Примерные условия договора: что это значит

Как заключать договоры с помощью конструкции ст. 427 ГК РФ

Статья 427 ГК РФ мало используется в современном гражданском обороте. Наверное, это связано с тем, что ресурс этой статьи незаслуженно недооценён юристами и, как следствие, компаниями, в которых они работают или которые они обслуживают.

Статья 427. Примерные условия договора
1. В договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати.
2. В случаях, когда в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, такие примерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев, если они отвечают требованиям, установленным статьей 5 и пунктом 5 статьи 421 настоящего Кодекса.
3. Примерные условия могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия.

Как видно, в статье говорится, что в договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати. При этом такие примерные условия могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия.

Эта же мысль подтверждается и в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”: в нем прямо говорится, что условия договора могут быть определены путем отсылки к примерным условиям договоров в соответствии со ст.427 ГК РФ.

I. Требования к примерным условиям договора

Требования закона

Как можно сделать вывод из анализа ст.427 ГК РФ, сторонам, планирующим заключение договора, совсем не обязательно согласовывать все его условия непосредственно в тексте этого договора. Для этого им достаточно сослаться на примерные условия, в которых все такие условия уже описаны.

В ст.427 ГК РФ предусмотрены следующие требования, предъявляемые к примерным условиям:

1. Примерные условия должны быть разработаны «для договоров соответствующего вида»

Здесь имеется ввиду, что примерные условия не должны быть применимы абсолютно ко всем договорам. Если сфера использования примерных условий так или иначе ограничена, то это условие выполняется.

Этого же подхода поддерживался М.И. Брагинский – он говорил, что примерные условия должны быть «в необходимых пределах специализированы» (см. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. 3-е изд., стереотипное. М.: Статут, 2001. Кн. 1.).

Примерные условия могут быть изложены в любой форме: ГК РФ прямо допускает, что они могут быть сконструированы как в форме примерного договора, так и в форме иного документа, содержащего эти условия. Как пример, это могут быть общие условия, текст договора, руководство к его заключению (см. Попкова Л.А. Правовая конструкция синдицированного кредита: монография. Москва: Проспект, 2018).

2. Примерные условия обязательно «должны быть опубликованы в печати»

«В печати» – не обязательно означает «на бумаге». М.И. Брагинский подчеркивал, что основная задача требования об опубликовании примерных условий в печати состоит в том, что каждый из контрагентов должен знать о существовании соответствующих примерных форм. По его мнению, речь идет об издании примерных форм в виде отдельной брошюры, на страницах газеты или журнала и т.п.; главное – доступность издания всем и каждому (см. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. 3-е изд., стереотипное. М.: Статут, 2001. Кн. 1.).

В целом, аналогичную позицию занимает и А.И. Савельев. Он утверждал, что под требованием об опубликовании в печати следует понимать «не столько печатный формат изложения текста примерных условий, сколько их доступность неопределенному кругу лиц» (см. Договорное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 420–453 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронное издание. Редакция 2.0] / Отв. ред. А. Г. Карапетов. – Москва: М-Логос, 2020).

С практической точки зрения возникает вопрос, могут ли использоваться правила ст.427 ГК РФ, если стороны согласовали применение примерных условий, размещенных в сети «Интернет». Надо отметить, что в судебной практике примеры таких случаев встречаются и, в целом, они воспринимаются судам положительно (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.05.2017 N Ф05-5438/2017 по делу N А40-120868/2016, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2020 N Ф09-461/20 по делу N А76-4546/2019).

Нам представляется, что просто сам факт опубликования в Интернете является недостаточным. С точки зрения соблюдения формальных правил ГК РФ, примерные условия договора должны быть опубликованы именно «в печати», и здесь, по нашему мнению, подразумевается необходимость использование средств массовой информации, в том числе, например, сетевых СМИ.

Таким образом, требование о «печати» следует рассматривать в двух контекстах:

  • во-первых, в содержательном контексте, действительно необходимо, что примерные условия были известны и доступны сторонам договора;
  • во-вторых, в формальном контексте, они должны быть опубликованы в зарегистрированном средстве массовой информации. Это, как пример, может быть и СМИ, расположенное в Интернете, если в качестве «сетевого СМИ» оно будет зарегистрировано Роскомнадзором.
Читайте также:
Социально опасное положение семьи

3. Примерные условия могут быть разработаны любым лицом или организацией

Классический случай примерных условий – ИНКОТЕРМС.

Также разрабатывать примерные условия могут саморегулируемые и иные некоммерческие организации участников рынка (см. п.7 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах»). Вот здесь, например, можно найти Примерные условия договора о срочных сделках на финансовых рынках 2011, утвержденные НАУФОР.

Но в ст.427 ГК РФ не содержится запрета на разработку примерных условий и иными лицами. В принципе, любой субъект, обладающий достаточными знаниями и компетенциями в этом вопросе, может разработать свои примерные условия.

II. Примерные условия по ст.427 ГК РФ в Solver.Terms

У нас, в Юридическом сервисе Solver, основные клиенты – это, в основном, стартапы и компании малого бизнеса. Мало у кого из них есть собственные юристы, да и нас они достаточно часто привлекают не для всех задач, а только для наиболее важных. Скачивают документы из Интернета, пользуются конструкторами в меру собственного понимания права – в общем все, как обычно.

В результате нам в голову пришла светлая идея, как решить проблемы использования некачественных или неподходящих шаблонов, но без существенного увеличения стоимости юридических услуг. И эта идея, как не трудно догадаться, основана на применении ст.427 ГК РФ.

Наши примерные условия сделаны в двух форматах:

ОБЩИЕ ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ – эти условия можно использовать в качестве дополнения к широкой группе коммерческих договоров. Они предназначены для урегулирования второстепенных положений, которые встречаются практически в каждом договоре, но их грамотному описанию мало кто уделяет внимание, довольствуясь интернет-текстами весьма сомнительного качества.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ – эти условия предназначены для договорных отношений определенного вида. Они фиксируют стандартные правила для подобных договоров, оставляя вам возможность самостоятельно определить те специфические правила, которые будут применяться к вашему конкретному договору.

Для публикации наших примерных условий мы зарегистрировали два средства массовой информации. Во-первых, это Интернет-портал «Бюллетеня Солвер Термс». Это – сайт s-terms.ru, он является сетевым СМИ, свидетельство: серия Эл № ФС77-80662 от 15 марта 2021 г. На сайте можно найти все разработанные нами примерные условия договоров.

Во-вторых, это «Бюллетень Солвер Термс». Это периодическое печатное СМИ, свидетельство: серия ПИ № ФС77-80663 от 15 марта 2021 г. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 N 77-ФЗ “Об обязательном экземпляре документов” мы отправляем экземпляры «Бюллетеня Солвер Термс» в несколько российских библиотек, в том числе, в Российскую государственную библиотеку.

Для каждого из размещенных нами примерных условий договоров мы используем собственную систему нумерации (т.н. идентификаторы). Любые изменения в примерных условиях появляются в обоих СМИ со ссылкой на одинаковый идентификатор. Так, в конкретном примерном условии «Бюллетеня Солвер Термс» будет ссылка на эти же примерные условия в Интернет-портале «Бюллетеня Солвер Термс», и наоборот.

Таким образом, все требования ст.427 ГК РФ в Solver Terms соблюдаются в полном объеме, даже при самой консервативной оценке.

На разработанные нами условия можно ссылать при заключении договоров, они будут обязательны для вас и вашего контрагента, и на них в случае спора можно ссылаться в суде. Хостинг этого сайта оплачен на несколько лет вперед, так что Интернет-портал «Бюллетеня Солвер Термс» никуда не исчезнет, как минимум, до конца 2024 года. А если вдруг сломается Интернет, то юрист всегда сможет сходить в Российскую государственную библиотеку.

III. Несколько очевидных случаев, когда примерные условия могут быть очень полезными

Приведу несколько примеров.

1. В любом договоре, помимо ключевых коммерческих договоренностей (вид товара или услуги, стоимость, сроки или что-то еще), всегда существует много второстепенных положений. Обычно они не столь важны для существа сделки, однако на их согласование вы часто тратите достаточно много времени. Ситуация ухудшается, если у каждой стороны есть свой шаблон. А если у каждой стороны еще и по юристу, то тогда … в приличном обществе это называются «ожесточенными спорами». Другая крайность – это когда многие ограничиваются просто скачиванием «готовых» текстов договоров в Интернете.

Пресловутые «Конфиденциальность», «Форс-мажор», «Уведомления», «Юридическая сила договора», «Прочие положения» и т.п. – все это достаточно стандартные положения: вряд ли найдется хотя бы один договор, в котором их в том или ином виде нет. Эти положения могут быть легко «упакованы» в общие примерные условия, которыми можно пользоваться при заключении коммерческих договоров.

Читайте также:
Централизованная религиозная организация: что это значит

В наших примерных условиях уже содержатся все такие разделы. Это сбалансированные положения, которые никого не ущемляют и не ставят в невыгодные условия. При этом они написаны отличным юридическим языком и полностью готовы для применения.

Наши общие условия договорных отношений находятся здесь.

2. Еще один пример – обмен документами по электронной почте. Все делают это, но это же можно делать не только удобно, но и легально. Нужно заключить соглашение между участниками электронного взаимодействия. Все, что вам потребуется, это сослаться в вашем договоре на сделанный нами текст и определить емейлы, через которые будет осуществляться электронное взаимодействие.

Общие примерные условия с положениями соглашения между участниками электронного взаимодействия можно найти здесь.

IV. Как это работает на практике

Чтобы использовать примерные условия сторонам достаточно сослаться на них в своем договоре. Как указано в п.7 Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах», стороны могут своим соглашением предусмотреть применение примерных условий к их отношениям по договору как в полном объеме, так и частично. Здесь же указывается, что стороны могут по своему усмотрению изменить положения стандартной документации или договориться о неприменении отдельных ее положений.

Таким образом, даже если какое-то отдельное положение примерных условий не устраивает стороны договора, то они могут его не применять или изменить так, как им будет удобно.

Этот подход используется и в Solver.Terms. Для того, чтобы согласовать использование текста тех или иных примерных условий, достаточно написать в вашем договоре такую фразу:

В части, не урегулированной положениями Договора, к отношениям Сторон применяются примерные условия договора, размещенные на Интернет-портале «Бюллетеня Солвер Термс» по адресу [•] (можно добавить ссылку на идентификатор – «с идентификатором [•]»).

Другой вариант (если вы решите ссылаться на «Бюллетень Солвер Термс», а не на его интернет-портал):

В части, не урегулированной положениями Договора, к отношениям Сторон применяются примерные условия договора, размещенные в «Бюллетене Солвер Термс», № 1 (1) за апрель 2021 года, [ с идентификатором [•] ].

Наконец, как писалось выше, примерные условия можно применять не полностью. Чтобы добиться этого эффекта, можно сформулировать так:

1. В части, не урегулированной положениями Договора, к отношениям Сторон применяются примерные условия договора, размещенные на Интернет-портале «Бюллетеня Солвер Термс» по адресу [•] с идентификатором [•] («Примерные Условия»).
2. Положения пункта 1.5 Примерных Условий к отношениям Сторон по Договору не применяются.
3. Положения пункта 1.6 Примерных Условий к отношениям Сторон по Договору применяются в следующей редакции: «[•]»

Утверждены примерные условия энергосервисного договора при использовании общего имущества в МКД

13 мая 2016 года под номером 42079 в Минюсте РФ был зарегистрирован Приказ Минстроя № 644/пр от 8 сентября 2015 года «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме».

В Приказе утверждены новые примерные условия энергосервисного договора, которые призваны повысить экономию и эффективность потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в МКД. Об этом сегодня пойдёт речь.

Основные положения

За собственниками сохранили право заключения энергосервисного договора с УО, ТСЖ, ТСН или ЖСК. Также собственники могут уполномочить УО подписать данный договор в своих интересах от их или от собственного имени с РСО.

В условия о выполняемых по договору работах и услугах могут быть включены проведение энергетического обследования, установка и ввод в эксплуатацию ОДПУ. При отсутствии общедомового счётчика из-за технической невозможности его установки величина экономии при выполнении работ и услуг может быть определена расчётно-измерительным способом.

В платёж, выставляемый собственникам за ЖКУ, можно включать информацию об оплате энергосервисного договора. Если энергосервисный договор заключён на основании решения ОСС, в него могут быть добавлены:

  • условие об изменении предмета договора;
  • условие об изменении величины экономии коммунальных услуг в стоимостном и натуральном выражении;
  • цена, порядок оплаты и срок действия договора на общедомовые нужды.

Также целесообразно включить в договор положения об исполнении обязательств заказчика по энергосервисному договору в случае ликвидации заказчика, в т. ч. право исполнителя требовать от заказчика демонтажа или выкупа установленного энергосберегающего оборудования по остаточной стоимости с учётом понесённых расходов на его приобретение, доставку, монтаж и эксплуатацию, амортизационных расходов.

Новые примерные условия энергосервисного договора

Приказ Минстроя №644/пр от 8 сентября 2015 года отменяет действие предыдущего Приказа Министерства регионального развития РФ № 252 от 27 июня 2012 года «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме».

Читайте также:
Насильственные действия сексуального характера

Согласно новому приказу, в энергосервисный договор могут быть включены следующие примерные условия о (об):

1. сторонах энергосервисного договора:

  • заказчик – собственники помещений в МКД, а исполнитель – УО, ТСЖ, ТСН, ЖСК, РСО или иное лицо, оказывающее энергосервисные услуги;
  • заказчик – ТСЖ, ЖСК, а исполнитель – УО;
  • заказчик – УО, ТСЖ, ТСН, ЖСК от имени собственников помещений в МКД, а исполнитель – РСО или иное лицо, оказывающее энергосервисные услуги;
  • заказчик – УО, ТСЖ, ТСН, ЖСК в интересах собственников от своего имени, а исполнитель – РСО или иное лицо, оказывающее энергосервисные услуги.

2. наличии у лиц, перечисленных в предыдущем пункте, в подпунктах 2, 3 и 4 полномочий на заключение энергосервисного договора. Полномочия могут быть подтверждены:

  • протоколом ОСС в МКД, на котором принято решение о заключении энергосервисного договора;
  • договором управления МКД или уставом ТСЖ, если заключаемый энергосервисный договор направлен на снижение потребления коммунальных ресурсов, входящих в состав услуги по содержанию жилого помещения, оказываемой УО, и собственники помещений в МКД не имеют обязанностей по энергосервисному договору.

3. выполняемых исполнителем по энергосервисному договору работах или услугах, которые могут включать проведение энергетического обследования, работы по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учёта, мероприятия из включённых в утверждённый органом исполнительной власти субъекта РФ перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Стороны энергосервисного договора могут определить размер экономии одним из способов:

  • на основании данных об объёме потребления КУ, определённом по показаниям общедомовых или квартирных приборов учёта, которые или предоставляются заказчиком за период, предшествующий дате заключения энергосервисного договора, или определяются по показаниям установленных исполнителем по энергосервисному договору общедомовых или индивидуальных приборов учёта;
  • если прибор учёта отсутствует по причине отсутствия технической невозможности его установки, размер экономии определяется на основе расчетно-измерительного способа в соответствии с согласованной сторонами энергосервисного договора методикой определения расчетно-измерительным способом объёма потребления энергетического ресурса в натуральном выражении;
  • на основании энергетического паспорта или отчёта, составленных по результатам проведения энергетического обследования МКД.

При принятии ОСС в МКД решения о заключении энергосервисного договора в отношении МКД в целом и при наличии согласия собственников помещений на выполнение таких работ условие о выполняемых работах может предусматривать услуги в отношении внутриквартирного оборудования соответствующих помещений.

4. периоде времени до выполнения исполнителем работ по энергосервисному договору. В целом этот период должен быть не меньше 12 последовательных месяцев. Для энергосервисного договора, направленного на снижение потребления тепловой энергии в МКД – не менее отопительного периода, в течение которого по показаниям общедомовых и индивидуальных приборов учёта определяются объёмы потребления коммунальных ресурсов, которые принимаются сторонами за базовые.

Если базовые объёмы потребления определяются расчётно-измерительным способом, то условие о периоде времени до выполнения исполнителем работ по энергосервисному договору устанавливается в соответствии с согласованной сторонами методикой определения расчетно-измерительным способом объёма потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.

5. начале и длительности периода времени (месяц, квартал, полугодие) после выполнения исполнителем работ по энергосервисному договору, в течение которого по показаниям коллективных и индивидуальных, квартирных приборов учёта будут определяться объёмы потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества в многоквартирном доме для подтверждения достижения величины экономии.

Другие условия, включаемые в энергосервисный договор

6. величине экономии коммунальных ресурсов в натуральном выражении, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате осуществления условий энергосервисного договора.

7. факторах и порядке их учёта при приведении объёмов потребления коммунальных ресурсов за отчётный период к сопоставимым условиям базового периода. Сопоставимые условия в свою очередь содержат данные о (об):

  • количестве проживающих в МКД;
  • температуре наружного воздуха;
  • длительности отопительного периода;
  • изменении площади отапливаемых помещений.

8. порядке расчёта фактической величины экономии в натуральном выражении, достигнутой в результате выполнения исполнителем работ по энергосервисному договору.

Величина экономии определяется как разность объёмов потребления за месяц (квартал, полугодие) базового периода и объёмов потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды в соответствующем месяце (квартале или полугодии) отчётного периода с учётом приведения этих объёмов к сопоставимым условиям.

9. порядке определения объёмов потребления коммунальных ресурсов при использовании ОИ, в том числе раздельно по различным видам потребления КУ, которое для КУ электро-, тепло-, водо- и газоснабжения осуществляется по показаниям приборов учёта, установленных для целей измерения объёмов по каждому из видов потребления соответствующего коммунального ресурса.

Читайте также:
Земельные доли: что это значит

Объём потребления коммунальных ресурсов для коммунальной услуги теплоснабжения также может определяться отдельно по одному или нескольким видам теплового потребления (например, отоплению, вентиляции, горячему водоснабжению, кондиционированию, осуществлению технологических процессов) в МКД, но только в случае наличия отдельных приборов учёта по каждому виду потребления.

10. сроке действия энергосервисного договора, необходимом для выполнения предусмотренных договором работ по определению достигнутой величины экономии коммунальных ресурсов и оплаты исполнителю цены договора.

Или об исполнении обязательств сторон по энергосервисному договору в несколько этапов, различающихся как характером выполняемых мероприятий, так и порядком осуществления платежей по энергосервисному договору, если стороны договорились о необходимости разделения исполнения своих обязательств по энергосервисному договору на этапы.

11. обязанности исполнителя энергосервисного договора обеспечивать условия предоставления КУ (под условиями также понимается допустимая продолжительность перерывов предоставления КУ и допустимые отклонения качества КУ, температурный режим, уровень освещенности и другие характеристики) в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354).

Исключение составляют случаи отклонений от таких требований на время проведения работ, длительность и сроки которых согласованы сторонами договора.

12. цене энергосервисного договора.

Цена определяется как стоимость сэкономленных энергоресурсов, а порядок её формирования – исходя из величины плановой или фактической экономии в стоимостном выражении, рассчитанной на основе тарифов на коммунальный ресурс.

13. порядке расчётов по энергосервисному договору, платежи по которому не могут превышать фактическую величину экономии коммунальных ресурсов в стоимостном выражении.

Если в энергосервисном договоре предусмотрены условия об исполнении обязательств в несколько этапов и собственники помещений в МКД выражают на это согласие, то порядок расчётов может устанавливаться отдельно для каждого этапа реализации такого договора и изменяться в течение срока этого договора.

14. включении информации об оплате энергосервисного договора в платёжный документ, выставляемый для внесения платы за жилое помещение и КУ.

15. переходе прав и обязанностей заказчика по энергосервисному договору к собственникам помещений в МКД.

Это условие прописывается в случае смены лица, которое несёт ответственность за содержание и ремонт ОИ в МКД, или в случае изменения формы управления МКД, или к лицу, на которое по решению собственников возложена указанная ответственность.

Какие ещё условия можно включить в энергосервисный договор

16. обязательствах сторон договора по обеспечению сохранения достигнутого эффекта экономии.

В том числе это обязательства по обучению персонала, ответственного за эксплуатацию установленного оборудования, соблюдению условий его эксплуатации, своевременному проведению технического обслуживания, поддержанию оптимальных режимов функционирования и осуществлению иных необходимых мероприятий.

17. порядке возмещения ущерба и устранения повреждений и недостатков работ исполнителя по энергосервисному договору (в том числе недостатков или повреждений, обнаруженных в течение гарантийного срока).

18. Если энергосервисный договор заключён на основании решения ОСС в МКД, в него может быть включено условие об изменении некоторых положений. Отметим, что возможно это только при наличии согласия собственников, оформленного решением ОСС. Что это за положения:

  • предмет энергосервисного договора;
  • величина экономии коммунальных ресурсов в стоимостном и в натуральном выражении, которая должна быть обеспечена в результате исполнения энергосервисного договора на общедомовые нужды;
  • срок, необходимый для достижения указанной выше величины экономии;
  • цена энергосервисного договора на общедомовые нужды и порядок её
  • оплаты;
  • срок действия энергосервисного договора на общедомовые нужды.

19. порядке привлечения исполнителем третьих лиц для выполнения работ по договору.

20. привлечении сторонами лица, осуществляющего контроль реализации энергосберегающих мероприятий по энергосервисному договору и оценку достигнутой в рамках энергосервисного договора экономии коммунальных ресурсов.

21. обязанности исполнителя по энергосервисному договору использовать материалы, изделия и оборудование, имеющие соответствующие маркировку, сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество.

22.порядке сдачи-приёмки работ по завершении этапов, если они были предусмотрены договором, и по исполнении энергосервисного договора в целом, включая их документальное оформление.

23. ответственности исполнителя по энергосервисному договору за неисполнение своих обязательств.

Это условие также подразумевает случаи, когда исполнитель не обеспечил достижение согласованной при подписании договора плановой величины экономии коммунального ресурса, и ситуации, когда обязательства исполнителя по энергосервисному договору не исполнены.

24. исполнении обязательств заказчика по энергосервисному договору в случае ликвидации заказчика.

Также исполнитель имеет право требовать от заказчика демонтировать или выкупить установленное энергосберегающее оборудование по остаточной стоимости с учётом понесённых исполнителем расходов на его приобретение, доставку, монтаж и эксплуатацию, амортизационных расходов.

25. В энергосервисный договор могут быть включены и иные условия, подлежащие включению в энергосервисный договор по решению собственников помещений в МКД. Провести общее собрание собственников по этому вопросу можно легко с помощью сервиса «ОСС на 100%».

Читайте также:
Совершение преступления умышлен но

Существенные условия договора

Подписанный документ с названием «Договор» не всегда означает, что стороны сделки заключили легитимное соглашение о сотрудничестве. Соглашение имеет законную силу только в том случае, если в нем определены существенные условия договора. Разберемся, какие пункты нужно обязательно прописать в документе.

Существенные условия договора по ГК РФ (ст. 432) – предмет сделки, условия из законов и правовых актов для контрактов определенных видов, важные пункты для каждой стороны (случайные условия). В широком понимании условий всего три, но в каждой категории масса нюансов.

Основные условия договора. Предмет договора

Предмет – это повод для сделки, из которого возникают права и обязанности сторон. Его важно персонализировать, чтобы выделить из объектов одной категории. К примеру, предмет в сделке купли-продажи – определенный товар (имущество), в подрядном контракте – действие и его результат, в соглашении по аренде недвижимости – помещение (здание, сооружение).

Существенные условия договора по ГК и нормативным актам

Для отдельных видов договоров обязательные условия прописаны в Гражданском Кодексе и других законодательных документах. При этом составить «идеальный» контракт, руководствуясь законами, очень сложно. Потому что одни статьи четко прописывают существенные условия, а в других такого термина нет вообще.

Чтобы собрать воедино все условия для сделки конкретного вида, нужно проштудировать все статьи Гражданского Кодекса и нормативные акты соответствующей тематики. Например, в статье 558 ГК (Особенности продажи жилых помещений) нет прямого требования, что в договоре надо указывать цену объекта. Стоимость предмета сделки необходимо указывать согласно статье 555 ГК (Цена в договоре продажи недвижимости), хотя и здесь цена не упоминается как существенное условие.

Без юридических знаний и опыта все «рассеянные» по законам условия практически невозможно учесть. Поэтому к оформлению сделки лучше привлечь эксперта. Профессионально составленный контракт – самый эффективный инструмент для разрешения споров. И наоборот, неграмотные типовые договора – основная причина финансовых потерь и даже полной аннуляции сделок.

Случайные существенные условия договора

Волеизъявления обеих сторон сделки трактуются как основные условия договора. В теории права они называются случайными, но «случайность» – не повод их игнорировать. Одна из сторон вправе настоять на внесении любых пунктов, которые не противоречат закону. И неважно, если другая сторона считает эти пункты абсолютно несущественными. Договор будет считаться заключенным только тогда, когда все вопросы будут согласованы.

При тщательной проработке текста договора (любого) участники сделки могут защититься практически от всех рисков. Поэтому оптимальные контракты – индивидуализированные документы, где учтены все нюансы конкретной ситуации, прописаны необходимые существенные условия, вероятные конфликты и способы разрешения споров.

Договор от «РосКо» – надежная защита от рисков

Эксперты «РосКо» проанализируют вашу ситуацию и профессионально составят актуальный договор гражданско-правового характера. Высокое качество услуг гарантируем. Наша компания занимается юридическим сопровождением сделок с 2004 года. Юристы имеют большой опыт и высокую квалификацию, в совершенстве знают и грамотно применяют нормы законодательства.

Научная электронная библиотека

Свищева В. С., Чулюкова С. А., Цветков А. А.,

1.2. Примерные условия договора

Условие иногда синонимизируется с понятием «договор» или «уговор» [8, 31]. В другом случае – это требование, предложение одной договаривающейся стороны, принимаемое или отвергаемое другой стороной. «На деловом языке, – пишет В.И. Даль, – договором называются предварительные условия или частное обязательство, а совершенное на законном основании – контрактом, условия его – кондициями»[1]. В Гражданском кодексе Российской Федерации встречаются словосочетания «примерные условия договора» (ст. 427) и «существенные условия договора» (ст. 432). В данном параграфе речь идет о примерных условиях.

В договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати. Если же в самом договоре отсутствует отсылка к примерным условиям, они применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота. Заметим, в качестве отступления, что одним из источников гражданского права являются обычаи делового оборота. Закон называет таковыми правила поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо сфере деятельности, даже если они не предусмотрены законодательством и не зафиксированы в каком-либо документе. Обычаи, как источники права, признаются всеми правовыми системами. Называются они по-разному [39]: заведенный порядок, деловые обыкновения, юридические обычаи, обычное право и даже обсерванция[2]. Некоторые обычаи, хотя и употреблявшиеся в быту, государством не признавались. Так, обычай обрезать хвост лошади в виде неустойки при неисполнении договорных обязательств или обычай делить «грех» пополам, т.е. делить убытки поровну между сторонами при невозможности установить виновность какой-либо стороны, не принимались российскими дореволюционными судами и не имели значения норм обычного прав.

Читайте также:
Акты юридического быта: что это значит

В то же время отдельные обычаи обладали весомой юридической силой. Г.Ф. Шершеневич приводит в связи с этим пример кассационного решения по одному делу, в котором было официально отмечено, что «обычай живет в сознании народа как закон», а также русскую поговорку «повальный обычай что царский указ» [39].

В советское время правовые обычаи применялись редко, в основном в морском праве и при совершении внешнеторговых операций. Современный Гражданский кодекс России тоже не уделяет значительного места этому источнику права, но и не исключает его полностью. Он допускает его применение только в предпринимательской деятельности, следовательно, отношения между гражданами, а также между юридическими лицами, которые не заняты этим видом деятельности, обычаями не регулируются.

Гражданский кодекс делает из этого правила два исключения:

1) когда гражданин выбирает себе имя в соответствии с национальным обычаем (п. 1 ст. 9);

2) когда в соответствии с местным обычаем допускаются сбор ягод, лов рыбы или добыча других общедоступных вещей и животных (ст. 221).

В постановлении пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» относительно обычаев делового оборота дано следующее разъяснение: «Под обычаем делового оборота, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.)». К обычаям делового оборота относят Международные правила по толкованию торговых терминов (так называемые «Инкотермс»), сборники обычаев торговых портов, примерные условия договоров, публикуемые в печати (ст. 427 ГК РФ), а также традиционно сложившиеся деловые отношения сторон. Так, согласно п. 2 ст. 438 ГК РФ прежние деловые отношения сторон могут и при молчании расцениваться как акцепт[3].

Следует иметь в виду, что при возникновении судебного спора ссылка на обычай делового оборота должна доказываться, если одна из сторон этот обычай не признает.

Примерные условия могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия. Условия договора как таковые предусмотрены многими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (например, ст. 1, 421, 422, 424, 425, 426, 428, 431, 432 и др.).

Нередко условия договора определяются по усмотрению контрагентов. Исключение составляют лишь случаи, когда содержание соответствующего условия прямо предписано законом или иными правовыми актами. Однако, если это предписано диспозитивной нормой (а таковых в гражданском законодательстве значительное большинство), то стороны могут либо придерживаться ее, либо установить свои условия.Но любые условия, естественно, не должны противоречить основам правопорядка, а во многих случаях – нравственности или обычного здравомыслия (например, один довольно щедрый гражданин никогда не отказывал обращавшимся к нему за одолжением денег. Он давал взаймы любые суммы денег без требования процентов и без указания срока. Но при этом выдвигал странное условие – деньги ему должны быть возвращены в тех же купюрах, в каких он одалживал, и свернуты так, как он их сворачивал при займе. Другой остряк, договариваясь об игре в бильярд, требовал, чтобы проигравший залез под стол и прокукарекал либо совершил иной унижающий его поступок. Разумеется, такие условия не подлежат судебной защите).

Понятие и основания применения физической силы

Физической силой в соответствии с ФЗ «О полиции» следует считать не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия действия сотрудника полиции, которые выражаются в его непосредственном физическом контакте с отдельными лицами либо имуществом, могут сопровождаться ограничением телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, причинением боли, вреда здоровью или смерти, а также повреждением или временным изъятием принадлежащего кому-либо имущества в целях прекращения активного противоправного поведения этих лиц или в случае их противоправного бездействия.

Применение физической силы может выражаться в различных формах.

Во-первых, в форме боевых приемов борьбы, которые могут относиться к любым системам рукопашного боя, либо не входить ни в одну из них.

Во-вторых, применение физической силы может иметь форму иного, не имеющего характера борьбы мускульного воздействия со стороны сотрудника полиции, направленного на физических лиц или имущество, осуществляемого в целях, предусмотренных статьей 20 ФЗ «О полиции» (например, помещение лица в служебный автомобиль, извлечение ключа из замка зажигания автомобиля, выбивание ногой (плечом) двери, стравливание воздуха из колес транспортного средства, повреждение стекол или дверных замков автомобиля и др.).

Читайте также:
Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха

ФЗ «О полиции» не определяет категории лиц, в отношении которых запрещено применение физической силы. Физическая сила применяется сотрудниками полиции в случае, если иные методы решения служебных задач, не связанные с применением мер государственного принуждения, в сложившейся ситуации невозможны или заведомо не приведут к требуемому результату.

Очевидно, что на законных основаниях она иногда может применяться и в отношении граждан, в действиях которых отсутствуют признаки какого-либо правонарушения (например, для недопущения посторонних лиц на место совершения преступления, где проводятся следственные действия).

Первое из предусмотренных ФЗ «О полиции» оснований применения сотрудниками полиции физической силы (пункт 1 части 1 статьи 20) – «для пресечения преступлений и административных правонарушений» – не следует понимать буквально. Вряд ли законодатель имел в виду все преступления и административные правонарушения – скорее всего, только те, которые совершаются путем действий, а не бездействия.

Так, неуместно применять физическую силу для пресечения большинства правонарушений, предусмотренных главой 15 КоАП РФ, совершаемых путем бездействия, например таких, как «нарушение сроков представления налоговой декларации» (ст. 15.5. КоАП РФ) и т.д.

Второе основание применения сотрудниками полиции физической силы (пункт 2 части 1 статьи 20) – «для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц». Сотрудники полиции вправе применять физическую силу для доставления и задержания физических лиц, совершивших преступление или административное правонарушение, вне зависимости от формы противоправного деяния – действий или бездействия.

По общему правилу – если лицо, совершившее преступление или административное правонарушение и подвергаемое в связи с этим доставлению и задержанию, выполняет все требования сотрудника полиции, физическая сила к нему не применяется. В ряде случаев, когда есть основания опасаться, что лицо во время доставления в служебное помещение может совершить нападение на сотрудника полиции, причинить вред себе или попытаться скрыться, доставлять такое лицо, пусть и не оказывающее пока противодействия, целесообразно (в отсутствие наручников) с использованием специальных способов сопровождения (болевых приемов на кисть, локтевой сустав и т.п.) без причинения при этом телесных повреждений.

Третье основание применения сотрудниками полиции физической силы (пункт 3 части 1 статьи 20) – «для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции».

Противодействие законным требованиям сотрудника полиции, которое подчас невозможно преодолеть без физической силы, может и не заключать в себе состава административного правонарушения (например, в ситуации, когда сотрудники полиции во время концерта на открытой площадке сдерживают толпу фанатов, применяют физическую силу для поимки и доставления в полицию убегающего от них беспризорного подростка и т.п.).

Не может быть оправдано использование физической силы при отказе граждан от выполнения таких законных требований сотрудников полиции, как, например, явиться по вызову в полицию к установленному сроку, дать необходимые объяснения (показания), совершить те или иные действия в будущем и т.п. Применение сотрудниками полиции физической силы следует ограничивать такими случаями, когда обязанные лица отказываются выполнить следующие их законные требования, предъявленные в рамках непосредственного с ними контакта: проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть его; обеспечить свободный доступ сотрудника полиции в какое-либо помещение, на территорию, в транспортное средство или иной объект; обеспечить свободный доступ сотрудника полиции к каким-либо лицам, предметам или документам.

Часть 2 статьи 20 прямо наделяет сотрудника полиции правом применять физическую силу во всех случаях, когда разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Применение физической силы: что это значит

Все материалы сайта доступны по лицензии:

редств или огнестрельного оружия, первую помощь; (В редакции Федерального закона от 25.11.2009 № 267-ФЗ)

доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Соответствующие должностные лица органов ведомственной охраны обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Применение физической силы

Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.

Читайте также:
Незаконное производство аборта: что это значит

Статья 15. Применение специальных средств

Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:

1) отражения нападения на охраняемые объекты;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;

3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;

4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;

6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.

В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:

резиновые палки – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 3 части первой настоящей статьи;

слезоточивый газ – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 4 части первой настоящей статьи;

наручники – в случаях, предусмотренных пунктами 3 – 4 части первой настоящей статьи;

средства принудительной остановки транспорта – в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;

служебные собаки – в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 5 части первой настоящей статьи.

Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 16. Применение огнестрельного оружия

Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:

1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;

3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;

5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.

Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:

оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;

совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 17. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона.

Попытки лица, задерживаемого работниками ведомственной охраны с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам ведомственной охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

ГЛАВА V. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Статья 18. Обязательность исполнения законных требований работников ведомственной охраны

Законные требования работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Неисполнение законных требований работников ведомственной охраны и действия, препятствующие исполнению ими должностных обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Работники ведомственной охраны не несут ответственность за моральный, физический или имущественный вред, причиненный ими правонарушителю в связи с применением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в условиях крайней необходимости. В иных случаях ответственность наступает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Размещение эмиссионных ценных бумаг

Статья 19. Обязательное страхование работников ведомственной охраны

Жизнь и здоровье работников ведомственной охраны подлежат обязательному личному страхованию за счет средств федеральных государственных органов, имеющих право на создание ведомственной охраны, и (или) за счет средств собственников охраняемых объектов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

В случае причинения вреда жизни или здоровью работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей причиненный вред подлежит возмещению в порядке и объеме, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Гарантии правовой и социальной защиты работников ведомственной охраны

На работников ведомственной охраны распространяются гарантии правовой и социальной защиты, а также им предоставляются льготы в объеме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы и организации могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты работникам ведомственной охраны. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

Статья 21. Право работников ведомственной охраны на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)

Работники ведомственной охраны в целях защиты своих прав и законных интересов, связанных с исполнением должностных обязанностей, вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).

ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Статья 22. Контроль за деятельностью ведомственной охраны

Контроль за деятельностью ведомственной охраны осуществляют имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы и организации, а также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, за исключением контроля за деятельностью ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

Статья 23. Прокурорский надзор за деятельностью ведомственной охраны

Надзор за исполнением работниками ведомственной охраны федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Обжалование неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны

Гражданин, считающий, что действия (бездействие) работников ведомственной охраны повлекли ущемление его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) вышестоящим органам (должностным лицам) ведомственной охраны и (или) в суд.

Статья 25. Ответственность работников ведомственной охраны

Неправомерные действия (бездействие) работников ведомственной охраны влекут установленную законом ответственность. Вред, причиненный собственнику охраняемого объекта, другим физическим и юридическим лицам в результате неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Распространение действия настоящего Федерального закона в отношении отдельных организаций

Действие настоящего Федерального закона, за исключением статей 5, 8 и 9 настоящего Федерального закона, распространить на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. Работники указанных подразделений используют специальные средства и боевое ручное стрелковое оружие, принятые на вооружение войск национальной гвардии Российской Федерации, а также служебное и гражданское оружие, разрешенное к обороту на территории Российской Федерации. Специальные средства, виды, типы и модели боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также нормы обеспечения ими работников указанных подразделений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

Перечень объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания федеральными государственными органами ведомственной охраны, а также порядок определения тарифов на оказываемые услуги по охране указанных объектов утверждается Правительством Российской Федерации.

Читайте также:
Совершение преступления умышлен но

(Статья в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Понятие и основания применения физической силы.

Применением физической силы следует считать не сопровождающиеся применением спец­средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудника поли­ции, направленные против отдельных лиц либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их дейст­вий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами в целях прекращения активного противоправного поведения данных лиц или, в случае их противоправного бездействия, а также самостоятельного исполнения со­трудниками милиции своего законного требования.

Применение физической силы– это такое принудительное воздей­ствие, которое основано на использовании мускульной силы и индивиду­альных физических возможностей каждого конкретного сотрудника полиции и состоит во вступлении его в непосредственный физический (те­лесный) контакт с объектом воздействия (человеком, животным, пред­метами, веществами, механизмами) и может сопровождаться причине­нием боли, вреда здоровью или смерти людям и животным, повреждением или разрушением предметов, механизмов, временным изъятием предме­тов, веществ и механизмов.

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях (схема 12):

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Следует отметить, что ограничений по кругу лиц на применение фи­зической силы ФЗ «О полиции» не устанавливает.

Для пресечения преступлений и административных правонару­шенийфизическая сила применяется прежде всего в отношении деяний, которые совершаются путем действия. При совершении деяний путем без­действия физическая сила может применяться для преодоления противо­действия нарушителя, либо для его задержания. Речь в Законе идет только о прекращении административно или уголовно наказуемых деяний.

Для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, физическая сила применяется в целях дос­тавления (препровождения) лиц к месту разбирательства (например, в участковый пункт, дежурную часть органа внутренних дел).

Под задержанием в данном случае следует понимать, в частности, действия сотрудника полиции по захвату лица, совершившего преступле­ние, и доставлению его в орган внутренних дел для дальнейшего разбира­тельства и применения к нему меры уголовно-процессуального пресече­ния.

Для преодоления противодействиязаконным требованиям сотрудника полиции физическая сила применяется, прежде всего, в связи с совершением деяний, совершаемых в форме бездействия. К примеру, для преодоления таких форм противодействия, как неповино­вение работнику милиции (ст. 19.3 КоАП РФ), выражающееся в отказе от обязательного исполнения законных, как правило, неоднократно повто­ренных распоряжений и требований сотрудника полиции, в связи с испол­нением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей. Необходимость применения физической силы возникает тогда, когда обязанные лица отказываются выполнить следую­щие законные требования сотрудника полиции:

а) проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть его;

б) обеспечить свободный доступ в какое-либо помещение, на терри­торию, в транспортное средство или иной объект;

в) обеспечить свободный доступ к каким-либо лицам, предметам или документам.

В то же время не может быть оправдано применение физической си­лы при отказе соответствующих лиц от выполнения таких законных требо­ваний сотрудников полиции, как, например, дать необходимые объяснения или провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности организа­ции и т.д.

Неповиновение может быть выражено в дерзкой форме, свидетель­ствующей о проявлении явного неуважения к лицам, охраняющим общест­венный порядок.

Таким образом, применение сотрудниками ОВД физической силы и специальных средств, также как применение и использование огнестрельного оружия, строго регламентированы ФЗ «О полиции» и применяются только при наступлении указанных в Законе условий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: