи, когда из договора ясно или в нем установлено, что использование данного договора к рассматриваемой территории несовместимо с объектом и целями договорных отношений, что коренным образом меняет условия его действия).

Можно считать действующим двусторонний договор, находящийся в силе по отношению к территории — объекту правопреемства, для государства-преемника в случае, когда новое государство договаривается об этом с контрагентом или это следствие его поведения.

Если происходит объединение двух или нескольких стран, то осуществляется переход прав и обязательств по их договорам к правопреемнику. Это предусмотрено для случаев, если сторонами не установлено иного и если это не вступает в противоречие с объектом и целями договора.

Новое независимое государство вправе с помощью уведомления о правопреемстве произвести установку своего статуса в качестве договаривающейся страны в многостороннем договоре, который не вступил в силу. Это предусмотрено, если в момент правопреемства государств предшественник являлся договаривающимся государством по отношению к территории, которая представляла собой объект правопреемства государства.

Новая страна также имеет право с помощью уведомления установить статус участника многостороннего договора, вступившего в силу после наступления правопреемства, если в этот момент страна-предшественница являлась договаривающейся стороной в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства.

Если до наступления правопреемства предшественница подписывает многосторонний договор с условием ратификации, утверждения или принятия, выражая намерение распространения договора на территорию правопреемства, то новая независимая страна способна утвердить, принять или ратифицировать договор, как если бы подписала его сама. Этим способом она становится договаривающейся стороной или участницей данного договора.

Читайте также:
Пророгационное соглашение: что это такое, описание и особенности

Если из договорных положений, целей или объекта договора следует, что для участия в нем любой другой страны требуется согласие всех сторон, то новая страна вправе стать договаривающейся стороной или участником договора лишь в случае наличия подобного согласия.

Если происходит отделение части территории и она присоединяется к другой стране, то предшествующие договоры продолжают быть в силе и для государства-правопреемника.

Двусторонний договор, имевший силу на момент правопреемства, можно считать находящимся в силе между новыми странами и другими государствами-участниками, в случаях: а) явной договоренности; или б) в силу своего поведения государства можно считать выразившими ее.

Действующий договор используется в отношениях между новой независимой страной и другой страной-участницей с момента правопреемства, если другое не вытекает из их соглашения или не устанавливается другим образом.

Особенную роль играют договоры о пограничном режиме. В 1969 году была принята Венская конвенция, касающаяся права международных договоров. Она формирует положение, что коренные изменения обстоятельств не дают права ссылки на него с целью прекратить договор о границе. Правопреемство не может затрагивать установленных в договорах границ, включая их режим, как не затрагивает и обязательства по отношению к пользованию территорией зарубежного государства.

В отношении договоров правопреемства необходимы уведомления в письменном виде в адрес депозитария договора (его участникам).

Если нет подписи в уведомлении о правопреемстве со стороны главы государства, правительства или министра иностранных дел, то для представителя страны, который передает это уведомление, предлагается представление полномочий.

Если договор не предусматривает другое, то уведомление должно:

  • направляться новой страной депозитарию, а в случае его отсутствия участнику или договаривающимся государствам;
  • считаться сформированным новой страной с момента получения его депозитарием (участниками, договаривающимися странами).

Уведомление можно считать полученным страной, которой оно предназначено, на момент, когда депозитарий сообщает об этом.

Правопреемство государств: понятие, источники и виды.

Международное правопреемство есть переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории.

Вопрос о правопреемстве встает в следующих случаях: а) при территориальных изменениях – распаде государства на два и более государств; слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого; б) при социальных революциях; в) при определении положений от метрополий и образовании новых независимых государств.

Государство-преемник наследует в основном все международные права и обязанности своих предшественников. Разумеется, эти права и обязанности наследуют и третьи государства.

В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Вопросы правопреемства других субъектов международного права детально не регламентированы. Они разрешаются на основе специальных договоров.

– правопреемство государств в отношении международных договоров;

– правопреемство в отношении государственной собственности;

– правопреемство в отношении государственных архивов;

– правопреемство в отношении государственных долгов.

Правопреемство государств в отношении международных договоров. Согласно ст. 17 Конвенции 1978 г. новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств. Данное требование не применяется, если из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении нового независимого государства было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия. Если же участие в многостороннем договоре любого другого государства требует согласия всех его участников, то новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника этого договора только при наличии такого согласия.

Делая уведомление о правопреемстве, новое независимое государство может – если это допускается договором – выразить свое согласие на обязательность для него лишь части договора или сделать выбор между различными его положениями.

Уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора делается в письменной форме.

Двусторонний договор, являющийся объектом правопреемства государств, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, когда: а) они явственно об этом договорились или б) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность.

Правопреемство в отношении государственной собственности. Переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение прав этого государства и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику. Датой перехода государственной собственности государства-предшественника является момент правопреемства государства. Как правило, переход государственной собственности происходит без компенсации.

Согласно ст. 14 Венской конвенции 1983 г. в случае передачи части территории государства другому государству переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения передача части территории государства может быть решена двумя способами: а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику; б) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику.

Читайте также:
Оптовая ярмарка: что это такое, описание и особенности

Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

В случае, если государство разделяется и прекращает свое существование и части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников, то недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого оно находится. Если же недвижимая собственность государства-предшественника находится за пределами его территории, то она переходит к государствам-преемникам в справедливых долях. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства государств, переходит к соответствующему государству-преемнику. Иная движимая собственность переходит к государствам-преемникам в справедливых долях.

Правопреемство в отношении государственных архивов. Согласно ст. 20 Венской конвенции 1983 г. «государственные архивы государства-предшественника» есть совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства государства принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Датой перехода государственных архивов государства-предшественника является момент правопреемства государств. Переход государственных архивов происходит без компенсации.

Государство-предшественник обязано принимать все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственных архивов.

Когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходят к новому независимому государству.

Если два или несколько государств объединяются и образуют одно государство-преемник, государственные архивы государств-предшественников переходят к государству-преемнику.

В случае разделения государства на два или несколько государств-преемников и если соответствующие государства-преемники не условились иначе, то часть государственных архивов, находящихся на территории данного государства-преемника, переходит к этому государству-преемнику.

Правопреемство в отношении государственных долгов. Государственный долг означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Датой перехода долгов является момент правопреемства государств.

Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственного долга государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.

Если государство-преемник является новым независимым государством, никакой государственный долг государства-предшественника не переходит к новому независимому государству, если соглашение между ними не предусматривает иное.

Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Если же государство разделяется и прекращает свое существование, и части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников, и если государства-преемники не условились иначе, государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи сданным государственным долгом.

Итоговые тесты по разделу

Тест 1 Субъектами международного права являются?

2) юридические лица;

3) физические лица;

4) государства и международные организации.

Тест 2 При каких условиях нацию признают субъектом?

1) нарушение конституционных прав отдельного народа;

2) наличие организованных властных структур;

3) наличие вооруженного движения;

4) все вышеперечисленные варианты.

Тест 3 Какие формы признания существуют?

2) де-факто, де-юре, эд-хок;

3) де-юре, де-факто.

Тест 4 Какие виды признания существуют?

1) государств, правительств;

2) государств, правительств, воюющей и восставшей стороны;

3) государств, правительств, воюющей и восставшей стороны, прием в члены ООН.

Тест 5 Объектом правопреемства является:

1) государственная собственность;

3) международные договоры.

– Аваков М.М. Правопреемство освободившихся государств. М., 1983;

– Лукашук И.И. Конституции государств и международное право. М., 1998;

– Международная правосубъектность ( некоторые вопросы теории). М., 1971;

– Фельдман Д.И., Курдюков Г.И. Основные тенденции развития международной правосубъектности. Казань, 1974;

– Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993;

– Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978;

– Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственных долгов, архивов и государственной собственности 1983 г.

Правопреемство государств

Под правопреемствомв международном праве понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств.

Нормы правопреемства в настоящее время кодифицированы. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров; в 1983 г. – Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:

Читайте также:
Приходно-расходные книги: что это такое, описание и особенности

• При возникновении нового субъекта международного публичного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя (РСФСР).

• При возникновении нового государства на месте колониального владения государства – метрополии (Георгия).

• При разделении одного государства на несколько новых государств (Югославия).

• При объединении нескольких государств в одно государство (ФРГ).

• При отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства (Пакистан).

Существует несколько объектов правопреемства:

• Права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства предшественника.

Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств.

Особенности правопреемства государств

в отношении договоров

Согласно Венской конвенции 1978 года и международной практики вопросы правопреемства в отношении договоров решаются в зависимости от того, что является основанием для правопреемства: объединение государств, разделение государства или отделение от него части его территории. При объединении государств и создании таким образом одного государства-преемника любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединившихся стран, продолжает действовать в отношении государства-преемника, если оно и другое государство – участник договора не условятся об ином. При разделении государства-предшественника и образовании на его месте нескольких государств-преемников любой его договор, находившийся в силе в отношении всей его территории, продолжает действовать в отношении каждого образованного в результате разделения государства-преемника. Если в момент правопреемства договор действует в отношении лишь той части государства-предшественника, которая стала государством-преемником, он продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника. Если отделившаяся часть одного государства становится частью другого государства, договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении этой территории и вступают в действие договоры государства-преемника, за исключением случаев, когда установлено, что применение договора к данной территории было бы несовместимо с его объектом и целями или коренным образом изменило бы условия его действия.

Особенности правопреемства государств в отношении

государственной собственности

Под правопреемством государственной собственности понимаются имущество, права и интересы, которые на момент их передачи государству-преемнику принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву.

В Венской конвенции 1983 г. предусматривается, что в принципе такой переход собственности должен происходить без компенсации, если иное не согласовано заинтересованными государствами или не предусмотрено решением соответствующего международного органа. Государство-предшественник обязано принять все меры для предотвращения нанесения ущерба или разрушения собственности, переходящей к государству-преемнику. Правопреемство не затрагивает собственность, права и интересы, которые находятся на территории государства-предшествен-ника и принадлежат третьему государству согласно внутреннему праву государства-предшественника.

Нормами правопреемства устанавливается неодинаковый режим для перехода движимой и недвижимой собственности. Когда государства объединяются и создается одно государство-преемник, к этому государству переходит вся государственная собственность государств-предшественников.

При разделении государства и образовании на его территории двух или более государств-преемников:

1) недвижимая собственность государства-предшественника переходит к тому государству-преемнику, на территории которого она находится;

2) недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника, переходит к государствам-преемникам «в справедливых долях»;

3) движимая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику;

4) иная движимая собственность переходит к преемникам «в справедливых долях».

Все эти положения применяются, если соответствующие государства-преемники не договорились об ином.

При передаче государством части своей территории другому государству переход государственной собственности регулируется соглашением между этими государствами. При отсутствии такого соглашения недвижимая собственность государства-предшественника, расположенная на передаваемой территории, переходит к государству-преемнику; движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой территории, также переходит к государству-преемнику.

По всем этим вопросам государство-предшественник и государство-преемник могут достичь договоренности о других правилах перехода собственности. Положения о правопреемстве в отношении государственной собственности не применяется в том, что касается ядерного оружия.

Особенности правопреемства государств в отношении

государственных архивов

Под государственными архивами государства-предшественника понимается совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных этим государством в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства принадлежали ему согласно его внутреннему праву и хранились им под его контролем в качестве архивов для различных целей.

По договоренности заинтересованных государств или по решению соответствующего международного органа может устанавливаться компенсация за переход архивов государства-предшественника к государству-преемнику, в ином случае переход происходит без компенсации. В таком же порядке решается вопрос о дате перехода архивов.

При объединении государств и образовании одного государства-преемника к нему переходят государственные архивы государств-пред-шественников.

При разделении государства, когда на его месте возникает несколько государств-преемников, часть архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления этой территорией, переходит к этому государству. К нему также переходит другая часть архивов, имеющая непосредственное отношение к его территории. Соответствующие государства-преемники могут договориться об ином. Другие архивы государства-предшественника переходят к государствам-преемникам «справедливым образом, с учетом всех соответствующих обстоятельств».

Читайте также:
Паевой фонд: что это такое, описание и особенности

По договоренности между государством-предшественником и государством-преемником могут быть установлены иные правила перехода архивов, с тем, однако, условием, что такая договоренность не должна нарушать право народов этих государств на развитие и на информацию об их истории и культурном наследии.

Применительно к случаям правопреемства при разделении государства, отделении от него части территории, передачи одной части страны другому государству Конвенция регулирует вопросы предоставления на основе обмена или по просьбе заинтересованной стороны «надлежащего воспроизведения» государственных архивов, связанных с интересами соответствующих территорий, а также предоставления достоверных сведений, которые касаются титулов на такую территорию либо ее границ или необходимы для выяснения смысла передаваемых архивных документов.

Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР от 6 июля 1992 г., заключенное между этими государствами, исходит из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур бывших Российской империи и Союза ССР и хранящихся в государственных архивах за пределами государств-участников Соглашения. Государства-участники Соглашения не претендуют на право владения этими комплексами документальных материалов. Вместе с тем каждое государство-участник имеет право доступа к ним и получения необходимых копий. Кроме того, эти государства признают на своей территории юридическую силу архивных справок, выданных государственными архивами других государств-участниц СНГ.

Особенности правопреемства государств в отношении

государственных долгов

Для целей регулирования правопреемства государственный долг означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Правопреемство в отношении государственных долгов не затрагивает прав и обязанностей кредиторов. Датой перехода долга к государству-преемнику является момент правопреемства, если договоренностью между заинтересованными государствами или решением соответствующего международного органа не предусмотрено иное. Когда государства объединяются и образуют одно государство-преемник, к нему переходят государственные долги государств-предшественников.

При разделении государства на несколько частей и если государства – преемники не договорились об ином, государственный долг переходит к ним в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к ним в связи с государственным долгом. Если между вовлеченными в правопреемство сторонами не достигнуто иного соглашения, аналогичное правило применяется, когда происходит отделение части территории государства и образование на ней государства-преемника или когда отделившаяся часть территории объединяется с другим государством, а также когда часть территории передается одним государством другому.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Сущность и понятие правопреемства государств – реферат

Регулируя поведение государств как участников международного общения, международное право не остается в бездействии в случаях перемен в их судьбе и статусе, таких как объединение одного государства с другим, отделение от государства какой-либо его части или его разделение на несколько самостоятельных государств.

Крупными примерами такого рода изменений являются: вхождение в 1990 году бывшей ГДР в состав Федеративной Республики Германии и образование единого германского государства; отделение в 1991 году Латвии, Литвы и Эстонии от тогда еще существовавшего СССР, последовавшее несколько позднее полное прекращение существования этого Союза и возникновение на его территории двенадцати независимых государств, включая Россию; образование в 1992 году на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в качестве самостоятельных государств Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении, Хорватии, а также Сербии и Черногории, объединившихся в Союзную Республику Югославию; возникновение в 1993 году на месте Чехо-Словакии самостоятельных Чехии и Словакии. По произведенным в феврале 1993 года на Западе подсчетам, за предшествующие полтора года на политическую карту мира было нанесено 21 новое государство.

Конечно, исчезновение государства или, наоборот, его возникновение —это результат прежде всего политических, социальных и иных подобных причин. Роль международного права в этих случаях состоит в том, что оно определяет значимость происшедших изменений с юридической точки зрения, связывает с ними соответствующие правовые последствия. Свое концентрированное выражение это получает в институте правопреемства государств.

Под правопреемством в международном праве понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств.

Правопреемство — давний институт международного права, который получил весьма широкое распространение в международной практике последних десятилетий. О нем речь шла в 60—70-е годы применительно к независимым государствам, возникшим на месте бывших колониальных владений западных держав; таких государств насчитывается около восьмидесяти. Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованиями общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой в октябре 1917 года возникла РСФСР, а в 1922 году — СССР; Китай, ставший с 1949 года Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 году диктаторского режима.

В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его участниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник, которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за международные отношения, и государство-преемник, то есть государство, к которому эта ответственность переходит. Понятие «момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Объектом правопреемства является территория, применительно к которой сменяется государство, несущее ответственность за ее международные отношения. Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются: объединение государств; разделение государства;

Читайте также:
О землеустройстве: что это такое, описание и особенности

отделение от государства части территории; передача части территории одного государства другому. В отношении международно-правового регулирования различаются определенные сферы, в которых правопреемство осуществляется. Речь идет о правопреемстве государств в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов, а также государственной территории, границ государства, членства в международных организациях и органах. Это последнее отличается от правопреемства международных организаций как таковых, например, в отношении осуществления функций депозитария по международным договорам, как это имело место между Лигой Наций и ООН в отношении некоторых многосторонних договоров, заключенных под эгидой Лиги.

Действующие международно-правовые нормы, относящиеся к правопреемству государств, носят во многом характер норм обычного права или определяются соглашениями заинтересованных государств. Вместе с тем были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года. Обе эти конвенции, задуманные в качестве средства «обеспечения более надежной правовой основы международных отношений», не получив к началу 1993 года минимально необходимого для вступления в силу числа ратификаций (15), не стали действующими.

Однако они имеют определенное значение для решения вопросов правопреемства государств, так как содержат ряд положений, отражающих общепринятую практику. Они, в частности, исходят из сложившегося принципа, в силу которого вопросы правопреемства могут решаться по соглашению между заинтересованными государствами, а положения соответствующей конвенции применялись бы только в случае отсутствия такого соглашения. В конвенциях также оговаривается, что не предусмотренные ими вопросы правопреемства по-прежнему регулируются нормами и принципами общего международного права.

Другой существенный момент, который нашел свое отражение в конвенциях, заключается в том, что сформулированные в них правила применяются только к правопреемству, которое осуществляется в соответствии с принципами международного права, воплощенными в Уставе ООН. Иначе говоря, не может быть речи о правопреемстве, когда на ведение межународных дел какой-либо территории претендует государство, совершившее в отношении этой территории акт агрессии, аннексии или оккупации.

Правопреемство в отношении международных договоров

С точки зрения складывающихся в международном праве норм, включая Венскую конвенцию 1978 года, и международной практики вопросы правопреемства в отношении договоров решаются в зависимости от того, что является основанием для правопреемства: объединение государств, разделение государства или отделение от него части его территории.

При объединении государств и создании таким образом одного государства-преемника любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединившихся стран, продолжает действовать в отношении государства-преемника, если оно и другое государство — участник договора не условятся об ином. Этот договор применяется лишь к той части территории государства-преемника, в отношении которой он находился в силе в момент правопреемства. Однако в случае двустороннего договора государство-преемник и другой участник договора могут договориться об ином. Таким же образом могут договориться государство-преемник и все другие участники многостороннего договора с ограниченным числом участвующих государств либо договора, объект или цели которого предполагают согласие всех его участников на применение договора в отношении упомянутой части территории государства-преемника.

Если многосторонний договор не относится к одной из двух названных категорий, государство-преемник может уведомить других участников договора, что он применяется в отношении всей его территории, при условии, однако, что такое применение не является несовместимым с объектом и целями договора и не изменяет коренным образом условия его действия.

При разделении государства-предшественника и образовании на его месте нескольких государств-преемников любой его договор, находившийся в силе в отношении всей его территории, продолжает действовать в отношении каждого образованного в результате разделения государства-преемника. Соответствующие государства могут, однако, договориться об ином. Если в момент правопреемства договор действует в отношении лишь той части государства-предшественника, которая стала государством-преемником, он продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника.

Если отделившаяся часть одного государства становится частью другого государства, договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении этой территории и вступают в действие договоры государства-преемника, за исключением случаев, когда установлено, что применение договора к данной территории было бы несовместимо с его объектом и целями или коренным образом изменило бы условия его действия.

Когда после отделения части его территории государство-предшественник продолжает существовать, находившийся в силе и не относившийся лишь к отделившейся территории договор продолжает действовать в отношении его сохранившейся территории; однако заинтересованные государства могут договориться об ином.

Современное международное право — и это нашло свое отражение в Венской конвенции 1978 года — исходит из того, что правопреемство государств как таковое не затрагивает границ, установленных договором, а также обязательств и прав, предусмотренных в договоре и относящихся к режиму границы. Эти положения ограждают незыблемость государственных границ и стабильность установленного для них режима от тех или иных превратностей, которые могли бы возникать в процессе осуществления правопреемства государства в отношении договоров о границах.

Читайте также:
Посессионное право: что это такое, описание и особенности

Правопреемство государств не затрагивает, кроме того, обязательств, касающихся пользования любой территорией или ограничений на это, установленных договором в пользу иностранного государства, группы государств или вообще всех государств, а равно прав, установленных договором в пользу какой-либо территории, группы государств или всех государств и касающихся пользования или ограничений пользования территорией иностранного государства.

В решении вопросов правопреемства в отношении договорного наследия бывшего Союза ССР те государства-правопреемники, которые образовали СНГ, в значительной мере опирались на норму международного права, выраженную и в Венской конвенции 1978 года, согласно которой соответствующие вопросы могут решаться по договоренности между государствами-преемниками. Уже в учредительных актах Содружества (Минское соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Алма-Атинский протокол к нему и Декларация от 21 декабря 1991 г.) они предусмотрели, что гарантируют выполнение обязательств распавшегося СССР, а в Меморандуме о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза, представляющих взаимный интерес, от б июля 1992 г. государства СНГ, признавая роль этих договоров «в деле стабилизации и дальнейшего развития отношений с другими государствами», сочли необходимым определить общий подход к решению вопросов правопреемства в отношении этих договоров (общее число их превышает 15000).

В решении Совета глав государств СНГ по вопросам правопреемства от 12 марта 1992 г. говорилось о договорах, «представляющих взаимный интерес». Практически, как указывается в Меморандуме от 6 июля 1992 г., все многосторонние договоры бывшего СССР представляют общий интерес для государств Содружества. Они не требуют каких-либо совместных решений или действий их участников, и каждое государство СНГ решает вопрос об участии в этих договорах самостоятельно, «в зависимости от специфики каждого конкретного случая, характера и содержания договора».

Имеется, однако, ряд многосторонних договоров, особенно с ограниченным числом участников, а также двусторонних, в частности в области разоружения и контроля над вооружениями, которые затрагивают интересы нескольких, но не всех государств СНГ. Применительно к каждому такому договору потребовалось принятие решений или действий со стороны тех государств СНГ, к которым эти договоры применимы, а в тех случаях, когда это необходимо,— с участием и других партнеров по договору.

Например, в связи с заключенным в 1991 году Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений Россия, Беларусь, Казахстан и Украина, где такие вооружения бывшего Союза ССР дислоцированы, подписали вместе с США Лиссабонский протокол от 23 мая 1992 г. к этому договору. Протокол предусматривает, что названные четыре государства «в качестве государств-правопреемников» Союза принимают на себя его обязательства по договору и будут выполнять их применительно к своим национальным территориям. Дла целей проведения договора в жизнь фигурирующее в нем название «Союз Советских Социалистических Республик» впредь означает Республику Беларусь, Республику Казахстан, Российскую Федерацию и Украину.

Особенности правопреемства в связи с прекращением существования Союза ССР

Процесс правопреемства в связи с прекращением существования СССР, происходящий в основном в рамках норм международного права, имеет существенную особенность. Она заключается в том, что в значительной степени, особенно в отношении международных договоров, это правопреемство связано с континуитетом, под которым понимается продолжение Россией осуществления предусмотренных в договорах прав и обязательств бывшего СССР.

Этот континуитет начал складываться с согласия других правопреемников СССР, которые в связи с прекращением его существования поддержали Россию в том, чтобы она «продолжала членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях», как предусмотрено в решении Совета глав государств СНГ от 22 декабря 1991 г. Континуитет в отношении членства в ООН и других международных организациях означал и продолжение участия в Уставе ООН, являющемся международным договором, и в договорных актах, на основе которых функционируют другие организации.

За немногими исключениями, континуитет России был воспринят как должное со стороны государств, участвующих в международном общении, а члены ЕС и Совета Европы выступили 23 декабря 1991 г. со специальным заявлением, в котором приняли к сведению, что права и обязательства бывшего СССР «будут продолжать осуществляться Россией».

Россия, таким образом, имела достаточные основания нотифицировать другим государствам, что посольства и консульства бывшего СССР следует рассматривать «в качестве дипломатических и консульских представительств Российской Федерации» и что она «продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров СССР», и просит рассматривать ее в качестве стороны всех таких действующих договоров «вместо Союза ССР» (ноты МИД РФ от 3 и 13 января 1992 г.).

Континуитет России обусловлен не только согласием на него других правопреемников бывшего СССР и принятием его почти всеми участниками международного общения, но и рядом объективных факторов.

Читайте также:
Принцип взаимности: что это такое, описание и особенности

К их числу относится прежде всего неделимость статуса великой державы и ее общей политико-правовой ответственности в мире, которые, как уже указывалось, Россия унаследовала от СССР, являвшегося постоянным членом Совета Безопасности ООН. Это же относится и к статусу, и к ответственности СССР как ядерной державы. В условиях действия режима нераспространения ядерного оружия этот статус не мог юридически возникнуть для всех его правопреемников; не могло ядерное оружие бывшего СССР оказаться и ничейным. И поскольку наибольшая часть потенциала СССР была размещена на территории России, на нее и легло бремя стать продолжательницей прав и обязательств СССР в. качестве ядерного государства, что с самого начала нашло свое отражение в Соглашении о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 22 декабря 1991 г. В нем предусмотрены, в частности, перемещение в Россию ядерных средств бывшего СССР нз Беларуси, Казахстана и Украины и закрепление этими странами своего статуса неядерных государств с присоединением в этом качестве к Договору о нераспространении ядерного оружия. Применительно к Украине, которая медлила с выполнением своих обязательств по соглашению, понадобилось также достижение трехсторонней договоренности на высшем уровне о выводе с ее территории ядерных боезарядов в Россию в целях их разукомплектования, как это было предусмотрено трехсторонним заявлением президентов России, США и Украины от 14 января 1994 г.

Еще один фактор, обусловливающий континуитет России, состоит в неприменимости норм правопреемства к определенной категории договоров. Речь идет о таких случаях, когда применение договора, заключенного государством-предшественником, в отношении государств, являющихся его преемниками, «было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия», как сказано в Венской конвенции 1978 года. Примерами таких договоров могут явиться Соглашение между СССР и США 1987 года о создании Центров по уменьшению ядерной опасности. Договор об окончательном урегулировании с Германией 1990 года, мирные договоры 1947 года и ряд других.

Рассматривая континуитет России, следует иметь в виду, что он отнюдь не противопоставляется правопреемству как таковому, а должен трактоваться как его специфическое проявление в случае, когда при разделении государства юридически, политически да и практически оказывается возможным признание лишь одного из возникших таким образом новых государств в качестве правопреемника в отношении членства в международных организациях, участия в некоторых договорах или применения их отдельных положений (например, о функциях депозитария) и невозможным выступление в этом качестве других государств, также возникших на месте прекратившего свое существование государства-предшественника.

Континуитет России отнюдь не означает, что другие государства, образовавшиеся в связи с распадом СССР, ущемляются в своих правах в области правопреемства. Наряду с Россией, принявшей на себя основные права и обязанности СССР, другие возникшие в его пределах государства также являются его правопреемниками. Как признается в соответствующих соглашениях и решениях, принятых в рамках СНГ, все государства — члены Содружества «являются правопреемниками прав и обязательств бывшего Союза ССР».

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правоохранительная деятельностьэто государственная деятельность, осуществляемая специально уполномоченными на то органами с целью охраны права или его восстановления в случае нарушения путем применения соответствующих юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при соблюдении установленного законом порядка.

Признаки правоохранительной деятельности:

1. Правоохранительная деятельностьосуществляется только с помощью применения юридических мер воздействия, к которым относятся регламентируемые законом меры государственного принуждения и взыскания, меры профилактики и предупреждения, пресечения противоправных действий, исполнения наказаний

2. Строгое соответствие применяемых в ходе правоохранительной деятельности юридических мер воздействия предписания закона, только на основании закона и применение только таких мер , которые предусмотрены законом

3. Правоохранительная деятельностьосуществляется в строго установленном законом порядке

4. Реализация правоохранительной деятельностивозлагается на специально уполномоченные государственные органы( для этого издается специальный закон, например, закон «О прокуратуре РФ» где и предусмотрены полномочия правоохранительного органа), которые комплектуются соответствующими специалистами ( как правило имеющими специальную подготовку)

5. В процессе осуществления правоохранительной деятельности ( чаще всего только в рамках этой деятельности) могут применяться меры государственного принуждения

Функции (направления) правоохранительной деятельности:

3. Организационное обеспечение деятельности судов ( в том числе исполнение судебных решений);

4. Прокурорский надзор;

5. Выявление и расследование преступлений ( оперативно-розыскная деятельность и расследование преступлений)

6. Административная деятельность

7.Оказание юридической помощи

Особенности правоохранительной деятельности и ее правового регулирования:

1. В ее осуществлении одновременно принимают участие ряд правоохранительных органов.

2. Правоохранительная деятельность регламентируется одновременно множеством нормативно-правовых актов.

3. Правоохранительная деятельность заканчивается по конкретному делу о правонарушении принятием итогового решения и исполнением этого решения.

4. Окончательное (итоговое) решение про делам о правонарушениях чаще всего принимает суд и /или его можно обжаловать в суд.

5. К ее осуществлению привлекаются граждане и организации.

6. Граждане и организации вовлеченные в правоохранительную деятельность приобретают определенный правовой статус (потерпевшего, обвиняемого, истца, ответчика, третьего лица и т.д.).

Читайте также:
Обязательные работы: что это такое, описание и особенности

7. В нормах права, на основе которых осуществляется правоохранительная деятельность, дается особо точная определенность прав и обязанностей сторон.

8. За правоохранительной деятельностью установлен государственный и общественный контроль для внесения в нее элементов устойчивости; стабильности, определенности, доказуемости.

9. В правоохранительной деятельности точно определен момент возникновения правоотношений, его содержания и субъекты;

10. В процессе правоохранительной деятельности принятию решения (вывода имеющего юридическое значение) предшествует строгая проверка фактических обстоятельств дела, определение их юридических последствий, фиксация этого в специально оформленном акте, допускающем последующую проверку обоснованности и законности решения.

11. В правоохранительной деятельности определены процессуальные формы рассмотрения и решения соответствующих дел.

12. Правоохранительную деятельность осуществляют квалифицированные кадры государственных служащих, в компетенцию которых входит применение норм этой отрасли права.

13. В правоохранительной деятельности обеспечивается возможность проверки правильности принятых решений и, соответственно, степени квалификации этих служащих (когда прокурор проверяет дела он одновременно проверяет квалификацию сотрудников).

Рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О полиции», «О Прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и т. д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди относятся:

– право применения норм уголовного закона;

– осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Читайте также:
Общероссийский классификатор: что это такое, описание и особенности

Организационное построение правоохранительных органов и их деятельность осуществляется на основе целой системы нормативно-правовых актов, которые обеспечивают возможность реализации правоохранительной деятельность и ее законность.

При этом в своей деятельности сотрудники правоохранительных органов руководствуются, как правило, ни одним нормативно- правовым актом, а несколькими.

С точки зрения функционирования правоохранительной системы нормы права создают основу для правового регулирования и правового воздействия правоохранительной системы, и правоохранительные органы осуществляют правоохранительную деятельность. Функционирование конкретного закона, регулирующего правоохранительную деятельность можно только оценить только исследуя и рассматривая все компоненты правоохранительной системы. Любой правоохранительный орган является составной частью правоохранительной системы, и если мы говорим о более высоких результатах деятельности правоохранительных органов, то в этой ситуации правильней ставит вопрос о результативности всей правоохранительной системы.

В правовом государстве обособляются ряд отраслей права, которые имеют ярко выраженную охранительную направленность ( например уголовное право, уголовно-процессуальное право, административное право и т.д.)

Правоохранительные органы РФ

О чем эта статья:

9 класс, 10 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность — это такой вид деятельности государства, который реализуется через специальные уполномоченные правоохранительные органы с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие закону;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности — пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Сейчас узнаем, что такое правоохранительные органы.

Определение правоохранительных органов

Полномочия по охране прав и свобод граждан принадлежат специальным структурам, которые называют правоохранительными органами. Их создала государственная власть.

Правоохранительные органы — это группа государственных органов, которые охраняют закон и правопорядок, а также защищают права и свободы человека.

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • расследование нарушений права;
  • обеспечение безопасности;
  • предупреждение правонарушений;
  • прокурорский надзор;
  • исполнение решений суда;
  • оперативный розыск;
  • охрана общественного порядка;
  • юридическая помощь и консультирование.

Деятельность и организация правоохранительных органов регулируется законодательными и нормативными правовыми актами.

Нормативный правовой акт высшей юридической силы — это Конституция РФ, основной закон нашей страны. Она является юридической базой для законодательства и любой отрасли права. Применяется на всей территории РФ.

Рассмотрим, что относится к правоохранительным органам.

Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Состав системы правоохранительных органов

Система правоохранительных органов Российской Федерации делится на 12 простых и сложных по структуре органов. Рассмотрим функции каждого из них.

Суды — реализация правосудия и конституционного контроля. Судебная система включает в себя Конституционный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды субъектов РФ.

Конституционный суд РФ — судебный орган конституционного контроля, который призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его цель — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Все правовые вопросы, которые возникают в жизни граждан, решаются в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции можно выделить систему общих судов и систему военных судов. У обеих систем есть общий вышестоящий орган — Верховный суд РФ.

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ и районные суды. Также к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи.

Система арбитражных судов включает в себя Высший арбитражный суд РФ, апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды). Такая система разрешает экономические споры, которые возникают между юридическими лицами.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей — рассматривать и разрешать правовые споры, которые встречаются чаще всего в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды рассматривают спорные правовые вопросы о соответствии нормативных правовых актов, принимаемых органами власти субъектов РФ, Конституции или уставу субъекта.

Систему правоохранительных органов можно разделить на следующие элементы:

  • органы прокуратуры;
  • органы внутренних дел;
  • органы федеральной службы безопасности;
  • органы государственной охраны;
  • органы государственной налоговой службы;
  • таможенные органы;
  • органы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
  • органы предварительного расследования;
  • органы юстиции.

Прокуратура РФ — надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за реализацией оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.

МЧС России — поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.

Следственный комитет РФ — независимый орган, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) обеспечивает безопасность РФ. В ее обязанности входит контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией.

Министерство внутренних дел РФ — федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, а также правовым регулированием в сфере внутренних дел.

Читайте также:
Незаконная забастовка: что это такое, описание и особенности

Ключевая составная часть МВД — полиция со сложной структурой, каждое подразделение которой занято узкоспециализированной деятельностью.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Федеральная налоговая служба реализует контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в налогов и сборов. Налогообложение — основной источник финансирования государственных органов.

Федеральная таможенная служба занимается защитой государства на его границах. Таможенники — первый барьер на пути иностранных граждан, которые хотят ввезти на территорию России некачественный, контрабандный или запрещенный товар. Они занимаются сбором государственных пошлин.

Нотариат фиксирует правовые акты, документы. Нотариат подтверждает заключение сделок, составляет сделки по завещанию или по передаче имущества.

Адвокатура реализует защиту и представление интересов российских граждан в судах. Если права граждан ущемлены или государственные органы предъявляют человеку какие-то претензии, тот может обратиться к адвокату, который станет его законным представителем в судах.

Министерство юстиции РФ:

  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Федеральная служба судебных приставов.

Все перечисленные правоохранительные органы делятся на три вида:

Органы выявления и расследования правонарушений.

Органы юридической помощи.

Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

Напомним, что правоохранительные органы реализуют судебную и исполнительную власть. Их взаимодействие с органами законодательной власти происходит чаще всего через действующее законодательство.

Обязанность правоохранительных органов — исполнять законы. Они не вправе критиковать их или давать политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с другими органами — обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, которые работают в иных органах, а также принадлежащее им имущество.

Правоохранительные органы РФ работают в сотрудничестве с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Упорядочить эту деятельность помогают также специальные договоры.

Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.

Понятие правоохранительной деятельности.

Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).

Основные признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие с законом;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально-уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Понятие правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.

Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:

  1. Конституционный контроль.
  2. Прокурорский надзор.
  3. Расследование нарушений права.
  4. Обеспечение безопасности.
  5. Исполнение решений суда.
  6. Оперативный розыск.
  7. Охрана общественного порядка.
  8. Юридическая помощь и консультирование.
  9. Предупреждение правонарушений.

Правоохранительные органы РФ.

Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:

  1. Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.
  2. Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
  3. МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
  4. Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
  5. Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией).
  6. Министерство внутренних дел РФ – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел. Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.
  7. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
  8. Налоговые службы.
  9. Федеральная таможенная служба.
  10. Нотариат.
  11. Адвокатура.
  12. Министерство юстиции РФ:
    • Федеральная служба исполнения наказаний;
    • Федеральная служба судебных приставов.

Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:

  1. Органы выявления и расследования правонарушений.
  2. Органы юридической помощи.
  3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: