Представитель налогоплательщика: что это такое, описание и особенности

Кто может быть законным представителем налогоплательщика

kto_mozhet_byt_zakonnym_predstavitelem_nalogoplatelshchika.jpg

Похожие публикации

В одних случаях роль представителя налогоплательщика определяет только закон, в других – сам налогоплательщик. Налогоплательщик может быть физическим или юридическим лицом – рассмотрим, как в обоих случаях осуществляется представительство его интересов в ИФНС.

Законный представитель налогоплательщика: кто это

Представители налогоплательщика могут быть:

  • законными (ст. 27 НК РФ);
  • уполномоченными (ст. 29 НК РФ).

В отношении законных представителей нужно учитывать, кого они представляют — юрлицо или физлицо:

  • Законными представителями налогоплательщика-организации могут быть лица, представляющие ее интересы на основании закона либо учредительных документов. Как правило, законный представитель компании – это ее руководитель. Такому представителю не требуется доверенность. Действие (или бездействие) такого законного представителя, связанное с участием представляемого им юрлица в налоговых правоотношениях, расценивается как действие (бездействие) самой организации, которую он представляет (ст. 28 НК РФ), поэтому и ответственность будет нести она. Например, при несдаче руководителем декларации в срок штраф по ст. 119 НК РФ будет наложен на организацию.
  • Представителями физлица по закону могут быть только лица, определенные гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 26, 35 ГК РФ, ими могут быть родители, усыновители или попечители несовершеннолетних физлиц, а также опекуны и попечители недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.

Что касается второй категории представителей — уполномоченных лиц, то их роль одинакова во взаимодействии и с физлицами, и с юрлицами: такие представители действуют на основании выданной им доверенности.

Уполномоченным представителем юрлица или ИП может быть:

  • штатный работник;
  • внештатный субъект (адвокат, юрист, юридическая организация и т.д.).

Представлять интересы физлица, не являющегося ИП, может другой человек (например, тот же адвокат) или организация.

Уполномоченными представителями налогоплательщиков не вправе быть сотрудники ФНС, ОВД, таможенных органов, прокуроры, судьи, следователи (п. 2 ст. 29 НК РФ).

Таким образом, законным представителем налогоплательщика признается, строго говоря, только то лицо, которое прописано в положениях нормативных актов и в учредительных документах. Вместе с тем, в обиходе под «законным представителем» часто понимается как раз представитель уполномоченный. В этом случае он считается «законным» не в силу положений НК РФ или ГК РФ, а в силу «законной» доверенности.

Условимся, что законным представителем налогоплательщика являются по существу как раз доверенные лица. Ознакомимся с особенностями составления документа, на основании которого они действуют — доверенности.

Как оформить представителя физлица (не ИП)

Типичный законный представитель налогоплательщика-физического лица — это организация или ИП, которые помогают ему подать декларацию о доходах, оформить и получить налоговый вычет и т.п. Отметим, что в общем случае такие фирмы не требуют от налогоплательщика каких-либо доверенностей, поскольку пользуются «хитрым» способом взаимодействия с ИФНС, отправляя туда документы от имени физлица-заказчика по обычной почте. Если нужно, оформляется необходимая сопроводительная документация, или же выписываются обычные гражданско-правовые доверенности (не продиктованные положениями НК РФ) на отправку писем почтой.

Но в особо сложных случаях (например, если требуется согласовать с налоговой большой объем документации) оформляется доверенность, соответствующая требованиям НК РФ. Главная ее особенность в том, что она должна быть заверена нотариально (п. 3 ст. 29 НК РФ). Забегая вперед, скажем, что такое же требование установлено и по доверенностям от лица индивидуальных предпринимателей, поскольку они считаются физлицами (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

В определенных случаях возможно использование документа, приравненного к нотариальной доверенности. Перечень таких документов приведен в п. 2 ст. 185.1 ГК РФ (доверенности военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей, лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками таких мест и т.д.).

Содержание доверенности, особенно в части полномочий, передаваемых доверенному лицу, стороны оговаривают в индивидуальном порядке.

Как оформить представителя организации и ИП

Одна из основных причин, при которых привлекается законный представитель налогоплательщика, являющегося юрлицом или ИП — необходимость подготовки или сдачи налоговой отчетности. Как мы уже отметили выше, таким представителем может быть и штатный работник, например, бухгалтер. Либо привлекается сторонний специалист или бухгалтерская служба.

На представителя хозяйствующего субъекта оформляется доверенность, в которой указаны:

  • дата и место составления документа;
  • наименование, ИНН, адрес хозяйствующего субъекта;
  • ФИО, паспортные данные, адрес представителя (если это юрлицо — наименование, ИНН, адрес);
  • перечень полномочий, передаваемых по доверенности;
  • права уполномоченного представителя;
  • срок действия документа (если не указан, то доверенность по умолчанию действует 1 год).

Если говорить о типичных полномочиях, передаваемых по доверенности на сдачу отчетности, то в их число входят:

  • представление в ИФНС деклараций, расчетов, бухгалтерской отчетности, прочих документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
  • подача в ИФНС заявлений на получение различных справок, актов сверки;
  • право подписи документов, предоставляемых в ИФНС;
  • присутствие при проведении мероприятий налогового контроля;
  • участие в рассмотрении материалов проверок и иных актов ИФНС;
  • внесение изменений в сдаваемую налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Типичные права доверенного лица по рассматриваемой доверенности:

  • право обращения в ИФНС по всем вопросам, связанным с реализацией полномочий по доверенности;
  • право на получение от имени доверителя информации и документов от ИФНС.

Если доверенность оформляется юрлицом, то для ее заверения достаточно подписи руководителя. Доверенность от ИП, как мы уже знаем, требует обязательного нотариального заверения.

Копия доверенности на сдачу отчетности всегда прилагается к декларациям (а в самой декларации в установленном порядке указывается, что сдает ее законный представитель налогоплательщика).

При сдаче представителем декларации в электронном виде нужно направить в ИФНС копию (или скан) бумажной доверенности (письмо ФНС России от от 10.08.2016 № ГД-4-11/14578@).

Если в доверенности предусмотрено передоверие, то при его практическом осуществлении новый документ, оформляемый в порядке передоверия, подлежит нотариальному заверению. Когда доверенность в порядке передоверия выдается юрлицом, ее нотариального удостоверения не требуется (п. 3 ст. 187 ГК РФ).

Читайте также:
Полный товарищ: что это такое, описание и особенности

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Позиция ФНС и Минфина

Об участии адвоката в допросе свидетеля в налоговом органе

Минфин России и ФНС России неоднократно разъясняли вопросы процедуры допроса налоговым органом свидетеля с участием его представителя. В настоящей статье приводится подробный анализ таких разъяснений.

О статусе представителя свидетеля

В письмах от 30 октября 2012 г. № АС‑3–2/3920@ и от 31 декабря 2013 г. № ЕД‑4–2/23706@ ФНС России разъясняла, что:

– при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ право каждого на получение квалифицированной юридической помощи;

– Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) не указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе;

– законодательством по налогам и сборам не ограничены права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке ст. 90 Кодекса;

– поскольку правовой статус налогоплательщика и свидетеля, согласно НК РФ, отличаются, доверенность, выданная свидетелем лицу, участвующему в его допросе в налоговом органе, может быть не нотариальной;

– полномочия представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган в порядке ст. 90 НК РФ, не могут быть оформлены документами, в которых речь идет о даче показаний (пояснений) от имени свидетеля его представителем;

– допрос адвоката (поверенного) вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия у первого доверенности, предусматривающей такие полномочия.

Участие адвоката в допросе свидетеля – не порок

В письме ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД‑4–15/13247@ «О профилактике нарушений налогового законодательства»[1] одним из признаков «номинальных» налогоплательщиков (непричастных к ведению финансово-хозяйственной деятельности) был указан и такой: допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов).

После обращения ФПА в Генпрокуратуру РФ[2] ФНС РФ с корректировала свою позицию. Письмом ФНС России от 21 сентября 2018 г. № ЕД‑4–15/18411@ этот негативный признак был удален: слова «допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов)» были исключены.

Такой курьез можно было бы считать опечаткой (техническим сбоем), если бы практика не показывала: допрос свидетеля с участием адвоката реже становится доказательством налогового правонарушения налогоплательщика, чем допрос без него. Если налоговое ведомство имеет интерес в повышении результативности налоговых проверок (в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджет), то попытка опорочить адвоката и его клиента объяснима.

О праве представителя налогоплательщика присутствовать на допросе свидетеля

В письмах Минфина России от 22 октября 2015 г. № 03–02–07/1/60796 и ФНС России от 17 августа 2020 г. № ЕА‑4–15/13203 разъясняется, что участие налогоплательщика или его представителя при проведении допроса свидетеля ст. 90 Кодекса не предусмотрено.

ФНС считает неслучайным, что присутствие проверяемого лица при проведении в отношении его иных мероприятий налогового контроля определено соответствующими статьями Кодекса. Так, например, ст. 92, 93, 94, 95 Кодекса предусмотрено право проверяемого лица участвовать при осмотре его территории (помещения), истребовании у него необходимых для проверки документов, выемке документов и предметов, проведении экспертизы. Поскольку в ст. 90 Кодекса прямо не предусмотрено участие проверяемого лица при допросе свидетелей, Минфин и ФНС России толкуют это как запрет на такое участие.

Представляется, что правовой пробел в ст. 90 НК РФ не препятствует участию представителя налогоплательщика в допросе свидетеля, если такой допрос проводится в рамках выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.

Отсутствующее в специальной норме правило, защищающее права налогоплательщика, следует искать в общей норме. В силу подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. Если допрос свидетеля проводится в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика, то налогоплательщик вправе присутствовать на нем в лице своих представителей.

То обстоятельство, что выездная налоговая проверка и допрос свидетеля могут проводиться не на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ, п. 4 ст. 90 НК РФ), не может ограничить право представителя налогоплательщика присутствовать при проведении этого мероприятия налогового контроля.

Некоторые общие права налогоплательщика дополнительно обусловлены наличием оснований и порядка, установленных законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Право налогоплательщика участвовать в проведении выездной налоговой проверки такого ограничения не предусматривает (подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Примером законного ограничения прав налогоплательщика в специальной норме может служить подп. 4 п. 7 ст. 95 НК РФ, который прямо указывает, что право проверяемого лица присутствовать при проведении экспертизы может быть ограничено должностным лицом налогового органа (подп. 4 п. 7). Этот пример показывает, что специальная норма может ограничить действие общей нормы, но пробел в специальной норме – не может.

Если продолжить позитивистскую логику ФНС и Минфина России, то отсутствие специальных норм блокирует применение других общих прав налогоплательщика, предусмотренных ст. 21 НК РФ: получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах (подп. 1 п. 1); на осуществление совместной сверки расчетов по налогам (подп. 5 п. 1); требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства (подп. 10 п. 1) и т. д. Но такое толкование приводит к абсурду: отсутствие детализации реализации права приводит к лишению права как такового.

Анализ аргументов «против»

Рассмотрим самые популярные аргументы, которыми должностные лица налоговых органов отказывают проверяемому налогоплательщику в ходатайстве пригласить его представителя (адвоката) на допрос свидетелей, допрашиваемых в рамках его выездной налоговой проверки:

Читайте также:
Пандектное право: что это такое, описание и особенности

– представитель налогоплательщика (адвокат) – заинтересованное лицо и он может помешать свидетелю дать достоверные показания;

– свидетель не желает давать показания в присутствии проверяемого налогоплательщика;

– проверяемый налогоплательщик не вправе знать о доказательствах его правонарушения до оглашения фабулы налогового обвинения (акта налоговой проверки).

Первый аргумент противоречит позиции ФНС России: если адвокат – не очевидец налоговозначимых событий, он не вправе говорить за свидетеля. Инспектор, проводящий допрос, вправе пресечь возможные помехи, исходящие от адвоката. Поскольку допрос свидетеля, как правило, проводится в помещении налогового органа, инспектор, проводящий допрос, правомочен обеспечить порядок при его проведении.

Второй аргумент противоречит принципу достоверности доказательств. Если свидетель говорит правду для публичных целей, его не должно смущать присутствие заинтересованного лица, которому эта правда может навредить. Если свидетель действительно не желает давать показания в присутствии проверяемого налогоплательщика, то необходимо выяснить причины. Свидетель желает оговорить налогоплательщика или его определенных сотрудников? Свидетеля уже проинструктировал недобросовестный налоговый инспектор (иногда такие встречаются), и свидетель теперь стесняется представителя налогоплательщика? Иные причины? Представляется, что, напротив, присутствие представителя налогоплательщика повысит ответственность свидетеля за свои слова и предотвратит оговор налогоплательщика.

Третий аргумент противоречит принципу открытости мероприятий налогового контроля. Допрос свидетеля – одно из таких мероприятий, которое не может быть для налогоплательщика тайным, негласным. Налоговые проверки, как и налоговые органы, которые их проводят, не подпадают под действие Закона об ОРД[3], допускающего тайный сбор информации и доказательств.

Свидетель должен дать правдивую и максимально точную информацию, а налоговый орган – без искажений ее зафиксировать. Достоверность показаний свидетеля может и должна быть проверена судом в случае оспаривания налогоплательщиком результатов налоговой проверки[4]. Следовательно, и налоговый орган, и допрошенный им свидетель должны быть готовы к такой проверке в присутствии проверяемого налогоплательщика. Но допрос свидетеля судом может произойти спустя длительное время, когда свидетель может забыть часть обстоятельств, что может негативно повлиять на достоверность его показаний.

В этой связи проведение допроса в присутствии проверяемого налогоплательщика должно быть выгодным инспекторам: это страхует их от подозрения налогоплательщика и суда в получении недостоверных показаний (порочных доказательств налогового правонарушения).

Налоговый контроль предполагает сотрудничество и взаимодействие проверяемого и проверяющего: НК РФ презюмирует, что налогоплательщик не будет чинить препятствий в его проверке. С другой стороны, проверяющие имеют законный интерес получить доброкачественные доказательства налоговозначимых событий. Без помощи проверяемого налогоплательщика инспектор рискует отправить повестку по неактуальному адресу либо вызвать на допрос того, кто не имеет отношения к устанавливаемым событиям.

В этой связи участие проверяемого налогоплательщика в допросе свидетеля скорее повысит качество доказательства и снимет налоговый конфликт на досудебной стадии.

Толкование Минфином и ФНС РФ ст. 90 НК РФ противоречит правилу п. 7 ст. 3 НК РФ

Как следует из текста ст. 90 НК РФ, в нем отсутствует регулирование прав налогоплательщика на участие в допросе свидетеля в рамках его выездной налоговой проверки, а подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ, напротив, такое участие предполагает.

Письма Минфина России от 22 октября 2015 г. № 03–02– 07/1/60796 и ФНС России от 17 августа 2020 г. № ЕА‑4–15/13203 подготовлены как ответы на запросы налогоплательщиков о толковании налоговых норм. Следовательно, у правоприменителей неоднократно возникали сомнения, связанные с неясностью положений законодательства по данному вопросу.

Если считать такое сомнение в неясности акта законодательства неустранимым[5], то в силу п. 7 ст. 3 НК РФ оно должно толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

С учетом законного принципа разрешения подобных правовых коллизий правовой пробел в ст. 90 НК РФ следует толковать наиболее выгодным для проверяемого налогоплательщика образом: если он изъявил желание присутствовать в лице своего представителя (адвоката) на допросах свидетелей, проводимых должностными лицами налогового органа в рамках его налоговой проверки, он вправе реализовать это право, предусмотренное в подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Поскольку добросовестное поведение налогоплательщика презюмируется, а предполагаемые злоупотребления адвоката – представителя налогоплательщика могут быть выявлены и пресечены должностным лицом налогового органа, проводящим допрос свидетеля (см. выше), руководство этой нормой представляется обоснованным.

[1] Документ утратил силу.

[2] В своем обращении президент ФПА РФ Юрий Пилипенко ссылался на то, что спорное положение письма ФНС фактически «направлено на ущемление конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь, так как может привести к массовому нарушению прав налогоплательщиков и допрашиваемых лиц, а также воспрепятствованию участия адвокатов в допросе».

[3] Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

[4] На основании ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющих право обвиняемого на справедливое судебное разбирательство, ЕСПЧ в постановлении от 22 июля 2008 г. по делу «Ханну Лехтинен против Финляндии» (№ 32993/02) решил, что непосредственное участие свидетелей при рассмотрении судами налоговых споров, включающих вопрос применения налоговых санкций, обязательно, если на этом настаивает налогоплательщик, оспаривающий такие санкции. Прецедентные решения Европейского суда по правам человека являются для российских судов обязательными, поскольку Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней являются составной частью российской правовой системы.

[5] Согласно ст. 1, 4 и подп. 2 п. 1 ст. 6 НК РФ органы исполнительной власти не вправе отменять и ограничивать права налогоплательщиков, установленных НК РФ.

Возможности «Налогоплательщика ЮЛ», о которых вы не знаете

Наверняка вы слышали о программе « Налогоплательщик ЮЛ » и даже в ней работали. Скорее всего формировали отчетность. Но функционал программы может быть намного шире, например, в ней можно вести учет зарплаты, кадров, товаров и услуг, работать с неформализованными документами.

Читайте также:
Недействительность брака: что это такое, описание и особенности

Расширенная версия Налогоплательщика это ПК «ЭОН» . О ее возможностях мы кратко рассказали в первом выпуске нашего блога. А сейчас хотим поделиться практическим опытом наших пользователей по работе с программой.

Вы знаете, что организация может сдавать отчеты бесплатно через сайт ФНС ? С помощью специального сервиса . Конечно ограничения существуют, например, декларацию по НДС через этот ресурс отправить нельзя. Также нужно иметь действующую электронную подпись и настроить рабочее место. Тем не менее для малых организаций это способ сэкономить на подключении к оператору.

Однако остается другая проблема — само ведение учета, оформление сотрудников, расчет зарплаты и т. д. Часто небольшие компании не готовы покупать дорогостоящие программы , к тому же дополнительно к ним франчайзи и разработчики прилагают даже ненужные бизнесу услуги и сервисы. А переплачивать никто не любит.

В ПК «ЭОН» нет ничего лишнего. Зато наша база содержит огромное количество форм — более 270 налоговых, порядка 40 для ПФР, примерно 90 для статистики. Программа позволяет формировать отчетность, а затем переводить ее в любой удобный формат — печатный, электронный xml файл для отправки через оператора или транспортный контейнер для передачи в ИФНС через портал ФНС России.

Наши клиенты уже оценили удобство программы и оставляют нам свои отзывы:

ООО «Программно-аппаратные комплексы», Евгений Шевелёв.

«Добрый день! С 2008 года используем, сначала « Налогоплательщик ЮЛ » , а затем, ПК ЭОН.

Программа нравится полным набором форм отчетности и максимальным приближением заполняемых форм к внешнему виду конечных документов.

Использование программы в сетевом варианте позволяет нескольким исполнителям одновременно работать с одной базой Клиентов.

Программа не требовательна к ресурсам компьютеров, позволяет работать и в устаревших операционных системах, в нашем случае — Windows XP, что важно для давно существующих организаций с устоявшейся программной и аппаратной структурой Одним их преимуществ ПК ЭОН, снова « не в ногу » с модой, является локальная, а не « облачная » установка сервера, что позволяет работать при проблемах с подключением к Интернет.

Но и удаленный режим, при необходимости, можно использовать, как мы и поступали в период карантина. Мы установили на рабочие станции программы удаленного управления (в нашем случае LiteManager) и успешно справлялись с работой.

Уже несколько лет мы используем ПК ЭОН одновременно с другой системой (сходного функционала, но несколько другой организации) — « Контур.Экстерн » от СКБ Контур.

И, в этой связке, ПК ЭОН наш верный, надежный помощник в работе».

Евгений подчеркнул одну важную деталь — ПК «ЭОН» в отличие от многих других программ учета действительно не требовательна к ресурсам оборудования. Это значит, что вы можете использовать для работы, например, ноутбук. А как известно они по мощности чаще всего уступают стационарным компьютерам. Сейчас бизнес ценит мобильность, поэтому рабочий ноут придется как нельзя кстати.

Для бухгалтеров, которые ведут сразу несколько организаций, у нас тоже есть решение. Сетевая версия ПК «ЭОН» предназначена для работы в сети в многопользовательском режиме, в том числе для законных и уполномоченных (налоговых) представителей юридических или физических лиц (для организаций, которые создают документы для множества предприятий, организаций или физических лиц (представляют их в различных госорганах).

Заметьте — вы можете приобрести программу как физическое лицо . Это важно, ведь не все франчайзи других программ работают, например, с самозанятыми физлицами (не ИП). Вы просто не сможете приобрести у них программу, понадобится договориться с кем-то из клиентов, чтобы купить продукт от его имени. Согласитесь — не очень удобно?

В доказательство, что бухгалтерам ПК «ЭОН» нравится, еще один отзыв от нашего клиента: Андрей Росс «. программа ЭОН очень удобная в работе, отвечающая ВСЕМ запросам бухгалтеров и всех людей кто работает с ЭОН.»

Стоимость сетевой версии ПК «ЭОН» — 13 000 рублей. Версия может функционировать в локальной сети на неограниченном числе рабочих мест.

Чтобы купить программу достаточно написать нам на электронную почту eon@mail.rvcgnivc.ru или оставить заявку по форме в конце статьи. Мы пришлем вам договор-счет, после оплаты вы создаёте и высылаете на eon@mail.rvcgnivc.ru регистрационный файл и в ответ получите по электронной почте ключевой файл, который необходимо подгрузить в программу. Все — можно работать с сетевой версией.

Наша особая гордость — ведение кадрового учета и зарплаты. Во-первых, это удобно, особенно для тех, у кого функции кадровика и бухгалтера не разделены и с обеими обязанностями справляется один специалист. Во-вторых, на основе данных формируются все виды отчетов.

Чтобы не пропустить важное событие — уплату налога, сдачу декларации по налогу на прибыль, отчет в ПФР — настройте Налоговый календарь:

В ПК «ЭОН» можно вести учет товаров и услуг, выставлять документы покупателям и на основе этой информации формировать журналы учета счет-фактур, книги покупок и продаж и декларацию по НДС.

Если с программой работают несколько пользователей, то вам наверняка потребуются такие функции как:

  • ведение журнала работы с документами — сохранение информации о том, кто, когда, где и что делал с документами (ввод, корректировка, удаление, выгрузка);
  • сохранение / восстановление информации;
  • аналитика;
  • управление доступом.

Кроме того, программа содержит справочники и дает подсказки по составлению документов и отчетов, что позволяет не отвлекаясь на поиск информации в интернете, к примеру, по заполнению РСВ, быстро найти ответ на вопрос.

Вы найдете в ПК «ЭОН» и другие необходимые в работе организации документы:

  • документы по регистрации налогоплательщиков;
  • запрос на акт совместной сверки расчетов;
  • книги по спецрежимам;
  • касса, банки, платежные документы;
  • учет доходов и расходов ИП;
  • журнал доверенностей;
  • аналитика, оценка рисков проверки НП, финансовый анализ;
  • учет путевых листов, договоров;
  • учет заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
  • требования о предоставлении пояснении по НДС;
  • реестры сведений по НДС, по акцизам;
  • реестр документов (чеков) для компенсации НДС;
  • и другие.
Читайте также:
Организованная группа: что это такое, описание и особенности

Основные права и обязанности налогоплательщиков

Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Классификация налогоплательщиков
  2. На соблюдение каких прав могут рассчитывать налогоплательщики?
  3. Спорные вопросы и необходимость соблюдения прав налогоплательщика
  4. Какие обязанности возлагаются на налогоплательщиков?
  5. За что могут привлечь налогоплательщика к ответственности?

К категории налогоплательщиков по НК РФ относятся физические и юридические лица, которые по нормам действующего законодательства обязаны перечислять в бюджеты разных уровней налоги и сборы. Источник средств для уплаты налоговых сумм – собственные материальные ресурсы.

Классификация налогоплательщиков

Плательщиков налогов можно разделить на две крупные группы – физических и юридических лиц.

Налогоплательщики физические лица

Физические лица в роли налогоплательщиков могут выступать как индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность на общих основаниях, и в качестве предпринимателей, пользующихся льготными условиями упрощенной системы налогообложения.

По отношению к правилам исчисления подоходного налога физические лица налогоплательщики могут иметь место постоянного пребывания в пределах территории РФ или за пределами государства.

Налогоплательщики юридические лица

Особенность статуса юридического лица в том, что организация может выступать как самостоятельный налогоплательщик, перечисляя налоги за все свои структурные подразделения. Обособленные подразделения, у которых есть собственный расчетный счет и отдельный баланс, штат бухгалтеров, по действующим нормам тоже могут выступать в роли налогоплательщиков.

Для иностранных юридических лиц предусмотрена возможность реализации своих прав и обязанностей в сфере налогового законодательства в форме постоянного представительства. Характерной особенностью акционерных обществ является возможность регулирования их деятельности нормами Конституции, применимыми для физических лиц.

По размеру юридических лиц принято делить на:

  • обычных;
  • малых;
  • упрощенцев.

По направленности действий налогоплательщики подразделяются на коммерческих и некоммерческих.

На соблюдение каких прав могут рассчитывать налогоплательщики?

Налоговое законодательство предусматривает для плательщиков ряд прав, которыми они могут пользоваться вне зависимости от принадлежности их к крупным или малым предпринимателям. В числе основных прав приводится перечень:

  1. Право на получение устных разъяснений о порядке применения норм налогового учета и отчетности, правилах заполнения отдельных бланков документов и расчета сумм налоговых отчислений.
  2. Право на письменные пояснения по интересующим налогоплательщика вопросам, получение бесплатной справочной и информационной поддержки, проведение консультаций.
  3. Налогоплательщик вправе требовать предоставления ему для ознакомления и заполнения форм налоговых деклараций.
  4. Применение на практике льгот в форме налоговых вычетов или путем перехода на упрощенные режимы налогообложения.
  5. Составлять акты сверок с налоговой инспекцией в разрезе по отдельным налогам и в целом по организации.
  6. Осуществлять зачет сумм переплаты по налогам, оформлять возврат излишне перечисленных в бюджет средств в виде авансовых платежей, текущих налоговых отчислений, штрафных санкций, пени.
  7. Давать пояснения относительно произведенных расчетов по налоговым платежам, произведенным оплатам.
  8. Участвовать в проверках по контролю их финансовой деятельности.
  9. Отстаивать свою точку зрения в рамках правового поля при несогласии с результатами проверки налоговыми органами, давать дополнительные объяснения по актам проверок.

Спорные вопросы и необходимость соблюдения прав налогоплательщика

Налогоплательщик имеет все основания требовать от должностных лиц налоговой инспекции при осуществлении ими фискальной функции руководствоваться нормами текущего законодательства, соблюдать правила расчета и уплаты налогов и сборов. В случаях предъявления налогоплательщику со стороны ИФНС неправомерных актов, юридическое или физическое лицо может отказаться от их выполнения.

Важно! При отказе выполнять незаконное требование налогового органа надо быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке.

Налогоплательщику предоставляется возможность обжаловать действия отдельных сотрудников налоговой инспекции или учреждения в целом в порядке судебного разбирательства. Аналогичный механизм действий предусмотрен и для случаев, когда работники ИФНС отказываются принимать меры в спорных ситуациях или не хотят исполнять свои непосредственные обязанности (гл. 19 НК РФ).

При отказе в предоставлении разъяснений налогового законодательства физическому лицу, выступающему в качестве налогоплательщика, он вправе обратиться с требованием о возмещении причиненных ему убытков, которые стали следствием отсутствия возможности правильно применить нормы законов. Такое право закреплено в ст. 21 НК РФ.

Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ, если:

  • по вопросу, который имеет непосредственное отношение к статье нарушения, ему была оказана неграмотная консультация в налоговом органе;
  • неверная информация от сотрудников налоговой службы стала причиной совершенного нарушения норм налогового законодательства.

Помните! Правило налоговой тайны действует в отношении всех категорий налогоплательщиков.

Плательщики налогов могут рассчитывать на то, что их история налоговых отчислений и данные отчетности будут содержаться в тайне, так как они не подлежат публичной огласке. Все права закреплены нормами НК РФ, гарантии их соблюдения представлены мерами административного и судебного регулирования отношений.

Какие обязанности возлагаются на налогоплательщиков?

Плательщики налога в начале своей деятельности должны вставать на учет в ИФНС. Круг основных обязанностей юридических и физических лиц из числа плательщиков налогов:

  1. Необходимость расчета и уплаты налогов и сборов по установленным законодательством ставкам.
  2. Своевременное и полное отражение доходной и расходной частей в процессе деятельности.
  3. Юридическим лицам предписывается обязательное ведение наравне с бухгалтерским учетом налогового.

Обратите внимание! Данные налогового и бухгалтерского учета часто расходятся из-за различий в подходах к оценке активов и их признании.

  • Сдавать в налоговый орган декларации по уплачиваемым налогам и сборам, страховым взносам, представлять бухгалтерскую отчетность.
  • Применение в определенных законодательством случаях бланков строгой отчетности и ККТ.
  • Предоставлять в ИФНС необходимые для определения сумм налоговых платежей документы и сведения.
  • Читайте также:
    Приватизационный чек: что это такое, описание и особенности

    Налогоплательщики обязаны направлять письменные уведомления в ИФНС обо всех ключевых изменениях в своей деятельности. К таким случаям относятся:

    • открытие расчетных счетов в банковских учреждениях;
    • создание структурных подразделений на территории РФ;
    • намерение закрыть обособленное подразделение;
    • наделение обособленного подразделения более широкими полномочиями в области финансовой деятельности;
    • участие в капитале иностранных и российских предприятий;
    • начало процедуры банкротства;
    • смена места жительства или деятельности.

    На протяжении своего существования плательщик налога должен обеспечить сохранность отчетности – налоговой и бухгалтерской (в течение 4 и 5 лет соответственно).

    Важно! Срок хранения налоговых отчетов установлен в пределах 4 лет, но по закону «О бухгалтерском учете» все виды первичной и отчетной документации должны храниться на предприятии не менее 5 лет.

    В круг обязанностей налогоплательщика входит и выполнение требований должностных лиц ИФНС по устранению недостатков и ошибок в налоговом учете на законных основаниях. При несогласии плательщика с данными акта проверки он может отказаться от проставления подписи в нем. Но в этом случае появляется обязательство по предоставлению письменного мотивированного отказа.

    За что могут привлечь налогоплательщика к ответственности?

    Привлечение к ответственности налогоплательщиков должно производиться при наличии в их деятельности факта налогового правонарушения. Под ним подразумевается наличие осознанного неисполнения обязанностей плательщиком налога, противоправные действия, необоснованное бездействие, которые стали причиной несоблюдения баланса прав и обязанностей между заинтересованными участниками налоговых взаимоотношений.

    К ответственности налогоплательщика или должностных лиц ИФНС могут привлечь за правонарушения:

    • против налоговой системы;
    • при несоблюдении прав и свобод отдельного налогоплательщика или всех категорий плательщиков налогов и сборов;
    • против совершения плана по исполнению доходной части государственного бюджета;
    • при нарушении порядка ведения налогового и бухгалтерского учета;
    • нарушения в виде неправильного или несвоевременного предоставления отчетности в контролирующие органы;
    • невыполнение обязанности по уплате налогов или выполнении его с нарушениями.

    Запомните! Лицо не может быть признано виновным и привлечено к ответственности, если его вина не была доказана в соответствии со ст. 109 НК РФ.

    При обнаружении правонарушения сотрудниками налоговой инспекции должно быть инициировано судебное разбирательство. На это отводится 3 месяца с даты обнаружения нарушений при выполнении обязательств налогоплательщиком.

    Представитель власти – это. Понятие, функции, признаки

    Представители власти – это лица, которые работают во властных государственных структурах. В статье 318 из УК РФ дается определение сотрудникам из правоохранительных, контролирующих органов или других организаций, у которых имеются распорядительные полномочия. Представители власти – это граждане, занимающие должности в данных ведомствах. Они могут распоряжаться на законодательном уровне правоотношениями субъектов для реализации законодательной, судебной, исполнительной власти.

    В чем особенность господства правления?

    Вам будет интересно: Служебная записка о командировке: образец, особенности заполнения

    Представители власти – это выбранные в Государственную Думу депутаты, сотрудники Правительства, персонал государственных и муниципальных ведомств. Успешной властью отражается способность субъектов подчиняться ее воли, поведением коллективов, организаций, где происходит реализация государственных интересов. Дать более точную характеристику позволит описание совокупности признаков – явления социального и общественного. Общество в любом государстве принадлежит к сложноорганизованной системе, это социальный организм, которому необходимо:

    • управление;
    • порядок;
    • направление;
    • поддержка нормального состояния.

    Без надлежащего управления населением невозможен генезис государственности, а без представителей власти, это невыполнимо. Они являются непосредственными исполнителями распоряжений органов.

    Вам будет интересно: Зарин – это. История применения и действие на человека

    Определение юридической науки

    Законодатель и юристы в обобщенном виде показали представление о должностных лицах, которым принадлежит публичная власть. Россия и страны за рубежом реализуют управление государствами с помощью:

    • различных органов;
    • чиновников, представляющих государственную власть;
    • должностных лиц, принадлежащих субъектам федераций;
    • управленцев территориальными автономными образованиями;
    • губернаторов муниципальных структур.

    Представитель власти, пример тому московский мэр Собянин С. С., имеет особые полномочия с определенными правами и обязанностями.

    Характерные признаки

    Как явление в обществе, должностных лиц, обладающих особыми полномочиями можно классифицировать, наделять представителей власти признаками:

    • имеют права на принятие юридических решений в отношении субъектов;
    • их требования распространены на широкий круг, при условии, что лица не находятся в подчинении и служебной зависимости;
    • распоряжения властных органов обязательны для всех.

    Нарушители несут определенную ответственность за неисполнение требований властей.

    Представитель власти – понятие растяжимое, так как зависит от того, к какой структуре он принадлежит:

    • экономической;
    • социальной;
    • культурно-информационной;
    • принудительной;
    • политической.

    В специфике деятельности заложены основы власти, их исполнителей.

    Круг обязанностей и ответственность

    Полномочные представители власти выполняют работу, которая предусмотрена должностной инструкцией. Она зависит от правоотношений и отрасли, в которой они трудятся. К ним принадлежат:

    • сотрудники МВД;
    • представители УИС, МЧС, таможенных служб;
    • персонал прокуратуры, ФСБ, СВР, ФССП;
    • работники фискальных органов;
    • депутаты;
    • военные при исполнении обязанностей по обеспечению безопасности государства.

    Муниципалитеты, их главы, решают вопросы местного уровня с полномочиями, которые определяет устав и Федеральный закон № 131 статьей 36. За ненадлежащее выполнение функций представители власти несут ответственность публичную и правовую:

    • дисциплинарную;
    • административную;
    • гражданско-правовую;
    • уголовную.

    За неисполнение обязательств перед населением, выбравшим граждан на высокий пост, последует публичное порицание.

    Нюансы экономики

    В экономических отраслях должностные лица выполняют контроль над использованием ресурсов, собственностью и различных материальных ценностей. Экономика способна воздействовать на политику с наличием определенных свойств:

    • материальных, первичных потребностей граждан;
    • широкой мотивацией;
    • постоянством;
    • незаметными способностями проникновения в различные области.

    Экономикой управляет денежный эквивалент. На должностных лиц данной сферы ложатся функции рационального использования средств.

    Читайте также:
    Простои вексель: что это такое, описание и особенности

    Социальное положение

    Государство основано на социальном развитии, обеспечении народа жизненно необходимыми предметами. Власть социальной структуры владеет распределением:

    • статусов;
    • должностями;
    • льготами;
    • привилегиями.

    К ведению должностных лиц входит влияние:

    • на установление социальной политики;
    • на общественное положение жителей.

    Действиями чиновников власть обретает поддержку населения.

    Информационное влияние

    Культурными, духовными источниками можно управлять людьми:

    • научными знаниями;
    • информацией;
    • средствами для распространения.

    Авторитетом руководителей осуществляют управление массами, направляя идеологические точки зрения:

    • моральные;
    • религиозные;
    • научные.

    Используя образованность в определенной области знаний, подготавливают руководство для поддержки правительственной политики. Они будут действенным инструментом для реализации решений Правительства в обществе, станут формировать, людское сознание политически лояльное, поддерживающее любые постановления. Эффективным инструментом для достижения подобных целей служат:

    • школы;
    • институты;
    • колледжи;
    • СМИ.

    Информации принадлежит великая сила, а ее исполнители способны:

    • распространять объективные сведения о Правительстве;
    • отражать истинное положение общества;
    • управлять человеческими слабостями;
    • направлять сознание и поведение в нужное русло, используя методы обмана, фальсификацию фактов.

    Политическое воздействие на разум человека, его волю, принадлежит к разновидности власти, которой занимаются назначенные на должность люди.

    Верховенство политики

    Первым признаком принудительных властных органов является наличие у них силовых структур. Они контролируют население, применяя физическую силу, но для политологов интересно становление политической власти и ее вожаков или главенствующих представителей, способных повести за собой массы. Политики управляют страной с условием:

    • суверенитета;
    • верховенства;
    • неделимости;
    • легальности.

    Власть не делится по определению между различными социальными группами и партиями. Даже при двоевластии, существование структур в истории зафиксирован под кратким периодом. Подобное правление заканчивается гражданскими войнами или передачей власти мирным способом. Сила политики зависит от ее представителей, их умения сплотить народ. Под легальностью следует понимать использование сил в одном государстве. Выполнение решений в обязательном порядке, проникновение в общественную деятельность – все эти качества присущи верховенству. Властью политиков:

    • сокращаются мощные корпорации;
    • замолкают смелые публикации в СМИ;
    • закрываются учреждения.

    Должностное лицо под прикрытием политической власти может обращаться к обществу от его же имени, указывать на стремления и национальный интерес, выражая свои намерения.

    Властные органы многолики и многофункциональны, все они обладают разными сырьевыми источниками для добротного существования на благо народа. У политической власти в образе их представителей находятся в полном распоряжении ресурсы:

    • принуждения;
    • экономики;
    • социальные;
    • культуры и информации.

    Если один из перечисленных критериев у власти отсутствует, наступит безвластие и развал государственности. Господство власти возможно под надежным руководством, устойчивым управлением, строгим контролем.

    Представитель власти: что это такое, описание и особенности

    Д.ю.н., декан юридического факультета

    Стерлитамакский филиал БашГУ,

    г. Стерлитамак, Россия

    студент 4 курса юридического факультета

    Стерлитамакский филиал БашГУ,

    г. Стерлитамак, Россия.

    Аннотация. В работе раскрывается понятие представителя власти. Выделяются признаки представителя власти и особенности его правового статуса. Отмечается, что в юридической литературе данное понятие в основном изучается специалистами в области уголовного права.

    Ключевые слова: представитель власти, уголовный закон, должность, принуждение.

    Одним из наиболее важных вопросов в юридической науке является установление точного определения понятия представителя власти.

    Несмотря на законодательное закрепление понятия «представитель власти», в практической деятельности зачастую возникают проблемы при решении вопроса отнесения в определенных случаях тех или иных лиц к разряду представителя власти.

    Понятие «представитель власти» больше рассматривается среди ученых в области уголовного права. Большинство авторов (В.И. Динека, А.В. Бриллиантов, О.Е. Спиридонова, В.А. Волколупова, М.Е. Жаглина), в качестве основного признака представителя власти выделяют право личного применения мер государственного принуждения. Отнесение мер юридической ответственности к государственному принуждению не отрицается. Однако некоторые представители власти не обладают полномочиями по применению мер государственного принуждения, например, депутаты представительных органов РФ и субъектов РФ. Однако и в судебной практике и в теории депутаты представительных органов государства и местного самоуправления являются представителями власти. Следовательно, право личного применения мер государственного принуждения не является обязательным признаком представителя власти.

    Определяющей характеристикой представителя власти у других авторов (С. Мальков, А. Брагина, Н.В. Бугаевская) является функция властвования. Властными полномочиями называют право в пределах своей компетенции давать обязательные для исполнения указания и распоряжения неопределенно широкому кругу лиц, которые не находятся в служебном подчинении у данного лица [1].

    В действующем уголовном законе дано определение понятия представителя власти. Согласно примечанию к ст. 318 УК РФ представителем власти является должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, которое в установленном законом порядке наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

    Проанализировав указанное определение можно отметить следующие особенности:

    1) данное понятие помещено в главу Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает ответственность за преступления против порядка управления;

    2) определение содержит оговорку о том, что оно распространено не только на статью 318 УК РФ, но и на иные статьи Уголовного кодекса РФ;

    3) представитель власти является должностным лицом;

    4) главным определяющим критерием понятия представителя власти являются выполняемые этим лицом распорядительные полномочия.

    Данное определение вряд ли можно назвать удачным, поскольку формулировка понятия является в этом случае двусмысленной и позволяет признать в качестве представителя власти любое должностное лицо правоохранительного и контролирующего органа. Помимо этого можно отметить неоправданное ограничение компетенции представителя власти лишь распорядительными функциями, так как право на принятие нормативных управленческих решений не нашло отражения в действующем Уголовном кодексе РФ.

    Судебными органами, а именно Пленумом Верховного Суда РФ дается более широкое толкование функций представителя власти, в отличие от Уголовного кодекса РФ, поскольку он предлагает к представителям власти относить всех лиц, которые осуществляют функции органов исполнительной, законодательной и судебной власти [3].

    Читайте также:
    Неимущественные права: что это такое, описание и особенности

    По нашему мнению это является верным, поскольку иначе невозможно признать некоторых лиц субъектами коррупционных преступлений. Однако Пленум Верховного Суда РФ, по сути, не дал определения понятию «представитель власти», а лишь привел примерный перечень лиц, охватываемых данным понятием, обозначил разновидности.

    При этом если руководствоваться только Постановлением Пленума Верховного Суда РФ, то к представителям власти не получится причислить сотрудников таких государственных органов, как, в частности, Центрального банка или Судебного департамента при Верховном Суде РФ: эти органы не относятся ни к одной из ветвей власти и не являются ни правоохранительными, ни контролирующими. Вместе с тем, поскольку работники этих органов являются работниками государственных органов, то они должны быть признаны по этому основанию представителями власти, если наделены распорядительными полномочиями в отношении не подчиненных по службе лиц, правом принимать решения, обязательные для исполнения этими неподчиненными лицами.

    Депутат представительного органа муниципального образования также не относится к системе органов государственной власти, следовательно, их тоже нельзя признать представителями власти. Однако Конституционный суд РФ в своем определении от 1 июня 2010 года №885-О-О [2] отмечает, что понятие должностного лица как представителя власти, которое содержится в приложениях к статьям 285 и 318 Уголовного кодекса РФ, включает признаки, отличающие должностных лиц, в том числе представителей власти от иных участников уголовно-правовых отношений. Следовательно, депутат представительного органа муниципального образования может признаваться должностным лицом как представитель муниципальной власти. И об этом уже писали [4].

    Проанализировав мнения различных авторов, законодательство РФ и позиции судебных органов полагаем, что под представителем власти необходимо понимать должностное лицо, которое осуществляет функции органов исполнительной, законодательной (представительной) и судебной власти и в установленном законом порядке наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Представители власти вправе совершать действия, которые имеют юридическое значение для большинства или для всех граждан: устанавливать, изменять и прекращать права и обязанности иных лиц.

    Помимо этого, при невыполнении законных требований представитель власти может применить меры принудительного воздействия в отношении правонарушителей правопорядка.

    П равовой статус представителя власти это урегулированное правовыми нормами положение лица в органах государственной власти Российской Федерации, органах субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

    Основанием возникновения правового статуса представителя власти является юридический факт, который наделяет определенное лицо властными распорядительными полномочиями и порождает управленческие отношения между данным лицом и физическими лицами, организациями, органами, деятельность или поведение которых становится объектом регулирования.

    Определяя правовой статус представителя власти в каждом случае необходимо учитывать следующие моменты:

    – содержание властно-распорядительных полномочий;

    – основания возникновения властно-распорядительных полномочий;

    – формы осуществления властно-распорядительных полномочий.

    Следовательно, статус представителя власти связан с наличием властных полномочий, под которыми понимается право предъявлять требования, принимать решения, которые обязательны для исполнения гражданами, организациями, учреждениями, предприятиями, независимо от их подчиненности и ведомственной принадлежности.

    Таким образом, можно сделать вывод о незавершенности законодательных и теоретических решений о понятии «представитель власти». Выходом из создавшегося положения, на наш взгляд, могло бы стать законодательное уточнение определения представителя власти.

    1.Егорова Н. А.. О понятии «представитель власти» в уголовном праве России // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2007.- № 2 (5). – С. 156-161.

    2.Определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 № 885-О-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вихорева Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями примечаний к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс

    3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета. – № 207. – 30.10.2009.

    4. Усманова Р.М. Органы местного самоуправление: понятие и правовой статус/ Учебное издание . Уфа , 2006. – 180 с .

    TO THE QUESTION ABOUT THE CONCEPT OF «REPRESENTATIVE GOVERNMENT»

    R.M. Usmanova, U. Rahimova

    Summary: The article reveals the concept of representative government. Stand out features of representative government, and especially its legal status. It is noted that in legal literature this concept is mostly studied by specialists in the field of criminal law.

    Keywords: representative government, criminal law, position, coercion.

    1.Egorova N. A. About the concept of «representative government» in criminal law of Russia // Bulletin of the Volgograd Academy of the MIA of Russia. – 2007.- № 2 (5). – P. 156-161.

    2.The constitutional Court of the Russian Federation dated 01.06.2010 No. 885-o-O About refusal in admission for consideration of the complaint of the citizen Vikhoreva Alexander the violation of his constitutional rights by the provisions of the notes to article 285 of the Criminal code of the Russian Federation in interrelation with part 1 of article 2 of the Federal law «On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation» // ATP Consultant Plus.

    3. The resolution of Plenum of the Supreme Court of 16.10.2009 № 19 «About court practice on cases on abuse of official powers and on excess of powers of office» // The Russian newspaper. – No. 207. – 30.10.2009.

    4. Usmanova, R. M., Bodies of local self-government: concept and legal status/ Academic edition . Ufa, 2006. – 180 p

    Должностное лицо: представитель власти

    Бриллиантов Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

    Читайте также:
    Право государственное: что это такое, описание и особенности

    Яни Павел Сергеевич, профессор Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор.

    Установление точного содержания понятия должностного лица – один из наиболее важных вопросов применения немалого числа норм Особенной части УК, и прежде всего – содержащихся в гл. 30 Кодекса. В связи с этим в статье проводится анализ признаков данного субъекта, содержание которых раскрывается в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

    Ключевые слова: должностное лицо; представитель власти; постановление Пленума Верховного Суда.

    A public officer: public authorities

    A.V. Brilliantov, P.S. Yani

    The establishment of precise content of the concept of a “public officer” is one of the most important questions of application of a large number of norms of the Special Part of the Criminal Code and, first of all, those contained in Chapter 30 of the Code. In this regard, the article analyses the features of this subject which are discovered in resolutions of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation.

    Keywords: public officer; public authorities; resolution of the Plenum of the Supreme Court.

    Привлечение к уголовной ответственности – одна из наиболее эффективных мер борьбы с коррупционной преступностью, а неопределенность законодательных дефиниций существенно снижает действенность уголовно-правовых средств. С учетом значимости и многоаспектности этой проблемы журнал публикует цикл статей, подготовленных профессорами А. Бриллиантовым и П. Яни, которые в течение многих лет проводят (в Российской академии правосудия и Институте повышения квалификации руководящих кадров Академии Генеральной прокуратуры РФ) занятия по повышению квалификации с судьями, прокурорами, государственными обвинителями, руководителями подразделений Следственного комитета при прокуратуре, активно участвуя в практических дискуссиях по поводу содержания такого краеугольного признака преступлений против интересов службы, как должностное лицо.

    1. Установление точного содержания понятия должностного лица – один из наиболее важных вопросов применения немалого числа норм Особенной части УК, и прежде всего – содержащихся в гл. 30 Кодекса. В связи с этим проанализируем признаки данного специального субъекта, содержание которых раскрывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”.

    Этот анализ не просто целесообразно, но и необходимо проводить в сравнении с описанием признаков должностного лица, приведенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”. Необходимо потому, что Постановлением от 16 октября 2009 г. разъяснения, данные Пленумом в Постановлении от 10 февраля 2000 г., не признаны утратившими силу. И теперь, решая вопрос об отнесении лица, привлекаемого к уголовной ответственности, к категории лиц должностных, правоприменитель должен сверять свою позицию с обоими документами высшего судебного органа.

    Более того, сохранение в Постановлении от 10 февраля 2000 г. положений, касающихся признаков должностного лица, при том что вопрос об их исключении обсуждался на стадии проработки проекта Постановления от 16 октября 2009 г., свидетельствует: в замысел Верховного Суда входило не усложнение дефиниции должностного лица посредством создания противоречий между названными документами Пленума, а напротив, устранение известной неопределенности прежних положений, а также расширение круга вопросов, по которым у Верховного Суда в последние годы сформировалась более ясная позиция.

    1. Несмотря на редакционные отличия соответствующих дефиниций в названных постановлениях, взгляд Пленума на понятие “представитель власти” не изменился. В п. 3 Постановления от 16 октября 2009 г. к исполняющим функции представителя власти отнесены лица, наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к ст. 318 УК, иные лица правоохранительных или контролирующих органов, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

    Пленум по-прежнему считает, что понятия представителя власти, данного в примечании к ст. 318 УК, недостаточно. Примечанием к этой категории должностных лиц отнесены два вида должностных лиц: первый – должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа; второй – иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

    Это понятие подвергается многими исследователями критике в основном по двум причинам. Прежде всего потому, что в нем нарушен логический запрет давать определение через подобное: представитель власти здесь понимается как должностное лицо, хотя из примечания к ст. 285 УК следует, что представитель власти рассматривается лишь как подвид должностного лица. Второй недочет усматривают в том, что не всякое должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа можно признать представителем власти. Например, “главный бухгалтер или начальник отдела снабжения прокуратуры – безусловно, должностное лицо, но отнюдь не представитель власти” .

    Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000. С. 100.

    1. Итак, Пленум дополнил приведенное законодательное понятие представителя власти указанием на лиц, осуществляющих функции органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Эту позицию нужно поддержать, поскольку, во-первых, не все органы трех ветвей власти, пусть и наделенные функциями защиты прав граждан либо контроля за определенными видами деятельности, допустимо признавать правоохранительными либо контролирующими, и, во-вторых, не всех лиц, осуществляющих функции органов законодательной, исполнительной или судебной власти, можно отнести к категории должностных лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.

    Например, согласно п. “з” ч. 1 ст. 7 ФЗ от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” формами деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы является обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Или, скажем, МИД России в соответствии с подпунктом 3 п. 7 Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента России от 11 июля 2004 г. N 865, в целях реализации своих полномочий имеет право осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соответствием нормативных правовых актов Российской Федерации ее международным обязательствам. Однако вряд ли кто решится на этом основании именовать Государственную Думу или Совет Федерации правоохранительным, а МИД России – контролирующим органом.

    Читайте также:
    Недобросовестное владение: что это такое, описание и особенности

    Те же депутат либо судья вряд ли могут быть признаны наделенными распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Обоснуем это заключение на примере названных субъектов подробней.

    Можно ли, в частности, понимать распорядительные полномочия настолько широко, чтобы относить к лицам, обладающим такими полномочиями, депутата, имеющего, как указано выше, право требовать от должностных лиц принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, и судью, чье решение, вступившее в законную силу, обязательно для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 6 ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”, ст. 392 УПК, ст. 13 ГПК, ст. 16 АПК)?

    На первый взгляд, для подобного понимания термина “распорядительные полномочия” какие-то основания найти можно, поскольку в отсутствие нормативного закрепления содержания данной дефиниции правоприменитель неизбежно прибегнет к грамматическому толкованию названного признака субъекта должностного преступления. Словарное значение слова “распорядиться” – приказать, а приказ – это официальное распоряжение того, кто наделен властью. В связи с этим можно, кстати, утверждать, что используемые Пленумом в качестве альтернативных понятия “распорядительные полномочия в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости” и “право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями” юридически, по сути, тождественны.

    Вместе с тем суть осуществления именно законодательных функций, а равно правосудия, конечно, не в распоряжении и даже не в принятии решений, обязательных для исполнения всеми лицами. И если, скажем, депутат получает взятку за участие в голосовании по поводу того или иного закона, то он противоправно действует как субъект должностного преступления, осуществляющий функции законодательной власти, а не как субъект, наделенный распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. То же относится и к осуществлению правосудия судьей.

    Важно и то, что недостаточная определенность содержания “распорядительные полномочия” может породить у суда сомнения относительно возможности отнесения указанных лиц к числу представителей власти. И если, допустим, судье или депутату обвинение будет предъявлено лишь со ссылкой на указанный признак, то суд в силу ч. ч. 3 и 4 ст. 14 УПК вполне может истолковать соответствующие сомнения в пользу подсудимого, а это приведет к непризнанию в деянии состава должностного преступления и вынесению оправдательного приговора.

    Имея в виду сказанное, отнесение к представителям власти (в Постановлении от 10 февраля 2000 г.), к исполняющим функции представителя власти (в Постановлении от 16 октября 2009 г.), соответственно лиц, “осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть”, и лиц, “наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти”, существенно расширяет по сравнению с определением в уголовном законе понятие представителя власти. Пусть это и означает, по сути, требование Верховного Суда применять закон по аналогии. Вывод об аналогии мы делаем на том основании, что понятие представителя власти, распространяющееся, как следует из примечания к ст. 318 УК, не только на эту статью, но и на весь Уголовный кодекс, не включает в себя некоторые категории лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, например, депутатов Государственной Думы, судей, министров. Вместе с тем заполнение очевидного законодательного пробела анализируемыми разъяснениями высшего судебного органа и следование судов этим разъяснениям, безусловно, необходимо, а кроме того, служит дополнительным аргументом в пользу вывода о причислении такого рода документов судебной власти к источникам уголовного права de facto.

    1. Помимо лиц, осуществляющих функции органов всех ветвей власти, Пленум в Постановлении от 10 февраля 2000 г. назвал представителями власти “работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности”, а в Постановлении от 16 октября 2009 г. – “иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности”.

    Существенное отличие этих определений от понятия представителя власти, содержащегося в примечании к ст. 318 УК, состоит в том, что в примечании к представителям власти отнесены, во-первых, должностные лица правоохранительного или контролирующего органа без всяких оговорок относительно наличия у них распорядительных полномочий в отношении не подчиненных им лиц и, во-вторых, должностные лица, хотя и наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, но не являющиеся должностными лицами правоохранительного или контролирующего органа.

    Читайте также:
    Неимущественные права: что это такое, описание и особенности

    Таким образом, данное Пленумом определение точнее содержащегося в примечании к ст. 318 УК в том, что исключает из круга представителей власти, работающих в правоохранительных или контролирующих органах, тех должностных лиц, которые в отношении неподчиненных им лиц не обладают ни распорядительными полномочиями, ни правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями и т.д.

    Однако ни в одном из разъяснений Пленума не упоминаются в качестве представителей власти лица, хотя и не работающие в государственных, надзорных, правоохранительных и контролирующих органах, но наделенные, как это предусмотрено в примечании к ст. 318 УК, распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Можно ли в связи с этим усмотреть пробельность предложенных Пленумом определений?

    Если руководствоваться только Постановлением от 16 октября 2009 г., то к представителям власти не получится причислить сотрудников таких государственных органов, как, в частности, Центральный банк или Судебный департамент при Верховном Суде РФ: эти органы не относятся ни к одной из ветвей власти и не являются ни правоохранительными, ни контролирующими. Вместе с тем, поскольку работники этих органов являются работниками государственных органов, то со ссылкой на п. 2 Постановления от 10 февраля 2000 г. должны быть признаны по этому основанию представителями власти, если, однако, наделены распорядительными полномочиями в отношении не подчиненных по службе лиц, правом принимать решения, обязательные для исполнения этими неподчиненными лицами. Если же таких полномочий у указанных работников нет, то признать их представителями власти не удастся ни на основании разъяснений Пленума, ни со ссылкой на примечание к ст. 318 УК (однако это не исключает возможности признания таких лиц должностными по иным основаниям).

    См.: ст. 4 ФЗ от 10 июля 2002 г. “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, где перечислены функции Банка России, а также ст. ст. 1 и 4 ФЗ от 8 января 1998 г. “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации”, из которых следует, что Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности судов, но не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

    Думается, что взаимодополнение приведенных в обоих постановлениях Пленума понятий охватывает все разновидности представителей власти – как работающих в государственных или муниципальных органах власти, так и не работающих в них, но осуществляющих соответствующие функции на основании специального полномочия. В последнем случае речь идет, в частности, о присяжных заседателях, осуществляющих функции судебной власти (п. 6 Постановления от 16 октября 2009 г.). Или, скажем, будь у нас восстановлена деятельность народных дружин и их члены стали бы по специальному полномочию осуществлять некоторые функции по охране общественного порядка, т.е. функции органов внутренних дел, являющихся органами исполнительной власти, дружинников следовало бы признавать представителями власти.

    И поскольку мы признаем этих лиц представителями власти по признаку осуществления функций органов власти, то отсутствие в постановлениях Пленума упоминания в числе представителей власти лиц, не являющихся работниками государственных, надзорных, правоохранительных и контролирующих органов, не помешает отнесению их к данной категории должностных лиц.

    А вот, допустим, члены Общественной палаты представителями власти признаны быть не могут. Действительно, Общественная палата согласно п. 4 ст. 2 ФЗ от 4 апреля 2005 г. “Об Общественной палате Российской Федерации” вправе осуществлять общественный контроль за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации и на этом основании, быть может, и имеет право называться контролирующим органом. Однако, во-первых, ни к какой из ветвей власти ее деятельность не относится и, во-вторых, как работники контролирующего (и это, повторим, не бесспорно) органа члены Палаты не обладают распорядительными полномочиями в отношении не подчиненных по службе лиц либо правом принимать решения, обязательные для исполнения другими лицами. Напротив, согласно ст. 17 Закона, хотя органы государственной власти, органы местного самоуправления или должностные лица, которым направлены обращения Общественной палаты, обязаны в установленный срок проинформировать ее о результатах рассмотрения соответствующего обращения, решения Палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер.

    1. Терминологически понятие “осуществление власти” (Постановление от 10 февраля 2000 г.), на первый взгляд, уже понятия “осуществление функций органов власти” (Постановление от 16 октября 2009 г.). Например, согласно ст. 1 упомянутого ФЗ от 8 мая 1994 г. депутат Государственной Думы уполномочен осуществлять не только собственно законодательные, но и иные полномочия, к числу которых относится право на получение информации от должностных лиц органов государственной власти и иных названных в законе субъектов (ч. 2 ст. 17 ФЗ от 8 мая 1994 г.). Вместе с тем депутата Государственной Думы следует признавать лицом, осуществляющим функции представителя власти, и при осуществлении им полномочий незаконодательного характера, что прямо следует из той же ст. 1 ФЗ от 8 мая 1994 г., которой установлено: “Депутатом Государственной Думы является . представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации . законодательные и иные полномочия. “. Выделенный нами текст означает: поскольку депутат наделен не законодательными полномочиями именно в Государственной Думе, то при их реализации он осуществляет функцию, пусть и не законодательную, данного органа законодательной власти.

    В этом смысле названные понятия “осуществление власти” и “осуществление функций органов власти” тождественны, что также подтверждает наш вывод о неизменности позиции высшего судебного органа относительно содержания категории “представитель власти”.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: