Правовое воспитание: что это такое, описание и особенности

Правовое воспитание

Правовое воспитание – целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Предмет и объект правового воспитания

Из представленного определения правового воспитания несложно вычленить его предмет и объект.

Предметом правового воспитания являются психологические свойства, которые формируют правосознание личности, т.е. систему его представлений, убеждений, взглядов, оценок к существующему праву.

Объектом правового воспитания выступает все население государства.

К субъектам правового воспитания относят:

  • семью;
  • институты гражданского обществ, к числу которых относятся политические партии, общественные объединения, профсоюзы;
  • уполномоченные органы и учреждения, а именно: школы, вузы, органы внутренних дел, СМИ и др.;
  • органы государственной власти – различные министерства и ведомства, разрабатывающие стратегии правового воспитания (например, министерство внутренних дел, министерство образования).

Правовое воспитание должно способствовать выработке у индивида здорового чувства права, современного юридического мировоззрения, острой реакции на несправедливость и произвол, уважения закона и порядка. Формирование вышеизложенных качеств у человека является главной целью правового воспитания.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Формы правового воспитания

К основным формам правового воспитания относят:

  • правовую пропаганду, которая представляет собой различного рода лекции, беседы, консультации, издание книг, брошюр, теле- и радиопередачи и т.д.;
  • правовое обучение – передача и усвоение профессиональных юридических знаний в вузах, техникумах, училищах, общеобразовательных школах. В последнее время занятия по изучению азов права даются в дошкольных учреждениях;
  • юридическую практику. Данная форма правового воспитания больше актуальна для учащихся юридических вузов и для молодых специалистов. Она заключается в посещении судебных заседаний, участие в судебных процессах в качестве истца или ответчика, присяжного и т.д.;
  • самообразование и самовоспитание, т.е. самостоятельное изучение законодательства, научной правовой литературы и пр.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания должны быть направлены не на раздельное формирование сознания, поведения индивида, а на их взаимосвязь и единство. Это объясняет довольно большое их количество.

К ним относятся убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угрозе применения санкций, профилактика, предупреждение, личный пример и пр. Нельзя выделить более эффективный метод воспитания или менее результативный, все они могут использоваться в комплексе, применение того или иного метода зависит от частных (например, личностных качеств индивида) и внешних обстоятельств (ситуация, субъект правового воспитания и т.д.).

Например, убеждение является наиболее прогрессивным и гуманным методом воспитания, на котором основаны все другие методы. Он позволяет сформировать у личности такое качество как правопонимание.

Применение других методов в совокупности с убеждением позволяет достичь наибольшего педагогического эффекта. Не менее часто применяемый на практике метод принуждения заключается в навязывании воли «воспитателя».

При применении такого метода правового воспитания как наказание необходимо соблюдать два основных требования: во-первых, наказание должно быть справедливым, во-вторых, оно должно быть обдуманным и не осуществляться в оскорбительной для воспитуемого форме.

Вывод

Таким образом, процесс правового воспитания представляет собой целенаправленную деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, профсоюзов, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.

Значение правового воспитания заключается формировании у гражданина, личности верного понимания роли права в жизни общества, его ценности, необходимости. Правовое воспитание позволять развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности.

Правовое воспитание детей

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основополагающим нормативно – правовым актом по регулированию статуса ребенка является Конвенция «О правах ребенка».

Статья 29 Конвенции о правах ребёнка содержит требования, которые предъявляются к образовательным процессам по правовому воспитанию детей:

  • Развитие умственных и физических способностей ребенка, а также его личности и талантов,
  • Воспитание уважения к родителям и его самобытности, национальности языку и стране в которой ребёнок живёт,
  • Воспитание уважения к правам человека и гражданина,
  • Проведение подготовки к взрослой жизни в свободном социуме в среде,
  • Понимание, терпимость и равноправие полов, дружба народов и религиозных групп.

Правовое воспитание представляет собой деятельность государства, а также организаций по формированию культуры и правового поведения, то есть активному и сознательному соблюдению положение нравственности и формирования навыков взаимодействия с людьми, построения взаимоотношений, которые основываются на доброжелательности и уважении.

Этапы правового воспитания детей

В науке принято разделять правовое воспитание на следующие этапы:

  • Младший возраст (также можно назвать дошкольный). Дети обучаются правилам поведения в коллективах, а также установка положительных отношений со взрослыми людьми и своими сверстниками,
  • Средний возраст. Происходит работа по становлению способности детей общаться в обществе, а также формируются нравственные нормы поведения.
  • Старший возраст. Формируются нравственно-правовая культура, происходит ознакомление с нормативно правовыми положениями.
Читайте также:
Научное управление: что это такое, описание и особенности

Дети изучают следующие группы прав:

  • Право ребенка на жизнь, на достойные условия жизни, на заботу родителей.
  • Права ребенка развиваться, то есть получить образование, а также право на досуг и отдых.
  • Право ребенка на защиту, то есть гарантия защищённости от всех форм насилия и особенные права, которые предоставляются детям-инвалидам.

Работа по повышению родительской компетентности в области правового воспитания ребенка проводится путем индивидуальной или коллективной работы с семьей.

Готовые работы на аналогичную тему

Правовое воспитание граждан является одним из важнейших условий для развития общества и демократического государства. В государстве, где демократия только становится, а права человека выступают важнейшей ценностью государства, очень важно предоставить детям не только творческую реализацию, но также свободное самоопределение.

Цели и задачи правового воспитания детей

Целью правового воспитания школьников является необходимость сформировать основу правового сознания детей.

Задачи, которые ставятся при проведении правового воспитания:

  • Создаются условия для выработки положительного ощущения у детей,
  • Развиваются навыки общения в обществе,
  • Воспитывается уважение и терпимость,
  • Формируется чувство собственного достоинства,
  • Воспитывается уважение к другим людям.
  • Разъясняются положения основных правил поведения,
  • Ознакомление детей с нормативно-правовыми документами.

Формы правового воспитания детей

  • Беседа,
  • Знакомство с основными правами и свободами человека,
  • Сюжетные игры,
  • Физкультурная деятельность,
  • Изобразительная деятельность,
  • Игры, которые основываются на национальной сфере,
  • Разрешение различных ситуаций путём проблемно-поисковой деятельности.
  • Работа с коллективом в образовательном учреждении,
  • Работа с родителями,
  • Работа с детьми.

Таким образом, правовое воспитание детей представляет собой важную сферу деятельности, которая направлена на формирование у детей уважительного отношения к законодательству и развитию правовой культуры в целом.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 19 09 2022

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 18.03.2014 2014-03-18

Статья просмотрена: 2723 раза

Библиографическое описание:

Григорьева, О. В. Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса / О. В. Григорьева, А. Н. Наумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 816-819. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9791/ (дата обращения: 21.12.2021).

В современной России правовое воспитание рассматривается как процесс взаимодействия правовых средств с индивидуальным правосознанием и психологией членов общества, обусловленный социально-политическими и экономическими факторами и направленный на дальнейшее повышение их правовой культуры. Более конкретным будет определение, которое показывает процесс взаимодействия различных факторов, участвующих в формировании правосознания и правовой культуры, как отдельных граждан, так и общества в целом. Правовое воспитание представляет собой сложный, многогранный процесс, решающий важные задачи формирования высокого правосознания и высокой правовой культуры. Правовое воспитание осуществляется разнообразными способами и протекает в различных формах. Несколько лет назад в России существовала система правового воспитания, действовавшая в каждой области, крае, городе и в целом по стране. Работали университеты правовых знаний, лектории, велась активная пропаганда права в средствах массовой информации, существовали организации, занимавшиеся правовым воспитанием населения, и особенно народных заседателей, дружинников, членов товарищеских судов и т. д. Проводился, по существу, правовой всеобуч. В настоящее время восстановление подобной системы правового воспитания — насущная потребность, так как в стране растет преступность, усиливается правовой нигилизм.

Итак, правовое воспитание — это деятельность соответствующих субъектов, направленная на формирование высокого правосознания и правовой культуры личности, осуществляемая разнообразными средствами и методами, выраженная в разных формах. Правовое воспитание осуществляется непосредственно действующим правом, поскольку правовые акты действуют в обществе, регулируют поведение и объективно оказывают влияние на мысли, чувства, волю и сознание людей. Воспитательное воздействие права на членов общества заложено в самой его сути. Законодатель при установлении норм права, органы государства, осуществляющие реализацию правовых норм, должны всегда учитывать их воспитательное назначение. В этой связи необходимо различать мотивационное влияние права на волю, мысли и чувства людей (когда оно служит своего рода побудителем, стимулятором их поведения) и регулирующее воздействие (когда оно определяет права и обязанности граждан, устанавливает правила поведения, запреты и санкции и т. п.). Иначе происходит (как у Б. В. Шейндлина) чрезмерное расширение понятия правового регулирования общественных отношений, по существу, включение в него воспитательного воздействия права на мысли и чувства людей [1, с.289].

В литературе иногда воспитательное воздействие права смешивается с правовым регулированием деятельности различных государственных органов, направленной на удовлетворение культурных и духовных запросов людей. Это не совсем так. В процессе регулирования этих отношений право выступает в качестве средства, обеспечивающего деятельность соответствующих органов и учреждений (театров, библиотек), но не как средство воспитания.

Читайте также:
Основание иска: что это такое, описание и особенности

Воспитательное воздействие права направлено на развитие и укрепление правосознания, на выработку у всех граждан привычки поступать в соответствии с установленными в обществе правилами поведения. Предпосылки воспитательного воздействия права состоят в том, что оно:

– выражает волю и интересы большинства общества;

– базируется на принципах гуманизма и справедливости;

– закрепляет демократизм государственного строя;

– устанавливает равноправие всех членов общества (исключает дискриминацию людей по религиозному и национальному признаку;

– обеспечивает действительное равноправие мужчин и женщин во всех областях политической и общественной жизни);

– ликвидирует отрыв прав от обязанностей граждан;

– сочетает личные и общественные интересы граждан;

– закрепляет свободу слова, плюрализм мнений, свободу деятельности общественных движений и политических партий и т. п.

Правовое воспитание, как отмечалось, представляет собой довольно сложный и многообразный процесс. Наряду с другими формами воспитания оно направлено главным образом на укрепление правовой идеологии, правовой психологии, правовой культуры, на соблюдение установленных правил поведения, уважение человека, его прав и свобод.

Процесс формирования личности связан с установлением правовых предписаний, дозволений, запретов, с сопоставлением своих поступков с требованиями правовых норм. На этой основе вырабатывается оценочное отношение человека к юридическим требованиям, формируются правовые мотивы [3, с.171]. Объективная действительность познается человеком всегда в определенной системе ценностей. Общественное содержание предметов и явлений оцениваются человеком по способности удовлетворять или не удовлетворять его потребности. Именно в соответствии с собственной шкалой оценок человек направляет и регулирует свою практическую деятельность. В любой практической деятельности оценка выступает как специфический акт познания, регулирующий человеческую деятельность и взаимоотношения человека с окружающей средой [2, с.72]. Оценка невозможна без знания объективного содержания оцениваемого предмета или события (права в целом, закона, отдельного правоприменительного акта — приговора, решения суда, приказа руководителя и т. д.).

В укреплении правосознания важную роль играет влияние права на индивидуальное сознание, которое формируется не стихийно, а под воздействием всей системы общественного воспитания. Во всех случаях, чтобы правильно выбрать воспитательные средства, необходимо выявлять факторы, формирующие те или иные качества человека: социальное положение, система обучения, семья, коллектив и т. д. При этом нужно учитывать всю сложность индивидуального облика личности. Воспитывать личность — значит учитывать все перечисленные факторы, с тем чтобы нейтрализовать одни, усилить другие, развить третьи.

Воспитательное воздействие права состоит в том, что оно способствует восприятию людьми передовых политических, правовых, этических и других взглядов, содействует все более глубокому усвоению ими важнейших принципов и основных устоев обществ.

Наконец, прививая гражданам конкретные навыки и формы поведения, право формирует в индивидуальном сознании каждого те качества, которые стремится выработать законодатель у всех членов общества, и в то же время способствует преодолению издержек идеологии и психологии, негативных проявлений в помыслах и поступках.

Итак, формирование и укрепление правосознания членов общества достигается путем повышения правовой культуры, привлечения к участию в правотворчестве, своевременного принятия новых и отмены устаревших правовых актов. Правовые акты должны претворяться в жизнь. Наибольшее воспитательное воздействие правовые нормы оказывают в процессе их практического осуществления.

Воспитание культурно-правовой личности характеризует уровень ее индивидуального сознания, отражает психологию, установки и оценки, а также предопределяет действия личности в сфере правопорядка. Правовая культура в ее позитивном смысле — это антипод правовому нигилизму, это основа правопорядка, законности и прогрессивного развития общества.

Человек как личность способен действовать самостоятельно в соответствии со своим сознанием и волей. Поэтому существует объективная возможность определенным образом воздействовать на его поведение, влиять на формирование мотивов совершаемых им поступков [4].

Вопрос о правовом воспитании актуален в настоящее время потому, что правовое сознание современного российского общества, его правовая культура развиты слабо, находятся под воздействием устаревших представлений о праве, органах власти, правопорядке.

Правовое воспитание представляет собой сложный, многогранный процесс, решающий важные задачи формирования высокого правосознания и высокой правовой культуры. Правовое воспитание осуществляется разнообразными способами и протекает в различных формах. В XX веке в России существовала система правового воспитания, действовавшая в каждой области, крае, городе и в целом по стране. Работали университеты правовых знаний, лектории, велась активная пропаганда права в средствах массовой информации, существовали организации, занимавшиеся правовым воспитанием населения, и особенно народных заседателей, дружинников, членов товарищеских судов и т. д. В настоящее время восстановление подобной системы правового воспитания — насущная потребность, так как в стране растет преступность, усиливается правовой нигилизм.

Читайте также:
Пандектная система: что это такое, описание и особенности

Воспитательное воздействие права состоит в том, что оно способствует восприятию людьми передовых политических, правовых, этических и других взглядов, содействует все более глубокому усвоению ими важнейших принципов и основных устоев обществ.

Прививая молодым гражданам РФ конкретные навыки и формы поведения, право формирует в индивидуальном сознании каждого те качества, которые стремится выработать законодатель у всех членов общества, и в то же время способствует преодолению издержек идеологии и психологии, негативных проявлений в мыслях и поступках.

Влияние права на формирование и укрепление правосознания осуществляется различными путями, простыми и сложными, прямыми и косвенными. Чтобы правильно понять процесс воздействия правовых норм на сознание людей, необходимо учитывать все это в комплексе.

Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений, указывал Маркс К. [2, с.171]. Будучи продуктом общества, человек, так или иначе, соприкасается с нормами права. Невозможно представить в условиях государственной организации общества личность, абсолютно безразличную к праву: не участвующую ни в каких правовых отношениях, не подвергающуюся никакому правовому воздействию. [2, с.171]. Плеханов Г. В. отмечал, что правовые и политические отношения оказывают решительное влияние на всю психику общественного человека [6, с.159].

Чтобы правовое воспитание личности носило не только теоретический, но и практический характер, нужно ответить на вопрос: кого и каким образом воспитывает право, т. е. какому воспитательному воздействию подвергаются участники общественных отношений.

Необходимо знать не только, как воспитывать (при помощи каких правовых средств), но и кого воспитывать (человека» добросовестно исполняющего требования правовых норм, или человека, нарушающего установленные правила поведения).

Воспитательное воздействие необходимо разграничивать по целям и по участникам (субъектам) воздействия. Такое разграничение провести нетрудно, если учитывать существование двух, принципиально различных видов правового воздействия — регулятивного и охранительного. В процессе регулятивного воздействия воспитание направлено на повышение правосознания граждан, укрепление их убежденности в справедливости правовых актов, доведение исполнения правовых обязанностей до вполне привычных.

Человек с высоким уровнем правосознания не только добросовестно исполняет правовые нормы, но и активно борется со всеми случаями нарушения законности и правопорядка, проявляет нетерпимость к правонарушениям, активно участвует в обсуждении принимаемых законов, пропаганде права и т. д. Спорно утверждение, что из числа лиц, соблюдающих правовые требования добровольно, воспитание касается только тех, кто соблюдает законы под страхом наказания.

Представляется, что воспитательное воздействие права в современных условиях распространяется в той или иной степени на все население. Повышение роли права в жизни общества предполагает более высокоразвитое правосознание, в том числе и у тех, кто добросовестно исполняет требования правовых норм, ибо добросовестное — еще не образцовое, примерное.

Не менее важно формируемое у людей в процессе воспитательного воздействия права сознание незыблемости прав и свобод личности. Право является важнейшим инструментом гарантий прав и свобод личности. Одновременно оно воспитывает глубокое уважение к человеку.

Законодательство, провозглашая права и свободы личности, воспитывает гуманное отношение к людям, строго карает за преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности.

Установление суровых санкций за преступления против личности, писал Ременсон А. Л., имеет не только предупредительное значение, но и, что особенно важно, значение воспитательное, принципиальное, так как подчеркивает абсолютную недопустимость посягательств на личность гражданина со стороны других лиц [5, с.96].

Все выше рассмотренное должно закладываться с молодых лет, так как человек должен знать, что за каждый совершенный противоправный поступок его ждет юридическая ответственность, согласно правовым актам государства. А не знание законов, как говорится, не освобождает от ответственности. Каждый человек, является частью общества, ежедневно обязан выполнять правила, установленные государством во всех сферах жизни. Если этот процесс войдет в привычку каждого члена общества, то наша страна действительно будет правовым государством не на бумаге, а в реальности.

Поэтому выделяется характерное направление воспитательного воздействия права на человека и состоит оно в воспитании привычки соблюдать требования правовых и иных социальных норм. Привычка формируется в результате систематического повторения тех или иных осознанных действий. Возможность превращения действий «по закону» в действия «по привычке» заложена в том, что нормы права выражают интересы членов общества, воплощают в себе справедливые и гуманные требования, указывают на целесообразные варианты поведения, запрещают общественно опасные действия.

Таким образом, привычку соблюдать нормы права следует рассматривать как закономерный результат высоко сознательного отношения граждан к выполнению своего общественного долга. Такая привычка является одной из форм проявления высокого правосознания. Поэтому задача укрепления и развития правосознания заключается в постоянном повышении его, с тем чтобы исполнение норм права всеми людьми стало привычкой, а уважение к праву, к закону — личным убеждением каждого человека.

Читайте также:
Право следования: что это такое, описание и особенности

1. Григорьева, О. В. Правовое воспитание как процесс формирования высокого правосознания и правовой культуры. // Проблемы и перспективы развития современного российского общества. Концепты: духовно-нравственное развитие — социально-инновационное развитие — правовая культура и правовая защита — инновационная креативность. Всероссийская научно-практическая конференция, июнь 2010г.: [Материалы].-Волгоград.-М.: ООО «Глобус», 2010.- С.288–296.

2. Кетхудов, Р. Г. Об оценке как гносеологической категории. [Текст] // Вестник МГУ. Серия 8. 1965. № 4. — С.72.

3. Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Социалистическое право. — М., 1973. — С.171.

4. Оксамытный, В. В. Правовое воспитание — важный фактор формирования социально активной личности.- Киев, 1979.

5. Ременсон, А. Л. Индивидуализация наказания и уголовный закон. [Текст] // Ученые записки Томс. гос. ун-та, 1954. № 23. С.96.

6. Плеханов, Г. В. Избранные философские произведения. Т.3.– М., 1959. С.159.

§ 6. Правовое воспитание и правовое обучение

§ 6. Правовое воспитание и правовое обучение

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц – представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А.Д. Сахаров, А.Ф. Кони), который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу.

По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

18. Правовое положение перегринов

18. Правовое положение перегринов Перегрины (peregriai) — все свободнорожденные категории граждан, не принадлежавшие к римскому или латинскому гражданству, но находившиеся в подданстве Римского государства.Основания возникновения правового положения

19. Правовое положение рабов

19. Правовое положение рабов Раб (servus) находился вне политического общества и не являлся субъектом права. По римскому праву он считался вещью. Специфика этой вещи состоит в том, что она не бывает ничейной.Рабы переходили в собственность граждан двумя способами: по

20. Правовое положение вольноотпущенников

20. Правовое положение вольноотпущенников Вольноотпущенниками (libertini) признавались освобожденные по завещанию или внесением в списки ценза рабы. Они представляли собой категорию лиц свободного состояния, однако отличались в своих правах от полноценных римских

Читайте также:
Правовая статистика: что это такое, описание и особенности

21. Правовое положение колонов

21. Правовое положение колонов Колон — арендатор чужой земли, юридически независимый от арендодателя, которому он платил деньгами или частью урожая.Частые восстания и многочисленные казни рабов, слабый естественный их прирост и прекращение победоносных войн,

Статья 28. Правовое информирование и правовое просвещение населения

Статья 28. Правовое информирование и правовое просвещение населения 1. В целях правового информирования и правового просвещения населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской

§ 2.3. Правовое воспитание

§ 2.3. Правовое воспитание Будучи основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства, правовое воспитание представляет собой

21. Правовая культура и правовое воспитание

21. Правовая культура и правовое воспитание Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.Формы правовой культуры:• правовая культура

34. Правовое государство

34. Правовое государство Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для обеспечения прав, свобод человека, гражданина, а также необходимые механизмы для их дальнейшей реализации.Основные принципы:а) демократическая власть;б) реализация принципа

1. Правовое регулирование ценообразования

1. Правовое регулирование ценообразования Цена – одна из ключевых характеристик товара. Цена – количество денег, которое покупатель платит, а продавец получает за единицу товара. Прежде всего, цена – это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товар. Но

1. Правовое регулирование торгов

1. Правовое регулирование торгов Торги – один из способов заключения договоров, которые направлены на продажу имущества, за исключением договоров, выполнение которых на торгах несовместимо с их сутью. Сущность торгов в том, что договор заключается организатором торгов

14.2. Правовое регулирование рекламы в США

14.2. Правовое регулирование рекламы в США Соединенные Штаты Америки накопили богатый опыт в области правового регулирования рекламы. США отличаются прецедентной правовой системой, страна имеет федеративное устройство, в связи с чем в правовом регулировании рекламы

Глава 31 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Глава 31 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 31.1 Развитие идей правового государства Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе

Правовая статистика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Правовая статистика как научная дисциплина

Правовая статистика представляет собой систему методов общей теории статистики, применяемых к сфере изучения правонарушений, мер социального контроля над ними.

Правовая статистика является современной научной дисциплиной, статистической наукой, которая изучает различные характеристики и стороны различных социальных явлений, исследует количественные показатели, которые связаны с применением норм права и реализацией правовой ответственности. Статистические показатели характеризуют уровень, структуру и динамику преступлений и правонарушений, причины и условия девиантного и деструктивного поведения.

Показатели и цифры, которые используются в правовой статистике, предоставляют возможность определения уровня правопорядка в обществе путем цифровой характеристики. Используя определенные правила, можно охарактеризовать деятельность органов внутренних дел, прокуратуры, судебных органов, иных органов правоохранительной направленности и исполнительной власти.

Социологи выделяют следующие виды правовой статистики:

  • Уголовно-правовая. Ее основное назначение – изучение количественной и качественной стороны преступности, судимости и деятельности органов государственной власти по борьбе с преступностью, предупреждением преступных проявлений, исправлением правонарушителей.
  • Гражданско-правовая. Специалисты осуществляют учет гражданско-правовых споров, находящихся на разрешении судов различных инстанций. Учитывается также общий результат деятельности данных органов.
  • Административно-правовая. Осуществляется учет административных правонарушений по их видам, в том числе исходя из причиненного ущерба, характера административного наказания за совершенные правонарушения, мер воздействия на правонарушителей и т.п.
  • Арбитражно-правовая. Направлена на изучение количественной информации о хозяйственных спорах, хозяйствующих субъектах.

Правовая статистика преподается в вузах, выступая в качестве специального предмета и научной дисциплины, изучается в вузах МВД, ФСИН, на юридических факультетах. Современные студенты должны уметь применять знания, связанные с правовой статистикой, в своей служебной деятельности, владеть основными теоретическими вопросами в данной области. Специалист должен также владеть основными теоретическими моментами, связанными с методиками специального наблюдения, обобщения сводок и группировкой обобщающих показателей. В практическом плане без статистики невозможно представить деятельность органов внутренних дел и прокуратуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи правовой статистики:

  • информирование об уровне преступности;
  • информирование об уровне правонарушений;
  • выявление взаимосвязей с политическим, социальным, экономическим положением в стране;
  • изучение процесса развития некоторых явлений и процессов.
Читайте также:
Национальность судна: что это такое, описание и особенности

Рисунок 1. Правовая статистика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Характеристика правовой статистики

Научная основа правовой статистики представлена положениями общетеоретических наук, которые изучают различные формы социальной жизни на основе фундаментальных и прикладных исследований в разных областях.

Основное метод правовой статистики – статистическое наблюдение, которое представляет собой специфический метод, и первую стадию любого научного изучения.

Организация статистического наблюдения включает в себя следующие положения:

  • Определение целей и задач.
  • Выбор объектов изучения.
  • Установление единиц наблюдения, совокупности, измерения.
  • Составление программ наблюдения.

Таким образом, правовая статистика осуществляет подсчет определенных показателей, характеризующих деятельность правоохранительных органов, а также иных организаций и структур, которые заняты в сфере уголовно-процессуального, гражданского, административного и иного законодательства. Обобщение данной статистики имеет важное значение для анализа проблем преступности и правонарушений, поиска средств, позволяющих снизить уровень правонарушений и преступлений в каждом конкретном государстве и мире в целом.

Правонарушения и преступления при этом могут рассматриваться как во временной плоскости, так и применительно к отдельной территории или региону. Во всех случаях изучается лицо, которое совершило преступления и правонарушения, а также избранные в отношении него меры государственного контроля, принуждения.

Рисунок 2. Отрасли правовой статистики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Перспективы развития правовой статистики как науки

Правовая статистика обособилась в науку сравнительно недавно, и потому имеет определенные перспективы для дальнейшего развития. Так, сегодня формируются несколько отраслей, которые регламентируют не только статистику по праву в целом, но и обобщают правовую статистику на определенном уровне, например, судебная статистика анализирует сторону отправления правосудия.

Предметом правовой статистики является количественная сторона преступности, которая связана, в свою очередь, с ее качественной стороной, а также анализ правового положения потерпевших, свидетелей, иных сторон, которые имели отношения к рассматриваемым преступлениям или правонарушениям.

Спецификой правовой статистики является то, что она может учитывать лишь раскрытые преступления, то есть те, которые стали очевидными, известными правоохранительным органам. Нельзя обобщать статистику по неочевидным, нераскрытым преступлениям, а также неизвестным правоохранительным органам (латентная преступность). К ним относятся те преступления, которые не попали в официальную статистику, сводку, соответственно, и обобщить информацию о них не представляется возможным до тех пор, пока они не будут выявлены или раскрыты.

Лекция 2. Правовая статистика

Понятие и предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики.-Отрасли (разделы) правовой статистики и ее место в системе юридических наук.- Научно-практическое значение материалов правовой статистики.

Понятие и предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики

Правовая статистика – это основанная на общих принципах и содержании юридических наук система положений и приемов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними.

Правовая статистика имеет два научных обоснования: с одной стороны, общую теорию статистики, с другой – правоведение как совокупность юридических наук. Именно правоведение исследует качественные особенности, природу правонарушений как статистическую совокупность, объекты исследования правовой статистики и мер социального контроля над ними, реализуемых правоохранительными органами.

Правовая статистика – понятие собирательное потому, что к ней могут быть отнесены статистические сведения, содержащиеся в статистике многих ведомств, в том числе и те которые не относятся к правоохранительным, например различных контролирующих органов.

Правовая статистика отражает своими показателями, как охраняется личность, защищаются гарантированные Конституцией России права и свободы человека и гражданина, все формы собственности и свобода экономической деятельности физических и юридических лиц, общественный порядок и безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Из этого следует, что основной целью правовой статистики является учет нарушений законности, рассматриваемых судами, а также органами МВД, прокуратуры, службы федеральной безопасности, ФТС России, ФСКН России, Минюста России и другими контрольными органами, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством вправе возбуждать уголовные дела, производить предварительное следствие и дознание, а также осуществлять государственные меры социального контроля над этими правонарушениями.

Исследуемые правовой статистикой правонарушения – это категория конкретно-временная, социальная характеристика которой проявляется, в четырех моментах:

§ во-первых, это их историческое происхождение;

§ во-вторых, это деяния (действия и бездействия) конкретных людей, их сознательные волевые поступки;

§ в-третьих, тот урон, который они наносят интересам общества,

§ в-четвертых, количественно-качественные параметры правонарушений, как индивидуального противоправного поведения, так и всей совокупности правонарушений – не статические, а процессы, которые развиваются в пространстве и времени, существенно изменяются в зависимости от изменений, происходящих в условиях социальной жизни людей[1].

Количественные и качественные характеристики массива (множества) правонарушений связаны с тремя признаками статистической совокупности: 1) иррегулярностью, т.е. внешней независимостью отдельных фактов (элементов) – правонарушений, совершенных на данной территории за определенный отрезок времени, 2) относительной устойчивостью и 3) массовостью.

Читайте также:
Распорядитель кредитов: что это такое, описание и особенности

В этом качестве правонарушения могут рассматриваться как во временной плоскости (например, когда изучаемое явление исследуется за квартал, год, ряд лет и т.д.), так и применительно к отдельной территории, региону (скажем, когда количественно-качественные параметры правонарушений фиксируются и изучаются в масштабе страны, в масштабах территории субъекта федерации, города, района). Во всех случаях элементами изучаемой совокупности выступают правонарушение, лицо, виновное в его совершении, и избранная мера государственного контроля.

Судебная статистика, которая сегодня трансформировалась в правовую статистику, берет начало в концепции судебного права как совокупности норм, устанавливающих и регулирующих организацию и осуществление правосудия, т.е. судоустройство – гражданское, административное и уголовное, и теоретически обосновывающих их. По аналогии с судебным правом и статистика, отражавшая количественную сторону отправления правосудия, именовалась судебной.

Исходя из этого следует констатировать, что правовая статистика как отрасль социальной статистики количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений – уголовных, гражданских, административных, их уровень, структуру, динамику и направление развития, причины и условия, им способствующие, всю совокупность мер социального контроля, осуществляемых государством и обществом за этими правонарушениями.

Учитывая то обстоятельство, что правовая статистика исследует не только количественно-качественные параметры правонарушений (состояние, уровень, динамика, структура), но и детерминирующие их факторы, следует отметить, что сведения о подобного рода явлениях, относящиеся к правовой статистике, содержатся и в различных отраслях экономической и иной социальной статистике (например, медицинской, демографической и др.).

Отсюда предметом правовой статистики и будет количественная сторона (в неразрывной связи с качественными особенностями), во-первых, тех правовых явлений, которые входят в сферу деятельности правоохранительных органов и судов, и, во-вторых, сама многогранная деятельность этих органов.

Таким образом, правовая статистика- это количественная сторона: во-первых, преступлений, лиц, совершивших преступления, и потерпевших от преступлений лиц, а также мер государственного контроля за преступностью; во-вторых, гражданских споров и правонарушений, ставших предметом разбирательства в суде, арбитраже или нотариате; в-третьих, административных правонарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных и других контролирующих органов.

Показатели правовой статистики играют весьма серьезную роль в улучшении деятельности указанных органов, так как именно они наряду с другими источниками дают возможность установить, как осуществляется правосудие (по уголовным, административным, гражданским и арбитражным делам) и утверждается судебная власть в государственном механизме как самостоятельная и влиятельная сила, независимая в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной, как защищаются основные права и свободы человека, соблюдаются конституционные права граждан в судопроизводстве, как работают органы внутренних дел, прокуратура, следственные, уголовно-исполнительные, а также органы юстиции и другие административные учреждения и контрольные органы.

Далее важно подчеркнуть, что данные правовой статистики учитывают лишь те преступления, которые стали предметом рассмотрения органов уголовной юстиции (в широком смысле), а также те из возникших гражданских правоотношений (жилищных, трудовых, семейных и др.), которые послужили основанием для обращения в суд или арбитраж с гражданским иском о принудительном осуществлении нарушенного права о защите охраняемого законом интереса, о признании права или были подтверждены в порядке нотариального производства. То же самое, соответственно, относится и к административным правонарушениям.

Природа значительной части правонарушений – их латентность (скрытый характер) – не позволяет правовой статистике полностью (на 100%) учесть совершенные правонарушения. В этом одна из специфических черт данной отрасли статистики по сравнению с другими отраслями социальной статистики. Последние позволяют охватывать учитываемые объекты с исчерпывающей полнотой (например, данные демографической статистики, статистика народнохозяйственной деятельности, капитального строительства, транспорта и связи и т.д.).

Отрасли (разделы) правовой статистики и ее место в системе юридических наук

Различный характер правонарушений, которые призвана учитывать правовая статистика, а также специфические особенности деятельности учреждений, осуществляющих практические меры контроля над ними, обусловливают выделение в ее системе следующих трех самостоятельных отраслей (разделов):

1) уголовно-правовая статистика, имеющая своим объектом количественную сторону преступности и мер государственного социального контроля над ней (наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений);

2) гражданско-правовая статистика, непосредственным объектом которой является количественная сторона гражданских правоотношений, рассматриваемых судом, арбитражем, нотариатом, и вынесенных ими решений;

3) административно-правовая статистика, объектом которой является количественная сторона административных правонарушений и государственных мер социального контроля над ними (меры административного наказания).

Практически правовая статистика отражает своими показателями все стадии уголовного, гражданского и административного процессов, причем все они характеризуют, с одной стороны, статистику принимаемых правоохранительными органами решений (объем проделанной работы соответствующими органами, и результатов их исполнения, с другой – объективную действительность – социальные явления (процессы и события – абсолютные и относительные размеры тех или иных правонарушений), по поводу которых принимаются эти решения и оцениваются результаты действий.

Читайте также:
Производственная деятельность: что это такое, описание и особенности

Каждая отрасль правовой статистики – уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно-правовая — подразделяется на несколько разделов в соответствии с основными стадиями уголовного, гражданского и административного процессов.

В зависимости от стадий уголовного процесса, уголовно-правовая статистика, отражающая своими показателями основные этапы деятельности органов уголовной юстиции по отправлению уголовного правосудия (в широком смысле), подразделяется на:

а) статистику органов уголовного преследования. Это статистика досудебного производства по уголовному делу, отражающая деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

Данный раздел включает, во-первых, учет и регистрацию преступлений, уголовных дел, материалов о преступлениях, разрешенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а также лиц, совершивших преступления и потерпевших от преступлений, и, во-вторых, учет мероприятий по расследованию преступлений – сроки расследования, меры пресечения и процессуального контроля, суммы возмещенного материального ущерба, профилактическую работу и т.д.; (http://www.mvd.ru/files/pUJwZl7naVhrNyW.pdf)

б) статистику судебного производства по уголовному делу, отражающую работу судов всех инстанций по отправлению уголовного правосудия. В этом разделе производится учет, с одной стороны, количественных показателей (число поступивших в суды уголовных дел, их движение, количество осужденных и оправданных лиц, штатную численность и дислокацию судов и т.д.), с другой – качественных показателей (сроки рассмотрения уголовных дел, виды и размеры наказания и т.д.);

в) статистику исполнения приговоров, отражающую деятельность органов уголовно-исполнительной системы по реализации назначенного судом уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений. (См. таблица 1, 2.)

Таблица 1.

Распределение осужденных по основным мерам наказания, назначенным судами
(в процентах к итогу)

Осуждено – всего
в том числе:
к лишению свободы 34,2 34,5 29,9 31,0 32,5 32,5 34,9 34,5 33,0
к исправительным работам без лишения свободы 18,3 8,9 4,3 5,1 5,2 4,6 4,9 4,6 4,4
к условному осуждению к лишению свободы и к иным мерам наказания 11,2 21,5 45,9 54,5 55,0 52,4 48,4 46,3 44,7
к штрафу 9,5 11,4 5,3 6,1 6,5 9,9 10,3 10,8 12,8
к другим мерам наказания 6,5 5,5 14,6 3,3 0,8 0,6 1,5 3,8 5,1

Таблица 2.

Число лиц, содержавшихся в местах лишения свободы
(на конец года; тысяч человек)

Содержалось в местах лишения свободы – всего 1017,9 925,1 980,2 877,4 847,0 763,7 823,4 871,6
в том числе:
в исправительных колониях 702,0 671,4 749,5 721,1 681,3 600,4 644,7 696,9
по полу:
Женщин 32,4 39,7 47,7 40,8 39,5 35,0 40,8 47,6
Мужчин 669,6 631,7 701,8 680,2 641,8 565,4 603,9 649,3
по возрасту, лет:
От 18 до 25 включительно 346,9 218,7 238,8 217,2 197,5 180,2 186,9 201,5
От 26 до 55 включительно 329,4 438,0 493,8 488,1 467,2 405,0 441,6 478,1
От 56 до 60 включительно 18,6 8,3 9,3 8,6 9,8 9,4 11,0 11,9
старше 60 7,1 6,4 7,5 7,1 6,8 5,8 5,2 5,4
в воспитательных колониях 20,8 17,2 18,7 11,0 16,5 13,4 14,5 12,8
по полу:
женского пола 1,2 1,0 1,1 0,7 0,9 1,0 1,0 0,8
мужского пола 19,7 16,2 17,5 10,3 15,5 12,4 13,5 11,9
по возрасту, лет:
от 14 до 15 включительно 4,3 1,5 2,3 1,2 1,9 1,0 1,0 0,9
от 16 до 17 включительно 13,7 11,4 11,7 7,1 11,4 9,2 9,7 8,4
18 и старше 2,8 4,3 4,6 2,6 3,2 3,2 3,8 3,5
в СИЗО и тюрьмах, а также в помещениях, функционирующих в режиме СИЗО и тюрем 295,2 236,5 212,0 145,4 149,2 149,9 164,1 162,0
в том числе содержалось несовершеннолетних 19,7 11,1 7,3 8,1 8,8 8,3 8,2 6,5
Осуждены к лишению свободы 3 раза и более 270,0 164,0 175,7 160,6 154,5 125,7 132,9 144,0

Показатели уголовно-правовой статистики характеризуют, с одной стороны, деятельность органов предварительного расследования, судов и уголовно-исполнительных учреждений, а с другой стороны – состояние преступности.

Вторым элементом правовой статистики является гражданско-правовая статистика. Ее основная цельучет гражданско-правовых споров, находящихся на разрешении судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также учет результатов их деятельности по рассмотрению споров. К ней относится учет и таких гражданских правоотношений, которые, не будучи связаны с правонарушением и не являясь предметом гражданского спора, удостоверяются в административном, нотариальном порядке или в порядке бесспорного судебного производства (например, выдача нотариусом свидетельства о праве наследования, удостоверение завещаний и пр.).

Читайте также:
Право подписи: что это такое, описание и особенности

Гражданско-правовая статистика подразделяется на два раздела:

1) статистику гражданского судопроизводства, отражающую работу судов всех инстанций по рассмотрению гражданских споров. Этот раздел включает, во-первых, учет основных процессуальных действий суда: сроки рассмотрения, вынесение решений, рассмотрение дел в кассационной и надзорной инстанциях и пр. Сюда же относится учет деятельности органов прокуратуры в области надзора за работой судов по рассмотрению ими гражданских дел (ст. 376, 377ГПК).

В данном разделе отражается также деятельность арбитражных судов и нотариата;

2) статистику исполнения судебных решений, освещающую деятельность судебных исполнителей по приведению в исполнение решений судов по гражданским делам.

Правовая статистика

В системе социального управления обществом особое место занимает правовое регулирование. Оно требует формирования широкой информационной базы, раскрывающей состояние общественных отношений. Правовая статистика позволяет выявить эффективность социального управления с помощью количественных и качественных характеристик общественной безопасности.

Правовая статистика это

В данном случае речь идет о прикладной юридической науке. Она охватывает сферы деятельности человека, которые регулируются правом. Статистика изучает показатели, характеризующие изменение правовых процессов, отображает социальные явления, связанные с применением и реализацией правовых норм.

Особое значение статистика приобретает в борьбе с правонарушениями, способствуя улучшению деятельности судов и прокуратуры.

Кому и зачем нужна статистика

Статистические данные позволяют установить уровень правопорядка в обществе. Органы власти могут дать объективную оценку деятельности полиции, судов и прокуратуры. Статистика позволяет выявить недостатки в их работе и осуществлении правосудия, способствует выработке действенных мер по ее улучшению.

Опираясь на официальные данные, общество может судить, как охраняется общественный порядок и государственный строй, насколько защищены гарантированные Конституцией страны права и интересы граждан и организаций.

Располагая достоверной и актуальной информацией о нарушениях законности и правопорядка, результатах борьбы с подобными преступлениями, органы юстиции эффективнее осуществляют возложенные на них задачи.

Основные отрасли

Показатели, отображающие уровень безопасности в обществе, свидетельствуют о степени эффективности деятельности правоохранительных органов и позволяют при необходимости ее скорректировать. Учет ведется по отраслям права. Виды правовой статистики включают следующие отрасли:

  1. Уголовно-правовая. Сюда входит количественное изучение преступности и мер по борьбе с ней.
  2. Учет гражданско-правовых споров и итогов их разрешения.
  3. Количественная характеристика административных правонарушений по характеру причиненного ущерба, видам взысканий, итогам деятельности арбитражных судов.

Правовая статистика охватывает все стадии процесса, начиная с момента регистрации до исполнения судебного решения. Она отображает:

  • количество правонарушений или гражданских споров;
  • объем проведенной работы правоохранительными органами;
  • принятые решения и результаты их исполнения;
  • оценку итогов их деятельности.

Роль в юридической науке

Значение правовой статистики определяется ее функциями и местом в системе юридических наук. Анализ данных о структуре, динамике правонарушений и борьбе с ними позволяет:

  • более эффективно планировать работу правоохранительных органов;
  • выявлять и устранять недостатки их деятельности;
  • осуществлять контроль над следственной и судебной практикой;
  • использовать полученные материалы для развития законодательства.

Правовая статистика РФ играет значительную роль в юридической науке и практике. Она является не только важнейшим источником информации, но и одним из способов выявления причин и закономерностей развития преступности. Ее виды и показатели служат индикатором адекватности норм законодательства по отношению к обществу. Объект правовой статистики представляет собой совокупность явлений, подлежащих учету, и зависит от той области, в которой ведется исследование. В качестве объекта наблюдения выступает также деятельность государственной правоохранительной системы.

Главное направление

Наиболее развитой из всех отраслей является уголовно-правовая статистика. Она характеризуется тремя направлениями:

  • учетом количественных данных о преступности – числе и форме правонарушений, судимостей, заключенных, отбывающих наказание;
  • практической работой, которая выражается в сборе и обработке данных;
  • научной составляющей, являющейся подотраслью права.

Методы правовой статистики основаны на приемах сравнения количества и качества, составления динамических рядов, использования таблиц и графиков. Статистическое исследование состоит из трех этапов. Изначально происходит сбор информации методом массового наблюдения. Затем происходит систематизация и обработка первичных данных и дальнейший их анализ, позволяющий установить определенные закономерности.

Разделы количественного учета

Разделы правовой статистики охватывают:

  • предварительное расследование. Здесь учитываются зарегистрированные преступления, открытые дела, число задержанных лиц, раскрываемость;
  • статистику системы судопроизводства;
  • учет исполнения приговоров;
  • криминологическую статистику;
  • раздел виктимности.

Гражданские споры

Гражданско-правовая статистика имеет следующие разделы:

  • количественный учет гражданских или экономических споров, находящихся на рассмотрении судов всех уровней, сроки принятия решений;
  • раздел гражданских правоотношений, удостоверяемых в нотариальном или административном порядке;
  • анализ показателей по работе судебных исполнителей, обеспечивающих исполнение принятых решений.

Учет административных взысканий

Административно-правовая статистика включает в себя:

  • раздел учета правонарушений, которые относятся к деятельности органов административной юрисдикции на всех видах транспорта, надзорных структур по пожарной или экологической безопасности, таможенному контролю;
  • учет деятельности по исполнению решений об административных взысканиях.
Читайте также:
Процентные бумаги: что это такое, описание и особенности

Количество заключенных

Статистика включает также количественный учет заключенных в местах лишения свободы. Количество заключенных в России на 100 тыс. населения:

  • 2015 год – 439 человек;
  • 2016 год – 450 человек.

Высокий процент судимостей эксперты связывают с низким уровнем работы правоохранительной системы.

Прокурорский надзор

Самостоятельным разделом выступает правовая статистика генеральной прокуратуры. Она отображает:

  • состояние оперативно-розыскной деятельности;
  • эффективность работы следствия;
  • качество исполнения наказаний в местах заключения.

Причины создания новой структуры

Необходимость создания независимой структуры по сбору правовой информации вызвана низким качеством организации первичного учета правонарушений. На практике часть заявлений о преступлениях не регистрируется, что повышает уровень их латентности и снижает доверие населения к полиции.

Пилотный проект

Автоматизированная система правовой статистики была первоначально запущена в нескольких регионах для отработки деталей инновационной технологии. Пилотный проект заработал в 2013 году. Однако первичным учетом преступлений занимаются информационные центры при управлениях МВД, которые давно устарели.

Электронный портал

Начальная информация фиксируется в карточках первичного учета в районных отделах УВД. Затем передается на официальный сайт генеральной прокуратуры. Портал правовой статистики является общедоступным электронным ресурсом. Он содержит несколько разделов, посвященных:

  • месту России в мировом рейтинге по состоянию преступности;
  • области правовой статистики, изучающей социальный облик преступности;
  • состоянию преступности по субъектам Российской Федерации;
  • справочной информации, содержащей нормативные акты и список терминов и их определений.

Десять российских регионов с самым высоким уровнем преступности в 2017 году:

Регион Общее количество преступлений Число жителей в субъекте РФ Количество преступлений на 100 тыс.
Республика Тыва 11668 318550 3662
Забайкальский край 26992 1078983 2501
Республика Бурятия 23610 984134 2399
Сахалинская область 11449 487344 2349
Амурская область 18505 801752 2308
Еврейская АО 3612 164217 2199
Республика Хакасия 11528 537668 2144
Республика Алтай 4631 217007 2134
Кемеровская область 57058 2708844 2106
Курганская область 11874 854109 2092

Казахстанский опыт

При проведении реформы был использован опыт Казахстана. Здесь более 10 лет функционирует комитет по правовой статистике и специальным учетам генпрокуратуры. Ведомству подчиняются территориальные органы, расположенные в крупных городах и областях страны. Комитет обеспечивает:

  • получение статистических данных от правоохранительных органов;
  • проверку их полноты, достоверности и объективности;
  • защиту прав субъектов малого бизнеса от незаконных проверок.

Правовая статистика Казахстана показывает, что внедрение единого информационного центра привело к увеличению количества зарегистрированных правонарушений в несколько раз. Аккумулирование правовой информации в едином центре специальных учетов обеспечило прозрачность в деятельности государственных органов. Изучение международной практики свидетельствует об уникальности казахстанского опыта.

Судебный департамент

Хорошо налаженной автоматизированной системой сбора информации обладает судебно-правовая статистика России. Все органы судебной власти, кроме мировых судей, имеют федеральное подчинение. С 2009 года судебный департамент осуществляет сбор данных и формирует отчетность. Благодаря автоматизированной системе «Правосудие» возможет обмен информацией между всеми судами страны.

Правовую статистику судебного департамента можно считать достоверной и актуальной. Статистические карточки содержат полные сведения о подсудимом:

  • социальный статус;
  • демографические характеристики;
  • экономическое положение;
  • наличие судимости;
  • суть правонарушения и назначенное наказание.

Информация, которую предоставляют органы правовой статистики судебного департамента, позволяет дать детальную оценку состоянию преступности в стране. Однако статистические карточки не раскрывают полную картину. Здесь отображаются только те уголовные дела, которые прошли цепочку отбора в других информационных системах.

Нарушения в системе учета

По данным генпрокуратуры правовая статистика МВД занижена в 8 раз по сравнению с реальной ситуацией. Только за 2012 год было выявлено более 450 тыс. нарушений, допущенных в организации учета преступлений. Правовая статистика России показывает, что изменились и статистические показатели. Выросло количество правонарушений:

  • в общественных местах – на 12,4%;
  • под влиянием алкоголя – на 19,6%;
  • под действием наркотиков – на 36,2%;
  • рецидивного характера – на 9,3%.

В последующие два года сохранялась положительная динамика с небольшим снижением темпов прироста. В карточках первичного учета не до конца отображается размер причиненного материального ущерба:

  • 2012 год – 6,1 млрд. руб.;
  • 2013 год – 13,6 млрд. руб.;
  • 9 месяцев 2014 – 12,2 млрд. руб.

Причины недостоверности статистических данных:

  • латентная преступность;
  • фальсификация данных.

По данным прокуратуры, из 26 млн. криминальных случаев регистрируется всего 2 млн. преступлений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: