Предмет правового регулирования: что это значит

Объект и предмет правового регулирования как компоненты структурной организации правопорядка

Полный текст:

  • Аннотация
  • Об авторе
  • Список литературы
  • Cited By

Аннотация

Взаимосвязь правового порядка с категориями «объект правового регулирования» и «предмет правового регулирования» изучена недостаточно всесторонне. В юридической литературе сложился подход к определению структуры правопорядка как совокупности общественных отношений, регламентированных нормами права. Этот подход представляется ограниченным, поскольку неизбежно ведет к отождествлению структуры правопорядка и предмета правового регулирования. Иные аспекты взаимодействия правопорядка с категориями «объект правового регулирования» и «предмет правового регулирования» фактически не исследовались.

Полиаспектность категории «правопорядок» обуславливает необходимость комплексного подхода к его структуре, для анализа которой категории «объект правового регулирования» и «предмет правового регулирования» имеют важное методологическое значение. Особенности проявления порядка в правовой сфере позволяют разграничить три относительно самостоятельные стороны единого понятия: правопорядок как «норма», «процесс» и «результат» правовой жизни.

Исследование статичной и динамичной структур правопорядка невозможно без анализа категорий «объект правового регулирования» и «предмет правового регулирования». Указанные категории рассматриваются в качестве важнейших компонентов структурной организации правопорядка. В этом качестве они позволяют увидеть внутреннюю логику и закономерности проявления порядка в системе таких правовых явлений, как источники права, система права, система законодательства, правоотношения и юридическая деятельность.

Использование категорий «объект правового регулирования» и «предмет правового регулирования» позволяет создать всестороннюю и целостную картину структуры правопорядка. Вместе с тем представляется, что юридическая наука должна уделять более пристальное внимание этим категориям. Сложившиеся традиционные и догматические представления нуждаются в новом системном обновлении. Разработка частной теории объекта правового регулирования и предмета правового регулирования позволит достичь значительных результатов в осмыслении других фундаментальных категорий, и в частности правового порядка.

Ключевые слова

Об авторе

Список литературы

1. Азми Д. М., Филиппова С. Ю. Отрасль права как элемент структуры права (частноправовой аспект) // Право и государство: теория и практика. — 2007. — № 12. — С. 43—51.

2. Белов М. Н. Правоотношения в уголовном праве : автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2002. — 175 с.

3. Боровикова Ю. П. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации : дис. . канд. юрид. наук. — М., 2004. — 195 с.

4. Долотова Д. В. Техника и технология правовых актов (на примере актов, издаваемых в уголовно-исполнительной системе) : автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Владимир, 2012. —182 с.

5. Злобин А. В. Подзаконные нормативные правовые акты как форма современного российского законодательства (вопросы теории) : дис. . канд. юрид. наук. — Саратов, 2012. — 217 с.

6. Казарина А. Х. Эволюция взглядов на предмет прокурорского надзора // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. — 2013. — № 2. — С. 36—42.

7. Лаптев В. В., Шахматов В. П. Цели правового регулирования и система права // Правоведение. — 1976. — № 4. — С. 26—35.

8. Мозолин В. П. Система российского права (тезисы доклада на Всеросс. конф. 14 нояб. 2001 г. в Моск. гос. юрид. академии) // Право и политика. — 2002. — № 2. — С. 4—6.

9. Общее учение о правовом порядке: восхождение правопорядка : монография. Т. 1 / Н. Н. Черногор, Д. А. Пашенцев, М. В. Залоило [и др.] ; отв. ред Н. Н. Черногор. — М. : ИЗиСП при Правительстве РФ : Инфра-М, 2019. — 348 с.

10. Ордина О. Н. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники административного права России : дис. . канд. юрид. наук. — М., 2011. — 186 с.

11. Пашенцев Д. А., Черногор Н. Н. Правовой порядок: доктринальные подходы, методы и актуальные направления исследования // Журнал российского права. — 2017. — № 8. — С. 5—16.

12. Пашенцев Д. А., Черногор Н. Н. Правопорядок в контексте современной постклассической методологии // Юридическая наука. — 2017. — № 1. — С. 21—25.

13. Петрова Г. О. Уголовно-правовое регулирование и его средства: норма и правоотношение : автореф. дис. . д-ра юрид. наук. — Н. Новгород, 2003. — 47 с.

14. Романова Г. В. Подзаконные правовые акты и их реализация : дис. . канд. юрид. наук. — Казань, 2006. — 234 с.

15. Система советского права и перспективы ее развития (круглый стол журнала «Советское государство и право») // Сов. государство и право. — 1982. — № 6. — С. 80—110.

16. Система советского права и перспективы ее развития (круглый стол журнала «Советское государство и право») // Сов. государство и право. — 1982. — № 8. — С. 49—70.

17. Толстик В. А. Обзор международной научно-практической конференции «Государственно-правовые закономерности: теория и практика (четвертые Бабаевские чтения)». Н. Новгород, 23—24 мая 2013 г. // Государство и право. — 2014. — № 3. — С. 110—117.

18. Толстой Ю. К. К теории правоотношения. — Л., 1959. — 88 с.

19. Элькинд П. С. Сущность советского уголовно-процессуального права. — Л., 1963. — 172 с.

Для цитирования:

Свинин Е.В. Объект и предмет правового регулирования как компоненты структурной организации правопорядка. Lex russica (Русский закон). 2020;1(1):118-131. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2020.158.1.118-131

For citation:

Svinin E.V. Object and Subject of Legal Regulation as Components of the Structural Organization of Law and Order. Lex Russica. 2020;1(1):118-131. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1729-5920.2020.158.1.118-131


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Правовое регулирование: предмет, метод

Специфика определения и признаки предмета правового регулирования

Деление структуры права на ряд отраслей и институтов базируется на двух критериях. Речь идет о предмете и методе правового регулирования.

В качестве предмета правового регулирования выступает сумма схожих общественных отношений, которые регулируются правом.

Читайте также:
Премиальная оплата труда: что это значит

Для предмета правового регулирования свойственно отвечать на вопрос, что контролирует право.

Рисунок 1. Суть предмета правового регулирования

Но есть и ряд иных определений данного явления. Рассмотрим их более подробно.

В качестве предмета правового регулирования также выступает ряд отношений людей фактического характера, которые объективно необходимо правовое оформление.

Для данных отношений свойственно быть жизненно важными для человека и объединений людей. Они имеют волевой, целенаправленный (разумный), устойчивый, повторяющийся и типичный характер. Их можно охарактеризовать как поведенческие, иными словами, их можно внешне контролировать (к примеру, рядом юрисдикционных органов).

Для общественных отношений свойственно выступать в качестве предмета правового регулирования в ряде ситуаций:

  • когда они отличаются повторяемостью и устойчивостью;
  • когда социум и государство имеют заинтересованность в том, чтобы придать этим отношениям правовую форму, а, соответственно, у государства и социума есть заинтересованность в их охране и защите;
  • когда они имеют отличительную способность относительно внешнего контроля (сюда же относится судебный контроль) со стороны государства.

Определение и признаки метода правового регулирования

Под методом правового регулирования понимается сумма приемов, способов влияния права на конкретные области общественных отношений.

Для данного явления свойственно отвечать на вопрос, каким образом, как осуществляется контроль общественных отношений.

Но важно отметить, что есть и ряд иных определений данного явления. Рассмотрим их более подробно.

Под методом правового регулирования понимается ряд разных способов правового влияния со стороны государства на общественные отношения, которые оно использует во время формирования правовых норм и регламентации правовых связей среди участников данных отношений.

Или под методом правового регулирования понимается сумма приемов юридического влияния на то, как ведут себя люди. Причем данные приемы были созданы как результат долгого человеческого общения.

Согласно еще одному определению метода правового регулирования, данное явление выступает в качестве средств, приемов, способов влияния права на ряд общественных отношений.

Для каждого направления права свойственно иметь конкретные методы правового регулирования.

Существует ряд основных признаков метода правового регулирования. Рассмотрим их в виде схемы:

Рисунок 2. Ряд ключевых признаков метода правового регулирования

Специфика видов методов правового регулирования

Существует два основных метода правового регулирования. Речь идет об императивном и диспозитивном методах.

Для императивного метода (авторитарного метода, метода субординации, власти и подчинения) свойственно использование в публичном праве для того, чтобы регулировать вертикальные отношения, отношения государства и физических, юридических лиц. Когда государство регулирует такие отношения, оно дает властные полномочия одним субъектам, а на иных возлагает ряд соответствующих обязанностей. Как результат данных отношений появляются отношения власти и подчинения.

Важно отметить, что для императивного метода правового регулирования свойственно проявление себя в уголовном, административном и налоговом праве.

Под диспозитивным методом (метод автономии) правового регулирования понимается способ контроля отношений между рядом равноправных участников.

Для данного метода свойственно предоставление участникам решение вопросов относительно форм своих взаимоотношений, которые урегулированы нормами права, на самостоятельной основе. В составе диспозитивного метода есть три способа, при помощи которых происходит регулирование общественных отношений:

  • возможность осуществить ряд известных действий, которые имеют правовую направленность;
  • предоставить ряду участников общественных отношений, которые урегулированы рядом норм права, конкретных прав;
  • предоставить ряду лиц, которые участвуют в конкретных взаимоотношениях, возможность выбрать вариант своего поведения.

Как дополнительные методы обозначают:

  • ряд поощрительных методов, которые основаны на том, что субъекту предоставляются дополнительные блага (поощрения), к примеру, в трудовом праве;
  • ряд рекомендательных методов, которые дают субъектам возможность самостоятельно обозначать лучший вариант поведения, учитывая различные условия и возможности;
  • ряд альтернативных методов и т.д.

Правоведение. (09.2020) Курс д.ю.н. Барабановой С.В.

1. Общая теория права

1.1. Понятие и сущность права.

1.2. Источники права. Нормы права.

1.3. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность.

1.4. Российское право и «правовые семьи».

1.1. Понятие и сущность права

Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно — способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия “право” стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости

В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права. Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью, отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.), является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере, приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Читайте также:
Помещение для голосования: что это значит

Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.

Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (“если-то-иначе”), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно “работает” на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.

Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе.

Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),

2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.

Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.

Следует выделить также следующие функции права:

Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.

Воспитательная функция. связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.

Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.

Правовое регулирование

Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию — правовое воздействие. Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации, путём пропаганды или агитации, в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений [1] .

Читайте также:
Заявление об обеспечении иска

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под ним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него. Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические, политические и социальные отношения, которые правовом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно-правовое и воспитательно-правовое воздействие).

Содержание

Предмет и пределы регулирования

Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.

Предмет существует как у каждого отдельно взятого правого средства (норма права, институт права, отрасль права, правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом — они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.

Нельзя допускать, чтобы сфера правового регулирования была слишком сужена либо чересчур расширена. В случаях, когда роль права при регулировании общественных отношений занижена или незначительна, может возникнуть ситуация хаоса и произвола в обществе, грозящее серьёзным нарушением правопорядка. И наоборот, в случаях, когда при помощи права пытаются урегулировать практически все общественные отношения, которые даже не нуждаются в этом, возникает ситуация тотального контроля государства за всей социальной жизнью общества и, как следствие, произвола уже со стороны самого государства [2] .

В сферу правого регулирования принято включать три группы общественных отношений [2] :

  • отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения);
  • отношения по властному управлению (политические отношения);
  • отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп).

Также в теории выделяются пределы правового регулирования, которые являются условными границами вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств. За их рамками общественные отношения не подлежат и не нуждаются в правовом регулировании.

Пределы правового регулирования подразделяются на:

  • Объективные — зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.);
  • Субъективные — всегда зависят от воли законодателя, не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения.

Характеристика

Способы

Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права:

  • Дозволение — предоставление управомоченному лицу возможности совершать определённые действия, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или не воспользоваться ими вообще (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти).
  • Позитивное обязывание — обязанность какого-либо лица совершить определённое действие, при этом он не имеет возможности уклониться от такого совершения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов, по исполнению договора; воинский долг).
  • Запрет (негативное обязывание) — обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определённых действий под угрозой, в случае неисполнения такого требования, применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений).

Методы

Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемые в процессе правового регулирования, и свойственные какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права.

  • Императивный (субординации) — воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения. Присуще отраслям публичного права, где имеют место отношения власти и подчинения.
  • Диспозитивный (координации) — при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям. Классический метод всех отраслей частного права, основанных на равенстве сторон.
  • Поощрительный — субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).
  • Рекомендательный — субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения.

Типы сочетают в себе способы правового регулирования в зависимости от их целевой направленности и свойственны определённой совокупности отраслей права.

  • Общедозволительный — субъекту предоставляется возможность выбирать любой вариант поведения, кроме тех, что прямо и строго сформулированы в виде запретов. Такие запреты очень точно определены, а круг дозволенного не ограничен. Правовая формула выглядит следующим образом: «разрешено всё то, что прямо не запрещено». Таким путём регулируется, как правило, правовой статус личности; осуществление гражданского и предпринимательского оборота.
  • Разрешительный — субъект вправе осуществлять только тот вариант поведения, который ему прямо разрешён, всё остальное считается запрещённым и требует специального разрешения. Правовая формула выглядит следующим образом: «запрещено всё то, что прямо не разрешено». Таким образом регулируются практически все отношения в сфере публичного права, подобная схема также может иметь место и при регулировании отношений в сфере частного права, например, осуществление отдельных видов деятельности, на которые требуется разрешение (лицензия).

Некоторые исследователи полагают, что существует необходимость выделения ещё одного типа регулирования — Дозволительно-обязывающего [3] . Он предоставляет субъекту тот объём прав, который необходим для исполнения его обязанностей. Здесь достаточно точно определены права и обязанности субъекта, а всё то, что находится за их пределами изымается из сферы регулирования. Правовая формула выглядит следующим образом: «дозволено только то, что предписано законом». Таким образом регулируется правовой статус государства и государственных органов, их предметы ведения и полномочия.

Читайте также:
Акцептная форма расчетов: что это значит

Классификация

В зависимости от средств правового регулирования:

  • Нормативное — регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, который определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая.
  • Индивидуальное (казуальное) — регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (правомерные односторонние действия, договоры, правоприменительные акты: административные и судебные решения). Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его.
    • Координационное (саморегулирование) — регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий).
    • Субординационное — регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений).

В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование:

  • Государственное — осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением исключительно правовых норм.
  • Негосударственное — осуществляется общественными организациями, коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств.

В зависимости от степени централизации:

  • Централизованное — единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны.
  • Децентрализованное — регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве).

В зависимости от сферы действия права:

  • Общее — распространяется абсолютно на всех субъектов.
  • Ведомственное — распространено только кв какой-либо сфере государственного управления.
  • Местное — распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образований.
  • Локальное — распространено внутри корпоративных сообществ и организаций.

Стадии и механизм регулирования

Стадии

правотворчество
(создание нормы права)
юридический
факт
возникновение правоотношения реализация права
применение права
(факультативная стадия)

Первая стадия (правотворчество) — создаётся норма права, имеющая общее воздействие на общественные отношения, путём обозначения ориентиров о возможности наступления либо позитивных, либо негативных последствий, которое оказывает влияние на волю и сознание людей. Правовыми средствами являются норма права и источники права.

Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) — происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов, то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности.

Третья стадия (реализация права) — правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета.

Четвёртая стадия (правоприменение) — деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт.

Механизм

Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования.

Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования):

  • норма права;
  • субъективные права и юридические обязанности;
  • акты реализации права;
  • правоприменительные акты.

Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными):

Понятие и предмет правового регулирования

Правовое регулирование -форма осуществления функций государства как особого органа управления общими делами общества, а также составляющих его социальных групп (классов, наций, народностей, социальных сообществ и объединений различного рода и назначения). Правовое регулирование является видом социального регулирования и поэтому находится в определенной связи с другими его видами – морально-нравственным, религиозным, идеологическим, корпоративным, эстетическим и другим регулированием жизнедеятельности общества. Наконец, правовое регулирование обеспечивается государством.

В юридической литературе не сложилось единого подхода к понятию «правовое регулирование», что во многом объясняется сложностью и исторической динамикой содержания данного правового явления.

Нередко в теории права правовое регулирование определяется как установление и санкционирование государством норм права, предназначенных для упорядочения общественных отношений, с добавлением к этому каких-либо иных признаков. Например, правовое регулирование общественных отношений определяется как «соответствующая требованиям принципа формального равенства форма упорядочения этих отношений путем официально-властного установления различных общеобязательных правил (норм) поведения людей и их взаимоотношений»[249].

С предложенным определением по смыслу совпадает и встречающееся в законодательных актах указание на источники правового регулирования предмета этих законодательных актов. Так, в прежней редакции п. 1 ст. 1 федерального закона от 22.08.1996г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[250] было прямо указано на то, что «правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». Несколько в ином варианте в статье 1 Патентного закона Российской Федерации (в редакции от 07.02.2003г., но утрачивающего силу с 01.01.2008г. в связи с введением в действие части 4 ГК РФ) говорилось, что «настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов». Наконец, в п.1 ст.3 Федеарльного закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» указывается, что настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют различные субъекты, в частности, российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, индивидуальные предприниматели.

Читайте также:
Первичные учетные документы: что это значит

По определению проф. А.Ф.Черданцева, правовое регулирование – это регулирование общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств (актов применения, договоров и т.п.)[251]. К ним можно отнести и судебные, административные акты, правовые обычаи и доктрины. Данное определение выходит за пределы собственно правотворчества и охватывает сферу правореализации.

Такой подход представляется наиболее правильным, поскольку не позволяет рассматривать понятия «правовое регулирование» и «правотворчество» в качестве синонимом,т.к. правовое регулирование имеет свои собственные, отличительные признаки.

Признаки правового регулирования, прежде всего, следует назвать его цель, поскольку всякое социальное, в т.ч. и правовое, регулирование предполагает определенную цель, вводится и осуществляется именно для её достижения. Без цели вообще нет регулирования. Цель правового регулирования – реально направляющее упорядочение общественных отношений в виде установления устойчивого и эффективного правопорядка, которое оценивается в теории права как юридическая цель. Но наряду с ней называются еще и социальные цели, ккоторым относят достижение посредством правового регулирования социально-полезных результатов, в первую очередь – создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.[252] Действительно, право не может существовать ради самого себя (наподобие уже давно не действующих исторических источников права – Салическая правда, Законы Ману, Русская Правда и т.д.). Право «живет» только в обществе и в интересах общества, составляющих его социальных групп, слоев, классов и индивидов. Если право не отвечает таким интересам, оно «умирает», отвергается, становится фикцией, воспоминанием о прошлом.

Общей социальной целью правового регулирования можно считать обеспечение сохранения и устойчивого оптимального развития общества, составляющих его социальных групп и индивидов. Ради этого и существует современное государственное управление делами общества.

Другим признаком правового регулирования является единство правотворческой, правореализующей и правозащитной (правоохранительной) деятельности соответствующих органов и лиц. Без учета правоохранительной деятельности в условиях конфликта регулируемых правом социальных интересов (отношений) невозможно юридическое признание существования реального правового регулирования (права в действии). Неприменение санкции правовой нормы может сделать эту норму недействующей, т.е. фикцией, и само правовое регулирование при этом станет бессильным, т.е. фиктивным. Норма права без применения ее санкции станет подобной моральной, эстетической и т.д. норме и потеряет свою специфику, выраженную в особенности в установленной в ней и применяемой государственными и иными уполномоченными органами и лицами санкции – мере государственного принуждения (юридической ответственности). Без применения мер юридической ответственности правовое регулирование неполно, идеально и, в конечном счете, не является самим собой, не соответствует своему назначению, особенно в современном значительно негативном состоянии человеческого общества (терроризм, коррупция, алчность, лживость и т.д.), которое (состояние) препятствует достижению общей цели человеческого общества – его сохранения и устойчивого оптимального развития.

Следующий признак правового регулирования состоит в том, что оно является не разовыми, случайными актами (действиями) государства в лице его управомоченных на правотворчество и правореализацию органов, самого общества, но постоянно осуществляемой их деятельностью, имеющей целевой функционально-управленческий характер.

Правовое регулирование – это направляющая и закрепляющая деятельность государства в лице его управомоченных органов и должностных лиц, а также общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия, изменения и отмены правовых норм, их последующей реализации в конкретных общественных отношениях, а также применения мер государственного принуждения к правонарушителям для установления и поддержания устойчивого и эффективного правопорядка в целях обеспечения сохранения и устойчивого оптимального развития общества и личности.

Правовое регулирование можно определить и как единство направляющей и закрепляющей правотворческой, правореализующей и правозащитной деятельности государства с участием общества. При этом надо заметить, что данное единство является правовым выражением единства государственной власти, в том числе и в правовом государстве, современная концепция которого к числу его основных признаков относит, наряду с принципом разделения властей, и дополняющий его (с определенным корректированием) принцип единства государственной власти.[253]

В философском аспекте правовое регулирование является юридической формойвыражения и закрепления общей и конкретной меры (степени) свободы жизненного поведения участников общественных отношений, определяемой наличными социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества и нравственным уровнем его членов и институтов.

Определение правового регулирования предполагает выявление его объекта и предмета.

Под объектомв науке понимается то, на что каким-либо образом воздействует субъект (активное, исходное начало). Как уже говорилось, правовое регулирование оказывает управляющее воздействие на общественные отношения. Отсюда следует, что объектом правового регулирования являются общественные отношения, выраженные многообразием их разновидностей: экономических, политических, духовных, социально-культурных, трудовых, экологических и др. отношений.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, но не все, а только обладающие, как отмечено в юридической литературе, определенными качествами: социальной значимостью, сознательно-волевым характером, доступностью для внешнего контроля[254], возможно и другими, например, потенциальной и реальной конфликтностью интересов, и поэтому нуждающиеся в их направляющем упорядочении с помощью права. Такие общественные отношения имеют определенную (видовую) предметность, которая обычно определяется в законодательных актах в их преамбулах и начальных статьях в виде указания на причины, цели, задачи этих актов и предметно-деятельные отношения, регулируемые положениями (нормами) данных актов. Например, в преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ (с изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[255] указано, что данный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. И в статье 4 этого Закона установлено, что он регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В пункте1 ст. 4 и п.2 ст.2 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006г. №73-ФЗ также установлено, что водное законодательство Российской Федерации регулирует водные отношения по использованию и охране водных объектов. Соответственно и в ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001г. №136-ФЗ в качестве предмета его регулирования названы отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), имеющие поэтому свою социальную значимость и целевую нуждаемость в их регулировании.

Читайте также:
Небанковская кредитная организация: что это значит

Правовое регулирование заключается в регулировании как отношений собственно между людьми, их объединениями различного рода и назначения (субъектно-субъектных общественных отношений), так и социально значимых отношений людей непосредственно к материальному миру, природе в процессе их производственной и иной предметно-практической деятельности, в том числе по обмену, распределению и потреблению материальных и духовных благ. Эта предметно-практическая деятельность, выражающая непосредственное воздействие её субъектов на её материальные и иные объекты, опосредует в итоге отношения собственно между людьми и их объединениями (социальными субъектами), т.е. субъектно-субъектные отношения. Такое опосредование проявляется в существовании и правовом регулировании субъектно-объектно-субъектных общественных отношений посредством технико-юридических норм, закрепляемых в технико-юридических актах – стандартах, строительных нормах и правилах, санитарных правилах и нормах, различных методиках, технических условиях и др.

Таким образом, предметом правового регулирования являются определенные по своей социальной значимости и иным критериям общественные отношения, связанные с социальными и юридическими целями правового регулирования.

Предмет правового регулирования подразделяется на отдельные сферы, регулируемые какой-либо одной отраслью права: административные и налоговые отношения, имущественные и личные неимущественные, трудовые, земельные, брачно-семейные, избирательные и др. отношения.

Правовое регулирование в целом и в отраслевом выражении осуществляется определенными способами и на основе определенных принципов, без учета которых понимание правового регулирования будет неполным.

Понятие правового регулирования, его предмет, виды, методы, способы и типы правового регулирования и правовые режимы

Правовое регулирование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Правовое регулирование является одним из составных элементов правового воздействия, которое по содержанию намного шире его и включает в себя не только целенаправленную деятельность по упорядочиванию общественных отношений, но и косвенное воздействие правовых средств и методов на субъектов непосредственно не подпадающих под правовое регулирование.

В предмет правового регулирования входят устойчивые однородные общественные отношения, которые нуждаются в упорядочивании при помощи специальных правовых средств и методов. Поскольку посредством права невозможно урегулировать практически все социальные связи членов общества, законодателем всегда достаточно точно определяется сфера такого регулирования и условные границы (пределы) правового вмешательства в социальную жизнь общества.

Правовое регулирование имеет определенные стадии, при этом для каждой стадии характерен свой набор специальных юридических средств, которые в совокупности образуют механизм правового регулирования.

Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов.

Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию — правовое воздействие.

Поэтому какое‑либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды или агитации, в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений.

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под последним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него.

Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические, политические и социальные отношения, которые правом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно‑правовое и воспитательно‑правовое воздействие).

Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.
Предмет существует как у каждого отдельно взятого правового средства (норма права, институт права, отрасль права, правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Непосредственным предметом правового регулирования выступает, прежде всего, волевое поведение людей в тех или иных областях жизнедеятельности.

Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом — они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.

В сферу правового регулирования принято включать три группы общественных отношений:

  • отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения);
  • отношения по властному управлению (политические отношения);
  • отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп).

Метод правового регулирования — совокупность способов, приемов и средств, используемых в процессе правового регулирования и свойственных какому‑либо институту, отрасли права или иному элементу системы права.

Следовательно, метод концентрирует внимание на том, как осуществляется правовое регулирование. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод — как осуществляется это регулирование. Метод, прежде всего, предопределяется особенностями предмета правового регулирования означает способы воздействия норм права на те или иные общественные отношения.

Предмет предопределяется самим характером общественных отношений, и в этой связи обычно квалифицируется как главный материальный критерий разграничения норм объективного права по отраслям. Метод же, согласно такому подходу, служит дополнительным юридическим критерием дифференциации отраслей.

Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регулирования. Так, нормы административного права воздействуют на общественные отношения путем установления властных предписаний участникам этих отношений: право категоричного требования предоставляется властному органу — другая же сторона административно‑правовых отношений обязана его исполнять.

Читайте также:
Что общего у методик опционов на 15 минут и других торговых стра

Гражданское право воздействует на общественные отношения иным способом: предоставляет участникам гражданско‑правовых отношений полную свободу действий в рамках, определенных законом, и т. д. В этом контексте метод правового регулирования — это способы воздействия норм отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования.

Методу правового регулирования как способу воздействия на поведение участников общественных отношений свойственны следующие показатели:

  • общее юридическое положение субъектов, т. е. находятся ли они в состоянии власти и подчинения или занимают равные, юридически однопорядковые позиции;
  • основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений (т. е. юридические факты) — возникают ли, в частности, правоотношения на основе административных актов или договоров и т. п.;
  • способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов — определяются ли они непосредственно нормами права, или административными актами, или соглашением субъектов и т. п.;
  • юридические меры воздействия (т. е. санкции, способы, основания и процедуры применения санкций).

Именно характер регулируемых отношений, их содержание и значимость определяют соотношение различных элементов метода правового регулирования. Результативность воздействия правового регулирования на общественные отношения достигается с помощью двух обобщенных приемов: императивного и диспозитивного.

Императивный метод применяется для воздействия на те отношения, которые строятся на предпосылках власти и подчинения их субъектов. Здесь имеют место начала неравенства, один из участников всегда наделяется властными полномочиями по отношению к другому.

Субъект, реализующий властные полномочия, — это государственный орган либо орган, уполномоченный государством на совершение определенных действий, наделенный правом издания односторонне‑властных предписаний, адресованных другому участнику.

Права и обязанности субъектов правоотношения, построенного на принципах власти‑подчинения, подлежат жесткой регламентации со стороны государства. Объем соответствующих правомочий не может быть изменен участниками самостоятельно.

Императивный метод характерен для публичных отраслей права, например, административного, уголовно‑исполнительного права и др.

Диспозитивный метод предполагает равенство сторон: участники правоотношений наделяются правом выстраивать свои взаимоотношения на взаимовыгодных эквивалентных условиях или отказаться от участия в подобных отношениях.

Решающую роль здесь играет то, что государство предоставляет возможность участникам диспозитивных отношений выбирать для себя наиболее приемлемый вариант поведения. Такие отношения между субъектами строятся на условиях свободного договора, а не на основе односторонне‑властных предписаний.

Выбор варианта поведения может быть ограничен лишь с позиции несоответствия требованиям законности. Диспозитивный метод используется в сфере действия отраслей частного права (гражданского, семейного и др.).

Наряду с названными, существуют и другие варианты терминологического обозначения, по сути, тех же методов правового регулирования — императивного и диспозитивного. Это имеет место в случае выделения метода авторитарного и метода автономии. При этом сущность авторитарного метода видится в том, что он базируется на использовании властных правовых предписаний, устанавливающих основания и порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений.

Метод автономии, по мнению сторонников этой терминологии, характеризуется тем, что посредством этого метода самим участникам регулируемых правом общественных отношений предоставляется возможность самостоятельно определять свое поведение в их взаимных отношениях в рамках правовых предписаний.

Названные методы в отраслях права, в зависимости от характера регулируемых отношений, выступают в различных вариациях, сочетаниях. И в этой связи надо видеть преобладание одного из названных методов в тех или иных отношениях. Как отмечалось выше, в административном праве имеет «перевес» централизованное регулирование — метод субординации, в гражданском праве очевиден метод координации, т. е. децентрализованное регулирование.

В теории права различают методы и способы правового регулирования. Заметим, слово «способ» означает «действие или система действий, применяемых для достижения определенной цели».

С этой точки зрения метод правового регулирования складывается из определенных способов правового воздействия на общественные отношения. Значит, понятие «метод» правового регулирования по своему значению шире, чем понятие «способ» правового воздействия. Очевидно, последний входит составной частью в метод правового регулирования.

Способы правового регулирования — это те средства юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах.

Какова отправная теоретическая предпосылка для выделения основных способов (правовых средств) правового регулирования? Такой предпосылкой может быть обобщенный вывод о реакции государства на различные варианты поведения индивидов и организаций в сфере действия права.

Соответствующая реакция может быть различной. Социально полезное поведение государство разрешает (дозволяет), устанавливая границы возможного поведения, предписывает социально необходимое, должное поведение субъекта и, наконец, запрещает социально опасное поведение, предусматривая наказание за нарушение установленных правом запретов.

Эти три исходные первоначальные способа воздействия права на отношения между людьми получили наименование дозволения, обязывания, запрещения (запрета).
Обратим внимание на особенности названных способов (правовых средств) правового регулирования.

Дозволение — предоставленная субъектам возможность совершать определенные действия в своих интересах (например, юридические возможности, характерные для права собственности, право на необходимую оборону против преступного посягательства, распоряжение арендуемым помещением и т.п.). Тем самым осуществляется такая форма реализации права, как использование.

Обязывание — возложение на лиц обязанности совершить активные действия, указанные в законе или договоре (платить установленные налоги, исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание предполагает такую известную форму реализации права, как исполнение.

Запрещение (запрет) — возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий (например, запрещение распивать спиртные напитки на производстве, привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам, производить обыск в ночное время, применять недозволенные методы расследования и т. п.).

Запрещение есть разновидность обязывания, характеризуемого строго определенным содержанием и четкими границами. По сути, запреты выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания (нельзя переходить улицу при красном свете светофора, охотиться в заповедниках). И, наконец, момент, к которому необходимо привлечь внимание.

Запреты в праве, образно говоря, как бы «заряжены юридической ответственностью — уголовной, административной, гражданской». Здесь обнаруживается такая связь: нарушение юридических запретов влечет реализацию юридической ответственности, иных средств государственного принуждения, которые локализуют, блокируют противоправное поведение.

Читайте также:
Лизинговая компания: что это значит

Типы правового регулирования. Общая направленность правового воздействия на общественные отношения зависит от того, какой способ (правовые средства) лежат в основе правового регулирования — юридическое дозволение, позитивное обязывание или запрет. В этой связи в юридической литературе используется понятие «типы правового регулирования». Известно, что слово «тип» толкуется как «форма, вид чего‑нибудь, обладающие определенными признаками».

Типы правового регулирования — это определенное сочетание способов регулирования: дозволений, обязываний и запретов.

Если способы правового регулирования (дозволения, запреты, позитивные обязывания) выражают пути правового воздействия на поведение индивидов, организаций, то типы регулирования затрагивают более глубокий слой права. Они раскрывают порядок правового воздействия и его направленность.

Здесь дается ответ на следующий вопрос: на что нацелено правовое регулирование — на предоставление общей дозволенности или же на введение общей запрещенности поведения субъектов общественных отношений.

Соответственно различаются два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Общедозволительный тип регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его можно сформулировать так: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок индивидам, организациям запрещено (купля‑продажа оружия, наркотиков).

Разрешено заниматься различными видами промыслов, исключая некоторые запрещенные (изготовление наркотиков, оружия и т. д.). Общедозволительный тип регулирования выполняет в праве регулятивно‑направляющую роль, определяет для граждан и их объединений ту или иную меру свободы. Он характерен в основном для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого‑либо вида действий. Ему свойственна следующая формула: запрещено все, кроме разрешенного. Участники правовых отношений подобного типа могут совершать только действия, которые прямо разрешены законом. Говоря иначе, можно совершать только действия, разрешенные в нормах права.

Этот тип правового регулирования в основном свойствен отраслям права, связанным с государственным управлением (административное право и др.). Так, осуществление права на проведение манифестаций, демонстраций, шествий, влияющих на общественный порядок, требует уведомления органов исполнительной власти, что, по сути, предполагает их разрешение.

Или известно, что существует запрет на работу в выходные и праздничные дни, но трудовое законодательство в виде исключения разрешает работать и в выходные, и в праздничные дни по соглашению с комитетом профсоюза. Примечательно и следующее положение: согласно УПК РФ, суд по уже решенному уголовному делу вправе вновь возвратиться к нему только в случаях, которые предусмотрены в законе.

Рассматриваемый тип регулирования преобладает в сфере реализации юридической ответственности, в отношении правомочий таких компетентных органов, как суд, прокуратура и др., деятельность которых наиболее отчетливо подчинена разрешительному порядку. В юридической практике общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования тесно переплетены и взаимодействуют.

Например, в административном праве есть нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу, а в гражданском праве — элементы разрешительного типа и т. д.

Правовые режимы. В теории права в настоящее время используется термин «правовой режим». Самым общим образом его можно определить так: правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств (дозволений, запретов, позитивных обязываний) и создающих особую направленность регулирования.

Заметим, в рамках каждого правового режима всегда участвуют все способы (правовые средства правового регулирования — дозволения, запреты, позитивные обязывания). Но в каждом режиме — и это во многом определяет его специфику — один из способов выступает в качестве наиболее значимого, наиболее весомого, т. е., можно сказать, в виде своеобразной доминанты. Именно это определяет весь «облик» правового режима и создает специфическую направленность, «настрой» в регулировании.

В этой связи правовой режим можно рассматривать как своего рода укрупненный блок в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

  • представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
  • имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений;
  • позволяют учитывать особенности разных субъектов права и соответствующих правовых объектов.

В этой связи отметим: различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли права, так и в правовой системе в целом.

Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.
Правовой режим, образно говоря, «привязан» не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых эти субъекты и объекты взаимодействуют.

Заметим, разные режимы регулирования имеют место в административном праве. Скажем, режиму правового регулирования управленческих отношений в армии, в военизированных учреждениях свойственна своя специфика. Очевидно, этот режим существенно отличается от правовой регламентации отношений в сфере государственного управления высшим образованием.

Известно, что в настоящее время высшим учебным заведениям предоставлен значительный объем прав, возможность проявления самодеятельности, инициативы. Поэтому основу юридического режима в этой области отношений, как бы его стержень, образуют дозволения.

В теории права правовые режимы классифицируются по разным основаниям:

  • в зависимости от предмета правового регулирования выделяются конституционный, административный, земельный режимы и т. д.;
  • в зависимости от юридической природы — материальные и процессуальные режимы;
  • в зависимости от сфер использования — внутригосударственные и межгосударственные (например, режим территориальных вод) и др.

В целом можно заключить, что само существование явлений, обозначаемых термином «правовой режим» и их значение в правовой действительности — показатель многомерности, многогранности права как институционного образования.

Читайте также:
Субъекты права собственности: что это значит

Нормативы ПДВ как вид экологического норматива

Норматив ПДВ (он же предельно допустимый выброс) – показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Определяется как максимальные объем или масса химических и прочих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические и гигиенические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.

Напомним, что стационарным источником выбросов является источник выброса, который можно передвинуть с места с помощью транспортного средства или его местоположение определено в государственной системе координат (в настоящее время Местная система координат, с 2017 года ЕГСК – Единая государственная система координат).

Существует вполне исчерпывающее определение экологического норматива качества атмосферного воздуха. Экологический норматив – это установленная величина пользования природными ресурсами или воздействия машин и оборудования на некую территорию, при которой функция и структура этой территории находится в рамках естественных изменений.

Нормативы, в том числе экологические, устанавливаются на уровне Правительства страны.

Нормирование качества окружающей природной среды

Нормативы, относящиеся к качеству окружающей природной среды, делятся на три области:

  • санитарно-гигиенические (выражаются в таких значениях, как ПДК химических веществ, ПДВ физических воздействий, ОБУВ, нормы санитарно-защитных зон…)
  • экологические (выражаются в нормативах выбросов и сбросов, нормативах шума и вибрации, нормативах биологических загрязнений…),
  • вспомогательные (выражаются в нормативах терминологии, организационных нормативах, правовых нормативах). Как видите, нормативы ПДВ относятся к экологическим нормативам.

Рис. Схема нормативов качества окружающей среды

Проект нормативов предельно допустимых выбросов – платформа для разработки нормативов

Установление нормативов является правовым предупредительным административным методом регулирования экологической безопасности в стране. Цель использования метода в создании экологической безопасности для граждан своей страны и других живых организмов.

Масса вредных веществ измеряется в граммах, концентрация вредных веществ – в миллиграммах на кубометр, концентрация на выходе из источника – в граммах на кубометр.

Помимо предупредительного метода регулирования экобезопасности в нашей стране практикуются еще два: информационный и принудительный. Административный метод регулирования делится еще на две ветви: правовые методы и контрольные методы.

Как мы видим, установление нормативов ПДВ относится к сфере разработки правовых норм, стандартов и разрешений. Нормативы рассчитываются и предлагаются к установлению инженером-экологом и входят в проект нормативов предельно допустимых выбросов.

Для чего требуется соблюдать экобезопасность

Несоблюдение экологической безопасности приводит к чрезмерному загрязнению окружающей среды. Загрязнение окружающей среды грозит:

  • разрушением озонового слоя;
  • изменением климата;
  • ухудшением качества продукции;
  • снижением урожайности;
  • гибелью флоры и фауны;
  • ускорением разрешения объектов;
  • истощением и утратой природных ресурсов;
  • разрушением и видоизменением ландшафтов и пейзажей.

Все перечисленные последствия приводят к ухудшению здоровья и социально-экономического благополучия населения. К самым распространенным загрязняющим атмосферный воздух веществам относятся:

  • Оксиды азота (источники возникновения: транспорт, производство энергии, промышленность);
  • Диоксид серы (угольные электростанции, промышленность);
  • Диоксид углерода (углекислый газ) (промышленность);
  • Железа оксид;
  • Меди оксид;
  • Бензин.

Целью установления нормативов является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду юридическими и физическими лицами. За превышение нормативов они несут административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

Нормативы выбросов устанавливаются как для стационарных источников, так и для передвижных на основании допустимой нагрузки на окружающую среду, технологических нормативов и нормативов качества окружающей среды (ПДК, шума и т.д). Технологические нормативы, в свою очередь, устанавливаются на основании использования наилучших доступных технологий. Когда природопользователь не способен соблюсти в ходе своей деятельности нормативы выбросов, для него на государственном уровне устанавливаются разрешенные лимиты на выбросы (временно согласованные выбросы). Лимиты могут установить только лишь в том случае, если у организации-природопользователя есть разработанный и утвержденный госорганами план снижения выбросов, который обязательно должен быть внедрен. Лимиты на выбросы действуют только в период внедрения плана снижения выбросов.

Лимиты и планы снижения выбросов и разрешения на выбросы в нашей стране выдаются Росприроднадзором, наделенным государственной исполнительной властью.

После внедрения плана природопользователь с помощью замеров воздуха и шума должен доказать Росприроднадзору факт снижения объема выбросов. При недостижении показателей план пересматривается, и продолжают вводиться мероприятия по снижению выбросов. Процесс продолжается, пока выбросы не достигнут нормативов.

Полномочия в области охраны атмосферного воздуха Росприроднадзора

Область полномочий Росприроднадзора (Федеральной службы в сфере природопользования) достаточно широка – более 30 функций. Выделим основные и наиболее важные:

  • принятие законов и других нормативных правовых актов, их корректировка и дополнение;
  • участие в организации, финансирование и проведение мониторинга атмосферного воздуха;
  • учреждение порядка разработки нормативов;
  • ввод порядка выдачи разрешений на выбросы;
  • утверждение нормативов ПДВ;
  • введение целевых показателей объема и массы выбросов на территории страны и сроков их снижения.

ПДВ устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов и по организации в целом. Нормативы выбросов и способы их определения пересматриваются и модернизируются по мере развития науки и техники. В случае, когда выбросы загрязняющих веществ соответствуют нормативам ПДВ, необходимо контролировать их непосредственно на источниках. Проект нормативов ПДВ включает в себя разработанный раздел плана-графика контроля, где указываются все нормируемые источники выбросов предприятия, периодичность и способы их замеров. Существует два метода замеров источников выбросов – инструментальный (с привлечением лаборатории) и расчетный (с использованием программного обеспечения).

Проект нормативов ПДВ и нормативы только проверяют надзорные органы, сам же расчет и предложения по установлению нормативов готовит инженер-эколог в рамках проекта.

Правила установления нормативов допустимых выбросов и методы определения нормативов описаны в “ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов промышленными предприятиями”. Документ создан для унифицированного подхода и оформления проекта выбросов на промышленных предприятиях.

Читайте также:
Специализированное учреждение для несовершеннолетних

Установление нормативов выбросов

В ГОСТе говорится о том, что нормирование выбросов предусматривает учет гигиенических и экологических нормативов качества воздуха.

Не все загрязняющие вещества есть смысл нормировать, потому как их вклад в общий объем загрязнения ничтожно мал. И даже для определения тех загрязняющих веществ, которые обязательны к нормированию в российском экологическом законодательстве, есть описанная методика. Она описана в Приказе №579 от 31.12.2010 “О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию. “.

Согласно этому Приказу, помимо представленного перечня ЗВ, подлежащих нормированию, ему подлежат вещества, соответствующие двум критериям:

  1. Показатель опасности выбросов больше или равен 0,1.
  2. Приземные концентрации выбросов превышают 5% от экологического норматива качества атмосферного воздуха.

В общем смысле принцип установления нормативов ПДВ на конкретном предприятии несложен.

  1. Проводится инвентаризация для определения источников выбросов и ингредиентов загрязняющих веществ от них.
  2. Вычисляется объем выбросов загрязняющих веществ расчетным способом (используя специализированную программу) или с привлечением лаборатории.
  3. Рассчитываются максимальные концентрации каждого загрязняющего вещества от каждого источника выбросов организации (расчеты рассеивания).
  4. Сравниваются рассчитанные значения концентраций с установленными Правительством гигиеническими нормативами качества атмосферного воздуха (ОБУВ, ПДК).
  5. Делается вывод о превышении/непревышении максимальных концентраций загрязняющих веществ предприятия от значений нормативов ПДВ и ОБУВ.
  6. Убедившись, что фактические гигиенические нормативы в организации соблюдены, инженер-эколог предлагает их в качестве нормативов выбросов для организации.

Рис. Обязательное приложение к нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ

Существует два метода определения нормативов ПДВ:

  • Метод расчета рассеивания выбросов (наиболее популярный).
  • Метод сводных расчетов (на базе инвентаризации выбросов и квот концентраций, выданными территориальными органами).

По методу расчета рассеивания выбросов нормативы определяются с учетом нормальной производственной деятельности предприятия с учетом перспективы его развития.

Устанавливаемые нормативы выражаются в двух величинах: максимальном разовом значении выбросов и валовом (годовом) значении выбросов.

Максимальное разовое значение – наибольшая допустимая масса выброса загрязняющего вещества в секунду. Для определения этого значения источник загрязнения замеряется в течение 20 минут. Показатель выражается в граммах на секунду. Для определения максимального разового значения по всему предприятию выбросы замеряются одновременно ото всех источников в течение 20 минут.

Валовое (годовое) значение подразумевает наибольшую допустимую суммарную годовую массу выброса от одного источника с учетом соблюдения всех технологических ограничений на источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.). Выражается в тоннах в год.

Для всего предприятия суммируется валовое значение выбросов ото всех источников, которые есть у него на балансе.

Предельно допустимые выбросы для каждого конкретного стационарного источника устанавливают территориальные органы Росприроднадзора. Например, в Москве – Центральный аппарат Росприродназора. В Санкт-Петербургу – по Росприроднадзор Северо-Западному федеральному округу. Потому как следует учитывать фоновое загрязнение воздуха, источники выбросов и технические нормативы в каждом конкретном округе отдельно. Организации, подлежащие региональному контролю, проходят еще одну стадию согласования – в Комитете по природопользованию.

Для того чтобы правильно рассчитать нормативы выбросов, замеры необходимо выполнять при нормальной загрузке и работе оборудования и нормальном функционировании пыле-и газоочистного оборудования (при их наличии).

Максимальное и валовое значения выбросов от каждого источника выбросов определяются в программе “Эколог”. В зависимости от вида источника выбросов используются ее вариации, такие как “АТП-Эколог” (расчет выбросов от автотранспорта), “Котельные”, “Аккумуляторные работы”, “Сварка” и многие другие. Программы разработаны на основании ряда действующих методических документов:

  1. Методика проведения инвентаризации выбросов для автотранспортных предприятий (расчетным методом).
  2. Методика проведения инвентаризации выбросов для авторемонтных предприятий (расчетным методом).
  3. Методика проведения инвентаризации выбросов для дорожной техники (расчетным методом).
  4. Дополнения к вышеперечисленным методикам.
  5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов.
  6. ОНД-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе предельных выбросов для предприятий.

Метод расчета рассеивания выбросов в наши дни осуществляются экологом с использованием специализированной программы “УПЗРА-Эколог” (разработана НПО “Интеграл”). Программа создана на базе документа “ОНД-86: Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ. в выбросах предприятий”.

Метод сводных расчетов выбросов используется крайне редко, обычно к нему обращаются администрации городов с целью оценки загрязнения атмосферы ряда предприятий и городского транспорта.

В общих чертах метод сводных расчетов выбросов происходит следующим образом: 1) выполняется инвентаризация выбросов; 2) для каждого из них проектируются тома проектов ПДВ; 3) вычисляются параметры выбросов транспортных средств; 4) выполняются общие (сводные) расчеты наибольших приземных концентраций вредных веществ на территории города от определенных предприятий; осуществляется анализ результатов; 5) оценивается степень значимости влияния определенных ранее вредных веществ на загрязнение городского воздуха; выделение значимых вредных ЗВ; 5) определяются предельно допустимые поля загрязняющих веществ от работы предприятий; 6) предприятия в ходе обсуждения распределяют между собой квоты загрязняющих веществ; 7) разрабатываются мероприятия и рекомендации по снижению уровня загрязнения атмосферы города; 8) экологические надзорные органы согласовывают нормативы рассчитанных выбросов, документально подтверждая этот факт.

Подробная методика использования метода сводных расчетов выбросов изложена в “Методическом пособии по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий. ” (1999 г.).

Несложно понять, что весь цикл определения сводных расчетов выбросов для города требует высокой профессиональной подготовки исполнителей и займет несколько лет.

К способам уменьшения загрязнения атмосферы до положенных нормативов относятся:

  • озеленение территории объекта;
  • строительство подземных парковок;
  • смена состава топлива автотранспорта;
  • перевод транспорта на электропитание;
  • установление фильтров и вытяжек на оборудовании;
  • перепланировка территории предприятия;
  • увеличение скорости выбросов из организованных источников;
  • другие.

Ноябрь 2016

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: