Правоприменительный акт: что это такое, описание и особенности

Акт применения права, понятие, структура и виды

6 сентября 2018 г.

Понятие и признаки

Акт, выраженный в форме письменного документа и завизированный подписью уполномоченного лица, является отражением некоего зафиксированного действия или произошедшего события. Как документ, акт применения права – это официальный способ закрепить (зарегистрировать) как, почему и применительно к кому использовалась та или иная норма права.

Признаками акта выступают следующие критерии:

  1. Поскольку в документе указывается, к кому применяется правовая норма (с учетом источников), то в целом акт приобретает индивидуальные и персонифицированные признаки. Здесь стоит акцентировать внимание на том, что речь идет не только о конкретном субъекте, но и о частных жизненных ситуациях, связях и отношениях.
  2. Документ содержит признаки проявления власти, то есть в акте содержится предписание (обязательное требование) от уполномоченного государством органа и адресованное лицу конкретного рассматриваемого дела.
  3. Документ должен быть выражен в определенной законом форме (указывается название, наименование органа, место и время, подписи лиц и др).

В теории права и государства сформулировано определение:

Акт применения права – это резолюция (официальное решение) компетентного и уполномоченного государством органа по конкретному юридическому делу, которое содержит властное предписание от имени государства, выраженное в установленной законом форме и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений .

Отличительные черты

Иногда юристы делают различия между актом применения права и правоприменительным актом. На самом деле различие здесь только в названии. По существу, это одно и тоже. В то же время не стоит путать акт применения права и нормативно-правовой акт. Для наглядности приведем следующую сравнительную таблицу:

Вопрос Нормативно-правовой акт Акт применения права
Общие черты
Относится к юридическому акту? Оба акта являются юридическими
Как издается? Акты издаются уполномоченными государством органами и в соответствии с законной для таких актов процедурой
Какая степень юридической силы? Каждый акт обладает определенной юридической силой и является средством правового регулирования. С точки зрения иерархии, правоприменительный акт находится в пределах НПА
Отличительные черты
Какого характера? Имеет обобщающий характер, содержит общие правила и установки Носит индивидуальный характер, регулирует частное правоотношение
К кому обращен? Обращен к широкому кругу лиц Адресован лицам, участвующим в деле
Какой имеет срок действия? Действует до тех пор, пока его не отменят Его действие распространяется на конкретный случай
Как часто применяется? Может неоднократно применяться в пределах сроков действия Применяется разово по отношению к конкретной ситуации по делу
Как может влиять на норму права? Может устанавливать, задавать, изменять или отменять нормы права Никак не влияет, но выступает, как средство реализации правовых норм
Как соотносится с источниками права? Выступает источником права Не относится к источникам права, но ссылается на них
В какой форме выражается? Только в письменной форме Могут быть в письменной (приказ, решение и т.д.), устной (вызов свидетеля в зал), в виде конклюдентных действий (жестикуляция регулировщика)

Классификация и виды правоприменительных актов

Структура акта применения права

  1. Вводная часть: наименование документа и органа его издавшего, состав органа, место и время издания.
  2. Описательная часть включает притязания истца, возражения ответчика, пояснения других участников дела, то есть здесь излагаются обстоятельства дела.
  3. Мотивировочная часть отражает пояснения принятого судом решения со ссылками на нормативно-правовые акты, применяемые к рассматриваемому спору и в процессе судопроизводства. По существу, в этой части обосновывается принятое решение.
  4. Резолютивная часть содержит итоговый результат, окончательный вывод.
Читайте также:
Муниципальные выборы: что это такое, описание и особенности

Для других актов, в частности, следственных протоколов, из структуры может быть исключена мотивировочная часть, а в разрешительных актах чаще всего встречаются только вводная и резолютивная части.

АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА (ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ): ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА, ВИДЫ

Процесс применения права завершается принятием решения по делу (принятием правоприменительного акта). Отметим, что пра­воприменительный акт является разновидностью индивидуального правового акта. Индивидуальные правовые акты — это акты госу­дарственных органов, негосударственных организаций, должностных и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия для конкретных субъектов в результате решения конкретного дела (акт о регистрации брака, договор купли-продажи, постановление о нало­жении штрафа и т.д.).

Правоприменительные акты являются наиболее важными разно­видностями индивидуальных правовых актов, поэтому остановим­ся на них подробнее.

Признаки правоприменительных актов:

— принимаются компетентными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организаци­ями;

— содержат индивидуально-властные веления (предписания);

— индивидуализируют нормы права применительно к кон­кретным ситуациям и лицам в результате решения кон­кретного юридического дела;

— имеют, как правило, документальную форму;

— выступают юридическим фактом.

Таким образом, акт применения права — это такой правовой акт (официальный документ), который содержит ицдивидуальное власт­ное веление (предписание), вынесенное компетентным органом в ре­зультате решения конкретного юридического дела.

Акты применения норм права — это официальные документы, влекущие возникновение, изменение и прекращение правоотно­шений. Не являются актами применения документы, которые име­ют юридическое значение, но правоотношений непосредственно не порождают (справки, дипломы, грамоты).

Структура правоприменительного акта. Акты применения норм права издаются в установленной форме, имеют точное наимено­вание: приговор, приказ, распоряжение, постановление. Обяза­тельными атрибутами акта применения являются дата и место из­дания; наименование органа, издавшего акт; подпись ответствен­ного лица. Эти сведения образуют вводную часть.

Содержательная часть правоприменительного акта, как правило, имеет три части: описательную, мотивировочную и резолютивную.

Описательная часть содержит фабулу дела, т.е. сведения о сущ­ности дела, об установленных обстоятельствах по делу. В мотиви­ровочной части дается обоснование принятого решения. В резолю­тивной части излагается принятое решение.

Например, приговор суда по уголовному делу как правоприменитель­ный акт имеет следующую структуру:

— в вводной части указываются: время и место постановления при­говора, наименование суда, состав суда, секретарь судебного за­седания, обвинитель, защитник, данные о подсудимом, которые имеют значение для дела, а также уголовный закон, предусматри­вающий преступление, в совершении которого обвиняется подсу­димый;

— в описательной части подробно описывается преступное деяние, признанное доказанным, сущность обвинения, обстоятельства дела, установленные судом;

— в мотивировочной части указываются мотивы, по которым суд принимает или отвергает доказательства, применяет или не при­меняет смягчающие или отягчающие обстоятельства и т.д.;

— в итоговой (резолютивной) части указываются фамилия, имя, от­чество подсудимого, решение о признании подсудимого винов­ным, уголовный закон, по которому подсудимый признан винов­ным, вид и размер наказания за совершенное преступление и др.

Виды правоприменительных актов. Они классифицируются по различным критериям.

Читайте также:
Потребительский кооператив: что это такое, описание и особенности

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты:

— однократного действия (наложение штрафа);

— длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии).

По наименованию: указы (указы президента о награждении, на­значении и др.), постановления, приказы, протоколы, решения, приговоры.

В зависимости от формы регулятивного воздействия на общест­венные отношения индивидуальные акты подразделяют на испол­нительные и правоохранительные.

Исполнительные акты определяют возникновение конкретных прав и обязанностей лиц в связи с их правомерным поведением. В качестве примера можно сослаться на приказы о повышении в должности, присвоении воинского звания и т.д.

Правоохранительные акты издаются, как правило, или в связи с предупреждением правонарушения — в профилактических целях, или же в связи с совершением правонарушения. Таковыми, в част­ности, являются акты следственных, судебных, прокурорских и ряда иных органов.

Правоохранительные акты, в свою очередь, по субъекту подраз­деляются на контрольно-надзорные, следственные и юрисдикци­онные.

Контрольно-надзорные — это акты прокуратуры и контрольно­ревизионных органов.

Следственные — это акты органов следствия и дознания.

Юрисдикционные — это акты судебных органов.

По субъекту правоприменения индивидуальные акты подразде­

— органов законодательной власти;

— органов исполнительной власти;

— органов местного самоуправления;

— издаваемые администрацией предприятий и учреждений и др. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применя­

емых норм, различают:

— акты уголовно-правовые и др.

По способу принятия акты делятся на принятые:

По форме акты правоприменения делятся на:

— имеющие вид отдельного документа (например, приговор суда);

— имеющие форму резолюции по материалам дела (напри­мер, резолюция о передачи материалов проверки в следст­венные органы);

— имеющие устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).

Существуют и иные критерии классификации индивидуальных актов.

Правоприменительные акты: понятие, виды, структура, требования, предъявляемые к их оформлению.

Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения. Акты применения обеспечивают действие закона, представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.

Правоприменительный акт — это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов.

Основными требованиями, предъявляемыми к правоприменительным актам, являются:

1. Соблюдение законности – то есть применение нормы права, прямо относящейся к конкретному случаю, строгое следование ее точному смыслу, решение дела в строгих рамках компетенции государственного органа или должностного лица;

2. Обоснованность – необходимость тщательно и объективно изучать все относящиеся к делу факты;

3. Целесообразность. Необходимо добиваться наиболее целесообразного осуществления норм права и конкретной жизненной ситуации;

4. Справедливость – осознание правильности решения дела, то есть убедительность и доказанность собранных данных, объективный подход к исследованию обстоятельств дела.

Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами:

1. Акт применения исходит от компетентных органов, поэтому носит государственно-властный характер, обеспечивается государством в его реализации

2. Он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями

3. Акт применения права имеет определенную установленную законом форму. Каждый акт применения права является актом-документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций.

Читайте также:
Общественный фонд: что это такое, описание и особенности

Структура правоприменительного акта. Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа, подразделяются на отдельные структурные части. Ими являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.

Вводная часть включает в себя наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издавшего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию. Описательная часть содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии. Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняет смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель. Резолютивная часть содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение).

Виды правоприменительных актов. В основу разделения актов на виды положены самые различные признаки. К числу таких признаков можно отнести:

· цель правоприменительного акта;

· характер регулируемых отношений;

· характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;

· степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;

· орган, издающий правоприменительный акт;

· способ принятия акта;

· особенности содержания акта;

Правоприменительные акты могут быть классифицированы по самым различным основаниям:

1. В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов.

2. По отраслевой принадлежности выделяют акты применения норм административного права, акты применения норм гражданского права, акты применения норм уголовного права.

3. По характеру решения правоприменительные акты подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

4. По значению в правоприменительном процессе они подразделяются на основные (приговор суда) и вспомогательные (постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

5. По целям правоприменения выделяют правоустановительные акты (разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные акты (постановление по делу об административном правонарушении).

6. По способу выражения выделяют правоприменительные акты-документы, акты-действия и акты-символы.

7. По наименованию все правоприменительные акты подразделяются на приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы президента о награждении, помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры.

Технические требования, предъявляемые к правовому акту управления:

1. лексические требования (язык должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для адресатов);

2. грамматические требования (при оформлении должны соблюдаться правила грамматики);

3. акт должен быть своевременно доведен до адресатов;

4. иметь установленные реквизиты (наименование, подписи, печати);

5. своевременно сдаваться на хранение.

При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность или оспоримость.

§ 2. Правоприменительные акты

Правоприменительный акт — один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Читайте также:
Морское агентирование: что это такое, описание и особенности

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1. Они имеют индивидуально-определенный характер, то есть относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

2. Являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3. Не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;

4. Выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

5. Исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6. Обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т. д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), то есть отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т. д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов. Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям:

1. По отраслевому признаку они подразделяются на уголовноправовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.;

2. По субъектам их издания — на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств;

3. По юридической природе — на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные;

4. По последствиям — на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе);

5. По форме выражения — на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия.

6. По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т. д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

Читайте также:
Ответственность гражданская: что это такое, описание и особенности

Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим.

Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее, указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.

Правопреемство в международном праве

Международное правопреемство государств – это переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому. Кодификация института правопреемства в международном праве произведена в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.).

Объектами правопреемства государств являются государственная территория (границы), государственная собственность, государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.

Правопреемство при возникновении нового государства в результате социальной революции. В этом случае к государству преемнику полностью переходит территория государства-предшественника, а также государственная собственность игосударственные архивы. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересыкредиторов государства. По общему правилу в случае социальной революции государство-преемник наследует долги государства-предшественника.

Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило, согласно которому новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника. Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Аналогично решается вопрос о членстве в международных организациях.

Возникновение нового государства в результате деколонизации. В соответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип tabula rasa («чистой доски»), по которому новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии. Государственная собственность полностью переходит в распоряжение нового государства. Государственные архивы – это часть государственной собственности,правила их правопреемства аналогичны правопреемству государственной собственности. Архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости с учетом равного права всех на информацию. Бывшаяметрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения.

Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что это обязательство бывшей метрополии.

Правопреемство при объединении государств имеет место тогда, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Государственная собственность и государственные архивы переходят новому государству. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что долги всех государств-предшественников переходят к государству-преемнику. Вопросы участия в международных договорах и членства в международных организациях решаются односторонним волеизъявлением нового государства.

Правопреемство при частичных изменениях государственной территории. На переданной территории начинают действовать международные договоры того государства, к которомуона перешла (то же самое относится к членству в международных организациях). Государственные долги, как правило, за каждым государством остаются собственные. Если долг касается передаваемой территории, то этот вопрос решается наоснове взаимной договоренности государств. Судьба государственной собственности и архивов передаваемой территории решается по взаимнойдоговоренности между двумя государствами.

Читайте также:
Неимущественные права: что это такое, описание и особенности

Правопреемство при разделении государства и образовании на его территории двух и более независимых государств. Венская конвенция 1978 г. содержит общее правило: когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, то международные договоры сохраняют свою силу и длянового государства, и для того, из состава которого оно выделилось. Что касается членства в международных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован. Международная практика показывает, что «материнское» государство продолжает свое членство в организациях, а отделившееся государство вступает в них как новый субъектмеждународного права. Государственная собственность (идвижимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части) поступает в распоряжение нового государства.

Государственные архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому государству в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию. Государственный долг должен быть поделен между «материнским» государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях.

Правопреемство государств в международных отношениях: основания и особенности правового регулирования

Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому.

Существуют две основные теории по поводу правопреемства государств.

1. Согласно универсальной теории правопреемства государств государство-преемник полностью наследует права и обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику. Представители данной теории (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли) считали, что все международные права и обязанности государства-предшественника переходят к государству-преемнику, так как личность государства остается неизменной.

2. Негативная теория правопреемства. Ее представитель А. Кейтс считал, что при смене власти в одном государстве на другую международные договоры государства-предшественника отбрасываются. Разновидностью данной теории является концепция tabula rasa, которая означает, что новое государство начинает свои договорные отношения заново.

Особенности правового регулирования. Институт правопреемства в международном праве включает главным образом нормы обычного права. Попытка кодифицировать данные нормы применительно к отдельным обязательством была предпринята в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года (Россия не участвует) и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года (в силу не вступила). Данные конвенции не получили широкого признания. Другими источниками в этой области являются заключения Арбитражной комиссии Европейской мирной конференции по Югославии, решения международных судов, доктринальные труды.

Ситуации правопреемства чрезвычайно разнообразны. Общий подход сформулировать затруднительно. Отношения между государствами-преемниками обычно оформляются международными договорами.

Объекты правопреемства – это все международные правоотношения, включающие ответственность, права и обязанности в отношении населения, территории, материальных и нематериальных благ, собственности и ресурсов, которые находились под суверенитетом государства-предшественника. Государство-преемник, следовательно, перенимает все заботы, которые вытекают из существа государства, его природы и державности. К ним относятся социально-экономический строй и государственное устройство. Такие вопросы иногда специально оговаривались в ситуациях правопреемства. Так, в англо-китайской декларации о Гонконге (1984) было определено, что после воссоединения Гонконга с Китаем социалистическая система не будет применяться в Специальном административном регионе Гонконг, а капиталистическая система останется неизменной в течение 50 лет. Однако фактическое пользование государством всеми правами в полном объеме зависит от признания его международной правосубъектности. Объектом правопреемства может выступать также и международная ответственность в случаях возмещения ущерба, причиненного противоправными действиями государства-предшественника. Правонарушения, порождающие материальную ответственность, обычно выражаются в действиях, которые вытекают из суверенитета, действий государственной власти вследствие осуществления контроля над территорией. В международно-правовой практике имелись случаи полного освобождения территории государства-преемника от всякой связи с последствиями противозаконных действий ее прежнего суверена.

Читайте также:
Прокурорский надзор: что это такое, описание и особенности

Таким образом, в правопреемстве государств выделяют правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов и в отношении государственных долгов.

Правопреемство в отношении международных договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (статья 16 Венской конвенции от 1978 года).

Правопреемство в отношении государственной собственности предполагает, что переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсаций, если иное не предусмотрено соглашением между сторонами.

Правопреемство в отношении государственных архивов предполагает, что государственные архивы переходят к новому независимому государству от государства-предшественника полностью.

Правопреемство в отношении государственных долгов зависит от того, какое государство является правопреемником: часть государства-предшественника, два объединившихся государства или новое независимое государство. Долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику, размер долга зависит от вида государства-правопреемника.

Различают основания, вызывающие международное правопреемство:

♦ передача части территории одним государством другому государству (Конвенция 198З года, статья 14, пункт 1);

♦ отделение части территории государства и объединение с другим государством (цессия, аннексия территории) (Конвенция 1978 года, статья 15) – например, аннексия Австрии в 19З8 году Германией;

♦ возникновение нового государства – субъекта международного права в результате обретения им независимости (деколонизация) либо образование государства на части (или частях) территории, отделившейся (отделившихся) от существующего государства (Конвенция 198З года, статья 18, пункт1);

♦ объединение двух или нескольких государств в одно государство, получающее статус преемника: создание федерации, слияние государств, инкорпорация государства (Конвенция 1978 года, статья З1, пункт 1, Конвенция 198З года, статья 16) – например, объединение Сирии и Египта в ОАР в 1958 году, объединение Германии в 1990 году;

♦ разделение государства или прекращение его существования и образование на частях его территории двух или нескольких государств; расчленение унитарного государства, распад федерации (Конвенция 1978 года, статья З4, пункт 1), объединение части территории, отделившейся от государства, с другим государством (Конвенция 198З года, ст. 17, пункты 1–2) – например, распад Колумбии в 1829—18З1годах, разделение Германии после 1945 года на ГДР и ФРГ.

14. Принцип самоопределения народов: содержание, правовое закрепление

Принцип самоопределения народов подразумевает безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. В Уставе ООН указано, что эта организация призвана развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира. В силу этого принципа все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право. Каждое государство обязано содействовать осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов, с тем чтобы:

Читайте также:
Оговорка инфляционная: что это такое, описание и особенности

а) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами;

б) положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением этого принципа.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих действиях против таких насильственных мер и в сопротивлении им эти народы вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с принципами Устава ООН.

Территория колонии или другая несамоуправляющаяся территория имеет, согласно Уставу ООН, статус, отличный от статуса территории государства.

Однако это ни в коей мере не означает, что принцип самоопределения народов может толковаться как санкционирующий или поощряющий любые действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств.

Особенность принципа самоопределения состоит в том, что он, как и принцип уважения прав человека, посвящен правам не государства, а иных образований – народа, нации. Международный пакт о правах человека 1966 года закрепил связь права народа на самоопределение с правами человека (статья 1). В результате в международном праве закреплены права тех, кто не является субъектом международного права, а на государства возложена обязанность уважать и обеспечивать их права.

Принцип самоопределения сыграл важную роль в истории, помог освободиться от колониальной зависимости десяткам народов. Вместе с тем многовековой опыт говорит о том, что национальный эгоизм принес бесчисленные беды. Сегодня во многих странах полыхают вооруженные конфликты на национальной, этнической, религиозной почве.

Правом на самоопределение обладает народ, нация, то есть достаточно крупная и целостная общность, имеющая исторические, культурные и этнические характеристики, связь с территорией.

Подтвердив право народов на самоопределение, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года одновременно подчеркнула, что “всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций”. Как видим, возможность злоупотребления принципом самоопределения была ограничена принципом территориальной целостности. Значение связи двух принципов подчеркивалось и новыми независимыми государствами. Эта связь нашла отражение в практике Международного Суда.

Декларация о принципах международного права 1970 года подтвердила отмеченные положения Декларации 1960 года. При этом она выделила связь принципа самоопределения с принципом территориальной целостности. Воспроизведено соответствующее положение Декларации 1960 года, но при этом сделано весьма существенное уточнение. При осуществлении принципа самоопределения принимается во внимание территориальная целостность не любых суверенных государств, а лишь “действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов. и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи”.

Читайте также:
Патентное право: что это такое, описание и особенности

Следовательно, в демократических государствах, отвечающих приведенным выше критериям, право на самоопределение должно осуществляться демократическим путем, в рамках закона. Такое понимание принципа широко признано. Комиссия ООН по правам человека отрицает, что принцип самоопределения включает право на разрушение демократического государства путем отделения от него. Аналогичную позицию занимают и другие международные органы, а также многие авторитетные ученые в области международного права.

В силу необходимости соблюдения принципа территориальной целостность выделяют внутренний и внешний аспект самоопределения народа. Внешнее самоопределение возможно при условии: наличия народа, наличия органов управления, отказа в праве на внутреннее самоопределение или массовые нарушения прав человека (геноцид, этнические чистки). Таким образом, внешнее самоопределение возникает тогда, когда есть серьезные нарушения.

Принцип самоопределения связан не только с принципом территориальной целостности, но и с другими принципами международного права, в первую очередь с принципом уважения прав человека. Этот момент нашел выражение и в практике Конституционного Суда РФ. Суд исходит из того, что международное право, “не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, требует при этом соблюдения принципа территориальной целостности и прав человека”.

В доктрине и практике принцип самоопределения зачастую понимается как принцип одноразового действия, как право избрать форму своего государственного существования. Однако из содержания принципа следует, что речь идет о постоянно действующем праве народа свободно определять свой политический статус. Главная цель права на самоопределение состоит в обеспечении народу возможности демократическим путем, без вмешательства извне определять характер общества и государства, основные направления его внутренней и внешней политики.

Сказанное нашло отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 года. В нем говорится о принципе равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой. В соответствии с этим принципом “все народы имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие”. Таково современное понимание принципа самоопределения во взаимоотношениях демократических государств.

Международное право. Ответы на экзаменационные вопросы

В настоящем учебном пособии раскрыты основные темы международного публичного права. Содержание настоящего издания составлено в соответствии с программой курса международного права. Пособие написано доступным языком в форме вероятных ответов на экзаменационные вопросы, что позволяет использовать его в качестве справочного пособия. Учебное пособие предназначено главным образом для студентов и слушателей средних специальных и высших учебных заведений при подготовке к практическим, семинарским занятиям, сдаче зачетов, экзаменов, написанию различного рода контрольных работ.

Оглавление

  • 1. Понятие и значение международного права, международных отношений и международной системы
  • 2. Предмет и метод международного права. Дискуссии о наименовании отрасли
  • 3. Роль международного права в международных отношениях
  • 4. Понятие и виды субъектов международного права. Международная правосубъектность. Высокий статус субъекта международного права
  • 5. Государство – основной субъект международного права
  • 6. РФ как субъект международного права. РФ в составе СНГ
  • 7. Способы приобретения международной правосубъектности государственными образованиями. Международно-правовое признание
  • 8. Правопреемство в международном праве. Особенности правопреемства государств
  • 9. Международное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система науки и отрасли международного права
  • 10. Соотношение международного и национального права
Читайте также:
Негаторный иск: что это такое, описание и особенности

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное право. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8. Правопреемство в международном праве. Особенности правопреемства государств

Правопреемство — это институт, характерный для многих отраслей права (гражданское, международное, наследственное и др.). Правопреемство — это переход прав и обязанностей одного государства к другому в связи с переходом территории или в связи с этим (возникновение нового государства, вхождение одного государства в другое, разделение государства на несколько государств).

Правопреемство означает изменение субъекта прав и обязанностей, но никоим образом не меняет сущности этих прав и обязанностей.

Правопреемство является производным приобретением прав и обязанностей, в отличие от первоначального.

Правопреемство может иметь место лишь в том случае, если изменения, связанные с переходом территорий, были осуществлены в соответствии с нормами международного права.

Правопреемство государства не затрагивает государственных границ этого государства, общепринято, что в данном случае продолжают свое действие договоры о государственных границах прежнего государства. Не затрагивают отношения правопреемства и внутригосударственных отношений.

С отношениями правопреемства связано несколько важных принципов международного права:

1) «принцип аннулирования договоров» означает, что вновь образованное суверенное государство, ранее входившее в состав другого государства в качестве колонии, не обязано признавать какие-либо договоры, заключенные колониальным правительством;

2) «принцип континуитета договоров» применяется в случае, если вновь образованное государство входило в состав суверенного государства и означает сохранение действия прежних договоров, за исключением тех, предмет и цели которых не совместимы с условиями правопреемства;

3) «принцип подвижности договорных границ» действует при переходе территории от одного государства к другому и означает, что на переходящей территории начинают действовать договоры государства, к которому она перешла. В отношениях правопреемства могут быть задействованы не только такие субъекты международного права, как государства, но и, например, международные ООН, правопреемство которых осуществляется в соответствии с общими принципами этого института.

Правопреемство может быть в отношении прав или обязанностей, которые могут быть выражены по-разному, например правопреемство в участии в договоре.

Правопреемство может быть нескольких видов, например универсальное и частичное правопреемство. При универсальном правопреемстве к новому субъекту переходят все права и обязанности, а при частичном — лишь отдельные из них.

Наше государство несколько раз было субъектом правопреемства. В 1917 г. в результате революции были пересмотрены договоры царской России, из которых Россия признала себя правопреемницей по договорам о добрососедском отношении. При распаде СССР РФ признала себя правопреемницей СССР по всем основным договорам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: