Представитель власти: что это такое, описание и особенности

Представитель власти – это кто? Разобрались с юристом, кого нельзя будет оскорблять по новому УК

В апреле вступят в силу некоторые поправки в Уголовный кодекс, среди них — исключение статьи 189 (Оскорбление) из документа. Однако ответственность за оскорбление представителя власти, судьи или президента в связи с исполнением ими служебных обязанностей останется. И если с «судьей» и «президентом» все понятно, то с тем, кто попадает под «представителя власти», — не совсем. TUT.BY попросил адвоката адвокатского бюро «Маслов, Гашинский и партнеры» Антона Гашинского объяснить, что включает в себя это определение.

Кто такой представитель власти?

Понятие представителя власти раскрывает статья 4 Уголовного кодекса.

Это депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь , члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь , депутаты местных Советов депутатов, а также государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе.

То есть сотрудники силовых структур все-таки не представители власти?

Нет, они тоже попадают под это определение.

«Государственные служащие, имеющие право отдавать распоряжение и (или) приказы лицам, не подчиненным им по службе» — это и есть все сотрудники силовых структур, обладающие правом в пределах своей компетенции отдавать приказы гражданским лицам.

К примеру, в настоящее время рассматриваются уголовные дела в отношении лиц по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 293 Уголовного кодекса (Массовые беспорядки). Одним из его признаков является вооруженное сопротивление представителям власти. В этих случаях имеются в виду сотрудники правоохранительных органов, которые участвовали в разгоне и задержании участников несанкционированных массовых мероприятий.

Состав преступления, предусмотренный статьей 369 Уголовного кодекса (Оскорбление представителя власти), будет иметь место при оскорблении сотрудника силовых структур (к примеру, в сети Интернет), если это связано с его служебной деятельностью (к примеру, участие в задержаниях протестующих или организация такого рода силовых мероприятий).

Есть еще такое понятие, как должностное лицо. Это то же самое, что представитель власти?

Понятие должностного лица шире, чем представителя власти, поэтому нельзя сказать, что это одно и то же.

В той же статье 4 Уголовного кодекса перечислено, кто понимается под должностными лицами:

1) представители власти (кто это, мы уже объяснили выше);

2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;

3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь , других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;

4) должностные лица иностранных государств, то есть лица, наделенные в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств полномочиями , включая третейских судей и присяжных заседателей, а равно должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

И эти люди окажутся никак не защищены законом?

Это не значит, что перечисленных выше людей оскорблять можно. Например, если вы оскорбите должностное лицо другого государства, то может быть основание для возбуждения дела по ст. 130 Уголовного кодекса (Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни). Предусмотренные ей наказания еще суровее, чем за оскорбление представителя власти.

Кроме того, в судебной практике, как правило, «лица, наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти», попадают под представителей власти.

Напомним также, что статья «Оскорбление» (9.3) остается в Кодексе об административных правонарушениях . За «умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме», предусмотрено наказание в виде штрафа до двадцати базовых величин. Но с 1 марта 2022 года вступят в силу изменения в КоАП . Статья за оскорбление (10.2 в новой редакции) ужесточит ответственность за это правонарушение до 30 базовых величин.

Читайте также:
Объект преступления: что это такое, описание и особенности

Если правонарушение совершено в СМИ, интернете, штраф для физлица — 10−20 «базовых», или общественные работы, или административный арест, для юрлица — штраф 30−200 базовых величин. За оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий установлено наказание в виде штрафа — от 20 до 30 б.в. (ранее 20−50 б.в.). Однако если оскорбление размещено в публичном выступлении, интернете, СМИ — штраф от 10 до 200 базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а для юрлица — штраф 30−200 базовых величин.

Признаки представителя власти.

Представитель власти – лицо наделенное правами и обязанностями по осуществлению законодательной, исполнительной, судебной властью, иное лицо правоохранительного или контролирующего органа, наделенное полномочиями в отношении лиц не находящихся в служебной зависимости. Характеризующимися следующими признаками:

1) наличие права принимать решения в отношении граждан или организаций, имеющие юридическое значение;

2) требования или решения представителей власти распространяются на неопределенно большой круг субъектов, т. е. на физических или юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости или ведомственной подчиненности у представителей власти;

3) требования или решения представителей власти являются обязательными для исполнения гражданами или организациями;

4) неисполнение требований или решений представителей власти могут повлечь за собой негативные правовые последствия для нарушителей

Лицо может выполнять функции представителя власти постоянно, временно или по специальным полномочиям. Как правило, полномочиями представителя власти лицо наделяется в связи с занятием государственной либо муниципальной должности. В таком случае властными полномочиями лицо обладает постоянно — бессрочный трудовой контракт, пожизненное занятие должности (судья) либо временно — срочный трудовой контракт, назначение на выборную должность на определенный срок. Вместе с тем функции представителя власти могут исполняться и по специальным полномочиям и при этом необязательно, чтобы лицо, наделенное такими полномочиями, находилось в служебных отношениях с государственными органами или органами местного самоуправления. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой.

Содержание административно-хозяйственных функций.

К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п. При этом не каждое лицо, имеющее отношение к имуществу и другим материальным ценностям, может быть признано должностным лицом, а лишь то, которое в установленном законом или иным нормативным актом порядке наделено правом принимать решения о движении и хранении материальных ценностей.

Необходимо учитывать, что не каждое лицо, имеющее отношение к имуществу и другим материальным ценностям (даже материально-ответственное лицо), может быть признано должностным лицом, а лишь то, которое в установленном законом или иным нормативным актом порядке наделено правом принимать управленческие решения в отношении материальных ценностей.

Лицами, выполняющими административно-хозяйственные функции, являются, в частности, руководители юридических лиц — распорядители кредитов, заместители руководителей по хозяйственной части, начальники плановых отделов, главные бухгалтеры, заведующие хозчастью и т. д.

Содержание организационно-распорядительных функций.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т. п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

В прежнем пленуме: Не являются субъектом должностного преступления те работники, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. Но если наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то он может нести ответственность за должностное преступление (например, врач — за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листков нетрудоспособности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель — за злоупотребление полномочиями при выполнении обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии; учитель или воспитатель — за неисполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения внеклассных мероприятий или занятий).

Читайте также:
Обратный фрахт: что это такое, описание и особенности

В последних пленумах этого нет, поэтому возник вопрос с учителями врачами : в каких случаях их деятельность профессиональная, а в каких организационно-распорядительная.

Организационно-распорядительные функции, которыми могут быть наделены врачи, весьма разнообразны. Деятельность ряда медицинских коллегиальных органов чаще всего связана с удостоверением события, т. е. юридически значимого факта, возникающего независимо от воли людей, — смерти, болезни, увечья и т. д. Удостоверение такого рода юридического факта, как правило, составляет основание (либо одно из обязательных оснований) для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений, порождает права и обязанности у конкретных юридических или физических лиц. К таким коллегиальным органам относятся органы, осуществляющие медико-социальную экспертизу, военно-врачебную экспертизу, а также клиникоэкспертная комиссия медицинского учреждения и т. д.

При разграничении сугубо профессиональной и организационно-распорядительной деятельности врачей, не входящих в состав коллегиального органа, как нам представляется, можно использовать те же критерии, что и при определении признаков должностного лица у врачей, включенных в состав медицинских коллегиальных органов. К организационно-распорядительным функциям врача относятся функции по экспертизе временной нетрудоспособности и выдаче листка нетрудоспособности. Следует признать выполнением организационно-распорядительных функций и действия врача, осуществляющего предварительный или периодический медицинский осмотр в связи с определением пригодности к конкретным видам работы и дающего соответствующее заключение.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» говорится о выполнении организационно-распорядительных функций только преподавателями — членами комиссий. Вместе с тем практика Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам свидетельствует о том, что признаны должностными лицами и осуждены за должностные преступления преподаватели, принимавшие экзамены, зачеты и совершившие иные действия, влекущие правовые последствия

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Вопрос 26. Представительные органы власти Российской Федерации: понятие, виды, функции

Понятие «представительный орган власти» производно от понятия «представительная власть». Представительная власть – это комплекс полномочий, делегированных народом своим выборным представителям на строго определенный срок, а также полномочия представительных органов власти.Понятие представительной власти включает природу власти и способ ее осуществления.

Представительную власть нельзя отождествлять с законодательной властью, поскольку не всякая представительная власть включает законодательные полномочия. Представительная власть, помимо законодательных полномочий, может иметь контрольные и распорядительные полномочия.

Исходя из вышеизложенного, представительные органы власти – это являющиеся частью государственного аппарата выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения той или иной территории, формировать и выражать его волю и принимать от его имени властные юридически обязательные решения.

В Российской Федерации органы законодательной власти являются одновременно и представительными органами власти. Так, в ст. 94 Конституции РФ говориться, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В ст. 66 Конституции упоминается, что статус области, края, города федерального значения, автономного округа, автономной области определяется уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

Как видно из приведенного примера, в Российской Федерации существуют федеральный представительный орган государственной власти – Федеральное Собрание РФ и региональные представительные органы – законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Оба вида можно объединить под названием государственные представительные органы власти. Третий вид представительных органов власти современной России – представительные органы муниципальных образований, которые являются обязательным элементом структуры органов местного самоуправления.

Федеральное Собрание РФ как федеральный государственный орган состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Читайте также:
Недвижимые вещи: что это такое, описание и особенности

Государственная Дума (состоит из 450 депутатов, избираемых на всероссийских выборах на пять лет (до 2009 г. – на четыре года) – является органом национального (народного) представительства. Совет Федерации (в него входят по одному представителю от органа законодательной власти и высшего органа исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации) – является органом регионального представительства.

Основными функциями палат являются:

– участие в законодательном процессе (Государственная Дума принимает федеральные законы, а Совет Федерации одобряет их);

– осуществление парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти, за состоянием законности, правопорядка в стране (в форме парламентских слушаний, парламентского расследования, через Уполномоченного по правам человека в РФ, подотчетного Государственной Думе и т.п.);

– участие в формировании государственных органов (назначение на некоторые государственные должности (например, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации относится к ведению Государственной Думы), назначение выборов Президента РФ (полномочие Совета Федерации));

– внутренняя организационная деятельность

и некоторые другие функции.

Сходными функциями обладают и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. В соответствии со ст. 5. Федерального закона 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» они:

а) принимают конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляют законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

в) осуществляют иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Что касается функций представительных органов муниципальных образований, то они закреплены в ст. 35 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно:

– принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

– утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

– установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

– принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

– определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

Кто такой полпред? Полномочный представитель государства или президента – особенности должности

Система государственной власти в России представляет собой достаточно сложную систему, и простому обывателю иной раз бывает трудно сориентироваться среди обилия солидных мужей, наделенных широкими полномочиями. Кто такой полпред, в чем заключаются его функции, какими документами регулируются его полномочия – все это будет описано ниже.

Определение

Согласно Конституции Российской Федерации можно выделить два уровня власти – региональный и федеральный.

Для обеспечения взаимодействия между ними в свое время было решено создать институт специальных посланников главы государства в регионах, наделенных широкими полномочиями. Для ответа на вопрос, кто такой полпред, в первую очередь следует обратиться к официальному определению. Оно достаточно четко раскрыто в специальном подзаконном акте.

Полномочный представитель президента – это в первую очередь государственный чиновник, назначаемый главой государства и представляющий его интересы в федеральном округе. Иначе говоря, это обычный служащий Администрации Президента, которому делегированы определенные полномочия для работы в регионах, призванный осуществлять контроль за исполнением указов и распоряжений президента на местах.

Перманентный ревизор

При этом компетенция полпреда президента ограничена функциями наблюдателя. Он может запрашивать любую информацию, имеет доступ во все кабинеты, однако личная инициатива ограничена.

Он не имеет права напрямую вмешиваться в работу региональных органов власти, довольствуясь лишь своей привилегией прямой связи с первым лицом государства. В общем, полпред президента – это его глаза, уши, но никак не руки.

Тем не менее на практике все может обстоять по-иному, в зависимости от негласных договоренностей между государственными мужами.

Читайте также:
Прелиминарный договор: что это такое, описание и особенности

Предыстория

Строго говоря, институт полномочного представителя никак не прописан в Конституции, где четко оговаривается баланс между всеми тремя ветвями власти – исполнительной, законодательной и судебной. Нет никакого федерального закона, определяющего полномочия этого чиновника. Вся деятельность полпреда приписана одним документом – Указом Президента.

Необходимость в своеобразном посланнике главы государства в регионы появилась с образованием Российской Федерации как таковой. Либеральная Конституция наделяла региональных владык широкими полномочиями, сделав их во многом независимыми от федерального центра.

Соответственно, молодое федеративное государство стали сотрясать своеобразные феодальные междоусобицы, очень часто инициативы губернаторов противоречили нормам федеральных законов, а непосредственно ответственные за это чиновники тонули в рутине и были ограничены своими специальными функциями. С этой целью был создан институт полномочных представителей в регионах, которые были призваны совместными усилиями помочь президенту обуздать всесильных региональных баронов.

Реорганизация

После прихода нового главы государства на рубеже веков усилилась борьба за построение более прочной вертикали власти в России. Вся страна была поделена на семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Соответственно, институт региональных представителей президента был преобразован в институт полномочных представителей президента в федеральных округах.

Невооруженным взглядом можно было заметить, что при выборе исполнителей основную ставку сделали на представителей силовых структур. Пятеро из семи полпредов в федеральных округах были связаны с армией, спецслужбами.

Этим было дано понять, что в первую очередь центр ставит своей целью восстановить прямую подчиненность региональных силовых структур Москве, ослабить влияние губернаторов на территориальных силовиков. До этого простые обыватели даже не знали, кто такой полпред, однако теперь его роль возросла.

Формальные функции этих спецпосланников, которые получили в свое распоряжение огромные территории, были достаточны обширны, однако помимо этого, по мнению специалистов, им была вверена специальная политическая миссия – влияние на выборы губернаторов во вверенных им округах.

Эволюция

С течением времени менялись и негласные функции полпредов. В 2004 году выборы губернаторов были отменены, что стало главной победой Центра по упрочению своего влияния на местах. Соответственно, несколько снизилась роль полномочных представителей, которые были освобождены от своей неформальной функции по «продавливанию» нужного кандидата на пост главы региона.

В период 2004-2008 годов полномочия полпредов в проведении кадровой политики неуклонно снижаются. Отныне они могли участвовать в региональных назначениях чиновников второго плана, при этом во время президентства Медведева даже эти скромные возможности были урезаны.

Тогда была введена следующая схема – подобными вопросами заведует партия, победившая на местных выборах.

Подытоживая, можно сказать, что за семнадцать лет большинство задач, которые ставили перед полномочными представителями, были выполнены. Кадровая политика на местах практически полностью перешла под контроль центра, силовые структуры были подчинены напрямую Москве, а региональные законы приведены в соответствие федеральным.

Поэтому многие недоумевают: кто такой полпред, зачем он нужен? В сегодняшних условиях его работа сведена к мониторингу ситуации, он исполняет роль постоянного ревизора.

Аппарат

Существование полпредов не предусмотрено Конституцией, не определено федеральным законом. Их деятельность регламентируется исключительно Указом Президента и другими подзаконными актами. Аппарат полпреда не так велик, как у губернатора. Это простой служащий Администрации Президента. Назначение полпреда – исключительная прерогатива главы государства, однако кандидатуру предлагает руководитель его администрации.

Соответственно, он даже не может самостоятельно назначать себе помощников и заместителей, определять размеры их окладов. Все кадровые вопросы он должен решать со своим руководством в Москве.

В помощь представителю даются федеральные инспектора разных уровней, которые отслеживают ситуацию в конкретных регионах и информируют своего начальника.

Функции

Полпред имеет право вносить свои предложения о поощрении региональных и федеральных чиновников, а также о применении к ним репрессивных мер. Ему предоставляется исключительный доступ к информации: полпред имеет право запрашивать любую информацию у федеральных и местных органов власти, через своих представителей присутствовать заседаниях областного правительства (не вмешиваясь в их деятельность), пользоваться банками данных.

Представители работодателей как субъекты трудового права

Интересы юридических и физических лиц, выступающих в качестве работодателей, также могут представлять организации и отдельные граждане на основании выраженного в письменной форме волеизъявления. Таким образом, и каждого конкретного работодателя могут представлять организации и отдельные граждане с объемом полномочий, обозначенных в выданной им доверенности.

Читайте также:
Налоговое право: что это такое, описание и особенности

По общему правилу интересы юридических лиц представляют либо уполномоченные работники организации, либо физические лица, имеющие статус адвоката. Данное правило закреплено в п. 4 ст. 2 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” от 26 апреля 2002 года.

Объем реализуемых представителями конкретных работодателей прав и обязанностей, вытекающих из норм трудового законодательства, позволяет рассматривать представителей работодателя в качестве субъекта трудового права. Помимо перечисленных элементов правового статуса для признания представителя работодателя субъектом трудового права необходимо доказать наличие у него надлежаще оформленных полномочий выступать от имени конкретного работодателя. Специальные правила действуют по наделению полномочиями представителей работодателя, обладающих правом приема и увольнения работников, а также их привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности. Перечисленные полномочия выходят за рамки чисто процессуальных. Именно по этой причине их оформление происходит по особым правилам.

В ч. 4 ст. 20 ТК РФ сказано о том, что права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются физическим лицом, являющимся работодателем, органами управления юридического лица, уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица и локальными нормативными актами. Из данной нормы следует, что полномочия работодателя, являющегося юридическим лицом, должны быть переданы органом управления в соответствии с учредительными документами. Наделение указанными полномочиями путем выдачи доверенности, издания приказа (распоряжения) руководителем организации без прохождения процедуры, установленной учредительными документами, действующее законодательство не допускает. В связи с чем приказ об увольнении работника, о применении мер дисциплинарной ответственности, который издан представителем работодателя, не наделенным полномочиями в соответствии с учредительными документами, не должен порождать правовых последствий. Тогда как допуск работника к работе таким лицом является основанием для возникновения трудовых отношений, поскольку указанное лицо действует по поручению полномочного представителя работодателя, что позволяет признать допуск работника к работе состоявшимся с ведома лица, пользующегося правом приема и увольнения работников. Общие и специальные процессуальные полномочия оформляются работодателями по правилам ст. ст. 53, 54 ГПК РФ. Полномочия работодателя – физического лица, в том числе по приему, увольнению, применению дисциплинарных взысканий, могут быть переданы путем выдачи доверенности, в которой и могут быть перечислены действия, совершаемые от имени работодателя – физического лица его представителем.

Таковы правила индивидуального представительства работодателей. Общим требованием для осуществления представительства и конкретного работодателя является наделение соответствующими полномочиями представителя непосредственно работодателем – физическим лицом либо органом управления юридического лица в соответствии с учредительными документами. Следовательно, полномочия по представительству конкретного работодателя могут быть оформлены доверенностью либо решением полномочного органа юридического лица, принятым на основании учредительных документов. Особые правила действуют по наделению полномочиями представителей работодателя, являющегося юридическим лицом.

Действующее законодательство предоставляет работодателям право осуществлять коллективную защиту своих интересов. Физические и юридические лица, являющиеся работодателями, могут создавать объединения для защиты коллективных интересов. Такие объединения должны руководствоваться в своей деятельности Федеральным законом “Об объединениях работодателей” от 30 октября 2002 года (“Российская газета”, 30 ноября 2002 года). В пп. 3 п. 1 ст. 13 названного Федерального закона говорится о праве объединения работодателей защищать права своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Наличие данного положения в уставе объединения работодателей позволяет ему выступать в защиту прав неопределенного круга работодателей, в том числе и членов объединения работодателей. Например, объединение работодателей на основании указанного Федерального закона и устава, позволяющего выступать в защиту прав и интересов членов объединения, а также п. 1 ст. 46 ГПК РФ вправе обжаловать в суд нормативные акты органов государственной власти и местного самоуправления в части, касающейся прав и свобод членов объединения. Поскольку подобные акты распространяются и на работодателей, не являющихся членами объединения, их оспаривание позволяет говорить о защите прав неопределенного круга лиц. Таким образом, для защиты неопределенного круга лиц путем оспаривания нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления в уставе объединения работодателей на основании Федерального закона “Об объединениях работодателей” должно быть закреплено полномочие на защиту прав и интересов членов объединения в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления. В этом случае оформлять доверенность на представительство членов объединения работодателей не требуется. Объединение работодателей может выступать в защиту прав конкретного работодателя. В этом случае требуется оформление полномочий на представительство. Такие полномочия оформляются путем выдачи доверенности полномочным представителем работодателя. В этой доверенности должен быть определен объем полномочий объединения работодателей по защите прав конкретного работодателя. Следовательно, объединение работодателей не имеет права выступать от имени конкретного работодателя, в том числе и члена данного объединения, без надлежаще оформленных полномочий.

Читайте также:
Принудительное воспитание: что это такое, описание и особенности

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Региональные, отраслевые и территориальные комиссии по заключению соглашений

Как субъекты трудового права

Деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений помимо ТК РФ регламентируется Федеральным законом “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений” от 2 апреля 1999 года. Данный в ст. 4 названного Федерального закона перечень прав комиссии позволяет сделать вывод о том, что она обладает элементами правового статуса субъекта трудового права. В частности, комиссия вправе принимать участие в подготовке нормативных правовых актов федерального уровня, осуществлять контроль за исполнением своих решений. Проведение такого контроля может повлечь обращение в государственную инспекцию труда и в суд с целью реализации принятых решений. За невыполнение решений комиссии может наступать административная ответственность, в том числе и лиц, входящих в ее состав. Поэтому следует признать, что Российская трехсторонняя комиссия как непосредственный участник отношений по договорному регулированию отношений в сфере труда, по контролю за соблюдением трудового законодательства, урегулированию трудовых споров обладает элементами, необходимыми для признания субъектом трудового права. В ТК РФ полномочия Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений существенно расширены. В соответствии с ч. 2 ст. 117 ТК РФ перечни производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В ч. 2 ст. 147 ТК РФ предусматривается утверждение перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда Правительством РФ с учетом мнения названной Комиссии. С учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений происходит регламентация труда и творческих работников. Процедура учета мнения комиссии не лишает Правительство РФ права принять соответствующий нормативный правовой акт вопреки ее мнению. В этом случае комиссия вправе обжаловать в Верховный Суд РФ такой акт, в ходе рассмотрения данного дела мнение комиссии должно быть рассмотрено как одно из доказательств по делу.

В соответствии со ст. 35 ТК РФ на региональном, отраслевом, территориальном уровнях могут быть созданы и создаются комиссии по регулированию отношений в сфере труда. Такие комиссии обладают аналогичными по сравнению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений полномочиями с той лишь разницей, что их деятельность ограничивается определенной территорией или отраслью. Например, указанные комиссии могут принимать участие в разработке нормативных правовых актов на региональном, отраслевом и территориальном уровне. При несогласии с принятым актом они вправе обжаловать его содержание в судебном порядке. При рассмотрении подобных дел мнение перечисленных комиссий должно быть исследовано как одно из доказательств по делу. Следовательно, отраслевые, региональные, территориальные комиссии по регулированию отношений в сфере труда являются участником отношений, регулируемых нормами трудового права, соответственно на отраслевом, региональном, территориальном уровне, что свидетельствует о наличии у них элементов правового статуса, позволяющих признать субъектом трудового права.

Читайте также:
Открытый конкурс: что это такое, описание и особенности

Действующее законодательство не запрещает обжалование принятых комиссиями по регулированию отношений в сфере труда решений, а также нормативных правовых актов, утвержденных с учетом их мнения. В этом случае представитель комиссии будет выступать в суде в качестве заинтересованного лица, а ее мнение будет рассмотрено как одно из доказательств по делу. Поэтому следует признать, что комиссия несет ответственность за принятые ею решения, что также свидетельствует о наличии у нее рассмотренных элементов правового статуса субъекта трудового права.

Учебник “Трудовое право России” Миронов В. И.

Представитель работодателя – особенности, требования и должностные обязанности

При посещении сайтов с вакансиями частенько можно увидеть, как организации ищут себе представителя. Коммерческий, торговый, бизнес-представитель, реализатор – как только не называют работников данной сферы. За обилием ярлыков не всегда ясен конкретный функционал такого сотрудника на рабочем месте. Итак, в этой статье разбирается должность “представитель работодателя”, ее особенности, требования к ней, обязанности работника. В интересах соискателей разбираются права работника, востребованность на рынке труда, а также зарплатные ожидания.

Кто такой представитель работодателя

Торговое представительство – трудовая занятость с достаточно богатой историей. При этом не утратившая актуальности, а только развивающаяся на данный момент времени. Представителем работодателя часто предлагают стать начинающим специалистам. Для них это хорошая возможность понять техники продажи, особенности товара и организации, в которой они работают, научиться обрабатывать претензии потенциальных клиентов, находить общий язык с любым человеком. Представитель работодателя – специалист, который не сидит на месте. Он все время в движении, в поиске новых точек сбыта, в процессе исследования рынка. Вся его трудовая деятельность – это разъезды, переговоры, подготовка к ним и снова разъезды. При этом совершенно не обязательно, что у него будет свое место в офисе компании. Многих представителей даже не вписывают в штатные сотрудники.

Разновидности профессии

Представители работодателя бывают разные. Наименование должности, а с ним и список обязанностей, может быть индивидуальным у каждой конкретной фирмы. Бонусы, плюсы и минусы, вид заработной платы – все зависит от того, что может предложить работодатель представителю нанимателя. И если уж вы решили попробовать себя в коммерческом представительстве, стоит обратить внимание на следующие наименования вакансий:

  • торговый агент;
  • коммерческий или торговый представитель;
  • менеджер по продажам;
  • агент по маркетингу;
  • торговый консультант;
  • коммивояжер;
  • инженер по сбыту;
  • реализатор и так далее.

Функционал представителя организации

Представитель работодателя в трудовых отношениях несет определенный функционал. В зависимости от организации, набор функций может меняться. Но в основном данный список состоит из следующих пунктов:

  • осуществление торгового процесса;
  • поиск, привлечение и сопровождение клиентов;
  • распространение информации о продуктах компании, рекламная деятельность;
  • проведение мероприятий, подталкивающих клиентов к покупке (презентации, отработка возражений и так далее);
  • исследование и анализ ситуаций на рынке;
  • формирование ассортимента, поддержание его на торговых точках;
  • составление отчетов по проведенным работам.

Задачи представителя перед фирмой и клиентами

От представителей организаций работодатели требуют выполнения ряда задач. При этом данный специалист должен не только соблюсти все требования фирмы, но и найти подход к клиенту, прийти к компромиссу между двумя сторонами. Иногда это действительно сложная задача, требующая от работника знаний во многих сферах.

Что же требует от специалиста клиент и работодатель? Представители работодателя обязаны:

  • находить новых клиентов;
  • предлагать имеющийся в ассортименте товар;
  • искать подход к каждому покупателю;
  • уметь стимулировать покупателей к дальнейшему сотрудничеству;
  • анализировать потребности потребителей и вовремя их выполнять;
  • проводить анализ спроса;
  • распространять информацию о компании, продуктах, новинках, акциях;
  • оформлять первичную документацию по сделкам;
  • уметь вести переговоры;
  • консультироваться с другими специалистами в нише;
  • искать способы развития организации и товара;
  • проводить оговоренные рекламные акции и вовремя оповещать о них клиентуру.

К тому же, чтобы обеспечить максимально комфортные для покупателей партнерские отношения, представитель должен знать как можно больше о своем товаре, уметь консультировать и подбирать необходимое именно данному клиенту.

Читайте также:
Общественное объединение: что это такое, описание и особенности

Требования к специалистам

Торговый представитель от работодателя – должность с размытыми границами профессионального образования и навыков. В каждой конкретной вакансии могут иметься свои собственные требования к кандидатам. Некоторые работодатели предпочитают самостоятельно обучать людей без опыта работы, а соответственно, и без сложившейся схемы продаж. Они ищут студентов, выпускников вузов, а также людей, которые кардинально поменяли род деятельности и еще не попробовали себя в сфере продаж. У таких работодателей минимальный набор требований:

  • знание ПК на уровне пользователя;
  • среднее или высшее образование;
  • умение общаться с людьми, коммуникабельность.

В некоторых организациях к этому набору требований добавляется еще опыт работы в торговле. Обычно достаточно года такой службы в портфолио.

Если организация ищет топ-менеджера, представителя с высоким уровнем оплаты труда, значит, и обязанности она возложит на него немалые. В таком случае уже спрашивают не только опыт в сфере продаж, но и конкретные, особенно успешно проведенные проекты, рекомендации с предыдущих мест работы, подробные характеристики самого претендента и всех дел, которые он вел. Как известно, чем выше зарплата, тем больше необходимо знаний и опыта.

Востребованность на рынке труда

Практически любая организация, занимающаяся реализацией своих товаров, имеет в своем штате “продажника”. А чаще всего даже нескольких. Если организация совсем маленькая, эти функции в ней может выполнять и сам директор, но с ростом фирмы он постарается сбросить с себя лишние обязанности на профессионала. Поэтому торговый представитель или менеджер по продажам – вакансия постоянно востребованная. Могут различаться условия работы на разных местах, могут значительно отличаться суммы оплаты труда, но человек, успешно работающий в области торговли, всегда найдет спрос на свои умения.

Зарплатные ожидания

Люди работают, чтобы получить зарплату. В основном это так, поэтому следует ее признать главным фактором выбора работы. Торговый представитель – работа, которая может принести очень большие заработки профессионалу своего дела. Но до того, как им стать, придется работать за достаточно низкую ставку. В московских организациях топ-менеджер может получать до нескольких сотен тысяч рублей в месяц. При этом начинающий торговый представитель может работать вовсе без оклада, получая процент от проданных им товаров. В зависимости от удачи, личных качеств и умения общаться с людьми, этот процент вполне может полностью обеспечивать работника всем необходимым. Если же у человека нет качеств продавца, лучше на такую работу не устраиваться.

Плюсы и минусы работы

Любая профессия обладает своими достоинствами и недостатками. В зависимости от умений и личных качеств каждого конкретного человека, работа может ему идеально подходить, либо вовсе не соответствовать. К плюсам работы торговым представителем можно отнести следующее:

  • Определенная свобода действий, индивидуальный график, сравнительно небольшой контроль со стороны начальства. Торговый представитель может очень много находиться в разъездах по клиентам, при этом редко появляясь на рабочем месте в офисе. При этом от него требуется только отчет о достигнутых результатах.
  • Отсутствие верхней планки заработка. Так как основная часть заработной платы идет от процентов с проданных товаров, верхней границы часто попросту нет. Чем больше реализовал – тем больше получил.
  • Обилие контактов каждый рабочий день, множество новых знакомств, полезные связи.

Из минусов в данной работе можно выделить следующие пункты:

  • Наше общество не всегда положительно относится к людям этой профессии. Такое отношение может быть вызвано различными причинами: излишняя навязчивость менеджера, личные предрассудки и другое.
  • В разъездной работе очень большую роль играют погодные условия. Торговым представителям нужно быть в строю и в лютый мороз, и невыносимую жару.
  • Сложные в общении люди могут принести немало неприятностей менеджерам. Клиенты попадаются разные. Для того чтобы оставаться деликатным и компетентным, иногда приходится приложить немало усилий.

Права представителей работодателей

Представитель имеет не только обязанности по отношению к своей организации, но и определенные права, установленные трудовым законодательством:

  • оформление в соответствии с правилами трудового законодательства;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск, больничные;
  • участие в судьбе организации, внесение предложений по улучшению рабочих условий;
  • защита своих прав с помощью юридических организаций при возникновении спорных ситуаций.
Читайте также:
Посессионные мануфактуры: что это такое, описание и особенности

Представители работодателя (работодателей)

1.1. Представителем работодателя – юридического лица – названы руководитель организации или уполномоченные им лица. В том случае, когда работодателем является индивидуальный предприниматель, он представляет свои интересы самостоятельно (лично) или через уполномоченных лиц.

Руководитель организации в соответствии с ч. 6 ст. 20 ТК осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях, т.е. действует от его имени. От имени организации в трудовых отношениях может выступать не только руководитель (единоличный исполнительный орган организации), но и другие органы управления (например, правление или совет директоров), а также специально уполномоченные должностные лица. Определяется это учредительными документами организации или локальными нормативными актами.

Надо учитывать также возможность передачи полномочий исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему (ст. 69 Закона об акционерных обществах; ст. 42 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будут действовать от имени общества, в том числе и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом.

В последние годы становится актуальным еще один вид представительства. В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления трудовые отношения с руководителем организации-должника прекращаются. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего (ст. ст. 94, 129 Закона о банкротстве).

Соответственно внешний управляющий или конкурсный управляющий представляют интересы работодателя при заключении либо изменении коллективного договора, реализации права работников на участие в управлении организацией.

Такой вид представительства актуален скорее не для заключения коллективного договора, а для его изменения или обеспечения права работников на участие в управлении организацией.

При заключении коллективного договора в обособленном структурном подразделении представительство интересов работодателя осуществляется обычно по доверенности (в соответствии с приказом руководителя или уставом организации) руководителем соответствующего обособленного структурного подразделения, который действует от имени юридического лица. Однако в соответствии со ст. 40 ТК представлять интересы работодателя в этом случае может и иное лицо.

Руководитель организации от имени работодателя имеет право принимать решения, подписывать коллективный договор. Это не исключает возможности делегирования им части полномочий другим лицам, привлечения к участию в коллективных переговорах специалистов, руководителей структурных подразделений и т.п. Эти лица ведут коллективные переговоры, представляя интересы работодателя, но не принимают окончательных решений и не подписывают коллективный договор.

1.2. При участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения.

Объединением работодателей признается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Закона об объединениях работодателей объединение работодателей является самостоятельной формой некоммерческой организации, которая основана на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). Предложенное определение позволяет выделить характерные черты объединения работодателей. Это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” ). Она основана на членстве. Основной задачей объединения работодателей является представительство и защита интересов своих членов в коллективных трудовых отношениях.

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам (ст. 4 Закона об объединениях работодателей). Закон называет следующие виды объединений работодателей:

– общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей;

– межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей;

– региональное объединение работодателей;

– региональное отраслевое объединение работодателей;

– территориальное объединение работодателей;

– территориальное отраслевое объединение работодателей.

Для взаимодействия социальных партнеров на самом высоком уровне (образование РТК, заключение генерального соглашения и т.п.) выделяется особый вид объединения работодателей – общероссийское. Оно создается на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ.

Читайте также:
Профицит бюджета: что это такое, описание и особенности

Объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений).

Вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность объединений работодателей, которое может повлечь за собой ограничение прав объединений работодателей, запрещается (ст. 6 указанного Закона).

Объединения работодателей участвуют в коллективных переговорах, проводимых на уровне региона, отрасли, территории, а также на федеральном уровне при заключении или изменении соглашений. Они представляют интересы своих членов при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, которые выступают в качестве органов социального партнерства (ст. 35 ТК). Они же от имени работодателей принимают участие в разрешении коллективных трудовых споров интересов, т.е. споров, возникших при заключении или изменении соглашений (ст. ст. 398 – 408 ТК).

Статья 13 Закона об объединениях работодателей предусматривает и другие права объединений, в частности право:

– формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права, и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

– вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;

– принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;

– проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики.

Объединение работодателей, будучи некоммерческой организацией, не отвечает по обязательствам своих членов. Не может оно и гарантировать выполнение работодателями принятых на себя обязательств. Объединение работодателей осуществляет лишь представительские функции, правовые последствия его действий наступают для членов объединения. Этот принцип находит подтверждение и в правилах определения сферы действия соглашений (ст. 48 ТК), поэтому объединение работодателей не может участвовать в разрешении спора права – разногласий по поводу невыполнения соглашений.

1.3. Интересы государственных и муниципальных предприятий в системе социального партнерства также представляют объединения работодателей, а вот государственные и муниципальные учреждения и другие организации, финансируемые из бюджета, могут быть представлены соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления (ст. 34 ТК).

На практике интересы государственных учреждений обычно представляет государственный орган отраслевого управления – министерство.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут быть уполномочены на представительство законодательством, например законом, определяющим особенности хозяйствования в той или иной сфере, или специальным решением работодателей.

Все представители работодателей в системе социального партнерства обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, заключению соглашений от имени представляемых, однако при формировании постоянно действующих трехсторонних комиссий участвуют только объединения работодателей (ст. 35 ТК). Следовательно, именно они могут принимать участие в консультациях, получать информацию, направлять предложения о принятии законов и т.п.

По сложившейся практике в региональные трехсторонние комиссии также входят объединения работодателей, а не иные представительные органы. Это нашло отражение в ряде законов субъектов РФ. Кстати, ч. 3 ст. 35 ТК прямо предусматривает, что деятельность региональных комиссий осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. Таким образом, полномочия органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, представляющих интересы работодателей, по участию в деятельности трехсторонних органов на уровне субъектов РФ определяются в конечном счете региональным законодательством.

Об участии указанных представительных органов в деятельности территориальных трехсторонних и отраслевых комиссий Трудовой кодекс не упоминает. Очевидно, этот вопрос должен решаться в положениях о соответствующих комиссиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: