Представители работодателей: что это такое, описание и особенности

Представители работодателей

Полномочный представитель работодателя – руководящая должность, представляющая интересы работодателя и несущая ответственность за принятия решений на переговорах.

Полномочный представитель работодателя – руководящая должность, представляющая интересы работодателя и несущая ответственность за принятия решений на переговорах в соответствии с законами, правовыми и нормативными актами.

Кто может быть представителем работодателя

Представителями может называться:

  • уполномоченное лицо, руководитель организации, при этом ссылка на учредительные документы является обязательной (так называемый, локальный уровень социального партнерства);
  • объединения работодателей (высший уровень социального партнерства);
  • делегированное лицо, находящееся в трудовых отношениях и несущее ответственность за порученные функции: подписание договоров, принятие на работу персонала.

Последний вид представительства подтверждается приказом руководителя. Все делегированные полномочия могут быть указаны в трудовых договорах. В ином случае, они являются не действительными и представитель вправе не нести ответственность за качество их выполнения и выполнение в целом.

Стоит отметить, что представителем не может называть себя:

  • работник, который не является сотрудником организации;
  • орган или организация, которые возглавляет работодатель, лично проводя финансирование.

Полномочия представителя

Так как представители работодателей являются субъектами трудового права, они могут участвовать в правовых отношениях и нести полную ответственность за выполняемые действия. Все полномочия передаются путем обращения в соответствующие органы профсоюза с заявлением о представлении трудовых интересов работника.

Полномочия могут включать в себя:

  • проведение коллективных переговоров, разрешение возникших споров и принятие конечных решений;
  • участие в управлении организацией;
  • заключение или корректировка трудовых договоров;
  • права на участие в принятии нормативных актов.

Зачастую полномочия устанавливаются исходя из выполняемых трудовых функций сотрудника, и вправе регулироваться не только начальником, но и подчинённым. Ряд функций, включающий в себя профессии, штатное расписание, определенную квалификацию и способности, имеет все права организовывать рабочий процесс и считается действительным только при наличии трудового договора с работником.

Полномочия представителя должны быть утверждены решением полномочного органа, представленного в лице юриста, либо оформлены доверенностью работодателя.

Также, подтвердить полномочия представителя могут любые учредительные документы организации, приказы и положения о распределении обязанностей в компании, локальные нормативные акты организации при наличии в них указания всех полномочий сотрудника.

Права и обязанности

Права и обязанности юридического лица (работодателя) осуществляются уполномоченными органами и в установленном ТК РФ порядке, законами, правовыми и нормативными актами и другими учредительными документами.

В права представителей входит:

  • полная защищенность от неправильной работы и несоответствия трудовых отношений со стороны начальника;
  • принятие определенных мер по устранению возникших нарушений;
  • возможность расторжения трудового договора в случае нарушений и обмана начальника;
  • самостоятельно принимать решения на коллективных переговорах.

Обязанности представителей равны вышеуказанным полномочиям. Они зависят от трудовых отношений и договоренностей и являются обязательными к выполнению, в случае заключения трудового договора.

Кроме общепринятых прав и обязанностей существуют и те, которые будут обговорены между начальником и подчиненным до начала работы в организации. Они в обязательном порядке должны прописываться в трудовом договоре.

Ответственность представителя работодателя

Ответственность представителей, в первую очередь, подразумевает ответственность за правонарушения, которых подразделяются по трудовому кодексу на четыре группы:

  • правонарушение, связанное с уголовной ответственностью;
  • административное правонарушение;
  • гражданско-правовое;
  • правонарушение, связанное с нормативно-трудовым правом.

Штрафы и санкции за правонарушение должны быть установлены судом и зависят от степени нарушения ответственности. Оценка правонарушений действительна и абсолютно одинакова, как для представителя, так и для самого руководителя. Они имеют одинаковую, правовую ответственность за содеянные действия.

В случае нарушения или отказа от выполнения своих должностных обязанностей проводится судовое расследование для выяснения причин и вынесения приговора. Если одна из сторон отказывается участвовать в выяснении возникшего конфликта, то такое поведение влечет за собой штраф размером от 10 до 30 минимальных заработных плат.

Представители работодателя также привлекаются к дисциплинарной ответственности за:

  • уклонение от примирительных мер;
  • объявление забастовки и нежелания идти на компромиссы;
  • отказ от проведения конференций или переговоров.

Нести полную имущественную ответственность имеют право только представители, имеющие права юридического лица.

Виды представительства

Представительства работодателей могут подразделяться по уровням:

  • уровень организации (один работодатель делегирует права и обязанности своему подчиненному, возглавляет интересы организации);
  • вышестоящие уровни (объединение двух и более работодателей (профессиональные союзы или профсоюзные организации) с одной общей целью, представляющее интересы и друг друга на переговорах, принимающее важные решения трудовых вопросов).

Также представительства бывают:

  • законные (возглавляет закон либо устанавливаются на основании актов органов местного самоуправления или государственных органов);
  • добровольные (основанные на договоре между работодателем и его представителем. К ним относятся коммерческие предприятия и доверенности).

Объединение работодателей

Объединение работодателей – организация, не являющаяся коммерческой, созданная с целью воссоединения общих интересов юридических и физических лиц, защиты своих членов во взаимоотношениях с государственными органами и органами местного самоуправления на добровольной основе работодателей. Цели и направления своей деятельности, а также их виды определяются работодателями самостоятельно без всякого принуждения.

Читайте также:
Переводный вексель: что это такое, описание и особенности

Такие организации имеют свои права и полномочия. Представлены они в лице нескольких работодателей и вправе выполнять следующие действия:

  • участвовать и вносить предложения по корректировке нормативно-правовых актов;
  • вставать на защиту своих членов, представляя их законные интересы;
  • вносить коррективы в трудовых и социальных отношениях, а также сформировывать единую позицию в дебатах об экономических отношениях, отстаивать ее во взаимоотношениях с органами государственной власти, профсоюзами и местным самоуправлением;
  • проводить консультации с вышеуказанными органами по решению трудовых вопросов, а также для получения дополнительной информации, которая необходима для контроля за выполнением соглашений и ведения коллективных переговоров;
  • содействовать увеличению объемов производства, новых рабочих мест и повышению конкурентоспособности предприятия;
  • участвовать в прогнозировании потребностей экономики в кадрах, являющихся квалифицированными специалистами в своей области, а также в разработке общеобразовательных государственных стандартов, перечне специализаций и профессий.

§ 4. Представители работодателей

В соответствии с ГК РФ (ст. 182) представитель действует от имени представляемого в силу полномочия, основанного на дове­ренности, указании закона либо акте уполномоченного на то го­сударственного органа или органа местного самоуправления. Дей­ствия представителя создают, изменяют либо прекращают права и обязанности представляемого.

Определение органов, правомочных выступать представителя­ми работодателей в социально-партнерских отношениях, по суще­ству не отличается от указания на представителей работодателя, содержащегося в ст. 20 ТК РФ и имеющего общее значение для всех отношений, в которые вступает работодатель в социаль­но-трудовой сфере.

Часть 6 ст. 20 ТК РФ в новой редакции предусматривает, что права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуще­ствляются:

физическим лицом, являющимся работодателем;

органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредитель­ными документами юридического лица (организации) и локаль­ными нормативными актами.

На уровне организации представительство работодателей по правовому оформлению близко к представительству по граждан­скому праву, но по своей сути носит социальный характер.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или применении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем являются руководитель органи­зации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми акта­ми Российской Федерации, законами и иными нормативными пра­вовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными ак­тами (ч.

Представительство работодателей на уровнях выше организа­ции, так же как и на локальном уровне, следует признать соци­альным представительством, когда оно осуществляется объедине­ниями работодателей, созданными именно с этой целью или эта цель является одной из основных, предусмотренных их уставами (например, Союз промышленников, предпринимателей и работо­дателей).

Представительские полномочия объединений работодателей при­знаны законом. Соответствующие объединения работодателей пред­ставляют работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрещении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по ре­гулированию социально-трудовых положений, т, е. в отношениях социального партнерства (см. ч. 2 ст. 33 ТК РФ).

ТК РФ определяет объединение работодателей как некоммер­ческую организацию, объединяющую на добровольной основе ра­ботодателей для представительства интересов и защиты прав сво­их членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами госу­дарственной власти, органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 33 ТК РФ).

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом (ч. 4 той же статьи). Осо­бенности могут касаться объединений работодателей, членами ко­торых являются работодатели оборонных отраслей, вооруженных сил, военизированных формирований и некоторых других.

27 ноября 2002 г. Президентом РФ был подписан Федераль­ный закон «Об объединениях работодателей»1. Еше до этого в ряде субъектов РФ были приняты свои законы об объединениях работодателей. Они должны быть приведены в соответствие с Фе­деральным законом от 27 ноября 2002 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. определяет правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, иных органов на добровольной основе создавать объедине­ния работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отно­шений и связанных с ними экономических отношений с профес­сиональными союзами и их объединениями, органами государст­венной власти, органами местного самоуправления.

Читайте также:
Муниципальные облигации: что это такое, описание и особенности

Государство содействует реализации права работодателей на объединение в целях развития социального партнерства, обеспе­чения участия работодателей в установленном порядке в форми­ровании и проведении согласованной политики в сфере социаль­но-трудовых отношений и связанных с ними экономических от­ношений.

Развивая и конкретизируя ст. 33 ТК РФ о представителях ра­ботодателей, Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. предусмат­ривает, что объединения работодателей — форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридиче­ских и (или) физических лиц).

Правовое положение объединений работодателей определено Конституцией РФ, международными договорами РФ, Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. и иными федеральными законами.

Объединения работодателей могут создаваться по территори­альному (региональному, межрегиональному), отраслевому, меж­отраслевому, территориально-отраслевому признакам.

Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. формулирует призна­ки (понятия) разных видов объединений работодателей (общерос­сийского, общероссийского отраслевого, межрегионального ре­гионального, территориального) и устанавливает, что взаимодей­ствие объединений работодателей, профсоюзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства.

Среди прав объединений работодателей, относящихся к соци­альному партнерству, Федеральный закон от 27 ноября 2002 г, предусматривает следующие:

право формировать согласованную позицию членов объедине­ния по вопросам регулирования социально-трудовых отношений

и связанных с ним экономических отношений и отстаивать ее во взаимодействиях с профессиональными союзами и их объедине­ниями, органами государственной власти, органами местного са­моуправления;

согласовывать с другими объединениями работодателей пози­цию по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объе­динениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

выступать с инициативой проведения коллективных перегово­ров по подготовке, заключению и изменению соглашений;

наделять своих представителей полномочиями на ведение кол­лективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответ­ствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отно­шений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рас­смотрению и разрешению коллективных трудовых споров;

вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих со­циально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрачивающие права и законные интересы работо­дателей, участвовать в их разработке;

проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;

получать от профессиональных союзов и их объединений, ор­ганов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по сОциадьно-трудовым вопро­сам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением.

Кроме того, объединение работодателей может иметь преду­смотренные его уставом права, естественно, в рамках действую­щего законодательства.

Сравнение содержания прав объединений работодателей с со­держанием прав профсоюзов, их объединений свидетельствует об их сходстве: они располагают равными правами в отношениях со­циального партнерства. И это отвечает принципам социального партнерства.

В обязанности объединений работодателей входят: ведение коллективных переговоров в порядке, установленном федеральными законами, заключение на согласованных условиях соглашения с профсоюзами и их объединениями;

выполнение заключенных соглашений в части, касающейся обязанностей объединений работодателей;

предоставление своим членам информации о заключенных объединением работодателей соглашениях и текстов соглашений;

предоставление профсоюзам и их объединениям, органам ис­полнительной власти, органам местного самоуправления имею­щейся у объединения работодателей информации по социаль­но-трудовым вопросам, необходимой для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения согла­шений, контроля за их выполнением;

осуществление контроля за выполнением заключенных объе­динением соглашений, содействие выполнению членами объеди­нения обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями — члена­ми объединения.

Объединение работодателей несет ответственность за наруше­ние или невыполнение заключенных им соглашений в части, ка­сающейся обязательств этого объединения, в порядке, предусмот­ренном законодательством Российской Федерации, указанными соглашениями. Вместе с тем объединение работодателей не несет ответственности по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенны­ми этим объединением.

Члены объединения работодателей имеют право: участвовать в определении содержания и структуры заключае­мых объединением соглашений, регулирующих социально-трудо­вые отношения и связанные с ними экономические отношения;

получать информацию о деятельности объединения, заключае­мых им соглашениях, а также тексты этих соглашений;

получать от объединения помощь в вопросах заключения кол­лективных договоров, соглашений, разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

В обязанности членов объединения работодателей входит со­блюдение условий соглашений, заключенных объединением, вы­полнение обязательств, предусмотренных этими соглашениями. За невыполнение указанных обязанностей может последовать от­ветственность, предусмотренная уставом объединения и законода­тельством.

Отношения социального партнерства существуют в организа­циях разных видов собственности, разных организационно-право­вых форм.

Читайте также:
Обмен ассортиментный: что это такое, описание и особенности

Социально-партнерские отношения (как и трудовые и иные от­ношения в сфере труда) в государственных и муниципальных орга­низациях имеют свою специфику, выражающуюся прежде всего в том, что в этом секторе экономики значительную роль играет го­сударственное (централизованное) регулирование. Поэтому право представлять работодателей, являющихся государственными и му­ниципальными организациями, имеют иные представители по сравнению с общеустановленными (объединениями работодателей). Представителями таких организаций могут быть органы исполни­тельной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.

В соответствии со ст. 34 ТК РФ представителями работодате­лей — федеральных государственных учреждений, государствен­ных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюд­жетов, также являются соответствующие федеральные органы ис­полнительной власти, органы исполнительной власти субъек­тов РФ, иные государственные органы, органы местного само­управления. Круг вопросов, в решении которых они участвуют как представители указанных работодателей, следующий:

1) проведение коллективных переговоров;

2) заключение или изменение соглашений;

3) разрешение коллективных трудовых споров по поводу за­ключения или изменения соглашений;

4) осуществление контроля за выполнением соглашений;

5) формирование комиссий по регулированию социально-тру­довых отношений и осуществление их деятельности.

Таким образом, отраслевые министерства (ведомства, службы, агентства) вправе участвовать в разработке и заключении соглаше­ний как представители работодателей по их уполномочию, а также в соответствии с полномочием, предусмотренным Положением о соответствующем органе. В случаях, когда орган исполнительной власти не является представителем работодателей, он может высту­пать представителем государства в отношениях по подготовке и за­ключению соглашений, в которых помимо органа исполнительной масти участвуют представители работодателей — их объединения.

Статья 33 ТК РФ. Представители работодателей

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

Части третья – четвертая утратили силу. – Федеральный закон от 24.11.2014 N 358-ФЗ.

Комментарии к ст. 33 ТК РФ

1. Объединение работодателей – некоммерческая организация. Положение некоммерческих организаций регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. Этот Федеральный закон закрепляет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Рассматриваемый Федеральный закон применяется ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ, если иное не установлено названным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Некоммерческой является организация, у которой получение прибыли не является основной целью деятельности. Некоммерческая организация создается для достижения социальных целей, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация обладает рядом особенностей:

она должна иметь самостоятельный баланс или смету;

создается без ограничения срока деятельности, если иное не определено учредительными документами некоммерческой организации;

вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории РФ и за пределами территории РФ;

должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке;

вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему;

должна иметь наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Место нахождения некоммерческой организации считается местом ее государственной регистрации, если в соответствии с законом учредительными документами не установлено иное.

Читайте также:
Преференциальный режим: что это такое, описание и особенности

2. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются Федеральным законом “Об общественных объединениях”.

Общественными организациями (объединениями) признаются добровольные организации граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Участники (члены) общественных, а также религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.

3. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ “Об объединениях работодателей” определяет правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Приведем ниже выдержки из него (ст. ст. 1 – 14 – не приводятся).

4. Сравнительный обзор законодательства об объединениях работодателей в странах Восточной Европы и Центральной Азии приводится в книге Анжелики Мюллер “Законодательная база для объединения работодателей в странах Восточной Европы и Центральной Азии” (Женева, 2005)

Представители сторон социального партнерства

Представители работников в социальном партнерстве

Положения ТК РФ о представительстве интересов работников в социальном партнерстве значительной мере опираются на Конвенцию МОТ N 135 «О представителях трудящихся» (1971). Конвенция МОТ N 135 в ст. 2 предусматривает, что представителям трудящихся предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции. Предоставление таких возможностей не должно снижать эффективность работы соответствующего работодателя.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 ТК РФ определены два возможных вида представителей интересов работников:

  • Профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов.
  • Иные представители, избираемые работниками на общем собрании (конференции) в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

1. Представители работников – членов профсоюза

Профсоюзные организации и профсоюзы действуют через свои органы. В соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» это органы, образованные в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положении о первичной профсоюзной организации.

Органом профессионального союза может быть и профсоюзный представитель – профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа и другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация, или иные представители, избираемые работниками. Иные представители, в соответствии со ст. 31 ТК РФ избираются в случае, когда первичная профсоюзная организация не создана или не объединяет большинство работников.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля их выполнения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства участие не принимают.

2. Представители работников, не являющихся членами профсоюза

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить органы профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. На практике полномочия обычно передаются путем обращения в соответствующий профсоюзный орган с заявлением о предоставлении интересов конкретного работника.

Передача полномочий на представительство осуществляется только в организации, на других уровнях она невозможна. Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность передачи полномочий на представительство не только для проведения коллективных переговоров, заключения или изменения коллективного договора, но и для иных форм социального партнерства, например, участие в принятии локальных нормативных актов.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профессиональной организацией своих полномочий.

В такой ситуации возможны 4 варианта поведения:

  1. Работники, не являющиеся членами профсоюза, передают ему полномочия в порядке, предусмотренном ст. 30 Трудового кодекса РФ.
  2. Созывается общее собрание (конференция) работников и принимается решение предоставить действующей профсоюзной организации полномочия по представительству интересов всех работников организации.
  3. Общее собрание (конференция) поручает выступить от имени работников действующему в организации представительному органу (например, совету трудового коллектива).
  4. Общее собрание (конференция) избирает представительный орган (представителя) для ведения коллективных переговоров, участия в управлении организацией.
Читайте также:
Представители пограничные: что это такое, описание и особенности

По смыслу ст. 31 Трудового кодекса РФ:

  • представители работников, не являющихся членами профсоюза, могут принимать участие в системе социального партнерства лишь в том случае, когда в организации нет первичной профсоюзной организации или она объединяет менее половины работников;
  • от имени работников при отсутствии первичной организации (либо ее малочисленности) могут выступать как представительный орган, так и специально избранные работники – представители. Решение этого вопроса, а также вопросов о составе представительного органа, его наименование, срок полномочий и т.п., отнесено к компетенции общего собрания (конференции).

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, законами, коллективным договором, соглашениями. Конкретные обязательства работодателя могут устанавливаться в коллективных договорах, соглашениях.

Представители работодателей в социальном партнерстве

Представители работодателей и их правовой статус определены в ст. 33 Трудового кодекса РФ. Представительство работодателей, как и работников, регламентировано применительно к формам и уровням социального партнерства. Представителем работодателя – юридического лица является его единоличный исполнительный орган – руководитель. Индивидуальный предприниматель действует без представителя либо через уполномоченное лицо.

В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллективный исполнительный органы, следует опираться на положения устава, определяющие компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в коллективных трудовых отношениях нет, то представителем работодателя выступает лицо, осуществляющее функцию единоличного исполнительного органа.

Надо учитывать возможность передачи полномочий исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему. Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будет действовать от имени общества, в том числе и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином структурном подразделении представительство интересов работодателя может осуществляться по доверенности (в соответствии с приказом или уставом организации) руководителем структурного подразделения.

Руководитель организации от имени работодателя имеет право принимать решения, подписывать коллективный договор. Это не исключает возможности делегирования им части полномочий другим лицам, привлечения к участию в коллективных переговорах специалистов, руководителей структурных подразделений и т.п. Делегирование полномочий или поручение отдельных действий должно быть надлежащим образом оформлено. Целесообразно в этом случае издать приказ или распоряжение с точным указанием передаваемых прав или поручаемых действий.

При участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения. Объединением работодателей признается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления. Это организация, не имеющая прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Она основана на членстве. Основной задачей объединения работодателей является представительство и защита интересов своих членов в коллективных трудовых отношениях.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально – трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются Федеральным законом «Об объединениях работодателей». Будучи некоммерческой организацией, объединение работодателей не отвечает по обязательствам своих членов. Не может оно гарантировать и выполнение работодателем принятых на себя обязательств. Объединение выполняет лишь представительские функции – правовые последствия его действий наступают для членов объединения. Этот принцип подтверждается и правилами определения сферы действия соглашений (ст. ст. 35, 48, 398–408 ТК РФ). От имени объединения работодателей выступает сформированный им исполнительный орган.

Представлять работодателей – государственные и муниципальные предприятия, а также организации, которые финансируются из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.

Работодатели, действующие в интересах государства либо муниципального образования, могут не создавать объединения и уполномочить на представительство своих интересов органы, указанные выше: органы исполнительной власти или местного самоуправления. На практике таким представителем чаще всего выступает государственный орган отраслевого управления или ведомство.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут быть уполномочены на представительство законодательством, например, законом, определяющим особенности хозяйствования в той или иной сфере, или специальным решением работодателей. На практике органы исполнительной власти наделяются полномочиями на участие в системе социального партнерства путем направления работодателем писем с соответствующим содержанием.

Все представители работодателей в системе социального партнерства обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, заключение соглашений от имени представляемых, однако при формировании постоянно действующих трехсторонних комиссий участвуют только объединения работодателей (ст. 35 ТК РФ).

Читайте также:
Открытый конкурс: что это такое, описание и особенности

Статья 31 ТК РФ. Иные представители работников

В статье 31 ТК говорится о возможности применения сотрудниками иных представителей для защиты их интересов в отношениях с нанимателем. Перечислены случаи, когда это возможно, а также указано на то, что эти иные представители не могут препятствовать деятельности профорганизаций.

Основные нюансы ст. 31 ТК

В начальном разделе статьи перечисляются ситуации, когда сотрудники могут воспользоваться помощью иных представителей (а не профсоюзных организаций) для отстаивания своих трудовых интересов перед нанимателем. Этих ситуаций три:

  • если сотрудники не объединены в первичную профорганизацию;
  • когда такие профорганизации имеются, но по отдельности не включают свыше половины сотрудников;
  • когда профорганизация не уполномочена, в соответствии с критериями и указаниями ТК, представлять всех сотрудников организации-нанимателя.

В этих случаях сотрудники, для того чтобы их интересы были представлены на локальном уровне по вопросам социального партнёрства, имеют право выбрать специальных представителей. Для их выбора организуется общее собрание персонала, на котором применяется метод тайного голосования. Иные представители избираются из числа самих сотрудников.

В заключительной части статьи 31 ТК указывается, что иные представители не могут препятствовать функционированию первичных профорганизаций, т.е. они должны действовать параллельно.

Итак, рассмотренная статья прописывает возможность сотрудников применять для переговоров с нанимателем по нюансам социального партнёрства не только традиционные профорганизации, но и институт иных представителей.

Вопросы практического использования ст. 31 ТК

Как сотрудники, выбранные иными представителями, соотносятся с традиционными профорганизациями?

ТК не запрещает иным представителям быть членами профорганизаций. Более того, посвящённый функционированию профсоюзов №10-ФЗ от 12.01.96 г. указывает, что члены профсоюзов могут выдвигать свои кандидатуры в иные представительные органы работников. Единственное требование для них – трудиться вместе с другими сотрудниками. Но на практике иные представители не всегда являются членами профсоюзов.

В чём отличие иных представителей от традиционных профсоюзов?

Иные представители действуют: 1. на локальном уровне конкретного нанимателя и 2. только по вопросам социального партнёрства. У профорганизаций возможности и спектр ответственности намного шире. Они могут действовать в масштабах отрасли, на федеральном уровне, по всем параметрам защиты прав персонала. Также нужно отметить, что институт «иных представителей» не получил широкого распространения: у крупных работодателей действуют профсоюзы, а на мелких предприятиях сами сотрудники не всегда готовы к выборам несистемных представителей.

Каким критериям должны соответствовать иные представители?

В ТК говорится, что они должны принадлежать к числу сотрудников, работающих у конкретного нанимателя. Т.е. человек со стороны не подходит для этой позиции. Кроме этого, они обязаны избираться в соответствии с определёнными правилами, изложенными в ст. 31 ТК. Так, должно быть проведено общее собрание, организовано тайное голосование и т.д. Другие аспекты юридического профиля иных представителей (или их представительных органов) в ТК не рассматриваются.

Какое законодательство регулирует взаимодействие традиционных профорганизаций с иными представителями?

По этому вопросу можно ориентироваться на принятую в 1971 году Конвенцию МОТ № 135 (была ратифицирована СССР, а в РФ она вступила в силу с 2011 года). Конкретно взаимодействие традиционных профсоюзов с иными выбранными представителями персонала рассмотрено в статье 5 этого документа. В ней говорится, что:

  • должны приниматься меры (при необходимости) для того, чтобы выбранные представители не мешали функционированию профорганизаций;
  • необходимо поощрять взаимодействие между профорганизациями и выбранными представителями сотрудников.

Статья 31 ТК повторяет мысль о недопустимости использования выбранных сотрудниками представителей для препятствования деятельности традиционных профорганизаций. Это же положение подчёркивает и принятый в 1996 году № 10-ФЗ, посвящённый деятельности профсоюзов.

Представители работников, их права и обязанности

Согласно ст. 29 Трудового кодекса РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом.

Таким образом, применяя правила ст. 29 Трудового кодекса РФ, представителями работников могут быть:

1) профсоюзы и их объединения (создаваемые в крупных организациях либо по территориальному, отраслевому и т. п. принципам);

2) иные профсоюзные организации (создаваемые, например, в государственных органах, в органах внутренних дел, таможенных органах и т. п.), если это предусмотрено уставами общероссийских профсоюзов. Главное, чтобы эти организации были созданы и функционировали в соответствии с Законом о профсоюзах;

3) другие представители (т. е. не относящиеся к профсоюзам), избираемые работниками на общем собрании (конференции) для защиты своих интересов .

Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М.: Дело, 2003.

Читайте также:
Пятна лярше: что это такое, описание и особенности

При этом вопрос о том, какой именно представитель будет участвовать в качестве представителей от имени работников, зависит от желания работников, представительности профессионального союза.

Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.). Согласно ст. 11 указанного Закона профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

Отметим, что профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”).

Каждый достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов (ч. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона “О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности”) .

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К. Н. Гусова. М.: Велби; Проспект, 2003.

Федеральный закон “О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности” раскрывает значение нескольких терминов. Итак, давайте их рассмотрим.

Первичная профсоюзная организация – добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Общероссийский профсоюз – добровольное объединение членов профсоюза – работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории РФ или на территории более половины субъектов РФ либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности.

Общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов – добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории РФ или на территории более половины субъектов РФ.

Межрегиональный профсоюз – добровольное объединение членов профсоюза – работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов РФ.

Межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов – добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территории менее половины субъектов РФ.

Территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов – добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта РФ либо на территории города или района.

Территориальная организация профсоюза – добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта РФ, либо на территориях нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района.

Профсоюзный орган – орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации.

Профсоюзный представитель (доверенное лицо) – профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.

Член профсоюза – лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации (см. ст. 3 Федерального закона “О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности”).

На уровне организации наряду с профсоюзами могут действовать иные, избранные работниками представительные органы. Правоприменительная практика до настоящего времени складывалась таким образом, что эти органы играют скорее вспомогательную роль и не составляют какой-либо конкуренции традиционным профессиональным союзам.

Тем не менее необходимо прояснить правовой статус избранных работниками представительных органов. Данные органы являются органами общественной самодеятельности, образуемыми в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” (с изм. и доп. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г.).

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Читайте также:
Право предпочтения: что это такое, описание и особенности

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Орган общественной самодеятельности должен быть образован на общем собрании и представлять интересы всех работников.

Итак, перечисленные выше организации вправе представлять интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, т. е. участвовать в социальном партнерстве на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях .

Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Ю. Н. Коршунов, Т. Ю. Коршунова, М. И. Кучма, Б. А. Шеломов. М.: Спарк, 2002.

Помните, что в Трудовом кодексе РФ закреплено, что работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 ТК РФ).

Однако у этого правила есть определенная специфика и состоит она в том, что оно:

1) подлежит применению в той мере, в какой работники не состоят членами профсоюзов (т. е. ни в одной профсоюзной организации они не состоят);

2) исходит из того, что в любом случае интересы работников в системе социального партнерства должны быть учтены (наряду с интересами работников, являющихся членами профсоюзов) .

Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М.: Дело, 2003.

То есть работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. Для этого работники – не члены профсоюза должны принять специальное решение о предоставлении первичной профсоюзной организации полномочий на представительство, если такая организация объединяет менее половины работников. Такое решение должно быть зафиксировано в протоколе собрания работников (конференции представителей работников).

Если речь идет о представительстве интересов отдельных работников – не членов профсоюза, то они должны написать в первичную профсоюзную организацию заявление или выдать доверенность профсоюзному представителю. Такая доверенность может быть выдана в простой письменной форме .

Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Ю. Н. Коршунов, Т. Ю. Коршунова, М. И. Кучма, Б. А. Шеломов. М.: Спарк, 2002.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями.

Обязанность работодателя по созданию условий, необходимых для деятельности представителей работников, является гарантией реализации представительными органами имеющихся у них прав и полномочий.

Представительные органы, осуществляя свою деятельность на территории работодателя, должны иметь право на помещение, пользование средствами внутренней связи и информации, копировальной техникой. Представительные органы должны иметь место для размещения информации о своей деятельности и о планируемых мероприятиях, при этом данное место должно быть доступным для всех работников .

Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Ю. Н. Коршунов, Т. Ю. Коршунова, М. И. Кучма, Б. А. Шеломов. М.: Спарк, 2002.

Согласно ст. 377 Трудового кодекса РФ работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.

В организации численностью свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование действующим в организации выборным профсоюзным органам как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному профсоюзному органу данной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для работников, являющихся членами этого профсоюза.

Читайте также:
Персональные данные: что это такое, описание и особенности

В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

Говоря о представителях работников, необходимо упомянуть их основные правомочия. На уровне организации первичная профсоюзная организация может быть уполномочена на реализацию любых форм социального партнерства. От имени уполномочивших их на представительство работников первичная профсоюзная организация имеет право:

1) вступать в коллективные переговоры по подготовке проекта коллективного договора и его заключению;

2) проводить консультации с работодателем по вопросам регулирования трудовых и иных тесно связанных с ними отношений;

3) проводить консультации с работодателем по вопросам прекращения трудовых отношений с работниками;

4) контролировать соблюдение действующего законодательства при выработке работодателем локальных актов, затрагивающих трудовые права работников;

5) участвовать в досудебном разбирательстве трудовых споров;

6) решать иные вопросы в соответствии с действующим законодательством .

Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Ю. Н. Коршунов, Т. Ю. Коршунова, М. И. Кучма, Б. А. Шеломов. М.: Спарк, 2002.

Итак, представители работников (упомянутые выше) представляют их интересы в ходе:

1) проведения коллективных переговоров. Так, согласно ст. 36 ТК РФ представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа;

2) реализации работниками права на управление организацией. Согласно ст. 52 Трудового кодекса РФ право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

А) учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, коллективным договором;

Б) проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

В) получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

Г) обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

Д) участие в разработке и принятии коллективных договоров;

Е) иные формы, определенные настоящим Кодексом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

А) реорганизации или ликвидации организации;

Б) введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

В) профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

Г) по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении;

3) рассмотрения трудовых споров.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации (ст. 384 Трудового кодекса РФ);

4) заключения и изменения коллективных договоров;

5) осуществления контроля за исполнением условий коллективного договора.

А теперь давайте более подробно рассмотрим, что такое профсоюз.

Справочник работодателя
И. Д. Еналеева, Н. В. Мизюн

Представители работников

Советы представителей работников и советы трудовых коллективов можно выбрать, если на предприятии отсутствует профсоюз или он объединяет меньше 50% работников.

Кто представляет интересы работника

В соцпартнерстве в качестве уполномоченных представителей работников выступают:

  • профсоюзы, а также их объединения;
  • другие профсоюзные организации, если это предусмотрено статутами общероссийских или межрегиональных профессиональных союзов;
  • другие представители, избрание которых произошло в ситуациях, предусмотренных законодательными актами в сфере трудового права.

Иные представители работников – это советы представителей или советы трудовых коллективов. Если речь идет о концерне, то может быть создан общий совет представителей трудящихся и служащих. Советы представителей работников и советы трудовых коллективов можно выбрать, если на предприятии отсутствует первичная профсоюзная организация или же такая организация есть, но она объединяет меньше 50% работников.

Читайте также:
Общее собрание: что это такое, описание и особенности

Профсоюзы или профсоюзные организации осуществляют свою деятельность через специальные органы. Законодательные акты в сфере трудового права определяют, что такие органы должны быть образованы согласно со статутом профсоюза или положением про первичную профсоюзную организацию (ППО).

ППО или другие уполномоченные представители, которые были выбраны работниками, представляют их интересы и выражают мнение во время:

  • осуществления процесса коллективных переговоров;
  • заключения или внесения корректив в уже имеющийся коллективный договор;
  • выполнения функций контроля над их реализацией;
  • реализации прав работников принимать участие в процессах управления организацией;
  • разбирательств по трудовым спорам с работодателем.

В обязанности профсоюзов, их территориальных организаций, а также объединений входит защита прав и интересов работников в период:

  • непосредственно коллективных переговоров;
  • подписания или изменения имеющихся соглашений;
  • выполнения контролирующих функций относительно учета мнения работников;
  • формирования и осуществления деятельности комиссий, которые регулируют отношения социально-трудового характера.

Полномочия представителей работников

Статья 31 российского Трудового кодекса определяет, что представители работников наделены полномочиями в отношении проведения переговоров с целью заключения коллективного договора. При отсутствии профсоюзной организации право решать, кто будет иметь соответствующие полномочия, отдается конференции или общему собранию.

Если такая обязанность возлагается на профсоюз, это должно быть подтверждено протоколом общего собрания предприятия, в котором принимало участие более 50% работников. В результате профсоюзная организация получает статус нового уполномоченного в отношении заключения коллективного договора и участвует в его подготовке.

Общим собранием трудящихся предприятия полномочиями и обязанностями для подписания коллективного договора может наделяться другой орган, к примеру, совет работников.

Права, обязанности и ответственность любых представителей признаются протоколом общего собрания работников предприятия. При этом на собрании может быть определен сотрудник, который от лица других сотрудников предприятия может выдавать доверенность для ведения коллективных переговоров и подписания договора. В подобном случае документацией, которая способна подтвердить наличие полномочий по проведению коллективных переговоров и подписанию договора принято считать протокол общего собрания.

Основные полномочия представителей:

  • ведение учета мнений работников;
  • проведение различных консультаций с работодателем;
  • получение сведений по темам, которые касаются интересов работников;
  • обсуждение вопросов, которые касаются усовершенствования работы организации, с учетом мнений работников и пр.

Представители работников имеют следующие права:

  • проводить с работодателем консультации по вопросам, которые касаются урегулирования трудовых, а также иных отношений, которые тесно с ними связаны;
  • вступать в переговоры по разработке коллективного договора, а также его заключения;
  • осуществлять консультационную деятельность по вопросам, которые касаются прекращения взаимоотношений с работником;
  • контролировать, насколько соблюдается действующая нормативная база;
  • принимать участие и нести ответственность за проведение досудебных разбирательств;
  • предоставлять представителям работников информацию о решении различных вопросов согласно действующему законодательству.

Ответственность представителя работников весьма ограничена положениями Трудового кодекса.

Первичная профсоюзная организация

Первичной профсоюзной организацией является объединение членов профсоюза, которые чаще всего трудятся на одном и том же месте, при этом форма собственности структуры не имеет значения. Действует профсоюз на основании положения, которое принято согласно статуту, или базируется на общем положении о первичном профсоюзе (ППО).

Чтобы создать ППО необходимо участие 3-х особ, которым уже исполнилось 14 лет. Желательным является привлечение коллег. Далее проводится учредительное собрание, на котором выносится решение о создании ППО и о ее госрегистрации. ППО также имеют право проводить свою деятельность без такой регистрации.

Во время собрания избирается профсоюзный комитет и ревизионная комиссия. Повестка дня учредительного собрания должна содержать информацию:

  • о создании ППО;
  • об избрании ее председателя и членов;
  • протокол о создании ППО вместе со списком участников собрания и т.д.

Профессиональные союзы и их объединения

Профсоюзы относятся к добровольным объединениям граждан, связанных совместными интересами в силу рода собственной деятельности, которые создаются, чтобы защищать их трудовые права и интересы. Подобные структуры наделены одинаковыми правами.

Право образовывать профсоюзы можно использовать свободно, без получения дополнительных разрешений. Сделать это имеет возможность всякий человек, который достиг 14-летнего возраста и осуществляет трудовую деятельность в конкретной структуре.

В российских трудовых профсоюзах имеют право состоять:

  • граждане России;
  • иностранцы и особы, которые не имеют гражданства, однако проживают на территории РФ, исключение составляют ситуации, которые установлены законами федерального уровня или контрактами международного уровня.

Профсоюзы наделены правом в отношении создания своих объединений. Возникать они могут исходя из отраслевых, территориальных или иных признаков, которые учитывают профессиональную специфику.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: