Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Статья 267. Уголовного кодекса РФ. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба:

  • наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека:

  • наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц:

  • наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарии к ст. 267 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления – безопасность железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Предмет преступления – транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации. Не могут выступать предметом рассматриваемого преступления автомобиль, трамвай и другое механическое транспортное средство.

Пути сообщения на железнодорожном транспорте – это железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на воздушном – взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т.д.; на водном транспорте – пути следования судна из одного географического пункта (порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные узкости (проливы, каналы, реки, озера).

Средства сигнализации – средства, подающие условную информацию (команду, донесение, оповещение, опознание, управление и т.д.), могут быть звуковыми, визуальными (световыми) и т.д. К средствам сигнализации, например, относятся семафоры, маяки, бакены, путевые и маркировочные знаки и т.д.

Средствами связи являются технические устройства, обеспечивающие передачу и прием различных видов сообщений. Связь может быть телефонной, телеграфной, телекодовой, факсимильной, телевизионной и т.д. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, симплексную, космическую, оптическую, лазерную и т.д. По дальности действия выделяется дальняя и ближняя связь.

Под транспортным оборудованием понимается совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации железных дорог, авиации, морского и речного флота.

Транспортные коммуникации – это общее понятие, охватывающее пути сообщения и сооружения на них.

2. Объективная сторона преступления складывается из:

  • а) разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное состояние транспортных средств или путей сообщения, а также блокирования транспортных коммуникаций;
  • б) преступных последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба;
  • в) причинной связи между ними.

Разрушение – это полный распад системы, в результате чего она неспособна функционировать по своему назначению. При разрушении либо теряется техническая возможность восстановления предмета преступления, либо это становится экономически нецелесообразным.

Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена.

При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но “выпадает” из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта. Например, перенос маркировочного знака на аэродроме влияет на безопасность при взлете и посадке самолета. Ущерб объекту посягательства причиняется тем, что средство сигнализации не может функционировать по своему назначению.

Охватываются данным видом деяния и довольно распространенные случаи подкладывания на действующие железнодорожные пути посторонних тяжелых предметов, таких, например, как телеграфный столб, бревна, шпалы, тормозные башмаки, камни и т.п., поскольку при этих условиях железнодорожный путь делается непригодным для безопасного использования подвижным составом.

Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т.д.

3. Понятие тяжкого вреда здоровью рассматривается в комментарии к ст. 111 УК. Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.

4. С субъективной стороны психическое отношение к наступившим последствиям характеризуется неосторожной формой вины; преступление может быть совершено как по легкомыслию, так и по небрежности.

5. Субъект преступления – лицо, достигшее 14-летнего возраста.

6. Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 267 (квалифицированные составы).

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК). Непосредственный объект данного преступления — безопасность железнодорожного, воздушного или водного транспорта.

Предмет преступления — транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации.

К. и П., работая проводниками груза, будучи в нетрезвом состоянии, умышленно вытащили из буксовых узлов подвижного состава детали — пять польстеров, два из которых в качестве топлива сожгли в печке вагона. Они были задержаны осмотрщиком вагонов и работником милиции, которые заставили их три польстера поставить назад в буксы вагонов. Несмотря на это, К. и П. вновь в тех же целях изъяли из буксовых узлов вагонов 29 польстеров, один из которых вытащили из буксы пожарного поезда. Каркасы сожженных польстеров они выбрасывали на пути.

Сравнение ст. 267 УК со ст. 264 УК приводит к выводу о том, что не могут выступать предметом рассматриваемого преступления автомобиль, трамвай и другое механическое транспортное средство.

Пути сообщения на железнодорожном транспорте — это железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на воздушном — взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т. д.; на водном транспорте — пути следования судна из одного географического пункта (порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные узкости (проливы, каналы, реки, озера).

Читайте также:
Агент торговый: что это такое, описание и особенности

Средства сигнализации — средства, подающие условную информацию (команду, донесение, оповещение, опознание, управление и т. д.), могут быть звуковыми, визуальными (световыми) и т. д. К средствам сигнализации, например, относятся семафоры, маяки, , бакены, путевые и маркировочные знаки и т. д.

Н. выстрелом из охотничьего ружья умышленно прострелил дверцу релейного шкафа, в котором располагались приборы. Своими действиями осужденный повредил средства сигнализации, что повлекло за собой задержку движения пяти поездов.

Средствами связи являются технические устройства, обеспечивающие передачу и прием различных видов сообщений. Связь может быть телефонной, телеграфной, телекодовой, факсимильной, телевизионной и т. д. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, симплексную, космическую, оптическую, лазерную и т. д. По дальности действия выделяется дальняя и ближняя связь.

Под транспортным оборудованием понимается совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации железных дорог, авиации, морского и речного флота.

Транспортные коммуникации- это общее понятие, охватывающее пути сообщения и сооружения на них.

Данные транспортные сооружения и средства, устройства, механизмы и оборудование различны по конструктивным особенностям, выполняют только свойственные им технические функции, но все они обладают общими, лишь им присущими признаками предмета преступления:

1. Специальное (целевое) назначение этих устройств и элементов транспорта — обеспечение безопасности функционирования железных дорог, авиации, морского и речного флота. Устройства и элементы, не обладающие подобными свойствами, не могут выступать в качестве предмета рассматриваемого преступления (например, выведение из строя средств, обеспечивающих связь агентств воздушных сообщений и касс, внутриаэропортовых дорог и т. д.).

2. Пригодность (исправность) к эксплуатации, нормальному функционированию, т. е. возможность их использования по прямому назначению. Поэтому непригодные, не действующие (законсервированные, запасные) устройства не являются предметом в смысле ст. 267 УК.

3. Предмет данного преступления относится к источникам повышенной опасности или входит в систему, обеспечивающую нормальное функционирование таких источников.

4. Особое правовое положение предметов, указанных в законе: их функционирование регламентировано действующими на транспорте нормативными актами.

Все эти признаки находятся в единстве, и отсутствие какого-либо из них исключает возможность признания устройства, элемента транспорта предметом преступления, указанного в ст. 267 УК.

Объективная сторона преступления складывается из: а) разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное состояние транспортных средств или путей сообщения, а также блокирования транспортных коммуникаций; б) преступных последствий в виде тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба; в) причинной связи между ними.

Разрушение — это полный распад системы, в результате чего она не способна функционировать по своему назначению. При разрушении либо теряется техническая возможность восстановления предмета преступления, либо это становится экономически нецелесообразным.

Повреждение влечет частичное изменение в структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена.

При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но “выпадает” из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта. Например, перенос маркировочного знака на аэродроме влияет на безопасность при взлете и посадке самолета. Ущерб объекту посягательства причиняется тем, что средство сигнализации не может функционировать по своему назначению.

Охватываются данным видом деяния и довольно распространенные случаи подкладывания на действующие железнодорожные пути посторонних тяжелых предметов, таких, например, как телеграфный столб, бревна, шпалы, тормозные башмаки, камни и т. п., поскольку при этих условиях железнодорожный путь делается непригодным для безопасного использования подвижным составом.

С. и Г. из хулиганских побуждений положили на четный главный путь бревно, а на нечетный путь — бывшую в эксплуатации шпалу. Такую же шпалу положили и на рельсы подъездного пути. Тепловоз грузового поезда, следовавший по главному нечетному пути со скоростью 55-60 км в час, сбил шпалу с рельсов и прошел без последствий. Тогда С. и Г. вновь положили на этот же путь шпалу и скрылись, оставив перекрытыми шпалами и бревнами три пути.

Верховный Суд РСФСР признал квалификацию действий виновных по ст. 86 УК РСФСР (ст. 267 УК РФ) правильной.

Представляет интерес в этом отношении и дело по обвинению Г., осужденного Свердловским областным судом. Из хулиганских побуждений он положил два башмака на пути перед движущимся составом из тепловоза и четырех основных думпкаров, груженных щебнем.

Адвокат в кассационной жалобе просил изменить приговор суда, действие виновного квалифицировать как хулиганство. Верховный Суд РСФСР не согласился с доводами адвоката, указав в определении, что содеянное Г. квалифицировано правильно по ст. 86 УК РСФСР (ст. 267 УК РФ).

Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т. д.

По своему содержанию последствия, рассматриваемого преступления совпадают с последствиями, предусмотренными ст. 263 УК.

Субъект преступления — лицо, достигшее 14-летнего возраста.

С субъективной стороны психическое отношение к наступившим последствиям характеризуется неосторожной формой вины; преступление может быть совершено как по легкомыслию, так и по небрежности.

Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. 2 и 3 ст. 267 (квалифицированные составы).

От деяния, указанного в ст. 167 УК, рассматриваемое преступление отличается по предмету посягательства. Повреждение таких сооружений и средств, которые хотя и относятся к транспорту, но не обеспечивают безопасность его функционирования, должно рассматриваться не как транспортное преступление, а как посягательство против собственности. Влияние выведенной из строя технической системы транспорта на его безаварийную работу, т. е. ее функциональное назначение необходимо устанавливать в каждом случае, иначе возможны ошибки в квалификации деяния.

П. совместно с С. из-за мести администрации судна пытался замкнуть цепь датчика аварийного нижнего уровня воды расширительной цистерны главного двигателя и вызвать этим его остановку. Однако довести до конца преступление не смог по не зависящим от него причинам. На другой день С., действуя под влиянием П., умышленно ввел иглу в кабель указанного датчика, что повлекло остановку главного двигателя, потерю хода, управления и обесточивание всего судна.

Читайте также:
Абсолютное вето: что это такое, описание и особенности

Органы предварительного расследования, предъявляя виновным обвинение, исходили из того, что ими были повреждены средства связи и сигнализации. Суд, правильно установив, что кабель датчика не относится к указанным средствам, признал их действия умышленным повреждением имущества, тем самым допустив ошибку в определении функционального назначения данного датчика.

При новом судебном разбирательстве было установлено, что виновным повреждена одна из систем, обеспечивающих работу главного двигателя судна. Стало быть, в этом случае речь должна была идти о повреждении самого судна как одного из предметов рассматриваемого преступления. Исходя из этого, впоследствии была дана юридическая оценка совершенному деянию, с которой согласился и Верховный Суд РСФСР.

На практике встречаются ситуации, когда указанные в законе предметы выводятся из строя в результате хищения каких-либо деталей из систем транспорта. Например, преступник, изымая детали из радиостанции катера для своего приемника, тем самым, во-первых, приводит в негодность средство связи, а во-вторых, совершает хищение чужого имущества. В этом случае имеет место совокупность преступлений: хищение и деяние, предусмотренное ст. 267 УК.

Технико-юридическая конструкция нормы об ответственности за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения Текст научной статьи по специальности « Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степанова Марина Анатольевна

Текст научной работы на тему «Технико-юридическая конструкция нормы об ответственности за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения»

Степанова Марина Анатольевна — преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России

Технико-юридическая конструкция нормы об ответственности за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Преступные действия, направленные на приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, представляют огромную угрозу для безопасности движения поездов, причинения ущерба в крупном и особо крупном размерах, нанесения вреда здоровью и жизни пассажиров. Лишь благодаря принятым экстренным мерам со стороны работников службы пути удалось избежать десятков случаев крушения поездов.

Однако деятельность органов внутренних дел на транспорте по предупреждению данных преступных посягательств недостаточно эффективна. По мнению А. Батурина и А. Трефилова, одной из причин неэффективной деятельности правоохранительных органов в этом направлении является несовершенство уголовного законодательства. К сожалению, значительный объем нормативных актов, принятых в последние годы законодательными и исполнительными органами власти с целью усиления защищенности наиболее важных объектов жизнеобеспечения, вместо усиления ответственности за нарушение безопасной работы железнодорожного, воздушного и водного транспорта повлек ее неоправданное смягчение1.

Уголовный кодекс РФ содержит всего два состава преступления, предусматривающих уголовную ответственность за повреждение и уничтожение чужого имущества:

— умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 167 УК РФ);

— приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ).

Следовательно, уголовная ответственность по части 1 статьи 167 УК РФ наступает при умышленном уничтожении или повреждении чужого имущества и в случае причинения значительного ущерба, а по части 1 статьи 267 УК РФ уголовная ответственность предусмотрена за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.

Степень опасности преступления, предусмотренного в статье 267 УК РФ, весьма высока, так как она может привести к крупным авариям, гибели большого количества людей, значительному материальному ущербу, существенной дезорганизации работы транспорта и иным тяжким последствиям. В связи с этим законодатель вполне обоснованно предусмотрел более суровое наказание за данное деяние, по сравнению с санкциями за остальные транспортные преступления.

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является безопасность функционирования любого вида транспорта. Дополнительным — общественные отношения, охраняющие жизнь, здоровье или имущественные интересы.

Предметом приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения могут быть транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи и другое транспортное оборудование.

Некоторые ученые к вышеуказанному перечню добавляют также «транспортные коммуникации»2, под которыми понимают постоянные маршруты движения транспортных средств и сооружения, специально оборудованные в целях обеспечения безопасности движения всех видов транспорта. Таким образом, транспортные коммуникации — это пути сообщения, средства сигнализации или связи и другое транспортное оборудование. В связи с этим самостоятельное выделение транспортных коммуникаций в качестве предмета преступления представляется нецелесообразным.

Анализируя статью 267 УК РФ, особое внимание следует уделить высказыванию ряда авторов о том, что не могут выступать предметом рассматриваемого преступления автомобиль, трамвай и дру-

1 См.: Батурин А. Преступления против безопасности движения транспорта требуют адекватного наказания /

А. Батурин, А. Трефилов // Законность. — 2005. — № 9. — С. 18.

2 См.: ЧучаевА.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: Научно-практический комментарий. — Ульяновск, 1997. — С. 43.

гое механическое транспортное средство1. Причем указанный вывод основывается на сравнении статей 267 УК и 264 УК, без описания такого сравнения.

На наш взгляд, мнение о том, что предметом рассматриваемого преступления не могут выступать вышеназванные механические транспортные средства, представляется ограничительным толкованием данной нормы.

На основании вышеизложенного полагаем, что транспортным средством является любое механическое транспортное средство, используемое для перевозки людей и грузов (автомобиль, трамвай, троллейбус, трактор, самоходные механизмы, мотоцикл, электровоз, тепловоз, паровоз, самолеты, теплоход и др.).

Пути сообщения — это: на железнодорожном транспорте — железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на автомобильном — автомагистрали и автодороги; на воздушном — взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т. д.; на водном — пути следования судна из одного географического пункта (порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные узкости (проливы, каналы, реки, озера).

Читайте также:
Административный суд: что это такое, описание и особенности

Средства сигнализации — средства, подающие условную информацию: команду, донесение, оповещение, опознание, управление и т. д. (например, семафоры, маяки, путевые и маркировочные знаки). Средствами связи являются технические устройства, обеспечивающие передачу и прием различных видов сообщений.

Транспортное оборудование — совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации автомобильных и железных дорог, авиации, морского и речного флота2.

Данные транспортные сооружения и средства, устройства, механизмы и оборудование различны по конструктивным особенностям, выполняют только свойственные им технические функции, но все они обладают общими, лишь им присущими признаками3:

1. Специальное (целевое) назначение этих устройств и элементов транспорта — обеспечение безопасности функционирования железных и автомобильных дорог, авиации, морского и речного флота.

2. Пригодность (исправность) к эксплуатации, нормальному функционированию, то есть возможность их использования по прямому назначению.

3. Относятся к источникам повышенной опасности или входят в систему, обеспечивающую нормальное функционирование таких источников.

Исходя из законодательной конструкции статьи 267 УК РФ, объективная сторона приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения состоит из четырех элементов: а) действие, заключающееся, во-первых, в приведении в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, во-вторых, в блокировании транспортных коммуникаций; б) способ приведения в негодность — разрушение, повреждение или иной способ; в) наступление общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба (ч. 1), смерти человека (ч. 2), смерти двух или более лиц (ч. 3); г) наличие причинной связи между действием виновного и наступившими последствиями.

Приведение в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения и т. д. предполагает невозможность постоянного или временного использования этих транспортных средств, технических систем по назначению. Блокирование транспортных коммуникаций заключается в создании препятствий для свободного передвижения любого конкретного вида транспорта. Например, преграждение взлетной или посадочной полосы аэропорта стволами деревьев или автомагистрали арматурой. Блокирование дороги может осуществляться и непосредственно людьми, выдвигающими определенные требования в процессе демонстраций, митингов, манифестаций и т. п.4

Разрушение — это такой способ приведения в негодное для эксплуатации состояние, когда предмет преступного посягательства восстановить невозможно. При повреждении предмет может быть восстановлен. Под иными способами понимаются действия, не повлекшие за собой разрушения или повреждения, однако делающие невозможным использование транспортных средств, транспортного оборудования или его отдельных элементов по назначению.

Состав преступления, предусмотренного статьей 267 УК РФ, по законодательной конструкции является материальным, поэтому для его наличия необходимо установление следующих последствий:

— причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба (ч. 1);

1 См.: Уголовное право России. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. — М., 1999. — Т. 2. — С. 372.

2 См.: ЧучаевА.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: Научно-практический комментарий. — Ульяновск, 1997. — С. 44.

3 См. там же. — С. 44—45.

4 Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности / Под ред.

В.С. Комиссарова. — СПб., 2002. — С. 171.

— наступление смерти человека (ч. 2);

— наступление смерти двух или более лиц (ч. 3).

Легальное определение крупного ущерба дано в примечании к статье 267 УК РФ и составляет сумму, превышающую один миллион рублей. Исходя из анализа данного примечания и законодательного определения последствий в части 1 статьи 267 УК можно заключить, что в данной норме крупный ущерб — это категория, имеющая исключительно имущественный характер.

Другими словами под ущербом в рамках анализируемой нормы понимаются негативные имущественные последствия преступления — убытки. Согласно статье 15 ГК РФ, это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)1.

Вывод о тяжести вреда здоровью или смерти делается судебным медицинским экспертом, который в своей деятельности руководствуется Приказом Минздравсоцразвития России «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»2 № 194н от 24 апреля 2008 года.

Обязательным признаком состава является причинная связь, носящая как бы двухступенчатый характер: применение общеопасного способа совершения данного преступления влечет за собой такие последствия, как повреждение, разрушение, иное приведение в негодность предмета преступления, предусмотренного статьей 267 УК. Этот же способ и эти последствия, в свою очередь, могут привести к причинению вреда здоровью и жизни людей, крупному материальному ущербу. При отсутствии таких последствий, как причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, смерти одного или более лиц, причинение крупного ущерба, содеянное может быть квалифицировано по части 1 статьи 167 УК.

С субъективной стороны, психологическое отношение к наступившим последствиям характеризуется неосторожной формой вины, о чем свидетельствует указание в тексте статьи 267 УК РФ на неос-

торожное отношение к последствиям преступления .

Однако в литературе было высказано мнение о том, что это преступление с двумя формами вины4

и, следовательно, характеризуется с субъективной стороны как умышленное. Несмотря на то, что мы согласны с авторами указанного подхода относительно умышленного совершения действий, сформулированных в части 1 статьи 267 УК, практика технико-юридического конструирования статей, содержащих составы преступлений с двумя формами вины, диктует необходимость наличия части, предусматривающей ответственность за совершение умышленного преступления, и части, в которой наказание наступает за совершение указанного в предыдущей части преступления, повлекшего по неосторожности более тяжкие последствия. Например, статья 111 УК РФ, 167 УК РФ.

Читайте также:
Криминологический прогноз: что это такое, описание и особенности

На основании вышеизложенного считаем, что для признания рассматриваемого состава преступления совершенным с двумя формами вины следует видоизменить конструкцию статьи 267 УК следующим образом:

«Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

1. Умышленное разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

1 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 года // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301; 1996. — № 9. — Ст. 773; № 34. — Ст. 4026.

2 См.: Российская газета. — 2008. — 5 сентября.

3 См., например: Уголовное право. Особенная часть. — М., 1998. — С. 535; Уголовное право. Особенная часть. — М., 1999. — С. 417; Уголовное право. Особенная часть. — М., 1998. — С. 545; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. — М., 1999. — С. 343.

4 Комментарий к УК Российской Федерации. — М., 1998. — С. 621—622; Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности / Под ред. В.С. Комиссарова. — СПб., 2002. — С. 172.

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

4. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей».

На наш взгляд, исходя из современной технико-юридической конструкции статьи 267 УК РФ, субъективная сторона указанного состава характеризуется смешанной формой вины. Соответствующая форма вины свидетельствует об умысле по отношению только к действиям и неосторожности к последствиям, в целом преступление считается совершенным по неосторожности.

На основании вышеизложенного полагаем, что повреждение, разрушение, блокирование и приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние совершаются только умышленно, в связи с чем считаем необходимым указать на умышленный характер действий непосредственно в тексте статьи 267 УК РФ.

Доказательством этого является, во-первых, то обстоятельство, что за это преступление предусмотрено более суровое наказание, чем за другие неосторожные транспортные преступления, в том числе и за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, повлекшие за собой те же последствия, что и предусмотрены в статье 267; во- вторых, история отечественного уголовного законодательства свидетельствует о прямом указании на умышленный характер повреждения путей сообщения и транспортных средств (ст. 85 УК РСФР 1960 г.); в-третьих, об умышленном приведении в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309), а также умышленном блокировании транспортных коммуникаций (ст. 310) прямо говорится в УК Белоруссии и УК других зарубежных стран; в-четвертых, ответственность за преступление, предусмотренное в статье 267 УК РФ, наступает с 14 лет, что является исключением из правила о привлечении к ответственности за неосторожные деяния с 16 лет.

Субъект преступления — лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Анализируя статью 267 УК РФ, следует отметить, что в настоящее время действия, подобные рассматриваемым, при отсутствии указанных в статье 267 последствий влекут за собой административную ответственность (ст. 11.1 «Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене»; ст. 11.3 «Действия, угрожающие безопасности полетов»; ст. 11.6 «Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте»; ст. 12.33 «Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений») или уголовную ответственность по статье 167 УК или 158 УК.

От деяния, указанного в статье 167 УК РФ, рассматриваемое преступление отличается предметом посягательства. Повреждение таких сооружений и средств, которые хотя и относятся к транспорту, но не обеспечивают безопасность его функционирования, должно рассматриваться не как транспортное преступление, а как посягательство против собственности1.

Необходимо отметить, что встречаются ситуации, когда указанные в статье 267 УК РФ предметы выводятся из строя в результате хищения. Чаще всего на практике лица, совершившие хищения деталей транспортного средства, средств сигнализации или связи, либо другого транспортного оборудования, привлекаются по статье 158 УК РФ. В меньшей степени лица, совершившие хищения, привлекаются к уголовной ответственности по статьям 167 и 267 УК РФ. Сложившаяся практика объясняется прежде всего тем, что по данным составам необходимо наступление общественного опасных последствий — причинение значительного ущерба (ст. 167 УК РФ) и причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ст. 267 УК РФ). В большинстве случаев лицо, совершившее, например, хищение железнодорожных деталей и комплектующих, не привлекается к уголовной ответственности по части 1 статьи 158 УК РФ, так как ущерб причиненного ущерба меньше одной тысячи рублей.

В целях предупреждения такого рода хищений представляется целесообразным изменение уголовного законодательства в сторону его ужесточения относительно хищений деталей транспортного средства, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, результатом которых явилось приведение в негодность для эксплуатации путей сообщения, средств сигнализации и связи, даже если данные деяния не причинили вред, указанный в статье 267 УК РФ. В связи с этим предлагается добавить в часть 2 статьи 158 УК РФ пункт «д» следующего содержания:

Читайте также:
Крайняя необходимость: что это такое, описание и особенности

«с транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, повлекшая приведение их в негодное для эксплуатации состояние».

1 См.: ЧучаевА.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: Научно-практический комментарий. — Ульяновск, 1997. — С. 46.

Какую ответственность назначают за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

По ст. 267 УК РФ определяются правонарушения, связанные с выводом из эксплуатации различных видов транспортных средств (ТС). Опасность этих деяний в том, что в результате может пострадать большое количество людей или техники. Здесь мы рассмотрим комментарии к ст. 267 УК РФ и ее особенности. Это поможет лучше разобраться во всех тонкостях квалификации подобных деяний.

Определение понятий

Под приведением в негодность транспортных средств или путей сообщения понимается их разрушение или повреждение, то есть полная или частичная порча указанных объектов, что не позволяет их использовать в дальнейшем. Результат таких действий – невозможность их восстановления в дальнейшем или необходимость чрезмерных затрат на ремонт.

Способы

Приведем основные способы приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения:

  • перенос различных знаков в другое место из предназначенных для них;
  • отключение световой сигнализации или светофора;
  • строительство или сооружение препятствий на путях сообщения;
  • противодействие лиц прохождению транспорта по ним;
  • поджог ТС или их подрыв;
  • затопление водой путей сообщения;
  • отключение их от электросети;
  • прочие механические воздействия на них.

Это не полный список, но он представляет собой наиболее частые варианты случаев, когда ТС выходят из строя.

Суть статьи 267 УК РФ с комментариями

Статья состоит всего из трех пунктов. В первом из них перечислены наказания за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств в случаях, если это повлекло за собой серьезные телесные повреждения человека или крупный ущерб.

В ч. 2 ст. 267 УК РФ указаны меры ответственности за те же деяния, если их результатом стала гибель одного человека, а в ч. 3 ст. 267 УК РФ – в случае смерти двух и более людей.

В этой статье УК РФ речь идет практически о всех видах ТС, а под путями сообщения понимаются железнодорожные рельсы, взлетно-посадочные полосы и пр.

В примечании к ст. 267 УК РФ уточняется, что под крупным ущербом понимаются суммы, превышающие 1 миллион руб. Эта категория оценочная. Под крупным ущербом понимается реальный материальный вред.

Он выражается в:

  • повреждении или ликвидации ТС или сооружений;
  • загрязнении окружающей среды;
  • длительных перебоях в движении общественного транспорта и т. д.

Когда деяние становится правонарушением

Объективная сторона деяния выражается в разрушении или повреждении ТС или путей сообщения либо в блокировании транспортных коммуникаций, если в результате него люди получили телесные повреждения или бы нанесен крупный ущерб.

Под разрушением понимается полный распад всего механизма, после которого он уже не может нормально работать. Его либо совсем невозможно восстановить, либо это несообразно по финансовым показателям.

Справка. Повреждение – это только частичное изменение в структуре или форме всей системы с возможностью дальнейшего восстановления.

Блокировка транспортных коммуникаций предполагает подкладывание каких-либо посторонних предметов на пути сообщения с целью воспрепятствовать движению транспорта. Опасность такого деяния для общества заключается в том, что нарушается вся система движения общественного и иного транспорта.

Субъективная сторона – это неосторожность. То есть гражданин не хотел, чтобы наступили вышеуказанные негативные последствия, но все же допустил их из-за халатности, небрежности или игнорировании своих служебных обязанностей (если подобное деяние совершило должностное лицо).

Другой вариант – когда лицо допустило правонарушение по легкомыслию. Это означает, что лицо могло, но просто не захотело понять, что его действия опасны для других людей или повлекут за собой тяжкие материальные последствия.

При этом мотивы и цели преступников не имеют значения для квалификации самого деяния.

Состав преступления по ст. 267 УК РФ материальный. Оно считается оконченным только после наступления следующих последствий:

  • нанесение телесных повреждений человеку;
  • нанесение крупного ущерба;
  • смерть одного или более двух лиц.

Объекты и субъекты

Основной объект посягательства – безопасность движения и эксплуатации ТС, а факультативные – здоровье людей и чужие объекты собственности. Дополнительный объект по ч. 2 и ч. 3 ст. 267 УК РФ – жизнь людей.

В качестве предмета правонарушения выступают различные виды ТС, путей сообщения, средства сигнализации и прочее транспортное оборудование. Дополнительные предметы – это транспортные коммуникации (постоянные маршруты движения ТС, специально установленные для этой конкретной цели).

Внимание! Предметом деяния, предусмотренного указанной статьей, не могут стать такие ТС, как автомобили, трамваи и прочий механический транспорт.

Субъект – физлицо, психически здоровое и достигшее 14-ти лет.

Квалификационные признаки

Одним из главных квалификационных признаков признается установление причинно-следственной связи между приведением в негодность ТС и наступлением таких негативных последствий, как причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть нескольких лиц.

Поэтому проводится опрос свидетелей и экспертиза самого транспорта для установления, что именно при аварии транспорта или путей сообщения было причиной вышеуказанных результатов.

Квалифицирующим признаком деяния, описанного в ч. 2 ст. 267 УК РФ, выступает смерть одного человека, а признаком правонарушения по ч. 3 ст. 267 УК РФ – гибель двух и более людей.

Если все вышеназванные деяния были совершены умышленно, то в зависимости от их целей и обстоятельств их квалифицируют по следующим статьям:

  • ст. 205 (террористический акт);
  • ст. 281 (диверсия) и т. д.
Читайте также:
Агентская операция: что это такое, описание и особенности

Степени тяжести

Наименее тяжким признается правонарушение, описанное в ч. 1 ст. 267 УК РФ, так как тут речь идет лишь о нанесение ущерба здоровью гражданам, которые в результате остаются живы, а также причинении крупного ущерба (то есть каким-то материальным или финансовым потерям).

Второе по степени тяжести – это преступление, указанное в ч. 2 ст. 267 УК РФ, так как его последствие – смерть одного человека.

Наиболее тяжкое – это деяние, описанное в ч. 3 ст. 267 УК РФ, ведь его результатом становится гибель сразу нескольких лиц (двух и более).

Какие назначают наказания

В случае квалификации деяния по ч. 1 ст. 267 УК РФ назначают такие виды наказаний:

  • штраф суммой от 100 до 300 000 руб. или з/п за 1-2 года;
  • принудительные работы на срок до 4х лет;
  • заключение в тюрьму на тот же период.

Если преступление было определено по ч. 2 ст. 267 УК РФ, то избирают единственную меру – заключение в колонию на 8 лет. При квалификации по ч. 3 ст. 267 УК РФ срок заключения увеличивают до 10 лет.

Важно! Суд избирает конкретную меру после того, как дело о происшествии было всесторонне рассмотрено. Ее выбор зависит от всех обстоятельств деяния и того, какие последствия оно имело.

Из судебной практики можно вывести, что в дальнейшем осужденному разрешается подать прошение на условно досрочное освобождение (УДО) в случае, если он не нарушает дисциплину.

В каком случае освобождают от наказания

Полностью избежать наказания по ст. 267 УК РФ возможно только в случае, если будет установлено, что смерть людей или нанесение им тяжких телесных повреждений произошли не по причине порчи ТС, а по совершенно иным факторам.

Однако это не означает, что действия правонарушителя не будут квалифицированы по другим статьям УК РФ. Например, преступник решил подорвать одну из станций метро и тем самым привел в негодность поезда и пути движения. Его деяние определяется по ст. 205 УК РФ (террористический акт).

Справка. В качестве смягчающих обстоятельств выступают явка с повинной, наличие маленьких детей или постоянного места работы и пр. Они могут повлиять на смягчение наказания или его отсрочку на определенный период. Приговор выносит суд, который рассматривает дело.

Заключение

Если произошло повреждение ТС, то действия человека, допустившего это, квалифицируют по ст. 267 УК РФ. В качестве наказаний за такое правонарушение назначают штрафы, принудительные работы и заключение в тюрьму. Срок выполнения меры ответственности зависит от того, по какой части ст. 267 УК РФ определено деяние.

Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, –

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ)

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ)

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, –

наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет.

Читайте также

Статья 282. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств

Статья 282. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств 1. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется, если стоимость товаров,

Статья 282. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств

Статья 282. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств 1. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется, если стоимость товаров,

СТАТЬЯ 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

СТАТЬЯ 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств 1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а

Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств 1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а

Статья 215.2. Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения

Статья 215.2. Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения 1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства или других объектов жизнеобеспечения,

Статья 215.3. Приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов

Статья 215.3. Приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов 1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, а также технологически связанных

Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения 1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного

Читайте также:
Антиципация налогов: что это такое, описание и особенности

Статья 215. 2. Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения

Статья 215. 2. Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (введена Федеральным законом от 19.06.2001 №83-ФЗ)1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального

Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения 1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного

СТАТЬЯ 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

СТАТЬЯ 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств 1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а

СТАТЬЯ 282. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств

СТАТЬЯ 282. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств 1. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется, если стоимость товаров,

Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств 1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а

Решение Верховного Суда РФ от 17 октября 2002 года о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению § 282 Правил перевозки пассажиров и багажа по железным дорогам СССР (Тарифное руководство №5), утвержденных приказом Министерства путей сообщения СССР

Решение Верховного Суда РФ от 17 октября 2002 года о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению § 282 Правил перевозки пассажиров и багажа по железным дорогам СССР (Тарифное руководство №5), утвержденных приказом

СТАТЬЯ 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

СТАТЬЯ 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения 1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного

Статья 277. Повреждение путей сообщения и транспортных средств

Статья 277. Повреждение путей сообщения и транспортных средств 1. Умышленное разрушение или повреждение путей сообщения, сооружений на них, подвижного состава или судов, средств связи или сигнализации, а также другие действия, направленные на приведение указанных

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ)

В ч. 1 ст. 267 УК РФ предусмотрена ответственность за:

1) разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования,

2) блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.

В ч. 2 предусмотрена ответственность за преступление, указанное в ч.1 статьи, если это повлекло по неосторожности смерть человека, а ч. 3 – за причинение смерти по неосторожности смерть двух или более лиц. Совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 267 УК РФ, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Под разрушением понимается приведение в полную негодность транспортного средства или транспортного оборудования, полный распад системы, в силу которого она теряет способность функционировать и не подлежит восстановлению либо из-за технической возможности, либо из-за экономической нецелесообразности. Под повреждением понимается частичное изменение в структуре и форме технической системы, в силу которого она полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлена. Способы разрушения или повреждения могут быть самыми разнообразными (например, отвинчивание гаек, прикрепляющих рельсы к шпалам).

Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние может заключаться в любых действиях, в результате чего транспортные средства или технические системы не могут быть использованы по предназначению (например, затопление транспортного средства, вложение в механизмы посторонних предметов и т.п.). Блокирование транспортных коммуникаций заключается в создании препятствий для свободного передвижения транспорта (например, преграждение дороги, взлетной полосы, акватории порта и т.д.).

Для привлечения к ответственности по ст. 267 УК РФ необходимы следующие условия:

1) субъект преступления – лицо, достигшее 14 лет.

2) объективная сторона заключается в совершении действий по разрушению, повреждению или приведению иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, блокированию транспортных коммуникаций. Обязательным элементом является наличие последствий: по ч. 1 – причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, по ч. 2 – причинение по неосторожности смерть человека, а ч. 3 – причинение смерти по неосторожности смерть двух или более лиц. Согласно примечанию к ст. 267 УК РФ крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

3) субъективная сторона выражается в неосторожной форме вины (легкомыслии или неосторожности).

В соответствии со ст. 26 УК РФ преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Пример – не выполняя замену какой-либо детали, надеялся, что это не повлечет каких-либо негативных последствий. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Читайте также:
Группа лиц: что это такое, описание и особенности

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 N 16

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 декабря 2014 г. N 16

О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ

И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

В связи с вопросами, возникающими у судов при применении норм главы 18 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в целях формирования единообразной судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ “О Верховном Суде Российской Федерации”, постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. Обратить внимание судов на то, что к преступлениям, предусмотренным статьями 131 и 132 УК РФ, относятся половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера в отношении потерпевшего лица (потерпевшей или потерпевшего), которые совершены вопреки его воле и согласию и с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему лицу или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего лица. При этом мотив совершения указанных преступлений (удовлетворение половой потребности, месть, национальная или религиозная ненависть, желание унизить потерпевшее лицо и т.п.) для квалификации содеянного значения не имеет.

2. Под насилием в статьях 131 и 132 УК РФ следует понимать как опасное, так и неопасное для жизни или здоровья насилие, включая побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему лицу физической боли либо с ограничением его свободы.

Если при изнасиловании или совершении насильственных действий сексуального характера потерпевшему лицу был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, содеянное охватывается диспозициями статей 131 и 132 УК РФ; умышленное причинение тяжкого вреда его здоровью требует дополнительной квалификации по соответствующей части статьи 111 УК РФ.

Действия лица, умышленно причинившего в процессе изнасилования или совершения насильственных действий сексуального характера тяжкий вред здоровью потерпевшего лица, что повлекло по неосторожности его смерть, при отсутствии других квалифицирующих признаков следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 131 или частью 1 статьи 132 УК РФ и частью 4 статьи 111 УК РФ.

Убийство в процессе совершения изнасилования или насильственных действий сексуального характера, а также совершенное по окончании этих преступлений по мотивам мести за оказанное сопротивление или с целью их сокрытия, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом “к” части 2 статьи 105 УК РФ и соответствующими частями статьи 131 или статьи 132 УК РФ.

3. Ответственность за изнасилование или совершение насильственных действий сексуального характера с угрозой применения насилия наступает лишь в случаях, если такая угроза явилась средством преодоления сопротивления потерпевшего лица и у него имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.

Под угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (пункт “б” части 2 статьи 131 и пункт “б” части 2 статьи 132 УК РФ) следует понимать не только прямые высказывания, в которых выражалось намерение применения физического насилия к потерпевшему лицу или к другим лицам, но и такие угрожающие действия виновного, как, например, демонстрация оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия.

Если угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью была выражена после изнасилования или совершения насильственных действий сексуального характера с той целью, например, чтобы потерпевшее лицо никому не сообщило о случившемся, такие деяния подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 119 УК РФ и, при отсутствии квалифицирующих признаков, по части 1 статьи 131 УК РФ либо части 1 статьи 132 УК РФ.

4. По смыслу статьи 17 УК РФ, если при изнасиловании или совершении насильственных действий сексуального характера в целях преодоления сопротивления потерпевшего лица применялось насилие или выражалась угроза применения насилия в отношении других лиц (к примеру, близкого родственника потерпевшей), такие действия требуют дополнительной квалификации по иным статьям Особенной части УК РФ.

5. Изнасилование и насильственные действия сексуального характера следует признавать совершенными с использованием беспомощного состояния потерпевшего лица в тех случаях, когда оно в силу своего физического или психического состояния (слабоумие или другое психическое расстройство, физические недостатки, иное болезненное либо бессознательное состояние), возраста (малолетнее или престарелое лицо) или иных обстоятельств не могло понимать характер и значение совершаемых с ним действий либо оказать сопротивление виновному. При этом лицо, совершая изнасилование или насильственные действия сексуального характера, должно сознавать, что потерпевшее лицо находится в беспомощном состоянии.

6. При квалификации изнасилования и насильственных действий сексуального характера в отношении потерпевшего лица, которое находилось в состоянии опьянения, суды должны исходить из того, что беспомощным состоянием может быть признана лишь такая степень опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих (психоактивных) веществ, которая лишала это лицо возможности понимать характер и значение совершаемых с ним действий либо оказать сопротивление виновному лицу. При этом не имеет значения, было ли потерпевшее лицо приведено в такое состояние виновным или находилось в беспомощном состоянии независимо от его действий.

7. Изнасилование и насильственные действия сексуального характера следует считать оконченными соответственно с момента начала полового сношения, мужеложства, лесбиянства и иных действий сексуального характера.

Если лицо осознавало возможность доведения преступных действий до конца, но добровольно и окончательно отказалось от совершения изнасилования или насильственных действий сексуального характера (но не вследствие причин, возникших помимо его воли), содеянное им независимо от мотивов отказа квалифицируется по фактически совершенным действиям при условии, что они содержат состав иного преступления.

Читайте также:
Идентификационная экспертиза: что это такое, описание и особенности

Отказ от совершения изнасилования и насильственных действий сексуального характера возможен как на стадии приготовления к преступлению, так и на стадии покушения на него.

8. В тех случаях, когда несколько изнасилований либо несколько насильственных действий сексуального характера были совершены в течение непродолжительного времени в отношении одного и того же потерпевшего лица и обстоятельства их совершения свидетельствовали о едином умысле виновного на совершение указанных тождественных действий, содеянное следует рассматривать как единое продолжаемое преступление, подлежащее квалификации по соответствующим частям статьи 131 или статьи 132 УК РФ.

9. Если виновным было совершено в любой последовательности изнасилование и насильственные действия сексуального характера в отношении одной и той же потерпевшей, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 131 и 132 УК РФ, независимо от того, был ли разрыв во времени между изнасилованием и насильственными действиями сексуального характера.

10. Изнасилование и насильственные действия сексуального характера следует признавать совершенными группой лиц (группой лиц по предварительному сговору, организованной группой) не только в тех случаях, когда несколькими лицами подвергаются сексуальному насилию одно или несколько потерпевших лиц, но и тогда, когда виновные, действуя согласованно и применяя насилие или угрожая применением насилия в отношении нескольких лиц, затем совершают насильственное половое сношение либо насильственные действия сексуального характера с каждым или хотя бы с одним из них.

Изнасилованием и насильственными действиями сексуального характера, совершенными группой лиц (группой лиц по предварительному сговору, организованной группой), должны признаваться не только действия лиц, непосредственно совершивших насильственное половое сношение или насильственные действия сексуального характера, но и действия лиц, содействовавших им путем применения физического или психического насилия к потерпевшему лицу или к другим лицам. При этом действия лиц, лично не совершавших насильственного полового сношения или насильственных действий сексуального характера, но путем применения насилия или угроз содействовавших другим лицам в совершении преступления, следует квалифицировать как соисполнительство в совершении изнасилования или насильственных действий сексуального характера.

Действия лица, непосредственно не вступавшего в половое сношение или не совершавшего действия сексуального характера с потерпевшим лицом и не применявшего к нему и к другим лицам физического или психического насилия при совершении указанных действий, а лишь содействовавшего совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации виновному либо устранением препятствий и т.п., надлежит квалифицировать по части 5 статьи 33 УК РФ и при отсутствии квалифицирующих признаков – по части 1 статьи 131 УК РФ или по части 1 статьи 132 УК РФ.

11. При квалификации содеянного по пункту “б” части 2 статьи 131 или пункту “б” части 2 статьи 132 УК РФ надлежит исходить из того, что понятие особой жестокости связывается как со способом совершения изнасилования или насильственных действий сексуального характера, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении виновным особой жестокости. При этом необходимо установить, что умыслом виновного охватывалось совершение таких преступлений с особой жестокостью.

Особая жестокость может выражаться, в частности, в пытках, истязании, глумлении над потерпевшим лицом, причинении ему особых страданий в процессе совершения изнасилования или иных действий сексуального характера, в совершении изнасилования или иных действий сексуального характера в присутствии его близких, а также в способе подавления сопротивления, вызывающем тяжелые физические либо нравственные страдания самого потерпевшего лица или других лиц.

12. Ответственность по пункту “в” части 2 статьи 131 УК РФ и (или) по пункту “в” части 2 статьи 132 УК РФ наступает в случаях, когда лицо, заразившее потерпевшее лицо венерическим заболеванием, знало о наличии у него этого заболевания, предвидело возможность или неизбежность заражения и желало или допускало такое заражение, а равно когда оно предвидело возможность заражения потерпевшего лица, но самонадеянно рассчитывало на предотвращение этого последствия. При этом дополнительной квалификации по статье 121 УК РФ не требуется.

Действия виновного подлежат квалификации по пункту “б” части 3 статьи 131 и (или) по пункту “б” части 3 статьи 132 УК РФ как при неосторожном, так и при умышленном заражении потерпевшего лица ВИЧ-инфекцией.

13. К иным тяжким последствиям изнасилования или насильственных действий сексуального характера, предусмотренным пунктом “б” части 3 статьи 131 и пунктом “б” части 3 статьи 132 УК РФ, следует относить, в частности, самоубийство или попытку самоубийства потерпевшего лица, беременность потерпевшей и т.п.

14. К имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего (часть 5 статьи 131 УК РФ, часть 5 статьи 132 УК РФ, часть 6 статьи 134 УК РФ, часть 5 статьи 135 УК РФ) относятся лица, имеющие непогашенную или не снятую в установленном порядке судимость за любое из совершенных в отношении несовершеннолетних преступлений, предусмотренных частями 3 – 5 статьи 131, частями 3 – 5 статьи 132, частью 2 статьи 133, статьями 134, 135 УК РФ. При этом также учитываются судимости за указанные преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет.

15. В отличие от изнасилования и насильственных действий сексуального характера при понуждении к действиям сексуального характера (статья 133 УК РФ) способами воздействия на потерпевшее лицо с целью получения от него вынужденного согласия на совершение указанных действий являются шантаж, угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо использование материальной или иной зависимости потерпевшего лица.

Понуждение к действиям сексуального характера считается оконченным с момента выражения в любой форме соответствующего требования независимо от наличия согласия или отказа потерпевшего лица совершить такие действия либо их реального осуществления.

Не могут рассматриваться как понуждение к действиям сексуального характера или как иные преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности действия лица, добившегося согласия потерпевшей на вступление в половое сношение или совершение действий сексуального характера путем обмана или злоупотребления доверием (например, заведомо ложного обещания вступить в брак и т.п.).

Читайте также:
Договорная подсудность: что это такое, описание и особенности

16. Уголовная ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, достигшим двенадцатилетнего возраста, но не достигшим шестнадцатилетнего возраста, а равно за совершение в отношении указанных лиц развратных действий (статьи 134 и 135 УК РФ) наступает в случаях, когда половое сношение, мужеложство, лесбиянство или развратные действия были совершены без применения насилия или угрозы его применения и без использования беспомощного состояния потерпевшего лица.

По смыслу закона, уголовной ответственности за преступления, предусмотренные частями 1 – 6 статьи 134 УК РФ и частями 1 – 5 статьи 135 УК РФ, подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления восемнадцатилетнего возраста.

17. К развратным действиям в статье 135 УК РФ относятся любые действия, кроме полового сношения, мужеложства и лесбиянства, совершенные в отношении лиц, достигших двенадцатилетнего возраста, но не достигших шестнадцатилетнего возраста, которые были направлены на удовлетворение сексуального влечения виновного, или на вызывание сексуального возбуждения у потерпевшего лица, или на пробуждение у него интереса к сексуальным отношениям.

Развратными могут признаваться и такие действия, при которых непосредственный физический контакт с телом потерпевшего лица отсутствовал, включая действия, совершенные с использованием сети Интернет, иных информационно-телекоммуникационных сетей.

18. Преступления, предусмотренные статьями 134 и 135 УК РФ, следует считать оконченными соответственно с момента начала полового сношения, мужеложства, лесбиянства или развратных действий.

Если после начала полового сношения, мужеложства, лесбиянства или развратных действий к потерпевшему лицу с целью его понуждения к продолжению совершения таких действий применяется насилие или выражается угроза применения насилия, содеянное охватывается статьями 131 и 132 УК РФ и дополнительной квалификации по статьям 134 и 135 УК РФ не требует.

19. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или развратные действия, совершенные без применения насилия или угрозы его применения и без использования беспомощного состояния потерпевшего лица одновременно или в разное время в отношении двух или более лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, в соответствии с положениями части 1 статьи 17 УК РФ не образуют совокупности преступлений и подлежат квалификации по части 4 статьи 134 или части 3 статьи 135 УК РФ при условии, что ни за одно из этих деяний виновный ранее не был осужден.

20. Судам следует иметь в виду, что уголовной ответственности за деяния, предусмотренные примечанием к статье 131 УК РФ, в соответствии с положениями части 2 статьи 20 УК РФ подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.

21. Разъяснить судам, что деяния, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных частями 2 – 4 статьи 135 УК РФ, могут быть квалифицированы по пункту “б” части 4 статьи 132 УК РФ лишь при доказанности умысла на совершение развратных действий в отношении лица, не достигшего двенадцатилетнего возраста.

22. Применяя закон об уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 131 – 135 УК РФ, в отношении несовершеннолетних, судам следует исходить из того, что квалификация преступлений по соответствующим признакам (к примеру, по пункту “а” части 3 статьи 131 УК РФ) возможна лишь в случаях, когда виновный знал или допускал, что потерпевшим является лицо, не достигшее восемнадцати лет или иного возраста, специально указанного в диспозиции статьи Особенной части УК РФ.

23. Обратить внимание судов на запрет назначения осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, условного осуждения (пункт “а” части 1 статьи 73 УК РФ), на особенности условно-досрочного освобождения от отбывания наказания таких лиц (пункты “г” и “д” части 3, часть 4.1 статьи 79 УК РФ), на особенности замены им неотбытой части наказания более мягким видом наказания (части 2 и 4 статьи 80 УК РФ) и отсрочки отбывания наказания (часть 1 статьи 82 УК РФ), на возможность назначения принудительных мер медицинского характера лицам, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (пункт “д” части 1 статьи 97 УК РФ), а также на особенности назначения наказания лицам, совершившим половое сношение или развратные действия с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, то есть за преступления, предусмотренные частью 1 статьи 134 и частью 1 статьи 135 УК РФ, в случае, если разница в возрасте между потерпевшей (потерпевшим) и подсудимым (подсудимой) составляет менее четырех лет (примечание 2 к статье 134 УК РФ).

24. Рекомендовать судам, учитывая специфику дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, при их рассмотрении устранять вопросы, не имеющие отношения к делу, своевременно пресекать нетактичное поведение участников судебного разбирательства, при изложении описательно-мотивировочной части судебного решения по возможности избегать излишней детализации способов совершения преступлений, соблюдая при этом общие требования уголовно-процессуального закона.

25. Принимая во внимание повышенную общественную опасность преступлений, предусмотренных статьями 131 – 135 УК РФ, совершенных в отношении несовершеннолетних, судам следует выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению таких преступлений, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом. Согласно части 4 статьи 29 УПК РФ необходимо обращать внимание соответствующих организаций и должностных лиц на выявленные факты нарушений закона путем вынесения частных определений или постановлений.

26. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 11 “О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации” (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 14 июня 2013 г. N 18).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: