Президент РФ: что это такое, описание и особенности

Президент РФ и его конституционно-правовой статус

Отдельные положения Конституции закрепляют Конституционно-правовой статус Президента РФ: никаких специальных федеральных законов в этом отношении не существует. В частности, статья 80 главы 4 Конституции РФ содержит следующее определение:

Президент Российской Федерации является главой государства, выступает гарантом Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный статус Президента Российской Федерации характеризуется следующей спецификой: Президент не входит в структуру существующих ветвей власти, находясь на особом положении в общей системе высших органов власти. Функции главы государства, также закрепленные конституционно, служат проявлением его особого положения.

Правовой статус Президента РФ, несущего функциональные обязательства главы государства и «арбитра» в государственном аппарате и наделенного широкими полномочиями, вполне оправдан. Россия в силу истории своего развития не владеет демократическими традициями, и усиление правового положения Президента имеет большое значение, в том числе, при проведении реформ.

Функции Президента РФ

Деятельность Президента РФ регламентируется конституционными положениями и соответствующими правовыми актами. Так, на главу государства налагаются следующие обязательства:

  • быть гарантом Конституции, реализации прав и свобод граждан;
  • реализовывать меры по поддержанию стабильности конституционного строя;
  • формулировать базовые стратегии внутренней и внешней политики государства;
  • обеспечивать согласованность взаимодействия существующих органов государственной власти;
  • инициировать применение мер по обеспечению сохранности суверенитета, независимости, целостности страны;
  • обеспечивать реализацию полномочий федеральной власти государства в территориальных границах всей России;
  • быть представителем страны внутри нее и за ее пределами (на международном уровне).

Специфика статуса, которым обладает глава РФ, определяет направленность его действий на координирование и контроль деятельности всех ответвлений власти, как то судебной, законодательной, исполнительной. Задачей в данном случае является создание условий, в которых система сдержек и противовесов будет стабильно эффективна.

Для выполнения указанных задач Президент РФ должен использовать конкретные полномочия, закрепленные законодательно, в каждом из существующих направлений.

Полномочия главы РФ относительно охраны прав и свобод человека и гражданина

В отношении реализации основополагающих личных и гражданских прав и свобод Президент уполномочен:

  • осуществлять решение вопросов, связанных с российским гражданством и предоставлением политического убежища;
  • присуждать государственные награды страны;
  • осуществлять присвоение высших специальных званий, в том числе, высших воинских и почетных;
  • принимать решения о помиловании;
  • инициировать формирование органов-посредников между гражданами страны и главой государства по вопросам сохранности прав и свобод, как то: Уполномоченный по правам ребенка, Совет по развитию гражданского общества и правам человека;
  • определять кандидатуры из числа граждан РФ, обладающих заслугами перед государством и обществом, для вхождения их в состав Общественной палаты;
  • реализовывать иные полномочия.

Полномочия главы РФ относительно создания органов власти государства и согласования их функционирования

По данным вопросам Президент РФ вправе применять следующие полномочия:

  • выносить решение об отставке Правительства РФ;
  • утверждать совместно с Госдумой кандидатуру на пост Председателя Правительства;
  • выполнять функцию Председателя на заседаниях Правительства и Президиума Правительства;
  • назначать кандидатуру на позицию Председателя ЦБ; ставить перед Госдумой вопрос, касающийся снятия с должности Председателя ЦБ;
  • утверждать кандидатуры на должности министров РФ, заместителей Председателя Правительства или освобождать с них;
  • назначать кандидатуры на исполнение функциональных обязанностей судей (Конституционного, Верховного судов); на должности: Генерального прокурора и его заместителей, прокуроров существующих субъектов РФ, Председателя счетной палаты, а также его заместителя, и, соответственно, вносить предложения о снятии с указанных должностей;
  • осуществить роспуск законодательного органа какого-либо субъекта РФ, в результате деятельности которого был принят нормативно-правовой акт, вступающий в конфликт с действующим законодательством;
  • реализовывать иные полномочия.

Полномочия главы РФ относительно назначения и руководства государственными органами

В отношении функционирования государственных органов Президент РФ владеет следующими правомочиями:

  • производить формирование Администрации Президента РФ;
  • осуществлять функциональное распределение между федеральными органами исполнительной власти, зоной ответственности которых являются вопросы, касающиеся обороны и безопасности, иностранных или внутренних дел, предотвращения ЧС и устранения их последствий, юстиции;
  • утверждать положения, регулирующие деятельность вышеуказанных органов; назначать их руководителей и заместителей руководителей;
  • назначать и снимать с должности дипломатических представителей РФ в иных государствах и международных организациях;
  • учреждать и осуществлять руководство совещательным органом (Государственным советом);
  • назначать на должность полномочных представителей главы государства в федеральных округах, осуществлять руководство их деятельностью;
  • обеспечивать согласованность деятельности Правительства РФ и прочих органов государственной власти;
  • реализовывать иные полномочия.

Полномочия главы РФ в сфере правотворчества

В вопросах правотворчества Президент РФ уполномочен:

  • реализовывать право законодательной инициативы;
  • реализовывать право вето;
  • осуществлять подписание и обнародование федеральных законов;
  • проводить переговоры и осуществлять подписание международных договоров от лица Российской Федерации;
  • осуществлять подписание ратификационных грамот;
  • принимать грамоты (верительные и отзывные) дипломатических представителей;
  • созывать референдум согласно процедуре, закрепленной федеральным конституционным законом;
  • регулировать (в частности, приостанавливать до рассмотрения вопроса соответствующим судом) реализацию нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, если данные акты вступают в конфликт с Конституцией РФ и федеральными законами, предполагают нарушение международных договоренностей или нарушение прав и свобод человека;
  • реализовывать иные полномочия.

Полномочия главы РФ в отношении строительства, обороны и безопасности государства

По указанным вопросам президент РФ вправе:

  • быть участником процесса рассмотрения вопросов о принятии или образовании нового субъекта в составе России;
  • готовить каждый год обращения к Федеральному Собранию РФ, освещающие вопросы положения в стране, внешней и внутренней государственной политики;
  • назначать/освобождать высшее командование Вооруженных Сил России;
  • осуществлять принятие решений по вопросу направления российских войск за пределы России;
  • осуществлять формирование и руководство Совета Безопасности РФ;
  • закреплять государственные программы развития оборонного комплекса, вооружения, проведения различного рода испытаний;
  • реализовывать иные полномочия.
Читайте также:
Передача вещи: что это такое, описание и особенности

Президент Российской Федерации одновременно с основным функционированием находится на посту Верховного Главнокомандующего ВС РФ и Председателя Совета безопасности РФ. В ситуации угрозы агрессии или прямой агрессии в сторону Российской Федерации, глава государства вправе установить на территории страны (или ее отдельных мест) в зависимости от обстоятельств военное положение или чрезвычайное положение. Установление подобных режимов должно осуществляться согласно порядку, закрепленному специальным федеральным законом, и сопровождаться соответствующим уведомлением Совета Федерации и Государственной Думы.

Гарантии функционирования Президента РФ

Очевидно, что реализация основ конституционного статуса президент РФ, его обязательства, уровень ответственности его деяний предполагают наличие гарантий стабильности и непрерывности исполнения Президентом РФ своих полномочий. Гарантии в данном смысле обеспечивают соответствующие правовые нормы и неприкосновенность Президента как главы страны.

Закрепленные общие положения относительно порядка избрания Президента РФ (ст.81, Конституция РФ) являются одними из правовых положений, реализующих принцип демократии: глава страны избирается сроком на 6 лет путем всенародных, добровольных, тайных голосований.

Символом власти, которой наделен Президент РФ, служит штандарт или квадратный флаг, на котором изображен государственный герб на фоне цветов флага государства. У штандарта также есть древко, на которое закрепляется скоба с нанесенным именем главы государства и датами его пребывания на этом посту. Данный флаг существует в виде оригинала (хранится в кабинете главы государства) и дубликата (используется для поднятия над резиденцией). Также глава государства владеет Знаком Президента РФ.

Кто такой президент и каковы его полномочия

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Каждое государство имеет своего руководителя, который в зависимости от формы правления и политического режима может именоваться по-разному.

В современных республиканских странах он называется президент.

Давайте вместе узнаем, что это за должность и есть ли отличия в правлении президентов отдельных стран.

Кто такой президент?

Президент — это глава государства с республиканской формой правления. Его политическая власть формируется в результате всенародных выборов, чья степень демократичности может существенно отличаться.

В парламентских республиках избирается, как правило, представительным органом, что объясняется его ограниченными полномочиями. Термин в качестве обозначения выборного должности государства используется с момента принятия американской конституции в 1787 году.

Полномочия и функции президента

В Конституциях стран четко закреплены полномочия и сроки нахождения у власти президента.

В России за президентом закреплен статус «главы государства» и верховного главнокомандующего. В Соединенных Штатах он наряду с этим выступает главой исполнительной власти. Во Франции президент не наделяется функцией «главы государства», хотя за ним в Основном законе закреплены большие полномочия.

В России глава государства имеет большой круг компетенций в различных сферах. Вот некоторые функции президента:

  1. представительство интересов страны в международных отношениях;
  2. гарант Конституции;
  3. определяет ключевые направления внутренней и внешней политики;
  4. осуществляет помилование;
  5. имеет статус Верховного Главнокомандующего;
  6. гарантирует права и свободы граждан;
  7. обеспечивает согласованное взаимодействие органов госвласти;
  8. решает вопрос предоставления гражданства и политического убежища.

Президент участвует в кадровых назначениях высших должностных лиц в рамках существующего механизма сдержек и противовесов. В частности, он назначает утвержденного Госдумой главу Правительства, предлагает Нижней палате кандидатуру руководителя Центробанка, принимает отставку главы Кабмина РФ.

Конституционно-правовой статус президента

Кто такой президент и какова его роль в государстве помогает понять его конституционно-правовой статус.

В таких странах как РФ, Казахстан, Венгрия он стоит над всеми ветвями власти и не возглавляет ни одну из них.

В США и Мексике по Конституции президент возглавляет исполнительную власть.

В Финляндии ситуация выглядит еще более запутанной — Основной закон наделает его правами руководителя высшей исполнительной власти, но по факту руководит правительством здесь премьер-министр.

Интересный вариант президентства сформировался в Иране. Здесь он, как и другие органы власти подчиняется духовному лидеру страны.

Современные конституции помимо делегирования широких прав наделяют президента обязанностями. Большинство из них связаны с:

  1. гарантиями прав и свобод граждан;
  2. обеспечением безопасности;
  3. гарантиями суверенитета, внутренней стабильности, гражданского мира;
  4. соблюдением законов.

Конституции многих стран закрепляют за президентом обязанность поддерживать независимость, территориальное единство. Во Франции президент имеет функции арбитра между различными видами публичной власти, в Румынии он наделен функциями посредника между государством и обществом.

Часть обязанностей прописывается в тексте присяги и нередко имеет декларативный характер. Несмотря на это они имеют важнейшее значение для общества и дают понимание того, что президент работает на интересы всего социума.

В Конституции Греции даже существует ограничение, препятствующее тому, чтобы президент представлял интересы отдельных социальных групп.

Модели президентства

Американская

Одна из наиболее интересных моделей. Сильный президент не зависит от Конгресса, но не вправе его распустить. В свою очередь последний не может лишить полномочий правительство. Президент утверждает высших должностных лиц, но Сенат имеет право не поддержать кандидата.

Президент США вправе наложить вето на законы Конгресса (может быть преодолено 2/3 голосов конгрессменов). Президент фактически единолично руководит исполнительной властью, но Конгресс имеет право контролировать соблюдение законом последней, особенно в части эффективности госрасходов.

За президентом США закреплено право предлагать Конгрессу проект госбюджета, а подписанные им международные соглашения должен обязательно утверждать Сенат. Глава государства управляет армией и внутренними силами для поддержания общественного порядка, но объявить чрезвычайное положение в стране может лишь с согласия Конгресса.

Последний также имеет право инициировать процедуру импичмента с целью лишения его должности.

Читайте также:
Объект преступления: что это такое, описание и особенности

В результате подобных сдержек и противовесов действительно сильная президентская власть в США не превращается в гипертрофированную.

Президентство в парламентских республиках

В парламентских республиках (Италия, Германия, Индия, Австрия и других) полномочия президента ничтожно малы.

Он не может влиять на работу исполнительной власти, а в случае наличия отдельных компетенций (назначение главы Кабмина или представления интересов государства в международных делах) может их осуществлять только после согласования с премьер-министром. В большинстве случаев президент лишен реальных властных полномочий и играет представительские функции.

Латиноамериканская модель президентства

Создана на базе американской модели, но из-за отсутствия выраженной системы сдержек и противовесов президент получает гипертрофированные полномочия и может вмешиваться в деятельность любых органов власти.

В ряде стран существуют однопартийные системы, что позволяет президенту многократно переизбираться на пост, не боясь поражения. Не удивительно, что многие из них правят как диктаторы, прикрывающиеся выборной легитимностью.

Заключение

Президент — его лидер и главное должностное лицо современного республиканского государства. Однако полномочия, политическая роль и значение в жизни общества во многом отличаются в зависимости от статуса, закрепленного в Конституции.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Президент президенту рознь. Его функции определяются формой правления в государстве. Например, в парламентской республике президент является лишь формальным лидером и ни на что не влияет.

Полномочия президента четко определены в конституции страны, у каждой страны они свои. В нашей стране президент больше, чем менеджер, он символ страны! Он так давно ею руководит, что на его месте сложно кого-либо представить, и даже страшно.

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Право. 6.7. Президент Российской Федерации.

6.7. Президент Российской Федерации.

Примечание.

Данный материал — по Конституции до референдума 2020 года. Оставлен для сравнения.

Все изменения по данной главе читайте ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

План.
  • Президент РФ. Особенности статуса.
  • Требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента РФ.
  • Основные функции Президента РФ.
  • Полномочия Президента РФ по сферам деятельности.
  • Начало и конец осуществления полномочий.
  • Основания для прекращения полномочий Президента РФ.
  • Порядок отрешения Президента от должности в РФ (импичмент).
  • Полномочия Председателя Правительства РФ, временно исполняющего обязанности Президента.
  • Конституция РФ. Глава 4. Президент Российской Федерации (темы статей).

Президент РФ. Особенности статуса.

Президент – выборный глава государства в Российской Федерации.

  • Занимает особое место в системе органов государственной власти: он прямо на относится ни к одной ветви власти, а обеспечивает их согласованную работу.
  • Обладает неприкосновенностью.
  • Избирается сроком на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  • Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух роков подряд.
Требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента РФ:
  • гражданство РФ;
  • ценз оседлости – постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;

ценз – это условие допущения или ограничения участия в осуществлении права;

  • возрастной ценз – не моложе 35 лет.
Основные функции Президента РФ.
  • Является гарантом Конституции РФ (то есть гарантирует её действие), прав и свобод человека и гражданина.
  • Принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности.
  • Обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти.
  • Определяет основные направления внешней и внутренней политики государства.
  • Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
Полномочия Президента РФ.

Полномочия – это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

Сферы деятельности Президента РФ и основные полномочия.

Правотворческая деятельность:

  • издаёт указы и распоряжения, которые обязательны на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам;
  • подписывает и обнародует федеральные законы.

Правовой статус личности:

  • предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России иностранным гражданам и лицам без гражданства;
  • обладает правом помилования осуждённых за уголовное преступление;
  • награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие военные и высшие специальные звания.

Федеративное устройство государства:

  • назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента (полпредов) в федеральных округах;
  • приостанавливает действия органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Отношения с парламентом:

  • назначает выборы в Государственную Думу;
  • обладает правом законодательной инициативы;
  • имеет право вето (от лат. запрет);
  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренне и внешней политики;
  • распускает Государственную Думу в установленном законом порядке;
  • назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации

Отношения с органами исполнительной власти:

  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • определяет структуру Правительства;
  • принимает решение об отставке Правительства.
  • назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
  • принимает решение об отставкеПравительства РФ;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ, ставит вопрос о его освобождении от должности;
  • формирует администрацию Президента РФ;

Отношения с органами судебной власти и прокуратурой:

  • выдвигает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного судов;
  • назначает на должности судей других федеральных судов;
  • предлагает Совету Федерации кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ и его заместителей, вносит предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора РФ.
Читайте также:
Постоянная рента: что это такое, описание и особенности

Оборона и безопасность страны:

  • является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами РФ;
  • утверждает военную доктрину (систему взглядов, теорию) РФ;
  • назначает и освобождает от должности высшее командование Вооружённых сил РФ;
  • формирует и возглавляет Совет безопасности;
  • вводит в случае необходимости военное или чрезвычайное положение.

Внешняя политика:

  • осуществляет руководство внешней политикой государства;
  • ведёт переговоры;
  • подписывает международные документы: договоры, ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты;
  • назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Начало и конец осуществления полномочий.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принятия им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Основания для прекращения полномочий Президента РФ:
  • окончание срока полномочий;
  • отставка (добровольное сложение полномочий);
  • стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;
  • отрешение от должности (импичмент).
Полномочия Председателя Правительства РФ, временно исполняющего обязанности Президента.

Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ, который не имеет права:

  • распускать Государственную Думу;
  • назначать референдум;
  • вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
Порядок отрешения Президента от должности в РФ (импичмент):
  • Выдвижение Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления инициатива не менее одной третьей членов Государственной думы);
  • Подтверждение обвинения Верховным Судом РФ;
  • Заключение Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
  • Решение должно быть поддержано не менее двумя третьими голосов от общего числа Федерального Собрания;
  • Решение Совета Федерации об отрешении Президента должно быть приято не позднее чем в трёхмесячный срок после выдвижения обвинений Государственной Думой. Если в этот срок отрешение не будет принято, то обвинение считается отклонённым.

Важно: Госдума выдвигает обвинения, а Совет Федерации принимает или отклоняет решение по обвинению Президента.

Конституция РФ.

Глава 4. Президент Российской Федерации.

Статья 80. Статус Президент Российской Федерации.

Статья 81. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента РФ.

Статья 82. Присяга Президента Российской Федерации.

Статьи 83-86. Полномочия Президента Российской Федерации.

Статья 87. Президент – Верховный главнокомандующий.

Статья 88. Чрезвычайное положение.

Статья 89. Полномочия Президента Российской Федерации.

Статья 90. Указы и распоряжения Президента.

Статья 91. Неприкосновенность Президента.

Статья 92. Начало и прекращение полномочий Президента.

Статья 93. Порядок отрешения от должности Президента.

ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Президент Российской Федерации является главой государства.
  2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти .
  3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
  4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
  1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

О возможности участия в качестве кандидата на выборах Президента РФ лица, занимавшего и (или) занимающего должность Президента РФ на момент вступления в силу ч. 3 и 3.1 ст. 81 (в ред. Закона РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), см. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ.

  1. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

  1. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
  1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

“Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”.

  1. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации .
Читайте также:
Обратная покупка: что это такое, описание и особенности

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности ;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации ;

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти ;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации ;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте “д.1” настоящей статьи), и освобождает их от должности ;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов ;

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом ;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации ;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты ;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом ;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом ;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий ;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 83 дополнена пунктом “е.2” в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ “О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”, вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

Читайте также:
Областной совет: что это такое, описание и особенности

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

  1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
  2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

  1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
  2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
  3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

  1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
  2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
  3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

  1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
  2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
  3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
  1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.
  2. Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.
  3. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.
  1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
  2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
  3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.

2.2. Последующая ипотека и предшествующая ипотека

Значения понятий “предшествующая ипотека” и “последующая ипотека”, используемых при повторном залоге (перезалоге) недвижимого имущества установлены в пункте 1 статьи 43 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”. Имущество, заложенное по договору об ипотеке в обеспечение исполнения одного обязательства (предшествующая ипотека), может быть предоставлено в залог в обеспечение исполнения другого обязательства того же или иного должника тому же или иному залогодержателю (последующая ипотека).

Очередность залогодержателей устанавливается на основании данных единого государственного реестра прав на недвижимое имущество о моменте возникновения ипотеки, определяемом в соответствии с правилами пунктов 5 и 6 статьи 20 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”.

Читайте также:
Ограниченная оборотоспособность: что это такое, описание и особенности

В соответствии с пунктом 1 статьи 342 ГК РФ если имущество, находящееся в залоге, становится предметом еще одного залога в обеспечение других требований (последующий залог), требования последующего залогодержателя удовлетворяются из стоимости этого имущества после требований предшествующих залогодержателей.

Условия, при которых допускается последующая ипотека, установлены в пунктах 2-5 ст. 43 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”:

“2. Последующая ипотека допускается, если она не запрещена предшествующими договорами об ипотеке того же имущества, действие которых не прекратилось к моменту заключения последующего договора об ипотеке.

Если предшествующий договор об ипотеке предусматривает условия, на которых может быть заключен последующий договор об ипотеке, последний должен быть заключен с соблюдением этих условий.

3. Последующий договор об ипотеке, заключенный несмотря на запрещение, установленное предшествующим договором об ипотеке, может быть признан судом недействительным по иску залогодержателя по предшествующему договору независимо от того, знал ли залогодержатель по последующему договору о таком запрещении.

Если последующая ипотека не запрещена, но последующий договор заключен с нарушением условий, предусмотренных для него предшествующим договором, требования залогодержателя по последующему договору удовлетворяются в той степени, в какой их удовлетворение возможно в соответствии с условиями предшествующего договора об ипотеке.

4. Правила пунктов 2 и 3 настоящей статьи не применяются, если сторонами в предшествующем и последующем договорах об ипотеке являются одни и те же лица.

5. Заключение последующего договора об ипотеке, предусматривающего составление и выдачу закладной, не допускается”.

Обязанность залогодателя по предупреждению залогодержателей о предшествующей и последующей ипотеках определена в пунктах 1, 2 ст. 44 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)” следующим образом:

“1. Залогодатель обязан сообщать каждому последующему залогодержателю до заключения с ним договора о последующей ипотеке сведения обо всех уже существующих ипотеках данного имущества, предусмотренные пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Невыполнение залогодателем этой обязанности дает залогодержателю по последующему договору право потребовать расторжения договора и возмещения причиненных убытков, если не будет доказано, что он мог получить необходимые сведения о предшествующих ипотеках на основании статьи 26 настоящего Федерального закона из данных об их государственной регистрации.

2. Залогодатель, заключивший последующий договор об ипотеке, должен незамедлительно уведомить об этом залогодержателей по предшествующим ипотекам и по их требованию сообщить им сведения о последующей ипотеке, предусмотренные пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона”.

Следует отметить, что данные обязанности не возникают у залогодателя, если сторонами в предшествующем и последующем договорах об ипотеке являются одни и те же лица (см. п. 4 ст. 44 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”).

Обязанность залогодателя сообщать каждому последующему залогодержателю сведения обо всех существующих залогах данного имущества и ответственность залогодателя за убытки, причиненные залогодержателям невыполнением этой обязанности установлены в пункте 3 статьи 342 ГК РФ.

Залогодержатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения причиненных убытков, только если одновременно не выполнены следующие условия:

1) залогодатель не информировал залогодержателя о предшествующих ипотеках;

2) залогодержатель не мог получить необходимых сведений о предшествующих ипотеках от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (см. п. 1 ст. 44 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”).

На залогодателя возлагается обязанность уведомлять залогодержателей по предшествующим ипотекам обо всех заключенных последующих договорах об ипотеке, и по их требованию сообщать им сведения о предмете ипотеки, его оценке, существе, размере и сроках исполнения обязательства, обеспечиваемого последующей ипотекой (см. п. 2 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”).

Последствия изменения предшествующего договора об ипотеке при наличии последующего договора об ипотеке установлены в п. 3 ст. 44 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)” следующем образом: “После заключения последующего договора об ипотеке изменение предшествующего договора, влекущее обеспечение новых требований предшествующего залогодержателя или увеличение объема требований, уже обеспеченных по этому договору (см. ст. 3), допускается лишь с согласия залогодержателя по последующему договору, если иное не было предусмотрено предшествующим договором об ипотеке”.

Включение процитированной нормы обусловлено необходимостью защиты прав залогодержателя по последующему договору об ипотеке. Эти права могут быть существенно ущемлены, если в предшествующий договор об ипотеке будут вноситься изменения увеличивающие объем требований по этому договору либо будут устанавливаться новые дополнительные требования. Нормы данного пункта не применяются, если сторонами в предшествующем и последующем договорах об ипотеке являются одни и те же лица (см. п. 4 ст. 44 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”). Кроме того, Федеральным законом от 11 февраля 2002 г. N 18-ФЗ в пункт 3 статьи 44 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)” были внесены изменения путем добавления слов “если иное не было предусмотрено предшествующим договором об ипотеке”.

Таким образом, согласие залогодержателя по последующему договору об ипотеке на изменение предшествующего договора об ипотеке, влекущее обеспечение новых требований предшествующего залогодержателя или увеличение объема требований, уже обеспеченных по этому договору не требуется в следующих случаях:

– если сторонами в предшествующем и последующем договорах об ипотеке являются одни и те же лица;

– если в предшествующем договоре об ипотеке предусмотрено право сторон вносить указанные изменения без согласия залогодержателей по последующим договорам об ипотеке.

Государственная регистрация последующей ипотеки осуществляется с соблюдением правил государственной регистрации ипотеки (главы IV Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”). В последующем договоре об ипотеке делаются отметки обо всех регистрационных записях о предшествующих ипотеках того же имущества. Отметка о последующей ипотеке вносится в регистрационные записи обо всех предшествующих ипотеках того же имущества (см. ст. 45 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”).

Читайте также:
Отрасль законодательства: что это такое, описание и особенности

Удовлетворение требований залогодержателей по предшествующей и последующей ипотекам осуществляется в соответствии с правилами, установленными в ст. 46 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”. Законодатель фактически установил две системы правил:

– для случаев, когда залогодержателями по предшествующему и последующему договорам об ипотеке является одно и тоже лицо (см. п. 5 ст. 46 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”);

– для случаев, когда залогодержателями по предшествующему и последующему договорам об ипотеке являются разные лица (п. 1-4 ст. 46 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”).

Если залогодержателем по предшествующей и последующей ипотекам является одно и то же лицо, требования, обеспеченные каждой из ипотек, удовлетворяются в порядке очередности, соответствующей срокам исполнения соответствующих обязательств, если федеральным законом или соглашением сторон не предусмотрено иное (см. п. 5 ст. 46 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”). Таким образом, стороны в договорах об основном обязательстве (договоре займа или кредитном договоре) и договорах об ипотеке вправе установить иной порядок очередности исполнения соответствующих обязательств.

Если залогодержателями по предшествующей и последующей ипотекам являются разные лица, то очередность погашения обязательств регламентируется следующими правилами (п. 1-4 ст. 46 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”):

“1. Требования залогодержателя по последующему договору об ипотеке удовлетворяются из стоимости заложенного имущества с соблюдением требований о наличии у залогодержателя по предшествующему договору об ипотеке права преимущественного удовлетворения своих требований.

2. В случае обращения взыскания на заложенное имущество по требованиям, обеспеченным последующей ипотекой, одновременно может быть потребовано досрочное исполнение обеспеченного ипотекой обязательства и обращено взыскание на это имущество и по требованиям, обеспеченным предшествующей ипотекой, срок предъявления которых к взысканию еще не наступил. Если залогодержатель по предшествующему договору об ипотеке не воспользовался этим правом, имущество, на которое обращено взыскание по требованиям, обеспеченным последующей ипотекой, переходит к его приобретателю обремененное предшествующей ипотекой.

3. В случае обращения взыскания на заложенное имущество по требованиям, обеспеченным предшествующей ипотекой, допускается одновременное обращение взыскания на это имущество и по требованиям, обеспеченным последующей ипотекой, срок предъявления которых к взысканию еще не наступил. Требования, обеспеченные последующей ипотекой, не подлежат досрочному удовлетворению, если для удовлетворения требований, обеспеченных предшествующей ипотекой, достаточно обращения взыскания на часть заложенного имущества.

4. До обращения взыскания на имущество, залогом которого обеспечены требования по предшествующей и последующей ипотекам, залогодержатель, намеренный предъявить свои требования к взысканию, обязан в письменной форме уведомить об этом залогодержателя по другому договору об ипотеке того же имущества”.

Федеральным законом от 11 февраля 2002 г. N 18-ФЗ в пункт 2 статьи 46 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)” были внесены изменения путем добавления слов “потребовано досрочное исполнение обеспеченного ипотекой обязательства и”. Таким образом, законодатель установил дополнительное основание для залогодержателя по предшествующей ипотеке требовать досрочного исполнения обеспеченного ипотекой обязательства и обратить взыскание на это имущество, даже если срок предъявления такого требования еще не наступил.

Требования, обеспеченные последующей ипотекой, не подлежат досрочному удовлетворению, если для удовлетворения требований, обеспеченных предшествующей ипотекой, достаточно обращения взыскания на часть заложенного имущества (см. п. 3 ст. 46 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”).

Любой залогодержатель при возникновении у него оснований обратить взыскание на заложенное имущество, обремененное предшествующей и последующей ипотеками, обязан в письменной форме уведомлять о своем решении залогодержателей по другим договорам об ипотеке того же имущества. Нарушение этого правила является основанием для требования о возмещении убытков причиненных другим залогодержателем. Меры по защите интересов других залогодержателей установлены в ст. 53 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”. Кроме того, в этом случае суд (арбитражный суд) вправе отказать в принятии к рассмотрению иска об обращении взыскания на заложенное имущество по договору об ипотеке в связи с тем, что обращение взыскания на предмет ипотеки является расторжением договора об ипотеке.

*(1) До вступления в силу Федерального закона от 5 февраля 2004 г. N 1-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об ипотеке (залоге недвижимости)” не допускались составление и выдача закладной также в случае, если предметом ипотеки являлись земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которые распространялось действие Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости). Федеральный закон от 5 февраля 2004 г. N 1-ФЗ в соответствии со ст. 2 данного закона вступил в силу со дня его официального опубликования. Указанный Федеральный закон был опубликован в “Собрании законодательства РФ” 9 февраля 2004 г., N 6, ст. 406; “Парламентской газете”, 10 февраля 2004 г., N 24; “Российской газете”, 10 февраля 2004 г., N 24.

Что такое ипотека на жилье простыми словами

Ипотека — это банковская услуга по предоставлению денежных средств под залог для покупки жилой или нежилой недвижимости. Ипотечное кредитование для многих граждан — чуть ли не единственная возможность обзавестись собственным жильем. С помощью услуги можно на привлекательных условиях приобрести квартиру, дом, апартаменты, гараж, долю и т. д.

Банки идут навстречу клиентам и разрабатывают специальные программы для различных категорий граждан, а государство — меры поддержки в виде льгот и субсидий. В чем же суть ипотеки, какие преимущества и недостатки существуют и как оформить ипотечный кредит? Постараемся подробно ответить на вопросы в материале.

Читайте также:
Патентный поверенный: что это такое, описание и особенности

Говоря простыми словами, ипотека — это получение кредита под залог имеющейся или приобретаемой недвижимости. Это определение четко отражает суть банковской услуги. Ипотечное кредитование регулируется общими положениями Гражданского кодекса и ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», принятого 16 июля 1998 года. Законодательство четко определяет права и обязанности заемщика, порядок оформления соглашения и правила погашения кредита.

Главным документом, который регулирует отношения кредитора и заемщика, а также устанавливает условия передачи недвижимости в залог, является ипотечный договор. Он содержит сведения о предмете кредита, рыночной оценке, размере и сроке исполнения долговых обязательств.

Взять ипотеку на жилье может физическое или юридическое лицо, соответствующее требованиям банка. Банки в качестве клиентов рассматривают граждан РФ в возрасте от 21 до 65 лет, имеющих стабильный доход и стаж не менее года на последнем месте работы. Кроме того, учитывается кредитная история, состояние здоровья и семейное положение. Важно помнить, что во многих банках требования разные, поэтому необходимо заранее осведомиться, подходите ли вы в качестве заемщика или нет.

«Семейная ипотека» стала доступнее.
Теперь и с одним ребенком!

От 15% первоначальный взнос

На срок До 25 лет

Плюсы и минусы ипотечного кредитования

Ипотека на жилье — это сделка, которая имеет множество преимуществ и недостатков. Перед подачей заявки рекомендуется оценить плюсы и минусы, чтобы понять, стоит ли открывать ипотечный кредит.

К достоинствам ипотеки можно отнести:

возможность в кратчайшие сроки купить дорогостоящее жилье;

удачное инвестирование в недвижимость, цена которой стремительно растет;

возможность не ждать накопления все суммы объекта;

небольшие регулярные выплаты по ипотечному кредиту;

получение налогового вычета на сумму основного долга или по уплаченным процентам;

возможность воспользоваться государственными льготными программами и взять ипотеку на привлекательных условиях.

Несмотря на большое количество положительных сторон ипотечного кредитования, существуют и недостатки, которые настораживают многих потенциальных заемщиков. К ним относятся:

высокая переплата при долгих сроках;

необходимость сбора внушительного пакета документов;

регулярное продление полисов страхования имущества, жизни и здоровья;

риск конфискации недвижимости при несоблюдении условий договора;

невозможность продажи квартиры или дома до снятия обременения;

низкий шанс получения других займов.

Оформление ипотеки: документы и порядок подписания договора

Оформление ипотечного договора — долгий и сложный процесс, который требует от заемщика внимательности и ответственности. Процедура выполняется в несколько шагов.

Подготовка. На этом этапе заемщику необходимо детально изучить определение ипотеки, ее особенности и подводные камни, а также ознакомиться с предложениями банков. Специалисты рекомендуют с помощью ипотечного калькулятора рассчитать параметры займа, чтобы оценить финансовые возможности и подобрать походящие условия кредитования.

Сбор документов для подачи заявления в банковскую организацию. В банк необходимо предоставить:

паспорт с регистрацией;

справку по форме банка или 2-НДФЛ (для ИП также потребуется налоговая декларация);

заверенную копию трудовой книжки;

документы на залоговое имущество;

свидетельства о рождении детей;

Устали от городской суеты? Самое время оформить ипотеку на загородный дом.

От 30% первоначальный взнос

На срок До 25 лет

Подача заявки на ипотечный кредит под залог. Заполнить заявление можно на сайте банка или непосредственно в офисе. В заявке необходимо указать цель кредитования, необходимую сумму, наличие залога, семейное положение и т. д.

Кредитор на основании предоставленной информации принимает решение о выдаче ипотеки. На этом этапе банк оценивает риски, возможность погашения заемщиком задолженности и на основании этого подбирает оптимальную программу, которая позволит минимизировать риски.

После получения положительного решения гражданин должен выбрать объект недвижимости и провести его оценку с помощью специализированной компании. Приобрести можно квартиры в новостройках и на вторичном рынке, готовые дома или на этапе строительства, комнаты, доли и т. д. Документы на недвижимость необходимо согласовать с банком.

Следующий этап — посещение отделения банковской организации для подписания кредитного договора, внесения первоначального взноса и составления графика платежей.

После этого банк передает сумму кредита продавцу квартиры или дома с помощью расчетного счета или депозитной ячейки.

Заключительный этап — заключение договора страхования и регистрация права собственности в Росреестре.

Порядок оформления ипотечного кредита примерно одинаков в банках. Однако во избежание непредвиденных ситуаций необходимо учесть нюансы кредитования. Поэтому рекомендуем проконсультироваться с кредитным менеджером перед подачей заявки.

Виды ипотеки в России

Ипотечные кредиты для россиян становятся с каждым годом привлекательнее. Снижается процентная ставка, уменьшается количество требований к заемщикам, появляются новые виды ипотеки. Государство стимулирует молодые семьи к приобретению жилья и рождению детей, предлагая минимальные проценты и выгодные программы. Бробанк выяснил, какие виды ипотеки встречаются, и кто может воспользоваться.

Основные типы

Подразделить виды ипотечного кредитования можно по таким признакам:

  1. Залог. Ипотека изначально предполагает обязательный залог. Им может стать то имущество, которое уже находится в собственности заемщика или то, которое только приобретается. При нарушении выплат или других долговых обязательств кредитор вправе реализовать заложенную недвижимость, чтобы покрыть свои расходы.
  2. Объект кредитования. Заемщик может покупать дом за городом, квартиру в многоэтажке, жилье в строящемся доме или брать заем под самостоятельное строительство. Исходя из ликвидности жилплощади и предполагаемых рисков, кредитно-финансовое учреждение фиксирует условия по займу: сумму, сроки выплат, процентную ставку.
  3. Ориентация. Ипотека может быть коммерческой или социальной. Второй вариант предполагает участие государства, которое частично компенсирует затраты заемщика или помогает получить заем на льготных условиях.
  4. Способ выплат. Платежи по ипотеке могут быть аннуитетными и дифференцированными. В первом случае погашение происходит равными долями на протяжении всего периода кредитования. Во втором суммы выплат постепенно снижаются или увеличиваются в зависимости от условий, прописанных в договоре.
  5. Цель. Ипотечное кредитование может быть целевым или нецелевым. В первом случае объект кредитования заранее оговорен и известен, во втором он точно не определен на момент заключения банковского.
Читайте также:
Обязанность доказывания: что это такое, описание и особенности

Стандартные программы

В банках составляют разные программы по ипотечному кредитованию с учетом особенностей самих клиентов, процентных ставок и сроков. Но в основном используют стандартные виды, которые отличаются по объекту, подо что берется заем:

  1. Вторичное жилье. Этот рынок для клиентов самый универсальный. Здесь можно легко подобрать жилплощадь, которая будет соответствовать требованиям заемщика. Отличительные особенности таких программ: по ним предусмотрена оптимальная процентная ставка, минимальный первоначальный взнос и минимум дополнительных условий к заемщику. На вторичное жилье проводится быстрая проверка и оформление документов. Легко застраховать объект и оформить залог без промедлений.
  2. Новострой. Такой тип ипотеки выгоднее всего для клиента. На этапе строительства жилплощадь стоит в разы меньше, чем уже введенная в эксплуатацию. А для банков этот вид кредитования сопряжен с дополнительными рисками. Кредитно-финансовые учреждения дают клиент взаймы только для покупки жилья у аккредитованного застройщика. Перечень таких компаний и их объектов строительства, как правило, представлен на сайте банка, и выбирать можно только из них.
  3. Под залог своей жилплощади. Менее востребованная в банках программа, так как на ипотечное кредитование гораздо чаще претендуют те клиенты, у которых нет своего жилья. Под залог собственной ликвидной недвижимости заемщики могут приобретать загородный дом, апартаменты или другую квартиру. Либо взять деньги на собственные нужды, если это предусмотрено договором кредитования. Ипотека под залог жилья характеризуется тем, что нет первоначального взноса, а максимальная сумма, которую даст банк не превышает 60-80 % от рыночной стоимости залога.
  4. Постройка дома. Ипотека под строительство дома отличается особыми требованиями к залогу. Для закладывания используют земельный участок и те постройки, которые уже стоят на нем. При этом земля должна соответствовать некоторым условиям. В частности, участок должен располагаться вблизи населенного пункта и подходить для застройки. Также земельный надел должен подходить по требованиям СНиП. Если банку будет недостаточно залоговой стоимости земли и имеющихся построек, то он может потребовать оформить в залог дополнительное имущество заемщика.

Социальные программы

Ипотека на социальные программы подразумевает работы с льготной категорией граждан с участием государства.

Региональные программы

В некоторых субъектах федерации муниципалитеты принимают участие в улучшении жилищных условий граждан, которые относятся к льготным категориям. Например, семьи с ребенком-инвалидом, многодетные или те, которые относятся к другой социально-защищенной категории. К претендентам предъявляют такие условия: проживание в регионе минимум 3-5 лет, доказанный факт потребности улучшения жилищных условий и наличие официального трудоустройства. Чтобы попасть в программу социальной ипотеки соискателю потребуется обратиться в департамент ЖКХ или в госадминистрацию.

С материнским капиталом

Семьи, в которых после 2007 года появился второй или последующие дети, могут оформить сертификат на материнский капитал. С 2015 года его размер зафиксирован на отметке 453,026 тыс. рублей. Сумму можно направить на первоначальный взнос по ипотечному кредитованию или использовать в виде оплаты в счет погашения займа.

После изменений в законодательстве стало возможным использовать сертификат на ипотеку сразу после оформления, не дожидаясь 3-хлетнего возраста ребенка. Дополнительное требование к приобретенному жилью, чтобы оно оформлялось на всех членов семьи в равных долях. Права детей при этом не были бы ущемлены.

Молодым семьям

Это целевая госпрограмма, которая направлена на поддержку молодых семей. При этом супруги должны быть младше 35 лет, в зарегистрированном браке и иметь возможность выплачивать ежемесячные взносы. Для уменьшения бремени на молодую семью допускается привлечение 1-4 созаемщиков: родителей, братьев, сестер и других лиц, готовых выступать в этой роли.

Семья, которая соответствует условиям вправе получить сертификат на скидку при приобретении жилья. На 30 %, если детей нет, или на 35 %, если дети есть. Сертификат можно использовать как первоначальный взнос по ипотеке или для частичного погашения. Допускается применение одновременно с сертификатом на маткапитал.

Детская или семейная ипотека

Целевая государственная программа, рассчитанная на период с 01.01.2018 по 31.12.2022 г. Подходит для семей, в которых за этот период появится второй малыш. Эта ипотека отличается тем, что участвовать могут только жители РФ, а для покупки подойдет только новострой. Средства зачисляются наличными на банковский счет заемщика.

Процентная ставка устанавливается на уровне 6 % на разные периоды 3 года, 5 или 8 лет. Но для этого должны быть выполнены такие условия: на 3 года – при рождении второго ребенка, на 5 лет – при рождении третьего, на 8 лет, если с 2018 по 2022 родится второй и третий ребенок. В дальнейшем проценты устанавливаются по стандартной программе, установленной для ипотечного кредитования.

Для военнослужащих

Для служащих вооруженных сил РФ предусмотрена накопительно-ипотечная система НИС. Программа предусматривает, что с момента начала службы на счет каждого военного зачисляется сумма средств. Через 3 года деньги с НИС можно направить на ипотечное кредитование в качестве первоначального взноса или для погашения части займа. Ипотека погашается за счет государственных средств до момента, пока служащий не покинет ряды вооруженных сил РФ.

Читайте также:
Объект преступления: что это такое, описание и особенности

Нестандартные виды ипотеки

К нестандартным видам ипотеки относятся варианты, когда, например, на предприятии предусмотрена корпоративная ипотека. После отработанного указанного периода 5-20 лет сотрудники могут претендовать на помощь со стороны своего работодателя. Либо ситуации, когда приобретается не жилплощадь или заемщик не гражданин РФ. Приведем нестандартные виды ипотеки.

Без первоначального взноса

Такой вариант допускается под залог другой недвижимости, оформленной в собственность заемщика. Для этой цели подойдет квартира, загородный дом, жилой дом, в черте города, коттедж или любая другая недвижимость. Подойдет собственность в качестве залога или нет принимает решение банк.

С испорченной кредитной историей

Негативная кредитная история препятствие для получения ипотеки, но при соблюдении некоторых требований банки ее все же выдают. От заемщика могут потребовать привести поручителя, внести первоначальный взнос от 30 до 50 %, оформить залог под покупаемую недвижимость. Процентная ставка для таких клиентов тоже может быть выше, чем для других. Но при качественном исполнении обязательств в течение половины срока, заемщик вправе запросить пересмотр ставки в сторону снижения.

Для нерезидентов и иностранцев

Ипотеку в РФ могут оформить и иностранцы, но при этом они должны быть налоговыми резидентами. То есть быть официально трудоустроены и производить со своих доходов отчисления в бюджеты и фонды. При этом минимальный срок работы в РФ от полугода.

Дополнительным плюсом будет наличие супруга-россиянина, вид на жительство и любая недвижимость в собственности. Если иностранец подпадает под категорию беженца или переселенца, то он вправе претендовать на льготные условия.

Без официального трудоустройства

Эта категория заемщиков отличается высоким риском для кредитных учреждений. Поэтому к таким лицам предъявляются повышенные требования. Например, сумма первоначального взноса может доходить до половины займа. Также могут попросить привлечь созаемщиков и поручителей. К тому же, банк обяжет застраховаться самого клиента и оформит объект ипотеки в залог.

Под гараж или паркинг

Редкая программа для банков, потому что сложно выделить объект кредитования. Соискателю понадобится представить документы, что гараж — это самостоятельное строение, в надлежащем состоянии и не подлежит сносу. Для паркинга, понадобится принести бумаги о том, что место находится в том же жилом доме, где и проживает заемщик. Сумма минимального первоначального взноса стартует от 30 %.

На проведение ремонта

В этом случае подразумевается проведение ремонта в новом жилье, которое и оформляется в качестве залога.

На руки заемщик получит до 50-70 % от рыночной стоимости недвижимости. Срок кредитования достигает 25 лет от 13 % годовых и выше.

Для предпринимателей и крупного бизнеса

Бизнесмены могут оформить кредит на покупку недвижимого имущества коммерческого назначения: складские, торговые, промышленные и офисные здания. По таким программам предусмотрены более жесткие требования.

Максимальный срок кредитования до 10 лет. Также придется собрать большой пакет документов с обязательным предоставлением данных о капитальном, а не временном строительстве объекта кредитования.

Для пожилых граждан

Основное требование к таким заемщикам – ограничение по возрасту. На момент завершения выплат по ипотеке клиенту должно быть не больше 75-85 лет. Работа с такой категорией граждан сопряжена с большими рисками, поэтому банки редко предлагают такие программы.

Плюсы и минусы ипотечного кредитования

Брать деньги в банке на покупку жилья удобно для многих россиян, но ипотека характеризуется и своими рисками. Основные плюсы и минусы приведены в таблице.

Ипотека позволяет сэкономить на съеме жилья и препятствует оттоку средств из семейного бюджета за наем у третьих лиц

Продать, обменять, поделить, подарить жилье, которое находится в залоге у банка невозможно

Продолжительный период кредитования позволяет постепенно выплачивать существенные суммы и облегчает кредитное бремя на семью

Высокая сумма переплаты по ипотеке. При процентной ставке в 12-15 % за 15-20 лет заемщик выплачивает 2-3 стоимости квартиры. Но большинство клиентов пренебрегают этими данными, потому что другого варианта приобретения жилья у семей нет

Жилье, купленное по ипотечному кредитованию, находится в собственности у семьи. Здесь можно проводить ремонт и обустраивать все по своему вкусу

При невозможности своевременных выплат у заемщика, банк вправе реализовать заложенную недвижимость.

На жилплощади, купленной по ипотеке, могут быть сразу прописаны все члены семьи

Падение цен на жилье может привести к тому, что ипотека окажется слишком завышенной по сравнению с рыночной стоимостью. Но договорные обязательства клиенту придется исполнять в полном объеме

Заемщик получает право на налоговый вычет. При выплатах по ипотеке не будет удерживаться подоходный налог с суммы, потраченной на покупку жилья и выплату процентов

Сумма ипотеки ограничена собственными средствами заемщика, которые он сможет внести в качестве первоначального взноса и его доходами

Все сделки по ипотеке подлежат страхованию, поэтому они безопасны для обеих сторон, как для банка, так и для заемщика. Как оформляется страховка и как рассчитывается ее сумма Бробанк рассказал в своей статье. Также вы можете ознакомиться с тем, как выбрать банк с низкой процентной ставкой по ипотечному кредиту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: