Президентская республика: что это такое, описание и особенности

Президентская республика. Признаки президентской республики

Вы обращали внимание на то, что страны на форумах высшего уровня представляются людьми, занимающими разные должности? Это происходит из-за того, что, согласно законодательству государств, возглавлять их могут президент, премьер-министр или иное должностное лицо. То есть существуют отличные друг от друга формы государственного устройства. Давайте рассмотрим, что такое президентская республика, чем она отличается от других, каковы ее характерные черты и признаки.

Определение

В демократическом мире формы правления бывают разные. Как правило, важно, кто является фактическим главой государства, имеет право принимать решения. Название «президентская республика» говорит само за себя. Нет нужды даже Конституцию читать. Возглавляет ее президент. Именно это должностное лицо имеет все права. На нем замыкаются важнейшие решения. Как правило, все это описано в законодательных актах. В принципе, устройство любого государства определяется его Конституцией. В этом законе прописывается механизм его функционирования. Также там определяется порядок принятия решений, подчиненности должностных лиц и так далее. Президентской республикой является государство, глава которого имеет всю полноту полномочий. Он, как правило, руководит исполнительной властью. В некоторых случаях – исполняет обязанности главы кабинета министров.

Признаки президентской республики

Важной особенностью таковой формы устройства государства является единоначалие. Вся власть замкнута на президента. Он руководит органами исполнительной власти, назначает министров, принимает их отчеты. Необходимо понимать, что президентская республика – понятие теоретическое. На практике все механизмы ее работы строятся исходя из местной конъюнктуры и традиций. Взять, к примеру, выборы президента. В Мексике они осуществляются прямым всенародным голосованием. В США принято косвенное волеизъявление. То есть люди делегируют свои полномочия специальным «выборщикам». А те уже определяют, кто станет президентом на очередной срок. То есть, повторимся, механизм выборов может быть разным.

Если выбирать главные признаки президентской республики, то нельзя обойти внепарламентский способ формирования правительства. Фактически министров назначает глава государства. Перед ним же они несут полную ответственность. Еще президентская республика характеризуется жестким разделением властей. Это означает, что глава государства не вправе досрочно распустить парламент, а тот, в свою очередь, не может влиять на кабинет министров.

Главная особенность президентской республики

Если смотреть на государство со стороны, не вникая в его законы, то трудно разобраться с формой правления. У президентской республики есть черта, которая видна даже в небольших сообщениях СМИ. Она является очень яркой, что сразу выделяет президента из ряда иных деятелей страны. Дело в том, что президент в таком государстве имеет самые большие полномочия. Не все, конечно. Некоторые достаются и парламенту с правительством. Однако последнее выполняет по большей части совещательные функции. Определяет, что и как делать, президент. Он в некоторых странах возглавляет правительство. Примером могут служить Беларусь, Узбекистан, Казахстан.

В этих республиках работают коллегиальные органы под руководством главы государства. В них вырабатываются решения. Но для их принятия главным является слово президента. Он подписывает документы, обязательные для исполнения любым органом. Он же принимает отчеты руководителей властных структур. В таких странах, как Уругвай или Коста-Рика, министры должны докладывать о своей деятельности членам парламента. Они же наделены полномочиями по их смещению. Но таковые случаи не особо характерны для данной формы правления.

О соблюдении принципов демократии

Может показаться, что государства президентской республики являются тоталитарными. Ведь там очень много полномочий принадлежит одному человеку. Контроль со стороны представительского органа за его деятельностью относителен. Однако в конституции таких государств заложен иной механизм соблюдения демократических принципов. Дело в выборах. Как правило, за главу государства голосуют все граждане. То есть людям предоставляется возможность влиять на процесс определения личности того, от кого в ближайшие годы будет зависеть их жизнь. К примеру, в уже названной Мексике или Египте граждане на участке отдают свой голос за того кандидата, которому доверяют. Выдвижением же их занимаются партии, то есть те же объединения граждан.

Совсем иной механизм предусмотрен Конституцией США. В этой стране граждане голосуют не за самого кандидата в президенты, а за человека, который будет участвовать в плебисците от их имени. Таковой принцип выборов называется косвенным.

Какова форма правления в России?

В источниках на эту тему ведется спор. Некоторые высказывают мысль, что Россия – президентская республика. Другие доказывают, что в стране смешанная форма правления. Опираться следует на Конституцию. Проанализировав разделы, посвященные полномочиям и статусам главы государства, Федерального Собрания и Правительства РФ, исследователи приходят к однозначному выводу. Он заключен в том, что Россия является президентской республикой. Высшее должностное лицо имеет широкие полномочия. Их оппоненты указывают на то, что некоторые из них должны быть подтверждены специальными решениями СФ РФ. Они говорят о полупрезидентской республике. Причем данные специалисты настаивают на слабости парламентаризма в этой стране.

Читайте также:
Профилактика преступности: что это такое, описание и особенности

Правительство в президентской республике

Давайте теперь рассмотрим принципы работы исполнительной власти. Она, как правило, более всего влияет на жизнь общества. Принципы демократии предполагают такое устройство власти, когда ее ветви контролируются друг другом. В этом смысле президентская республика не идеальна. Дело в том, что исполнительная власть практически всегда полностью подконтрольна главе государства. Он имеет право назначать на должности министров тех людей, которые ему удобны. Уволить глава государства также может без контроля со стороны общества. Хотя в некоторых странах с президентской формой правления внесены изменения в данный порядок. Там парламент имеет возможность влиять на исполнительную власть. К примеру, контролировать работу членов правительства.

Если же их назначение необходимо согласовывать с парламентом, то нельзя говорить о строго президентской республике. Это уже смешанная форма правления.

Суперпрезидентская республика

В некоторых странах имеет место такая форма правления, когда глава государства обладает всеми властными полномочиями. В таковом случае говорят о суперпрезидентской республике. Власть не разделяется. Один человек руководит всеми ее ветвями, когда они имеются в наличии. Система «сдержек и противовесов», характерная для демократического общества, здесь не работает. Повлиять на президента невозможно. Такая форма правления характерна для восточных стран. Как пример обычно приводят Туркмению или некоторые из латиноамериканских стран.

Заключение

Узнать президентскую республику совсем несложно. В таковом обществе глава государства имеет множество прав и обязанностей. Иные институты только контролируют и сдерживают его.

Соблюдаются ли в таковом случае принципы демократии, разбираться необходимо, исходя из конкретной ситуации. Строительство государства – дело тонкое. Традиции в нем имеют очень большой вес.

Республиканская форма правления

Республика — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

Определение понятия республиканская форма правления

Республиканская форма правления — форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. При такой форме правления главой государства является президент, который избирается народом из числа граждан страны различными способами.

Признаки республиканской формы правления

  • выборность власти,
  • ограниченность срока действия властных полномочий,
  • зависимость от избирателей.

Нужна помощь в написании работы?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Виды республиканской формы правления

В классической схеме республиканская форма правления подразделяется на три вида:

  • президентская республика,
  • парламентская республика,
  • смешанная (полупрезидентская) республика.

Президентская республика

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

Примеры президентских республик: США, Аргентина, Мексика, Бразилия.

Признаки президентской республики:

  • президент является главой государства;
  • президент избирается путем всенародного голосования;
  • внепарламентский способ избрания правительства. Правительство формирует президент;
  • отсутствие ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом;
  • отсутствие у президента права роспуска парламента. Однако президент может наложить вето на законы принятые парламентом;
  • наличие у парламента права инициирования процесса отстранения президента от власти (импичмент);
  • жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Существует иная модель президентской республики, при которой президент, являясь главой государства, не совмещает этот статус со статусом главы правительства. В этом случае, президент помимо полномочий, закрепленных Конституцией, формирует аппарат органов при президенте, который содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства.

Парламентская республика

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Турция, Индия.

Признаки парламентской республики:

  • верховенство парламента;
  • глава государства выполняет представительскую роль;
  • парламентский способ формирования правительства. Правительство формируется из лидеров партий, получивших большинство в парламенте;
  • ответственность правительства перед парламентом;
  • правительство может быть распущено в случае потери поддержки парламентского большинства;
  • наличие должности премьер-министра, которая избирается или назначается парламентом.

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики

Это такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики.

Примеры: Российская Федерация, Казахстан, Франция. К слову, Именно Франция является родоначальницей полупрезидентской республики. Данная форма правления была введена в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Признаки смешанной (полупрезиденсткой) республики:

  • президент избирается путем народного голосования;
  • президент не является главой исполнительной власти;
  • правительство возглавляет исполнительную власть;
  • правительство подотчетно президенту. Перед парламентом оно несет ограниченную ответственность;
  • основная ответственность правительства перед президентом, ограниченная – перед парламентом;
  • должность премьер-министра назначается президентом самостоятельно или с согласия парламента не зависимо от баланса партийных сил;
  • решение об отстранении от должности премьер-министра, министра или правительства в целом принимается президентом.
Читайте также:
Однородные товары: что это такое, описание и особенности

Нетрадиционные виды республик

Следует упомянуть также о нетрадиционных видах республик. Например, теократическая республика. Ключевой особенностью данной формы правления является то, что основные рычаги власти сосредоточены в руках духовенства.

В настоящее время теократическая республика распространена лишь в Иране.

Для некоторых стран Африки (Заир, Малави) характерна такая форма президентской республики как монократическая республика. Ее особенность заключается в том, что в условиях однопартийности лидер партии провозглашается пожизненным президентом. Роль парламента в данных условиях формальна и реальных полномочий он не имеет.

Президентская республика: плюсы и минусы формы правления

Обозначить плюсы и минусы такой формы правления, как президентская республика- это не простая задача. Следует понимать, что не существует идеальной формы правления государством, такой, при которой не было бы слабых мест, не было бы минусов. Нет, в каждой из них есть и положительные характеристики и отрицательные.

Поэтому довольно сложно рассуждать на тему, какая форма правления лучше, монархическая или республиканская, парламентская монархия или президентская республика. Всегда есть те, кто страдает от господствующей формы правления. Поэтому, раскрывая нашу тему, нельзя говорить лишь о положительных или лишь об отрицательных сторонах президентской республики, ибо одного без другого не бывает.

Вместе с тем, президентская республика имеет некоторое отличие от иных форм правления. Примечательным является то, что избрание президента и формирование правительства происходит внепарламентским методом, из чего следует, что президент имеет довольно обширные права, ибо он назначает председателя правительства или вовсе сам его возглавляет. Тем не менее, прежде чем раскрыть положительные и отрицательные стороны этого строя, выяснить плюсы и минусы президентской республики, следует сначала обозначить что эта форма правления из себя представляет.

Президент России

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Иными словами, президент соединяет в своих руках полномочия главы государства и главы правительства. Соответственно, права президента не ограничиваются решением правительства, что дает ему больше власти. Вместе с тем, существует четкое разделение власти исполнительной, находящейся в руках президента, и власти законодательной, в руках парламента, от чего ее еще называют дуалистической республикой.

Какие же плюсы можно привести?

  • Парламент и президент избираются независимо друг от друга путем всеобщего голосования, обуславливая двойную систему выборов.
  • Всенародно избранный президент олицетворяет единство страны и выступает символом единства.

  • Эта форма позволя­ет сосредоточить высшую управленческую власть в одних руках, что особенно важно в условиях быстрого решения серьезных общенацио­нальных проблем и необходимости концентрации сил на переходных, кризисных и иных особых этапах развития страны
  • Более последовательное разделение властей.
  • Избиратели формируют, необходимый им, тип политика.
  • Так же к плюсам я бы отнес наличие жесткого разделения властей, что обуславливает точную работу государственной системы.
  • В-четвертых, пре­зидентская форма правления исключает или серьезно ослабляет ее за­висимость от различных и переменчивых партийно-фракционных при­страстий, сильно проявляющихся в парламентской деятельности.
  • Президент США

    Минусы

    К минусам можно отнести следующее:

    • Вероятность диктатуры.
    • Вместе с тем нельзя не учитывать, что в рамках президентской респуб­лики возрастает опасность противостояния законодательной и испол­нительной ветвей власти, особенно когда, как это нередко бывает на практике, избранный народом президент представляет одну партию, а большинство депутатов парламента принадлежат к другой партии или блоку партий. Последняя ситуация не раз складывалась в зарубежных странах, а сегодня имеет место, например, как в США, так и в России.
    • Зависимость политической системы от одного человека и от его физических качеств. Следует так же указать, что существуют разновидности президентских республик, такие как суперпрезидентская республика, в которой президент имеет огромные полномочия. Чаще всего человек в таком случае становится президентом в результате государственного переворота. Так же есть Североамериканская президентская республика, где президент назначает министров по согласованию с парламентом, и латиноамериканская, где президент самостоятельно назначает кабинет министров.

    Вывод

    Таким образом можно сделать следующий вывод нашего обзора: Как и во всех других формах государственного правления, президентская республика имеет и плюсы, и минусы. Главным минусом, если обобщить, является зависимость государственного аппарата от 1 человека, а плюсом- четкое разделение властей и участие народа в избрании властвующих лиц. Лучше ли эта форма правления чем остальные? Не думаю, что кто-то сможет ответить на этот вопрос.

    Читайте также:
    Паушальная сумма: что это такое, описание и особенности

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    Смотреть что такое ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА в других словарях:

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    разновидность государства с республиканской формой правления. Другой республиканской формой правления является парламентарная республика. Зачастую суще. смотреть

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    разновидность республиканской формы правления (см. Республика), характеризующаяся тем. что избираемый. как правило, всенародно президент юридически и ф. смотреть

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Для П.р. характерны следующие особенности: наделение президента полномочиями главы государства и главы исполнительной власти; выборы президента на всеобщих выборах, вследствие чего не только законодательная, но и исполнительная власть получает мандат от народа; отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику; правительство формируется президентом, он же назначает на высшие должности и смещает с должностей в аппарате исполнительной власти. Типичной страной с президентской формой правления являются США. В П.р. президент, как и парламент, избирается народом. Легитимность его полномочий не менее значительна, чем у парламента. Поэтому политической ответственности перед парламентом президент не несет. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов. Президент нуждается в поддержке парламента, в особенности по такому центральному вопросу государственной власти, как бюджет. Основное преимущество П.р. заключается в том, что вне зависимости от того, какие партии господствуют в исполнительной или законодательной власти, обе эти ветви власти вынуждены сотрудничать. А это обстоятельство придает режиму особую устойчивость. Так, президент США представляет республиканскую партию, а в обеих палатах конгресса большинство у демократов. Компромиссы, уступки в такой ситуации обеспечивают их сотрудничество. Не случайно примерно 70 рабочего времени американского президента расходуется на контакты с конгрессменами и их лидерами. (В.Ч.). смотреть

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    (от лат praesidens-букв. сидящий впереди)-разновидность республиканской формы правления, такая республика, в которой население страны избирает не только высший законодательный орган, но и главу государства – президента, который одновременно является и главой исполнительной власти. Правительство несет ответственность перед президентом, который по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Президент представляет страну на международной арене. Таким образом, в П.р. президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. В современном мире существует несколько моделей П.р. В классической модели (США) президент формирует с согласия верхней палаты парламента (сената) администрацию, члены которой несут политическую ответственность только перед президентом. Президент не может распустить парламент, парламент может сместить Президента только в порядке импичмента. Для латиноамериканских П.р. характерна полная свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской ответственности отдельных членов президентского кабинета (Коста-Рика, Уругвай). Для П.р. восточного полушария (Замбия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) характерно существование обособленного коллегиального органа исполнительной власти – правительства, возглавляемого президентом, а т.ж. наличие в большинстве случаев поста т.н. административного премьера.
    . смотреть

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    (от лат praesidens-букв. сидящий впереди)-разновидность республиканской формы правления, такая республика, в которой население страны избирает не только высший законодательный орган, но и главу государства президента, который одновременно является и главой исполнительной власти. Правительство несет ответственность перед президентом, который по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Президент представляет страну на международной арене. Таким образом, в П.р. президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. В современном мире существует несколько моделей П.р. В классической модели (США) президент формирует с согласия верхней палаты парламента (сената) администрацию, члены которой несут политическую ответственность только перед президентом. Президент не может распустить парламент, парламент может сместить Президента только в порядке импичмента. Для латиноамериканских П.р. характерна полная свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской ответственности отдельных членов президентского кабинета (Коста-Рика, Уругвай). Для П.р. восточного полушария (Замбия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) характерно существование обособленного коллегиального органа исполнительной власти правительства, возглавляемого президентом, а т.ж. наличие в большинстве случаев поста т.н. административного премьера. смотреть

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    одна из республиканских форм правления. Ее основные признаки: президент назначает министров (в некоторых странах — правительство) по своему усмотрению, министры (правительство) ответственны только перед ним, а не перед парламентом. Президент является не только главой государства, но и главой исполнительной власти и занимает ключевую роль в управлении государством. Президент избирается населением путем прямых выборов. П.р. характеризуется обширными полномочиями президента, которые он выполняет самостоятельно, существует жесткое разделение властей. Правительство, министры подчинены только президенту и не несут ответственности перед парламентом, но и президент не может распустить парламент. Акты, которые издает президент, обязательны и по своей юридической силе близки к закону. В ряде стран президент может также издавать акты, имеющие силу закона (на основании делегирования таких полномочий парламентом или без этого). В некоторых странах полномочия президента слабее, в других — они очень велики. В результате ряд стран в Латинской Америке получили название суперпрезидентских республик, а в Африке при пожизненных президентах — президентско-монокра- тических республик. В РФ существует не президентская, а полупрезидентская республика с преобладанием характеристик президентской. В некоторых странах СНГ (Грузия, Туркменистан, Азербайджан и др.) сложились П.р. П р е з и д е н т с к и м и республиками являются также США, Египет, Сирия, Аргентина, Бразилия, большинство других латиноамериканских республик. В.Е. Чиркин . смотреть

    Читайте также:
    Право собственности: что это такое, описание и особенности

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    республиканская форма правления, при которой, по Конституции, верховная власть принадлежит президенту. Президент может избираться всенародным голосованием, парламентом или каким-либо институтом (Учредительным собранием, Съездом народных депутатов и др.). После избрания президент в президентской республике получает следующие преимущества: он не может быть отозван, переизбран без чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных Конституцией; пользуется конституционным правом созыва и роспуска парламента (при соблюдении определенных процедур); правом законодательной инициативы; доминирующего участия в формировании правительства и в подборе его главы – премьер-министра. По Конституции США президент является главой кабинета и формирует его; по Конституциям Французской Республики и Российской Федерации президенты имеют право продолжать осуществлять свои функции даже после того, как в результате всеобщих выборов или сложившейся политической конъюнктуры соотношение сил в парламенте изменилось в пользу оппозиции президенту, его предвыборной программе и политическому курсу. Более того, в силу невозможности при этих условиях продолжать провозглашенную им политику, президент на основе результатов референдума и осуществления иных, предусмотренных Конституцией процедур, может воспользоваться конституционным правом роспуска парламента и провести досрочные выборы. смотреть

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    разновидность республиканской формы правления (см. республика), характеризующаяся тем, что избираемый (как правило, всенародно) президент юридически и . смотреть

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — разновидность республиканской формы правления (см. Республика), характеризующаяся тем, что избираемый (как правило, всенародно) президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. В мире существует несколько моделей П.р. По классической модели (США) президент с согласия верхней палаты парламента (сената) формирует администрацию, члены которой несут политическую ответственность только перед президентом. Он не может распустить парламент, парламент может сместить Президента только в порядке импичмента. Для латиноамериканских П.р. характерна полная‘свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской ответственности членов его кабинета (Коста-Рика, Уругвай). Для П.р. восточного полушария (Замбия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) характерно существование обособленного коллегиального органа исполнительной власти — правительства, возглавляемого президентом, а также наличие в большинстве случаев поста административного премьера.

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА – разновидность республиканской формы правления (см. Республика), характеризующаяся тем, что избираемый (как правило, всенародно) президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. В мире существует несколько моделей П.р. По классической модели (США) президент с согласия верхней палаты парламента (сената) формирует администрацию, члены которой несут политическую ответственность только перед президентом. Он не может распустить парламент, парламент может сместить Президента только в порядке импичмента. Для латиноамериканских П.р. характерна полная’свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской ответственности членов его кабинета (Коста-Рика, Уругвай). Для П.р. восточного полушария (Замбия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) характерно существование обособленного коллегиального органа исполнительной власти – правительства, возглавляемого президентом, а также наличие в большинстве случаев поста “административного” премьера.
    . смотреть

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    Главой государства и одновременно исполнительной власти является избираемый на всенародных выборах президент. Он формирует свою исполнительную администрацию (США, Мексика) или правительство (Перу, Кыргызстан), которые ответственны только перед ним. Президент не может распустить парламент, парламент не может уволить в отставку администрацию (правительство). В виде исключения в президентских республиках встречаются наличие поста “административного” премьер-министра, право парламента увольнять отдельных министров. . смотреть

    ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    форма государственного устройства, при которой государственная власть осуществляется путем выделения как минимум двух ветвей: исполнительной (правительства) и законодательной (парламента) арбитром, при споре между которыми является президент. . смотреть

    Президент РФ: что это такое, описание и особенности

    Глава 4. Президент Российской Федерации

    1. Президент Российской Федерации является главой государства.

    Читайте также:
    Объект правонарушения: что это такое, описание и особенности

    2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

    3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

    4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

    1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

    3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

    4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

    1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

    “Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”.

    2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации:

    а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

    б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

    в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

    г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

    д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

    е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

    е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

    ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

    з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

    и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

    к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

    л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

    м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

    Президент Российской Федерации:

    а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

    б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

    в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

    г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

    д) подписывает и обнародует федеральные законы;

    е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

    1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

    2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

    Президент Российской Федерации:

    а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

    б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

    в) подписывает ратификационные грамоты;

    г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

    1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

    2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

    Читайте также:
    Психическая болезнь: что это такое, описание и особенности

    3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

    Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

    Президент Российской Федерации:

    а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

    б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

    в) осуществляет помилование.

    1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

    2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

    3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

    Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

    1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

    2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

    3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

    1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

    2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

    3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

    Характерные особенности института президентства в РФ на современном этапе

    Рубрика: Политология

    Дата публикации: 12.03.2018 2018-03-12

    Статья просмотрена: 4252 раза

    Библиографическое описание:

    Рыжкова, А. Г. Характерные особенности института президентства в РФ на современном этапе / А. Г. Рыжкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 138-140. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48707/ (дата обращения: 21.12.2021).

    Институт президентства — это совокупность государственно-правовых норм, которые регулируют формирование и функционирование президентской власти. Идея президентства последовательно внедрялась в российскую государственность не только «сверху», но и признавалась и утверждалась «снизу», исходя из воли народа как единственного суверенного источника власти. Институт президентства в России имеет свои специфические формы организации и осуществления власти в политической системе российского общества, основываясь на его национально-исторических особенностях и традициях.

    Для определения черт данного института в России необходимо обратиться к ее Основному закону и рассмотреть основные нормативные положения, применимые к главе государства. Согласно Конституции РФ, Президент является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд [1, с. 75].

    При выделении черт института президентства в России, можно полностью согласиться с В. Т. Третьяковым, отмечающим, что при формировании института президентства в России большой отпечаток накладывает генетическая особенность российской системы власти, не похожей ни на восточную деспотию, ни на западную демократию. Это русская система власти, так называемая русская демократия, где личность всегда превалирует над институтом. И от того, какая личность, какой человек займет руководящий пост, будет зависеть процветание или крах той или иной организации [2].

    Читайте также:
    Неделимая вещь: что это такое, описание и особенности

    Необходимо отметить, что власть в России всегда была персонифицирована, поэтому в сложных для страны политических и социально-экономических ситуациях многое решал именно личностный фактор. Поэтому власть больше воспринимается российским обществом не как политический институт, а как конкретная личность, принимающая важные государственные решения, определяющие жизнь многих людей. Причем, личным качествам политического лидера придается большее значение, чем устройству и функционированию государственного аппарата.

    Ученые М. А. Краснов и И. Г. Шаблинский объясняют это так: «Россия столь долго жила в условиях абсолютной власти, что в политическом сознании народа доминирующее значение стало иметь не то обстоятельство, как управляется страна, а то, кем она управляется» [3, с. 4]. То есть, несмотря на универсальность конституционной формулы, а во многом как раз «благодаря» ее несовершенству, данный демократический институт пока еще не окончательно сложился, а страна продолжает находиться в режиме «ручного управления», когда не лидер встраивается в систему, а система подстраивается под лидера.

    Другую особенность русского менталитета, Е. Б. Григорьева определяет, как «стремление общества к сильному государству и авторитаризму» [4, с. 46]. Виден запрос на патернализм. Обществу важно, чтобы государство могло обеспечивать безопасность, защиту прав и законных интересов своих граждан, оберегать их и во всем помогать. И чтобы его деятельность быть направлена на реализацию принципов социального государства и социальной справедливости.

    Третьей чертой можно выделить большую широту полномочий Президента РФ, их можно показать с помощью исполняемых функций.

    Президент РФ, осуществляя руководство внешней политикой России, подписывает международные договоры. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение, а при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование.

    Четвертая черта — доминирующее положение президента в его взаимоотношении с другими ветвями власти.

    В Российской Федерации законодательно прописано разделение властей. Однако президент в своих взаимоотношениях с различными ветвями власти имеет особое, доминирующее положение. Как справедливо отмечает отечественный политолог В. Никонов, российский президент «обладает и исполнительными правами, поскольку формирует правительство и фактически руководит им. И законодательными, поскольку издает указы. И судебными, поскольку может выступать арбитром в спорах между центральной и региональной властью» [5, с. 196].

    Все это дает основание оппозиции утверждать, что Конституция Российской Федерации предоставила Президенту слишком много прав и обязанностей. А в свою очередь Президент предоставил широкие полномочия структурным элементам института, взять хотя бы Администрацию Президента. Но, несмотря на широкие полномочия главы государства, Россия является полупрезидентсткой республикой. Это прописано в Основном законе нашей страны. И определяется тем, что президент может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государственной Думы. И все же, процедура отрешения чрезвычайно сложна.

    Поэтому можно сказать, что особенностью института президентства является противоречивое замечание, что Россия — полупрезиденсткая республика с расширенными президентскими полномочиями.

    Таким образом, характерными особенностями института президентства в России можно считать:

    1. персонификация института президентства. Для россиян особо важна личность главы государства, а не сам институт;
    2. стремление общества к сильному, порой авторитарному правителю;
    3. стремление к патернализму;
    4. большая широта полномочий Президента РФ, но не абсолютная власть;
    5. доминирующее положение Президента в его взаимоотношении с другими ветвями.

    Президент Российской Федерации

    5 лет в 1991—1996 гг., 4 года в 1996—2008 гг., 6 лет с 2012 года; не более двух сроков подряд

    Президент России

    Президе́нт Росси́йской Федера́ции — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы [2] [3] . Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

    Содержание

    История

    Должность президента Российской Федерации (до 25 декабря 1991 года она именовалась: президент РСФСР) [4] [5] учреждена 24 апреля 1991 года на основании результатов Всероссийского референдума, проведенного 17 марта 1991 года. Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР — одной из союзных республик СССР.

    Читайте также:
    Оборотные документы: что это такое, описание и особенности

    Утверждая результаты этого референдума, Верховный Совет РСФСР 24 апреля 1991 года принял Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» [6] , который регулировал деятельность и полномочия президента, и Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР» [7] , который определял процедуру его избрания. 24 мая 1991 года в Конституцию (Основной Закон) РСФСР были внесены соответствующие изменения и дополнения [8] .

    После первых выборов президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 года, потребовалось издать специальный закон о порядке вступления его в должность [9] .

    В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 104 Конституции РСФСР 1978 года с изменениями от 24 мая 1991 года, определение внутренней и внешней политики РСФСР находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР (учрежден изменением Конституции 27 октября 1989 года), а не президента, поскольку при построении органов государственной власти в виде советов вообще отрицался принцип разделения властей. Президент во многом зависел от законодательной ветви власти, представленной на одном только республиканском уровне (то есть не включая союзные и местные законодательные органы) тремя нормотворческими органами — Съездом народных депутатов, Верховным Советом и Президиумом Верховного Совета. Желание президента Ельцина усилить исполнительную власть и другие факторы (в том числе отказ Съезда одобрить ликвидацию СССР) привели к конституционному кризису 1992—1993 годов, разгону Съезда народных депутатов и Верховного Совета России и установлению режима личной власти президента России в конце 1993 года. 24 декабря 1993 года в связи с принятием Конституции России 12 декабря 1993 года президент издал указ «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» [10] , а 19 января 1994 года специальное приложение № 2 к нему [11] (отменившее ранее опубликованный текст приложения), которым окончательно признавались не действующими и не подлежащими применению законодательные акты о Верховном Совете, о народных депутатах, о Конституционном суде РСФСР, о местных Советах народных депутатов Российской Федерации, прежние акты о президенте Российской Федерации и другие нормы, противоречащие новой конституции.

    Конституция Российской Федерации (см. об истории и проектах конституции России), принятая 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года. В соответствии с ней президент является главой государства и имеет более широкие полномочия, по сравнению с положениями Конституции (основного закона) Российской Федерации — России 1978 года с изменениями, вступившими в силу 16 мая 1992 года.

    Правовой статус

    Президент России — единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ.

    Правовой статус президента России закреплён в статьях 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117, 125, 128, 134 Конституции Российской Федерации [12] .

    Наряду с полномочиями главы государства Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Президент может давать поручения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.

    В отличие от конституции Пятой французской республики, где политику государства определяет и проводит правительство, а президент почти всегда председательствует на его заседаниях, президент РФ самостоятельно и в полной ответственности «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (статья 80 Конституции РФ) и «руководит внешней политикой» (статья 86 Конституции РФ). Правительство же «осуществляет исполнительную власть» (статья 110 Конституции РФ), то есть, определяет оперативные направления внутренней политики и проводит политику, определенную президентом в его указах.

    Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для исполнения в Российской Федерации, являются подзаконными актами. Формально правительство — «коллективный» глава исполнительной власти. Однако, определяя своими указами направления деятельности правительства, других органов исполнительной власти, президент является «фактическим» главой исполнительной власти (это не управление текущей работой, которая характеризуется как аппаратно-управленческая деятельность). Ввиду такой двухступенчатости власти термин «глава исполнительной власти» (председатель правительства не является таковым, так как властными полномочиями обладает президент и правительство), в Конституции РФ (и Франции) отсутствует:

    «На основании и во исполнении Конституции Российской Федерации, законов, нормативных указов президента правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.» «Если акты правительства противоречат Конституции, законам РФ или указам президента, то они могут быть отменены президентом.» (статья 115 Конституции РФ).

    «Председатель правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности правительства Российской Федерации и организует его работу» (статья 113 Конституции РФ).

    «Президент Российской Федерации может принять решение об отставке правительства Российской Федерации» (статья 117 Конституции РФ).

    Читайте также:
    Ответственность гражданская: что это такое, описание и особенности

    Таким образом, выборы президента РФ с его программой можно назвать «выборами исполнительной власти» федерального уровня.

    По отношению к законодательной власти президент, как и правительство, имеет право законодательной инициативы. Однако правительство вносит в Думу законопроекты, касающиеся его компетенции (в основном бюджет), а президент вносит законопроекты, касающиеся всех сторон общественной жизни. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях политики государства (статья 84 Конституции РФ), в том числе и законодательной политики (рекомендует принятие определенных законов).

    Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора, вносит предложение о его освобождении, назначает судей других федеральных судов, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил, назначает и отзывает послов РФ, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов.

    Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (статья 91 Конституции РФ), отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 Конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации. Считается, что неприкосновенность означает невозможность привлечения президента к уголовной или административной ответственности или применения к нему каких-либо принудительных мер (допрос и т. п.) [1].

    Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешения президента от должности «на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого преступления », который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

    Согласно статье 7 Федерального закона «О государственной охране» [13] , в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «Президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны». Государственной охране также подлежат члены семьи президента, а после окончания срока полномочий президента государственная охрана предоставляется ему пожизненно.

    Порядок избрания

    Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

    Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» [14] .

    Согласно этому закону для регистрации кандидат должен представить в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) минимум 2 миллиона подписей граждан РФ, которые его поддерживают. Закон позволяет приносить их с запасом в 5 %, то есть до 2 миллионов 100 тысяч подписей. ЦИК должен проверить не меньше 20 % из 2 млн подписей. Если количество брака превышает 5 %, то дополнительно проверяется ещё 10 % подписных листов. Кандидатов, которые представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для отказа в регистрации — если число подписей за вычетом бракованных оказывается меньше 2 миллионов.

    Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 81 Конституции РФ).

    Порядок вступления в должность

    Первый президент России был избран в 1991 году сроком на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции президент Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года). В соответствии с изменением Конституции, вступившим в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года, Президент Российской Федерации избирается на шестилетний срок [15] .

    При вступлении в должность президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу (статья 82 Конституции РФ) [16] :

    Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы и судей Конституционного суда Российской Федерации.

    Полномочия Президента Российской Федерации

    На основании четвёртой главы Конституции президент России осуществляет следующие полномочия:

    • назначает, с одобрения Государственной думы, председателя Правительства Российской Федерации;
    • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
    • принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
    • представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;
    • по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
    • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;
    • формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
    • утверждает военную доктрину Российской Федерации;
    • формирует администрацию президента Российской Федерации;
    • назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации;
    • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
    • назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствии с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;
    • назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
    • распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
    • назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
    • вносит законопроекты в Государственную думу;
    • подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию;
    • обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства [17][18] ;
    • Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
    • Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • Президент Российской Федерации может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
    • осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
    • ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
    • подписывает ратификационные грамоты;
    • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей;
    • в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе;
    • решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
    • награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
    • осуществляет помилование.
    Читайте также:
    Психическая болезнь: что это такое, описание и особенности

    В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы [19] и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

    Подчинённые органы

    Указом президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 [20] определены федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых непосредственно осуществляет президент Российской Федерации, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти:

    Деятельностью других федеральных органов исполнительной власти руководит правительство Российской Федерации.

    Повседневная деятельность президента обеспечивается его Администрацией. При президенте также действует ряд комиссий и советов.

    Регалии президента Российской Федерации

    Статьёй 7 Закона РСФСР от 27 июня 1991 года «О вступлении в должность Президента РСФСР» [9] определялось, что президент РСФСР имеет круглую печать с изображением герба РСФСР и надписью «Президент Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»; в ст. 9 того же закона указывалось, что в месте официального пребывания президента РСФСР и вице-президента РСФСР поднимается Государственный флаг Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

    После отмены данного закона указами президента Российской Федерации № 319 от 15 февраля 1994 года «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации», № 1138 от 5 августа 1996 года «Об официальных символах президентской власти и их использовании при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации», и № 906 от 27 июля 1999 года «Об утверждении описания символа президентской власти — Знака Президента Российской Федерации» символами президента были утверждены президентский штандарт, президентский знак и специальный экземпляр Конституции России.

    После указа и. о. президента Российской Федерации № 832 от 6 мая 2000 года «О внесении изменений и дополнения в некоторые указы президента Российской Федерации» специальный экземпляр Конституции утратил официальный статус символа президента России.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: