Преступная мотивация: что это такое, описание и особенности

Мотивация преступления: понятие и содержание

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 05.08.2013 2013-08-05

Статья просмотрена: 2097 раз

Библиографическое описание:

Оганесян, Б. Л. Мотивация преступления: понятие и содержание / Б. Л. Оганесян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 8 (55). — С. 297-298. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7608/ (дата обращения: 21.12.2021).

Статья посвящена исследованию понятия «мотивации преступления» в теории уголовного права, с учетом положений психологической науки. Анализируются основные проблемы в обозначенной области. Предложено авторское определение мотивации преступления, мотива преступления и цели преступления.

Ключевые слова: мотивация преступления, мотив преступления, цель преступления.

The article is devoted to the concept of «motivation of a crime» in the theory of criminal law, subject to the provisions of psychological science. It analyses the main problems in the designated writing area. Author’s definition of motivation of the crime, the motive and the purpose of the crime.

Keywords:motivation of a crime, the motive of a crime, the purpose of the crime.

Учение о мотивации поведения является одной из самых сложных проблем в теории психологии. Ее исследование имеет важное значение как для теории психологии, так и для наук уголовно-правового цикла, так как любая человеческая деятельность, в том числе и преступная, есть результат психического процесса.

Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями. Прежде всего, возникла терминологическая неясность: одинаково и даже синонимы употребляются термины «мотивация» и «мотив». Долгое время представители не только юридической, но и психологической науки понятие «мотивация» ошибочно отождествляли с понятие «мотива». Только в 70—е годы ХХ века была высказана точка зрения о различиях этих понятий, которая получила дальнейшее развитие в трудах современных ученых

Проанализировав все имеющиеся в уголовно-правой науке определения мотивации можно сделать вывод о наличии двух подходов. Первый из них, рассматривает мотивацию со структурный позиций, как совокупность факторов и мотивов. Второй подход рассматривает мотивацию как динамичное образование, как процесс, механизм.

Профессор В. Д. Филимонов считает, что «мотивация — это процесс определения личностью характера и направленности поведения, процесс формирования его мотива. Мотив же является результатом этого процесса» [4, с. 151].

Профессор В. В. Лунеев отмечает: «В широком плане мотивация преступного поведения может быть определена как внутренний субъективный стержень (процесс) преступления, который включает в себя актуализацию потребности, формирование конкретного мотива, опредмечивание мотива в цели, выбор путей достижения цели, предвидение и прогнозирование возможных последствий, принятие решения действовать, контроль и коррекция совершаемых действий на основе действующего мотива и другие моменты [3, с. 41]. В целом мы согласны с первой частью определения, однако в отношении второй части (а именно компонентом) у нас иная позиция. Для начала обратимся к данным психологической науки, которая непосредственно занимается разработкой указанного понятия.

Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн отмечал: «Возвращаясь к проблеме поступков человека, точнее говоря, мотивации этих поступков, следует сказать, что учение о мотивации выступает как конкретизация учения о детерминации. Иными словами, мотивация выступает как соотношение внутренних условий с внешними (соотношение потребности с её объектом). С этих позиций может идти критика фрейдистской концепции мотивации, где все только изнутри, где внутренние условия существуют безотносительно к внешнему объекту, предмету и т. д. Все значимое для Фрейда соотносится только со сферой функции организма, причем сами функции понимаются как отправления организма. Деятельность человека у Фрейда лишена способности развернуть свою систему ценностей, значимостей, поэтому её и приходится рассматривать как результата переноса, сублимации, как маскировку.

Мотивационное значение приобретает каждое отраженное человеком явление, поскольку его отражение всегда является определителем не только свойств, но и его значения для человека. Поэтому мотивация заключена не только в чувствах, но и в каждом звене процесса отражения, поскольку оно всегда включает в себя и побудительный компонент. Все течение психической деятельности является процессом, в котором осуществляется мотивация человеческой деятельности, предметами и явлениями окружающего мира.

Таким образом, мотивация человеческого поведения — это опосредованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через эту мотивацию человек вплетен в контекст действительности. Значение предметов и явлений и их «смысл» для человека есть то, что детерминирует поведение. Однако именно здесь выступает соотносительность того, что имеет значение, с тем, для кого оно это значение имеет» [1, с. 384].

По существу С. Л. Рубинштейн практически раскрыл данный вопрос, который однако нуждается в дополнении и конкретизации.

На наш взгляд, схема данного процесса несколько иная, чем та которая имеется в науке, а именно: восприятие внешних впечатлений, субъективная переработка их и как результат этой переработки, то или иное воздействие на внешний мир. Таким образом, ощущения и восприятия составляют центростремительную часть этой схемы, действия, волевые поступки — центробежную, Первые являются результатом воздействия внешнего мира на нас, вторые — результат нашего воздействия на внешний мир. И в том и в другом роде процессе мы так или иначе соприкасаемся с окружающей средой, почему исследование обоих этих процессов при помощи тех или иных изменений внешней среды и является более возможным. Между тем чувства представляют собой нечто центральное; это есть наши субъективные реакции на ощущения и впечатления, это и есть тот исходный пункт, из которого вытекают наши желания и влечения. В силу этого обстоятельства, чувства гораздо труднее поддаются изучению.

Таким образом, мотивация поведения — это детерминация, проходящая через психику и приводящая к достижению желаемого результата. Так образом в мотивации представлены и мотив и цель, а также иные компоненты, непосредственно с ними связанными. Можно поставить два вопроса, от разрешения которого зависит, в конце концов, решение всех этих проблем: первый касается внутренних причин поступка, лежащих в самом человеке, второй — внешних результатов, на осуществление которых направляется поступок [2, с. 283]. Внутренние причины предшествую волевому акту, которые мы называем мотивами поступка, внешние же результаты мы называем целями поступка, так как здесь мы говорим только о таких результатах, которые являются предметом желания действующего, т. е. таких, к которым он стремился сознательно.

Читайте также:
Персональные данные: что это такое, описание и особенности

Однако так как уголовно-правовая наука исследует лишь часть человеческих поступков, а именно преступные, то мы должны ввести в указанное определение дополнительный признак.

Мотивация преступления — это детерминация, проходящая через психику и приводящая к достижению преступного желаемого результата.

Мотив преступления — это осознаваемое субъектом чувство, обуславливающее стремление к достижению преступного желаемого результата.

Цель преступления — преступный результат, который является предметом желания и к которому лицо сознательно стремится.

1. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.

2. Вильгельм Вундт. Введение в философию. Под ред. А. Л. Субботина. М., «ЧеРо», «Добросвет», 2001, — 256 с.

3. Лунеев В. В. Мотивация преступного поведения. — М., 1991. С. 354.

4. Филимонов В. Д. Криминологические основы уголовного права. Томск, 1981. — с. 250.

Что такое мотив преступления?

В основе человеческого поведения лежат те или иные мотивы, они определяют его социальный смысл и целевую направленность.

Значение мотива в поведении человека имеет множество образов. Именно мотив побуждает человека к действию, он источник активности и стимул его поведения.

Таким образом, мотив преступления в уголовном праве — это внутренние побуждения, которые толкают человека на совершение преступления. Он руководствуется ими, совершая действия преступного характера.

Мотив и цель являются признаками субъективной стороны, но отличаются от вины своим факультативным значением. Мотивы формируются на основании потребностей, те в свою очередь способствуют уяснению целей.

Цель совместно с мотивом вызывает желание определенными способами достигнуть результатов.

Объективные обстоятельства не способны определить однозначное поведение человека. Его поведение, в том числе и опасное для общества всегда избирательно и целенаправленно.

Человек самостоятельно выбирает свое поведения, в зависимости от внешних условий и обстоятельств. При этом он руководствуется своими личными склонностями и намерениями.

Важную роль в этом играют особенности мотива противоправного поведения. Мотив объясняет человеческое поведение и дает возможность понять, какими обстоятельствами вызвано совершение преступления и какую цель он преследует.

От особенностей мотива зависят сила воли и динамический характер поведения. Мотив и цель тесно связаны между собой.

Мотив объясняет, почему человек совершает то или иное действие, а цель определяет к чему он стремиться, совершая преступление.

Классификация мотивов преступления

В Уголовном кодексе предусмотрены мотивы в квалифицированных и особо квалифицированных составах. Все преступления, что совершаются умышленно, являются мотивированными.

Относительно неосторожной формы вины, то по отдельным видам преступлений можно только условно установить мотив. В теории Уголовного права данный вопрос остается спорным.

С. А Тарарухин классифицирует мотивы преступлений на три группы:

  1. Мотивы личностного характера. Они делятся на мотивы, порождаемые различными интересами и потребностями предметного характера и мотивы, которые вызваны эмоциональными переживаниями и состояниями, не имеющими предметного характера.
  2. Мотивы, что не имеют личностного смысла и значения, они не связаны с удовлетворением собственных потребностей и интересов виновного.
  3. Ситуационные мотивы, они вызваны противоправным поведением потерпевшего и носят вынужденный характер. При таких обстоятельствах преступление может не иметь корыстного мотива.

Некоторые эксперты считают, что мотивы следует классифицировать таким образом:

  1. Мотивы с выраженным антиобщественным содержанием.
  2. Мотивы эгоистического характера.
  3. Мотивы с изменчивым антиобщественным содержанием.
  4. Мотивы, лишенные антиобщественного содержания.

В 2022 году наиболее целесообразной признается классификация, что базируется на совокупности нравственной и правовой оценки мотивов и целей преступлений.

В соответствии с вышеуказанным, мотивы и цели можно разделить на три группы:

  • Мотивы и цели, по которым устанавливается уголовная ответственность за конкретное деяние.
  • Мотивы и цели, с которыми уголовный закон связывает ужесточение наказания. К примеру, корыстные мотивы, хулиганские мотивы, личная заинтересованность, кровная месть.
  • Цели и мотивы, с которыми законодатель связывает смягчение наказания. К примеру, мотив сострадания, цель — избавление потерпевшего от страдания.
  • Мотивы и цели, с которыми уголовное законодательство не связывает установление уголовной ответственности, ужесточение или смягчение наказаний.
  • Мотив и цель преступления

    Рассматривая данный вопрос, следует разобраться, что такое мотив и цель преступления, их уголовное и правовое значение.

    В соответствии с Уголовным кодексом, лицо подлежит уголовной ответственности только за те опасные для общества действия, бездействия и последствия, в которых установлена его вина.

    Цель преступления — это мысленная модель желаемого результата в будущем. Цель преступления отличается от мотива тем, что в ней определены направления, имеется представление о будущем результате.

    В отдельных составах преступлений цель является обязательным признаком. Поэтому, если нет цели, то и нет субъективной стороны преступлений. Это означает отсутствие оснований для привлечения лица к уголовной ответственности.

    Уголовно-правовое значение мотивов и цели, как признаков субъективной стороны преступления, довольно многогранное:

    1. Мотив и цель могут являться основными признаками состава преступления, если они указаны в диспозиции конкретной статьи. При их отсутствии нет состава преступления.
    2. Мотив и цель могут выступать в качестве признаков, наличие которых составляет квалифицированный состав преступления. Их присутствие превращает основной состав в квалифицированный.
    3. Мотив и цель являются обстоятельствами, что смягчают или отягощают наказание.

    Иная личная заинтересованность, как мотив должностного преступления

    УК РФ предусмотрена ответственность за совершение преступлений по мотивам корыстной или личной заинтересованности.

    При этом имеются в виду не любые личные побуждения, а только те, которые направлены на получение личной нематериальной выгоды для себя или своих близких.

    Личная заинтересованность является более емким понятием, чем корыстная заинтересованность лица, совершившего преступление.

    Иная личная заинтересованность как мотив должностного преступления — это попытки должностного лица получить выгоду неимущественного характера для себя, обусловленная такими побуждениями, как карьерный рост, желание приукрасить реальное положение, получить взаимную выгоду, поддержку в решении какого-либо вопроса, скрыть собственную некомпетентность.

    Для того, чтобы правильно понять с уголовно-правовой стороны иную личную заинтересованность, важно ограничить ее кругом мотивов, которые свидетельствуют о неизменимых интересах лица.

    Это объясняется тем, что иная личная заинтересованность не отражает негативного антисоциального оттенка, которые имеют другие побуждения.

    Мотивы, не отягощающие преступление

    Мотивы при совершении преступления не отягчающие наказание — это такие мотивы, которые не предусмотрены в перечне обстоятельств, отягощающих наказание, а такие не используются в Особенной части УК РФ для усиления наказания.

    Такие мотивы не могут быть низменными, но степень их предосудительности может существенно отличаться.

    Читайте также:
    Недвижимые вещи: что это такое, описание и особенности

    С точки зрения уголовного права не существует общественно полезных мотивов. В статье 61 УК РФ в числе обстоятельств, которые смягчают наказание, предусмотрено совершение преступление по мотиву сострадания в ответ на противоправное и аморальное поведение потерпевшего. Подобные мотивы являются извиняющими только в некоторой степени.

    Группы социально-нейтральных мотивов вовсе не означают их безразличия. С точки зрения уголовного права, характеристика таких мотивов означает только то, что они в отличии от неизменимых не отягощают наказание и не смягчают его.

    Реальный мотив преступления виновный часто скрывает. Поэтому для определения психологического мотива конкретного преступного поведения может быть назначена судебно-психологическая экспертиза.

    Мотивы, не отягощающие преступление уменьшают общественную опасность конкретных преступлений. К примеру, убийство, при превышении пределов необходимой обороны относится к убийствам при смягчающих обстоятельствах.

    Это объясняется тем, что в данном случае мотивом является защита от общественно опасного посягательства.

    Хулиганские мотивы

    Хулиганские мотивы занимают определенное место в мотивационной системе преступности. Они являются наиболее распространенными при совершении преступлений.

    Хулиганский мотив разделяется на три вида:

  • Собственно хулиганский мотив, который включает озорство и самоутверждение. Для образования этого мотива не требуются эмоции.
  • Хулиганский мотив причинения вреда. Определяется, как эмоциональный мотив, характеризуется отсутствием рациональной цели, внешне, беспричинным всплеском эмоций. Результатом является причинение вреда общественному отношению.
  • Хулиганский мотив несоответствия. Можно определить, как рациональный мотив. Он характеризуется тем, что всегда предполагает постановку рациональной предметной цели.
  • Хулиганский мотив повышает общественную опасность преступлений. Главным признаком хулиганского мотива является способность вызывать глубокое нарушение общественного порядка, выраженное неуважение к обществу, так как хулиганский мотив — это необходимый признак состава хулиганства.

    По хулиганским мотивам совершается посягательство на различные сферы общественной жизни. Объектами хулиганских деяний выступают жизнь, здоровье, честь, достоинство, отношения собственности, нравственность, государственное и общественное управление.

    Таким образом, мотив преступления является провоцирующим фактором к совершению преступления. Именно мотив дает возможность определить, почему человек совершает преступление.

    Цель преступления определяет ради чего, на результат направлено его деятельность, опасная для общества.

    Кроме значения для уголовной ответственности, мотив преступления имеет важное доказательственное значение по уголовному делу.

    В отдельных случаях мотивы и цели могут выступать в качестве исключительных смягчающих обстоятельств.

    3 вида мотивов в уголовном праве РФ

    Мотив в уголовном праве это – внутренний толчок к достижению определённого социально опасного результата, вызвавшего у человека решительность осуществить правонарушение. У всех преступлений есть основания, прямые или косвенные умыслы, в учинённом деянии (бездействие) также усматривается его наличие. Но если правонарушение совершается по неосторожности, будет неверным причислять к нему преступную мотивацию, цели.

    1. Субъективная сторона преступления в уголовном праве
    2. Субъективная сторона
    3. Виды вины
    4. Мотив преступления понятие и значение
    5. Цели преступлений

    Субъективная сторона преступления в уголовном праве

    В течение процесса жизни индивидуума, им совершаются разные деяния, которые приводят к определённым итогам.

    Субъект может испытывать следующие эмоции:

    1. Безразличие.
    2. Огорчение.
    3. Гневность.
    4. Злость.

    Им движет определённая мотивация и целевое устремление. Всё это причисляется к правонарушающим поступкам.

    Субъекта привлекают к юридическому ответу за его реальные преступные деяния, произведённые осознанно по собственной воле. Этим лицо выражает негативное отношение к интересам личностей и общественности.

    Субъективная сторона преступления в юридическом праве является неизменным, общеобязательным элементом любого преступного действия. Установить сторону можно по характеру психоэмоционального отношения нарушителя к содеянному социально опасному деянию.

    Лицу, ведущему следствие нужно учитывать:

    • мотив преступника;
    • целеустремлённость;
    • внутреннее состояние.

    В субъективную сторону входят два основных элемента:

    1. Вина.
    2. Цель.

    Обязательно наличие первого элемента чтобы провести оценку деяния. Второй элемент позволяет просто определить, смягчить или утяжелить наказание.

    Субъективная сторона незаменима как доказательная часть досудебного производства.

    • определяются правовые нарушающие действия (бездействия) субъекта, но вина считается основополагающим фундаментом;
    • происходит квалификация любых противоправных деяний;
    • отделяются преступления между собой (административный от трудового).

    При правильном определении содержания объективного элемента нарушения производят точную квалификацию деянию, определяются границы законного возмездия, исходящие из специфики цели, мотивации, вины.

    К субъективной стороне правонарушения относят психоэмоциональное отношение человека к содеянному им преступлению, характеризующееся определёнными формами виноватости, мотивации, целей.

    Субъективная сторона

    Вина является одной из ведущих составляющих стороны, но ею не ограничиваются.

    В ходе расследования учитываются:

    • волевой;
    • интеллектуальный аспект вины.

    Не принимают во внимание эмоциональную форму вины. Объясняется это трудностями исследований в определении реального психоэмоционального положения правонарушителя.

    Устанавливая вину, в первую очередь определяется:

    1. Осознаётся ли человеком фактический характер и общественная опасность своего деяния (бездействия).
    2. Предусматривал ли он возможность или неизбежность социально опасных своих деяний.

    Совместно с имеющеюся виной человека сопоставляют его волевые качества и поведение при совершении социально опасных действий. Важно определение, являлось правовое нарушение свободным действием проявления воли или человека ограничивали определённые обстоятельства, внутреннего или внешнего воздействия, затрудняющие свободное проявление воли.

    В принципе вины заложено, что гражданин, осуществивший преступное деяние (бездействие) отвечает лично за его совершение.

    Уголовным правом не признаётся ответственность за действия других лиц, из-за чего исключается юридический ответ:

    • родители за детей;
    • дети за родителей;
    • супруг за супругу и наоборот.

    Также существует запрещающее правоприменение на привлечение человека к юридическому ответу за невиновное нанесение вреда. Если такое действие было предпринято по отношению к заведомо невиновному, то такое деяние наказывается согласно статье 299 УК и ст. 28 УК.

    Виды вины

    К разновидностям вины относится умысел – это самый опасный для общественности вид деяния из-за сознательного решения преступника совершить правонарушение, при котором он знает о влекущих негативных последствиях.

    Умысел может быть прямым и косвенным:

    1. К прямым умыслам относятся стойкие целенаправленные действия (бездействия) гражданина, устремлённого совершить правонарушение и знающего о последствиях (проникнуть в жилое помещение с целью кражи, разбойное нападение).
    2. У косвенных замыслов имеются определённые отличия. Они тоже считаются высоко общественно опасными видами. Идентичность интеллектуального аспекта заключается в понимании человеком своих противозаконных деяний. Волевую составную в этом умысле объясняет безразличное отношение к результату, но не исключается вероятность их наступления. У правонарушителя прямо и чётко проводится акцент внимания на цель, мотивацию, действие, возможные последствия для него не останавливающий момент.
    Читайте также:
    Личный досмотр: что это такое, описание и особенности

    Заданием следователю будет точно определить вид умысла, например, покушение считается прямым намерением. Ещё требуется правильно установить индивидуальность роли лица в преступном деянии, было ли оно исполнителем, помощником, организатором.

    К вине относят психоэмоциональное состояние человека к содеянному им правонарушению, к его последствию, выражающиеся в умышленности или неосторожностях.

    Преступная легкомысленность. В понятие субъективной стороны правонарушения включены виды совершённых противозаконных действий по неосмотрительности. Самая её распространённая форма носит называние – преступную легкомысленность, которая характерна тем, что для гражданина с чёткостью доходит понимание вероятности наступления отрицательного итога, но он с опрометчивостью верит о его не наступлении.

    Данные, которые включает преступная легкомысленность:

    • возможность;
    • навык;
    • профессиональную способность;
    • нравственную черту.

    Хотя они необоснованы. Объяснение интеллектуальных моментов в этом случае возможно тем, что субъектом понималось вероятное наступление негативного итога, а волевой – объясняется верой субъекта в его предотвращение. Легкомыслие преступника нельзя назвать равнодушным к любому последствию, у него нет желания в их осуществлениях, он с уверенностью проводит свои действия.

    Преступная небрежность. Она не относится к особо социально опасным формам правонарушения. Человеком не предусматривается негативный итог, но он по профессиональным или иным обязанностям должен и может это сделать.

    Существуют несколько основных моментов, которые определяют данный поступок как преступную небрежность:

    1. Обязанность. Содержание профессиональных, договорных, других обязанностей, требующих от человека повышенного сосредоточения, предугадывания всевозможных итогов.
    2. Возможность. Носит значение, что человек объективно понимал о наступлении вероятного ущерба.

    Кратко в пример можно поставить служебную подложность, заключающуюся в занесении лицом, занимающим должность, в официальную документацию заведомо ложных сведений, но эти действия совершены из-за корыстных или личных побуждений. Бывает, что аналогичное действие, но содеянное с иной целью, чем указывается в статье, не относят к правонарушению.

    Субъективную сторону правового нарушения в юридическом праве определяет следователь. Практика показывает, что различить между собой небрежность и случайность может опытнейший профессионал. Это означает, что гражданином не предусматривалось наступление негативных итогов, которых никто не ожидал, но они произошли в силу казуса.

    Смешанную форму вины или двойную содержат некоторые статьи юридического законодательства. Следователь в первую очередь устанавливает изначальный умысел.

    Самый обыкновенный пример – причинение тяжкого телесного повреждения:субъект нанёс потерпевшему травмы, приведшие его к кончине, то это правонарушение считается умышленным, так как характерно целенаправленностью – изувеченье гражданина.

    Следователь может исключить намеренность виновного причинить потерпевшему смертельный исход, а не телесных повреждений. Отличие является принципиальным из-за данных действий, охватывающих разный состав правонарушения, статью, отличие в тяжести наказания. Поступок виновного может рассматриваться по-другому, где его вина будет определена через призму состояния здоровья пострадавшего. Для этого в обязательно проводят судебно-медицинское исследование трупа.

    Виновный в действительности нанёс определённые травмы, но не желал смертельного исхода. Однако смерть пострадавшего наступила:

    • в связи с плохим состоянием здоровья;
    • ввиду определённой особенности тела, о которых виновный, естественно, не знал.

    Тогда этот поступок относится к нанесению тяжких телесных повреждений без признаков причинения смерти.

    Цель правонарушения является внутренней моделью желаемого итога, к нему стремится человек, совершая преступление.

    Мотив преступления понятие и значение

    В данной интерпретации мотивация является побудительной причиной, поводом к какому-нибудь действию. В основе разнообразного образа жизни человека располагаются какие-либо стимулы, определяющие общественный расчёт, целевое направление. Значимость мотивов в поведениях людей отличается многообразностью. У него в первую очередь побудительная роль, возрастает активность субъекта, стимулируются поступки.

    Но даже реальными обстоятельствами не определяется однозначность поступков субъекта, они всегда целенаправленные и избирательные. Гражданином самостоятельно выбираются поступки, сообразуясь с обстоятельствами, личными намерениями, склонностями.

    Важным составляющим субъективной стороны правового нарушения в юрисдикции является мотив социально опасного действия. Правильно распознать его сущность как квалифицирующий знак является важнейшим теоретическим, практическим значением для юридической ответственности. Повод есть понятие психологическое, раскрывающее внутреннюю природу людских поступков, их естество.

    Общая психология связывает его с потребностями лица:

    • первичные (природные);
    • вторичные (материальное, духовное).

    Мотивом раскрывается истинное содержание социально-опасного деяния. Им характеризуется общественно опасный поступок и личные данные правонарушителя. Правильно установленное определённое основание иногда с резкостью меняет юридически правовую оценку совершённому преступлению.

    К мотиву правонарушающего поведения относится объединение:

    • причин;
    • мотивировочных факторов;
    • внутренних убеждений.

    Вызывающие стремление у субъекта удовлетворить их с помощью преступного действия. Потребность, тесно связанная с воспитанностью, натурой, нравственными качествами человека.

    Виды мотивов в российском уголовном праве их классификация взяты из научной психологии. Они пристроены к криминологии:

    1. Негативный мотив. Характеризуется антиобщественной, низменной окраской: эгоизм, злоба, корысть, месть, ненависть, зависть. Они почти всегда идут отягчающими обстоятельствами.
    2. Нейтральный мотив. Характерен безработицей, состоянием апатии, скукой.
    3. Положительный мотив. Взаимосвязан с альтруизмом, добротой, но это не значит, исключение уголовной ответственности, но смягчить наказанье они смогут. Примером служит специфический положительный мотив – эвтаназия. Больной, лишённый жизни медсестрой с гуманных побуждений, которая поддалась на просьбы обречённого помочь уйти из жизни безболезненно. Да, преступное действие совершено, хоть у него были благие намерения.

    Мотивы присущи любым правовым нарушениям. Наукой юриспруденции не ставится существенная значимость того, что легло в основу совершённых деяний, какие психологические моменты в нём задействованы.

    Психологические мотивы, моменты:

    • потребность;
    • интерес;
    • желание;
    • устремление;
    • ценностная установка.

    По ходу квалификации деяния могут легко выступить мотивом правового нарушения. Например, ревность психологами отмечается чувством, по юридическим законам при исполнении убийства на её почве считается основанием преступного действия.

    К мотивам правонарушения относят внутреннюю побуждаемость к достижениям определённых социально угрожающих результатов, вызывающих у субъекта решимость совершить правонарушение.

    Цели преступлений

    По мотивациям возможно ответить на вопросы почему субъектом совершилось правонарушение, то цель в российском уголовном праве – это ответ для чего человек его совершил. Мотивация, цели относятся к факультативному признаку. Субъективную сторону правового нарушения характеризуют разнообразные моменты психологии, у цели доминирующая роль в исследованиях отклонений правонарушающего поступка. От её квалификации зависит признание действий виновными. Некоторые преступные цели, незаконное обогащение, сокрытие иного преступного деяния, попытки ослабить государство, могут отягощать наказанье.

    Читайте также:
    Пенсионные правила: что это такое, описание и особенности

    Цель правонарушения является интеллектуальным «продуктом» человеческой психики. Некоторыми учёными в своих монографиях она отмечена как волевой блок психики. Благодаря целям и основаниям появляются интеллектуальные моменты, в них отражается характеристика, социальное естество совершаемого субъектом поступка.

    • образ;
    • модель;
    • результат.

    Это то к чему устремляется субъект, совершая социально опасное действие.

    Цели подразделяются на следующие типы:

    • определённые и неопределённые;
    • досягаемые и недосягаемые;
    • реальные и абстрактные;
    • ближайшие, отдалённые, перспективные;
    • начальные, промежуточные, конечные;
    • прямые, опосредованные;
    • основные, неосновные.

    Правильное определение мотивов и целей позволяет привлечь субъекта к юридическому ответу. Тем не менее некоторые основания и цели могут уменьшить социальную опасность, тяжесть определённых проступков. В законодательстве они указываются в некоторых составах правового нарушения.

    Иногда, мотивы и цели правонарушения выставляются в качестве исключительных, смягчающих обстоятельств, обосновывающих назначение лёгкого наказанья за содеянное правонарушение.

    Мотив и цель преступления

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Мотив и цель преступления

    Мотив – это внутренняя мотивация, двигатель, управляющий действиями и поступками человека, которые определяют содержание его поведения и способствуют более глубокому раскрытию психического отношения человека к поступку.

    Цель – это то, что человек видит в результате своей деятельности. Человек всегда стремится к достижению какого-то конкретного результата. К тому же, человек сам определяет направленность своих действий и поступков.

    Мотив и цель можно рассмотреть в качестве психических признаков. Стоит отметить, что мотив и цель характерны абсолютно для любого осознанного поведения индивида. Они основаны на человеческих потребностях и интересах. Однако, когда речь заходит о мотиве и цели совершенного человеком преступления, значение этих слов приобретает антиобщественную направленность.

    Мотивом преступления является побуждение к совершению преступления, а целью – представление результатов этого преступления, которые очень опасны для всего общества.

    Стоит отметить, что именно мотив помогает разобраться в том, почему тот или иной человек совершает преступление. А вот цель преступления – это то, ради чего индивид совершает общественно опасные поступки. Из этого можно сделать вывод, что в мотиве и цели того или иного преступления необходимо разбираться только тогда, когда совершаются умышленные преступления. В то же время цель может быть только у тех преступлений, которые совершены с прямым умыслом, так как это свидетельствует о том, что человек хотел добиться определенного результата своей деятельности.

    Субъективная сторона преступной деятельности включает в себя далеко не все существующие мотивы и цели, а только лишь те, которые несут опасность для общества, влияют на тяжесть преступного действия или на степень общественной опасности преступника.

    Мотив и цель взаимосвязаны между собой. Они зависят друг от друга. Только лишь в своем единстве они способны сформировать и отразить полную картину направленности поведения человека.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Вообще, мотивы могут быть разными по своей природе. Существуют мотивы, связанные с местью, хулиганством. Мотивом преступления могут быть еще и жалость, сочувствие, желание помочь другому человеку и т. д.

    Но не только мотивы различаются между собой. Цель также может быть разной: незаконное обогащение, сокрытие другого преступления, продажа “липовых” ценных бумаг и т. д.

    Стоит отметить, что мотив и цель, если их рассматривать с субъективной стороны, представляются факультативными признаками. Иначе говоря, мотив и цель преступления могут играть различную роль при описании субъективной стороны тех или иных преступлений.

    К тому же, иногда мотив и цель могут очень пригодиться при рассмотрении факторов, смягчающих или отягчающих наказание.

    Бывают такие случаи, когда законодатель предусматривает мотив и цель преступления в диспозиции различных статей. Он может как прямо указывать на них, так и раскрывать их в зависимости от характера деяния. Так, в диспозиции статьи 364 сразу указаны все возможные корыстные мотивы или иные интересы человека при совершении преступления. А вот статья 185 не указывает какой-то конкретный корыстный мотив или определенную цель. В этой статье названо только само преступное действие (воровство).

    В случае, если сам законодатель рассматривает какой-то отдельный мотив или цель в качестве обязательных признаков преступления, то их отсутствие всегда исключает возможность совершения данного преступления. Так, если в какой-то определенной деятельности отсутствует хулиганский мотив, то в таком случае состав хулиганства, который описан в статье 266, исключается. Не может быть никакого мошенничества без эгоистического мотива и цели.

    В то же время определенные мотивы и цели могут снижать ту опасность, которую несут преступления для всего общества. Некоторые мотивы и цели еще и могут уменьшать тяжесть каких-то определенных преступлений. Именно поэтому законодатель рассматривает такие мотивы и цели преступлений в качестве тех, которые смягчают наказание за преступную деятельность. В качестве примера можно рассмотреть 118 статью, которая связана с убийством при превышении пределов нужной обороны. Данная статья относится к убийству при смягчающих обстоятельствах только лишь потому, что мотивом такого убийства выступает защита от поступка, опасного для всего общества в целом.

    Виды мотивов преступления

    Вообще, в юридической литературе существует множество классификаций мотивов преступления, так как мотивы классифицируют по различным направлениям:

    • криминологическому;
    • уголовно-правовому;
    • психологическому и др.

    Для любой из этих областей характерны какие-то определенные особенности. Начнем с того, что абсолютно любая классификация составляется для того, чтобы достичь каких-то конкретных целей и задач. Стоит отметить, что такие цели и задачи могут быть как общими, так и специальными. К тому же, любая классификация обязательно должна основываться на признаках тех явлений, которые подлежат классификации.

    Эксперты считают, что в теории уголовного права на данный момент еще не существует универсальной классификации всех существующих мотивов преступлений. В. Н. Кудрявцев отмечал, что “различные имеющиеся сегодня классификации в той или иной степени отражают то или иное требование”.

    Неудовлетворенность классификацией мотивов преступлений подтолкнула экспертов к тому, что они стали хотя бы каким-то образом сгруппировывать все существующие мотивы по самым различным признакам.

    В частности, психологи выделяют следующие типы мотивов:

    • стремление к наиболее высокой должности;
    • самореализация, самоутверждение в обществе;
    • следование традициям;
    • принципиальность;
    • высокий статус;
    • обогащение.
    Читайте также:
    Ответственность гражданская: что это такое, описание и особенности

    Стоит отметить, что в российской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Право собственности Российской Федерации подробнее уголовно-правовой литературе можно найти довольно много способов и вариантов разделения мотивов совершения преступлений по различным группам. Так, И. Н. Даньшин предложил свою, довольно простую классификацию мотивов. Он разделил все существующие мотивы по каким-то определенным видам преступлений, которые описаны в Уголовном кодексе По данной теме мы уже выполнили реферат Уголовно-исполнительное право подробнее нашей страны (убийства, кражи, спекуляции и др.)

    Если же рассматривать мотив того или иного преступления в качестве какой-то правовой категории, то стоит учесть, что все преступные мотивы влияют на утверждение и точное, своевременное исполнение назначенного судом наказания, а ведь именно это и считается главным значением мотива в качестве признака субъективной стороны того или иного преступления.

    Прекарные отношения и их роль в формировании класса феодально – зависимого крестьянства во Франкском королевстве VI-IX вв

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:37, контрольная работа

    Описание работы

    ) Эдикт короля Хильперика от 575 г. Хильперик (561-584) – король Нейстрии, внук Хлодвига. Хильперик I (около 539 — 27 сентября 584) — король франков, правил в 561 — 584 годах, из династии Меровингов. Сын короля Хлотаря I и Арнегунды. Имя Хильперик происходит от старо-германского «Могучий защитник». Хильперик I правил 23 года. В историю вошёл один из эдиктов Хильперика I, поскольку он изменил главу «Салической правды» «Об аллодах» и установил, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но не община или соседи-общинники, то есть право наследования было признано и за потомками женского пола. Земля превратилась в аллод

    Содержание работы

    1 Анализ используемых источников.
    2 Введение.
    3 Разложение «большой семьи» у франков.Ранний и поздний аллоды.
    4 Образование крупной земельной собственности. Переворот в аграрных отношениях.
    5 Причины массового обезземеливания крестьянства.
    6 Основные формы прекариев.
    7. Формы зависимости крестьянства в средневековье.
    8. Вывод.

    Файлы: 1 файл

    Контрольная работа по истории средних веков.docx

    Из капитулярия 811г.

    … приманивая блаженством небесного царства, устрашая вечными муками ада и воимя божие богатых и бедняков, несведущих…простецов лишая имущества, а законных наследников – их наследства, тем самым из – за оскудения их…[1,с 100].

    Основные формы прекариев.

    Наиболее распространенной формой установления зависимости разоряещегося бедняка от крупного землевладельца была практика так называемых прекариев, известная еще с римских времен и распространенная в Франском государстве со времен Меровингов. Прекарий , что дословно означает «переданное по просьбе», есть условное земельное держание , которое крупный земельный собственник передавал либо во временное, либо в пожизненное держание безземельному или малоземельному бедняку с обязательством последнего нести в пользу собственника те или иные повинности или оброки.

    Существовали три вида прекариев:

    1)Прекарий данный. Когда держатель земли получал ее всю от собственника (precaria data). Передавалось такое условное держание человеку, у которого было недостаточно или вовсе небыло земли [2,с 98].

    Прекарная грамота (прекарий данный)

    Вестготская формула №36, VII в.

    Постоянному господину моему такому-то такой-то. Испытывая повседневную нужду, разыскивая повсюду и не будучи в состоянии найти заработка, прибегнул я к благочестию вашего могущества, дабы вы дали мне в качестве прекария земли для обработки в поместье вашем таком-то. Ваше могущество согласилось выполнить мою просьбу. [1,с 88].

    2) Прекарий возвращенный. Когда он отдавал свою собственную землю крупному землевладельцу и получал её же обратно, но уже не как свою собственную, а как уступленную ему землевладельцем с обязательством несения барщины и оброка; смысл этой операции заключается в том, что, отдавая свою землю,бедняк получал от крупного землевладельца покровительство и в случаях нужды – помощь против других сильных людей [2,с 98].

    Прекарная грамота (прекарий возвращенный).

    ( салическая формула Меркеля №34 конец VIII).

    Достопочтенному моему господину и во Христе отцу такому-то, аббату монастыря такого-то святого и всей братии, там обитающей, мы, во имя божие, такой-то и сын мой такой-то, обратились к вам с тем, чтобы, согласно нашей просьбе и вашему и вашей братии соизволению, вы предоставили нам для обработки и для пользования по вашей милости, пожизненно, имущество ваше в местечке таком-то, в округе таком-то, в сотне такой-то; так вы и сделали, именно [предоставили] означенное имущество с землями, домами. А за это пользование вашим имуществом мы дали вам в пользу означенного святого другое наше имущество, наше законное наследственное достояние, в селении таком-то, округе таком-то, сотне такой-то. с землями, домами. на том, однако, условии, чтобы в обоих селениях нам принадлежало пожизненное держание и пользование. И мы обещаем платить вам за этот прекарий в праздник такого-то святого ежегодный чинш, сколько между нами установлено. Если же мы не заплатим или же замедлим с уплатою этого чинша, должны дать вам соответствующее обязательство и не утрачивать вышеназванного имущества в обоих селениях. И если кто из нас переживет другого, тому пусть останется названный прекарий для владения и обработки, но мы отнюдь не будем иметь права что-либо продавать, дарить, обменивать, расточать, кроме того, что полагается по закону. После же смерти нас обоих [имущество] пусть переходит в обоих селениях к монастырю со всеми улучшениями и застройками без всякого противодействия со стороны кого бы то ни было и наследников наших.[1,с.88].

    3)Прекарий с вознаграждением. В некоторых случаях, особенно когда крупным землевладельцем была церковь или монастырь, бедняк, отдавший свою землю своему будущему господину, получал обратно не только её, но и некоторые прибавление в виде лесного или заболоченного участка, который надо было превратить в участок, годный для посева (ргесапа remuneratoria).

    Письмо [о том,] если кто либо церковное имущество в пользование получит и свою собственность за это даст (прекарий с вознаграждением).

    ( Формула Маркульфа, кн. II, №39, ок 700 г.)

    … Согласно нашей просьбе, ваше милосердие и благоваление определили, что бы некое [принадлежащее] вашей церкви местечко такое-то, находящиеся там-то … вы позволили на обрабатывать… пожизненно…; мы же, как было условленно, за означенное пользование, а так же для спасение души нашей, другое местечко такое-то, расположенное там-то, посмерти нас обоих вам и приемникам вашим для названной церкви пожертвовали, на том, однако условие, что бы, пока мы живы, вышеназванными местечками – и тем, что вы нам предоставили, и тем, что мы для спасения души нашей пожертвовали названной церкви…, владели на правах пользования…[1,с. 90-91].

    Читайте также:
    Обещание награды: что это такое, описание и особенности

    Во Франкском королевстве преобладала форма прекариев – прекарий возвращенный. Потому, как в силу разных остоятельств, иногда обмана или даже применения силы, со стороны более влиятельных землевладельцев, крестьянин отказывался от права владения землею, в пользу влиятельных людей или церкви. И впоследствии был вынужден брать ее обратно, но уже в форме прекария. Сделка оформлялась письменно: земельный собственник получал от крестьянина заполненную прекарную грамоту и выдавал ему престарную грамоту. Название грамоты происходит от латинского слова praesto — «предоставляю». Это документ, по которому земля или имущество передавалось в чье-либо пользование.

    Престарная грамота.(прекарий возвращенный)

    ( Грамота Сен – Галленского монастыря, 838 г.)

    …с согласия нашей братии и фогта нашего Пуатона порешили мы вернуть в качестве прекария Вольвину то владение, которое он принес нам в дар, все то, что имеется в тех местах с домами, лесами…так мы и сделали и притом с тем условием, чтобы это владение он получил и платил за него ежегодный чинш…[2,с 92]. Система прекариев предполагала зависимость отдельных крестьян от отдельных местных землевладельцев, причем форма и степень зависимости устанавливалась каждый раз индивидуально. Были, однако такие формы, которые распостранялись сразу и на многих, ставили в зависимость от крупного землевладельца целые деревни и даже несколько деревень[2,с 104].

    Формы зависимости крестьянства в средневековье.

    Итак, основная масса крестьян в средние века состояла из несвободных или крепостных крестьян. Но сказать так – это значит дать лишь самую общую характеристику правового положения крестьян. Средневековые юристы различали три вида подчинения крестьянина сеньеру, причем собственно крепостным считался человек, который зависел от одного и того же сеньера сразу во всех трех отношениях. Это – личная, поземельная и судебная зависимость. Для раннего средневековья было не столь характерно существование людей, зависимых во всех отношениях от одного и того же сеньера, но для поздних форм зависимости, такое положение было почти всеобщим.

    Каждый из этих видов зависимости отличался как по своему происхождению, так и по тем специфическим формам повинностей, которые были с ним связаны.

    1. Личная зависимость вела, по – видимому, свое происхождение от рабства. Холоп (а таких было много среди барской челяди), посаженный на землю, оставался сервом, со всеми вытекавшими из этого факта юридическими последствиями, хотя как самостоятельный хозяин на господской земле он фактически был уже не рабом, а крепостным. Юридическими признаками серважа были следующие права господина : серв не имел права передавать по наследству свой надел кому бы то ни было, не уплатив своему сеньеру особого взноса – mortuarium, состоящего либо из части имущества (лучшая голова скота, венчальное украшение или платье его жены и т.д.), либо, в более поздние времена – из определенной суммы денег ; он выплачивал «поголовный» налог – capatikum; запрещались браки между лицами, зависимыми от разных сеньеров, и за разрешение на такой брак требовался особый взнос, forismaritagium, так как он считался сервом, т.е. юридически рабом; все прочие повинности не были фиксированы и взимались по воле синьера, когда, где и сколько угодно.
    2. Поземельная зависимость вытекала из факта принадлежности крестьянского надела сеньеру. В силу чего крестьянин должен был нести разнообразные повинности – в форме барщины или оброков, обычно пропорционально размерам надела и сообразно тем обычаям, которые были закреплены традицией и были точно перечислены в кадастрах вотчины. Крестьянин периодически должен был «признавать», что земля его надела – не его земля, а сеньера, и тем самым признавать себя обязанным уплачивать традиционные повинности.
    3. Судебная зависимость непосредственных производителей средних веков вытекала из иммунитетных прав сеньера и выражалась в большом количестве разнообразных повинностей. Иммунитетная грамота давала феодалу осуществлять суд на территории, в ней указанной, территории часто выходившей за пределы собственно вотчины иммуниста. Эта зависимость выражалась в том, что население должно было судиться в суде иммуниста, а все судебные штрафы, ровно как и те повинности, которые шли раньше королю или его представителям за отправление имисудебных и административных функций, шли уже не королю, а в пользусеньера. Наиболее распостраненными были баналитеты печи, мельницы и виноградного процесса. Лица, зависимые от сеньера в судебном отношении, обязаны были печь хлеб только в его печи, специально указанной сеньером или принадлежащей ему, обязаны давить вино только под прессом сеньера и молоть зерно только в его мельнице. С судебно административными правами сеньера было связано также право требовать барщину по починке дорог, мостов и т.д. Так же сеньер имел право на пошлины рыночные, дорожные, паромные, мостовые и т.д.[2,с. 106-108].

    Процесс феодализации, в ходе которого возникли формы поземельной, личной и судебно-административной зависимости, шел как путём «снизу», стихийно, так и путём «сверху». «Снизу», путем захвата крупными земельными собственниками крестьянских наделов, а «сверху» при непосредственном вмешательстве королевской власти. Прекарные отношения характеризуют первый путь[1,с 11]. Само собой разумеется, что раз попав в такого рода зависимость [взяв землю в пользование, в форме прекария] бедняки мало по – малу теряли и свою личную свободу; через несколько поколений они были уже в большинстве своем крепостными[1,с 99].

    Список источников и литературы.

    1.Практикум по истории средних веков. Выпуск первый/ М:1988 г. Источники :«Эдикт короля Хильперика» от 575 года(с. 62).

    «Салическая правда»( с.45-70).

    «Прекарные и престарные грамоты»(с.87-104).

    «Капитулярии» Карла Великого от 811г(с. 95-105)

    2. Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века. М., 1968г.Жанр: монография, медиевистика.Издательство: Издательство Московского Университета.Количество страниц: 378
    Описание: (Из предисловия) Данная книга возникла в результате многократного чтения специального курса по истории средневекового крестьянства для студентов и аспирантов исторического факультета Московского университета. Этим обстоятельством определяется характер работы. Как и всякий курс лекций, особенно если дело идет о специальном курсе, посвященном частной тематике, настоящий курс ставит себе целью подвести итоги тому, что сделано вообще по данной теме как за рубежом, так и в советской литературе, которая, как известно, много занималась и продолжает заниматься проблемами, связанными с историей трудовых масс. Само собой разумеется, что лишь часть материала есть результат исследовательской работы самого автора. Во многих вопросах автор опирается на труды своих коллег — советских медиевистов (Е. А. Косминского, А. И. Неусыхина и др.), которые являются базой ддя-собстввшшхзыводов автора. Много взято из работ буржуазных авторов, ибо буржуазная наука накопила громадный материал фактов и сделала немало полезных обобщений.

    Читайте также:
    Публичная оферта: что это такое, описание и особенности

    Сказкин Сергей Данилович родился в Новочеркасске, там же учился в кадетском корпусе, затем приехал в Москву и поступил в университет. Здесь его учителями были известные ученые А. Н. Савин, Р. Ю. Виппер, Д.М. Петрушевский. С 1920 г., сдав магистерские экзамены, Сказкин становится преподавателем университета. В 1934 г., когда в МГУ был создан исторический факультет, С. Д. Сказкин стал профессором кафедры истории средних веков; с 1949 г. и до последних дней жизни он возглавлял эту кафедру. Ученый преподавал или читал лекции в самых различных вузах и учреждениях Москвы, но основным местом его работы был Институт истории (ныне – Институт мировой истории Российской Академии наук), где с 1962 г. С. Д. Сказкин возглавлял сектор истории средних веков.
    С. Д. Сказкин был человеком удивительной культуры, многосторонней образованности, ученым-энциклопедистом. Он писал книги, статьи, учебники, заметки для словарей и энциклопедий, составлял хрестоматии по своей основной специальности – истории средневековой Западной Европы. Но круг его интересов этим не ограничивался.

    Его работы посвящены также генезису (возникновению) феодализма и капитализма, международным отношениям, дипломатии, аграрной истории и истории крестьянства, истории религии. В огромном архиве ученого основную часть составляют рукописи по истории средневековой культуры, хотя при жизни он почти ничего не публиковал по этой теме. Правда, он долгие годы читал лекции о культуре средневековья.
    Известный историк С. О. Шмидт вспоминал, что эти лекции ‘пленяли самой манерой изложения – он как бы размышлял вместе со студентами, вводя их в лабораторию своей мысли, вел путями и тропами интеллектуального поиска. И получалось это как-то удивительно просто, ненавязчиво’. Ученый намеревался издать свой спецкурс в виде учебника для студентов, но ему все время казалось, что надо еще что-то исправить, уточнить, сопоставить с другими исследованиями. Ученики С. Д. Сказкина оформили и издали на этой основе несколько его статей, однако основная часть материала так и осталась в архиве. Но и то, что ученый успел опубликовать при жизни (более 200 работ), является значительным вкладом в историческую науку.
    Ученики С. Д. Сказкина работают практически в каждом крупном научно-исследовательском обществоведческом институте, преподают на исторических факультетах университетов и вузов нашей страны.

    Раздел II. ПРЕКАРИИ

    1. ПРЕКАРНАЯ ГРАМОТА

    Грамоты, регистрирующие определенные сделки, – прекарные, дарственные, королевские пожалования земель и привилегий и пр. Сохранились сборники таких грамот – картулярии, которые содержат в небольшом числе грамоты конца VII в., но главным образом – VIII-IX вв. и более поздние.

    Вестготская формула № 36, VII в.[72]

    Постоянному господину моему такому-то такой-то. Испытывая повседневную нужду, разыскивая повсюду и не будучи в состоянии найти заработка, прибегнул я к благочестию вашего могущества, дабы вы дали мне в качестве прекария земли для обработки в поместье ва­шем таком-то. Ваше могущество согласилось выполнить мою просьбу Посему настоящею моею прекарною гра­мотою обещаюсь никогда никакого противодействия и ущерба вам по отношению означенных земель не нано­сить, но во всем поступать вам на пользу Десятины и другие платежи, свойственные колонам, ежегодно вно­сить обязуюсь Если же я, забыв условия моей настоя­щей прекарной грамоты, что-нибудь из обещанного осме­люсь нарушить , вы будете иметь полное право с на­званных земель меня изгнать и снова распоряжаться ими по своему праву, как должно.

    2. ПРЕСТАРНАЯ ГРАМОТА

    Разница в названиях сохранившихся грамот объясняется тем, что прекарий представлял собой двустороннюю сделку. Прекарная грамота составлена от имени лица, которое просит предоставить ему прекарий. Престарнаяграмота составлена от имени собственника земли, который передавал прекарий.

    Салическая формула Биньона № 22, конец VIII в.

    Во Христе сыну церкви такому-то, во имя божие, та­кой-то, аббат монастыря такого-то святого Согласно твоей просьбе, последовало наше определение: две трети принадлежащей нам части в местечке таком-то, в округе таком-то, каковую часть ты недавно нам продал пере­дать тебе, по милости нашей, в пожизненное пользова­ние. Так мы и сделали. Посему настоящую, рукою на­шею скрепленную престарную грамоту тебе дали [с ус­ловием], чтобы ежегодно в праздник означенного святого ты платил за это столько-то чинша, а также такую-то десятину со своего урожая и землю пожизненно, по нашей милости, удержишь; на том, однако, условии, чтобы никоим образом ни продавать, ли дарить, ни дру­гим божьим домам передавать, ни в собственность захва­тывать, ни наследникам своим в качестве аллода остав­лять, ни расточать эту землю ты не имел права, но по смерти твоей, помимо всякого вмешательства судьи, пе­решла бы в собственность монастыря со всеми улучше­ниями и застройками

    3. ПРЕКАРНАЯ ГРАМОТА

    Салическая формула Меркеля № 34, конец VIII в.

    Достопочтенному моему господину и во Христе отцу такому-то, аббату монастыря такого-то святого и всей братии, там обитающей, мы, во имя божие, такой-то и сын мой такой-то, обратились к вам с тем, чтобы, соглас­но нашей просьбе и вашему и братии вашей соизволе­нию, вы предоставили нам для обработки и для пользо­вания по вашей милости, пожизненно, имущество ваше в местечке таком-то, в округе таком-то, в сотне такой-то; так вы и сделали, именно [предоставили] означенное имущество с землями, домами А за это пользование вашим имуществом мы дали вам в пользу означенного святого другое наше имущество, наше законное наслед­ственное достояние, в селении таком-то, в округе таком-то, сотне такой-то с землями, домами на том, однако, условии, чтобы в обоих селениях нам принадлежало по­жизненное держание и пользование. И мы обещаемся платить вам за этот прекарий в праздник такого-то свя­того ежегодный чинш, сколько между нами установлено. Если же мы не заплатим или же замедлим с уплатою этого чинша, должны дать вам соответствующее обяза­тельство и не утрачивать вышеназванного имущества в обоих селениях. И если кто из нас переживет другого, тому пусть останется названный прекарий для владения и обработки, но мы отнюдь не будем иметь права что-либо продавать, дарить, обменивать, расточать, кроме того, что полагается по закону. После же смерти нас обоих [имущество] пусть переходит в обоих селениях к монастырю со всеми улучшениями и застройками без всякого противодействия со стороны кого бы то ни было и наследников наших.

    Читайте также:
    Погашение судимости: что это такое, описание и особенности

    4. ПРЕКАРНАЯ ГРАМОТА

    Формула из Рейхенау № 17, конец VIII в.

    Достопочтенному господину и во Христе отцу, аббату монастыря такого-то. Известно, что такой-то, ныне по­койный, все, что он имел в местечке таком-то, подарил такому-то монастырю, церкви такого-то святого и просил, чтобы после него сыновья его до смерти имели эти зем­ли и чинш платили, именно, столько-то и столько-то. В настоящее время сын его такой-то обратился с прось­бой, чтобы означенные земли по его смерти сыновьям его были уступлены в пожизненное пользование. На это -мы изъявили свое согласие, с условием, чтобы означенный такой-то ежегодно чинш свой соответственно платил в большем размере, именно столько-то и столько-то.

    [О ТОМ], ЕСЛИ КТО-ЛИБО ЦЕРКОВНОЕ ИМУЩЕСТВО В ПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧИТ И СВОЮ СОБСТВЕННОСТЬ ЗА ЭТО ДАСТ

    Формула Маркульфа, кн. II, № 39, ок. 700 г.

    Святому и апостолическому господину и во Христе отцу такому-то, епископу, такой-то и супруга моя та­кая-то. Согласно нашей просьбе ваше милосердие и бла­говоление определили, чтобы некое [принадлежащее] ва­шей церкви местечко такое-то, находящееся там-то вы позволили нам обрабатывать пожизненно мы же, как было условлено, за означенное пользование, а также для спасения души нашей, другое местечко такое-то, распо­ложенное там-то, по смерти нас обоих вам и преемни­кам вашим для названной церкви пожертвовали на том, однако, условии, чтобы, пока мы живы, вышеназванны­ми местечками — и тем, что вы нам предоставили, и тем, что мы для спасения души нашей пожертвовали назван­ной церкви владели на правах пользования; после же смерти нас обоих названные местечки, как мы сказали, без всякого возобновления прекария, каковой обычай есть у других, в силу этого письма вы и преемники ваши или представители ваши вернете в ваше распоря­жение, и наше владение никогда не должно причинять вам никакого ущерба

    6. ПРЕКАРНАЯ ГРАМОТА

    Буржская формула № 2, VIII в.

    Господину нашему такому-то и госпоже нашей такой-то. Известно, что родитель наш занимал эту принадле­жащую вам землю и написал вам прекарную грамоту, каковую и мы возобновляем, подписями скрепляем и смиренно просим, чтобы благочестие ваше разрешило нам владеть тою же землею. А чтобы наше владение этой землей не наносило никакого ущерба ни вам, ни наслед­никам вашим, мы вручили вам эту прекарную грамоту с обещанием, что если когда-либо, вопреки условиям этой грамоты, не потщимся выполнить со всяким послу­шанием вашу службу или какие-либо данные от ваше­го имени управляющими вашими приказания или же скажем, что земля, которою мы владеем, не ваша соб­ственность, обязаны будем заплатить вам штраф по всей строгости законов, как бесчестные захватчики, и вы бу­дете иметь полное право, не прибегая ни к какому суду, прогнать нас оттуда.

    7. ПРЕСТАРНАЯ ГРАМОТА

    Грамота Сен-Галленского монастыря, 838 г.

    Бернвик, милостью Христа аббат монастыря святого Галла. С согласия нашей братии и фогта нашего Пуато­на порешили мы вернуть в качестве прекария Вольвину то владение, которое он принес нам в дар в поименован­ных местах [далее следует семь названий], все то, что имеется в тех местах с домами, строениями, рабами, ле­сами, всем движимым и недвижимым, возделанным и не­возделанным, всем, что можно назвать и поименовать и что содержится в его дарственной грамоте; так мы и сделали и притом с тем условием, чтобы это владение он получил и платил за него ежегодный чинш, то есть два денария. Пусть так же поступает и его законный наслед­ник, если удостоится от бога иметь такового. Если же сам [прекарист] захочет выкупить это [имущество], мо­жет это сделать за один солид; если же выкупить захо­чет его наследник, выкупает за два солида

    О ТОМ, КТО ПЕРЕДАЕТ КУДА-ЛИБО СВОЕ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ С УСЛОВИЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕМУ ПИЩИ И ОДЕЖДЫ

    Сен-Галленская формула № 15, вторая половина IX в.

    Я, такой-то, ввиду приближения старости и того, что за «ею обычно следует, — бедности, дарю такому-то свя­тому месту или какому-либо сильному мужу все, чем владею, доставшееся по наследству и приобретенное куп­лей, на том, однако, условии, чтобы означенный муж, или епископ, или настоятели этого места тотчас же мое имущество себе взяли, но взамен меня приняли под свою заботу и попечение и до дня смерти моей ежегодно не­укоснительно давали по две одежды полотняных, столько же шерстяных, а также в довольном количестве съестных припасов — хлеба, пива, овощей, молока, а по праздни­кам мяса. А на третий год пусть снабдят меня плащом и, по мере надобности, предоставляют рукавицы, обувь, онучи, мыло и баню, в особенности необходимую для не­мощных, также солому, ибо не сыну своему и не кому-нибудь из родных, но только им оставил я все свое иму­щество. Буде же чего-либо из вышеупомянутого меня лишат; имущество мое пусть мне вернут, притом, впро­чем, условии, если не обратят внимания на мои просьбы и нижайшие мольбы обращаться со мной мягче и чело­вечнее; если же, как думаю, по добру захотят со мною обращаться, тогда властною рукою, без всякого проти­водействия сонаследников и родственников моих, настоя­тели этого места пусть владеют всем моим [имуществом] вовеки.

    Читайте также:
    Порча земли: что это такое, описание и особенности

    Если кто чужую землю, которую обрабатывает, захочет захватить в собственность и не сможет, а потом получит ее как прекарий

    Славному и собственному моему господину такому-то, такой-то: по совету злых людей и вопреки справедливости я пытался похитить и захватить в собственность землю в местечке таком-то, которую обрабатывал, но я не смог этого сделать, так как не имел на это права. Вы и ваши уполномоченные вернули ее и выгнали меня оттуда. После же, по просьбе почтенных людей,

    снова мне ее отдали для обработки, потому я обратился к ваше­му могуществу с настоящей прекарной грамотой, чтобы мне [было позволено] занимать эту землю без всякого ущерба для вас. Обещаюсь платить вам все, что и другие колоны ваши платят. Если же не выполню этого и пренебрегу, или запоздаю, или откажусь платить, в силу этой прекарной грамоты. подле­жу законной ответственности. и вы будете иметь право с этой земли меня выгнать.

    [Об иммунитетах] 1

    Публикуется по: Хрестоматия по истории Средних веков / Под ред. П. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. В 3 т. М., 1949. Т. I. С. 146

    . По просьбе епископа такого-то, ради снискания себе на­грады в вечной жизни, пожаловали мы ему благодеяние, состо­ящее в том, что в пределы поместий церкви этого епископа, как тех, которые она в наше время имеет пожалованными нами или кем-либо иным, так равно и тех, кои милосердие Божие в даль­нейшем соизволит передать в собственность этого святого места, не смеет входить ни одно государево должностное лицо для слу­шания судебных дел или взыскания каких-либо судебных штра­фов, но сам епископ и преемники его, во имя Божие, в силу полного иммунитета, пусть владеют всеми означенными пра­вами. Постановляем посему, чтобы ни вы, ни помощники и преемники ваши и никакое лицо, облеченное властью, ни в ка­кое время не осмеливалось входить на землю церкви. ни для слушания судебных дел, ни для взыскания штрафов по каким-либо судебным решениям, ни для пользования постоем и про­довольствием, ни для задержания поручителей. И все, что мог­ла бы получить там казна со свободных или несвободных и иных людей, проживающих на землях. церковных, пусть навеки по­ступает на лампады означенной церкви.

    1 Основное содержание этого фрагмента из формул Маркульфа заключается в запрещении королевским должностным лицам вступать на территории иммунитетной вотчины для разбора судсС шх дел и в предоставлении иммунисту права взимать в свою пользу судебные штра­фы и все виды сборов, которые ранее поступали в государственную казну.

    Санские формулы 1

    Кабальная грамота

    Публикуется по: Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 2. Европа: V — XVII вв. / Отв. ред. Н. А. Крашенинникова. М., 1999. С. 80

    Господину брату такому-то, такой-то. Всем ведомо, что край­няя бедность и тяжкие заботы меня постигли и совсем не имею, чем жить и одеваться. Посему, по просьбе моей, не отказать в величайшей моей бедности вручить мне из своих денег столько-то солидов, а мне совсем нечем выплатить эти сол иды. И вот просил совершить и утвердить закабаление тобой моей свобод­ной личности, чтобы отныне имел полную свободу делать со мной все, что вы уполномочены делать со своими прирожденны­ми рабами, именно: продавать, выменивать, подвергать наказа­нию. Если же [чего, я уверен, не будет] я, или кто-либо из на­следников моих, или кто-либо другой решится оспаривать это закабаление, повинен внести тебе и казне штраф во столько-то унций золота; настоящая кабала останется неизменною.

    Престарная грамота 2

    Публикуется по: Хрестоматия по истории Средних веков / Под ред. Н. 77. Грацианского и С. Д. Сказкина. В 3 т. М., 1949. Т. I. С. 139

    Сладчайшей женщине такой-то я, аббатиса такая-то. Так как известно, что ты собственность свою в округе таком-то недавно за монастырем св. Марии утвердила и за это просила у нас и у названного монастыря дачи [тебе] прекария, то вот этою грамо­тою за тобой утвердили, чтобы, пока ты жива, владела бы и держала в пользовании эту землю, но не имела бы права каким бы то ни было образом отчуждать ее, а если бы решилась это сделать, землю бы тотчас же потеряла, и чтобы грамота эта была крепче, руку нашу к ней приложили 3 .

    ‘ Датируются VIII в.

    2 Престарной является грамота, в силу которой дается (предоставля­ется — от praesto) земля или другое имущество для пользования. Сплошь и рядом и престарная, и прекарная грамоты смешиваются в одном акте. Приводимая формула взята из собрания Санских формул VIII в.

    3 В данном случае монастырь получает право на землю от некоей владелицы, которая взамен получает право пожизненного пользования ею (praecaria oblata).

    Турская формула 1

    Публикуется по: Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 2. Европа: V — XVII вв. / Отв. ред. Н. А. Крашенинникова. М., 1999. С. 79-80

    О человеке, который коммендируется под власть другого Славному господину такому-то я, такой-то. Всем должно быть известно, насколько мало я имею средств, чтобы питать и оде­вать себя, поэтому я обратился с просьбой к вашему благочес­тию, и вам угодно было решить, чтобы я передал себя и коммен-дировался под ваше покровительство; я так это и сделал на том условии, что вы должны мне оказывать помощь как в пище, так и в одежде, сообразно с тем, как я смогу вам служить и заслу­жить [это], я же пожизненно должен буду служить вам на поло­жении свободного человека и воздавать вам послушание и не буду иметь права уходить при своей жизни из-под вашей власти и покровительства. При этом состоялся [между нами] уговор, что если один из нас пожелает отказаться от этого соглашения, то должен будет уплатить другой стороне столько-то солидов, а само соглашение должно оставаться в силе, и [другой] уговор, что [стороны] должны написать друг для друга и скрепить два одинакового содержания документа, что они так и сделали.

    Анжерская формула

    Публикуется по: Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 2. Европа: V—XVII вв. / Отв. ред. П. А. Крашенинникова. М., 1999. С. 80

    Читайте также:
    Просрочка должника: что это такое, описание и особенности

    Я, такой-то, такому-то. Известно, что я продал — и в самом деле я продал — такому-то участок поля. расположенный на территории святого такого-то, в селении таком-то. и я оценил [этот участок]. в столько-то солидов; и что ты с сегодняшнего дня ни пожелал бы сделать с этим полем, ты должен иметь на это полную свободу, не причиняя ущерба тому святому, кому оказы­вается принадлежащей земля. И если окажется, что я, или кто-либо из моих наследников, или какое-либо постороннее лицо по­пытается повести дело против этого [акта] о продаже, совершить который я просил по [своей] доброй воле, то [должны будем]

    уплатить как тебе, так и представителю святого такого-то двой­ной штраф, и наш иск не должен иметь силы, и эта продажа, как и моя воля, должны пребывать крепкими на вечные времена.

    Прекарные грамоты 1

    Публикуется по: Хрестоматия по истории Средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. В 3 т. М., 1961. Т. I. Раннее Средневековье. С. 430—432

    Прекарий данный (Precaria data) 2

    Знатному и собственному господину моему такому-то, такой-то. По совету злых людей пытался я захватить землю вашу, кото­рую я обрабатываю в месте, именуемом так-то, чего я не должен был делать, и землю ту я хотел захватить в собственность, но не смог, так как для этого не было оснований (quod пес ratio prestitit); вы и ваши должностные лица вернули ее себе, нас же с нее согнали 3 , затем, однако, по просьбе почтенных людей вы отдали нам ее для обработки; вот почему мы и обратились к ва­шему могуществу с этой прекарной грамотой, чтобы мы держали эту землю, доколе это будет вам угодно, не нанося вам тем самым никакого ущерба. Обещаем вам нести те же самые повинности, что и прочие ваши держатели (accolani). Если же мы не станем этого делать и окажемся нерадивыми, медлительными и не­покорными, тогда в силу этой прекарной грамоты, как если бы она возобновлялась каждые пять лет, пусть нас публично прису­дят к тому, к чему по закону присуждают медлительных и нера­дивых, вы же имеете право изгнать нас с той земли.

    1 Прекарной является грамота, в которой содержится просьба о даровании прекария (от лат. preces — просьба), точно перечисляются обязательства прекариста (уплата определенного оброка, несение раз­личных служб), чем прекарий отличается от бенефиция, не обуслов­ленного никаким письменным договором. С формальной стороны, пре-карное держание — это земельное держание, которое дано в силу пись­менной просьбы, возобновляемой первоначально каждые пять лет и служившей документом для охранения прав собственника на перешед­ший к нему участок.

    2 Из формул Маркульфа.

    3 Грамота носит фиктивный характер. Ее назначение — создать юри­дические гарантии, которые сделали бы невозможными притязания пре­кариста на право собственности на имущество, полученное в прекарий.

    Прекарий возвращенный (Precaria oblata) 1

    Бернвик, милостью Христа аббат монастыря Святого Галла. С согласия нашей братии и фогта нашего Пуатона порешили мы вернуть в качестве прекария Вольвину то владение (res), которое он принес нам в дар в поименованных местах [далее следуют семь названий — Вейнфельден и другие], все то, что имеется в тех ме­стах, с домами, строениями, рабами, лесами, всем движимым и недвижимым, возделанным и невозделанным, всем, что можно назвать и поименовать и что содержится в его дарственной грамо­те; так мы и сделали и притом с тем условием, чтобы это владение он получил и платил за него ежегодный чинш, то есть два денария. Пусть так же поступает и его законный наследник, если удостоит­ся от Бога иметь такового. Если же сам [прекарист] захочет выку­пить это [имущество], может это сделать за один солид; если же выкупить захочет его наследник, выкупает за два солида; если же [прекарист] умрет бездетным, брат его Эгино может, если пожела­ет, выкупить за половину вергельда, то же и его наследники, одна­ко, кроме того, они должны платить чинш, т. е. нести сервильные повинности, без [барщинных] дней. Если же Вольвин и брат его Эгино умрут бездетными, тогда Тиотперт, сын Руадперта, если захочет, может выкупить то, чем владеет в Вейнфельдене, в тече­ние семи лет за полный вергельд и, кроме того, платит чинш, т. е. повинности одного серва, как сказано выше. То, что он подарил в остальных поименованных местах, Вальдперт и Вальтрам, сыно­вья Вальдперта, если захотят выкупить, могут сделать это в тече­ние шести лет. Если по истечении шести лет не выкупят, тогда [владение это] возвращается к нашему монастырю. Чинш же пла­тится: 15 сикелей пива, 20 хлебов, поросенок, стоящий сайгу 2 . И то имущество, которое должен выкупить Тиотперт, если по исте­чении семи лет не выкупит, переходит в наше вечное владение. Совершено публично в вилле, называемой Буснанг [далее подписи].

    Прекарий с вознаграждением (Precaria remuneratoria) 3

    § 22. Прекарные сделки относительно церковных владений должны совершаться не иначе, как только таким образом: [прека­рист] дает [церкви] из собственного имущества, а получает на свое

    1 Грамота Сен-Галленского монастыря (838 г.)

    2 Алеманнская правда поясняет сайгу так: «. четвертая часть тре-мисса, т. е. один денарий».

    3 Из постановления Синода 845 г.

    имя соответственного качества церковное имущество в двойном размере, если хочет держать в пользовании собственное и церков­ное имущество. Если же собственное имущество он с этого време­ни теряет 1 , получает на свое имя из церковных владений в тройном размере, поэтому его следует рассматривать не как дарителя соб­ственного имущества, но как держателя (dispensator) чужого.

    Прекарий по приказу короля (Precaria verbo regis) 2

    §4.0 церковных же владениях, которые до настоящего време­ни были пожалованы мирянам по слову господина короля, [поста­новляем], чтобы и они владели, как и раньше, если только [владе­ния эти] не будут возвращены этим церквам по слову господина короля.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: