Правовое ограничение: что это такое, описание и особенности

Пределы и ограничения гражданских прав

1. Безграничная свобода субъекта при осуществлении им своих прав невозможна, ибо она неизбежно приводила бы к ущемлению публичных интересов и прав третьих лиц. Поэтому естественно, что в законе указываются некие пределы (границы) осуществления гражданских прав. Это общие стеснения субъектных прав. Пределы осуществления гражданских прав объективны — их существование не зависит от воли участников правоотношений, они устанавливаются законом.

Понятие «пределы осуществления гражданских прав» можно рассматривать в узком смысле. В таком случае речь идет о том, что существует субъективное право (например, право собственности) и оно должно осуществляться с соблюдением определенных законом пределов (границ). Нередко словосочетание «пределы осуществления гражданских прав» используется в широком смысле, т.е. подразумеваются некие общие правила, определяющие правомерное поведение, вне связи с субъективными правами. Так, никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения ( п. 4 ст. 1 ГК). Это общее правило должно работать как при осуществлении субъективных прав, так и при совершении действий, не связанных с реализацией субъективных прав, например при осуществлении возможностей, заключенных в правосубъектности. Так, в п. 3 ст. 1 ГК предусмотрено, что субъекты должны действовать добросовестно, в том числе и при установлении гражданских прав. Действия в обход закона с противоправной целью недопустимы в силу ст. 10 ГК как в тех случаях, когда они связаны с осуществлением субъективного права, так и при отсутствии права.

В законодательстве пределы осуществления гражданских прав закрепляются различными способами. В одних случаях предписывается определенный порядок осуществления права, не допускающий каких-либо отступлений. В других установленный законом правовой режим имущества (например, недвижимого) содержит пределы осуществления гражданских прав. Очень часто пределы формулируются путем введения запретов на совершение определенных действий. Словосочетание «пределы осуществления гражданских прав» встречается в законе нечасто. Но анализ той или иной нормы может свидетельствовать о том, что речь идет именно о таких пределах. Нередко пределы осуществления гражданских прав именуются в законе ограничениями. Так, в п. 2 ст. 1 ГК указано, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона (см. также ст. 55 Конституции). Например, в содержание правоспособности гражданина входит возможность избирать место жительства ( ст. 18 ГК. Это норма конституционная — ст. 27 Конституции). Однако право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства может быть ограничено в пограничной зоне, в закрытых военных городках, в зоне экологического бедствия и т.п. ( ст. 8 Закона о свободе передвижения). Могут вводиться ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав ( ст. 129 ГК) и т.д.

Таких пределов довольно много. Вводятся они исходя из различных соображений. В частности, введение тех или иных пределов осуществления гражданских прав может быть обусловлено спецификой субъектного состава гражданского правоотношения. Так, малолетние в возрасте от шести до 14 лет самостоятельно совершают лишь некоторые сделки (например, мелкие бытовые), а по общему правилу сделки от их имени совершают родители, усыновители или опекуны ( ст. 28 ГК). Опекун или попечитель чаще всего может распоряжаться имуществом подопечного с предварительного согласия органов опеки и попечительства ( ст. 37 ГК). Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично ( п. 3 ст. 182 ГК).

Пределы осуществления гражданских прав нередко вводятся законом с учетом специфики объекта. Так, жилое помещение может использоваться только для проживания ( ст. 288 ГК, ст. 17 ЖК). Земельные участки должны использоваться по целевому назначению ( ст. 7 ЗК). Иногда при установлении пределов используются субъективно-объективные критерии. Так, законом или в установленном им порядке могут быть предусмотрены виды объектов, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается только по специальному разрешению ( п. 2 ст. 129 ГК) (например, оружие, сильнодействующие яды и т.д.).

Запрет на совершение определенных действий может быть не связан с осуществлением субъективного права. Например, недопустимо совершение сделки с целью, противной основам правопорядка или нравственности (антисоциальной сделки) ( ст. 169 ГК). Но очень часто запреты вводятся именно в качестве пределов осуществления гражданских прав. Весьма красноречивым примером является правило, включенное в п. 2 ст. 209 ГК: собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (выделены пределы осуществления права собственности). Это указание общего характера весьма обстоятельно конкретизируется в нормах жилищного законодательства, определяющих правила пользования жилыми помещениями. С учетом специфики тех или иных правоотношений такая конкретизация производится и в других случаях.

Читайте также:
Объект преступления: что это такое, описание и особенности

2. Пределы осуществления гражданских прав, которые распространяются на все виды гражданских правоотношений, закреплены, в частности, в ст. 10 ГК (учитывая их всеобъемлющий характер, такие пределы можно назвать универсальными). В данном случае законом запрещается совершение ряда действий, описываемых оценочными понятиями. Причем речь идет о родовых понятиях.

Запрещено злоупотребление правом. О понятии злоупотребления правом написано немало исследований. Тем не менее вопрос о том, что есть злоупотребление правом, остается одним из наиболее дискуссионных. Схематично понятие злоупотребления правом можно охарактеризовать следующим образом.

О злоупотреблении правом можно говорить лишь в том случае, если субъект обладает неким субъективным правом, но осуществляет его с превышением пределов.

Злоупотребление правом — это всегда умышленное действие. Субъект, осуществляющий свое право, производит это таким образом, что ущемляются имущественные или неимущественные интересы третьих лиц, общества в целом или государства, и этот субъект желает такого ущемления либо безразлично относится к последствиям своих действий. Злоупотребление правом — это всегда недобросовестное осуществление права.

В качестве злоупотребления правом иногда могут быть квалифицированы и действия, не связанные с осуществлением субъективного права, но заведомо недобросовестные (злоупотребление правом в широком смысле).

В первую очередь к злоупотреблению правом закон относит осуществление субъективного гражданского права исключительно с намерением причинить вред другому лицу (шикана). Осуществление гражданского права всегда имеет целью удовлетворение каких-либо интересов управомоченного лица. Но в данном случае цель осуществления права состоит исключительно в нарушении интересов другого лица. Такое встречается, например, в соседских отношениях. Или, например, исключительно для того, чтобы квартира не перешла к наследникам, гражданин намерен подарить ее первому встречному (злоупотребление правом собственности).

К злоупотреблению правом относятся также действия в обход закона с противоправной целью. Под таким злоупотреблением правом понимаются действия, формально не противоречащие закону, но ведущие к цели, запрещенной им; в обход закона поступает тот, кто, «сохраняя слова закона, обходит его смысл». Например, субъект, который не вправе заниматься предпринимательской деятельностью (допустим, в связи с занимаемой должностью), осуществляет ее от имени другого лица (злоупотребление правом в широком смысле). Или, предположим, желая обойти запрет на привлечение денежных средств во вклады ( ст. 835 ГК), кооператив привлекает такие средства путем оформления соответствующих действий, например таких, как прием в кооператив новых членов и внесение ими паевых взносов.

Действия в обход закона с противоправной целью могут облекаться в форму мнимых и притворных сделок ( ст. 170 ГК).

Злоупотреблением правом является также использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Так, запрещены ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара и т.д. (см. Закон о защите конкуренции).

Перечень форм злоупотребления правом не является исчерпывающим (что подчеркнуто в п. 1 ст. 10 ГК). С учетом конкретных обстоятельств того или иного дела суд может квалифицировать и другие действия в качестве злоупотребления правом.

3. Последствия злоупотребления правом в первую очередь состоят в том, что суд отказывает в защите права полностью или частично. Кроме того, суд применяет иные меры, предусмотренные законом. При совершении действий в обход закона с противоправной целью указанные последствия наступают в том случае, если иное не установлено Гражданским кодексом . Так, в приведенном примере о привлечении кооперативом денежных средств вкладчик вправе требовать возврата вклада, уплаты процентов и, сверх того, возмещения убытков ( п. 2 ст. 835 ГК).

Во всех случаях злоупотребления правом, если оно повлекло нарушение права другого лица, такое лицо может требовать возмещения причиненных убытков ( п. 4 ст. 10 ГК).

Нередко закон устанавливает специальные санкции на случай нарушения пределов осуществления субъективного права. Например, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, то возможно принудительное прекращение права собственности на такое жилье ( ст. 293 ГК).

Иногда нарушение пределов осуществления субъективных прав влечет недействительность сделок и т.д.

4. При осуществлении гражданских прав должны учитываться частные стеснения гражданских прав — ограничения на основании судебного акта либо акта должностного лица (например, наложение ареста на имущество, запрет совершения определенных действий). К частным стеснениям права относятся также договорные ограничения права. Например, при передаче вещи в пользование ее собственник, сохраняя права владения, пользования и распоряжения, не может осуществить эти правомочия в полном объеме (чаще всего вещь передается во владение пользователя, обычно невозможно передать ее в пользование еще кому-то и т.д.).

Читайте также:
Приемные родители: что это такое, описание и особенности

Временное ограничение на пользование специальным правом

Указанные изменения вступили в силу с 15 января 2016 г. Рассмотрим, кого и за что могут ограничить во временном пользовании специальным правом.

О каких специальных правах идет речь
Новеллой закона является статья 67.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», где сформулированы правила, на основании которых должники временно ограничиваются в пользовании специальным правом.

Изначально судебные приставы-исполнители планировали ввести возможность ограничивать большой спектр специальных прав – право на охоту, рыбалку и т.п., однако в окончательном виде в закон попали только специальные права на управление транспортными средствами.

По моему мнению, ограничение остальных специальных прав – это всего лишь вопрос времени.

Какой категории должников грозит возможность временного ограничения в пользовании специальными правами
Не все должники попали в специальную категорию. На мой взгляд, поскольку данная мера является новеллой для нашего законодательства, вначале она будет опробована на социально значимых взысканиях – алименты, ущерб от преступления и т.п.

Если данная мера хорошо себя зарекомендует, то скорее всего она будет распространена и на остальные категории должников.

Итак, в пользовании специальными правами могут быть ограничены следующие категории должников:
(1) взыскание алиментов;
(2) возмещение вреда, причиненного здоровью;
(3) возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
(4) имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением;
(5) требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей;
(6) требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом.

Определенный интерес представляет категория (5). Так, по ней, как правило, должниками являются бывшие жены (мамы), которые чинят различные препятствия папам встречаться с общими детьми. В связи с этим к скандальным должницам может быть также применена новая мера в виде временного ограничения в пользовании специальным правом.

В какой процедуре должник ограничивается в пользовании специальным правом
(1) Первое строгое правило, которое содержит закон – это правило о том, что должник обязательно должен быть уведомлен о том, что в отношении него имеется исполнительное производство (п. 5 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

При объявлении должника в розыск в порядке ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник ограничивается в специальных правах автоматически, в том числе в праве на выезд из Российской Федерации (ч. 7 ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Что касается правил уведомления должника в порядке главы 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», то данные нормы аналогичны нормам, содержащимся в процессуальных кодексах.

Частью 2 статьи 29 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что должник считается извещенным, если повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, однако лицо направленную повестку, иное извещение не получило.

Таким образом, гражданам необходимо получать почтовую корреспонденцию по своему месту жительства. Если они не получают, то они все равно считаются уведомленными.

(2) Помимо того, что должник должен быть уведомлен о наличии в его отношении исполнительного производства, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа должен истечь (ч. 5 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

По умолчанию срок для добровольного исполнения – пять дней, о длительности срока для добровольного исполнения должник узнает из постановления о возбуждении исполнительного производства.

Процессуально ограничение на пользование специальным правом оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, которое утверждается старшим судебным приставом (или его заместителем).

Копия такого постановления направляется в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности для исполнения (для водительских прав это ГИБДД).

В отношении кого не может быть применено ограничение на пользование специальными правами:
(1) если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;
(2) если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;
(3) если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;
(4) если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 000 рублей;
(5) если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.

До какого момента будет действовать ограничение
Вариантов здесь немного – либо полное исполнение требований исполнительного документа, либо при наступлении оснований для его отмены.

Читайте также:
Национальный суверенитет: что это такое, описание и особенности

Отменено ограничение может в случае, если должник стал подпадать под категорию лиц, в отношении которых не может быть применена такая мера, как ограничение на пользование специальным правом.

Что будет, если не исполнять запрет судебного пристава и продолжать управлять транспортным средством
За несоблюдение запрета, установленного судебным приставом-исполнителем, должник подлежит административной ответственности на основании ст. 17.17 КоАП РФ, которая предусматривает только два вида наказания:
(1) обязательные работы на срок до пятидесяти часов;
(2) лишение специального права на срок до одного года.

Права и свободы человека и гражданина

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Читайте также:
Портфельные инвестиции: что это такое, описание и особенности

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого – либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

– в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

– в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

– они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

– они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Читайте также:
Налоговый кодекс: что это такое, описание и особенности

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

поощрение– выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Правовое государство — это идеальная модель управления (его понятие, признаки и 6 основных принципов)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В статье 1 Конституции РФ прямо указано, что Россия – это правовое государство.

Заглянем в книжки по теории государства и права, изданные после 90-х годов. Многие авторы пишут, что в российской юридической науке ещё не сложилась общепризнанная доктрина этого понятия.

Так что же такое правовое государство? Реальный субъект или идеал, к которому нужно стремиться?

Понятие и признаки правового государства

Отдельные идеи правового государства прослеживаются ещё в законах Древних Афин и римском праве. Это борьба с произволом тирана, ограничение власти. Но целостная концепция сложилась в конце 18-го – начале 19-го века.

Единого понятия правового государства (ПГ) нет. Самыми распространёнными стали трактовки из двух теорий – юридического позитивизма и естественного права.

Правовое государство с точки зрения позитивизма

Для позитивистов право – это совокупность норм, принятых и одобренных государством. Если говорить простыми словами, статьи законов, указов, постановлений и других юридических источников. Позитивисты признают, что законодательство не всегда строится на принципах справедливости и равенства.

Правовое государство – это страна, которая подчиняется действующим нормам права, стремится обеспечить эффективность, прозрачность и предсказуемость правовых процедур. Главный принцип – верховенство закона.

Признаки правового государства (в теории юридического позитивизма):

  1. наличие нормативного правового акта (далее – НПА) высшей юридической силы – Конституции;
  2. равная обязанность граждан, организаций, представителей власти подчиняться законам;
  3. чётко определённые процедуры издания НПА, назначения и исполнения наказаний за правонарушения;
  4. стабильный правопорядок.

” alt=””>

Таким образом, позитивисты – это юристы-формалисты.

Читайте также:
Правопреемство правительств: что это такое, описание и особенности

Краткая характеристика правового государства в их теории будет звучать так: «Всё по закону».

Понятие и признаки ПГ в теории естественного права

Стоит на стыке двух сфер знаний – юриспруденции (что это?) и философии (что это?). Её ядром являются естественные права и свободы. Они есть у каждого уже по факту рождения. Примеры естественных прав:

  1. жизнь;
  2. личная свобода;
  3. выбор вероисповедания.

Если власть (что это?) посягает на них, то занимается произволом.

Так вот, правовое государство в естественной теории – это властный субъект, главной целью которого является защита прав и свобод человека.

Для её реализации власть издаёт справедливые НПА, которые учитывают интересы разных слоёв общества. Основной принцип – верховенство права.

Признаки правового государства:

  1. ограничение власти, разделение полномочий и функций между разными ветвями и должностными лицами;
  2. закрепление в законодательстве не только прав, но и механизмов их реализации;
  3. наличие государственных и общественных структур, которые занимаются защитой прав человека;
  4. формирование чувства правовой определённости у граждан и участников экономики (стабильное законодательство);
  5. разнообразие в обществе политических и идеологических взглядов.

Краткая характеристика: «Внутри царят право и справедливость».

Юридический позитивизм и естественное право не противоречат, а дополняют друг друга.

При формировании доктрины правового государства, определении его понятия и признаков, учёные-юристы используют наработки из обеих теорий.

6 принципов правового государства

Не стоит путать принципы правового государства с признаками. Последние – это внешние проявления, как люди видят действующую власть в стране.

Принципы – это фундаментальные идеи, которым в идеале должно соответствовать правовое государство.

Кратко рассмотрим 6 основных принципов:

  1. Верховенство закона. Законодательные акты стоят на высшей ступеньке юридической иерархии. Другие НПА должны им соответствовать.
  2. Главенство права. Правовые нормы обязательны для всех, в том числе и представителей действующей власти.
  3. Правовое равенство. Нельзя устанавливать привилегии для отдельных социальных групп или ущемлять права других.
  4. Защита прав и свобод человека. Личность защищена от произвола благодаря справедливым законам, правоохранительным органам, независимому суду.
  5. Разделение властей. Парламент (что это?), правительственные органы и судьи выполняют свою работу самостоятельно, без давления со стороны.
  6. Независимость суда. Органы исполнительной и законодательной власти, высшие должностные лица не должны вмешиваться в работу судей и даже косвенно влиять на принятие решений.

Иногда реализация принципов на практике натыкается на препятствия. Ведь они одинаковые для всех стран, а культурные ценности, местные обычаи, традиции, менталитет отличаются.

Например, во многих регионах Азии и Африки (КНР, Иран, Саудовская Аравия) действует смертная казнь. Хотя в странах Европы этот институт считается нарушением права на жизнь.

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Что такое гражданское общество? Это частные структуры, которые активно влияют на политику, экономику и социальную жизнь. Семья, СМИ, политические партии, союзы предпринимателей – его ячейки.

Если вы осознанно участвуете в жизни страны (не как госслужащий), то являетесь частью ГО.

Правовое государство и гражданское общество – два равноправных партнёра. В идеале между ними должна быть обратная связь. Обмен информацией помогает государству учитывать современные тенденции при правотворчестве, а гражданам и организациям – эффективно исполнять предписания и не нарушать правила.

Если связь обрывается, власть начинает «вариться в собственном соку»: издаёт неисполнимые законы, ограничивает права, ломает экономику.

Государство без развитых структур ГО перестаёт быть правовым.

Выводы

Что такое правовое государство?

Идеальная модель организации власти, при которой гарантируются права человека, а государственные органы слышат свой народ.

Инструменты реализации – это законы, обязательные для исполнения всеми членами общества. В мире нет ни одной страны, которая бы на 100% соответствовала признакам и принципам правового государства. Однако само стремление к этой модели позволяет сделать жизнь людей лучше.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Законы ведь тоже трактовать можно по разному, сколько таких двусмысленных норм и не сосчитать, и дело тут не только в несовершенстве человеческого языка. Часто законы так и пишут специально, чтобы ими можно было манипулировать с выгодой для законодателя или крупного капитала.

Даже самые идеальные законы не будут работать, если их применять избирательно. Вот это и есть главная наша проблема. Формально, все живут по правилам, но для кого-то постоянно делаются исключения.

Юрий: а где не так? Мир несправедлив. Будем надеяться, что ситуация будет потихоньку выправляться.

Посмотрите на мировую политику. Все живут по правилам созданным Западом, но сам Запад их исполнять не собирается. Тут даже не отдельные исключения, а полная дискриминация «незападного» мира.

Читайте также:
Примирительные процедуры: что это такое, описание и особенности

Правовое государство: понятие, примеры, признаки, функции

Что такое правовое государство?

Правовым называют государство, система права которого считает главной ценностью права и свободы человека, а деятельность всех органов власти направлена на защиту и соблюдение этих прав и свобод. Его основными признаками принято считать верховенство права, стабильность системы права, отсутствие произвола со стороны представителей государства и независимость разных ветвей власти.

Всем людям, находящимся на подвластной ему территории, правовое государство даёт такие гарантии как:

  • безопасность (в том числе от государственного произвола);
  • защита прав и свобод;
  • защита достоинства;
  • равенство прав;
  • справедливый суд.

В правовом государстве личность и государственная власть несут взаимную ответственность. Все обязаны подчиняться существующему правовому порядку, и любые нарушения как со стороны государства, так и со стороны жителей, должны пресекаться. Основная идея правового государства состоит в том, чтобы исключить любые проявления произвола со стороны государственной власти и различных органов, действующих от её имени.

На сегодняшний день считается, что правовым может быть только демократическое государство.

Конечно, практически любое государство в современном мире называет себя правовым. Однако нельзя просто провозгласить себя таким. Необходимо выстроить строгую и стабильную систему, защищающую людей и организации от любых действий со стороны представителей власти, которые нарушали бы их права и свободы.

Впервые идея правового государства была озвучена в 18 веке. Это был период роста антифеодальных настроений в Европе, поскольку представителям всех сословий надоело отношение властей. Основными авторами и идеологами данной концепции выступили Джон Локк (1632-1704) и Шарль де Монтескьё (1689-1755). В своих работах они описывали модель государства, все отношения внутри которого построены на уважении к человеческим правам и свободам.

Признаки правового государства

Чтобы государство можно было назвать правовым в современном понимании данного термина, оно должно обладать такими признаками как:

  • Верховенство права. Данный принцип должен соблюдаться во всех сферах жизни общества и быть обязательным для всех. Власть, люди и организации должны уважать и соблюдать правовые нормы.
  • Гарантия прав и свобод. Государство обязано следить за соблюдением прав и свобод человека, считая их высшей ценностью.
  • Ответственность государства перед людьми. Соблюдать действующие правовые нормы обязаны не только граждане, но и государство и все органы, представляющие его и действующие от его имени.
  • Разделение властей. Ветви власти должны быть самостоятельными, но при этом требуется так называемая система сдержек и противовесов, необходимая для недопущения произвола и противоправных действий со стороны этих ветвей.
  • Защита частной собственности.Правовое государство гарантирует защиту частной собственности, полученной законным путём.
  • Свобода экономической деятельности.Люди и организации имеют право заниматься любой экономической деятельностью, не нарушающей действующее законодательство.

Примеры правового государства

В 2010 году международная организация WJP (World Justice Project) начала вести рейтинг правовых государств. Для составления данного рейтинга специалисты WJP рассчитывают индекс верховенства права в конкретной стране. Для расчётов используется сложная формула, включающая данные различных экспертных оценок и результаты опросов.

В частности, учитываются такие аспекты как:

  • открытость власти;
  • соблюдение прав и свобод;
  • уровень коррупции;
  • правопорядок в стране;
  • регулятивное, гражданское и уголовное правоприменение;
  • соблюдение правовых норм государственной властью.

Лидерами этого рейтинга в 2020 году стали следующие страны:

  • 5 место: Нидерланды.По многим рейтингам эта страна считается одной из наиболее благоприятных для жизни. В ней не только уважительно относятся к правам и свободам людей, но и практически отсутствует социальная стратификация. В рейтинге WJP Нидерланды заняли пятое место с индексом верховенства права 0,84.
  • 4 место: Швеция.Низкий уровень преступности, мощная система образования и социально-ориентированная экономика обеспечили этой стране 4 место в рейтинге с индексом 0,86.
  • 3 место: Финляндия. Эта страна также занимает первые строчки в различных рейтингах, посвященных качеству жизни граждан. В рейтинге WJP она заняла третье место с индексом 0,87.
  • 2 место: Норвегия. Ключевой параметр, за счёт которого Норвегия вырвалась на второе место с индексом 0,89 – это эффективность гражданского правосудия.
  • 1 место: Дания. Возглавила рейтинг Дания с индексом 0,90. Первое место ей обеспечили эффективность гражданского правосудия и одна из лучших в мире правоохранительных систем.

России в этом рейтинге досталось 93-е место. В 2021 году в пятёрке лидеров произошли перемены – Германия вытеснила Нидерланды с 5-го места на 6-е. Россия в 2021 году переместилась на 101-ю строку.

Читайте также:
Морское агентирование: что это такое, описание и особенности

Организация власти в правовом государстве

Рассмотрим ряд характерных особенностей, которые свойственны организации власти правового государства.

1. Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм – это концепция, подразумевающая законное существование различных точек зрения, в том числе и противоречащих друг другу. В правовом государстве человек имеет возможность высказать субъективное мнение, не боясь уголовной или административной ответственности.

Наличие идеологического и политического плюрализма подразумевает, что в стране не должно быть господствующей идеологии, а власть не должна быть сосредоточена в руках одной партии. Даже если одна партия получила большинство в парламенте благодаря народной поддержке, возможности других партий не должны ограничиваться.

Также признаком правового государства является плюрализм мнений в СМИ. В частности, оппозиция должна иметь возможность критиковать решения действующей власти и иметь для этого свободный доступ ко всем средствам массовой информации, включая государственные.

2. Принцип выборности

Органы власти избираются посредством всенародного голосования. В разных странах оно устроено по-разному, но сводится к тому, что все правоспособные (или дееспособные) граждане могут повлиять на исход выборов, проголосовав за предпочитаемого кандидата. Как правило, совместно с принципом выборности используется принцип сменяемости, подразумевающий, что власть избирается на небольшой срок, после которого происходят повторные выборы.

3. Обеспечение правопорядка и стабильность права

Правовое государство обязано обеспечивать правопорядок, гарантируя людям безопасность. Эту функцию выполняют правоохранительные органы и система правосудия. Кроме того, государство само должно уважать и соблюдать правовые нормы, защищая людей не только от преступности, но и произвола собственных представителей.

Принципы законности должны соблюдаться одинаково по отношению ко всем людям, независимо от социального статуса, должности, заслуг перед обществом и прочих факторов.

Кроме того, государство должно выстраивать максимально стабильную и устойчивую систему права. Обычно с этим не возникает проблем, государство действительно считает права и свободы высшей ценностью. Если же законодательная деятельность государства направлена на их подавление, это снижает стабильность системы права.

4. Недопущение монополизма

Любая монополия вредна, поскольку ограничивает свободу выбора и исключает альтернативы. Политическая монополия фактически подразумевает захват власти, а экономические монополии негативно сказываются на экономике страны, доступности соответствующей продукции и благополучии граждан. Поэтому правовое государство должно следить за тем, чтобы не возникало как политических, так и экономических монополий.

Функции правового государства

Правовое государство выполняет те же функции, что и любое другое государство, но при этом гарантирует защиту прав и свобод. Рассмотрим в этом ключе 5 основных функций правового государства:

  • Политическая. Данная функция направлена на обеспечение всем гражданам равных возможностей для участия в политической жизни страны, а также на формирование и свободное существование различных политических партий.
  • Экономическая. Регулирование экономической сферы – одна из важнейших функций государства. Оно обеспечивает честную конкуренцию на рынке, следит за уровнями инфляции и безработицы, предпринимает меры для предотвращения серьёзных последствий различных кризисных явлений.
  • Социальная. Данная функция подразумевает регулирование социальной сферы жизни общества. В частности, государство стремится обеспечить доступность образования и здравоохранения.
  • Правоохранительная. Эта функция направлена на поддержание правопорядка, защиту гражданских прав и свобод, защиту частной собственности.
  • Культурная. Данная функция связана с духовной сферой жизни общества. Правовое государство обеспечивает культурную свободу и плюрализм, давая гражданам возможность свободно обмениваться культурными ценностями, создавать и потреблять их.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство не может быть создано сразу. Чтобы его построить, необходимо обеспечить соответствующие условия. В частности, это такие условия как:

  • суверенитет народа (народ является единственным носителем или источником власти);
  • наличие гражданского общества;
  • свобода предпринимательства и наличие частной собственности;
  • стабильная, единая и согласованная система законов;
  • высокий уровень правосознания у граждан.

Таким образом, любое государство, стремящееся стать правовым, должно планомерно работать над внедрением различных принципов, подразумеваемых данным статусом. Ни одно государство не может просто провозгласить себя правовым, не будучи таковым – для этого необходимо соответствовать рассмотренным выше критериям.

Правовое государство в России в наше время

В Конституции РФ закреплены все базовые принципы правового государства. В частности, она называет главной ценностью права и свободы людей. Также Конституция гарантирует разделение властей, свободу слова, защиту частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.

В статье 1 прямо сказано, что РФ – правовое государство. Таким образом, основной закон прямо провозглашает, что российское государство стремится быть правовым. Здесь стоит отметить, что «правовое государство» – это некий идеал, к которому с разным успехом стремятся все современные страны. России на пути к этому идеалу предстоит решить некоторые проблемы, в частности, сформировать зрелое гражданское общество.

Читайте также:
Правовая система: что это такое, описание и особенности

Заключение

Правовое государство – это государство, в котором наивысшей ценностью являются права и свободы людей, а деятельность политических и социальных институтов направлена на то, чтобы максимально полно реализовать эти права и свободы. В современном мире каждое государство стремится получить статус правового, однако просто принять соответствующее решение недостаточно. Создание правового государства – это долгий процесс, в котором должны принимать участие и политические элиты, и простые граждане.

Понятие правового государства

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

Читайте также:
Профессиональная преступность: что это такое, описание и особенности

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: