Приблизительная смета: что это такое, описание и особенности

Локальная смета: понятие, правила составления и общепринятые стандарты

Локальная смета представляет собой документ, содержащий расчет по объемам проведенных расходов и затрат на них. Составляется отчет по строгим правилам, начиная от мелких и заканчивая крупными объектами строительства.

Учитывается ряд данных:

  • нормативы (цены, показатели по производимым работам, тарифы);
  • габариты сооружения, занесенные в проект;
  • материалы и техника, прописанные в ведомости;
  • объем работ, который определяется по проектным решениям.

Для сооружения сложных инженерных объектов допускается создание нескольких смет. Описываются не только сооружения и здания. В определенную категорию входят затраты на наведение порядка на территории, организации стоянки на авто и дорог, создание инженерных сетей.

В смете есть два раздела – санитарно-технический и строительный. В первый входит разработка вентиляции, водопровода, системы канализации. Во втором разделе освещается сооружение пола, перекрытий, фундамента и других подобных конструкций. Важно отобразить цену на каждый элемент с учетом расхода материалов, трудозатрат и амортизации оборудования.

Как осуществляется классификация по группам?

При решении задач данные группируются в отдельные разделы по следующим параметрам:

  • оборудование и техника;
  • наименования работ;
  • структурные составляющие сооружения.

Группировка проводится по четким рекомендациям и техническим требованиям. Бухгалтера следуют стандартизации, принимая во внимание специфику строительства. Порядок, в котором проводится классификация, регламентируется нормативной документацией. При составлении локального отчета элементы строительства могут разделяться на наземные и подземные части.

Способы и методы расчета локальной сметы

Локальная смета подготавливается до начала строительства. В документации прописываются все нюансы сооружения и организации инженерных работ. Тут учитываются не только денежные, но и временные затраты, содержится описание количества и качества материалов, условия для нормальной эксплуатации готового объекта.

Дополнительно в локальном отчете отображаются следующие сведения:

  • наличие на территории сторонних построек;
  • состояние транспортных соединений;
  • дополнительные расходы;
  • погодные условия.

При использовании средств с резервного фонда составляется пояснительная записка, регламентирующая цель затрат.

При работе с локальными сметами необходимо привлекать узких специалистов. На этапе проектирования с документом знакомится заказчик и клиент. При соответствии всем требованиям и нормам бумага утверждается и вступает в силу.

В профессиональной сфере используется 4 способа расчета сметы:

  • аналоговый (на базе индексирования);
  • базисно-индексный (калькулированные стоимости затрат и работ);
  • ресурсный (базируется на потребностях в человеческих и материальных ресурсах в натуральном выражении);
  • чистая индексация.

Выбор метода зависит от специфики строительных работ и других факторов. Часто возникают ситуации, при которых наблюдаются расхождения между результатами локальных смет и представлений заказчика. В таком случае стоит пересмотреть расчет и правильность заполнения всех разделов.

Для отсутствия ошибок и неточностей в смете необходимо следовать рекомендациям и регламентированным стандартам. Придерживаясь последовательности действий, вы сможете быстро найти места, из-за которых возникли расхождения.

Локальная смета может создаваться на следующих информационных и материальных базах:

  • проектная документация;
  • данные, подготовленные заказчиком;
  • официальные нормативы;
  • расходы на транспорт;
  • специальные решения государственных органов.

При работе с ведомостями специалисты действуют в такой последовательности:

  • знакомство с материалами;
  • размещение сведений в удобном порядке;
  • создание вспомогательных таблиц;
  • разработка форм таблиц;
  • создание подсчетов для типовых элементов;
  • подсчеты с учетом проектных спецификаций.

Локальная смета подразумевает разделение строительного объекта на отдельные составляющие и конструктивные элементы.

Составление сметы может осуществляться по двум уровням цен – текущий и базисный. Первый вариант еще называют прогнозным. Второй же определяется на основе норм, которые действуют на момент составления бумаги, и принимается на основу.

Базисы актуализируются путем индексации. В специальных сборниках содержатся расценки и шифры для каждой строки сметной документации. По этим нормативам заполняется бумага.

Расценка по локальным сметам представляет собой стоимость комплекса работ, которая закрепляется определенной датой и фиксируется для единицы измерения.

Единичные расценки – это все ресурсы, необходимые для реализации задания по проекту, отображенные в финансовом эквиваленте. В сборниках отображаются следующие категории работ:

  • наладка и запуск оборудования;
  • монтаж;
  • стройка;
  • особенности технического обслуживания;
  • ремонт.

Официально расценки на государственном уровне в качестве системы ценообразования и нормирования сформировались в 2000 году. В России их принято принимать за основу локальных смет. Сборники классифицируются на следующие группы:

  • базы сметно-нормативные;
  • единичные федеральные;
  • территориальные.

Не в каждом регионе установлены единичные территориальные нормы. В таких случаях принято пользоваться федеральными расценками при создании локальных смет.

Образец локальных смет содержит следующую информацию:

  • объект;
  • названия по затратам и работам;
  • сметная стоимость;
  • деньги для оплаты труда работников;
  • чертежи;
  • масса и характеристика оборудования;
  • расход ресурсов;
  • единицы измерения и их количество;
  • базисный и текущий уровень цен.

Локальный отчет также содержит сведения о том, кто его составил и проверил. Документ дополняется ведомостью, в которой также выставляются строгие требования заполнения.

При использовании нормативной базы необходимо прикрепить общепринятые бумаги. При проектировании сложных инженерных объектов пакет документов может дополняться специфическими приложениями.

Для выполнения вышеописанных работ требуются квалифицированные знания и навыки. К специалисту может обратиться строительная компания или сам заказчик. Проект строительства разрабатывается в независимости от расчетов и служит для них базой. Чертежи и технические результаты также утверждаются с заказчиком.

Читайте также:
Морское агентирование: что это такое, описание и особенности

Оптимальным вариантом является создание всей технической и бухгалтерской документации в одной компании. Так вы сможете добиться высокого качества и оперативного выполнения всех заданий.

Смета, что это такое и для чего она нужна

Нужна ли смета вообще, а если и нужна то какая именно, и на что нужно обратить внимание при ее составлении. Данная статья осветит эти вопросы и затронет вопросы профессии сметчика.

Смета – это документ позволяющий оценить стоимость производства тех или иных работ и затрат. Сметы бывают практически в любой сфере деятельности, там где необходимо предварительно оценить будущие лимиты средств, и совсем необязательно только в денежном выражении. Часто сметы представляют собой простую калькуляцию ресурсов в натуральных показателях: метрах, штуках, комплектах и т.п.

Понятие «СМЕТА» наиболее распространено в строительной индустрии, важность этого документа очень значительна. Смета является обязательным приложением любого договора строительного подряда, на ее основе осуществляются приемка выполненных работ и платежи по ним, также она является основанием для планирования капитальных вложений практически всех бюджетных организаций на предстоящие планируемые периоды времени.

Сметы в строительстве () имеют огромное количество видов и разновидностей. Основными сметными документами являются:

  • локальная смета;
  • объектная смета;
  • сводный сметный расчет;
  • сводка затрат.

Строительные сметы составляются по правилам, утвержденными Госстроем Российской Федерации (основным документом для разработки смет является Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (утв. постановлением Госстроя РФ от 5 марта 2004 г. N 15/1)) – применяются в основном для работ, финансирование которых осуществляется из федерального и муниципальных бюджетов.

Составление смет в свободной форме осуществляется в том случае если работы выполняются с финансированием из коммерческих источников, однако большинство коммерческих организаций все чаще и чаще применяют форму смет для бюджетных организаций иногда с небольшими отступлениями, связано это с тем что не смотря ни на какие-либо недостатки системы ценообразования в России альтернативы такой базе данных о стоимости строительных работах, материалах и машинах попросту нет.

Смета является важным финансовым документом, не даром она обязательна к утверждению подрядчиком и согласованию заказчиком, на ее основе выносят свои решения суды при спорах между заказчиками и подрядчиками.

Однако составление сметы непрофессионалами может принести больше вреда, чем ее полное отсутствие, так иногда сметы в руках горе сметчиков может в разы увеличить стоимость производства работ, или наоборот сильно их занизить, что в первом случае грозит потерями заказчику, во втором убытками, а иногда, в случае крупных объектов и полным разорением подрядчика.

К сожалению профессия сметчика всеми за редким исключением считается легким трудом, не требующим высокого уровня знаний, однако это не так. Профессиональный сметчик должен мало того, что разбираться в самом ценообразовании и сметном нормировании, но и в технологии всех строительных, ремонтных, монтажных, пусконаладочных работ, а также работ на техническое обслуживание, кроме того должен великолепно разбираться в проектных работах, знать основы инженерных изысканий, владеть вопросами выбора строительных машин и механизмов, знать и постоянно отслеживать новые виды технологий производства строительно-монтажных работ.

Обращение к профессиональным инженерам-сметчикам позволит получить смету, изготовленную на самом высшем уровне. Ведь смета это далеко не просто документ определяющий стоимость работ, это документ определяющий технологию работ, расход материалов, а также их количественный и качественный состав, виды строительных машин, количественный состав рабочих и многое другое. Исходя из этого можно сделать вывод, что смета – это документ, важность которого сложно переоценить, без нее взаимоотношения подрядчика и заказчика могут значительно усложниться, что вряд ли хорошо отразится на качестве и сроках выполнения строительно-монтажных работ.

Что такое смета и для чего она нужна

Нюансы

Смета должна содержать определенные виды работ, их цены на принятую единицу измерения, и общую стоимость, определённую с учётом подлежащих выполнению объёмов работ.

Смета — основание для формирования первичных учётных документов, в том числе используемых для расчётов между сторонами договора за выполненные работы, а также при проверке выполненных работ контролирующими органами.

Бывают разные виды смет. Например:

Локальная. Представляет из себя только расчёты на определённые работы, которые являются частью какого-то большого проекта/общего объёма работ. Здесь рассчитываются затраты на материалы, заработную плату приглашённым специалистам, эксплуатацию техники и всевозможные накладные расходы.

Объективная. Она объединяет локальные сметы в пределах одного большого объекта. Например, объективная смета прилегающей территории нового жилого комплекса будет содержать в себе еще несколько локальных смет. Например, смету на строительство подземной парковки, детской площадки, зон отдыха, велодорожек и другие.

Сводный сметный расчёт. Пакет документов по всем объектным расчётам и отчётам на отдельные виды расходов, которые необходимы для подсчёта точных и окончательных цифр и сроков завершения работ всех объектов в рамках реализуемого проекта.

Читайте также:
Почтовое отправление: что это такое, описание и особенности

Видео

Задачи сметы

Вот какие задачи выполняет смета.

Фиксирует объем и стоимость работ. Исполнитель не сможет внезапно повысить стоимость работ или приписать новые без обсуждения с заказчиком. Смета защищает заказчика от внезапных, безосновательных изменений стоимости ремонта.

Оценивает затраты на материалы. Служит ориентиром для закупок и помогает не потратить лишние деньги.

Дает юридические гарантии. На основе сметы суды в спорах между заказчиком и исполнителем выносят решения.

Дает инструмент контроля. По смете вы сможете определить, что происходит на объекте. Легко сравнить то, что на бумаге, с тем, что сделано по факту.

Допустимоли превышать указанные в смете цифры

Смета — это приблизительный план, а ремонт никогда не идет по плану. Менять смету по ходу ремонта нормально. Если есть возможность — заключайте дополнительные соглашения на выходящие за смету работы.

Некоторые бригадиры пишут цены с запасом. Например, в смете посчитали паркет по цене 2500 Р , а купили его за 2000 Р . Или специально посчитали объем работ больше, чем необходимо, чтобы иметь резерв средств на непредвиденные расходы. Это приемлемо, если разницу потом вернут заказчику, а не положат себе в карман.

Квалификация проектировщиков – кто должен выполнять раздел со сметами и кого лучше искать

От качества составления проекта и подготовки сметно-расчетной документации зависит соблюдение ТЗ и интересов заказчика. При выборе проектной организации и сметчиков нужно убедиться в их квалификации, опыте работы по аналогичным заказам. Компания Смарт Вэй имеет в своем штате всех специалистов, которые обеспечат правильность и точность составления проекта. Выбирая нас, вы получите помощь профессионалов, сопровождение на всех этапах проектирования и согласований.

Классификация смет

Зачастую предварительное определение стоимости крупного строительного объекта представляется очень сложным и даже невозможным из-за постоянно изменяющихся цен на трудовые ресурсы, энергоносители, строительные материалы, оборудование и инструменты. В таких случаях сметчики идут по принципу «от меньшего к большему», применяя различные виды смет:

  • Локальные готовятся на тот или иной вид работ, исходя из объемов работ, количества и номенклатуры оборудования, действующих сметных нормативов, рыночных тарифов и цен. Например, внутренние сантехнические работы, благоустройство территории или монтаж системы сигнализации. В стоимость, устанавливаемую локальной сметой, входят прямые затраты, сметная прибыль и накладные расходы.
  • Объектные. Формируются в текущем или базисном уровне цен на конкретный объект способом суммирования нескольких локальных смет и группировки данных по разделам «Оборудование», «Монтажные работы», «Строительные работы», «Прочие затраты». Сюда также включают средства, предусмотренные на покрытие так называемых лимитированных затрат (временных сооружений, удорожание процессов зимой).
  • Сводный расчет сметный. Показывает лимит средств, требуемый для полного завершения предусмотренного проектом объекта, по нему открывается финансирование строительных работ. В сводный расчет включаются все объектные сметы и расчеты на отдельные виды расходов. Он формируется на строительство в целом, независимо от количества подрядчиков, исходя из текущего уровня цен. Средства при этом распределяются по отдельным главам в зависимости от конкретного объекта. При составлении сводной сметы инструкция предусматривает наличие пояснительной записки с текстовым описанием основных параметров строительства.

При определении стоимости работ многое зависит от предоставленной сторонами соглашения для подготовки документов информации. Здесь можно выделить несколько видов смет:

  • Концептуальная. Готовится на этапе проработки ТЭО инвестиционного предложения. Основывается на мощности объекта или стоимости единицы свойств потребительских. Точность от 17 до 20%.
  • Инвесторская. Разрабатывается на предпроектном этапе как основа для стартовой цены при проведении торгов. При этом используются генеральный план, эскиз, схема размещения сооружения, укрупненный расчет по спецификации оборудования и объемам работ. Точность от 10 до 13%.
  • Смета подрядчика. Составляется на базе тендерной документации при подготовке к заключению соглашения. При ее подготовке подрядчик пользуется ФЕР и ТЕР и опытом возведения подобных объектов ранее. Здесь уже присутствуют инфляционные потери, прибыль организации и расходы субподрядчиков. Точность от 5 до 7%.
  • Смета проектировщика. Используется более полная документация (проект, рабочие схемы и чертежи, единичные расценки, элементные нормы, средние отраслевые значения цен), что повышает точность расчетов до 2-5%.
  • Исполнительная. Рассчитывается по фактическим расходам подрядчика на конечной стадии строительства, поэтому принимаются во внимание все появившиеся у заказчика и исполнителя дополнительные расходы. По этому финансовому документу вычисляют окончательную балансовую стоимость возведенного объекта.

Смета может иметь вид таблицы, в колонках которой указываются виды работ, их объем, количество, цена и стоимость стройматериалов, а также дополнительных процессов и ресурсов. В другом варианте возможно применение таких разделов, как прямые затраты (эксплуатация оборудования, оплата труда, покупка стройматериалов), накладные расходы (отчисления в фонды, командировки, охрана труда) и сметная прибыль

Для подтверждения правильности произведенных финансовых расчетов, выявления неточностей и внесения необходимых изменений заказчик имеет право обратиться к независимым экспертам. Их услуги, как правило, стоят от 0,3 до 0,5% от общей стоимости строительства.

Читайте также:
Негативные следы: что это такое, описание и особенности

Разновидности сметы

Смета – это практически обязательная часть подготовки к любому проекту, предполагающему денежные расходы. Это не один документ, но комплекс бумаг. К ним относится эта документация:

  • Сводный расчет.
  • Сводка трат.

Состав документации, которая обычно сопровождает воплощение проекта в жизнь:

  • Локальные сметы. Входят в состав первичной документации. Заполняются на отдельные направления работы.
  • Локальные расчеты. Актуальны тогда, когда масштабы работ и размеры расходов пока не установлены или уточнить все значения можно только в ходе строительства.

Все эти документы заполняются на базе официальной документации. Вместе с ними могут составляться другие бумаги: ведомость сметной стоимости различных объектов.

Статьи

Как составить смету

Как правило, расчет сметы проводится на основе документации, предоставленной архитекторами, конструкторами и инженерами, а также информационной 3D-модели (BIM-модели). Современный подход к составлению сметы требует от специалиста, занимающегося сметным расчетом, особенных компетенций, при этом дает сметчикам эффективные инструменты, позволяющие автоматизировать рутинные операции, что повышает скорость и эффективность их работы.

Критически важным для всего процесса строительства является точность расчета сметы. Сметчик должен правильно выбрать для каждого типа работ разделы ТEP – от этого зависит стоимость работ по данному разделу, – грамотно использовать различные коэффициенты, верно выбирать индексы.

Ошибки сметной документации могут привести к увеличению расходов застройщика или и вовсе к остановке строительства. В то время, как грамотное их составление оптимизирует сроки возведения объекта и снижает риски срыва строительного процесса.

Определение

Смета на строительство – это документ, в котором с максимальной точностью и детализацией рассчитана стоимость строительных работ. Ее составление, как правило, берет на себя строительная организация, которой предстоит закупать материалы, арендовать строительное оборудование, оплачивать стоимость строительных работ и нести другие расходы, связанные с предстоящим строительством. Заказчиком сметной документации в этом случае становится генеральный подрядчик строительства или заказчик в лице инвестиционно-строительной компании. При этом зачастую исполнитель предоставляет заказчику ее варианты, учитывающие различные технологии и материалы, из которых будет выбрана оптимальная.

Сметный расчет в строительстве ссылается на тематические сборники, в которых указаны расценки и нормативы, утвержденные органами власти. В случае если заказчиком строительства является государство, соответствие нормам и расценкам, указанным в сборниках, обязательно.

Назначение

Расчет сметы – важный этап работы над строительным проектом, по результатам которого принимаются решения о финансировании проекта, составляется инвестиционно-строительный график и многое другое. Ее быстрому и качественному составлению способствует применение современных программных продуктов, во многом автоматизирующих эту задачу. Так, программные решения, поддерживающие BIM, позволяют получать сметную документацию непосредственно из информационной 3D-модели, автоматически привязывать сметные нормы, вместо того чтобы считать объемы вручную на основе разрозненных чертежей. Современный подход к разработке сметной документации на основе специализированного ПО позволяет значительно ускорить работу, сократить трудочасы, исключить неточности, связанные с человеческим фактором. При работе в BIM сметные расчеты бесшовно интегрируются в общий процесс работы над строительным объектом. Данные, заложенные в модель на этапе проектирования, ложатся в основу сметного расчета, который, в свою очередь, становится базой для 5D календарно-сетевых графиков строительства.

Как оформляется

Универсальных для всего строительного рынка требований, регламентирующих эту процедуру, не существует. Во многом требования зависят от того, каким будет строительный объект: от его функционального назначения, размера и, соответственно, типа экспертизы, которому он подлежит. К примеру, проектно-сметная документация строительных объектов с государственным участием, объектов культурного наследия, дорог федерального значения и целого ряда других объектов подлежит обязательной государственной экспертизе, выдвигающей определенные требования ко всем документам, которые она рассматривает.

В случае, если речь идет о сметном расчете для негосударственной экспертизы или предоставляемом в рамках договорных отношений между коммерческими структурами, формат сметы может устанавливаться или согласовываться заказчиком. Всё это упрощает работа в специализированных программных продуктах, позволяющих использовать преднастроенные шаблоны.

Особенности составления

Каждая смета вне зависимости от типа объекта, к которому она относится, будет включать в себя следующие данные:

  • Данные о заказчике объекта;
  • Общую сумму сводного сметного расчета;
  • Данные о строительном объекте;
  • Детальную таблицу, в которой перечислены разделы строительного проекта (главы), номера смет по каждому разделу, наименования работ, сметная стоимость по видам работ и общая стоимость.

Список разделов (глав) будет отличаться в зависимости от строительного объекта.

Когда составляется

Ее составление требуется еще на этапе торгов (тендера), эскизного (концептуального) проектирования или рабочего проекта. На этапе формирования концепции и инвестиционного предложения смета по объему работ и материалам просчитывается ориентировочно. На основе этой итерации принимается принципиальное решение о финансировании, формируется договор между заказчиком и подрядчиком. На этапе разработки проектной документации уточняется номенклатура материалов, характеристики объекта, выбираются технологии для его реализации. На основе этих данных создается финальный вариант проектно-сметной документации, которая передается на согласование в экспертизу.

Читайте также:
Профессиональный риск: что это такое, описание и особенности

Существует несколько видов смет, выбор которых будет зависеть от типа строительного объекта, этапа работы над объектом, особенностей организаций, вовлеченных в работу над объектом. Чаще всего, на рынке встречаются следующие виды:

Строительные

Или СМР (строительно-монтажные работы). Применяются для оценки строительно-монтажных работ по ремонту, реконструкции зданий, а также строительства новых объектов различного назначения, автомобильных дорог, благоустройства территорий, строительства автомобильных дорог. Обычно, подобные сметы состоят из трех основных разделов:

  • прямые затраты;
  • накладные расходы;
  • сметная прибыль.

Ее могут готовить разные участники строительного процесса, что будет определять ее вид и точность вычислений. К примеру, в рамках инвестиционного предложения на базе полученных данных о стоимости потребительских свойств или мощности объекта, проектировщик предоставляет концептуальную смету. Нормами для рынка является ее точность в 17-20%. Строительный подрядчик готовит ее на базе проектной документации. В ней учтены конкретные строительные материалы, стоимость СМР, прибыль подрядчика, инфляция и другие нюансы, связанные с реализацией объекта. Точность – в районе 5-7%.

На завершающем этапе строительства, заказчик или подрядчик выпускает исполнительную смету, в которой указываются реальные расходы на реализацию объекта, в том числе и непредвиденные, появившиеся в ходе работ. На ее основе осуществляется прием работ подрядчика.

Затраты на производство

Описывает расходы на выпуск продукции и формируется для всех единиц производимой продукции. В нее заносятся как прямые, так и переменные расходы с учетом объема производства, такие как:

  • материальные расходы;
  • оплата труда сотрудников и страховые отчисления;
  • расходы на амортизацию;
  • прочие расходы, возникающие при производстве продукции.

Данный тип применяется при оценке нормативной стоимости продукции, а также дает возможность контролировать фактические затраты.

Доходов и расходов

Обычно составляется некоммерческими организациями бюджетной сферы, например, учреждениями образовательных услуг, товариществами собственников жилья, местными органами власти. Для коммерческих предприятий этот вид сметы является необязательным. При ее составлении бюджетные организации привязывают показатели к кодам классификации расходов и детализируют затраты до кодовых обозначений подгрупп расходов.

Смету доходов и расходов можно разделить на два основных блока:

  • данные о финансовых поступлениях, прогнозируемых в будущем отчетном периоде;
  • сведения о планируемых затратах, обоснованность которых можно доказать путем предоставления соответствующих документов.

Оба блока будут разбиты на статьи, соответствующие фактической деятельности организации. В их числе могут быть: заработная плата, страховые взносы, командировочные расходы, затраты на хозяйственные нужды, аренда помещения и так далее.

Обычно, в конце года, являющегося базовым отчетным периодом, компании сверяют плановую смету с фактическими расходами и доходами. На основе этого анализа формируется смета на будущий период.

Для определения стоимости строительства

Существует два базовых подхода к ее формированию:

  • на основе укрупненных сметных нормативов в проекте и стоимостных характеристик объектов-аналогов, например, жилья того же класса, расположенного в той же локации;
  • по сметам проектов – типовых и индивидуальных, – относящихся к местным условиям строительства, и сметам, рассчитанным на базе рабочей документации, с применением прейскурантов УСН и УР.

Поскольку цены на многие виды работ нестабильны, сказывается инфляция и другие экономические и социальные факторы, фиксированная оценка данных статей расхода невозможна. Для регулирования этого блока расходов принято использовать коэффициенты к сметным ценам, которые были утверждены Госстроем РФ в 2001 году.

Объектные

Объектная смета – это документ, в котором объединена итоговая информация из локальных сметных и ресурсно-сметных расчетов.

В свою очередь, локальной сметой называется первичный документ, в котором учитываются прямые затраты, связанные с возведением объекта, накладные расходы, а также сметная прибыль. Как правило, к моменту перехода проекта на стадию выпуска рабочей документации и строительства они подлежат проверке.

Специальный блок объектной сметы – это нормативная трудоемкость работ. Если в объекте, по которому составляется смета, есть как жилая, так и нежилая часть, необходимо рассчитывать документ произвести объектно-сметный расчет по обеим частям здания.

Помимо основной части, в которой описывается стоимость строительных и монтажных работ, рассчитанной на базе актуальных рыночных расценок, в смету зачастую добавляется блок, регламентирующий покрытие лимитированных затрат. В него, в частности, вносятся дополнительные средства на оплату труда в зимнее время, временные строения и другие статьи затрат, которые обычно учитываются в категории «Прочие расходы».

Кто рассчитывает

Расчет сметы – многоступенчатая трудоемкая задача, требующая от исполнителя профессиональных навыков. Традиционно в проектных бюро и строительных компаниях создаются отделы, функционал которых полностью связан с ее решением в рамках работы над строительным объектом. При этом, если речь идет о небольшой организации, сметчик может брать на себя и другие задачи, например, работу бухгалтера или инженера-строителя. Обычно, базовой профессией для такого специалиста является профессия экономиста или инженера. К его основным обязанностям можно отнести следующие:

  • создание и проверка смет, поступивших от других внутренних подразделений, заказчиков или подрядчиков;
  • составление и проверка актов выполненных работ;
  • проведение расчетов и согласования стоимости по всем статьям, указанным в смете;
  • формирование тендерной документации;
  • мониторинг изменений в законодательной базе, связанной со сметными расчетами, методиками определения сметной стоимости.
Читайте также:
Присяжный стряпчий: что это такое, описание и особенности

Решаемые задачи

Обычно смета оформляется как приложение к договору между заказчиком строительства и подрядчиком и, как и основной договор, подписывается обеими сторонами. При этом применение факсимильных вариантов подписи и печати в случае сметы недопустимо.

Способы расчета

Существует три основных способа расчета:

  1. Ресурсный метод. При таком подходе сметчик будет опираться на сметные нормы и цены, указанные в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС).
  2. Базисно-индексный метод. В этом случае, сметчик использует сметную стоимость, которая определяется исходя из единичных расценок. Данные о них имеются в федеральном реестре сметных нормативов (ФРСН), в основе которых лежит базисный уровень цен и индексы изменения сметной стоимости.
  3. Ресурсно-индексный метод. При таком подходе применяются сметные нормы, базисные сметные цены, при этом параллельно используется информация о сметных ценах, размещенная во ФГИС ЦС, а также индексы изменения сметной стоимости.

Частые ошибки при составлении

К сожалению, ошибки в расчете смет – довольно частая ситуация, которая может привести к серьезным разногласиям между заказчиком и строительным подрядчиком, срыву договорных обязательств и даже приостановке работы над объектом. Чаще всего на проектах встречаются следующие ошибки, связанные со сметными расчетами:

  • Заключение договора на основе укрупненного расчета, в основе которого лежит стоимость квадратного метра строительного объекта. Практика показывает, что брать на себя договорные обязательства стоит только после согласования детальной сметы.
  • Сокращение наименований, которое может трактоваться заказчиком или субподрядчиками по-своему.
  • Неправильный выбор ТЕП для каждого типа работ.
  • Слишком высокая детализация. Прописывая в смете все нюансы вплоть до гвоздя, вопреки принятым у заказчика шаблонам, исполнители усложняют процедуру рассмотрения сметы или тендерной заявки, из-за чего решение конкурсной комиссии может быть принято не в их пользу.

Также часто встречаются ошибки, связанные с человеческим фактором, т.е. невнимательностью при заполнении документа:

  • несоответствие видов и объёмов работ проектной документации;
  • несоответствие единиц измерения типу работ;
  • несоответствие индексов и других поправочных коэффициентов нормативной документации.

Принцип (режим) преференциальности

В широком понимании преференциальность (предпочтение) означает всякую льготу, лучшие, чем обычно, условия, предоставляемые одним государством другому (другим). В этом смысле и режим наибольшего благоприятствования – преференциальный режим, в том числе и в рамках ГАТТ/ВТО.

Зоны (ассоциации) свободной торговли, таможенные союзы, “общие рынки” – все это тоже преференциальные системы для участвующих стран в сравнении с режимом, применяемым этими странами в отношении стран неучаствующих. Причем преференциальность в этих случаях идет еще дальше, чем при режиме наибольшего благоприятствования, так как этот режим “отступает” (не применяется) перед преференциальными льготами, хотя “отступления” эти и оговариваются в клаузуле о наибольшем благоприятствовании. В ней, как правило, указывается в наше время, что клаузула эта не будет применяться в отношении льгот, предоставляемых в рамках зон свободной торговли, таможенных союзов, преференциальных систем и т.п.

§ 202. Нетрудно видеть, что практически оборотная сторона преференциальности (для одних) есть дискриминация (для других).

Сравнивая между собой только что описанные принципы недискриминации, наибольшего благоприятствования, национального режима и преференциальности, можно заметить, что дискриминация – есть ухудшение общего, предоставляемого всем режима, ухудшение (в изъятие из этого общего режима) условий для одной лишь или нескольких стран. Наибольшее же благоприятствование, национальный режим и преференциальность, если они действуют избирательно (так же как и дискриминация) для некоторых лишь, но не для всех стран, – есть тоже, по сути, дискриминация, хотя так никогда и не называемая. Разница в том, что дискриминация в собственном смысле слова ухудшает положение дискриминируемого субъекта, делая это положение хуже низшего стандарта, а наибольшее благоприятствование, национальный режим и преференциальность ухудшают положение тех, на кого они не распространяются, делая их положение хуже высшего стандарта, действующего для “избранных”. По существу и преференциальность, и дискриминация явления одного порядка и – суть отступления от принципа равноправия государств, но отступления освященные, во всяком случае, многолетней практикой и ставшие по существу при их применении обычноправовыми изъятиями из общепризнанного когентного принципа равноправия государств.

Эти простые соображения свидетельствуют о том, сколь нередко провозглашаемые достижения, особенно в рамках ВТО, в части свободы, либерализации торговли – фактически далеки еще от действительно справедливого, равного режима для всех участников мировых торговых отношений, очевидно, еще долго недостижимого в условиях колоссальных диспропорций экономического развития и благосостояния отдельных государств, для ликвидации чего недостаточно декларирования так называемой глобализации, а тем более ее реальных успехов, далеко не пропорциональных интересам всех стран.

§ 203. В узком смысле под преференциальными режимами понимаются системы преференций, которые в силу рекомендаций Конференции ООН по торговле и развитию, решений ООН применяются развитыми странами для развивающихся, а также между развивающимися странами. Причем и эти преференции не считаются нарушением принципа наибольшего благоприятствования. Хотя Общая система преференций была принята в силу рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН и, таким образом, не является юридически обязывающей, фактическое признание государствами всего мира не только Общей системы преференций, но вообще преференциального статуса развивающихся стран делает принцип преференциальности de facto нормативным, с рекомендательной правовой силой, а будучи договорно закрепленным (например, в ГАТТ), и с императивной силой de jure.

Читайте также:
Порча земли: что это такое, описание и особенности

Принцип преференциальности в отношении развивающихся стран проводится формально столь же наглядно последовательно в жизнь и в ООН, и в ВТО, хотя обычно не без нажима со стороны развивающихся стран, сколь сомнительна эффективная отдача от принимаемых преференциальных мер с точки зрения кардинального изменения ситуации в странах “бедного Юга”.

В заключение можно упомянуть, что в прежние времена довольно распространенным, особенно в отношениях развитых стран с колониальными и полуколониальными, было использование в договорной практике правовых режимов “равных возможностей”, “открытых дверей”, консульской юрисдикции, капитуляций и т.п. Такого рода условия противоречат современным общепризнанным международно-правовым принципам суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету, невмешательства во внутренние дела и др., и не могут рассматриваться как правомерные.

С другой стороны, в наше время, наряду с приведенными выше специальными принципами МЭП, в доктрине (Г.Е. Бувайлик, В.М. Шумилов и др.) нередко выдвигаются в качестве принципов и другие. Например: принципы взаимности, экономического сотрудничества, суверенитета государства над своей экономической деятельностью и природными ресурсами, либерализации, защиты внутреннего рынка, свободы транзита и т.д.

Особо следует остановиться на так называемом принципе постоянного суверенитета над природными ресурсами. Строго юридически суверенитет над природными ресурсами есть составная часть общего суверенитета государства. Как таковая национализация природных ресурсов, находящихся в частном владении своих или иностранных лиц, – есть неоспоримая правомерная акция. Спорным же может считаться лишь обязательность компенсации государством собственникам ресурсов при их национализации. Последовательное неприятие западными странами принципа постоянного суверенитета над природными ресурсами, очевидно, объясняется отнюдь не “принципиальным” непризнанием его, но именно естественными опасениями использования этого принципа для произвольных и некомпенсируемых экспроприаций и национализаций в развивающихся странах (особенно в 60-70-х гг.) инвестиций и иного имущества, принадлежавшего ранее или приобретенного иностранными лицами, включая выходцев из бывших метрополий. Для таких некомпенсационных экспроприаций в качестве основания даже выдвигался развивающимися странами принцип общей (даже солидарной) ответственности всех развитых стран за прежнюю колониальную эксплуатацию “третьего мира”. Что касается включения принципа суверенитета над природными ресурсами в Хартию экономических прав и обязанностей государств, то при оценке правового значения данного принципа следует не упускать из виду не более чем рекомендательную правовую силу Хартии в целом в ее качестве рекомендации Генассамблеи ООН.

Разумеется, в доктринальном плане не трудно измыслить, кроме упомянутых принципов, немало и иных. Например, чем не принципы: “запрет контрабанды”, “запрет контрафакции”, “обеспечение публичного порядка (public order) в торговле” и т.п. На наш взгляд, однако, надежнее придерживаться принципов, прочно вошедших в практику, многократно большинством государств включаемых в международно-правовые акты, причем именно в качестве правовых принципов, а не просто лишь рядовых договорных условий, как, например, условие свободы транзита – свободы, которая всегда строго договорно лимитирована, а отнюдь не фигурирует как общий принцип. Тем более не приняты в договорном обиходе иногда выдвигаемые в качестве якобы “правовых” такие торгово-политические концепции, как “либерализация торговли” или “защита внутреннего рынка”, иначе – протекционизм (В.М. Шумилов), которые не могут быть “правовыми” уже потому, что взаимоисключают друг друга; они и не фигурируют реально в качестве правовых норм – принципов в международно-правовых актах, в том числе в рамках ВТО, и отнюдь не являются по сути правовыми. Тем более это относится к так называемому “принципу” всеучастия в разрешении мировых экономических проблем или к “принципу” международной социальной справедливости (Г.К. Дмитриева). Такого рода “принципы” в лучшем случае лишь политические лозунги – установки, не несущие какой-либо правовой нагрузки. Международно-правовой принцип, как и любая международно-правовая норма (и любая правовая норма вообще), лишь тогда может считаться правовым, когда выполняет функцию наделения субъектов права определенными правами и обязанностями. В иных случаях можно говорить лишь о моральных, политико-экономических и т.п. принципах-призывах, будь то принцип либерализации торговли или принцип всеучастия в разрешении мировых экономических (почему и не иных?) проблем и т.д.

Дальнейшее укрепление международного экономического правопорядка, очевидно, лежит не в плоскости доктринального расширения круга юридически сомнительных принципов, но в обеспечении более широкого применения как по составу участников, так и по содержательности, – уже сложившихся и реально используемых в договорной практике конвенционных принципов международного экономического права. Такое развитие должно помочь и постепенному укоренению реально сложившихся конвенционных принципов в качестве обычноправовых. Опыт (это особенно наглядно в отношении многовекового применения принципа наибольшего благоприятствования) свидетельствует, однако, о том, что государства не торопятся форсировать этот процесс.

Читайте также:
Перевод произведения: что это такое, описание и особенности

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ — особый льготный режим осуществления внешнеэкономических связей, экономического сотрудничества, предоставляемый одним государством другому без распространения на третьи страны. Применяется в виде скидок или отмены таможенных пошлин на ввозимые товары, специального валютного режима, льготного кредитования и страхования внешнеторговых операций, предоставления финансовой и технической помощи. В Российской Федерации П.р. может применяться (восстанавливаться) при условии получения надлежащего удостоверения о происхождении товаров не позднее чем через год с даты осуществления таможенного оформления. также режим наибольшего благоприятствования преференции (позднелат. praeferentia — предпочтение) — преимущества, льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности; осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. П. предоставляются государством и носят адресный характер. В отношениях между государствами П. предоставляются как на началах взаимности, так и в одностороннем порядке. В РФ такие льготы применяются к товарам, происходящим из развивающихся стран, список которых опубликован Правительством РФ. Ставки временного таможенного тарифа, применяемые к этим товарам, в два раза ниже ставок, применяемых к товарам, происходящим из стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования, и в четыре раза ниже ставок, применяемых к товарам, происходящим из других стран.

Юридическая энциклопедия . 2015 .

  • ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
  • ПРЕФЕРЕНЦИИ ТОРГОВЫЕ

Смотреть что такое “ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ” в других словарях:

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ — особый льготный режим осуществления внешнеэкономических связей, экономического сотрудничества, предоставляемый одним государством другому без распространения на третьи страны . См. также РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ. Райзберг Б.А.,… … Экономический словарь

Преференциальный режим — (англ. preferential regime) особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны … Энциклопедия права

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ — особый льготный режим осуществления внешнеэкономических связей, экономического сотрудничества, предоставляемый одним государством другому без распространения на третьи страны. Применяется в виде скидок или отмены таможенных пошлин на ввозимые… … Энциклопедический словарь экономики и права

Преференциальный режим — особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны. Чаще всего применяется в виде скидок (отмены) таможенных пошлин на ввозимые товары, льготного кредитования и страхования… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Преференциальный режим — (англ. preferential regime) особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны … Большой юридический словарь

преференциальный режим — особый льготный режим осуществления внешнеэкономических связей, экономического сотрудничества, предоставляемый одним государством другому без распространения на третьи страны … Словарь экономических терминов

Преференциальный режим — система таможенных, налоговых и других льгот, способствующих привлечению капитала и современных технологий в данное место … Геоэкономический словарь-справочник

РЕЖИМ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ — см. ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

РЕЖИМ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ — ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ … Юридическая энциклопедия

РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ — 1) принцип международных экономических отношений, в соответствии с которым экономические, торговые отношения между государствами предусматривают предоставление друг другу преимуществ, льгот в виде снижения пошлин, налогов, сборов, снятия… … Юридическая энциклопедия

Преференциальный режим: что это такое, описание и особенности

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ – особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны. Чаще всего применяется в виде скидок (отмены) таможенных пошлин на ввозимые товары, льготного кредитования и страхования внешнеторговых операций, специального валютного режима, предоставления финансовой и технической помощи. [c.170]

Префакция в отношении дивидендов 170 Префакция с плавающим или переменным курсом 170 Преференциальные акции 170 Преференциальный режим 170 Преференция 170 Преференция в отношении активов 170 Прибыль 170 Приватизация 171 Привилегированные акции 172 Принудительный курс 172 Принцип убывания предельной полезности 172 Принципал 172 Присвоение 172 Приспособление 172 Провизия – запас 172 Прогрессивное обложение 173 Продажа по образцу 173 Продажа по описанию 173 Продажа с сохранением права покупателя отказаться от товара 173 Продажная цена 173 Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) 173 Производный спрос 173 Пролонгация 173 Пролонгация векселя 173 Промышленная кооперация 173 Пропорциональное обложение 173 Проспект 173 Простая монополия 174 Простое условие в договоре продажи 174 Протекционизм 174 Протест векселя 174 Протокол 174 Процент 174 Процентная ставка 174 Процентные бумаги 174 Процентный период 174 Процентный риск 174 Процесс управления маркетингом 174 Профит 174 Прямой налог 174 Пул 174 Пункт 174 [c.297]

Получила распространение и такая форма внешнеторговой политики, как создание особых экономических зон. Такая зона представляет собой определенный участок экономического пространства, в котором устанавливается преференциальный режим, формирующийся посредством ряда льгот (налоговые каникулы, смягчение таможенных и валютных ограничений), способствующих активизации производственной, торговой или научной деятельности. В развитии свободных экономических зон выделяются такие стадии, как складские и транзитные, промышленные свободные, а также зоны комплексного предпринимательства. В зависимости от устанавливаемых режимов свободные экономические зоны подразделяются на экспортно-производственные зоны, зоны внешней торговли и предприятий, научно-технологические парки. [c.233]

Читайте также:
Назначение наказания: что это такое, описание и особенности

К товарам может применяться (восстанавливаться) режим наиболее благоприятствуемой нации или преференциальный режим при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении не позднее чем через год с даты осуществления таможенного оформления. [c.377]

Наряду с этим необходимо учитывать, что на основании постановлений Правительства России на ряд ввозимых товаров преференциальный режим не распространяется. Независимо от страны происхождения подлежат обложению по базовым ставкам пошлин пиво и алкогольные напитки, соки и вина, одежда, обувь, парфюмерия и некоторые средства гигиены, бижутерия, [c.297]

Более широкие преференции, предоставляемые ЕС странам АКТ, вызывают недовольство других развивающихся государств. Однако по мере общей либерализации международной торговли преференциальный режим в торговле между Западной Европой и странами АКТ постепенно ослабляется. ЕС становится все сложнее обосновывать необходимость сохранения торговых преференций перед Всемирной торговой организацией (ВТО), которая стремится к созданию равных условий для всех стран-экспортеров. [c.204]

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ – особый льготный режим осуществления внешнеэкономических связей, экономического сотрудничества, предоставляемый одним государством другому без распространения на третьи страны . См. также РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ. [c.565]

РЕЖИМ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ – см. ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ. [c.621]

К товарам может быть применен режим наиболее благоприятной для нации или преференциальный режим с условием, что надлежащее удостоверение об их происхождении получено не позднее чем через год с момента таможенного оформления. [c.341]

В Соединенных Штатах был защищен преференциальный режим прироста капитальной стоимости на том основании, что это поощряет взятие риска и предпринимательство того вида, который ассоциируется с экономикой знаний. Но большинство налоговых преференций подходит не к этому виду предпринимательства, но, например, к спекулятивному предоставлению недвижимости. Я обратился ранее к важности изменений в культуре. Налоговая система, которая вознаграждает возвращение к спекуляциям недвижимостью таким же [c.117]

Иностранным инвесторам в России предоставлен национальный режим. Это означает, что условия их деятельности не могут быть менее благоприятны, чем для резидентов. Однако ряд льгот, предоставленных иностранным инвесторам в конце 80-х годов, утратили силу. Перевод иностранных инвесторов с преференциального режима на национальный наблюдается и в ряде других стран. Однако это изменение ослабило позиции России в конкурентной борьбе, тем более что многие соседние государства продолжают предоставлять иностранным инвесторам различные льготы. Ряд субъектов также привлекают иностранный капитал, создавая для него благоприятные условия. [c.537]

В области привлечения иностранных инвестиций наиболее важным является режим их функционирования на территории данной республики — национальный или преференциальный. Более целесообразным представляется осуществление преференциального, т.е. льготного для иностранных инвестиций режима, включающего благоприятные условия инвестиционного налогового кредита, ускоренную амортизацию высокотехнологичного оборудования, его беспошлинный импорт и ряд других мер. [c.485]

Структурно ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ обычно имеют следующие колонки ставок обложения максимальную (или генеральную), минимальную (в отношении товаров тех стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования), а в некоторых странах – преференциальную (в отношении ввоза определенных товаров из развивающихся стран). ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ большинства стран мира построены на основе Брюссельской таможенной номенклатуры. [c.220]

Тарифные льготы могут иметь форму тарифных преференций по таможенному тарифу Российской Федерации в форме освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз, либо подписавших соглашения на создание такого союза. Льготы устанавливаются также в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой не реже одного раза в пять лет Правительством Российской Федерации. [c.47]

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ – собрание ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный тариф), систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В различных колонках импортного Т.т., как правило, указываются ставки пошлин, применяемые к товарам, происходящим из различных государств (см. Режим наибольшего благоприятствования, Преференциальные пошлины . [c.404]

По обстоятельствам применения пошлины дифференцируются в зависимости от страны происхождения товара на максимальные, минимальные и преференциальные. Максимальные, или общие, пошлины отражают общий наиболее высокий уровень пошлины. Минимальные пошлины применяются к товарам из стран, которым данная страна предоставляет таможенные уступки и которые, как правило, пользуются режимом наибольшего благоприятствования. Преференциальные пошлины применяются лишь по отношению к некоторым странам или группе стран, для которых установлен особый льготный таможенный режим. Ранее преференциальные пошлины использовались в торговле между метрополиями и колониями. На такого рода пошлинах была основана Британская система имперских преференций. Идя на уступки развивающимся странам, промышленно развитые государства применяют преференциальные пошлины по отношению к импорту из развивающихся стран. [c.226]

Читайте также:
Общий рынок: что это такое, описание и особенности

В России таможенный тариф содержит три величины ставки на каждый товар. Базовой ставкой является ставка на импорт товаров из стран, с которыми Россия имеет договора или соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования. В отношении товаров из стран, с которыми у России нет таких договоров, применяются ставки пошлин, увеличенные в 2 раза по сравнению с базовыми. В соответствии с решениями ООН и ЮНКТАД Россия, как и другие про-мышленно развитые страны, имеет преференциальный таможенный режим к [c.272]

Существуют и иные особого рода общепризнанные, групповые правовые режимы преференциального характера для отдельных государств, в том числе режим для стран, не имеющих выхода к морю и т.п., т.е. на основе объективных специальных качеств, присущих отдельным странам, как и в случае с развивающимися государствами. [c.59]

Принцип (режим) преференциальное [c.113]

По существу и такие конвенционные международно-правовые принципы, как наибольшее благоприятствование, национальный режим, недискриминация, взаимная выгода, наравне с принципом преференциальное -ти (см. 187—203)—суть принципы рекомендательные, нацеленные на гармонизацию общего режима международной торговли в широком смысле. [c.287]

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ (preferential tariff) – особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны. Чаще всего применяется в виде скидок (отмены) таможенных пошлин на ввозимые товары, льготного кредитования и страхования внешнеторговых операций, специального валютного режима, предоставления финансовой и технической помощи. Элементы П.р. прослеживаются в отношениях ЕС с развивающимися странами в рамках Ломей-ских конвенций, а также в отношениях между развитыми и развивающимися странами. [c.173]

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ (preferential duty) — основная разновидность торговых преференций. Товары из определенных стран облагаются пониженными пошлинами при ввозе в данную страну. На ряд товаров П.п. оказываются нулевыми. П.п. на товары из развивающихся стран каждая страна устанавливает в соответствии с национальной схемой преференций. В РФ ставки П.п. на товары, происходящие из развивающихся стран, в список которых входит 104 государства и территории, составляют 50% от базовых ставок пошлин, применяемых к товарам стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования (с 15 мая 1996 г. этот уровень составляет 75%). Товары 47 наименее развитых стран пошлинами не облагаются. На ограниченную группу товаров, список которых утверждается постановлениями Правительства РФ, преференциальный режим не распространяется. [c.316]

П. предоставляются товарам развивающихся стран. Принята Общая система П., действующая с 1971 г., в рамках которой каждая развитая страна имеет собственную схему П. П. могут предоставляться также в рамках двусторонних или многосторонних торговых соглашений (например, П., предоставляемые Европейским союзом (ЕС) товарам стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана в рамках Ломейских конвенций). Закон РФ “О таможенном тарифе” (ст. 34, 36) предусматривает следующие виды тарифных П. возврат ранее уплаченной пошлины освобождение от уплаты пошлины снижение ставки пошлины установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. П. могут предоставляться в отношении товаров, происходящих из государств, образующих с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза происходящих из развивающихся стран пользующихся национальной системой П. РФ (см. Преференциальные пошлины). К некоторым категориям товаров преференциальный режим может не применяться. Такие товары ввозятся на общих основаниях, независимо от страны происхождения. ПРИБЫЛЬ (profit) — важнейший показатель конечных результатов деятельности фирмы, предприятия, основная цель предпринимательской деятельности. П. представляет собой разницу между доходом от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и расходами по этим операциям. [c.316]

Так сложился и особый международно-правовой, преференциальный режим для развивающихся стран в отступление формально от международно-правового когентного принципа равноправия государств. Для бедного Юга создан был формально неравный , но льготный статус по сравнению со странами богатого Севера во имя обеспечения перехода к фактическому экономическому выравниванию состояния стран бедного Юга и стран богатого Севера (см. 103). [c.14]

Тысячи договоров такого типа заключены за долгие годы. Главное в них — закрепление правовых принципов и определенного торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Это — режим наибольшего благоприятствования, национальный, преференциальный режим, принципы недискриминации, взаимной выгоды. Материально-правовое содержание этих режимов и принципов охватывает обычно широкий круг разнообразных видов торгово-экономических отношений (торговля, производственное и научно-техническое сотрудничество, валютно-финансовые и налоговые вопросы, статус свободных экономических зон и т.п.), а иногда выходит за рамки чисто экономических отношений (консульские, юрисдик-ционные, социальные и т.п. вопросы). Но главный предмет — торговля в ее широком понимании, включая и так называемые невидимые статьи (транспорт, туризм, страхование и т.п.). [c.91]

В широком понимании преференциальность (предпоч 1енш ) означает всякую льготу, лучшие, чем обычно, условия, предоставляемые одним государством другому (другим). В этом смысле и режим наибольшего благоприятствования — преференциальный режим, в том числе и в рамках ГАТТ/ВТО. [c.113]

С точки зрения субъектного действия (ratione personae) ГАТС в принципе действует в равной мере в отношении всех стран — членов ВТО. Причем отличие от ГАТТ и ВТО в целом, где во многих правовых нормах прямо закреплен преференциальный режим развивающихся стран, такого особого режима в ГАТС принципиально не предусмотрено, и, таким образом, ГАТС формально действует единообразно и недифференцированно ко всем странам-участницам. Однако в ряде статей ГАТС содержатся все же, хотя и недостаточно конкретные, рекомендательного характера положения об облегчении развивающимся странам доступа к отраслям и спо- [c.214]

Читайте также:
Обзорная фотосъемка: что это такое, описание и особенности

К товарам может применяться (восстанавливаться) режим наиболее бла-гоприлтствуемой нации, или преференциальный режим при условии получения [c.763]

РЕЖИМ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ (preferential tariff) – льготный экономический режим, который предоставляется одним государством другому, как правило, без распространения на третьи страны. Р.п. выражается в виде предоставления скидок на таможенные пошлины или их полной отмены на импортируемые товары, льготного страхования внешнеторговых и валютных операций, предоставления финансовой и технической помощи. [c.195]

Несмотря на различия в названиях и организационно-функциональном назначении СЭЗ обладают рядом общих признаков, позволяющих сформулировать следующее определение СЭЗ под специальными экономическими зонами следует понимать часть национальной территории (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющую расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросвв, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей. [c.467]

В колониальных странах под давлением империали-стич. администрации местные правители предоставляли торг, компаниям метрополии всевозможные привилегии, позволяя им выкачивать огромные прибыли. При этом использовались меры прямого внеэкономич. принуждения, чтобы заставить местных производителей выращивать экспортные культуры и продавать их монополиям за бесценок. Преференциальный таможенный режим, контингентирование экспорта, валютные ограничения — все эти меры колониальной администрации ставили компании метрополии в преимуществ, положение но сравнению с компаниями др. стран и позволяли им диктовать условия торговли. Напр., на долю Франции в кон. 19 в. приходилось 2/3 — 3/4 всей внеш. торговли большинства её колоний в Африке. При такой односторонней ориентации внеш. торговли мн. афр. стран франц. монополии покупали сырьевые товары в этих странах по крайне заниженным ценам, а продавали свои пром. товары по весьма завышенным ценам. Но и после завоевания иолитич. независимости развивающиеся страны продолжают испытывать тяжесть Н. о. с нмпериалистич. державами. Монополии этих держав для снижения цен на продукцию развивающихся стран используют неблагоприятное положение последних на мировом рынке в силу монокультурной структуры их экономики. Специализируясь по-прежнему на произ-ве 1—2 товаров и не имея необходимых материальных и финанс. ресурсов для маневрировании на мировом рынке, развивающаяся страна вынуждена [c.96]

Зоны (ассоциации) свободной торговли, таможенные союзы, общие рынки — все это тоже преференциальные системы для участвующих стран в сравнении с режимом, применяемым этими странами в отношении стран неучаствующих. Причем преференциальность в этих случаях идет еще дальше, чем при режиме наибольшего благоприятствования, так как этот режим отступает (не применяется) перед преференциальными льготами, хотя отступления эти и оговариваются в клаузуле о наибольшем благоприятствовании. В ней, как правило, указывается в наше вре- [c.113]

Как уже отмечалось, режим иностранных инвестиций, как и вообще любых инвестиций, подпадает в принципе под компетенцию государства места нахождения инвестиционного объекта. Общее международное право не содержит каких-либо ясных и общепризнанных принципов и норм, касающихся режима иностранных инвестиций. Ничто поэтому не препятствует государству, пользуясь своим суверенным правом, устанавливать в одностороннем легислативном порядке национальный, в том числе преференциальный или ограничительный режим (допуска, пользования и прекращения) иностранных инвестиций на своей территории, а также режим инвестирования за рубежом для своих физических и юридических лиц, разумеется, с соблюдением при этом принципа уважения суверенитета государств, в которых осуществляются этими лицами инвестиции. [c.359]

То же, что сказано относительно справедливого и равного режима, представляется, в полной мере касается в основе и якобы запрета дискриминации иностранных инвестиций. Увы, надо не без сожаления констатировать, что общепризнанного, императивного принципа недискриминации в международном праве не существует (см. о принципе недискриминации 188). Во-первых, его нет в универсальном международном праве среди его общепризнанных jus ogens (например, в Декларации принципов Хельсинкского Заключительного акта 1975 г.). Во-вторых, и в реальной жизни ему формально далеко не всегда и не все следуют. Вся система ГАТТ/ВТО, не говоря об интеграционно-преференциальных региональных объединениях типа Евросоюза, — зиждется на принципе недискриминации стран-членов. Но одновременно эта система — не что иное, как фактически дискриминация всех стран-аутсайдеров. Разумеется, можно формально трактовать внутренний недискриминационный режим ВТО как льготный . Режим же (более строгий) в отношении других стран — не как [c.361]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: