Принудительное воспитание: что это такое, описание и особенности

Проблемы воспитания – Как отличить насилие от наказания?

– Как отличить насилие от наказания? – Мифы о насилии. – Альтернатива насилию.

Проблемы воспитания – Как отличить насилие от наказания? (часть 1)

Стоит ли наказывать детей? Каким должно быть наказание? Чем отличается наказание от насилия? В процессе воспитания, подобные вопросы возникают практически ежедневно и не всегда наши решения, и наши действия бывают осознанными и основанными на знании. Чаще всего мы поступаем так же, как с нами поступали наши собственные родители. Часто, в процессе воспитания, родители действуют эмоционально, импульсивно и необдуманно. А после вспышек эмоций неизбежно приходит чувство вины перед ребёнком, самообвинения или обвинения супруга. Что бы избежать подобных вещей, попробуем разобраться в чём всё-таки отличия и так ли они важны?

Определение насилия, на первый взгляд, очень простое. Насилие – это «принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие». Воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле).

Принято выделять 4 вида насилия:

Физическое насилие – форма домашнего насилия, причинение телесных повреждений различной степени тяжести, к которым относятся пощечины, пинки, толкание, щипки, порка, нанесение побоев, истязание и другое;

Психологическое насилие – форма домашнего насилия, к которой относятся словесные оскорбления, угрозы, преследования, запугивания, другие действия, направленные на ограничение волеизъявления лица, контроль в репродуктивной сфере, если такие действия вызвали у пострадавшего опасения за свою безопасность или безопасность третьих лиц, повлекших эмоциональную неуверенность, неспособность защитить себя или нанесли вред психическому здоровью человека;

Сексуальное насилие – форма домашнего насилия, к которой относятся любые действия сексуального характера, совершенные в отношении совершеннолетнего лица без его согласия или в отношении ребенка, притязания сексуального характера, принуждение к актам сексуального характера с третьим лицом, а также другие правонарушения против половой свободы и половой неприкосновенности личности, в том числе в отношении ребенка или при ней;

Экономическое насилие – форма домашнего насилия, к которой относятся умышленное лишение жилья, еды, одежды, другого имущества, денежных средств и документов или возможности пользоваться ими, оставление без присмотра или попечительство, препятствование в получении необходимых услуг по лечению или реабилитации, запрет работать, принуждение к труду, запрет учиться и другие правонарушения экономического характера;

По отношению к детям есть ещё одно дополнительное определение:

Жестокое обращение – любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Многие родители, в воспитании детей, применяют весь доступный арсенал воздействий на ребёнка – от физического «ремня» до психологических унижений и экономических ограничений. Другие родители напротив, читая и узнавая о насилии, боясь совершить ошибку, из одной крайности идут в совсем другую. Любое физическое прикосновение, например, одёрнуть руку ребёнка считают физическим насилием. Запрет на просмотр телевизора или компьютера расценивают как экономическое, а запрет выходить из комнаты как жестокое обращение.

Поэтому одного лишь определения насилия мало. Для того что бы воздействие на ребёнка действительно не являлось насилием должны быть соблюдены некоторые условия:

Воздействие не должно привести к ущербу. Физическому или психологическому. Например, запрет на телевизор не приведёт к психологической травме, так же, как и запрет на конфеты и многие другие вещи. А вот публичное пристыживание ли унижение, высмеивание может привести. Одно и тоже действие может быть насилием, а может не быть, в от контекста. Если смотреть телевизор или выходить из комнаты запрещают необоснованно, просто так, по настроению родителя – это насилие, а когда ребёнок предупреждён, был предварительный договор и ребёнком дано согласие на подобное наказание в случае невыполнения каких-либо обязательств – это наказание.

Воздействие не должно быть непредсказуемым для ребёнка. Другими словами, когда родитель эмоционально разряжается и отыгрывается на ребёнке – это насилие. Это часто происходит с маленькими детьми, которые ещё не в состоянии понимать причинно-следственные связи, а у родителей просто не хватает терпения и эмоциональной стабильности для контакта. Происходит взрыв эмоций, крики, угрозы, оскорбления, шлепки или удары, которые могут произвести к травматизации и нарушению привязанности.

Существует закономерная последовательность насилия:

всесилие – бессилие – насилие.

Родитель, желая полного подчинения и контроля над ребёнком стремится к всесилию. Так как это в принципе невозможно, то рано или поздно родитель встречается с собственным бессилием и что бы как-то решить ситуацию прибегает к насилию. Дети в данном случае являются жертвами т.к. для детей совершенно нормально совершать разные поступки, изучать мир, портить имущество, не слушаться, быть иррациональными и т.д. Неудобное детское поведение это естественно, а на родителях лежит ответственность быть взрослым и заботиться о ребёнке.

Читайте также:
Областная дума: что это такое, описание и особенности

В следующей части разберём мифы-оправдания, которыми пользуются родители, подвергая своих детей насилию в «воспитательных» целях.

Проблемы воспитания – Как отличить насилие от наказания? Мифы о насилии. (часть 2)

Не умея контролировать и осознавать свои эмоции и действия, не зная о разнице между насилием и наказанием, родители часто пользуются распространёнными мифами о «нормальности и безопасности» насилия как метода воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

На основании данных анкетирования, которое осуществлялось во время проведения различных семинаров и групп по теме насилия, я имею некоторую примерную статистику о применении насилия как метода воспитания. Примерно половина опрошенных указывали, что в детстве к ним применялось насилие. И столько же указывали, что иногда применяют насилие по отношению к своим детям. В процессе общения узнаем оправдания в виде мифов, стереотипов и отговорок.

– «Я не верю, что существуют родители, которые вообще не бьют своих детей. Так не бывает» – самое удивительное, что приходилось слышать. Эта отговорка означает, что физическое насилие прочно вшито на подсознательном уровне и его даже не нужно оправдывать. Не имея другого опыта и не видя альтернатив насилию, не имея навыков конструктивного взаимодействия с ребёнком, такие родители сами создают себе проблемы. Современные социальные условия сильно изменились с времён, когда насилие по отношению к детям было обыденным делом. 100-200 лет назад требования к психическому здоровью были совсем иными чем сейчас. Дети, которых не били в детстве и которые имеют здоровую и крепкую самооценку, доверие к миру и базовое чувство безопасности имеют гораздо больше преимуществ в конкурентной борьбе по сравнению с детьми, которые имеют детские травмы. А насилие приводит именно к травмам. Многие люди проносят через всю свою жизнь детские чувства обиды, злости, несправедливости, страха по отношению к своим родителям. И это напрямую влияет на их жизнь и судьбу.

– «Меня били, и я вырос нормальным» – честно говоря, очень сомнительный аргумент, потому что мы не знаем, каким бы вырос человек, если бы его не били, а наоборот поддерживали, прислушивались, уважали личные границы и т.д. Вырастают «нормальным человеком» не благодаря насилию, а вопреки. Защитные механизмы организма и психики могут адаптироваться к самому плохому. Но цена этой нормальности может быть высокой.

– «До ребенка так быстрее доходит» – экономить время на разговорах возможно и удобно, но зачем же экономить на собственных детях? На самом деле, ребёнок понимает только то, что нужно притвориться что подчинился родителям или что не надо попадаться на глаза, поскольку можно получить заряд боли и чувство страха. А то, что ребенок должен был понять, так и не доходит, потому что не поговорили и не прояснили. Для того что бы дети прислушивались и понимали слова, необходимы устойчивые близкие отношения и взаимоуважение, а не страх. В дальнейшем неудивительно если ребёнок начнёт обманывать, избегать контакта и не доверять родителям.

– «Я не бью, я только по памперсу по попе по губам по рукам» – у нас действует закон о противодействии домашнему насилию, где четко определено, что такое физическое насилие. Все вышеуказанные действия являются примерами физического насилия. Не верите – попросите мужа партнера друзей несколько раз ударить вас по губам или по рукам, или по попе и отследите ваши ощущения. Для ребёнка, как и для взрослого это унижение и грубое нарушение психологических границ.

– «Ну хорошо, девочек можно не бить, а мальчиков обязательно» – пример гендерно обусловленного насилия. Воспитанные с помощью насилия мальчики, будущие травмированные мужчины. Они же будут подобным образом «решать проблемы» со своими жёнами, детьми. Интересно, что после 13-14 лет насилие по отношению к мальчикам резко снижается, т.к. они становятся способными защититься.

– «Это мой ребенок, это вообще не ваше дело» – ребенок — это не собственность родителей и не вещь, а отдельная личность, имеющая права, которые закреплены на законодательном уровне. Ребенок — это не частная собственность. Насилие по отношению к ребёнку запрещено законом, так же, как и насилие по отношению к другим взрослым. Наблюдая насилие, любой имеет право вмешаться и защитить жизнь и здоровье другого человека.

– «Если не бить, то как наказывать?» – справедливый вопрос, но первое, что нужно понять – насилие – это не одно и то же, что и наказания. Ребенок должен осознавать, за что он наказан, то есть, для наказания должен быть соответствующий возраст и определенные правила. Наказание не должно причинять психический или физический ущерб, не должно унижать достоинство ребёнка, нарушать привязанность к родителям и способствовать отчуждению, недоверию и страху. Более подробно об этом в следующей части.

Читайте также:
Пенсионный негосударственный: что это такое, описание и особенности

Проблемы воспитания – Как отличить насилие от наказания? Альтернатива насилию (часть 3)

Главное, что должен помнить родитель, воспитывая ребёнка – отношения всегда должны оставаться на первом месте. Как правило проблемы в поведении и дисциплине возникают как следствие нарушения отношений и привязанности.

Кроме насилия существуют и другие способы воспитания. Рассмотрим некоторые из них:

  • методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, пример). Как видите способов очень много. Главная задача – формирование мышления и сознания ребёнка. Объяснений никогда не бывает много. В силу физиологических причин детям тяжело контролировать и постоянно удерживать в памяти, казалось бы, простые вещи и прописные истины. Будьте вспомогательным зрелым мозгом для своего ребёнка.
  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации). Лучшее обучение – это действие.
  • методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). Наказание действенно, когда оно понятно ребенку и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения. Лучше всего что бы ребёнок знал о способе наказания заранее. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке – за каждый. При наказании, нельзя оскорблять и унижать ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания. Не допускайте превращения наказания в орудие мести или собственную эмоциональную разрядку. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы. Наказание требует такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одним наказанием делу не поможешь. Поэтому оно используется в комплексе с другими методами воспитания. Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Но не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

  • Метод дилемм заключается в совместном обсуждении моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».

Соблюдение некоторых правил, помогут сохранять отношения и не прибегать к использованию насилия как метода воспитания.

  • Эмоциональный контакт
  • Проговаривание. Называем вещи своими именами
  • Обозначение собственных чувств и намерений, рефлексия
  • Эмпатия и сопереживание
  • Уважение к ребенку, субъект-субъектное отношение
  • Обсуждение случившегося
  • «Стоп»- установление границ
  • Умение извиниться
  • Воспитание собственным примером

1. Обращайте внимание на ваше психоэмоциональное состояние. Если вы чувствуете, что не справляетесь с эмоциями, лучше сделайте перерыв, выпейте воды, подышите свежим воздухом. Если есть возможность – на небольшое время дистанцируйтесь от ребенка, чтобы «перезагрузиться». Отойдите от телевизора или телефона. Если есть возможность, поговорите с тем, кто вас выслушает и поддержит.

2. Помните, что если родители на нуле – то и вся семья на нуле. Необходимо заботиться о пополнении своей «батарейки ресурсов» – всего что поднимает настроение и повышает общую мотивацию.

3. Дж. Медина в своей работе описал «четыре гроздья гнева», куда внес следующие причины родительских срывов, как – отсутствие сна, социальную изоляцию, скрытую депрессию у обоих партнеров и как следствие повышение уровня агрессии. Если очень коротко – родителям как воздух необходим сон, поскольку длительное отсутствие сна приводит к подавлению общего психоэмоционального состояния. Во-вторых, после рождения ребенка часто родителей настигает социальная изоляция из-за смены ритмов жизни с маленьким ребенком и как следствие – скрытая депрессия у обоих партнеров. Из-за этого, постоянным фоном, идёт повышенная агрессия.

4. Большинство срывов на ребенке происходит из-за усталости родителей и их эмоционального выгорания. Поэтому следует держать руку на пульсе и максимально расставлять приоритеты и заботиться о себе в первую очередь. Помните, в самолете кислородную маску сначала надевают родители, а потом ребенку.

5. Осведомленность о возрасте ребенка, особенностях его развития. Если мы знаем, что ребенок плачет из-за зубов или кризиса трех лет, или мы знаем, что у ребенка еще не развита префронтальная кора мозга, которая отвечает за планирование и регуляцию эмоций и ребенок банально еще не умеет себя сдерживать – нам значительно легче воспринимать его эмоциональное «наводнение» и сдерживать его.

Читайте также:
Охранное отделение: что это такое, описание и особенности

6. Еще один вариант поддержки – психологическая помощь. Обращайтесь.

Сущность воспитания и его особенности

Воспитание есть основополагающая категория педагогики, являющаяся базисом для обеспечения основного пласта формирования личности.

При этом специфика воспитания заключается в том, что воспитательному воздействию подвержены все люди, независимо от уровня развития, и они же воздействуют сами. Педагогика призвана упорядочить этот процесс, сделать его безопасным и эффективным. Рассмотрим детально, в чем заключена сущность воспитания, его особенности и предназначение.

Сущность воспитания

Воспитание – это процесс в педагогике, заключающийся в осмысленном целенаправленном формировании личности. При этом обучение и воспитание в образовательном учреждении и в семье неразрывно связаны между собой.

Воспитательный процесс подвержен влиянию внешней среды, социального окружения воспитуемого. Психологическая сторона воспитания заключена в переводе ребенка из одного состояния в другое, а результатом воспитания является перевод внешнего опыта и знаний, ценностей и норм в личностные установки и, соответственно, поведение. Воспитание призвано сформировать психологическую структуру личности (рисунок 1 ).

Сущность воспитания с точки зрения педагогики – это оптимальная организация взаимодействия педагогов и их подопечных, формирование и стимулирование активности воспитуемых по приобретению ими социального и духовного опыта, ценностей и опыта отношений.

Особо необходимо акцентировать внимание на активности познавательной деятельности объекта воспитания, что можно назвать личностно-деятельным подходом к воспитанию. Он получил широкое распространение в отечественной теории воспитания.

Современная теория заключает в себе мысль, что воспитательный процесс — это не столько прямое воздействие, сколько социальное взаимодействие между педагогом и воспитуемым.

Эффективность деятельности педагога оценивается по качественным изменениям сознания и поведения ребенка.

Можно выделить базовые категории, определяющие существующую российскую концепцию воспитания:

  • взаимодействие;
  • сотрудничество;
  • воспитательные отношения;
  • педагогическая ситуация;
  • социальная обстановка.

Многообразие факторов с одной стороны обеспечивает воспитательному процессу многогранность, насыщенность и эффективность, с другой стороны делает его более сложным. Соблюдением большого количества условий труднее управлять, поскольку имеет место стихийность и негативное влияние внешней среды. Можно привести в качестве примера разного рода СМИ, опосредованно влияющие на обучающий и воспитательный процессы.

Назначение воспитания

Современная педагогика ставит перед собой большое количество задач, учитывающих все аспекты воспитания:

  • формирование полноценной, всесторонне развитой личности;
  • внедрение и закрепление в структуре личности социально приемлемых, культурных норм поведения и жизнедеятельности;
  • внедрение и закрепление в структуре личности нравственных и эстетических качеств;
  • обеспечение наличия факторов, способствующих развитию воли, целеустремленности, осознанности и эмоциональной устойчивости личности;
  • приобщение воспитуемого к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества;
  • воспитание патриотической личности согласно потребностям государства;
  • распознавание и развитие индивидуальных способностей, склонностей и потребностей человека в разных сферах;
  • формирование среды, способствующей реализации различных видов познавательной деятельности в целях расширения мировоззрения, повышения уровня образованности и культурного опыта;
  • развитие адаптивной способности личности в отношении изменяющихся условий социальной, политической и культурной жизни общества.

Особенности воспитания

Воспитание – это растянутый во времени, непрерывный процесс, в заключительной своей фазе переходящий в стадию самовоспитания. Отличительными особенностями воспитания являются отсроченность его результата и разница в существующих оценках.

Многое здесь находится в зависимости от факторов, влияющих на личность воспитанника, а также его изначальных внутренних ресурсов.

Задачи воспитательного процесса качественно реализовываются лишь при понимании и решении содержательных вопросов воспитания.

Содержание воспитания – это комплекс знаний и навыков, установок и личностных качеств, поведенческой составляющей и идеологических взглядов.

Все перечисленное и есть цель воспитательного процесса.

Воспитание – процесс разносторонний, многозадачный и многоуровневый; он учитывает все стороны жизнедеятельности и имеет особенности согласно своей направленности:

  1. Формирование глобального мышления, научного мировоззрения включает в себя развитие установок и взглядов, доступное лишь личности с развитым мышлением и осознанностью. Недостаточно просто передать человеку знания, необходимо научить его в дальнейшем самостоятельно развивать свой интеллект, реализовывать способности к анализу и исследованию.
  2. Гражданское воспитание предполагает привитие человеку чувства сопричастности к своей родине, уважение к своей стране и ее истории, патриотичной настроенности, а также культуры поведения в межнациональном социуме.
  3. Нравственное воспитание тесно взаимосвязано с социализацией личности. Воспитательный процесс содержит в себе обучение личности социально приемлемым нормам поведения (в конкретном социуме); привитие ей культурных ценностей, обычаев, правил; выработку адекватного отношения к обществу, другим людям, природе. Основой нравственного воспитания является гуманность, подразумевающая развитие в личности таких навыков как сочувствие, отзывчивость, терпимость, уважение чужого выбора и особенностей других людей. Здесь крайне важно, чтобы педагог сам являл собой достойный пример нравственности. Нравственное воспитание получает свою реализацию через коллективное взаимодействие, открытое и свободное обсуждение вопросов и сложных ситуаций. Такая деятельность способствует формированию у детей собственной нравственной позиции.
  4. Трудовое воспитание. Ранее это направление было основой советского общества, в современных же условиях оно отошло на задний план как в учреждениях образования, так и в системе семьи. Трудовое воспитание имеет своей целью формирование ответственности, мотивации к прикладному использованию полученных знаний.
  5. Эстетическое воспитание развивает творческую сторону мышления, создает условия для формирования духовных ценностей. Личности прививается способность к эмоциональному отклику на искусство и пониманию его.
  6. Физическое воспитание способствует формированию целостной личности, имеющей навык заботы о своем здоровье и положительное отношение к двигательной активности, что, несомненно, отражается и на результатах умственной деятельности.
Читайте также:
Радиационная безопасность: что это такое, описание и особенности

Верно организованный процесс воспитания включает в себя как прямую, так и обратную связь: от воспитателя к воспитуемому и наоборот, и это чрезвычайно важный аспект педагогической деятельности. Такой способ взаимодействия дает возможность учитывать индивидуальные особенности воспитанников и подбирать эффективные методы работы.

ВОСПИТАНИЕ – что это. Цели, Виды и Принципы воспитания

Last Updated on 14 августа, 2021 03:04 пп

Воспитание – это целенаправленный процесс воздействия со стороны воспитателя на личность воспитанника. При этом, если воспитание неэффективно, то человек может быть не приспособлен к жизни в обществе. В таком случае личность испытывает трудности в коммуникации и не может справиться с жизненными проблемами.

Цели воспитания

От целей воспитания зависит выбор его содержания, задач, методов и принципов. Конечная цель данного процесса – формирование совершенных качеств личности. Чем более идеальная модель формируется в процессе воздействия воспитателя на своего воспитанника, тем лучше результат воспитания. Процесс взаимодействия педагога и учащегося имеет свою структуру. В современной педагогике рассматриваются две концепции воспитания:

  • Прагматическая. При прагматическом воздействии на личность у воспитанника формируют “навыки выживания”. Здесь важным моментом является формирование человека – потребителя, который умеет эффективно работать и в первую очередь ставит интересы государства превыше собственных желаний и потребностей. При таком подходе личные желания, стремления трудящегося отходят на второй план.
  • Гуманистическая. При гуманистической концепции воспитания, цель – это развитие в личности талантов и способностей. Реализация возможностей человека на благо общества, раскрытие его индивидуальности.

Важно! Прагматическая концепция родилась в педагогической среде в начале XX века. В обществе была известна как “школа выживания” и была обусловлена периодом революционных потрясений как в России, так и за рубежом.

Гуманистический подход в воспитании, при котором в центре оказывается человек и его таланты, стал популярен в социуме значительно позже – в 30-х годах XX в. была разработана система воспитания А. С. Макаренко.

Виды воспитания

Различают следующие виды воспитания:

  • Нравственное.
  • Физическое.
  • Трудовое.
  • Умственное.
  • Эстетическое.

Нравственное

При закладывании фундамента основ нравственности у воспитанника формируются привычки поведения, которые соответствуют нормам поведения в обществе. Важными задачами, которые решает воспитатель в ходе привития основ нравственности своему воспитаннику, являются следующие:

  1. Навыки нравственного поведения, усвоенные воспитанником на основе законов морали, принятых в современном обществе.
  2. Умение самостоятельно анализировать свои поступки с точки зрения собственных моральных убеждений.

Физическое

Хорошая физическая подготовка вырабатывает у молодых людей качества, которые им понадобятся для успешной деятельности в будущем. Задачами воспитателя при системной физической работе с детьми и молодыми людьми будут следующие:

  1. Правильное физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников.
  2. Поощрение двигательной физической активности и развитие таких качеств, как сила, ловкость, выносливость.

Трудовое

Трудовое воспитание охватывает те аспекты, которые связаны с производственной деятельностью ученика. Важным моментом в этом случае является политехническое образование. Здесь выделяются такие задачи:

  1. Подготовка человека к осознанному выбору профессии.
  2. Формирование таких положительных качеств личности, как ответственность, дисциплинированность.

В процессе обучения молодой человек знакомится с основами предпринимательской деятельности. У него развиваются технические способности, экономическое мышление.

Умственное

Результат умственного воспитания – хорошая память, развитое логическое мышление, воображение. Раскрытые таланты и дарования личности.

В этом случае важными задачами для педагога являются:

  1. Формирование познавательной активности ученика, его научного мировоззрения.
  2. Развитие интереса к познанию, активность в самостоятельном выборе средств для достижения поставленной цели.

Эстетическое

Цель формирования эстетического вкуса у детей, а также приобщения человека к прекрасному в своей жизни, ставит перед воспитателем следующие задачи:

  1. Сформировать у воспитанника эстетическое отношение к действительности.
  2. Пробудить в нем чувство “прекрасного”.
  3. Воспитать в нем стремление быть прекрасным как в мыслях, так в делах, поступках и внешнем виде.

По мнению специалистов, быстрое развитие определенных качеств человека может произойти, если педагог опирается в своей работе на природные задатки ученика.

Видео: Воспитание​ детей. Что такое воспитание​?

Принципы воспитания

Основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса выражены в принципах воспитания. Ими руководствуются педагоги, решая поставленные перед ними задачи. Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • Личностный подход, когда воспитание строится на индивидуальном подходе к ребенку. Учитываются его склонности и таланты.
  • Связь воспитания с жизнью. Человек получает соответствующее образование в обществе, в котором живет. Воспитанник должен научиться адаптироваться к условиям современной жизни и находить выход из затруднительных ситуаций.
  • Опора на положительный пример в воспитании. Здесь очень важно, чтобы у ребенка или подростка перед глазами был положительный пример для подражания. В этом случае сформировать нравственную личность легче, чем если бы воспитатель акцентировал внимание лишь на отрицательных сторонах характера своего воспитанника.
  • Единство воспитательных воздействий. Если родители, учителя, воспитатели придерживаются одних и тех же методов, то ребенку легче соответствовать ожиданиям, которые предъявляют к нему взрослые люди.
Читайте также:
Ордерный индоссамент: что это такое, описание и особенности

Видео: 4 Этапа Воспитания Детей Согласно Тибетской Мудрости

Критерии оценки воспитанности современного человека

О воспитанности современного человека можно судить по его облику, речи, манере поведения. Также критерием оценки хорошего воспитания является умение человека действовать в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами, на благо других людей. При этом личность должна не только ориентироваться в правилах, идеалах и ценностях на законы современного общества, но и поступать в соответствии со своими убеждениями.

Важно! Воспитанник является не только объектом воспитательного воздействия своих педагогов, но и полноправным членом процесса воспитания в рамках отношений “ученик – учитель”, как бы долго они ни продолжались.

В заключении можно отметить, что воспитание в более широком смысле слова – это длительный процесс накопления человеком опыта, знаний, правил поведения, которые по мере зрелости личности становятся его убеждениями и моральными принципами. Познавательное видео о духовном воспитании ребенка смотрите ниже.

Особенности воспитательного процесса

Родить ребенка — это еще половина дела. А вот воспитать личность — совсем другой разговор. У каждого родителя есть свои особенности воспитательного процесса. Важно, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения и воспитания в дошкольных и школьных учреждениях, которые посещает ваш ребенок. В таком случае потребности личности ребенка будут удовлетворены сполна.

Что такое воспитание?

Каждый человек проходит определенный путь развития. В некоторых моментах это развитие носит стихийный характер, но часто оно организовано и упорядочено. Воспитание как процесс формирования личности представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на духовное и физическое развитие человека. Данный процесс осуществляется через обучение, образование и организацию жизнедеятельности человека.

Компоненты воспитания

Процесс воспитания ребенка очень сложный. Именно поэтому в этом процессе принимают участие множество инстанций: непосредственно сама личность, ее окружение, семья, государственные образовательные учреждения, учебно-воспитательные учреждения, СМИ, а также развивающие центры.

Особенности воспитательного процесса

Как и любой процесс в образовании ребенка, воспитание имеет свои характерные особенности, которые и отличают этот процесс от других:

  • Целенаправленность. Обеспечивается единством целей. Наибольший эффект от воспитания достигается тогда, когда ребенок понимает, что от него хотят, и цель воспитания ему близка.
  • Многофакторность. Единство субъективных (потребности самой личности) и объективных (внешние условия развития) факторов.
  • Скрытые результаты. Достижения по мере воспитания не так очевидны, как от обучения. Воспитанные качества могут проявиться и во взрослой жизни. В то время, как результат обучения какому-либо навыку виден сразу.
  • Длительность. Воспитание ребенка — это дело не одного дня. Обычно этот процесс занимает всю жизнь человека. Сначала он подвержен воспитательному влиянию со стороны взрослых, а затем занимается самовоспитанием.
  • Непрерывность. Для достижения определенной цели необходима систематическая и постоянная работа. Периодическое воспитание (от случая к случаю) не приносит никаких плодов. Ведь личности необходимо каждый раз заново начинать вырабатывать какие-либо привычки. А поскольку они не подкрепляются постоянных использованием, то и их закрепления в сознании не происходит.
  • Комплексность. Весь процесс воспитательного воздействия должен быть подвержен одной цели. Должно осуществляться единство целей, задач, методов и приемов. Важно комплексное воздействие на личность (со всех сторон), поскольку качества личности формируются не поочередно, а все сразу: какие-то в большей степени, какие-то в меньшей.
  • Вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же внешних условиях воспитания полученные результаты у детей могут быть различны.
  • Двусторонность. Имеет место быть прямая связь воспитательного процесса (от воспитателя к воспитаннику) и обратная связь (от воспитанника к воспитателю). Для наиболее продуктивного воспитания важную роль играет именно обратная связь.
  • Диалектичность. Подразумевается непрерывное развитие, динамичность, подвижность и изменчивость процесса воспитания. Диалектика также указывает на наличие внутренних и внешних противоречий в воспитательном процессе. Одни могут служить толчком к развитию, другие напротив — тормозить его.

Целевая структура воспитания

Воспитание с точки зрения целевого критерия подразумевает выполнение определенного ряда последовательных задач. Цель воспитательного процесса в школе направлена на:

  • всестороннее и гармоничное развитие личности, а также ее целостное формирование;
  • формирование и развитие нравственных и моральных качеств;
  • обогащение знаний в областях науки, культуры и искусства;
  • воспитание жизненной позиции с учетом демократической направленности общества, прав и обязанностей человека;
  • формирование наклонностей и желаний индивидуума, учитывая его возможности, а также социальные требования;
  • развитие познавательной деятельности, формирующей сознание и профессиональную направленность;
  • организацию деятельности, способной воспитать необходимые качества личности;
  • развитие общения как самостоятельного компонента воспитания личности.
Читайте также:
Муниципальный долг: что это такое, описание и особенности

Последовательность осуществления воспитания

Существует ряд этапов воспитательного процесса, через которые он должен пройти, чтобы решить все поставленные задачи.

  • Первый этап — овладение знаниями норм. Подразумевается овладение воспитанником норм и правил поведения. От этого зависит формирование поведения личности в целом. В некоторых воспитательных системах данный момент упускают из виду или считают, что он не настолько важен для формирования личности. Однако это в корне неправильно. Именно от поведения зависит дальнейшее воспитание ребенка. Дореволюционная школа основывалась на быстрой коррекции поведения путем применения телесных наказаний. Послереволюционная школа делает ставку на словесные методы формирования поведения воспитанников.
  • Второй этап — формирование убеждений. Полученные знания о нормах и правилах поведения должны перерасти в убеждения (понимание того, что по-другому себя вести нельзя). Правильно сформированные убеждения в детском возрасте становятся основой дальнейшего существования в социуме. Без этих, твердо устоявшихся, постулатов процесс воспитания будет иметь слабый и шаткий характер.
  • Третий этап — формирование чувств. Человеческие эмоции есть человеческое искание истины. Воспитанники воспринимают информацию через вереницу чувств. Именно воспитатели умело ими варьируя могут добиться необходимого результата.

Основополагающим моментом, относящимся ко всем вышеперечисленным этапам и пронизывающим их, является деятельность. Реализация задач каждого этапа возможна только через деятельность. Чем больше времени уделено целенаправленной хорошо организованной деятельности, тем больший эффект будет получен от воспитания.

Связь и зависимость компонентов воспитания

Особенностью воспитательного процесса считается также взаимосвязь между его компонентами. Это выглядит следующим образом:

  • планирование процесса воспитания и определение целей и задач, которые необходимо решить;
  • обеспечение различной деятельности, способствующей воспитанию ребенка (материальной: трудовой, природоохранной; общественной: организационно-управленческой, коммуникативной, коллективной; духовной: эмоционально-чувственной, ценностно-ориентирующей, познавательной);
  • контроль и управление межличностным общением в ходе различных видов деятельности;
  • подведение итогов, анализ выполненных задач, разработка плана коррекции при необходимости.

Последовательность педагогических действий

К особенностям воспитательного процесса относят определенную последовательность действий педагога по формированию личности воспитанника. Эта последовательность представляется в таком виде:

  • знакомство с общими нормами и требованиями (сообщение детям общепринятых норм и правил поведения);
  • формирование отношений (формирование личного отношения ребенка к необходимости соблюдения тех или иных правил и норм);
  • развитие взглядов и убеждений (создание ситуаций, способствующих укреплению отношений и переходу их в убеждения);
  • создание общей направленности личности (выработка собственного устойчивого поведения и привычек, которые перейдут со временем в черты характера, формирующие личность в целом).

Счастливые родители — счастливые дети

Поскольку семья имеет очень большое значение в формировании и развитии личности ребенка, то этому вопросу в процессе воспитания уделяется большое внимание.

Формирование у детей в учебных заведениях тех или иных привычек должно совпадать и подкрепляться со стороны семьи и дома. Противоречия между этими двумя институтами социализации сводят на нет весь воспитательный процесс.

Современные родители готовы платить любые деньги, чтобы исправить погрешности в поведении своего чада. Отцы и матери готовы пойти на многое ради всестороннего и гармоничного развития. Однако они забывают, что именно родители прививают первоначальные нормы и правила поведения. Ведь, согласитесь, гораздо проще не совершать ошибку, чем потом стараться ее исправить.

Порой родители не могут понять, почему детский сад, кружки, секции, центры развития, психологи и психотерапевты не могут помочь их ребенку. А все потому, что достигнутые на занятии результаты не подкрепляются дома. К примеру, ребенка в детском саду учат уважительно относиться к старшим, и в то же время дома он видит как мама ругается и кричит на бабушку. Ведь не зря говорят: «Счастливые родители — счастливые дети». Они все перенимают от взрослых и родители выступают в качестве первого наглядного пособия.

Роль семьи в воспитании

Издавна слово «воспитание» ассоциировалось со словом «семья». Функция семьи в области воспитания заключается в духовном воспроизводстве населения. Воспитание в семье так же, как и в дошкольном учреждении носит двусторонний характер, так как воспитываются не только дети, но и родители. Принято выделять три аспекта воспитательной функции семьи:

  • воздействие на личность ребенка, на гармоничное и всестороннее развитие его способностей;
  • воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи на протяжении всей его жизни;
  • влияние детей на родителей, подталкивающее его к самовоспитанию.
Читайте также:
Процентные бумаги: что это такое, описание и особенности

Один мудрый человек сказал о том, что ребенок нуждается в меньшем количестве денег и в большем количестве внимания. Сложно не согласиться с ним, ведь дети — чистый лист, который отражает все то, что его окружает.

Принимающее государство

(англ. admitting state) – в дипломатической практике и международном праве государство, на территории которого проводится международная конференция, совещание, сессия органа международной организации и т.п., находится штаб-квартира международной организации или представительство иностранного государства. Термин «П.г.» содержится, напр., в Венской конвенции о специальных миссиях (1969 г.). В международных договорах используются и др. термины, напр., «государство пребывания» — в Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.), а также в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 г.). Государство, принимающее дипломатическое представительство, нередко именуется «государством аккредитования», конференцию или какую-либо иную международную встречу – «государством-организатором» или «созывающим государством». Права и обязанности П.г. определяются в соответствующих договорных актах: многосторонних, напр., указанные Венские конвенции 1961 и 1975 гг., или двусторонних, напр., Соглашение между Федеральным советом Швейцарии и Международным союзом электросвязи (МСЭ) в отношении правового статуса МСЭ в Швейцарии (1971 г) (см.: Дипломатический словарь. Т. II. – М., 1986).

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • Принадлежность
  • Принудительная реорганизация юридических лиц

Полезное

Смотреть что такое “Принимающее государство” в других словарях:

Принимающее государство — (англ. admitting state) в дипломатической практике и международном праве государство, на территории которого проводится международная конференция, совещание, сессия … Энциклопедия права

принимающее государство — 3.9 принимающее государство: Страна, к которой обращается владелец МСПД за разрешением на въезд. Источник: ГОСТ Р 52535.1 2006: Карты идентификационные. Машиносчитываемые дорожные документы. Часть 1. Машиносчитываемые паспорта … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Государство аккредитования — см. Принимающее государство … Энциклопедия права

Государство пребывания — см. Принимающее государство … Энциклопедия права

Государство аккредитования — см. Принимающее государство … Большой юридический словарь

Государство пребывания — см. Принимающее государство … Большой юридический словарь

ГОСТ Р 52535.1-2006: Карты идентификационные. Машиносчитываемые дорожные документы. Часть 1. Машиносчитываемые паспорта — Терминология ГОСТ Р 52535.1 2006: Карты идентификационные. Машиносчитываемые дорожные документы. Часть 1. Машиносчитываемые паспорта оригинал документа: 3.15 биометрические данные: Особый физический элемент личной идентификации (например,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 52535.2-2006: Карты идентификационные. Машиносчитываемые дорожные документы. Часть 2. Машиносчитываемые визы — Терминология ГОСТ Р 52535.2 2006: Карты идентификационные. Машиносчитываемые дорожные документы. Часть 2. Машиносчитываемые визы оригинал документа: 3.18 биометрические данные: Особый физический элемент личной идентификации (например, радужная… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 52535.3-2006: Карты идентификационные. Машиносчитываемые дорожные документы. Часть 3. Официальные машиносчитываемые проездные документы — Терминология ГОСТ Р 52535.3 2006: Карты идентификационные. Машиносчитываемые дорожные документы. Часть 3. Официальные машиносчитываемые проездные документы оригинал документа: 3.16 биометрические данные: Особый физический элемент личной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Международные инвесторы — (International investors) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Эволюция развития международных инвестиционных отношений Понятие международного инвестиционного права Участники международных инвестиций Формы международного… … Энциклопедия инвестора

Что такое унитарное государство — примеры и признаки

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждое государство можно охарактеризовать по форме государственно-территориального устройства (ФГУ), которая определяется характером взаимодействия между уровнями государственной власти — центральной и региональной.

Принято выделять три вида ФГУ — унитарное государство, федерация и конфедерация.

Сегодня мы разберемся в устройстве унитарной страны, вспомним ее признаки и познакомимся с особенностями такой ФГУ.

Унитарное государство — это.

Унитарное государство — это одна из форм государственного устройства, в которой административно-территориальные образования не имеют выраженных признаков суверенности (независимости) и особых полномочий.

Они подчиняются решениям центральной власти и выступают проводниками ее политики на местах. Эта ФГУ считается более простой по сравнению с федерацией и принята в большинстве современных стран.

Унитарную ФГУ имеют в основном страны с небольшой территорией и относительно малым населением.

Это объясняется возможностью управления из единого центра — руководство государства может охватить своим вниманием широкий круг вопросов без предоставления самостоятельных полномочий регионам.

Подобное невозможно в России, где 85 субъектов отличаются своеобразием национального состава, культурными, природно-климатическими особенностями, имеют разную экономическую направленность и специфические социальные проблемы.

Унитарные государства считаются исторически первичными по отношению к другим ФГУ. Они доминировали на планете до начала XX века.

В Новое время сильные централизованные державы превратились в могущественные колониальные империи, которые длительное время определяли вектор мирового развития. Примеры унитарного государства такого типа — Британская империя, Нидерланды, Франция, в более ранний период Испания.

Признаки унитарной страны

В современной политологии принято выделять следующие признаки унитарного государства:

  1. единое гражданство;
  2. общий для всех жителей государственный язык;
  3. единый бюджет;
  4. отсутствие территориальных образований, имеющих политическую самостоятельность;
  5. единая Конституция;
  6. общая система центральных органов госвласти;
  7. единое для всей страны правовое пространство;
  8. административные единицы лишены признаков государственного суверенитета.
Читайте также:
Пенсионный негосударственный: что это такое, описание и особенности

В унитарном государстве территориальные образования ограничены решением местных вопросов, обладающих неполитическим характером (торговля, благотворительность, туризм, образование и другие).

Законодательство таких стран всегда закрепляет единство и неделимость его территорий. Закон не дает возможности инициировать сецессию (то есть выделение из состава государства), хотя сохраняет право для каждого народа на самоопределение. Оно может реализоваться через действие международно-правовых актов, обеспечивающих признание этноса (что это?) на уровне мирового сообщества.

При ответе на вопрос, что такое унитарное государство, нужно знать еще один его признак — структуру представительного органа (парламента). В таких странах он, чаще всего, бывает однопалатным.

Несвойственность бикамерализма (двухпалатного парламента) объясняется отсутствием необходимости представлять интересы административных единиц, лишенных политических полномочий, в системе государственной власти.

Примеры унитарных государств

На самом деле, стран с такой формой управления большинство (они закрашены синим цветом на приведенной карте):

Их полный список получается очень большой, поэтому в качестве примера я приведу наиболее известные страны с таким государственным устройством:

  1. Албания
  2. Андорра
  3. Беларусь
  4. Болгария
  5. Ватикан
  6. Великобритания
  7. Венгрия
  8. Греция
  9. Дания
  10. Ирландия
  11. Исландия
  12. Испания
  13. Италия
  14. Латвия
  15. Литва
  16. Лихтенштейн
  17. Люксембург
  18. Македония
  19. Мальта
  20. Молдавия
  21. Монако
  22. Нидерланды
  23. Норвегия
  24. Польша
  25. Португалия
  26. Румыния
  27. Сан-Марино
  28. Сербия
  29. Словакия
  30. Словения
  31. Украина
  32. Финляндия
  33. Франция
  34. Хорватия
  35. Черногория
  36. Чехия
  37. Швеция
  38. Эстония

Факторы образования унитарного государства

На формирование унитарного государства оказывают влияние следующие факторы:

  1. проживание в границах государства этнически однородного населения, обладающего одним языком, общими культурными традициями, а также схожими ценностными ориентациями и установками;
  2. конфессиональное единство и общность исторического прошлого;
  3. выраженное внешнее давление, которое привело к образованию единого мнения населения в отношении врага;
  4. формирование особой политической культуры, основанной на добровольном подчинении элите для индивидуальной и общей пользы (Япония).

Виды унитарных стран

Характерная для унитарных государств централизация способна проявляться во множестве форм. Принято выделять унитарные государства по присутствию/отсутствию в их составе автономных образований:

  1. Простые — лишены административно-территориальных единиц по причине слишком маленькой территории (Мальта, Науру) или в них существует подобное деление, но нет в составе автономий (Франция, Польша).
  2. Сложные — в состав государства входят автономные образования (например, Дания — Фарерские острова или Грузия — Аджария).

Появление автономий в унитарных странах — это один из способов преодоления центробежных тенденций и сепаратизма (что это?).

Закрепляя за определенной территорией права автономии, власти наделяют ее самостоятельностью в решении проблем местного самоуправления. Чаще всего права автономии отражены в Конституции, однако иногда они сами разрабатывают статуты, опирающиеся на законодательство государства.

Во многих странах автономии формируются по национальному признаку (Каталония в Испании, Ольстер в Великобритании, Корсика во Франции).

Также существуют централизованные и децентрализованные унитарные страны.

  1. В первых во главе региональных органов власти стоят чиновники, которые получают назначение из центра. Подобный механизм закреплен в Конституции Узбекистана, Нидерландов или Казахстана.
  2. В децентрализованных странах региональная власть формируется самостоятельно, например, в Великобритании, Испании или Японии.

Подробнее о формах государства можно узнать в этом видео:

Заключение

Этимология термина «унитарный» (лат. «единство») точно отражает механизм организации управления, в котором все политические решения принимаются только центральными органами. Это обеспечивает единую социально-экономическую, политическую и духовную модель развития общества.

Однако при возникновении стремления к самоопределению унитарное государство может стать препятствием в реализации подобных целей, как это произошло в испанской Каталонии.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Здесь все достаточно условно, к примеру, Крым в составе Украины находился в статусе автономной республики со своей конституцией, плюс в конституции Украины есть положение об изменении границ этого государства, иными словами, будучи унитарным, оно имеет некоторые признаки свойственные федерации. В России же, напротив, существует полный запрет на выход из состава федерации, что свойственно унитарным государствам.

Да если народы захотят самоопределиться, то никакие унитарные системы этому не помешают, весь вопрос лишь в том, будет этот процесс мирным или перерастет в гражданскую войну, как в Югославии.

Относительно недавно проходил референдум о самостоятельности Шотландии, в отличии от Каталонии, шотландский референдум был одобрен самой королевой, так что, в этом случае всё прошло мирно, как и должно быть в демократической стране.

Правовое государство: понятие, примеры, признаки, функции

Что такое правовое государство?

Правовым называют государство, система права которого считает главной ценностью права и свободы человека, а деятельность всех органов власти направлена на защиту и соблюдение этих прав и свобод. Его основными признаками принято считать верховенство права, стабильность системы права, отсутствие произвола со стороны представителей государства и независимость разных ветвей власти.

Читайте также:
Процентные бумаги: что это такое, описание и особенности

Всем людям, находящимся на подвластной ему территории, правовое государство даёт такие гарантии как:

  • безопасность (в том числе от государственного произвола);
  • защита прав и свобод;
  • защита достоинства;
  • равенство прав;
  • справедливый суд.

В правовом государстве личность и государственная власть несут взаимную ответственность. Все обязаны подчиняться существующему правовому порядку, и любые нарушения как со стороны государства, так и со стороны жителей, должны пресекаться. Основная идея правового государства состоит в том, чтобы исключить любые проявления произвола со стороны государственной власти и различных органов, действующих от её имени.

На сегодняшний день считается, что правовым может быть только демократическое государство.

Конечно, практически любое государство в современном мире называет себя правовым. Однако нельзя просто провозгласить себя таким. Необходимо выстроить строгую и стабильную систему, защищающую людей и организации от любых действий со стороны представителей власти, которые нарушали бы их права и свободы.

Впервые идея правового государства была озвучена в 18 веке. Это был период роста антифеодальных настроений в Европе, поскольку представителям всех сословий надоело отношение властей. Основными авторами и идеологами данной концепции выступили Джон Локк (1632-1704) и Шарль де Монтескьё (1689-1755). В своих работах они описывали модель государства, все отношения внутри которого построены на уважении к человеческим правам и свободам.

Признаки правового государства

Чтобы государство можно было назвать правовым в современном понимании данного термина, оно должно обладать такими признаками как:

  • Верховенство права. Данный принцип должен соблюдаться во всех сферах жизни общества и быть обязательным для всех. Власть, люди и организации должны уважать и соблюдать правовые нормы.
  • Гарантия прав и свобод. Государство обязано следить за соблюдением прав и свобод человека, считая их высшей ценностью.
  • Ответственность государства перед людьми. Соблюдать действующие правовые нормы обязаны не только граждане, но и государство и все органы, представляющие его и действующие от его имени.
  • Разделение властей. Ветви власти должны быть самостоятельными, но при этом требуется так называемая система сдержек и противовесов, необходимая для недопущения произвола и противоправных действий со стороны этих ветвей.
  • Защита частной собственности.Правовое государство гарантирует защиту частной собственности, полученной законным путём.
  • Свобода экономической деятельности.Люди и организации имеют право заниматься любой экономической деятельностью, не нарушающей действующее законодательство.

Примеры правового государства

В 2010 году международная организация WJP (World Justice Project) начала вести рейтинг правовых государств. Для составления данного рейтинга специалисты WJP рассчитывают индекс верховенства права в конкретной стране. Для расчётов используется сложная формула, включающая данные различных экспертных оценок и результаты опросов.

В частности, учитываются такие аспекты как:

  • открытость власти;
  • соблюдение прав и свобод;
  • уровень коррупции;
  • правопорядок в стране;
  • регулятивное, гражданское и уголовное правоприменение;
  • соблюдение правовых норм государственной властью.

Лидерами этого рейтинга в 2020 году стали следующие страны:

  • 5 место: Нидерланды.По многим рейтингам эта страна считается одной из наиболее благоприятных для жизни. В ней не только уважительно относятся к правам и свободам людей, но и практически отсутствует социальная стратификация. В рейтинге WJP Нидерланды заняли пятое место с индексом верховенства права 0,84.
  • 4 место: Швеция.Низкий уровень преступности, мощная система образования и социально-ориентированная экономика обеспечили этой стране 4 место в рейтинге с индексом 0,86.
  • 3 место: Финляндия. Эта страна также занимает первые строчки в различных рейтингах, посвященных качеству жизни граждан. В рейтинге WJP она заняла третье место с индексом 0,87.
  • 2 место: Норвегия. Ключевой параметр, за счёт которого Норвегия вырвалась на второе место с индексом 0,89 – это эффективность гражданского правосудия.
  • 1 место: Дания. Возглавила рейтинг Дания с индексом 0,90. Первое место ей обеспечили эффективность гражданского правосудия и одна из лучших в мире правоохранительных систем.

России в этом рейтинге досталось 93-е место. В 2021 году в пятёрке лидеров произошли перемены – Германия вытеснила Нидерланды с 5-го места на 6-е. Россия в 2021 году переместилась на 101-ю строку.

Организация власти в правовом государстве

Рассмотрим ряд характерных особенностей, которые свойственны организации власти правового государства.

1. Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм – это концепция, подразумевающая законное существование различных точек зрения, в том числе и противоречащих друг другу. В правовом государстве человек имеет возможность высказать субъективное мнение, не боясь уголовной или административной ответственности.

Наличие идеологического и политического плюрализма подразумевает, что в стране не должно быть господствующей идеологии, а власть не должна быть сосредоточена в руках одной партии. Даже если одна партия получила большинство в парламенте благодаря народной поддержке, возможности других партий не должны ограничиваться.

Читайте также:
Приблизительная смета: что это такое, описание и особенности

Также признаком правового государства является плюрализм мнений в СМИ. В частности, оппозиция должна иметь возможность критиковать решения действующей власти и иметь для этого свободный доступ ко всем средствам массовой информации, включая государственные.

2. Принцип выборности

Органы власти избираются посредством всенародного голосования. В разных странах оно устроено по-разному, но сводится к тому, что все правоспособные (или дееспособные) граждане могут повлиять на исход выборов, проголосовав за предпочитаемого кандидата. Как правило, совместно с принципом выборности используется принцип сменяемости, подразумевающий, что власть избирается на небольшой срок, после которого происходят повторные выборы.

3. Обеспечение правопорядка и стабильность права

Правовое государство обязано обеспечивать правопорядок, гарантируя людям безопасность. Эту функцию выполняют правоохранительные органы и система правосудия. Кроме того, государство само должно уважать и соблюдать правовые нормы, защищая людей не только от преступности, но и произвола собственных представителей.

Принципы законности должны соблюдаться одинаково по отношению ко всем людям, независимо от социального статуса, должности, заслуг перед обществом и прочих факторов.

Кроме того, государство должно выстраивать максимально стабильную и устойчивую систему права. Обычно с этим не возникает проблем, государство действительно считает права и свободы высшей ценностью. Если же законодательная деятельность государства направлена на их подавление, это снижает стабильность системы права.

4. Недопущение монополизма

Любая монополия вредна, поскольку ограничивает свободу выбора и исключает альтернативы. Политическая монополия фактически подразумевает захват власти, а экономические монополии негативно сказываются на экономике страны, доступности соответствующей продукции и благополучии граждан. Поэтому правовое государство должно следить за тем, чтобы не возникало как политических, так и экономических монополий.

Функции правового государства

Правовое государство выполняет те же функции, что и любое другое государство, но при этом гарантирует защиту прав и свобод. Рассмотрим в этом ключе 5 основных функций правового государства:

  • Политическая. Данная функция направлена на обеспечение всем гражданам равных возможностей для участия в политической жизни страны, а также на формирование и свободное существование различных политических партий.
  • Экономическая. Регулирование экономической сферы – одна из важнейших функций государства. Оно обеспечивает честную конкуренцию на рынке, следит за уровнями инфляции и безработицы, предпринимает меры для предотвращения серьёзных последствий различных кризисных явлений.
  • Социальная. Данная функция подразумевает регулирование социальной сферы жизни общества. В частности, государство стремится обеспечить доступность образования и здравоохранения.
  • Правоохранительная. Эта функция направлена на поддержание правопорядка, защиту гражданских прав и свобод, защиту частной собственности.
  • Культурная. Данная функция связана с духовной сферой жизни общества. Правовое государство обеспечивает культурную свободу и плюрализм, давая гражданам возможность свободно обмениваться культурными ценностями, создавать и потреблять их.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство не может быть создано сразу. Чтобы его построить, необходимо обеспечить соответствующие условия. В частности, это такие условия как:

  • суверенитет народа (народ является единственным носителем или источником власти);
  • наличие гражданского общества;
  • свобода предпринимательства и наличие частной собственности;
  • стабильная, единая и согласованная система законов;
  • высокий уровень правосознания у граждан.

Таким образом, любое государство, стремящееся стать правовым, должно планомерно работать над внедрением различных принципов, подразумеваемых данным статусом. Ни одно государство не может просто провозгласить себя правовым, не будучи таковым – для этого необходимо соответствовать рассмотренным выше критериям.

Правовое государство в России в наше время

В Конституции РФ закреплены все базовые принципы правового государства. В частности, она называет главной ценностью права и свободы людей. Также Конституция гарантирует разделение властей, свободу слова, защиту частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.

В статье 1 прямо сказано, что РФ – правовое государство. Таким образом, основной закон прямо провозглашает, что российское государство стремится быть правовым. Здесь стоит отметить, что «правовое государство» – это некий идеал, к которому с разным успехом стремятся все современные страны. России на пути к этому идеалу предстоит решить некоторые проблемы, в частности, сформировать зрелое гражданское общество.

Заключение

Правовое государство – это государство, в котором наивысшей ценностью являются права и свободы людей, а деятельность политических и социальных институтов направлена на то, чтобы максимально полно реализовать эти права и свободы. В современном мире каждое государство стремится получить статус правового, однако просто принять соответствующее решение недостаточно. Создание правового государства – это долгий процесс, в котором должны принимать участие и политические элиты, и простые граждане.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: