Правовое государство: что это такое, описание и особенности

Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин – legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство – это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом – защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».

Важнейшие принципы правового государства – верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права – это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство – признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство – обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия – правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом – без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права – подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека – права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом – все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона – контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».

Взаимная ответственность государства и личности – государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона – все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Читайте также:
Обязательная доля: что это такое, описание и особенности

Россия – правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Конституция РФ. Статья 1

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», – признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

В связи с этим в международных рейтингах «законности» Россия обычно находится в нижней части списков. В рейтинге верховенства права World Justice Project за 2019 год РФ заняла 88-е место из 126 – между Эквадором и Ливаном.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру. Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», – указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», – объяснял эксперт.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство – это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4
Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять». Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.
Правильный ответ:
Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.
Два других принципа правового государства:
1. Верховенство права.
2. Приоритет прав и свобод личности.

Правовое государство: понятие, признаки

Правовое государство – это государство, которое во всей своей дея­тельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Иначе, правовое государство – это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Суть идеи правового государства:
  1. установление верховенства права;
  2. ограничение власти (силы) государства правом;
  3. обеспечение прав и свобод человека.

Для создания правового го­сударства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся граж­данское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.

Читайте также:
Ответственность гражданская: что это такое, описание и особенности

Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственно­сти, реальный режим господства права, обеспечивающий все пра­ва человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократиче­ского государства.

Основ­ные признаки правового государства:
  1. Верховенство закона.
  2. Высший приоритет и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
  3. Равенство всех перед законом.
  4. Разделение властей.
  5. Независимость суда.

Некоторые ученые выделяют также:

  1. Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам.
  2. Приоритет международного права

Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина должен быть прочно закреплен в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозво­лено» — важнейший принцип правового государства. Такой под­ход к правам и свободам буквально пронизывает Конститу­цию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, состав­ляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В правовом государстве нельзя избежать пра­вонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод должна быть обеспечена от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Кон­ституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности су­дей, устанавливаются демократические принципы судопроизвод­ства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключи­тельное право суда ограничивать права и свободы (например, ни­кто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, — ст. 35; арест, заключение под стражу и содер­жание под стражей допускаются только по судебному реше­нию — ст. 22 и др.).

Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам . Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые ак­ты не должны ей противоречить. Органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должно­стные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, граждан­скую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволен­ным вмешательством в жизнь гражданского общества.

Приоритет международного права как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Госу­дарство, обладающее суверенным правом принимать свои зако­ны, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация на­циональных правовых систем на самом высоком уровне, гаран­тий прав и свобод человека и гражданина, демократии и соци­ального прогресса. Этим объясняется включение данного прин­ципа в конституции многих государств.

В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета междуна­родного права как бы разбит на две части. Во-первых, закрепле­но, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ явля­ются составной частью ее правовой системы. Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора. Как отмечалось, заключение РФ договоров с другими государствами регу­лируется Федеральным законом «О международных договорах РФ».

Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство вклю­чает еще очень много аспектов, которые могут включать:

  • верховенство парламента в законодательной сфере;
  • демократический контроль за исполь­зованием армии за рубежом и внутри страны;
  • невмешательство государства в работу средств массовой информации;
  • закон­ность методов деятельности органов контрразведки;
  • гласность внешнеполитических шагов правительства, и др.

Ра­зумеется, для всех соответствующих действий органов исполни­тельной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно связанных с применением принуждения.

Правовое государство: основные компоненты, формирование идеи, признаки, определение, построение в современной России

Правовое государство по праву считается одним из наиболее важных достижений человеческой цивилизации. Оно обладает следующими основополагающими качествами:

  1. Признанием и защитой прав, а также свобод человека и гражданина.
  2. Верховенством правового закона.
  3. Организацией, а также функционированием суверенной власти государства на базе принципа разделения властей.
Читайте также:
Постановочный договор: что это такое, описание и особенности

Определение 1

Признание и защита прав, а также свобод гражданина и человека – это некая гуманитарно-правовая составляющая правового государства, которая означает гарантированность свобод и прав граждан, то есть государство должно не просто декларировать свободы и права, но также и обеспечивать их защиту и реализацию.

Верховенство правового закона – это нормативно-правовая составляющая правового государства, которая означает, что деятельность абсолютно всех субъектов права, и, в первую очередь, госорганов и должностных лиц, обязана выстраиваться на основании и в строгом соответствии с законом.

В таком случае сам закон обязан быть именно правовым, то есть содержащиеся в нем положения обязаны соответствовать естественным человеческим правам.

Организация, а также функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей – это такой институционально-правовой компонент правового государства, который нужен для исключения любых злоупотреблений государственной властью, так как наличие системы сдержек и противовесов не дает возможности одной либо другой ветви власти выйти за пределы собственной компетенции.

Занимаясь рассмотрением современного состояния идей правового государства, стоит избегать преувеличения их роли, а также степени распространения. На данный момент правовое государство является неким идеалом, лозунгом, конституционным принципом и при этом не получает своего полного воплощения ни в одном государстве. Фактическая политическая практика государств, которые провозгласили себя правовыми, зачастую расходится с конституционными нормами.

Для второй половины двадцатого столетия для конституционной организации государства характерно сочетание социального и правового принципов, и это дает некую формулу социального правового государства. На уровне конституции такая формула в сочетании с принципом социальности напрямую зафиксирована в основном законе ФРГ от 1949 года, а также в испанской Конституции от 1978 года. К данному времени в одной либо другой форме она закреплена в конституциях достаточно большого числа государств, но на практике идеал правового государства еще не был достигнут ни в одном государстве мира.

Образование идеи правового государства

Идея утверждения права (либо закона) в жизни общества сформировалась еще очень давно – в тот момент, когда начали образовываться самые первые государства. Для упорядочения социальных отношений с помощью права государство должно было конституировать себя законодательным способом, то есть осуществить определение правовых основ государственной власти.

Некоторые идеи правовой государственности возникли еще в период античности, а уже теоретически развитые концепции, а также доктрины сформулировали в период перехода от феодализма к капитализму и появления нового социально-политического строя.

Особое влияние на формирование именно теоретических представлений, а далее и практики правовой государственности, оказали политические и правовые идеи и институты Древней Греции, а также Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах в своих реформах проводил в шестом веке до нашей эры архонт из Древней Греции Солон. Мысли касательно того, что государственность в принципе возможна исключительно там, где господствуют только справедливые законы, в свое время поддерживали Платон, Сократ, Аристотель.

Наиболее ранним сохранившимся до наших дней определением государства как правового сообщества можно считать определение Цицерона. В свое работе «О государстве» он утверждал, что государство – это дело народа как некоего соединения многих индивидов, которые связаны между собой полным согласием в правовых вопросах, а также общностью интересов. Позднее идеи государства как некоего правового сообщества получали теоретическое обоснование уже в Новое время в работах Гуго Гроция, Бенедикта Спинозы, Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Луи Монтескье, Франсуа-Мари Вольтера, Жан-Жака Руссо. Так, Локк в своем труде о государстве обосновал законность сопротивления любому произволу власти.

На совершенно новую стадию обоснование идеала правового государства вывел в своей теории основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804). Согласно сформулированному им определению государства, оно представляет собой объединение огромного числа индивидов, которые подчинены правовым законам. Хоть он еще не использовал понятие «правовое государство», но применял довольно схожие по смыслу термины «правовое гражданское общество», «гражданско-правовое состояние», «прочное в правовом отношении государственное устройство». Особенность его определения состояла в том, что конститутивным признаком государства называлось верховенство правового закона.

Под влиянием кантовских идей в Германии возникло представительное направление, приверженцы которого уделили особое внимание разработке теории правового государства. Наиболее значимыми приверженцами данного направления называют Роберта фон Моля, Отто Бэра, Кара Теодора Велькера, Рудольфа фон Гнейста, Фридриха Юлиуса Шталя.

Роберт фон Моль ввел в научный оборот понятие «правовое государство», и оно прочно закрепилось в немецкой юридической литературе первой трети девятнадцатого столетия.

Впоследствии данное понятие получило обширное распространение, в частности, в дореволюционной России. В числе сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов и прочие. В России имелись прочные и многолетние связи с немецкими университетами, и из-за этого немецкая терминология применялась без перевода, потому теоретиков правового государства сначала именовали «рехтштатистами».

Читайте также:
Наследственное право: что это такое, описание и особенности

В англоязычной литературе понятие «правовое государство» не применяется. Схожим с ним можно назвать понятие «Rule of Law» (господство, правление права), использованное в данном смысле впервые Альбером Венн Дейси (профессор Оксфордского университета, годы жизни 1835-1922) в труде «Основы конституционного права» (от 1855 года).

Отношение к идеям правового государства у Маркса и Энгельса было строго негативным, как и отношение марксизма к государству в целом. Для зрелого марксизма становится характерным отрицание государства, в частности, правового. Согласно воззрениям Маркса и Энгельса, государственная власть нужна пролетариату исключительно на стадии перехода к безгосударственному строю. В собственных высказываниях критического характера касательно идеи правового государства они использовали это понятие в большинстве случаев в кавычках, подчеркивая свое отрицательное к нему отношение.

Признаки, а также определение правового государства

В наиболее общем смысле правовое государство допустимо обозначить как государство, которое связано правом, а его признаками можно назвать:

  1. Ограничение власти государства правами, а также свободами гражданина и человека (то есть власть признает неотчуждаемые права индивидов).
  2. Верховенство права (то есть правового закона) во всех областях общественной жизни.
  3. Конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на исполнительную, судебную, а также законодательную.
  4. Имеющееся довольно развитое гражданское общество.
  5. Строго правовую форму взаимоотношений (то есть взаимных обязанностей и прав, взаимной ответственности) граждан и государства.
  6. Верховенство именно закона среди всех официальных источников права.
  7. Строгое соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам, а также принципам международного права.
  8. Прямое действие актуальной конституции.
  9. Возвышение суда.

Определение 4

Получается, что правовое государство – это такое государство гражданского общества, которое построено на принципе разделения властей, и в нем верховенствует именно правовой закон, а также оно признает наивысшей ценностью и в обязательном порядке защищает свободы и права гражданина и человека.

Правовое государство в России в наше время

В актуальной Конституции страны нашли свое признание, а также нормативное закрепление все базовые компоненты (качества, свойства, характеристики правового государства) правовой государственности, такие как гуманитарно-правовая (свободы и права гражданина, а также человека), нормативно-правовая (конституционно-правовая концепция правового закона) и институционально-правовая (система взаимодействия и разделения властей).

В соответствии с частью первой статьей первой актуальной Конституции страны, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Определяющее значение для утверждения истоков правовой государственности имеют, в первую очередь, конституционные положения касательно высшей ценности человека, его свобод и прав, о разделении власти, о прямом действии актуальной Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего на данный момент права.

Получается, что в данной Конституции ставится задача построения правового государства, а также закреплены все важнейшие принципы правовой государственности. Ясно, что российским гражданам, а также государству на данном пути необходимо будет решать целый ряд проблем. И самой главной среди них является формирование зрелого гражданского общества.

Что означает правовое государство в обществознании? Примеры

Содержание:

Понятие «правовое государство» сформировалось много лет назад. Существовало много споров и пререканий на тему окончательного понимания концепции данного понятия. Ключевую роль сыграло буржуазное общество, становление которого стало решающим в развитии понятия права и государственности. Произвол и беззаконие, которое поддерживали феодалы, вызывало волны негодования, однако долгое время отсутствовала альтернатива. Правительство не несло никакой ответственности перед народом и обществом, занимаясь лишь собственными интересами. Правовое государство – это был способ покончить с беззаконием и восстановить справедливость.

Что значит правовое государство? Это объединение капитализма и свободы, уважение и почитание правовых норм, законов, демократические отношения в стране и за ее пределами. Через становление правовой державы возрождались исторические, естественные права людей. Человек находится в приоритете, является фундаментальной ценностью. Понятие правовое государство — это в обществознании обозначение политической организации. Оно находится на одном уровне с либерализмом, гуманизмом, демократией и иными значимыми принципами. Право является главным критерием в политике и обществе.

Что такое правовое государство – определение

Правовое государство – это краткое обозначение демократического государства. Все граждане страны, независимо от их положения в обществе и статуса, равны перед законодательством и судебным органом. Обеспечивается признание свобод и прав каждого человека. Ветви управления разделяются – есть исполнительная и судебная законодательная власть. Основные критерии, которые отличают правовое государство, это:

  • международное право в приоритете перед национальным правом;
  • законность; правопорядок в стране стабильный и непоколебимый;
  • государство; общество живет в условиях плюрализма – политического и идеологического;
  • соблюдается гражданский правовой кодекс – каждый житель страны свободен, обладает своими реальными правами;
  • государственный аппарат и гражданин совместно несут ответственность за все происходящее – вина не списывается исключительно на страну или только на человека;
  • закон является главным в любой области жизни социума;
  • власть в стране подразделяется на три ветви: класс судебного, исполнительного и законодательного правления.
Читайте также:
Общеобразовательное учреждение: что это такое, описание и особенности

Правовое государство это — кратко и понятно

Правовое государство — это политическая организация, которая гарантирует жителям страны соблюдение их естественных прав и свобод. Держава несет ответственность перед гражданами, а жители страны отвечают перед ней. Это принцип взаимности, лежащий в основе построения государственного аппарата. Закон и право – это основные критерии, которые превосходят по значимости желания, интересы, стремления властей и граждан.

Задание данного режима, не позволять вновь пришедшим к власти перестраивать и изменять основные регуляторы общества и социальной жизни, если это не соответствует историческим, культурным, традиционным принципам населения. Действие законов распространяется на всех людей, проживающих или находящихся на территории государства.

Отличия неправового государства:

  • отсутствие верховенства законодательства;
  • формирование незаконных социальных групп, на которые не распространяется правовой кодекс;
  • возможность выплаты денег с целью решения проблем с законом;
  • монополизация власти и поддержка единственно правильного мнения правящего органа.

Не всегда государства, которые называют правовыми, действительно живут по принципам этого политического устройства. Ярким примером является Латинская Америка или многие страны, ранее входившие в состав Советского Союза. По каким принципам работает правовая организация:

  1. Средства массовой информации, правозащитники, налоговая организация, арбитраж, суд и прокуратура контролируют процесс соблюдения законов со стороны граждан, юридических и физических лиц.
  2. Каждая ветвь власти имеет свои полномочия, при этом они четко разделены между каждой из них.
  3. Отсутствие монополизма в политике государства.
  4. Наличие взаимной ответственности со стороны жителей страны и державы. Как человек, так и государство отвечает за свои действия перед законодательством.
  5. Права, свободы каждого человека признаются и гарантируются. Он получает их при рождении. Права и свободы не могут быть отобраны или подарены государственной властью.
  6. Закон превыше всех сфер социальной, экономической, политической деятельности. Он является регулятором действий правления.

Если рассматривать, что такое правовое государство, примеры стран можно найти практически по всему миру. Соединенные Штат Америки являются правовой страной с развитой формой демократии. Швейцария, Германия, Франция и многие другие страны Европы давно выбрали путь правовой организации. Австралия также не является исключением.

Правовое воспитание

Уважение к праву, закону выражает саму суть гражданского воспитания. Но уважение к закону – это такое отношение к правовым предписаниям, когда человек в своей деятельности признает ценность закона. Результатом успешного усвоения норм поведения является внутренний контроль, когда человек настолько глубоко усвоил бытующие нормы морали, нормы деятельного поведения, что, не задумываясь, поступает так, как этого требует общество в лице принятого его представительным органом закона.

Однако уважение к закону как внутренняя установка личности, рационально-эмоциональное отношение к его духу и букве формируется на основе признания ценности закона для личности (позитивное правосознание). А такое формирование есть в особенности процесс и результат правового воспитания.

Правовое воспитание – это прежде всего целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому и их закрепление в сознании людей как признаваемых и уважаемых ими поведенческих стереотипов. Правовое воспитание имеет целью формирование и развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц – представителей государственного аппарата в правовой сфере.

При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих всё-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на формирование и повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Будучи значимым средством формирования и повышения уров­ня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом ду­ховного воспитания личности в условиях построения в России пра­вового государства, правовое воспитание представляет собой осо­бую форму деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов и иных социальных субъектов, направ­ленную на формирование и укрепление в сознании людей уважения к праву, пози­тивных правовых знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентации, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное по­ведение, активную жизненную позицию в реализации юридических норм.

Практически эта форма деятельности представляет собой систему мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и мо­ральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необ­ходимости и справедливости юридических норм, следованию их предписаниям.

К формам правового воспитания относятся: правовое обуче­ние, правовая пропаганда, организованная, контролируемая и наблюдаемая социально-правовая практика населения, различных институтов общества и публично-правовых институтов государства (судов, правоохранительных, исполнительных, законодательных и иных правотворческих органов).

Читайте также:
Политическая партия: что это такое, описание и особенности

Средства правового воспитания составляют материальные формы, используемые для достижения целей правовоспитательной работы (законодательные акты, юридическая литература, теле-, видео- и кинофильмы, телепередачи правового характера и т.п.).

Методы правового воспитания представляют собой совокуп­ность приемов и способов воздействия на правосознание и по­ведение людей с целью формирования у них правовой культуры.

Наиболее оптимальными методами правового воспитания являются воспитательные и предупредительные.

Организационная структура, включающая субъекты (органы, которые проводят правовоспитательную работу), а также объекты (те ка­тегории населения, по отношению к которым проводится пра­вовоспитательная работа и правовоспитательные действия (деятельность, осуществляемая для достижения намеченных правовых целей), средства и методы правового воспитания представляют собой в целевой совокупности систему правового воспитания.

Вместе с тем, следует отметить, что важнейшим способом, направленным на выработку позитивного правосознания, выступает социально-нормативное воспитание, являющееся нетрадиционным для освещения в теории права.

Как представляется, социально-нормативное воспитание является оптимальным способом формирования положительного правосознания и преодоления в нем пробелов и искажений. Оно представляет собой комплексный процесс, включающий в себя в качестве важнейших элементов прежде всего правовое, а также неразрывно связанные с ним моральное, трудовое, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

Сущность данного социально-нормативного воспитания как воспитательного комплекса заключается в том, что постепенно, по мере получения индивидом определенных знаний о жизни в обществе элементы воспитательного процесса усложняются. Если на первоначальном этапе воспитание выражается в виде простого и образного разъяснения общедоступных и несложных для умственного усвоения положений через трудовое, физическое, моральное и эстетическое воспитание, но впоследующем элементы воспитательного процесса усложняются.

Сюда в качестве воспитательного «ядра» и включается правовое воспитание, которое может быть эффективным только при преломлении правовых норм через нормы, усвоенные индивидом ранее. То есть наряду с общими социальными нормами индивиду разъясняется связанная с ними роль права и законности в общественной жизни.

В основе социально-нормативного воспитания лежит информационный подход, который основывается на той предпосылке, что формирование положительного правосознания и преодоление случаев его деформации возможно лишь при получении гражданами соответствующих правовых знаний. Эта точка зрения имеет давнюю традицию, поддерживается большинством российских ученых, находит свое отражение и в международных документах.

Так, например, в Резолюции VI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каракас, 1980), было отмечено, что знание права помогает формированию сознательного отношения к жизни, основанного на принципах права, справедливости и морали, повышению общего уровня состояния законности и общественного порядка и усилению роли каждого гражданина в решении важных проблем общественной жизни.

«Нам ещё только предстоит в полной мере осознать ценность права как одной из вершин общественного бытия. Путь к этому лежит через ликвидацию пренебрежительного отношения к закону у главных воспитателей – родителей».

Необходимо отметить, что социально-нормативное воспитание начинается с освоения элементарных норм, среди которых сугубо правовых немного. Например, в раннем возрасте разъясняется, что нельзя без разрешения брать чужие вещи, нельзя обижать маленьких детей, нельзя издеваться над животными. Постепенно количество нормативной информации становится больше.

По мере социализации поведенческие акты субъекта, соответствуя или не соответствуя действующим правовым моделям, начинают воплощать воспринятые им образцы нравственного (или соответственно безнравственного), экологического, эстетического и др. поведения. Иного и быть не может. Ведь правовая норма (вернее – образ нормы в индивидуальном сознании), лучше или хуже усвоенная субъектом, наполняется в каждом отдельном случае личностным содержанием.

Следует констатировать, что если малолетние дети улавливают образцы поведения первоначально только поверхностно (это является основным способом получения ими сигнально-ориентирующей информации о существующих способах общения), то по мере взросления количество словесно-смысловой информации, заинтересованно направляемой на субъект, растет. Постепенно человек достигает возраста, когда поэтапно начинается его правовое воспитание в прямом смысле этого слова.

На первоначальном этапе правового воспитания знания, представления и понятия индивида бывают туманными. Поэтому полученный опыт не помогает, а порой мешает ориентироваться в потоке событий. Многие его отношения складываются непредвиденно и оказываются неблагоприятными. В этот период особенно возрастает роль воспитателей индивида, на которых должна ложиться тяжесть нравственной, а в предусмотренных законом случаях и юридической ответственности, которую они должны разделить вместе с подопечными. Связано это с тем, что никто, кроме воспитателя, не поможет развивающейся личности узнать меру своей ответственности за те или иные неправомерные деяния. Никто, кроме него, не направит подростка на путь самосовершенствования и не оградит его от противоправного влияния окружающей среды.

Совершенно очевидно, что задача сознательного воспитания состоит в том, чтобы воспринимались лишь нормы, одобряемые нашим обществом, поскольку они становятся руслом, по которому устремляется поток желаний и намерений субъекта.

В этом процессе выделяется ряд важных моментов, а именно:

1) качество «направляемых» знаний;

2) качество их передачи;

3) качество их усвоения и трансформации.

С учетом этих положений и должно строиться социально-нормативное воспитание в целях выработки должного правового сознания, недопущения его искажения и ликвидации появившихся пробелов.

Читайте также:
Патентное законодательство: что это такое, описание и особенности

В то же время следует учитывать, что социально-нормативное воспитание не может сводиться к массированному внедрению социальных норм в сознание субъекта. Нужно последовательно воспитывать личность, готовую к добровольному соблюдению общественных требований. Важной чертой такого воспитания является не просто усвоение воспитуемым позитивной информации, а наполнение ее мощным зарядом добра, который может перекрыть, преодолеть возможное зло. Это необходимо учитывать всегда, когда осуществляется правовое воспитание населения.

Представляется, что целями правового воспитания являются:

– достижение прочных знаний людей о законодательстве, пра­вах и обязанностях личности;

– повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительное преодоление правового нигилизма и цинизма;

– создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное по­ведение, формирование установок и привычек законопослушания, создание атмосферы нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.

Правовое воспитание – сложная и многоаспектная деятель­ность, проявляющаяся в форме:

– пропаганды права в средствах массовой информации (журналы, газеты, радио, телевидение);

– издания литературы по юридической проблематике (популяр­ные брошюры, комментарии законов, юридической практики и др.);

– создания и распространения компьютерных баз данных «Гарант», «Консультант-плюс» и др., распространения правовой ин­формации через Интернет;

– правового образования граждан – изучения законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах;

– профессиональной подготовки специалистов в области права через юридические вузы, факультеты, специальные курсы повыше­ния квалификации и т.д.;

– наглядной правовой информации (стендов, фотографий правонарушителей, стенгазет и др.);

– гласного осуществления юридической практики – законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, гласной работы общих судов и других правоохранительных органов;

– создания и распространения произведений литературы и искусства, посвящен­ных правовым проблемам – кинофильмов, театральных постано­вок, романов и повестей российских и зарубежных писателей.

Следует признать, что правовое воспитание должно осуществляться на определенных основных принципах:

– связи с жизнью, юридической практикой;

– яркости и образности;

– ориентации на укрепление законности, повышение авторитета закона;

– выработки знания действующих норм и умения ими пользоваться.

В текущее время, к сожалению, внимание к правовому воспитанию, особенно по месту жительства граждан, в значительной степени ослабло.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С.С. Государство и право. – М., 1994.

2. Желтова В.П. Философия и буржуазное правосознание. – М., 1977.

3. Ильин И.А. О сущности правосознания. – М., 1993.

4. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. – М.,1974.

5. Уледов А.К. Структура общественного сознания. – М., 1968.

6. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. – М.,1963.

7. Лукашова Е.А. Социалистическое правосознание и законность. – М., 1973.

8. Формы общественного сознания. – М., 1960.

9. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. – М., 1998.

10. Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс. – Ростов-на-Дону, 1969.

11. Баранов П.П. Правовое воспитание граждан СССР в духе советского патриотизма и интернационализма. – Саратов., 1983.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П. в. определяется характером и политикой гос-ва. П. в. часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но П. в. в большей степени ориентировано на осознанное восприятие юрид. законов, правовых норм и обязанностей.

Правовая норма — идеальная модель должного поведения человека в обществе. Реальное воздействие правовой нормы на поведение личности зависит от соответствия юридич. предписаний реальным потребностям общества, от состояния законности, психол. готовности личности соблюдать предписания, выраженные в типичном поведении участников обществ. отношений. Взаимодействие права и ребёнка осуществляется гл. обр. опосредованно, через родителей и взрослых, участвующих в его воспитании. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона; его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948) и в между-нар. Конвенции о правах ребёнка (1989). В условиях семейного и шк. воспитания ребёнок органично усваивает привычки правомерного (согласующегося с нормами права) поведения, осн. знания о нравств. и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности.

Термин «П. в.» появился в 20 в., но право всегда — как в авторитарных, так и в демокр. обществах — считалось важным элементом воспитания гражданина. В антич. культуре Сократом, Платоном, Аристотелем было сформировано ставшее традиционным для европ. стран представление о гражд. добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала законопослушность. Аристотель особо подчёркивал роль закона в воспитании добродетельности в кн. X «Никомаховой этики». В Др. Риме это положение развивали Цицерон, Квинтилиан и их последователи. Идеи гражд. воспитания, рассматриваемые в тесной связи с правом долженствования, получили распространение в эпоху Возрождения, особенно во Флорентийской республике (15 в.), в воззрениях представителей школы «гражд. гуманизма» (П. Верджерио, Л. Бруни и др.). Исполнение гражд. долга связывалось с подчинением закону, праву. Эти традиции были развиты в трудах мыслителей эпохи Просвещения. С кон. 18 в. в гос. шк. системах стали вводиться уч. курсы законоведения, моральных и политич. наук и т. п. для гимназий и др. школ, а с кон. 19 в. — гражд. ановедение.

Читайте также:
Образовательный ценз: что это такое, описание и особенности

В России проблема преподавания и изучения гос. законов возникла с утверждением просвещённого абсолютизма и первыми попытками создания системы гос. школ. Из идей просветителей Екатерина II допускала лишь те, что не угрожали монархии. В то же время для неё были характерны и такие высказывания, как «законоположение должно применяться к народному умствованию», «для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приготовить» («Наказ» имп. Екатерины, 1907, с. 57—58). В 1783 по высочайшему повелению императрицы было издано предназначенное для чтения в нар. гор. уч-щах пособие «О должностях человека и гражданина». Изучение законов включалось в контекст морального воспитания.

Вопросы воспитания гражд. добродетели и законопослушания освещены в трактате А. Ф. Бестужева и его курсе морали для кадетских корпусов.

В 19 в. в России задаче воспитания законопослушных граждан уделяли большое внимание демокр. круги (от А. Н. Радищева до земской интеллигенции) и представители «официальной народности». Законодательство в той или иной степени изучалось в разл. уч. заведениях. Традиции преподавания права в России основывались на офиц. подходе «государственной» школы (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв и др.). В то же время значительное влияние оказывала школа «естественного права» (С. И. Гес-сен, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий и др.).

Правовое обучение в России отличалось от подобного процесса в Европе и Америке. Если в европ. странах акцент делался на воспитании члена гражд. общества, наделённого естественными и неотъемлемыми правами (напр., курс «Гражданове-дения» во Франции, 2-я пол. 19 в.), то в России гл. задачей являлось законопослушание верноподданного гражданина.

В нач. 20 в. подходы рус. и заруб. педагогов к роли права значительно сблизились. В России появился перевод 26-го изд. уч. книги Г. О. Арнольда-Форстера — «Права и обязанности юного гражданина» (1906), предназначенного изначально для юных граждан Великобритании.

Во мн. гимназиях, общеобразоват. и спец. школах для трудящихся в России преподавался курс социологии Г. А. Энгеля, к-рый имел разл. названия: законоведение, обществоведение, введение в теорию гос-ва и права. После Окт. 1917 именно Энгель стал автором первого сов. учебника для школ по социологии (1919), где проводилась мысль об общепед. значении П. в., о взаимосвязи права и морали как разл. регуляторов поведения, влияющих на уровень гражданственности личности. П. Ф. Каптерев высказывал идею о воспитании чувства законности у детей. В работе «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908) он утверждал, что именно в школе дети «получают основы гражданского образования и где обычное обучение при помощи директоров и преподавателей есть только средство для достижения другой, главнейшей и существеннейшей цели гражданского воспитания детей» (Каптерев П. Ф., Избр. пед. соч., 1982, с. 248). Подобная точка зрения высказывалась в работах педагогов 1-й четв. 20 в.: «Конституция республики учащихся» К. Н. Корнилова (1917), «Основы социального воспитания в народной школе» Н. Н. Иорданского (1918—19), «Нравственно-правовые представления и самоуправление у детей» (1925) и др.

В программу первых сов. курсов обществоведения были включены вопросы изучения гос. строя бурж. гос-ва и Сов. гос-ва. По программам Единой трудовой школы учащиеся изучали Конституцию страны, систему организации сов. власти в центре и на местах, сущность сов. исполнит, органов власти, избират. прав трудящихся. Были попытки соединить обучение по этим проблемам с организацией дет. среды, напр. в образцово-показательных уч. учреждениях, таких, как 1-я опытная станция Наркомпроса и колония «Бодрая жизнь» под руководством С. Т. Шацкого.

Вопросы правосознания подрастающего поколения рассматривались П. П. Блон-ским. Он выделял значение живого ист. разбора, конкретных форм общественно-гос. устройства общества взамен сухого и формального комментария конституций и уставов разл. учреждений. Им были предложены формы и приёмы изучения школьниками политико-правовых ин-тов общества (суд, социальная мораль, парламент, мин-во и пр.). Блонский считал возможным создание курса гражд. воспитания, куда включались бы и частные вопросы формирования правосознания личности: 1-я часть — описание органов гос-ва и общества, 2-я часть — социальная мораль (связь личной жизни с общественной и необходимость солидарности, идея справедливости, уважение к человеческой личности, братство людей, благо гос-ва как высш. благо, участие в обществ. деятельности как нравств. обязанность).

А. С. Макаренко, реализуя в 20—30-х гг. свою воспитательную систему, связывал разумное отношение к вопросам поведения школьников, выработку положительных привычек детей с формированием сознат. отношения к праву и дисциплине. Однако существовавший в сов. обществе 30-х гг. правопорядок отразился и на деятельности педагогов, на содержании правового обучения и воспитания. Мн. пед. идеи или не были реализованы или искажались.

Читайте также:
Праздничные дни: что это такое, описание и особенности

В послевоен. годы П. в. было сведено фактически к правовому просвещению в рамках изучения Конституции СССР. В 40-х — нач. 50-х гг. пед. разработки проблем П. в. ограничивались гл. обр. методикой школьного преподавания осн. положений сов. конституции.

Разл. модели П. в. в последующие десятилетия также далеко не всегда выдерживали проверки их практикой. Так, один из первых сов. исследователей гражд. и правового воспитания Д. С. Яковлева отмечала специфич. задачи П. в. (1970): приучение к строгому соблюдению осн. прав и обязанностей граждан не по принуждению, а по убеждению; активное участие школьников в борьбе за соблюдение социалистич. законности; воспитание чувства хозяина страны; предупреждение правонарушений (Яковлева Д. С., Стимулы и мотивы общественной деятельности учащейся молодёжи, 1970). Однако такие глобальные задачи в практике испытывали сопротивление социальной среды и не могли быть реализованы.

Идея 70—80-х гг. о необходимости широкого развития правоохранительного движения подростков достаточно аргументирование оспаривается в 90-х гг.

Психол.-пед. исследования показали, что достичь в шк. возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Поэтому ряд специалистов считает, что нецелесообразно ставить перед П. в. нереальные задачи. Учащимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, влияющие на формирование социально полезных установок, и стимулировать их активную деятельность в этом направлении, способствующую накоплению позитивного опыта. Знакомство учащихся с правовыми аспектами гос. деятельности, основами законодательства особенно важно в условиях роста преступности детской, увеличения удельного веса правонарушений, совершённых подростками, в общем числе преступлений, расширения влияния антисоциальной субкультуры на детей и молодёжь. Только педагогически и целесообразно организованная пед. деятельность в области П. в., формирующая установки на уважение к закону, интерес к праву и направленная на поиск наиб. эффективных путей реализации правовых предписаний общества, осуществления своего гражд. долга в правовой сфере, может быть признана социально полезной, приемлемой для гражданина страны.

Задачи П. в. в Рос. Федерации требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания примата междунар. прав человека и Конвенции о правах ребёнка и разработки его практич. методики.

Правовое сознание и поведение детей и подростков нельзя формировать обособленно, отдельно от др. форм сознания. Необходима интеграция разл. знаний об обществе, включая правовые, и использование доступных форм донесения их до ребёнка. Одним из первых таких курсов является «Граждановедение» («Обще-ствознание»), призванное формировать правовую культуру школьника на основе раскрытия всей гаммы общечеловеческих ценностей, составляющих общую гуманистич. культуру личности. Правовые представления детям даются в тесной связи с реальными проблемами жизни, через них формируются соответствующее отношение, правовые чувства и убеждения.

В уч. процессе в 90-е гг. наиб. перспективна идея интегративного подхода к формированию правосознания учащихся посредством как создания спец. воспита-тельно-образоват. курсов (типа «Человек и общество», «Граждановедение»), так и реализации в курсах истории, экономики, биологии, лит-ры и др. задач П. в. В школах Рос. Федерации активно используется курс «Граждановедение» (5—9-е кл.), к-рый позволяет не только рассмотреть вопросы права в разл. жизненных ситуациях, но и смоделировать деятельность детей по решению проблем правового характера при пед. руководстве взрослых.

В большинстве стран мира изучение права ведётся по программам гражд. воспитания. В США имеются программы, нацеленные на развитие у детей чувства гражданственности. Опираясь на раскрытие пед. аспектов осн. обязанностей и прав гражданина, педагоги разрабатывают методику воспитания. Школа стремится правильно формировать представление детей о свободе, равенстве в «общем школьном доме».

Нек-рые педагоги пытаются смоделировать черты гражданина 21 в. (напр., В. Ньювелл, Ун-т Майами), к ним относят: гражд. грамотность (умение высказывать обоснованное суждение по осн. совр. проблемам от экономики до экологии); критич. мышление, обществ. совесть (умение определять добро), терпимость (к др. верованиям, культуре, обычаям) и плюрализм мнений, глобальное гражданство («общий мировой дом»), полит. активность.

Во Франции существуют уч. программы, раскрывающие вопросы П. в. для учащихся образоват. школ, лицеев. Даже для детей дошк. возраста в сер. 80-х гг. разработано пособие П. Гамарра и Ж. Эпин «Гражданское воспитание: что это сегодня?» с рисунками и доступным текстом, в к-ром авторы стремились рассказать малышам о стране и «общем мировом доме», ознакомить их с полит. устройством Франции, объяснить такие понятия, как нация, республика, её символы, обязанности граждан, и ввести детей в круг вопросов о правах человека, обществ. безопасности и междунар. сотрудничества.

Лит.: Блонский П. П., Школа и общественный строй, в его кн.: Избр. пед. соч., М., 1961; Головченко В. В., Эффективность правового воспитания, понятие, критерии, методика измерения, К., 1985; Правовое воспитание молодежи, К., 1985; Лукашева Е. А., Право, мораль, личность, М., 1986; ТатаринцеваЕ. В., Правовое воспитание. Методология и методика, М., 1990.

Читайте также:
Патентное законодательство: что это такое, описание и особенности

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Понятие, методы и формы правового воспитания

  • Формы правового воспитания
  • Методы правового воспитания

Правовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, необходимый для воздействия на сознание людей для формирования высокой правовой культуры. Правовое воспитание необходимо, чтобы создалась устойчивая установка на законопослушное поведение. Дети должны следовать законам не потому, что их будут ругать родители или посадят в тюрьму, а по своему внутреннему убеждению жить по законам государства.

Для эффективного правового воспитания есть особые формы и методы, все они подчинены единой цели – подготовить социально активного члена общества, который знает свои права, готов их отстаивать, а также обладает прогрессивным юридическим мировоззрением.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики.

Формы правового воспитания

Есть несколько основных способов, с помощью которых учащимся в доступной форме объясняют, что именно нужно делать, чтобы жить в рамках закона.

Основные формы воспитания:

  1. Обучение – это передача подрастающему поколению накопленных ранее знаний в сфере юриспруденции. Чаще всего проходит в форме уроков правоведения, на которых изучают азы теории государства и права, виды юридической ответственности и наказаний. Уроков правоведения в большинстве школ очень мало, за это время очень сложно достичь высокого уровня правового воспитания.
  2. Пропаганда – с помощью телевидения, радио, электронных средств информации молодежи рассказывают о правильности законного образа жизни. Например, твердят о необходимости платить налоги, сообщать информацию о готовящихся преступлениях, соблюдать правила дорожного движения и т. д.
  3. Юридическая практика – эта форма правового воспитания актуальна больше для учащихся учебных заведений с профильным юридическим уклоном. Заключается в посещении заседаний суда, исправительных учреждений, полиции, встречах с адвокатами, прокурорами, другими юристами.
  4. Самообразование – детей призывают обращать внимание на юридически правильное поведение и брать пример с таких людей в плане соблюдения законов. Важно показать учащимся, на кого именно стоит ориентироваться. Например, на известных правозащитников, активистов, адвокатов. Самообразование очень важно в педагогике, так как дети сами изучают азы права, законы, решают юридические задачи.
  5. Индивидуальная воспитательная работа – эффективная форма воспитания для детей, которые уже в раннем возрасте имеют проблемы с законом. К ним нужно найти особый подход, своеобразные рычаги воздействия, чтобы своевременно поставить трудновоспитуемых детей на путь законного образа жизни.

Появляются новые формы работы с молодежью, которые донесут информацию о правомерном образе жизни на понятном для них языке.

Методы правового воспитания

Представляют собой совокупность приемов воспитательного воздействия, с помощью которых можно достигнуть поставленных целей воспитания. К методам правового воспитания в современной педагогике относят следующие активные действия:

  1. Убеждение – это гуманное воздействие на сознание человека с целью создания у него стойкого желания жить по закону. В процессе убеждения никто не заставляет строго соблюдать законы только затем, чтобы не попасть в тюрьму. Убеждение – это эффективный современный метод, его актуальность и значение очень велики. Нужно доходчиво рассказать воспитаннику, что законный образ жизни – это норма . Преступность все равно рано или поздно наказывается.
  2. Принуждение – преподаватель заставляет ученика отказаться от пагубных привычек прошлого. На первый план в процессе реализации этого метода выступает навязывание воли государства. Желания и сознание воспитываемого во внимание не берутся. Ярким примером метода принуждения является требование устранить недостатки. Если человек ездит на явно неисправной машине, то воспитатель принудительно заставляет его пройти техосмотр и убрать нарушения технических показателей.
  3. Личный пример – воспитатель сам обязуется стать эталонным образцом соблюдения законов и правил в обществе. У него должен быть авторитет среди учащихся, основывающийся на законном, правомерном поведении.
  4. Поощрение – это метод стимулирования правомерного поведения, когда учащегося жить по законам поощряют за законный образ жизни. Яркий пример – это купить желаемый подарок ребенку, если за учебный год на него не поступит жалоб относительно мелкого хулиганства, воровства и других правонарушений. Это покажет ребенку все прелести законного образа жизни благодаря получению подарка.

Правильное использование форм и методов правового воспитания приведет к созданию гражданского общества. Члены этого общества будут знать свои права и не бояться требовать от чиновников выполнения в полной мере своих обязательств перед коллективном людей. Конечный результат правового воспитания – это уважение к законам, желание их соблюдать. Формируется укоренившаяся привычка соблюдать правовые предписания и требовать этого от других.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: