Правовая идеология: что это такое, описание и особенности

Правовая идеология: понятие и особенности

Правовые идеи или, собирательно, правовая идеология включают:– представления людей о желаемых правовых нормах, о желаемых законах;- их отношение к существующим законам, их одобрение или неприятие.

Долгие годы мы подходили к правовой идеологии, как и вообще к любой идеологии, предельно упрощенно: все идеологическое вторично по сравнению с экономикой, базис определяет надстройку. Хорошо известны хрестоматийные высказывания классиков марксизма-ленинизма по этому поводу. Считалось очевидным, что содержание идеологии, в том числе и правовой идеологии, определяется классовыми интересами, а те, в свою очередь, интересами экономическими. Современная действительность расходится с подобным упрощенным пониманием. Связь между экономикой и идеологией бесспорна, но она не сводится к предопределенности идеологии экономикой. Эта связь более сложна, она не может быть выражена через категории первичного и вторичного; при одних ситуациях и в одних исторических условиях приоритет оказывается за экономикой, при других – за идеологией. Главным, решающим фактором для формирования и экономики, и идеологии являются интересы людей. Именно в интересах людей выражается их отношение к окружающей действительности, они претворяются и в экономических (базисных), и в идеологических (надстроечных) отношениях. У тех и у других оказывается общий источник – интересы людей. Интересы многообразны – они охватывают экономическую, национальную, религиозную, культурную и многие другие сферы. Одной из таких сфер является правовая идеология.Специфика правовой идеологии, ее отличие от других сфер идеологии заключается в специфике самого права, в его роли как средства общественного порядка, социального регулятора. Разносторонние интересы людей – экономические, национальные и пр. – осознаются ими как интересы правовые. В правовых идеях формулируются намерения людей претворить свои разносторонние интересы в нормы, установить на основе своих интересов и с их учетом определенный порядок в обществе. Правовые идеи включают обращенность к настоящему – отношение к существующим нормам, отношение позитивное или негативное, а также обращенность к будущему – представления о желаемых правовых нормах.Существенную роль в формировании правовой идеологии играет уровень правовой культуры общества. Уровень правовой культуры – это обобщенный показатель, отражающий место и роль права в жизни общества. Правовая культура включает уважение к праву, правовую информированность людей, знание ими законов, готовность соблюдать и выполнять законы, уважение к правосудию, потребность обращения в суд за защитой своих прав, отказ от использования противозаконных силовых средств разрешения конфликтов и т.п. В уровне правовой культуры находит отражение историческое развитие страны и народа. Поэтому для каждой страны характерен свой уровень, в нем сочетаются правовые нормы вчерашнего и сегодняшнего дня и одновременно закладывается завтрашний день развития права. В российской истории в течение длительного времени не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры:вековая монархия без начал конституционализма, подчиненное и бесправное положение человека в обществе, низкая роль суда (напомним, первая радикальная судебная реформа в России была начата только в 60-х гг. XIX в.), свыше 70 лет господства тоталитарного режима. Современное развитие общества в известной мере позитивно сказывается на уровне правовой культуры: повышается авторитет права, возрастает роль суда. Но уровень правовой культуры повышается очень медленно, поэтому и сегодня в России он отстает в сопоставимых показаниях от уровня наиболее развитых демократических стран. Первый пример: отношение людей к конкретной норме о применении смертной казни. В России смертная казнь до сих пор широко применяется в качестве наказания за наиболее тяжкие преступления. Подавляющее большинство населения одобрительно относится к этой практике и отвергает предложения не только об отмене смертной казни, но и об ограничении ее применения. Социологические опросы, проводимые на протяжении последних 10 – 15 лет, свидетельствуют о том, что в одобрительном отношении большинства населения к применению смертной казни изменений не происходит.Второй пример: отношение людей к важнейшему правовому учреждению – суду. Социология свидетельствует, что большинство населения видит в суде лишь место, где человека лишают свободы, но не место, где защищают права человека. Законодательство последних лет значительно расширило полномочия судов в защите прав граждан от произвола государственных чиновников. Но новые законы почти не сказались на, мягко выражаясь, индифферентном отношении людей к правосудию. Люди в своем большинстве не используют предоставленные им возможности судебной защиты и редко обращаются в суд. По прежнему в ходу формула юридической дремучести рядового россиянина: “Я в своей жизни не только ни разу в суд не обращался, но даже свидетелем не проходил”. Суды в стране обустроены скверно, культура ведения судебного процесса низкая. Позитивные изменения происходят, но, повторяем, очень-очень медленно.

Правовая идеология

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ — система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву. Правосознание в этом смысле есть осознание права, правовой действительности в целом. На уровне отдельной личности идеологический аспект правосознания выражен правовой информированностью. Элементом правовой идеологии являются идеи, правовые взгляды, научные теории и др. Компонентом правовой идеологии выступает правовая информация — функционирующие в обществе сведения о юридических нормах и принципах, правовых идеях и представлениях, правотворческой и правореализационной деятельности, а также об иных фактах и событиях, носящих правовой характер. Особое значение на правовую идеологию могут оказывать господствующие правовые доктрины — юридические концепции, которые конкретизируют положения правовой идеологии и при помощи понятийного аппарата политических и общетеоретических правовых знаний раскрывают отношение государственной власти к праву, его ценность и роль в жизни общества, детализируют официальные представления о социально-политическом содержании данного типа права, той или иной национальной правовой системы.

Читайте также:
Обязательные работы: что это такое, описание и особенности

К правовой идеологии относятся не все правовые взгляды и представления, но только истинные, отображающие закономерности правовой жизни общества, права и правовых явлений. Это, прежде всего, правовые идеи, принципы права, научные теории. Особой формой правовой идеологии является правовая наука, или правоведение — система знаний о праве, законодательстве, юридической практике. При определенных условиях она может выступать в качестве источника права применительно к некоторым правовым системам. Наука в принципе определяет стратегию правового развития общества и является основой проводимой в стране государством правовой политики. Однако между правовой идеологией и правовой наукой могут быть противоречия. Правовая идеология может возникать и развиваться вне связи с наукой. Так, в исламских государствах правовая идеология основывается на религиозных догматах. Правовая идеология жестко привязывается к интересам правящих элит, по сути, обслуживает их и поэтому неадекватно выражает правовые реалии. Правовая наука призвана отображать объективные закономерности правового развития, не склоняясь к конъюктурщине и субъективизму. Науке противопоказана нормативная заданность (предопределенность) ее развития установками власть имущих.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

  • Правовая жизнь
  • Правовая информированность

Полезное

Смотреть что такое “Правовая идеология” в других словарях:

Правовая идеология — см. Правосознание … Энциклопедия права

Правовая идеология — см. Правосознание … Большой юридический словарь

Правовая система общества — это конкретно историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Понятие правовая система выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества. В структуру… … Большой юридический словарь

Правовая доктрина — это особая форма права, представляющая собой труды выдающихся ученых юристов или общепризнанные правовые учения, на которые можно официально (с одобрения государства) ссылаться в процессе применения правовых норм. Данная форма права наряду с… … Большой юридический словарь

Правовая семья — Карта правовых систем мира Правовая семья одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более … Википедия

Правовая система Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

Общественная правовая психология — Понятие используется как название одного из разделов ЮП и для обозначения одного из компонентов системной правовой реальности. Право как институциональное образование, как объективное право, складывается как система множества законов, юридических … Энциклопедия современной юридической психологии

НОРМА ПРАВОВАЯ — принципиальный компонент правовой системы, предписание, образец правового действия и законотворчества. Н. п. является одним из основных объектов философии права, в отличие от позитивных законов, являющихся объектом конкретных юридических наук.… … Современный философский словарь

правосознание — категория теории государства и права и криминологии, означающая сферу общественного, группового и индивидуального сознания, отражающую правозначимые явления и обусловленную правозначимыми ценностями, представлением должного правопорядка. П.… … Большой юридический словарь

Правосознание — (англ. legal awareness) в теории права форма общественного сознания, совокупность представлений и чувств, отражающих действующее право, оценка в правовых понятиях и категориях существующих правоотношений, а также представления о желательном праве … Энциклопедия права

Правовая идеология: понятие и особенности

Правовые идеи или, собирательно, правовая идеология включают:– представления людей о желаемых правовых нормах, о желаемых законах;- их отношение к существующим законам, их одобрение или неприятие.

Долгие годы мы подходили к правовой идеологии, как и вообще к любой идеологии, предельно упрощенно: все идеологическое вторично по сравнению с экономикой, базис определяет надстройку. Хорошо известны хрестоматийные высказывания классиков марксизма-ленинизма по этому поводу. Считалось очевидным, что содержание идеологии, в том числе и правовой идеологии, определяется классовыми интересами, а те, в свою очередь, интересами экономическими. Современная действительность расходится с подобным упрощенным пониманием.

Связь между экономикой и идеологией бесспорна, но она не сводится к предопределенности идеологии экономикой. Эта связь более сложна, она не может быть выражена через категории первичного и вторичного; при одних ситуациях и в одних исторических условиях приоритет оказывается за экономикой, при других – за идеологией. Главным, решающим фактором для формирования и экономики, и идеологии являются интересы людей. Именно в интересах людей выражается их отношение к окружающей действительности, они претворяются и в экономических (базисных), и в идеологических (надстроечных) отношениях. У тех и у других оказывается общий источник – интересы людей. Интересы многообразны – они охватывают экономическую, национальную, религиозную, культурную и многие другие сферы.

Одной из таких сфер является правовая идеология.Специфика правовой идеологии, ее отличие от других сфер идеологии заключается в специфике самого права, в его роли как средства общественного порядка, социального регулятора. Разносторонние интересы людей – экономические, национальные и пр. – осознаются ими как интересы правовые. В правовых идеях формулируются намерения людей претворить свои разносторонние интересы в нормы, установить на основе своих интересов и с их учетом определенный порядок в обществе. Правовые идеи включают обращенность к настоящему – отношение к существующим нормам, отношение позитивное или негативное, а также обращенность к будущему – представления о желаемых правовых нормах.

Существенную роль в формировании правовой идеологии играет уровень правовой культуры общества. Уровень правовой культуры – это обобщенный показатель, отражающий место и роль права в жизни общества. Правовая культура включает уважение к праву, правовую информированность людей, знание ими законов, готовность соблюдать и выполнять законы, уважение к правосудию, потребность обращения в суд за защитой своих прав, отказ от использования противозаконных силовых средств разрешения конфликтов и т.п. В уровне правовой культуры находит отражение историческое развитие страны и народа.

Читайте также:
Общественная организация: что это такое, описание и особенности

Поэтому для каждой страны характерен свой уровень, в нем сочетаются правовые нормы вчерашнего и сегодняшнего дня и одновременно закладывается завтрашний день развития права. В российской истории в течение длительного времени не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры:вековая монархия без начал конституционализма, подчиненное и бесправное положение человека в обществе, низкая роль суда (напомним, первая радикальная судебная реформа в России была начата только в 60-х гг. XIX в.), свыше 70 лет господства тоталитарного режима. Современное развитие общества в известной мере позитивно сказывается на уровне правовой культуры: повышается авторитет права, возрастает роль суда.

Но уровень правовой культуры повышается очень медленно, поэтому и сегодня в России он отстает в сопоставимых показаниях от уровня наиболее развитых демократических стран. Первый пример: отношение людей к конкретной норме о применении смертной казни. В России смертная казнь до сих пор широко применяется в качестве наказания за наиболее тяжкие преступления. Подавляющее большинство населения одобрительно относится к этой практике и отвергает предложения не только об отмене смертной казни, но и об ограничении ее применения. Социологические опросы, проводимые на протяжении последних 10 – 15 лет, свидетельствуют о том, что в одобрительном отношении большинства населения к применению смертной казни изменений не происходит.

Второй пример: отношение людей к важнейшему правовому учреждению – суду. Социология свидетельствует, что большинство населения видит в суде лишь место, где человека лишают свободы, но не место, где защищают права человека. Законодательство последних лет значительно расширило полномочия судов в защите прав граждан от произвола государственных чиновников. Но новые законы почти не сказались на, мягко выражаясь, индифферентном отношении людей к правосудию.

Люди в своем большинстве не используют предоставленные им возможности судебной защиты и редко обращаются в суд. По прежнему в ходу формула юридической дремучести рядового россиянина: “Я в своей жизни не только ни разу в суд не обращался, но даже свидетелем не проходил”. Суды в стране обустроены скверно, культура ведения судебного процесса низкая. Позитивные изменения происходят, но, повторяем, очень-очень медленно.

Правовая идеология и ее виды.

Под правовой идеологией следует понимать систематизированные представления о правовой действительности. Необходимо различать общее научное знание от знания идеологического, в основе которого лежат те или иные предпочитаемые ценности.

Все многообразие правовых идеологий может быть сведено к 3 типам: антропоцентристский (индивидуалистический, главная ценность – права и свободы человека); теоцентрический (главная ценность – бог), кллективистсий (права каких-либо групп,классов).

В антропоцентристском типе правовой идеологии выделяются либеральный и волюнтаристкий виды.

Либеральная правовая идеология: закон как договор между людьми, направленный на защиту личных прав. Эта идеология на Западе переживает свой расцвет с 17 века и в настоящее время является там доминирующей. Ее основная идея – максимальное расширение прав человека. Основополагающая ценность – индивидуальная свобода, понимаемая как свобода от какого бы то ни было вмешательства в самоопределение поступков человека.

Волюнтаристский вариант правовой идеологии: право есть волевое установление сильнейшего и всегда направлено в его пользу. Ницше полагал, что мир представляет собой огромную арену, на которой постоянно идет борьба за власть. Воля к власти предстает в его учении как движущая сила социального развития.

В коллективистской тип правовой идеологии выделяются такие разновидности, как солидаризм, коммунизм, национализм.

Солидаризм основывается на идее социальной солидарности. Солидаризм предполагает и идею синдикализма, то есть профессионально-корпоративного представительства в гос.власти всех слоев и групп населения. Основатель – фр.правовед Дюги. Идеи солидаризма в России развивал Ковалевский.

Коммунизм: право всегда выражает волю экономически господствующего класса и лишь во вторую очередь выполняет общесоциальные функции.

Национализм: идея прав нации. Крайняя форма национализма – расизм.49. Правовая идеология и её виды.Под правовой идеологией следует понимать систематизированные представления о правовой действительности, в основе которых лежат определённые ценностные посылки. Правовая идеология в связи с присущим ей ценностным восприятием действительности не является аподиктическим (непоколебимым в своих основаниях) знанием, отражающем общее в правовой реальности, постигаемое научными методами. Правовая идеология тесно связана с мировоззренческой философией, и в таком виде она представляет собой практическую философию права. Всё многообразие правовых идеологий может быть сведено к нескольким типам, которые определяются приоритетом тех или других ценностей, лежащих в их основе, и представляют собой ту или иную модель социальной коммуникации. Так, идеологии, выводящие право из ценности человека, независимо от того, как конкретно понимается эта ценность, можно отнести к антропоцентристскому (индивидуалистическому) типу правовой идеологии (и правовой коммуникации соответственно). В этом типе выделяют либеральный (основная идея – максимальное расширение прав человека) и волюнтаристский (право есть волевое установление сильнейшего и всегда направлено в его пользу) виды. Те теории, в которых доминирующей ценностью и источником права признаётся бог, относятся к теоцентрическим правовым идеологиям. Если же основными правовыми ценностями признаются права каких-либо групп, классов, народов, наций, общества в целом, то такие взгляды относятся к социоцентристскому (коллективистскому) типу правовой идеологии. В этом типе выделяют такие виды как солидаризм (основано на идее социальной солидарности), коммунизм (признание права относительной и преходящей ценностью, существование которой обусловлено классовой структурой общества), национализм (в противовес правам индивидуума выдвигает идею права нации, которая понимается как единый социальный организм, объединяющий людей по признаку единого языка, единой культуры. Расизм – превосходство расы). Смешанный вариант правовой идеологии можно найти в фашизме.

Читайте также:
Общественное движение: что это такое, описание и особенности

Правовой нигилизм.

Нигилизм в переводе с латинского означает отрицание. Соответственно правовой нигилизм представляет собой теорию и практику отрицания права. Правовой нигилизм опирается на определенное правопонимание, при котором право ассоциируется с насилием, с гос.принуждением, с произволом власти. Право в этом случае представляется отрицательной ценностью. Особый интерес представляет проблема правового нигилизма применительно к российской правовой культуре. ДУГИ, БЕРДЯЕВ.50. Правовой нигилизм.Представляет собой крайность иного рода. Нигилизм в переводе с латинского языка означает отрицание. Соответственно правовой нигилизм представляет собой теорию и практику отрицания права как позитивно-ценностного явления. В своем политическом дискурсе правовой нигилизм опирается на определённое правопонимание при котором право ассоциируется с насилием, с государственным принуждением, с произволом власти. Право в этом случае предстает отрицательной ценностью, и поэтому его неприятие объявляется естественным и нравственно необходимым. То, что реальное, исторически действующее право может давать поводы к такого рода выводам, достаточно очевидно. Но также достаточно очевидно, что экстраполировать (распространять) на этом основании сделанные выводы о конкретно-исторических формах права как о сплошном зле на все право в целом – совершенно неверно. Лучшее лекарство от такого теоритизированного нигилизма, – отбросив в сторону идеологическое “пенсне”, постараться взглянуть на право непредвзято и убедиться в том, что право таково, каким его видит общество и каким оно его создает.51. Юридическое мировоззрение.Представляет собой особое правовоззрение, а именно такое представление о праве, когда оно понимается и переживается как высшая ценность, подчиняющая себе все другие ценности. Право при этом воспринимается как фетиш, как некое чудодейственное средство, способное изменить мир, сделать общество и гос-во совершенными, а людей счастливыми. Юридическое мировоззрение является оборотной стороной правового рационализма и классического типа научной рациональности. Основы подобного мифологического мировоззрения были заложены в 16 – 17 веках и связаны в первую очередь с юснатурализмом. Успехи естественных наук создавали иллюзию что не только мир природы, но и мир социальный можно рационально познать и рационально же обустроить. Достаточно написать разумные законы, чтобы устранить все общественные противоречия и создать совершенный политический строй. 52. Правовая психология. Правовая психология – несистематизированное восприятие правовой действительности в виде правовых эмоций, чувств. Одним из важнейших элементов правовой психологии является правовое чувство. Она тесно связана не только с деятельностью сознания, но во многом зависит и от подсознания человека. Подсознание есть сфера бессознательного и представляет собой совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Бессознательное есть форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно целое. Бессознательное воздействует не только на эмоциональную сферу личности, но и на его стремления, действия, поступки, причины которых не осознаются. В психологии выделяют несколько классов проявления бессознательного, имеющих непосредственное отношение к правосознанию: 1)архетипы коллективного бессознательного – поведение членов опр.соц.группы 2)мотивы и смысловые установки..В теории психоанализа важное значение имеет понятие сублимации52. Юридическая ( правовая ) психология. Несистематизированное и нерационализированное ценностное восприятие правовой действительности в виде правовых чувств, эмоций и переживаний называется правовой психологией. Именно на иррациональном уровне правовой психологии происходит ценностная легитимация права, которая впоследствии может получить идеологическое оправдание и обоснование. Повседневная правовая жизнь воспринимается прежде всего на уровне правовой психологии. Одним из важнейших элементов правовой психологии является правовое чувство. Модификацией правового чувства является правовая совесть (интуитивное понимание, стремление к справедливому жизненному, нравственному праву). Правовая психология тесно связана не только с деятельностью сознания, но во многом зависит и от подсознания человека. Подсознание есть сфера бессознательного и представляет собой совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Бессознательное есть форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое. В отличии от сознания в бессознательном отражаемая реальность сливается с переживанием субъекта. Оно воздействует не только на эмоциональную сферу личности, но и на его стремления, действия и поступки, причины которых не осознаются. Таким образом, бессознательное, имея латентную коммуникативную направленность, воздействует на правовое сознание и определённым образом его формирует. В теории психоанализа важное значение также имеет понятие сублимации, она представляет собой психический процесс преобразования и переключения энергии аффектных влечений (либидо) на цели социальной деятельности и культурного творчества.

Правовая праксиология.

Правовая праксиология тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную, коммуникативную сторону. Правовая праксиология есть совокупность представлений о том, каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе и о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации. Правовая праксиология состоит из правовой политики и правовой установки.

Правовая политика – совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе. Политика может быть реформистской, консервативной, революционной. Правовая политика тесно связана с правовой идеологией и в значительной мере ей определяется.

Понятие правовой установки опирается на общее понятие установки, разработанное в психологии и философии. Установка как состояние готовности к действию в определенной ситуации была открыта немецким психологом Ланге. Философское понятие установки играет важную роль в феноменологии Грусселя, Правовая установка – состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной правовой ситуации, а также сформировавшееся представление о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка может быть не только индивидуальной, но и групповой и этнической. Групповая правовая установка может быть как социализированной (правовая установка судейского корпуса), так и несоцаолизированной (правовая установка преступного сообщества). Этническая правовая установка отражает специфику правового менталитета конкретного этноса.54. Правовая праксиология.Тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную, коммуникативную сторону. Существует неразрывная связь между человеческим сознанием, познанием и деятельностью (практикой), уходящей своими корнями вглубь биологической природы человека. Правовая праксиология есть совокупность представлений о том, каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе и о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации. Правовая праксиология состоит из правовой политики (совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу. Правовая политика может быть разной: реформистской, консервативной, радикальной, либеральной, авторитарной, творческой и т.д.) и правовой установки (под правовой установкой понимается состояние готовности, предрасположенности субъекта к определённой правовой активности в определённой правовой ситуации, а также сформировавшиеся устойчивые представления о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка включает эмоциональные, рациональные и поведеньческие составляющие и, таким образом, имеет сложную структуру).

Читайте также:
Легитимационная система: что это такое, описание и особенности

Правовая культура.

Слово культура происходит от латинского культура, что в переводе означает возделывание, воспитание. В современной культурологии под культурой чаще всего понимают все то, что создано человеком. Особенности культуры: господство над природой, культура требует равновесия духовных и материальных ценностей.

Понятие правовая культура характеризует уровень развития права в обществе. Правовая культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, характеризующих правовую действительность. Правовая культура есть правовая среда обитания людей. Это – совокупность текстов, отражающих правовую реальность, а также деятельность по их созданию и хранению.

Сорокин разделил правовую культуру на идеациональную, чувственную и идеалистическую.

57. Особенности правовой культуры в России.Русская культура, в том числе и правовая культура, формировавшаяся на протяжении многих веков, представляет достаточно сложное противоречивое явление, интерпретация которого – серьезная научная проблема. Противоречивость и сложность русской культуры во многом связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Востока и Запада. Поэтому русский народ и его культура не чисто европейская и не чисто азиатская. Чаще всего для обозначения этого феномена используют термин евразийская культура. Основной особенностью русского общественного сознания вообще и правосознания в частности идеологическое подчинение права более высоким нравственным и религиозным ценностям. Подобное отношение к праву объясняется наличием ряда специфических условий, в которых формировалось правосознание русского общества. 57. Особенности правовой культуры в России. Русская культура, в том числе и правовая культура, формировавшаяся на протяжении многих веков, представляет достаточно сложное и противоречивое явление, интерпретация которого – серьёзная научная проблема. Противоречивость и сложность русской культуры во многом связаны с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой культуры – восток и запад. Поэтому культура русского народа не чисто европейская, но и не чисто азиатская. Основной особенностью русского общественного сознания вообще и правосознания в частности является этикоцентризм – идеологическое подчинение права более высоким нравственным и религиозным ценностям. Подобное отношение к праву объясняется наличием ряда специфических условий, в которых формировалось правосознание русского общества, начиная с 10 века в связи с принятием христианства православного обряда. Западноевропейский индивидуалистический идеал правового гос-ва никогда не выступал в российском правосознании в качестве общественного идеала. С ним связывались представления о “царстве правды”, а не царстве права. Соборный, надиндивидуальный характер этой “правды” также является отличительной чертой правосознания российского общества. Это во многом объясняет отсутствие в русской правовой идеологии культа прав человека, как и связанного с ним культового отношения к славе и богатству. Определяющей в общенациональном коммуникативном пространстве являлась идеология консервативно-патриархальная, укоренённая в традициях православной культуры. Кризис нашего общества – кризис нашей культуры.

Правовые аксиомы, презумпции, фикции и юридические конструкции как элементы юридической техники

Правовые презумпции и аксиомы – не законодательные нормы, а специфические разновидности правил (принципов), выработанных в ходе длительного развития юридической теории и практики. Будучи продуктом опыта, они играют важную регулятивно-организующую роль в сфере правотворчества, правоприменения, судебной, прокурорской и следственной деятельности, оказывают влияние на становление и развитие правосознания, упрочение законности.

Область их применения обширна. В сущности, это тоже социальные регуляторы, но весьма своеобразные. Как приемы правового регулирования они оказываются полезными и необходимыми при возникновении различных “нестандартных ситуаций”. Но ими пользуются и при обычном, нормальном функционировании правовой системы.

Правовые аксиомы

Правовые аксиомы – самоочевидные истины, не требующие доказательств. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания. Это “простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой” (Г.Н. Манов).

Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные. В общей теории права аксиоматических положений много:

    1. кто живет по закону, тот никому не вредит;
    2. нельзя быть судьей в своем собственном деле;
    3. что не запрещено, то разрешено;
    4. всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;
    5. люди рождаются свободными и равными в правах;
    6. закон обратной силы не имеет;
    7. несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение;
    8. да будет выслушана вторая сторона;
    9. гнев не оправдывает правонарушения;
    10. один свидетель – не свидетель;
    11. если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан;
    12. показания взвешивают, а не считают;
    13. тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных;
    14. правосудие укрепляет государство;
    15. власть существует только для добра и др.
Читайте также:
Норма права: что это такое, описание и особенности

Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.

Правовые презумпции

Правовые презумпции – закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов. Эти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом (В.К. Бабаев).

Презумпция означает предположение о существовании (или наступлении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств. В основе презумпции – повторяемость жизненных ситуаций. Раз нечто систематически происходит, то можно предположить, что при аналогичных условиях оно повторилось или повторяется и на этот раз. Такой вывод не достоверный, а вероятный. Следовательно, презумпции носят предположительный, прогностический характер. Тем не менее они служат важным дополнительным инструментом познания окружающей действительности. Презумпции выступают в качестве средства, помогающего установлению истины. В этом их научная и практическая ценность.

Характерные черты правовых презумпций:
    1. разновидность общих презумпций;
    2. прямо или косвенно отражаются в нормативных актах, ;
    3. обусловлены потребностями юридического опосредования общественных отношений;
    4. действуют только в правовой сфере.
Наиболее характерные презумпции:
    • знания закона (правознакомства);
    • невиновности;
    • справедливости закона;
    • истинности и обоснованности приговора;
    • ответственности родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми;
    • предположения о том, что фактический владелец вещи является ее собственником, что принадлежность следует за главной вещью;
    • позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
    • никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам;
    • специальный закон отменяет действие общего;
    • к невозможному не обязывают;
    • кто не отрицает, признает;
    • не все, что законно, то нравственно, и др.

Презумпция знания закона (правознакомства) . Априори предполагается, что каждый член общества знает (или по крайней мере должен знать) законы своей страны. Незнание закона не освобождает никого от ответственности за его нарушение. Во всех правовых системах исходят из того, что гражданин не может в качестве оправдания ссылаться на свою юридическую неосведомленность – это не будет принято во внимание, хотя заведомо ясно, что ни один человек не в состоянии познать все действующие в данном обществе правовые нормы и акты. Однако иная посылка была бы здесь крайне опасной. При этом само собой разумеется, что законы должны быть официально опубликованы, чтобы граждане имели объективную возможность с ними знакомиться и соотносить свое поведение с их требованиями. Институт промульгации (публичное объявление, доведение до всеобщего сведения) закреплен в Конституции РФ (ч. 3 ст. 15).

Презумпция невиновности , согласно которой каждый гражданин предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не виновным, пока не будет в установленном порядке доказано иное, причем бремя доказывания лежит на тех, кто обвиняет, а не на самом обвиняемом. Данное положение закреплено в международных пактах о правах человека, получило отражение в Конституции РФ (ст. 49).

Любая презумпция принимается за истину, она действует до тех пор, пока не доказано обратное.

От презумпций необходимо отличать версии и гипотезы, которые тоже представляют собой предположения.

Версия – это одно из нескольких предположений, касающихся фактов и обстоятельств конкретного дела. Сфера действия версии ограничена рамками расследуемого преступления. Правда, в общественно-политическом лексиконе слово “версия” нередко употребляется и в более широком смысле.

Гипотеза есть предположение, выдвигаемое в процессе исследования какого-либо явления и требующее теоретического обоснования и проверки практикой. Если презумпция, аккумулируя в себе предшествующий опыт, постоянно находит жизненное подтверждение своей правильности (что, конечно, не исключает случаев несоответствия отдельным ситуациям), то гипотеза с самого начала базируется на строго научных положениях, которые не должны противоречить истинным знаниям в данной области.

Юридические фикции

Фикция в переводе с латыни – выдумка, вымысел, нечто реально не существующее.

В юриспруденции юридическая фикция – это особый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы.

Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикции закрепляются в праве. Фикция противостоит истине, но принимается за истину. Фикция никому не вредит. Напротив, она полезна.

Один из видных юристов прошлого, Р. Иеринг, охарактеризовал фикции как “юридическую ложь, освященную необходимостью. технический обман”. Фикции широко использовались еще римскими юристами.

В качестве типичного примера фикции из российского законодательства обычно приводится положение о признании лица безвестно отсутствующим , которое гласит:

“Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года” (ст. 42 ГК РФ).

Аналогичную ситуацию имеет в виду ст. 45 ГК РФ (объявление гражданина умершим).

З.М. Черниловский отмечает, что смысл юридических фикций выражается вводными словами: “как бы”, “как если бы”, “допустим”. Он приводит любопытный пример взаимосвязи фикции и презумпции из французского права, которое предусматривает, что в случае одновременной гибели мужа и жены в результате авиационной или автомобильной катастрофы муж считается умершим первым, его имущество переходит к жене, а от нее – к ее родственникам. Основанная на медицинской статистике презумпция большей живучести женщин превращается в данном случае в юридическую.

Юридическая конструкция

Юридические конструкции — один из сложных приемов правотворческой техники.

Юридическая конструкция — это создаваемая с помощью абстрактного мышления модель общественного отношения (его типовая схема), элементы которой жестко увязаны между собой.

Читайте также:
Налоговый кодекс: что это такое, описание и особенности

Это умозрительные построения, выработанные юридической наукой на основе использования и организации тех или иных элементов прав или обязанностей. В правотворческой технике они используются для облегчения исследования и анализа явлений права.

Цель установления юридических конструкций:
    • сведение воедино нормативных положений и основных решений, связанных с тем или иным конкретным вопросом, областью деятельности или правовой проблемой.

Юридические конструкции представляют собой один из важнейших элементов правотворческой техники права:

    1. являются способом упорядочения общественных отношений и придания им при анализе точности и четкости;
    2. дают возможность теоретически осмыслить массу феноменов в целях последующего их распределения в законах в соответствии с четко сформулированными идеями;
    3. позволяют идентифицировать и классифицировать юридические явления путем определения их так называемой юридической природы.
Признаки юридической конструкции:
    • Если в понятии и дефиниции, которая его разъясняет, объединяются однородные явления, предметы, действия, их результаты и т.д. по многим присущим им существенным признакам (например, депутаты — это выборные представители народа от разных избирательных округов), то в конструкции предметом обобщения являются разнородные явления (кража, бандитизм, получение взятки, изнасилование и т.п.). Отсюда следует, что выделить общие признаки у этих ситуаций не представляется возможным.
    • Юридические конструкции — это обобщения различных сложных явлений, элементов юридической деятельности не по признакам, а по их внутренней структуре или строению (например, структура правоотношения, структура иска).
    • В отличие от понятия, которое тоже есть результат обобщения, юридическая конструкция — обобщение более глубокое (в юридической конструкции, помимо элементов, ее составляющих, находят отражение связи между этими элементами различных явлений юридических фактов или общественных отношений).
    • В юридической конструкции находят отражение не любые связи, а лишь типичные, т.е. всегда имеющие место, если речь идет об аналогичных юридических фактах, правовых ситуациях, общественных отношениях.
    • Характер связей между элементами общественного отношения, явлениями всегда жесткий; отсутствие хотя бы одного элемента приводит к разрушению конструкции в целом.

Непременным атрибутом юридической конструкции является наличие в ней разнородных элементов (частей). Содержание каждой конструкции состоит из набора таких элементов, свойственного только данному отражаемому в ней виду общественных отношений.

Конструкция договора, например, состоит из следующих элементов:

    1. стороны договора;
    2. предмет договора;
    3. права и обязанности сторон;
    4. санкции за невыполнение обязательств.

Если мы в нормативном акте не отразим один из этих элементов договорных отношений (допустим, санкции), конструкция не будет иметь правового характера.

Правомерно поступают многие люди (учатся, трудятся, женятся, воспитывают детей, приобретают имущество и т.п.), но независимо от того, в чем выражается их правомерное поведение, мы всегда можем определить, кто поступает в соответствии с нормами права (т.е. субъект), какую выгоду он извлекает из своего поведения (т.е. объект), в каких действиях выражается правомерное поведение (т.е. объективная сторона) и присутствует ли при этом осознание своего поведения как полезного, нужного (т.е. субъективная сторона). Все это вместе составляет конструкцию правомерного поведения.

Если в дефиниции отражаются общие признаки однородных явлений, предметов, действий и т.д., т.е. их существенные свойства, то в юридической конструкции, помимо элементов, ее составляющих, находят отражение связи между этими элементами различных явлений юридических фактов или общественных отношений. Так, в юридической конструкции «необходимая оборона» нужно установить связь между защитой личности и прав обороняющегося от опасного для жизни насилия и причинением вреда посягающему (ст. 37 УК РФ).

Характер связей между элементами общественного отношения, явлениями всегда жесткий; отсутствие хотя бы одного элемента приводит к разрушению конструкции в целом.

Юридическая конструкция «субъективное право» состоит из следующих элементов:

    • право на активные действия;
    • право требования;
    • право притязания.

Если убрать право притязания, субъективное право станет незащищенным. Если в этой конструкции лишить субъекта права на активные действия, субъективное право станет фикцией. Если удалить из конструкции субъективного права второе звено (право требования), реализация интереса управомоченного лица ставится под угрозу.

Таким образом, обозначенные пять признаков свидетельствуют о том, что любая юридическая конструкция есть не что иное, как системно-структурное построение правового материала на основе обобщений, присущих сходным ситуациям, действиям, поведению, или, иначе, — она есть их модель (образец, стандарт).

Примеры юридических конструкций:
    1. общие юридические конструкции, которые используются во всех отраслях права (например, субъективного права, юридической обязанности, законодательства);
    2. конструкции прямой демократии, представительной демократии, легитимности, гражданства, федерализма и др. (конституционное право);
    3. конструкция общего интереса, породившая понятие публичной власти (административное право). Здесь приходится оперировать конструкциями административных актов, консультативных заключений, государственных служащих, мер по поддержанию общественного порядка, предоставления общественных услуг и проч.;
    4. конструкции бюджетного финансирования государственных органов, прямые налоги, косвенные налоги, налоговые сборы, пошлины и др. (финансовое право);
    5. конструкция собственности (гражданское право).

Другие конструкции имеют характер дополняющих, т.е. развиваются как ответвления от одной базовой концепции. Таковыми являются конструкции

    • государственной, муниципальной, совместной, интеллектуальной собственности;
    • договора (купли-продажи, аренды и др.);
    • злоупотребления правами;
    • движимое имущество, недвижимое имущество;
    • вещные права, личные права, интеллектуальные права;
    • взаимозаменяемые вещи, незаменяемые вещи;
    • возмещение вреда, и проч.;
    • конструкции обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, акций, облигаций и проч. (предпринимательское право);
    • конструкции коллективного договора, трудового контракта, приема на работу, увольнения и проч. (трудовое право);
    • конструкции состава преступления; должностные преступления, военные преступления, экономические преступления, алиби, смягчающие обстоятельства, отягчающие обстоятельства, крайняя необходимость, необходимая оборона (уголовное право);
    • конструкции признания государства, международного соглашения, международного обычая, нейтралитета, состояния войны и др. (международное право).

Если задаться целью, можно дать полный список существующих юридических конструкций, но только на определенный период времени, ибо право постоянно развивается и количество юридических конструкций не остается неизменным. На взгляд непосвященного в тонкости права человека любая юридическая конструкция — это тайна за семью печатями. Однако изучение различных отраслей права помогает со временем воспринимать эти категории как нечто несложное и вполне доступное.

Читайте также:
Необходимая оборона: что это такое, описание и особенности
Значение юридических конструкций
    1. становятся возможны типизация ситуаций, требующих правового регулирования, и создание новых юридических конструкций как способа реализации интеллектуальных возможностей человечества, в частности возможности производить обобщения;
    2. позволяют осуществить законодательную экономию за счет повышения степени абстрактности права; облегчают восприятие и изучение всего многообразия явлений права, так как упрощают все это множество частных случаев юридической практики;
    3. юридические конструкции способствуют концентрированному выражению содержания права (созданная модель — это своего рода лекало, она позволяет сразу урегулировать целый ряд жизненных ситуаций);
    4. выполняют функцию классификации при регламентации различных юридических ситуаций и проявлений права в жизни общества. В целом они являются факторами точности и четкости при регулировании юридических феноменов;
    5. оказывают благотворное влияние на правоприменительную деятельность, повышая ее производительность. Исследование юридического дела по заранее определённым позициям (элементам юридической конструкции) гораздо быстрее приведет к искомому результату.

Таким образом, презумпции, фикции, аксиомы как бы дополняют собой классические правовые нормы и служат важным подспорьем в регулировании сложных взаимоотношений между людьми. Как мы видели, именно они помогают выходить из наиболее затруднительных ситуаций и коллизий.

Раздел 2.1 Аксиомы права

Под правовыми аксиомами, как правило, понимаются такие правовые положения, которые в результате проверки многовековой общественно-исторической практикой стали непреложными, исходными элементарными истинами – привычными и самоочевидными, вне которых невозможно существование права как социального явления.

1. Аксиомы выражают нравственные основы права, его общечеловеческое содержание. Необходимость их соблюдения очевидна с точки зрения здравого смысла, принципов морали и справедливости, поэтому они не нуждаются в особых доказательствах.

2. Идеи, выражаемые правовыми аксиомами, являются основными положениями, на которых базируется большинство других правовых норм. Отход от них, их несоблюдение может привести к тому, что право теряет свои черты, перестает быть правом.

3. Правовые аксиомы не вызывают сомнений, не допускают иных толкований. Из них логически выводятся, на их основе определяются, разрабатываются все остальные категории правовой науки, которые затем вводятся в нормы права. [16]

B юридической науке правовым аксиомам традиционно уделяется мало внимания. Специальные исследования аксиомам посвятили лишь немногие ученые, в частности Г. H. Манов и А. Ф. Черданцев. Однако в последнее время отношение к ним меняется в лучшую сторону.

Большинство ученых, так или иначе затрагивающих эту проблематику, согласны с тем, что в праве достаточно общепризнанных положений, закрепленных в законодательстве.

А. Ф. Черданцев считает, что право не содержит правовых аксиом. Они могли бы быть в юридической науке, но она, как и многие социальные науки, настолько динамична, что найти общепризнанные истины не удается и в ней. [17]

И все же максималистский взгляд не всегда способствует продвижению вперед и в теории, и на практике. Возможно, в праве не удастся найти общепризнанные положения, дошедшие до нас через много тысяч лет.

Правовые аксиомы – это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права.

Вместе с тем следует заметить, что истинность, присущая правовым аксиомам, не всегда объективна. Чаще истинность основана на вере в правовые идеалы и представляет собой своеобразную попытку принимать желаемое за действительное. Получается, что правовые аксиомы истинны не сами по себе, не потому, что они соответствуют действительности, а потому, что люди хотят в них верить. Да, согласно ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против своих родственников, но наша действительность такова, что родственные связи не всегда такие крепкие как хотелось бы. И многих эта статья не смущает. [18]

Правовая аксиома, прежде чем найти отражение в законодательстве, зарождается в сознании людей. B ней заключен многовековой опыт человечества. Правовыми аксиомами являются простые по содержанию жизненные правила, в которых отображаются начала справедливости. Таким образом, нормы права должны основываться на таких общепризнанных идеях, в которых заложен большой нравственный потенциал.

Вот примеры некоторых из них.

Нельзя быть судьей в своем деле. Ha основе этого правила введена уголовно-процессуальная норма, согласно которой судья не может рассматривать дело, если в нем участвуют его родственники.

Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ).

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст. 54 Конституции РФ).

Закон, устанавливающий более суровую ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции РФ).

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ).

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.

Гораздо реже правовые аксиомы сначала разрабатываются юридической наукой, а затем вводятся в законодательство. Например, после многих лет жизни в Советском государстве, где существовала административно-командная система и утвердился принцип жизни «что не разрешено, то запрещено», ученые пришли к выводу, что в обществе, основанном на рыночной экономике, должно действовать аксиоматичное правило «разрешено все, что не запрещено». [20]

Конечно, в юридической науке содержится гораздо больше аксиом, и далеко не все из них переходят в законодательство. Вот некоторые из них, пришедшие к нам еще из римского права: «где есть право, там есть и его защита»; «судьи сами знают законы, стороны в процессе не обязаны доказывать их содержание»; «сила доказательств определяется их весомостью, а не количеством»; «решение спора между двумя лицами не должно вредить третьему лицу»; «пусть будет выслушана и другая сторона»; «да не превзойдет судья требования сторон» [21] .

Читайте также:
Организация общественная: что это такое, описание и особенности

Говоря о значении правовых аксиом, необходимо подчеркнуть несколько основных моментов.

Во-первых, по меткому выражению A.A. Ференс-Сороцкого, правовые аксиомы составляют своего рода «золотой фонд» правовых норм, сложившихся в ходе развития человечества. Именно благодаря им право сохраняет свою социальную ценность, способность обеспечить порядок, организованность, устойчивость общественных отношений, противостоять произволу и анархии. [22]

Общепризнано, что без нравственной основы право перестает быть правом, остается только мерой принуждения, средством организационного воздействия. Аксиомы выступают своеобразным носителем универсальных нравственных ценностей, значимых для любой правовой системы.

Во-вторых, выражаясь в принципах права, аксиомы образуют «содержательный каркас» всей правовой системы. Они представляют собой конкретные правовые веления, без которых существование целых правовых институтов и даже отраслей оказалось бы невозможным.

В-третыос, на правовых аксиомах базируется юридическая наука и все теоретические представления о праве. He углубляясь пока в проблему существования теоретических, научных аксиом (об этом см. ниже), заметим, что содержание и направления развития юридической науки во многом обусловлены содержанием и уровнем развития действующего права. Поэтому наиболее устойчивые, универсальные, общепризнанные правовые положения всегда будут иметь не только практическое, но и теоретическое значение. B этой связи интересна идея, предложенная С. H. Егоровым в монографии «Аксиоматические основы теории права». Автор выводит содержание всей теории права, понятия общества, государства, правовой системы и т. д. из нескольких основополагающих аксиом как сугубо теоретического (например, «каждый человек обладает свободой воли», «внешняя свобода людей должна быть ограничена»), так и нормативного характера (например, «законы должны соблюдаться», «все люди имеют равные права на внешнюю свободу»). [24]

В-четвертых, значение правовых аксиом заключается в том, что они обеспечивают преемственность в праве. Преемственность – это сохранение определенных элементов в праве, несмотря на происходящие исторические изменения. B советской юридической науке проблема преемственности в праве вызывала значительный интерес в связи с тем, что, следуя логике официальной доктрины, социалистическое право должно было принципиально, в корне отличаться от права буржуазных стран. Фактически же не только формальные, внешние характеристики, но и многие основополагающие принципы советского права совпадали с аналогичными принципами, действовавшими в других правовых системах. Стремясь объяснить этот факт, советские правоведы признали роль правовых аксиом как средства, обеспечивающего преемственность в праве любого исторического типа и любой общественно-экономической формации.

Ha сегодняшний день вопрос о классовом содержании права в значительной мере утратил свою актуальность, но проблема преемственности по-прежнему заслуживает научного внимания. Являясь сложной динамической системой, право подвержено постоянным изменениям под влиянием множества различных факторов. Причем если форма права характеризуется относительной устойчивостью, то содержание его гораздо более динамично. Однако и в содержании права есть элементы, обеспечивающие устойчивость, неизменность наиболее важных, определяющих сторон и свойств права. K числу таких элементов, отвечающих за стабильность нравственного содержания права, в первую очередь должны быть отнесены правовые аксиомы. [25]

Правовые аксиомы делятся на следующие виды:

1) по характеру – общие и отраслевые;

2) по содержанию – утверждающие и отрицающие. [26]

Существуют и другие классификации правовых аксиом. Например,

M. Л. Давыдова делит правовые аксиомы на четыре группы:

1. B зависимости от масштаба функционирования:

а) аксиомы, являющиеся принципами права:

– общеправовые аксиомы-принципы («то, что не запрещено – разрешено»; «свобода одного человека ограничивается свободой других лиц»; «где есть право, там есть и его защита»);

– межотраслевые аксиомы-принципы («суд и судей нужно уважать»; «решение суда должно быть мотивировано»);

– отраслевые аксиомы-принципы («нет судьи без истца»; «нет преступления без указания на то в законе»; «отсутствие указаний в законе не может служить основанием для отказа в правосудии»);

б) аксиомы, неявляющиеся принципами права:

– единичные, «одиночные» аксиомы («общеизвестные факты доказыванию не подлежат»). Эти аксиомы также могут закрепляться нормами нескольких отраслей, но, в силу своего элементарного характера, статуса принципа права ни в одной из этих отраслей они не приобретают.

2. По отраслевой принадлежности можно выделить:

– материально-правовые аксиомы («нельзя быть виновным без вины», «все равны перед законом и судом»);

– процессуально-правовые аксиомы («каждый иск ограничен пределами определенного времени»; «решение суда не должно затрагивать тех, кто не участвовал в деле»).

3. По сфере существования (и по содержанию) правовые аксиомы иногда делятся:

– на нормативные, то есть представляющие собой правовые веления, закрепленные в текстах нормативно-правовых актов;

4. B зависимости от формы закрепления правовых аксиом последние могут быть разделены на три вида:

– закрепленные непосредственно (в виде самостоятельного нормативно-правового предписания);

– выводимые из содержания правовых норм;

– не получившие закрепления в законодательстве. [27]

Среди признаков правовых аксиом необходимо, таким образом, выделить следующие:

– универсальный характер, общепризнанность;

– разумность, соответствие здравому смыслу;

Правовые аксиомы: понятие, ценность, функции

Каждая область научного знания в той или иной мере опирается на самоочевидные, не требующие доказательств истины. Эти простейшие исходные начала, или аксиомы, складываются в результате обобщения многовекового опыта общественных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой.

В античности первоначально под аксиомой понималось предположение, принимаемое одним или обоими партнерами диалога в исходном пункте спора. Аристотель (384 — ок. 322 гг. до н. э.) дал определение аксиомы как того, «на основании чего ведется доказательство», причем аксиомы «обладают наивысшей степенью общности и суть начала всего». В «Началах» Евклида выделяются три группы недоказываемых исходных предложений — определения, постулаты и общие понятия (или аксиомы) 1 .

Читайте также:
Представители пограничные: что это такое, описание и особенности

См.: Философский энциклопедический словарь. С. 17—18.

Природу самоочевидности аксиом усматривали, следуя традиции Платона (427—347 гг. до н. э.), в прирожденности человеческих знаний. Трактовка аксиом И. Кантом (1724—1804 гг.) как априорных, т. е. не зависящих от предшествующего опыта знаний, является своеобразной кульминацией чисто идеалистического их понимания.

Марксистско-ленинская философия связывала очевидность аксиом с человеческой практикой.

В современном языке термин «аксиома» многозначен. Согласно Новейшему словарю иностранных слов и выражений аксиома (др.-греч. αξίωμα), иначе — постулат: «1) отправное, исходное положение научной теории, лежащее в основе доказательств других ее положений (теорем) и принятое в рамках этой теории без логического доказательства в силу непосредственной убедительности; 2) самоочевидная, бесспорная истина, не требующая доказательств» [22] .

В оборот российской юриспруденции категория «аксиома» была введена академиком РАН В. Н. Кудрявцевым (1923—2007 гг.), который анализируя проблемы программирования процесса применения нормы права, высказал мысль о наличии в праве аксиом.

В основном соглашаясь с таким подходом, профессор С. С. Алексеев (1924—2013 гг.) рассматривал правовые аксиомы как «непреложные истины», выражающие «специфику права» и не требующие доказательств. По мнению С. С. Алексеева, правовые аксиомы «представляют собой те же самые правовые принципы (законности, справедливости, юридического равенства, истины и др.), конкретизированные в связи с особенностями отдельного участка правовой материи, главным образом в сфере юридической практики. Объективная основа правовых аксиом коренится в закономерностях, свойствах, специально-юриди-ческих принципах права. Отход от них, их несоблюдение, может привести к тому, что право теряет свои черты воли, возведенной в закон, т. е. перестает быть “правом” (оставаясь мерами прямого принуждения, организационного воздействия и т. д.)» [24] .

Из изложенного выше следует, что академик РАН В. Н. Кудрявцев употребляет термин «аксиома» в значении, близком к принятому в точных науках, а профессор С. С. Алексеев — в отношении тех или иных правовых принципов.

По мнению профессора Л. С. Явича, «правовые аксиомы служат идеологической предпосылкой принципов права, но самими принципами права они становятся лишь тогда, когда находят в них свое закрепление» [25] .

Профессор Г. Н. Манов под аксиомами понимал аксиоматические положения юридической науки, сложившиеся в результате обобщения многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой.

С точки зрения профессора Н. А. Чечиной, правовые аксиомы — это нормы права, выражающие содержание общечеловеческой морали, потому что, во-первых, необходимость соблюдения содержащихся в них правил поведения очевидна с точки зрения здравого смысла, принципов морали и справедливости и поэтому не нуждается в особых доказательствах; во-вторых, данные нормы играют роль основных положений, на содержании которых базируется большинство других правил системы, коль скоро право признано отвечать принятому в обществе понятию справедливости [27] .

Профессор А. И. Экимов определяет правовые аксиомы как «общепризнанные требования справедливости, которые с точки зрения морали непременно должны стать частью действующего права. По своему содержанию аксиомы — не что иное, как простые правила морали и справедливости. В них отражается минимум условий, необходимых для совместной жизни людей» [28] .

По мнению А. А. Ференс-Сороцкого, правовые аксиомы — это «такие правовые нормы, которые в результате многовековой практики их применения стали привычными и самоочевидными. Формулируя новые правила поведения, любой законодатель всегда так или иначе исходит из наиболее общих давно всем известных норм, выработанных его предшественниками» [29] .

А. В. Масленников предлагает следующее определение: «правовые аксиомы — это идеальные явления, относящиеся к различным плоскостям правовой действительности: к праву, правосознанию и правовой науке, представляющие собой положения, концентрированно выражающие социально-правовой опыт, принимаемые как истины (абсолютные или относительные) в целях упрощения процесса правового регулирования и решения научных задач, обеспечивающие преемственность в праве и объективируемые в различных формах в зависимости от их принадлежности к определенным группам» [30] .

Учитывая неоднородность явлений, обозначаемых понятием «правовые аксиомы», в целях их успешного исследования он предлагает в рамках «правовых аксиом» выделять в качестве относительно самостоятельных групп: 1) «аксиомы в праве», 2) «аксиомы права» и 3) «аксиомы науки права» [31] .

Аксиомы в праве — знания о явлениях природной и социальной среды, принимаемые как истины и вовлекаемые в необходимых случаях в процесс правового регулирования (при создании, интерпретации, реализации юридических норм) и в правовые исследования.

Аксиомы права — идеальные фрагменты правовой материи, представляющие собой «сгустки» юридического опыта, объективируемые в законодательстве и используемые в правотворчестве и правореализующей практике без оценки истинности.

Аксиомы науки права — научные положения, которые в логико-методологическом плане представляют собой элемент теоретического базиса научных теорий — основные, исходные положения, необходимые для построения данной теории, а в содержательном — исходные положения теории, фиксирующие наиболее важные связи и отношения между основными понятиями.

В юридической литературе высказывается и резко негативное отношение к постановке проблемы правовых аксиом. Так, профессор А. Ф. Черданцев полагает, что поскольку право «как социальный феномен, научной теорией не является. Это — нормативная система; ее первичные элементы — нормы не могут рассматриваться как аксиомы или теоремы не только потому, что это не суждения, но и потому, что одни из них (как аксиомы) не служат для доказательства других (теорем), а последние и не требуют доказательства, ибо законченно сформулированы законодателем» [32] .

Однако, как уже было отмечено, термин «аксиома» многозначен. Он зачастую используется в языке для обозначения чего-то многократно проверенного на практике и поэтому очевидного, истинного, простого и ясного. Именно в таком плане понимают его ученые-юристы, ставящие вопрос об аксиомах права. Проблема правовых аксиом имеет не логический, а скорее аксиологический характер.

Читайте также:
Односторонняя сделка: что это такое, описание и особенности

С учетом изложенного выше, правовые аксиомы — это правовые положения, ставшие в результате многовековой практики их применения привычными и самоочевидными, принимаемые как истины в целях упрощения процесса правового регулирования и обеспечивающие преемственность в праве.

Логика научного познания в целях наиболее полного и всестороннего исследования явления диктует необходимость рассмотрения таких важных характеристик правовых аксиом, как ценность и функции. Их тесная взаимосвязь выражается в способности функции выражать тот или иной аспект ценности рассматриваемого явления.

В наиболее широком смысле под ценностями понимается все то, что вызывает к себе положительное отношение, рассматривается как благо, добро, польза, должное, служит общественному прогрессу и развитию личности. Ценности представляют собой цели, к которым стремятся люди [33] [34] .

Для того чтобы правильно определить, что представляют собой правовые аксиомы в ценностном отношении, необходимо выяснить, какое место они занимают в иерархии правовых ценностей.

В теории государства и права выделяется три уровня ценностей:

1) универсальные (применимые во всех областях общественной жизни) ценности мировоззренческого и этического характера;

2) наиболее важные общие правовые ценности, такие как государство и право (необходимые формы организации общественной жизни, призванные обеспечить высшие универсальные ценности — справедливость, равенство, свободу, общее благо, порядок, безопасность);

3) более частные, специальные правовые ценности, охватывающие, как правило, не государство и право в целом, а лишь какие-то отдельные аспекты, стороны этих сложных явлений [35] [36] .

С точки зрения данной классификации правовые аксиомы представляют собой ценности «третьего» уровня, но и в этом смысле следует рассматривать их «ценностный потенциал» в нескольких аспектах.

Аксиомы представляют и историческую ценность. Выражая основные ценности и убеждения людей, они выступают источником познания явлений общественной жизни, дают важную информацию о характере общественной жизни, об этапах развития права того или иного периода, той или иной страны. Так, например, выбор в качестве приоритетной презумпции виновности или презумпции невиновности свидетельствует об эволюции правосудия, о смене инквизиционного процесса состязательным (смешанным), а также о смене «вектора» развития права в направлении его гуманизации.

Ценность правовых аксиом обусловлена и иными их функциями. 1) регулятивной; 2) ориентационной; 3) оценочной; 4) компенсационной; 5) информационно-образовательной; 6) дидактической; 7) стимулирования творческой деятельности; 8) теоретикометодологической; 9) технико-юридической; 10) интерпретационной [37] .

Регулятивная функция аксиом проявляется постольку, поскольку они непосредственно или опосредованно, конкретизируясь в содержании нескольких норм, находят свое выражение в нормах и принципах права. Однако, будучи всегда шире по содержанию и норм, и принципов, они выполняют и ориентационную функцию, устанавливая лишь самые общие правила.

Оценочная функция правовых аксиом обусловливается тем, что, представляя собой результат практической деятельности, в ходе которой отдельные действия оценивались с точки зрения их полезности, целесообразности для решения жизненных ситуаций, аксиомы могут быть использованы как «мерила ценности», они служат основанием для определения, какие нормы своим содержанием расходятся с аксиомами, допустимо ли существующее расхождение, нуждается ли оно в устранении или, наоборот, обеспечивает дальнейшее развитие права.

Компенсационная функция проявляется, когда в отсутствии нормы, регулирующей те или иные общественные отношения, знание аксиом позволяет решить вопрос по аналогии в соответствии с духом права.

Аксиомы играют большую роль в процессе усвоения людьми знаний о праве и особенностях правового регулирования, выполняя, таким образом, информационно-образовательную функцию. Даже не специалисты в области права знают, что «договоры должны исполняться», «один свидетель — не свидетель», «каждый считается честным, пока не доказано обратное», «без вины нет ответственности» и т. п.

Без аксиом нельзя обойтись и в процессе получения юридического образования и не только при изучении римского права. Аксиомы выступают в качестве структурного элемента анализа юридических текстов, построения особой логики восприятия событий и фактов, их описания и квалификации, их конкретного социального проявления, имеющего юридические последствия.

Аксиомы также ярко характеризуют особенности юридического языка, его лаконичность, ясность, недвусмысленность. В связи с вышеизложенным следует сделать вывод о дидактической функции аксиом.

Правовые аксиомы обладают способностью стимулировать творческую деятельность. Особенно это касается аксиом правоведения. Сам факт придания какому-либо положению статуса устоявшегося, очевидного и истинного дает богатейшую пищу для размышлений и служит мощным импульсом к проверке его на прочность, к выдвижению новых идей и обоснованию новых постулатов.

Поскольку явления, охватываемые понятием «правовые аксиомы» неоднородны, то их функции могут не совпадать, например, функции аксиом правовой науки и юридической практики. В правоведении следует выделить теоретико- методоло-гическую функцию аксиом, выступающих в качестве ступени философско-логического анализа права и самой науки о праве.

В сфере же правотворчества выделяется такая не свойственная правоведению функция правовых аксиом как интерпретационная, позволяющая с помощью аксиом объяснять содержание норм права, процессуальных действий и судебных решений в соответствии с логикой права.

Аксиомы, сформулированные в правовой науке, — сфера должного. Это простые по содержанию жизненные правила, в которых отображаются начала справедливости. Их использование во многом может упростить правовое регулирование общественных отношений, сделать его более экономным, а значит и более эффективным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: