Правовая аксиома: что это такое, описание и особенности

Презумпции и аксиомы права

Тема 1.2 Роль права в жизни человека и общества

Вид учебного занятия – лекция

Цель– рассмотреть роль права в жизни человека и общества

План

1. Основные принципы права

2. Презумпции и аксиомы права

3. Система регулирования общественных отношений

4. Механизм правового регулирования

Основные принципы права

Принципы права – это основные, исходные цели, начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Именно в принципах и функциях права выражаются и конкретизируются сущность и социальное назначение права.

Право – это система общеобязательных формально определенных норм – правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных или санкционированных государством и охраняемых им от.

Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.

Существует несколько свойств принципов права:

1) наличие основополагающего характера;

2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;

3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

6) фиксирование в законодательстве;

7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;

8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует несколько видов принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы;

2) отраслевые принципы;

3) межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

– на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

1) принцип гласности;

2) принцип состязательности;

3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

1. Классовый подход к сущности права

2. Общесоциальный подход к сущности права

3. Диалектический подход к сущности права

Функции права – это основные направления его воздействия на общество. Принято выделять две группы функций права:

Общесоциальные функции права – в рамках данных функций государство использует право для достижения своих интересов, поэтому функции права и государства здесь совпадают:

1. Экономическая функция права

2. Политическая функция права

3. Воспитательная функция права

Специальные юридические функции (собственно-правовые функции)

1. Регулятивно-статистическая функция права – отражают статистику правовой системы (в правовой системе есть элементы, обладающие стабильностью и статичностью). Регулирование общественных отношений здесь происходит посредством закрепления права и запретов.

2. Регулятивно-динамическая функция права – регулирование общественных отношений осуществляется посредством установления (будущего поведения человека) обязанностей.

3. Охранительная функция права – ее назначение заключается в охране регулятивных норм от нарушения. Посредством этой функции в праве закрепляются меры ответственности.

4. Оценочная функция права – право позволяет оценить поведение человека.

Презумпции и аксиомы права

Презумпция в праве – предположение, разновидность нетипичного нормативного предписания, состоящего в указании на предположительность того или иного состояния, основанного на определенных жизненных фактах, подтвержденных предшествующим опытом.

Юридическая природа презумпции заключена в том, что она закрепляется в соответствующих нормативных актах и всегда связана с наступлением тех или иных юридических последствий.

Правовая презумпция имеет следующие характерные черты:

а) прямо или косвенно закрепляется в праве;

б) в любом случае имеет значение для правового регулирования;

в) вызывает правовые последствия, если она является неопровержимой в силу закона или не опровергнута в процессе разрешения дела.

Самой древней юридической презумпцией является презумпция знания права и закона: предполагается, что все должны знать писаный закон. Эта презумпция была сформулирована и применялась еще в римском праве («ignorantia legis neminem excusat» – «незнание закона никого не извиняет»). Без такого юридического предположения было бы вообще невозможно при­менить правовую норму, решить то или иное юридическое дело.

Самой знаменитой юридической презумпци­ей является презумпция невиновности обвиняемого в уголовном процессе: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, по­ка его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обви­няемый не обязан доказывать свою невиновность: его вину должен доказать обвинитель. Презумпция невиновности обвиняемого в уголовном процессе закреплена в ст. 49 Конституции Российской Федерации.

В гражданском процессе действует обратная презумпция: презумпция ви­новности неисправного должника (должник, не исполнивший свое обязатель­ство, считается виновным в неисполнении, пока не докажет обратное). Пре­зумпции, таким образом, тесно связаны с процессом доказывания и с распределением бремени доказывания.

Правовые презумпции разнообразны; обычно выделяют следующие группы:

а) опровержимые (например, презумпция отцовства) и неопровержимые (например, презумпция непонимания общественной опасности своего деяния лицом, не достигшим к моменту совершения преступления возраста уголовной ответственности);

б) общеправовые (например, презумпция добропорядочности);

в) межотраслевые (например, презумпция вины причинителя вреда);

г) отраслевые (например, презумпции в семейном праве).

Презумпции следует ограничивать от гипотез и версий, поскольку последние не имеют, как правило, юридической значимости.

Читайте также:
Представители работодателей: что это такое, описание и особенности

Правовые аксиомы– это положения, которые не требуют доказательств в юридическом процессе. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания.

Аксиомы правовые – исходные и непреложные истины, закрепленные в правовых нормах, определенные постулаты юридической науки и судебной практики, не требующие доказывания общеизвестные факты, в силу их очевидности («нельзя быть судьей в собственном деле», «незнание не освобождает ответственности», «никто не может быть дважды наказан за одно и тоже правонарушение» и т.п.

Правовыми аксиомами являются простые по содержанию жизненные правила, в которых отображаются начала справедливости. Таким образом, нормы права должны основываться на таких общепризнанных идеях, в которых заложен большой нравственный потенциал. Вот примеры некоторых из них.

Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ).

Гораздо реже правовые аксиомы сначала разрабатываются юридической наукой, а затем вводятся в законодательство. Например, после многих лег жизни в Советском государстве, где существовала административно-командная система и утвердился принцип жизни «что не разрешено, то запрещено», ученые пришли к выводу, что в обществе, основанном на рыночной экономике, должно действовать аксиоматичное правило «разрешено все, что не запрещено».

Конечно, в юридической науке содержится гораздо больше аксиом, и далеко не все из них переходят в законодательство.

По отраслям

– общеправовые аксиомы-принципы («то, что не запрещено – разрешено»; «свобода одного человека ограничивается свободой других лиц»; «где есть право, там есть и его защита»);

межотраслевые аксиомы-принципы («суд и судей нужно уважать»; «решение суда должно быть мотивировано»);

отраслевые аксиомы-принципы («нет судьи без истца»; «нет преступления без указания на то в законе»; «отсутствие указаний в законе не может служить основанием для отказа в правосудии»);

2. По отраслевой принадлежности можно выделить:

– материально-правовые аксиомы («нельзя быть виновным без вины», «все равны перед законом и судом»);

– процессуально-правовые аксиомы («каждый иск ограничен пределами определенного времени»; «решение суда не должно затрагивать тех, кто не участвовал в деле»).

Глава 3. Правовые аксиомы

Аксиома (от греческого – «считаю достойным, настаиваю, требую») – термин греческого происхождения, имеющий двоякое значение.

Во–первых, это отправное, исходное положение какой–либо теории, лежащее в основе доказательств других положений этой теории, в пределах которой оно принимается без доказательств.

Во–вторых, бесспорная, не требующая доказательств истина.

Юридические аксиомы – это положения, которые в результате своей очевидности не требуют доказательств; это исходные, юридически признанные суждения, в силу очевидности, не требующие дополнительных обоснований и доказательств, на которых основываются источники права.

Юридические аксиомы дополняют собой классические правовые нормы и служат важным инструментом в регулировании сложных взаимоотношений, помогают выходить из наиболее затруднительных ситуаций и коллизий.

По мнению В.Н. Кудрявцева «…аксиомы – это основные положения и определения правовой науки. Они не вызывают сомнений и не допускают иных толкований. Из них логически выводятся, на их основе определяются, разрабатываются все остальные категории правовой науки».

Более широкое понятие юридических аксиом предложил С.С. Алексеев. По его мнению, «…аксиомами в праве называются положения, имеющие характер исходных (элементарных) истин и не требующие в каждом случае особого доказательства. Объективная основа правовых аксиом коренится в закономерностях, свойствах специально–юридических принципов права. Отход от них, их несоблюдение может привести к тому, что право теряет свои черты воли, возведенной в закон, т.е. перестает быть правом». Таким образом, по мнению С.С. Алексеева, аксиомами в той или иной отрасли права могут служить основополагающие определения.

В правовой науке существует мнение, что аксиомы выражают определенные черты самого права, рассматривая их в отношении тех или иных принципов.

Правовые аксиомы определяются как самоочевидные истины, не требующие доказательства. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания. Это «простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой» (Г.Н. Манов).

Схожесть аксиом с принципами заключается в том, что эти категории являются основополагающими идеями права, они универсальны, придают логичность и последовательность правовой действительности. Важно и то, что аксиомы и принципы являются основаниями, из которых развиваются другие положения.

Однако, несмотря на сходство, аксиомы и правовые принципы не тождественны. Аксиома формулирует общие идеи, характерные практически для всех правовых систем, принципы же выражают черты конкретной правовой системы. То есть аксиомы – это то, на чем основывается право, а принципы – это его основные свойства, черты.

Из изложенного следует, что аксиомы являются одним из оснований, на которых строится право. В общей теории права аксиоматических положений много: кто живет по закону, тот никому не вредит; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; люди рождаются свободными и равными в правах; закон обратной силы не имеет; да будет выслушана вторая сторона; гнев не оправдывает правонарушения; один свидетель – не свидетель; если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан; показания взвешивают, а не считают; тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных; правосудие укрепляет государство; власть осуществляется только для добра. Нельзя быть судьей в своем деле. На основе этого правила введена уголовно-процессуальная норма, согласно которой судья не может рассматривать дело, если в нем участвуют его родственники. Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст. 54 Конституции РФ). Закон, устанавливающий более суровую ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции РФ). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ). Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.[3]

Аксиомы – это отдельная группа правовых норм, отличающаяся от остальных по содержанию, задачам и способам возникновения. Значение правовых аксиом состоит в том, что они выполняют важную регулятивную, прикладную и познавательную роли. Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные. В них заключены основные логические понятия, опосредующие наиболее общие связи. Ввиду своей очевидности необходимость их осуществления (введения) не доказывается, и, наконец, они играют роль основных понятий, на которых базируется большинство других правил правовой системы.

Читайте также:
Лизинговая деятельность: что это такое, описание и особенности

Таким образом, правовые аксиомы – это положения, которые не требуют доказательств в юридическом процессе. Правовые аксиомы упрощают правовое регулирование, делая законодательство более доступным для граждан. Учитывая большое значение правовых аксиом в правотворчестве правоприменении, правореализации и толковании права, представляется более правильным все же считать их одним из элементов юридической техники.

В юридической науке правовым аксиомам традиционно уделяется мало внимания. Однако в последнее время отношение к ним меняется в лучшую сторону. Большинство ученых, так или иначе затрагивающих эту проблематику, согласны с тем, что в праве достаточно общепризнанных положений, закрепленных в законодательстве. А. Ф. Черданцев считает, что право не содержит правовых аксиом. Они могли бы быть в юридической науке, но она, как и многие социальные науки, настолько динамична, что найти общепризнанные истины не удается и в ней. И все же максималистский взгляд не всегда способствует продвижению вперед и в теории, и на практике.

Возможно, в праве не удастся найти общепризнанные положения, дошедшие до нас через много тысяч лет. Однако, рассматривая ограниченный исторический отрезок человеческого бытия, мы их обнаружим. Следует заметить, что истинность, присущая правовым аксиомам, не всегда объективна. Чаще истинность основана на вере в правовые идеалы и представляет собой своеобразную попытку принимать желаемое за действительное. Да, никто не обязан свидетельствовать против своих родственников (ст. 51 Конституции РФ). А если между ними отношения накалились добела (как, например, между крупными бизнесменами братом и сестрой Батуриными)? Правовая аксиома, прежде чем найти отражение в законодательстве, зарождается в сознании людей. В ней заключен многовековой опыт человечества. Правовыми аксиомами являются простые по содержанию жизненные правила, в которых отображаются начала справедливости. Таким образом, нормы права должны основываться на таких общепризнанных идеях, в которых заложен большой нравственный потенциал.

После многих лет жизни в Советском государстве, где существовала административно-командная система и утвердился принцип жизни «что не разрешено, то запрещено», ученые пришли к выводу, что в обществе, основанном на рыночной экономике, должно действовать аксиоматичное правило «разрешено все, что не запрещено». Конечно, в юридической науке содержится гораздо больше аксиом, и далеко не все из них переходят в законодательство. Вот некоторые из них, пришедшие к нам еще из римского права. Где есть право, там есть и его защита. Судьи сами знают законы, стороны в процессе не обязаны доказывать их содержание. Сила доказательств определяется их весомостью, а не количеством. Решение спора между двумя лицами не должно вредить третьему лицу. Пусть будет выслушана и другая сторона. Да не превзойдет судья требования сторон. Правовые аксиомы делятся на следующие виды:

1) по характеру — общие и отраслевые;

2) по содержанию — утверждающие и отрицающие.

Значение правовых аксиом заключается в том, что они:

1) упрощают правовое регулирование, благодаря чему законодательство становится более доступным для граждан;

2) делают правовое регулирование экономным;

3) способствуя экономии человеческого энергии в процесс правоприменения, позволяют сделать его более мобильным;

4) позволяют сделать правовое регулирование более эффективным;

5) позволяют сохранить социальный опыт и стабилизировать правовую систему;

6) отражают общественные ценности, так как тесно связаны с нормами морали.

Заключение

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.

В рамках понятия юридической техники существуют специальные средства и нетипичные нормативные предписания. Они не содержат известных элементов нормы права, однако имеют дополнительное регулирующее значение в правоотношениях. К ним относятся правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы.

Презумпция означает предположение о существовании (или наступлении) каких–либо фактов, событий, обстоятельств. Юридические презумпции определяются как закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов. Эти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом. Презумпция – юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов.[4]

Презумпции имеют отношение к наличию или отсутствию определенных обстоятельств, имеющих правовое значение и влекущих правовые последствия – т.е. юридических фактов.

Правовую презумпцию можно определить как закрепленное прямо или косвенно в нормах права предположение о наличии или отсутствии юридически значимых фактов, при доказанности связанных с ними других достоверных фактов.

Как правовой термин юридическая фикция представляет собой особое средство юридической техники, посредством которого заведомо ложное положение условно признается истиной и закрепляется документально, возможность опровержения которой, как правило, не имеет никакого юридического значения.

В отличие от презумпции, под фикцией в праве понимают прием мышления, допускаемый или прямо предписываемый правовой нормой и состоящий в признании известного несуществующего факта существующим или, наоборот, существующего обстоятельства несуществующим. Под юридической фикцией понимается положение, которое в действительности не существует, но которому право придало значение факта.

Юридические аксиомы – это положения, которые не требуют доказательств в юридическом процессе. Правовые аксиомы упрощают правовое регулирование, делая законодательство более доступным для граждан.

Однако многое из того, что прежде казалось незыблемо истинным, аксиоматичным, сегодня воспринимается далеко не однозначным. Поэтому критерий истинности, который автоматически присваивается положениям, признаваемым аксиомами, в тех или иных конкретно-исторических условиях вызывает известные сомнения. В результате не все аксиомы, особенно идеологизированные, в действительности таковыми являются. Многие проблемы, связанные с определением категориального статуса правовых аксиом, в некоторой степени могут объяснить слабый интерес к их исследованию, трудности в оперировании ими как понятиями, но вместе с тем стимулируют новое обращение к данной теме.

В настоящей работе проанализированы юридические презумпции, юридические фикции, юридические аксиомы как специальные средства и нетипичные правовые предписания в составе юридической техники; исследованы классификации, особенности и значение юридических презумпций, юридических фикций, юридических аксиом.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (с внесенными поправками от 21.07.2014 г.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2014 г.).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации (с внесенными поправками от 21.07.2014 г.).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (редакция от 24.11.2014 г.).

5. Основы теории государства и права. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко, П.Ф. Лунгу. – М.: МГУ им. Ломоносова, 2007.

Читайте также:
Обоснованный риск: что это такое, описание и особенности

6. Основы теории государства и права. Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина – М.: ЮНИТИ, 2009.

7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2010.

8. Основы теории государства и права. Учебник / Под ред. А.В. Васильева, А.В. Догадайло. – М.: Юристъ, 2011.

9. Юридический словарь под ред. А.Б. Барихина. – М.: Лань, 2007.

10. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2008.

14. Панько К.К. Презумпции и фикции в гражданском праве. – М.: Лань, 2008.

15. Бабаев В.К. Презумпции и фикции в российском праве и юридической практике. // Проблемы юридической техники. – 2008.

16. Булаевский Б.А. К вопросу о понятии презумпций в праве/Б.А.Булаевский//Журнал российского права. – 2010.

17. Мосин С.А. Презумпции и принципы в конституционном праве Российской Федерации. М.: Юстицинформ.- 2009.

18. Масленников А.В. Правовые аксиомы. M.2006.

19. Сериков Ю.А. Презумпции в гражданском судопроизводстве / науч. ред. В.В. Ярков. – М.: Волтерс Клувер. – 2008.

20. Шумило М.М. Аксиоматический метод и правовые аксиомы при исследовании проблем социального обеспечения /М.М.Шумило/

[1] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА Ч М., 2000. – 570с.

[2] Основы теории государства и права. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко, П.Ф. Лунгу. – М.: МГУ им. Ломоносова, 2007. – 178 с.

[3] Теория государства и права. Учебник / Под ред. С.В. Клименко, А.Л. Чичерина. – М.: Дельта и сервис, 2007. – 180 с.

[4] Теория государства и права. Учебное пособие / Под ред. С.С. Алексеева. – СПб: Питер, 2006. – 192 с.

§ 5. Правовые презумпции и аксиомы

Правовые презумпции и аксиомы – не законодательные нормы, а специфические разновидности правил (принципов), выработанных в ходе длительного развития юридической теории и практики. Будучи продуктом опыта, они играют важную регулятивно-организующую роль в сфере правотворчества, правоприменения, судебной, прокурорской и следственной деятельности, оказывают влияние на становление и развитие правосознания, упрочение законности.

Область их применения обширна. В сущности, это тоже социальные регуляторы, но весьма своеобразные. Как приемы правового регулирования они оказываются полезными и необходимыми при возникновении различных “нестандартных ситуаций”. Но ими пользуются и при обычном, нормальном функционировании правовой системы.

Природа этих явлений изучена недостаточно полно. В учебной литературе они, как правило, не освещаются, в программах не значатся. Им не находится места в общей классификации социальных норм, в том числе среди правовых (в качестве самостоятельных). Между тем знания о них важны для профессиональной подготовки юристов.

Презумпция означает предположение о существовании (или наступлении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств. В основе презумпции – повторяемость жизненных ситуаций. Раз нечто систематически происходит, то можно предположить, что при аналогичных условиях оно повторилось или повторяется и на этот раз. Такой вывод не достоверный, а вероятный. Следовательно, презумпции носят предположительный, прогностический характер. Тем не менее они служат важным дополнительным инструментом познания окружающей действительности. Презумпции выступают в качестве средства, помогающего установлению истины. В этом их научная и практическая ценность.

Правовые презумпции определяются в литературе как закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов. Эти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом (В.К. Бабаев).

Правовые презумпции – разновидности общих презумпций. Особенность первых, как это вытекает из приведенного определения, состоит в том, что они прямо или косвенно отражаются в нормативных актах, обусловлены потребностями юридического опосредования общественных отношений и действуют только в правовой сфере.

Наиболее характерные презумпции:

Презумпция знания закона (правознакомства). Априори предполагается, что каждый член общества знает (или по крайней мере должен знать) законы своей страны. Незнание закона не освобождает никого от ответственности за его нарушение. Во всех правовых системах исходят из того, что гражданин не может в качестве оправдания ссылаться на свою юридическую неосведомленность – это не будет принято во внимание, хотя заведомо ясно, что ни один человек не в состоянии познать все действующие в данном обществе правовые нормы и акты. Однако иная посылка была бы здесь крайне опасной.

При этом само собой разумеется, что законы должны быть официально опубликованы, чтобы граждане имели объективную возможность с ними знакомиться и соотносить свое поведение с их требованиями. Древняя мудрость гласит: “Закон не обязывает, если он не обнародован”. Институт промульгации (публичное объявление, доведение до всеобщего сведения) закреплен в Конституции РФ (ч. 3 ст. 15).

Презумпция невиновности, согласно которой каждый гражданин предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не виновным, пока не будет в установленном порядке доказано иное, причем бремя доказывания лежит на тех, кто обвиняет, а не на самом обвиняемом. Данное положение закреплено в международных пактах о правах человека, получило отражение в Конституции РФ (ст. 49).

Презумпции справедливости закона; истинности и обоснованности приговора; ответственности родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми; предположения о том, что фактический владелец вещи является ее собственником, что принадлежность следует за главной вещью; позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам; специальный закон отменяет действие общего; к невозможному не обязывают; кто не отрицает, признает; не все, что законно, нравственно, и др. Любая презумпция принимается за истину, она действует до тех пор, пока не доказано обратное.

От презумпций необходимо отличать версии и гипотезы, которые тоже представляют собой предположения. Версия – это одно из нескольких предположений, касающихся фактов и обстоятельств конкретного дела. Сфера действия версии ограничена рамками расследуемого преступления. Правда, в общественно-политическом лексиконе слово “версия” нередко употребляется и в более широком смысле.

Гипотеза есть предположение, выдвигаемое в процессе исследования какого-либо явления и требующее теоретического обоснования и проверки практикой. Если презумпция, аккумулируя в себе предшествующий опыт, постоянно находит жизненное подтверждение своей правильности (что, конечно, не исключает случаев несоответствия отдельным ситуациям), то гипотеза с самого начала базируется на строго научных положениях, которые не должны противоречить истинным знаниям в данной области.

Читайте также:
Рабочий год: что это такое, описание и особенности

Правовые аксиомы определяются как самоочевидные истины, не требующие доказательств. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания. Это “простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой” (Г.Н. Манов).

Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные. В общей теории права аксиоматических положений много: кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; люди рождаются свободными и равными в правах; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; да будет выслушана вторая сторона; гнев не оправдывает правонарушения; один свидетель – не свидетель; если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан; показания взвешивают, а не считают; тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных; правосудие укрепляет государство; власть существует только для добра и др. Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.

Юридические фикции. Фикция в переводе с латыни – выдумка, вымысел, нечто реально не существующее. В юриспруденции – это особый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы. Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикции закрепляются в праве. Фикция противостоит истине, но принимается за истину. Фикция никому не вредит. Напротив, она полезна.

Данные явления были хорошо изучены представителями русского правоведения. В советское время они не привлекли особого внимания. Один из видных юристов прошлого, Р. Иеринг, охарактеризовал фикции как “юридическую ложь, освященную необходимостью. технический обман”. Фикции широко использовались еще римскими юристами.

В качестве типичного примера фикции из российского законодательства обычно приводится положение о признании лица безвестно отсутствующим, которое гласит: “Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года” (ст. 42 ГК РФ).

Аналогичную ситуацию имеет в виду ст. 45 ГК РФ (объявление гражданина умершим), устанавливающая: “1. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев. 3. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели”.

З.М. Черниловский отмечает, что смысл юридических фикций выражается вводными словами: “как бы”, “как если бы”, “допустим”. Он приводит любопытный пример взаимосвязи фикции и презумпции из французского права, которое предусматривает, что в случае одновременной гибели мужа и жены в результате авиационной или автомобильной катастрофы муж считается умершим первым, его имущество переходит к жене, а от нее – к ее родственникам. Основанная на медицинской статистике презумпция большей живучести женщин превращается в данном случае в юридическую.

Таким образом, презумпции, фикции, аксиомы как бы дополняют собой классические правовые нормы и служат важным подспорьем в регулировании сложных взаимоотношений между людьми. Как мы видели, именно они помогают выходить из наиболее затруднительных ситуаций и коллизий.

В связи с этим указанные разновидности социальных ориентиров, в которых отразился опыт поколений и которые являются составной частью единой нормативной системы любого общества, должны, по нашему мнению, стать предметом более пристального внимания юридической науки и практики. Их следовало бы включить в вузовские программы, лекционные курсы, учебники.

Жизнь бесконечно разнообразна, в ней возникает множество необычных (уникальных) положений, состояний, обстоятельств, на первый взгляд случайных и труднопредсказуемых. Но, как известно, случайности – форма проявления закономерностей. Поэтому их надо изучать.

Студенты-правоведы должны быть готовы к встрече с самыми “замысловатыми сюжетами” действительности, уметь их анализировать, извлекать из парадоксов полезные уроки. Особенно это важно в условиях ломки старых и нарождения новых отношений, когда в наибольшей степени проявляются пробельность и неполнота права.

В таких ситуациях первостепенное значение приобретают правосознание и компетентность тех, кому приходится самостоятельно, а не только по готовым рецептам осмысливать и разрешать конкретные дела, вырабатывать прецеденты, устанавливать истину.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные виды социальных норм. Каковы их функции, назначение, отличие от технических?

2. Укажите характерные признаки, отличающие право от иных социальных норм.

3. В чем заключается сходство, различие и взаимодействие права и морали?

4. Возможны ли противоречия (коллизии) между правовыми и моральными нормами? Если да, то какова их природа, причины, пути устранения?

5. Что такое правовые презумпции и аксиомы? Какова их роль в юридической науке и практике?

6. Перечислите основные виды социальных норм.

Литература

Агешин Ю.А. Политика, право, мораль. М., 1982.

Апресян Р.Г. Природа морали // Философские науки. 1991. N 12.

Бабаев Р.К. Презумпции в советском праве. Горький, 1974.

Дробницкий О.Г. Понятие морали: историко-критический очерк. М., 1974.

Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.

Кулажников М.Н. Право, традиции и обычаи в советском обществе. Ростов-на-Дону, 1972.

Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. М., 1986.

Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. N 2.

Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999.

Плахов Д.В. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М., 1985.

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Собр. соч. В 2 т. Т. 1. М., 1988.

Черданцев А.Ф. Понятие технико-юридических норм // Советское государство и право. 1964. N 7.

Юридическая техника

Правовые аксиомы и исключения

В юридической науке правовым аксиомам традиционно уделяется мало внимания. Однако в последнее время отношение к ним меняется в лучшую сторону.

Читайте также:
Причинная связь: что это такое, описание и особенности

Большинство ученых, так или иначе затрагивающих эту проблематику, согласны с тем, что в праве достаточно общепризнанных положений, закрепленных в законодательстве.

А. Ф. Черданцев считает, что право не содержит правовых аксиом. Они могли бы быть в юридической науке, но она, как и многие социальные науки, настолько динамична, что найти общепризнанные истины не удается и в ней.

И все же максималистский взгляд не всегда способствует продвижению вперед и в теории, и на практике. Возможно, в праве не удастся найти общепризнанные положения, дошедшие до нас через много тысяч лет. Однако, рассматривая ограниченный исторический отрезок человеческого бытия, мы их обнаружим.

Правовые аксиомы — это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права.

Вместе с тем следует заметить, что истинность, присущая правовым аксиомам, не всегда объективна. Чаще истинность основана на вере в правовые идеалы и представляет собой своеобразную попытку принимать желаемое за действительное. Получается, что правовые аксиомы истинны не сами по себе, не потому, что они соответствуют действительности, а потому, что люди хотят в них верить. Да, никто не обязан свидетельствовать против своих родственников (ст. 51 Конституции РФ), а если между ними отношения накалились добела (как, например, между крупными бизнесменами братом и сестрой Батуриными)?

Правовая аксиома, прежде чем найти отражение в законодательстве, зарождается в сознании людей. В ней заключен многовековой опыт человечества. Правовыми аксиомами являются простые по содержанию жизненные правила, в которых отображаются начала справедливости. Таким образом, нормы права должны основываться на таких общепризнанных идеях, в которых заложен большой нравственный потенциал.

Вот примеры некоторых из них.

Нельзя быть судьей в своем деле. На основе этого правила введена уголовно-процессуальная норма, согласно которой судья не может рассматривать дело, если в нем участвуют его родственники.

Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ).

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст. 54 Конституции РФ).

Закон, устанавливающий более суровую ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции РФ).

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ).

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).

Гораздо реже правовые аксиомы сначала разрабатываются юридической наукой, а затем вводятся в законодательство. Например, после многих лет жизни в Советском государстве, где существовала административно-командная система и утвердился принцип жизни «что не разрешено, то запрещено», ученые пришли к выводу, что в обществе, основанном на рыночной экономике, должно действовать аксиоматичное правило «разрешено все, что не запрещено».

Конечно, в юридической науке содержится гораздо больше аксиом, и далеко не все из них переходят в законодательство. Вот некоторые из них, пришедшие к нам еще из римского права.

Где есть право, там есть и его защита.

Судьи сами знают законы, стороны в процессе не обязаны доказывать их содержание.

Сила доказательств определяется их весомостью, а не количеством.

Решение спора между двумя лицами не должно вредить третьему

Пусть будет выслушана и другая сторона.

Да не превзойдет судья требования сторон.

Правовые аксиомы делятся на следующие виды: по характеру — общие и отраслевые; по содержанию — утверждающие и отрицающие.

Значение правовых аксиом заключается в том, что они:

  1. упрощают правовое регулирование, благодаря чему законодательство становится более доступным для граждан;
  2. делают правовое регулирование экономным;
  3. способствуя экономии человеческого энергии в процессе правоприменения, позволяют сделать его более мобильным;
  4. позволяют сделать правовое регулирование более эффективным;
  5. позволяют сохранить социальный опыт и стабилизировать правовую систему;
  6. отражают общественные ценности, так как тесно связаны с нормами морали.

Исключение как правотворческий прием хотя и имеет технический характер, но затрагивает содержание права. В принципе, исключения из правовых правил в определенных случаях являются необходимыми и полезными средствами формирования содержания права. Однако когда они становятся чрезмерными, их существование не всегда воспринимается положительно. Более того, их бесконтрольное применение может привести к юридической ошибке.

Исключения — это прием правотворческой техники, который позволяет изменить общее правило поведения, не соблюдать то, о чем гласит закон, какое-либо правило, соглашение, в особых или специальных целях или интересах.

Смысл исключения состоит в том, чтобы дать возможность извлечь определенным субъектам права для себя пользу из этого или причинить вред какому-либо субъекту права или правовому явлению.

Исключения могут либо устанавливаться по соглашению (в сфере частного права), либо быть легальными и устанавливаться законодательством (в сфере публичного права).

Отступления по соглашению связаны с договором, по которому одна из сторон уступает в пользу другой дополнительные преимущества по сравнению с предусматриваемыми в законе или, наоборот, вынуждена взять на себя более тяжелые или дорогостоящие обязательства. Законодательство вполне допускает такой вид исключений, если они не затрагивают законы, касающиеся общественного порядка. Например, в трудовом договоре для конкретного работника устанавливается возможность работать дома, а не в офисе.

Легальные исключения фиксируются законодательством. Их необходимость может определять представительный орган (при издании закона) либо Президент РФ (при издании указа), либо Правительство РФ (при издании постановления) и т.п. Такие исключения распространяются на целую категорию лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственным служащим запрещено (ст. 17):

— участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

— получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

— использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

— принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций и др.

В строго правовом плане система исключений может показаться шокирующей, поскольку наносит ущерб фундаментальному принципу права — равенству граждан перед законом, провозглашенному в Конституции РФ.

Читайте также:
Почтовый перевод: что это такое, описание и особенности

Содержание двух пенсионных законов — от 12 декабря 2001 г. № 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» — наводит именно на эту мысль. В первом устанавливаются пенсии для всех наемных работников. Их размер у сегодняшних пенсионеров около 4 тыс. руб. в месяц. Второй Закон имеет исключительный характер, поскольку устанавливает исключения для назначения пенсий государственным служащим, военнослужащим и некоторым другим категориям населения.

Особо поражают пенсии государственных служащих: их размер может доходить до 75% их месячного заработка. Предположим, он равен 50 тыс. руб., тогда пенсия государственного служащего будет составлять 37,5 тыс. руб. и месяц. Разница между обычной пенсией и пенсией государственных служащих впечатляет: она составляет около 33,5 тыс. в месяц, или и 9,4 раза больше.

Тем не менее, в плане юридической практики исключения (тогда, когда они оправданы) представляются как правотворческий прием, позволяющий придать некоторую гибкость и приспособляемость жесткой правовой регламентации. С развитием общества потребности людей становятся все более разнообразными. Иногда правовые нормы оказываются неадаптированными или неадекватными возникающим ситуациям. В этом случае исключения дают возможность приспособить общую норму к особым оправданным случаям.

Семейный кодекс РФ (ст. 13) устанавливает исключение из общего правила, касающегося брачного возраста: при наличии уважительных причин орган местного самоуправления по месту жительства вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет.

Однако интенсивное и неумелое или заинтересованное использование системы исключений может поставить под угрозу саму полезность этого правотворческого приема. Так, если местный орган будет принимать сожительство молодой пары за уважительную причину для снижения брачного возраста, то это исключение будет грозить нейтрализацией общего правила о брачном возрасте 18 лет.

Есть еще одна опасность употребления приема исключений. В ряде случаев исключения из общего правила могут породить пристрастность и самоуправство со стороны государственных органов власти, преимущественно исполнительных, которые порой преследуют цели, отличные от общественных интересов, или ограничиваются защитой исключительно частных интересов, впадают в протекционизм, зависть или враждебность. Иногда это даже приводит к продажности исполнительных органов.

Одним словом, исключения из общего правила должны быть действительно исключительным правилом. В противном случае при наличии множества исключений в законодательстве закон практически саморазрушается.

Право убежища: понятие, виды

Право на убежище и его законодательное регулирование

Право убежища в международном праве рассматривается в 14 статье Всеобщей декларации прав человека. Ее принятие происходило зимой 1948 года в рамках третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Статья гласит, что любой человек вправе осуществлять поиск убежища от преследований в другом государстве, включая использование этого убежища. Подобное право нельзя применять в случае преследования, которое в действительности основано на совершении не политических преступлений или деяний, противоречащих принципам и целям ООН.

Право предоставления убежища лицам, которые преследуются по одному из мотивов (религиозному, политическому, этническому, национальному, расовому), представляет собой важнейшее суверенное право любого государства.

Виды убежища

Принято выделять 2 вида убежища — территориальное и дипломатическое. Первое из них заключается в обеспечении убежищем преследуемых лиц на территории зарубежной страны.

Принятие Декларации о территориальном убежище произошло в 1967 году в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Никакое лицо, совершившее военное преступление, преступление против мира, не вправе ссылаться на поиск убежища и его использование. Это соответствует смыслу международных актов, выработанных для того, чтобы предусматривать нормы в отношении данных преступлений. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на стране, которая его предоставляет.

Дипломатическое убежище представлено убежищем на территории консульств, посольств, на борту одного из военных кораблей или воздушного суда, на территории военной базы или лагеря.

Двусторонние договоры и законы многих стран не признают дипломатическое убежище. Отношение мировых государств к дипломатическому убежищу классифицируется на 3 группы:

  1. страны, не признающие и не использующие его (большинство мировых государств);
  2. страны, не допускающие его на своей территории, но предоставляющие (Англия, Франция, США);
  3. страны, предоставляющие и разрешающие его на своей территории (большинство латиноамериканских государств предоставляют убежище на основе Гаванской конвенции 1928 года о дипломатическом убежище).

Замечание 2

Важно принять ко вниманию, что помещения представительств нельзя использовать для целей, которые несовместимы с функциями представительства (Венская конвенция, п. 3 ст. 41).

Современная наука не рассматривает общепризнанную норму о предоставлении убежища на самолете или военном корабле. Так, в соответствии с отечественным законодательством командиры военного корабля не могут предоставлять на корабле убежище для зарубежных граждан, не имея на это разрешения командования и посла РФ. Если со стороны иностранного гражданина поступает такая просьба, то командир военного корабля докладывает о ней послу РФ и командованию, действуя впоследствии по их указанию.

Противоправным считается предоставление политического убежища на территории одного из военных лагерей и баз.

Международное право характеризуется ростом количества договорных, обычных норм, которые обязывают страны не предоставлять политическое убежище некоторым лицам. В их число включены лица, обвиняемые в совершении преступления против человечества, уголовных преступлениях, которые включены в перечень о выдаче по международному договору (например, террористы). Убежище может предоставляться только в экстренных ситуациях и на тот период времени, который требуется для обеспечения безопасности лица. МИД государства, гражданином которого является человек, должно быть проинформировано о предоставлении убежища.

Убежище, которое предоставлено страной определенному человеку, должно уважаться всеми странами. Человек, который получил убежище, не может быть выдан. Он получает право на защиту от страны, предоставившей убежище.

Субъект, получающий право убежища, не вправе совершать действия, вступающие в противоречие с безопасностью в обществе и законами страны, которая дает убежище.

Убежище запрещено давать людям, которые обвиняются в общих уголовных преступлениях и осуждены по ним. Его нельзя предоставлять и лицу, дезертировавшему из вооруженных сил страны, военным преступникам.

Конституционное положение (ст. 63) гласит, что политическое убежище Российской Федерации может быть предусмотрено для иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные действия должны соответствовать общепризнанным положениям международного права. В РФ недопустима выдача другим странам лиц, преследование которых происходит за политические убеждения или действия (бездействие), не признаваемые преступлениями в России. Выдача лица, обвиняемого в определенном преступлении, как и передача осужденных лиц для отбывания наказания в других странах, происходит на основе ФЗ или международного договора РФ.

Читайте также:
Перевалка грузов: что это такое, описание и особенности

Порядок предоставления нашей страной политического убежища иностранным лицам и лицам без гражданства определяется в Положении о порядке предоставления РФ политического убежища. Он утвержден президентским Указом № 746 в июле 1997 г.

Данное Положение гласит, что политическое убежище предоставляется Россией иностранным гражданам и лицам без гражданства при учете интересов страны. В основе этого лежат общепризнанные принципы и нормы международного права. РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые его ищут, защищая от преследования или реальных угроз стать жертвой преследования в государстве их гражданской принадлежности или в государстве их обычного местожительства. Преследование может осуществляться за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащие нормам международного права и демократическим принципам, которых придерживается мировое сообщество.

Такое преследование может быть направлено непосредственно против лиц, которые обращаются с ходатайством о предоставлении политического убежища. В РФ предоставление политического убежища осуществляется посредством указа Президента. Оно распространяется и на членов семьи человека, получившего политическое убежище. В этом случае необходимо их согласие с ходатайством. Не требуется согласие детей, которые не достигли возраста 14 лет.

Лица, желающее получить политическое убежище в рамках территории нашей страны, лично обращаются в территориальный орган ФМС РФ в течение 7 дней по прибытию или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих им вернуться в государство своей гражданской принадлежности (государство обычного местожительства). Для этого по месту пребывания направляется письменное ходатайство, которое при наличии достаточных оснований отправляется в ФМС России.

Лица, которым предоставлено нашим государством убежище, включая членов их семьи, получают свидетельство установленного образца по месту обращения с ходатайством. Человек, получивший политическое убежище, на территории нашего государства пользуется правами и свободами и несет обязанности, равные тем, которые используют и несут граждане РФ. Исключением являются случаи, установленные для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральными законами или международными договорами РФ.

В РФ политическое убежище не может предоставляться:

  • если человека преследуют за действия (бездействие), которые в нашей стране признаны преступлением;
  • если человек виновен в совершении действий, которые противоречат целям и принципам ООН;
  • когда лицо привлекается как обвиняемое по уголовному делу или если в отношении него имеется приговор суда, который вступил в законную силу и подлежит исполнению на территории России;
  • если человек прибыл из третьей страны, в которой ему не грозило преследование;
  • когда лицо прибывает из государства, для которого характерны развитые и устоявшиеся демократические институты в сфере защиты прав человека;
  • если человек прибыл из государства, с которым наша страна имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (в этом случае не должно быть ущерба для права этого лица на убежище по Закону РФ «О беженцах»);
  • если человек представил заведомо ложную информацию;
  • если лицо уже имеет гражданство третьей страны, где оно не подлежит преследованию.

Особенности утраты политического убежища

Человек, которому наша страна предоставляет политическое убежище, может утратить право на убежище в нескольких ситуациях:

  • возврат в государство своей гражданской принадлежности (государство обычного местожительства);
  • выезд в третью страну на жительство;
  • добровольный отказ от политического убежища в рамках территории РФ;
  • приобретение гражданства нашей страны (гражданства других государств).

Комиссия по проблемам гражданства при Президенте РФ в соответствии с представлением ФМС России определяет утрату политического убежища на основе заключения МИД РФ, МВД РФ, ФСБ РФ. Решение Комиссии должно быть доведено до сведения человека, который утрачивает политическое убежище. Он может лишиться убежища в Российской Федерации по соображениям государственной безопасности.

Также это предусмотрено для случаев, когда человек ведет деятельность, противоречащую целям и принципам ООН или совершает преступление и в отношении него есть обвинительный судебный приговор, который вступил в законную силу и подлежит исполнению. Человек лишается политического убежища посредством Указа Президента РФ.

В качестве предметного доказательства заявленной приверженности нашего государства добросовестному выполнению своих международных обязательств (в первую очередь, в сфере прав человека) выступают федеральные законы: № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «, «О правовом положении иностранных граждан в РФ». По факту их принятия осуществляется рационализация внутригосударственного законодательства в области снятия искусственных препятствий на пути легализации на территории страны иностранных граждан. В режиме признанных всеми мировых стандартов регистрационный учет производится в уведомительном, а не разрешительном порядке. Это может происходить как по месту работы, так и по месту временного проживания.

Право политического убежища: что это такое и как его получить

  • Что такое политическое убежище
  • Кто предоставляет политическое убежище
  • Как запросить убежище
  • Документы, подтверждающие факт угрозы
  • Интервью с иммиграционным офицером
  • Особенности получения убежища в разных странах
    • Россия
    • Украина
    • США
    • Канада
    • Германия
    • Великобритания
    • Израиль
    • Франция
    • Финляндия
    • Испания
  • В каких странах легче всего получить убежище гражданам РФ?

Что такое политическое убежище

Соискателями убежища признаются лица, которые в своей стране преследуются государственной властью по политическим, религиозным и другим убеждениям, которые не противоречат демократическим принципам. Сначала они именуются просителями убежища (возможно, временного), а после получения статуса от государственных органов – беженцами.

Политическое убежище дает возможность иностранному гражданину защититься в другом государстве от преследования в своем государстве за действия, которые не относятся к правонарушениям в международном праве.

Россия откажет в предоставлении убежища в случаях:

  • В отношении данного лица возбуждено уголовное дело.
  • Человек уже получил отказ в других государствах – участниках международных соглашений.
  • Соискатель уже подавал заявку на предоставление убежища, но ему было отказано. При этом ситуация в его стране не изменилась.
  • Препятствием будет наличие гражданство еще одного государства.
  • Человек уже находился в другом безопасном государстве, но не признан беженцем или не подавал такого заявления.

    Кто предоставляет политическое убежище

    Предоставление убежища – не новая категория. В древности местами убежищ становились монастыри и храмы. В России это законодательство получило развитие лишь в конце XX века. Статистика о предоставлении такого статуса в нашем государстве подтверждает очень низкий процент удовлетворения таких заявлений.

    Сегодня лидерами по предоставлению убежищ считаются Германия, Швеция, Италия, Франция и другие. Практически во всех государствах вопросами предоставления политического убежища занимаются специальные службы.

    Читайте также:
    Объект правоотношений: что это такое, описание и особенности

    В Германии вопросы беженцев решает Земельная служба по делам беженцев. В Швейцарии беженцы послед распределения по соответствующим пунктам подают заявление в Государственный секретариат по вопросам миграции. В Италии решение принимает компетентная территориальная комиссия по вопросам предоставления убежища (в стране их семь).

    Важно! Почти во всех государствах при отказе от предоставления убежища, страны могут предоставить такому лицу гуманитарное убежище минимум на год.

    Все перечисленные государства проводят тщательную проверку документов, выясняют причину обращения, проводят подробное собеседование. Почти все страны не будут предоставлять убежище тому лицу, которое въехало через другую страну. По общему правилу, соискатель должен подавать заявление на первой безопасной иностранной территории, в которую он попал.

    Как запросить убежище

    В России подать заявление могут самостоятельно в подразделение МВД по месту пребывания или в дипломатическое представительство России на территории его страны. Обратиться могут только лица, достигшие совершеннолетия. В отношении своей семьи и несовершеннолетних детей делается соответствующая запись в ходатайстве. Если семья осталась в родной стране, указываются и данные остальных членов семьи.

    Документы, подтверждающие факт угрозы

    При подаче заявления об убежище составляется рассказ (чаще всего на основе опросника), в котором лицо должно описать политическую ситуацию в своей стране и возможную угрозу ему и его семье. Этот рассказ приобщается к делу.

    Иногда преследование в стране неочевидно, тогда потребуется сбор документов, которые его подтвердят. Например, отказ в возбуждении уголовного дела по политическим мотивам и прочее.

    Интервью с иммиграционным офицером

    Беседа с представителем страны съезда проводится, как правило, уже в аэропорту прибытия. К интервью необходимо подготовиться заранее, хотя обязательного списка вопросов не существует. Офицер обязательно познакомится с соискателем и выяснит цель его действий. Главной его задачей является определение добропорядочности лица. Он должен убедиться, что перед ним порядочный человек, а не лицо, которое может представлять угрозу для общества. Перед интервью ищущий политического убежища должен составить свою биографию, честно ответить на вопросы о его политическом или социальном статусе в его стране. Офицер примет отрицательное решение, если обнаружит обман в фактах или фальсификацию документов.

    Особенности получения убежища в разных странах

    Страны – участницы Конвенции о беженцах имеют схожие процедуры получения убежища. Некоторые государства устанавливают больший или меньший порог квоты на предоставление убежища в своей стране, различаются они также и по предоставляемым для таких людей условиям.

    Россия

    Получить политическое убежище в России довольно сложно. После получения заявления ФМС выдает справку о законном пребывании на территории страны. ФМС далее получает заключение МИД и ФСБ РФ и отправить соответствующие документы и заключения в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Последний подписывает указ о предоставлении убежища. Это разрешение распространяется и на его семью при условии их согласия. После получения убежища выдается соответствующее удостоверение и оформляется вид на жительство.

    Если беженец возвращается в свою страну или выезжает на постоянное место жительство в другую страну, отказывается от убежища России или приобретает другое гражданство, он утрачивает ранее приобретенное право. Решение об этой утрате принимается также Комиссией при Президенте РФ.

    В нашей стране не так много случаев предоставления постоянного убежища, чаще всего дают временную защиту, которую в последствии можно использовать для получения гражданства. В последние годы идет тенденция к сокращению этого количества. Чаще всего за последний год предоставляли убежище украинцам.

    Украина

    В этой стране схожая процедура. По прибытии в аэропорту будущего беженца ждем проверка документов, короткая беседа с представителем миграционной службы. Позже его пригласят на первое интервью (в течение 15 дней) с инспектором миграционной службы, потом на еще одно (еще несколько месяцев). На интервью соискатель должен передать инспектору свои документы. Если их не будет, дело может быть затянуто до выяснения личности прибывшего. В результате положительного решения беженец получит необходимый статус, который будет действителен в течение пяти лет. Этот документ является основанием для получения вида на жительство.

    США – свободная держава, получить убежище там могут люди, которые чувствуют давление со стороны властей по различным основаниям: религиозные убеждения, сексуальная ориентация и прочее. Главной задачей органа, принимающего решение, будет выявление потенциального преступника, способного нанести вред американскому обществу.

    Важно! Обратиться с заявлением можно уже в аэропорту, но необходимо учитывать, что если соискатель прилетел в Америку через другую страну (транзитная остановка), ему придется дать объяснение по этому поводу и это сильно повлияет на решение соответствующего органа.

    При этом интересно, что, даже незаконно находясь на этой территории, можно подать соответствующее заявление в иммиграционный суд и получить политическое убежище в США.

    Уже с момента обращения в органы с ходатайством, соискатель имеет право на оформление разрешения на работу. В случае, если он будет вести себя, как законопослушный гражданин, ему выдадут положительное решение. Главное правило – не выезжать обратно на Родину.

    Канада

    Канада лояльна к беженцам и уже в статусе ожидающего решения есть несомненные плюсы: бесплатные курсы языка, разрешение на работу, социальные пособия, медицинскую помощь и прочее. В целом, процедура такая же, как и везде: по прибытии в аэропорт заполнить соответствующий документ, встретиться с представителем иммиграционной службы. По прибытии на территорию – явиться в службу миграционного контроля. Ожидание решения здесь недолгое и это особенность страны. Весь процесс займет около 60 дней.

    Германия

    Здесь прибывшие попадают в координационный центр. Германия – федерация, координационный центр определяет, в какой части страны беженец будет нужнее. При необходимости отправить в другой регион, он получит проездной билет на поезд.

    В Германии в 2015 году был отменен принцип, по которому государство не принимает обратившихся, если до этого они прибыли уже в какую-то нейтральную страну. Этим они спровоцировали большой поток беженцев и заняли первые места по выдаче этого статуса. Сейчас принимается все больше запрещающих актов и выделяются государства «безопасные» и «небезопасные» для беженцев.

    Великобритания

    В это стране получить статус беженца достаточно сложно. Процедура примерно такая же: подать заявление в аэропорту или на территории страны в Отделение миграции и гражданства.

    При отсутствии документа личности, соискателя могут обвинить в нелегальном пересечении границы, поэтому все необходимые документы все же лучше иметь при себе.

    Читайте также:
    Принцип взаимности: что это такое, описание и особенности

    После предварительного собеседования беженца могут разместить в центр временной помощи для беженцев. В течение года они не имеют права работать.

    Доля россиян среди беженцев в Англии мала, это связано с тем, что дополнительным условием для получения такого статуса является отсутствие оснований для получения статуса беженца в третьей безопасной стране.

    Израиль

    В целом, процедура получения политубежища схожа с уже рассмотренными территориями. Но есть некоторые исключения: израильские власти должны быть убеждены, что преследование граждан, выехавших из родной страны, осуществляется не в одном конкретном регионе, а во всех. Кроме того, Израиль не предоставляет убежища вражеским государствам: Саудовской Аравии, Сирии, Египту и прочее.

    Франция

    Во Франции соискатель обращается в префектуру, а потом отправить соответствующие документы во французское ведомство по защите беженцев и лиц без гражданства (OFPRA) с коротким рассказом о себе.

    Финляндия

    Финляндия не предоставляет специальных государственных пособий соискателям убежища. Небольшую сумму выплачивает центр по размещению беженцев, если соискатель туда помещен. Работать можно уже через три месяца при условии своевременной подачи заявления и наличия паспорта.

    Испания

    Испания столкнулась с большим потоком нелегальных иммигрантов, в связи с чем законодательство о предоставлении убежища ужесточено. Нелегальное нахождение в Испании считается правонарушением и таких нелегалов немедленно выдворяют.

    В каких странах легче всего получить убежище гражданам РФ?

    Для ответа на этот вопрос необходимо выяснить, где предоставляют много квот для беженцев. Сегодня лидерами являются Германия и Швейцария. Кроме того, нужно учитывать и отношение властей к нашему государству. Часто предоставляется право убежища людям, которые открыто выражают свое мнение, но при этом не являются демонстрантами террористических взглядов. Россия находится на последних позициях в рейтинге демократических стран, поэтому основываясь на антидемократических гонениях можно запросить убежища в оплотах народовластия и свободы. Например, США отдает предпочтение беженцам из государств с наименьшей реализацией демократии.

    Право убежища понятие и виды. Виды убежища территориальное и дипломатическое

    Выделяют два вида убежища: дипломатическое и территориальное.

    Территориальное убежище — это предоставление убежища пре­следуемому лицу на территории государства. Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного го­сударства. Институт убежища межотраслевой: его нормы зафиксированы и дипломатическом праве, и в международном гуманитарном праве.

    1.Понятие убежища. Исторические факты

    Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. п.

    Впервые в конституции Франции 1793 года было закреплено право страны предоставлять убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы. Позже развитие данного правового института происходило как в рамках национального законодательства, так и на международном уровне.

    Необходимо различать право убежища как институт международного права и институт внутригосударственного права. Имеется в виду совокупность в первом случае международно-правовых, а во втором – внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища. Таким образом, практически существует столько внутригосударственных институтов политического убежища, сколько существует государств, принявших соответствующие юридические нормы.

    Само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает, что такое убежище автоматически будет предоставлено. Институт политического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым. В рамках Организации Объединенных Наций была предпринята попытка кодифицировать эти нормы: Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1967 г. приняла Декларацию о территориальном убежище (резолюция 2312/ХХII).

    Важнейшее положение международного права, относящееся к предоставлению территориального убежища, заключается в следующем (оно закреплено в п. 1 ст. 1 декларации): убежище, предоставляемое каким-либо государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами. Иными словами, предоставление убежища – это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но если государство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лиц убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.

    В соответствии с нормами международного права, государства могут предоставлять право убежища лицам, которые подвергаются или имеют основание считать, что будут подвергаться преследованию в своем государстве или государстве своего постоянного местожительства за свои политические убеждения и политическую деятельность. Каждое государство само определяет, каким лицам и на каких условиях оно предоставляет убежище. Круг лиц, которым предоставляется убежище, определяется во внутреннем законодательстве государства. Право убежища — это институт, который основывается на государственном суверенитете. Никто кроме властей государства, предоставляющего убежище, не может определять категорию лиц, пользующихся этим правом. Вместе с тем, в международном праве существуют правовые нормы, ограничивающие право государства предоставлять убежище. К такой категории относятся:

    ♦ лица, обвиняемые в совершении международных преступлений;

    ♦ уголовные преступники, подпадающие под перечень двусторонних договоров об экстрадиции;

    ♦ лица, обязательная выдача которых предусмотрена в многосторонних международных договорах о борьбе с отдельными видами уголовных преступлений.

    Необходимое условие права убежища — наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. Необходимое условие права убежища — наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. При этом возникают три группы правоотношений:

    1. между лицом, испрашивающим убежище, и государством его гражданства;

    2. между данным лицом и государством, предоставляющим убежище;

    3. между государством гражданства данного лица и государством, предоставившим убежище.

    После окончания Второй мировой войны вопрос о праве убежища находился на повестке дня Организации Объединенных Наций. В общей форме это было провозглашено в статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года:

    – Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

    – Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или действия, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

    Наиболее древняя форма убежища — религиозная. Христианская религия широко регламентировала убежище в священных местах до абсолютизма. До сегодняшнего времени Римская церковь не отказалась от права убежища. Но большинство субъектов международного права — Ватикан, Испания, Португалия — это запрещают. Что касается православия, то этот вид убежища был только в древности. Ислам знает убежище в священных городах, у могил предков.

    Читайте также:
    Неприкосновенность депутата: что это такое, описание и особенности

    2. Виды убежища

    Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле.

    В практике государств имеются случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государства, но и вне ее: в зданиях дипломатических миссий и консульств, на борту военных кораблей и воздушных судов, на территории военных баз и лагерей. Предоставление убежища дипломатическим или консульским учреждением называется дипломатическим убежищем. Эта форма убежища применяется в практике государств только после появления института постоянных дипломатических учреждений и наделения их привилегиями и иммунитетами. Широкое распространение этот вид убежища получил в практике всех государств в течение XVI—XVIII веков. По отношению к дипломатическому убежищу все государства можно разделить на следующие группы:

    ♦ Государства, которые не признают и не практикуют его. Это наиболее многочисленная группа государств, к которой относится и Республика Казахстан.

    ♦ Государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют. К таким государствам относятся Франция, Великобритания, США.

    ♦ Государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают предоставлять его на своей территории. К этой группе относятся латиноамериканские государства.

    ♦ Государства, которые сами убежище не предоставляют, но разрешают его предоставлять на своей территории — например, Греция.

    Таким образом, только латиноамериканские страны признают этот вид убежища, т. е. можно утверждать о существовании региональной нормы в этом вопросе.

    В соответствии с Гаванской Конвенцией о дипломатическом убежище 1928 года, этот вид убежища предоставляется при наличии следующих условий:

    – дипломатическое убежище может предоставляться только в той стране, которая признает такое право;

    a. оно предоставляется лишь в экстренных случаях, когда необходимо обеспечить безопасность лица;

    b. о факте предоставления дипломатического убежища дипломатический агент, командир военного корабля, лагеря или самолета обязаны сообщить местной власти;

    c. правительство данного государства может потребовать немедленного удаления укрывшегося из страны, а дипломатический агент, в свою очередь, гарантий безопасности для данного лица;

    d. укрывшихся нельзя высаживать на территории данной страны или близко от ее границ;

    e. при пользовании убежищем укрывшемуся не будет разрешаться совершать действия, противоречащие общественной безопасности;

    f. государство не несет расходов по предоставлению убежища.

    Территориальное убежище — это предоставление убежища преследуемому лицу на территории иностранного государства. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. В соответствии с этой Декларацией убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений.

    Оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве.

    Право убежища – это право государства разрешить въезд и проживание на своей территории гражданину, преследуемого в своей стране обычно за политические и другие права. Право убежища включает и право невыдачи этого лица преследующего его государству (отечественное государство или государство постоянного места жительства). Предоставление убежища является неотъемлемым правом государства и не может рассматриваться как нарушение суверенных прав другого государства. Оно регулируется внутригосударственными актами и международными договорами. Обязательным условием при решении вопроса о предоставлении убежища является подача заявления заинтересованного лица. Лица, получившие убежища, по их правовому положению часто приравниваются к апатридам (лицам, не имеющим гражданства). Если человек, получив убежище, остается гражданином своего государства, он теряет право на дипломатическую защиту со стороны своего государства и не пользуется договорными льготами.

    Международное право запрещает предоставлять убежище лицам, обвиняемым в совершении международных преступлений (преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности, геноцид и др.), а также обвиняемым в совершении уголовных преступлений, выдача (экстрадиция) которых предусмотрена многосторонними соглашениями о борьбе с рабством, работорговлей, незаконным распространением наркотиков, фальшивомонетничеством ипр., а также двусторонними соглашениями отдельных государств.

    Каковы тенденции дальнейшего развития данного института? Конвенция о статусе беженцев 1951 года (Статья 1А(2)) с поправками, внесенными Протоколом 1967 года, определяет беженца как любое лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стало жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и находящегося вне страны своей гражданской принадлежности и не могущего пользоваться защитой этой страны или не желающего пользоваться такой защитой вследствие опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства. не могущего или не желающего вернуться в неё вследствие таких опасений».

    Потенциал института убежища в международном праве велик, вполне возможно, что в скором времени перед ним раскроются и иные возможности, ибо форм всевозможной дискриминации в наше время пока еще предостаточно.

    Список использованных источников

    1. Конвенция о статусе беженцев (Заключена г. Женеве 28.07.1951) // Бюллетень международных договоров. – 1993. – № 9. – С. 6 – 28.

    2. Европейская конвенция о выдаче (Заключена в г. Париже 13.12.1957) // Бюллетень международных договоров. – 2000. – № 9. – С. 3 – 11, 19 – 28.

    3. Декларация о территориальном убежище (Принята 14.12.1967 Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: Юридическая литература, 1990. – С. 287 – 289.

    4. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. —688 с.

    5. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И.: Международное право: Учебник. – М.:Международные отношения, 1995. – 608 с.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: