Правовой стимул: что это такое, описание и особенности

§1.4. Понятие правового стимула и правовое стимулирование

В чем суть стимулирования труда? Это внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Стимулирование выполнят экономическую, нравственную и социальную функции.

Стимулирование труда подразделяется на материальное и нематериальное, в свою очередь к материальному относят денежное и неденежное стимулирование. Заработная плата относится к категории материального денежного стимулирования и составляет большую часть в оплате труда.

Стимул характеризуется как воздействие на работника извне с целью побуждения его к эффективной деятельности. С одной стороны, он служит инструментом достижения цели, с другой – является возможностью получения дополнительных благ или, наоборот, их утраты.

Существую определенные требования к организации стимулирования труда: комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность. Комплексность подразумевает единство моральных, материальных, коллективных и индивидуальных стимулов. Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе.

Что представляет собой правовой стимул? Некоторые исследователи определяют стимул как поощрение, как внутренний субъективный фактор. Н.М. Конин оценивает правовые стимулы как метод государственного управления.

Общие признаки правовых стимулов следующие: связаны с благоприятными условиями для осуществления интересов личности, т.к. выражаются в обещании предоставления ценностей; сообщают о расширении объема возможностей, свободы, т.к. формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, льготы, поощрения; выражают положительную правовую мотивацию; предполагают повышение позитивной активности; направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей.

На информационно-психологическом уровне действия права правовые стимулы представляют собой правовые побуждения к законопослушному деянию и включают только позитивные средства. На уровне правового регулирования это другие правовые стимулы,

т.к. понятия стимула и правового стимула не тождественны. Правовой стимул – это не просто побуждение, а побуждение, закрепленное нормами права. Как только стимул получает законодательное оформление, он становится правовым. Государство становится гарантом осуществления правового стимула. С точки зрения функционального подхода правовой стимул – это комплексный юридический институт, совокупность юридических норм, закрепляющих определенные средства воздействия на сознание и психику человека с целью усиления мотивации правомерного поведения.

Норма права выступает как конкретный измеритель социальных качеств человека, мера возможности его самореализации. Таким образом, с одной стороны, правовой стимул выступает как разновидность юридических норм, с другой – как норма права. Тогда правовой стимул – это публичная возможность лица удовлетворить потребности и интересы путем реализации своего субъективного права, а также публичная возможность получить награду в виде различных моральных, материальных и иных благ как закономерное следствие сверхактивного правомерного поведения. Правовой стимул как норма права имеет внутреннюю структуру, которая состоит из правомочий, представляющих собой возможности реализации определенных действий, следствием которых является получение лицом соответствующей награды.

Таким образом, структура правового стимула состоит из: правомочий, связанных с реализацией рекомендуемых обществом и государством действий и получением соответствующей награды. Правовой стимул – это то, что порождает стремление человека действовать так, чтобы получить премию, поощрение или иное благо. Т.е. правовой стимул всегда содержит в себе награду. А награда – это все, что имеет моральную и материальную ценность для конкретного человека конкретной эпохи. Таким образом, выполнение соответствующих норм права выгодно для человека.

Одни и те же награды оказывают на людей различное стимулирующее действие. Более сильное действие оказывают: награда, которую можно получить сейчас, влияние завтрашней награды слабее; правовой стимул, который порождает в человеке уверенность в получении награды в случае выполнения им определенных условий.

Степень мотивационного воздействия награды зависит от того, насколько модель, содержащаяся в правовом стимуле, совпадает с собственными представлениями лица. Если представления индиви-

да совпадают с содержанием правовой нормы, то лицо проявляет сверхактивность. Правовой стимул влияет на сознание и психику человека, порождая правомерную мотивацию.

Результатом является оценка поступка со стороны общества и государства в виде его одобрения и предоставления соответствующего блага. Правомерное поведение является осознанным, в его основе лежит личная заинтересованность. Правовое стимулирование при этом выглядит следующим образом: правовой стимул в сочетании с внешней средой, ценностями и внутренними установками воздействует на потребности личности, которые определяют интерес, влияющий на мотив. А мотив, как известно, – это внутреннее побуждение к правомерному поведению, за которое субъект получает награду, поощрение или иное благо.

Соответственно правовое стимулирование можно рассматривать как способ реализации правовых норм, один из методов правового регулирования. В.И. Курилов определяет правовое стимулирование как метод и правовое средство обеспечения правомерного поведения и правовой активности личности. По его мнению, правовые стимулы бывают материальными, моральными и статусными. Суть стимулирования – в выражении желания со стороны государства и общества, чтобы работник реализовал свои права и обязанности. По мнению А.В. Малько, правовое стимулирование представляет собой воздействие правовых стимулов на интересы субъектов. На наш взгляд, правовое стимулирование – это процесс воздействия на сознание человека имеющихся реальных правомочий, связанных с реализацией субъективного права либо с получением лицом награды, поощрения за свое активное правомерное поведение.

Правовое стимулирование тесно связано со способностями человека. Правовой стимул позволяет сконцентрировать внимание на тех направлениях, которые наиболее полно выражают функциональные возможности человека.

тивационно-ценностное отношение к определенной области приводит к переводу ресурсов на те виды деятельности, которые позволяют наиболее полно показать, реализовать способности человека.

Правовое стимулирование как процесс воздействия на сознание и психику человека выполняет две функции: оценочную (правовой стимул рассматривается субъектом с точки зрения его социальной ценности); стимулирующую (на базе оценки правового стимула складывается правомерное поведение).

Читайте также:
Предупредительная забастовка: что это такое, описание и особенности

Правовая активность – это разновидность правомерного поведения, выражающаяся в полной реализации своих способностей и направленная на как можно более эффективное осуществление правовых предписаний для максимального удовлетворения личных и общественных интересов. Правовая активность свидетельствует о высокой степени активности субъекта за претворение в жизнь рекомендуемых государством правовых норм. Правовая активность есть всегда свободно правомерное участие. В основе правовой активности лежит правовая потребность личности. Личность внутренне готова к реализации права, которое рассматривается ею как общечеловеческая ценность.

Правовое стимулирование формирует не только правомерную мотивацию, но и способствует тому, что объективное содержание правовой ответственности обрабатывается, закрепляется в сознании личности и выливается в соответствующее образцовое поведение. Воздействие правовых стимулов приводит также к осознанию субъектом социальной действительности, в которой основой выступает свобода его воли.

Структура правомерного поступка имеет следующий вид: субъект, объект, объективная и субъективная сторона, где субъект – это физические и юридические лица, стимулирующие субъекты; объект – поведение стимулируемых субъектов; объективная сторона – элементы, характеризующие правомерный поступок как акт внешнего действия, рекомендуемый к совершению правовыми нормами и выражающийся в действии конкретного лица, приносящего пользу обществу и государству; а субъективная сторона отражает внутреннюю сторону поступка, характеризуется целями, мотивами и отличиями лица.

Таким образом, правомерное поведение – это процесс совершения лицом действий и поступков, выражающих его отношение к жизни, обществу, государству, праву, морали. Оно влечет за собой наступление положительных санкций.

Стремление получить награду – один из самых древних стимулов. Вознаграждение – это правовой стимул, под которым понимается возможность получения лицом материальных благ в виде заработной платы, стипендии и других натуральных и денежных выплат. Вознаграждение получило широкое законодательное оформление, в том числе и в Российской Федерации. Сегодня наиболее распространенный вид вознаграждения – заработная плата. Раздел шестой нового Трудового кодекса РФ посвящен регулированию оплаты труда. Заработная плата определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Как уже было сказано, заработная плата выполняет множество функций, но основной из них является стимулирующая. Конституция РФ закрепила свободу труда. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду и имеет право на вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Более подробно об этом аспекте будет сказано в главах 5 и 6.

Заработная плата имеет, как правило, денежную форму. В некоторых случаях по коллективному или трудовому договору оплата труда может производиться в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ. Имеет свои особенности организация оплаты труда в бюджетной сфере. Все предприятия и организации, находящиеся на бюджетном финансировании, обязаны иметь единую тарифную сетку (ЕТС), которая представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты труда рабочих и служащих. Служащие бюджетной сферы разделены на две группы: общеотраслевые должности и должности специалистов и руководителей, специфические для той или иной отрасли. Размеры оплаты труда рабочих определяются по результатам аттестации служащих и перетарификации рабочих. Ставки конкретным лицам определяются путем умножения тарифной ставки первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.

Разновидностью вознаграждений являются доплаты и надбавки. Доплаты – за совмещение профессий и должностей, увеличение объемов работы, расширение зон обслуживания. Надбавки – за высокое профессиональное мастерство, ученую степень и т.д. Такая законодательно предусмотренная возможность является прекрасным правовым стимулом, который помогает реализовать правовое стимулирование.

Заработную плату как фактор стимулирования трудовой активности можно разделить на три части: за выполнение должностных обязанностей, за выслугу лет с учетом факторов стоимости жизни, за полученные результаты. Различают также внутреннее и внешнее вознаграждение. Внутреннее – это то вознаграждение, которое испытывает человек при достижении цели. Его обязательно учитывают при правовом стимулировании. Но это не правовой стимул. Правовым стимулом является внешнее вознаграждение. Главное требование к вознаграждению как к разновидности правовых стимулов – требование справедливости.

В плане справедливой оценки труда можно привести в пример зарубежный опыт – плата за исполнение, которая включает в себя гибкие схемы оплаты труда: Комиссионные. В этом случае сотрудник получает определенный процент от сумм, которые ему платят клиенты при покупке у него товаров. Денежные выплаты за выполнение поставленных целей. Такие выплаты в целом осуществляются при соответствии работника некоторым заранее установленным критериям (экономические показатели, показатели качества, оценка сотрудника другими лицами). Специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного работника. К ним относят специальные премии, выплачиваемые сотрудникам за владение навыками, остро необходимыми компании в настоящий момент, или премии за верность компании, которые получают сотрудники, проработавшие в организации определенное количество времени, то есть специалистам, уход которых нежелателен для компании. Программы разделения прибыли. При такой схеме сотрудники получают определенный процент прибыли компании. Акции и опционы на их покупку. Совет директоров компании принимает решение о безвозмездном предоставлении сотруднику в собственность определенного числа акций либо просто о предоставлении ему права приобрести пакет акций оговоренного размера.

Приведенные схемы имеют явные преимущества, т.к. позволяют заработать больше денег при условии быстрого и качественного выполнения своих служебных обязанностей. Таким образом, вознаграждение – многоаспектная категория. Оно рассматривается как разновидность правового стимула и как результат правомерного поведения. Применительно к заработной плате это важно, т.к. она является главным элементом стимулирования труда.

Читайте также:
Обмен ассортиментный: что это такое, описание и особенности

Виды стимулов в частном праве

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №6 2011 Страницы в журнале: 93-96

Н.Г. БОГАТЫРЕВА,

старший преподаватель Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета

Проанализированы различные точки зрения на понятие «стимулы», определено значение стимулов в правовом регулировании, приведен авторский взгляд на понятие стимулов в частном праве. Дана классификация стимулов, применяемых в частном праве.

Ключевые слова: частное право, стимулы, стимулирующие средства, классификация стимулов.

Forms of stimulus in the particular right

Different points of view to the concept of stimulus are analyzed by the author in the article stimulus value is determined, its own view on the concept of stimulus legal regulation in the particular right is indicated. The classification of stimulus is given which are used in the particular right.

Keywords: individual right, stimuli, incentive means, classification of stimuli.

Стимулирование играет большую роль в развитии общественных отношений и управлении ими. Наличие разнообразных стимулов свидетельствует о гармоничности развития современного общества.

При помощи правильно подобранных стимулов государство может успешно реализовать приоритетные пути развития в любой сфере жизни. С.С. Алексеев верно отмечает возрастание влияния стимулов в правовом регулировании[1]. По словам С.В. Мирошника, «за стимулами вообще, а за правовыми в частности, будущее развитие всего общества»[2].

Нельзя утверждать, что правовая наука в полной мере и всеобъемлюще раскрыла стимулирующие возможности права. Считаем необходимым остановиться на вопросе о понятии и сущности категории «стимул». Особая заслуга в разработке данного вопроса принадлежит А.В. Малько[3]. Под правовым стимулом он понимает правовое побуждение к законопослушному деянию, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования[4].

Аналогичного мнения придерживается Е.Н. Лебедева, понимая под юридическими стимулами правовые факторы, побуждающие к социально активному поведению и создающие наиболее благоприятные условия для удовлетворения интересов субъектов[5]. Значение стимулирующих средств она видит в том, чтобы они побуждали субъектов к определенным поступкам.

С.В. Мирошник определяет правовой стимул как институт, усиливающий мотивацию правомерного поведения. Она дает следующее определение стимулам: это юридический институт, т. е. совокупность юридических норм, закрепляющих определенные средства воздействия на сознание и психику человека с целью усиления мотивации правомерного поведения[6].

Таким образом, правоведы под стимулами понимают в первую очередь побудительный фактор. Но высказываются и другие точки зрения. В.В. Глазырин, например, правовые стимулы определяет как правовые нормы, предусматривающие разные меры социальных благ, направленных на удовлетворение интересов индивида, коллектива в зависимости от выбора ими варианта поведения, в большей или меньшей степени отвечающего интересам государства, потребностям общества.

В.М. Ведяхин рассматривает стимулы как правовые нормы, поощряющие развитие нужных в данный момент для общества и государства общественных отношений, стимулирующие как обычную, так и повышенную правомерную деятельность людей и ее результаты[7].

Каждое из предложенных определений отражает субъективное видение категории «стимул». Полагаем, следует поддержать мнение тех ученых, которые под стимулами понимают побудительный фактор, так как основная функция стимулов — направлять, побуждать субъектов к надлежащему поведению, приводящему к наступлению юридически значимых последствий.

С учетом изложенного правовой стимул можно определить как закрепленный правовой нормой фактор, предоставляющий дополнительные возможности и создающий благоприятные условия для побуждения субъектов к достижению определенных целей путем совершения правомерных поступков.

Стимулирующие средства применяются как в частном, так и в публичном праве. В частном они характеризуются тем, что направлены на удовлетворение потребностей частных лиц и в большинстве своем построены на диспозитивных началах.

Стимулы в частном праве можно охарактеризовать как правовой фактор, предоставляющий субъектам равные дополнительные возможности и создающий благоприятные условия для побуждения к удовлетворению их индивидуальных потребностей и интересов путем совершения ими правомерных поступков. Таким образом, назначение стимулов заключается в том, что они направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей частных лиц и на регулирование общественных отношений в целом.

Стимулы в частном праве разнообразны. Они могут выражаться в виде поощрений, льгот, преимуществ (привилегий), дозволений, свобод и т. д.

В научной литературе приводится классификация стимулов в праве в целом. Постараемся выделить классификацию стимулов именно в частном праве. В зависимости от того, в какой отрасли частного права закреплены стимулирующие средства, выделяют стимулы в гражданском, семейном, трудовом праве и иных отраслях.

Стимулы в гражданском праве закреплены преимущественно в диспозитивных нормах и выражены, как правило, в форме дозволений, субъективных прав, свобод, обязанностей субъектов, предоставления льгот и преимуществ. Стимулы могут выражаться в форме предоставления прав (в частности, ст. 27 ГК РФ предоставляет несовершеннолетнему право на признание его эмансипированным), уменьшения цены договора (в ст. 1039 ГК РФ предусмотрена возможность пользователя по договору коммерческой концессии при изменении правообладателем своего коммерческого обозначения требовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения), предоставления преимуществ (например, преимущественного права при заключении договора на новый срок — статьи 621, 684, 1035 ГК РФ), предоставления льгот (например, в налогообложении — при заключении договора лизинга), предоставления материального стимулирования (например, по договору морской перевозки согласно КТМ РФ, при досрочной погрузке (выгрузке) груза грузоотправителю (грузополучателю) выплачивается премия — диспач).

В ГК РФ заложены широкие возможности по разработке стимулов. Объективно необходимы стимулы, побуждающие субъектов к надлежащему исполнению гражданских прав и обязанностей. Следует согласиться с высказыванием А.В. Краснова о том, что вполне могут стимулироваться устойчивые договорные связи и систематическое надлежащее исполнение обязательств по договору[8]. В частности, закрепление нормы о выплате премии при досрочном исполнении обязательств в ст. 791 ГК РФ и распространение ее на все виды договоров перевозки способствовало бы дисциплинированности субъектов договора перевозки и их стремлению к наиболее быстрому и надлежащему исполнению обязательств по погрузке (выгрузке) с целью получения материального стимулирования либо предоставления льгот или скидок по договору перевозки.

Читайте также:
Общая собственность: что это такое, описание и особенности

В семейном законодательстве норм, имеющих стимулирующий характер, немного. В основном они выражены в форме поощрений, преимуществ, которые направлены в первую очередь на повышение рождаемости, укрепление института семьи и т. д.

Так, одним из стимулов, направленных на повышение рождаемости (и как следствие — на улучшение демографической ситуации), является предоставление материнского капитала женщинам, родившим двух и более детей. В настоящее время разрабатывается порядок предоставления бесплатных земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего ребенка[9]. Данные стимулы достаточно действенны, что подтверждает динамика рождаемости за последние годы.

Стимулирующую направленность имеют также нормы Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», положения СК РФ о приемной семье, где предусматривается материальное стимулирование — вознаграждение за осуществление полномочий приемного родителя, опекуна (попечителя). Ярким примером стимулирующих норм выступают положения ст. 124 СК РФ, в соответствии с которыми граждане Российской Федерации имеют преимущественное перед иностранными гражданами право на усыновление несовершеннолетних детей.

Стимулирующие нормы в семейном законодательстве лишь частично можно отнести к частному праву, так как улучшение демографической ситуации, устройство ребенка в приемную семью, установление над ним опеки — все эти нормы-стимулы направлены в итоге на реализацию публичного интереса. Поэтому в семейном законодательстве в большинстве норм происходит взаимопроникновение частных и публичных интересов.

В трудовом законодательстве стимулирующие нормы встречаются достаточно часто (в сравнении с иными отраслями частного права). Например, надбавки и доплаты, премии и иные поощрительные выплаты, предусмотренные в ст. 129 ТК РФ, стимулируют работников к улучшению показателей труда, что влечет улучшение работы производства в целом. Стимулирующие выплаты могут устанавливаться не только федеральным законодательством, но и коллективным договором, локальными актами работодателя, трудовыми договорами.

Грамотное юридическое оформление стимулирующих выплат на локальном уровне и в рамках договора с конкретным работником делает их эффективным и надежным средством стимулирования работников к поведению, которого ожидает от них работодатель[10].

Стимулы подразделяют на виды в зависимости от их содержания. Такой классификации придерживается Е.Н. Лебедева, выделяя стимулы материальные и моральные[11].

Материальный стимул в настоящее время является решающим фактором для большинства субъектов при выборе того или иного варианта поведения. Материальные стимулы представляют собой не только выплаты в денежной форме (заработная плата, доплаты, премирование в трудовом праве), но и возможность продвижения по карьерной лестнице, получение льгот и привилегий (например, в области жилищно-бытового обслуживания работник, получивший звание «Ветеран труда», вправе рассчитывать на льготы при оплате услуг ЖКХ в размере 50% от их фактической стоимости), получение определенных преимуществ (ст. 250 ГК РФ закрепляет преимущественное право покупки продаваемой доли за участниками долевой собственности).

Помимо материальных можно выделить так называемые моральные стимулы, которые могут быть выражены в признании особых заслуг — объявлении благодарностей, присвоении званий, награждении орденами и медалями и др. Г.В. Атаманчук, например, относит к моральным стимулам также и привлекательность труда, его творческий характер, атмосферу в коллективе[12].

В отдельных случаях применение моральных стимулов ведет к возникновению права на реализацию материальных стимулов.

Таким образом, в частном праве стимулирование имеет широкую направленность. Целесообразно разумное сочетание как материальных, так и моральных стимулов для достижения наибольшего эффекта при их применении.

Заслуживает внимания точка зрения А.В. Малько о классификации стимулов в зависимости от того, в каком элементе нормы права они содержатся. Он выделяет юридический факт-стимул (гипотезу), субъективное право, законный интерес, льготу, привилегию, иммунитет (диспозицию), поощрение (санкцию)[13].

Юридический факт-стимул выполняет роль предварительного стимулятора. Нормы-стимулы побуждают к надлежащему поведению для достижения того результата, к которому стремятся субъекты. Так, ст. 72 СК РФ предоставляет возможность восстановления родительских прав у лиц, их лишенных, в случае если отпали основания, послужившие поводом для лишения этих прав.

На уровне диспозиции нормы-стимулы могут устанавливаться в форме субъективных прав, законных интересов, льгот, привилегий, иммунитетов и т. д. Достаточно распространены стимулы в форме субъективных прав. Так, ГК РФ и Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» гражданину предоставлено право на замену товара, расторжение договора, возврат уплаченной сумы при передаче ему товара ненадлежащего качества. Субъективные права предоставляют субъектам возможность совершать предусмотренные законом действия по своему усмотрению, при этом стимулируя к их совершению.

Нормы-стимулы, носящие характер льгот, содержатся в основном в гражданском праве. Так, льготы при поступлении в вуз имеют участники боевых действий, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию, дети-сироты. Льготы предоставляются лизингодателю по договору финансовой аренды и выражаются в том, что платежи за аренду лизингового оборудования вносятся только после получения выручки от реализации товаров, производимых на арендованном оборудовании. Привилегии предоставляются в форме преимущественного права: например, согласно ст. 1168 ГК РФ преимущественное право на получение жилого помещения при разделе наследственного имущества имеет наследник, проживавший в данном жилом помещении на момент смерти наследодателя и не имеющий иного жилого помещения.

На уровне санкции можно выделить стимулы-поощрения (хотя термин «поощрительные санкции» признают не все правоведы). Данные санкции встречаются во многих отраслях права и характеризуются тем, что стимулируют надлежащее поведение субъекта путем выдачи награды, поощрения, предоставления льгот, привилегий и т. д.

Читайте также:
Организация общественная: что это такое, описание и особенности

Подводя итог, отметим, что приведенная классификация стимулов в частном праве не является исчерпывающей. Выделяют также иные основания классификации: в зависимости от объема, от времени действия, от того, на кого распространяются и в каком акте содержатся стимулы, и т. д.

Классификация стимулов в частном праве позволяет упорядочить совокупность имеющихся стимулирующих средств, выделить среди них наиболее действенные, при помощи которых можно достичь определенных результатов в различных сферах жизни, определив таким образом влияние стимулов на эффективность действия норм права.

1 См.: Алексеев С.С. Теория права. — М., 1995. С. 11—16.

2 Мирошник С.В. Правовые стимулы в российском законодательстве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 1997. С. 8.

3 См., например: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. — М., 2003; Он же. Стимулы и ограничения как парные юридические категории // Правоведение. 1995. № 1. С. 3—13; Он же. Правовое стимулирование: проблемы теории и практики // Там же. 1994. № 3. С. 10—22.

4 См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. С. 60.

5 См.: Лебедева Е.Н. Механизм правового стимулирования социально активного поведения: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Малько. — Саратов, 2007. С. 6—7.

6 См.: Мирошник С.В. Указ. раб. С. 8.

7 См.: Ведяхин В.М. Правовые стимулы: Понятие, виды // Правоведение. 1992. № 1. С. 16.

8 См.: Краснов А.В. Поощрительные санкции в частном праве // Поощрительные санкции в праве. Реальность и юридическая конструкция / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — Саратов, 2008. С. 246.

9 См.: Сибиде П. Дети, бизнес, модернизация // Российская газета. 2010. 8 дек. № 5356(277).

10 См.: Ксенофонтов А. Правовое регулирование стимулирующих выплат работникам в Российской Федерации // http://www.podborkadrov.ru/articles/detail.php?ID=39218

11 См.: Лебедева Е.Н. Указ. раб. С. 23.

12 См.: Атаманчук Г.В. Особенности процессов управления в развитом социализме. — М., 1985. С. 142.

13 См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. С. 61.

newinspire

  • Лекции по экономической теории
  • Лекции по бюджетной системе РФ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по экономической безопасности
  • Экономический обзор
  • Спортивный обзор
  • Курьезы

Сущность, понятие, признаки и виды правовых стимулов

Ключевые слова: сущность, понятие, признаки, виды, правовых, стимулов

Учитывая, что правовое регулирование не имеет ни вещественной, ни энергетической формы, а осуществляется исключительно на информационном уровне, важно рассмотреть прежде всего информационно-психологический аспект действия права. Ведь право способно регулировать поведение только тогда, когда адресуемая информация воспринята и усвоена субъектом, его сознанием.

Существенная черта информационно-психологического механизма воздействия права на общественные отношения состоит в том, что правовые средства способствуют формированию и действию мотивов поведения, предписываемого или дозволяемого юридическими нормами.

В этом случае сознание играет роль фильтра и “декодирует” правовые средства, влияющие на него, на положительно-отрицательные факторы: “полезно – вредно”, “выгодно – невыгодно”. Исходя из данных правовых средств и учитывая собственные интересы, человек строит соответствующую программу действий.

В информационно-психологическом плане правовыми средствами выступают не сами нормы права, договоры или правоприменительные акты, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся. Это – субъективные права и обязанности, льготы и приостановления, поощрения и наказания и т.п., которые, в свою очередь, подразделяются на две большие группы: правовые стимулы и правовые ограничения.

Именно стимулы и ограничения в конечном счете являются значимыми для поведения, связанными в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта.

Если правовые стимулы призваны побуждать к правомерному поведению, выгодному и для личности, и для общества, то правовые ограничения – сдерживать от противоправного удовлетворения ее собственных интересов, которое может быть выгодно для личности, но не выгодно, а даже, наоборот, вредно для других граждан, общества в целом.

Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки правовых стимулов :

1) связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают собой положительную правовую мотивацию;

4) предполагают повышение позитивной активности;

5) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов .

В зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция).

В зависимости от предмета правового регулированияконституционные, гражданские, экологические и т.п.

В зависимости от объемаосновные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота).

В зависимости от времени действияпостоянные (право на собственность) и временные (разовая премия).

В зависимости от содержанияматериально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность). . читать далее .

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ СТИМУЛОВ

Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Общие признаки реализации правовых стимулов: 1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул); 2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов вы-ступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

Читайте также:
Профессиональный хранитель: что это такое, описание и особенности

3) обозначают собой положительную правовую мотивацию; 4) предпо-

* Подробнее см. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.

2 Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Глазырин В.В. Эффективность

правовых норм. М., 1980. С. 101.

лагают повышение позитивной активности; 5) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Правовые стимулы классифицируются по многим основаниям. В зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция).

В своей деятельности люди учитывают, что желаемые или нежелаемые ими правовые последствия обусловлены определенными юридическими фактами. Поэтому в одних случаях они стремятся к возникновению юридических фактов, а в других же, наоборот, препятствуют их появлению. Например, согласно статье 242 КЗоТ РФ, для получения пенсии необходим соответствующий трудовой стаж.

Следовательно, лицо, рассчитывающее получить пенсию, вынуждено согласовывать свое поведение с закрепленными в норме юридическими фактами, прежде всего учитывать необходимость накопления соответствующего трудового стажа. Таким образом, юридический факт стимулирует определенное поведение, выступая в роли факта-стимула.

На уровне диспозиции стимулирующим элементом выступает субъективное право, которое выражает возможность действия и связано с удовлетворением собственных интересов.

Наряду с субъективным правом стимулирующим средством в диспозиции может быть и законный интерес (охраняемый законом интерес), который является разновидностью дозволений и направлен на удовлетворение собственных интересов.

Вместе с тем законный интерес и субъективное право – различные правовые дозволения. Субъективное право – дозволение, которое возводится в правовую возможность, обеспеченную юридической необходимостью. Законный интерес тоже можно считать возможностью, но преимущественно фактической. Это лишь разрешенность действий. Следовательно, законный интерес есть простая правовая дозволенность, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц, ей не противостоит конкретная юридическая обязанность. Данное положение может служить главным критерием для разграничения субъективных прав и законных интересов.

Льгота выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения. Например, фиксируя в нормативных актах налоговые льготы для предпринимателей, законодатель стиму

лирует в конечном счете общественно полезную деятельность определенных категорий граждан, повышает позитивную активность, создает благоприятные условия для удовлетворения их интересов.

Поощрение выступает в роли стимула на уровне санкции, ведь санкции могут быть не только отрицательными, но и положительными.

В зависимости от отраслевой принадлежности правовые стимулы подразделяются на конституционные, гражданские, экологические и т.п.; в зависимости от объема – на основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота); в зависимости от времени действия – на постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия); в зависимости от содержания – на материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).

Дата добавления: 2015-09-18 ; просмотров: 546 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Приложение1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин “правовая информация”. К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно – технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее “автором”, то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, – это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Читайте также:
Национальность судна: что это такое, описание и особенности

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • – законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • – федеральных конституционных законов;
  • – федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • – ненормативные акты общего характера;
  • – акты официального разъяснения;
  • – правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие – к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты – это индивидуально – правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации” нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только “в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается”.

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 “О положении Банка России “О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России” (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации” нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в “Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 – 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально – правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально – правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, – граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально – правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • – договоры (сделки);
  • – жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • – носят индивидуально – правовой характер;
  • – направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия – устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • – материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • – материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • – материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • – образцы деловых бумаг;
  • – комментарии законодательства;
  • – научные, научно – популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Нормативный правовой акт

Это официальный документ госорганов или должностных лиц с правилами поведения

Нормативный правовой акт может быть в форме закона, постановления, приказа.

Разобрались, как устроена система нормативных правовых актов и как искать нужный документ.

Что такое нормативный правовой акт

Нормативные правовые акты, или НПА, регулируют жизнь в стране: как платить налоги, какие есть льготы для бизнеса, когда отдыхать на Новый год или что будет за работу без лицензии. Дадим определение нормативно правового акта.

НПА — это документы с правилами поведения для общества, которые принимают государство, региональные и муниципальные власти, уполномоченные организации, например Роскосмос, и должностные лица.

Такие документы могут принимать Госдума, правительство, президент, министерства, службы. Но не все акты госорганов и должностных лиц нормативные. Правительство может принять постановление о ставках платы за пользование лесными участками на всей территории России — и это будет НПА, а может выпустить внутреннюю инструкцию по закупке канцелярии — это не НПА.

Еще НПА нужно отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты — это тоже официальные документы, которые принимают госорганы и должностные лица, только они рассчитаны на однократное применение и на конкретного человека или организацию.

Назначение на должность министра Носова, назначение административного штрафа нарушителю Маркову, приказ о награждении чемпионки Савиной почетным знаком за развитие спорта — это индивидуальные правовые акты.

Отличить НПА можно по следующим признакам.

НПА носит официальный характер. Это значит, что НПА принимают только государственные и региональные власти, уполномоченные организации или должностные лица. Также НПА принимают в определенном порядке: присваивают дату и номер, печатают на бумаге, ставят печать, публикуют на портале pravo.gov.ru.

Федеральный закон рассматривает госдума в трех чтениях, затем его одобряет Совет Федерации, подписывает президент и публикуют. Только после этого новый закон нужно обязательно исполнять.

НПА действует не для одного человека или организации, а для всех: группы людей, либо компаний, либо и тех и других. Например, нельзя принять закон только для ИП Петрова, но можно принять закон для предпринимателей.

НПА можно применять много раз. Например, суд принимает решение по делу — это решение в моменте определяет права сторон и его нельзя применять повторно.

Посмотрим примеры НПА и документов, которые к ним не относятся.

НПА Не НПА
Конституция РФ Приказ об увольнении инженера Карпова из коммунальной службы госдумы
Постановление правительства о сроках службы фискальных накопителей ККТ Письмо правительства и любого другого ведомства, например Минфина
Указ президента о выплатах семьям с детьми Указ президента о присвоении звания Героя Труда гражданину Романову
Приказ МЧС о правилах противопожарной безопасности Предписание МЧС для ООО «Ромашка» об устранении нарушений противопожарных норм
Устав Ростовской области Договор аренды с комитетом по имуществу Ростовской области
Федеральный закон о банкротстве Решение суда по делу о признании ИП Каменской банкротом
Постановление мэрии Объявление итогов проведения торгов на земельный участок администрацией города

Форм нормативных правовых актов много: законы, постановления, инструкции, приказы, указы. И эти названия нельзя путать. Назвать приказ Минфина письмом, а указ президента постановлением — ошибка.

Чтобы не запутаться в названиях, правильно определять силу документа, быстрее искать нужный, все НПА можно делить на разные группы. Посмотрим две основные классификации: по силе действия и по территории.

По силе действия

У НПА есть сила действия — это помогает выбрать более важный документ. В идеале НПА не должны противоречить друг другу, но в реальности такое все же случается. И вот сила действия определяет, каким документом руководствоваться.

Конституция. Самый главный НПА в России — Конституция, ее еще называют основным законом страны. Все остальные НПА должны ей соответствовать.

Если в Конституции написано, что в России действует единое экономическое пространство, значит, нельзя принять закон о пошлинах за перемещение товаров из региона в регион. Такая норма противоречила бы статье 8 Конституции.

Федеральные законы — это документы, которые принимает Госдума — законодательный орган России. Законы определяют самые важные вопросы в стране: размер пенсии, процедуру банкротства, штрафы за нарушения и прочие. Процедура создания и принятия закона сложная и многоступенчатая, потому что он влияет на всю страну.

Примеры законов: ФЗ «О рекламе», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав потребителей». Также законы — это Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс. Их называют кодексами, потому что они содержат много правил в одной сфере.

Подзаконные акты. В одном законе невозможно прописать все детали. В них стараются закрепить общие правила, а вот о частностях рассказывают в подзаконных актах. На юридическом языке говорят: «Подзаконные акты принимают во исполнение законов», то есть подзаконные акты объясняют, как правильно действовать в конкретных случаях и ситуациях. Узнать подзаконные акты можно по названиям: указ, постановление, письмо, приказ, инструкция.

Есть закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», а его дополнят постановления правительства «О лицензировании образовательной деятельности» и «О медицинской деятельности». Закон установил общие правила, а постановления определили порядок его исполнения в конкретных сферах.

Еще важно проверить, где нужно применять НПА: по всей стране, только в одном регионе или в одном городе.

По территории

Есть правила, которые действуют для всех жителей России, а есть — только для жителей конкретного региона и даже города. Например, если в соседнем регионе предприниматель платит 3% налога с доходов на УСН «Доходы», это еще не значит, что вы будете платить столько же. Так бывает, потому что в регионах принимают свои уставы, законы, инструкции.

Все НПА делят на федеральные, региональные, муниципальные, а еще есть международные. Поговорим о каждой группе.

Федеральные, региональные и муниципальные НПА. Россия — это федерация. Это значит, что страна состоит из самостоятельных субъектов. Такие субъекты могут сами управлять своей территорией в пределах полномочий, данных Конституцией и федеральными законами, иметь отдельный от центра бюджет.

Получается, в России официальные документы могут принимать на общегосударственном уровне и уровне регионов. Федеральные законы действуют на всей территории страны, а региональные — только в одном субъекте. Например, если власти Самарской области приняли региональный закон, то исполнять его в Рязани не обязаны.

Еще собственные НПА принимают в городах федерального значения, такие города тоже относят к регионам. В России три города-региона: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Получается, жители Московской области не должны соблюдать законы Москвы, и наоборот.

Для региональных актов есть два правила:

  1. Такие нормы не могут ухудшать положение людей или бизнеса в сравнении с общегосударственными. Так, если в Налоговом кодексе установлена максимальная налоговая ставка для УСН «Доходы минус расходы» в 15%, регион может ее снизить, но не повысить.
  2. Компетенцию регионов определяют на федеральном уровне. То есть Конституция и федеральные законы устанавливают, в каких сферах регионы могут принимать НПА самостоятельно. Например, регионы России могут издавать свои Кодексы административных правонарушений, но только со штрафами за нарушения, которых нет в федеральном КоАП.

Система региональных НПА копирует федеральную, поэтому регионы принимают свои конституции, законы, подзаконные акты.

Есть еще один уровень ниже актов регионов — акты городов, деревень, поселков. Такие акты называют муниципальными НПА. Они регулируют вопросы местного значения, например льготы по земельному налогу или правила посещения парка.

Например, постановление мэрии Ярославля «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах» или постановление администрации Екатеринбурга «Об автоматизации закупок малого объема».

Международные акты. Государства могут договариваться о правилах и фиксировать их в договорах, резолюциях, конвенциях. Эти правила не действуют на все страны автоматически: каждое государство само решает, участвовать в договоре или нет. В договор можно как вступить, так и выйти из него.

Россия участвует в Конвенции о защите прав человека 1953 года, в Бернской конвенции о защите литературных и художественных произведений 1887 года.

Если страна соглашается исполнять правила по международному договору, она должна принять новые внутренние законы или скорректировать старые внутренние законы под эти правила. Например, когда Россия в 1997 вступила в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, она приняла мораторий на смертную казнь — таково было правило для стран-участниц.

Международные договоры, в которых участвует наша страна, в основном учли во внутренних законах, поэтому напрямую обращаться к международным НПА вам вряд ли придется. Исключение — соглашения или конвенции об избежании двойного налогообложения, например с Кипром или США.

Иерархия нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты имеют иерархию из восьми уровней. Чем уровень выше, тем главнее акт. На практике это значит, что акты нижних уровней должны соответствовать верхним. То есть законы не должны противоречить Конституции, указы президента и прочие акты — законам, а постановления правительства — всему вышеперечисленному.

Случается, что два акта противоречат друг другу, — такую ситуацию называют правовой коллизией. Выбрать правильный акт помогает иерархия — будут применять правила из документа более высокого уровня.

Артем собирается подавать заявление в налоговую инспекцию. В федеральном законе он прочитал, что нужно успеть подать его за 20 дней, а в приказе ФНС, что за 10 дней. Так как закон выше ведомственного акта, то правильный срок — 20 дней.

Иерархия нормативных правовых актов

Уровень 1 Конституция РФ
Уровень 2 Международные договоры
Уровень 3 Федеральные законы
Уровень 4 Указы президента
Уровень 5 Постановления правительства
Уровень 6 Приказы федеральных министерств, постановления главного санитарного врача РФ, указания и положения Банка России
Уровень 7 Приказы служб
Уровень 8 Региональное законодательство и муниципальные акты

Начинайте искать ответ на вопрос со второго уровня. На первом уровне в Конституции нет конкретных правил — только принципы работы государства и жизни общества.

Предприниматель может узнать из Конституции, что Россия поддерживает конкуренцию и свободную экономическую деятельность, но не узнает, как открыть бизнес и какие платить налоги. Конкретные правила будут в законах и подзаконных актах. Например, как зарегистрировать бизнес, можно узнать в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а про все налоги России — в Налоговом кодексе.

Как искать нормативный правовой акт в системе

Виды и иерархия актов помогают быстрее найти нужный документ.

Предприниматель Ярослав открывает кафе в Москве. Все уже готово, и осталось сделать вывеску на фасад. Он слышал, что соседний магазин оштрафовали за неправильную вывеску. Ярославу нужно разобраться, какие требования есть к вывескам, чтобы его тоже не оштрафовали.

Посмотрим, как можно найти документ о требованиях к вывескам.

Где искать. Искать законы, постановления, письма можно в интернете, главное — на официальных порталах. Например, на государственном портале pravo.gov.ru или в коммерческих Консультанте и Гаранте.

Если пользоваться неизвестным сайтом, нельзя быть уверенным в актуальности: документы оттуда могут быть устаревшими или вовсе утратившими силу.

Как искать. Искать нужный акт можно по дате опубликования, названию документа или словам из текста. В разных системах могут быть и другие фильтры.

Пример расширенного поиска в системе Гарант

В работе с правовыми системами есть нюанс: можно найти документ, а он окажется закрытым — смотреть можно только в платной версии. В этом случае можно скопировать название документа и поискать в других сервисах, например Docs.cntd.ru. Еще можно посмотреть на сайте государственного органа, который принял акт.

Уведомление, что документ можно прочитать только в платной версии системы Гарант

Проверить, действует ли НПА. Пользоваться можно только действующими НПА. Срок действия документа может истечь сам или его могут отменить.

Еще закон может действовать, но только в новой редакции. Это значит, что сам НПА не отменили, но изменили текст или даже одно слово. Предыдущей версией пользоваться нельзя.

Госдума повысила МРОТ на 2022 год с 12 792 до 13 890 ₽. Для этого она не приняла новый закон «О минимальном размере труда», а внесла изменения в прежнюю версию. Теперь работодатели не смогут платить сотрудникам за полный рабочий день меньше 13 890 ₽ — прежний МРОТ больше не актуален.

Проверять статус НПА важно, чтобы не получить штраф или другое наказание за ошибку по невнимательности. На правовых порталах статус документа можно посмотреть на первой странице документа.

Например, в Гаранте на экране появляется текст на желтом, что документ утратил силу

На самом деле не всегда просто найти нужный документ. Например, может не получаться подобрать правильную фразу для поиска или не выходит вспомнить реквизиты акта. Тогда лучше задать вопрос юристу.

Что такое нормативный правовой акт

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2022 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: