Представительная демократия: что это такое, описание и особенности

Представительная история демократии, характеристики и примеры

представительная демократия это форма социальной организации, согласно которой политическая власть ложится на граждан, но они не осуществляют ее напрямую, как это происходит в прямых демократиях, а путем выборов представителей.

Эти выборы проводятся путем свободных и периодических голосований, так как это механизм, которым люди должны пользоваться своей властью. Следовательно, представительная демократия также известна как косвенная демократия.

Представители должны быть представлены на решение большинства среди ряда политических предложений. Кандидаты, получившие наибольшее количество голосов, – это те, кто представляет народ в государстве и имеет право действовать и принимать решения от имени граждан..

  • 1 Историческая справка
  • 2 Характеристики
  • 3 Примеры стран с представительной демократией
    • 3.1 США
    • 3.2 Великобритания
    • 3.3 Ирландия
  • 4 Ссылки

Историческая справка

Некоторые авторы указывают, что первые демократические модели датируются 400 годом. C. и которые расположены на севере Индии; однако в большинстве политических изданий происхождение демократии находится в древней Греции, в городе-государстве Афины, в 508 году. С.

Во многом это происходит потому, что именно эта цивилизация ввела греческий термин «демократия», что переводится как «народная власть» или «народное правительство»..

В Афинах – в отличие от того, что происходило в других городах того столетия, где решения принимали король или император, – власть упала на собрание граждан.

Первые прецеденты представительной демократии были даны там, где представители были выбраны по жребию. Однако в городе-государстве Афины женщины, рабы и иностранцы не считались гражданами; поэтому лишь небольшая часть населения Афин участвовала в демократии.

Римская демократия была очень похожа на афинскую демократию, но защита римского стоицизма от прав менее привилегированных заложила основы современной демократической теории.

черты

Следующие характеристики являются типичными для представительных демократий. Тем не менее, реализация этой модели правительства может значительно варьироваться от одной страны к другой. Однако эти характеристики всегда более или менее присутствуют:

– Есть очередные выборы. Для государства, в котором будет действовать представительная демократия, необходимо проведение регулярных выборов. Тот простой факт, что выборы проводятся, не подразумевает демократию, они должны проводиться на регулярной основе и с контролем, который гарантирует прозрачность результатов.

– Есть политические партии, образованные группой людей, которые представляют особые интересы определенной части населения. Поэтому они являются идеологически заряженными организациями.

– Борьба за голоса политических партий во время выборов является подлинной и честной..

– Применяется всеобщее избирательное право (право голосовать за выборные государственные должности всех взрослых граждан без различия расы, убеждений, пола или социального положения) и справедливость голосования.

– Существует Конституция, которая регулирует полномочия политических представителей..

– Существует исполнительная власть, такая как президентство или мэры; и Законодательная власть, такая как конгрессы или палаты, часто разделяются.

– Существует независимая судебная система, такая как Верховный суд, которая гарантирует, что решения, принимаемые политическими представителями, не противоречат положениям Конституции..

– Принятие решений намного проще и эффективнее, чем при прямой демократии. В представительной демократии принятие решений зависит только от мнения избранных, а не от миллионов людей, которые живут в стране.

– Существует высокий риск коррупции. Хотя политические представители народа должны стремиться к общему благу, иногда они поддаются давлению небольших групп, обладающих экономической властью, которые действуют в ущерб народу..

Примеры стран с представительной демократией

Представительная демократия является наиболее широко используемой политической системой в мире. Вот три примера стран с этим типом правительства и его особенностями:

Соединенные Штаты

Соединенные Штаты являются одной из самых стабильных и старейших представительных демократий в мире. Государственная модель этой страны республиканская и федеральная.

Это означает, что монархии нет, и что большое центральное правительство сосуществует с гораздо меньшими правительствами штатов..

Делегирование власти народом осуществляется путем выборов президента центрального правительства, членов Конгресса и представителей правительств разных штатов. Исполнительная власть принадлежит Президенту, Законодательному Конгрессу и Судебному Верховному Суду..

Великобритания

Великобритания является парламентской монархией. Хотя отмена монархии является одной из особенностей, связанных с демократией, в некоторых обществах, таких как бретонские, существуют системы, в которых демократия и монархия сосуществуют.

Читайте также:
Процессуальное право: что это такое, описание и особенности

Еще одна особенность политической модели этой страны заключается в том, что она не разделяет исполнительную и законодательную власть, как, например, в Соединенных Штатах..

Законодательная власть основана на двухпалатной системе: Палате общин, где члены избираются всеобщим голосованием; и палата лордов, в которой члены не избираются гражданами.

Правительство возглавляет премьер-министр, который, как это происходит в других странах, таких как Испания и Италия, избирается представителями законодательного органа..

Ирландия

Ирландия сочетает в себе аспекты модели Соединенного Королевства с американской моделью. Система политической организации Галльской страны – республиканская парламентская демократия. В отличие от Соединенного Королевства, Ирландия имеет письменную Конституцию.

Правительство в Ирландии состоит из президента и двух палат: палаты представителей и сената. Президент и Палата представителей избираются непосредственно народом.

Сенат избирается университетами и четырьмя профессиональными группами: административными; сельскохозяйственный, культурный и образовательный; промышленный и коммерческий; и труд.

Представительная демократия

  • Имитационная демократия
  • Либеральная демократия
  • Представительная демократия
  • Прямая демократия
  • Буржуазная демократия
  • Деспотизм
  • Джамахирия
  • Диархия
  • Военная диктатура
  • Фашистская диктатура
  • Диктатура пролетариата
  • Нацистская диктатура
  • Идеократия
  • Изократия
  • Клептократия
  • Коммуна
  • Коммунизм
  • Корпоратократия
  • Критархия
  • Критократия
  • Марионеточное государство
  • Матриархат
  • Меритократия
  • Милитократия
  • Абсолютная монархия
  • Самодержавие
  • Всемирная монархия
  • Выборная монархия
  • Конституционная монархия
    • Дуалистическая монархия
    • Парламентарная монархия
  • Сословно-представительная монархия
  • Феодальная монархия
  • Вотчинная монархия
  • Раннефеодальная монархия
  • Ханство (каганат)
  • Царизм
  • Ноократия
  • Однопартийная система
  • Олигархия
  • Охлократия
  • Народная республика
  • Парламентская республика
  • Президентская республика
  • Смешанная республика
  • Советская республика

Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Проявлениями представительной демократии являются:

  • принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом; В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются президентом или монархом с правом последнего отправлять проект закона или бюджета на повторное рассмотрение парламентом. Кроме того в ряде государств круг вопросов по которым принимаются законы может быть ограничен (в Российской Федерации такого ограничения нет).
  • формирование правительства парламентом. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) парламент утверждает кандидатуры членов правительства или кандидатуру председателя правительства предложенную президентом или монархом;
  • право законодательной инициативы – в большинстве государств принадлежит только группам из нескольких депутатов при этом право законодательной инициативы принадлежит также и президенту или монарху, в ряде государств (в том числе и Российской Федерации) законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.
  • парламентский контроль над правительством: включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства и министра давать регулярный отчёт перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчёт и право парламента объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) правительство и министры смещаются указом президента или монарха на основании недоверия со стороны парламента.

Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения.

Прямая и представительная демократия

Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым: непосредственная демократия — это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.

Читайте также:
Оперативная обстановка: что это такое, описание и особенности

Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений. Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера). Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:

1) выборы – избрание депутатов или судей гражданами. В большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) все депутаты выборные, в ряде стран назначаются только несколько членов верхней палаты парламента. Судьи могут могут как избираться народом, так и назначаться президентом или монархом (в Российской Федерации судьи назначаются президентом). Также в разное время в разных государствах выборными могли быть выборными командующие вооружённых формирований (например командиры Национальной гвардии во Франции в 1790-е годы) и различные полицейские должности. Также в выборность входит право граждан выдвигать кандидатов на выборные должности и право вносить отвод кандидатов. В данный момент в большинстве государств обсуждение кандидатов проводится на собрании выдвинувших их групп избирателей (съездов партий, съездов общественных организаций, собраний инициативных групп), избирательные собрания на которых происходит обсуждение кандидатов в большинстве государств не созываются, созывались они во Французской Республике в 1791 – 1799 гг. и в Лигурийской Республике 1797 – 1799 гг.

2) народное голосование (референдум) — принятие постановлений путём голосования граждан. Данные постановления носят обязательный характер, но в последнее время в самых разных странах могут народом могут приниматься постановления не имеющие обязательный силы (консультативный референдум). В некоторых государствах низшие местные единицы могут не иметь представительного органа а управление данной местной единицей может осуществлять общее собрание её жителей. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народ не может принимать или отклонять бюджет, вводить или отменять налоги и сборы, ратифицировать и денонсировать международные договоры, объявление войны и заключение мира, объявление амнистии. При этом в ряде государств на референдум может быть вынесен вопрос (в Российской Федерации не может) о роспуске парламента или отзыве президента.

3) народное обсуждение – право группы избирателей вносить предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов или разделов постановлений парламента. В данный момент большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народное обсуждение не прописано в конституции и законах.

4) народная инициатива — право группы избирателей вносить проекты постановлений с обязательством парламента его принять, изменить, дополнить или отклонить. Частный случай народной инициативы – встречное предложение — право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума, при этом в некоторых государствах принятие такого предложения народом может влечь роспуск парламента. Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

5) императивный мандат – право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них. В данный момент в большинстве государств народ не может отзывать отдельных депутатов, принимать обязательные наказы для отдельных депутатов, а отдельные депутаты не должны давать отчёты народу (в Российской Федерации императивный мандат не запрещён, но и не прописан).

Читайте также:
Пожарная охрана: что это такое, описание и особенности

К непосредственной демократии тесно примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии США, Лихтенштейне, Италии и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе простых граждан — очень сильно ограничены законодательно или на практике. При этом народное голосование и народная инициатива существует в большинстве государств, однако основные политические вопросы из рассмотрения на референдуме изъяты. Императивный мандат существует в Китайской Народной Республике, Социалистической Республике Вьетнам, Народно-Демократической Республике Лаос и Корейской Народно-Демократической Республике, а также в некоторых штатах США.

Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная — отнесены Конституцией России к основам конституционного строя:

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

— ст. 3 Конституции РФ

Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

— ст. 32 Конституции РФ

В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

— Ст. 130 Конституции РФ

Порядок проведения референдумов в России регулируется Федеральным конституционным законом.

Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Проявлениями представительной демократии являются:

1) принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом; В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются президентом или монархом с правом последнего отправлять проект закона или бюджета на повторное рассмотрение парламентом. Кроме того в ряде государств круг вопросов по которым принимаются законы может быть ограничен (в Российской Федерации такого ограничения нет).

2) формирование правительства парламентом. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) парламент утверждает кандидатуры членов правительства или кандидатуру председателя правительства предложенную президентом или монархом;

3) право законодательной инициативы – в большинстве государств принадлежит только группам из нескольких депутатов при этом право законодательной инициативы принадлежит также и президенту или монарху, в ряде государств (в том числе и Российской Федерации) законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.

4) парламентский контроль над правительством: включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства и министра давать регулярный отчёт перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчёт и право парламента объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) правительство и министры смещаются указом президента или монарха на основании недоверия со стороны парламента.

Читайте также:
Прямое сообщение: что это такое, описание и особенности

Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения.

Прямая или представительная демократия?

Такой феномен, как концепция прямой демократии, не может быть обойдён стороной на «Логике прогресса». Если этот принцип работоспособен – то нужно перестраивать под него политические требования социал-демократов, если же неработоспособен – доводить до сведения каждого, по каким именно причинам.

Иногда принято считать, что прямая демократия является более демократичной, более «левой» системой, чем представительная демократия. Представительная демократия в самом деле имеет минусы – например, то, что решения принимаются людьми через посредника, который может быть ненадёжен. Сложность отзыва выбранного депутата также относится к таким минусам. Словом, их немало, но они не критичные и эффективность представительной демократии можно повышать – например, обеспечением сменяемости власти или децентрализацией. Прямая же демократия также имеет минусы, но здесь они уже более критические и реформировать их тяжело.

Доктор политических и социальных наук, директор департамента Центра по изучению прямой демократии при Университете Цюриха Янина Велп отмечает, что в 2016 году после таких референдумов, как «Брексит», в результате которого британцы проголосовали за выход Великобритании из состава Европейского союза, или Колумбийский, когда избиратели малым большинством отвергли тщательно подготовленное мирное соглашение между правительством и Революционными вооружёнными силами Колумбии (ФАРК), вновь возобновились дискуссии по поводу прямых форм демократии 1 . Сама Велп в своей статье о механизмах прямой демократии делает вывод, что в получении результатов деятельности таких референдумов ключевыми фигурами являются представители власти 2 . Возможно, прямая демократия несёт в себе опасность того, что решать в ещё большей степени будет не народ, а элиты?

Что такое прямая демократия

Согласно энциклопедии Britannica, прямая демократия – это «формы прямого участия граждан в демократическом процессе принятия решений, в отличие от косвенной или представительной демократии» 3 . Более подробно содержание этого термина раскрыто на сайте Oxford Constitutional Law: «прямая демократия является формой демократии, в которой народ выражает свою политическую волю без какого-либо промежуточного выборного органа» 4 . При этом автор статьи, профессор Анна Гампер, отмечает, что в большинстве случаев представительная и прямая демократии не отделены друг от друга, а скорее составляют объединённую модель: например, когда гражданская инициатива представляется в парламент или когда судьба парламентского законопроекта должна быть решена на референдуме. Соответственно, то, что мы будем рассматривать в статье – это не представительная и не смешанная модель, а именно прямая демократия, то есть выражение политической воли народа напрямую, минуя промежуточный выборный орган.

Уязвимость для популизма

Прямая демократия вряд ли реализуема моментально. Моментальное введение системы прямой демократии в такой стране, как сегодняшняя Россия (то есть с преобладанием консервативной идеологии), означает риск её захвата популистами, включая местных националистов и сепаратистов. Возможно, после немедленного введения прямой демократии страна распадётся на множество осколков, управляемых консерваторами. Доктор юридических наук, кандидат философских наук Виктор Руденко подчёркивает не только то, что популизм (мы уже писали отдельную статью о вреде популизма) – это огромная проблема в условиях прямой демократии, но и то, что сама по себе прямая демократия может быть использована и в целях диктатуры, то есть сама по себе не является панацеей:

В условиях авторитарных и тоталитарных режимов институты прямой демократии нередко становятся инструментом придания ореола всенародной поддержки решениям авторитарного руководства. В юридической литературе уже давно стали классическими примерами так называемые «референдумы», а точнее, бонапартистские плебисциты, проведённые Наполеоном I и Наполеоном III с целью укрепления режима личной власти. Неоднократно обращалось внимание и на популистский характер референдумов, проведённых в Германии Гитлером по вопросу о выходе из Лиги Наций в 1933 г., а также по вопросу о присоединении Австрии в 1938 г. К подобного же рода референдумам можно отнести и так называемые «опросы-референдумы» советского государства (см. об этом в главе, посвящённой институту референдума). В современном обществе известны также примеры, когда авторитарное руководство пытается найти себе опору в институте общих собраний граждан. Так, по замыслу ливийского руководителя М. Каддафи, система народных конгрессов в Ливийской Джамахирии должна стать воплощением прямого народовластия 5 .

Система прямой демократии крайне уязвима для политиков-популистов. То есть если, допустим, в стране наблюдается низкий уровень свободы прессы, то прямая демократия может быть управляемой, и как следствие – не выражать интересы общества.

Читайте также:
Необходимая оборона: что это такое, описание и особенности

Будет решать не большинство, а некомпетентное меньшинство

Арндт Ляйнингер, научный сотрудник Института политологии имени Отто Зура при Свободном университете Берлина, предупреждает:

Во-первых, прямое волеизъявление населения по большому количеству частных вопросов невозможно с чисто практической точки зрения. Дело в том, что подобные голосования требуют от населения больших усилий, и когда, например, в Берлине проводятся референдумы по конкретным вопросам — таким, как введение уроков религии в качестве предмета по выбору в школах или возвращение электросетей в муниципальную собственность — явка на этих референдумах гораздо ниже, чем на выборах. И если бы число референдумов значительно выросло, в них принимала бы участие только небольшая часть населения 6 .

Проще говоря, большинство граждан не будут участвовать в решении всех управленческих вопросов, потому что это занимает много времени, а они хотят тратить время на что-то другое. Поэтому подавляющую часть вопросов решать будет не большинство, а меньшинство. Только это будет непрофессиональное и неподотчётное меньшинство, в отличие от представительной демократии. С этим согласны доктор политических наук Михаил Грачёв и доцент кафедры теоретической и прикладной политологии факультета истории, политологии и права Историко-архивного института РГГУ Александр Мадатов:

Прямая демократия имеет свои отрицательные стороны. Её главная уязвимая черта вытекает из того факта, что все граждане не могут сразу решать все вопросы. Многие из них не располагают для этого достаточным временем, интересом, информацией и компетентностью. Кроме того, в ходе прямых дебатов по тому или иному вопросу гораздо сложнее достижение консенсуса между большинством и меньшинством, чем в рамках избранного представительного органа 7 .

В таких условиях ловкая политическая сила, ставящая перед собой задачу захвата власти или использования власти в корыстных целях, может организовать вынесение на голосование нужных ей инициатив и обеспечение этим инициативам нужных голосов путём подкупа. К примеру, если крупная корпорация строит завод возле озера и граждане голосуют против – активное меньшинство может высказаться против почти полностью, но, когда есть пассивное большинство, оно может продать свои голоса (так как всё равно не заинтересовано в принятии решений) и тогда корпорация естественно выиграет.

Поскольку народ не может решать все вопросы, он также не может и контролировать повестку дня:

Существенной слабой стороной институтов прямой демократии является отсутствие у граждан возможности эффективного контроля за повесткой дня. Поскольку все институты прямой демократии являются институтами периодического действия, вопросы, выносимые на рассмотрение граждан, могут быть искусственно внесены в повестку дня группами интересов, давлению которых граждане чрезвычайно подвержены. Между тем контроль за повесткой дня, как показал Р. Даль, – один из основных индикаторов демократии 8 .

Это очень важный момент – кто будет решать, какие вопросы выносить на всеобщее голосование, а какие не выносить. При прямой демократии легко создать прецедент, когда группа граждан постоянно выносит на всеобщее обсуждение глупые предложения, и их такой возможности лишают (возможно, установлением требований к тем, кто выносит предложения), как следствие – принятие решений становится уже не всеобщим, как следствие – оно становится элитарным. Янина Велп утверждает, что есть тенденция, в соответствии с которой большая часть референдумов инициируется властями, а не приходит «снизу» 9 . Арндт Ляйнингер также продолжает:

Во-вторых, существует такая точка зрения, что в парламенте принимаются более качественные решения, потому что депутаты профессионально занимаются вопросами, по которым голосуют 10 .

Во многом это действительно так. Если в нашей системе профессиональных советов «политруки» заменяются действительными профессионалами своей области, то прямая демократия – это поднятие вопросов и принятие по ним решений непрофессионалами. При прямой демократии могут выноситься на общее решение инициативы, которые объективно нереализуемы. Ляйнингер приводит примеры Греции, когда там проводился референдум по вопросу финансовой поддержки со стороны ЕС, или голосование о судьбе аэропорта Тегель в Берлине. Требований, которые выдвигались в этих референдумах, правительство заведомо не могло выполнить.

Читайте также:
Прокуратура РФ: что это такое, описание и особенности

Ещё одна сложность связана с тем, что при прямой демократии затруднительно принятие непопулярных мер, даже если они являются необходимыми для развития общества. За них просто никто не будет голосовать, и будут приняты популистские, непрофессиональные решения.

Представительная демократия – естественное развитие прямой

Политолог Александр Кустарёв отмечает, что процесс образования представительной демократии – это естественное развитие прямой демократии:

Представительная демократия… в процессе демонтажа Старого режима не просто вытеснила прямую демократию как более конкурентоспособная, но оказалась и её дальнейшим развитием. Иными словами, представительная демократия — это не что иное, как рутинизированная прямая демократия. Можно сказать и так: прямая демократия — это эмбрион, развившийся затем во «взрослую» представительную демократию. Или так: прямая демократия была проблемой, и представительная демократия оказалась её решением 11 .

Одним из факторов, обусловивших большую конкурентоспособность представительной демократии, стал вопрос ответственности за решения (которую народ, как правило, не хочет брать на себя):

Принятие публично-властных решений требует не только ясного понимания любой из стоящих задач, решительности, политической воли, но главное, конкретной личной ответственности лица, принимающего решение. Отсутствие личной ответственности при принятии публично-властных решений гражданами может лишать эти решения позитивного содержания. Не случайно К. Шмитт подчёркивал, что в массовых движениях менее всего выражена способность принять и провести политическое решение с полной ответственностью 12 .

Ущемление интересов меньшинства

Михаил Грачёв и Александр Мадатов вскрывают ещё одну очень важную проблему прямой демократии (в данном случае её развития – партиципаторной демократии, или демократии участия) – возможную тиранию большинства:

Другой недостаток теории партиципаторной демократии состоит в том, что она, фактически абсолютизируя идею общего интереса, таит в себе угрозу тирании большинства. Ведь при практической реализации многих положений теории прямой демократии остаются открытыми проблемы автономии личности, свободы индивидуальности, а также проблемы добровольности участия или неучастия в политическом процессе 13 .

В самом деле, прямая демократия всегда таит в себе опасность принятия, к примеру, законов о борьбе с инакомыслием или законов контроля сексуальной жизни человека. Вот видео, повествующее о проблемах «чистой» демократии:

Все вышеперечисленные недостатки прямой демократии вынуждают нас заключить, что сегодня наиболее разумным является реформирование системы представительной демократии (возможно, частично совмещённой с элементами прямой демократии) в виде парламентской демократии, расширение демократических институтов, что мы и предлагаем в виде комплекса мер по введению системы профессиональных советов, сменяемости власти и так далее.

Источники

  1. Янина Велп. Развитие прямой демократии: что решает народ? // Русская политология — Russian Political Science, № 1, 2017. — с. 132.
  2. Там же, с. 139.
  3. Theo Schiller. Direct democracy // Encyclopaedia Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/direct-democracy (дата обращения: 22.05.2020).
  4. Anna Gamper. Direct Democracy // Oxford Constitutional Law (oxcon.ouplaw.com). [Электронный ресурс]. URL: https://oxcon.ouplaw.com/view/10.1093/law-mpeccol/law-mpeccol-e242 (дата обращения: 22.05.2020).
  5. В.Н. Руденко. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. — 476 с. — Екатеринбург: УрО РАН, 2003. — с. 120-121.
  6. Почему референдумы не демократичнее парламентов? // Инициатива Quorum (www.initiative-quorum.org). [Электронный ресурс]. URL: https://www.initiative-quorum.org/ru/details/warum-sind-volksentscheide-nicht-demokratischer-als-parlamente-2286.html (дата обращения: 22.05.2020).
  7. М.Н. Грачёв, А.С. Мадатов. Демократия: методология исследования, анализ перспектив: Монография. — 128 с. — М.: Изд-во «АЛКИГАММА», 2004
  8. В.Н. Руденко. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. — 476 с. — Екатеринбург: УрО РАН, 2003. — с. 117.
  9. Янина Велп. Развитие прямой демократии: что решает народ? // Русская политология — Russian Political Science, № 1, 2017. — с. 136.
  10. Почему референдумы не демократичнее парламентов? // Инициатива Quorum (www.initiative-quorum.org). [Электронный ресурс]. URL: https://www.initiative-quorum.org/ru/details/warum-sind-volksentscheide-nicht-demokratischer-als-parlamente-2286.html (дата обращения: 22.05.2020).
  11. Александр Кустарев. После представительной демократии // Открытый университет (openuni.io). Неприкосновенный запас. 2011. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://openuni.io/course/11-course-7-4/lesson/8/material/882/ (дата обращения: 22.05.2020).
  12. В.Н. Руденко. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. — 476 с. — Екатеринбург: УрО РАН, 2003. — с. 116.
  13. М.Н. Грачёв, А.С. Мадатов. Демократия: методология исследования, анализ перспектив: Монография. — 128 с. — М.: Изд-во «АЛКИГАММА», 2004
Читайте также:
Преференциальный режим: что это такое, описание и особенности

Главный редактор и создатель “Логики прогресса”. Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.

Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью – пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в статью 29 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 29 НК РФ

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 23 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика – организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика – индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Принцип невмешательства: что это такое, описание и особенности

Статья 29 НК РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика (действующая редакция)

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика – индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 29 НК РФ

Комментируемая статья определяет лиц, которые могут выступать в качестве уполномоченных представителей.

Для уполномоченного представителя налогоплательщика необходимо наличие доверенности.

Порядок выдачи доверенности определен статьей 185 ГК РФ.

Порядок нотариального удостоверения доверенностей установлен статьей 59 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11.02.1993, N 4462-1.

Доверенность дает право совершать юридические действия лицу, которому выдана доверенность, в отношении лица, эту доверенность выдавшего.

Закон требует соблюдения формы доверенности в виде ее нотариального заверения, если такая форма необходима в соответствии с законом.

Полномочия представителей физических лиц должны быть подтверждены нотариально удостоверенной или приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации доверенностью.

Например, совершение действий представителем (в частности, оплата расходов по обучению) от имени представляемого на основании письменной доверенности, заключенной в простой, нотариально не удостоверенной форме, следует понимать как реализацию гражданских прав представляемого.

В связи с этим отказ в подобной ситуации физическому лицу в предоставлении социального налогового вычета при отсутствии нотариально удостоверенной доверенности, выданной им своему представителю для произведения оплаты обучения, не основан на нормах действующего законодательства.

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации” разъяснено, что в силу абзаца первого пункта 3 статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.

В частности, исключение из приведенного общего правила предусмотрено пунктом 4 статьи 29 НК РФ, согласно которому ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона.

Читайте также:
Притворная сделка: что это такое, описание и особенности

В то же время договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения. Соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены с учетом требований пункта 3 статьи 29 НК РФ.

Однако судам необходимо иметь в виду, что доверительному управляющему не требуется доверенность на выполнение обязанностей, прямо возложенных на него положениями части второй НК РФ (например, статьи 174.1, 214.1, 214.4, 275 и др.).

Уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (абзац второй пункта 3 статьи 29 НК РФ). Данные положения распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

В пункте 2 статьи 185.1 ГК РФ перечислены виды доверенностей, приравненные к нотариально удостоверенным.

Таким образом, представитель индивидуального предпринимателя вправе действовать либо на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо на основании доверенности, выданной в порядке статьи 185.1 ГК РФ.

Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692.

Полномочия представителей юридических лиц должны быть подтверждены письменной доверенностью, заключенной в простой форме.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, при этом печать организации на доверенности ставить не обязательно (пункт 4 статьи 185.1 ГК РФ).

Законодательство РФ не предусматривает нотариальную форму доверенности при представлении налоговой отчетности и иных сведений юридическими лицами в налоговые органы.

Например, руководитель обособленного подразделения может являться уполномоченным представителем налогоплательщика-организации (см. письмо Минфина России от 05.08.2011 N 03-02-07/1-278).

Согласно пункту 15 Обзора судебной практики ФАС Восточно-Сибирского округа, связанной с применением главы 14 НК РФ (налоговый контроль) (рекомендован Постановлением Президиума ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 N 4), в доверенности, выданной уполномоченному представителю налогоплательщика, возможно указание общего полномочия на представление интересов в отношениях с государственными органами. Ни законодательство о налогах и сборах, ни гражданское законодательство не предписывают необходимость специального указания в доверенности полномочий на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки.

Положения ст. 26 НК РФ о законных представителях налогоплательщика

Любой плательщик налогов и сборов может действовать через своего представителя. Ограничения на это может наложить только сам НК РФ. Это не отнимает у налогоплательщика возможности принимать участие в отношениях лично. В смысле налогообложения права лиц прибегать к услугам представителей определяются ст. 26 НК РФ.

Кто может стать законным представителем налогоплательщика

Обычно в документации и юридической литературе такие представители именуются законными. Ими становятся лица, которые уполномочены представлять организацию или физическое лицо на основании закона, учредительных документов организации или договора. Представители физического лица становятся таковыми на основании гражданского законодательства.

Представителем может стать физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком налогов представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами или иными участниками отношений, деятельность которых регулируется НК РФ или иными законами, которые содержат нормы налогового права.

Возникновение у какого-то лица или нескольких лиц права представлять интересы налогоплательщика в налоговых органах не отнимает у него права представлять свои интересы лично. Для этого он может отозвать основание, которое даёт представителю возможность представлять его интересы или не делать этого. Положение об этом содержится в п. 2 рассматриваемой статьи.

Полномочия представителя возникают в силу наличия к тому определённых обстоятельств, которые должны найти документальное подтверждение. Организации действует на основании устава или учредительного договора. Некоторые типы юридических лиц могут действовать сообразно с общим положением об организациях данного вида.

Права организаций реализуются ими через их органы. Лицом, наделённым законом выступать от имени организации без доверенности, является его исполнительный орган, действующий в интересах представляемого им юрлица добросовестно и разумно.

Полномочия представителей могут быть основаны на акте исполнительного органа, которым могут стать приказы, решения совета директоров и т. п.

Читайте также:
Открытый аукцион: что это такое, описание и особенности

Документы, подтверждающие полномочия представителя

В соответствии с действующим законодательством документами, подтверждающими полномочия законного представителя организации, являются:

  • договоры поручения;
  • агентские договоры;
  • договоры коммерческого представительства;
  • договоры возмездного оказания услуг;
  • договоры доверительного управления имущества.

Все они регулируются правовыми нормами гражданского законодательства.

Полномочия представителя физического лица подтверждаются удостоверенной нотариально доверенностью. Это письменное уполномочие, которое одно лицо предоставляет другому для предоставления всем заинтересованном лицам.

Существуют и документы, приравниваемые к нотариально удостоверенным доверенностям. К их числу относятся доверенности военнослужащих, которые удостоверяются командованием военных частей или военных медицинских подразделений, если военнослужащие находятся там на излечении. Точно так же доверенности лиц, находящиеся в местах лишения свободы, могут удостоверять представители администрации соответствующих учреждений.

В число документов, которые нужны для подтверждения полномочий представителя налогоплательщика, входят решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Конечно же к их числу относятся и документы, удостоверяющие личности родителей и свидетельства о рождении.

Чаще всего в отношении физических лиц в роли его представителей выступают налоговые агенты, которыми становятся работодатели. Кодекс возлагает на них обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет или внебюджетный фонд налогов. Поэтому они получают право принимать участие в отношениях, которые в той или иной мере касаются налогов и сборов.

Это не умаляет прав самих физических лиц, являющихся работниками различных предприятий.

Судебная практика, проясняющая применение положений ст. 26 НК РФ

На нормы данной статьи суды практически всегда ссылаются в совокупности с другими. Так, в постановлении от 25 марта 2020 г. по делу № А73-20776/2019 Арбитражный суд Хабаровского края указал, что п. 1 ст. 26 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика участвовать в отношениях через представителя.

В силу п. 1 ст. 27 НК РФ законными представителями организации признаются лица, уполномоченные на основании закона или ее учредительных документов. Согласно ст. 28 НК РФ действия таких представителей, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, признаются действиями этой организации.

Из этого АС сделал вывод о том, что государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Тогда уплата госпошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

Выводы

Итак, п. 1 ст. 26 НК РФ вводит положение о том, что налогоплательщик может решать вопросы, связанные с налогами и контролем их уплаты, через законного уполномоченного представителя. Иной характер правоотношений может быть установлен Кодексом в каких-то особых случаях.

Пленум ВАС в п. 7 Постановления от 28 февраля 2001 г. № 5 давал разъяснения о том, что по смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе и п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик. Не важно — лично он действовал или через представителя. При решении вопроса об ответственности за различные нарушения законодательства действия представителя расцениваются как действия самого налогоплательщика. Это и имеется в виду, когда в законе или в судах даётся ссылка на то, что налогоплательщик должен проявлять разумность и осмотрительность.

Если он выберет недобросовестного представителя, которому нельзя было доверять изначально, а тот не улучшит, а ухудшит его положение, то ответственность за это лежит целиком на налогоплательщике.

Соотношение личного участия плательщика налогов и аналогичных действий, осуществляемых через представителя, регулируется п. 2 рассматриваемой статьи. Устанавливается правило о том, что личное участие не лишает права действовать через представителя, как и наоборот, участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены. Однако требовать подтверждения конкретного вида подтверждений должностные лица могут только аргументируя это положениями НК РФ и других ФЗ, имеющих отношение к регулированию налогов. Такие нормы содержит п. 3 ст. 26 НК РФ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: