Преференциальный режим: что это такое, описание и особенности

Преференции по 44-ФЗ

  • Бюджетное законодательство
  • Международные акты
  • ООС ЕИС ЭлБюджет
  • Письма разъяснения ФАС МЭР МинФин ФК
  • Постановление правительства РФ
  • Приказы МинПромТорг
  • Приказы МинФин и ФК
  • Приказы МЭР
  • Приказы ТПП
  • Приказы ФАС
  • Распоряжения Правительства РФ
  • Федеральные законы
  • Иные документы

Антикризисное предложение до 26 декабря

Преференции по 44-ФЗ: условия, схемы предоставления, примеры

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Преференции по 44-ФЗ – что это такое
  • Условия предоставления преференций по 44-ФЗ
  • Схема предоставления преференций и ограничения по 44-ФЗ
  • Пример закупки товаров по преференциям организации инвалидов и УИС по 44-ФЗ
  • Что еще нужно знать о преференциях по 44-ФЗ
  • Какие предусмотрены преференции отечественным производителям по 44-ФЗ

Преференции по 44-ФЗ предоставляются разным категориям поставщиков, участвующих в электронных торгах. В законе и Постановлениях Правительства прописаны условия, которым должны соответствовать поставщики. Также там указаны схемы предоставления преференций.

Знать о применении льготного порядка в ходе выбора исполнителя важно не только поставщикам, но и заказчикам, чтобы правильно определить победителя торгов и соблюсти все условия, прописанные законодательством.

Преференции по 44-ФЗ – что это такое

Некоторым организациям и предприятиям доступны особые условия, предоставляемые государством и облегчающие ведение хозяйственной деятельности, – льготы, или преференции. Они разработаны не только для сферы производства и налогообложения, но и для госзакупок.

Закон о контрактной системе (44-ФЗ) не содержит определения преференций, однако в нем установлены правила, в соответствии с которыми организаторы тендеров должны определять поставщика. Среди них есть нормы, регламентирующие преимущественное право некоторых участников закупок на исполнение контракта.

Преференции по 44-ФЗ полагаются следующим категориям участников торгов:

  • учреждениям уголовно-исполнительной системы (УИС) и предприятий этой системы (ст. 28);
  • организациям инвалидов (ОИ) (ст. 29);
  • некоммерческим предприятиям/объединениям, деятельность которых имеет социальную направленность (СОНКО) (ст. 30);
  • малым предприятиям (СМП) (ст. 30).

Преференции могут предоставляться не только на основании 44-ФЗ, они установлены также в других нормативно-правовых актах:

  • В Постановлении Правительства № 649 от 2014 г. с утвержденным перечнем товаров, работ и услуг, закупаемых у учреждений УИС.
  • В Перечне товаров, работ и услуг, закупаемых у организаций инвалидов по Постановлению Правительства № 341 от 2014 г.
  • В Приказе Минэкономразвития № 155 от 2014 г., регламентирующем допуск продукции зарубежного производства (заменен Приказом Минфина от 2018 г. № 126н).
  • В Постановлении Правительства № 925 от 2016 г., устанавливающем приоритет для отечественной продукции.

Также преимущественным правом на исполнение госконтрактов обладают компании, которые предлагают заказчику товары, произведенные в России или в странах ЕАЭС (в том числе в Беларуси) (ст. 14).

Смысл любой льготы по ст. 28-30 Закона №44-ФЗ состоит в том, что из нескольких одинаковых по условиям предложений исполнения госзаказа от участников аукциона его организатор должен выбрать компанию, относящуюся к соответствующей категории.

Условия предоставления преференций по 44-ФЗ

Для получения преимущественного права на исполнение госконтракта участники тендеров должны соответствовать определенным требованиям.

К примеру, учреждения уголовно-исполнительной системы обязаны быть в перечне из Постановления Правительства № 89 от 2000 г.

Организацией инвалидов может быть признано объединение, не менее 80 % участников которого являются лицами с ограниченными возможностями здоровья или их законными представителями в соответствии с требованиями ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Субъектами малого предпринимательства являются фирмы, соответствующие условиям ст. 4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 2007 г. В ней установлены ограничения по среднесписочной численности персонала и годовой доходности компании.

Целью создания социальных НКО является осуществление деятельности, не имеющей коммерческой составляющей. Она регламентируется законом «О некоммерческих организациях». Преференции по 44-ФЗ предоставляются только НКО, учредителями которых являются негосударственные и муниципальные образования.

Если говорить о льготах, предоставляемых в рамках национального режима, то ограничений для потенциальных поставщиков, имеющих преимущественное право при проведении аукционов, нет.

Это может быть любое физическое лицо или организация, предлагающая продукцию отечественного происхождения или выпущенную в странах ЕАЭС.

Схема предоставления преференций и ограничения по 44-ФЗ

Преференции по 44-ФЗ реализуются по различным схемам в отношении каждой из категорий участников госзакупок, которые имеют на них право.

Учреждения уголовно-исправительной системы могут пользоваться преференцией в размере 15 процентов по 44-ФЗ. Это значит, что победившая на торгах организация вправе затребовать увеличение стоимости контракта на 15 %. При этом не допускается превышение НМЦК, прописанной в извещении об аукционе. К примеру, НМЦК составляет 1,5 млн руб. Победителем закупки стала компания из состава УИС с ценой 1,35 млн руб. Заключение с ней контракта возможно максимум по стоимости в 1,5 млн руб., хотя увеличение ее на 15 % позволило бы поднять цену заказа до 1,55 млн руб.

Читайте также:
Научный центр: что это такое, описание и особенности

Аналогична схема предоставления преференций инвалидам по 44-ФЗ. Постановления Правительства устанавливают четкие правила участия их в госзакупках. Заключая контракт, такие компании тоже могут требовать повышения стоимости контракта не более чем на 15 %. И также существует ограничение итоговой цены закупки не более НМЦК.

Суть льгот для представителей малого бизнеса и социальных некоммерческих организаций заключается в приглашении их к участию в закупках, недоступных для крупных предприятий. Лимит подобных закупок установлен на законодательном уровне, НМЦК составляет 20 млн руб.

Необходимо помнить, что закон обязывает заказчиков проводить закупки в размере не менее 15% от общего объема, отбирая методом аукциона поставщиков среди СМП и НКО социальной направленности. Для малых предприятий действуют особые условия оплаты госконтрактов – в течение 15 дней после исполнения (в общем случае этот срок составляет 30 дней).

Установка преимущественного права для небольших компаний на участие в закупке целесообразна, только если они смогут исполнить контракт. К примеру, не следует организовывать тендер для СМП и СОНО, если планируется закупать медицинские услуги или топливо, так как такие услуги и товары поставляют в большинстве случаев крупные организации.

После выбора объекта закупки у СМП требуется отражение информации в плановых документах, закупочной документации и контракте. При этом обязательно нужно прописать следующие моменты:

  • Оплата. В случае если исполнителем контракта является СМП или СОНО, то заказчик обязан произвести оплату не позже чем через 15 дней после подписания приемочных документов.
  • Штрафы. Если оплата не производится в срок, то начисляется пеня. За другие нарушения условий контракта назначаются штрафы. В документации должны быть обязательно отражены эти условия. Следует указывать фиксированный размер штрафа в зависимости от цены контракта, а также всю линейку штрафных санкций. Малые предприятия штрафуют на следующие суммы:
  • 3 % при стоимости закупки до 3 млн руб.;
  • 2 % при стоимости закупки от 3 до 10 млн руб.;
  • 1 % при стоимости закупки от 10 до 20 млн руб.

Пример закупки товаров по преференциям организации инвалидов и УИС по 44-ФЗ

Списки постановлений содержат коды по классификатору ОКПД-2, для которого разработана специальная структура (пример ее приведен ниже для класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Льготами могут пользоваться производители любых товаров из структуры кода.

13 Класс «Текстиль и изделия текстильные»

13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие»

13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»

13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства»

13.92.12 Вид «Белье постельное»

13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей»

13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей»

К примеру, объявляется тендер на закупку электрических переносных светильников. В классификаторе ОКПД-2 они закодированы под номером 27.40.21.110. В Постановлении № 341 содержится код 27.40.2 «Светильники и осветительные устройства», в структуре которого есть закупаемый объект. Поэтому организациям инвалидов при проведении этого тендера должны предоставляться преференции.

Важно! При необходимости приобретения нескольких категорий продукции необходимо убедиться, что все они содержатся в перечне. Только в таком случае следует проводить единый аукцион. Если среди объектов закупки есть товары, не включенные в перечень, лучше провести несколько процедур.

Преимущественное право должно быть прописано в плановых документах, а также в закупочной документации, проекте контракта. Кроме того, нужно документально фиксировать максимальную стоимость контракта в размере НМЦК. В аукционной документации нужно оговаривать преимущественное право для организаций, имеющих преференции по 44-ФЗ.

Что еще нужно знать о преференциях по 44-ФЗ

Получить льготы могут учреждения УИС или ОИ. Принадлежность к этой категории организаций должна подтверждаться документами. Подтверждение может осуществляться разными способами в зависимости от метода организации тендера:

  • При проведении конкурса в электронной форме, электронного аукциона, а также при запросе предложений в электронной форме требуется предоставление документов (их копий), подтверждающих право на преференции.
  • При проведении электронного запроса котировок необходима подача участником декларации в электронной форме, сформированной при помощи средств ЭТП.

Как должен действовать организатор закупки, если ее победителем стал льготник:

  • Если поставщиком является организация уголовно-исполнительной системы, то в ее заявке должно быть требование о получении преференций. На основании этого требования льготы должны быть предоставлены.
  • Если поставщик – компания ОИ, то она должна включить в заявку заявление о том, что соответствует категории. Перед подписанием договора ей необходимо потребовать от заказчика в письменном виде предоставления льгот. При наличии такого требования организатор закупки, устанавливая цену, обязан учитывать преференции, полагающиеся победителю.
Читайте также:
Объективное вменение: что это такое, описание и особенности

Важно! В случае уклонения выигравшего аукцион поставщика от подписания договора следующему участнику тоже должны предоставляться преференции, если он имеет на них право.

После проведения тендера для СМП и СОНО требуется проверка победителя. Хотя в его заявку должна быть включена декларация, подтверждающая соответствие льготной категории, стоит проверить информацию, просмотрев реестр на сайте ФНС.

Для всех заказчиков обязательна публикация в Единой информационной системе отчета о закупке у малых предприятий и организаций некоммерческого характера. Срок публикации – до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Закупить все необходимые товары у небольших фирм довольно сложно. Хороший вариант упрощения задачи – привлечение СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. При этом в закупочной документации необходима установка требования к поставщикам, не относящимся к субъектам малого бизнеса, набирать в соисполнители СМП и СОНО. Также необходимо прописать в проекте контракта сумму, на которую требуется привлекать мелкие фирмы.

Какие предусмотрены преференции отечественным производителям по 44-ФЗ

Чтобы получить преференции российскому производителю по 44-ФЗ, он должен предоставить декларацию или сертификат соответствия на выпускаемую им продукцию. В рамках национального режима закупка товаров иностранного происхождения может быть полностью запрещена. Возможно также ограничение их доступа к торгам.

Контрактная система предоставляет преимущества поставщикам товаров отечественного происхождения или выпущенным на территории ЕАЭС. Однако льготы распространяются не на все товары. Приказом Минфина № 126н от 04.06.2018 утвержден перечень товаров иностранного производства, для которых установлены специальные правила по допуску к госзакупкам.

Ранее регулирование преференций осуществлялось Приказом МЭР № 155. Однако с 04.11.2018 его действие прекратилось – он утратил силу Приказом Минэкономразвития № ;499 от 19.09.2018. Взамен был издан Приказ Минфина № 126н от 04.06.2018.

В соответствии с Приказом № 126н преференции при госзакупках предоставляются в следующем порядке:

  • Если проводится электронный конкурс, запрос предложений и запрос котировок, то поставщикам российской или произведенной на территории ЕАЭС продукции предоставляется преимущество по критерию «стоимость контракта». Так, заказчик сравнивает уменьшенную на 15 % стоимость отечественных товаров с ценами на иностранные. К примеру, НМЦК составляет 500 000 руб. Один из участников предлагает исполнить заказ за 450 000 руб., поставив товар китайского производства, а другой может поставить российскую продукцию за 500 000 руб. Чтобы сравнить эти два предложения, стоимость второго снижают на 75 000 руб. (15 %). Получается 425 000 руб., что меньше 450 000 руб. Поэтому победителем признается второй участник. При этом контракт заключается с ним по начальной цене 500 000 руб.
  • Если проводится аукцион, то способ определения исполнителя заказа обычный. В случае победы поставщика иностранной продукции стоимость контракта снижают на 15 %. Если же побеждает отечественный производитель или из стран ЕАЭС, то контракт заключают по предложенной им цене. При подаче заявки на участие в тендере необходимо учитывать дополнительное снижение стоимости заказа, чтобы не понести убытки.

Заявки по ПП № 925 от 16.09.2016 о приоритете товаров отечественного производства в закупках по 223-ФЗ оценивают с учетом норм Генсоглашения по тарифам и торговле 1994 г. и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. От преференций по 44-ФЗ по Приказу Минфина № 126н такие преимущества отличаются тем, что утверждение перечня продукции, попадающей под льготные условия, осуществляет сам заказчик.

Информацию о льготах, которые предоставляются в рамках конкретной закупки, и о порядке их получения заказчик публикует в Единой информационной системе.

Там же размещается и список документов, необходимых для подтверждения права на преференции.

Преференциальный режим — льготный режим осуществления внешнеэкономических связей

Преференциальное соглашение

Преференциальное соглашение подписывается между двумя или более странами с целью упрощения международной торговли между ними путем снижения внутренних тарифов. В таких случаях страна на одни и те же товары устанавливает льготные таможенные тарифы для торговли в зоне преференциальной торговли и обычные – для торговли с остальными странами. Преференциальная торговля является простейшей формой международной экономической интеграции. Зона свободной торговли в отличие от преференциальной соглашения предусматривает полную ликвидацию таможенных барьеров во взаимной торговле.

Зона преференциальной торговли Зона преференциальной торговли (также соглашения преференциальной торговли) является торговым блоком, который дает преференциальный право доступа к определенным продуктам от стран-участниц. Это делается путем снижения тарифов, а не путем отмены их полностью. Зона преференциальной торговли может быть установлена ​​с помощью торговой сделки. Это является первым этапом экономической интеграции. Граница между зоной преференциальной торговли и зоной свободной торговли (ЗСТ) может быть размытой, поскольку почти любая зона преференциальной торговли имеет главную цель стать ЗСТ соответствии с Генеральным соглашением по тарифам и торговле.

Читайте также:
Признание международно-правовое: что это такое, описание и особенности

Эти тарифные преференции создали многочисленные отклонения от нормального принципа торговых отношений, то есть члены Всемирной торговой организации (ВТО) должны применять тот же тариф на импорт от других стран-членов ВТО.

Перечень зон преференциальной торговли

Зона свободной торговли – это в основном зона преференциальной торговли с увеличенным объемом снижение тарифов. Все зоны свободной торговли, таможенные союзы, общие рынки, экономические союзы, таможенные и денежные союза и экономические и финансовые союзы считаются улучшенными формами зоны преференциальной торговли, но они не перечислены ниже.

Многосторонние

  • Организация экономического сотрудничества (ОЭС) (1992)
  • Всеобщая система преференций
  • Глобальная система торговых преференций между развивающимися странами (ГСТП) (1989)
  • Латиноамериканская ассоциация интеграции (1981)
  • Протокол о торговых переговоров (PTN) (1973)
  • Соглашение по преференциальной торговли в Южной Азии (1999)
  • Юго-тихоокеанская соглашение о региональной торговле и экономическом сотрудничестве (1981)

Подтверждение права на применение преференциальной поправки

Важно: конкурсная документация, представляемая участникам процедуры закупки организатором, должна содержать информацию и условия применения преференциальной поправки. В случае отсутствия в документации перечня документов, которые следует предоставлять для подтверждения права на преференциальную поправку, участнику необходимо направить официальный запрос организатору процедуры для получения разъясняющей информации.

Документами, подтверждающими право на применение преференциальной поправки в размере 15%, являются:

  • при закупке товаров: сертификат о происхождении товара формы СТ-1 либо сертификат продукции собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, в т.ч. ее унитарными предприятиями, их представительствами и филиалами, либо Торгово-промышленными палатами Армении, Казахстана и России (Постановление от 28.06.2017 г. № 354
    );
  • при выполнении работ/оказании услуг: свидетельство о гос. регистрации юридического лица или ИП и специальные разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности (в случае если данный вид деятельности подвергается обязательному лицензированию).

Документом, подтверждающим право на применение преференциальной поправки в размере 25% (дополнительно к вышеперечисленным), является справка о списочной численности работников с указанием численности инвалидов, подписанная руководителем организации.

Обращаем Ваше внимание, что не смотря на имеющиеся в сертификатах соответствия и декларациях сведения об изготовителе товара (включая адрес и страну местонахождения изготовителя), данные документы не являются подтверждением права на преференциальную поправку, т.к. вышеуказанные сведения не свидетельствуют о стране происхождения товара. Аналогично ситуация обстоит и с иными документами, подтверждающими качество и безопасность товара, в т. ч. паспортами качества.

Специфика

В течение нескольких последних лет преференциальная система существенно расширилась и усложнилась. В РФ появилась законодательная база, обеспечивающая ее регулирование. В России создана собственная автономная схема предоставления льгот развивающимся странам, подписавшим внешнеторговый контракт. По ст. 36 указанного выше ФЗ, периодически Правительство пересматривает действующую схему. Это происходит не реже 1 раза/5 лет. Кроме этого, допускается ежегодный пересмотр действующей системы. В соответствии с правительственным постановлением, он осуществляется по мотивированному представлению МИД и МВЭС.

Правовые возможности

Действующие сегодня нормы ГАТТ/ВТО, посредством которых осуществляется регулирование использования преференциальных схем, отличаются достаточно жестким характером. Они способствуют исключению из льготных систем «чувствительных» секторов только на период поэтапного создания таможенного союза или ЗСТ. Его продолжительность обычно не превышает 10 лет. Если говорить о преференциях в отношении развивающихся государств, то правовые возможности в этой области регулирования достаточно широки. Это обуславливается тем, что ГАТТ выводит систему за рамки действия общего обязательства, касающегося наибольшего благоприятствования.

Особенности выбора победителя при применении преференциальной поправки

При выборе победителя государственной процедуры закупки в случае возникновения ситуации, когда несколько предложений занимают первое место, победителем признается участник, заявивший свое право на применение преференциальной поправки. В случае если ко всем участникам, предварительно занимающим первое место, применялась преференциальная поправка, то при наличии возможности разделения предмета закупки на части объем товаров (работ, услуг) пропорционально распределяется между данными участниками. При отсутствии такой возможности победителем признается участник, который подал свое конкурсное предложение ранее других.

Напоминаем Вам, что о важных нововведениях и изменениях в строительной отрасли вы всегда можете узнать из нашего раздела «Новости», где содержатся разъясняющие статьи на самые актуальные темы и вопросы строительной сферы.

Ссылки на нормативную литературу и законодательные акты:

  1. Письмо Министерства торговли Республики Беларусь от 9 февраля 2015 г. № 14-07/217к «О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение»;
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов»;
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
  4. Постановление Министерства Антимонопольного Регулирования и Торговли Республики Беларусь от 28 июня 2020 г. № 35 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок».
Читайте также:
Опционный заем: что это такое, описание и особенности

Подписывайтесь чтобы не пропустить новости

Совершенствование национальной схемы

Внесение корректировок в действующую сегодня преференциальную систему возможно исключительно на базе разработки новой модели. Она должна учитывать международные обязательства и мировой опыт. При этом должен сохраняться довольно широкий межгосударственный охват. При изменении национальной схемы необходимо уточнить товарную номенклатуру, величину и механизм предоставления послаблений и отказа от льгот. Такой подход, по мнению аналитиков, будет способствовать последующему совершенствованию действующей в России модели. Так преференциальный режим сможет превратиться в еще более эффективный инструмент регулирования. При этом он соответствовал бы положениям Общей системы, учитывал бы опыт других стран в данной области. Немаловажно также обратить внимание на вопрос о правилах определения конкурентоспособности отдельных видов продукции развивающихся стран.

Преференциальные правовые режимы в России

Помимо избыточности видов преференциальных режимов, бессистемного законодательного регулирования, терминологических расхождений, важнейшей проблемой является нерешенность вопроса о возможности комбинирования преференций при осуществлении инвестором деятельности одновременно в рамках нескольких режимов. Например, отсутствие территориальной привязки деятельности международных компаний, зарегистрированных в специальных административных районах, позволяет таким компаниям, с одной стороны, получать преференции, установленные для конкретной территории района, а с другой, осуществлять деятельность на всей территории России, в то время как установление режима предполагает нацеленность на развитие той территории, на которой он действует.

Эти и иные препятствия приводят к снижению финансовой заинтересованности инвесторов в реализации инвестиционных проектов и в целом позволяют говорить о неэффективности действующего регулирования. Между тем в мировой практике именно такие режимы являются результативным инструментом стимулирования развития экономики отдельных регионов и государства в целом.

В рамках круглого стола ведущие российские и зарубежные эксперты, представители органов государственной власти и заинтересованного бизнеса обсудят проблемы, связанные с установлением специальных правовых режимов для отдельных участников оборота, для выработки подходов к реформированию действующего регулирования в целях решения выявленных проблем, опираясь на лучшие международные практики.

Вопросы для обсуждения

  1. Направление инвестиционной политики. Куда следует держать курс: унификация или дифференциация регулирования?
  2. Оправданность существования большого количества инвестиционных режимов и проблема изъятий из общего правового регулирования: выявление грани, при которой введение отдельных правовых режимов приводит к той степени разрозненности законодательного регулирования, при которой ставится вопрос о необходимости его унификации.
  3. Регуляторные песочницы и общий правовой режим. Соотношение принципов свободы договора и диспозитивности и создания обособленного правового регулирования для отдельных лиц.
  4. Необходимость заключения инвестором договора для получения льгот в рамках инвестиционного режима: теория и практика установления отдельных изъятий из общего правового регулирования.
  5. Антимонопольные риски: конституционный принцип равенства и проблема создания преференций для отдельных рынков.
  6. Оценка эффективности преференциальных режимов: необходимость и обоснованность. Количественный и качественный критерии: влияние на дальнейшую унификацию инвестиционного законодательства.

Коллизионные проблемы и секторальные режимы: возможность локализации отношений, связанных с созданием и оборотом криптоактивов, в рамках одной юрисдикции.

Нормативная база

Преференциальный режим действует на основании Соглашения, устанавливающего унифицированные правила, по которым определяется происхождение продукции развивающихся государств при предоставлении льгот. Этот документ подписали Чехословакия, Польша, СССР, Венгрия и Болгария в 1980 г. В 1993 г. было принято указание ГТК № 01-12/532. В соответствии с ним, сегодня на преференциальные товары распространяется порядок определения государства происхождения и применения к ним ставок импортного тарифа. Ключевые положения, касающиеся уплаты пошлин, предоставления льгот, определены в ФЗ № 5003-I.

Характеристика

В соответствии с ФЗ № 5003-I, преференциальный режим предполагает особые льготные условия, предоставляемые одной страной другой без распространения на третьи государства. Он реализуется путем освобождения от уплаты пошлин, снижения их ставок либо установлением квот на перемещение соответствующей продукции. Тарифные льготы предоставляются в одностороннем или взаимном порядке в ходе реализации государственной торговой политики РФ в отношении изделий, перемещаемых через границу страны. Они предоставляются в форме возврата уплаченной ранее пошлины, освобождения от нее, уменьшения ставки или установления соответствующих квот. Чтобы данная система начала действовать, должен быть подписан внешнеторговый контракт. В нем оговариваются соответствующие льготные условия и правила их предоставления.

Что такое преференции простыми словами

Преференция (лат. «praeferentia» — «предпочтение») — определённая льгота или преимущество, которое предоставляется равной или вышестоящей инстанцией в одностороннем порядке или по обоюдной договорённости. Лояльное отношение может выражаться в виде дифференциации налога, освобождения от тех или иных выплат, предоставления гражданам кредита на особых условиях, назначения отдельным группам населения социальных выплат, субсидий и т.д.

Читайте также:
Оружие самообороны: что это такое, описание и особенности

Главная задача преференций — эффективная реализация интересов государства, особенно в сфере экономики. Такие преимущества широко распространены на уплату таможенных пошлин.

Виды преференций

В повседневной жизни юридические лица и обычные граждане часто сталкиваются с таким понятием как «преференция». Просто это слово не так часто употребляется среди людей, и не каждый догадывается, что его действия и есть та самая преференция.

Чтобы точнее понять, что это такое, необходимо разобраться в самых распространённых видах преференций.

Налоги

Есть множество примеров, когда перспективный бизнес прогорает на начальных этапах развития из-за высокого налогообложения. В таких случаях государство зачастую предоставляет предпринимателям такие преимущества:

  • Перерасчёт налогов — компаниям предоставляется рассрочка на выплату налога без штрафа за несоблюдение установленных сроков и суммы платежа.
  • Скидка на уплату налога — такая льготная мера обсуждается индивидуально для каждого случая. Например, на начальном этапе развития бизнеса предприниматель не выплачивает государству ничего, а по мере роста предприятия налог повышается с 50% до 100%.

Визовый режим

С этим аспектом жизни люди тоже сталкиваются часто. Но не сразу догадываются, что это и есть преференция. Вот примеры.

  1. Отсутствие контроля. В Америке каждый штат — отдельное государство, основанное на индивидуальных законах и правилах. Несмотря на это любой гражданин США может беспрепятственно пересечь границу. То же касается и стран-участниц Европейского Союза.
  2. Упрощение контроля. Для всех стран СНГ для въезда на территорию государства основной документ — обычный паспорт гражданина. Это и является преференцией для них.

Кредиты от государства

К этому виду преференции относится ипотека по следующим признакам:

  • от вышестоящего органа (государства) гражданам;
  • рассчитана на максимально длительные сроки;
  • выплачивается по сниженной процентной ставке.

Сюда же можно отнести кредиты бизнесменам и физическим лицам на потребительские нужды.

Выплаты льгот

К самым распространённым из них относятся:

  • денежные пособия (безработным, инвалидам, матерям-одиночкам, по потере кормильца и т.д.);
  • надбавки за выслугу лет и «вредность» на производстве;
  • обеспечение работников государственных учреждений жильём и транспортом.

Примеры преференций

В обыденной жизни примеров преференций достаточно. Рассмотрим некоторые из них.

Равные инстанции:

  • Государство / государству — организация содружеств, внутри которых предоставляются скидки на те или иные товары и услуги.
  • Бизнесмен / бизнесмену — например, компания-производитель конфет на постоянной основе заказывает у другой компании-производителя обёрточную бумагу. За это вторая фирма предоставляет первой скидку на свой товар.

Вышестоящие инстанции нижестоящим:

  • государство — предпринимателям;
  • государство — народу;
  • предприниматель — потребителю.

История возникновения

Преференция относится к словам-варваризмам, т.е. к словам, заимствованным у других народов. Его начали применять в конце 19 века, в период расцвета колониальной системы мира. Политика преференциального тарифа — основа развития экономики стран монополий.

В Древнем Риме вышепоставленные круги, приближённые к власти, изъявили требование на законодательном уровне сохранить за собой некоторые преимущества перед другими слоями населения.

На то время такого рода преференция могла бы привести к процветанию монархии. В то время понятие «преференция» использовалось в качестве рядового речевого оборота, а сейчас употребляется в политико-экономическом ключе.

Что такое преференции

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Чтобы правильнее понять, что такое преференция, стоит воспользоваться методом обобщения.

Дело в том, что в какой-то момент стало слишком много льгот, уступок, налоговых скидок, освобождений от пошлин и прочих взаимных поблажек.

Даже опытные юристы терялись в количестве терминов. Тогда для простоты ведения документации и лучшего понимания ситуации был введён термин преференция.

Обозначает он определённое преимущество (льготу, особые условия, лояльное отношение), полученное от вышестоящей или равной инстанции. Непонятно? Тогда чуток поподробнее.

Кто и кому может предоставить преференцию

Рассмотрим простой пример из жизни. Миша решил дать новую ручку Наташе, а не Васе. Сказать, что преференция в этом случае была предоставлена Наташе не будет ошибкой. Но это мелко.

На официальном же и общепринятом уровне обычно рассматриваются следующие виды преференций:

  1. Государство – государству
    Объединение государств в содружества – обычная практика. Страны-члены таких содружеств обычно предоставляют друг другу пониженные таможенные пошлины, повышенные квоты (что это?) на ввоз и вывоз товаров. Это и есть преференции. Хороший практический пример из этой категории – страны ЕС. Например, Германия может свободно торговать с Францией и Чехией, не уплачивая дополнительных налогов. Или ЕврАзЭС, СНГ, Асеан.
  2. Государство – внутренней структуре
    Сразу с примера: министерство внутренних дел в определённой стране показывает прогрессирующие показатели раскрытия преступлений, а министерство здравоохранения, наоборот, не справляется со своей задачей. Понятно, что при следующем распределении бюджетных средств министерство внутренних дел получит преференцию в виде повышенных выплат/ремонта здания/сниженной налоговой ставки.
  3. Государство – населению
    Другой пример – взаимодействие государства и населения. Обычно преференции распространяются на определённые группы людей или на конкретных граждан, принёсших особенно большую пользу стране. Например, пенсионеры, инвалиды и дети дошкольного возраста бесплатно пользуются общественным транспортом. Или ипотеку (что это?) по льготным ставкам выдают для молодых семей. Из той же серии: мат капитал (что это?), декретный отпуск и т.п.
  4. Государство – предпринимателю
    В странах с развитой экономикой государство активно поддерживает малый и средний бизнес. В связи с этим определённым предпринимателям выделяются преференции: пониженные налоговые ставки, пониженные таможенные пошлины и государственные займы под низкий процент.
  5. Предприниматель – предпринимателю
    Здесь ситуация аналогична с государствами, только разворачивается в меньшем масштабе. Например, фирма-производитель рыбных консервов, может предоставить своему партнёру – фирме-производителю жестяных банок преференцию и уплачивать в бюджет часть налогов вместо неё.

Предприниматель – клиенту; Клиент – предпринимателю.

Снова лучше рассмотреть с практической точки зрения: частный производитель деревянной мебели сотрудничает с лесозаготовочным цехом на протяжении десяти лет. Начальник цеха делает для этого клиента преференцию в виде десятипроцентной скидки.

В это же время мебельщик делает обратную преференцию, обеспечивая всех сотрудников цеха мебелью по сниженной цене.

Кроме этого, преференции могут предоставляться жилищно-коммунальными хозяйствами, юридическими и физическими лицами, торговыми представителями и прочими лицами. Эти случаи, однако, встречаются нечасто, поэтому и рассматривать их стоит индивидуально.

Интересно: для сохранения точности юридических документов при каждом упоминании термина «преференция» используются сноски, уточняющие, чего именно она касается.

Самые популярные виды преференций

Чтобы ещё точнее понять, как именно работают преференции, нелишним будет ознакомиться с самыми распространёнными в мире практиками.

Дифференциация налогов

Нередко приходится слышать, что налоги тянут развивающийся бизнес ко дну. Для создания благоприятных условий государства с рыночной экономикой идут на такие уступки:

Приведённые примеры близки к реальности, однако не отражают её в точности.

  1. Перерасчёт налога (дифференциация)
    Это что-то вроде перерасчёта кредита, но на более крупном уровне. Предприятиям, которые только открылись либо работают недавно разрешается выплачивать налоги не всей суммой строго в срок, а небольшими частями – в рассрочку (что это?) – без наложения штрафов.
  2. Налоговые скидки
    Тут все ещё проще. Оценив потенциал и возможности для развития определённой компании, государство может установить, для примера, следующие условия: первые три месяца предприниматель не платит налогов совсем, следующие шесть – платит 70 процентов от налога, после ещё два года – 95 процентов.

” alt=””>

Упрощение визового режима

Пример банальный, однако в голову он приходит не сразу. Тут тоже можно привести пару примеров:

  1. Полное отсутствие контроля
    Каждый из штатов Америки представляет собой почти полноценное государство с собственными законами, правилами и границами. Однако граждане Америки могут беспрепятственно пересекать эти границы. Аналогичная ситуация и в Европейском Союзе с его странами-участницами. Это тоже преференция для граждан этих стран, но просто они к этому привыкли и считают само собой разумеющимся.
  2. Упрощённый контроль
    Для рассмотрения этой ситуации можно взять Россию и Беларусь. Белорусы не являются гражданами России, но для них убирают визовый контроль и делают обычный паспорт единственным необходимым документом для въезда. Таким образом, Беларусь (как и другие страны входящие в СНГ) получает преференцию в виде упрощенного контроля.

” alt=””>

Государственные кредиты

Сколько бы в народе ни шутили про государственную ипотеку, сколько бы её ни ругали – она всё равно остаётся преференцией. Действительно, у неё следующие признаки:

  1. Выдаётся от государства для гражданина;
  2. Растянута на максимально длинный срок (выделять большую сумму из бюджета не очень удобно, несмотря на будущую прибыль);
  3. Имеет сниженную процентную ставку.

Кроме этого, государство на постоянной основе выделяют кредиты под развитие бизнеса, строительство и прочие начинания жителей.

Льготные выплаты

Последний и, пожалуй, самый распространённый вид преференций – льготные выплаты для населения. Они различны для каждой страны, но из распространённых можно выделить такие:

  1. Пособия
    Пособия по безработице, по инвалидности, по потере кормильца – все относятся к классическим преференциям.
  2. Надбавки за стаж и работу в тяжёлых условиях
    Тут далеко за примером ходить не надо. Многие слышали, что весной 2018 года в России обсуждался законопроект о повышении пенсии на тысячу рублей для людей, проработавших в селе больше тридцати лет, но мало кто соотнес, что это пенсионная преференция.
  3. Выделение государственного жилья и транспорта
    Людям, работающим на государство, в особенности сотрудникам силовых и экономических структур, выделяются служебные квартиры и машины. Исходя из этого можно сказать о преференции, что это такое вознаграждение, чаще всего материальное.

Интересно: самую высокую пенсию в мире выплачивают в Дании. Там она составляет 2800 долларов.

Преференции и санкции

Рассматривая преференции, нельзя не упомянуть и их прямую противоположность – это санкции. Этот термин также собирательный. Он подразумевает совокупность штрафных мер, наложенных на государство, инстанцию или частное лицо.

Однако, в отличие от преференций, в системе санкций прослеживается четкая иерархическая структура. Проще говоря, санкции идут строго сверху вниз. Для лучшего понимания, что такое преференция и санкции предлагаю ознакомиться со сравнительной таблицей.

Все цифры и примеры вымышлены.

Преференции Санкции
Пониженная таможенная пошлина.
Государство начало активно вести пропаганду здорового образа жизни.
Ограничение на международную торговлю.
В связи с этим пошлина на ввоз спортивного инвентаря снизилась на 10 процентов. Государство грубо нарушило международное правило. В связи с этим другие государства договариваются уменьшить объём экспорта и импорта для нарушителя на 30 процентов.
Налоговые скидки.
Государство начало программу перевооружения. Соответственно заводу металла разрешается платить налоги по более выгодной ставке.
Штрафы.
Предприятие просрочило сроки поставки товара государству и не выплатило налоги. Государство накладывает штраф в размере 5 процентов от суммы невыплаченных денег.

Строгость санкций может варьироваться в зависимости от грубости нарушения правил. При этом штрафующая сторона обычно ставит целью не полное уничтожение виноватого, а именно справедливое наказание.

Подводим итоги

Для лучшего усвоения прочитанного стоит ещё раз тезисно просмотреть основные факты:

  1. Преференция – это собирательный термин, подразумевающий какую-либо льготу.
  2. Чаще всего преференцию предоставляют на государственном уровне, однако встречаются и более низкоранговые случаи.
  3. Основные виды преференций: льготы, налоговые скидки, перерасчёт кредитов.
  4. Антоним к слову преференция – санкция. Санкция подразумевает какое-либо наказание.

На этом краткое ознакомление с термином завершено. Важно понимать в области преференций, что это постоянно меняющиеся вещи, то есть, чтобы быть в курсе необходимо смотреть новости и читать свежие законопроекты.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Преференция — слишком общее понятие, в договорах и законах не используется, там конкретика нужна, такая как: скидка, льгота, льготный период, дотация.

Преторское право

Преторское право (лат. Jus praetorium) — система римского права, возникшая во второй половине II в. до н. э., представляющая собой совокупность новшеств, введенных преторами и эдилами в правопорядок и объявленных в их эдиктах. Так как эта совокупность форм судебной и административной защиты, процессуальных норм, принципов и правил была создана практикой должностных лиц, она имеет общее название — магистратское право (jus honorarium — от лат. honor, «почетная должность»).

Содержание

Исторические предпосылки возникновения преторского права

Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнейшего племени Квиритов(jus Quiritium). Римский правовой порядок и в архаический, и в классический период (то есть вплоть до III в. н. э.) покоился на процессе, а не на законе. Преторы, внося в свой ежегодно обновляемый эдикт новые процессуальные способы защиты или, напротив, исключая из вновь издаваемого эдикта уже устаревшие способы защиты, фактически определяли, по какому пути пойдет развитие всей римской правовой системы. Такая работа над эдиктом осуществлялась постоянно, и в процессе этой работы обращение шло как к нормам jus Quiritium, так и к нормам jus gentium — праву народов. Этот процесс привел к тому, что в конечном итоге (к началу III в. н. э.) сформировалась новая система права Римской империи, получившая название — jus civile — гражданское право (имеется в виду право, субъектами которого являются все свободные жители державы — граждане Римской империи). Для юристов эпохи принципата и домината jus civile было одновременно и совокупностью норм действующего права и наукой права.

Формирование

Преторское право формируется как особая процессуальная система и способ реализации норм Квиритского права и права народов фиксируется со второй половины II в. до н. э. Эта система права зародилась в связи с развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности. Все эти социально-экономические условия делали старые постановления jus civile недостаточными, появилась необходимость их поправлять и дополнять. Эта работа легла на судебных магистратов и преторов. На первых порах преторские мероприятия имели своей целью исключительно лишь помощь jus civile и восполнение его пробелов. Конечно, под видом этой помощи и восполнения вносились нередко в область права и весьма существенные реформы. Так, осуществляя свою обязанность блюсти общественный мир и порядок, претор мог в том или ином случае предписать частным лицам нечто иное, чем предписывал закон. Таким образом, закон формально отстранялся на время ввиду данного конкретного случая, фактически же это, по идее, временное изъятие превращалось в постоянное, а сам закон jus civile в пустой звук: становился «голым правом» — nudum jus Quiritium.

Источник преторского права

Одним из источников Римского права являлись эдикты преторов (англ.) русск. , содержащие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита. Одни из этих эдиктов имели в виду какие-то отдельные конкретные случаи (edictum repentinum), другие определяли общую программу преторской деятельности на весь его должностной год и содержали ряд общих абстрактных правил (edictum perpetuum). В последних и отлагалась постепенно административно-уголовная практика преторов. Каждый новый претор, при этом, составляя свой эдикт, принимал во внимание эдикты своих предшественников, и благодаря этому, с течением времени образовалась совокупность преторских норм, переходящих из эдикта в эдикт (edictum tralaticium).

Кодификация преторского права

В целях закрепления отдельных постановлений преторского права юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок edictum perpetuum (125—138 гг. н. э.). Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Edictum perpetuum не был признан законом, но по предложению императора, особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым, право делать прибавления и дополнения было оставлено лишь за императором. Данный эдикт состоял из двух частей, каждая из которых содержала определенное число титулов небольшого объема. В главной части были опубликованы отдельные моменты и пункты исков, в дополнительной — приведены типовые формуляры исков. В эдикте не соблюдалось особой системы, так как содержание его складывалось исторически, в течение веков.

Преторское право:его сущность, принципы формирования, место и роль в римской правовой системе.

Преторское право (jus honorarium или jus praetorium) – совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов.

Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

Магистраты, обладавшие высшей властью, – преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы – издавали эдикты, программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, – постоянные эдикты (edictum perpetuum). В 125–130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права.

Влияние преторского права определялось тем, что претор не только издавал эдикты, но и предварительно решал вопросы о судебной защите по конкретным делам.

Преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой пра-вообразования. В качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать закону практическое значение или, наоборот, лишить силы положения права. Давая иск или возражение против иска вопреки цивильному праву или в дополнение цивильного права, преторский эдикт создавал новые формы права.

Зачастую законодатель в лице главы собраний либо в лице императора старался отразить нормы цивильного права в новых законах, в новых конституциях то, что было наработано.

Взаимосвязь цивильного и преторского права выражалась в творчестве юристов, которые комментировали, с одной стороны, цивильное право, а с другой – преторское право.

Юрист Марциан называл преторское право живым голосом цивильного права в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на запросы общественной жизни и интересы господствующего класса и их удовлетворял.

Кконцу III в. различие между цивильным и пре-торским правом практически исчезло.

Преторское право — совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права— эдикты преторов. Это связано с тем, что эдикты преторов постепенно вытеснили старое cjus civile и создали новую систему норм — преторское право.

Преторское право представляло собой наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

Магистраты, обладавшие высшей властью, — преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы — издавали эдикты! программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, — создавались постоянные эдикты (edictum perpetuum).

В 125–130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права. Часто законодатель в лице главы собраний либо в лице императора старался отразить нормы цивильного права в новых законах, в новых конституциях— то, что было наработано.

Взаимосвязь цивильного и преторского права выражалась в деятельности римских юристов, которые комментировали как цивильное, так и преторское право.

Юрист Марциан называл преторское право живым голосом цивильного права в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на запросы общественной жизни и интересы господствующего класса и удовлетворял их.

К концу III в. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.

5.Частное и публичное право. В судебной практике и юриспруденции Рима в классический период было выработано деление” права на публичное и частное. Это деление, отразившее присущее любому цивилизованному обществу противоречие между частным и общественным интересом, оставило глубокий след в последующей истории права. По характеристике Ульпиана, публичное право относится к положению римского государства, а частное — к пользе отдельных лиц. Деление права на публичное и частное, которое в произведениях римских юристов объяснялось чисто логически и в отрыве от социального содержания права, имело под собой объективные различия в методах правового регулирования. Публичное право носило императивный характер, оно включало в себя отношение власти — подчинения. В частном праве выражались отношения формально равных лиц, но находящихся в обществе с имущественной дифференциацией всегда в экономически неравном положении. Его субъекты имели определенную правовую и хозяйственную автономию. Охрана частных интересов осуществлялась лишь по инициативе заинтересованных лиц. Римские юристы утверждали, что публичное право как выражение “общественного интереса” стоит выше частного (“частные соглашения не должны изменять публичного права”). Но публичное право классического и постклассического периода было менее разработанным, чем частное право. Кроме того, в связи с кризисом республиканских порядков, а затем и утверждением монархического строя “общественный интерес”, лежащий в основе публичного права, в римской юриспруденции все более откровенно связывался с интересами императоров. В период империи верноподданически настроенными юристами по существу было создано новое публичное право, которое порывало с республиканскими и демократическими традициями, обосновывало произвол римских императоров.

Частное право, где коллективные интересы общества и государства реализовывались путем защиты интересов отдельных его представителей, выступавших в качестве собственников, в классический период получило значительно более глубокую и тонкую разработку. Отражая объективные потребности развитого торгово-денежного оборота, оно преодолело былой формализм и охватило более широкий круг отношений, связанных с товарным производством. Римское частное право в классическую эпоху достигло высокого для своего времени уровня юридической техники. Именно частное право Рима оказало большое влияние на последующую историю права, было воспринято многими правовыми системами в эпоху средневековья и в новое время. Достижения римской юриспруденции используются также в праве и юридической науке даже тех стран мира, где не существует деления права на публичное и частное.

Преторское право

Вы будете перенаправлены на Автор24

Преторское право как часть римского права

Преторское право – представляет собой особую часть римского гражданского права. Данное право сложилось в республиканский период римской истории, и было основано на осуществлении преторами совей деятельности.

Римское право – представляет собой определённую систему правовых и юридических норм, которые были составлен и приняты в период существования Римского государства.

Римское государство – государство, возникшее в Италии и распространившее свою власть на бассейн Средиземного моря. Развитие римского права повлияло на дальнейшее становление уже феодального и буржуазного права стран Западной Европы.

Источниками римского права являлись – обычаи (обычное право), законы, императорские указы и т. д

Хронология существования и развития римского права:

  • VIII—III в. до н. э – период развития цивильного права, связанного с религиозными практиками и обычаями. Законодательным памятником такого права являются Законы 12 таблиц.
  • III—II в. до н. э – В данный период происходит развитие римского права, предвосхищающий будущий расцвет римской правовой мысли.
  • I в. до н. э. — III в. н. э – является классическим периодом в истории правовой мысли римской цивилизации. В данное время происходит становление основных понятий и норм латинской юриспруденции.
  • IV—VI в. н. э – происходит, несмотря на политические проблемы и падение Западной Римской империи, кодификация римского законодательства. Кодификацию римского законодательства провел император Восточной Римской империи Юстиниан.

В римском праве правовые нормы были разделены между следующими видами права:

Цивильное право – национальное право городской римской общины. Распространялось сначала исключительно на граждан данной общины, называемых также квиритами.

Готовые работы на аналогичную тему

Преторское право – его целью было регулирование и дополнение имеющегося цивильного права.

Право народов – в его основе была практика по урегулированию взаимоотношений между римскими гражданами и приезжими иностранцами – перегринами. Отсюда ещё одно его название – перегринское право. Дела связанные с перегринами были в подчинении перегринского претора.

Преторское право возникло вследствие развития римского общества, и несоответствия прежнего цивильного права новым требованиям времени, в частности в связи с развитием торговых отношений. В результате прежние установленные Законами 12 Таблиц правила приходить в противоречие и с новыми правовыми нормами и правилами.

В IV веке до н. э.( 367 г. до н. э) в Риме создается магистратура которая занимается судебными делами. Её возглавляет городской или цивильный претор, Претор был выходцем из верхов военной и гражданской администрации Древнего Рима.

Первоначально должность претора была доступна лишь высшему слою римского общества – патрициям.

Однако, после уравнения патрициев и плебеев в политических и гражданских правах эта должность также стала доступна и представителям плебеев. Это произошло в 337 году до н. э.

Несколько позднее в помощь претору был направлен и претор по делам перегринов, иноземных купцов. Они взаимодействовали по делам в которых принимали участие граждане Рима.

Права и обязанности претора

Претор имел право:

  • созывать народные собрания,
  • представлять различные законопроекты
  • принимать начальство над войском, если его ставили во главе легионов.

Претор обладал высшей начальственной властью, по латински – imperium.

Претор мог издавать эдикты, которые имели обязательную силу и интердикты, приказы, исполнение которых было обеспечено соответствующими санкциями.

Отметим также, что претор, несмотря на более низкий статус, чем у консула, не подчинялся ему. Это было связано с заведенным порядком о невмешательстве одной римской магистратуры в дела другой.

Эдикт, который издан претором был обязательным к исполнению. И формально действовал год, ровно столько, сколько претор исполнял свои обязанности.

Однако на практике новый претор мог оставить от предыдущего эдикта, что то на его взгляд нужное и верное, и добавить уже своё. Таким образом, каждый новый вкладывал в развитие римского права свои идеи, которые считал нужными и оправданными основанными на его представлениях о законности и справедливости.

Преторы не могли отменять законодательные акты. Для этого существовали в римском праве народные собрания и специальные постановления сената – сенатусконсульты. Однако, как отмечается практика отмены законов, была довольно нечастой.

Развитие деятельности преторов активизируется, когда на смену нормам традиционного цивильного права приходят новые требования обусловленные изменениями экономического и политического плана.

В середине II века до н. э. в римском праве появился новый порядок гражданского процесса. Он назывался формулярным. Согласно этому правилу претор устанавливал, действительно ли иск истца стоит внимания со сторон судебного органа. И в случае положительного мнения претор мог вырабатывать особую инструкцию – формулу для судьи

Таким образом, претор мог создавать особые формулы – иски, которые были обязательными, к исполнению судьями.

Ещё одной формой правотворческой деятельности претора стало появление такого элемента как юридической фикции.

Данное понятие означало привнесение заведомо не существующего факта, или наоборот, отказ от какого – либо четкого и ясного доказательства.

Таким образом, претор мог отказать в иске, который был законным с точки зрения национального, но уже устаревшего цивильного права, но входил в противоречие с действующими условиями социальной и экономической жизни римского общества.

Преторское право в период Империи

В период перехода к империи к империи преторская деятельность постепенно стала заменять указами императора постановления сената.

В результате в 130 году н. э. согласно указу императора Адриана был создан свод эдиктов преторов. Данный документ права был важным правовым источником римского права, вплоть до появления кодекса императора Юстиниана.

В ходе развития римского права преторское, цивильное (вобравшее в себя перегринское) право стало сливаться в одно известное нам классическое римское право, которое дошло да наших дней.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: