Примирительные процедуры: что это такое, описание и особенности

Новые виды примирительных процедур: что именно изменится и как отразится на судебном процессе?

Ведущий юрист, направление “Налоги и право” Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

С 25 октября в процессуальном законодательстве грядут важные изменения, которые коснутся одновременно арбитражного, гражданского и административного процессов (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – Закон № 197-ФЗ).

С указанной даты, за исключением отдельных положений закона, устанавливаются новые примирительные процедуры при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Так, Закон № 197-ФЗ вносит в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства новые нормы, устанавливающие виды, порядок и сроки проведения примирительных процедур, требования к судебным примирителям, а также нормы, касающиеся процедуры удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в соответствии с соглашением о проведении медиации (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”; далее – закон о медиации).
Рассмотрим данные новеллы подробнее.


Новые виды примирительных процедур

В рассматриваемом законе законодатель указал, что примирение сторон возможно на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, если не предусмотрено иное.

При этом в Законе № 197-ФЗ перечислены следующие виды примирительных процедур:

  • переговоры (новый вид примирительной процедуры);
  • медиация;
  • судебное примирение (новый вид примирительной процедуры).

Замечу, что этот перечень является открытым.

Наибольший интерес вызывает новая процессуальная процедура – судебное примирение. Одновременно с этим появляется и новое процессуальное лицо – судебный примиритель. Выполнять эту функцию вправе только судьи в отставке. Список судебных примирителей после вступления Закона № 197-ФЗ в силу будет формировать и утверждать Пленум Верховного Суда РФ на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших соответствующее желание. Напомним, основные положения закона вступят в силу 25 октября.

Судебный примиритель вправе:

  • вести переговоры со сторонами и другими лицами, участвующими в деле;
  • изучать представленные сторонами документы;
  • знакомиться с материалами дела с согласия суда;
  • осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения деловых отношений.

Стоит, однако, отметить, что судебный примиритель не считается участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.


Нотариальное удостоверение медиативного соглашения

Стоит также обратить внимание на новую процедуру удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами.

Согласно новым процессуальным нормам медиативное соглашение будет удостоверяться при участии медиатора, медиаторов, медиатора-представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Такое нотариально заверенное медиативное соглашение приравнено к числу исполнительных документов, направляемых судебному приставу-исполнителю (п. 5 ст. 12 закона о медиации в ред. Закона № 197-ФЗ).

Это совершенно новый для действующего в настоящее время процессуального законодательства вид исполнительного документа.


Введение примирения в административных делах

Помимо прочего, новые правила устанавливают возможность использовать примирительные процедуры и при рассмотрении административных дел.
Действующее законодательство такого порядка не предусматривает.


***

Перечисленные нововведения призваны разгрузить работу судов первой инстанции, так как правильное и качественное урегулирование спора в примирительном порядке должно существенно снизить огромную нагрузку судей.

Как юрист, постоянно участвующий в судах в силу своей специализации, могу сказать, что фактически судьи рассматривают в день более 20-30 дел, что влияет на качество итоговых судебных решений.

С учетом этого в данном случае, по моему мнению, новые нормы о судебном примирении не только помогут облегчить работу судейского аппарата, но и должны повлиять на более качественный подход к судебному процессу и составлению актов со стороны суда.

В настоящее время на практике спорящие стороны редко разрешают свои вопросы в порядке медиации.

Два основных способа разрешения конфликта:

  • досудебный (в результате переговоров сторон);
  • судебный (путем вынесения судебного решения либо заключения мирового соглашения).

Законодатель же в рассматриваемом Законе № 197-ФЗ пробует размыть четкую границу между “досудебным” и “судебным” этапами разрешения спора, вводя условие именно о судебном примирении.

Такое положение о судебном примирении с большой долей вероятности должно увеличить количество разрешения судебных дел в мировом порядке, так как, по сути, устанавливает государственное начало такого примирения, в отличие от медиации, где примирителем выступает частное лицо.

Именно частный характер медиаторства часто отпугивает стороны от использования такого порядка разрешения конфликта.

Наиболее перспективной нормой при этом видится приравнивание нотариально удостоверенного медиативного соглашения к исполнительному документу, так как она призвана значительно упростить взыскание участниками дела потенциального долга, позволяя миновать судебный орган.

Читайте также:
Почтовое отправление: что это такое, описание и особенности

В то же время следует с осторожностью применять данную норму, так как введение нового вида исполнительного документа с более простой процедурой получения, чем проведение судебного процесса, может повлечь злоупотребление правами со стороны недобросовестных участников спора.

Новые виды примирения сторон в процессе

Материал подготовлен: Евгенией Дмитриевой, старшим юристом “Бейкер Тилли”

Комментарий к Федеральному закону от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Представляется, что на сегодняшний день загруженность судов очень большая, что в свою очередь вызывает необходимость оптимизации судопроизводства и улучшения, развития процессов досудебного урегулирования споров. В связи с указанными обстоятельствами отечественным законодателем предпринимаются меры, направленные на нивелирование существующих процессуальных проблем.

Одним из шагов на пути оптимизации работы судебной системы Российской Федерации является принятие Федерального закона от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», большая часть положений которого вступает в силу 25 октября 2019 года.

Обзор нововведений

Если до обращения в суд стороны пытались примириться, в исковом заявлении будет необходимо указать, какие именно меры были предприняты сторонами для разрешения возникших разногласий. К исковому заявлению потребуется приложить документы, подтверждающие соответствующие действия сторон (при наличии).

Если примирительные процедуры инициировал ответчик, их нужно будет обозначить в отзыве на исковое заявление, приложив подтверждающие документы (при наличии). В отзыве также потребуется изложить мнение о том, есть ли у сторон перспектива примирения.

В настоящее время согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 июля 2014 г. N 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе», судья при подготовке дела к разбирательству только предлагает участникам дела сообщить о предпринятых примирительных действиях и представить соответствующие документы, то есть предоставление информации не является обязательным.

О проведении примирительной процедуры суд должен будет вынести определение и при необходимости отложить. Это произойдет, если, например, стороны согласились с предложением суда провести данную процедуру или суд удовлетворил ходатайство о ней.

В определении суд укажет, среди прочего, срок, в течение которого должна быть завершена примирительная процедура. Стороны смогут ходатайствовать о его продлении.

Если до обращения в суд с требованиями об оспаривании, например, решений органов власти стороны не использовали досудебное урегулирование спора, будет работать следующее правило: суд имеет право при согласии юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина отложить разбирательство и провести примирительную процедуру, по правилам, установленным в главе 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее также – АПК РФ), в том числе с участием судебного примирителя. Такими примирительными процедурами являются: заключение мирового соглашения, урегулирование спора через посредника, передача дела на рассмотрение в третейский суд.

Примирительные процедуры

Следует отметить, что список примирительных процедур расширится, но при этом останется открытым. В частности, согласно нововведенной статье 138.2 АПК РФ споры могут быть урегулированы путем проведения:

посредничества, в том числе медиации;

других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.

Некоторым из примирительных процедур (например, переговорам, медиации, судебному примирению) будут посвящены отдельные статьи АПК РФ, в которых будут установлены базовые требования к соответствующим примирительным процедурам.

Особо стоит выделить судебное примирение. Предполагается проведение указанной процедуры с участием судебного примирителя, которым станет судья в отставке, изъявивший желание выступать в качестве судебного примирителя.

Список лиц, которые смогут выступать в качестве судебного примирителя, утвердит Пленум Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей.

Кандидатуру для разрешения конкретного спора согласуют стороны, а суд будет утверждать предложенную кандидатуру.

При этом стоит учитывать, что примиритель не является участником судебного разбирательства и не сможет совершать действия, которые повлекут возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса.

Справедливо предположить, что новый вид примирения сторон в процессе по своей природе напоминает процедуру медиации, однако между двумя названными процедурами есть ряд отличий.

Среди основных отличий можно выделить следующие:

судебным примирителем, в отличие от медиатора, может стать только судья в отставке;

судебный примиритель будет иметь право ознакомиться с материалами дела, документами, у медиатора такая возможность отсутствует.

Указанный перечень отличительных черт медиации и судебного примирения не является исчерпывающим и может быть расширен в ходе детального сравнения данных примирительных процедур.

Подробные правила проведения процедуры судебного примирения утвердит Верховный Суд Российской Федерации в виде регламента.

Примирительные процедуры и соглашение о примирении

Понятие и виды примирительных процедур

Право на доступность судебной защиты включает в себя и возможность урегулировать спор в рамках примирительных процедур как до, так и после возбуждения дела в суде. Среди наиболее распространенных видов примирительных процедур следует выделить переговоры и посредничество (медиацию), которые широко применяются в международной практике для урегулирования споров.

Читайте также:
Оборонный заказ: что это такое, описание и особенности

Переговоры представляют собой процедуру урегулирования разногласий, в которой принимают участие только субъекты спора.

Посредничество (медиация) – это примирительная процедура, в рамках которой стороны (участники) спора при содействии посредника (медиатора) ведут переговоры, направленные на урегулирование конфликта и принятие взаимовыгодного решения.

В качестве преимуществ посредничества (медиации) можно выделить следующие:

  • предсказуемость результата (стороны сами принимают решение по урегулированию конфликта);
  • поливариантность возможных решений (стороны не связаны предметом и основанием иска, они вправе договориться об условиях урегулирования спора, не противоречащих действующему законодательству и отвечающих их интересам);
  • исполнимость (медиационные соглашения исполняются добровольно, поскольку отвечают интересам обеих сторон и вырабатываются самими сторонами);
  • конфиденциальность процедуры;
  • гибкость и неформальность процедуры.

Посредничество (медиация) как примирительная процедура может применяться в любое время. Участники конфликта вправе его урегулировать в рамках процедуры медиации, не обращаясь в суд. Если производство по делу возбуждено, то возможность обращения к посреднику не утрачивается. Поскольку в рамках медиации спор урегулируется с позиции интересов сторон, то в большинстве случаев такие процедуры оканчиваются заключением соглашения, которое впоследствии добровольно исполняется.

Медиатор, в отличие от судьи, решение не принимает, он обеспечивает продуктивность переговоров, которые направлены на выработку сторонами взаимоприемлемого соглашения. Особенность процедуры медиации заключается в том, что стороны правового спора сохраняют полный контроль над процедурой принятия решения, проверяют его на соответствие своим интересам, и, как результат, такие соглашения добровольно исполняются.

Урегулирование спора в рамках процедуры медиации регламентируется Законом о медиации. Данный нормативный акт закрепляет частную модель медиации, создает условия для развития этого нового для российской правовой культуры способа урегулирования правовых споров.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Специфика публичных споров не исключает примирения сторон. В зарубежной практике такого рода соглашения заключаются с участием органов государственной власти, местного самоуправления; для примирения сторон по публичным спорам применяются переговоры, разные модели медиации. В настоящее время тенденции широкого применения альтернативных способов урегулирования споров, в том числе примирительных процедур, рассматриваются в качестве меры, обеспечивающей доступность правосудия. В Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 16 сентября 1986 г. N R (86) 12 “О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды” предлагается включить в судебную политику задачу содействия примирению сторон как вне судебной системы, так до или в ходе судебного разбирательства. С этой целью предлагается возложить на судей в качестве одной из основных задач ответственность добиваться примирения сторон и заключения мирового соглашения по всем соответствующим вопросам до начала или на любой соответствующей стадии судебного разбирательства.

Поэтому следует рассматривать как положительный шаг закрепление в КАС нормы, позволяющей участникам административного судопроизводства окончить дело примирением. Учитывая специфику рассматриваемых в рамках административного судопроизводства категорий административных дел, законодатель ограничил возможность примирения только плоскостью взаимных уступок в отношении прав и обязанностей субъектов спорных публичных правоотношений. За этими рамками соглашение о примирении заключаться не может, и на суд возложена обязанность осуществлять контроль. В этом состоит отличие соглашения о примирении от мирового соглашения в гражданском и арбитражном процессах. Последние могут заключаться по широкому кругу вопросов, и таких законодательных ограничений по содержанию законодатель в отношении мирового соглашения не установил. В административном судопроизводстве с ходатайством о предоставлении срока для примирения могут обратиться стороны, их представители. Не являются субъектом соглашения о примирении прокурор (ч. 4 ст. 39 КАС), органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц в порядке ст. 40 КАС. При удовлетворении ходатайства сторон о предоставлении срока для примирения суд обязан приостановить производство по делу по п. 6 ч. 1 ст. 190 КАС.

Действующий КАС не предусматривает, в рамках каких процедур может осуществляться примирение сторон по административному делу. Раз законодатель не предусмотрел для таких случаев никаких исключений, то это означает, что участники административного спора могут использовать все не противоречащие законодательству процедуры. Вопрос о примирении может обсуждаться в рамках переговоров, медиации, взаимных консультаций. Если участники административного дела выбрали для примирения процедуру медиации, то в таком случае следует руководствоваться положениями Закона о медиации.

Соглашение о примирении сторон

Урегулирование административного спора путем примирения сторон должно быть выражено в соглашении о примирении. Данное соглашение обязательно должно быть изготовлено в письменной форме и подписано сторонами или представителями, при условии что у представителей в доверенности оговорено соответствующее полномочие. КАС предусматривает минимальные требования к содержанию соглашения о примирении, относя к обязательным реквизитам указание условий, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, включая расходы по оплате помощи представителей. Условия, на которых стороны пришли к примирению, должны включать выводы о правах и об обязанностях сторон, уступках, которые стороны сделали друг другу. Содержание соглашения о примирении не должно противоречить действующему законодательству, а содержащиеся условия о примирении должны отвечать требованиям точности, определенности, исполнимости. Соглашение о примирении может касаться как всех вопросов, являющихся предметом административного дела, так и их части.

Читайте также:
Присяжный стряпчий: что это такое, описание и особенности

Подписав соглашение о примирении, стороны обязаны представить его в суд. После представления соглашения суд возобновляет производство по административному делу и назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении. Лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени, дате и месте судебного заседания. Их неявка не является препятствием для рассмотрения судом вопроса об утверждении соглашения о примирении.

Судебное заседание по вопросу об утверждении соглашения о примирении проводится с целью осуществления судом контроля за этим распорядительным действием. В судебном заседании суд обязан проверить отсутствие оснований, препятствующих заключению соглашения о примирении (ч. 1 ст. 137 КАС), в том числе ответить на вопросы: а) не противоречит ли соглашение действующему законодательству; б) не нарушает ли оно права, свободы и законные интересы других лиц. Если хотя бы одно из этих условий нарушается, то суд отказывает в утверждении соглашения о примирении.

По итогам проведения судебного заседания по вопросу об утверждении мирового соглашения суд принимает определение либо об утверждении соглашения о примирении, либо об отказе в утверждении с указанием причин. Определения принимаются в виде отдельного судебного акта.

Судебные акты, принимаемые по итогам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении, являются самостоятельными объектами обжалования, и на них в течение 15 дней с момента принятия может быть подана частная жалоба.

Процессуальные последствия утверждения соглашения о примирении заключаются в том, что производство по административному делу подлежит прекращению (п. 4 ч. 1 ст. 194 КАС) и повторное обращение в суд с тождественным административным иском (по тем же предмету, основанию и с участием тех же субъектов) недопустимо (ч. 1 ст. 195 КАС).

По общему правилу соглашение о примирении подлежит исполнению добровольно в порядке и сроки, которые согласованы сторонами. В случае если одна из сторон не исполняет условия соглашения о примирении, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о принудительном исполнении в порядке гл. 38 КАС.

Медиация в суде

Решить спорный вопрос можно в стенах суда, при этом не обязательно доводить его до принятия судебного решения. Законом разрешено прервать процесс на любом этапе, составив мировое соглашение сторон, в чем поможет судебный примиритель. Также вопрос можно решить на досудебном этапе посредством переговоров, медиации, прибегая к помощи профессионалов. Такой исход спора менее травматичный для его участников и дает возможность сохранить остатки хороших отношений.

Что такое примирительная процедура?

Примирительная процедура – это переговоры в процессе производства между сторонами без привлеченья третьих лиц для достижения единого компромиссного решения. Процедура проводится только посредством помощи представителей сторон, участвующих в процессе. Данный вариант схож с медиацией, при этом имеет некоторое отличие.

Примирительные процедуры бывают нескольких видов, их проведение возможно на любом этапе судебного процесса, даже в апелляции. Участие в переговорах посредством профессионального переговорщика дает участникам судебного спора множество преимуществ.

Примирительная процедура может проводиться на любом этапе спора

Преимущества примирительных процедур

При проведении процедуры медиации или переговоров в гражданском деле участники пользуются следующими плюсами:

  • обычно стороны при заключении мирового соглашения исполняют взятые на себя обязательства с большим рвением, чем решение суда;
  • примирительная процедура обеспечивает экономию на судебных расходах;
  • также переговоры дают возможность закрыть спорный вопрос быстрее чем суд примет решение;
  • стороны могут сохранить деловые, личностные отношения;
  • такое подписание соглашений выгодно для более слабой стороны, которая не имеет полноценной возможности к отстаиванию своих интересов;
  • стороны могут разработать индивидуальный план действий с использованием результатов, выгодных обеим сторонам;
  • любое свое решение и результаты переговоров участники сохраняют в тайне;
  • будет принято оптимальное решение по удовлетворению требований истца;
  • отсутствие судебных инструментов и церемониала располагает людей, вызывает доверие к процессу;
  • спорящие стороны могут самостоятельно выбрать переговорщика, которому доверяют, что недопустимо в отношении судьи.
Читайте также:
Негативные обстоятельства: что это такое, описание и особенности

Виды примирительных процедур

Наиболее распространенными в РФ являются примирительная процедура, переговоры, медиация. Допускается комбинация некоторых из них или их разновидность.

Переговоры

Переговоры проводятся без привлечения третьих лиц, только при поддержке правозащитников, привлеченных к процессу. Это наиболее распространенный и простой способ решения вопроса. Он не требует дополнительных трат, направлен на решение конкретных проблем и не нуждается в специальном разрешении.

Проводят переговоры письменно или устно, но их итогом будет решение относительно дальнейшего поведения сторон и возложения на каждого участника определенных обязательств.

Важно: переговоры можно проводить на любом этапе споров, до или после возбуждения судебного производства. Но чем раньше стороны к ним прибегнут, тем быстрее они достигнут выгодного результата.

В письменной форме переговоры проводятся в претензионной форме. Она может быть обязательной – на основании закона или нарушенных пунктов договора. Необязательной – по договоренности, без наличия в законе требований к исполнению обязательств.

Важно: если сторона, права которой нарушены, обратится в суд без попытки провести переговоры, орган обязан рассмотреть вопрос, невзирая на возможность его урегулирования мирно.

Медиация

Что такое процесс медиации в суде

Процедура медиации в гражданском деле – это урегулирование судебного вопроса при помощи медиатора. Кто тогда такой медиатор в юриспруденции? Это физическое лицо, действующее на профессиональном или непрофессиональном уровне, для установления контакта между сторонами. Его основная цель – решение спорных моментов без финансовых и моральных потерь.

Данный процесс урегулирован законом, в ФЗ-193 от 2010 года четко прописано, что такое процесс медиации в суде и как ее проводить. Согласно нормам, юрист-медиатор может действовать в рамках гражданского права, для урегулирования предпринимательских, экономических, семейных или трудовых споров.

Важно: если споры иные, использование медиации должно проводиться на основании федеральных законов.

Используется медиация в судах по гражданским и арбитражным делам. Проводится процедура по правилам, установленным сторонами, переговорщик должен сохранять тайну полученной информации. Если стороны еще в начале сотрудничества заключили договор о применении медиации, но при возникновении проблемы обратились в суд – это не является нарушением нормы.

Решение по медиации имеет форму гражданско-правовой сделки, направленной на существенные изменения в отношениях или полное их прекращение.

Судебное примирение

Судебное примирение – новый вариант мировых переговоров

В ФЗ-197 в числе видов примирительных процедур имеется и судебное примирение. Его вправе проводить только судья в отставке (судья-медиатор). Перечень судебных примирителей будет утверждать Пленум Верховного Суда РФ, учитывая предложения арбитражных судов по своим бывшим судьям, вышедшим в отставку.

  • вести переговоры с участниками процесса и заинтересованными в нем лицами;
  • изучать документы сторон;
  • знакомиться с материалами судебного дела;
  • совершать прочие действия, направленные на эффективное решение вопроса и достижения выгодных позиций.

Важно: судебный примиритель не вправе выполнять действия, которые бы изменили обязательства, права участников или прекратили бы их действие.

Функции и роль судебного медиатора

Медиатор призван для решения конфликта до принятия судом решения и на позитивной ноте. Переговорщик высокого уровня профессионализма способен сделать чудеса – он поможет рьяным врагам начать общаться, выработать эффективный план решения спора и в итоге пожать друг другу руки.

Изучая вопрос о процедуре медиации в гражданском процессе и решая, что это, субъект должен понять, что чудес не бывает. Достижение такого блистательного итога не что иное, как использование специальных техник, основанных на психологии человека. Поэтому данному мастерству специально обучают.

Специальные компании и центры, имеющие в штате медиаторов, при поступлении заказа на услуги определяют категорию спора и подбирают специалиста, обладающего предельным опытом в его решении.

Роль юриста-медиатора – помочь оппонентам понять друг друга, найти компромисс

Требования к судебному медиатору

Определяя, что такое процесс медиации в гражданском процессе и какая роль медиатора, пользователь должен знать, каким требованиям специалист отвечает.

Совершая деятельность на непрофессиональном уровне, специалист должен быть:

  • совершеннолетним;
  • дееспособным;
  • без судимости.

Если медиатор специально обученный профессионал, тогда:

  • он должен быть в возрасте от 25 лет;
  • иметь высшее образование;
  • дополнительное узконаправленное образование.

Важно: имея такую профессию, специалист получает свободный график, достойную оплату труда и полезные знакомства.

Требования к медиатору

Порядок и правила медиации

После получения определения, что такое и кто участники процедуры медиации в гражданском процессе, субъекты по обоюдному решению приступают к поиску медиатора. Они могут найти его самостоятельно или же обратиться за рекомендациями в федеральный орган медиаторов.

Важно: медиатор должен начать действовать только после составления сторонами письменного соглашения об использовании медиации. В теле соглашения кроме существенных пунктов они должны указать порядок процедуры или же дать письменное добро на определение этапов медиатором.

Весь процесс походит по следующей схеме:

  1. Медиатор рассказывает сторонам о своей функции, миссии, знакомится с ними. Указывает на роль каждой стороны в переговорах. Уточняет, имеют ли стороны достаточно свободного времени. Указывает, что в период медиации могут потребоваться к проведению кокусы – переговоры с каждой стороной отдельно.
Читайте также:
Недееспособность гражданина: что это такое, описание и особенности

Важно: переговоры в среднем длятся 2,5 – 3 часа.

  1. На этапе презентации специалист выслушивает позицию каждого участника, детально углубляется в вопрос.
  2. Этап дискуссии – стороны доводят до ведома оппонента свое мнение и свое понимание ситуации, они могут вести себя эмоционально, специалист даст им возможность выплеснуть гнев. В случае ожесточенной перепалки и отсутствия диалога он проводит кокусы.
  3. Далее стороны письменно составляют основные важные вопросы, которые нужно решить, предлагают свое решение проблемы.
  4. Медиатор предлагает увидеть позитив в предложении оппонента, услышать его. Он предлагает протестировать, как будет развиваться ситуация при том или ином решении.
  5. На завершающем этапе подводятся итоги и стороны принимают решение, оценивают работу медиатора и собственную удовлетворенность от достигнутого.

Как проходит медиация

Результаты примирения в арбитражном процессе

Судебная медиация – это разработанный нормативами процесс, он должен проводиться в определенные сроки и достигать заданной цели.

В результате участия в медиации стороны получают желаемое, они начинают думать логически, понимать друг друга и совместно выходят из сложной ситуации. Они остаются при этом в хороших отношениях, продолжают партнерство и с пониманием подходят к проблемам контрагента в будущем.

Результат процедуры медиации в гражданском процессе – мирное разрешение спора

Выводы

Как видно, процесс медиации в любом ее виде важен и нужен обществу, он помогает избежать суда, растрат, нервных переживаний. Он дает сброс эмоций и позволяет достигнуть продуктивного компромисса. Но главное проблема останется конфиденциальной, она будет тайной двух сторон.

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ — орган по разрешению коллективного трудового спора.

П. к. создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора. Решение о создании П. к. при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании П. к. при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников (ст. 402 ТК РФ).

П. к. формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания П. к. и участия в ее работе.

Работодатель создает необходимые условия для работы П. к.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен П. к. в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом.

Решение П. к. принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением П. к.

Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС . Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова . 2007 .

  • ПРИВЕРЖЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА
  • ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД

Полезное

Смотреть что такое “ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ” в других словарях:

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ — ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ, в Российской Федерации паритетный орган по рассмотрению коллективных трудовых споров (трудовых конфликтов). Создается сторонами для рассмотрения конкретного конфликта. Если соглашение в примирительной комиссии не… … Современная энциклопедия

Примирительная комиссия — (англ conciliating committee) в РФ орган, специально создаваемый для рассмотрения коллективного трудового спора. П.к. создается в срок до 3 х рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим … Энциклопедия права

Примирительная комиссия — ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ, в Российской Федерации паритетный орган по рассмотрению коллективных трудовых споров (трудовых конфликтов). Создается сторонами для рассмотрения конкретного конфликта. Если соглашение в примирительной комиссии не… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Примирительная комиссия — 1. Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. 2. Примирительная комиссия рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда (включая … Официальная терминология

Примирительная комиссия — (англ conciliating committee) в РФ орган, специально создаваемый для рассмотрения коллективного трудового спора. П.к. создается в срок до 3 х рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом… … Большой юридический словарь

Читайте также:
Постоянная рента: что это такое, описание и особенности

Примирительная комиссия — созданный на равноправной основе из представителей сторон коллективного трудового спора временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Рассмотрение коллективного трудового спора в п.к. обязательный этап примирительных… … Большой юридический словарь

Процедуры Примирительные — способ разрешения коллективного трудового спора с помощью достижения согласованного решения. Статья 2 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. О порядке разрешения коллективных трудовых споров определяет примирительные процедуры как рассмотрение… … Словарь бизнес-терминов

ТРУДОВОЙ СПОР — неурегулированные разногласия между работодателем (работодателями, их представителями) и работниками (их представителями) по вопросам трудовых отношений. Гл. 60 ТК РФ посвящена рассмотрению индивидуальных трудовых споров, гл. 61 рассмотрению… … Российская энциклопедия по охране труда

ТРУДОВЫЕ СПОРЫ — неурегулированные разногласия, возникающие между работниками и администрацией предприятия, учреждения, организации (работодателем) по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений … Энциклопедический словарь экономики и права

Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных… … Википедия

Примирительная комиссия — что это

Между сотрудниками предприятия или какой-то отрасли в целом, а также между работодателями могут возникать коллективные трудовые споры, базовым этапом решения которых является формирование примирительной комиссии. Поэтому каждому сотруднику и каждому российскому работодателю следует знать о том, что это такое — примирительная комиссия и в какой срок она должна быть создана в случае возникновения коллективного спора. Большинство правовых норм, регламентирующих создание и рассмотрение спора закреплены в ТК РФ, как в базовом документе российского трудового законодательства.

Примирительная комиссия — что это такое

Под примирительной комиссией подразумевается собрание представителей сторон трудовых взаимоотношений, созданное специально для урегулирования образовавшегося коллективного разногласия. С точки зрения законодательства, подобная комиссия является обязательным элементом в любом споре коллективного характера. Без ее формирования и проведения заседания невозможно дальнейшее решение существующего спора иными способами.

Сами по себе примирительные комиссии призваны создать упорядоченный и структурированный орган, который в равной степени знаком как с интересами трудящихся и работодателей, так и с сутью коллективного спора. За счет коротких сроков существования комиссии, осведомленности всех ее членов о сути происходящего спора, подобный орган может быть хорошим подспорьем для выработки решения, которое будет устраивать все стороны разногласий.

Такие комиссии могут формироваться в рамках двух основных видов коллективных споров:

  • Сотрудников одного работодателя с ним.
  • Трудящихся отрасли и предпринимателей в этой сфере.

Приступать к следующим этапам решения спора его стороны, как работодатели, так и трудящиеся и их представители, имеют право лишь только после того, как попытки примирения в рамках функционирования соответствующей комиссии не дали ожидаемого результата и не привели к прекращению существующего коллективного трудового спора.

Более подробно о том, что такое коллективный трудовой спор, можно прочитать в отдельной статье. Далее же будут рассматриваться именно особенности работы примирительных комиссий в рамках российского правового поля.

В какой срок создается примирительная комиссия и кто в нее входит

Законодательство достаточно строго определяет как сроки формирования примирительных комиссий, так и перечень лиц, каковые могут участвовать в них. Нарушение установленных сроков дает другой стороне право перейти на следующий уровень разрешения разногласий. Однако при этом одностороннее формирование рассматриваемой комиссии не допускается в любом случае.

Срок формирования комиссий зависит от характера и масштаба наличествующего спора. Так, для разногласий локального уровня — то есть, в рамках одного предприятия, сроки формирования рассматриваемой комиссии составляют не более двух дней со дня начала спора. В случае, если спор начинается на иных уровнях социального партнерства, законодательство расширяет сроки, предоставляемые на формирование комиссии до трех дней с момента начала спора.

При этом сроки устанавливаются законодательством не только в отношении времени формирования примирительной комиссии, но также и в отношении ее фактического функционирования. Так, на локальном уровне примирительная комиссия прямо обязана вынести решение по сути спора в течение трех дней с момента создания. А для споров на иных уровнях социального взаимодействия — в течение пяти дней с момента создания комиссии.

Что же касается состава примирительной комиссии, то он зависит от того, на каком уровне социального партнерства происходит коллективный спор. Для локального уровня коллективных споров, в комиссии должны присутствовать представители работников и работодателя. В случае коллективных споров иного уровня (отраслевых, межотраслевых), в примирительной комиссии должны участвовать представители объединения работодателей или министерств, а также представители соответствующего органа трудящихся, например, профсоюза.

Читайте также:
Плюральный вотум: что это такое, описание и особенности

При этом независимо от масштабов разногласий и конкретного уровня, на котором они происходят, не допускается участие в деятельности комиссии каких-либо третьих лиц, в том числе и представителей власти. В исключительных случаях и при согласии обеих сторон такие представители могут принимать участие консультативного характера для обеих сторон коллективного трудового спора.

Один из базовых принципов формирования любой примирительной комиссии — равенство сторон в ее составе. Таким образом, в составе примирительной комиссии всегда должно быть равное количество участников как со стороны работодателей, так и со стороны самих работников. Рекомендуемое Министерством труда количество участников примирительной комиссии от каждой стороны спора — от двух до пяти человек, в зависимости от сложности спора и поиска оптимального и приемлемого решения.

Полномочия примирительной комиссии и порядок ее действий в трудовом споре

Несмотря на критическое значение комиссии по примирению в рамках споров коллективного характера, ее члены, и она сама как полноценный орган, обладают лишь минимальным набором каких-либо полномочий. Ведь в первую очередь деятельность первичной комиссии призвана упростить взаимодействие работодателя и рабочего коллектива и ускорить процесс поиска оптимального решения в спорной ситуации за счет фактического участия представителей сторон в рамках процесса примирения. Поэтому примирительная комиссия обладает лишь следующими полномочиями:

  • Принятие решений по трудовому спору. Если коллективный трудовой спор был успешно разрешен в рамках заседаний примирительной комиссии, то она оформляет протокол, положения которого являются обязательными для исполнения всеми сторонами спора. Сам же спор вследствие такого решения считается оконченным.
  • Оформление протокола разногласий. Протокол разногласий — это базовый документ, в котором фиксируются основные доводы и разногласия сторон, и на основании этого протокола возможно совершение последующих процессуальных действий.
  • Привлечение посредника. Именно примирительная комиссия по итогам рассмотрения вопроса может принять решение о дальнейшем рассмотрении ситуации при участии посредника. Конкретная личность посредника также определяется в рамках заседания примирительной комиссии.

В остальном же законодательство не регламентирует вопросы обеспечения дополнительных прав участникам примирительных комиссий. Однако в целом, закон защищает работников, участвующих в качестве представителей трудового коллектива от любых незаконных действий со стороны работодателя и предписывает обязательное сохранение за ними среднего заработка на время работы примирительных комиссий.

В целом же, на практике примирительные комиссии проводят свои заседания достаточно быстро — в течение нескольких часов, что позволяет решать вопросы, связанные с коллективными спорами без серьезного отрыва сотрудников от рабочего процесса. В том числе не нанесет значительного ущерба деятельности компании и то, что количество участников примирительной комиссии крайне ограничено.

Правовое регулирование создания примирительной комиссии по ТК РФ

Чтобы лучше понимать принципы функционирования примирительных комиссий на предприятиях и в рамках коллективных споров более масштабного уровня, каждой стороне трудовых взаимоотношений рекомендуется ознакомиться с положениями действующего законодательства, которые регулируют этот вопрос. В частности, значение имеют следующие положения ТК РФ:

Ст.398 определяет само понятие коллективного спора и примирительных процедур, как основного механизма их разрешения.

  • Ст.399 регламентирует базовое выдвижение требований трудящимися как самостоятельно, так и через своих представителей.
  • Ст.400 устанавливает порядок рассмотрения работодателем требований сотрудников и профсоюзов.
  • Ст.401 определяет перечень и этапы различных примирительных процедур, применяемых в рамках коллективных трудовых споров.
  • Ст.402 непосредственно посвящена рассмотрению коллективных споров трудовыми комиссиями, а также принципам формирования такого органа.
  • Учитывая, что Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет достаточно мало конкретных механизмов, касающихся порядка функционирования примирительных комиссий, было принято также Постановление Минтруда РФ №57 от 14.08.2002. В этом документе устанавливаются более детальные и подробные рекомендации для всех участников трудового спора, касающиеся принципов формирования и функционирования примирительных комиссий. Однако таковые рекомендации не носят императивного характера и являются необязательным к исполнению нормативным документом, поэтому стороны вправе использовать и иные механизмы, регламентирующие деятельность примирительных комиссий, если таковые не противоречат непосредственно базовым нормативам ТК РФ.

    Примирительной комиссией

    Рассмотрение коллективного трудового спора

    Порядок рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора примирительной комиссией определен ст. 402 Трудового кодекса РФ, а также Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. N 57 (далее – Рекомендации). Помимо собственно Рекомендаций, имеющих двигательное описание процедуры разрешения спора в примирительной комиссии, указанным постановлением утверждены форма Протокола заседания комиссии и Протокола разногласий, а также Памятка членам примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового права.

    Основная задача примирительной комиссии – оказание помощи сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон.

    Читайте также:
    Процентное вознаграждение: что это такое, описание и особенности

    не должна оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения. Участие примирительной комиссии в рассмотрении коллективного трудового спора должно предоставлять сторонам дополнительные возможности для его мирного разрешения;

    должна быть готова дать сторонам предложения и альтернативу по процедуре и существу переговорного процесса, для того чтобы помочь успешному ходу переговоров.

    Для эффективного выполнения членами примирительной комиссии своих обязанностей необходимо, чтобы стороны признавали их компетентность, объективность, беспристрастность и независимость.

    Члены примирительной комиссии должны уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций.

    Конфиденциальная информация, доверенная членам примирительной комиссии при ее работе, не должна распространяться и использоваться ими прямо или косвенно для личной или иной выгоды.

    Позиции каждой из сторон коллективного трудового спора на переговорах, их предложения, высказанные членам примирительной комиссии конфиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой стороне без предварительного согласия стороны или лица, давшего информацию.

    Члены примирительной комиссии:

    должны искать приемлемые для сторон способы разрешения конфликта и стимулировать стороны к поиску компромисса, стремиться завершить коллективный трудовой спор на данном этапе;

    не должны принимать вознаграждения или ценные подарки от представителей сторон.

    должны обладать умением аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения сторон, аккумулировать все позитивное, что можно было бы использовать для достижения согласия. Большое значение имеет также их стремление к пониманию, заинтересованность, умение выслушивать оппонента, снимать напряженность переговорного процесса;

    должны руководствоваться Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, а также Рекомендациями;

    должны знать методы ведения переговорного процесса. Желательно их знакомство с основными принципами работы профсоюзной организации, действующей системой разрешения индивидуальных жалоб, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации.

    Примирительная комиссия является первым органом по рассмотрению коллективного трудового спора. Она создается при возникновении любого спора. Формирование примирительной комиссии возможно в организации, на уровне отрасли, субъекта РФ и т.п.

    Трудовой кодекс РФ устанавливает ограниченные сроки создания примирительной комиссии, исходя из того, что, с одной стороны, затягивание рассмотрения коллективного спора ведет к эскалации конфликта, с другой – образование такой комиссии труда не составляет, так как, кроме представителей сторон, в ее работе никто не участвует.

    Примирительная комиссия, согласно ст. 402 ТК РФ, создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

    Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

    Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

    Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

    Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

    Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Решение о продлении срока оформляется протоколом.

    Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены данным решением.

    При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража (ст. 402 ТК РФ).

    Создание примирительной комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников. Такое оформление необходимо для четкого определения момента создания комиссии, что важно при исчислении сроков, установленных законом, и предоставлении гарантий работникам.

    Примирительная комиссия должна формироваться и в случае возникновения спора при заключении отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного, регионального и других видов соглашений, поскольку она признана обязательным органом по разрешению коллективного трудового спора. В такой ситуации решение о создании примирительной комиссии принимается соответствующим представителем работодателей (объединением, министерством и т.п.) и представителем работников (профсоюзами, объединениями профсоюзов и т.д.).

    Руководствуясь общими процедурными требованиями, можно рекомендовать оформление решения в письменной форме.

    Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями работодателя (работодателей) и работников. В ее состав входят лишь представители сторон. В том случае, если спор возникает на стадии разработки и заключения соглашения, необходимо учитывать, что состав участников соглашения обычно шире и включает представителей органов государственной власти или органов местного самоуправления. Последние не должны быть членами примирительной комиссии и могут принимать участие в ее работе лишь в качестве наблюдателей, консультантов и т. п.

    Читайте также:
    Пророгационное соглашение: что это такое, описание и особенности

    Рекомендации предусматривают, что:

    представителем работодателя при рассмотрении коллективных трудовых споров между работниками организации и работодателем являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительными документами организации и локальными нормативными актами (п. 13)

    интересы работодателей при разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений представляют соответствующие объединения работодателей (п. 14);

    интересы работников организации при рассмотрении коллективных трудовых споров между работниками организации и работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (п. 11);

    интересы работников при разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов (п. 12);

    Поскольку примирительная комиссия принимает обязательное для сторон решение, в ее состав должны входить представители, уполномоченные принимать такое решение и подписать его от имени стороны спора.

    Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон, которое на практике проявляется в создании комиссии из равного числа представителей той и другой стороны.

    Установление такого принципа вполне соответствует международным стандартам: согласно п. 2 Рекомендации МОТ N 92 “О добровольном примирении и арбитраже” (1951 г.), в каждый орган по добровольному примирению, создаваемый на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и трудящихся.

    В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров (п. 15 Рекомендаций).

    Решение сторон об образовании примирительной комиссии после согласования ее количественного состава оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников либо протоколом совместного решения сторон (п. 16 Рекомендаций).

    Примирительную комиссию не следует отождествлять с комиссией по ведению коллективных переговоров. Хотя оба эти органа формируются из представителей работников и работодателя (работодателей), у них разные задачи.

    Для того чтобы облегчить участникам спора решение некоторых формальных вопросов, Рекомендации Минтруда России предлагают воспользоваться следующей схемой:

    когда требования работников работодателем отклонены, одновременно с письменным уведомлением об этом представительному органу работников направляется предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работодателя;

    если представитель работодателя (руководитель организации) не сообщает своего решения, то по истечении трех рабочих дней со дня вручения требований представитель работников должен направить руководителю организации предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работников;

    если разногласия возникли в ходе коллективных переговоров, сторонам спора лучше всего решать вопрос о создании примирительной комиссии одновременно с составлением протокола разногласий. Представитель работников либо работодателя, получив предложение об образовании примирительной комиссии, подготавливает свои встречные предложения о ее количественном и персональном составе. После согласования количественного состава образование примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников.

    Работодатель как сторона спора (его представители) не может уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. В противном случае представители работодателя несут ответственность, предусмотренную трудовым законодательством и КоАП РФ.

    В качестве уклонения от создания примирительной комиссии можно рассматривать, например, несообщение в установленный срок о своем решении относительно членов комиссии со стороны работодателя или отказ оформить создание комиссии приказом.

    Уклонение от участия в работе комиссии – более широкое понятие. Оно включает несоблюдение сроков работы этого органа, неявку на заседание комиссии без уважительных причин и невыполнение обязанности по созданию необходимых условий для работы примирительного органа.

    Исходя из того что работодатель всегда находится в более выгодном экономическом положении по сравнению с работниками, на него возлагаются дополнительные обязанности, связанные с проведением примирительных процедур. Так, он должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии. Трудовой кодекс РФ не содержит перечня необходимых условий или определения их понятия, оставляя этот вопрос на разрешение сторон. Учитывая международный опыт и практику разрешения коллективных трудовых споров в нашей стране, можно предположить, что создание благоприятных условий для деятельности первичного органа по рассмотрению коллективного трудового спора должно включать следующие мероприятия: а) техническое обеспечение, т.е. предоставление помещения для проведения заседаний комиссии, средств связи и оргтехники и т. п.; б) информационное обеспечение – предоставление документов и сведений, необходимых для разрешения спора; в) предоставление членам примирительной комиссии гарантий, предусмотренных ст. 405 ТК РФ (освобождение от основной работы с сохранением среднего заработка).

    Читайте также:
    Процентное вознаграждение: что это такое, описание и особенности

    В случае необходимости возможна оплата из средств работодателя проводимых консультаций, экспертиз и т. п.

    Установлен пятидневный (в рабочих днях) срок рассмотрения спора примирительной комиссией со дня издания актов о ее создании. Предполагается, что члены комиссии, будучи работниками данной организации, знакомы с существом спора и обстоятельствами его возникновения, поэтому пяти дней достаточно для уточнения позиций сторон и вынесения решения. Однако в ТК РФ добавлено, что указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что также оформляется протоколом (ч. 6 ст. 402 ТК РФ).

    Основной задачей примирительной комиссии являются рассмотрение возникших разногласий и попытка достичь соглашения по спорным вопросам. При этом новые разногласия (не нашедшие отражения в протоколе разногласий) или новые требования (не заявленные ранее) не должны выдвигаться. Урегулирование коллективного трудового спора в ходе примирительных процедур характеризуется тем, что количество разногласий может постепенно уменьшаться. Допустим, профком выдвинул четыре требования. Одно из них сразу было удовлетворено работодателем. Три явились предметом рассмотрения примирительной комиссией, которая не смогла прийти к соглашению по всем вопросам, но одно разногласие сняла. Затем стороны создали трудовой арбитраж, которому осталось рассмотреть еще два спорных вопроса. Решения арбитража по этим вопросам были приняты сторонами.

    Таким образом, примирительная комиссия может и не урегулировать коллективный трудовой спор как таковой, но смягчит противостояние сторон, сблизит их позиции, сократит количество разногласий.

    Регламент работы комиссии устанавливается самой комиссией. В ходе рассмотрения спора ее членам должна быть предоставлена возможность получения необходимых документов и материалов, свободного обсуждения всех возможных вариантов разрешения конфликта.

    Заседания примирительной комиссии, как правило, проводятся в рабочее время (для чего члены комиссии освобождаются от работы) и протоколируются.

    Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон. Очевидно, что такое указание законодателя предполагает, что каждая сторона выступает как единое целое и каждый член примирительной комиссии действует исключительно как представитель соответствующей стороны.

    Решение примирительной комиссии оформляется протоколом, т.е. в письменной форме, в котором целесообразно указать дату, предмет спора, представителей сторон, уполномоченных на разрешение коллективного трудового спора, состав примирительной комиссии. Необходимо также изложить содержание достигнутых соглашений и определить порядок, сроки и формы исполнения решения. Например, если спор возник по поводу заключения или изменения коллективного договора, соглашения, установления либо изменения условий труда, решение может исполняться путем внесения соответствующих положений в проект того или иного акта, а равно в действующий акт. Протокол скрепляется подписями членов примирительной комиссии.

    Если согласие не достигнуто, то в протоколе разногласий необходимо четко отразить существо разногласий и позиции сторон, их намерения в отношении дальнейших примирительных процедур.

    Рекомендации Минтруда России предлагают форму протокола заседания примирительной комиссии (приложение N 1 к Рекомендациям), однако они страдают рядом неточностей. Так, требуется, чтобы представители работников были уполномочены собранием (конференцией) работников, хотя ТК РФ этого не требует. Вполне достаточно, чтобы члены примирительной комиссии были выделены законно действующим профсоюзом или советом трудового коллектива.

    Вторым недостатком предлагаемой формы протокола является построение его содержания в форме доклада членов примирительной комиссии представителям работников и работодателя о результатах своей работы и утверждения этих результатов. Деятельность примирительной комиссии может завершиться принятием согласованного решения. В этом случае спор считается разрешенным. Решение примирительной комиссии обязательно для сторон. За невыполнение соглашений представители работодателя несут ответственность в соответствии со ст. 416 ТК РФ, а также КоАП РФ.

    Рекомендация МОТ N 92 подчеркивает, что все соглашения, достигнутые сторонами в ходе переговоров по примирению, имеют равную силу с договорами, заключаемыми в обычном порядке, т. е. коллективными договорами, соглашениями.

    В соответствии с требованиями ТК РФ неисполнение работодателем условий соглашения не может повлечь за собой обращения в суд. Соглашения, достигнутые в ходе реализации социального партнерства, не обеспечиваются судебной защитой. Для них законодатель установил иной механизм реализации – механизм, связанный с коллективными действиями работников. В рассматриваемом случае, обнаружив нежелание работодателя выполнять заключенное в законном порядке соглашение, работники были вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку, предъявив работодателю соответствующие требования (о выполнении соглашения).

    Такие результаты работы примирительной комиссии также должны быть зафиксированы в протоколе. В протоколе отражается и решение сторон о выборе следующей примирительной процедуры. Это может быть посредничество или трудовой арбитраж.

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: