Предупредительная забастовка: что это такое, описание и особенности

Право на забастовку и порядок ее проведения

Несмотря на все возможные примирительные процедуры, которые существуют на предприятиях, они не всегда приносят положительный результат. Именно поэтому Конституция РФ признает право на забастовку у работников предприятия.

Определение

Временное добровольное отклонение работника от исполнения своих трудовых обязанностей для разрешения коллективного трудового спора подразумевает понятие забастовки. Право на забастовку определено Конституцией РФ и ТК РФ.

Участие в ней может быть только добровольным. Нельзя принуждать работников к проведению забастовок, угрожать им в случае отказа от участия в мероприятии.

Лицо, которое заставляет работника участвовать в забастовке или, наоборот, отказываться от участия, может быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной).

Предупредительная забастовка

Под предупредительной забастовкой понимают акцию, представляющую собой демонстрацию сотрудников предприятия их готовности добиваться установленных требований любой ценой. Такой вид забастовки может быть объявлен в ходе примирительных процессов. Использовать ее можно один раз в процессе коллективных споров. При этом продолжительность такой забастовки не может быть больше часа.

Решение о предупредительно забастовке принимает представительный орган сотрудников, который участвует в примирительном процессе. Он же возглавляет забастовку и должен обеспечивать необходимые услуги.

Конституционная формула

Конституционная формула, которая определяет право на забастовку в РФ, включает в себя:

  1. Принятие забастовки как правомерного действия сотрудников.
  2. Обеспечение исполнения права на забастовку через создание системы госгарантий.
  3. Принятие забастовки как средства решения коллективного трудового спора.
  4. Перекладывание установленного правового режима забастовки к федеральной власти.

Право на забастовку Конституция РФ характеризует как связь действий коллектива в защиту своих прав с исполнением других трудовых прав, которые они имеют.

Юридические возможности

Забастовка имеет индивидуальный аспект – добровольное принятие решения об участии или неучастии в данном мероприятии.

Право работников на забастовку предполагает наличие таких юридических аспектов как:

  1. Свободное обсуждение вопроса о возможности проведения забастовки и принятии решения о ее объявлении.
  2. Свободное решение вопроса о форме мероприятия, выдвигаемых требований, обеспечении исполнения необходимых услуг.
  3. Беспрепятственное проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и ненарушение прав иных лиц.
  4. Приостановление или прекращение забастовки по решению уполномоченного органа.
  5. Пользование гарантиями, предусмотренными законом.

Когда возможна забастовка

Возможность проведения забастовки трудовое право определяет в таких случаях, когда:

  • примирительный процесс не привел к положительному результату;
  • работодатель или его представители не идут на примирение;
  • работодатель не исполняет условия соглашения, которое было достигнуто в процессе коллективного спора;
  • не исполняется решение трудового арбитража.

Все перечисленные условия дают право сотрудникам прибегнуть к забастовке. При этом представители руководящей стороны не имеют права организовывать забастовку и тем более принимать в ней участие.

Незаконные забастовки

Ограничение права на забастовку налагается:

  1. Когда введено военное или чрезвычайное положение либо используются специальные меры с учетом законодательства о чрезвычайных положениях.
  2. В вооруженных силах РФ и иных военизированных органах, которые ведают вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательными работами, поисковыми работами, ликвидации стихийных бедствий.
  3. В правоохранительных органах.
  4. В организациях, которые обслуживают опасные виды производства, на станциях скорой помощи или неотложной медпомощи.
  5. В организациях, которые обеспечивают жизнедеятельность населения.
  6. Когда забастовка может угрожать обороне страны, безопасности государства, жизни и здоровью населения.

Право на забастовку может ограничиваться федеральным законодательством. К примеру, для госслужащих Федеральной госслужбы забастовки недопустимы.

Решение о забастовке

Решение о забастовке трудовое право разрешает принимать на собрании сотрудников предприятия по предложению их представительного органа, который был избран ранее для разрешения коллективных споров на производстве.

Решение об участии сотрудников в забастовке, которая объявляется профессиональным союзом, принимается на собрании сотрудников организации без примирительного процесса.

Подобное собрание сотрудников является законным, если на нем присутствует 50% от общего числа всего коллектива. Работодатель должен предоставить коллективу помещение для проведения собрания и не может препятствовать заседанию.

Решение может считаться принятым, если за него отдали голоса половина сотрудников, присутствующих на собрании. Если собрание невозможно провести, то уполномоченный орган может утвердить свое решение путем сбора подписей в поддержку проведения забастовки.

В течение пяти дней должна работать примирительная комиссия, которая может объявить о предварительной забастовке в письменной форме не позднее, чем за три дня до ее начала.

О начале забастовки работодатель должен быть уведомлен в письменной форме за десять дней.

Что указывается в решении

Решение, дающее право на забастовку, должно содержать:

  • список разногласий сторон в споре;
  • дату и время начала мероприятия, предполагаемая продолжительность и количество участников (забастовка должна начаться в течение 60 дней с момента ее объявления);
  • название органа, который возглавляет забастовку, состав представителей сотрудников, которые участвовали в примирительном процессе;
  • перечень предложений по минимальным услугам, которые должны выполняться во время забастовки.

Работодатель должен предупредить о намеченной забастовке соответствующий госорган по урегулированию коллективных споров.

Если забастовка не начинается в срок, то последующее разрешение конфликтной ситуации должно осуществляться согласно ст. 401 ТК РФ (примирительные процедуры).

Читайте также:
Повторная экспертиза: что это такое, описание и особенности

Кто возглавляет

Возглавляет забастовку представительный орган сотрудников. Он может созвать собрание, получать от работодателя нужную информацию, которая затрагивает интересы коллектива, привлекать специалистов, подготавливающих заключения по спорным вопросам.

Представительный орган может получить право на забастовку (порядок ее проведения должен быть ему знаком), а также у данного лица есть право приостановить мероприятие.

Если необходимо возобновить забастовку, не нужно повторно рассматривать спор. Достаточно предупредить об этом работодателя и соответствующий госорган за три дня.

В ходе самой забастовки обе стороны должны продолжать разрешение конфликтной ситуации через примирительные процедуры.

Гарантии

С какой целью дано право на забастовку? Чтобы отстоять интересы бастующей стороны и разрешить спорную ситуацию, вследствие чего бастующим также даются определенные гарантии. К ним относят:

  • Участие в забастовке не рассматривается как нарушение дисциплины труда и не является основанием для увольнения сотрудника. Исключением являются ситуации, когда от сотрудника последовал отказ в прекращении забастовки.
  • Запрет на применение дисциплинарных взысканий к лицам, участвующим в забастовке.
  • Сохранение работы и должности за работником на время забастовки.
  • Возможные компенсационные выплаты лицам, которые участвуют в забастовке (если этот факт указан в коллективном соглашении).
  • Участие в забастовке не расценивается как нарушение дисциплины.

Но, исходя из того, что работники во время забастовки не исполняют своих обязательств, работодатель имеет право не выплачивать им зарплату. Также те лица, которые не участвуют в забастовке, но по известным причинам не могут выполнять свою работу, должны в письменной форме известить об этом руководителя. Работодатель, в свою очередь, может перевести таких сотрудников на другую работу.

Отмена или перенос забастовки

Забастовка может быть признана незаконной по решению Верховного суда по заявлению руководителя организации или прокуратуры. Данное решение до сотрудников должно донести уполномоченное лицо.

Если забастовка угрожает жизни и здоровью людей, судебная инстанция должна либо отложить ее на месяц, либо перенести на тот же срок. В особых случаях забастовку вправе приостановить Правительство РФ до решения соответствующего вопроса судом, но не больше чем на 10 дней.

В процессе урегулирования конфликтной ситуации запрещено проводить локаут (увольнение сотрудников за их участие в забастовке).

Обязанности сторон

Право на забастовку дает ее участникам не только возможность требовать исполнения определенных условий, но и соблюдать некоторые обязанности:

  1. Во время забастовки стороны должны продолжать разрешать коллективный спор через проведение примирительных процедур.
  2. Лица, которые возглавляют забастовку, должны обеспечивать ее участникам меры безопасности, сохранять общественный порядок, беречь имущество предприятия, а также останавливать технику, которая может угрожать жизни и здоровью бастующих.
  3. Те организации, которые обеспечивают безопасность людей и их интересов, при проведении забастовок должны предоставлять минимум работ. Если такой минимум не выполняется, то забастовка будет считаться незаконной.

Ответственность

Право на забастовку и его реализация регламентированы ТК РФ и Конституцией РФ. А какова ответственность за несанкционированные и незаконные забастовки? Существует несколько видов санкций:

  1. Дисциплинарное наказание. Данный вид ответственности предусмотрен ст. 417 ТК РФ. Сотрудники, которые приступили к забастовке или не остановили ее на следующий день после донесения решения до уполномоченного органа, могут подвергаться дисциплинарным взысканиям, а сама забастовка признается незаконной.
  2. Административная ответственность. Этот вид наказания предусмотрен ст. 20.26 КоАП РФ. Согласно статье, если работа остановлена самовольно и данное действие не предусмотрено законом, то на сотрудника налагается штраф до 1500 руб. Соответственно, если забастовка окончена вовремя или не начата вовсе, никаких административных последствий такие действия не имеют.
  3. Гражданско-правовая ответственность. Данный вид наказания предусмотрен только для профсоюзных организаций, которые объявили и не прекратили забастовку после признания ее незаконной. Такие организации должны возместить все убытки, которые понесло предприятие, причиненные устроенной забастовкой. Возместить организация должна за свой счет и в том размере, который определен судом.
  4. Уголовная ответственность. Такой вид наказания за незаконную забастовку не предусмотрен в УК РФ, но практика показывает, что уголовное дело может быть возбуждено, например, по ст. 315 УК – это злостное невыполнение представителями власти, госслужащих, служащих органов местного самоуправления, руководителей коммерческих организаций решения суда, которое вступило в законную силу. При этом неисполнение приравнивается к воспрепятствованию исполнения решения суда. Собственно, по этой статье могут обвинить уполномоченный орган, если решение суда о признании забастовки незаконной вынесено, а мероприятие продолжается.

Сегодня практически не существует материальной ответственности за проведение забастовки для уполномоченного лица, которое ответственно за указанное мероприятие. Но есть вероятность привлечения сотрудника к ответственности за участие в забастовке. Использоваться могут как легальные юридические методы, так и своеобразное «наказание» бастующих.

К тому же работодатель может косвенно наказать бастующих сотрудников, что для последних является более болезненной процедурой, нежели официальные методы.

Стоит помнить, что практически любой конфликт может быть решен при помощи примирительных переговоров. Не нужно сразу же прибегать к забастовкам или более радикальным методам. Чтобы работа в коллективе шла своим чередом, обе стороны должны научиться слушать и слышать друг друга.

Читайте также:
Оборонный заказ: что это такое, описание и особенности

Забастовка работников

Требуем, и баста! О стачках на рабочем месте

Забастовка — это самый удобный способ для работников побороться за свои права. За последнее десятилетие отношение экономически активной части населения к этому методу становится все более положительным, они перестают считать его излишне радикальным. Что и как могут требовать сотрудники компании во время забастовки? Стоит ли начальству идти на поводу у бастующих и как поскорее уладить конфликт?

  1. Самый вредоносный вид забастовки для компании — это всеобщая неожиданная забастовка. Большая часть сотрудников неожиданно, без предупреждения не выходит на работу. В таком случае боссу ничего не остается, как вступить в коллективные переговоры с недовольными подчиненными. Любой успешный бизнесмен знает, что время — деньги. А несколько дней полного простоя могут нанести большой урон компании, так что времени обращаться в суд или проверять, кто настырнее, нет.
  2. «Шахматная» забастовка — очень хитрый и выгодный для сотрудников метод. Крупная компания или организация всегда имеет несколько взаимодействующих подразделений, и при такой забастовке сотрудники различных отделов объявляют стачку поочередно. При таком раскладе все они не слишком рискуют потерей заработной платы, а также не останавливают рабочий процесс целиком. Но компания — это цепь, состоящая из множества звеньев, и, если разъединится одно, круг не замкнется. Начальству стоит рассмотреть требования бастующих работников и удовлетворить хотя бы некоторые из них, но не для одного из подразделений, а для всех.
  3. На первый взгляд кажется, что плохого в работе по правилам? Но она есть не что иное, как итальянская забастовка. В любом рабочем процессе невозможно учесть все обязанности сотрудников, поэтому некоторые их поручения и задания остаются за рамками инструкции. Формально работники не нарушают Трудовой кодекс, потому что они делают все абсолютно верно, что осложняет борьбу начальства с бастующими. Они выполняют все указания по инструкции и не делают того, что в ней не указано. Например, вряд ли кому придет на ум включить в должностные обязанности своевременную загрузку бумаги в принтер. Но при итальянской забастовке сотрудники вполне могут перестать это делать, что притормозит работу любого офиса.
  4. Нарочито медленную работу иногда также относят к итальянской забастовке или же зовут волынкой. Никто не отказывается от работы, все приходят вовремя, компания функционирует. Но сотрудники намеренно сильно затягивают совещания, увеличивают обеденные перерывы и перекуры, максимально снижают темп работы. Хорошо в такой забастовке то, что работа хоть и медленно, но идет. И это дает начальству время подумать и принять взвешенное решение касательно требований работников.
  5. Самый благоприятный для босса вида забастовки — это предупредительный. Те работники, которые собираются устроить стачку, заранее извещают работодателя о своем грядущем отказе работать и выдвигают требования, удовлетворение которых поможет организации избежать остановки рабочего процесса. Это сильно выручит начальство, если требования, выдвигаемые сотрудниками, реально удовлетворить. Но вполне возможен расклад, что компания никак не может пойти на те жертвы, которых требует персонал. Этот вид забастовок широко известен многим авиакомпаниям и другим транспортным организациям. Можно вспомнить бесчисленное количество случаев, когда пилоты, таможенники, стюардессы начинают стачку и это парализует работу аэропортов.

Цель забастовки

Чего же, как правило, требуют рабочие? Независимо от того, какой из предложенных выше методов борьбы за свои права выбирают сотрудники организации, их требования обычно примерно одинаковы. Целью забастовки могут быть повышение заработной платы, выплата премиальных, обеспечение полного соцпакета, нормированный график, уменьшение количества рабочих часов в неделю.

Проведение и борьба с забастовками

С забастовкой может столкнуться начальство любой компании или организации, как мелкой, так и крупной. Какие меры необходимо принять, если подчиненные отказываются работать на текущих условиях? В России довольно проблематично разрешить конфликт с сотрудниками с помощью антизабастовочных законов и судебных тяжб. Такое решение проблемы может оказаться слишком длительным.

Если требования сотрудников обоснованны и их выполнение не ляжет тяжким бременем на плечи компании, возможно, боссу стоит пойти на уступки. Это позволит улучшить климат в организации, расположить к себе работников и на долгое время избежать конфликтов. Но следует понимать, что иногда забастовка — это идея нескольких работников-авантюристов, а остальные поддерживают их из солидарности. И они могут оказаться не готовы к тому, что стачка обернется для них увольнением. Начальство может попробовать твердо стоять на своем, а особо недовольным подчиненным предложить уйти, если они так недовольны условиями работы. Увольнение одного сотрудника может стать показательной казнью и заставить остальных бастующих успокоиться и задуматься, действительно ли им это надо.

Конечно, самый лучший способ — это вступить в коллективные переговоры и прийти к компромиссным решениям. Если сотрудники требуют повышения зарплаты на 15%, можно предложить им сойтись на 7 или 9%. Например, авиакомпании Lufthansa не раз удавалось достигать согласованных с профсоюзами результатов, которые удовлетворяли и начальство, и подчиненных. Хотя в апреле этого года они отказались удовлетворить требования забастовщиков и решили подать иск, заявив, что сотрудники превысили свои права в рамках законной предупредительной забастовки.

Читайте также:
Недобросовестная эмиссия: что это такое, описание и особенности

Альтернативные методы борьбы с забастовками

Из альтернативных и оригинальных методов борьбы с забастовками можно выделить решение руководителей аэропорта Хитроу привлечь добровольцев на работу в аэропорту на время стачки персонала. Не каждая компания может себе позволить принять такое решение, но в некоторых случаях можно перенять такой метод борьбы с недовольными подчиненными.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Профсоюзный словарь: Забастовка

Версия для печати

Basta! – именно от этого экспрессивного восклицания, суть которого вполне ясна и без перевода, образовалось слово «забастовка». Кстати «Хватит», «Довольно», выраженные в емком понятии Basta, присутствуют как в испанском, так и итальянских языках. Забастовка подразумевает отказ наемных работников от выполнения своих обязанностей на определённый срок или бессрочно (пока требования трудового коллектива не будут удовлетворены). Чаще всего, подобное прекращение трудовой деятельности является организованным. Организовывать забастовку наёмные работники могут с разными целями: добиваясь улучшения условий труда, повышения заработной платы, прекращения давления на определённых членов коллектива или профсоюзную организацию и других действий со стороны работодателя. Особняком стоят политические забастовки, организовывающиеся с целью выказать недовольство теми или иными решениями правительства. Но обо всём по порядку. Если подыскать аналог определения «забастовка» в русском языке, то оптимальным вариантом, пожалуй, станет слово «стачка».

Выделяют несколько типов забастовок (стачек):

Официальная забастовка – коллективный отказ от продолжения работы организованный в соответствии с законодательством, профсоюзной организацией либо забастовочным комитетом.

Неофициальная забастовка – мероприятие, не имеющее официального организатора.

Стихийная забастовка – акция протеста, не только не имеющая официального организатора, но и противоречащая действующему законодательству.

В большинстве случаев забастовочное движение начинают и проводят работники, входящие в профсоюз. Их участие в стачках строится на добровольном начале и не может быть навязано. Забастовки могут быть бессрочными, когда предприятие или организацией «встает» на неограниченный срок. Или же их проведение укладывается в определенные временные рамки.

Виды забастовок

В соответствии с целями забастовки могут быть как политическими, так и экономическими.

Экономическая забастовка стачка, основывающаяся на чисто экономических требованиях со стороны работников к работодателю. Чаще всего причиной такого рода забастовки является низкая заработная плата, плохие условия труда и т.д.

Политическая забастовка строится на требованиях трудящихся отдельно взятого предприятия (чаще ряда предприятий) желающих внести изменения в существующее законодательство, в состав правительства и не т.д.

Помимо того, забастовочные действия могут иметь ряд других специфических особенностей.

Предупредительная забастовка – своеобразный «анонс» забастовки. Работа останавливается на короткий срок (обычно от нескольких часов до суток), работодателя или правительственные органы призывают удовлетворить требования бастующих в кратчайший срок, во избежание более длительных протестных действий.

Итальянская забастовка (работа по правилам) – подразумевает абсолютное следование условиям трудового договора. Трудящиеся дотошно соблюдают все составленные инструкции, что в итоге ведёт к потере производительности, большим временным затратами на простые, казалось бы, действия, а иногда и к остановке производства.

Забастовка солидарности – работу останавливают, чтобы поддержать работников с другого предприятия (часто, принадлежащего к той же отрасли или одной компании) попавших в трудную ситуацию. При этом, вовсе не обязательно, чтобы трудящиеся, проводящие подобную стачку были недовольны своими условиями работы.

Общегосударственная или национальная забастовка забастовка, проходящая на большинстве предприятий страны во всех отраслях.

Оборонительная стачки – крайняя мера, против инициатив работодателя, когда работники вынуждены разрабатывать контрмеры, дабы их условия труда не стали хуже.

Также стоит выделить такие экзотические варианты забастовок как оккупационная (предполагает захват рабочими всего предприятия и отказ покидать его территорию, пока их требования не будут выполнены) и подземную (практикуется в шахтёрской среде, когда работники угольного или горного производства отказываются покидать шахту до выполнения требований).

В зависимости от того, какие действия принимают стороны (работники, работодатели, правительство) во время проведения забастовки, она может сопровождать столкновениями с правоохранительными органами, демонстрациями на улицах, голодовками и другими протестными действиями.

Первые забастовки

Первая из описанных за всю историю человечества забастовок была, естественно, неорганизованной. Эта стачка произошла во Флоренции в далеком 1345 году. Стихийное движение бастующих возглавил чесальщик шерсти под именем Чуто Брандини. Тогда флорентийскому правительству удалось подавить забастовку и казнить отважного зачинщика, однако несколькими десятилетиями позже, чесальщикам удалось на некоторое время захватить власть в городе. Это первая в европейском масштабе забастовка, в целом же именно на территории Италии рабочие раньше других поняли, что временное прекращение работы может стать прекрасным инструментом давления на руководство предприятий и правительство.

Читайте также:
Процессуальное право: что это такое, описание и особенности

Позже пик забастовочных движений отмечается в шестнадцатом-восемнадцатом веках уже по всей Европе. Стачки носили экономический характер и никак не контролировались вышестоящими организациями, просто потому, что профсоюзные организации начали объединяться несколько позже. Чем больше трудящиеся сплачивались, добиваясь определенных совместных действий, тем продуманнее были забастовки и тем больший эффект они приносили.

Пролетариат нередко использовал стачки в борьбе за свои права. Вспомним восстания ткачей в некоторых регионах Италии в 1831, 1844 и других годах. В девятнадцатом веке в стачки погрузилась Великобритания. Именно здесь состоялись массовые и всеобщие забастовки политического склада. Рабочие в 1820 и 1842 году бастовали, поддерживая чартизм.

Считается, что забастовки помогли трудящимся не только на уровне законов прописать свои права и обязанности, но и развить структуру профессиональных союзов и партий.

В противовес силам пролетариата владельцы предприятий полагались в действиях против бастующих на поддержку властей. Еще в 1791 году право на стачки хотели законодательно искоренить во Франции, это желание вылилось в закон ЛеШапелье. Позднее в Англии был принят похожий по действию Закон Питта.

Однако пролетариат тоже работал в этом направлении, все девятнадцатое столетие ушло на борьбу с буржуазией и дискриминационными законами, принятыми представителями бизнеса в союзе с представителями власти. Венцом этой борьбы стала легализация права трудящихся на забастовки. Подобные законы были приняты в большинстве развитых государств.

Особое значение забастовкам придавали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые позиционировали стачки как одно из ключевых средств пролетариата в борьбе за свои права. В 1866 году была принята резолюция, в которой акцент делался на необходимости оказания помощи всем бастующим в международном масштабе. Однако роль стачек не была преувеличенной в этом документе, его создатели стремились подчеркнуть, что существуют и другие, не менее эффективные инструменты борьбы за свои права.

Как только начали образовываться профессиональные союзы, политические партии рабочих, организация стачек стала более продуманной. И их течение тоже приобрело более цивилизованный оттенок.

В итоге, забастовка стала законным средством, помогающим рабочим достичь тех или иных улучшений условий своего труда.

Забастовки в России

В России одной из самых первых и масштабных стачек стала забастовка в Казани на фабрике Осокина. Нельзя не упомянуть также Морозовскую стачку, которая произошла в 1885 году на фабрике Морозова (с подробностями проведения этой стачки вы можете ознакомиться здесь).

Никуда не исчезли забастовки и сегодня. Если принимать в расчет классификацию, то речь идет чаще об экономических стачках. Рабочие во многих странах мира стремятся добиться улучшения условий труда, увеличения зарплат, уменьшения рабочего дня, усовершенствования комплекса социальной поддержки трудящихся.

Согласно современному законодательству нашего государства, все работники имеют право на проведение забастовок. Это одна из форм решения возникшего коллективного трудового спора. Понятие забастовки прописано в ст. 398 Трудового кодекса. Из него следует, что бастующие переходят в режим «войны» на добровольных началах и временно. А отказаться от исполнения надлежащих трудовых обязанностей они могут полностью или же частично. О том, как необходимо действовать в период забастовки, какие у обеих сторон есть права, обязанности, можно найти информацию в ТК РФ, этому посвящены статьи 409-417.

Забастовка может организовываться не только самими трудящимися, но и их представителями. Толчком к стачке может стать нежелание руководства предприятия (или правительства) разрешить коллективный спор мирным путем. Есть еще одна причина организации забастовки – если трудовой спор был исчерпан, но все обещания владельца компании, организации остались только на бумаге, а на деле же они в жизнь не претворяются.

В Трудовом кодексе разъясняется, что за принуждение к отказу от участия в стачке или к вхождению в группу бастующих лица, совершающие такие действия, будут нести ответственность согласно существующему законодательству. Причём не только дисциплинарную, но и уголовную.

Право на забастовку имеют сугубо работники, со стороны работодателя подобные меры не являются допустимыми. Существует и запрет на участие представителей руководства в стачке.

Законодательство Российской Федерации предусматривает ряд запретов на проведение некоторых забастовок. Некоторые стачки могут быть полностью запрещены. Это забастовки, организованные при военном или чрезвычайном положении, а также частичный или полный запрет бастовать для сотрудников различных структур, от которых зависит нормальная жизнь в стране (силовые структуры, энергетики и т.д.).

Нелегальная забастовка – стачка, противоречащая тем положениям касательно сроков, порядка проведения, которые изложены в 413 статье Трудового кодекса. Если забастовка была признана незаконной, ее участникам направляют решение суда. Как только копия решения была получена представителями бастующих, стачку необходимо ликвидировать не позднее следующего дня.

Как организовать забастовку?

Существует несколько определяющих моментов, без соблюдения которых забастовка не может быть признана законной. Нелегальная забастовка не будет иметь права на существование, цель ее не будет достигнута хотя бы потому, что деятельность участников свернут еще на первом этапе.

Читайте также:
Отклоняющееся поведение: что это такое, описание и особенности

Итак, чтобы забастовка состоялась, наемным работникам следует организовать конференцию, пригласив к участию в ней всех трудящихся этого предприятия. Если невозможно оповестить участников своими силами, происходит формирование представительного органа (забастовочного комитета), либо обращение за поддержкой в профсоюз и передача полномочий ему. Согласно статье 410 ТК РФ (ред. от 22.11. 2011 № 334-ФЗ) на конференции должно присутствовать минимум 2/3 от всех делегатов.

На заседании забастовщикам следует выбирать представителей, им же предстоит подписать протокол конференции. В этом документе по пунктам необходимо изложить разногласия, сопровождающие трудовой коллективный спор. Подпись нужна и от руководства предприятия. Если работодатель или его представители уклоняются от получения изложенный требований, привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности.

Отслеживание действий бастующих и внесение коррективов в действия на этой ступени поручается забастовочному комитету.

В решении, которое предваряет объявление забастовки, указывают перечень требований, которые стали её причиной. В протоколе нужно прописать, на какой срок коллектив отказывается от выполнения работы, сколько бастующих участвует в протестных действиях. Назначают дату и время, когда начнется забастовка. Начало забастовки можно задержать не больше чем на два месяца с указанного числа. Решение о забастовке будет считаться принятым, если за него проголосуют больше половины участников собрания.

Созданный примирительный комитет функционирует пять дней, после чего можно приступать к предупредительной забастовке. О ее проведении руководителя предприятия извещают за три дня (часть шестая в ред. от 22.11.2011 № 334 – ФЗ). В период этой стачки работники должны обеспечить минимальное выполнение трудовых обязанностей. Если примирение не состоялось и после предупредительной фазы, можно реализовать право на общую забастовку. Уведомление о ней должно прийти работодателю не позднее, чем за семь дней до назначенного срока.

В период забастовки все стороны должны принимать все необходимые меры для поддержания общественного порядка и сохранности принадлежащего предприятию имущества.

Типы забастовок

Вы будете перенаправлены на Автор24

Забастовка – это один из способов разрешения трудовых конфликтов, сущность которого заключается в организованном отказе части наемного персонала от работы с целью заставить работодателей выполнить определенные экономические либо социальные требования.

Понятие и классификации забастовок

Забастовка представляет собой способ добиться от руководителя выполнения каких-либо требований путем разрешения трудовых споров. Исходя из тех требований, которые выдвигают работники, можно выделить следующие виды забастовок:

Исходя из целей забастовки:

  • наступательная – работники требуют перемен к лучшему в своей рабочей деятельности;
  • оборонительная – работники сопротивляются новым изменениям в своей рабочей деятельности, которые ведут к отрицательным последствиям;
  • политическая – работники выдвигают требования не рабочего порядка, а политического характера, например, требования смены правительства, законодательных изменений и т.д. Как правило, такие стачки способны достигать масштабного характера, привести к революционному перевороту, изменению общественно-политического устройства государства (ярким примером является Октябрьская стачка 1905 года).

Исходя из способов забастовки:

  • бесплатная – при которой работники и сотрудники продолжают осуществлять свою работу, однако не взымают плату с клиентов;
  • солидарная – работники поддерживают других бастующих – работников соседнего предприятия, района, области, соседнего государства;
  • итальянская – работники чересчур пунктуально соблюдают все требования своих должностных инструкций, вплоть до самых абсурдных и бессмысленных. Обычно такой протест способен вызвать серьезные последствия для предприятия, в виде падения производительности труда;
  • польская или оккупационная – осуществляется захват предприятия или организации ее сотрудниками;
  • подземная – применяется шахтерами в их профессиональной деятельности, выражается в том, что бастующие шахтеры в знак протеста не выходят из шахты;
  • предупредительная – забастовка проводится при рассмотрении какого-либо коллективного спора, как правило, предусмотрена законодательством по определенным правилам и процедурам;
  • частичная – в ней участвуют не все сотрудники, а только часть рабочих и служащих на предприятии;
  • всеобщая – то есть распространенная на широкую территорию.

Готовые работы на аналогичную тему

По типам забастовок выделяют следующие виды:

  • рабочая – возникающая в рабочей сфере:
  • школьная – против введения или исключения из школьной программы каких-либо предметов, за проведение реформ в системе образования;
  • студенческая – возникающая в студенческой среде, форма протеста студентов, используется для привлечения внимания общества к каким-либо проблемам.

Забастовки в России

Забастовки в России в соответствии со статьей 37 Конституции РФ, если были соблюдены все требования действующего законодательства. Так, забастовка считается законной, если она используется, как примирительная процедура. При этом работодатель не должен уклоняться от примирительных процедур с работниками. Забастовка незаконна, если она объявлена без тех процедур и требований, которые указаны в действующем законодательстве, в частности, создают ряд угроз основам конституционного строя, затрагивают законные права и интересы других лиц.

В Российской Федерации следующие виды забастовок являются незаконными:

  • проводимые в период введения военного или чрезвычайного положения, применения особых мер в соответствии с действующим законодательством, в том числе подрывают безопасность государства, его военную обороноспособности, в случае возникновения аварийно-спасательных ситуаций, поисково-спасательных действий или ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • проводимые в правоохранительных органах, органах организации, оказывающих скорую и неотложную медицинскую помощь, на производстве, где производят опасные вещества и предметы, имеется оборудование, неправильная эксплуатация которого угрожает жизни и здоровью широкого круга людей, например, забастовка на атомной электростанции;
  • в организациях, осуществляющих деятельность, связанную с обеспечением населения жизненно необходимыми ресурсами, например, энергообеспечением, газоснабжением, а также в сфере авиации, любого вида транспорта, медицинских учреждений, средств связи и т.д., в том случае, если это может нарушать права и свободы граждан, подрывать обороноспособность государства.
Читайте также:
Охрана труда: что это такое, описание и особенности

Право на забастовку в России закреплено лишь в той степени, в которой это необходимо для защиты личных и коллективных прав и свобод. Как только забастовки начинают угрожать жизни и здоровью других людей, деятельность участников забастовки начинает нарушать закон.

Признать забастовку незаконной может суд путем вынесения судебного решения.

Негативные последствия забастовок

Самые кровавые забастовки происходили тогда, когда существенным образом нарушались права и свободы работников. Миллионы мужчин и женщин погибли в борьбе за такие основополагающие принципы труда, как 8-ми часовой рабочий день, отмена работы в выходные и праздничные дни, отмена детского труда, улучшение условий работы и так далее. Порой данная борьба становилась кровавой и жестокой.

Так, например, в результате столкновений, возникших в ходе Великой забастовки железнодорожников, произошедшей в США после того, как зарплаты были снижены на 10%, военные начали расстреливать толпу и убили 10 человек, в том числе женщин и детей.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 31 01 2022

Статья 24. Представление прокурора

Статья 24. Представление прокурора

1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

3. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство — ФЗ о прокуратуре. Статья 24. Представление прокурора

В представлении указывалось на необходимость безотлагательного рассмотрения представления с участием работника прокуратуры города с уведомлением о времени и дне его рассмотрения, принятия мер по устранению выявленных нарушений закона (обеспечить создание и ведение версии официального сайта муниципального образования для слабовидящих людей), причин и условий им способствующих, недопущения их в будущем; рассмотрения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц; сообщения о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру города в письменной форме в срок, установленный пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями части 1 статьи 27, пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также исходил из взаимосвязанных положений статей 21, 22, 24 Закона о прокуратуре, и пришел к выводу о том, что само по себе представление прокурора, как акт прокурорского реагирования, не является ненормативным правовым актом, подлежащим принудительному исполнению, поскольку оно направлено на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке; представление не затрагивает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не подлежит проверке в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями части 1 статьи 27, пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также исходил из взаимосвязанных положений статей 21, 22, 24 Закона о прокуратуре, и пришел к выводу о том, что само по себе представление прокурора как акт прокурорского реагирования не является ненормативным правовым актом, подлежащим принудительному исполнению, поскольку оно направлено на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке; представление не затрагивает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не подлежит проверке в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Читайте также:
Ограниченная оборотоспособность: что это такое, описание и особенности

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно статье 24 названного Федерального закона представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения в суд.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Ю. Кихов оспаривает конституционность статьи 24 “Представление прокурора” Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации”.

Использовать полномочия, предоставленные пунктом 2 статьи 4, пунктом 3 статьи 22 и статьей 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, по внесению представлений и информированию руководителей следственного органа о состоянии законности и выявляемых нарушениях, если они носят систематический характер и их устранение требует принятия организационных мер, а также рассмотрения вопросов дисциплинарного воздействия в отношении нарушителей.

Ответ. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” (далее – Закон о прокуратуре) в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Соответственно, правоприменительные органы имеют возможность выбрать меры, адекватные для конкретной правоприменительной ситуации, исходя из того, какие санитарные требования нарушаются, характера нарушения и размера причиняемого вреда, а также с учетом того, что приостановление деятельности необходимо, как правило, в случае, если нарушения санитарных правил носят устранимый характер, а прекращение деятельности, будучи более строгой по своему правовому эффекту мерой государственного принуждения, необходимо в случае, когда иным образом нарушения устранены быть не могут или нарушитель уклоняется от их устранения. При этом действующее законодательство не ограничивает возможности правоприменительных органов по реагированию на нарушения санитарных правил только возможностью обратиться в суд с требованием о приостановлении или прекращении противоправной деятельности. В частности, прокурор вправе внести представление об устранении нарушений лицу, которое уполномочено их устранить (статья 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”).

Реализация названного полномочия происходит в рамках, установленных ст. 24 Закона о прокуратуре. Основанием для принятия этой меры прокурорского реагирования служат проверенные прокурором сведения о неправильном применении норм материального права и (или) несоблюдении должностными лицами органа административной юрисдикции процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе требований о:

27. В строке 21 указывается количество представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности, внесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных статьей 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Согласно Федеральному закону “О прокуратуре Российской Федерации” требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

Читайте также:
Обязательная доля: что это такое, описание и особенности

Представление прокурора об устранении нарушений закона в соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

27. В строке 21 указывается количество представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности, внесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных статьей 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

В случае установления временной администрацией фактов нарушения действующего законодательства сотрудниками кредитной организации, оказавшими противодействие осуществлению функций временной администрации, руководитель временной администрации вправе на основании статьи 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” самостоятельно обратиться в органы прокуратуры с просьбой о внесении указанным лицам представления об устранении нарушений требований действующего федерального законодательства. Одновременно временная администрация информирует Банк России об указанном обращении.

“В случае установления временной администрацией фактов нарушения действующего законодательства сотрудниками кредитной организации, оказавшими противодействие осуществлению функций временной администрации, руководитель временной администрации вправе на основании статьи 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” самостоятельно обратиться в органы прокуратуры с просьбой о внесении указанным лицам представления об устранении нарушений требований действующего федерального законодательства. Одновременно временная администрация информирует Банк России об указанном обращении.”.

Требования и представления прокурора по уголовным делам: понятие и отличия

Одним из участников уголовного судопроизводства является прокурор, на которого возложены две основные функции:

  • надзор за соблюдением законов при проверке сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел, рассмотрении уголовных дел судами и при исполнении приговоров и иных судебных решений;
  • утверждение обвинительного заключения (обвинительного акта, обвинительного постановления, постановления о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера) и поддержание обвинения в суде.

В рамках осуществления своих полномочий прокурор при установлении фактов нарушения действующего законодательства выносит и направляет в адрес руководителя следственного органа требования и представления. Несмотря на то, что в основе обеих названных форм прокурорского реагирования лежат факты нарушений закона, они различаются между собой как нормативным регулированием, так и назначением.

  1. Требование прокурора по уголовному делу это предусмотренная УПК РФ форма прокурорского реагирования на допущенные нарушения уголовно-процессуального законодательства при расследовании конкретного уголовного дела, выраженная в адресованном руководителю следственного органа обязательном для исполнения указании об устранении допущенных нарушений. Основания и порядок вынесения прокурором требования в области уголовного судопроизводства регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Закон «О прокуратуре РФ» хоть и указывает на обязательность требований прокурора, но не выделяет требование как отдельную формы прокурорского реагирования, подразумевая под требованием лишь инструмент истребования прокурором необходимых сведений и информации от должностных лиц, граждан и организаций.

Прокурором направляются требования об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.

Согласно ст. 21 УПК РФ требования прокурора в пределах его полномочий обязательны для исполнения. Между тем, требования прокурора, адресованные им руководителю следственного органа, могут не исполняться.

Так, согласно части 4 ст. 39 УПК РФ требования прокурора рассматриваются руководителем следственного органа в срок не позднее 5 суток. По результатам рассмотрения требования возможны два варианта развития событий, которые зависят от того, согласен ли руководитель следственного органа с поступившим требованием.

Если следователь, расследующий уголовное дело, а также руководитель следственного органа согласен с сутью требований прокурора, то выявленные нарушения устраняются, а руководитель следственного сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений.

Если следователь, расследующий уголовное дело не согласен с поступившим требованием, то он обязан направить руководителю следственного органа письменные возражения (ст. 38 УПК РФ), которые доводятся до сведения прокурора. Согласно пункту 7 части 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение.

При несогласии с требованием руководителем следственного органа последний выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

Согласно ч. 6 ст. 37 УПК РФ при поступлении прокурору постановления руководителя следственного органа о несогласии с требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к руководителю вышестоящего следственного органа вплоть до Председателя СКР, руководителя Следственного департамента МВД РФ, руководителя Следственного управления ФСБ РФ. Также прокурор может обратиться в подобном случае к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

  1. Представление прокурора. Порядок внесения прокурором представления регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Читайте также:
Назначение наказания: что это такое, описание и особенности

Представление прокурора по уголовному делу – это предусмотренный ФЗ «О прокуратуре РФ» акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения уголовно-процессуального законодательства, имеющие системный характер, адресованный руководителю следственного органа и содержащий предложения как к устранению нарушений закона, так и причин и условий, способствовавших совершению нарушений закона, а также по привлечению к ответственности виновных лиц. В более общем понимании представление прокурора это предусмотренный ФЗ «О прокуратуре РФ» наряду с протестом, постановлением и предостережением один из актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Согласно ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Отличие требования прокурора от представления прокурора по уголовному делу.

Таким образом, в рамках уголовного судопроизводства основное отличие требования прокурора и представления прокурора заключается в следующем:

  1. Требование прокурора вносится при установлении нарушений в рамках расследования конкретного уголовного дела, рассмотрения конкретного сообщения о преступлении и нацелено на отмену незаконного и необоснованного процессуального решения, устранение конкретных нарушений, совершение конкретных действий по устранению нарушения закона. Представление вносится при установлении нарушений, имеющих системный, общий характер, например, по результатам нарушений, выявленных при расследовании нескольких уголовных дел, и нацелено не только на устранение нарушений, но также и причин и условий, способствовавших появлению нарушений, а также на привлечение виновных лиц к ответственности.
  2. Требование прокурора по уголовному делу, порядок его рассмотрения регламентируется УПК РФ, а представление – Законом «О прокуратуре Российской Федерации».
  3. Срок рассмотрения требования и сообщения прокурору о результатах – 5 суток, а представление подлежит немедленному рассмотрению с сообщением прокурору о принятых мерах в течение одного месяца.

Немного статистики: по итогам 2018 года органами прокуратуры России направлено 294 731 требований в рамках уголовного судопроизводства, а в 2019 году – 316 820 требований. В 2018 году внесено 85 790 представлений, а в 2019 году – 86 160. То есть, требований направлено в 3.5 раза больше, чем внесено представлений.

Памятка по порядку рассмотрения представления прокурора об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации (утв. ФАНО России)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПО ПОРЯДКУ РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРА

ОБ УСТРАНЕНИИ ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” (далее – Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в статьями 9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и иными прямо указанными в законе субъектами, которые обязаны приступить к исполнению соответствующих требований в установленные законом сроки.

Представление прокурора об устранении нарушений закона в соответствии со статьей 24 Закона о прокуратуре подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Представление об устранении нарушений закона

Представление прокурора – один из возможных актов прокурорского реагирования. Такое представление может быть вынесено только прокурором или его заместителем и является обязательным для исполнения органами и их должностными лицами, которым предназначен данный документ (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).

Жестких требований к содержанию представления прокурора об устранении нарушений в законодательстве не содержится, вместе с тем представление включает, как правило, следующие данные:

название органа, наименование должностного лица, которому адресован документ;

источники информации о выявленных нарушениях (например, результаты проведенной проверки и т.д.);

перечень обнаруженных нарушений со ссылками на соответствующие нормы законодательства;

комментарии относительно порядка и сроков рассмотрения такого представления.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Читайте также:
Повторная экспертиза: что это такое, описание и особенности

В соответствии с требованиями пункта 5.3.2. Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федерального агентства научных организаций, утвержденной приказом ФАНО России от 09.12.2013 N 7 (далее – Инструкция по делопроизводству), поступившее представление представляется Отделом документационного обеспечения

Административного управления (далее – АУ) на доклад руководителю Федерального агентства научных организаций (далее – Агентство) в день поступления или на следующий рабочий день.

Проект указаний по исполнению представления готовятся работниками Отдела документационного обеспечения АУ на основании анализа содержательной части документов, а также исходя из распределения обязанностей между руководителем Агентства и его заместителями.

В соответствии с требованиями пункта 5.5.2 Инструкции по делопроизводству в состав указаний по исполнению представления входят следующие элементы:

ответственный организатор исполнения поручения (фамилия и инициалы заместителей руководителя Агентства);

ответственный исполнитель, соисполнители (фамилия и инициалы начальников управлений, которым дается поручение);

срок исполнения поручения.

Дополнительно (через знак +) указываются фамилии и инициалы должностных лиц, которым данный документ направляется для информации.

Организатором исполнения представления является поименованный первым заместитель руководителя Агентства, который определяет ответственного исполнителя, организует его работу по исполнению представления и, при необходимости, подключает к исполнению другие управления, в том числе не поименованные в указании по исполнению представления руководителя Агентства.

При исполнении поручения по представлению следует учесть, что в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Следовательно, исполнение поручения не ограничивается только подготовкой ответа на представление.

В этой связи ответственный исполнитель должен выполнить следующий ряд мероприятий.

Изучить представление и определить необходимость привлечения в качестве соисполнителей других управлений для исполнения, в случае если они не были указаны в поручении руководителя Агентства. При необходимости участия других управлений, доложить организатору исполнения об этом. Соответственно организатор исполнения представления дает указание управлениям по исполнению представления.

Далее в течение 5 рабочих дней с момента получения на исполнение представления ответственный исполнитель собирает материалы и информацию по вопросам, указанным в представлении, а соисполнители готовят позицию управления по вопросам представления, а так же необходимые материалы и информацию.

Ответственный исполнитель по собранным материалам и информации в течение 3 рабочих дней готовит доклад о мерах, которые необходимо принять по устранению допущенных нарушений закона, их причинах и условиях, им способствующих (далее – доклад о мерах). Одновременно с докладом на подпись ответственному организатору представляется проект уведомления прокурора о дате и времени рассмотрения представления прокурора (Приложение N 1).

В докладе о мерах ответственный исполнитель должен определить круг лиц, допустивших указанные в представлении нарушения, а так же необходимость проведения служебной проверки, либо ее отсутствие.

Ответственный организатор принимает доклад о мерах и дает соответствующие указания по выполнению и контролю за исполнением. В случае необходимости проведения служебной проверки, с целью привлечения к дисциплинарной ответственности лиц допустивших нарушения, направляет руководителю Агентства ходатайство о ее проведении.

Ответственный организатор в соответствующую дату и время проводит совещание по рассмотрению представления с участием представителей прокуратуры.

Ответственный организатор и ответственный исполнитель в дальнейшем действуют в соответствии с решениями, принятыми на совещании и в рамках своих полномочий.

Ответственный исполнитель за 5 рабочих дней до истечения контрольного срока готовит проект Письма о рассмотрении представления прокурора и мерах, принятых по его итогам (далее – Письмо) (Приложение N 2), визирует его у соисполнителей и представляет ответственному организатору, далее Письмо представляется на подписание руководителю Федерального агентства научных организаций либо лицу, временно исполняющему обязанности руководителя Агентства.

Ответственный исполнитель обязан учитывать:

временные интервалы по этапам исполнения необходимые для исполнения поручения в установленный срок;

время, требуемое для регистрации и отправки Письма;

график работы подразделений адресата, принимающих входящую корреспонденцию;

а также способы и время доставки.

Если последний день срока исполнения поручения приходится на нерабочий день, оно подлежит исполнению в предшествующий ему рабочий день.

В случае если в представлении затрагиваются вопросы сферы деятельности должностного лица Агентства, то оно не может быть назначено ответственным руководителем или ответственным исполнителем по данному представлению.

В случае если срок мероприятия, проводимого в рамках принимаемых мер по устранению допущенных нарушений закона выходит за месячный срок рассмотрения представления, в Письме указывается конечная дата выполнения и состояние на момент представления Письма. Кроме того, ответственный исполнитель после завершения указанного мероприятия в дополнение к Письму, представленному ранее на имя прокурора, вынесшего представление, направляет информацию о завершении мероприятия срок выполнения которого выходил за пределы месячного срока рассмотрения представления за подписью ответственного организатора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: