Правопреемство правительств: что это такое, описание и особенности

Правопреемство после распада СССР

Вы будете перенаправлены на Автор24

Правопреемство государств — это переход прав и обязанностей государства к другому государству или смена государства другим государством в ответственности за международные отношения.

Одним из ключевых вопросов после распада СССР был вопрос о правопреемстве СССР, включавший договоры государства, государственную собственность, архивы страны и долги.

Континуитет — это непрерывность существования государственного образования как субъекта международного права при его временном исчезновении как социального организма.

Принцип континуитета работает в случае глобальных государственных изменений — революция или смена существующего государственного режима, полный распад государства.

Российская Федерация относится к государствам-продолжателям. Как продолжатель имущественных и территориальных прав РСФСР, она является продолжателем СССР в вопросах выполнения обязательств по договорам СССР. Россия заняла место СССР в Совете Безопасности ООН, стала обладателем советского оружия массового поражения, зарубежных имущества и долгов СССР.

Особенности правопреемства государств в связи с распадом СССР

В Соглашении о создании СНГ, которое было заключено в Минске 8 декабря 1991 года, страны-участники приняли обязательства по выполнению международных обязательств, оставшихся после распада СССР. Всеми государствами был признан факт, что членство СССР в ООН продолжится Российской Федерацией.

Все страны-участники СНГ имели право выразить согласие или несогласие с теми или иными договорами, заключенными советским государством, и многие бывшие республики СССР активно это право использовали. К примеру, Решения 1992 года об участии стран-участниц СНГ в Договоре СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (от 1987 года) и в Договоре СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (от 1972 года), страны-правопреемники Советов выразили согласие на соблюдение своих обязательств с учетом территорий республик и национальных интересов.

Готовые работы на аналогичную тему

Страны СНГ, кроме Украины и Белоруссии, обладали независимостью при заключении соглашений о разоружении, правах человека, вступлении в ООН и так далее. Для решения вопросов, касающиеся урегулирования правопреемства государств после распада СССР, Совет глав государств Содружества 20 марта 1992 года сформировал Комиссию по правопреемству договоров, представляющих взаимные интересы, государственную собственность, долги и активы бывшего СССР. Как результат функционирования комиссии между странами бывшего СССР было заключено большое количество договоров.

Среди прочих многосторонних соглашений, регламентирующих аспекты правопреемства, следует выделить:

  • Договор о правопреемстве бывшего государственного долга и внешних активов СССР от 1991 года;
  • Договор стран СНГ о собственности СССР от 1991 года;
  • Договор о распределении собственности СССР за рубежом от 1992 года;
  • Декларация государств СНГ о международных обязательствах в сфере прав человека и основных свобод от 1993.

Соглашение о распределении собственности СССР за рубежом от 1992 года регулировало аспекты правопреемства движимого и недвижимого имуществ Советского Союза за границей, находившегося в момент правопреемства в государственном владении, пользовании или распоряжении. Под имуществом понимались:

  • недвижимость, использовавшаяся дипломатическими или консульскими представительствами страны;
  • инфраструктура страны за границей и прибыли от эксплуатации этого имущества;
  • доходы от реализации государственного имущества;
  • имущество СССР и доходы от предприятий юридических лиц, находившихся в ведомстве страны;
  • доход от выполнения различных работ по международным договорам СССР.

Собственность СССР была разделена и распределена во владение стран в следующем процентном отношении:

  • Белоруссия получила 4,13%;
  • Казахстан получил 3,86%;
  • Россия получила 61,36%;
  • Украина получила 16,37%.

Общая доля не вошедших в Содружество Независимых Государств Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии составила 4,77%, что не было предусмотрено вышеописанным Соглашением.

В 1992-94 годах были заключены соглашения между Россией с одной стороны, и Арменией, Азербайджаном, Молдовой, Узбекистаном, Таджикистаном, и Украиной – с другой. В соглашениях затрагивались вопросы правопреемства внешних долговых обязательств прекратившего существование СССР. Большая часть соглашений действует с 1996 года.

Читайте также:
Пенсионные правила: что это такое, описание и особенности

Соглашение между РФ и Украиной о вопросах правопреемства в отношении внешних государственных долгов и активов СССР до сих пор не действует в связи с невыполнением украинской стороной всех необходимых процедур.

Правопреемство архивов и документов СССР

В Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов СССР 1992 года вошли все участники СНГ кроме Грузии. Исходя из положений этого Соглашения, его участники не претендуют на различные архивы Российской Империи или СССР, находящиеся вне страны. В том случае, если архивы и документы находятся на территории бывших республик, то владение ими переходит новым государствам. Участники Соглашения гарантировали обеспечить исследователям доступ к архивам при соблюдении законодательства, а также подтверждать юридическую силу справок и документов, выданных архивами стран-участниц СНГ.

Внешние долги СССР

Относительно долгов перед «Парижским клубом» правительство РФ 4 января 1992 года подписало Соглашение об отсрочке задолженности СССР и его правопреемников всем официальным внешним кредиторам.

Российское Правительство 2 апреля 1993 года заявило, что признает весь внешний долг СССР, подтвердило связанные с ним обязательства и намерения в полном объеме погасить внешний долг СССР.

Для исполнения взятых долговых обязательств российское Правительство подписало:

  • в 1994 году Соглашение о консолидации долга с Правительством Франции;
  • в 1997 году Соглашение о реструктуризации внешнего долга РФ и СССР с Правительством ФРГ;
  • в 2000 году Соглашение о регулировании платежных обязательств РФ по внешнему долгу СССР с Правительством Швейцарской Конфедерации;
  • Соглашение о регулировании платежных обязательств РФ по внешнему долгу СССР с Правительством США в 2000 году.

Большинство положений всех указанных соглашений уже выполнено.

Правопреемство правительств: что это такое, описание и особенности

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Правопреемство – это . Определение понятия, виды, образцы заявлений

Определение понятия “правопреемство”

Правопреемство – переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому. Правопреемство может осуществляться в силу закона, договора или других юридических оснований. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. “Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.” (ИНФРА-М, 2011))

Правопреемство – это юридическое понятие, обозначающее правовые последствия в результате наступления юридически значимого события (факта), состоящее в преемстве каким-либо субъектом права прав и обязанностей другого субъекта права. (Кремнев П.П. Распад СССР и правопреемство государств: Монография. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 66.)

Правопреемство – свойство правоотношений, представляющее собой не связанное с личностью субъекта правоотношения и не запрещенное законодательством изменение субъектного состава правоотношения, при котором в порядке производного приобретения субъективных прав и (или) юридических обязанностей происходит их переход от одного лица (правопредшественника) к другому лицу (правопреемнику) в отношении одного и того же объекта правоотношения. (Носов Д.В. Правопреемство (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2011. С. 4.)

Правопреемство – это переход прав и (или) обязанностей от одного лица (правопредшественника) к другому лицу (правопреемнику) в силу закона или договора. При правопреемстве новый субъект в правоотношении занимает место первоначального, а перешедшие к нему права совпадают с правами правопредшественника. Правопреемство распространяется только на имущественные права и обязанности; личные права считаются неотчуждаемыми. При общем (универсальном) правопреемстве к правопреемнику переходят не только права, но и обязанности (например, при реорганизации юридического лица). При частном (сингулярном) правопреемстве к правопреемнику переходит, как правило, отдельное правомочие правопредшественника или его права в конкретном правоотношении (например, уступка требования) (Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. Издание 6-е, дополненное и переработанное. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008 – 2009).

До недавнего времени считалось, что понятие “правопреемство” является гражданско-правовой и гражданско-процессуальной категорией.

Читайте также:
Особое производство: что это такое, описание и особенности

Однако, как отмечают некоторые авторы, понятие “правопреемство” встречается не только в гражданском, но и в конституционном, административном праве, международном публичном и частном праве. Вместе с тем, в современной юридической науке единое понимание понятия “правопреемство” отсутствует.

Виды правопреемства

В гражданском праве, как и в теории права, различают два вида правопреемства:

Виды универсального правопреемства

  • Основным видом универсального правопреемства считается правопреемство при наследовании.
  • Реорганизация (в некоторых ее формах) является наиболее распространенным видом правопреемства юридических лиц.

Процессуальное правопреемство

Если правопреемство в материальном праве допускается как в случаях универсального, так и сингулярного правопреемства, то процессуальное правопреемство носит общий характер и не разделяется на два вида, как в праве материальном.

Процессуальное правопреемство возможно в следующих видах судопроизводства:

Гражданское судопроизводство (статья 44 ГПК РФ);
Арбитражное судопроизводство (статья 48 АПК РФ);
Административное судопроизводство (статья 44 КАС РФ).

Подробнее см. об этом в публикациях :

Образцы заявлений в суд о правопреемстве:

в арбитражном судопроизводстве

  • Заявление в арбитражный суд о процессуальном правопреемстве в связи со смертью истца. Образец
  • Заявление о процессуальном правопреемстве в Арбитражный суд на основании договора цессии в исполнительном производстве
  • Заявление о правопреемстве в арбитражный суд в исполнительном производстве. Образец (процессуальное правопреемство на основании договора уступки права)

в гражданском судопроизводстве

  • Заявление в суд о процессуальном правопреемстве (в связи со смертью истца) Образец
  • Заявление в суд о процессуальном правопреемстве по договору цессии в исполнительном производстве
  • Заявление о замене ответчика в связи с его смертью правопреемником (по делу о возмещении вреда, причиненного в результате залива квартиры)

Правопреемство в результате прекращения существования СССР

Одним из вопросов, который остался после распада СССР, можно выделить вопрос о правопреемстве СССР, который включал договоры государства, собственность страны, архивы страны, а также долгов.

Особенности правопреемства в связи с распадом СССР

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств, заключенного 8 декабря 1991 года в Минске, страны-участники соглашения приняли обязательства по исполнению международных обязательств, которые остались после прекращения существования СССР. Государства признали тот факт, что членство СССР в ООН будет продолжено Российской Федерацией.

В то же время, каждая страна-участник СНГ имела право согласиться или нет с тем или иным договором, заключенным советским государством, и стоит отметить, что бывшие республики активно пользовались этим правом. К примеру, Решениями 1992 года об участии стран-участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (от 1987 года) и в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (от 1972 года), страны-правопреемники Советов согласились на соблюдение обязательств с учетом территорий бывших республик и с учетом национальных интересов.

Кроме этого, страны СНГ за исключением Украины и Беларуси имели независимость при вступлении в ООН и заключении соглашений о правах человека, разоружения, и так далее. Для того, чтобы решить вопросы, касающиеся урегулирования вопросов правопреемства после распада СССР, Совет глав государств СНГ создал Комиссию по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего СССР 20 марта 1992 года. Как часть функционирования этой комиссии, было создано большое число договоров между самими странами бывшего СССР.

Читайте также:
Политика неприсоединения: что это такое, описание и особенности

Среди многосторонних соглашений, которые регламентируют аспекты правопреемства можно выделить:

  • Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР от 1991 года;
  • Договор глав стран-участников СНГ о собственности бывшего СССР от 1991 года;
  • Договор о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 1992 года;
  • Декларация глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 1993.

Для примера можно обратить внимание на некоторые из этих соглашений. Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 1992 года осуществляет регулирование аспектов правопреемства движимого и недвижимого имущества Советов за границей, которое находилось во время правопреемства во владении, пользовании или распоряжении государства. Под имуществом можно понимать недвижимость, которая использовалась консульскими или дипломатическими представительствами страны; инфраструктуры страны за границей и прибыль от эксплуатации этого вида имущества; доходы после реализации имущества страны; имущество СССР и доход от предприятий юридических лиц, которые находились в ведомстве страны; доход после выполнения работ по международным договорам страны.

Собственность Союза ССР была разделена и перешла во владение стран в следующем процентном отношении:

  • Беларусь получила 4,13% территории;
  • Казахстан получил 3,86% территории;
  • Россия получила 61,36% территории;
  • Украина получила 16,37% территории.

Замечание 2

Общая доля Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии составила 4,77%, что не предусматривалось вышеописанным Соглашением.

В 1992-94 годах было достигнуто значительное количество соглашений между Россией, выступающей с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Молдовой, Таджикистаном, Узбекистаном, и Украиной –с другой. Соглашения затрагивали вопросы правопреемства касательно внешних долговых обязательств бывших прекратившего свое существование СССР. Большая часть заключенных соглашений действует с 1996 года.

Соглашение между Российской Федерацией и Украиной об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР до сих пор не начало действие в связи с невыполнением второй стороной необходимых процедур.

Архивы и документы бывшего СССР

Членами Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 года являются все участники СНГ за исключением Грузии. Исходя из положений Соглашения, участники соглашения не имеют права претендовать на архивы Российской Империи и СССР, которые находятся вне страны. В случае, если документы и архивы находятся на территориях бывших республик, то их владение переходит под юрисдикцию новых государств. Участники Соглашения гарантируют, при соблюдении законодательства, доступ исследователей к архивам и подтверждать юридическую силу документов и справок, которые были выданы архивами стран-участников Содружества Независимых Государств.

Внешние долги СССР

Касательно долгов «Парижскому клубу», правительство России подписало Соглашение об отсрочке задолженности СССР и его правопреемников внешним официальным кредиторам 4 января 1992 года.

Второго апреля 1993 года, российское Правительство заявило, что оно признает внешние долго Союза ССР, подтвердило связанные с ними обязательства, а также подтвердило намерения погасить в полном объеме внешний долг СССР.

После этого, в 28 октября 1993 года, был подписан Меморандум о взаимопонимании о задолженности внешним кредиторам СССР и его правопреемников.

Для исполнения долговых обязательств, Правительство России подписало:

  • Соглашение с Правительством Франции о консолидации долга в 1994 году;
  • Соглашение с Правительством ФРГ о реструктуризации внешнего долга РФ и бывшего Союза ССР в 1997 году;
  • Соглашение с Правительством Швейцарской Конфедерации о регулировании платежных обязательств РФ по внешнему долгу бывшего Союза ССР в 2000 году;
  • Соглашение с Правительством Соединенных Штатов Америки о регулировании платежных обязательств РФ по внешнему долгу бывшего Союза ССР в 200 году.

Большая часть положений вышеописанных соглашений уже была выполнена.

Читайте также:
Прощение долга: что это такое, описание и особенности

Правопреемник – это. Определение понятия

Правопреемник – это лицо, к которому перешла определенная часть прав от другого лица. Их переход от одного гражданина к другому – далеко не редкое явление в настоящее время. В этой статье будет разобрано само понятие, его основные виды, принципы и проявления.

Кто такой правопреемник?

Специалисты в области юриспруденции толкуют понятие “правопреемник” по-разному. Однако самым распространенным остается мнение о том, что подобный статус получает гражданин или организация, к которым перешла часть обязанностей или полномочий от другого лица – умершего (в случае с физическим лицом), ликвидированного, реорганизовавшегося и т. д., если речь идёт о юрлице. Самая распространенная форма правопреемства – это, конечно же, наследование. В данном случае субъектом процесса передачи прав будет родственник умершего лица.

“Правопреемство” и “правопреемник” – это понятия, которые регламентируются как национальным гражданским законодательством, так и международными нормами. В последнем случае хорошим историческим примером послужит распад СССР, в результате которого новое образовавшееся государство, Российская Федерация, выступило в качестве преемника старых прав.

О сингулярном правопреемстве

Процесс правопреемства имеет два основных вида: универсальный (в данном случае – полный), и частичный, именуемый сингулярным. В каких случаях проявляется второй вид передачи прав? Самый частый и простой пример – погашение возникшей некогда задолженности или перевод отдельных прав на другое лицо. В последнем случае речь идет о так называемой цессии – когда должник дает свое согласие на замену некоторых прав требований лица, являющегося кредитором. Речь идет о ситуациях, когда должник не может выплатить денежные обязательства. Кредитор, в свою очередь, требует возмещения положенной суммы у другого лица, которое обязано погасить задолженность первого.

Таким образом, в правоотношениях сингулярного характера правопреемник – это, как правило, должник. При сингулярном преемстве права работает закон, который значительно ограничивает возможности правопреемника. Здесь стоит выделить случаи личного характера. Например, право на алименты, на имя или авторство, на возмещение ущерба и т. д.

Универсальное правопреемство

Универсальная передача прав – куда более частое явление, нежели сингулярное правопреемство. Самая частая область применения для рассматриваемого процесса – это наследование. Как правило, все имущество, а в некоторых случаях ряд полномочий и обязанностей переходят от одного гражданина к другому. При этом не всегда в наследственном праве могут быть задействованы только физические лица. Здесь правопреемник – это и государство, и отдельный территориальный субъект, и организация в виде юридического лица. Так, весьма распространены случаи, когда при отсутствии у скончавшегося гражданина наследников все имущество переходит в государственную казну.

Реорганизацию юридического лица также можно называть универсальным правопреемством. Весьма распространены процедуры слияния или выделения компаний, когда переходит полный набор полномочий и обязанностей к правопреемнику – другому лицу.

Полномочия правопреемника

Как правило, с передачей собственности переходит к другому лицу и часть полномочий. Специалисты в области юриспруденции дают следующую оценку правовым аспектам процесса правопреемственности:

  • Появляется законное право пользования имуществом. Помимо этого, формируется законная возможность реализовывать любые законные сделки с имуществом.
  • Все приобретенные ранее полномочия по распоряжению и владению остаются за гражданином, исполняющим права прежнего собственника. При этом гражданин-правопреемник будет выступать от своего имени.
  • С получением имущества возникнет законная возможность расторгнуть ранее сформировавшиеся обязательства по договору – но только в том случае, если они отвечают интересам лица.
  • На имя правопреемника переведутся все подзаконные акты местных инстанций по самоуправлению, если речь идет о крупном движимом или недвижимом имуществе. Так, здесь можно выделить налоговые льготы, постановления о выделении земельных участков, разрешения на реализацию строительных работ и многое другое.
Читайте также:
Лицензионный договор: что это такое, описание и особенности

Конечно же, зависит количество перешедших прав от самого правопреемника и от класса получаемого имущества. О способах возникновения прав будет рассказано далее.

О возникновении полномочий у правопреемника

В рассматриваемой области существуют два распространенных вида формирования гражданских прав. В первом случае речь идет о праве наследования – ситуации, когда права, указанные в завещании, полностью переходят гражданину или группе лиц. Именно наследники отмечаются налогодателем как субъекты, которые должны реализовывать ряд важных обязанностей. Во втором случае стоит выделить ситуации присоединения одной компании к другой. В этом случае последняя организация приобретает все полномочия от прошлого владельца, связанные с распоряжением и владением имуществом или ценными активами. Однако не стоит забывать, что новообразованная компания получает и ряд важнейших обязанностей.

О наследовании

Как уже было сказано, именно наследственные правоотношения являются самыми частыми в области правопреемства. Почему процедура наследования имеет универсальный вид? Во-первых, наследники не имеют возможности самостоятельно выбирать, какой именно вид собственности они хотели бы оставить себе. Во-вторых, даже если имущество поделится и будет принято несколькими лицами, ряд переданных обязанностей и прав останется у всех примерно одинаковым.

Наследование имеет несколько форм: по закону, завещанию, а также в случае признания имущества вымороченным (которое передается государству). Во всех представленных случаях у правопреемника возникают обязанности – будь то государство, обычный гражданин или юридическое лицо. Стоит также отметить, что в наследственном праве чаще всего возможна замена правопреемника. Например, это ситуации, когда наследодатель неверно оформил документацию, указал на недееспособного или вовсе несуществующего гражданина. В таких случаях имущество переходит государству – навсегда или временно.

О правопреемниках пенсионных накоплений

Как известно, некоторая часть налогов российских граждан формирует пенсионные накопления в российском Пенсионном Фонде. Но как может быть связан процесс правопреемства с назначением и получением пенсии? Согласно закону, россиянин имеет право назначать своих преемников, между которыми и будут распределяться пенсионные накопления в соответствующих долях.

Вот какие последствия могут ожидать гражданина в том случае, если он не назначит отдельные выплаты правопреемникам:

  • Появятся первоочередные наследники, а именно несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), родители и супруги.
  • При отсутствии первоочередных преемников закон указывает на сестер и братьев, а также бабушек и дедушек.

При отсутствии любых правопреемников получателем выступит государство.

Принцип непрерывности правоотношений

Во всей рассматриваемой области имеется один довольно важный принцип, гласящий о непрерывности правовых отношений во времени. Чем может характеризоваться данный юридический факт? Согласно закону, смена правополучателя, являющегося юридическим лицом, не изменит прошлых поставщиков и реализаторов. Останутся все те же возможности распоряжения и владения. Разве что в отдельных случаях будут внесены некоторые поправки в арендный договор.

А как действует представленный принцип на лиц физических? Согласно закону, с обычными гражданами будут происходить все те же юридические факты по наследственному праву:

  • Полномочия у правопреемника возникнут сразу после смерти наследодателя. Однако приступить к реализации прав собственника можно будет не сразу. Для начала придется оформить заявление правопреемника, зарегистрировать и подписать всю необходимую документацию.
  • Несовершеннолетние лица смогут получить свою долю наследства только после наступления полной дееспособности. Если у несовершеннолетнего гражданина есть родители или иные законные представители, то они смогут действовать от его имени.

Все представленные примеры гласят об одном: принцип непрерывности правоотношений в рассматриваемой области является крайне важным и значимым элементом, без которого вряд ли могла бы функционировать вся система.

Читайте также:
Обратное требование: что это такое, описание и особенности

О недопустимости правопреемства

Существует множество случаев, когда процесс правопреемства является попросту недопустимым для того или иного лица. Что это за случаи? Вот на что здесь стоит обратить внимание:

  • Процедуры уплаты и получения алиментных выплат в правоотношениях семейного характера не могут передаваться по принципу правопреемства.
  • Авторские права, подлежащие регистрации, не передаются другим лицам в виде имени самого автора произведения или содержания.
  • Отношения между гражданами должны предполагать возмещение нанесенного вреда одной стороной другому лицу. В случае смерти одной стороны отношения должны прекратиться. Преемственность здесь не допускается.
  • Лицензионное разрешение выдается конкретному лицу на основании возложенных на него прав.
  • Правопреемник освободится от уплаты налогов за своего предшественника, но за исключением той части, которая должна отходить по наследственному праву.

Безусловно, российское законодательство устанавливает и множество других случаев, когда преемственность прав недопустима.

Обязанности правопреемника юридического лица

С правами и обязанностями обычных граждан в рассматриваемой сфере все относительно понятно – большую часть здесь занимают наследственные отношения. В случае же с лицами юридического типа все далеко не так однозначно. Как лица, что передают полномочия, так и сами правопреемники обладают рядом важных обязанностей. Здесь стоит выделить самые важные и общие для всех юридических лиц функции, которые носят обязательный характер:

  • Необходимость в своевременном извещении представителей, пользователей и прочих задействованных лиц о получении ряда полномочий.
  • Обязанность раскрыть содержание полученных полномочий.
  • Необходимость качественно и своевременно зарегистрировать всю необходимую документацию с полным указанием сведений о себе.

Все представленные выше обязанности относятся к правопреемникам банков, производственных предприятий, а также любых других организаций как коммерческого, так и некоммерческого характера.

Правопреемство государств в международном праве

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство — сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В настоящее время нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г. – Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Поскольку указанные Конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.

Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:

1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника;

2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии;

3) при разделении одного государства на несколько новых государств;

4) при объединении нескольких государств в одно государство;

5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства.

Существуют несколько объектов правопреемства:

– права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника;

Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств.

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей; переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.

Согласно теории универсального правопреемства, получив­шей развитие в XVII—XIX вв. и проявившейся в трудах Г. Гроция, государство-преемник полностью наследует международную личность государства-предшественника.

Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что при смене власти одного государства властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государство начинает свои договорные связи с «чистого листа».

Читайте также:
Побочное лесопользование: что это такое, описание и особенности

Эти теории не получили подтверждения в практике правопреемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов.

Правопреемство в отношении международных договоров.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства. Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства.

Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если:

а) они явственно договорились об этом;

б) своим поведением они выразили такую договоренность.

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении государства-преемника. Исключение cоставляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник либо другие государства-участники договорились об ином.

Когда же часть территории государства отделяется и образует одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник, действуют следующие правила:

а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного государства-преемника;

б) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника.

Правопреемство в отношении государственной собственности.

Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов государственная собственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обусловлено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами. Государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику.

Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику.

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились иначе:

а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится;

б) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях;

в) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику;

г) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях.

Правопреемство в отношении государственных долгов.

Венская конвенция 1983 г. под государственным долгом понимает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Конвенция устанавливает принцип, согласно которому правопреемство государств не затрагивает прав и обязательств кредиторов. Поэтому когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству преемнику.

Читайте также:
Обязательственное право: что это такое, описание и особенности

В остальных случаях, т.е. при передаче части территории государства, отделении части территории, разделении государства, возникновении нового независимого государства, соответствующие стороны (государство-преемник и государство-предшественник) заключают соглашение друг с другом, регулирующее вопрос о переходе государственного долга. Причем подобное соглашение не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами и подрывать основ экономического благосостояния данного государства.

Если же соглашение отсутствует, то вопрос решается в зависимости от способа возникновения государства-преемника. Когда преемник возникает в результате освобождения его народа от колониальной зависимости, то при отсутствии указанного соглашения никакой государственный долг государства-предшественника к новому государству не переходит. Когда же государство-преемник возникает в результате передачи, отделения части территории либо разделения государства, то государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Понятие, виды и основные свойства субъектов международного права.

2. Государство как основной субъект международного права

3. Международная правосубъектность народов, борющихся за независимость.

4. Особенности правосубъектности международных организаций.

5. Институт международно-правового признания.

6. Особенности признания государств.

7. Институт правопреемства в международном праве.

8. Правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных долгов и архивов.

Международное право. Ответы на экзаменационные вопросы

В настоящем учебном пособии раскрыты основные темы международного публичного права. Содержание настоящего издания составлено в соответствии с программой курса международного права. Пособие написано доступным языком в форме вероятных ответов на экзаменационные вопросы, что позволяет использовать его в качестве справочного пособия. Учебное пособие предназначено главным образом для студентов и слушателей средних специальных и высших учебных заведений при подготовке к практическим, семинарским занятиям, сдаче зачетов, экзаменов, написанию различного рода контрольных работ.

Оглавление

  • 1. Понятие и значение международного права, международных отношений и международной системы
  • 2. Предмет и метод международного права. Дискуссии о наименовании отрасли
  • 3. Роль международного права в международных отношениях
  • 4. Понятие и виды субъектов международного права. Международная правосубъектность. Высокий статус субъекта международного права
  • 5. Государство – основной субъект международного права
  • 6. РФ как субъект международного права. РФ в составе СНГ
  • 7. Способы приобретения международной правосубъектности государственными образованиями. Международно-правовое признание
  • 8. Правопреемство в международном праве. Особенности правопреемства государств
  • 9. Международное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система науки и отрасли международного права
  • 10. Соотношение международного и национального права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное право. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8. Правопреемство в международном праве. Особенности правопреемства государств

Правопреемство — это институт, характерный для многих отраслей права (гражданское, международное, наследственное и др.). Правопреемство — это переход прав и обязанностей одного государства к другому в связи с переходом территории или в связи с этим (возникновение нового государства, вхождение одного государства в другое, разделение государства на несколько государств).

Правопреемство означает изменение субъекта прав и обязанностей, но никоим образом не меняет сущности этих прав и обязанностей.

Правопреемство является производным приобретением прав и обязанностей, в отличие от первоначального.

Читайте также:
Паспорт домовладения: что это такое, описание и особенности

Правопреемство может иметь место лишь в том случае, если изменения, связанные с переходом территорий, были осуществлены в соответствии с нормами международного права.

Правопреемство государства не затрагивает государственных границ этого государства, общепринято, что в данном случае продолжают свое действие договоры о государственных границах прежнего государства. Не затрагивают отношения правопреемства и внутригосударственных отношений.

С отношениями правопреемства связано несколько важных принципов международного права:

1) «принцип аннулирования договоров» означает, что вновь образованное суверенное государство, ранее входившее в состав другого государства в качестве колонии, не обязано признавать какие-либо договоры, заключенные колониальным правительством;

2) «принцип континуитета договоров» применяется в случае, если вновь образованное государство входило в состав суверенного государства и означает сохранение действия прежних договоров, за исключением тех, предмет и цели которых не совместимы с условиями правопреемства;

3) «принцип подвижности договорных границ» действует при переходе территории от одного государства к другому и означает, что на переходящей территории начинают действовать договоры государства, к которому она перешла. В отношениях правопреемства могут быть задействованы не только такие субъекты международного права, как государства, но и, например, международные ООН, правопреемство которых осуществляется в соответствии с общими принципами этого института.

Правопреемство может быть в отношении прав или обязанностей, которые могут быть выражены по-разному, например правопреемство в участии в договоре.

Правопреемство может быть нескольких видов, например универсальное и частичное правопреемство. При универсальном правопреемстве к новому субъекту переходят все права и обязанности, а при частичном — лишь отдельные из них.

Наше государство несколько раз было субъектом правопреемства. В 1917 г. в результате революции были пересмотрены договоры царской России, из которых Россия признала себя правопреемницей по договорам о добрососедском отношении. При распаде СССР РФ признала себя правопреемницей СССР по всем основным договорам.

6. Правопреемство государств

6. Правопреемство государств

Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому. Правопреемство – это сложный международный правовой институт, нормы данного института были кодифицированы в Венской конвенции от 1978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров и в Венской конвенции от 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

Существуют две основные теории по поводу правопреемства государств.

Согласно универсальной теории правопреемства государств государство-преемник полностью наследует права и обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику. Представители данной теории (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли) считали, что все международные права и обязанности государства-предшественника переходят к государству-преемнику, так как личность государства остается неизменной.

Негативная теория правопреемства. Ее представитель А. Кейтс считал, что при смене власти в одном государстве на другую международные договоры государства-предшественника отбрасываются. Разновидностью данной теории является концепция tabula rasa, которая означает, что новое государство начинает свои договорные отношения заново.

Таким образом, в правопреемстве государств выделяют правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов и в отношении государственных долгов.

Правопреемство в отношении международных договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16 Венской конвенции от 1978 г.).

Правопреемство в отношении государственной собственности предполагает, что переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсаций, если иное не предусмотрено соглашением между сторонами.

Правопреемство в отношении государственных архивов предполагает, что государственные архивы переходят к новому независимому государству от государства-предшественника полностью.

Читайте также:
Полный товарищ: что это такое, описание и особенности

Правопреемство в отношении государственных долгов зависит от того, какое государство является правопреемником: часть государства-предшественника, два объединившихся государства или новое независимое государство. Долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику, размер долга зависит от вида государства-правопреемника.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Статья 48. Процессуальное правопреемство

Статья 48. Процессуальное правопреемство 1. В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц

Статья 44. Процессуальное правопреемство

Статья 44. Процессуальное правопреемство 1. В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах)

Правопреемство

Правопреемство Если вы вдруг обнаружили, что магазин, где вы купили бракованный товар, исчез, предприятие, где вас незаконно уволили, ликвидировано, а знакомый, одолживший у вас крупную сумму денег, умер, не отчаивайтесь. Возможно, имеется правопреемник (правопреемники) по

§ 5 Гражданское процессуальное правопреемство

§ 5 Гражданское процессуальное правопреемство Перемена лиц в гражданском судопроизводстве возможна не только в порядке замены ненадлежащей стороны надлежащей, но и в порядке процессуального правопреемства (ст. 44 ГПК). Суть гражданского процессуального правопреемства

31. Процессуальное правопреемство

31. Процессуальное правопреемство От замены ненадлежащей стороны в процессе следует отличать процессуальное правопреемство. В процессе производства по делу в гражданском судопроизводстве возможна замена сторон другими лицами, если их материальные права и обязанности

СТАТЬЯ 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц

СТАТЬЯ 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц 1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.2. При присоединении юридического лица к другому

СТАТЬЯ 581. Правопреемство при обещании дарения

СТАТЬЯ 581. Правопреемство при обещании дарения 1. Права одаряемого, которому по договору дарения обещан дар, не переходят к его наследникам (правопреемникам), если иное не предусмотрено договором дарения.2. Обязанности дарителя, обещавшего дарение, переходят к его

Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц

Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц 1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.2. При присоединении юридического лица к другому

9. Правопреемство в гражданском процессе

9. Правопреемство в гражданском процессе Бывают случаи, когда одна из сторон гражданского судопроизводства выбывает из процесса (умирает гражданин, юридическое лицо подлежит реорганизации, возникают уступка требований, перевод долга и другие случаи перемены лиц в

СТАТЬЯ 44. Процессуальное правопреемство

СТАТЬЯ 44. Процессуальное правопреемство 1. В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах)

Статья 48. Процессуальное правопреемство

Статья 48. Процессуальное правопреемство 1. Процессуальное правопреемство есть не что иное, как переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального

Статья 48. Процессуальное правопреемство

Статья 48. Процессуальное правопреемство 1. В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: