Представительные органы: что это такое, описание и особенности

Представительный орган муниципального образования: принцип формирования, компетенция, прекращение деятельности

Из-за невозможности во многих муниципальных образованиях осуществления процесса принятия решений на местном уровне напрямую всеми жителями образовалась потребность в формировании института представительства.

Под представительным органом муниципального образования понимается выборный орган местного управления, состоящий из депутатов и имеющий право представлять интересы жителей и принимать от их имени решения в пределах территорий муниципального образования.

Представительный орган в структуре органов муниципального образования присутствует обязательно, кроме поселений с числом жителей, обладающих избирательным правом, не больше 100 человек (в подобной ситуации функции представительного органа выполняются на сходе граждан). Современные названия органов местного управления достаточно разнообразны.

Таким образом, зависимо от исторических, национальных и прочих местных традиций к представительному органу местного самоуправления относится: городской совет, совет депутатов, городская дума, муниципальный совет, муниципальное собрание, курултай, собрание представителей, рада, хурал, джирге, круге и т.д.

У представительного органа городского поселения, муниципального района, городского округа имеются права юридического лица. У представительного органа сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального назначения могут быть права юридического лица, согласно уставу муниципального образования.

Способы формирования представительного органа в муниципальном образовании

Закон о местном самоуправлении от 2003-го г. предусматривает 2 главных способа образования муниципального представительного органа.

Первый (традиционный) способ состоит в формировании представительного органа через проведение муниципальных выборов. Численность депутатов представительного органа устанавливается по уставу муниципального образования (но не менее количества, установленного законодательством). В Законе о местном самоуправлении от 2003-го г. установлена минимальная численность депутатов представительного органа населенного пункта либо городского округа:

  • семь человек – если численность населения менее 1 тыс. человек;
  • десять человек – если численность населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек;
  • пятнадцать человек – если численность населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек;
  • двадцать человек – если численность населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек;
  • двадцать пять человек – если численность населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек;
  • тридцать пять человек – если численность населения свыше 500 тыс. человек.

Число депутатов в представительном органе муниципального района определяется по уставу муниципального района и не может быть меньше 15 человек. Помимо этого, для представительных органов муниципальных районов, которые формируются на муниципальных выборах, имеется ограничение представительства: количество депутатов, которые избираются от 1-го поселения, не может быть выше ⅖ от численности, установленной для представительного органа муниципального района.

Количество депутатов для представительного органа внутригородской территории города федерального назначения устанавливается в соответствии с уставом муниципального образования и не может быть меньше 10 человек.

Муниципальный представительный орган может выполнять собственные полномочия при избрании не менее ⅔ от установленного числа депутатов.

Другой способ предусмотрен исключительно лишь для образования представительных органов муниципальных районов. Они формируются из глав поселений, находящихся в границах муниципального района, а также из депутатов представительных органов данных поселений. Такой способ усиливает связи муниципальных образований между различными уровнями, но может усложнить реализацию представительной функции, ослабить контакты с избирателями.

По этой причине Закон о местном самоуправлении от 2003-го г. позитивно направлен в сторону первого из названных способов, ограничивая использование других условий. А именно, решение об его применении в течение 1-го года с даты выдвижения соответствующей инициативы должны поддержать представительные органы не меньше ⅔ поселений, находящихся в составе муниципального района. Инициативу об образовании представительного органа муниципального района оформляют в соответствии с решением представительного органа, находящегося в пределах муниципального районного поселения. Решение содержит предлагаемую норму представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района и дату, с которой начинается работа сформировавшегося согласно указанному порядку муниципального районного представительного органа. Дата начала деятельности этого органа не может быть ранее даты истечения срока функций муниципального районного представительного органа, сформированного проведением муниципальных выборов.

Установленный порядок образования представительного органа муниципального района закреплен уставом муниципального района в течение 3-х месяцев с даты начала деятельности соответствующего представительного органа из муниципального района.

Инициативу о формировании муниципального районного представительного органа в порядке, закрепленном в пункте 1 части 4 статьи 35 Закона о местном самоуправлении от 2003-го г., можно выдвинуть не позже, чем за 1 год до наступления дня, начиная с которого муниципальный районный представительный орган имел бы право принять решение о назначении выборов депутатов муниципального районного представительного органа нового созыва согласно Закону об избирательных правах. При принятии указанного решения выборы в муниципальный районный представительный орган не назначаются.

Компетенция муниципального районного представительного органа предельно широка: он вправе принять на собственное рассмотрение любой вопрос местного назначения этого муниципального образования. Помимо этого, в Законе о местном самоуправлении от 2003-го г. закреплена исключительная компетенция муниципального представительного органа. Он вправе:

  • принимать устав муниципального образования и вносить в него изменения и дополнения;
  • утверждать местный бюджет и отчет об его исполнении;
  • устанавливать, изменять и отменять местные налоги и сборы согласно законодательству России о налогах и сборах;
  • принимать планы и программы развития муниципального образования, утверждать отчеты об их исполнении;
  • определять порядок управления и распоряжения имуществом, которое находится в муниципальной собственности;
  • определять порядок принятия решений по вопросам создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, учреждений и установления тарифов на услуги муниципальных предприятий, учреждений;
  • определять порядок участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • определять порядок материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного управления;
  • контролировать исполнение органами местного управления и должностными лицами местного управления полномочий по решению вопросов местного назначения;
  • принимать решения по поводу удаления главы муниципального образования в отставку.
Читайте также:
Организация общественная: что это такое, описание и особенности

Прочие полномочия представительных органов определяют федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними уставы, законы субъектов России, уставы муниципальных образований.

Согласно части 2 статьи 24 Устава города Саратова, прочие полномочия, которые выполняет Городская Дума:

  • контролировать финансовую систему;
  • избирать главу муниципального образования, а также его заместителя;
  • учреждать органы местного самоуправления города, отраслевых/функциональных и территориальных органов администрации города с правами юр. лица и утверждать положения о них по представлению главы администрации города (в соответствии с порядком статьи 22 Устава города Саратова);
  • принимать решения о выборах в органы местного управления города согласно федеральному законодательству и законодательству Саратовской области;
  • организовывать избирательную комиссию города согласно действующему законодательству;
  • принимать концепцию развития, утверждать генеральный план города, правила землепользования и застройки на городской территории;
  • определять порядок формирования, обеспечения размещения, выполнения и контроля за выполнением муниципального заказа;
  • принимать решения о привлечении жителей города к работам, имеющим социальную значимость;
  • принимать решения о реализации муниципальных заимствований в действующем законодательном порядке;
  • согласовывать назначения заместителей главы городской администрации города, глав администраций районов города, руководителя финансового органа и главного архитектора города.

Помимо этого, муниципальный представительный орган занимается прослушиванием ежегодных отчетов главы муниципального образования, главы местной администрации, в которых содержатся результаты их деятельности, деятельности местной администрации и прочих подведомственных главе муниципального образования органов местного управления, включая решение задач, поставленных муниципальным представительным органом.

Заседания как главная форма деятельности представительного органа

Главная форма деятельности представительного органа – это заседания.

Правомочность заседания муниципального представительного органа определяет устав муниципального образования. Заседание муниципального представительного органа не считается правомочным в случае, если на нем присутствует менее половины от общей численности избранных депутатов. Заседания муниципального представительного органа осуществляются не реже 1-го раза в 3 месяца.

Новый муниципальный представительный собирается на 1-е заседание в установленный согласно уставу муниципального образования срок (он не может превышать 1-го месяца с даты избрания муниципального представительного органа в правомочном составе).

Заседания представительного органа зависимо от сроков проведения подразделяются на очередные и внеочередные, а зависимо от порядка проведения – открытые и закрытые.

В каком порядке будут проводиться заседания представительного органа и приниматься решения, прописывается в принимаемом им регламенте.

По главным направлениям собственной деятельности представительные органы, как правило, образуют на временной либо постоянной основе комиссии, которые осуществляют работу по выработке решений, подготовке проектов нормативно-правовых актов.

Муниципальный представительный орган принимает нормативные акты по вопросам местного назначения в виде решений. Нормативно-правовые акты муниципального представительного органа, которые предусматривают установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, реализацию расходов из средств местного бюджета, может внести на рассмотрение муниципального представительного органа только лишь глава местной администрации (либо при наличии заключения главы местной администрации).

Нормативно-правовой акт, который принял муниципальный представительный орган, направляют главе муниципального образования на подпись и обнародование в течение десяти дней. Глава муниципального образования, который исполняет полномочия главы местной администрации, вправе отклонить нормативно-правовой акт муниципального представительного органа. В такой ситуации указанный нормативно-правовой акт в течение десяти дней возвращают в муниципальный представительный орган с мотивированным обоснованием его отклонения или предложениями по поводу внесения в него изменений и дополнений. В случае если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, то его снова рассматривает представительный орган муниципального образования.

В случае повторного рассмотрения указанного нормативного правового акта, если его одобрит в ранее принятой редакции не менее ⅔ от установленного числа депутатов муниципального представительного органа, то он направляется на подпись главы муниципального образования в течение 7 дней и на обнародование.

Организация деятельности, управление, полномочия муниципального представительного органа

Организация деятельности муниципального представительного органа согласно уставу муниципального образования является прерогативой главы муниципального образования, а если данное должностное лицо выполняет функции главы местной администрации, – председателя муниципального представительного органа, которого избирает этото орган из собственного состава.

Расходы на деятельность муниципального представительного органа предусмотрены в местном бюджете отдельной строкой согласно классификации расходов бюджетов России.

Управление и (либо) распоряжение муниципальным представительным органом муниципального образования либо отдельными депутатами (их группами) в каком бы то ни было виде средствами местного бюджета в ходе его исполнения не допускаются, кроме средств местного бюджета, которые направляются на обеспечение деятельности муниципального представительного органа и депутатов.

Функции муниципального представительного органа вне зависимости от порядка формирования могут прекратиться досрочно в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 Закона о местном самоуправлении от 2003-го г. Случаи прекращения полномочий муниципального представительного органа следующие:

  • принятие указанным органом решения о самороспуске. Причем решение о самороспуске принимают в порядке, закрепленном в уставе муниципального образования;
  • вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального назначения, автономной области, автономного округа о неправомочности действующего состава депутатов муниципального представительного органа, включая ситуации, возникающие в связи со сложением депутатами собственных полномочий;
  • преобразование муниципального образования, которое осуществляется согласно части 3, 4-7 статьи 13 Закона о местном самоуправлении от 2003-го г., а также при упразднении муниципального образования;
  • утрата поселением статуса муниципального образования вследствие его объединения с городским округом;
  • увеличение числа избирателей муниципального образования более чем на ¼, произошедшего из-за изменения границ муниципального образования либо объединения поселения с городским округом.
Читайте также:
Портфельные инвестиции: что это такое, описание и особенности

Устав муниципального образования может предусматривать досрочное прекращение полномочий муниципального представительного органа при нарушении срока издания муниципального правового акта, необходимого для выполнения решения, принятого прямым волеизъявлением граждан.

После досрочного прекращения полномочий муниципального представительного органа происходит досрочное прекращение полномочий его депутатов. При досрочном прекращении полномочий муниципального представительного органа, в который входят депутаты, избранные населением непосредственно, досрочные выборы в соответствующий представительный орган проводятся в сроки, установленные согласно Закону о местном самоуправлении от 2003-го г.

Муниципальное право Российской Федерации

Общая характеристика представительного органа муниципального образования

Представительным органом муниципального образования является орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этим обусловлено его ведущее положение в системе органов местного самоуправлении и его право непосредственно выражать волю населения муниципального образования в целом, формализуя ее в своих решениях. Представительный орган является главным нормотворческим органом муниципального образования, обладающим общей нормотворческой компетенцией. Нормотворческая компетенция иных органов является специальной. Особая связь представительного органа с населением обеспечивается также тем, что прямо или косвенно он формируется населением в лице избирательного корпуса. Кроме того, она обеспечивается коллегиальным характером работы представительного органа.

Характеризуя современные представительные органы местного самоуправления, необходимо учитывать их историческую связь с ранее существовавшими на Руси организационно-правовыми формами местного самоуправления: вече, земскими думами, местными советами. Все они суть формы российского местного самоуправления на соответствующих этапах его развития со сходным назначением, порой общими организационно-правовыми принципами и функциями (см. гл. 4).

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов в Российской Федерации. Это придаст представительному органу финансово- экономическую самостоятельность. Однако управление, распоряжение представительным органом или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов. Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

Состав . Численный состав представительных органов, определяемый уставами муниципальных образований, весьма разнообразен. Причем он далеко не одинаков даже в представительных органах муниципальных образований одного уровня. Многое зависит от объема работы данного представительного органа, численности населения муниципального образования и т.д.

В советский период российской истории, когда действовали Советы народных депутатов, их численный состав был чрезвычайно велик. Считалось, что чем шире состав Совета, тем больше трудящихся пройдет школу государственного управления. На деле же депутаты Советов не играли существенной роли в решении вопросов общественной жизни. И порой чем больше был состав Совета, тем меньше было у него возможностей эту роль выполнять, поскольку деловое рассмотрение вопросов и принятие конструктивных решений столь массовой организацией было затруднительным.

Ныне численный состав представительных органов по сравнению с составом местных Советов народных депутатов значительно сокращен, хотя и не всегда оптимален. Бывает, число депутатов представительных органов по-прежнему велико или, наоборот, слишком мало. Чтобы избежать этих крайностей, законодатель в ст. 35 Закона от 6 октября 2003 г. установил, что численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

  • 7 человек — при численности населения менее 1 тыс. человек;
  • 10 человек — при численности населения от I тыс. до 10 тыс. человек;
  • 15 человек — при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек;
  • 20 человек — при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек;
  • 25 человек — при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек;
  • 35 человек — при численности населения свыше 500 тыс. человек.

Если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек, то представительный орган поселения не формируется. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Читайте также:
Обычное право: что это такое, описание и особенности

Формирование состава . В состав представительных органов городских, сельских поселений, городских округов входят депутаты, избираемые в ходе муниципальных выборов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Имеется специфика формирования представительного органа муниципального района. Федеральный законодатель предусмотрел два варианта его формирования.

1. В представительный орган входят главы расположенных на территории муниципального района поселений, а также депутаты представительных органов этих поселений, избираемые данными органами из своего состава в соответствии с равной нормой представительства, независимо от численности населения поселений. Вновь избранный глава поселения должен сменить в составе представительного органа района своего предшественника на посту главы. Избрание нового состава представительного органа поселения означает необходимость избрания им из своего состава новых членов представительного органа района. Представительный орган поселения в любой момент может заменить ранее избранных им членов представительного органа муниципального района.

Входящие в состав представительного органа муниципального района при таком варианте его формирования лица не приобретают статуса его депутатов. Закон определяет их правовое положение как членов выборного органа местного самоуправления (в разбираемом случае — членов представительного органа муниципального района).

2. В представительный орган избираются депутаты на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный орган муниципального района может формироваться либо по первому, либо по второму варианту. Он формируется по первому варианту, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем 2/3 поселений. входящих в состав муниципального района. Инициатива в формировании представительного органа муниципального района в данном порядке оформляется решением представительного органа поселения, расположенного в границах муниципального района. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района.

Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного представительного органа муниципального района.

Правомочность состава . Общее требование российского законодательства — представительный орган может осуществлять свои полномочия (т.е. быть правомочным) в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности его депутатов (членов).

Срок полномочий . Представительный орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа избирается путем общих или досрочных выборов на определенный срок, называемый созывом. Срок, на который избирается представительный орган, устанавливается уставом муниципального образования и составляет 2-5 лет. Этот срок является предельным сроком полномочий депутатов представительного органа. Окончание срока полномочий представительного органа конкретного созыва означает и окончание срока полномочий всех депутатов данного созыва. Сказанное распространяется также на определение срока полномочий представительного органа муниципального района, избираемого на муниципальных выборах, а также его депутатов. Представительный орган муниципального района, формируемый органами местного самоуправления поселений, работает не по созывам. Он действует на постоянной основе, бессрочно.

Законодательно предусмотрено, что полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в ряде случаев.

Во-первых, если судом установлено, что представительным органом принят нормативный акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования. При этом представительный орган в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный акт. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель его высшего исполнительного органа государственной власти) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа. Полномочия представительного органа прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске. Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Во-вторых, в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования.

В-третьих, в случае вступления в силу решения верховного суда республики, соответствующего суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Читайте также:
Открытое море: что это такое, описание и особенности

В-четвертых, в случае преобразования муниципального образования.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов и необходимость формирования представительного органа нового созыва. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий указанного органа проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган муниципального образования. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного путем непрямых выборов, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Компетенция . В Законе от 6 октября 2003 г. определены вопросы исключительного ведения представительных органов местного самоуправления. Это гарантирует ведущую роль представительных органов во всей системе органов местного самоуправления.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
  • принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Анализ полномочий представительного органа позволяет сделать ряд выводов.

1. Только представительные органы вправе принимать общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, «местные законы», которые адресуются всем другим органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, гражданам, общественным объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям. Они определяют основные направления развития в различных сферах и отраслях муниципальной деятельности: социально-бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, жилищного строительства, использования земель и т.д.

2. Исключительно представительные органы утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении.

3. Установление местных налогов и сборов тоже относится к исключительному ведению представительных органов, поскольку непосредственно затрагивает материальные, наиболее существенные интересы жителей.

4. Муниципальная собственность составляет экономическую основу местного самоуправления, и представительные органы не могут стоять в стороне от управления ею. Они устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, в соответствии с которым действуют все другие органы местного самоуправления, их должностные лица.

5. Представительные органы контролируют деятельность других органов местного самоуправления, должностных лиц, предусмотренных уставами муниципальных образований. Это касается как органов и должностных лиц, избранных населением, так и тех, которые назначены представительным органом, главой муниципального образования (главой местной администрации). Осуществление контроля даст возможность добиваться исполнения принимаемых представительными органами решений, следить за законностью действий других органов местного самоуправления.

6. Представительные органы с учетом разделения труда в системе органов местного самоуправления должны следовать и определенным ограничениям в принятии решений. Так, нормативные правовые акты представительного органа, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Перечисленные выше полномочия представительных органов – это не исчерпывающий перечень их обязанностей. Федеральный закон определяет, что иные полномочия представительных органов местного самоуправления определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Это важное положение следует понимать так: в уставах муниципальных образований в соответствии с законодательством полномочия представительных органов могут быть расширены (но не сужены).

В отношении решений, принимаемых представительным органом, законодатель установил важное требование. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, если он является главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Представительные органы государственной власти

Представительные органы государственной власти – это законодательные учреждения и местные органы власти. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним. Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства (федеральное собрание). Таковыми являются парламенты (сейм, конгресс). Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. Двухпалатная структура устанавливается для поддержания равновесия между законодательной и исполнительной властью.

Читайте также:
Похищение человека: что это такое, описание и особенности

1. Рассмотрение проекта государственного бюджета и его утверждение или отклонение.

2. Контролирует органы исполнительной власти, в парламентарных республиках парламент избирает президента, а также главу правительства и членов кабинета министров.

3. Высшие органы исполнительной власти несут ответственность перед парламентом за свою деятельность.

Местные органы государственной власти имеют представительный характер, действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. Избираются непосредственно населением, им подчинены местные предприятия, местный бюджет, местное благоустройство, транспорт, коммунальное хозяйство, здравоохранение, поддержание правопорядка.

Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти:

Глава государства (принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов, ратифицирует международные договоры и соглашения, является главнокомандующим вооруженными силами страны, может распустить парламент, отказать в одобрении законопроекта, передать его на вторичное рассмотрение парламентом, имеет право смещать министров, чиновников, издает указы, регулирующие государственную жизнь в стране).

Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

В различных странах правительство имеет разные названия – совет министров, кабинет министров. Возглавляется главой правительства – премьер-министром; в состав правительства входят министры, возглавляющие министерства, ведомства, а также заместители главы правительства и помощники министров. В федерациях образуются правительства:

2. Членов федерации.

Правительства бывают коалиционными и однопартийными. Министерства и ведомства призваны обеспечивать безопасность страны, поддерживать порядок, осуществлять эффективное, оптимальное управление наиболее важными сторонами жизни. При правительстве могут быть сформированы и специальные комитеты, например, комитет по внешнеэкономическим связям. Исполнительная власть на местах осуществляется либо местными органами, либо должностными лицами, назначаемыми центральной властью, либо совместно теми и другими при строгом разграничении их компетенций.

Судебные (правоохранительные) органы государственной власти

Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законом государства процессуальном порядке. Деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану прав и интересов граждан и организаций. Суд опирается только на закон и только ему подчиняется. Система судебных органов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах одновременно выполняют функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции, а их состав избирается парламентом. В России члены Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. Прокуратура занимается расследованием преступлений; принятием мер к нарушителям порядка, поддержанием в суде обвинения, осуществлением надзора за законностью. Нотариат – удостоверением имущественных сделок; оформлением имущественных прав; засвидетельствованием документов для придания им юридической достоверности.

Вооруженные силы

Основная задача Вооруженных сил – оборона страны от внешней агрессии. Руководство ими осуществляют глава государства или глава правительства. Как правило, верховным главнокомандующим является глава государства, при котором функционируют специальные органы: Комитет обороны, совет национальной безопасности и др. Непосредственное руководство Вооруженными силами осуществляет Министерство обороны. В состав Министерства обороны, как правило, входят: Генеральный штаб, управление главнокомандующих видами Вооруженных сил, управление тыла, главные и центральные управления. Министерству обороны, генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимаются повседневным управлением военными соединениями и частями. Комплектование Вооруженных сил осуществляется путем всеобщей воинской обязанности, по контракту или по смешанному принципу. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная служба.

Контрольные вопросы

1. Основные признаки механизма государства, в чем его отличие от аппарата политической партии, профсоюзной организации?

2. Какова динамика развития государственного аппарата у различных народов?

3. Какие существенные изменения претерпел механизм государства в процессе исторического развития?

4. Основные принципы построения и деятельности современного государства. Как они проявляются в государственной жизни РФ?

5. Что такое орган государства? Какие критерии лежат в основе классификации органов государства?

6. Краткая характеристика представительных органов государственной власти. Какое место они занимают в механизме государства?

7. Исполнительные органы государственной власти: их функции и структура.

8. Судебные органы государственной власти, их соотношение с представительными и исполнительными органами современного государства.

9. Место Вооруженных сил в механизме государства.

Темы рефератов

1. Механизм государства: понятие, признаки, структура.

2. Борьба с бюрократизмом в современной России: опыт и перспективы.

3. Законодательные, исполнительные и правоохранительные государственные органы: особенности и порядок взаимодействия.

Литература

1. Конституция РФ // Российская газета. – № 257, 25.12.1993.

2. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: центральные органы федеральной исполнительной власти / Ю.М. Козлов. – М.: МГУ, 1993.

3. Кряжков В.П. Местное самоуправления: правовое регулирование и структура / В.П. Кряжков // Государство и право. – 1992. – № 1.

4. Лушинский В. Президент: власть по праву мандата / В. Лушинский // Российская Федерация. – 1993. – № 1.

5. Мальцев Г. Новый Российский парламент / Г. Мальцев, В. Ефимов // Российская Федерация. – 1993. – № 1.

6. Матузов / Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М., 1997. – С. 95-111.

Читайте также:
Правовая аксиома: что это такое, описание и особенности

7. Скуратов Ю.И. Президентская власть в России: конституционные нормы и практика / Ю.И. Скуратов // Право и жизнь. – 1992. – № 4.

8. Чиркин В.Е. Политическая и государственная власть / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 1988. – № 1.

Представительные органы местного самоуправления, их задачи и функции

Опосредованная форма осуществления власти на местах заключается в осуществлении местного самоуправления через органы и должностных лиц местного самоуправления.

Состав органов местного самоуправления (организационная основа местного самоуправления) согласно Конституции РФ, определяется населением самостоятельно, однако по общему правилу она включает:

– представительный орган муниципального образования,

– главу муниципального образования,

– местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и его глава).

В состав органов МСУ также могут входить контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Выборные должностные лица, избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, имеют двойственный правовой статус – органа местного самоуправления и должностного лица местного самоуправления. Органом местного самоуправления является и глава муниципального образования независимо от способа своего избрания.

Основной из выборных органов местного самоуправления муниципального образования – представительный орган, являющийся коллегиальным органом, состоящий из депутатов, представляющий интересы населения муниципального образования и обладающий исключительной компетенцией по принятию ряда решений от имени населения.

Представительный орган – обязательный выборный орган в структуре органов местного самоуправления муниципального образования. Исключения составляют сельские поселения с численностью избирателей менее 100 человек, где функции представительного органа выполняет сход граждан. Функции представительного органа осуществляли сходом граждан в 127 поселениях на территории 22 субъектов РФ (46 – в Республике Татарстан, 34 – в Дальневосточном и 25 – в Сибирском федеральном округе).

Представительные органы по характеру своей деятельности являются органами, осуществляющими учредительные, нормотворческие и контрольные функции, а также целеформирующие функции, которые заключаются в выявлении и формировании потребностей населения муниципального образования и формулировании на их основе цели (целей) муниципального образования, то есть в выработке на основе обсуждения и согласия большинства депутатов решений, определяющих пути развития муниципального образования. Эти стратегические решения требуют, в свою очередь, решений и действий, в том числе по привлечению средств, необходимых в данных конкретных условиях для достижения поставленных целей.

У одного муниципального образования не может быть нескольких представительных органов. Главный признак представительного органа в том и состоит, что он один объединяет в своем лице все местное население и уполномочен этим населением на решение важнейших вопросов его жизнедеятельности на территории муниципального образования.

Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, или, в случае его формирования в муниципальном районе, из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, избираемых, в свою очередь, на муниципальных выборах в поселениях.

Федеральный закон № 131-ФЗ установил минимальные пределы численности депутатского корпуса представительного органа (от 7 до 35 депутатов) в зависимости от вида и численности населения муниципального образования. Для муниципального района число депутатов не может быть меньше 15, при этом число депутатов, избранных от одного поселения, не может превышать две пятых от установленной численности представительного органа. В случае формирования представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, норма представительства депутатов представительного органа поселений в представительном органе муниципального района равная, независимо от численности населения поселения.

По вопросам своей компетенции представительный орган принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, которые принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено Законом, а также решения по вопросам организации своей деятельности.

Представительный орган наделен исключительной компетенцией. Вопросы исключительного ведения представительного органа – это вопросы, которые вправе решать только представительные органы муниципальных образований и не вправе решать никакой иной орган.

Исключительная компетенция представительного органа Федеральным законом № 131-ФЗ расширена по сравнению с Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В исключительной компетенции находятся те вопросы, которые не требуют для своего решения проведения местного референдума, опросов общественного мнения, публичных обсуждений на собраниях и конференциях граждан, и которые вправе решать только представительный орган муниципального образования и не вправе решать никакой иной орган.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, находятся:

– принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

– утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

– установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

– принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

Читайте также:
Охрана труда: что это такое, описание и особенности

– определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

– установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

– определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

– определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

– контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

– принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Приведенный перечень полномочий представительного органа не является исчерпывающим. Он может быть расширен (но не сужен) уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Он расширяется и самими федеральными законами.

Представительный орган обладает полномочиями по контролю за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. С этой целью представительный орган заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом. Представительный орган, в соответствии с Бюджетный кодексом РФ, может образовывать свой контрольно-финансовый орган, статус и полномочия которого отличны от статуса и полномочий контрольного органа муниципального образования, сформированного на муниципальных выборах или также представительным органом.

Представительный орган обладает учредительными функциями по отношению к другим органам местного самоуправления. Именно представительный орган путем принятия устава муниципального образования принимает решение о создании иных (помимо местной администрации и главы муниципального образования) органов местного самоуправления и наделяет их собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Именно представительный орган принимает решение, какие из иных органов местного самоуправления наделяются правами юридического лица, и определяет их специальную (целевую) правоспособность. Представительный орган может в соответствии с уставом муниципального образования (который им же и принимается) избирать главу муниципального образования из своего состава и формировать контрольный орган муниципального образования, а также по представлению главы местной администрации утверждает структуру местной администрации, принимает решение об учреждении органа местной администрации, в том числе и о наделении его статусом юридического лица, утверждает положение об органе местной администрации.

Существенна роль представительного органа в проведении конкурса и назначении на должность по контракту главы местной администрации. Представительный орган: устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации; устанавливает общее число членов конкурсной комиссии; назначает членов конкурсной комиссии поселения или две трети членов конкурсной комиссии муниципального района и городского округа.

Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает особый порядок внесения в представительный орган проектов нормативных правовых актов, предусматривающих установление, изменение или отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, в чем еще раз проявляются особенности взаимодействия представительного органа и местной администрации. Указанные проекты не могут рассматриваться представительным органом без выраженного мнения по этому поводу главы местной администрации.

В структуре представительного органа, как правило, образуются постоянные и временные депутатские комиссии. Как правило, формируются такие постоянные комиссии, как бюджетно-налоговая комиссия, комиссия по социальным вопросам, комиссия по комплексному экономическому развитию муниципального образования, комиссия по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, комиссия по организации работы и регламенту представительного органа и др. Постоянные депутатские комиссии осуществляют предварительное рассмотрение профильных вопросов повестки заседания представительного органа и готовят проекты решения по этим вопросам для рассмотрения их на заседании представительного органа. Временные депутатские комиссии могут создаваться для решения отдельных вопросов муниципальной деятельности, носящих срочный характер.

Подготовка заседаний представительного органа муниципального образования, внесение предложений в проект повестки дня заседания, решение вопросов текущей деятельности, как и иные вопросы организации деятельности представительного органа осуществляет, наряду с постоянными депутатскими комиссиями, председатель представительного органа, функции которого в известных случаях может исполнять глава муниципального образования. Председатель осуществляет также общее руководство необходимым и достаточным аппаратом представительного органа. Аппарат представительного органа осуществляет правовое, информационное, научно-методическое, материально-техническое обеспечение деятельности представительного органа и его заседаний, председателя представительного органа, депутатских комиссии, отдельных депутатов.

Финансирование деятельности представительного органа осуществляется за счет собственных доходов муниципального образования. В бюджете муниципального образования отдельной строкой должны быть предусмотрены средства на обеспечение деятельности представительного органа, что придает ему известную финансово-экономическую самостоятельность. Исполнение местного бюджета относится к компетенции местной администрации и вмешательство в данный процесс представительного органа местной администрации не допускается. Депутаты представительного органа или, как правило, его председатель могут распоряжаться только средствами, предусмотренными для обеспечения деятельности представительного органа.

Сроки полномочий представительного органа связаны со сроками полномочий его депутатов. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования начинаются со дня его избрания и заканчиваются со дня начала работы представительного органа нового созыва. Срок полномочий депутатов устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной работе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа. Гарантии осуществления полномочий депутатов устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ и законом субъекта РФ.

Читайте также:
Преступная мотивация: что это такое, описание и особенности

Полномочия представительного органа могут быть прекращены досрочно. Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает пять оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа: если им принято решение о самороспуске; если вступило в силу решение суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий; в случае преобразования муниципального образования и в случае его упразднения; в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; в случае увеличения численности избирателей на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Прекращение полномочий представительного органа влечет прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных на муниципальных выборах, досрочные выборы назначаются представительным органом (в решении о самороспуске) в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования, избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Дата добавления: 2019-10-16 ; просмотров: 947 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Представительная демократия: понятие и содержание

  • Общие сведения
  • История представительной демократии
  • Основные признаки
  • Способы формирования органов власти при представительной демократии
  • Противники представительной демократии
  • Недостатки представительной демократии
  • Примеры представительной демократии в современном мире

Общие сведения

Представительная демократия — политическая система, при которой формально власть исходит от народа страны, но функции по управления государством осуществляются представительными органами, избираемыми гражданами.

Представительная (репрезентативная) модель демократии особенно эффективна для государств с большой территорией, в которых постоянное участие большей части населения в политических процессах затруднено (то есть классическая прямая демократия невозможна), а также при принятии сложных политических решений, требующих профессионального опыта и определенного уровня компетентности. Таким образом, данный способ государственного управления одновременно позволяет учитывать интересы большинства и на их основе принимать соответствующие решения и предотвращает вхождение неподготовленных людей в политику.

История представительной демократии

Представительные органы государственного управления впервые появились в Римской Республике. Власть принадлежала народу и его избранным представителям, при этом в стране также был избранный или назначенный глава государства, являвшийся, в большей степени, главнокомандующим армии. Такая модель демократического устройства стала впоследствии основой для многих политических философов и мыслителей, которую они модифицировали и подстраивали под реалии времени.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Представительная демократия получила свое развитие в XIII веке в Англии. В 1258 году при участии графа Симона де Монфора, главы сопротивления баронов королевской власти, «Оксфордскими провизиями» была ограничена власть Генриха III: от баронов избирались королевские советники, трижды в год созывался парламент, баронами назначались высшие административные служащие. Позже, в 1265 году, Монфор созвал новый парламент, в который впервые были приглашены делегаты от городского населения, что стало прообразом современной Палаты общин.

В результате Войны за независимость в США в 1787 году законодательная ветвь власти была реформирована таким образом, что выборы в Сенат осуществлялись законодательными собраниями штатов. В 1913 году данная особенность была устранена, и с этого времени сенаторы избираются прямым голосованием, являются представителями населения своего штата и в полной мере несут ответственность перед своими избирателями. В течение ХХ века представительная демократия укрепилась в США за счет предоставления избирательного права категориям граждан, ранее его не имевшим: женщинам, мужчинам, не имеющим собственности, черным.

В XIX веке представительная демократия стала обычным явлением для стран, переживших индустриальную революцию и более не имевших возможности осуществлять прямую демократию из-за роста численности населения и его заинтересованности в управлении политическими процессами.

Основные признаки

  1. Принятие законов, бюджета, установление налогов представительным органом. В большинстве государств законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются органом исполнительной власти или главой государства, которые также имеют право отправлять законопроект на повторное рассмотрение и доработку.
  2. Формирование органов исполнительной власти представительным органом. В большинстве государств парламент утверждает кандидатуры членов правительства или председателя правительства, предложенные главой государства.
  3. Право законодательной инициативы. В большинстве государств предлагать к рассмотрению законопроекты могут только рабочие группы, состоящие из депутатов, при этом право законодательной инициативы принадлежит также и главе государства. В ряде государств (в том числе и России) законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.
  4. Парламентский контроль над правительством. Включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства регулярно и внепланово отчитываться перед парламентом и право парламента выносить вотум недоверие правительству. В данный момент в большинстве государств правительство и министры смещаются указом главы государства на основании недоверия со стороны парламента.

Способы формирования органов власти при представительной демократии

В демократи­ческом государстве представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осу­ществляется путем свободных выборов.

Читайте также:
Почетное гражданство: что это такое, описание и особенности

Противники представительной демократии

Существует мнение, что институт представительской демократии изжил себя. В доказательство можно изложить данные факты:

  1. Технически собрать референдум любого уровня с любым количеством участников и по любому вопросу — уже сейчас вполне реализуемая задача. Значит избираемые народные представители всех уровней больше не нужны.
  2. Механизм самих выборов устарел. Компьютерные технологии, ставшие обиходом нашей жизни, знают о нас все. Анализ больших массивов информации позволяет точно понять интересы большинства и сформировать, например, идеальный парламент, фракции в котором будут почти точно отображать общественные настроения.
  3. Выборы в их нынешнем виде прямо противоречат общественному интересу. Управленческие задачи, которые должны решать депутаты, избранные путем всенародного голосования, слишком быстро усложняются.

Недостатки представительной демократии

Несмотря на очевидные преимущества представительной демократии, противники данного вида государственного управления находят причины для критики. Среди них:

  1. Формирование органов власти посредством выборов. Избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, заведомо представляющие интересы лишь части избирателей.
  2. Разделение общества на «избирателей» и «избираемых». Реально в управлении государством участвует только вторая категория людей, тогда как первые лишь делегируют им это право. Следовательно, под сомнение ставится сам факт народовластия.
  3. Образование «электоральной элиты». Для победы на выборах избираемые должны иметь качества, отличающие их от основной массы избирателей. В итоге усиливается социальная стратификация, и граждане имеют все меньше реальной власти.

Примеры представительной демократии в современном мире

В современном мире среди государств, использующих представительную модель демократии, самым известным является США. В соответствии с их конституцией верхняя палата Конгресса — Сенат. Он избирается в ходе прямых выборов (по два представителя от каждого штата) и принимает решения, в первую очередь, по назначению высших государственных служащих. Таким образом, граждане США имеют возможность выражать свое мнение относительно новых назначений через взаимодействие со свои представителями, по сути, обязанными своим местом избирателям.

В Великобритании же, наоборот, представительная форма демократии находит проявление в выборах в нижнюю палату парламента — Палату общин, которая отвечает за все процессы, связанные с законодательством в стране. Иными словами, народ делегирует представителям право принятия решений. К тому же, принимая во внимание количество избирательных округов (constituencies) — их в Великобритании на текущий момент 650, — избиратели имеют возможность лучше узнать своих кандидатов, ознакомиться с программами партий и сделать осознанный выбор.

Прямая и представительная демократия

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формы демократии

Прямая и представительная демократия – это формы политического устройства и организации общества, формы осуществления власти, при которых основные решения могут приниматься соответственно или непосредственно гражданами, или через представительные органы.

Обе формы демократии относятся Конституцией РФ к основам конституционного строя. Народ может осуществлять свою власть прямо (непосредственно) или через соответствующие органы (государственной власти или местного самоуправления). Свободные выборы и референдум являются высшим прямым выражением власти народа (ст. 3 Конституции).

Граждане РФ имеют право быть избранными или избирать в органы местного самоуправления или в органы государственной власти, участвовать в референдуме (ст. 32 Конституции). В главном законодательном документе страны особо подчеркивается роль прямой демократии для местного самоуправления (ст. 130 Конституции).

Федеральный конституционный закон регулирует порядок проведения референдумов в Российской Федерации.

Прямая демократия

Прямая (непосредственная) демократия – это форма осуществления власти, при которой решения инициируются, принимаются и в дальнейшем исполняются непосредственно гражданами страны. Это совокупность различных форм и способов самостоятельного включения в процесс принятия общеобязательных решений, участия в создании и работе представительной системы, влияния на выработку положений государственной политики отдельно каждым гражданином или коллективом (общественные и хозяйственные объединения, партии и партийные движения и т.д.).

Прямое осуществление власти может носить общий и местный характер.

Основная характерная черта непосредственной демократии – использование граждан государства, несущих прямую ответственность за принятие и исполнение решений. Прямая демократия обладает преимуществом быстроты принятия решений на уровне небольших групп, решая вопросы частного и местного характера.

Готовые работы на аналогичную тему

К недостатку прямой демократии можно отнести сложность ее использования на больших территориях: сложность постановки вопросов; значительные сроки на согласование отдельных вопросов и осуществления голосования) без применения средств мобильной связи и компьютерной техники.

Методы непосредственной демократии:

  • выборы;
  • референдум – народное голосование;
  • народное обсуждение;
  • народная инициатива;
  • императивный мандат.

К прямой демократии также относятся отдельные методы участия в политических процессах, которые не позволяют прямо решать вопросы государственной жизни, но дают возможность влиять на процесс принятия таких решений.

Примером прямой демократии может служить штат Калифорния США, Италия, Лихтенштейн, Швейцария и другие страны, в которых для принятия политических решений применяются референдумы. Народная инициатива и народное голосование присутствуют в большинстве государств, но при этом главные политические вопросы изъяты из рассмотрения на референдуме. Императивный мандат есть в КНР, Народно-Демократической Республике Лаос, Социалистической Республике Вьетнам, КНДР и др.

Представительная демократия

Представительная (репрезентативная) демократия – это форма осуществления власти, при которой главным источником власти является народ, но управление государством осуществляется разными представительными органами, избираемыми гражданами.

Читайте также:
Охрана труда: что это такое, описание и особенности

В современных государствах представительная демократия – ведущая форма политического участия граждан в управлении государством. Граждане принимают опосредованное участие в принятии решений, в выборах в органы власти, которые призваны принимать законы и выражать их интересы.

Появления репрезентативной демократии:

  • принятие бюджета, установление налогов и сборов, принятие законов, ратификация и денонсация парламентом международных договоров (в большинстве стран бюджет и законы принимаются парламентом, утверждаются президентом (монархом) с правом отправлять проект бюджета или закона на повторное рассмотрение парламентом);
  • формирование правительства парламентом (кандидатуру председателя правительства, кандидатуры членов правительства утверждает парламент);
  • право законодательной инициативы (в большинстве государств право законодательной инициативы принадлежит группам депутатов, отдельным депутатам, президенту (монарху);
  • парламентский контроль над правительством (программы правительства, утверждение парламентом; обязанность министра и правительства предоставлять перед парламентом регулярный отчёт и др.).

Принципиальным недостатком репрезентативной демократии является создание властных органов при помощи выборов. Во время выборов избиратели, как правило, должны голосовать за малознакомых или неизвестных им кандидатов, в своем большинстве не представляющих интересы всех слоев населения.

Значение представительной демократии

Содержание:

  • Что такое представительная демократия:
  • Характеристики представительной демократии
  • Примеры представительной демократии
  • Представительная и партиципаторная демократия
  • Полупредставительная демократия

Что такое представительная демократия:

Представительная демократия, также известная как косвенная демократия, – это форма правления, при которой граждане осуществляют политическую власть через своих представителей, избираемых путем голосования, на свободных и периодических выборах.

Теоретически держателем политической власти является суверен, то есть народ, но они не осуществляют ее сами. В этом смысле косвенная демократия возникает из-за трудностей, связанных с эффективной работой каждого гражданина миллионов наций в качестве политического деятеля перед государством, так что создается фигура представительности.

По этой причине представительная демократия использует механизмы участия граждан, такие как голосование, для придания избранным представителям легитимности действовать и принимать решения от имени своих избирателей.

Таким образом, представительная демократия – это политическая система, наиболее широко принимаемая и используемая демократическими странами мира, а также характерная система либеральных стран.

Характеристики представительной демократии

Одна из основных характеристик этого типа правительства – представительность. Это должно быть подчинено решению большинства, которое будет задействовано демократическими механизмами, чтобы выбрать из ряда кандидатов тех граждан, которые будут представлять народ в различных инстанциях государства. В этом смысле существует гражданская и социальная ответственность за осуществление права голоса, чтобы представительная система работала.

Репрезентативность особенно проявляется на исполнительном уровне, в президентских, губернаторских и мэрах, а также на законодательном уровне в конгрессах, палатах или собраниях.

Еще одна характеристика представительной демократии – это существование политических партий, состоящих из граждан, которые представляют интересы и идеологии определенных слоев населения. Политические партии являются законными организациями, и поэтому их кандидаты получают преимущества официальных организаций и юридические гонорары, например, от независимых кандидатов.

Как и всякая демократия, она характеризуется демократическими ценностями, гарантией прав и благополучия граждан и руководствуется конституционными принципами и демократическими моделями.

См. Также: 7 основных характеристик каждой демократии.

Примеры представительной демократии

Представительная демократия может сочетаться с другими формами правления, обычно республиканскими, которые основаны на разделении, балансе и взаимном контроле властей, чтобы гарантировать индивидуальные свободы.

Кроме того, представительная демократия может также представлять собой федеративную или централистскую систему.Федеральная система политической организации штата состоит из политических образований или штатов, партнеров и подчиненных в рамках схемы федерального правительства, но с определенным уровнем автономии по отношению к своему правительству и законодательству.

Напротив, централистическая система не предоставляет эту независимость в принятии решений другим субъектам. Представительные, республиканские и федеральные демократии – это, например, страны вроде Мексики или Аргентины в Латинской Америке. Представительные, республиканские и централистские демократии – это, например, такие страны, как Чили и Бразилия в Латинской Америке.

См. Также Республика.

Представительная и партиципаторная демократия

Представительная или косвенная демократия отличается от партисипативной или прямой демократии своими механизмами участия.

Избирательное право – это механизм участия преимущественно представительной демократии. С другой стороны, референдумы и плебисциты – это способы осуществления прямой демократии. И представительная демократия, и демократия участия разделяют демократические ценности.

См. Также Демократия участия.

Полупредставительная демократия

Полупредставительная или смешанная демократия известна как демократия, сочетающая в себе характеристики представительной и партисипативной демократии.

Таким образом, люди избирают своих представителей посредством голосования, свободно и периодически, а также имеют возможность активно участвовать в политических делах, принятии решений и решении проблем, представляющих общественный интерес, путем активации конституционных механизмов участия, таких как народные инициативы, референдумы. или плебисциты.

Примером полупредставительной демократии является Восточная Республика Уругвай.

См. Также «Ценности демократии».

Негативные автоматические мысли: что они собой представляют и как появляются

Грамотность: определяющие ее компетенции, развитие

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: