Применение принудительных мер медицинского характера

Участие адвоката в производстве о применении принудительных мер медицинского характера

Основной целью уголовно-процессуального законодательства является защита прав и интересов физических и юридических лиц, интересов общества и государства. Для возможности реализации ими своих прав законодательством предусмотрен ряд гарантий — средств и условий, обеспечивающих назначение уголовного судопроизводства. Применительно к уголовному судопроизводству одной из основных гарантий является участие адвоката. Более того, в отдельных случаях участие адвоката в уголовном деле обязательно. В частности, адвокат участвует в производстве о применении принудительных мер медицинского характера.

Производство о применении принудительных мер медицинского характера имеет свою специфику, связанную с тем, что лицо, в отношении которого ведется производство, не является субъектом уголовного права ввиду психического заболевания либо иного состояния, не позволяющего лицу понимать значение своих действий и руководить ими. Только лицо, способное осознавать происходящее, причинно-следственную связь между своими поступками и последствиями, и саморегулировать свое поведение, может быть субъектом преступления. В связи с этим в данном производстве отсутствует состав преступления. Поэтому здесь нет и изобличения лица.

Производство и применении принудительных мер медицинского характера имеет место тогда, когда лицо совершило преступление в состоянии невменяемости либо если такое состояние наступило после совершения преступления. В первом случае лицо не подлежит привлечению к уголовной ответственности. В случае, если состояние невменяемости наступило после совершения преступления, но до рассмотрения дела судом, последующее привлечение лица к уголовной ответственности возможно. При наличии у лица состояния невменяемости наказание не может быть назначено, так как основная цель наказания — не возмездие, а исправление осужденного. А для исправления необходимо, чтобы лицо могло оценивать действительность и свои поступки. Поэтому для назначения наказания в данном случае необходимо предварительное лечение лица.

Так как лицо, действующее в состоянии невменяемости, не является субъектом уголовного права, то и преступление оно не может совершить. Поэтому данное лицо совершает деяние, запрещенное Уголовным кодексом.

Предварительное расследование по делам о применении принудительных мер медицинского характера не проводится. Однако расследование все равно имеет место. Круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, совпадает с кругом вопросов, подлежащих доказыванию при расследовании уголовного дела.

По делам о применении принудительных мер медицинского характера невозможно применение мер пресечения. Однако если лицо вследствие своего состояния несет опасность для окружающих либо для самого себя, оно может быть помещено в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Еще одной особенностью производства о применении принудительных мер медицинского характера является участие законного представителя лица. Оно привлекается к участию в деле на основании постановления следователя или суда. Обычно законным представителем является близкий родственник, однако при его отсутствии к участию в деле привлекается орган опеки и попечительства.

Закон не ограничивает лицо в участии в производстве о применении в отношении него принудительных мер медицинского характера, если лицо в силу своего состояния способно принимать участие в деле. При решении вопроса об участии лица суд учитывает мнение экспертов, производивших судебно-психиатрическую экспертизу, а также работников медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, куда лицо было помещено.

В связи с тем, что лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительным мер медицинского характера, не является подсудимым, то и адвокат такого лица должен называться представителем, а не защитником.

Участие адвоката по делам о применении принудительных мер медицинского характера обязательно с момента назначения судебно-психиатрической экспертизы в отношении лица. Однако высказывается и мнение, что участие защитника необходимо раньше, при выявлении признаков, свидетельствующих о наличии у лица психического заболевания, так как само по себе постановление о назначении в отношении такого лица экспертизы является основанием для существенного ограничения прав и свобод данного лица. Также отмечается, что часто следователь не имеет фактических оснований для назначения экспертизы, но назначают ее, что приводит к нарушению прав и свобод лица.

Процесс сбора доказательств, свидетельствующих о наличии у лица психических заболеваний, может быть длительным. К доказательствам наличия у лица психических заболеваний относятся:

  • показания свидетелей;
  • показания самого лица;
  • характеристики с места жительства, учебы, работы;
  • результаты судебно-психиатрической экспертизы.

Ни одно из данных доказательств не имеет заранее установленной силы и приоритета перед другими, однако на практике именно результаты экспертизы имеют особую значимость в глазах судьи. Так как судебно-психиатрическая экспертизы проводится не только посредством обследования самого лица, но и исследования документов, которые от него исходят либо к нему относятся. Поэтому очень важно соблюдение законности на этапе сбора материалов для назначения судебно-психиатрической экспертизы. Участие адвоката является одной из гарантий соблюдения законности в данном случае.

Если Вам или Вашим близким понадобилась юридическая помощь в уголовном деле — Вы всегда можете обратиться за защитой в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры». Работаем круглосуточно.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Читайте также:
Протокол следственного действия: что это значит

49. Принудительные меры медицинского характера

49. Принудительные меры медицинского характера

Принудительные меры медицинского характера – меры государственного принуждения, назначаемые судом без определения их длительности, не являющиеся карой и не преследующие цель исправления лиц, совершивших преступления, а направленные на их излечение или улучшение психического состояния и предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных в УК РФ.

Цели принудительных мер медицинского характера:

• излечение лиц или улучшение их психического состояния;

• предупреждение совершения новых преступлений.

Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам: совершившим деяния в состоянии невменяемости; у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; совершившим преступления и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемость.

Виды принудительных мер медицинского характера:

1. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра – мера, направленная на излечение лица, не нуждающегося по своему психическому состоянию в помещении в психиатрический стационар, которая заключается в систематическом посещении психиатра.

2. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа – мера, направленная на излечение лица, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения.

3. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа – мера, направленная на излечение лица, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения.

4. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением – мера, направленная на излечение лица, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения.

Продление принудительных мер медицинского характера – решение суда о продолжении применения принудительных мер медицинского характера, принятое на основании освидетельствования комиссией врачей-психиатров лица, состояние которого не изменилось.

Изменение принудительных мер медицинского характера – решение суда об изменении принудительных мер медицинского характера, принятое на основании освидетельствования комиссией врачей-психиатров лица, состояние которого улучшилось или ухудшилось.

Прекращение принудительных мер медицинского характера – решение суда по прекращению применения принудительных мер медицинского характера, принятое на основании освидетельствования комиссией врачей-психиатров лица, состояние которого не требует применения назначенной меры.

Читайте также

§ 5. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания

§ 5. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания, отличаются определенной спецификой. Они применяются к лицам, совершившим преступление в состоянии

49. Принудительные меры медицинского характера

49. Принудительные меры медицинского характера Принудительные меры медицинского характера – меры государственного принуждения, назначаемые судом без определения их длительности, не являющиеся карой и не преследующие цель исправления лиц, совершивших преступления, а

Глава 15. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

Глава 15. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА Статья 97. Основания применения принудительных мер медицинского характера 1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной

Статья 104. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания

Статья 104. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания 1. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 99 настоящего Кодекса, принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении

Раздел VI. Принудительные меры медицинского характера

Раздел VI. Принудительные меры медицинского характера Глава 15. Принудительные меры медицинского характера Статья 97. Основания применения принудительных мер медицинского характера 1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:а)

Глава 15. Принудительные меры медицинского характера

Глава 15. Принудительные меры медицинского характера Статья 97. Основания применения принудительных мер медицинского характера 1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной

Статья 104. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания

Статья 104. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания 1. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 99 настоящего Кодекса, принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении

Глава 15. Принудительные меры медицинского характера

Глава 15. Принудительные меры медицинского характера СТАТЬЯ 97. Основания применения принудительных мер медицинского характера1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной

СТАТЬЯ 13. Принудительные меры медицинского характера

СТАТЬЯ 13. Принудительные меры медицинского характера (1) Принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, по основаниям и в порядке, установленным

Раздел VI. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

Раздел VI. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА Глава 15. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА СТАТЬЯ 97. Основания применения принудительных мер медицинского характера 1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом

Глава 15. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

Глава 15. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА СТАТЬЯ 97. Основания применения принудительных мер медицинского характера 1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной

Читайте также:
Трудовой договор: что это значит

СТАТЬЯ 104. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания

СТАТЬЯ 104. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания 1. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 99 настоящего Кодекса, принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении

Статья 93. Лица, к которым применяются принудительные меры медицинского характера

Статья 93. Лица, к которым применяются принудительные меры медицинского характера Принудительные меры медицинского характера могут быть применены судом к лицам:1) совершившим в состоянии невменяемости общественно опасные деяния;2) совершившим в состоянии ограниченной

Основания применения принудительных мер медицинского характера – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Основания применения принудительных мер медицинского характера – бесплатные ответы юристов онлайн

Если человек будет уличен в создании общественно опасной ситуации, то он в любом случае будет нести за содеянное справедливое и соразмерное с УК РФ наказание. Однако в некоторых ситуациях полноценное уголовно-правовое наказание может быть заменено. В частности, если преступление совершалось под действием неких тяжких психологических проблем, то к нарушителю применяются принудительные меры медицинского характера.

Понятие принудительных мер медицинского характера

Обозначенные меры медпомощи на законодательном уровне – принудительные меры медицинского характера применимы по отношению к гражданам, совершившим преступление с наличием характерных признаков невменяемости.

Принудительные меры медицинского характера используются не только для того, чтобы наказать нарушителя за совершенные им противоправные действия, но и для того, чтобы максимально эффективно защитить его интересы и помочь адаптироваться к общественной жизни нормального человека. Таким образом, благодаря принудительному лечению, преступник избавится от психологического заболевания и получит возможность нормальной жизни. В рамках принудительного лечения будет скорректирована его поведенческая модель личности. Это необходимо для того, чтобы предотвратить создание общественно опасных ситуаций в будущем, и для нормальной адаптации человека к жизни в обществе.

Принудительные меры медицинского характера назначаются исключительно судом. Этот вид наказания регулируется действующими нормами уголовного производства. Вопрос определения данного типа наказания раскрывается в Уголовном кодексе, а вот более конкретную информацию можно найти в гл. 15 УК Российской Федерации.

Основания применения данных мер

Гражданам, совершившим некие преступные поступки, обозначенные как действия с повышенной общественной опасностью, и попадающие под признаки любой статьи кодекса, назначается принудительное лечение. Главными причинами использования этих мер считают помощь преступнику в избавлении от болезней психологического характера и помощь в адаптации к жизни в рамках общества.

Если нарушитель совершил некие опасные деяния, что классифицированы как преступления, и суд имеет какие-либо сомнения относительно психологической стабильности нарушителя, то он назначает судебно-медицинскую экспертизу, в рамках которой будет определено, является ли преступник психически вменяемым или же правонарушение было совершено из-за проблем с психикой.

Если будет установлено, что преступник совершил незаконный проступок по вине психической неполноценности, то применение принудительных мер медицинского характера определят по решению судебных инстанций с оглядкой на данные судебной экспертизы.

При всем этом стоит заметить, что для установления меры ответственности, такой как принудительные меры медицинского характера, важно наличие некоторых признаков (оснований). Всего их выделяют четыре:

  • Необходимость в излечении от алкогольной или наркотической зависимости;
  • Определение у нарушителя психического расстройства, которое проявляет несостоятельность гражданина в осознании своих поступков и действий;
  • Наличие заболевания психического характера, из-за которого отбывание стандартного наказания за преступление в рамках уголовного производства невозможно;
  • Установление признаков невменяемости в период совершения неких поступков преступного характера, повлекших за собой создание опасности для граждан.

Виды принудительных мер медицинского характера

В законодательной базе выделяют виды принудительных мер медицинского характера:

  • Вынужденный осмотр у штатного психиатра по месту жительства и прохождение лечебных процедур для несовершеннолетних нарушителей, и лиц, которые совершили преступления незначительной тяжести;
  • Направление преступника в лечебное заведение, занимающееся лечением психических заболеваний специализированного формата;
  • Принудительные меры медицинского характера в виде направления преступника на наблюдение и совершение всех необходимых лечебных и профилактических процедур в стационарных заведениях общего типа;
  • Лечение в стационарном формате в клиниках, занимающихся разрешением психических проблем специализированного формата при постоянном наблюдении.

Содержание действующих положений, касающихся установления данной меры, говорит о том, что все виды принудительных мер медицинского характера зависят от итоговых выводов медицинской экспертизы, назначенной судом.

Главные цели применения принудительных мер медицинского воздействия заключаются в избавлении нарушителя от проблем психического характера и корректировке поведенческой модели, что сделает гражданина менее опасным для общества.

Лица, которым назначают принудительные меры медицинского характера

Исключительно по согласованию с судебными инстанциями определяются принудительные меры медицинского характера. Решение основывается на заключении медицинской экспертизы. При этом стоит отметить, что экспертиза также назначается в судебном порядке, если в процессе расследования обстоятельств преступления возникают подозрения на наличие психологических заболеваний и преступника, что может привести к созданию повышенной опасности для человечества.

Читайте также:
Приостановление производства по делу

Принудительные меры медицинского характера устанавливаются относительно таких категорий нарушителей:

  • Граждан, у которых в результате совершения определенных действий преступного характера проявилось психическое расстройство, повлекшее за собой невозможность применения стандартного наказания в соответствии с уголовным производством. Если суд установит, что в результате нарушения преступник получил психическую травму, и экспертиза покажет правдивость данного действия, то в таком случае в отношении преступника, даже несовершеннолетнего, будут применены принудительные меры медицинского характера;
  • Граждан, что совершили противоправный проступок, находясь на момент преступления в неадекватном состоянии, или имели признаки невменяемости. Тут стоит отметить, что УК определяет, что невменяемыми являются особы, которые не осознают последствия своих действий в силу нарушения психики;
  • Граждан, которые до момента совершения преступления находились на стационарном учете у психиатра ввиду наличия серьезного заболевания, которое делает их опасным для социума. В таком случае суд обойдется без назначения экспертизы и сразу же определит в помещение преступника на принудительное лечение в специально оборудованные клиники.

Относительно нарушителя применяется прекращение применения принудительных мер медицинского характера, когда по окончанию всех лечебно-профилактических действий или же в случае окончания срока действия данной меры, его психика пришла в норму.

Порядок исполнения принудительных мер

В ст.97 УК РФ регулируется порядок применения исполнительных мер по типу назначения насильственного медицинского воздействия. Помимо этого законодательного положения, данный вопрос также регулируется иными нормативно-правовыми документами федерального значения.

Принудительные меры назначаются как основное или дополнительное наказание. Здесь все будет зависеть от степени тяжести преступления. Если суд признает за нарушителем совершение преступных действий легкого или среднего уровня, то принудительное лечение будет назначено в виде основного наказания. Если же преступник совершил действия, который повлекли за собой создание особо опасной общественной ситуации, то в таком случае данная мера будет дополнительной, а основное наказание будет установлено соразмерно с положениями УК РФ. Исключение тут будут составлять только несовершеннолетние граждане и лица, которые не отвечают за свои поступки из-за наличия тяжких психических заболеваний.

Статья 97. Основания применения принудительных мер медицинского характера

СТ 97 УК РФ.

1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:
а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса,
в состоянии невменяемости;
б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство,
делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не
исключающими вменяемости;
г) утратил силу;
д) совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой
неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и
страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим
вменяемости.

2. Лицам, указанным в части первой настоящей статьи, принудительные меры медицинского
характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью
причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

3. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-
исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами.

4. В отношении лиц, указанных в пунктах “а” – “в” части первой настоящей статьи и не
представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые
материалы в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения
вопроса о лечении указанных лиц в медицинской организации, оказывающей психиатрическую
помощь, или направлении указанных лиц в стационарные учреждения социального обслуживания
для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством
в сфере охраны здоровья.

Комментарий к Ст. 97 Уголовного кодекса

1. Принудительные меры медицинского характера – это меры государственного принуждения, применяемые судом к лицам, страдающим психическими расстройствами, в случае совершения ими общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом.

2. Меры медицинского характера являются принудительными, так как применяются независимо от желания лица и его близких, а также влекут ограничение некоторых прав и свобод больного.

3. Принудительные меры медицинского характера назначаются ограниченному кругу лиц: а) невменяемым; б) лицам, совершившим преступление в состоянии вменяемости, но заболевшим психическим расстройством после его совершения, делающим невозможным назначение или исполнение наказания; в) лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; г) лицам, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

4. Основаниями применения принудительных мер медицинского характера являются: а) совершение лицом преступления или общественно опасного деяния; б) в силу психических расстройств лицо представляет опасность для себя, других лиц; в) эти расстройства связаны с возможностью причинения иного существенного вреда (например, совершения нового общественно опасного деяния).

Второй комментарий к Ст. 97 УК РФ

1. Принудительные меры медицинского характера — это предусмотренные уголовным законом меры, применяемые к страдающим психическим расстройством лицам, совершившим общественно опасное деяние или преступление, с целью излечения или улучшения их психического состояния, а также предупреждения антиобщественного поведения.

Читайте также:
Реорганизация юридического лица: что это значит

Применение принудительных мер медицинского характера допускается, когда:

а) совершено общественно опасное деяние в состоянии невменяемости; б) психическое расстройство, наступившее у лица после совершения пре
ступления, препятствует назначению или исполнению наказания;

в) преступление совершено лицом, страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости;

г) преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, совершено лицом в возрасте старше 18 лет, страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

2. Можно выделить четыре категории лиц, в отношении которых применяются указанные меры:

1) лица, признанные невменяемыми на момент совершения общественно опасного деяния. Для них принудительные меры медицинского характера выступают единственно возможной уголовно-правовой реакцией на совершенное общественно опасное деяние. Применение принудительных мер медицинского характера обусловлено необходимостью устранения или смягчения причины общественно опасного поведения — психического расстройства;

2) лица, совершившие преступление в состоянии вменяемости, но заболевшие тяжелым психическим расстройством после его совершения: до вынесения приговора; после вынесения приговора, но до отбывания наказания; во время отбывания назначенного судом наказания. В отношении этих лиц принудительные меры медицинского характера применяются не только в целях улучшения их психического состояния, но и в целях обеспечения реализации задач правосудия. В случае выздоровления таких лиц им либо назначается наказание; либо назначенное наказание обращается к исполнению; либо наказание, прерванное лечением, продолжает исполняться. В случаях, когда выздоровления не наступает, лицо освобождается от наказания в установленном законом порядке;

3) лица, совершившие преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости. В этом случае принудительные меры медицинского характера применяются наряду с уголовным наказанием;

4) лица в возрасте старше 18 лет, совершившие преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающие расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Применительно к этим лицам, как и к предыдущей категории осужденных, принудительные меры медицинского характера применяются наряду с наказанием в целях улучшения психического состояния и предотвращения совершения новых преступлений.

3. Основание и пределы применения принудительных мер медицинского характера установлены уголовным законом, порядок назначения — уголовнопроцессуальным, а их исполнение определяется уголовно-исполнительным законодательством РФ и иными федеральными законами.

В основание применения принудительных мер медицинского характера (ч. 2 ст. 97 УК) входят два обстоятельства: во-первых, психическое расстройство лица; во-вторых, его опасность для себя, других лиц, связь расстройства с возможностью причинения иного существенного вреда (например, совершения нового общественно опасного деяния). При оценке опасности личности исходят из юридического и медицинского критериев. Согласно юридическому критерию устанавливается (прогнозируется) возможность повторения общественно опасного поведения с учетом характера расстройства и ранее совершенного общественно опасного деяния или преступления. Медицинский критерий позволяет определить тяжесть заболевания, глубину и стойкость психического расстройства, особенности и перспективы его протекания как в условиях медицинского наблюдения, так и без такового.

Одного критерия — юридического или медицинского — недостаточно для определения общественной опасности невменяемого. Вывод об этом можно сделать только на основе их совокупности. Однако надо иметь в виду, что превалирующим является психическое состояние лица, учитываемое не только на момент его освидетельствования, но и прогнозируемое на будущее. Если лицо в результате временного улучшения состояния в момент освидетельствования не представляет опасности, но с учетом характера течения болезни и выработанных психиатрией критериев нельзя исключить возможности повторения общественно опасного деяния, то применение принудительных мер будет обоснованным.

4. Лицам, не представляющим опасности для себя и других, принудительные меры медицинского характера не применяются. В этом случае суд может передать необходимые материалы в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении указанных лиц в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении указанных лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Лечение и наблюдение за ними осуществляются в порядке, предусмотренном Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в ред. от 03.07.2016 (ч. 4 ст. 97 УК); они не относятся к лицам, подвергнутым принудительным мерам медицинского характера.

6. Назначение принудительных мер медицинского характера является правом суда.

Третий комментарий к статье 97 УК РФ

1. Принудительные меры медицинского характера – это специфическая разновидность медицинских мер, применяемых к лицу, страдающему психическими расстройствами, без его согласия или согласия его законных представителей в случае совершения им общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом и нуждающегося по своему психическому состоянию в принудительном лечении и реабилитации.

2. Вопросы, касающиеся оснований и порядка применения мер медицинского характера, регламентируются международными конвенциями и соглашениями, федеральным законодательством РФ, ведомственными нормативными актами. Это в первую очередь: “Международная классификация болезней (МКБ-10)” (утв. Приказом Минздрава РФ от 27.05.1997 N 170) (часть I); УК РФ (гл. 15), УПК РФ (гл. 51); УИК РФ (ст. 18); Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (ред. от 21.11.2011); Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 N 6 “О практике применения судами принудительных мер медицинского характера”.

Читайте также:
Незаконный оборот оружия: что это значит

3. Принудительные меры медицинского характера имеют юридическую и медицинскую составляющие. Юридическими эти меры считаются по той причине, что основания, виды, цели, процедуры и порядок применения определяются уголовным, уголовно-процессуальным законодательством. Кроме того, принудительные меры медицинского характера назначаются только судом, который в дальнейшем рассматривает и принимает решения по продлению, изменению и прекращению применения принудительных мер медицинского характера. Одновременно принудительные меры медицинского характера являются и медицинскими, поскольку те же основания, цели, виды, порядок применения и прекращения этих мер зависят от сугубо медицинских факторов, таких, например, как диагноз заболевания, психического состояния больного и т.п.

4. Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием, хотя и имеют с ним ряд общих черт. В частности, и наказание, и принудительные меры медицинского характера являются мерами государственного принуждения и обеспечиваются принудительной силой государства. Кроме того, наказание и принудительные меры медицинского характера назначаются судом только в случае совершения гражданином общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом. Самое главное, объединяющее наказание и принудительные меры медицинского характера, заключается в том, что в обоих случаях ограничиваются в разных масштабах некоторые права и свободы граждан, совершивших названные деяния.

5. Отличия принудительных мер медицинского характера от наказания проявляются в особенностях содержания этих правовых категорий, а также в специфике целей и оснований и порядка их применения. Так, в соответствии со ст. 43 УК РФ наказание как мера государственного принуждения назначается по приговору суда и применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Что касается принудительных мер медицинского характера, то главное в их содержании – это лечение больного, совершившего деяние, предусмотренное УК РФ.

6. Принудительные меры медицинского характера, в отличие от наказания, не являются карой. Их содержание и формы исполнения определены только особенностями заболевания. Это же касается и порядка определения сроков лечения. Если срок отбывания наказания точно определен в приговоре, то в постановлении суда о применении мер медицинского характера таких указаний нет, и все здесь зависит от психического состояния больного.

Немаловажное отличие наказания от принудительных мер медицинского характера проявляется и в процедуре реализации принудительных мер медицинского характера. Чтобы избежать возможных злоупотреблений, эта процедура обстоятельно регламентирована в федеральном российском законодательстве (гл. 51 УПК РФ). По этому поводу суд выносит постановление (а не приговор, которым определяется наказание). В постановлении, выносимом судом в совещательной комнате (дополнительная гарантия обеспечения прав и свобод гражданина), суд должен ответить на следующие вопросы: имело ли место деяние, запрещенное уголовным законом; совершено ли это деяние лицом в состоянии невменяемости; наступило ли у данного лица после совершения преступления психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение; представляет ли психическое расстройство лица опасность для него или других лиц либо возможно ли причинение данным лицом иного существенного вреда; подлежит ли применению принудительная мера медицинского характера и какая именно (ст. 442 УПК РФ). Только после оценки ответов на эти вопросы суд выносит соответствующее постановление: а) об освобождении от уголовной ответственности и применении меры медицинского характера в отношении лица, совершившего деяние, запрещенное уголовным законом, в состоянии невменяемости; б) об освобождении от наказания и применении принудительной меры медицинского характера в отношении лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение; в) о прекращении дела и об отказе в применении принудительной меры медицинского характера в случаях, когда лицо не представляет общественной опасности по своему психическому состоянию либо им совершено деяние небольшой тяжести, а также при нахождении одного из оснований, предусмотренных ст. ст. 24 – 28 УПК РФ, независимо от наличия и характера заболевания лица.
Постановление о применении мер медицинского характера выносится судом при наличии достаточных к тому оснований. Эти основания строго определены уголовным законом (ч. 1 ст. 97 УК РФ).
Если лицо, совершившее преступление, признано вменяемым, но у него зафиксировано психическое расстройство, не исключающее вменяемости, то ему наряду с назначенным наказанием назначаются необходимые принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Такой же порядок применяется и в отношении лиц, указанных в пункте “д” части первой статьи 97 настоящего Кодекса.
Общими для всех групп лиц, названных в п. п. “а” – “д” ч. 1 ст. 97 УК РФ, признаками являются: наличие психического расстройства, затрудняющего выбор той или иной формы поведения в уголовно-значимой ситуации; совершение лицом деяния, предусмотренного УК РФ; угроза совершения нового общественного деяния под влиянием психического расстройства. Вместе с тем можно отметить, что законодатель выделяет наиболее незащищенную категорию потерпевших – несовершеннолетних, не достигших 14 лет, в отношении которых могут быть совершены преступления против их половой неприкосновенности. Виновные в этих преступлениях, признанные вменяемыми, представляют высокую опасность, и поэтому к ним должны быть применены специфические меры медицинского характера.

Читайте также:
Прекращение уголовного дела: что это значит

7. Наиболее распространенным основанием применения принудительных мер медицинского характера является совершение деяния, предусмотренного УК РФ, в состоянии невменяемости (свыше 80%).
Довольно редки в практике случаи применения п. “б” ч. 1 ст. 97 УК РФ, предусматривающего назначение принудительных мер медицинского характера лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания. Это психическое расстройство может носить устойчивый или временный характер. При устойчивом психическом расстройстве принудительное лечение назначается в том же порядке, как и в отношении лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости.
При временном психическом расстройстве (алкогольный психоз, реактивное состояние в связи с возбуждением уголовного дела, угрозой наказания и т.п.) уголовное дело приостанавливается и только в случаях затяжного характера заболевания суд назначает принудительные меры медицинского характера.

8. В п. “в” ч. 1 ст. 97 предусматривается применение принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, которые не исключают вменяемости. Эта категория лиц, определенная ст. 22 УК РФ, относится к числу ограниченно вменяемых по причине наличия у них психических аномалий как наследственных, так и приобретенных (наркоманы, алкоголики). Лицо, страдающее психическим расстройством, не исключающим вменяемости, подлежит уголовной ответственности наряду с вменяемыми лицами. Однако это обстоятельство учитывается судом и может служить основанием для назначения наказания принудительных мер медицинского характера.
В п. “д” ч. 1 ст. 97 предусматривается применение принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14 лет, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. К преступлениям данного вида относятся преступления, указанные в примечании к ст. 73 УК.

9. Решение вопроса о применении принудительных мер медицинского характера связано с возможностью причинения лицами, страдающими психическими расстройствами, иного общественного вреда (уже после ранее причиненного либо с опасностью для себя и других лиц). В иных ситуациях, в отношении лиц, указанных в части первой ст. 97 УК РФ и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения Министерства здравоохранения и социального развития. Соответственно этот вид лечения не является принудительным, но его цели такие же, что и при применении принудительных мер медицинского характера, а именно излечение лиц, страдающих психическими расстройствами или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.

Решение от 24 декабря 2019 г. по делу № А56-32725/2019

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

Именем Российской Федерации

Дело № А56-32725/2019
24 декабря 2019 года
г.Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2019 года18 декабря 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2019 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:судьи Балакир М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Степановой Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (адрес: Россия 191124, г. Санкт-Петербург,, пл. Растрелли, д. 2, лит. А)

ответчик: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “УСТЬ-ЛУГА ОЙЛ” (адрес: Россия 188477, тер МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ УСТЬ-ЛУГА (ВИС), ЛЕНИНГРАДСКАЯ обл КИНГИСЕППСКИЙ р-н, КОМПЛЕКС НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ, ОГРН: 1024701420622);

о взыскании задолженности по арендной плате в областной бюджет и федеральный бюджет по договору аренды лесного участка № 210/ДС-2010-11 от 08.10.2010.

– от истца: представитель Науменко Л.В., по доверенности от 15.11.2019

– от ответчика: представитель Шевцов Н.В., по доверенности от 02.08.2019

представитель Курманис А., по доверенности от 25.10.2019

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обратился в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Акционерному обществу “УСТЬ-ЛУГА ОЙЛ” о взыскании задолженности по арендной плате в федеральный бюджет в размере 179461 руб. 24 коп, и 35892 руб. 24 коп. в областной бюджет на основании договора аренды лесного участка № 210/ДС-2010-11 от 08.10.2010.

В судебном заседании истец поддержал свои требования, ссылаясь на то, что по условиям договора аренды плата за пользование участком занижена по отношению к установленной действующим законодательством, в связи с чем, понижающий коэффициент 0, 75 не подлежит применению при расчете арендной платы по договору.

Читайте также:
Справка-вызов для учебного отпуска

Ответчик с иском не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на необходимость применения понижающего коэффициента 0,1 к расчетам по договору аренды лесного участка после ввода в эксплуатацию линейных объектов, а также отсутствие правовых оснований для отмены понижающего коэффициента при расчете задолженности.

Распоряжением Заместителя Председателя Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2019 в соответствии со статьей Раздел I. Общие положения > Глава 2. Состав арбитражного суда > Статья 18. Формирование состава суда” target=”_blank”>18 АПК РФ настоящее дело передано в производство судьи Балакир М.В.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, судом установлено следующее:

Из материалов дела видно, что 08.10.2010 между Комитетом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка 210/ДС-2010-11 по условиям которого истец передал ответчику во временное пользование часть лесного участка, Кингисеппского лесничества, площадью 4,8929 га по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, в квартале 95 (часть выдела 63) Сойкинского участкового лесничества Кингисеппского лесничества. Лесной участок предоставлен для строительства и эксплуатации объекта специализированного морского порта Усть-Луга.

Согласно приложению № 2 к договору аренды предмет аренды составляет лесной участок без насаждений (другие), нелесные земли. Договор заключен сроком на 49 лет, зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из искового заявления следует, что при расчете арендной платы по спорному договору аренды лесного участка применен коэффициент 0,75 к нелесным землям, в результате которой арендная плата занижена по отношению к нормативно установленной.

Комитет потребовал от общества внести в бюджет недополученные средства, считая, что понижающий коэффициент 0,75, предусмотренный абзацем 3 пункта 8 примечаний к таблице 14 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, в настоящем случае не применяется. Требование истца ответчиком исполнено не было. Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим с иском в суд.

Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ, к которым, в том числе, относится предоставление лесного участка для заготовки древесины.

В силу части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным Кодексом РФ.

Пунктом 1 статьи Раздел IV. Отдельные виды обязательств > Глава 34. Аренда > § 1. Общие положения об аренде > Статья 606. Договор аренды” target=”_blank”>606 ГК РФ предусмотрено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с частью 1 статьи Раздел IV. Отдельные виды обязательств > Глава 34. Аренда > § 1. Общие положения об аренде > Статья 610. Срок договора аренды” target=”_blank”>610, частью 1 статьи Раздел IV. Отдельные виды обязательств > Глава 34. Аренда > § 1. Общие положения об аренде > Статья 614. Арендная плата” target=”_blank”>614 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Вместе с тем, цены по договорам аренды участков лесного фонда являются регулируемыми.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи Раздел III. Общая часть обязательственного права > Подраздел 2. Общие положения о договоре > Глава 27. Понятие и условия договора > Статья 424. Цена” target=”_blank”>424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

Частью 3 указанной статьи установлено, что при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. При этом для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).

Во исполнение указанной нормы Правительством РФ издано Постановление от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности”, которым установлены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося федеральной собственности, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых (таблица N 14).

Абзац 3 пункта 8 примечаний к таблице N 14 устанавливает, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75.

Читайте также:
Полная утрата профессиональной трудоспособности

При этом, в соответствии со статьей Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса > Статья 101. Земли лесного фонда” target=”_blank”>101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Из совокупного толкования приведенных выше положений нормативных актов следует, что абзац 3 пункта 8 примечаний к таблице N 14 Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 применяется при расчете арендной платы за пользование лесными землями.

Поскольку из буквального содержания абзаца 3 пункта 8 примечаний к таблице N 14 Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, не допускающего расширительного толкования, следует, что коэффициент 0,75 применяется при расчете арендной платы при использовании лесных участков, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, тогда как предметом договора аренды от 08.10.2010 № 210/ДС-2010-11 являются земли, которые в соответствии с пунктом 96 Лесоустроительной инструкции, относятся к нелесным землям и не предназначены для ведения лесного хозяйства, понижающий коэффициент 0,75, предусмотренный абзацем 3 пункта 8 примечаний к таблице 14 постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, не подлежит применению в рассматриваемом случае.

Поскольку применение в рассматриваемом случае понижающего коэффициента в размере 0,75 является следствием не нормативного изменения определения размера арендной платы, а неверным ее установлением при заключении договора аренды, подлежащая взысканию сумма задолженности по арендной плате представляет собой недополученный доход по платежам за аренду лесного участка, находящегося в федеральной собственности. При таких обстоятельствах требования в указанной части заявлены Комитетом правомерно.

Вместе с тем, арбитражный суд полагает, что у ответчика отсутствует задолженность в заявленном в иске размере в связи с тем, что истцом при расчете долга необоснованно не был применен понижающий коэффициент 0,1 в связи со следующим:

Согласно пункту 1 статьи (ред. от 02.07.2021) > (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) > Глава 6. Предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 73.1. Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности” target=”_blank”>73 Лесного кодекса РФ, размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 2 и 4 данной статьи. Пунктом 2 статьи 73 Кодекса предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Пунктом 4 статьи (ред. от 02.07.2021) > (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) > Глава 6. Предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 73.1. Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности” target=”_blank”>73 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, арендная плата по договору определяется на основании регулируемых цен.

Правительством Российской Федерации 22.05.2007 принято Постановление N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности” (далее – Постановление N 310).

Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 109 Постановление N 310 дополнено примечанием N 9 к таблице N 16, согласно которому к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1.

По смыслу пункта 4 части 1 статьи (ред. от 02.07.2021) > (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) > Глава 1. Общие положения > Статья 21. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры” target=”_blank”>21 Лесного кодекса РФ к линейным объектам для целей лесного законодательства относятся, в том числе, линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы. Из изложенного следует необходимость применения понижающего коэффициента 0,1 к расчетам по договору аренды лесного участка после ввода в эксплуатацию линейных объектов.

Согласно разделу 5 Указаний по применению и заполнению унифицированной формы первичной учетной документации работ в капитальном строительстве (утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30.10.1997 N 71а) акт по форме КС-14 является документом по приемке и вводу объекта, зачисления его в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности.

Оформление приемки производится заказчиком и членами приемочной комиссии на основе результатов проведенных ими обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также заключений органов надзора.

Читайте также:
Уплата страховых взносов: что это значит

Начало эксплуатации объекта связано именно с датой утверждения ответчиком акта приемки законченного строительством объекта.

Ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.

В материалы дела ответчиком представлены акты ввода линейных объектов в эксплуатацию по форме КС-14, которые были утверждены 27.08.2012, 28.09.2012, 05.08.2014, а также сопроводительное письмо от 18.05.2015 № 2860 о направлении в адрес истца свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект (приложение к письму), подтверждающий завершение и ввод в эксплуатацию объекта. Поскольку ответчик оплачивал в 2016, 2017, 2018 году арендную плату за спорный период без применения поправочного коэффициента 0,1, у Общества возникла переплата по договору, что следует из справочных расчетов Комитета за заявленный в иске период, представленных в материалы дела, в связи с чем оснований для взыскания задолженности не имеется.

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Налоговый кодекс

Глава 40. ЛЕСНОЙ НАЛОГ

Статья 479. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками лесного налога (далее в настоящей главе – налога) признаются организации (статья 18 настоящего Кодекса), индивидуальные предприниматели и физические лица (статьи 24 и 26 настоящего Кодекса), осуществляющие пользование лесным фондом Российской Федерации, предусмотренное частью первой статьи 480 настоящего Кодекса.

Отсутствие у указанных лиц специальных разрешительных документов (лесорубочных билетов (ордеров), лесных билетов), выдаваемых в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, не может служить основанием для непризнания этих лиц налогоплательщиками.

2. При пользовании лесным фондом на основании соответствующего договора об аренде налогоплательщиком признается арендатор.

Статья 480. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признается пользование лесным фондом для:

1) заготовки древесины, отпускаемой на корню;

2) заготовки живицы;

3) заготовки второстепенных лесных материалов;

4) побочного лесного пользования, в том числе сенокошения, пастьбы скота, заготовки в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев или пасек и других видов побочного лесного пользования, по перечню, утверждаемому федеральным органом управления лесным хозяйством;

5) нужд охотничьего хозяйства;

6) культурно-оздоровительных, туристических или спортивных целей.

2. Не признаются объектом налогообложения следующие виды пользования лесным фондом:

1) осуществление рубок промежуточного пользования и проведение иных лесохозяйственных мероприятий государственными органами управления лесным хозяйством, в том числе лесоустройства, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также заготовка второстепенных лесных ресурсов и осуществление побочного пользования лесным фондом;

2) проведение лесоустройства, лесообследования, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства организациями, входящими в систему лесного хозяйства;

3) осуществление вырубок под контрольно-следовые полосы, линии связи, иные инженерно-технические сооружения или объекты на приграничной территории.

Статья 481. Налоговые льготы

Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков налоговые льготы в пределах сумм налога, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 482. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как объем лесосырьевых ресурсов, который фактически изъят или безусловно должен быть изъят налогоплательщиком, либо как площадь предоставленного в пользование налогоплательщика участка лесного фонда, указанные в специальном разрешительном документе.

2. При аренде участков лесного фонда налоговая база определяется как ожидаемый годовой объем лесосырьевых ресурсов, который может быть изъят при использовании арендуемого участка лесного фонда в соответствии с условиями, установленными договором аренды.

Статья 483. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются в рублях за единицу используемого лесного ресурса, получаемого при пользовании лесным фондом, а по отдельным видам пользования лесным фондом – за единицу площади (гектар) находящихся в пользовании участков лесного фонда.

2. Порядок установления налоговых ставок и минимальные размеры налоговых ставок за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Конкретные размеры налоговых ставок за древесину, отпускаемую на корню, и размеры налоговых ставок за другие виды лесопользования устанавливаются органами законодательной власти субъектов Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов.

Статья 484. Порядок исчисления и сроки уплаты налога

1. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, определяется государственными органами управления лесным хозяйством исходя из налоговой базы и налоговых ставок и указывается в специальных разрешительных документах на право пользования лесным фондом.

2. Сроки уплаты налога за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Порядок и сроки уплаты налога за виды пользования лесным фондом, предусмотренные пунктами 2-6 части первой статьи 480 настоящего Кодекса, устанавливаются органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

4. Налогоплательщик, которому выделен лесосечный фонд, по истечении того отчетного года, на который ему выделен этот фонд, обязан представить в налоговый орган по месту лесопользования налоговую декларацию, а по месту учета – копию этой налоговой декларации. Указанная налоговая декларация представляется не позднее чем 1 апреля года, следующего за отчетным.

Читайте также:
Возврат государственной пошлины: что это значит

Платежи за пользование лесным фондом

Налоги и платежи за пользование природными ресурсами

Налоги и платежи за пользование природными ресурсами осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Законом РФ “О федеральном бюджете на 2003 год” и ряде законодательных и нормативных актов РФ. В настоящее время существуют следующие виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами:

  • платежи за пользование лесным фондом;
  • платежи за пользование водными объектами;
  • платежи за право пользования объектами животного мира;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • земельный налог;
  • плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов.

Все вышеперечисленные виды налогов и платежей относятся к федеральным налогам за исключением земельного налога – это местный налог.

Платежи за пользование лесным фондом

Платежи за пользование лесным фондом осуществляются на основании:

  • Лесного кодекса РФ от 29.01.97 №22-ФЗ;
  • Постановления Правительства РФ от 19.02.01 №124 “О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню”;
  • Постановления Правительства от 24.03.98 №345 “Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда”;
  • Постановления Правительства РФ от 29.04.02 №278 “О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда”.

Плательщиками за пользование лесным фондом признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие пользование лесным фондом РФ. В соответствии с Лесным кодексом РФ платными являются виды лесопользования, которые требуют оформления соответствующих правоустанавливающих документов. Плата не взимается за общее природопользование в лесах: пребывание с целью отдыха, сбор дикорастущих плодов, ягод, передача участков в безвозмездное пользование и др., не требующих специального разрешения.

Виды платежей за пользование лесным фондом определены Лесным кодексом РФ – это лесные подати и арендная плата. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата – при аренде участков лесного фонда на более длительные сроки.

Лесные подати и арендная плата взимаются за:

  • заготовку древесины, отпускаемой на корню;
  • заготовку живицы;
  • заготовку второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, заготовку в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и других видов побочного лесного пользования по перечню, утверждаемому федеральным органом управления лесным хозяйством;
  • нужды охотничьего хозяйства;
  • культурно-оздоровительные, туристические или спортивные цели.

Не признается объектом платы пользование лесным фондом, проведение государственными органами управления лесным хозяйством лесохозяйственных мероприятий, лесообследования научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также осуществление вырубок под контрольно-следовые полосы, линии связи, иные инженерно-технические сооружения или объекты на приграничной территории.

Освобождаются от платы за пользованием лесным фондом участники ВОВ, инвалиды I и II групп, пенсионеры, лица пострадавшие от стихийных бедствий, переселенцы, фермерские хозяйства и др.

Льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков органами законодательной власти субъектов РФ в пределах сумм налога, поступающих в бюджет соответствующего субъекта РФ.

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, и порядок их применения установлены Постановлением Правительства РФ от 19.02.01 №127. Эти ставки действуют и в настоящее время с учетом коэффициента 1.12, принятого ФЗ №194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год”.

По всем остальным видам лесопользования (кроме отпуска древесины на корню) ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.

Минимальные ставки устанавливаются в рублях за единицу используемого лесного ресурса или за единицу площади (гектар) находящихся в пользовании участков лесного фонда.

Платежи за пользование лесным фондом в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в размере 100% поступают в бюджет субъекта РФ по кодам бюджетной классификации 1050401 – лесные подати и 1050402 – арендная плата.

В соответствии с ФЗ №176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год” средства, поступающие сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, плата за другие виды лесопользования, а также платы за перевод лесных земель в нелесные зачисляются в размере 50% в доходы бюджетов субъектов РФ и поступают по коду бюджетной классификации 2010616.

В соответствии с Лесным кодексом РФ часть сумм, поступающих за пользование лесным фондом, рекомендуется направлять на финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов. В Московской области часть платежей за пользование лесным фондом, поступающих в бюджет области, используется на реализацию программы “Леса Подмосковья” на 2001-05 гг. для проведения лесовосстановительных работ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: