Презумпция невиновности: что это такое, описание и особенности

Презумпция невиновности

Статья 49 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого».

В данной статье закреплен один из важнейших принципов демократического правового государства, нашедший свое отражение в ряде международных нормативных правовых актов (ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах), – презумпция невиновности.

Принцип презумпции невиновности определяет характер отношений между государством, его органами, должностными лицами и гражданами – с одной стороны, и лицом, против которого выдвинуто подозрение или обвинение в совершении преступления, – с другой. Хотя этот принцип сформулирован как уголовно-процессуальный, его действие выходит за рамки собственно уголовного процесса и требует от всех – не только от органов, осуществляющих уголовное судопроизводство (следователя, прокурора, суда), но и от других лиц – относиться к человеку, чья вина в совершении преступления не доказана во вступившем в законную силу приговоре, как к невиновному.

Свою реализацию данная конституционная норма нашла в ч. 2 ст. 1 Уголовного кодекса РФ, согласно которой Уголовный кодекс РФ основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права, а также в ст. 14 Уголовно-процессуального кодекса РФ, которая практически дословно воспроизводит эту конституционную норму.

Из принципа презумпции невиновности вытекает ряд правовых последствий, получивших закрепление в том числе в других частях статьи 49 Конституции РФ.

Одним из таких последствий является освобождение обвиняемого от обязанности доказывать свою невиновность. Вина должна быть доказана органами дознания, предварительного следствия и суда. Неисполнение этого требования закона ведет к прекращению уголовного дела, прекращению уголовного преследования в отношении подозреваемого (обвиняемого), оправданию подсудимого. Даже признания обвиняемым своей вины (которое раньше считалось «царицей доказательств») недостаточно для вынесения обвинительного приговора, оно может быть принято в расчет только при условии, что подтверждено совокупностью доказательств.

Из презумпции невиновности вытекает также правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Неустранимыми считаются сомнения в случаях, когда добытые законными методами достоверные доказательства не позволяют прийти к однозначному выводу о виновности лица, а законные способы собирания доказательств исчерпаны. В основе обвинительного приговора суда должны лежать не предположения, а точно установленные факты и доказанные обстоятельства.

Статья 50 Конституции РФ провозглашает:

«1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания».

Сформулированное в части первой данной конституционной нормы положение нашло свое отражение в закрепленном в уголовном законодательстве принципе справедливости, одним из элементов которого является правило, в силу которого никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление (ч. 2 ст. 6 Уголовного кодекса РФ). Конституционное закрепление этого правила свидетельствует о повышенной охране прав человека при привлечении его к уголовной ответственности и осуждении.

Основной смысл данного конституционного положения зафиксирован в нормах уголовно-процессуального права, исходя из которых уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого подлежит прекращению в случае наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению, а также наличия неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 27 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Из рассматриваемого конституционного положения также следует вывод о недопустимости проведения параллельных производств по обвинению одного и того же лица в том же преступлении независимо от наличия или отсутствия в каком-либо из этих дел окончательного решения.

Закрепляемый ч. 2 ст. 50 Конституции РФ принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением требований федерального закона – Уголовно-процессуального кодекса РФ, означает, что такие «доказательства» признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии со ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Данное положение является одной из важнейших сторон презумпции невиновности: несмотря на то, что эти доказательства могут свидетельствовать о действительном совершении преступления, их постановка, например, в основу обвинительного приговора невозможна из-за того, что незаконность получения ставит под сомнение их достоверность.

К незаконным, например, можно отнести доказательства, полученные с нарушением права на защиту: несвоевременное допущение адвоката к участию в процессе, отсутствие переводчика и т.п.

В ч. 3 ст. 50 Конституции РФ говорится о праве на пересмотр приговора, предполагающем, что каждый приговор может быть проверен вышестоящим судом по жалобе осужденного (оправданного), его защитника (законного представителя), потерпевшего, представлению прокурора компетентной инстанцией (апелляционной или кассационной), хотя это и не означает, что каждый проверяемый приговор в обязательном порядке должен быть отменен или изменен.

Читайте также:
Общественный фонд: что это такое, описание и особенности

Порядок пересмотра приговора вышестоящим судом установлен главами 45.1, 47.1, 48.1 и 49 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Право на пересмотр приговора является дополнительной гарантией от незаконного или необоснованного привлечения человека к уголовной ответственности, так как оно обеспечивает дополнительную проверку законности и обоснованности осуждения.

Помимо права на пересмотр приговора нормами Конституции РФ предусмотрено право осужденного просить о помиловании или смягчении наказания. Помилование – это освобождение от наказания или его замена другим, более мягким наказанием. Согласно пункту «в» статьи 89 Конституции РФ, помилование осуществляет Президент РФ, который имеет право помиловать любого осужденного, совершившего преступление, независимо от степени его тяжести. В акте о помиловании Президент РФ вправе освободить от дальнейшего отбывания наказания лицо, осужденное за преступление, либо сократить назначенное наказание, либо заменить более мягким видом наказания, либо снять судимость с лица, отбывшего наказание.

Издание указа о помиловании не означает внесения изменений в приговор суда или его отмену – этот акт лишь изменяет характер исполнения приговора. Поэтому факт помилования осужденного не лишает его права добиваться отмены или изменения приговора в установленном уголовно-процессуальным законом порядке.

Право осужденного просить о смягчении наказания может быть реализовано как путем пересмотра приговора или помилования, так и путем принятия судом решений в порядке исполнения приговора.

Статья 51 Конституции РФ провозглашает:

«1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания».

Регламентируемое данной статьей право любого человека не свидетельствовать в суде или ином органе против себя самого, своего супруга и близких родственников является одним из неотъемлемых прав человека. Это право служит гарантией, обеспечивающей достоинство человека, неприкосновенность его частной жизни, личной и семейной тайны, защиту его чести и доброго имени, возможность защиты им своих прав и свобод, рассмотрение дел в судах на основе презумпции невиновности и состязательности.

Хотя Конституция не ограничивает применение данного конституционного положения какой-либо сферой правоотношений, жизненно важное значение оно имеет именно в сфере уголовного права и процесса.

Лицо, в каком бы правовом положении оно ни находилось (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый и т.д.), вправе не давать показаний против самого себя и своих близких, к числу которых действующее законодательство относит супруга (супругу), родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушку, бабушку и внуков (ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Из изложенного следует несколько выводов:

Во-первых, любой человек вправе по своему усмотрению решать, свидетельствовать ему в отношении себя самого, своего супруга и близких родственников или отказаться от дачи показаний.

Во-вторых, суды и иные правоприменительные органы не могут обязать допрашиваемое лицо в той или иной форме свидетельствовать против себя, супруга и близких родственников.

В-третьих, доказательства, которые были получены от подозреваемого, обвиняемого, их близких родственников принудительно или вследствие неразъяснения права отказаться от дачи показаний, не могут быть положены в основу выводов и решений по уголовному делу.

В-четвертых, отказ от дачи показаний, а применительно к обвиняемому (подозреваемому) также дача заведомо ложных показаний не могут влечь для них уголовную или иную ответственность.

Освобождение от обязанности давать свидетельские показания возможно также в иных случаях, установленных федеральным законом. Имеются в виду случаи, когда определенные лица могут иметь право не давать показаний, исходя из иных обстоятельств, к которым можно отнести, например: нахождение лица в какой-либо должности, выполнение лицом определенных видов деятельности, связанных с получением сведений, составляющих тайну (например, адвокат, врач, священник) и др.

Согласно положениям уголовно-процессуального законодательства, правом на освобождение от дачи свидетельских показаний обладают адвокат, защитник подозреваемого (обвиняемого), которые не могут быть допрошены об обстоятельствах, ставших им известными в связи с обращением к ним за юридической помощью или в связи с ее оказанием; судья, присяжный заседатель, которые не обязаны свидетельствовать об обстоятельствах уголовного дела, ставших известными им в связи с участием в производстве по данному уголовному делу; священнослужитель, который не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди; член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, которые вправе не свидетельствовать об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Конституция РФ не содержит полного перечня случаев освобождения от обязанности давать свидетельские показания, иначе действующее законодательство, которое не должно противоречить Конституции, не могло бы расширить этот перечень.

Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Презумпция невиновности ее понятие и особенности

Как известно принципы уголовного процесса России составляют наиболее общие начала, на которых основывается уголовное судопроизводство в современной России. Среди принципов уголовного процесса есть ряд принципов, которые наиболее ярко раскрывают и позволяют изменить демократичность и гуманизм системы уголовного судопроизводства, к данным принципам, прежде всего, относится принцип презумпции невиновности.

Читайте также:
Ненадлежащая реклама: что это такое, описание и особенности

Особое место принципа презумпции невиновности заключается в том, что он служит гарантией от необоснованного осуждения лица. Согласно этому принципу обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении конкретного преступления не будет доказана в предусмотренном действующим Уголовно-процессуальным кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 14 УПК РФ). Именно суду и только суду, как независимому и самостоятельному органу судебной власти государство доверяет полномочие признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию не иначе как своим приговором, вынесенным в порядке, установленном УПК РФ. Это признание осуществляется в результате совершения правосудия в условиях гласности, устности, состязательности.

Таким образом, исследование места и роли, а также содержания принципа презумпции невиновности является актуальным для исследования в рамках учебных работ.

Принцип презумпции невиновности основан на уважении неприкосновенности личности. Он означает, что обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ[1] и ст. 14 УПК РФ[2]). Это положение Конституции РФ является процессуальной основой права обвиняемого на защиту и определяет начала его участия в процессе доказывания.

Нарушение права подозреваемого на защиту всегда связано с нарушением принципа презумпции невиновности, с отождествлением обвиняемого с виновным. Мы солидарны с утверждением о том, что «право обвиняемого на защиту реально лишь в условиях такой уголовно-процессуальной системы, которая признает презумпцию невиновности, и наоборот, исторически доказано, что непризнание презумпции невиновности неизбежно связано с отрицанием права на защиту»[3].

Признание социальной ценности презумпции невиновности должно быть естественным для правосознания профессиональных участников процесса. Обвиняемый имеет право на объективное и гуманное отношение к себе, и отношение к нему судей, прокурора, следователя, адвоката должно быть в высшей степени тактичным, исключающим какое-либо высокомерие, раздражение и озлобление[4].

Значение данного принципа особо было отмечено в Заключительном акте Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе закреплением обязательства выполнять международные пакты о правах человека и действовать в соответствии с целями и принципами Всеобщей декларации прав человека 1948 г., которая в ст. 11 провозглашает: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».[5]

В российской юридической науке условно можно выделить две точки зрения на презумпцию невиновности. Сторонники одной из них (С.А. Голунский, М.А. Чельцов, К.А. Мокичев, Е.Г. Мартынчик и др.) отрицали само существование презумпции невиновности, а их противники справедливо отмечали, что никогда нельзя считать установленным то, что еще не доказано[6]. Но и в рядах последних не было единства. Споры вызывали вопросы признания презумпции невиновности общим или отраслевым (уголовно-процессуальным) принципом, действия презумпции на различных стадиях процесса. Дискуссионными являются и вопросы пределов действия презумпции невиновности и соотношения презумпции невиновности с гарантиями прав участников уголовного судопроизводства. Тем не менее не вызывает сомнения, что презумпция невиновности распространяется на все виды ответственности, в силу общеправового характера этого принципа.

Общеправовой характер принципа презумпции невиновности объясняет ее распространение на все «процессуальные отношения, будь то дисциплинарное или административное расследование, ведь по существу она означает, что прежде чем налагать какое-либо взыскание за правонарушение, надо доказать, что оно совершено именно этим лицом»[7].

Решения о невиновности лица и его уголовном наказании, хотя и принимаются исключительно в сфере уголовного судопроизводства, но вопросы о виновности, как уже было отмечено, возникают и имеют существенное значение при рассмотрении не только уголовных, но гражданских и других категорий дел. Подчеркнем, что ограничение действия конституционного принципа презумпции невиновности и распространение его содержания лишь на уголовный процесс, а в самом процессе — только на судебные стадии, вряд ли соответствуют задаче защиты прав и охраняемых законом интересов личности в демократическом обществе.

В досудебных стадиях уголовного судопроизводства и на судебном следствии виновность обвиняемого подлежит доказыванию. Обязанность по выявлению оправдывающих обвиняемого обстоятельств, разрешению ходатайств и жалоб призвана подчеркнуть тот факт, что истина еще не установлена судом, а виновность обвиняемого не доказана. Перспектива исследования судом всех материалов дела должна повышать эффективность работы органов следствия и дознания, качество работы судей, которое соответственно проверяется наличием в законе процедур обжалования принятых судебных актов в вышестоящих судебных инстанциях.

Принимая решение о привлечении лица в качестве обвиняемого, решая вопрос о применении меры пресечения, составляя обвинительное заключение, следователь выражает свое мнение о виновности обвиняемого. Такой же вывод делает прокурор при утверждении обвинительного заключения и направлении дела в суд. Но мнение следователя и прокурора, хотя и выраженное в процессуальных документах официально, все же носит субъективный характер. С точки зрения закона, установившего судебный порядок проверки обвинительных выводов, обвиняемый еще не есть виновный.

Читайте также:
Очная ставка: что это такое, описание и особенности

Предположение о виновности — всего лишь версия, подлежащая проверке на определенной стадии процесса. При рассмотрении обвинительной версии суды как первой, так и второй инстанций обязаны руководствоваться презумпцией невиновности.

Положения об осуществлении правосудия только судом и о недопустимости признания человека виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда имеют самостоятельное значение и содержатся в ст. 49 и 118 Конституции PФ.

Проверка компетентным должностным лицом обоснованности приговора, приостановление его исполнения, подача представления в порядке надзора и рассмотрение его судом ставят истинность приговора под сомнение. Во всех случаях обжалования приговора (переквалификация или снижение наказания, обжалование приговора не в пользу обвиняемого и др.) надзорная инстанция обязана проверить производство по делу в полном объеме и в отношении всех осужденных. Представление может быть отозвано или отклонено, и факт его принесения не делает приговор ошибочным, но невозможно объяснить, каким образом лицо, подавшее представление, и суд, считающий осуждение ошибочным, будут исходить из факта виновности осужденного, установленного приговором. Причем при рассмотрении представления, а в ряде случаев и при решении вопроса о его подаче, действие презумпции невиновности с юридической точки зрения неоспоримо. Данные обстоятельства не позволяют согласиться с мнением о необязательности требований презумпции невиновности в стадии надзорного производства.

Конституционное положение о возможности признания лица виновным только по приговору суда связано с вопросом о применении уголовного закона. Причем важно заметить, что применение уголовного закона и квалификация деяния — понятия близкие, но не тождественные. Квалификация деяния относится к ведению органов дознания, следователя, прокурора, суда. Но только суд применяет уголовный закон (если дело не прекращается) и решает вопрос об уголовной ответственности, вынося обвинительный приговор. До этого момента возможно не применение уголовного закона, а лишь обвинение в его нарушении. Безусловно, ссылка на уголовный закон в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого или в обвинительном заключении влечет существенные процессуальные последствия. Но общеобязательным будет вывод суда, а не следователя, так как органом, применяющим уголовный закон, является именно суд. Только в обвинительном приговоре суда находит конкретное отражение право государства на признание лица виновным и назначение ему наказания. Иной подход ведет к отрицанию принципа презумпции невиновности[8].

Гуманность правовой системы страны в значительной степени определяется масштабами и характером применяемых мер процессуального принуждения. В этой связи возникает вопрос: как уголовно-процессуальное принуждение согласуется с презумпцией невиновности? Во многом этот вопрос относится к такой мере процессуального принуждения, как заключение под стражу, так как она сопряжена со значительным и труднокомпенсируемым ограничением прав для обвиняемого, которого закон (до вынесения судом приговора) считает невиновным. Вряд ли можно прибегать к такой мере пресечения лишь по мотиву исключения побега подозреваемого, совершения им преступления и устранения препятствий для установления истины. Необходимо законодательное урегулирование оптимальности мер принуждения, которое определяло бы необходимость избрания именно этой меры пресечения. Опыт подтверждает весьма высокую степень эффективности подписки о невыезде и других мер процессуального принуждения, не связанных с предварительным заключением. Как правило, эти меры обеспечивают надлежащее поведение обвиняемого и в то же время гораздо меньше, чем заключение под стражу, ограничивают права человека.

Принцип презумпции (предположения о) невиновности, закрепленный в ст. 49 Конституции РФ и впервые воспроизводимый в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, является одним из основополагающих принципов правосудия.

Сущность принципа презумпции невиновности заключается в том, что все граждане предполагаются добропорядочными и могут быть признаны государством виновными в совершении преступления только при наличии установленных законом условий и в результате применения строго определенной процедуры. Следование принципу презумпции невиновности призвано служить гарантией от необоснованного осуждения лица. Согласно этому принципу обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении конкретного преступления не будет доказана в предусмотренном действующим Уголовно-процессуальным кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 14 УПК РФ).[9]

Именно суду и только суду как независимому и самостоятельному органу судебной власти государство доверяет полномочие признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию не иначе как своим приговором, вынесенным в порядке, установленном УПК РФ. Это признание осуществляется в результате совершения правосудия в условиях гласности, устности, состязательности. До вступления приговора в законную силу суждения о виновности лица не имеют окончательного юридического значения.

Презумпция невиновности опровержима: предположение о невиновности действует до тех пор, пока на основе достаточных, достоверных и объективных доказательств в предусмотренном законом порядке не будет установлена виновность лица в совершении преступления.[10]

В итоге можно сказать, что презумпция невиновности вовсе не является выражением субъективного мнения того или другого субъекта уголовно-процессуальной деятельности, она является выраженным в законе объективным правовым положением. Она не запрещает дознавателю, следователю, прокурору изобличать обвиняемого, доказывать его виновность. Но этот общепризнанный принцип запрещает объявлять обвиняемого, каждое лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, виновным, поступать с ним как с преступником. Так, Европейский суд по делу Минелли против Швейцарии постановил: «Презумпция невиновности нарушается, если ранее виновность обвиняемого не была доказана по закону и, прежде всего, если он не имел возможности осуществить свои права на защиту…». Этот суд также часто заявлял, что предварительное содержание под стражей не должно использоваться в качестве предварительного наказания (решение по делу Летелье от 26 июня 1991 года, решение по делу Томази от 27 августа 1992 года).

Читайте также:
Независимость судей: что это такое, описание и особенности

Презумпция невиновности как объективное правовое положение означает, что закон считает лицо, привлеченное к уголовной ответственности, невиновным, пока те, кто считает его виновным, не докажут, что он действительно виновен, и его виновность не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. Анализ ч.1 ст.14 УПК РФ позволяет выделить два неразрывно связанных между собой признака:

1) признак доказанности виновности в предусмотренном УПК РФ порядке и;

2) признак установления виновности вступившим в законную силу приговором суда.

Принцип презумпции невиновности определяет правовой статус лица, привлеченного к уголовной ответственности, не только в уголовном процессе, но и во всех общественных отношениях, в которых он выступает в качестве субъекта. При отсутствии вступившего в законную силу обвинительного приговора суда за лицом, даже если он содержится под стражей, сохраняются трудовые, семейные и иные права и свободы человека и гражданина. Но из этого признания не вытекает, что лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, до вступления судебного решения в законную силу, в уголовно-процессуальном смысле считается невиновным.

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445

[2] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 29.12.2009) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921

[3] Элькинд П.С. Право обвиняемого на защиту в советском уголовном процессе (общие вопросы) // Вопросы защиты по уголовным делам. Л., 1967. С. 23. См. также: Чангули Г.И. Конституционные принципы уголовного судопроизводства зарубежных социалистических стран. 1981. C. 172.

[4] Стецовский Ю.И., Ларин А.М. Конституционный принцип обеспечения обвиняемому права на защиту. М., 1988. С. 45.

[5] Быков В.М. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства. Казань, 2008. С. 73- 74

[6] Реализация принципа презумпции невиновности в уголовном судопроизводстве России (Н.И. Газетдинов, «Журнал российского права», N 1, январь 2005 г.)

[8] Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Юридическая литература, 1976. С. 113; Петрухин И.Л., Батуров Г.П., Морщакова Т.Г. Теоретические основы эффективности правосудия. М., 1979. С. 47

[9] Россинский С. Б. Уголовный процесс: Учебник. М.:Эксмо, 2009. c. 37

[10] Уголовный процесс: Учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) — 2-е изд., перераб. и доп. — «Юридический Дом «Юстицинформ», 2006 г. с. 27

Статья 1.5 КоАП РФ. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Комментарии к ст. 1.5 КОАП РФ

1. Принцип презумпции невиновности в законодательстве об административной ответственности – совершенно новое явление. Указанный принцип не провозглашался в законодательстве об административной ответственности.

2. Сопоставление настоящей статьи Кодекса с содержанием ст. 49 Конституции РФ показывает, что комментируемая норма воспроизводит и развивает конституционные положения о презумпции невиновности с учетом особенностей, присущих законодательству об административной ответственности, в частности производству по делам об административных правонарушениях. При этом рамки действия презумпции невиновности расширяются и включают в ее орбиту лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Положения комментируемой статьи пронизаны идеей гуманности, законности и справедливости, наполняют принцип презумпции невиновности конкретными требованиями, обязательными для реализации всеми, кто участвует в административном процессе.

3. В ч. 1 комментируемой статьи указывается на прямую связь административной ответственности с установлением вины. Это полностью согласуется с требованиями презумпции невиновности. Вина – важнейший признак административного правонарушения, для установления наличия или отсутствия которого происходит разнообразная проверочная и доказательная процессуальная деятельность должностных лиц, на которых возлагаются обязанности по привлечению к административной ответственности.

Читайте также:
Провозная плата: что это такое, описание и особенности

Понятие административного правонарушения, как оно определено ст. 2.1 настоящего Кодекса, специально выделяет в качестве обязательного признака вину в форме умысла или неосторожности. При этом должна быть доказана та форма вины, при наличии которой наступает административная ответственность. Например, в соответствии со ст. 19.5 Кодекса невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), наказуемо при совершении этих действий как по умыслу, так и по неосторожности. В то же время неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 Кодекса), или мелкое хищение (ст. 7.27) требуют наличия умысла в действиях нарушителя, а ст. 9.10 “Повреждение тепловых сетей, теплопроводов, совершенное по неосторожности”, как видно из наименования статьи, предполагает только неосторожную вину.

Все сказанное касается не только признаков состава административного правонарушения в целом, но и каждого из составляющих его эпизодов. Если в том или ином эпизоде не установлена вина лица, привлекаемого к ответственности, этот эпизод в соответствии с комментируемой нормой должен быть исключен из доказательств по делу. Если лицу вменяется совершение нескольких правонарушений, должна быть доказана вина в совершении каждого из них.

4. В ч. 2 настоящей статьи изложена суть презумпции невиновности применительно к случаям привлечения лица к административной ответственности.

Объединяющим началом, объясняющим распространение упомянутого принципа и на привлекаемых к административной ответственности лиц, является обвинение в совершении существенного правонарушения и возложение за это установленной законом ответственности. Есть сходные обстоятельства, исключающие как уголовную, так и административную ответственность, например крайняя необходимость или невменяемость.

В ч. 2 настоящей статьи под защитой закона от возможного необоснованного обвинения находится лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Именно это лицо считается невиновным до того, как наступят условия, приведенные в этой части статьи. Таким условием является доказанность вины в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установление ее вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Под порядком, предусмотренным Кодексом, имеются в виду правила о порядке возбуждения дела об административном правонарушении, рассмотрения дел об административных правонарушениях, пересмотра постановлений и решений по этим делам.

Специфической особенностью применения принципа презумпции невиновности к лицу, привлекаемому к административной ответственности, является предоставление права признать его вину не только судье, но и органам, должностным лицам, рассмотревшим дело (см. комментарий к ст. 22.1). Все они, как и судьи, должны постоянно помнить о своем высоком предназначении и соблюдать предъявляемые к ним требования каждой из норм, определяющих указанный порядок. Принципиально важным дополнением к существовавшему до недавнего времени положению о производстве по делу об административном правонарушении является требование о вступлении постановления в законную силу.

5. Положение, включенное в ч. 3 данной статьи, прямо вытекает из содержания ее ч. 2, поскольку презумпция невиновности возлагает обязанность доказывать виновность в установленном Кодексом порядке на лиц, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, на судей, соответствующие органы и должностных лиц, и этот порядок должен ими соблюдаться. Именно на них лежит бремя доказывания виновности лица, привлеченного к административной ответственности. Они должны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Они не вправе перекладывать свою обязанность на лицо, привлеченное к административной ответственности.

Положение примечания к настоящей статье, корректирующее указание на бремя доказывания, фактически затрагивает признаки презумпции невиновности. Учитывая это обстоятельство, а также задачи производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 24.1), при рассмотрении дел, упомянутых в примечании, как и по другим делам, должно быть обеспечено всестороннее, полное, объективное исследование и оценка в совокупности всех материалов дела, в том числе представленных лицом, привлеченным к административной ответственности.

6. Содержание ч. 4 комментируемой статьи корреспондирует с содержанием ч. 2 настоящей статьи, требующей, чтобы вина лица во вмененном ему правонарушении была доказана и установлена. Если имеющиеся доказательства с неоспоримостью не подтверждают вину лица, оставляют неустранимые сомнения в виновности лица, нельзя считать, что вина установлена. В соответствии с положением, закрепленным в ч. 4 статьи, такие сомнения должны толковаться в пользу привлекаемого к административной ответственности.

7. Учитывая примечание к данной статье, следует отметить, что дополнительные гарантии прав лиц, привлекаемых к ответственности за нарушения норм, предусмотренных гл. 12 Кодекса, на основании фиксации соответствующих нарушений правил дорожного движения работающими в автономном режиме техническими средствами, предусмотрены ст. ст. 2.6.1 и 28.6 настоящего Кодекса.

Презумпция невиновности — что это такое на бумаге и в жизни

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Юридический термин «презумпция невиновности» упоминают тогда, когда речь заходит о судах, уголовном процессе и демократии (что это?).

Читайте также:
Обязанность юридическая: что это такое, описание и особенности

Этот принцип закреплён во многих международно-правовых документах, а на уровне государства – в Конституции и Уголовном процессуальном кодексе. К сожалению, красивые слова на бумаге не всегда совпадают с практикой.

В этой статье вы узнаете, что такое презумпция невиновности, какую роль играет в государстве и где используется.

Что такое юридическая презумпция

С невиновностью всё понятно. Это отсутствие вины человека.

Но что такое презумпция? В юриспруденции (что это?) под ней понимают предположение о наличии или отсутствии какого-либо факта.

Одна из самых известных юридических презумпций – знание закона. Предполагается, что все люди в государстве знают нормативные правовые акты, а значит обязаны соблюдать.

Именно из-за наличия такой презумпции незнание закона не освобождает от ответственности.

Теперь можно ответить на главный вопрос статьи.

Презумпция невиновности – это предположение о том, что человек невиновен. Опровергать факт подсудимый (обвиняемый) не обязан. Это задача правоохранительных органов.

Принцип презумпции невиновности закреплён во всех государствах с демократическим режимом.

В России этот принцип упоминается в следующих нормативных актах (что это такое?):

Это принцип не только уголовного процесса, но и составная часть демократии, защиты прав человека. В идеале государство должно стремиться к тому, чтобы не осуждать невиновных людей.

Даже в ущерб эффективности борьбы с преступлениями. Ведь если посадить в тюрьму невиновного человека, общество проиграет вдвойне: будут нарушены права одного из членов, а настоящий преступник останется «гулять» на свободе.

5 признаков презумпции невиновности

Давайте посмотрим, какие признаки имеет презумпция невиновности на примере уголовного процесса.

  1. Пока обвинительный приговор суда не вступил в силу, человек считается невиновным. То есть презумпция может быть опровергнута только официальным документом.
  2. Обязанность доказывания ложится на плечи обвинителей. Пока следователь или прокурор не соберут явные улики преступления и неопровержимые доказательства, человек должен считаться «чистым» перед законом. Сам обвиняемый вообще не обязан оправдываться. Он вправе молчать, лгать, вводить суд в заблуждение, увиливать от ответов на вопросы, постоянно менять показания.
  3. Следователь, прокурор, судья и другие должностные лица обязаны соблюдать профессиональную этику. Никто из них не должен говорить СМИ: «Этот человек – преступник» или что-то подобное. Пытки, моральный прессинг в отношении подозреваемого строго запрещены. До вынесения решения любые высказывания должностных лиц о вине носят характер предположений.
  4. Сомнения трактуются в пользу обвиняемого. Допустим, следователь собрал только косвенные доказательства вины, а адвокат представил алиби. Значит, судья должен склониться в сторону защиты.
  5. Судья не имеет права брать за основу обвинительного приговора предположения. Даже если человек под стражей вызывает у него стойкое отвращение. Только точные и доказанные факты.

К сожалению, многие из описанных выше признаков больше относятся к области научной фантастики, чем суровой реальности. На практике презумпция невиновности применяется с ограничениями.

Что мешает воплотить принцип невиновности в жизнь?

Посмотрим статистику оправдательных приговоров в РФ за последние 4 года:

  1. 2014 год – 0,54%
  2. 2016 год – 0,43%;
  3. 2017 год – 0,36%;
  4. 2018 год – 0,20%.

К слову, в 1935 году суды РСФСР (что это?) оправдали более 10% обвиняемых. При анализе современной статистики вывод напрашивается такой: если попал под подозрение, вероятность стать виновным составляет выше 99%. Есть шанс получить оправдание при рассмотрении дела присяжными, но такие решения часто отменяют.

Справедливости ради стоит сказать, что похожая статистика наблюдается и во многих других странах, а посему это проблема мировая, нежели локальная.

Несмотря на то что презумпция невиновности является принципом уголовного процесса, суды работают с обвинительным уклоном. И на это есть как минимум две причины.

  1. Обвинительный приговор намного легче писать. На 80% он строится на тексте обвинительного заключения прокурора. Если же слушать адвокатов, работки прибавится: разрешение ходатайств, перекраивание готовой доказательной базы с нуля.
  2. Большое количество оправданий – признак плохой работы следователей, прокуроров и судов. Мол, не раскрыли преступление, значит не старались. Никто из должностных лиц не хочет иметь проблемы с политикой вышестоящего руководства.

Традиции и менталитет нельзя недооценивать. То, что складывалось десятилетиями, трудно изменить в один момент. Недостаточно закрепить права человека на бумаге.

Краткое резюме

Итак, презумпция невиновности – это предположение о том, что человек невиновен, пока суд не согласился в своём решении с позицией обвинителя. Принцип закреплён в нормативных правовых актах РФ.

Однако в реальной жизни должностные лица часто игнорируют презумпцию, потому что она идёт вразрез с другими целями: успешной службы в госоргане, достижения нужных показателей.

Поэтому реформа (что это?) судебной системы должна проходить не только через документы, но и головы людей.

Для кого-то решается судьба (обвиняемый), а для кого-то это лишь работа. Как врач перестает быть чувствительным (трепетно относиться к пациенту), так и судья перестает задумываться о том, что вершит судьбы людей.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

К сожалению, благодаря презумпции невиновности многие влиятельные люди остаются на свободе.

Читайте также:
Премия страховая: что это такое, описание и особенности

Презумпция невиновности вовсе не означает некое предположение о невиновности конкретного лица, на самом деле она говорит о том, что все граждане по умолчанию считаются добропорядочными.

Но если совершается преступление, то следователь имеет право подозревать в нём конкретных лиц, было бы странно, если бы следователь так и продолжал исходить из их добропорядочности.

Юрий: это не презумпция виновата, а судебная система, которая в Вашей «стране на букву У.» является, по сути, коммерческим предприятием.

Зачем же сажать того, кто может и в дальнейшем приносить деньги (привлекать-то можно по разным делам). Ни одной посадки сколько-нибудь значимого лица — все успешно откупаются. При чем тут презумпция?

Если же вы Россию имели в виду (хотели кинуть камень), то тут все гораздо радужнее. И министры, и губернаторы, и мэры, и крупные предприниматели, и артисты, режиссёры — все подсудны и это подтверждено огромным числом примеров.

Есть, конечно же, местечковые царьки (зачастую, кстати, выходцы из вашей страны), которые еще мнят себя небожителями. Но сколько веревочке не виться. .

Президентские программы

В постановке проблем и обосновании необходимости их решения на основе программ под патронажем Президента РФ принимают участие федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ. Экспертиза представленных положений проводится Центром президентских программ Администрации Президента РФ в соответствии с поручениями Президента РФ. Прошедшие экспертизу предложения направляются Президентом РФ для их дальнейшей проработки и реализации в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»**. Информация об утверждении П.п. и ходе их реализации публикуется в печати.

П.п. принимаются и финансируются за счет: средств федерального бюджета; финансовых резервов предприятий и организаций, участвующих в реализации программ; средств российских и иностранных инвесторов; др. источников. Для осуществления П.п. могут создаваться специальные фонды, в т.ч. международные.

Энциклопедия права . 2015 .

  • Президентская республика
  • Президиал

Полезное

Смотреть что такое “Президентские программы” в других словарях:

Президентские программы — в РФ федеральные программы, инициатором которых является Президент РФ. См. также: Президент Российской Федерации Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ПРОГРАММЫ — в РФ федеральные программы, инициатором которых является Президент РФ. Разрабатываются в соответствии с ФЗ О поставках продукции для федеральных государственных нужд от 13 декабря 1994 г … Юридический словарь

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ПРОГРАММЫ — в РФ федеральные программы, инициатором которых является Президент РФ, П.п. разрабатываются в том числе в соответствии с Законом РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд», устанавливающим принципы формирования и реализации… … Юридическая энциклопедия

президентские программы — в РФ федеральные программы, инициатором которых является Президент РФ. Разрабатываются в соответствии с ФЗ О поставках продукции для федеральных государственных нужд от 13 декабря 1994 г. * * * (англ Presidential programms) в РФ федеральные… … Большой юридический словарь

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ПРОГРАММЫ — в РФ федеральные программы, инициатором которых является Президент РФ, П.п. разрабатываются в соответствии с Законом РФ О поставках продукции и товаров для государственных нужд , устанавливающим принципы формирования и реализации федеральных… … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРОГРАММЫ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ — (см. ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ПРОГРАММЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Президентские выборы в Беларуси (2006) — Президентские выборы в Беларуси 2006 года очередные выборы президента Беларуси, согласно решению Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, принятому 16 декабря 2005 г., прошли 19 марта 2006 года. Победил действующий… … Википедия

Президентские выборы в США (1936) — Президентские выборы в США 1936 года проходили 3 ноября во время Великой депрессии. Президент демократ Франклин Рузвельт ещё продвигал свою политику Нового курса через Конгресс и суды. Однако он уже ввёл систему социального страхования и пособие… … Википедия

Президентские выборы в США (1792) — Президентские выборы в США 1792 года вторые президентские выборы США. В них участвовали все 13 штатов, основавших США, а также присоединившиеся к тому времени к Соединённым Штатам Кентукки и Вермонт. На выборах президентом США был переизбран… … Википедия

Президентские выборы в США (1932) — Президентские выборы 1932 года проходили 8 ноября после обвала биржи в 1929 году и начала «Великой депрессии», повергшую экономику США в глубочайший кризис. Вместе с экономикой резко упала и популярность президента Герберта Гувера, так как он не… … Википедия

Виды и особенности государственных программ

Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственные программы – это инструменты, предназначенные для осуществления государственного регулирования экономики и обеспечения достижения целей государственного развития.

Понятие и виды государственных программ

Государственные программы – это комплекс мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, взаимоувязанных в разрезе сроков, исполнителей и ресурсов с целью обеспечения эффективного решения целевых задач и проблем, требующих государственной поддержки.

Также государственную программу можно охарактеризовать как систему мероприятий и инструментов, реализуемых в ходе государственной политики с целью обеспечения осуществления функций государственного управления и развития государства в социально-экономическом плане.

Читайте также:
Производственная необходимость: что это такое, описание и особенности

Государственные программы делятся на следующие виды:

  1. Социально-ориентированные или социальные государственные программы. Эти программы призваны обеспечивать решение социальных проблем, рост удовлетворенности духовных и материальных потребностей населения, рост качества и уровня жизни, облегчение условий труда, реализацию принципа социальной справедливости, уменьшение социальной дифференциации общества, рост социального обеспечения. Социально-ориентированные государственные программы направлены на развитие культуры, медицины, образования, спорта, физической культуры, обеспечение потребностей в коммунальных услугах, жилье, коммуникациях, рост доходов населения, улучшение демографии, решение миграционных и переселенческих проблем, социальной защиты населения;
  2. Инновационные и научно-технические программы. Данный вид государственных программ направлен на развитие научных исследований фундаментального и прикладного характера, обеспечение технико-технологического и научно-технического прогресса, создание научных и технических достижений, обеспечение их применения в экономике для повышения качества, эффективности, конкурентоспособности. К этому виду относятся государственные программы, обеспечивающие решение проблем научно-технического характера, внедрение новых видов техники и технологий, реализацию проектов межотраслевого и отраслевого характера;
  3. Инвестиционные государственные программы. Данный вид программы подразумевает осуществление долговременного, стратегического вложения средств, призванного обеспечить устойчивость развития, экономический рост, укрепление экономического положения страны, ее территорий на мировом и внутреннем рынках, формирование предпосылок успешного существования будущих поколений. К программам данного вида относятся государственные целевые программы развития территорий, создания зон природных ресурсов, строительства крупных объектов и так далее;
  4. Экологические государственные программы. Данные программы призваны обеспечивать бережное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнение;
  5. Государственные программы обеспечения безопасности. Данные программы обеспечивают оборонную, финансовую, экономическую и иную безопасность.

Готовые работы на аналогичную тему

Такое деление государственных программ наделено значительной условностью, обеспечиваемой пересечением и совмещением в рамках различных программ схожих мероприятий. Большая часть государственных программ наделена смешанным характером.

В соответствии с критерием способа действия государственные программы делятся на следующие виды:

  • во-первых, производственные государственные программы, призваны обеспечивать развитие производства товаров, услуг, работ;
  • во-вторых, ресурсные государственной программы, обеспечивающие развитие ресурсного потенциала, эффективность использования различных видов ресурсов, организацию вторичного использования ресурсов, применение ресурсосберегающих технологий и так далее;
  • в-третьих, отраслевые государственные программы, обеспечивающие развитие отдельных отраслей и подотраслей экономики;
  • в-четвертых, региональные государственные программы, призванные обеспечить развитие определенных территорий государства, решение проблем национального состава, охраны окружающей среды регионов и так далее;
  • в-пятых, маркетинговые государственные программы, обеспечивающие продвижение различных товаров и услуг, формирование спроса на них;
  • в-шестых, организационно-управленческие государственные программы, обеспечивающие преобразование и совершенствование управления экономикой;
  • в-седьмых, внешнеэкономические государственные программы, призванные обеспечивать развитие внешней торговли, внедрение российских предприятий на мировой рынок.

Особенности государственных программ

Государственные программы характеризуются рядом особенностей, к числу которых следует отнести:

  • во-первых, преимущественно целевой характер. Государственные программы, как правило, ориентированы на решение определенных проблем, и вся совокупность мероприятий, предусмотренных этими программами, направлена на решение этих проблем;
  • во-вторых, необходимость четкого обоснования целей и запланированных результатов реализации программы. Государственная программа обязательно характеризует установленные цели определенными показателями, достижение которых планируется в результате реализации программы;
  • в-третьих, четкое определение круга участников программы, включая ее исполнителей. Государственные программы на этапе их формирования предусматривают определение состава участников и исполнителей программы, которые четко представляют свои обязанности по исполнению тех или иных задач и мероприятий;
  • в-четвертых, обязательность общественного обсуждения содержания государственной программы.

Государственные программы: формирование и реализация

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.01.2017 2017-01-04

Статья просмотрена: 2633 раза

Библиографическое описание:

Петраков, М. А. Государственные программы: формирование и реализация / М. А. Петраков, Е. А. Шестерик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 250-254. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37693/ (дата обращения: 21.12.2021).

В статье раскрываются актуальность и необходимость применения программно-целевого метода в экономике и управлении государством, особенности программно-целевого планирования. Основные характеристики государственной программы, ее цели и задачи, особенности исполнения описаны на примере государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790.

Впервые определение государственной программы в ее новом качестве было дано в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, а затем, для федерального уровня, понятие было уточнено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». Согласно последнему документу, государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

В экономике и управлении государством для достижения важнейших целей развития применяется программно-целевой метод, что связано с интенсивным использованием методов системного анализа. Программно-целевой метод определяет приемы и способы разработки программ и отражает последовательность принятия программных решений во времени и пространстве.

Особенностью данного метода является не прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов.

Читайте также:
Основное наказание: что это такое, описание и особенности

Еще одной особенностью программно-целевого планирования является способ влияния на планируемую систему. За основу берется не система, уже сложившаяся, и ее структура, а элементы программы, которые могут не совпадать с системой (разрабатываются мероприятия по изменению системы).

Основным достоинством программно-целевого метода в современных условиях является концентрация ресурсов на реализацию взаимосвязанных мероприятий, возможность контроля за их расходованием, корректировки и стимулирования их эффективного использования.

Этот метод активно используется в государственном управлении еще со времен СССР. Советскими экономистами была проделана колоссальная работа по формированию критериев экономической эффективности, что являлось существенным положением для процесса управления комплексными целевыми задачами развития экономики народного хозяйства.

В настоящее время для решения конкретных задач целевые программы получили широкое применение не только на федеральном, но и на региональном уровне. Количество региональных, муниципальных и внутриведомственных программ очень большое.

Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти государства обеспечивает формирование и реализацию целевых программ.

Однако, до принятия соответствующего нормативного правового акта об утверждении государственной программы, проводится объемная работа министерствами, комитетами, ведомствами с целью сбора, обработки анализа экономического эффекта от мероприятий программы на государственном уровне, разработки плана мероприятий («дорожной карты») реализации этапов той или иной программы.

При этом реализация целевых программ всех уровней на территории Российской Федерации направлена на реализацию гарантий гражданам государства, установленных Конституцией Российской Федерации — обеспечения достойного уровня жизни россиян, создания условий для развития демократического гражданского общества.

На обеспечение гарантированных прав россиян ежегодно в своих посланиях к Федеральному собранию акцентирует внимание Президент Российской Федерации В. В. Путин.

При определении конкретных целей любой государственной программы невозможно обойтись без таких категорий как их измеримость и достижимость. Эти качественные характеристики определятся еще на стадии формирования содержания программы, и в дальнейшем находят отображение в форме целевых индикаторов и показателей конкретной программы.

Так, например, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в августе 2014 года Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». До принятия указанного постановления Правительства Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации были приняты решения о разработке и дате утверждения федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Согласно указанному постановлению Российской Федерации, основным разработчиком программы было определено Министерство Российской Федерации по делам Крыма.

Министерством была проведена масштабная работа по проведению анализа социально-экономического положения Республики Крым до принятия в состав Российской Федерации.

По результатам выполненных работ, было установлено, что основные социально-экономические показатели развития регионов Крымского федерального округа не достигали среднероссийских значений.

По данным министерство экономического развития Республики Крым, что за последние 5 лет (с 2009 по 2014 годы) усложнилась экологическая ситуация на полуострове, усилилась техногенная нагрузка на окружающую природную среду промышленных зон Крыма.

Нерационально использовался существующий природно-ресурсный потенциал — рекреационный, биоклиматический, минерально-сырьевой, энергетический, прежде всего в сфере применения нетрадиционных источников возобновляемой энергии (ветровой, солнечной, геотермальной), отсутствовали системные природоохранные меры по сохранению уникальной флоры и фауны Крыма, природных ландшафтов. Обострилась проблема эрозии земель, угрожающий характер приобрели оползневые и абразионные процессы, разрушающие береговую линию, в особенности в прибрежной рекреационной зоне, повысился уровень загрязнения поверхностных и подземных вод, в результате чего под угрозой оказались многочисленные санаторные комплексы, жилые дома, инженерно-транспортные коммуникации и сооружения. Обострилась проблема утилизации бытовых отходов. Несистемными являются меры по очистке прибрежных территорий и акватории моря от боеприпасов и созданию условий для безопасного освоения этих территорий и акватории. Неблагоприятные природные процессы, усиленные воздействием антропогенного фактора, осложнили экологическую обстановку и сделали невозможным комплексное и рациональное использование природных ресурсов с точки зрения перспектив рационального, устойчивого хозяйствования, и могут привести к сокращению продолжительности курортного сезона и рекреационного потока.

На основании данных анализа социально-экономического развития Крыма целевыми индикаторами и показателями государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» было определено прежде всего повышение уровня социально-экономического развития региона до 2020 года. При этом одинаковое внимание уделяется как вопросам социальной сферы, так и развитию отраслей экономики.

Таким образом, основная цель программы — интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития.

Реализация государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» запланирована в несколько этапов.

При этом задачи Программы на весь период 2015–2020 годов — устранение ограничений транспортной инфраструктуры, устранение ограничений и повышение качества энергоснабжения региона, устранение ограничений инженерной инфраструктуры, развитие социальной сферы, обеспечение межнационального согласия.

Сбор информации о достижении поставленных целей производят те главные распорядители средств федерального бюджета, которые в процессе реализации программы являются ее государственными заказчиками и заказчиками — координаторами программы. Предоставление информации в форме отчетов о расходовании бюджетных средств и проценте их освоения в рамках реализации мероприятий государственной программы, относятся к функциям тех бюджетных учреждений, которые наделены функциями по реализации конкретных мероприятий государственных программ, их подпрограмм, в том числе и на региональном уровне.

Читайте также:
Потребительская кооперация: что это такое, описание и особенности

Целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» позволяет сконцентрировать и согласовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы в целях их наиболее эффективного использования, обеспечить согласованность решений федеральных и региональных задач, что позволит достичь требуемый конечный результат в установленные сроки.

Цели и задачи Программы соответствуют основным положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г., и Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р.

Программа разработана на основе указанных стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации, а также на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года, разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации.

Вместе с тем, при реализации мероприятий государственных программ возникает ряд проблем. Прежде всего, это наличие экономических, социальных и политических рисков, сдерживающих факторы развития и конкурентные преимущества региона или государства в целом.

В государственной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» данной проблематике посвящен раздел № 2 — «Основные риски, сдерживающие факторы и конкурентные преимущества Республики Крым и г. Севастополя», в котором и определены ключевые сдерживающие факторы социально-экономического развития региона, а именно — нестабильность социально-политической обстановки в приграничных регионах Украины, наличие рисков в возможностях для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей, в том числе с приграничными регионами Украины, недостаточность ресурсной и инфраструктурной обеспеченности региона жизненно необходимыми источниками энергии, воды, продовольствия, отсутствие автомобильного и железнодорожного сообщения с материковой частью Российской Федерации, неравномерность размещения имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий; ограниченная конкурентоспособность промышленного комплекса с ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевой сферы, монопольного положения на локальных рынках, преимуществ спроса рекреационного сектора и домохозяйств, высокая ресурсоемкость большинства технологий, противоречия между экологоемким развитием промышленности, агропромышленного комплекса, транзитно-транспортного сектора и санаторно-курортного и рекреационного комплексов, недостаточно эффективное использование транзитно-транспортного потенциала в межконтинентальном, межгосударственном и межрегиональном масштабах, снижение конкурентоспособности санаторно-курортного и туристского комплекса по сравнению с соответствующими секторами стран Черноморского региона.

Также всегда имеют место риски, связанные с планируемым развитием региона на перспективу. В анализируемой программе такие риски связанны с увеличением дифференциации между уровнями социально-экономического развития отдельных муниципальных образований Крыма, сохранением и увеличение доли теневой экономики, прежде всего в туристской сфере, отсутствием условий для своевременного формирования благоприятного имиджа региона как привлекательного туристского региона.

При этом анализ социально-экономического развития Республики Крым позволяет выделить ряд следующих конкурентных преимуществ и ключевых факторов развития макрорегиона:

‒ расширение возможностей получения институциональной, ресурсной и финансовой поддержки в связи с вхождением в состав Российской Федерации;

‒ перспективы существенного усиления межрегиональных производственно-кооперационных связей с субъектами Российской Федерации;

‒ стратегически важное и перспективное географическое, геоэкономическое и геополитическое положение;

‒ туристский потенциал, комфортные климатические условия для рекреации и лечения, наличие действующей туристско-рекреационной инфраструктуры;

‒ значительное качество человеческого потенциала (наличие квалифицированной рабочей силы, научных, образовательных и научно-производственных учреждений национального и международного уровня).

Одним из основных механизмов реализации мероприятий программ является их финансирование. Главный распорядитель бюджетных средств доводит учреждению — участнику программы соответствующие лимиты бюджетных обязательств. В пределах доведенных лимитов учреждения могут размещать заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для реализации мероприятий государственных и муниципальных программ.

Деятельность участников государственных и муниципальных программ регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также при необходимости — нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Таким образом, разработка и принятие государственных и муниципальных программ в государственном и муниципальном управлении является одним из основных направлений государственного регулирования социально- экономического развития страны в целом и каждого региона в отдельности. Государственная программа представляет собой основной инструмент повышения эффективности бюджетных расходов, который позволяет сконцентрировать ресурсы для достижения определенных целей и задач государственной политики по наиболее приоритетным направлениям.

Применение программно-целевого метода и интенсивное использование методов системного анализа обеспечивает достижение важнейших целей развития, определяет приемы и способы разработки программ и отражает последовательность и эффективность принятия программных решений во времени и пространстве, а также реализацию мероприятий программ в установленные сроки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: